Выстрел авроры. Ночь красных вождей: Как на самом деле брали Зимний дворец
Миф о «залпе Авроры» родился буквально на следующий день после штурма Зимнего дворца, сигналом к которому послужил выстрел с легендарного крейсера. Такие сведения стали появляться в местной печати. Впоследствии, уже в сталинские годы версия о том, что «Аврора» стреляла по Зимнему настоящими снарядами активно тиражировалась: так об этом было написано в «Кратком курсе истории ВКП(б)», во МХАТе был поставлен спектакль «Залп Авроры», по которому в 1960-е годы вышел одноименный фильм; в 1937 году Михаил Ромм снял фильм «Ленин в октябре», где на этом эпизоде также акцентируется зрительское внимание. Не обошел стороной миф о «залпе» и литературу: Алексей Толстой в «Хождении по мукам» пишет о пробитой снарядом крыше Зимнего дворца.
Примеры использования
Это было все, что осталось от еще недавно шумной и пьяной сутолоки столицы. Ушли праздные толпы с площадей и улиц. Опустел Зимний дворец, пробитый сквозь крышу снарядом с «Авроры». (Алексей Толстой. «Хождение по мукам». Книга 2)
21 октября во все революционные части войск были посланы большевиками комиссары Военно-революционного комитета. Все дни до восстания в войсковых частях, на фабриках и заводах шла энергичная боевая подготовка. Определенные задания получили также боевые суда — крейсер «Аврора» и «Заря свободы» <…> Революционные части войск, подготовленные к восстанию работой большевиков, точно выполняли боевые приказы и дрались бок о бок с Красной гвардией. Морской флот не отстал от армии. Кронштадт был крепостью большевистской партии, где давно уже не признавалась власть Временного правительства. Крейсер «Аврора» громом своих пушек, направленных на Зимний дворец, возвестил 25 октября начало новой эры — эры Великой социалистической революции. (Краткий курс истории ВКП(б))
Действительность
Первыми — и главными разоблачителями мифа стали сами матросы с крейсера «Аврора». На следующий день после описываемых событий в газете «Правда» появилась статья, в которой моряки пытались доказать, что никакого обстрела Зимнего с их стороны не было: если бы крейсер стрелял «по-настоящему», был бы полностью разрушен не только дворец, но и прилегающие к нему районы, утверждали они. Текст опровержения был таким:
«Ко всем честным гражданам города Петрограда от команды крейсера «Аврора», которая выражает свой резкий протест по поводу брошенных обвинений, тем более обвинений не проверенных, но бросающих пятно позора на команду крейсера. Мы заявляем, что пришли не громить Зимний дворец, не убивать мирных жителей, а защитить и, если нужно, умереть за свободу и революцию от контрреволюционеров.
Печать пишет, что «Аврора» открыла огонь по Зимнему дворцу, но знают ли господа репортеры, что открытый нами огонь из пушек не оставил бы камня на камне не только от Зимнего дворца, но и от прилегающих к нему улиц? А разве это есть на самом деле?
К вам обращаемся, рабочие и солдаты г. Петрограда! Не верьте провокационным слухам. Не верьте им, что мы изменники и погромщики, и проверяйте сами слухи. Что касается выстрелов с крейсера, то был произведен только один холостой выстрел из 6-дюймового орудия, обозначающий сигнал для всех судов, стоящих на Неве, и призывающий их к бдительности и готовности. Просим все редакции перепечатать.
Председатель судового комитета
А. Белышев
Тов. председателя П. Андреев
Секретарь /подпись/». («Правда», № 170, 27 октября 1917 г.)
На многие годы, пока официальной пропаганде был выгоден миф о мощи революционного оружия, в котором единственный холостой выстрел разрастался до целого залпа боевых орудий, об этой заметке никто не вспоминал. Уже во времена хрущевской «оттепели» этот текст появился в журнале «Новый мир», в статье В. Кардина «Легенды и факты» (1966, №2, с. 237). Однако газета «Правда» на цитирование себя самой 50-летней давности ответила отнюдь не дружелюбно, опубликовав в марте 1967 года сообщение от имени Секретариата союза писателей ССР, предостерегающее советских людей от чтения статей, «проникнутых ложными тенденциями к необоснованному пересмотру и принижению революционных и героических традиций советского народа». Не оставила статья равнодушным и высшее руководство страны. В одной из своих речей на Политбюро Л.И. Брежнев возмутился: «Ведь договариваются же некоторые наши писатели (а их публикуют) до того, что якобы не было залпа Авроры, что это, мол, был холостой выстрел и т. д., что не было 28 панфиловцев, что их было меньше, чуть ли не выдуман этот факт, что не было Клочко и не было его призыва, что “за нами Москва и отступать нам некуда…».
Спустя много лет, уже в перестройку, «проникнутая ложной тенденцией» статья была перепечатана в журнале «Огонек».
Опровергают миф об обстреле Зимнего с крейсера и военные: корабль, действительно снискавший себе боевую славу участием в русско-японской и Первой мировой войне, с 1916 года проходил капитальный ремонт, а значит, весь боезапас с него к моменту октябрьских событий должен был быть уже давно снят — в соответствии с действовавшими инструкциями.
Источники и литература
Кардин В. Легенды и факты. // Новый мир, 1966. №2. С. 237.
Исторический выстрел или залп?
На набережной Красного Флота, у дома № 44, установлена гранитная стела с надписью: «25 октября (7 ноября) 1917 года. Стоявший против этого места, крейсер "Аврора" громом своих пушек, направленных на Зимний дворец, возвестил 25 октября начало новой эры - эры Великой социалистической революции».
