Географическое положение стран южной америки. Географическое положение Южной Америки
Географическое положение
Основная часть Южной Америки расположена в экваториальных и тропических широтах. Весь материк Южная Америка лежит в Западном, Южном и Северном полушариях и почти полностью обособлен океанами от других континентов. С запада он омывается Тихим океаном, с севера и востока - Атлантическим. На севере Южная Америка отделена от Северной Америки Панамским каналом , на юге от Антарктиды - проливом Дрейка . Берега материка изрезаны очень слабо. Доля островов составляет всего лишь 1 % от общей территории материка. Исключением являются югозапад и крайний юг материка, где вдоль Рис. 82. Х. Колумб Рис. 83. А. Гумбольд побережья тянутся несколько крупных материковых островов, среди которых наиболее крупный Огненная Земля и сотни более мелких. Побережье этой части изрезано заливами.
Из истории исследования Южной Америки
Материк был открыт Христофором Колумбом, который в 1492 г. отправился из Европы на поиски морского пути в Индию (рис. 82). Но название он получил в честь другого мореплавателя - итальянского купца Америго Веспуччи. В начале XVI в. во время плаваний к берегам материка Америго Веспуччи пришел к мысли, что земля, открытая Колумбом, вовсе не Азия (Индия), а неизвестная обширная суша, т. е. «Новый Свет». Открытые земли назвали Земля Америго. Не совсем справедливое название трансформировалось в Америку. Экспедиция Фернана Магеллана исследовала юго-восточную часть Южной Америки, открыла пролив между Атлантическим и Тихим океанами (Магелланов пролив ), остров Огненная Земля.
Большой вклад в изучение Южной Америки на рубеже XVIII-XIX вв. внес известный немецкий географ и путешественник Александр Гумбольдт (рис. 83).
Рис. 82. Х. Колумб Рис. 83. А. Гумбольд
Он собрал и обобщил большой географический материал об особенностях природы южноамериканского континента.
А. Гумбольдт составил мировую карту распределения температуры и впервые применил метод изотерм. Он создал учение о географии растений, о системе высотной поясности, использовал метод географического сравнения: сравнивал океаны, полушария, материки, течения, окраины материков. Им была составлена карта бассейна Ориноко, собран гербарий из 12 тыс. растений и создан научный труд в 30 томах. Его «Путешествие в равноденственные области Нового Света» назвали «вторым открытием Америки».
В XIX в. наши земляки И. Домейко и К. Ельский в течение длительного времени исследовали Южную Америку. В Сантьяго, столице Чили, установлен памятник уроженцу Гродненской области национальному герою Чили Игнату. Длительное время И. Домейко был ректором университета в Сантьяго. Его имя носят горный хребет (Кордильера Домейко), малая планета, местечко в Чили на высоте 975 метров над уровнем моря, порт на самом берегу Тихого океана, улицы и площади.
Рис. 84. И. Домейко Рис. 85. Н.И. Вавилов
Южную Америку изучал также молодой ученый Константин Ельский.
Он посетил малоизученные и труднопроходимые районы Эквадора, Перу, Чили, Боливии, Бразилии, Аргентины, открыл и описал новые виды животных. В историю К. Ельский вошел как исследователь фауны в Гвиане.
В отличие от И. Домейко, ставшего в те же годы национальным героем Чили, К. Ельский не смог из-за болезни обобщить свои открытия.
Русский ученый Н. И. Вавилов во время экспедиции на материк в начале 30-х гг. ХХ в. посетил Гватемалу, Гондурас (Британский), Эквадор, Перу, Чили, Боливию, Бразилию и Аргентину, где провел ценные биогеографические исследования (рис. 85). Н. И. Вавилов создал учение о центрах происхождения культурных растений.
