Польский поход красной армии (ркка). «освободительный поход» ркка: польские силы
Действительно, ознакомившись с огромным количеством документов и их анализом, я смог сделать такой вывод, что 1939 год стал действительно переломным для РККА. Основная часть репрессий уже осталась позади, в принципе, можно даже сказать, что наступило некоторое затишье.
Репрессированные находились там, где было им определено (как на этом свете, так и на том), кому повезло, те вернулись обратно. В целом началось реформирование РККА и фактическая подготовка к предстоящим сражениям.
В том, что война будет, как бы ни у кого особых сомнений не было, весь вопрос только - с кем и когда. Частично о подобном настроении позаботились и те, на ком в случае войны и должна была лежать основная ответственность.
Но перед тем, как закончить рассуждения о кадрах в РККА того времени, я решил затронуть техническую тему, хотя кадры здесь тоже будут присутствовать. Но начну с техники и цифр.
Во многих материалах, посвященных Великой Отечественной, в основном тех, где некоторые горе-историки и горе-командиры пытаются обелить свои же огрехи, красной нитью проходят две идеи.
Первая: во всем виноват Сталин, который не учел, не подготовил, не вник и так далее.
Вторая: РККА была не готова и воевала в 1941-1942 годах откровенным старьем.
О Сталине мы поговорим в свое время, а вот касательно того, что РККА была вооружена старым хламом, поговорим сегодня подробно. И начнем с ВВС.
Как говорят многие источники, против 4000 самолетов Люфтваффе ВВС РККА имели около 10 000, но из них новыми были только 1540. Остальное - авиаутиль. То есть Люфтваффе имело трехкратное преимущество в небе, плюс внезапный удар по "мирно спящим аэродромам" и так далее.
И тут пошли нюансы, причем такой толпой...
Смотрим на ВВС РККА. Точнее, на самолеты, которые были этим самым "авиахламом". Просто смотрим, пока без комментариев. На количество и год начала производства.
ДБ-3. 1937 год. 1 528 шт.
ДБ-3Ф/Ил-4. 1939 год. 6 785 шт.
СБ. 1936 год. 6 656 шт.
И-16. 1934 год. 10 292 шт.
И-15бис. 1938 год. 2 608 шт.
И-153. 1939 год. 3 437 шт.
Все выпущенное до 1934 года я намеренно оставил за кадром, так как это (вроде ТБ-1 и ТБ-3) действительно было старьем.
Теперь смотрим на немцев.
Do-17. 1937 год. 2 139 шт.
Ме-109В. 1937 год. 3 428 шт.
Ме-110. 1939 год. 6 170 шт.
FW-189. 1938 год. 845 шт.
Не-111. 1935 год. 7 603 шт.
Hs-129. 1938 год. 878 шт.
Ju-87. 1936 год. 6 500 шт.
Ju-88. 1939 год. 15 001 шт.
Странно, но из этих списков с советской стороны до 1945 года дошел только Ил-4. Что же касается немецкого списка, то только Дорнье-17 не дожил. Между тем самолеты в основном одногодки. Вот только советские ушли в историю на рубеже 41-42 годов, а немцы, модифицируясь, воевали до конца.
Здесь, конечно, можно сказать о существовавшей отсталости нашего авиапрома. Но простите, какой Хоттабыч наколдовал внезапно появившиеся, пусть и в небольшом количестве, Ил, Як, Пе, МиГ, ЛаГГ?
ЛаГГ-1 (1940 год), Як-1 (1940 год), МиГ-1 и МиГ-3 (1940 год), Пе-2 и Ил-2 (1941 год). Откуда?
Выводы немного позже, а пока обратимся к танкам. Танки - не менее важная составляющая победы в сражении. Что же имели БТВ РККА в 1939 году?
Бронеавтомобили.
БА-27М. 1930 год. 215 шт.
ФАИ. 1933 год. 1 067 шт.
БА-20. 1936 год. 2 114 шт.
БА-6. 1936 год. 386 шт.
БА-10. 1938 год. 3 413 шт.
Последние БА-6 встречались в начале 1942 года. Остальные из списка были потеряны в первые полгода войны.
