Директор департамента информации и печати мид рф. Директор департамента информации и печати министерства иностранных дел российской федерации
Бурганова И.Н.
ORCID: 0000-0003-3634-1141, Кандидат политических наук, Оренбургский государственный педагогический университет
СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ КОНЦЕПЦИИ ВНЕШНЕЙ ПОЛИТИКИ РФ В РЕДАКЦИИ 2000 Г. И 2013 Г. В ОЦЕНКЕ ВЫЗОВОВ НАЦИОНАЛЬНОЙ И МЕЖДУНАРОДНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ
Аннотация
В статье показано ретроспективное видение Концепции внешней политики Российской Федерации в редакции 2000 г. и 2013 г. соответственно. Проведен сравнительный анализ содержания классических и новых вызовов и угроз, дестабилизирующих состояние национальной и международной безопасности. Обращается внимание на основные способы решения ключевых проблем международной повестки дня. Приводится сравнительная характеристика индикаторов внешней политики Российской Федерации в соответствии с Концепциями 2000 г. и 2013 г.
Ключевые слова: Концепция внешней политики РФ, национальная и международная безопасность, вызовы и угрозы национальной и международной безопасности.
Burganova I.N.
ORCID: 0000-0003-3634-1141, PhD in Political Science, Orenburg state pedagogical University
COMPARATIVE ANALYSIS OF THE FOREIGN POLICY CONCEPT OF THE RUSSIAN FEDERATION IN THE ASSESSMENT OF CHALLENGES NATIONAL AND INTERNATIONAL SECURITY
Abstract
The article shows a retrospective vision of the Russian Federation Foreign Policy Concept as amended in 2000 and 2013, respectively. A comparative analysis of the contents of classic and new challenges and threats, destabilizing the state of national and international security. Attention is drawn to the main solutions to the key issues of the international agenda. Comparative characteristics of the Russian Federation’s foreign policy indicators in accordance with the concepts of 2000 and 2013 .
Keywords: The concept of Russia’s foreign policy, national and international security challenges and threats to national and international security.
Введение. Концепция внешней политики РФ (далее Концепция)– долгосрочный документ, который отображает точку зрения высшего политического истеблишмента «на базовые принципы, приоритетные направления, цели и задачи внешнеполитической деятельности Российской Федерации». Поскольку концепция служит отправной точкой в понимании самого содержания курса внешней политики России в системе современных международных отношений, то нам необходимо обратить внимание на следующие вопросы:
- Как менялось ретроспективное видение Концепции внешней политики РФ в 2000 г. и в 2013 г.
- Каковы вызовы, угрожающих национальной безопасности РФ и международному сообществу в указанный период времени.
- Как соотносятся вопросы международной и национальной безопасности в данном документе.
- Каковы основные способы решения Российской Федерации проблем международной и национальной безопасности в Концепции.
Результаты и их обсуждение.
Первоначальный вариант Концепции был выработан в 2000 г., когда Российская Федерация смогла отойти от экономического и политического коллапса 1991 г. Внешнеполитический курс пореформенной России соответствовал двум ключевым доктринам. С одной стороны, американизм А. Козырева, заточенный на равноправный союз Кремля с западными партнерами, в том числе и США, который не оправдался. С другой – ось «Москва-Пекин-Дели» Е. Примакова, которая также не смогла реализоваться из-за противоречий между Китаем и Индией.
С началом 2000-х гг. РФ продемонстрировало иной взгляд на собственную внешнюю политику и международные отношения в целом. С выходом страны из тяжелейшего экономического кризиса Москва приобрела мощные политические дивиденды. Россия повысила статусное значение в мировой табели о рангах . Поэтому принятие данного документа соответствовала двум целевым ориентирам. Во-первых, важно было понять общую конфигурацию системы международных отношений с учетом появления новых вызовов и угроз. Во-вторых, возникла необходимость «переосмысления общей ситуации вокруг РФ» и определения приоритетов ее внешнеполитической деятельности .
Анализ содержания Концепции позволяет говорить о смене акцентов в участии РФ во внешнеполитической сфере. Если после распада Советского Союза Россия была больше обеспокоена решением проблем во внутренней политики и поддержанием безопасности по периметру своих границ, то в 2000-е гг. . Кремль демонстрирует заинтересованность в вопросах поддержания безопасности в мире. Показательным является то, что в Концепции главнейшей угрозой было обозначено «создание однополярной структуры мира при доминировании США» , которая приводит к принятию решений в политических институтах обеспечения коллективной безопасности в соответствии с западными стандартами, а это сказывается на статусе Совета Безопасности ООН.
