Программа лфк при реабилитации больных с травматической болезнью спинного мозга. Лечебная физкультура как основное средство физической реабилитации Лфк в комплексной реабилитации пациентов
Реабилитация – комплексная многоплановая проблема, имеющая различные аспекты, – медицинский, физический, психический, профессиональный, социально-экономический, направленная не только на физическое восстановление и сохранение, но и на возможно полное восстановление (сохранение) личности и социального статуса. Во многих странах расширяется подготовка таких специалистов, получивших название реабилитологов физического состояния или кинезитерапевтов. Одним из важнейших аспектов подготовки реабилитологов является лечебная физическая культура.
Цель реабилитации – достижение полного восстановления нарушенных вследствие заболевания или травмы функций, либо, если это нереально - оптимальная реализация физического, психического и социального потенциала инвалида, наиболее адекватная интеграция его в обществе.
Основные принципы медицинской реабилитации наиболее полно изложены одним из ее основоположников К. Ренкером (1980):
q Реабилитация должна осуществляться, начиная с самого возникновения болезни или травмы и вплоть до полного возвращения человека в общество (непрерывность и основательность).
q Проблема реабилитации должна решаться комплексно, с учетом всех ее аспектов (комплексность).
q Реабилитация должна быть доступной для всех, кто в ней нуждается (доступность).
q Реабилитация должна приспосабливаться к постоянно меняющейся структуре болезней, а также учитывать технический прогресс и изменения социальных структур (гибкость).
С учетом непрерывности выделяют стационарный, амбулаторный, а в некоторых странах (Польша, Россия) - иногда еще и санаторный этапы медицинской реабилитации.
Поскольку одним из ведущих принципов реабилитации является комплексность воздействий, реабилитационными могут называться лишь те учреждения, в которых проводится комплекс медико-социальных и профессионально-педагогических мероприятий. Выделяют следующие аспекты этих мероприятий:
1. Медицинский аспект - включает вопросы лечебного, лечебно-диагностического и лечебно-профилактического плана.
2. Физический аспект - охватывает все вопросы, связанные с применением физических факторов (физиотерапия, ЛФК, механо- и трудотерапия), с повышением физической работоспособности.
3. Психологический аспект - ускорение процесса психологической адаптации к изменившейся в результате болезни жизненной ситуации, профилактика и лечение развивающихся патологических психических изменений.
4. Профессиональный аспект - у работающих лиц - профилактика возможного снижения или потери трудоспособности; у инвалидов, по возможности, восстановление трудоспособности; сюда входят вопросы определения трудоспособности, трудоустройства, профессиональной гигиены, физиологии и психологии труда, трудового обучения переквалификации.
5. Социальный аспект - охватывает вопросы влияния социальных факторов на развитие и течение болезни, социального обеспечения трудового и пенсионного законодательства, взаимоотношение больного и семьи, общества и производства.
6. Экономический аспект - изучение экономических затрат и ожидаемого экономического эффекта при различных способах восстановительного лечения, формах и методах реабилитации для планирования медицинских и социально-экономических мероприятий.
Лечебная физкультура является одним из наиболее важных и действенных методов медицинской реабилитации, который находит самое широкое применение при заболеваниях различной этиологии с многообразными клиническими синдромами. Это определяется, с одной стороны, широтой воздействия лечебных физических упражнений на различные функциональные системы организма – сердечно-сосудистую, дыхательную, опорно-двигательную, нервную, эндокринную, а с другой – тренирующим и восстановительным эффектом этих упражнений при дефиците различных функций организма.
Физическая культура и спорт представляют собой вид человеческой деятельности, который оказывает определяющее влияние на формирование человека как личности и его здоровье, на развитие производства и общественных отношений.
Лечебная физкультура, являясь профилирующим направлением физической культуры, использует средства и методы физической культуры и спорта для формирования и развития физических качеств и двигательной активности больного человека, лечения его заболевания, восстановления здоровья и работоспособности.