Действительно, в 1917 г. команда крейсера приняла участие в октябрьских событиях. Согласно распоряжению большевистского Военно-революционного комитета, крейсер встал у Николаевского моста (мост Лейтенанта Шмидта) для обстрела Зимнего дворца, где размещалось Временное правительство. Из носового орудия «Авроры» был сделан выстрел холостым зарядом (в советской литературе выстрел называли «залпом», «громом пушек» и т. п.), который считался сигналом к началу штурма Зимнего дворца.
Как рассказывал член Центрального комитета Балтийского флота матрос Н. А. Ховрин, авроровцы зарядили пушку холостым зарядом умышленно. Не выйти на рейд и не исполнить приказ Военно-революционного комитета они не могли, поскольку боялись расправы матросов-большевиков из Кронштадта и Гельсингфорса. В случае же неудачи переворота авроровцы могли оправдаться. Эта версия существовала долго. Впоследствии историю «причесали», увязав холостой выстрел крейсера с сигналом, поданным из Петропавловской крепости, и началом штурма Зимнего. В дни празднования 10-летия октябрьского переворота на баковом орудии появилась медная доска с надписью: «6-дм баковое орудие, из которого произведен исторический выстрел 25 октября 1917 г. в момент взятия Зимнего дворца. Крейсер «Аврора», 1927 г.».
Этот стереотип прочно вошел в наше сознание: никто не сомневался в том, что выстрел из бакового орудия «Авроры» возвестил «начало новой эры», а корабль заслуженно считается «легендарным».
В энциклопедии «Великая Октябрьская социалистическая революция» (1987 г.) читаем: «Утром 25 октября (7 ноября) радиостанция "Авроры" передала написанное В. И. Лениным воззвание ВРК ""К гражданам России!". В этот же день в 21 час 40 минут по условному знаку с Петропавловской крепости носовое орудие "Авроры" холостым выстрелом дало сигнал к штурму Зимнего дворца, в котором участвовали матросы крейсера».
Немного истории. Свое имя крейсер унаследовал от фрегата русского флота, отличившегося в августе 1854 г. при отражении нападения англо-французской эскадры на Петропавловский порт на Камчатке. В июне 1896 г. конструкторы начали разработку проекта крейсера, а 23 мая 1897 г. состоялась его закладка на верфи Нового адмиралтейства (ныне «Адмиралтейские верфи»). Накануне закладки корабля, согласно указу Николая II от 31 марта 1897 г., крейсеру присвоили название «Аврора». 11 мая 1900 г. корабль спустили на воду, а 18 сентября 1903 г. после проведения ходовых испытаний включили в состав Балтийского флота.
Проект и чертежи разрабатывали конструкторы Балтийского судостроительного завода. Руководил постройкой корабля инженер К. М. Токаревский. Крейсер имел водоизмещение около 7000 тонн, длину - 126,8, ширину - 16,8, осадку - 6,6 метра и развивал максимальную скорость 19 узлов. Дальность плавания экономическим ходом 10 узлов составляла 4000 миль. На вооружении имелось четырнадцать 152-мм орудий главного калибра, шесть 76,2-мм зенитных орудий, один надводный и два подводных торпедных аппарата. Корабль мог принимать 152 гальваноударные мины. Экипаж - 723 человека.
В период Русско-японской войны (1904-1905 гг.) крейсер «Аврора» в составе 2-й Тихоокеанской эскадры совершил переход на Дальний Восток, где принял участие в неудачном для русского флота Цусимском сражении, в ходе которого погиб командир корабля капитан 1 ранга Е. Р. Егорьев. Корабль прорвался в порт Манила, где был интернирован. После окончания войны и подписания мира с Японией крейсер в 1906 г. вернулся в Кронштадт. О событиях Русско-японской войны напоминают многие реликвии, в том числе портрет Е. Р. Егорьева, помещенный в раму, сделанную из обгоревших досок палубного настила и брони крейсера, пробитой японским снарядом.
После ремонта корабль стал учебным: на нем проходили практику гардемарины старших рот Морского кадетского корпуса. С мая 1907 г. и до начала Первой мировой войны (1914-1918 гг.) крейсер «Аврора» совершил шесть учебных походов общей продолжительностью 47 месяцев, пройдя более 65 тысяч миль. В 1911 г. по приглашению итальянского правительства крейсер посетил порт Мессина. В 1916 г. крейсер прошел модернизацию.
В 1918-1923 гг. корабль находился на хранении в Кронштадтском порту. В январе 1923 г. он был отремонтирован и снова стал учебным кораблем. 23 февраля 1923 г. вошел в состав дивизиона судов учебного отряда Морских сил Балтийского моря. В 1927 г. в дни празднования 10-летия Октябрьской революции корабль наградили орденом Красного Знамени. До 1933 г. корабль непрерывно плавал, совершив несколько дальних заграничных походов. В 1933 г. его поставили на капитальный ремонт. С 1935 г. «Аврора» стала несамоходным учебным крейсером, на котором проходили практику курсанты военно-морских учебных заведений. В годы Великой Отечественной войны (1941-1945 гг.) крейсер находился в порту Ораниенбаума (с 1948 г. - Ломоносов). В августе 1945 г. его передали созданному в 1944 г. Нахимовскому военно-морскому училищу, а 17 ноября 1948 г. поставили на вечную стоянку у Петроградской набережной на Неве.
В ноябре 1947 г. крейсер занял историческое место на Неве, ниже моста Лейтенанта Шмидта, там, где он стоял в октябре 1917 г. По команде первого комиссара крейсера А. В. Белышева из носового орудия был произведен холостой выстрел в память об историческом событии. В 1967 г. в дни празднования 50-летия Октябрьской революции этот выстрел повторили. В 1968 г. крейсер «Аврора» получил орден Октябрьской Революции, став единственным кораблем советского Военно-морского флота, на флаге которого находятся два ордена. С 1956 г. на корабле работает музей, ставший филиалом Центрального военно-морского музея. В 1960 г. крейсер «Аврора» вошел в число памятников, охраняемых государством.
