Операция по освобождению советского заполярья. Краткий курс истории
В России, говоря о Великой Отечественной войне, вспоминают поражения 1941-1942 годов, битву под Москвой, блокаду Ленинграда, сражение за Сталинград, Северный Кавказ, Огненную дугу и ряд других знаменитых операций. Но мало что могут сказать о войне на Севере, на Кольском полуострове, если вообще слышали об этой странице Великой войны.
Кольский полуостров занимал большое место в агрессивных планах немецкого военно-политического командования. Во-первых, Берлин интересовал город Мурманск – незамерзающий порт, база Северного флота СССР. Кроме того, Мурманский порт с основной частью страны соединяла Кировская железная дорога, это давало возможность получать грузы военного характера и быстро доставлять их в Центральную Россию. Поэтому, немцы планировали захватить порт и перерезать железную дорогу в кратчайшие сроки. Во-вторых, Гитлера привлекали богатые природные богатства Кольской земли, и особенно месторождения никеля – металла, очень необходимого для германского военно-промышленного комплекса и экономик союзников Германии. В-третьих, эти земли интересовали финскую элиту, по их планам Кольский полуостров должен был стать частью «Великой Финляндии».
Для захвата Кольского полуострова на арктическом театре военных действий была сконцентрирована армия «Норвегия» (её сформировали в декабре 1940 года) в составе 3-х корпусов – двух горных немецких корпусов и одного финского корпуса. Её возглавлял генерал-полковник Николаус фон Фалькенхорст. В армии было 97 тыс. человек, 1037 орудий и миномётов, 106 танков. Эту армию поддерживала часть сил 5-го воздушного флота и Военно-морских сил Третьего Рейха.
Им противостояла советская 14-я армия, занимавшая оборону на Мурманском и Кандалакшском направлениях, под командованием Валериана Фролова. На момент начала военных действий армия включала в себя: 4-й стрелковый корпус (10-я и 122-я стрелковые дивизии), 14-ю, 52-ю стрелковые дивизии, 1-ю танковую дивизию, 1-ю смешанную авиадивизию, 23-й укреплённый район и ряд других соединений. 23-й укреплённый район (УР) располагался на полуостровах Рыбачий и Средний и занимал полосу обороны по фронту в 85 километров, глубиной в 5 километров, имея в наличии 7 узлов обороны, состоящих из 12 построенных и боеготовых долговременных оборонительных сооружений, и 30 находящихся на стадии строительства. УР защищали два пулемётных батальона (ещё два планировали развернуть), кроме того, в его полосе действовал один из полков 14-й сд. В армии было 52,6 тыс. человек личного состава, 1150 орудий и миномётов, 392 танка. С моря 14-ю армию прикрывали корабли и авиация Северного флота (8 эсминцев, 7 сторожевых кораблей, 15 подводных лодок, 116 самолётов).
Надо сказать, что в дальнейшем состав сил двух армий постоянно менялся, т. к. стороны их постоянно наращивали.
Генерал-полковник Николаус фон Фалькенхорст.
Провал Арктического блицкрига
Великая война в Заполярье началась в ночь на 22 июня 1941 года с массированных авиационных налётов на города, населённые пункты, промышленные объекты, погранзаставы и военно-морские базы.
Немцы уже после оккупации Норвегии начали разрабатывать план ведения войны в Заполярье. Планирование операции начали 13 августа 1940 г. и завершили в октябре того же года. Мурманская операция (план Блауфукс или план Зильберфукс, нем. Unternehmen Silberfuchs - «Полярная лиса») была составной частью плана «Барбаросса». Она делилась на несколько этапов. Во время первого - Операция Реннтир («Северный олень») - немецкая 2-я горнострелковая дивизия и 3-я горнострелковая дивизия из состава горного корпуса «Норвегия» вторглись в район Петсамо (там располагались никелевые шахты) и захватили его.
Надо отметить, что советские войска не были застигнуты врасплох, как часто показывают начало Великой Отечественной войны. Уже 14-15 июня 122-я стрелковая дивизия из состава 14-й армии по приказу командующего Ленинградским военным округом М. М. Попова была выдвинута к государственной границе. Дивизия должна была прикрыть кандалакшское направление. Оно имело стратегическое значение - в случае успеха войска противника выходили к Кандалакшскому заливу Белого моря и отрезали Кольский полуостров от центральных районов страны. 19-го к границе начали выдвигать 1-ю танковую дивизию, 21-го по тревоге подняли 52 сд, она была дислоцирована в Мурманске, Мончегорске и Кировске. В ночь на 22 июня к границе перебросили два полка и разведывательный батальон 14-й сд. Кроме того, успеху обороны сопутствовал фактор труднодоступной местности.
28-29 июня 1941 года начались активные боевые действия на Мурманском направлении (главный удар). Это был второй этап - операция Платинфукс (нем. Platinfuchs - «Платиновая лиса»), немецкие силы наступали через Титовку, Ура-Губу к Полярному (главная база Северного флота) и Мурманску. Гитлеровцы планировали захватить базы Северного флота, блокировать и захватить Мурманск, а затем выйти к побережью Белого моря и занять Архангельск. В ходе второй же фазы операции собирались выполнить и третью – провести операцию «Песец» (нем. «Polarfuchs»). 2-я немецкая горная дивизия наступала на Полярное, а одна финская дивизия и одна немецкая дивизия должны были идти от Кемиярви на восток.
28 апреля на Мурманском направлении в атаку пошли 2-я и 3-я горнострелковые дивизии, 40-й и 112-й отдельные танковые батальоны. Они имели на решающем направлении 4-кратное преимущество - 95-й стрелковый полк 14-й сд не выдержал удара и отступил, сломав порядки подошедшего на помощь 325-го стрелкового полка той же дивизии. Но гитлеровцам не удалось разгромить гарнизон 23-го УРА на полуостровах Рыбачий и Средний. Гарнизон, опираясь на мощные укрепления и береговые батареи (3-х 130-миллиметровых и 4-х 100-миллиметровых орудий), отбил все атаки.
К 30 июня 52-я сд закрепилась на реке Западная Лица («Долина славы») и в течение всего июля отбивала все попытки немцев форсировать водную преграду. На правом фланге держали оборону перегруппировавшиеся части 14 сд. В сентябре оборона была усилена 186-й стрелковой дивизией (Полярная дивизия), после этого фронт на этом участке стабилизировался до 1944 года. За 104 дня боёв немцы продвинулись на 30-60 км и не решили поставленные задачи. Свою положительную роль сыграли и десанты морской пехоты Северного флота - удары во фланг противнику были нанесены 7 и 14 июля. А также «непотопляемый линкор Заполярья» - полуостров Рыбачий, на участке 23-го УРа и 135-го стрелкового полка 14-й сд гитлеровцам так и не удалось перейти за пограничный знак № 1.
На кандалакшском направлении первый удар отразили 24 июня. 1 июля 1941 года немцы силами 36-го армейского корпуса, в него входили 169-я пехотная дивизия, горнострелковая бригада СС «Норд», а также финская 6-я пехотная дивизия и два финских егерских батальона, начали генеральное наступление на Кандалакшу. Врагу противостояла 122-я сд, 1-я танковая дивизия (до середины июля 1941 года, затем её отвели на другой участок фронта) и переброшенная позднее в район Кайралы 104-я сд (без 242-го стрелкового полка, который находился на кестеньгском направлении). До начала августа шли ожесточённые бои с небольшим продвижением частей противника. В начале августа 1941 в тыл советским силам проник усиленный финский батальон. Финны оседлали дорогу в районе станции Нямозеро, в результате советской группировке пришлось в течение двух недель вести бои в странном окружении. Всего один батальон противника блокировал пять стрелковых полков, три артполка и другие соединения. Этот случай говорит о сложности театра боевых действий, отсутствии развитой дорожной сети, труднопроходимости местности среди лесов и болот. Когда через две недели дорогу разблокировали, враг нанёс сильный удар с фронта и вынудил части Красной Армии отойти. Советские войска закрепились в четырёх км восточней Алакуртти, и там линия фронта стабилизировалась до 1944 года. Максимальное продвижение противника составило около 95 километров.
