Прогнозирование и планирование в ссср.
В России, а затем в СССР планирование на макроуровне возникло в 20-е годы. С целью организации планового руководства хозяйством страны в 1917 г. был создан Высший Совет Народного Хозяйства (ВСНХ), превратившийся в последующем в руководящий центр управления и планирования промышленности. В 1918 г. были организованы областные, губернские и уездные советы народного хозяйства, на которые возлагалось управление всей экономической жизнью данных административных районов. В феврале 1920 г. была создана Государственная комиссия по электрификации России. В 1921 г. на ее основе была организована общегосударственная плановая комиссия (Госплан). Председателем Госплана был назначен Г.И. Кржижановский, талантливый ученый и инженер-практик.
Первый долгосрочный план, представляющий интерес с точки зрения общей методологии планирования, - это план ГОЭЛРО (Государственный план электрификации России), разработанный в 1920 г. В нем был дан анализ экономического положения страны в целом и по районам, представлена стратегия электрификации страны на 10 лет. При его разработке был использован программно-целевой метод, предполагающий определение цели и разработку комплекса взаимодействующих мероприятий по ее достижению. План ГОЭЛРО предусматривал увязку строительства электростанций с производством и потреблением электроэнергии и охватывал основные отрасли экономики. Этот план положил начало экономическому районированию. Территория страны была разделена на восемь экономических районов. В зависимости от возможностей района планировалось его дальнейшее хозяйственное развитие. Для каждого района намечался определенный план работы по электрификации и решался вопрос о рациональном размещении промышленности на территории страны. Предусматривалось приближение промышленности к источникам сырья и топлива, к районам потребления, в частности продвижение промышленности на Восток. Развитие экономических районов должно было происходить путем реконструкции промышленных предприятий, перевода их на рельсы современной техники. На основе подсчета материальных ресурсов и денежных средств был сделан выбор строительства первоочередных электростанций.
План ГОЭЛРО имел огромное методологическое значение. Это был первый опыт научного перспективного планирования. 16
Разработанные комиссией ГОЭЛРО методологические принципы послужили основой для дальнейшей работы в области планирования. По существу тогда впервые был составлен топливно-энергетический баланс страны. Наряду с балансом по отдельным видам ресурсов была определена общая смета затрат.
Методы прогнозирования и планирования, становление которых началось с плана ГОЭЛРО, получили в дальнейшем значительное развитие. Это касается методов экспертных оценок, экстраполяции, балансового метода. Например, использование балансового метода для увязки проектировок по плану ГОЭЛРО явилось первым практическим применением его на государственном уровне. В последующие годы он становится ведущим методом планирования. С планом ГОЭЛРО связаны и истоки разработки макроэкономических моделей.
В дальнейшем с планом ГОЭЛРО должны были увязываться краткосрочные планы. Однако последние иногда резко отходили от плана ГОЭЛРО, поскольку разрабатывались в основном путем экстраполяции и представляли собой “прогнозы”, сформированные лишь на основе тенденций развития экономики в прошлом и настоящем. Не случайно поэтому в методологии планирования спорным был вопрос о соотношении объективного и субъективного начал в формировании плана.
Известные теоретики 20-х годов - Н.Д. Кондратьев в работе “План и предвидение” и В.Н. Базаров в работе “Принципы построения перспективного плана” - в качестве отправного пункта методологии рассматривали так называемые генетические и телеологические (целевые) начала создания плана. По мнению Н.Д. Кондратьева, предпочтительным является генетический подход, который исходит из учета объективных условий, из анализа прошлого опыта других стран и экстраполяции выводов на будущее. Для планирования это означало его опору на научное предвидение, вытекающее из прошлого без учета конкретных потребностей общества и изменяющихся условий. А.Н. Ковалевский в брошюре “К методологии перспективного планирования” (1924) отмечал, что план восстановления и реконструкции национального производства должен строиться не генетически, а телеологически, не путем проектирования в будущее фактической динамики настоящего, а посредством целевого построения преобразований. Следовательно, хозяйствование, не подчиненное общественной цели, означает стихийность развития. Однако на выборе цели, ее обосновании
сказывается субъективная позиция того или иною ученого, специалиста, государственного деятеля. Этот очень активный фактор, оказывая иногда существенное влияние на разработку плана, отодвигал объективные условия, искажал целевую установку плана, делал ее проблематичной, научно необоснованной. Такие искажения послужили источником возникновения того бюрократического стиля управления экономикой, который известен как командно-административный, нанесший удар по демократизму отношений в социалистической системе хозяйства.
Первые годовые планы содержали “контрольные цифры”, которые не имели обязательного характера для отдельных предприятий, за исключением некоторых ключевых отраслей. С 1931 г. и на протяжении существования командно-административной системы годовые планы становились строго обязательными к выполнению, т.е. носили директивный характер. Основным методом их разработки был балансовый. Постепенно расширялся круг объектов планирования. Вначале в планах находили отражение лишь объемные показатели. В последующем круг планируемых показателей пополнялся качественными показателями, характеризующими эффективность общественного производства. Позже наряду с развитием экономики стало уделяться внимание планированию социального развития. Начиная с 10-й пятилетки осуществлялось планирование охраны окружающей среды.
С 1928 г. в СССР помимо детализированных годовых планов стали разрабатываться пятилетние планы. Каждый план имел целевую направленность.
Реализация главной цели планов во многом зависела от эффективности предусматриваемых мер. Ограниченность ресурсов, которыми располагало общество в определенный период времени, обусловливала необходимость разработки оптимальных вариантов их использования, применения эффективных технологий. Однако эти проблемы не решались должным образом в силу объективных и субъективных причин.