В 1984-1987 гг. на Ленинградском судостроительном заводе им. А. А. Жданова (ныне Судостроительный завод «Северная верфь») выполнили восстановительно-реставрационный ремонт крейсера «Аврора». В канун 70-летия Октябрьской революции 1917 г. крейсер снова встал на вечную стоянку у Петроградской набережной. Перевод «Авроры» от заводского причала до места стоянки состоялся 16 августа 1987 г. 2 октября 1987 г. корабль-музей открыли для посетителей. 26 июля 1992 г. на крейсере «Аврора» подняли Андреевский флаг.
Просматривая периодические издания первой половины XX в., можно заметить, что крейсер «Аврора» в 1927 г. был канонизирован как символ Октябрьской революции. Бывший машинист крейсера, председатель судового комитета и комиссар «Авроры» большевик А. В. Белышев стал чуть ли не главным персонажем событий, происходивших в Петрограде 25 октября 1917 г. После 1927 г. 7 ноября ни одно торжественное собрание и парад на площади Урицкого (Дворцовой площади) не проводились без участия Белышева.
Сразу же после переворота по Петрограду распространились слухи о том, что из орудий «Авроры» большевики обстреливали Зимний дворец - творение Растрелли - боевыми снарядами. 27 октября в газете «Правда» моряки-авроровцы опубликовали письмо: «Команда крейсера "Аврора" выражает протест по поводу брошенных обвинений, тем более обвинений непроверенных, но бросающих пятно позора на команду крейсера. Мы заявляем, что пришли не громить Зимний дворец, не убивать мирных жителей, а защищать от контрреволюционеров и, если нужно, умереть за свободу и революцию. Печать пишет, что "Аврора" открыла огонь по Зимнему дворцу, но знают ли господа репортеры, что открытый нами огонь из пушек не оставил бы камня на камне не только от Зимнего дворца, но и от прилегающих к нему улиц? К вам обращаемся, рабочие и солдаты г. Петрограда! Не верьте провокационным слухам... Что же касается выстрелов с крейсера, то был произведен только один холостой выстрел из 6-дюймового орудия, обозначающий сигнал для всех судов, стоящих на Неве, и призывающий их к бдительности и готовности».
Как следует из этого документа, цель выстрела была иной. Ни о каком «сигнале к началу штурма Зимнего» свидетели событий даже не упоминают. Участник восстания в Петрограде, член большевистской партии с 1915 г. Н. А. Ховрин писал: «Холостой выстрел "Авроры" вырос в... залп! А на деле все, что писалось и пишется об "Авроре" и матросах в пулеметных лентах, является от начала и до конца искажением действительности истории. Спустя 15-20 лет холостой выстрел начинают называть сигналом к общему штурму Зимнего дворца, а мы, участники этого штурма, узнаем об этом сигнале 15-20 лет спустя. Характерно еще и то, что задолго до выстрела "Авроры" стреляли пушки с Петропавловской крепости - ведь это тоже могло служить сигналом. Итак, кроме холостого выстрела, у "Авроры" нет ничего более активного, и все попытки доказать, что крейсер этот играл чуть ли не ведущую роль в восстании, ни на чем не основаны и являются сплошной выдумкой сегодняшних героев. Отсутствие вахтенного журнала того времени на крейсере, безусловно, связано с не совсем честной игрой в героев, которым приписывается высокая честь быть в авангарде Великой Октябрьской революции. Смело могу сказать, что вахтенный журнал того времени был сознательно уничтожен как улика того, что этот "легендарный" крейсер совсем не то, за что его считают».
Фирсов А.
Вот уже много лет каждый год 7-го и 8-го ноября граждане нашей страны отмечают годовщину Великой Октябрьской Социалистической Революции. Согласно утверждениям партийных историков все происходило следующим образом. По сигналу крейсера Авроры вооруженные рабочие и крестьяне под руководством Коммунистической Партии бросились на штурм Зимнего дворца, преодолели сопротивление женского батальона, охранявшего Зимний дворец, ворвались во дворец и арестовали Временное Правительство.
Председатель временного правительства Керенский еще утром уехал из Зимнего Дворца.
Главным героем революции считается Владимир Ильич Ленин, который в этот вечер прошел в Смольный Дворец, оттуда возглавил штурм Зимнего Дворца, и после завершения штурма объявил Временное Правительство низложенным.
Есть несколько фактов, которые постоянно затушевываются историками, но на которые имеет смысл обратить внимание.
Во-первых , 25-го ноября утром около 11-ти часов утра Председатель Временного Правительства Александр Керенский уехал из Зимнего Дворца, оставив Временное правительство без каких-либо указаний.
Во-вторых , днем 25-го ноября генеральному штабу и временному правительству (расположенным по обе стороны дворцовой площади), были предъявлены ультиматомы о сдаче. И на генеральном штабе вскоре появился белый флаг.
В-третьих , в 19 часов, и еще через час комиссар Петроградского ВРК Григорий Чудновский с группой парламентёров приходит в Зимний Дворец и предъявляет Временному правительству повтороный ультиматум с требованием сдаться.
Временное правительство понимает, что ситуация острая, поэтому Чудновского отпускают, но положительного ответа не дают.
В-четвертых , выстрел Крейсера Авроры в 21 час был произведен не в воздух. Это был не сигнал к штурму, а демонстрация силы. Также несколько раз были произведены выстрелы со стен петропавловской крепости.
В-пятых , выстрел Авроры был произведен не из главного орудия и холостым патроном, но прицельно. Вылетевший вместе с пороховыми газами пыж снаряда попал точно в Зимний Дворец. При этом он пробил две стены здания, заставив здание содрогнуться. Первые годы после революции посетителям показывали образовавшиеся в результате выстрела Авроры пробоины в стене.