На кестеньгском направление держал оборону 242-й стрелковый полк 104-й сд. Активные боевые действия начались с начала июля 1941 года. Немцам удалось к 10 июля выйти к реке Софьянга, а в ноябре захватить Кестеньгу и продвинуться от неё на восток ещё примерно на 30 км. К 11 ноября 1941 года линия фронта стабилизировалась в 40 км западнее Лоухи. К тому времени группировка советских войск на этом участке фронта была усилена 5-й стрелковой бригадой и 88-й сд.
Немецкое лыжное подразделение в Заполярье.
Итоги кампании 1941 года. К осени 1941 года стало понятно, что план молниеносной войны в Арктике сорван. В жестоких оборонительных боях, проявляя мужество и стойкость, советские пограничники, бойцы 14-й армии, моряки Северного флота обескровили наступающие подразделения врага и заставили немцев взять паузу и перейти к обороне. Немецкому командованию не удалось достигнуть в Заполярье ни одной из поставленных целей. Несмотря на отдельные начальные успехи, немецким войскам не удалось выйти к Мурманской железной дороге ни на одном участке, а также захватить базы Северного флота, выйти к Мурманску и захватить его. В результате здесь находился единственный участок советско-германского фронта, где войска противника были остановлены уже в нескольких десятках километров от линии советской Государственной границы, а в отдельных местах немцы даже не смогли перейти границу.
Морские пехотинцы Северного флота на палубе катера проекта МО-4.
Роль тыла в обороне Заполярья
Огромную помощь соединениям Красной Армии и Военно-Морского Флота СССР оказали жители Мурманской области. Уже в первый день Великой войны в Мурманской области было введено военное положение, в военных комиссариатах начали мобилизацию военнообязанных, и в военкоматы поступило до 3,5 тыс. заявлений от добровольцев. Всего на фронт ушел каждый шестой житель области - более 50 тыс. человек.
Партийные, советские и военные органы организовали всеобщее военное обучение населения. В районах и населённых пунктах формировались части народного ополчения, истребительные отряды, санитарные дружины, соединения местной ПВО. Так, мурманский истребительный полк только за несколько первых недель войны 13 раз выходил на задания, которые были связаны с уничтожением вражеских диверсионно-разведывательных групп. Бойцы Кандалакшского истребительного батальона непосредственно участвовали в боевых действиях в Карелии в районе станции Лоухи. Бойцы истребительных соединений Кольского и Кировского районов несли службу по охране Кировской железной дороги.
Летом 1942 года по инициативе обкома партии в области были образованы партизанские отряды «Большевик Заполярья» и «Советский Мурман». Учитывая тот факт, что Мурманская область была практически не оккупирована, партизанские соединения базировались на своей территории и уходили в глубокие рейды по тылам противника. Основным объектом действий партизанских отрядов стала автодорога Рованиеми - Петсамо, по ней шло снабжение немецких войск, расположенных в областях Северной Финляндии. Во время рейдов мурманские партизаны нападали на вражеские гарнизоны, нарушали линии связи и коммуникации, проводили разведывательно-диверсионную деятельность, захватывали пленных. Несколько партизанских отрядов также действовало и на Кандалакшском направлении.
Примерно 30 тыс. человек мобилизовали на военно-строительные работы. Эти люди на подступах к Мурманску и Кандалакше создали несколько оборонительных линий. С участием гражданского населения велось массовое строительство окопов, щелей, бомбоубежищ. С конца июня 1941 года из области началась массовая эвакуация гражданского населения и промышленного оборудования. Первоначально её осуществляли с помощью железнодорожного транспорта, затем с помощью кораблей и судов – везли в Архангельск. Вывозили детей, женщин, стариков, запасы стратегического сырья, оборудование с «Северникеля», Туломских и Нивских гидростанций. Всего за пределы Мурманской области вывезли 8 тыс. вагонов и более 100 судов – эта эвакуация стала частью более масштабной операции, которую проводили по всем западным областям Советского Союза. Те предприятия, которые были оставлены в области, были переведены на военные рельсы и ориентированы на выполнение военных заказов.
Все рыболовные траулеры были переданы в состав Северного флота. Судоремонтные предприятия провели работу по переоборудованию их в боевые корабли, на них устанавливали вооружение. Судоремонтные заводы также ремонтировали боевые корабли и подводные лодки. Уже с 23 июня все предприятия области перешли на круглосуточный (чрезвычайный) режим работы.
Предприятия Мурманска, Кандалакши, Кировска, Мончегорска в кратчайшие сроки освоили выпуск автоматического , гранат, минометов. Комбинат «Апатит» начал производство смеси для зажигательных авиабомб, судоремонтные мастерские делали шлюпки, волокуши, горные сани, мебельная фабрика выпускала лыжи для солдат. Артели промысловой кооперации вели производство оленьих упряжек, мыла, переносных печей (буржуек), различной походной утвари, шили обмундирование, ремонтировали обувь. Оленеводческие колхозы передавали армии оленей и нарты, снабжали мясом и рыбой.
Оставшиеся в области женщины, подростки и старики заменили на производстве ушедших на фронт мужчин. Они осваивали на различных курсах новые профессии, выполняли нормы не только здоровых мужчин, но и ставили рекорды. Рабочий день на предприятиях вырос до 10, 12 часов, а иногда и 14 часов.
Рыбаки уже осенью 1941 года возобновили промысел, добывая необходимую для фронта и тыла рыбу в боевых условиях (их могли атаковать вражеские самолёты, субмарины). Хотя сама область и испытывала нехватку продовольствия, но всё же несколько эшелонов с рыбой смогли отправить блокадному Ленинграду. Для того, чтобы улучшить продовольственное снабжение населения Мурманской области при промышленных предприятиях, были созданы подсобные хозяйства, людьми возделывались огороды. Был организован сбор ягод и грибов, лекарственных трав, хвои. Бригады охотников занимались добычей дичи - лосей, диких оленей, птицы. На внутренних водоемах Кольского полуострова был организован лов озерной и речной рыбы.
Кроме того, жители области приняли активное участие в сборе средств для Фонда обороны: люди сдали 15 кг золота, 23,5 кг серебра. Всего же за годы Великой войны от жителей Мурманской области поступило более 65 миллионов рублей. В 1941 году 2,8 млн. рублей было перечислено на создание эскадрильи «Комсомолец Заполярья», а железнодорожники построили на свои средства эскадрилью «Советский Мурман». Было собрано и отправлено более 60 тыс. подарков на фронт бойцам Красной Армии. Школьные здания в населённых пунктах переоборудовали под госпитали.
И всё это делалось в самых тяжёлых условиях прифронтовой зоны, населённые пункты подвергались постоянным ударам с воздуха. Так, с лета 1942 года Мурманск подвергался жестоким бомбардировкам, только 18 июня немецкие самолёты сбросили 12 тыс. бомб, огонь уничтожил в городе больше 600 деревянных зданий. Всего с 1941 по 1944 год на главный город области было совершено 792 налета немецких ВВС, люфтваффе сбросили около 7 тыс. фугасных и 200 тыс. зажигательных бомб. В Мурманске было разрушено и сожжено более 1500 домов (три четверти всего жилого фонда), 437 производственных и служебных зданий. Немецкая авиация регулярно наносила удары по Кировской железной дороге. За время военных действий в Заполярье на каждый километр железнодорожной магистрали немецкие ВВС сбросили в среднем 120 бомб. Но, невзирая на постоянную опасность попасть под бомбардировку или обстрел, мурманские железнодорожники и портовики делали свое дело, и связь с Большой землей не прервалась, по Кировской железной дороге шли составы. Надо отметить, что силами ПВО над Мурманском и Кировской железной дорогой в 1941-1943 годы было сбито 185 самолётов врага.
Мурманск после бомбардировок. По количеству и плотности нанесенных по городу бомбовых ударов среди советских городов Мурманск уступает лишь Сталинграду. В результате немецких бомбардировок было уничтожено три четверти города.