Среди первых попыток комплексного планирования в СССР важное значение имеет “балансовая таблица” национальной экономики в 1923-1924 гг., разработанная с участием В. Леонтьева, которая явилась основой модели “затраты-выпуск”. В. Леонтьев, эмигрировавший в США, продолжал там работать над этой проблемой. Извес і ная модель “затраты-выпуск” широко используется в США и других странах для прогнозирования экономики страны и мировой экономики. Эту таблицу можно рассматривать как 18 первую комплексную систему национальных счетов, включающую межотраслевой разрез экономики. В 1925 г. вышла книга В. Леонтьева “Баланс народного хозяйства СССР в 1923-1924 гг.” (методологический разбор работы ЦСУ), которая легла в основу методологии разработки существующих межотраслевых балансов.
СССР является родиной теории оптимального планирования. Существенный вклад в эту область исследования был внесен академиками B.C. Немчиновым, Л.В. Канторовичем, Н.П. Федоренко. Локальные оптимизационные модели и соответствующий математический аппарат были разработаны академиком Л.В. Канторовичем еще в довоенные 30-е годы. Они получили высокую оценку и широкое применение в США. В СССР они стали практически использоваться позже, в 60-е годы, с появлением ЭВМ и созданием автоматизированных систем управления. В 70 - 80-е годы в СССР методам оптимизации стала придаваться особая значимость. Были разработаны экономико-математические модели оптимального функционирования экономики, отраслевого планирования и планирования на предприятиях. Однако в условиях директивного планирования на микроуровне проводить расчеты по выбору оптимального варианта плана производства продукции не имело смысла, так как план выпуска изделий доводился сверху в виде утвержденного задания. На макроуровне оптимизационные задачи были трудно реализуемы, несмотря на довольно глубокие теоретические разработки в этой области. Среди проблем, сдерживающих применение методов оптимизации, следует особо выделить проблему информационного обеспечения, а также отсутствие опыта и знаний в данной области у плановиков-практиков. Кроме того, планирование от достигнутого не стимулировало познание этих методов. Оптимизационные задачи разрабатывались в рамках АСПР, ОАСУ и АСУП квалифицированными специалистами НИИ, но носили в силу указанных причин в основном экспериментальный характер.
Важным этапом совершенствования планирования явилась реформа 1965 г., когда стал осуществляться переход к экономическим методам управления. Было предусмотрено расширение в стране сферы товарно-денежных отношений в качестве необходимой базы для усиления материального стимулирования и повышения эффективности общественного производства. На первое место была поставлена прибыль. С помощью цен стимулировалось производство товаров более высокого качества путем установления надбавок к ценам. Для товаров пониженного качества предусматривались скидки. В результате страна добилась существенных успехов.
Для последующих пятилетних планов было характерно упорное стремление следовать пропорциям восьмой пятилетки, хотя экономика явно сопротивлялась этому. Снижение темпов экономического роста ограничивало объем ресурсов, которые могли быть направлены на социальные нужды. Плановики понимали, что решение этих проблем возможно лишь в условиях резкого повышения эффективности общественного производства. Кроме того, выходило множество решений директивного характера о развитии отдельных отраслей и регионов, которые считались обязательными для учета в планах. Нередко Госплан СССР, приступая к разработке очередного плана, обнаруживал, что объемы капитальных вложений на плановый период по большинству отраслей уже определены ранее вышедшими решениями. Народнохозяйственные пропорции уже в планах деформировались, так как плановики обязаны были максимально выполнить директивные решения.
Следующий этап связан с принятием в 1979 г. постановления ЦК КПСС и Совета Министров СССР “Обулучшении планирования и усилении воздействия хозяйственного механизма на повышение эффективности производства и качество работы”, которым предусматривалось усиление роли пягилетних планов и расширение применения норм и нормативов при их формировании. Однако это постановление практически не реализовывалось и в конце 80-х годов стала осуществляться коренная перестройка управления экономикой.
В 1987 г. был разработан и принят сборник документов “О коренной перестройке управления экономикой”, среди которых одним из важнейших явилось постановление ЦК КПСС и Совета Министров СССР “О перестройке планирования и повышении роли Госплана СССР в новых условиях хозяйствования”. Деятельность Госплана была подвергнута резкой критике. Был намечен ряд мер по повышению научной обоснованности планов, улучшению работы плановых органов, переходу от преимущественно административных к экономическим методам, обеспечению условий для деятельности предприятий на принципах полного хозрасчета и самофинансирования. Сократился круг утверждаемых показателей. С 1988 г. предприятиям стали доводиться контрольные цифры-ориен- тиры, государственный заказ, лимиты и экономические нормативы. Контрольные цифры отражали общественные потребности в продукции, производимой предприятием, и 20 минимальный уровень эффективности производства. Они не утверждались, а носили ориентирующий характер.
Последующие этапы совершенствования прогнозирования и планирования (с начала 90-х годов) связаны с переходом к рынку и распадом СССР. Страны СНГ стали с учетом особенностей экономики осуществлять поиск подходов к планированию экономического и социального развития в условиях рыночных отношений. 3.1.
хозяйственного механизма на повышение эффективности производства и качества работы . В соответствии с этим постановлением в процессе дальнейшего совершенствования планирования должны быть обеспечены укрепление и развитие единой системы планов , повышение их целенаправленности и сбалансированности, усиление ориентации планов на конечные народнохозяйственные результаты, более полное отражение в планах достижений научно-технического прогресса , улучшение организации и технологии составления планов и контроля за их выполнением.Переход от индивидуального проектирования и внедрения систем к комплексному связан с организацией тесного взаимодействия между автоматизированными системами , и прежде всего между АСПР Госплана СССР и Госпланов союзных республик, с одной стороны, и отраслевыми, ведомственными, территориальными автоматизированными системами планирования, управления и обработки информации - с другой. Здесь важно правильно распределить плановые задачи и функции контроля за выполнением плана по уровням планового управления и между системами в пределах каждого уровня, согласовать виды показателей , используемых в каждой системе, установить взаимные информационные потоки , виды и объемы передаваемой информации, постоянно координировать проектирование и внедрение взаимодействующих систем.