В-шестых , после предупредительного выстрела Авроры шестидюймовые орудия крейсера были заряжены боевыми снарядами.
Следующие один или несколько выстрелов Авроры сравняли бы с землей Зимний дворец. Но больше Аврора не стреляла. Ни холостыми, ни боевыми. Судя по тому, что дальнейших выстрелов Авроры не потребовалось, можно предположить, что над Зимним Дворцом или на одном из его окон также как и над генеральным штабом был вывешен белый флаг. Так ли это - не известно.
Очевидно, что в этой ситуации оборонять дворец, делать хотя бы один выстрел или каким-либо образом препятствовать проникновению посторонних в Зимний Дворец было бы равносильно самоубийству.
Сам В.А. Антонов-Овсеенко, присланный к Зимнему Дворцу для ареста временного правительства, как ни приукрашивал опасности мероприятия, но так описывает события сразу после выстрела Авроры в своей книге "В семнадцатом году":
«Глухо донесся орудийный выстрел. Еще и еще. Заговорила Петропавловка. Лучше... Мощно разодрало воздух... - «Аврора»! - Не предложить ли им снова сдаться? - спрашивает Чудновский, приведший часть павловцев, как всегда, отважный и говорливый. Соглашаюсь. Отправляется с кем-то. Артиллерийский обстрел подействовал. Угас огонь баррикад. Заткнулись - видно, брошены? - броневики... Какой-то треск, лязг оружия, истерические вопли. - Сдаемся, товарищи!»
29/09/2014
Легендарный крейсер «Аврора», отправившийся в Кронштадт на ремонт, напомнил публике о себе и своем сакраментальном вопросе: стрелял или не стрелял. Официальная версия его участия в штурме Зимнего дворца менялась так часто, что отличить в ней правду от лжи практически невозможно. В этом смысле интересен даже не столько ответ сам по себе, сколько его эволюция во времени.
26 октября 1917 года, наутро после взятия Зимнего большевиками, никто из действующих лиц, кажется, не сомневался, что «Аврора» стреляла по Зимнему боевыми снарядами. «Известия», на тот момент еще неподконтрольные большевикам, на следующий день после переворота так излагали хронику событий минувшего дня. «Ввиду полученных сведений в Городской думе об обстреле Зимнего дворца с крейсера «Аврора», думское большинство послало три делегации: в Совет рабочих и солдатских депутатов, во Временное правительство и на крейсер «Аврора» с целью избежать кровопролития. Заседание прервано до возвращения делегации». Это было за некоторое время до штурма. Делегации вернулись ни с чем. Потом Думе удалось установить телефонную связь с Временным правительством. Зимний дворец подвергается обстрелу со стороны крейсера «Аврора».
Сам ночной штурм газета описывала следующим образом: «Как передают, в 9 часов вечера из Гельсингфорса прибыли в Петроград 4 миноносца и учебное судно «Верный». Вместе с крейсером «Аврора» они подошли к Зимнему дворцу и открыли огонь. Затем войска, стоящие на стороне военно-революционного комитета (структура большевиков, стоявшая во главе переворота. - А.М.) повели наступление на дворец. Из дворца лишь изредка отвечали юнкера».
Однако на открывшийся сразу после захвата большевиками власти Второй съезд Советов пришли, как пишут «Известия», «представители крейсера «Аврора» и миноносца «Забияка», заявившие, что по Зимнему дворцу они стреляли только холостыми. На крейсере один случайно убитый». Не удовлетворившись выступлением, экипаж «Авроры» пишет открытое письмо: «Печать пишет, что «Аврора» открыла огонь по Зимнему дворцу, но знают ли г-да репортеры, что открытый нами огонь из пушек не оставил бы камня на камне не только от Зимнего дворца, но и прилегающих к нему улиц. Это обычный прием буржуазной прессы забросать грязью и не основательностью фактов происшествий, строить козни рабочему пролетариату. Что же касается выстрелов с крейсера, то был произведен только один холостой выстрел, обозначающий сигнал для всех судов, стоящих на Неве, и призывающих их к бдительности и готовности». Письмо опубликовано в «Правде» 27 октября.
Зачем понадобилось это официальное опровержение? Дело в том, что ленинцы, захватившие власть, были в политической изоляции. Не только малочисленные дожившие до октября 1917 года либералы, но и практически все социалистические партии откровенно называли их погромщиками. Поэтому первые дни большевики всячески старались улучшить свой имидж: подчеркивали «практическую бескровность» переворота (термин «переворот», кстати, использовали и они сами), заверяли, что не будут громить посольства и т.д. В этот же ряд встает и история с холостыми выстрелами. Тем более что Зимний дворец тогда - не только прибежище министров-капиталистов, но и военный госпиталь, в котором лежат раненные товарищи-солдаты.
Однако с разгромом всех врагов нужда скромничать исчезает, вместо нее появляется нужда в революционном пафосе. К 11-й годовщине Октября журнал «Огонек» публикует фотографию помещения с небольшой дыркой в стене и подписью: «Одна из комнат Зимнего дворца с пробитой залпом с «Авроры» стеной в Октябрьские дни 1917 года». Изданный в 1938 году «Краткий курс истории ВКП(б)» освещает этот сюжет одним уклончивым предложением: «Крейсер «Аврора» громом своих пушек, направленных на Зимний дворец, возвестил 25 октября начало новой эры».
Послевоенные вегетарианские коммунисты уже только в страшном сне могли увидеть, как легендарный крейсер «Аврора» стреляет по бессмертному творению Растрелли боевыми снарядами. Так версия о холостом выстреле стала канонической.