Заполярье и союзники
Большое сражение в 1942 году развернулось в морской зоне. Союзники СССР по Антигитлеровской коалиции начали поставку военной техники, снаряжения, продовольствия. Советский Союз поставлял союзникам стратегическое сырьё. Всего за время Великой войны в Мурманск и Архангельск пришло 42 союзных конвоя (722 транспорта), из Советского Союза было отправлено 36 конвоев (достигли портов назначения 682 транспорта). Первый союзный конвой прибыл в порт Мурманска 11 января 1942 года, а всего за время Великой отечественной войны в нём было разгружено до 300 судов, переработано более 1,2 млн. тонн иностранных грузов.
Немецкое командование попыталось сорвать поставки грузов, перерезать эту стратегическую коммуникацию. Для борьбы с конвоями союзников были привлечены большие силы люфтваффе, кригсмарине и надводных сил, которые находились в норвежских базах. Основная нагрузка по охране конвоев была возложена на силы британского флота и советский Северный флот. Только для охраны конвоев корабли Северного флота совершили 838 выходов. Кроме того, с воздуха вела разведку, прикрывала конвои морская авиация. ВВС также наносили удары по немецким базам и аэродромам, кораблям врага в открытом море. Советские подводные силы выходили в море и несли боевую вахту у немецких военно-морских баз и на возможных путях перехода крупных надводных кораблей военно-морских сил Рейха. Общими усилиями британских и советских сил прикрытия было уничтожено 27 вражеских субмарин, 2 линейных корабля и 3 эсминца. В целом, охрана конвоев действовала успешно: под прикрытием моряков и лётчиков Северного флота и британских ВМС морские караваны потеряли 85 транспортов, дошли до своей цели более 1400.
Кроме того, Северный флот вёл активную боевую деятельность у берегов противника, стараясь сорвать морские перевозки немцев вдоль побережья Северной Норвегии. Если в 1941-1942 годы в этих операциях был задействован в основном подводный флот, то со второй половины 1943 года первую скрипку стали играть силы морской авиации. Всего за 1941-1945 годы Северный флот, в основном усилиями ВВС СФ, уничтожил более 200 кораблей и вспомогательных судов врага, свыше 400 транспортов общим тоннажем в 1 млн. тонн и около 1,3 тыс. самолетов.
Эсминец советского Северного флота проекта 7 «Грозный» в море.
Линия фронта в 1942-1944 годы
В полосе действий 14-й армии линия фронта в период с осени 1941 по осень 1944 года была очень стабильной. Обе стороны испытывали одинаковые сложности. Во-первых, быстрой, манёвренной войне мешали природно-климатические условия. Сплошного фронта не было, боевые порядки заменяли непреодолимые крупными формированиями каменные гряды, болота, реки, озёра, леса. Во-вторых, оборонительные порядки немецких и советских войск постоянно совершенствовались. В-третьих, ни у советского командования, ни у немцев не было решающего перевеса в силах.
В основном противостоящие друг другу армии проводили разведки, диверсии (в том числе с помощью партизан), совершенствовали оборону. Из наиболее значимых действий можно отметить контрнаступление Красной Армии в конце апреля 1942 года на кестеньгском направлении. Советские войска фактически сорвали немецкое наступление, разведка выявила концентрацию вражеских сил на этом направлении. Но после 10-дневного сражения ситуация стабилизировалась на прежних позициях. В это же время Красная армия попробовала перейти в наступление на мурманском направлении – на рубеже реки Западная Лица. Советские войска смогли пробиться на несколько километров вперёд, но вскоре немцы восстановили фронт.
После этого более или менее крупномасштабных боевых действий в полосе 14-й армии не было до октября 1944 года.
Советские подводные лодки серии «С» в порту Полярный.
Разгром немцев в Заполярье
К осени 1944 года советские войска прочно удерживали стратегическую инициативу на всём протяжении советско-германского фронта. Пришло время разгромить врага и на северном участке фронта.
14-я армия стала основной боевой силой в Петсамо-Киркенесской операции (проходила с 7 октября по 1 ноября 1944 года). Армия получила задачу уничтожить главные силы 19-го немецкого горнострелкового корпуса (корпус «Норвегия»), которые укрепились в области Петсамо, и в дальнейшем продолжать наступление в направлении на Киркенес в Северной Норвегии.
14-я армия под командованием генерал-лейтенанта Владимира Щербакова имела в своём составе: 8 стрелковых дивизий, 5 стрелковых, 1 танковую и 2 инженерные бригады, 1 бригаду реактивных установок, 21 артиллерийских и миномётных полка, 2 полка САУ. В ней было 97 тыс. солдат и офицеров, 2212 орудий и миномётов, 107 танков и самоходных артустановок. Армию с воздуха поддерживала 7-я воздушная армия - 689 самолётов. А с моря Северный флот под командованием адмирала Арсения Головко. Флот участвовал в операции силами отрядов кораблей, 2 бригад морской пехоты и 276 самолётов морской авиации.
В немецком 19-м горном корпусе было: 3 горные дивизии и 4 бригады (53 тыс. солдат и офицеров), 753 орудия и миномёта. Командовал им генерал горнострелковых войск Фердинанд Йодль. С воздуха прикрывали силы 5-го воздушного флота – до 160 самолётов. На море действовали немецкие ВМС.
Ситуацию осложнял тот фактор, что в за три года немцы соорудили т. н. лапландский оборонительный вал. А после выхода Финляндии из войны (19 сентября 1944 года), военно-строительные работы приняли очень активный характер. На фронте в 90 км тянулись минные поля, проволочные заграждения, противотанковые рвы и надолбы, возводились железобетонные и бронированные огневые точки, укрытия, траншеи, ходы сообщения. Укрепления перехватывали все перевалы, лощины, дороги, господствующие высоты. Со стороны моря позиции усиливали береговые батареи и зенитные позиции, устроенные в капонирах. И это притом, что местность и так была труднопроходимой – речки, озёра, болота, скалы.
7 октября 1944 года после артподготовки началось наступление. Ещё до его начала в тыл противнику были заброшены инженерные части с целью уничтожения укреплений врага. На правом фланге ударной группировки наступал 131-й стрелковый корпус, его целью было Петсамо, его поддерживала отвлекающая оперативная группа и две бригады морпехов. На левом фланге в атаку пошёл 99-й стрелковый корпус, он имел задачу наступать в направлении Луостари. На левом же фланге глубокий обходной манёвр совершал 126-й лёгкий стрелковый корпус (его цель также Луостари).
131-й корпус к 15.00 прорвал первую линию обороны немцев и вышел к реке Титовка. 8 октября плацдарм был расширен, и началось движение в направлении на Петсамо. 99-й корпус не смог прорвать оборону немцев в первый день, но сделал это в ночной атаке (в ночь с 7 на 8 октября). В полосе его наступления ввели в бой резерв - 127-й легкий стрелковый корпус, 12 октября они овладели Луостари и начали движение на Петсамо с южного направления.
126-й легкий стрелковый корпус, совершая тяжелый обходной манёвр, к 11 октября вышел западнее Луостари и перерезал дорогу Петсамо - Салмиярви. Этим советское командование не допустило подхода немецких подкреплений. Корпус получил следующую задачу – новым обходным маневром оседлать с запада дорогу Петсамо-Тарнет. Задача была выполнена 13 октября.
14 октября к Петсамо подошли 131-й, 99-й и 127-й корпуса, начался штурм. 15 октября Петсамо пал. После этого корпуса армии провели перегруппировку и 18 октября начался второй этап операции. В бой бросили части уже участвовавших в сражении 4-х корпусов и новый резервный 31-й стрелковый корпус. В основном во время этого этапа противника преследовали. На Никель наступали 127-й лёгкий стрелковый и 31-й стрелковый корпуса, на Ахмалахти двигались 99-й стрелковый и 126-й лёгкий стрелковый корпуса, на Тарнет шёл 131-й стрелковый корпус. Уже 20 октября начался охват Никеля, 22-го он пал. Остальные корпуса также вышли на намеченные рубежи к 22 октября.
Высадка морского десанта, 1944 год.