Т-27. 1931 год. 3 295 шт. (Т-27 - танкетка, использовалась еще как тягач для легких пушек)
Т-26. 1931 год. 11 218 шт.
БТ-2. 1932 год. 620 шт.
БТ-5. 1933 год. 1 836 шт.
БТ-7. 1935 год. 5 328 шт.
Т-37А. 1933 год. 2 552 шт.
Т-38. 1936 год. 1 340 шт.
Т-40. 1939 год. 722 шт.
Т-28. 1933 год. 503 шт.
Т-35. 1933 год. 61 шт.
О судьбе тысяч этих машин можно не рассуждать. Они закончились максимум в 1942 году.
Переходим к немцам. Сразу прошу прощения за упрощение обозначений, Т вместо PzKpfw
Т-1. 1934 год. 1574 шт.
Т-2. 1935 год. 2068 шт.
LT-35. 1936 год. 343 шт.
LT-38. 1939 год. 1406 шт.
Т-3. 1939 год. 5691 шт.
Т-4. 1936 год. 8686 шт.
Здесь, кстати, ситуация похожая, ибо легкие немецкие и чешские танки тоже быстро закончились. Но Т-3 и Т-4 исправно выпускались до 1943 и 1945 года соответственно.
Даже если взять и отбросить те Т-3 и Т-4, которые были выпущены после 1941 года, однозначно возникают странные вопросы.
В артиллерии, что обычной, что самоходной, картина вполне схожая, а зачастую даже и более печальная.
Возникает вполне логичный вопрос: как и почему? Здесь можно долго рассуждать о том, что немецкие самолеты и танки на голову превосходили наши, но, прошу прощения, такой толпой, при соотношении 4 к 1 можно было запинать и не такого мамонта, каким нам показывают Люфтваффе или Панцертруппен. Видимо, дело не только в технике было.
И нельзя сказать, что советские инженеры творили все в отрыве от мировых производителей. Да, не все можно было купить, но основное большинство новинок, которые продавались за деньги, СССР приобретал. Достаточно почитать "Цель жизни" конструктора Яковлева, чтобы сделать вывод о том, что с 1934 года представители нашей промышленности посещали все мировые выставки. А с 1939 года начались закупки и ознакомление с немецкой техникой.
"На линейке аэродрома в строгом порядке, как на параде, было выставлено много различной военной техники, двухмоторные бомбардировщики "Юнкерс-88" и "Дорнье-215", одномоторные истребители "Хейнкель-100" и "Мессершмитт-109", разведчики "Фокке-Вульф-187" и "Хеншель", двухмоторный истребитель "Мессершмитт-110", пикирующий бомбардировщик "Юнкерс 87" и другие самолеты".
"Мы вернулись в "Адлон" под сильным впечатлением виденного. Однако нашего генерала Гусева одолевали сомнения: не могли же немцы показать нам действительный уровень военной авиационной техники. "Наверное, нас считают дураками и показали старье, а не современные самолеты", - говорил он" (А. Яковлев, "Цель жизни").
Что же все-таки произошло такого, отчего внезапно началось лихорадочное изучение мировых образцов военной техники и создание новых образцов советской?
Есть мнение, что неким Рубиконом для РККА стал арест, суд и расстрел начальника штаба РККА Тухачевского. Точка в деле Тухачевского была поставлена пулей 11 или 12 июня 1937 года, но только к 1939 году начало исправляться то, что наворотил Тухачевский.
О репрессированном маршале написано достаточно, чтобы не повторяться. Я поддерживаю мнение, что Тухачевский был человеком недалеким, но донельзя амбициозным. В военном же плане это был бездарь, которого надо было поискать. Но лучше всего о Тухачевском, по моему мнению, написал Юзеф Пилсудский в своей книге "1920-й". Да, Пилсудский не очернял как-то Тухачевского, нет большой славы в победе над таким "военачальником", но стоит прочитать, чтобы сравнить высказывания Пилсудского в сторону Тухачевского и Буденного. Но из Буденного горе-историки сделали "дурачка с шашкой", а свою откровенную дурь о применении "таранных ударов пехотными массами" битый Тухачевский после преподавал в академии имени Фрунзе. И слушали его внимательно.