Когда все ценности советской власти были осмеяны и втоптаны в грязь, а классическая фотография штурма Зимнего оказалась кадром из фильма Эйзенштейна, под подозрение попала и «Аврора». Несмело вернулась версия о стрельбе боевыми. Сейчас она снова не в чести, хотя уже по другой причине: не мог легендарный русский крейсер, один раз воевавший с японцами и два раза с немцами, стрелять по бессмертному творению Растрелли.
Обычно отвечать на загадки истории помогает логика, но не в данном случае. Теоретически, стоя перед Николаевским мостом, «Аврора» могла попасть в восточную стену Зимнего дворца, которую не полностью закрывает от нее Адмиралтейство. С другой стороны - в руках восставших находилась Петропавловская крепость, стрелять из которой по Зимнему гораздо сподручнее. История с холостым выстрелом как сигналом к началу восстания тем более нелогична: тот, кто привел солдат на площадь, и должен им командовать, когда и куда бежать. Тем более что, как мы видим из письма моряков «Авроры», в 1917 году идеи о связи штурма и выстрела еще не было.
Есть версия, что «Аврора» стреляла боевым, но не по дворцу, а по Дворцовой площади или саду перед Зимним, где находились оборонявшие его юнкера. И немного промазала. Эта версия объясняет, почему стреляли с крейсера, а не из крепости: от крепостных орудий Дворцовую площадь закрывает здание дворца. К тому же, как писали газеты, обстрел с крейсера начался задолго до штурма. Что укладывается в эту схему. Однако если стрелять по людям, то надо стрелять фугасными снарядами, с большим объемом взрывчатого вещества. Но попадание такого снаряда в стену Зимнего дворца вызвало бы повреждения, отрицать наличие которых большевикам было бы невозможно. Возможно, юнкеров хотели только попугать и поэтому стреляли снарядами без взрывателей. Пугать можно и холостыми, но у них звук выстрела отличается, и тренированное ухо сразу отличит один от другого.
Впрочем, есть еще одна универсальная версия, которой нельзя пренебрегать: тогда у революционных матросов не было недостатка в алкоголе и наркотиках. Поэтому выстрелить могли по любой причине.
Прошлое и настоящее России дает повод для множества исторических анекдотов, один из наиболее известных – о мощи выстрела «Авроры», и тем более обидно, что в своей в целом сбалансированной и аргументированной статье «Зачем стреляла Аврора»?» («Санкт-Петербургские ведомости» от 6 ноября 2004 г.), пытаясь очистить корабль истории от мифов и стереотипов, С.Н. Полторак, увы, создал его очередную версию.
В год столетия трагического для русского Флота Цусимского сражения, участником которого «Аврора» была, она заслуживает достоверного описания своей истории. За корабль уже вступалось из Праги даже «Радио Свобода» (!), поэтому попробую внести ясность, избегая политических оценок.
В статье прозвучало - выстрел «Авроры» есть сигнал сверки времени революционной эскадры прозвучавший в 21.00 25 октября 1917 года. ("… Никто не ставил задачу революционным матросам подавать сигнал к штурму. Они попросту подали военный сигнал, который подавался регулярно, для того чтобы на всех кораблях была проведена сверка времени…. Сейчас такая практика существует в армиях и на флоте во всем мире. …Думаю, что можно с высокой степенью точности утверждать выстрел прогремел ровно в 21.00.… ”)
Обратимся к теории и истории:
Точное знание времени в открытом море необходимо кораблям для достоверного определения места (особенно долготы). Немало сил было положено учеными, моряками, часовщиками мира для достижения необходимой точности и выработки безошибочных методик. Британский парламент предлагал даже щедрую премию за успешное решение этой проблемы. Для примера – на экваторе ошибка во времени всего в 1 минуту приводит к неточности определения местоположения на поверхности Земли почти в 30 км. Обо всем этом было широко известно и в 1917 году (заглянем в Энциклопедический словарь Ф.А.Брокгауза и И.А. Ефрона). Основным способом определения места вне видимости берега тогда был астрономический.
Корабли сверяют хронометры (в те годы с береговыми) непосредственно перед выходом в море, при благоприятной гидрометеорологической обстановке по астрономическим светилам и явлениям при точном знании долготы. Да и целесообразна сверка времени по подобному сигналу может быть лишь вдали от берегов в отдельном плавании эскадры кораблей при обнаружении большой ошибки в счислении места либо серьезной ошибке в показаниях хронометров на одном из кораблей. Думаю понятно, что к кораблям стоявшим на Неве это не относится.
В начале XX века в Петрограде уже существовала «система единого времени» - по предложению Д.И. Менделеева был проложен кабель от «нормальных», т. е. эталонных, часов Главной палаты мер и весов до Генерального штаба, под аркой которого и установлены часы, никогда не бегущие и не отстающие с надписью на циферблате: «Верное время». Надпись эту можно прочитать и сегодня - пройдите под аркой к Зимнему дворцу или к Невскому проспекту.
Как известно традиция полуденного выстрела для гражданских нужд в Санкт-Петербурге твердо установилась 6 февраля 1865 года. В этот день от здания Адмиралтейства ровно в полдень был произведен выстрел из сигнального орудия 60-фунтового калибра, при этом -пушка стреляла по сигналу, передаваемому по кабелю, непосредственно из Пулковской обсерватории. В 1872 году в связи с застройкой двора Адмиралтейства домами Морское министерство предложило перенести сигнальное орудие в Петропавловскую крепость. 24 сентября 1873 года полуденный выстрел был впервые произведен с бастиона крепости.