18 октября 131-й стрелковый корпус вступил на норвежскую землю. Началось освобождение Северной Норвегии. 24-25 октября был форсирован Яр-Фьорд, силы 14-й армии развернулись веером на норвежской территории. 31-й стрелковый корпус не стал форсировать залив и начал движение глубоко на юг - к 27 октября дошёл до Наусти, выйдя на границу Норвегии и Финляндии. 127-й легкий стрелковый корпус также двигался в южном направлении по западному берегу фьорда. 126-й легкий стрелковый корпус двигался в западном направлении, и 27 октября вышел к Нейдену. 99-й и 131-й стрелковые корпуса устремились на Киркенес и 25 октября заняли его. После этого операция была завершена. Большую роль в операции сыграли морские десанты и действия Северного флота. Это была полная победа.
Итоги операции
Изгнанием немецких войск из Киркенеса и выходом на рубеж Нейден, Наусти советская 14-я армия и Северный флот выполнили свои задачи в Петсамо-Киркенесской операции. 9 ноября Ставка Верховного Главнокомандования приказала 14-й армии остановить движение и перейти к обороне. В ходе 19-дневных боев войска армии продвинулись на запад до 150 км, освободив район Петсамо-Печенги и Северную Норвегию. Потеря этих территорий сильно ограничила действия немецких ВМС на советских северных коммуникациях и лишила Третий Рейх возможности получать никелевую руду (стратегический ресурс).
Немецкие войска понесли значительные потери в живой силе, вооружении и боевой технике. Так, 19-й горнострелковый корпус Йодля потерял только убитыми около 30 тыс. человек. Северный флот уничтожил 156 кораблей и судов противника, а силы советской авиации ликвидировали 125 самолётов люфтваффе. Советская армия потеряла убитыми и ранеными более 15 тыс. человек, в том числе на территории Норвегии - более 2 тыс. солдат и офицеров.
В ходе наступления советских войск на Крайнем Севере было показано высокое военное искусство советского военного командования. На высоком уровне было организовано оперативно-тактическое взаимодействие сухопутных войск с силами Северного флота. Советские корпуса провели наступление в условиях сложного характера местности, часто без локтевой связи с соседними частями. Силы 14-й армии умело и гибко маневрировали, использовали в бою специально обученные и подготовленные легкие стрелковые корпуса. Высокий уровень показали инженерные части советской армии, соединения ВМС, морской пехоты.
В ходе Петсамо-Киркенесской операции советские войска освободили оккупированные районы советского Заполярья и оказали огромную помощь в освобождении Норвегии.
Окончательно Норвегия была освобождена также при помощи СССР. 7-8 мая 1945 года немецкое военно-политическое руководство согласилось на полную капитуляцию и немецкая группировка в Норвегии (она насчитывала около 351 тыс. солдат и офицеров) получила распоряжение о сдаче и сложила оружие.
Генерал Владимир Иванович Щербаков.
Ctrl Enter
Заметили ошЫ бку Выделите текст и нажмите Ctrl+Enter
Согласно директиве №21 Верховного главнокомандующего Вермахта, более известной как план «Барбаросса», захват Мурманска и всего Кольского полуострова являлся одной из первоочередных задач немецкого командования. Для ее выполнения была создана армия «Норвегия», укомплектованная немецкими и финскими солдатами, прошедшими специальную подготовку для действий в условиях Крайнего Севера.
Таким образом, главной стратегической задачей противника на этом участке был захват в кратчайшие сроки города Мурманска с его незамерзающим портом, что поставило бы под угрозу существование всего советского Северного Флота . Рейх также привлекали обширные природные ресурсы полуострова, главным образом месторождения никеля, столь необходимого для военной промышленности.
Еще до начала наступления была назначена оккупационная администрация Мурманска, а на 20 июля 1941 года намечался парад немецких войск на центральном стадионе города. С первых дней Войны немецкие самолеты начали массированные авиационные налеты на Мурманск и другие ключевые базы Северного флота. 29 июня 1941 года немецко-финские войска перешли северную границу СССР. Эту дату принято считать началом битвы за Заполярье .
Немецкое наступление на Кольском полуострове началось по трем направлениям. Основные силы были сосредоточены для удара по Мурманску, одновременно еще 2 группировки начали наступление на кандалакшском и лоухском направлениях, имея своей целью нарушить сообщение между полуостровом и остальной частью страны.
Шедшей к Мурманску армии «Норвегия» противостояла 14-я отдельная армия под командованием генерал-полковника Валериана Александровича Фролова, при поддержке кораблей и авиации Северного флота, под руководством вице-адмирала А.Г.Головко.
С первых же дней бои приняли крайне ожесточенный характер. Наибольшего успеха немцам удалось достичь на Мурманском направлении. Часть сил армии Фролова оказалась заблокирована неприятелем на полуострове Средний, но продвинуться дальше хребта Муста-Тунтури, соединяющего полуостров с материком, противник так и не смог. На третий день после начала наступления, преодолев 30 километров, войскам Вермахта удалось захватить плацдарм на восточном берегу реки Западная Лица, в районе губы Большая Западная Лица, создав реальную угрозу Мурманску.
Расширить и перебросить значимые силы на плацдарм немцам не удалось, но возможность в любой момент нанести удар с плацдарма сильно тревожила советских военачальников. Штабом 14-й армии совместно с командованием Северного флота был разработан план по сковыванию сил противника на плацдарме, а при благоприятном стечении обстоятельств — полной ликвидации подразделений неприятеля. Суть замысла заключалась в высадке оперативных десантов на занятый немецкими войсками берег с целью нарушения снабжения плацдарма .
6 и 7 июля 1941 года первые два десанта были высажены на южный и западный берега губы Западная Лица. Высадка тактических десантов серьезно обеспокоила немецкое командование, так как под угрозу попали ключевые немецкие пути снабжения. Руководство армии «Норвегия» было вынуждено приостановить наступление на Мурманск и перебросить часть сил для устранения угрозы у себя в тылу.
9 июля 1941 года советские десанты были сняты с плацдармов. 14 июля, используя опыт двух первых десантов, Красная Армия начала третью, более крупную, десантную операцию.
Силами 325-го стрелкового полка и батальона морской пехоты под общим командованием А.А.Шакито советским войскам удалось закрепиться на западном берегу реки Западная Лица. Таким образом, создалась уникальная ситуация — на одной реке буквально в нескольких километрах друг от друга сформировалось два плацдарма советский и немецкий .
В течение двух недель, стянув на себя значительные силы, советский плацдарм продолжал держаться. 2 августа 1941 года все еще не сломленные десантники были переброшены на большую землю для укрепления сухопутной группировки.
К этому моменту немецкое наступление захлебнулось как на кандалакшском, так и на лоухском направлениях. Кировская железная дорога — основной путь сообщения Кольского полуострова — осталась под нашим контролем, а значит заблокировать снабжение как города Мурманска, так и Северного флота немцам не удалось . После этого фронт на какое-то время стабилизировался.
Поняв, что распыляя силы, прорвать советскую оборону не удастся, ставка немецкого командования решила сфокусироваться на Мурманском направлении.
Закончив перегруппировку, 8 сентября 1941 года немцы начали новое наступление. Но и оно закончилось полным провалом. За 9 дней боев армия «Норвегия» продвинулось всего на 4 километра, а 17 сентября советские войска перешли в контрнаступление, в ходе которого была полностью разгромлена 3-я горнострелковая дивизия, а войска Вермахта были отброшены за Западную Лицу. Данное обстоятельство заставило руководство Вермахта полностью отказаться от наступательных действий на данном участке фронта.
Весной 1942 года в рамках Мурманской операции Красная Армия предприняла попытку отодвинуть немецкие войска с занимаемых позиций и одновременно упредить готовящееся противником наступление . Если первую задачу решить не удалось, то вторая была выполнена — весеннего наступления на Мурманск так и не произошло. С этого времени фронт окончательно стабилизировался по реке Западная Лица до осени 1944 года.
Если кратко подвести итоги оборонительным боям в Заполярье, то их можно признать самыми успешными на всем советско-германском фронте. Немецким войскам не удалось решить ни одной поставленной перед ними задачи. Стратегически важные полуострова Рыбачий и Средний хоть и были блокированы с суши, остались под контролем советских войск. В направлении Мурманска противнику удалось пройти лишь 30 километров от границы. Наибольшее продвижение немецких войск от советско-финской границы не превысило 80 километров, а на некоторых участках неприятелю и вовсе не удалось войти на советскую территорию.