Сталин не зря называл Тухачевского «красным милитаристом». Глобальные планы Михаила Николаевича в 1927 году о выпуске 50 тысяч танков в год были не просто нереальными, но и губительными для промышленности и экономики СССР.
Тухачевский, похоже, сам плохо понимал, что он предлагал. Также «красный милитарист» предлагал выпускать 40 тысяч самолетов в год, что было чревато не менее большими проблемами для страны.
Но что взять с человека, который просто жил в каком-то своем, довольно странном мирке, грезя о "таранных ударах" пехотными и танковыми массами? Замечу, кстати, что своим единственным "таранным ударом" под Варшавой Тухачевский руководил... из Минска! И о том, что 16 августа поляки начали контрнаступление и разбили его армии, он узнал 18-го...
Вызывает удивление только одно: действительно, куда смотрел Сталин? А Сталин, как ни странно, уважал и доверял этому маньяку и соглашался на все его замыслы. Несмотря ни на что. Ни на то, что Тухачевский был ставленником Троцкого, ни на то, что основные победы Тухачевского были в подавлении восстаний тамбовских крестьян с помощью отравляющих веществ.
И все это безобразие продолжалось до 1937 года, а потом еще какое-то время шло по накатанной маршалом дорожке. Создавались танковые корпуса в тысячу с лишним танков, те самые корпуса, которые входили в бой с немцами по частям, поскольку оперативно развернуть такую громадину можно было только в уютном кабинете. Заказывались армады самолетов, причем абсолютно без оглядки на то, что творится в мире. Обратите внимание на то, что после четырех лет эксплуатации И-16, каким бы сложным самолетом он ни был, продолжали штамповать бипланы И-15бис и И-153.
Разрабатывались танки, пригодные для парадов (Т-35), но абсолютно не годные для боя. И тысячи легких танков с противопульной броней. Тоже, как показала практика, абсолютно небоеспособные.
И нельзя сказать, что Тухачевский был идиот-одиночка. Нет, у него были верные и преданные помощники. Например, маршалы артиллерии Воронов и Говоров, пропихивавшие куда только можно любимое детище Тухачевского - динамореактивное уродище Курчевского, и отправившие на свалку реальные чудо-пушки Ф-22 и ЗИС-2, которые, будучи вытащенные из этой свалки, сказали свое громкое слово в Великой Отечественной. Там же и начальник артиллерии Яковлев (не путать с конструктором), там же и Павлов и Мерецков из Главного управления бронетанковых войск. Павлова, правда, расстреляли в 1941 году, но за совсем иные дела. Но справедливо.
Почему я так яростно обвиняю этих людей, несмотря на то, что некоторые из них провоевали всю войну и даже достигли определенных высот, несмотря на свои неудачи (Мерецков)? А просто потому, что именно они, поддерживая дурацкие и вредные измышлизмы Тухачевского, давали задания на разработку того или иного вида вооружения.
Это молодой и подающий надежды конструктор Яковлев мог запилить авиетку в аэроклубе. А для РККА техника разрабатывалась в соответствии с заданиями, которые давал именно штаб. Так и появлялись тяжелые танки, неспособные преодолеть склон в 15 градусов, или, как КВ, вооруженные 76-мм пушкой. А 57-мм противотанковая пушка Грабина снималась с производства, так как у нее была "избыточная бронепробиваемость".
Перестреляли и пересажали многих. Но многие остались на своих местах. И здесь вполне понятно, что всех было просто нереально вычистить. И были ошибки. Например, поляк Рокоссовский был сперва посажен, а потом реабилитирован. И стал впоследствии маршалом СССР. А поляк Бронислав Каминский нет. Не доказали толком и отправили на поселение в село Локоть Орловской области. А во время войны именно Каминский так прославился своими зверствами в созданной им Русской народно-освободительной армии (РОНА), что немцы сперва дали ему генеральский чин, а потом расстреляли. И таких примеров сотни, если не тысячи.