По Концепции 2000 г. можно увидеть, что РФ, обеспокоена двумя параллельными процессами, влияющие в целом на роль национального актора в системе международных отношений. С одной стороны, глобальные вызовы, способствуют нивелированию авторитета национального государства по сравнению с другими участниками международного сообщества. Усилия одного национального актора по решению глобальных проблем недостаточны и требуется необходимая субсидиарная воля на уровне международных правительственных организаций (МПО). С другой – «неурегулированные или потенциальные региональные и локальные вооруженные конфликты» заставляет национальное государство формировать пояс «добрососедства по периметру российских границ» . Принятие новой редакции Концепции внешней политики РФ 2013 г. показывает, что взгляд Москвы на систему международных отношений трансформировался.
Во-первых, произошло сокращение возможностей «Запада доминировать в мировой политике и экономике» . Появление новых игроков, способных составить конкуренцию однополярному господству США, отображается, прежде всего, в шагах РФ по поиску партнеров в противодействии Вашингтону . Кремль диверсифицирует направления внешней политики в сторону таких форматов, как БРИКС и ШОС .
Во-вторых, «оборотной стороной процессов глобализации становится тенденция повышения значения фактора цивилизационной идентичности» . События на Ближнем Востоке и Северной Африки для РФ стали очередным доказательством, что попытки западных стран навязывания ценностей демократии и либерализма исламским государствам ведут к «столкновению цивилизаций по линии разломов» .
По Концепции 2000 г. можно заметить, что существует тенденция к симметричности национальной и международной безопасности. То есть содержание документа демонстрирует четкое понимание, что современные вызовы угрожают безопасности и государства, и всему мировому сообщества. Таковыми угрозами были обозначены: проблема распространения оружия массового уничтожения и средств его доставки; международный терроризм; транснациональная организованная преступность; оборот наркотиков и оружия. В Концепции подчеркивается, что наличие таких серьезных угроз «предопределяет ответственность России за поддержание безопасности» в мировом масштабе, т.к. РФ является крупнейшей евразийской державой .
Однако компаративистский анализ Концепции 2013 г. показывает, что содержание угроз изменилось. К стандартным вызовам, обозначенным в Концепции 2000 г. добавились следующие: радикализация отношений в социуме; миграция нелегалов; морское пиратство; проблемы коррупции; дефицит жизненно важных ресурсов; проблема бедности в глобальном масштабе; экологические вызовы; изменения климатических условий; угрозы информационной и продовольственной безопасности.
Также в Концепции 2013 г. большое внимание уделяется проблемам реидеологизации международных отношений. То есть основной фокус переносится с вопросов национальной безопасности на уровень международной безопасности. Возможное объяснение такой ситуации можно найти в росте взаимозависимости государств, когда решение ключевых проблем международной повестки дня невозможно усилиями одного национального актора. К тому же глобальные процессы характеризуются «неуправляемостью в международных делах» . РФ сегодня видит «опасность для международного мира и стабильности» в односторонних силовых приемах внешнеполитической деятельности вне правового поля Устава ООН и Совбеза ООН . Поскольку это ведет «к расширению конфликтного пространства и приводит к межгосударственным противоречиям .
Процессы глобализации неоднозначно повлияли на всю систему международной отношений. С одной стороны, транспарентность национальных границ повлекла за собой кумулятивный эффект пересечения вопросов национальной и международной безопасности. Поэтому национальное государство, участвуя в различных форматах международного правительственных организаций (МПО) с помощью синергетического эффекта нивелирует угрозы как национальной, так и международной безопасности. С другой – увеличение вызовов и угроз способствовало созданию феномена «сетевая дипломатия», которая позволяет участникам международного сообщества участвовать «в многосторонних структурах» для решения общих целей . Такая обратная корреляция позволяет говорить о том, что чем больше открытость и прозрачность территориальных границ национальных акторов (государств), тем больше проявляются зоны нестабильности от которых страдает национальная безопасность страны, тем сильнее точки соприкосновения уровней национальной и международной безопасности, что ведет к повышению стабильности всей международных отношений.