Поскольку духовное и физическое начало взаимозависимы и в своем развитии составляют целое с социальным статусом человека, то различные организационные формы физической культуры позволяют эффективно решать задачи восстановления физических, душевных и социальных качеств, нарушенных или утраченных в результате заболевания, повреждения организма.
Доказательством ведущего значения лечебной физкультуры в системе принятых в медицине комплексных реабилитационных мероприятий служит огромный научно-профилактический опыт применения ЛФК при заболеваниях и травмах, который показывает, что ЛФК не только способствует восстановлению физического, соматического здоровья, но и существенно влияет на аспекты психологической и социальной реабилитации больного, инвалида.
Следует отметить наличие терминологических различий в обозначении лечебной физкультуры, которые существовали ранее и существуют в настоящее время в нашей стране и в зарубежной медицине: кинетотерапия, врачебная гимнастика, кинезотерапия, функциональная терапия, эрготерапия, физиотерапия и др.
Тем не менее, в основе всех перечисленных методов лечения лежат физические упражнения, физические тренировки.
Применительно к использованию физических упражнений с лечебно-реабилитационной целью наиболее адекватным сущности процесса лечения и реабилитации является термин физическая реабилитация.
Хотя последняя может включать, кроме физических тренировок и собственно физиотерапию (преформированные физические факторы - аппаратную физиотерапию и бальнеологию).
Физиологический механизм и лечебно-профилактическое действие физической тренировки основаны на теории нервизма (И.М. Сеченов, И.П. Павлов и др.), которая позднее была дополнена фундаментальными исследованиями нейрогуморальной регуляции при физических упражнениях, универсальной концепцией о системной организации движений и их управлении на кибернетических принципах обратных связей, положениями биологической теории адаптации и компенсации нарушенных функций.
Еще в XIX веке И.М.Сеченов писал: "Все проявления жизни человека, сознательные или несознательные по происхождению представляют собой рефлекторные акты".
И.П. Павлов постулировал, что двигательные навыки - это усовершенствованные условные рефлексы, которые человек повторяет, постоянно их совершенствуя и доводя до автоматизма.
В процессе формирования двигательного стереотипа, как показывают результаты экспериментальных и клинических исследований, осуществляется системная регуляция двигательных функций и ее биоэнергетическое обеспечение с участием различных уровней регуляции.
Следует обратить внимание на установленную способность физических упражнений не только восстанавливать нарушенный заболеванием двигательный стереотип, но и осуществлять, в случаях полной утраты функции мышцы, поиск, выбор и тренировку новых рефлекторных путей, то есть нейромоторное перевоспитание.
Такую возможность надо иметь ввиду прогнозируя программу физической реабилитации у больных с параличами и парезами в результате заболеваний и травм центральной и периферической нервной системы, опорно-двигательной системы, при инсульте.
Моторные реакции больного зависят не только от сохранности двигательных путей, но и от полноценности химических реакций, поставляющих энергию для мышечных сокращений и выполнения физической работы во времени.
Регулярные физические тренировки направлены на стимуляцию как клеточных механизмов биоэнергетики (митохондрии клетки), так и активацию всей системы метаболических процессов с улучшением окислительно-восстановительной фазы обмена веществ в организме и развитием аэробных механизмов энергообеспечения.
Поэтому тренировка функциональных резервов кардиореспираторной системы, которая осуществляет снабжение организма кислородом при физических нагрузках, важна для всех реабилитируемых больных, инвалидов, а для больных инфарктом миокарда является главной целью.
При наличии органических изменений в органе, отдельной системе функциональная система организма включает механизмы саморегуляции перестройки и компенсации нарушенных функций.
Лечебная физкультура наилучшим образом помогает расширить функциональные возможности организма.
Постепенная адаптация к возрастающим физическим нагрузкам становится физиологической основой приспособления больного к измененным условиям жизнедеятельности организма и к измененным условиям существования во внешней среде.
Тяжелые заболевания и травмы в остром периоде, операции вынуждают больного к абсолютному или относительному покою.