Многие из тех, кто откровенно вредил в предвоенные годы и предавал скрытно или явно в начале войны (а с пушками Грабина 57-мм и 107-мм это именно предательство) после 1943 стали такими ярыми бойцами, что любо-дорого посмотреть. И список можно продолжать до бесконечности, там и маршалы будут, и адмиралы. И определить всех этих недострелянных можно очень просто: по их мемуарам. Как только встречаешь рассказы о том, как мудро действовал полководец или флотоводец в первые дни войны, несмотря на откровенно глупые приказы сверху, то сразу можно ставить такое клеймо. А уж как они Сталина начали после смерти топтать...
Но события 1941 года у нас еще впереди. Никого не забудем.
В целом же, если откинуть кошмар планов милитаризации Тухачевского, то 1939 год стал годом начала подъема РККА, как в плане личного состава, так и в техническом плане. Особенно в техническом. ГУ РККА стало выдавать задания на разработку и создание именно той техники, которая позволила победить немцев. Жаль, немного не успели.
Чистки, проведенные в 37-38 годах, конечно, не очистили РККА так, как хотелось бы. И остались в рядах и трусы, и карьеристы, и предатели, и дураки. Но в количественном плане их стало меньше.
17 сентября 1939 г. начался Польский поход РККА. Лондонский «Таймс» оценил это событие как "удар ножом в спину Польши", для СССР этот поход имел стратегическое значение и был признан освободительным. 7 фактов о Польском походе РККА 1939 года.
1. Если война на два фронта - польский ответ
В апреле 1939 года Польша демонстративно провела масштабные военные маневры на границе СССР. В то же время, советская сторона предложила польскому правительству рассмотреть вопрос об оборонительном союзе против третьих стран, на что получила очень жесткий отказ, смысл которого сводился к тому, что если потребуется, польская армия готова разбить и Сталина и Гитлера одновременно. Советский Союз не прореагировал на этот по сути оскорбительный демарш. По иронии судьбы несколькими месяцами спустя в сентябре 1939-го польской армии с небольшим промежутком по времени пришлось иметь дело как с немецкими, так и с советскими войсками. Говорить о войне на два фронта, конечно, нельзя. Советским войскам оказывалось лишь очаговое сопротивление, и даже в большей степени не армией, а осадниками, полицией и местным ополчением.
2. Катастрофа в Балбасово
Накануне Освободительного похода, 16 сентября произошла нелепая и трагическая авиакатастрофа, в которой погиб самый результативный советский летчик 30-х годов, дважды Герой Советского Союза майор Сергей Иванович Грицевец. Участник гражданской войны в Испании Грицевец уничтожил 7 самолетов противника, за что был удостоен звания Героя Советского Союза. Новыми победами Грицевец запомнился на Халхин-Голе, сбив 12 японских самолетов. Кроме того, он вывез с территории, захваченной противником, своего командира - майора В. Забалуева, посадив свой И-16 вблизи японских позиций. Оставшийся непобедимым в воздухе, Грицевец погиб не по своей вине во время посадки на аэродроме Балбасово под Оршей. Он по всем правилам в сумерках и в условиях тумана совершил образцовую посадку и, опасаясь столкновения с идущими за ним на посадку пилотами, вырулил с посадочной полосы на нейтральную. В этот момент майор П. Хара, вопреки всему, зашел на посадку с противоположной стороны, приняв нейтральную полосу за посадочную. Произошло встречное столкновение истребителей, и если Хара отделался ушибами, то Грицевец погиб от удара винта. В условиях начинавшегося похода о гибели прославленного летчика было принято решение не сообщать. Грицевцу так и не суждено было увидеть родное село Боровцы, освобожденное советскими войсками в ходе похода 1939 года в Белоруссии.
3. Трагедия Скиделя
В 30 км от Гродно находится небольшой город Скидель, в котором после получения известия о переходе границы Красной Армией началось восстание против польских властей, жестоко подавленное карателями: «30 человек каратели сразу же расстреляли. Расстреливали и просто тех, кто подвернулся под руку. Перед расстрелом издевались: одним выкалывали глаза, другим резали языки, третьим ломали прикладами пальцы на руках…». Жертв могло быть и больше, если бы не подоспевшая к месту событий группа советских танков, которая в коротком, но ожесточенном бою разгромила польский отряд.