Поскольку Концепция – это программный документ, то раскрытие способов решения проблем международной и национальной безопасности предполагает рассмотрение теоретических и практических шагов в указанном направлении. В Концепции 2000 г. и 2013 г. основным инструментом ведения внешнеполитической деятельности является «мягкая сила». Такой способ предполагает опору «на возможности гражданского общества» и другие инструменты классической дипломатии . Однако в документе 2013 г. делается акцент на то, что использование «мягкой силы» не является целесообразным «в условиях оказания политического давления на суверенные государства …» . Ригидность внешнеполитического курса РФ в соответствии с нормами международного права проводится отчасти с опорой на силовые приемы и инструменты. Это можно увидеть на примере военной операции Вооруженными силами РФ против ИГИЛ после трагедии на Синайском п-ове . Россия однозначно продемонстрировало полную готовность по нейтрализации угроз как национальной, так и международной безопасности, вплоть до применения летального оружия, бомбежек с воздуха и пр.
Выводы .
- Принятие Концепции внешней политики в старой и новой редакции было связано с общим пониманием сложившейся конфигурации международных отношений в целом и места в них РФ.
- Ретроспективный анализ содержания Концепции показывает, что произошла смена акцентов в рассмотрении ключевых вопросов международной повестки дня российским политическим истеблишментом. Если в 2000-е гг. главнейшей угрозой было обозначено создание однополярной структуры во главе с США», то в новой редакции Концепции 2013 г. указывается, что произошло сокращение возможностей западных стран в доминировании как в мировой политике, так и в экономике на фоне повышения значения фактора цивилизационной идентичности, и, как следствие, проблемы «столкновения цивилизаций по линии разломов» .
- По Концепции 2000 г. существует тенденция к симметричности национальной и международной безопасности, т.е. вызовы угрожают не только безопасности государства, но и всему мировому сообщества. Данные угрозы скорее связаны с применением оружия массового уничтожения, явлений международного терроризма и оборотом наркотиков. Однако в Концепции 2013 г. к стандартным вызовам, добавились радикализация отношений в обществе, миграция нелегалов, изменения климатических условий, угрозы информационной и продовольственной безопасности и пр. Такая постановка показывает, что транспарентность национальных границ ведет к большей взаимозависимости государств и появлению невоенных угроз, угрожающих безопасности всего международного сообщества.
- Глобальные процессы характеризуются «сползанием к хаосу и неуправляемости в международных делах». РФ сегодня видит опасность для коллективной безопасности в односторонних силовых приемах внешнеполитической деятельности вне правового поля Устава ООН и Совбеза ООН. Поскольку это ведет к гонке вооружений и возрастанию межгосударственных противоречий .
- Любое национальное государство (в том числе и РФ) принимает непосредственное участие в процессах глобализации и региональных сообществах. Поэтому оно не застраховано от экономических рисков, связанных с мировым финансовым кризисом и пр. Вообще расширение списка угроз как национальной, так и международной безопасности можно рассматривать, как: возрастание взаимозависимости государств (национальных акторов) международного сообщества; увеличение транснационального состава участников, ведущего к фрагментации вызовов; смену приоритетов во внешнеполитической деятельности государства на международной арене с реалисткой парадигмы на либеральный и транснациональный подходы, т.е. в условиях «игры с ненулевой суммы» сотрудничество является способом решения важнейших вопросов международной повестки дня, чем война.
- В Концепции 2000 г. и 2013 г. основным инструментом ведения внешнеполитической деятельности является «мягкая сила» .
- Процессы глобализации неоднозначно повлияли на всю систему международной отношений. С одной стороны, транспарентность национальных границ повлекла за собой кумулятивный эффект пересечения вопросов национальной и международной безопасности. Поэтому национальное государство, участвуя в различных форматах международного правительственных организаций (МПО) с помощью синергетического эффекта нивелирует угрозы как национальной, так и международной безопасности. С другой – увеличение вызовов и угроз способствовало созданию феномена «сетевая дипломатия», которая позволяет участникам международного сообщества находить коллективные ответы на непростые вопросы международной повестки дня.
Литература
- Концепция внешней политики Российской Федерации 2000 г. [Электронный ресурс] Режим доступа: http://archive.mid.ru/ (дата обращения: 25.03. 2016 г.).
- Концепция внешней политики Российской федерации 2013 г. [Электронный ресурс] Режим доступа: http://archive.mid.ru/brpnsf/(дата обращения: 26.03. 2016 г.).