То, что защитникам советского Севера удалось сорвать амбициозные планы Вермахта в Заполярье, имело огромное значение и оказало влияние на весь ход Великой Отечественной войны , так как именно через порты Заполярья в дальнейшем шли поставки союзнической помощи, а Северный флот был сохранен.
Если на сухопутном театре военных действий, в районе Кольского полуострова, наступило относительное затишье, то в отношении северных морей такого сказать нельзя. Наоборот, морские сражения стали принимать все более и более ожесточенный характер. Первоначало немецкое командование придавало мало значения морским коммуникациям по Северному морскому пути и через Северную Атлантику, поэтому концентрация немецкого флота в данном регионе была незначительна. Причина такого пренебрежения кроется в том, что в надежде на молниеносную победу руководство Германии считало, что СССР просто не сможет использовать возможности северных незамерзающих гаваней, так как они будут в руках Рейха. Обстановка стала стремительно меняться к 1942 году, когда первые караваны судов (так называемые полярные конвои) из Англии, США и Канады пришли в порты Мурманска и Архангельска . Союзники поставляли в нашу страну танки и самолеты, топливо и снаряды, продовольствие и лекарства. СССР, в свою очередь, отправлял в обратную сторону различное сырье (топливо, металл, лес и т.п.).
Когда в Мурманск пришли первые поставки иностранной техники, в частности, британские самолеты Харрикейн, для инструктажа и обучения наших пилотов туда прибыли и английские летчики. Так на нашем фронте появилась 151-я эскадрилья британских ВВС, командовал которой Генри Невилл Гинесс Рэмсботтом-Ишервуд . В ней собрались люди со всех уголков света. Сам командир был родом из Новой Зеландии, служили в авиакрыле также австралийцы, канадцы, шотландцы, валлийцы и ирландцы, уроженцы Родезии, Южно-Африканского Союза и Вест-Индии. Деятельность их отнюдь не ограничивалась обучением. Британские летчики вместе с нашими пилотами отважно дрались и мастерски сбивали самолеты противника, за глаза называя немцев «джерри».
В результате успешного наступления Советских Вооруженных Сил летом 1944 г. были разгромлены группировки немецко-фашистских войск в Белоруссии, Прибалтике, на Карельском перешейке, в Карелии и Эстонии. 4 сентября 1944 г. финские войска прекратили военные действия. Правительство Финляндии приняло условия, выдвинутые Советским правительством, о разрыве с Германией и выводе немецких войск с территории Финляндии не позднее 15 сентября. Оставшиеся после 15 сентября немецкие войска Финляндия должна была разоружить. Положение гитлеровских войск в Заполярье резко ухудшилось, так как они лишились поддержки финских войск и кратчайших сообщений с Германией через Финляндию. Над группировкой немецких войск на Севере нависла угроза изоляции и окружения (единственная шоссейная дорога вдоль норвежского побережья могла быть перерезана нашими войсками).
Советское командование разработало план освобождения Заполярья, по которому войска Карельского фронта должны были нанести главный удар из района южнее оз. Чапр в обход южного фланга и частями морской пехоты Северного флота в обход северного фланга окружить и уничтожить группировку противника в районе р. Титовка. В дальнейшем войска фронта должны были развивать наступление в западном направлении по дорогам на Петсамо, Киркенес, Луостари, Никель и разгромить отступавшие части.
Утром 7 октября 1944 г. войска Карельского фронта перешли в наступление. При наступлении были разгромлены части 2-й горно-стрелковой немецкой дивизии. Одновременно наши войска совершили глубокий обход открытого правого фланга обороны противника по труднопроходимой местности и вышли в район южнее Луостари. Вечером 9 октября со стороны Мотовского залива была произведена высадка десанта. Десант овладел намеченным участком побережья и начал быстро продвигаться в южном направлении. Утром 10 октября части бригады вышли во фланг и тыл обороны противника. После того как определился успех десанта в губе Малая Волоковая, начался прорыв обороны противника на перешейке полуострова Средний. Опасаясь окружения, немцы в ночь на 11 октября начали отход с перешейка полуострова Средний. Для замедления продвижения наших частей противник устраивал каменные завалы (россыпи) на дорогах, минировал их, разрушал мосты. Днем, чтобы затруднить ориентировку и наблюдение, на отдельных рубежах противник ставил дымовые завесы.
Вечером 12 октября два торпедных катера под командованием Героя Советского Союза капитана 3 ранга А.О. Шабалина и лейтенанта Е.А. Успенского вышли в море. За ними с интервалом 7 минут вышли еще две группы катеров с десантом на борту под командованием капитана 2 ранга С.Г. Коршуновича и капитана 3 ранга С.Д. Зюзина. При подходе к Петсамской губе на расстояние 20-30 каб. катера были обнаружены противником. Вспыхнули прожекторы, осветительные снаряды, береговые батареи открыли интенсивный огонь. Увеличив ход, катера прорвались через огневую завесу и вошли в губу, прижимаясь к западному высокому берегу и стараясь использовать не простреливаемое пространство, несмотря на сильный ружейно-пулеметный огонь, высадили на причалы 52 десантника. Для захвата Линахамари был сформирован десантный отряд моряков в составе 660 человек под общим командованием майора И.А. Тимофеева. Высаженный же в порту десант, не дожидаясь рассвета, пошел в наступление. Основные силы отряда под командованием майора И.А. Тимофеева наступали на сильно укрепленный опорный пункт. На рассвете 13 октября противник двумя ротами пехоты контратаковал группу Тимофеева. Бой перешел в рукопашную схватку, в результате которой гитлеровцы были отброшены. К 12 часам опорный пункт и батарея были заняты.
15 октября войска Карельского фронта и части Северного флота штурмом овладели г. Петсамо. В дальнейшем наступление сухопутных войск развивалось в направлении Никель, Наутси и по дороге Петсамо – Киркенес. К 24 октября 14-я армия вышла на подступы к Киркенесу. Для содействия сухопутным войскам в овладении городом было решено высадить десант в заливе Хольменгро-фьорд. Утром 25 октября отряд высадки в составе 12 торпедных катеров, 2 малых и 1 большого охотника за подводными лодками под командованием командира бригады торпедных катеров капитана 1 ранга А.В. Кузьмина высадил два батальона морской пехоты. Двигаясь вдоль Бек-фьорда на Якобснес, десант помог войскам армии овладеть г. Киркенес. Побережье от Линахамари до Бек-фьорда было очищено от противника.
В ходе Петсамо-Киркенесской операции территория Советского Заполярья была полностью очищена от немецко-фашистских захватчиков. В целях завершения разгрома противника советские войска 22 октября 1944 года перешли норвежскую границу и начали освобождение Северной Норвегии. 1 ноября, завершили полное освобождение Печенгской области от немецких захватчиков. В честь побед советских воинов, освобождавших Заполярье, в столице нашей Родины Москве четырежды гремели залпы салютов.
Участвуя в разгроме гитлеровских войск на суше, Северный флот одновременно действовал на морских сообщениях противника. Противник прилагал все усилия, чтобы защитить единственный путь, по которому он мог осуществлять эвакуацию и получать подкрепления из ближайшего тыла. Конвои и отдельные суда шли в охранении большого числа кораблей и под прикрытием истребительной авиации. Успешные действия Северного флота на вражеских коммуникациях сорвали планы немецко-фашистского командования по эвакуации из Северной Финляндии. Действия на коммуникациях имели и самостоятельный оперативный результат: тысячи эвакуируемых на транспортах солдат и офицеров противника, много техники не достигли портов назначения и погибли в море.
Разгром немецко-фашистских войск в Заполярье имел важное военное и политическое значение. Красная Армия положила начало освобождению Норвегии от фашистской оккупации. Была разгромлена крупная группировка вражеских войск. Промышленность Германии лишилась значительной доли стратегического сырья – никеля. Северный флот получил новые базы и аэродромы в Варангер-фьорде, а немецко-фашистский флот лишился баз в Северной Норвегии.