4. На одной заправке
Примечательно, что в ходе Освободительного похода, ряд советских танковых частей нередко имел лишь всего одну заправку горючего. Нехватка топлива вызвала необходимость формировать из танков ударные подвижные группы и быстро продвигаться дальше, передавая им горючее остальных боевых машин. Поскольку серьезного противодействия со стороны польских войск не было, этот опыт оказался успешным. Однако, роковым образом та же нехватка горючего скажется в июне 1941 года, когда сотни советских танков будут брошены или уничтожены экипажами из-за отсутствия топлива.
5. Освободительный поход в искусстве
Освободительный поход нашел определенное отражение в литературе, киноискусстве и музыке. В память о советском танке в Антополе, который был сожжен окружившей его бандой (отнюдь не польскими солдатами) вместе с экипажем Александр Твардовский написал стихотворение "Танк", затем положенное на музыку В. Кочетовым. С историей Освободительного похода связано и появление известной «Песни красных полков».
6. Вильно
Вечером 18 сентября 1939 г. подвижные танковые группы 3-ей и 11-ой армий Белорусского фронта ворвались в Вильно и к середине следующего дня полностью овладели городом. Потери составили 9 танков и броневиков: погибли 13 и были ранены 24 красноармейца. Город, согласно пакту Молотова - Риббентропа (пункт 1), был передан Литве (позднее это было закреплено соответствующим советско-литовским договором). Таким образом, Литва вновь обрела свою столицу, утраченную в ходе конфликта с Польшей в 1922г. До этого времени Вильно все же считался официальной столицей Литвы (его потеря не признавалась), однако все правительственные структуры размещались в Каунасе.
7. Польские мониторы
18 сентября 1939 г. польскими экипажами на Припяти и Пине при приближении советских войск были затоплены 5 речных мониторов. Они были обследованы и подняты тогда же, в сентябре 1939-го, а затем введены в строй со сменой имен -"Винница" ("Торунь"), "Бобруйск" ("Городище"). "Витебск" ("Варшава"), "Житомир" ("Пинск"), «Смоленск» («Краков»). Корабли вошли в состав Днепровской, а затем и Пинской флотилии. Военная биография мониторов в Великой Отечественной войне оказалась короткой, но яркой - все они отличились, действуя на Припяти, Березине и Днепре, успев выполнить ряд боевых задач, не раз прорываясь из гибельных ловушек в июне-сентябре 1941 г. При оставлении Киева 18 сентября 1941 г. погиб "Витебск" - последний из остававшихся к тому моменту пяти трофейных мониторов.
Нападение СССР на Польшу в 1939 году
Много неординарных страниц в истории СССР. Но особое место занимает та ее глава, где описываются события осени 1939 года, когда Красная Армия вторглась в Польшу. Мнения историков и простых людей разделились на два совершенно противоположных лагеря. Одни утверждают, что СССР освободил западную Украину и Белоруссию от польского гнета, обезопасил свои западные границы. А другие настаивают на том, что это была экспансия большевиков против населения этих земель, счастливо и зажиточно живших в цивилизованном мире.
Очевидно, что споры эти будут продолжаться бесконечно. Ведь история – штука сложная. Уже предпринимаются попытки уменьшить роль СССР во Второй мировой войне, которая унесла более 20 миллионов жизней жителей нашей страны. А ведь это совсем недавняя история. Еще живы очевидцы этих событий. Да, сложная вещь история. И что интересно, всегда находятся люди, которые пытаются по-иному взглянуть на происходящие события. Неважно, недавно они имели место, или очень давно. Достаточно вспомнить нашумевшие попытки обелить монголо-татарское нашествие, которое поставило под угрозу само существование Руси. Но это дела минувших дней.
Вернемся же к событиям сентября 1939 года.