- Бурганова, И.Н. Компаративисткий анализ внешней политики Советского Союза после II Мировой войны на Ближнем Востоке / И.Н. Бурганова // В мире научных открытий. 2015. № 7.2 (67). С. 691-700.
- Бурганова, И.Н. Релевантность российской внешней политики в постсоветском пространстве в условиях многовекторности / И.Н. Бурганова // Управление мегаполисом. 2014. № 5 (41). С. 140-145.
- Бурганова, И.Н. Теория и практика региональной интеграции на постсоветском пространстве в современных условиях: соотношение экономики и политики / И.Н. Бурганова И.Н. В мире научных открытий. 2015. № 7.2 (67). С. 700-707.
- Калюжный, В.Г. Контуры мирового устройства в XXI веке (теоретический анализ) / В.Г. Калюжный // Власть. 2009. № 11. С. 75-78. [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://cyberleninka.ru/ (дата обращения: 23.03. 2016 г.).
- Штурба, Е.В. Изменение концептуальных основ внешней политики российской Федерации в условиях глобализации / Е.В. Штурба // Историческая и социально-образовательная мысль. № 2. [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://cyberleninka.ru (дата обращения: 21.03.2016)
References
- Foreign Policy Concept of the Russian Federation 2000 – Rezhim dostupa: http://archive.mid.ru/ (data obrashhenija 03. 2016 г.).
- Foreign Policy Concept of the Russian Federation 2013 – Rezhim dostupa: http://archive.mid.ru/brp_4.nsf/ (data obrashhenija 03. 2016 г.).
- Burganova, I.N. Comparative analysis of the foreign policy of the Soviet Union after World War II in the Middle East / I. Burganova // In the world of scientific discoveries. 2015. № 7.2 (67). P. 691-700.
- Burganova, I.N. Relevance of Russian foreign policy in the post-Soviet space in terms of multi-vector / I.N. Burganova // Management metropolis. 2014. N. 5 (41). P.140-145.
- Burganova, I. Theory and practice of regional integration in the post-Soviet space in modern conditions: the ratio of the economy and politics / I.N . Burganova // In the world of scientific discoveries. 2015. № 7.2 (67). P. 700-707.
- Kalyuzhny, V.G. The contours of world order in the XXI century (theoretical analysis) / V.G. Kalyuzhny // Power. 2009. № 11. C. 75-78. - Rezhim dostupa: http://cyberleninka.ru/ (data obrashhenija 03.2016).
- Shturba, EV Changing the conceptual foundations of Russian foreign policy in the context of globalization / E.V. Shturba // Historical and socio-educational thought. 2009. № 2. ] – Rezhim dostupa:: http://cyberleninka.ru (data obrashhenija 21.03.2016).
- Huntington S.P. The Clash of Civilizations. New York: Simon & Schuster.
Николайчук И.А. (РИСИ),
Войтов Н.В. (МГИМО)
В свете выхода новой Концепции внешней политики Российской Федерации (утверждена Президентом России В.В.Путиным 30 ноября 2016 г.) представляется интересным провести сравнительный анализ текста нового варианта с предыдущими редакциями.
В первую очередь бросается в глаза тот факт, что из текста нового варианта исчезло положение о «защите интересов личности» (2008 год), о «высшем приоритете национальной безопасности – обеспечении защищенности личности» (2013). Вместе с тем такая задача, как «всесторонняя защита прав и законных интересов российских граждан», которая присутствовала и в вариантах Концепции 2008 и 2013 г. сохранилась, а ее текстуальное оформление не изменилось.
Для тех, кто занимается пропагандой и анализом медиапространства, наверняка будет интересно узнать, что установка на «содействие объективному восприятию Российской Федерации в мире как демократического государства с социально ориентированной рыночной экономикой и независимой внешней политикой» была изъята из концепции еще в 2013 году, но в 2016 ее заменили на «укрепление позиций российских средств массовой информации и массовых коммуникаций в глобальном информационном пространстве и доведение до широких кругов мировой общественности российской точки зрения на международные процессы», что является реакцией на дискриминационные меры со стороны ряда иностранных государств по отношению к некоторым российским СМИ.