Поставлялся с 1856 года Морским ведомством на все корабли Флота британский астрономический морской ежегодник «Nautical Almanac» (издаваемый с 1766 года) из которого в 1907 года были изъяты таблицы лунных расстояний для определения долготы в открытом море (инструкция по их вычислению печатается до 1924 года).Лишь в 1930 году в нашей стране начали издавать собственный астрономический ежегодник.
Интересно отметить, что до1 января 1925 года астрономические сутки начинались в полдень, а на систему времени основанную на меридиане Гринвича в РСФСР перешли с 8 февраля 1919 года. И хотя новый стиль летоисчисления введен Декретом СНК от 26.01.1918 г. в заголовках многих газет двойные даты уже в 1917 году.
Организуется производство морских часов (не хронометров - они заграничные) в Мастерской мореходных инструментов Главного Гидрографического управления. Русские мореходные инструменты отмечаются дипломами на международных выставках 1907 (Бордо) и 1912 (Санкт-Петербург) годов.
Если учесть, что скорость звука измерена Миланской академией наук еще в XVII веке, то понятно – точность сигнального выстрела из пушки, с уходом века парусов в середине XIX века, развитием часового дела могла удовлетворять только контролю времени для повседневных гражданских нужд. Например, 9 января 1917 года посредине Атлантического океана действия Германского вспомогательного крейсера (парусника!) «Зееадлер» при захвате парохода «Гледис Роил» (Gladys Royle) были первично восприняты как древний, дедовский обычай сверки хронометра выстрелом из мортирки, и ответили флагом. Уже к концу XIX века в портах мира наиболее распространенной была система сигнализации времени сигнальными шарами с электроприводом. Широко была развита и передача сигналов времени по телеграфу, особенно с появлением буквопечатающих аппаратов Юза (помните термин «юзограмма»?).
В 1912 - 1913 годах по инициативе Франции прошли 2 международные конференции по использованию радио для передачи сигналов точного времени (система ONOGO).Первым председателем международной комиссии был академик О.А. Баклунд (1846-1916) – директор Пулковской обсерватории. В 1914 году первый эксперимент передачи сигналов времени был проведен и в Петербурге (регулярная трансляция начата с 1 декабря 1920 г., хотя и не стала особо известна флоту).
Еще с 1910 года радиостанции Германии, Англии и Франции уже вели передачу сигналов времени, с 1912 года они передавались по веньерному принципу, что позволяло определить ошибки часов с точностью до 0.01 сек., с 1913 года минимум 9 радиостанций мира передавали подобные сигналы.
Известнейшим документом 1720 года – «Книга Уставъ морской. О всемъ, что касается къ доброму управленiю въ бытности флота на моръ» были введены сигналы управления кораблями при совместном плавании. Да, для их подачи использовались как флаги, так и пушечные выстрелы, барабанный бой, корабельные колокола, мушкетные выстрелы. На основе опыта боевых действий флота в Средиземном море в 1797 году составляются «Полные сигналы, долженствующие производиться во флотах Его Императорского Величества». В 1814 году А.Н. Бутаковым составляется полный словарь семафорных сигналов. После фактического создания вице-адмиралом Г.И. Бутаковым тактики действий паровых кораблей в 1868 году издается «Книга эволюционных сигналов» и «Свод военно-морских сигналов». Основу их составляли флажные сигналы. Для ночной сигнализации, еще до создания азбуки Морзе, использовались вспышечные фонари. Откорректированный «Свод сигналов» 1890 г. справедливо критиковался вице-адмиралом С.О.Макаровым. С появлением на кораблях электричества получил известность сигнальный фонарь типа Ратьер. При затемнении кораблей для управления строями использовались клотиковые и кильватерные огни. Использовались и различные поднимаемые на фалах фигуры, щиты со знаками. К сигнализации и связи относились серьезно. За расшифровкой сигналов шпионили.
Из гибели кораблей в Цусимском бою командованием российского флота был сделан вывод о том, что помимо флажных и световых сигналов прожектора, необходимо иметь и другой тип сигнализации, который бы не зависел от наличия или отсутствия надстроек и мачт. Это сигнальные ракеты. Пистолет Вери (по другой транскрипции Бэра) состоит на вооружении Флота до сих пор (более 100 лет!). Они в начале века ввозились из-за границы, были дороги, и поэтому было создано много отечественных аналогов. Особую известность получила система капитана 2 ранга Жукова (1908 год), правда предназначалась она в основном для подачи боевых и эволюционных сигналов, на повседневные сигналы, к которым можно отнести и сигналы времени, по его мнению, было достаточно сигнализации флагами и фонарями. Вопрос, не был ли знаменитый красный огонь из Петропавловской крепости сигнальной ракетой?
Как видим, необходимость в столь архаичном способе сверки хронометров вполне современных, хорошо оснащенных военных кораблей (ну никак не походящих на «Золотую лань» Френсиса Дрейка, хоть и смутное время в стране), как пушечный выстрел, да еще посреди Петрограда в начале XX века явно отсутствует, как и сейчас. Для нужд же контроля времени на самом корабле вахтой отбивались склянки.
Тем более была бы удивительна подача такого регулярного сигнала довольно дорогим зарядом артиллерии главного калибра. После демонтажа с «Авроры» 37-мм пушек Гочкиса в качестве сигнальных (существует и термин салютных) скорее всего использовались бы 76,2-мм зенитные пушки системы Лендера. От холостого залпа 152-мм орудия Петропавловской крепости и сейчас дрожат стекла по городу, а в Эрмитаже до разворота орудия в сторону Васильевского острова срабатывала сигнализация – много стекол бы на Английской набережной повылетало – для регулярного сигнала явно не то. Пример - 20 ноября 1992 года, когда полуденный выстрел был единственный раз произведен во дворе Нарышкина бастиона.