Ниже будут приведены эти два противоположных мнения о военной операции осени 1939 года. Читателю придется самому судить, насколько они верны.
Мнение первое – Красная Армия освободила Западную Украину и Белоруссию
Небольшой экскурс в историю
Земли Западной Украины и Западной Белоруссии принадлежали некогда Киевской Руси и были потеряны во время монголо-татарского нашествия. Впоследствии они стали принадлежать Великому Княжеству Литовскому, а затем Речи Посполитой. Судя по тому, что в этих землях периодически вспыхивали восстания, маловероятно, что под поляками жилось хорошо. В частности, оказывалось сильное давление на православное население этих земель со стороны католической церкви. Прошение Богдана Хмельницкого русскому царю о помощи очень хорошо характеризует положение украинцев под польским гнетом.
Историками отмечается, что местное население считалось «людьми второго сорта», а политика Польши была колониальной.
Что касается недавней истории, то некоторые свидетельства очевидцев рассказывают о том, что после прихода поляков на земли Западной Украины и Белоруссии в 1920 году, когда по Брестскому миру они были отданы Польше, ситуация в этих областях была критической.
Так, упоминается резня в Бобруйском уезде и городе Слуцке, где поляки уничтожили почти все центральные постройки. Население, которое симпатизировало большевикам, подвергалось жесточайшим репрессиям.
На захваченные земли были заселены солдаты, которые принимали участие в боевых действиях. Их называли осадниками. По свидетельству очевидцев, во время наступления Красной Армии осадники предпочитали сдаваться в плен, чтобы не попасть в руки своих односельчан. Это тоже говорит о великой «любви» местного населения к полякам.
Итак, 17 сентября 1939 года Красная Армия перешла границу Польши и, почти не встречая сопротивления, продвинулась вглубь территории. В воспоминаниях очевидцев можно прочитать о том, что население этих мест восторженно встречало красноармейцев.
Советский Союз, благодаря этому наступлению увеличил свою территорию на 196 000 кв. километров. Население страны увеличилось на 13 млн. человек.
Ну а теперь совершенно противоположное мнение.
Красная Армия – оккупанты
Опять же, по утверждению историков, жители Западной Украины и Белоруссии жили очень даже неплохо под поляками. Сытно ели и хорошо одевались. После захвата этих территорий СССР прошли повальные «чистки», во время которых было уничтожено и сослано в лагеря огромное количество людей. На землях были организованы колхозы, где селяне попали в рабство, так как им запрещалось покидать свои места. К тому же жители западных областей не могли пройти на восточные территории, так как существовала негласная граница, где дежурили красноармейцы, не пропуская никого ни в ту, ни в другую сторону.
Описывается голод и разруха, которая пришла вместе с Красной Армией. Люди постоянно боялись репрессий.
Действительно, это очень туманная страница советской истории. Люди старшего поколения помнят, что в учебниках эта война, если можно ее так назвать, упоминалась так: «В 1939 году территории Западной Украины и Западной Белоруссии были присоединены к Советскому Союзу». И все!
На деле же, Польша, как государство перестало существовать, о чем заявил Гитлер 6 октября 1939 года, выступая в рейхстаге. Захваченная территория была разделена между Германией и Советским Союзом.
Как видите, мнения историков кардинально различаются. А ведь все они основываются на документах того времени и на свидетельствах очевидцев событий. Вероятно, что каждый человек оценивал их по-разному.
До Великой войны оставалось меньше двух лет. Но, наверное, стоит вспомнить, что поляки храбро сражались с фашистами во время этой войны на стороне Советского Союза. В то же самое время, немцы сформировали целую дивизию «Галитчина» из уроженцев западных областей Украины. А с остатками бендеровских банд борьба продолжалась еще несколько лет после окончания войны.
Запутанная все-таки штука, история!
До полного прекращения сопротивления поляков в начале октября (называются даты 7 и даже ) года.
Прелюдия
Сентябрь 1939
В конце сентября советские и германские войска встретились у , и . У между «союзниками» даже произошло небольшое столкновение, в ходе которого обе стороны имели небольшие потери. Однако все проблемы были улажены, и германская и Красная армия провели совместные парады в и . года, подводя итоги операции, заявил, имея в виду Польшу: «Ничего не осталось от этого уродливого детища , жившего за счёт угнетения непольских национальностей».