Постановление ЦК КПСС и Совета Министров СССР предусматривает превращение пятилетнего плана в главную форму планирования экономического и социального развития и основу хозяйственной деятельности предприятий. Пятилетний план будет базироваться не на годовых, а на долговременных хозяйственных связях и договорах, а также на стабильных экономических нормах и нормативах, стабильных оптовых ценах на продукцию промышленности, сметных ценах в капитальном строительстве и тарифах на грузовые перевозки . Это обеспечит стабильность плана и совершенствование всей системы экономического стимулирования. Меняется способ оценки выполнения пятилетнего и годового плана - нарастающим итогом с начала пятилетки и с начала года. Это позволит стимулировать осуществление крупных научно-технических мероприятий и маневрирование ресурсами в пределах пятилетнего срока. Исходные материалы для составления пятилетнего плана -контрольные цифры , утвержденные министерствами и ведомствами. Проект плана разрабатывается с использованием научно обоснованных технико-экономических норм и нормативов расхода сырья и материалов, трудовых ресурсов , нормативов использования производственных мощностей . Некоторые нормы и нормативы, например нормативы чистой продукции , заработной платы на 1 руб. продукции, фондов экономического стимулирования , распределений прибыли , утверждаются вышестоящими организациями. Значительно усиливается роль программно-целевого планирования при решении крупных народнохозяйственных задач, связанных с освоением новых экономических районов и внедрением достижений научно-технического прогресса . Это требует комплексного рассмотрения и планирования особо важных и актуальных в данный период научно-технических, экологических, социальных и других программ.
В СССР К. п. стало осуществляться с первых дней организации кредитной системы СССР оно охватывает сферу как краткосрочного, так и долгосрочного кредита, развивалось и совершенствовалось под влиянием роста социалистич. экономики и улучшения всей системы народнохозяйственного планирования. После проведения денежной реформы 1922- 1924 гг. были заложены более прочные основы для К. п. К началу 1923 г. Госбанк смог приступить к составлению кредитных планов по общему объему кредитных вложений. С 1924 г. кредитные вложения стали планироваться на предстоящий квартал. Но квартальные планы охватывали лишь небольшой круг операций Правления Госбанка.
С 1 января 1987 г. в торговле введена новая система планирования и управления. Постановлением ЦК КПСС и Совета Министров СССР О совершенствовании планирования, экономического стимулирования и управления в государственной торговле и потребительской кооперации намечен решительный переход торговли на экономические методы управления . Значительно расширена самостоятельность предприятий и организаций государственной торговли и потребительской кооперации в планировании их деятельности, устранена чрезмерная регламентация их работы, значительно сокращено число централизованно устанавливаемых показателей плана, повысилась роль экономических нормативов.
В 1928 г. были регламентированы операции местных сельскохозяйственных банков. Они должны были осуществлять кредитование отдельных крестьянских хозяйств , как правило, через кре-дитно-кооперативные организации. Постановление ЦИК и СНК СССР от 13 февраля 1929 г. повысило руководящую роль Центрального сельскохозяйственного банка в системе сельскохозяйственного кредита, уточнило функции сельскохозяйственных банков союзных республик и усилило руководство нижестоящими звеньями. На него возлагалось кредитование общесоюзных предприятий и организаций и сельскохозяйственных банков союзных республик, регулирование, планирование и контроль за деятельностью всей системы сельскохозяйственного кредита, в частности за выполнением республиканскими банками кредитных планов и использованием средств. Торговая деятельность системы сельскохозяйственного кредита была прекращена она должна была осуществлять долгосрочное и краткосрочное производственное кредитование сельского хозяйства . Кредитование операций по снабжению и сбыту сосредоточивалось в Госбанке СССР и кооперативных банках.
Постановлением ЦК КПСС и Совета Министров СССР Об улучшении планирования и усилении воздействия хозяйственного механизма на повышение эффективности и качества работы предусмотрен комплекс мер, призванных на деле обеспечить главенствующее место пятилетних планов в системе государственного планирования усиление их научного обоснования , превращения в основу практической организации хозяйственной деятельности на всех уровнях управления хозяйством. Пятилетний план формируется как центральное звено всей системы планирования , которое включает долгосрочное, среднесрочное и текущее планирование.
В осуществлении планирования как основной функции управления народным хозяйством участвует вся система государственных органов власти и управления Верховные Советы и Советы Министров СССР, союзных и автономных республик министерства, ведомства, местные Советы народных депутатов, предприятия и организации. Непосредственно же разработкой и контролем за выполнением планов занимаются специализированные плановые органы на уровне народного хозяйства СССР - Государственный союзно-республиканский плановый комитет (Госплан СССР) на уровне отраслей - планово-экономические управления и отделы министерств и ведомств на уровне народного хозяйства союзных республик, краев, областей, городов и районов - соответствующие плановые комиссии в рамках предприятий и организаций - планово-экономические отделы.
В наши дни проводится огромная работа по перестройке системы государственного планирования экономического и социального развития страны. Центральным моментом этой перестройки является переход к экономическим методам планирования деятельности предприятий на основе контрольных цифр , долговременных стабильных экономических нормативов, государственных лимитов и заказов. Предприятие должно самостоятельно составлять и разрабатывать свои пятилетние и годовые планы , исходя из общественных потребностей на основе заказов государства, прямых заказов предприятий и организаций, спроса потребителей. В соответствии с общими задачами по перестройке всей плановой работы в стране предстоит преобразовать деятельность Госплана СССР и других центральных экономических ведомств. Госплан СССР должен стать подлинным научно-экономическим центром страны, сосредоточить свои усилия на стратегических направлениях планового руководства экономическим и социальным развитием страны, на формировании важнейших народнохозяйственных пропорций, реализации главных научно-технических достижений совершенствовании структурной и инвестиционной политики , обеспечении сбалансированности народного хозяйства.