В это время к морфофункциональным изменениям, вызванным патологическим процессом, присоединяются симптомы ограничения движений и снижения уровня энергетических затрат, проприоцептивной импульсации и моторно-висцеральных взаимоотношений.
Ранняя активизация двигательной активности больных устраняет гипокинетический синдром и уменьшает вероятность таких осложнений, как гипостатическая пневмония, тромбозы и эмболии, атония желудочно-кишечного тракта и др.
Физические упражнения положительно влияют на психологическое состояние пациента.
Раннее назначение физических упражнений помогает снизить эмоциональный стресс, чувство тревоги и степень депрессии, обусловленные угрозой жизни и инвалидизации при инфаркте, инсульте, тяжелой травме.
Регулярные тренировки, улучшая состояние больного и физическую подготовленность, повышают уровень самооценки здоровья.
Психологический аспект физической реабилитации связан с тем, что лечебная физкультура является одновременно и лечебным и педагогическим процессом.
Воспитательное, образовательное значение физических тренировок заключается в формировании "физкультурной грамотности", ценностных ориентиров и потребности больного, инвалида в активном и сознательном участии в восстановлении здоровья, развитии и совершенствовании двигательных навыков.
Обучение физическим упражнениям, освоение программы физической реабилитации должно быть побудительным стимулом к достижению наиболее значимого индивидуального реабилитационного эффекта с учетом состояния здоровья и социально-психологических особенностей личности.
Для этого недостаточно научить больного правильному выполнению тех или иных физических упражнений и двигательных действий, ему следует объяснить цель и задачи физической реабилитации, физиологическое действие и методические особенности физической тренировки, подтверждать результативность реабилитационных мероприятий объективными методами, обучать простым методам самоконтроля переносимости и эффективности физической тренировки (динамика пульса, АД, силы мышц, объема движений в суставах, скорости передвижения и расстояния в ходьбе и пр.).
Таким образом, к воспитательным, образовательным задачам физической реабилитации относится овладение больным, инвалидом целостной системой знаний, необходимых для сознательного освоения двигательных умений и навыков, их физического совершенствования и развития индивидуальных способностей к бытовой, трудовой и профессиональной деятельности.
В конечном итоге, реализация программы физической реабилитации в комплексе с другими методами медицинской и социальной реабилитации помогает улучшить качество жизни больного, инвалида.
Технология физической реабилитации включает различные системы гимнастических упражнений, спортивно-прикладных и игровых, которые получили научное обоснование и успешно применяются в форме лечебной гимнастики, гидрокинезотерапии, механотерапии, упражнения на тренажерах.
К методам физического воздействия пассивного характера относятся мануальная терапия и массаж.
Последовательное применение средств физкультуры и спорта в реабилитации больных и инвалидов зависит от этапа реабилитации, тяжести клинических проявлений заболевания и особенностей нозологических форм.
Эти факторы определяют показания и противопоказания к физической активности больных, выбор средства физической реабилитации и его дозирование, патогенетическую направленность физических упражнений.
Для успешной реализации программ физической реабилитации необходимо выполнение следующих организационно-методических условий:
Ранняя нарастающая активизация режима движений больного от начала болезни до выздоровления;
Применение патогенетически обоснованных методов ЛФК широкого диапазона;
Соблюдение методических принципов физической тренировки: постепенности, повторности, регулярности и длительности, доступности физических упражнений;
Дифференциация задач и направленности общей и специальной физической тренировки в индивидуальной программе физической реабилитации для каждого больного;
Врачебный контроль адекватности физических нагрузок, их коррекция и оценка эффективности;
Рациональное сочетание средств ЛФК и других методов комплексного восстановительного лечения;
Точное дозирование физических нагрузок в диапазоне безопасной для больного двигательной активности.
Традиционное понятие о реабилитации, сложившееся в XX веке в России и за рубежом, предусматривает комплексные мероприятия, направленные на восстановление здоровья, физической, психической и социальной активности лиц, частично или полностью утративших здоровье и трудоспособность в результате заболевания и травмы.