«Изменения»-«сдвиги»-«перемены» – их переживают международные отношения в каждой концепции. В 2013 и 2016 годах также повторено положение о том, что Запад дряхлеет, а военно-политические союзы своей функции не выполняют. Зато в 2016 году мир впервые концептуально был поделен на АТР, Евроатлантический и Евразийский регионы, безопасность которых – залог стабильности международных отношений.
Либерально-демократические идеи о необходимости инвестиций в человека, заботе о его интеллектуальном развитии, тревоги по поводу демографических проблем не перекочевали в сегодняшнюю редакцию Концепции. Зато появились положения о «мягкой силе»: «Неотъемлемой составляющей современной международной политики становится использование для решения внешнеполитических задач инструментов «мягкой силы», прежде всего возможностей гражданского общества, информационно-коммуникационных, гуманитарных и других методов и технологий, в дополнение к традиционным дипломатическим методам», и «энергетическом факторе».
В варианте 2013 года уже произошло снижение внимания к гуманитарным проблемам международных отношений по сравнению с 2008 годом, однако соответствующий абзац оставался достаточно развернутым: «уровень защищенности интересов личности, общества и государства; духовное и интеллектуальное развитие населения; рост его благосостояния; сбалансированность образовательных, научных и производственных ресурсов; в целом уровень инвестиций в человека». Теперь этот текст вынесен из Концепции как таковой. Речь ведется только о государстве и столкновении цивилизаций (цивилизационные моменты вообще упоминаются весьма часто). Введено новое наблюдение о «наметившейся смене технологического уклада».
В сравнении 14 пункта Концепций 2013 и 2016 годов содержится не намек, но прямое обвинение в адрес апологетов и лидеров глобализации в создании экстремистских очагов на Ближнем Востоке и Северной Африке («стремление вернуться к цивилизационным корням» – «распространение экстремистской идеологии»). Текст документа сообщает, что к этому привело «навязывание другим собственной шкалы ценностей» (2013) и «навязывание из вне идеологических ценностей» (2016). Если исходить из законов логики, это и есть суть глобализации.
Исчезли слова о «децентрализации международной системы» 2013 года, речь о влиянии глобализации на экономику (как на основу культурной самобытности) не ведется с 2008 года Вместо них появились положения об организованной транснациональной преступности и ИГ (запрещенной в России). Отказ от гонки вооружений канул в лету еще в 2008 году.
В тексте новой Концепции словосочетание «новое мироустройство» заменено на «справедливое и устойчивое». Далее по тексту нет особых перемен, кроме исключения словосочетания «зачастую не совпадающие интересы». Предложение теперь звучит так: «Верховенство права призвано обеспечить мирное и плодотворное сотрудничество государств при соблюдении баланса их интересов». И «ведение» процесса по оформлению границы РФ заменено на «активизацию».
При описании позиции России по ООН введен новый императив – стремление к «справедливому управлению» Интернетом.
Концепция экономического роста претерпела значительные изменения. Из «устойчиво высоких темпов экономического роста» (2008) они превратились в «высокие темпы роста» (2013), а затем в «решение задачи обеспечения устойчивого экономического роста». В трех вариантах Концепции дословно повторяется намерение диверсифицировать экономику РФ, расширить номенклатуру экспорта, технологически обновить экономику, внедряя инновации. Но «государственное содействие» по этому направлению заменено на «принятии усилий», приоритет самого направления снижен. Экономико-географическое положение впервые рассматривается как «уникальное», которое необходимо использовать «для увеличения транзитных грузопотоков в целях оптимального развития торгово-экономических связей между Европой и Азиатско-Тихоокеанским регионом». Интеграционные процессы, которым будет содействовать Россия, теперь позиционируются не в СНГ (2013), а в Евразии.
В разделе о гуманитарном сотрудничестве появилось новое положение – о противодействии правозащитным концепциям, которые направлены на вмешательства во внутренние дела других государств и на дестабилизацию режима. Исчезло положение о стремлении к созданию положительного имиджа России за рубежом. РФ отныне будет настаивать на доступе к объективной информации о событиях в мире, а также будет расширять присутствие российских экспертов во время обсуждений вопросов мировой политики.