В практике планирования и организации пром. предприятий Б. ш. широко применяется для анализа, исчисления и проектирования грузопотоков внутризаводского транспорта . В этом случае в подлежащем и сказуемом приводится перечень пунктов отправления и приема грузов на территории предприятия. Аналогично строится Б. ш. при анализе и планировании грузовых перевозок, осуществляемых ж.-д. транспортом, или почтового обмена между предприятиями связи. Планы межреспубликанских поставок продукции и поставок на общесоюзные нужды также строятся по принципу Б. ш., причем в качестве подлежащего и сказуемого приводится перечень союзных республик, министерств и ведомств СССР, являющихся поставщиками и получателями планируемого вида продукции. Межотраслевой баланс производства и распределения продукции в народном хозяйстве - отчетный и плановый - разрабатывается в форме шахматной таблицы и представляет собой важную разновидность Б. ш. в системе планирования нар. х-ва. По схеме Б. ш. учитываются взаимные платежные обязательства при осуществлении расчетов между хоз. орг-циями путем зачета взаимных требований . Б. ш. применяется также бухгалтерией предприятий для выявления оборотов по счетам текущего учета. ю. О. Любови ч
Такой механизм планового регулирования ден. обращения, выработанный многолетней практикой социа-листич. стр-ва в СССР, в целом отвечает требованиям правильной организации ден. системы при социализме. Однако этот механизм регулирования ден. обращения не действует автоматически. Выполнение плана в области ден. обращения, предусматривающего стабильность или повышение покупательной силы валюты, зависит в первую очередь от хода выполнения количественных и качественных показателей нар.-хоз. плана каждой отраслью х-ва и каждым предприятием этим определяется фактический объем и структура ден. массы, т. е. состояние ден. обращения. Поэтому регулирование ден. обращения должно опираться на всю систему производственно-финансового планирования как отдельных предприятий, так и всего социалистич. х-ва в целом. При выполнении и перевыполнении плана платежей пром-сти по налогу с оборота одновременно поступают в кассовый центр страны и наличные деньги от реализации товаров населению. А при недовыполнении плана по налогу с оборота соответственно создается напряженность в ден. обращении по этой линии. Если, напр., предприятия легкой или пищевой пром-сти недовыполнили свои планы по объему продукции, нарушили плановый ассортимент и выпустили продукцию, не имеющую спроса населения, то на соответствующую сумму будет недовыполнен и план поступлений наличных денег в кассы Госбанка. Выполнение плана по отчислениям от прибылей пром. предприятиями и строительными организациями связано прежде всего с выполнением качественных показателей нар.-хоз. плана, к-рые получают обобщающее выражение в плане по себестоимости и накоплениям. Нарушение плана по выпуску продукции и по себестоимости, напр, по линии затрат на заработную плату , в любой отрасли пром-сти и в строительстве увеличивает требования к банку на наличные деньги , создает напряжение в ходе выполнения плана по ден. обращению и т. д. Вот почему выполнение плана по снижению себестоимости всеми социалистич. предприятиями должно быть таким же законом деятельности социалистич. предприятий, как и выполнение плана по объему продукции и по ассортименту. Не менее важное значение для обеспечения устойчивости ден. системы имеет выполнение планов строительства и снижения его стоимости, борьба с распылением средств, ассигнуемых на ка-
П. н. х. на втором этапе, также охватывающем примерно 20-летие (1938-58), было планированием в условиях социалистич. общества, господства общественной собственности на средства производства и в пром-сти, и в с. х-ве, что обеспечивало полный простор действию экономич. законов социализма. Планомерность стала внутренне присущей всему общественному нроиз-ву. 11. н. х. направляется на укрепление и развитие социалистич. общества, все больший рост социалистич. нац. богатства, решение задачи - догнать и перегнать в экономич. отношении главные капи-талистич. страны, обеспечение постепенного перехода от социализма к коммунизму, укрепление и развитие мировой социалистич. системы. Социалистич. соревнование стало основной формой участия широких масс в 11. н. х. Методами прямого директивного планирования были охвачены как сфера иром. и с.-х. произ-ва, капитального строительства , так и сфера обращения и обмена. В эти годы разрабатывались перспективные 5-летние планы, предпринималась попытка разработки генерального плана на 15-20 лет. Социалистич. система 11. н. х. была подвергнута жесточайшему испытанию в годы Великой Отечественной войны (1941-45) и блестяще выдержала его. 11. н. х. в годы войны стало важным средством организации слаженного военного х-на. После войны разработка и осуществление заданий 5-летних планов обеспечили успешное восстановление нар. х-ва страны, дальнейший подъем социалистич. экономики и культуры, серьезные результаты в деле решения за-дачи догнать и перегнать в экономич. отношении главные капиталистич. страны. Социализм в СССР победил полностью и окончательно.