Таким образом, полноценная реабилитация больного и инвалида по состоянию здоровья зависит от эффективности действия команды медицинских работников, педагогов и работников социальной сферы, государственных и общественных организаций.
При этом состояние и уровень развития здравоохранения, образования, экономики и социального обеспечения напрямую определяют качество жизни человека, в том числе его здоровье и возможности полноценного восстановления трудоспособности при заболеваниях и повреждениях.
К сожалению, как показал 1-й Российский конгресс "Реабилитационная помощь населению в Российской Федерации", в настоящее время не решен целый ряд организационных вопросов реабилитационной службы, недостаточно взаимодействие министерств труда, здравоохранения и образования, оставляют желать лучшего социально-экономические условия жизни общества и обеспечения больных и инвалидов.
Несмотря на определенные успехи в развитии лечебной физкультуры реализация метода в системе реабилитационных мероприятий у больных и инвалидов зависит от решения следующих актуальных проблем:
Обновление медицинской и реабилитационной техникой отделений лечебной физкультуры;
Внедрение автоматизированных систем контроля эффективности физической тренировки с моделированием оптимальных режимов восстановления движений;
Разработка новых научно-обоснованных методик и комплексных систем физической реабилитации;
Создание стандартов физической реабилитации больных и инвалидов в травматологии, неврологии, кардиологии, хирургии, онкологии, включая послеоперационный период восстановления здоровья и трудоспособности;
Оптимизация Государственных стандартов вузовского и послевузовского образования по реабилитации;
Повышение качества восстановительного лечения средствами физкультуры и спорта в отделениях лечебной физкультуры врачебно-физкультурных диспансеров, в отделениях восстановительного лечения специализированных клиник и больниц общего профиля, в центрах реабилитации и профилактики, санаторно-курортных учреждениях, обеспечивая преемственность и этапность реабилитационных мероприятий.
Журавлева А.И
Самостоятельная контрольная работа по теме: Роль и место лечебной физической культуры(ЛФК) в системе медицинской реабилитации. ЛФК при нарушениях мозгового кровообращения Выполнила студентка 2 курса з/о АФКБ Коротеева Мария Дмитриевна 2014г
Роль и место лечебной физической культуры в системе медицинской реабилитации имеет первостепенное значение. Под лечебной физической культуры (ЛФК) понимается применение средств физической культуры к больному человеку с лечебно-профилактической целью для более быстрого и полноценного восстановления здоровья и трудоспособности и предупреждения последствий патологического процесса. Лечебная физическая культура широко используется в больницах, поликлиниках, санаториях, школах, интернатах. Лечебная физическая культура как составная часть системы физического воспитания и физической культуры является лечебно-педагогическим процессом и решает специальные задачи. Она призвана восстанавливать нарушенное здоровья, ликвидировать сформировавшуюся неполноценность физического развития, моральных и волевых качеств заболевших, содействовать восстановлению их трудоспособности, иначе говоря, их всесторонней биологической и социальной реабилитации.
Лечебная физическая культура является также лечебно-восстановительном процессом, поскольку воспитывает у больного сознательное отношение к использованию физических упражнений прививает ему гигиенические навыки, предусматривает его участие в регулировании двигательного режима, воспитывает правильное отношение к закаливанию естественными факторами (солнце, воздух, вода).
На основании данных физиологии мышечной деятельности и клиникофункциональным исследований сформулированы следующие основные принципы достижения тренированности: Систематичность (подбор и распределение упражнений, их дозировка, последовательность) система занятий диктуется задачами тренировки. Регулярность занятий предполагает их ритмичное повторение и соответственно чередование нагрузок и отдыха. В лечебной физической культуре (ЛФК) под регулярностью обычно понимается регулярность занятий. Длительность. Эффективность физических упражнений прямо зависит от длительности занятий. Начав занятия физическими упражнениями под руководством специалистов в лечебно-профилактическом учреждении, больной обязательно должен продолжать эти занятия самостоятельно в домашних условиях. С выздоровлением некоторые лечебные методы (медикаментозные, физиотерапевтические, бальнеологические) ограничиваются или исключаются, а удельный вес лечебной физкультуры (ЛФК) возрастает.