Вернемся к «Авроре»:
Корабль, под командой лейтенанта Н. А. Эриксона, 22 октября 1917 г., после завершения ремонта на Франко-Русском заводе, был подготовлен к выходу в море для пробы машин (а не для увода из Петрограда в контрреволюционных целях, как преподносилось это большевиками) и даже принял на борт часть боезапаса – на Балтике война. На борту есть вполне точные хронометры, как и на большинстве кораблей того времени, британского производства (по важности и традиции весьма оберегаемые). У штурмана же «Nautical Almanac» с Руководством к употреблению английского морского месяцеслова и, разумеется прочие мореходные инструменты.
Вахтенный начальник - мичман Л. А. Демин (1897-1973), в будущем контр-адмирал, доктор географических наук, подготовивший более 100 морских карт и лоций, 16 лет (с 1957 по 1973 г.) возглавлявший Ленинградское отделение Всесоюзного астрономо-геодезического общества – пока молод, но такой хронометры завести не забудет?!
Немного неясна ситуация с орудийными прицелами – есть версия, что они были сняты и где-то в каюте заперты.Но, подумайте, стал ли бы кто-то тогда церемониться с запертой каютой. Комендоры крейсера не помнят этого.
Исправны и яркие прожектора системы Манжена, подобный сигнал мог быть подан и ими.
Несмотря на утверждения С.Н. Полторак, задачи на определенные действия при подготовке штурма Зимнего дворца «Авроре» все же ставили. Это распоряжения Исполнительного Комитета Петроградского Совета Рабочих и Солдатских Депутатов № 1219 от 24.10.17 г. о переводе корабля в Боевую Готовность и № 1253 от 24.10.17 г. о задаче восстановления движения на Николаевском мосту. Распоряжением же № 1125 Александр Викторович Белышев был назначен комиссаром корабля, даже с указанием времени 12 ч. 20 мин. А телеграммой Центробалта от 24.10.17 г. «Аврора» была подчинена ВРК, этот документ 27.10.17 г. за № 5446 был зарегистрирован в Главном Морском штабе (принял ее дежурный офицер прапорщик Лесгафт). На давление орудий крейсера рассчитывали, даже проверки присылали. Большинство команды на стороне ВРК.
Проведя промеры незнакомого невского фарватера «Аврора» в 3 ч. 30 мин. 25.10.17 г. встала на якорь у Николаевского моста напротив особняка Румянцевых (Английская набережная, д.44) и выполнила распоряжение об обеспечении движения по мосту.
К 19 часам в Неву вошли, завершив переход из Гельсинфорса (Хельсинки) с заходом в Кронштадт, боеспособные эскадренные миноносцы «Забияка» и «Самсон»,чуть ранее сторожевой корабль «Ястреб» и прочие корабли.
Было бы очень наивно полагать, что подобный переход был произведен кораблями без достоверного знания времени (и как следствие долготы) даже при наличии визуальных ориентиров, и они не корректировали его в оснащенном всем необходимым для этого порту острова Котлин, а предпочли “переспросить”, по версии С.Н. Полторак, у «Авроры». Минная война, широко ведшаяся на Балтике, знаете ли, штука опасная и идти надо строго проверенным фарватером, да и форты Кронштадта наготове.
Радиостанции (в т. ч.средневолновые тональные) крейсера и других кораблей также в полном порядке. Радиограммы перечисленных кораблей можно найти в ЦГА ВМФ, номера дел даже опубликованы в открытой печати.
Между кораблями, Петропавловской крепостью, в которой с орудиями и артиллеристами творится форменная неразбериха, с которой еле справляется Г.И.Благонравов (вызвав моряков-артиллеристов с полигона), и окруженным Зимним дворцом на катере (с «Авроры»?) мечется В.А. Антонов-Овсеенко. (об этом известно и по воспоминаниям Л.Д. Троцкого ).
Рассмотрим вторую часть предположения – выстрел «Авроры» прозвучал ровно в 21.00. Наиболее часто называются еще 21.40, 21.45. Очевидцы событий (бывшие члены Временного правительства, авроровцы, депутаты) и репортеры разных по политическим пристрастиям петроградских газет тех лет, время указывают довольно точно и оно не слишком разнится.
Сравнивая и анализируя их воспоминания, газетные публикации (а это тема для отдельной и серьезнейшей статьи), архивные документы, можно убедиться, что бывший комиссар «Авроры» А.В. Белышев называет 21.40 совершенно верно. Только вот началось все с взрыва гранаты во дворце, затем орудийную стрельбу начали оборонявшие Зимний дворец войска.
Залп «Авроры» потребовался, вот только имел он совершенно другое
значение –“был произведен только один холостой выстрел из 6-дюймового орудия, обозначающий сигнал для всех судов, стоящих на Неве, и призывающих их к бдительности и готовности. ” Это из текста письма команды крейсера «Аврора» – прилагаю его к статье. Очень мне удивительно, что полностью его давно не публиковали. Что заставило написать команду это письмо становится ясно из других публикаций тех дней. А фамилия до сего дня безвестного секретаря судкома крейсера – Мисс (он эстонец по национальности).
Понимаю, что так выстрел «Авроры» исторически правильно и надо именовать.
И произведен выстрел был (комендором Е.П.Огневым с команды А.В. Белышева) по присланной на «Аврору» Антоновым-Овсеенко либо Благонравовым записке. Велся огонь и с миноносцев, стреляла даже сигнальная пушка Петропавловской крепости. Разрушения Зимнего дворца и зданий города были.
Я понимаю, что при исследовании этого вопроса нельзя забывать, что авроровцы - непосредственные участники событий, при создании своих воспоминаний много лет находились под чудовищным прессом власти. Но чем глубже рассматриваешь происходившее, тем больше понимаешь, что они не лгали и не кривили душой, лакировка событий была (в т. ч. в кино), но не более. Им повезло – фактический ход событий почти совпали с их изложением в тексте «Краткого курса истории ВКП (б)». А уж если вчитаться –«громом своих пушек, направленных на Зимний дворец, возвестил…начало новой эры…» - о сигнале к штурму ничего нет, это действительно появилось позднее.