ТЕХНРОМФИНПЛАН предприятия- комплексный план деятельности предприятия , охватывающий технику, организацию произ-ва, экономику и финансы предприятия и предусматривающий наиболее полное и целесообразное использование всех производств, ресурсов для всемерного увеличения выпуска продукции , улучшения ее качества и ассортимента при систематич. росте производительности труда , снижении себестоимости , повышении рентабельности и других экономич. показателен. Т. является осн. звеном единой системы социалистич. планирования пром. нроиз-ва. В Программе КПСС указано В рамках единого народнохозяйственного плана будут и дальше расширяться хозяйственная самостоятельность и права местных органов и предприятий, в планировании все возрастающую роль должны играть планы и предложения, идущие снизу, начиная с предприятий (1961, с. 86-87). Проект Т., представляемый руководящим органам , используется как отправной материал при составлении сводных планов по экономич. р-нам, республикам, отраслям пром-сти, а также нар.-хоз. плана СССР. После утверждения нар.-хоз. плана соответствующие задания, лимиты и показатели доводятся до предприятий, к-рые на этой основе корректируют свои предварительные проектировки и разрабатывают в окончательном виде Т., обеспечивающий безусловное выполнение и перевыполнение заданий гос. плана. В законченном и полном виде, включающем развернутую систему показателей и технико-экономич. расчетов, Т. составляется, как правило, на годичный период. Для обеспечения непрерывности планирования в настоящее время предусматри-
Разработка систем экономич. информации закладывает фундамент для последующего внедрения электронных машин в управление и создания сети вычислительных центров и представляет наиболее развитое направление экономико-кибернетич. исследований в СССР на совр. этапе. Э. к. разрабатывает методы и технику получения достоверной первичной информации , на основании к-рой формируются все вторичные экономич. показатели во всех звеньях управления . Решается задача определения объективно необходимого для целей экономич. управления минимума первичной информации с целью максимальной разгрузки как предприятий, так и органов управления от излишней конторской работы, удешевления и упрощения управления и повышения его оперативности и эффективности. Имеются определенные достижения в области разработки рациональных форм организации информации (плановых и иных документов), где необходимое количество информации выражено минимальным числом слов и показателей. Так, матричный промфинплан пром. предприятия посредством 600-800 полностью увязанных показателей выражает те же сведения, что и обычный техпром-финплан, содержащий 30-50 тыс. показателей и состоящий из нескольких десятков, а то и сотен таблиц. Исследуются конкретные каналы движения информации в органах экономич. управления. При продвижении от предприятия наверх информация последовательно укрупняется, а часть сведений, не нужных вышестоящему звену, не подлежит передаче. Поэтому конструируется механизм агрегации информации в процессе ее передачи и обработки. Система информации по перспективному и текущему планированию предусматривает свод низовых планов, их увязку и балансировку, оптимальное распределение Госпланом плановых заданий с последовательным разукрупнением показа-
Особо следует рассмотреть порядок составления плана подрядных строительно-монтажных работ в условиях непрерывного двухлетнего планирования ввода в действие производственных мощностей и объектов строительства . Двухлетнее непрерывное планирование ввода в действие трубопроводов и сдачи заказчикам товарной строительной продукции в условиях Западной Сибири имеет решающее значение в системе планирования и организации управления трубопроводным строительством, поскольку, как уже отмечалось, заказ на трубы осуществляется на два года вперед, решение на изготовление железобетонных утяжелителей по видам (маркам) и диаметру должно приниматься за два года, размещение заказов на изготовление утяжелителей и их поставка осуществляется за год, поставка трубы (в зависимости от вида) за 1 - 2 года вперед. Проекты двухлетних планов ввода в действие трубопроводов разрабатываются заказчиками и подрядными организациями ежегодно одновременно с разработкой проектов годовых планов развития народного хозяйства СССР . В сводные проекты двухлетних планов включаются все мощности и объекты производственного и непроизводственного назначения, входящие и не входящие в номенклатуру годового плана развития народного хозяйства СССР , строительство и ввод в действие которых предусматривается в планируемые два года. При этом разработка и утверждение двухлетних планов ввода в действие трубопроводов, входящих в номенклатуру годового плана развития народного хозяйства СССР , проводится в порядке, устанавливаемом для таких строек и объектов по всему народному хозяйству . Проекты двухлетних планов ввода в действие трубопроводов, не входящих в номенклатуру нархозплана, рассматриваются на уровне министерств, и по ним принимаются согласованные решения.
Действующая в СССР система О. от п. возникла в период развернутого наступления социализма по всему фронту и ликвидации ка-питалистич. элементов. Для обеспечения высоких темпов индустриализации страны и развития всех отраслей х-ва огромное значение имели дальнейшее внедрение и укрепление на всех предприятиях хозяйственного расчета, повышение производительности труда , снижение себестоимости продукции , увеличение внутри-промышленных накоплений. Необходимо было обеспечить правильное планирование себестоимости продукции , проведение единой политики в области установления оптовых и розничных цен. Существовавшая до 1930 г. множественность и многократность платежей не отвечала условиям развития народного х-ва. Предприятия вносили в бюджет часть своей прибыли в виде подоходного налога , отчислений в резервный фонд и др. (всего 5 платежей) после утверждения годового отчета . Тем самым сроки платежей в бюджет не совпадали с периодом образования накоплений, в результате чего они длительный срок находились у предприятий. Кроме того, замедлялся кругооборот средств в народном х-ве, что осложняло взаимоотношения с бюджетом, не стимулировало укрепления хозрасчета. Налоговой реформой 1930 г. все платежи в бюджет были сведены в два основных платежа - налог с оборота и отчисления от прибыли (для кооперативных предприятий- налог с оборота и подоходный налог). Отчисления от плановой прибыли производились по мере ее образования с промышленных предприятий в размере 81%, а с торговых- 84%. Однако такой высокий процент отчислений от плановой, а не от фактич. прибыли не создавал у предприятий материальной заинтересованности в снижении себестоимости и увеличении накоплений. В связи с этим в 1931 г. были внесены изменения в порядок О. от п., значительная часть прибыли оставалась в распоряжении предприятий для капитального строительства , пополнения собственных оборотных средств и др. плановых целей. Отчисления стали производиться от фактич. прибыли предшествующего квартала в пределах от 10 до 81% в зависимости от потребности хозяйственных организаций в средствах и от источников их получения. О. от п. вносились 15-го числа каждого месяца в целом за квартал в размере 85% причитавшейся суммы, а остальная часть до конца года оставалась в распоряжении предприятия. Это способствовало укреплению хозрасчета, увеличению внутри-промышленных накоплений, наиболее рациональному и полному их использованию и создавало условия для более глубокого изучения финансовыми органами финансово -хозяйственной деятельности предприятий и эффективного воздействия на выполнение ими планов произ-ва и обязательств перед бюджетом.