Список литературы
1. География 8 класс. Учебное пособие для 8 класса учреждений общего среднего образования с русским языком обучения /Под редакцией профессора П. С. Лопуха - Минск «Народная асвета» 2014
План описания географического положения Южной Америки 1) Как расположен материк относительно экватора, тропиков (полярных кругов) и нулевого меридиана 2) крайние точки материка, их координаты и протяжённость материка в градусах и километрах с севера на юг и с запада на восток 3) В каких климатических поясах расположен материк 4) Какие океаны омывают материк 5) Как расположен материк относительно других материков
План описания географического положения Южной Америки
1) Как расположен материк относительно экватора, тропиков (полярных кругов) и нулевого меридиана
2) крайние точки материка, их координаты и протяжённость материка в градусах и километрах с севера на юг и с запада на восток
3) В каких климатических поясах расположен материк
4) Какие океаны омывают материк
5) Как расположен материк относительно других материков
- 1.
ЮжнуюАмерику в северной части пересекает экватор, который определяет е положение,как в северном, так и в южном полушарии, причм большая часть материкарасположена в южном полушарии. Южный тропик пересекает Южную Америку почтипосередине. Северный полярный круг от Южной Америки расположен на расстоянии5994 км, южный полярный круг на расстоянии 1110 км. От начального меридианаЮжная Америка расположена на западе, что определяет е положение в западномполушарии.Крайние точки материка имеют следующие координаты:
Крайняясеверная мыс Гальинас 12 с. ш. 71 з. д.
Крайняя восточная мыс Кабу-Бранку 7 ю. ш. 34 з. д.
Крайняя южнаяматериковая мыс Фроуард 53ю. ш. 71 з. д.
Крайняяюжная островная Диего-Рамирес 56 ю. ш. 68з. д.
Крайняязападная мыс Париньяс 4 ю. ш. 81 з. д.Протяженность с севера на юг по меридиану 70з.д в градусах и километрах:
а)находим географическую широту точек, где 70-й меридиан пересекает материк ЮжнуюАмерику, отсюда: 12с.ш + 55ю.ш = 67(протяжнность Южной Америки с севера на юг в градусах)
б)находим протяжнность в километрах известно, что 1 дуги меридианаравен 111 км, отсюда: 67 х 111 = 7437 км (протяженность Южной Америки с северана юг)Протяженность с запада на востокпо параллели 10 ю.ш в градусах и километрах:
а)находим географическую долготу точек, где 10-я параллель пересекает материкЮжную Америку, отсюда: 78з.д- 34з.д =43 (протяжнность Южной Америки с запада навосток в градусах)
б)находим протяжнность в километрах известно, что 1 дуги параллели равен109,6 км, отсюда: 43 х 109,6 =4712,8 км(протяженность Южной Америки с запада на восток)3. Южная Америка расположена в экваториальном, субэкваториальном, тропическом, субтропическом и умеренном климатических поясах
4. ЮжнаяАмерика на западе омывается водами Тихого океана, на севере и востоке водамиАтлантического океана.
Южная Америка — южный континент в Америке, расположенный в основном в Западном и Южном полушариях Земли, частично — в Северном полушарии. Омывается водами двух океанов: Тихого и Атлантического, а также Карибским морем, которое является естественным рубежом между двумя Америками.
Характеристика Южной Америки
Протяжённость материка Южная Америка составляет 7350 км. с севера на юг и 5180 км. с запада на восток.
Крайние точки:
- северная — Мыс Гальинас;
- южная (материковая) — мыс Фроунард;
- южная (островная) — Диего-Рамирес;
- западная — мыс Париньяс;
- восточная — мыс Кабу-Бранку.
Слово «Америка» в названии этого континента впервые применил Мартин Вальдземюллер, нанеся на свою карту латинский вариант имени Америго Веспуччи, который, в свою очередь, впервые предположил, что открытые Христофором Колумбом земли не имеют отношения к Индии, а являются Новым Светом, прежде европейцам неизвестным.
Рис. 1.Виды Южной Америки
Краткое описание Южной Америки
Рельеф
По характеру рельефа Южную Америку можно разделить на Горный Запад и Равнинный Восток.
Средняя высота материка — 580 метров над уровнем моря. Вдоль всего западного края тянется горная система Анд.На севере материка возвышается Гвианское плоскогорье, на востоке — Бразильское, между которыми находится Амазонская низменность. К востоку от Анд в предгорных прогибах лежат низменности.
ТОП-4 статьи которые читают вместе с этой
Геологически совсем недавно Анды были ареной активной вулканической деятельности, которая и в современную эпоху продолжается на нескольких участках.