Достоверно на вопрос о времени выстрела нам мог бы ответить вахтенный журнал крейсера, только он пропал….В 2000 году вдруг появились прежде не публиковавшиеся воспоминания матроса-большевика, члена Центробалта Н.А. Ховрина - "Отсутствие вахтенного журнала того времени на крейсере безусловно связано с не совсем честной игрой в героев, которым приписывается высокая честь быть в авангарде Великой Октябрьской революции ”.
Однако сотрудники ЦВММ напоминают о бывшем начальнике музея Сивкове П.З. , изучавшем историю «Авроры» и члене военного совета БФ, впоследствии Начальнике управления снабжения Морских сил Советского Союза, бывшем машинисте «Авроры» Куркове П.И. (1889-1938) .С их арестами НКВД в 30-е годы и связывают пропажу вахтенного журнала «Авроры». И особо о нем не вспоминали.
Обращаясь к этим бурным событиям лишний раз понимаешь, что:
1.События 25–26 октября (7–8 ноября) 1917 года внятно и всесторонне так и не изучены (за столько лет!), обобщенных и доступных публикаций мало. Это приводит к очередному витку мифотворчества, особенно в свете благоприятной политической конъюктуры.
Да, результат качественных исследований может быть кому-то неприятен и непривычен, кто-то не захочет поступиться принципами, но это будет историческая правда,
которой достойны наши потомки, ведь:
Во-первых - многие из материалов 1917 года, использованных при подготовке этой статьи, уже не подлежат выдаче из фондов хранения по своей ветхости (некоторые газеты в Российской Национальной библиотеке мне с рук, издали, показывали).
Во-вторых - уже уходят из жизни те, кто застал непосредственных участников событий и может знать о деталях имеющих серьезное значение.
В третьих - в их учебники попадут не исторические анекдоты, а проверенная информация и строго обоснованные версии развития событий и очередная партия не будет переписывать историю страны.
2.На крейсере «Аврора» катастрофически мало внимания уделено столь привлекающему всеобщее внимание знаменитому выстрелу бакового орудия 25 октября (7 ноября)
1917 года и всему, что вокруг него происходило. Материалы явно требуют расширения экспозиции в т. ч. и с использованием современных технологий.
3.Наверное, кроме скромного музейного запроса 60-годов прошлого века, поиски в архивах НКВД-КГБ-ФСБ следов вахтенного журнала «Авроры» так и не проводились.
Не возглавить ли эту работу, используя свой опыт общения с архивами спецслужб,
господину С.Н. Полторак? Возьмусь на общественных началах помогать от Флота.
И главное - крейсер «Аврора», несмотря ни на что, остается прекрасным, признанным всем миром, памятником истории России.
ПРИЛОЖЕНИЯ
4.Забияка
5.Верный
8.Зарница
9.Тральщик #15
10.Тральщик #14
2. Полный текст письма команды крейсера «Аврора» в редакцию газеты «Правда» («Рабочий путь»)(№ 170(101), 27 октября 1917 г.):
Письмо в редакцию
Ко всем честным гражданам города Петрограда от команды крейсера «Аврора», которая выражает свой резкий протест по поводу брошенных обвинений, тем более обвинений не проверенных, но бросающих пятно позора на команду крейсера. Мы заявляем, что пришли не громить Зимний дворец, не убивать мирных жителей, а защитить и, если нужно умереть за свободу и Революцию от контр-революционеров.
Печать пишет, что «Аврора» открыла огонь по Зимнему дворцу, но знают ли г-да репортеры, что открытый бы нами огонь из пушек не оставил бы камня на камне не только Зимнего дворца, но и прилегающих к нему улиц. А разве это есть. Разве это не ложь, обычный прием буржуазной прессы забросать грязью и не основательностью фактов проишествий строить козни рабочему пролетариату. К вам обращаемся, мы рабочие и солдаты города Петрограда. Не верьте провокационным слухам. Не верьте им, что мы изменники и погромщики, а проверяйте сами слухи действительности. Что же касается выстрелов с крейсера, то был произведен только один холостой выстрел из 6-дюймового орудия, обозначающий сигнал для всех судов, стоящих на Неве, и призывающих их к бдительности и готовности.
Просим все редакции перепечатать.
Председатель судового комитета А.БЕЛЫШЕВ. Товарищ председателя П.АНДРЕЕВ.
Секретарь (подпись).
(примечание – орфография и пунктуация оригинала. В.Бочков.)
Поздно ночью нам из Центрофлота нам сообщили, что в Неву вошли, помимо крейсера «Аврора» еще 4 миноносца и 1 учебное судно. С крейсера «Аврора» стреляли по Зимнему Дворцу холостыми снарядами; один же из миноносцев дал 2 выстрела по Зимнему Дворцу, не попав однако в цель.
…было произведено несколько выстрелов, имевших целью разогнать наседавшие войска совета. Первый выстрел из Зимнего дворца был произведен в 9 ½ час. вечера … По поводу артиллерийской стрельбы циркулировали слухи, что эта стрельба была произведена крейсером «Аврора» по Зимнему дворцу.
(примечание – это только часть текста.В.Бочков)
ДНЕВНИК ПЕРЕВОРОТА
...тие крейсера «Аврора»
...9 ч. Вечера с вошедшего в воды
…крейсера «Аврора» и миноносцев
…обстрел Зимнего дворца. Предва-
…но было дано три холостых выстрела.
(примечание - … часть текста по ветхости не читаема.В.Бочков)