Постепенное повышение физической нагрузки. В процессе тренировки возрастает функциональные возможности и способности организма, поэтому должна повышаться физическая нагрузка. Это один из путей физического совершенствования организма. Индивидуализация. Необходимо учитывать индивидуальные, физиологические и психологические особенности каждого занимающегося, сильные и слабые стороны его организма, тип высшей нервной деятельности (ВНД), тренированность больного, особенности основного заболевания. Разнообразие средств. В ЛФК рационально сочетаются дополняя друг друга, гимнастические, спортивные, игровые, прикладные и другие виды упражнений, для разностороннего воздействия на организм.
К основным положительным сторонам метода ЛФК относятся: Глубокая физиологичность и адекватность Универсальность, под которой понимается широкий спектр действий – нет ни одного органа, который не реагировал бы на движения. Широкий диапазон влияния ЛФК обеспечивается вовлечением всех уровней центральной нервной системы, эндокринных и гуморальных факторов. Отсутствие отрицательного побочного действия (при правильной дозировке физической нагрузки и рациональной методике занятий) Возможность длительность применения, которое не имеет ограничений, переходя из лечебного в профилактическое и общеоздоровительное Формирование нового динамического стереотипа, реактивного устраняющего или ослабляющего патологический стереотип. В нормальном стереотипе преобладает моторика, в его восстановлении и заключается общая задача ЛФК. Перевод всех физиологических систем стареющего (и не только) организма на новый, более высокий уровень, что обеспечивает повышение жизнеспособности и накоплению энергии. Оптимальный двигательный режим задерживает старение.
Лечебное воздействие специальных физических упражнений выражается в тонизирующем влиянии, формировании компенсаций, трофическом воздействии и нормализации функций. Основой лечебного действия физический упражнений и других средств ЛФК считается воздействие на нервную систему, которая тем самым регулирует функции пораженных органов и систем, стимулирует механизмы выздоровления и восстановления.
ЛФК при нарушениях мозгового кровообращения Нарушение мозгового кровообращения, сопровождающееся кровоизлиянием в мозг, называется инсультом. Инсульт делят на геморрагический и ишемический инфаркт мозга. Тяжесть инсульта зависит от объема повреждений, причинных нарушением кровообращения. В тяжелых случаях наблюдается общие симптомы – потеря сознания, нарушения сердечной деятельности, дыхания, одновременно возникает нарушения двигательной функции. Средства ЛФК при геморрагическом инсульте назначают при полной стабилизации состояния больного. Если инсульт сочетается с гипертонической болезнью, то все занятия лечебной физкультуры зависит от значения артериального давления. Нарушения мозгового кровообращения возникает при атеросклерозе. При ушибах и сотрясении мозга. Главным признаком нарушения мозгового кровообращения является головокружения, расстройство статического равновесия, нарушений сердечного ритма, тошнота, рвота. Лекарственная терапия может остановить течение болезни. Но вернуть возможность двигаться она не в силах. Помочь в этом могут только специальные гимнастические упражнения. В основе ранней реабилитации после динамического нарушения мозгового нарушения, с целью полного восстановления двигательной функции показана кинезотерапия. Особенно она необходима в восстановлении моторики. В начале заболевания развивается полный вялый паралич, который через 1-2недели постепенно сменяется спастическим и начинают формироваться контуры в сгибателях руки и разгибателях ноги. Процесс восстановления начинается через несколько дней и длится годы. Движения в ноге восстанавливается быстрее, чем в руке.