Высоко оценив заслуги личного состава Северного флота, Военно-Воздушных Сил, частей Красной Армии, моряков торгового и промыслового флотов, работников Северного морского пути и арктических станций, всех трудящихся северных районов нашей страны в защите Отечества от немецко-фашистских захватчиков, Президиум Верховного Совета СССР Указом от 5 декабря 1944 г. учредил медаль "За оборону Советского Заполярья", которой был награжден весь личный состав Северного флота, принимавший участие в боевых действиях.
И сегодня североморцы помнят и чтут имена героев-подводников Ивана Колышкина, Магомета Гаджиева, Николая Лунина, Григория Щедрина, Израиля Фисановича, Федора Видяева, летчиков Бориса Сафонова, Ивана Катунина, Захара Сорокина, Петра Сгибнева, катерников Александра Шабалина, Владимира Алексеева, Сергея Коршуновича, отважных разведчиков Виктора Леонова, Сергея Агафонова, Ивана Каторжного, морских пехотинцев Василия Кислякова, Ивана Сивко, Анатолия Бредова и многих других несгибаемых защитников Заполярья.
Кольский полуостров занимал значительное место в агрессивных планах гитлеровского командования. Основными стратегическими задачами противника на этом участке были захват в кратчайшие сроки города Мурманска с его незамерзающим портом, пунктов базирования Северного флота, а также выход на линию Кировской железной дороги, соединяющей Мурманский порт с основной частью страны. Кроме того, захватчиков привлекали природные богатства Кольской земли, особенно месторождения никеля - металла, крайне необходимого для военной промышленности Германии и ее союзников. Для достижения этой цели на арктическом театре военных действий была сосредоточена армия "Норвегия" в составе двух германских и одного финского корпусов, которую поддерживали часть сил 5-го воздушного флота и ВМС Германии. Им противостояла советская 14-я армия, занимавшая оборону на Мурманском и Кандалакшском направлениях. С моря 14-ю армию прикрывали корабли Северного флота.
Блицкриг в Арктике сорван
Великая Отечественная война в Заполярье началась с массированных бомбардировок городов, населенных пунктов, промышленных предприятий, пограничных застав, военно-морских баз. Первые авианалеты фашистская авиация провела уже в ночь на 22 июня 1941 года.Активные боевые действия на Кольском Севере начались 29 июня 1941 года. Главный удар противник наносил на Мурманском направлении. В течение первой половины июля войска 14-й армии, ведя тяжелые бои, остановили врага в 20-30 километрах от границы. Большую помощь воинам 14-й армии оказали подразделения морской пехоты Северного флота. Удары морских десантов во фланг противнику 7 и 14 июля сыграли значительную роль в срыве планов фашистского командования.
Не удалось фашистам захватить и полуостров Рыбачий - стратегический пункт, откуда контролировался вход в Кольский, Мотовский и Печенгский заливы. Летом 1941 года советские войска при поддержке кораблей Северного флота остановили противника на хребте Муста-Тунтури.
Полуостров Рыбачий стал непотопляемым линкором Заполярья и сыграл важную роль в защите Кольского залива и города Мурманска.
8 сентября 1941 года гитлеровцы возобновили наступление на Мурманском направлении, но войска 14-й армии заставили противника перейти к обороне, а 23 сентября нанесли контрудар и отбросили врага за реку Большая Западная Лица. В этих боях приняла боевое крещение сформированная в Мурманске Полярная дивизия. Когда противнику удалось продвинуться вперед и создать прямую угрозу захвата Мурманска, полки Полярной дивизии с ходу вступили в бой с прорвавшейся группировкой и отбросили врага на прежние позиции.
На рубеже реки Западная Лица линия фронта проходила до октября 1944 года.
Вспомогательный удар противник нанес на Кандалакшском направлении. Первую попытку перейти границу на этом участке фронта гитлеровские войска предприняли еще 24 июня, но были отброшены. 1 июля 1941 года противник начал более массированное наступление, и вновь ему не удалось добиться ощутимых успехов. Вражеские части смогли продвинуться вглубь советской территории лишь на 75-80 километров, и были остановлены благодаря стойкости наших войск.
К осени 1941 года стало ясно, что блицкриг в Арктике сорван. В тяжелых оборонительных боях, проявляя мужество и героизм, советские пограничники, воины 14-й армии, моряки Северного флота обескровили наступающие части противника и заставили его перейти к обороне. Фашистскому командованию не удалось достигнуть в Заполярье ни одной из поставленных целей. Здесь находился единственный участок советско-германского фронта, где вражеские войска были остановлены уже в нескольких десятках километров от линии Государственной границы СССР, а в отдельных местах противник даже не смог перейти границу.
Все для фронта, все для победы
Неоценимую помощь частям Красной Армии и Военно-Морского Флота оказывали жители Мурманской области. Уже в первый день войны в области было введено военное положение. В военных комиссариатах началась мобилизация военнообязанных, в военкоматы поступило около 3500 заявлений добровольцев. На фронт ушел каждый шестой житель области - всего более 50 тысяч человек.Партийными, советскими, военными органами было организовано всеобщее военное обучение населения. В городах и районах создавались части народного ополчения, истребительные отряды, санитарные дружины, формирования местной противовоздушной обороны. Мурманский истребительный полк только за первые недели войны 13 раз выходил на задания, связанные с ликвидацией вражеских диверсионных групп. Бойцы Кандалакшского истребительного батальона принимали непосредственное участие в боевых действиях в Карелии в районе станции Лоухи. Истребители Кольского и Кировского районов несли охрану железной дороги.
Около 30 тысяч человек было мобилизовано на военно-строительные работы. На подступах к Мурманску и Кандалакше было создано несколько поясов оборонительных сооружений, с участием населения велось массовое строительство щелей, траншей, бомбоубежищ.
С конца июня из Мурманской области началась эвакуация промышленного оборудования и населения - сначала по железной дороге, позднее - кораблями в Архангельск. Вывозили детей, женщин, запасы стратегического сырья, оборудование комбината "Североникель", агрегаты Туломских и Нивских гидростанций. Всего за пределы области было отправлено более 8 тысяч вагонов и свыше 100 судов.
Работа оставшихся предприятий была перестроена на военный лад, переориентирована на выполнение в первую очередь фронтовых заказов.
Все исправные рыболовные траулеры были переданы Северному флоту. Судоремонтные заводы переоборудовали их в боевые, устанавливали на траулерах вооружение, ремонтировали военные корабли и подводные лодки. С 23 июня 1941 года все предприятия перешли на круглосуточный режим работы.
Заводы Мурманска, Кандалакши, Кировска, Мончегорска освоили выпуск автоматов, гранат, минометов, комбинатом "Апатит" было начато производство смеси для зажигательных бомб, судоремонтные мастерские изготовляли шлюпки, волокуши, горные сани, мебельная фабрика - лыжи. Артели промысловой кооперации производили для фронта оленьи упряжки, мыло, печи-буржуйки, походную утварь, шили обмундирование, чинили обувь. Оленеводческие колхозы предоставляли в распоряжение военного командования оленей и нарты, регулярно посылали мясо и рыбу.
Женщины, подростки и пенсионеры, заменившие на производстве мужчин, осваивали новые профессии, выполняли нормы на 200% и более. Рабочий день на предприятиях составлял 10, 12, а порой и 14 часов.
Рыбаки Мурмана уже осенью 1941 года возобновили промысел рыбы, необходимой для фронта и тыла. Работать приходилось в районе боевых действий, отражая атаки самолетов и подводных лодок противника, без радиосвязи. Хотя сама Мурманская область испытывала трудности с продовольствием, несколько эшелонов с рыбой и рыбной продукцией были отправлены в блокадный Ленинград.
Для улучшения продовольственного снабжения населения области при предприятиях создавались подсобные хозяйства, возделывались огороды, шел сбор грибов и ягод, лекарственных трав, хвои. Бригады охотников занимались отстрелом лосей, диких оленей, куропаток. На внутренних водоемах полуострова был организован лов озерной рыбы.