Рис. 2. Гвианское плоскогорье
Климат
В Южной Америке 6 климатических поясов:
- Субэкваториальный пояс (встречается 2 раза);
- Экваториальный пояс;
- Тропический пояс;
- Субтропический пояс;
- Умеренный пояс.
На большей части Южной Америки климат субэкваториальный и тропический, с хорошо выраженными сухими и влажным сезонами; на Амазонской низменности — экваториальный, постоянно влажный, в южных регионах— субтропический и умеренный. На равнинах северной части Южной Америки, вплоть до Южного тропика, температура круглый год составляет 20-28 °С, южнее в январе (летом) она снижается до 10 °С. В июле, то есть зимой, среднемесячные температуры опускаются на Бразильском плоскогорье до 10-16 °С, на плато Патагонии — до 0 °С и ниже. В Андах температура с высотой заметно снижается; в высокогорье она не превышает 10 °С, а зимой здесь нередки морозы.
Наиболее увлажнены наветренные склоны Анд в Колумбии и южных районах Чили — 5-10 тыс. мм осадков в год.
В южной части Анд и на отдельных вулканических вершинах севернее встречаются ледники.
Южная Америка — самый влажный материк Земли.
Рис. 3 Южная Америка. Вид из космоса
Страны материка Южная Америка
На континенте расположено 15 стран и территорий:
- Аргентина;
- Боливия;
- Бразилия
- Венесуэла;
- Гайана;
- Колумбия;
- Парагвай;
- Перу;
- Суринам;
- Уругвай;
- Фолклендские острова (принадлежат Великобритании, оспаривается Аргентиной);
- Гвиана (принадлежит Франции);
- Чили;
- Эквадор;
- Южная Георгия и южные Сандвичевы острова (принадлежат Великобритании).
Наиболее распространенными языками Южной Америки являются португальский и испанский. На португальском языке говорит Бразилия, население которой составляет около 50 % населения этого континента. Испанский язык является официальным языком большинства стран этого континента. Также в Южной Америке изъясняются и на других языках: в Суринаме говорят по-голландски, в Гайане — по-английски, а во Французской Гвиане — соответственно по-французски.
Что мы узнали?
Тема “Южная Америка” изучается на уроках географии в 7 классе. Из данной статьи мы узнали, в каком полушарии находится Южная Америка, чем омывается, на каком материке расположена Бразилия, а также узнали и другую полезную информацию: о рельефе, климате и странах этого континента. Мы узнали, что Южная Америка – это самый влажный материк планеты и что в нем расположено 6 климатических поясов. Благодаря этой статье вы без труда сможете составить краткое сообщение с описанием континента или подготовить доклад к уроку.
Тест по теме
Оценка доклада
Средняя оценка: 4.3 . Всего получено оценок: 936.
Южная Америка – материк, расположенный в Западном полушарии нашей Планеты. Его пересекает линия Экватора и делит этот континент на две части. Одна часть (наибольшая) – относится к Южному полушарию, а вторая (наименьшая) – к Северному полушарию.
Материк занимает 4 место среди континентов по своей площади — 17 840 000 км². На его территории, включающей прилегающие острова, расположены 15 государств , три из которых являются зависимыми. Перейдя по ссылке, можно посмотреть подробный список стран Южной Америки в таблице со столицами и характеристиками. Численность населения примерно составляет около 400 млн. человек.
На западе континент омывает Тихий океан , на востоке – Атлантический океан , на севере – Карибское море, являющееся рубежом между Северной Америкой и Южной Америкой.
Крайние точки материка Южная Америка
Северная точка – Мыс Гальинас расположен в Колумбии на берегу Карибского моря.
Южная (материковая) точка – Мыс Фроуард находится в Чили на полуострове Брансуик на берегу Магелланова пролива.
Южная (островная) точка – Диего – Рамирес – самая южная точка Америки и Чили, которая состоит из группы островов, занимающих площадь чуть больше одного квадратного километра.
Западная точка – Мыс Париньяс находится в Перу.
Восточная точка – Мыс Кабу – Бранку, расположен в Бразилии.
Рельеф Южной Америки
Материк Южная Америка по рельефу делится на Горный Запад и Равнинный Восток.