Ранний период 2-5суток. Применяют специальные дыхательные упражнения пассивные, полупассивные. Промежуточный период от 5 до 30 суток. Лечение положением. Активная дыхательная гимнастика. Лечение положением. Общий массаж. Лечебная гимнастика. Поздний период от1до 4мес. Применяется специальная лечебная гимнастика. Ортостатическая гимнастика. Общеукрепляющая гимнастика. Специальная гимнастика. Обучение стоянию и ходьбе. Ходьба в различных вариантах (ходьба с постепенном ускорением и замедлением). Упражнения с предметами. Результативный период до2лет. Восстановление бытовых и трудовых навыков. Общеукрепляющая и специальная гимнастика. Трудотерапия. Упражнения требуются проделывать плавно, они не должны вызывать острых болей. Упражнения следует повторять много раз, делать паузы для дыхания, следить за планам и ритмичным дыханием. Задачи ЛФК. Восстановить функции движения; содействовать снижению повышенного тонуса мышц и уменьшению выраженности содружественных движений; способствовать общему оздоровлению и укреплению организма; улучшить эмоциональный статус. Занятия ЛФК назначают с 2-5 дня с начала заболевания после дня с начала исчезновения явлений коматозного состояния.
Литература 1. Епифанов В.А. и др. Лечебная физическая культура. М.: 1987. 2. Попов С.Н., Дамскер И.С. Лечебная физическая культура. М.: Физкультура и спорт. 1988.
Описание презентации по отдельным слайдам:
1 слайд
Описание слайда:
Тема: «Роль и место ЛФК в системе медицинской реабилитации» Малышева Елена Викторовна
2 слайд
Описание слайда:
Лечебная физкультура (ЛФК) – метод, использующий средства физической культуры с лечебно-профилактической целью для более быстрого и полноценного восстановления здоровья и предупреждения осложнений заболевания. ЛФК предусматривает сознательное и активное выполнение больными соответствующих физических упражнений. В процессе занятий больной приобретает навыки в использовании естественных факторов природы с целью закаливания, физических упражнений - с лечебными и профилактическими целями. Это позволяет считать занятия лечебной физической культурой лечебно-педагогическим процессом.
3 слайд
Описание слайда:
Действующим фактором ЛФК являются физические упражнения. Это специально организованные (гимнастические, спортивно-прикладные, игровые)движения, которые применяются в качестве неспецифического раздражителя с целью лечения и реабилитации. Физические упражнения оказывают разнообразное действие в зависимости от их подбора, методики выполнения и физической нагрузки, способствуют восстановлению не только физических, но и психических сил. В. К. Добровольский выявил четыре основных механизма лечебного действия физических упражнений: тонизирующего влияния, трофического действия, формирования компенсаций, нормализации функций.
4 слайд
Описание слайда:
Реабилитация – это комплекс медицинских, юридических, социально- экономических, педагогических мероприятий, направленных на восстановление или компенсацию нарушенных функций организма (здоровья физического или психического) и трудоспособности больных и инвалидов, а также на восстановление нарушенных социальных связей.
5 слайд
Описание слайда:
Медицинская реабилитация – объединяет лечебные меры, направленные на восстановление здоровья человека – нарушенных или утраченных функций организма, приведших к инвалидности. Т.О.медицинская реабилитация включает мероприятия по предотвращению инвалидности в период заболевания и помощь индивиду в достижении максимальной физической, психической, социальной, профессиональной и экономической полноценности, на которую он будет способен в рамках существующего заболевания.
6 слайд
Описание слайда:
Для успешной реабилитации необходимы: раннее начало восстановительных мероприятий, этапное преемственное лечение от начала заболевания до его исхода, комплексный характер лечения, включающего все виды восстановительного лечения и трудовой реабилитации, индивидуализация мероприятий с учетом личностных особенностей больного.
7 слайд
Описание слайда:
В России в систему реабилитации больных и инвалидов входят лечебно-реабилитационные учреждения (медицинские и санаторно-курортные), реабилитационные центры, общественные организации лиц, имеющих инвалидность и др.