Северяне приняли активное участие в сборе средств для Фонда обороны: ими было сдано в фонд 15 кг золота, 23,5 кг серебра, всего же за годы войны от жителей области поступило более 65 млн. рублей. В 1941 году на создание эскадрильи "Комсомолец Заполярья" жители области перечислили 2,8 млн. рублей, железнодорожники построили на свои средства эскадрилью "Советский Мурман". Бойцам Красной Армии было отправлено более 60 тысяч подарков. Школьные здания в городах и поселках переоборудовались под госпитали.
Жить и трудиться населению Кольского полуострова приходилось в крайне тяжелых условиях. Города и поселки подвергались постоянным налетам вражеской авиации. Само понятие тыла применительно к Мурманской области было очень условным - вся территория области фактически представляла собой прифронтовую полосу. Но население Заполярья не жалело ни сил, ни самой жизни для оказания помощи фронту, приближения разгрома захватчиков.
Союзники в Заполярье
В 1942 году основной ареной сражений в Заполярье стала Северная Атлантика. В первую очередь это было вызвано начавшимися поставками странами - союзниками СССР по антигитлеровской коалиции боевой техники, продовольствия, военного снаряжения, других грузов. В свою очередь, Советский Союз поставлял этим странам стратегическое сырье. Всего за время войны в порты Мурманска и Архангельска прибыло 42 союзных конвоя (722 транспорта), из СССР было отправлено 36 конвоев (достигли порта назначения 682 транспорта).Фашистское командование пыталось прервать советские морские коммуникации, сорвать поставки стратегических грузов. Для борьбы с союзными конвоями привлекались значительные силы германской авиации, подводные лодки и крупные надводные корабли, находившиеся в норвежских базах. Обеспечение проводки караванов было возложено на военно-морские силы Великобритании и советский Северный флот. Для охраны союзных конвоев корабли Северного флота совершили 838 выходов в море. Морская авиация вела разведку, прикрывала конвои с воздуха, наносила удары по вражеским базам и аэродромам, кораблям противника в открытом море. Советские подводные лодки несли боевую вахту у вражеских военно-морских баз и на вероятных путях перехода крупных надводных кораблей ВМС фашистской Германии. Совместными усилиями союзных и советских сил прикрытия было потоплено 27 вражеских подводных лодок, 2 линкора и 3 эсминца. Действия моряков-североморцев и британского королевского флота позволили караванам совершать переходы без больших потерь (по пути следования противником было потоплено 85 транспортов, дошли до порта назначения более 1400).
В свою очередь, Северный флот старался сорвать морские перевозки противника вдоль побережья Северной Норвегии. В течение первых двух лет войны в этих операциях были задействованы в основном подводные лодки, а начиная со второй половины 1943 года на передний план вышли части морской авиации. Всего за годы Великой Отечественной войны Северный флот уничтожил свыше 200 боевых кораблей и вспомогательных судов противника, более 400 транспортов общим тоннажем свыше 1 миллиона тонн, около 1300 самолетов.
Оборона Мурмана
В 1942 году продолжались боевые действия и на суше. Для срыва нового наступления, готовившегося гитлеровцами в Заполярье, войска 14-й армии при поддержке Северного флота весной 1942 года провели на Мурманском направлении частную наступательную операцию, сковавшую силы противника. 28 апреля Северный флот высадил в районе мыса Пикшуев 12-ю отдельную бригаду морской пехоты, которая захватила плацдарм и удерживала его в течение двух недель. Лишь 12-13 мая по решению командования Карельского фронта десант был снят.Летом 1942 года по инициативе обкома ВКП(б) в Мурманской области были образованы партизанские отряды "Большевик Заполярья" и "Советский Мурман". Поскольку область практически не была оккупирована, отряды базировались на своей территории и совершали глубокие рейды по тылам врага. Основным объектом действий партизан была автодорога Рованиеми - Петсамо, по которой шло снабжение вражеских войск, расположенных на севере Финляндии. Во время рейдов мурманские партизаны громили гарнизоны противника, нарушали его коммуникации и связь, проводили диверсии, захватывали пленных, собирали ценную разведывательную информацию.
Несколько партизанских отрядов действовали и на Кандалакшском направлении.
С началом поступления грузов от союзников многократно выросло значение Мурманского морского торгового порта. Мурманский порт стал воротами, через которые непрерывно поступали танки, самолеты, автомобили, локомотивы и другие материалы, необходимые стране для борьбы с фашизмом. Первый союзный караван прибыл в Мурманск 11 января 1942 года, а всего за время войны в Мурманском порту было разгружено около 300 судов, переработано свыше 1,2 млн. тонн импортных грузов. Огромная нагрузка легла на Мурманский железнодорожный узел, ведь грузы, поступившие в порт, следовало отправить по назначению вглубь страны.
Не сумев захватить Мурманск и перекрыть морские коммуникации, по которым в СССР поступали стратегические грузы, фашисты усилили бомбовые удары по порту и областному центру. Особенно жестоким бомбардировкам город подвергся летом 1942 года. Только 18 июня на Мурманск было сброшено 12 тысяч бомб, в городе сгорело свыше 600 деревянных зданий. Всего же с 1941 по 1944 год на Мурманск было совершено 792 налета немецко-фашистской авиации, сброшено около 7 тысяч фугасных и 200 тысяч зажигательных бомб. Разрушено или сгорело свыше 1500 домов (три четверти жилого фонда), 437 производственных и служебных зданий. Вражеская авиация регулярно бомбила Кировскую железную дорогу. За время военных действий на каждый километр магистрали было сброшено в среднем 120 бомб. Но, невзирая на опасность, мурманские портовики и железнодорожники делали свое дело, и связь с Большой землей не прерывалась, по артерии Кировской дороги на юг следовали составы с боевой техникой и другими военными грузами.
Противодействие гитлеровской авиации оказывали части противовоздушной обороны. В 1941-1943 годах над Мурманском и полосой Кировской железной дороги было сбито 185 вражеских самолетов.
В сентябре 1942 года для координации действий советских, партийных, хозяйственных органов, учреждений и предприятий в Мурманске и Кандалакше были созданы городские комитеты обороны, которые проводили военно-организаторскую, мобилизационную работу, решали вопросы, связанные с организацией противовоздушной и противохимической защиты городов.
Разгром захватчиков
К осени 1944 года Красная Армия прочно удерживала стратегическую инициативу на советско-германском фронте. В начале сентября на Кандалакшском направлении войска 19-й армии перешли в наступление и к концу месяца вышли на советско-финляндскую границу. 19 сентября 1944 года Финляндия вышла из войны.7 октября 1944 года части 14-й армии и корабли Северного флота при поддержке авиации 7-й воздушной армии и ВВС флота начали Петсамо-Киркенесскую наступательную операцию, имевшую целью полное изгнание немецко-фашистских захватчиков из Советского Заполярья.
Главный удар наносился левым флангом 14-й армии в направлении на Луостари и Петсамо. В ходе трехдневных ожесточенных боев советские войска прорвали вражескую оборону на главном направлении, создали угрозу окружения противника в районе Луостари и вынудили его к отходу. В ночь на 10 октября корабли Северного флота высадили на южном берегу губы Малая Волоковая 63-ю бригаду морской пехоты, которая вышла во фланг и тыл немецко-фашистским войскам, оборонявшимся на перешейке полуострова Средний, и во взаимодействии с 12-й бригадой морской пехоты, наступавшей с полуострова, сломили сопротивление врага в этом районе. 12 октября был высажен десант в порт Лиинахамари. 15 октября войска 14-й армии во взаимодействии с силами Северного флота освободили Петсамо, к 21 октября вышли на границу с Норвегией, 22-го - овладели поселком Никель. Одновременно вдоль побережья залива Варангер-фьорд развернули наступательные действия морские десанты, высаженные кораблями Северного флота. В ходе Петсамо-Киркенесской операции территория Советского Заполярья была полностью очищена от немецко-фашистских захватчиков. В целях завершения разгрома противника советские войска 22 октября 1944 года перешли норвежскую границу и начали освобождение Северной Норвегии. В честь побед советских воинов, освобождавших Заполярье, в столице нашей Родины Москве четырежды гремели залпы салютов.