Пустыня Атакама расположена на территории Чили и является самым засушливым местом на нашей Земле. Есть такие места на территории пустыни, где дождь выпадает один раз за несколько десятилетий. Здесь самая низкая влажность воздуха. Из растительности встречаются только кактусы и акации.
Западная часть материка состоит из горной системы Анд, протянувшихся через семь государств Южной Америки, а восточная из равнин. На Севере находится Гвианское плоскогорье длиной 1930 км и высотой – от 300 – 1000м.
На востоке материка расположено Бразильское нагорье, площадь которого около 4 млн. км2. Здесь проживает 95% населения Бразилии. Высшей точкой этого нагорья является гора – Бандейра. Её высота – 2897 метров. Из – за огромного природного разнообразия Бразильское нагорье делят ни три части: Атлантическое, Центральное и Южное плато.
Южнее Бразильского нагорья расположена Лаплатская низменность, на территории которой располагаются такие государства как Парагвай и Уругвай, северная часть Аргентины, южная часть Бразилии и юго – восток Боливии. Площадь низменности более 3 млн км2.
Амазонская низменность – низменность, занимающая площадь свыше 5млн км2. Она является самой огромной низменностью на нашей Планете.
Климат Южной Америки
В Южной Америке 6 климатических поясов: Северный и Южный субэкваториальный пояс, Экваториальный, Тропический, Субтропический и Умеренный пояс.
Климат Южной Америки в большей её части субэкваториальный и тропический, при котором четко выражены сухие и влажные сезоны. Экваториальный влажный климат характерен только для Амазонской низменности. На юге континента преобладает субтропический и умеренный климат. В северных равнинах температура круглый год 20-28 градусов. В Андах с высотой температура понижается. Возможны даже морозы. На Бразильском плоскогорье температура зимой может снижаться до 10 градусов, а на плато Патагонии до нуля градусов.
Речные системы Южной Америки.
На материке расположены следующие речные системы: Парана, Ориноко, Амазонка, Парагвай, Уругвай.
Амазонка – крупнейшая в мире река по площади бассейна (7180 тыс. км²), образованная слиянием рек Укаяли и Мараньон. Считается одним из семи природных чудес света. Бразилии принадлежит большая часть бассейна. Протекает она в основном по Амазонской низменности и впадает в Атлантический океан.
Парана – вторая река по длине на этом континенте, протекающая в южной части континента. Протекает по территории Аргентины, Бразилии, Парагвая. Так же как и Амазонка впадает в Атлантический океан.
Парагвай – река, является правым притоком Параны. Делит республику Парагвай на Северный и Южный Парагвай, а также в южной своей части является государственной границей между Парагваем и Аргентиной.
Уругвай – река, берущая свое начало в Бразилии и образованная слиянием рек Каноас и Пелотас. Является границей между Бразилией и Уругваем. Её речная система является главным источником водоснабжения страны. Здесь же расположена крупнейшая гидроэлектростанция страны.
Ориноко – река, протекающая через Венесуэлу и впадающая в Атлантический океан. Её особенность – это раздвоенность реки. От неё отделяется река Касикьяре, которая впадает в реку Риу — Негру. В этой реке водится белый речной дельфин или Амазонский и один из самых крупных — Оринокский крокодил.
Озёра Южной Америки
Маракайбо (в переводе «Земля Мары») – крупное озеро с солоноватой водой, расположенное в Венесуэле. Глубина этого озера существенно отличается в южной и северной его частях. Северная – мелкая, а южная достигает (по разным источникам) от 50 — 250 метров. Это озеро также является одним из древнейших озер.
Титикака (тити – пума, кака — скала)– самое большое озеро по запасам пресной воды и второе по площади после Маракайбо. Более трехсот рек впадает в это озеро. Оно является судоходным. Археологические исследования показывают, что на дне озера располагается город Ванаку.
Патус – озеро, расположенное на побережье в Бразилии. Его длина 280 км, а ширина 70 км. От океана его отделяет песчаная коса шириной 8 км. На нем расположены крупные ГЭС. Здесь добывают соль, рыбу и нефть.