8 слайд
Описание слайда:
Организм больного находится в неблагоприятных условиях не только из-за патологических изменений, но и вследствие вынужденной гипокинезии. Покой во время болезни необходим: он облегчает функционирование, как пораженного органа, так и всего организма, снижает потребность в кислороде и питательных веществах, способствует более экономной работе внутренних органов, восстанавливает тормозные процессы в центральной нервной системе (ЦНС). Но если ограничение двигательной активности продолжается долго, то снижение функций важнейших систем становится стойким, ослабевают процессы возбуждения в ЦНС, ухудшается функциональное состояние сердечно-сосудистой и дыхательной систем, а также трофика всего организма, создаются условия для возникновения различных осложнений, выздоровление затягивается.
9 слайд
Описание слайда:
Было доказано, что информация о работе мышц по нервным, и гуморальным каналам поступает в ЦНС и центр эндокринной системы (гипоталамус),там интегрируется, а затем эти системы регулируют функции внутренних органов и их трофику
10 слайд
Описание слайда:
11 слайд
Описание слайда:
Использование средств физической культуры и массажа в лечебных целях имеет давнюю историю. Китайские медики применяли растирания и вытягивание суставов при многих заболеваниях. Считают, что профилактическая (превентивная) медицина зародилась в Древнем Китае. Китайцы уделяли много внимания профилактике болезней. Афоризм «Настоящий врач не тот, кто лечит заболевшего, а тот, кто предотвращает болезнь» принадлежит китайцам. В Древней Индии у йогов насчитывалось более 800 различных дыхательных упражнений, особенно много – на задержку дыхания, применяемых с профилактической целью и для лечения многих заболеваний. В Древнем Риме лечебная гимнастика достигла высокого уровня развития: особенно широко применялись телесные упражнения, массаж и гидропроцедуры в термах (банях). В сборнике Орибаза, написанном в 360 г. н.э., были собраны все материалы того времени, при этом лечебной гимнастике отводится целая книга. Египтяне ревматические болезни лечили гимнастическими упражнениями, массажем, диетой, водными процедурами.
12 слайд
Описание слайда:
В России физические упражнения с лечебной целью стали применяться уже в XVIII в. Так, в трудах выдающихся русских медиков Н.И. Пирогова, С.П. Боткина, П.Ф. Лесгафта и многих других содержатся высказывания по поводу значения и применения физических упражнений, закаливания для лечения заболеваний. В 1870 г. в Медико-хирургической академии Петербурга была защищена первая докторская диссертация по лечебной физкультуре (Г.Г. Бенезе. Рациональная гимнастика как средство сохранять здоровье и исцелять некоторые хронические недуги).
13 слайд
Описание слайда:
В России после первой мировой войны начинают широко развиваться реабилитация раненых и инвалидов. Организуются профилактории для инвалидов войны, а также специальные школы для детей-калек. В ряде госпиталей и лазаретов применялись способы функционального лечения переломов Большое влияние на состояние лечебной физкультуры оказало создание отделения ЛФК в таких крупных научно-исследовательских учреждениях, как Государственный институт физиотерапии и ортопедии, Институт скорой помощи им. Н.В. Склифосовского
14 слайд
Описание слайда:
Наиболее распространена 3-этапная система реабилитации: больница - стационарный центр реабилитации или санаторий - поликлиника (санаторий). На всех этапах реабилитации широко применяется лечебная физическая культура. На больничном этапе лечебная физическая культура (при раннем ее применении) предупреждает развитие осложнений, приводящих к снижению трудоспособности. В процессе занятий больной обучается правильному положению в постели, пассивным движениям, адаптируется к расширению объема движений в положении сидя, затем стоя, обучается ходьбе. При долгосрочной реабилитации лечебная физическая культура направлена на устранение нарушенных функций, развитие компенсаций, общее укрепление организма.
15 слайд
Описание слайда:
В стационарном центре реабилитации лечебная физическая культура преследует цель дальнейшей активизации больного, подготовки его к бытовой деятельности, восстановления навыков по самообслуживанию, тренировки в ходьбе, создания основ для применения трудотерапии. В поликлинике лечебная физическая культура направлена на дальнейшее восстановление функций, а в необходимых случаях - на совершенствование компенсаций, подготовку больного к общественно полезному труду. Двигательные качества повышаются с помощью тренировки. Наряду с гимнастическими упражнениями широко используются спортивно-прикладные упражнения и игры.