В основе построения Б. Г. б. СССР лежат след, три важнейших принципа 1. Увязка показателей баланса с показателями кредитного плана это дает возможность использовать данные баланса при кредитном планировании и контролировать ход исполнения кредитного плана . 2. Полное и четкое отражение в балансе состояния средств и ценностей по отдельным видам, что облегчает контроль за их правильным расходованием и сохранностью. 3. Использование такой системы балансовых счетов (в Госбанке балансовые статьи именуются балансовыми счетами), к-рая облегчает ежедневное составление баланса и сверку с ним данных текущего аналитич. учета. Номенклатура счетов устанавливается в соответствии с показателями народнохозяйственного плана (по той или иной отрасли х-ва) и в тесной увязке с показателями кредитного плана . Ссудные и расчетные счета предприятий и организаций отражаются в балансе применительно к структуре кредитного плана , т. е. как по признакам отраслевой принадлежности хозяйственных организаций, так и по их ведомственной подчиненности (советам народного х-ва, мин-вам и ведомствам, местным Советам депутатов трудящихся). В связи с такой двойной группировкой счетов номенклатура Б. Г. б. строится по двухстепенной десятичной системе по аналогии с балансами промышленных и др. предприятий и организаций (см. Баланс предприятия), т. е. по счетам первого порядка, подразделяющимся на счета второго порядка. Так, счет первого порядка № 31 Предприятия и организации лесной и бумажной пром-сти - ссудные счета подразделяется на 3 счета второго порядка № 310 - Предприятия и организации лесной пром-сти СНХ - ссудные счета , № 311 - Предприятия и организации министерств лесной пром-сти союзных республик- ссудные счета и № 312 - Предприятия и организации бумажной и деревообрабатывающей пром-сти СНХ - ссудные счета.
Планирование а распределительных холодильниках, которые являются самостоятельными предприятиями , проходит несколько иные стадии. Поскольку распределительные холодильники относятся к системе торговли , их вышестоящими организациями являются республиканские конторы Мясорыбторга (за исключением крупных городов, в которых есть городские конторы Мясорыбторга) и далее республиканские министерства торговли. по межреспубликанским поставкам при Госплане СССР , а также общесоюзными министерствами и ведомствами (по согласованию с Госпланом СССР) ко вторым-те виды продукции, планы распределения к-рых составляются Госпланами союзных республик, совнархозами, местными органами сбыта. К централизованно распределяемой относится продукция, имеющая наиболее важное нар.-хоз. значение черные и цветные метал лы, твердое топливо, нефтепродукты, электроэнергия, основные виды химикатов и резино-технич. изделий, основные виды оборудования и механизмов, лесоматериалы, важнейшие строительные материалы, бумага и изделия из нее, с.-х. сырье для пром-сти. В отношении порядка выделения материальных фондов потребители подразделяются па включаемые в гос. план снабжения в планы снабжения союзных республик в планы снабжения совнархозов, министерств (главков) и ведомств. В гос. план снабжения включаются Советы Министров союзных республик, министерства союзного и союзно-республиканского значения (послед-пне получают фонды лишь на объекты союзного подчинения),госкомитеты и управления при Совете Министров СССР, а также прочие центральные ведомства и учреждения (ВЦСПС, Академия паук и т. п.). В планы снабжения союзных республик включаются совнархозы, республиканские министерства и ведомства, а также исполкомы местных (Поветов депутатов трудящихся. 13 планы снабжения совнархозов, министерств и ведомств включаются находящиеся в их ведении тресты, предприятия и стройки.
В основу создания данного учебника положены директивные указания Коммунистической партии и Советского правительства по развитию и укреплению системы централизованного, планомерно направляемого материально-технического снабжения в СССР. В решениях XXVI съезда КПСС отмечено, что основной задачей материально-технического обеспечения промышленности, сельского хозяйства и других отраслей народного хозяйства необходимыми средствами производства и средствами коллективного потребления непроизводственной сферы.
Вира (Великобритания). Они же наметили и осн. направления развития этой новой науки, уделив особое внимание связи системного анализа экономики с теорией регулирования, логикой и теорией информации . Однако мн. существенные положения К. э. были сформулированы значительно ранее представление экономики как системы содержится в Экономической таблице Кенэ (1758) оно было развёрнуто и научно обосновано в трудах К. Маркса и В. И. Ленина принципиальное значение для К. э. имеют теория и практика планирования и управления нар. х-вом СССР и др. социалистич. стран, особенно разработка комплекса показателей плана и стимулов его реализации анализ потребностей и содержания информации в нар. х-ве проводился экономич. статистикой. В 50-60-х гг. более широко разрабатывались прикладные вопросы создания СОД обследование потоков данных и их рационализация, кодирование, организация обработки данных, что обеспечило эффективное использование ЭВМ в СОД (до этого они применялись для разовых расчётов и не работали в режиме управления). Создавались более или менее абстрактные схемы регулирования экономич. систем как иллюстрации теории автоматич. регулирования. Все эти первоначально весьма слабо связанные исследования постепенно складывались в проблематику К. э. Её внутр. общность вырисовывалась по мере перехода от сравнительно небольших СОД на предприятиях и фирмах к анализу и проектированию информац. систем отраслевого и нар.-хоз. уровня. Здесь потоки информации и обработка данных уже не могли рассматриваться обособленно от процессов планирования и управления социалистич. экономикой в целом или процессов регулирования в капиталистич. экономике. Особенно острым стал вопрос об информац. обеспечении крупных комплексов экономико-математич. моделей. В качестве одной из центральных возникла проблема совмещения моделей управляемых объектов и моделей процессов управления как основы проектирования АСУ. От этого зависят возможности оптимизации системы управления , сочетающей разработку эффективных и оптимальных планов , обеспечение их реализации с удовлетворением оиродел. требований к характеристикам управляющего органа.