Героическая оборона Заполярья, самоотверженность тружеников Мурманской области сковали в Арктике значительные силы противника, обеспечили бесперебойную работу стратегических морских и сухопутных коммуникаций на Севере страны, регулярное поступление военных грузов от наших союзников по антигитлеровской коалиции.
Никто не забыт, ничто не забыто
Подвиги советских воинов и тружеников тыла на Кольской земле были по достоинству оценены Советским государством. Указом Президиума Верховного Совета СССР от 5 декабря 1944 года учреждена медаль "За оборону Советского Заполярья", которой были награждены более 300 тысяч защитников северных рубежей Отчизны и 24 тысячи трудящихся области. 136 участникам боев присвоено звание Героя Советского Союза, а летчик-истребитель Б.Ф. Сафонов и командир отряда торпедных катеров А.О. Шабалин удостоены этого звания дважды. Еще один североморец - Герой Советского Союза разведчик В.Н. Леонов награжден второй Золотой Звездой в сентябре 1945 года на Тихоокеанском флоте. Десятки кораблей, частей и соединений Карельского фронта и Северного флота преобразованы в гвардейские, награждены орденами, удостоены почетных наименований. В июне 1942 года за образцовое выполнение заданий правительства и проявленный героизм орденом Ленина награжден теплоход "Старый большевик", а трем членам его экипажа присвоено звание Героя Советского Союза.В 1982 году город Мурманск, а в 1984 - Кандалакша награждены орденами Отечественной войны первой степени.
За мужество и стойкость, проявленные при защите Мурманска трудящимися города, воинами Советской Армии и Военно-Морского Флота в годы Великой Отечественной войны, Указом Президиума Верховного Совета СССР от 6 мая 1985 года Мурманску было присвоено звание "Город-Герой" с вручением ордена Ленина и медали "Золотая Звезда".
Оборона Заполярья длилась с июня 1941 по октябрь 1944 года. В планы гитлеровской Германии и ее союзников входил стремительный захват советского севера, где находилось множество стратегически важных объектов. Через порты Мурманска и Архангельска осуществлялась доставка грузов из Сибири и Дальнего Востока. А также большое значение имела Кировская железная дорога — установив над ней контроль, немцы могли отрезать от снабжения центральные области СССР.
Финляндия была заинтересована в аннексии Кольского полуострова, который местные нацисты считали частью «Великой Финляндии». В этом регионе находились значительные месторождения никеля, которые были необходимы немецкой промышленности.
Сражения проходили на Кольском полуострове, в Северной Карелии и в акватории Белого, Каспийского, Карского и Баренцева морей.
Расстановка сил
Германия еще в 1941 году сформировала армию «Норвегия», состоящую из немецких и финских подразделений и предназначенную для захвата советского Заполярья.
В Северной Норвегии у Германии имелись стоянки для военных кораблей, на которых и базировался флот. В период боевых действий противнику приходилось неоднократно усиливать армию войсками, ранее находившимися в резерве. Количество немецких самолетов на твд доходило до 500, кораблей было более 50, подводных лодок — до 25.
Оборону осуществляли войска 14-й армии при содействии Северного флота. Советское командование подготовилось к наступлению врага на севере, поэтому часть сил 14-й армии еще в середине июня была переброшена к границе.
Боевые действия на суше: июнь 1941 — октябрь 1944 года
Немцы перешли к активным боевым действиям 29 июня 1941 года. Первыми перешли границы 2 немецких и 1 финский корпуса. Согласно разработанному в штабе вермахта плану «Полярная лиса» горнострелковые и танковые подразделения противника начали наступление, нанося главный удар по мурманскому направлению. Часть войск неприятеля выдвинулись на кандалакшское и ухтинское направления. Вспомогательный немецкий 36-й армейский корпус должен был захватить Кандалакшу, а затем в районе Мурманска соединиться с горнострелковым корпусом «Норвегия». На захват Кольского полуострова в штабе Вермахта отводили 2 недели.
План «Полярная лиса»
Советским подразделениям удалось задержать врага в 20-30 км от границы. Неприятель почти в 4 раза превосходил советские войска по живой силе и боевой технике, но защитники Заполярья пользовались созданными ранее оборонительными укреплениями и естественными условиями местности. Большую роль сыграли десанты заброшенные в немецкий тыл 7 и 14 июля.
8 сентября Мурманская операция была возобновлена. Но войска 14-й армии остановили наступление противника. 23 сентября защитники Заполярья отбросили немецкие войска за реку Западная Лица, где до осени 1944 года проходила линия фронта. Провал операции в Заполярье историки связывают с недооценкой немецким командованием природных условий крайнего севера.
Морские сражения в сентябре 1941 — октябре 1944 г.г.
В 1941 году количество кораблей Северного флота СССР было увеличено за счет рыболовных судов, прошедших переоборудование. 10 июля немецкая флотилия перебазировалась в порт города Киркенес и начала активные боевые действия. В конце 1941 года немцы провели первое успешное нападение на корабли британского конвоя PQ-13. После обстрела с советских эсминцев, сопровождавших грузовые суда, немецкий корабль был вынужден скрыться. Но спустя некоторое время неприятель возобновил атаку и вывел из строя британский крейсер.
Командование вермахта поставило перед флотом цель предотвратить доставку помощи от союзников по Северному морскому пути. Корабли немецких ВМС нападали на рыболовные, грузовые и военные суда. Против каждого конвоя союзников немцы предпринимали морскую и воздушную операцию.
В августе «Адмирал Шреер» — наиболее известный немецкий крейсер-рейдер, вышел в воды Арктики для перехвата британских и советских судов. Все усилия вражеской армии и военно-морского флота были направлены на блокаду внешних связей Советского Союза. Но несмотря на все усилия неприятеля за годы войны в порты Севера успешно прошли более 2,5 тыс. транспортных судов.
Деятельность советских диверсионных групп в северной Норвегии
В течение почти всей войны вплоть до вступления советских войск на территорию Норвегии, в немецком и финском тылах действовали подразделения партизан. Часть из них являлась выходцами из Норвегии, прошедшими подготовку в СССР, другую часть составляли подразделения Красной армии.
Партизанские соединения осуществляли наблюдение за перемещениями судов военной флотилии неприятеля и передавали сведения в штаб, находящийся в Мурманске. Разведчики пользовались широкой поддержкой местного населения.
Итоги
Попытки контрнаступления советских армий в 1942 году не привели к желаемому результату, но и немецкий план «Северного блицкрига» потерпел полный провал. Благодаря грамотным действиям командования сухопутных сил и Северного флота положение советских войск было менее тяжелым, чем на других фронтах. Сопротивление защитников Заполярья на долгое время сковало значительные силы противника. Гитлеровская Германия не смогла использовать армии, задействованные на Северном фронте, для усиления блокады Ленинграда.
Значительную помощь фронта оказало гражданское население. Несмотря на частые авиаудары, вследствие которых три четверти города были разрушены, жители Мурманска продолжали работать на предприятиях, перешедших на выпуск военной продукции. Рыболовные бригады продолжали вылов рыбы. Поддерживалось железнодорожное сообщение с Большой землей. Продолжала поступать помощь от союзников по ленд-лизу.
В 1944 году советские войска перешли в наступление. В ходе Петсамо-Киркенесской операции неприятель был изгнан из Советского Заполярья. Финская армия потерпела сокрушительное поражение. Вскоре после наступления Красной армии Финляндия начала переговоры о мире и вышла из войны.
Награды
5 декабря 1944 года была учреждена медаль «За оборону Советского Заполярья» . В списке награжденных фигурировало более 300 тыс. военнослужащих и 24 тыс. работников тыла. Ста тридцати шести защитникам северных регионов страны было присвоено звание Героя Советского Союза.
Награды получили участвовавшие в боевых действиях корабли. Наиболее отличившимся подразделениям было присвоено звание гвардейских. СССР наградил орденами Ленина 4 британских летчиков, из базировавшейся в Мурманске эскадрильи союзников. Британские пилоты, прибывшие для обучения советских военных обращению с иностранной техникой, активно участвовали в воздушных боях и сбивали самолеты противника.