Основными задачами медицинской реабилитации являются ускорение восстановительных процессов и предотвращение или уменьшение опасности инвалидизации. Невозможно обеспечить функциональное восстановление, если не учитывать естественного стремления организма к движению (кинезофилия). Поэтому ЛФК должна стать главным звеном медицинской реабилитации больных.
В процессе реабилитационного лечения средства ЛФК используются в трех направлениях - в восстановительной, поддерживающей и профилактической терапии, причем главным направлением является восстановительное лечение, отражающее задачи медицинской реабилитации. Как метод поддерживающей терапии ЛФК применяется в тех случаях, когда достигнут так называемый предельный успех в восстановительном лечении, а патологические изменения приобрели относительную стабильность. Чаще всего это имеет место на завершающем этапе медицинской реабилитации. ЛФК как метод профилактической терапии рассматривается в качестве неспецифического предупреждения осложнений, обусловленных малоподвижным или резко ограниченным двигательным режимом, а также сдерживания развития возможных отклонений в системах организма [Каптелин А.Ф., 1995].
Сущность метода ЛФК состоит в том, что он биологичен и адекватен для больного человека. Его характерной особенностью является применение физических упражнений, т.е. создание условий для активного участия больного в лечебно-восстановительном процессе на всех этапах медицинской реабилитации.
Биологической основой ЛФК является движение - важнейший естественно-биологический стимулятор организма, который стал первейшей потребностью современного человека.
Социальное значение ЛФК обусловлено ее влиянием на здоровье человека. Социальное и биологическое в ЛФК рассматриваются в интегральном единстве. Физиологическая основа ЛФК состоит в медицинской реабилитации, рассматривающей влияние физических упражнений на функциональное состояние организма человека в норме и при патологии.
Характерной чертой ЛФК является не только восстановление пораженной системы, но и оздоровление всего организма больного, что имеет важное значение в построении реабилитационного процесса [Журавлева А.И., 1995; Каптелин А.Ф., 1995; Чоговадзе А.В., 1995, и др.].
Основные и наиболее общие принципы применения ЛФК как метода медицинской реабилитации в клинической практике:
целенаправленность методик ЛФК, предопределяемая конкретным функциональным дефицитом в двигательной, чувствительной, вегетативно-трофической сфере, сердечно-сосудистой и дыхательной деятельности;
дифференцированность методик ЛФК в зависимости от типологии функционального дефицита, а также от степени его выраженности;
адекватность нагрузки ЛФК
индивидуальным возможностям больного, оцениваемым по общему состоянию, состоянию кардиореспираторной и локомоторной систем и по резервным возможностям дефицитарной функцио
нальной системы на конкретном этапе заболевания, с
целью достижения тренирующего эффекта;
своевременность применения методик ЛФК на раннем этапе заболевания или послеоперационного периода с целью максимально возможного использования сохранных функций для восстановления нарушенных, а также для наиболее эффективного и быстрого развития приспособления при невозможности полного восстановления функционального дефицита;
последовательная стимуляция активных воздействий путем расширения средств ЛФК, возрастания тренировочных нагрузок и тренирующего воздействия на определенные функции и на весь организм больного;
функционально оправданная комбинированность применения различных средств ЛФК в зависимости от периода заболевания, функционального дефицита, степени его выраженности, прогноза восстановления функций и присоединения осложнений (контрактуры, синкинезии, боли, трофические нарушения и др.), а также этапа реабилитации пациента;
комплексность применения методик ЛФК
(в сочетании с другими методами - медикаментозной терапией, физиобальнео- и иглорефлексотерапией, гипербарической оксигенацией, аппаратолечением, ортопедическими
мероприятиями и др.).
Перечисленные принципы применения средств ЛФК являются обязательными как при построении лечебного комплекса на конкретный сеанс и курс, так и при выработке программы реабилитации для данного пациента или группы одноплановых больных [Найдин В.Л., 1990; Журавлева А.И., 1996].