Важнейшее направление внешней политики России, как и прежде, – СНГ. Но в 2008 и 2013 годах не говорилось о ЕАЭС, который теперь – ядро интересов в СНГ. Приоритетные партнеры же в ЕС теперь ФРГ, Франция, Италия и Испания (а не Нидерланды). Высказанное в 2013 году пожелание РФ наладить отношения с Великобританией исчезло. В части «региональные приоритеты» описание отношений РФ-ЕС-США в концепциях прошло следующую эволюцию: «Россия выступает за достижение подлинного единства Европы, без разделительных линий, путем обеспечения равноправного взаимодействия России, Европейского союза и США» (2008 год); в 2013 году этому предложению предшествует «Приоритетный характер отношений», а в 2016 начало абзаца получилось весьма «мрачное» – «Накопившиеся в течение последней четверти века системные проблемы в Евроатлантическом регионе». Корпус положений по отдельности совпадает во всех вариантах Концепции. Например, формирование единого экономического, гуманитарного пространства, совместная борьба с терроризмом. Есть незначительные добавления: в 2016 году впервые упоминается энергетический аспект отношений. Но самая значительная перемена – вынесение России из Европейской цивилизации. «Россия как неотъемлемая, органическая часть европейской цивилизации», – этих слов уже нет в тексте 2016 года, тогда как есть тяжелые обвинения в адрес геополитической экспансии ЕС и НАТО. В самом новом документе добавлен пункт, который по факту выражает поддержку всем странам Европы, не примкнувшим к НАТО, более того, «эти государства вносят реальный вклад в обеспечение безопасности и стабильности в Европе. Россия готова к конструктивному многоплановому взаимодействию с ними». Положения становятся все более конкретными и активными.
Как это не удивительно, российско-американские отношения в 2013 и 2016 годах преподнесены практически в одинаковой форме, с небольшим ужесточением: в Концепции четко прописано, что Россия не потерпит никакого давления со стороны США и будет отвечать на любые недружественные акции. По нашему мнению, данное положение слишком агрессивно для программного документа. В отношения с Канадой также привнесена конкретность: от слов об абстрактном техническом и инвестиционном сотрудничестве (2008/13) отказались, заменив их конкретным положением о совместных делах в Арктике.
Формат «Россия-Индия-Китай» вновь удерживает первую строчку в параде азиатских интересов России. Далее по списку глобальных интересов России идут АСЕАН, Ближний Восток и Африка. Текст, посвященный этим регионам, практически идентичен для всех трех документов. Новы только конкретизация иранской проблемы (Россия будет педалировать ядерную сделку), конкретная позиция по Сирии и по Афганистану. В 2016 году предан забвению БРИКС. Хотя даже в 2013 году документ все-таки содержал одно скромное предложение с надеждой на углубление сотрудничества.
И самый большой сюрприз составители документа приберегли только для самых терпеливых и внимательных: заключительный абзац, который присутствовал во всех концепциях, в самой новой редакции был изъят. Абзац звучал так: «Последовательное осуществление государственной внешней политики призвано создавать благоприятные условия для реализации исторического выбора народов Российской Федерации в пользу правового государства, демократического общества, социально ориентированной рыночной экономики». Обычно вывод в документах совпадает с темой, заданной в начале. Концепция в силу своего языка и задачи – документ официальный, но не педантично-чванливый. Следовательно, обладает весьма свободной формой, тяготеющей к передвижению от точки А в точку Б через раскрытие каждой части. Поэтому вывод в документах такого рода не есть формальный конец, не титры и даже не эпилог. Поэтому Концепция 2016 года по-настоящему не завершена.
Поскольку Концепция отражает страну, в которой написана, то можно смело утверждать, что если с 2008 до 2013 года страна менялась неторопливо и направления развития не менялись, то в 2016 году Россия поменялась до неузнаваемости. Нет никакой Европейской цивилизации от Альбиона до Урала, есть «загадочная» Евразия и «коварная» Трансатлантика. Столкновение цивилизаций идет полным ходом, терроризм – порождение не желающего уйти в историю Запада. Россия – это в первую очередь государство и только потом страна. Концепция ранних редакций походила на манифест, будучи абстрактной и торжественной. Сегодня она – инструкция к действию, изобилует конкретикой, положения об «углублении сотрудничества» сведены к необходимому минимуму, больше слов о том, что Россия будет делать и чего делать не будет.
Если же попытаться найти общий знаменатель всему вышесказанному, то он следующий: новый вариант Концепции внешней политики Российской Федерации 2016 года максимально приближен к задаче реально ответить на вызовы времени.