Растительный мир Южной Америки
Благодаря теплому климату и огромному количеству осадков — мир растений в Южной Америке очень разнообразен. Для каждой климатической зоны характерна своя флора. Большую площадь занимают джунгли, которые расположены в тропическом поясе. Здесь растут: шоколадное и дынное дерево — папайя, каучуковые деревья, разные пальмы, орхидеи.
Южнее джунглей в экваториальных лесах растут лиственные и вечнозеленые растения. Здесь растет такое дерево как квебрахо, имеющее очень прочную древесину. В субтропической зоне можно встретить лианы и кактусы. Далее, продвигаясь на юг, расположена зона степей, где растет ковыль и разные травы. За этой зоной начинаются пустыни и полупустыни, где растут сухие кустарники.
Животный мир Южной Америки
Животный мир материка также разнообразен, как и растительный. В тропиках обитают обезьяны, ленивцы, ягуар, муравьеды, попугаи, колибри, туканы и многие другие животные. В Амазонской сельве водятся крокодилы, анаконды, пираньи, грызун – копибару, речные дельфины. Только здесь можно встретить дикую кошку – оцелот, похожую на леопарда. В саванне обитают: броненосцы, свиньи — пекари, очковый медведь, страусы, пумы, лисица и гривистый волк. В зоне равнин проживают: олени, ламы, пампасная кошка. Только в Южной Америке можно встретить оленей – пуду, высотой всего 30-40 см. На Галапагосских островах, принадлежащих Южной Америке, обитают огромные черепахи.
Урок по теме: Географическое положение. Очертания берегов. Из истории исследования и открытия Южной Америки.
Цели и задачи урока:
- Познавательные:
- начать формирование представлений о природе и населении Южной Америки;
- рассмотреть особенности географического положения и береговой линии Южной Америки;
- сделать выводы о влиянии физико-географического положения материка на его природу;
- сравнить ФГП Южной Америки и Африки;
- познакомить учащихся с историей открытия материка.
- Развивающие:
- продолжить формирование умения определять географическое положение материка;
- учиться работать с контурной картой, атласом;
- развивать умение анализировать и сравнивать, находить черты сходства и различия.
- Воспитательные:
- воспитание любознательности, привитие интереса к путешествиям и открытиям через демонстрацию храбрости, отваги и мужества исследователей;
- формирование самостоятельности, умения сотрудничать с другими, оценивать себя, качеств необходимых при работе в группе.
Тип урока: урок сообщения нового материала.
Методы: объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, частично-поисковый.
Формы организации обучения: фронтальная, индивидуальная, групповая.
Ход урока.
I – организационный момент. Постановка познавательной задачи урока.
Учитель: Ребята, посмотрите внимательно на материк Южная Америка. Что она вам напоминает?
Ученики: Гроздь винограда.
Учитель: Верно. А как вы думаете, там растет виноград, если да, то почему?
Ученики: Растет, так как там тепло.
Учитель: Как вы догадались?
Ученики: Пересекается экватором.
Учитель: Скажите, нам достаточно знаний о материке того, что там растет виноград?
Ученики: Нет.
Учитель: Чем же мы будем сейчас заниматься, чтобы узнать больше о Южной Америке?
Ученики: Прочитаем учебник, посмотрим карты, но сначала определим географическое положение.
Учитель: Молодцы! Я предлагаю начать определение географического положения материка Южная Америка не так как мы это делали, немного иначе. Вы согласны?
Ученики: Да.
Учитель: При изучении материка Южная Америка мы будем путешествовать, но не одни, а вместе с двумя журналистами, которые по долгу службы долгое время жили в Латинской Америке, так долго, что считают её своей второй родиной. Знакомьтесь, – это Николай Павлович и Владимир Петрович. (Николай и Владимир – мои лучшие ученики, они учатся по индивидуальной программе по принципу опережающего обучения, они очень любят географию и своими знаниями всегда охотно делятся).
Учитель: Я предлагаю разделиться на две группы. Одна группа будет двигаться с севера на юг по западному побережью вместе с Николаем Павловичем, а другая по восточному побережью Южной Америки с Владимиром Петровичем. Таким образом, мы получим больше информации о географическом положении и исследовании материка, а наши гиды познакомят нас с интересным журналистским материалом. Вы можете задавать им во время путешествия любые вопросы.