МЕТОДОЛОГИЯ СОЦИАЛИСТИЧЕСКОГО ПЛАНИРОВАНИЯ, учение о совокупности осн. принципов, методов и системе важнейших показателей , к-рые применяются при составлении и обосновании единого гос. плана развития нар. х-ва, разработке мероприятий, необходимых для его обеспечения, контроле за ходом его выполнения. В М. с. п. также входит учение о системе экопомич. рычагов, используемых для претворения планов в жизнь. По своему содержанию М. с. п.- это внутр. логика процесса планирования социалистич. восироиз-ва в целом. Она получает своё внешнее выражение в соответствующей организации планирования и хоз.-организаторской деятельности социалистич. гос-ва. М. с. п. исходит из основополагающих принципов диа-лектич. материализма, теоретич. положений К. Маркса, Ф. Энгельса и В. И. Ленина о социализме и коммунизме, из конкретизации их положений применительно к определённым этапам развития с учётом конкретно-историч. обстановки. Своё выражение это находит в Программе КПСС, решениях парт, съездов, экономнч. политике и определении очередных хоз.-политич. задач нар.-хоз. плана. В методологии планирования получает отражение и науч. обобщение богатейший опыт планового руководства развитием экономики СССР и др. социалистич. стран.
В СССР разработана и применяется система планирования науки и техники. С первых лет Сов. власти в планировании нар. х-ва важное место занимают проблемы науч.-технич. прогресса, задачи к-рого В. И. Ленин сформулировал в Наброске плана научно-технических работ (1918). В дальнейшем разиитпо науки и техники предусматривалось в пятилетних планах
Централизованное планирование
стратегический централизованный планирование
Процесс централизованного планирования осуществляется «сверху вниз». Это означает, что плановые директивы разрабатываются на высшем уровне управления, где определяются цели, основные направления и главные задачи развития гостиничного предприятия и предпринимаются попытки взаимоувязать все звенья производственного механизма. Затем на более низких ступенях управления эти цели и задачи конкретизируются применительно к деятельности каждого подразделения. Это уже чисто технологическое планирование, устанавливающее пропорции и объемы предоставляемых услуг. После соответствующего согласования плановых заданий с конкретными исполнителями планы окончательно утверждаются высшим руководством.
Чтобы иметь возможность правильно определить цели и задачи для каждого подразделения, высшее руководство должно располагать данными о состоянии и развитии каждой службы и каждой услуги, предоставляемой предприятием. Эти данные обычно содержатся в программах маркетинга, которые кладутся в основу разработки плана во всех подразделениях.
Аппарат, осуществляющий внутрифирменное планирование, включает функциональные подразделения на разных уровнях управления. Высшее звено системы планирования составляет Комитеты при Совете директоров. В некоторых компаниях - это Плановые комитеты, в других - Комитеты развития или Центральные управления развития. В них, как правило, входят представители высшего руководства предприятия, которые подготавливают решения по наиболее важным проблемам стратегии и политики предприятия, выполняют технические, координационные и аналитические функции, участвуют в формулировании основных целей и задач предприятия на длительную перспективу. Подготавливаемые ими рекомендации выносятся на рассмотрение Совета директоров и после одобрения включаются в форме конкретных мероприятий в перспективный план развития предприятия.
Следующим звеном аппарата планирования является центральная служба планирования, в функции которой входит разработка перспективных и текущих планов, корректировка и уточнение плановых показателей. Она составляет формы плановой документации, консультирует высшее руководство по вопросам планирования.
Центральные службы планирования имеются практически во всех крупных централизованных компаниях. Однако организационно и структурно центральная служба может быть построена по-разному и отличаться по характеру выполняемых функций. В некоторых компаниях функции центральной службы планирования выполняют отделы планирования, находящиеся в составе других центральных служб. В других компаниях или на отдельных предприятиях функции планирования выполняют службы оперативного и текущего планирования и контроля, в задачу которых входит составление планов на сутки, неделю, месяц, квартал, полугодие, год с учетом тех ограничений, которые определяются общекорпорационными целями Стратегическое планирование / Под ред. Э.А.Уткина. - М.: ЭКМОС,2008. С. 273..
Основными рычагами централизованного планирования являются бюджетное финансирование, лимиты капитальных вложений, фонды материально-технических ресурсов, государственные заказы.
На предприятиях с государственной, федеральной, муниципальной и другими формами общественной собственности преобладает централизованная система планирования. Централизованное планирование предусматривает установление вышестоящим органом управления подчиненному предприятию плановых показателей натуральных объемов производства продукции, номенклатуры выпуска и сроков поставки товаров, а также многих иных экономических нормативов.
В разработке показателей централизованного плана его исполнители играют не главную роль. Основные разработчики плана берут на себя обязательства по материально-техническому обеспечению выполнения плановых показателей. Это положение оказывается уязвимым местом в директивном планировании, доведение планов часто не подкрепляется выделением под них необходимых ресурсов, что превращает в таком случае, план в бремя, разновидность налога.
В настоящее время усилилась тенденция индикативного планирования, уже применяемая в американских предприятиях гостиничного бизнеса, где планы составляются, как правило, в производственных отделениях. По некоторым данным, около 2/3 американских компаний планируют «снизу вверх», 1/3- на основе взаимодействия всех уровней управления, а планирование «сверху вниз» вообще отсутствует Ильин А.И. Планирование на предприятии. Учеб. пособие. В 2 ч. Ч. 1. Стратегическое планирование. - М.: Наука,2008. С. 130..