В 2012 году Президент РФ утвердил Концепцию Государственной миграционной политики Российской Федерации до 2025 года. Но значительная часть ее положений к 2018 году оставалась нереализованной. Причины такого положения дел анализируются в данной статье.
Шпренгер К. Журнал Новой экономической ассоциации. 2010. № 8. С. 80-99.
В статье обсуждаются цели и задачи корпоративного управления государственными предприятиями (ГП) в России, а также обсуждается международный опыт в области эффективности ГП по сравнению с частными компаниями. Описываются недавние тенденции в политике и управлении государственной собственностью. Проблемы корпоративного управления в России описаны с точки зрения агентских отношений, приведены данные опросов, характеризующие корпоративное управление и прозрачность российских ГП. Особенное внимание уделено анализу правовой формы государственной корпорации. В разделе, посвященном влиянию государственной собственности на эффективность, приводится обзор ключевых работ по этому направлению.
Рябинина О. К. В кн.: Современные проблемы гуманитарных и естественных наук: Материалы II международной научно-практической конференции 15-20 января 2010 г.. Т. II. М.: 2010. С. 335-338.
Научная новизна и актуальность данного исследования заключается в том, что в нем впервые осуществлена попытка исследования ключевых проблем формирования русскоязычной диаспоры в отдельно взятом полиэтничном регионе, рассмотрены основные тенденции адаптации русскоязычной диаспоры в Финляндии. Несмотря на большой материал, собранный учеными о диаспорных группах русскоязычных, расселенных практически во всем мире, актуальность комплексного исследования русскоязычной диаспоры в Финляндии на сегодняшний день остается острой и малоизученной. Таким образом, подобное комплексное исследование особенностей развития и современного состояния русскоязычных в Финляндии, можно сказать, проводится впервые.
Статья посвящена проблеме спроса на квалифицированный труд в российской промышленности. Автор показывает, что в 2000–2009 годах агрегированное предложение труда работников с различным профессиональным образованием существенно выросло, а агрегированный спрос на таких работников в промышленности заметно сократился. В то же время промышленные предприятия в этот период начали активно жаловаться на дефицит квалифицированных кадров, и со временем эти жалобы становились всё настойчивее и громче, они получили отражение в микроданных различных обследований и стали активно влиять на социальную и образовательную политику государства. Однако как объяснить усиливающееся расхождение между картиной, складывающейся на макроуровне, и картиной, которую рисуют микроданные? Используя массовые обследования промышленных предприятий, проведённые в 2003, 2005 и 2009 годах, автор показывает, что дефицит квалифицированного труда носит во многом мнимый характер. Он объясняется многочисленными институциональными деформациями в российской экономике, которые стимулируют текучесть кадров, подрывают стимулы к профессиональному обучению, позволяют неэффективным предприятиям подолгу оставаться на плаву и поддерживают высокую дифференциацию в заработной плате между схожими предприятиями.
Чудиновских О. С. Женева: Европейская экономическая комиссия ООН, 2011.
Миграция является мощным двигателем и важным следствием экономических, политических и социальных изменений. Учитывая ее значимое воздействие на сообщества, необходимо полноценно измерять и понимать миграцию. Достоверные статистические данные являются ключевым в базовом понимании этого важного феномена. Однако, во многих странах, даже самые общие данные по миграции являются неполными, устарелыми или их не существует вовсе. Совершенствование данной области требует знания принципов сбора, формирования и анализа миграционной статистики. Лица, разрабатывающие миграционную политику, а также другие специалисты должны знать определения и вопросы измерения, касающиеся данных по миграции, чтобы уметь их интерпретировать. Настоящее руководство было подготовлено Европейской экономической комиссией Организации Объединенных Наций, в рамках проекта «Укрепление национальных возможностей в области улучшения миграционных данных: максимизирование выгод, полученных от развития, и минимизирование отрицательного воздействия». В проекте, который финансировался Счетом развития Организации Объединенных Наций, участвовали все пять региональных комиссий Объединенных наций. Руководство предназначено для специалистов и лиц, занимающихся вопросами миграции и миграционной статистики. Данное руководство сосредоточенно на определенном контексте миграционных процессов в Восточной Европе и Центральной Азии. Мы надеемся, что практические примеры и международные рекомендации, представленные в документе повысят интерес, и будут способствовать пониманию, развитию, распространению и использованию статистики по международной миграции.