Вопрос. Почему канал, и страна носят такое название Панама?
На этот вопрос нам ответит Николай Павлович.
Панама. Какое веселое слово! Произносить его нужно с ударением на последнее «а», иначе можно подумать, что речь идет о мягкой белой шапочке. Наверное, и индейцы, от которых пошло название этого места, радовались, выгружая на берег богатый улов рыбы. «Панама», как говорят лингвисты, и означает «много рыбы» или « богатые рыбой места »…
Вопрос: Когда возникла идея строительства Панамского канала, который соединил два океана?
На этот вопрос отвечает Владимир Петрович . Идея строительства водного пути через Панамский перешеек впервые была высказана еще испанским монархом Карлом V в начале ХVI века. Во время своего четвертого и последнего путешествия в Новый свет, в 1502 году, Колумб высадился в устье реки Чпгрес. Уже тогда испанцы искали путь в Индию, понимая, что земли, открытые ими сначала принятые за легендарную Индию, были иной землей. Они ждали, что настоящая Индия вот – вот откроется или за этой грядой гор, или за рекой, или, может быть, за еще одним морем. Колумб спросил индейских касиков (вождей), не знают ли они какого - либо другого моря поблизости. Они ответили, что нужно пройти немного по этой реке, потом еще немного по суше, и за ней откроется море. Колумб или не поверил, или не был готов к дальнейшему путешествию, но идти по реке Чагрес он отказался.
Пройди Колумб по пути, указанному индейцами, всего несколько десятков километров, и он снискал бы себе славу первооткрывателя Великого океана. Адмирал не пошел по реке, и открытие задержалось еще на 11 лет. Хотя само слово «открытие» применительно к Тихому океану весьма условно. Ведь в это время по нему ходили китайцы, и японцы, и десятки мореплавателей других народов.
Вопрос: Правда что Панама была восьмой страной мира, построившей железную дорогу?
В XIХ века через Панаму потекло золото Калифорнии.. Правда, оно направлялось не в Европу, а на Восточное побережье США. Провоз его необходимо было ускорить. Технические средства для этого уже имелись. Золото торопило, и Панама стала восьмой страной мира, построившей железную дорогу. В 1855 году началось её строительство. Подрядчиком выступила Американская компания, но в строительстве участвовали тысячи людей со всего света, французы, немцы, китайцы. Стройка была международной.
Вопрос: В каком году приступили к строительству Панамского канала?
Ответить на этот вопрос мы попросим Владимира Петровича.
В 1879 году в Париже был созван международный конгресс для изучения возможности строительства межокеанского канала. Съехались эксперты. Было предложено 14 проектов, в том числе предлагался канал через Мексику, по территории Колумбии. Кубинский инженер Анисето Гарсия Менокаль предложил построить канал через Никарагуа. Два французских морских офицера разработали проект канала через Панаму. Они изучили местность и считали, что можно проложить водный путь без шлюзов. Барон Годен де Липенай предложил построить канал со шлюзами. Он то и победил при голосовании за строительство канала и начали строить в 1881 году.
Вопрос: какова длина и ширина канала.
Ответить на этот вопрос мы попросим Николая Павловича.
Канал имеет длину 67, 5 километра и ширину 150 метров.
Учитель: Первая группа учащихся отправляется определять географическое положение и очертание береговой линии материка от Панамского перешейка, а вторая группа от архипелага Огненная земля. Во время движения каждая группа готовит сообщение об особенностях береговой линии в направлении, которое они исследовали. Наносят на контурную карту объекты: острова, течения, полуострова, мысы, заливы и проливы.
Ваша задача – определить, как расположен материк Южная Америка относительно экватора, тропиков и нулевого меридиана. Можете ли вы сказать, как расположение материка повлияет на его природу. Узнайте, в каких климатических поясах находится материк, и нанесите их на контурную карту.