Битвы и стычки кампании
Сражение под Сарнем, Сражение под Дубнем, Сражение под Кодзёвцами, Оборона Вильно, сражение под Пуховой Гурой, сражение под Волой Судковской, сражение под Владыполем, сражение под Дхволой, сражение под Кжеменем, сражение под Шаскем, сражение под Вытычном, сражение под Коцкoм.
Итоги
Польша была окончательно уничтожена как государство. СССР передвинул свою границу на запад, в целом объединив под своей властью все этнически белорусские и украинские территории.
Территориальные изменения
Потери сторон
Потери польской стороны в действиях против советских войск составили 3 500 человек убитыми, 20 000 пропавшими без вести и 454 700 пленными. Из 900 орудий и минометов и 300 самолетов подавляющее большинство досталось в качестве трофеев.
Пленные
После вступления советских войск на территорию и Западной Белоруссии и раздела Польши между Германией и СССР на занятой советскими войсками территории оказались десятки тысяч польских граждан, захваченных в плен Красной Армией и интернированных - военнослужащих польской армии и чиновников местных органов государственной власти, «осадников» (военных колонистов), полицейских.
С вступлением РККА в восточные польские земли, прокатилась волна грабежей, мародёрства и стихийных убийств крестьянами членов местной польской администрации. Генерал так описывал вид "освобождённого" Львова в конце 1939 г.:
Магазины разграблены, витрины разбиты, лишь на одной - несколько шляп. Бесконечные очереди у продуктовых магазинов. (..) Настроение у людей мрачное. На улицах полно энкаведешников и солдат. Мостовые и тротуары грязные, заваленные снегом. Впечатление ужасное.
Советская власть дала местному населению бесплатное образование и медицинское обслуживание, поддержку украинского языка; с другой стороны, польское население подверглось дискриминации и репрессиям. Принудительная и репрессии против «социально враждебных элементов» нанесли тяжкий удар по всему обществу и озлобили население. Жестокой дискриминации подвергались поляки, которых старались не принимать на работу, а с начала 1940 г. стали в массовом порядке депортировать. Ещё до начала Великой Отечественной войны в Сибирь было сослано 312 тыс. семей, или 1173 тыс. человек. На 1 июня 1941 года здесь было создано 2,6 тыс. колхозов, в которых было объединено 143 тыс. сельских хозяйств. По свидетельству командующего тылом группы армий «Юг» генерала Фридерици, украинское население в 1941 году, при вступлении немецких войск, встречало их как друзей и освободителей.
Накануне Освободительного похода, 16 сентября произошла нелепая и трагическая авиакатастрофа, в которой погиб самый результативный советский летчик 30-х годов, дважды Герой Советского Союза майор Сергей Иванович Грицевец. Участник гражданской войны в Испании Грицевец уничтожил 7 самолетов противника, за что был удостоен звания Героя Советского Союза. Новыми победами Грицевец запомнился на Халхин-Голе, сбив 12 японских самолетов. Кроме того, он вывез с территории, захваченной противником, своего командира - майора В. Забалуева, посадив свой И-16 вблизи японских позиций. Оставшийся непобедимым в воздухе, Грицевец погиб не по своей вине во время посадки на аэродроме Балбасово под Оршей. Он по всем правилам в сумерках и в условиях тумана совершил образцовую посадку и, опасаясь столкновения с идущими за ним на посадку пилотами, вырулил с посадочной полосы на нейтральную. В этот момент майор П. Хара, вопреки всему, зашел на посадку с противоположной стороны, приняв нейтральную полосу за посадочную. Произошло встречное столкновение истребителей, и если Хара отделался ушибами, то Грицевец погиб от удара винта. В условиях начинавшегося похода о гибели прославленного летчика было принято решение не сообщать. Грицевцу так и не суждено было увидеть родное село Боровцы, освобожденное советскими войсками в ходе похода 1939 года в Белоруссии.