Choudinovskikh O. Geneva; NY: United Nations Economic Comission for Europe, 2011.
В отчете представлен обзор источников и дана оценка качества данных по международной миграции в ряде стран СНГ: Азербайджане, Казахстане, Кыргызстане, Российской Федерации и Таджикистане. Документ был подготовлен в рамках проекта Европейской экономической комиссии «Укрепление национальных возможностей в области улучшения данных по миграции: максимизация положительной роли миграции в развитии и сведение к минимуму её отрицательных последствий».
Миграция населения - это процесс, в котором отражаются происходящие в стране события и поэтому очень важно его изучать и следить за его динамикой. Миграция населения, с одной стороны, является важнейшим индикатором социально-экономической ситуации в стране и ее регионах, с другой стороны - важнейшим социально-экономическим процессом, формирующим демографическую структуру населения страны, определяющим состояние региональных и локальных рынков труда. Для успешного проведения социально-экономической политики необходимо уметь прогнозировать величину и направление миграционных потоков, а для этого нужно понимать особенности внутрироссийской миграции и факторы, ее определяющие. Однако в современной России связь между миграцией и экономикой, факторы миграции, остаются во многом неизученными, в особенности это касается внутрироссийской миграции. Не в последнюю очередь такая ситуация возникла благодаря несовершенству российской статистики.
На данный момент существует ряд исследований, посвящённых эконометрическому анализу миграции в России, в которых осуществлены попытки моделирования миграционных потоков между регионами (Gerber, 2005, 2006; Андриенко, Гуриев, 2006 и др.). Данное исследование развивает подход, использованный в работе (Андриенко, Гуриев, 2006).
Анализ основывается на панельных данных 2001-2008 гг. о миграционных потоках между регионами, собираемых, но не публикуемых Федеральной службой государственной статистики РФ.
Guriev S. , Vakulenko E. CEFIR / NES Working Paper. Центр экономических и финансовых исследований и разработок в российской экономической школе, Российская экономическая школа, 2012. No. 180.
В данной работе исследуется сходимость российских регионов. В 1990-е годы в России не наблюдалась сходимость регионов, однако в 2000-х годах ситуация резко изменилась. В то время как различия в ВРП на душу остаются существенными между регионами, различия в среднедушевых доходах и заработных платах значительно снизились. Мы показали, что государственное распределение ресурсов не играет значительной роли в наблюдаемой сходимости. Мы пытаемся объяснить сложившийся феномен региональной сходимости в 2000-х годах, используя панельные данные межрегионального перераспределения труда и капитала. Оказалось, что рынок капитала в России интегрированный в том смысле, что местные инвестиции не зависят от местных сбережений. Мы показали, что экономический рост и финансовое развитие значительно снизили барьеры миграции населения. В 90-е годы многие бедные регионы России находились в ловушках бедности: население этих регионов хотело бы мигрировать, но не имело достаточных средств для совершения переезда. В 2000-х годах, особенно начиная с 2005 года, эти барьеры исчезли. Всеобщее экономическое развитие позволило регионам выйти из ловушек бедности. Это привело и к сходимости рынков труда. Межрегиональные различия в среднедушевых доходах, заработных платах и уровнях безработицы сейчас меньше, чем в Европе. Результаты показывают, что экономический рост и развитие финансовых рынков и рынка недвижимости в конечном итоге привели к межрегиональной конвергенции в России.
Гришина Т. А. , Каргин К. В. В кн.: Конституция России и развитие законодательства: сборник материалов межвузовской научно-практической конференции. Н. Новгород: Нижегородская правовая академия, 2011. С. 95-100.
Статус Конституционного Собрания, создание которого предусмотрено Конституцией Российской Федерации носит весьма спорный характер, как с практической точки зрения, так и с научной. Эта проблема и стала предметом исследования в данной статье.
В статье исследуется взаимосвязь между внутренними миграционными потоками и политическими факторами. На основании официальных данных Росстата за период с 1999 по 2010 г. оценивается модифицированная гравитационная модель миграции на панельных данных российских регионов. В качестве политических факторов рассматривается предоставление общественных благ, расходы региональных бюджетов, размер социальных выплат и индекс демократии в регионах. Большинство исследуемых зависимостей имеют ожидаемые результаты. Если же сравнивать чувствительность миграционных потоков к политическим и экономическим факторам, то влияние последних на миграцию значительно больше.