Выводы: Экватор пересекает материк в северной части, большая часть материка расположена в Южном полушарии. Нулевой меридиан не пересекает материк, он целиком расположен в западном полушарии. Южный тропик пересекает материк почти посередине. Между экватором и южным тропиком находится большая часть материка. Эта территория будет получать наибольшее количество солнечного тепла. Территория, расположенная к югу от Южного тропика тоже значительна и ее природа будет отличаться от природы жаркого пояса. Южная Америка расположена в экваториальном, субэкваториальном, тропическом, субтропическом и умеренном климатических поясах. То есть природа Южной Америки довольно разнообразна.
Задания для 2 группы.
Ваша задача – найти крайние точки материка, определить их координаты и подписать на контурной карте. Определите также протяженность материка с севера на юг по 70° меридиану и с запада на восток по 10° параллели. Подпишите данные на контурной карте. Можете ли вы сказать, как протяженность материка повлияет на природу Южной Америки.
Протяженность:
с севера на юг по 70° з.д. ~ 7350 км;
с запада на восток по 10° ю.ш.~ 4655 км.
Протяженность Южной Америки с севера на юг больше, чем с запада на восток (даже в самой широкой части), значит, природные условия в большей степени будут изменяться с севера на юг.
Учитель: А теперь мы будем двигаться навстречу друг другу по меридиану 68°З.д., а встреча будет в городе Ла - Пас, это столица государства Боливия. Каждая группа подсчитывает, сколько км пришлось пройти навстречу друг другу. Таким образом, вычисляется протяженность материка с севера на юг. Протяженность материка с севера на юг 66° или 7326 км. Встреча состоялась. Город Ла – Пас. Послушаем, что знают наши журналисты Николай Павлович и Владимир Петрович.
Ла – Пас – 3636 метров над уровнем моря – это самая высокогорная столица мира. Город лежит в чашеобразном каньоне н северо – востоке плоскогорья Альтиплано. Края этой чаши укрывают город от леденящих ветров, свирепствующих на обширном и ровном, как стол, плоскогорье, окруженном покрытыми ледниками шапками Анд. Климат на Альтиплано высокогорный – континентальный, с резкими перепадами дневных и ночных температур. Поэтому вечерами приходится одеваться тепло. Испанцы задержались в этих местах из – за найденной в долине реки Чокейапу золотой жилы. Нам не раз приходилось бывать в этом городе, поэтому мы знаем, что ходить здесь надо медленно: кислорода в воздухе маловато. Тем кто не может привыкнуть к такой высоте необходимо выпить таблетку от горной болезни «сороче» или выпить чашечку чая из коки. Но лучший способ привыкнуть к высоте – это ходьба: через два – три дня уже можно привыкнуть и не замечать того, что находишься на такой высоте.
Учитель: Таким же образом вычислим протяженность материка с запада на восток по 10° ю.ш.
Северная точка – мыс Гальинас - 12° с.ш., 72° з.д.;
Восточная точка – мыс Каабу - Бранку - 7° ю.ш., 34°з.д.;
Южная точка – мыс Фроуард - 54° ю.ш.; 71° з.д.;
Западная точка – мыс Париньяс - 5° ю.ш., 82°з.д..
- Какими океанами омывается Южная Америка?
- Какова степень изрезанности береговой линии Южной Америки?
- С каким материком можно сравнить по степень изрезанности береговой линии?
- Назовите заливы, проливы, полуострова и острова, принадлежащие Южной Америке?
Учитель: А теперь мы послушаем опережающие задания, которые подготовили ваши товарищи и познакомимся с первооткрывателями и исследователями Южной Америки.
Выслушиваются рассказы детей. Учащиеся в это время заполняют таблицу.
История исследования Южной Америки. Работа с учебником и дополнительной литературой.
Работа в группах.
1 группа находит черты сходства в географическом положении материков Африка и Южная Америка, а 2 группа находит черты отличия. Все наработки по данным вопросам будут представлены представителями групп у доски. Проводится игра «Дуэль».
У доски стоит стол, по обе стороны стола садятся по два человека от каждой команды.
Между ними проводится игра «Дуэль». По очереди, дуэлянты предоставляют черты сходства и различия, если они затрудняются, то им могут помочь секунданты, которые сидят рядом. Побеждает та группа, которая назвала больше особенностей материка, которые сравнивали.
Итог урока: самооценка и оценка учителя, после проверки контурных карт учащихся.