Директивное планирование может служить эффективным средством решения многих задач, имеющих общенациональное значение, например, в области охраны окружающей среды, обороны, социальной политики, структурной перестройки экономики и т.п. Специалисты в области планирования отмечают, что директивное планирование, будучи альтернативой рыночной самонастройке, не является тем не менее антиподом рынку. Это продукт и важных конституирующией его элемент, практикуемый не только государством, но и самим бизнесом Государственное регулирование экономики. /Н.Б. Антонова, А.Г. Завьялков, Г.А. Кандаурова и др.; Под общ. ред. Н.Б. Антоновой. - Мн.: Мисанта, 2006. С. 147. .
Тем не менее, многие исследователи, например, К.И. Степанов Степанов К.И. Инструменты планирования на предприятии. М.: МГУ, 2009. С. 79. , отмечают, что централизованное директивное финансовое планирование исключает возможность использования финансового маневра для предприятия как реакцию на несовпадение фактически складывающихся условий с предполагавшимися по плану. При жестком планировании трудно учесть маневренные свойства финансовых планов, роль методов оптимизации принятия плановых решений в этом случае крайне ограничена. Рыночная экономика как более сложная и организованная социально - экономическая система требует качественно иного финансового планирования, так как за все негативные последствия и просчеты планов ответственность несет само предприятие ухудшением своего финансового состояния Бухалков М.И. Внутрифирменное планирование: Учебник-М.: ИНФРА- М, 2009. С. 248. .
Итак, централизованная система планирования на предприятии предполагает составление планов, исполнители которого не играют существенную роль в процессе планирования. Состав и величина служб планирования на предприятии зависят от размеров предприятия, степени централизации, представлений о стиле управления. На каждом предприятии этот вопрос решается индивидуально. Централизованное планирование представляет собой процесс принятия решений, имеющих обязательный характер для объектов планирования. У централизованного планирования как системы построения планов предприятия есть существенные недостатки, но и определенные достоинства, не позволяющие оценить данный метод как неэффективный. Для ряда отраслей, а также задач, данный метод планирования может показывать довольно высокую продуктивность.
Система централизованного планирования, внедренная в СССР в конце двадцатых начале тридцатых годов в основе своей оставалась без изменения в течение последующих 50 лет. Она была разработана для содействия ускоренной индустриализации, основанной главным образом на быстрой мобилизации капитальных, трудовых и материальных ресурсов, причем эффективности их использования отводилось второстепенное значение. Такой подход потребовал значительного увеличения доли инвестиций, повышения показателей экономической активности населения и перевода производственных ресурсов из сельского хозяйства в промышленность, между тем как производство потребительских товаров было в запущенном состоянии, почти все основные производственные фонды были национализированы, а сельское хозяйство коллективизировано; частная собственность на средства производства была запрещена, а деятельность вразрез с планом могла рассматриваться как экономическое преступление, за которое полагалось серьезное наказание.
С помощью пятилетних планов, и в частности с помощью годовых планов, Государственный комитет по планированию (Госплан), а также другие ведомства и отраслевые министерства управляли распределением материальных ресурсов, структурными преобразованиями в экономике и темпами экономического роста. Цены не играли существенной роли в распределение ресурсов. Оптовые цены фиксировались государственными органами на длительные периоды, тогда как розничные цены обычно оставались стабильными, причем низкие на основные товары народного потребления были мерой социальной политики. В результате этого возникала временная, а в некоторых случаях, хроническая нехватка отдельных товаров.
Обособленность структуры внутренних цен от мировых достигалась за счет системы непостоянных налогов и субсидирования внешней торговли — так называемое выравнивание цен — которые сводили роль официального к чисто учетной функции. Внешняя торговля осуществлялась неконкурирующими друге другом государственными организациями. Сводный план внешней торговли составлял неотъемлемую часть общегосударственного экономического плана, причем объем экспорта определялся на основе объема импорта, необходимого для выполнения плановых заданий по выпуску продукции в приоритетных областях экономики. Изолированность экономики означала не только то, что доходы от торговли были предопределены, но и то, что внедрение зарубежных технических достижений было затрудненным.
Финансовая политика имела пассивное значение в том смысле, что она была направлена на обеспечение государственных предприятий финансовыми средствами для выполнения плановых заданий, установленных в натуральных показателях. Кредитно-денежная и бюджетная политика не играла активной независимой роли. Монолитная банковская система — состоящая из государственного банка (Госбанка) и нескольких государственных специализированных банков — кредитовала предприятия для выполнения плана, принимала вклады от предприятий и населения и выпускала в обращение. Вклады предприятий не могли свободно использоваться, т. к. отраслевые министерства осуществляли контроль за ними, и различные фонды ассигновались на конкретные цели. Процентные ставки удерживались на низком уровне и практически не играли никакой роли в распределении финансовых ресурсов. Точно так же бюджетно-финансовая политика подчинялась плану, и для государственных предприятий бюджетные ограничения были весьма незначительны. Тем не менее, до восьмидесятых годов консервативная бюджетно-финансовая политика и административный контроль за расходами предприятий предотвращали образование серьезных макроэкономических диспропорций.
В тридцатые годы и в послевоенный период (Вторая мировая война) эта система и так называемая стратегия экстенсивного роста обеспечили быстрое развитие. Однако к концу шестидесятых и в семидесятых годах были исчерпаны возможности непрерывной быстрой мобилизации капитальных и трудовых ресурсов. В то же время негибкость системы препятствовала росту , необходимой для поддержания роста производства. В результате этого началось неуклонное снижение темпов роста экономики. Это снижение отражено даже в официальной статистике-которая, по мнению многих, завышала показатели роста — согласно которой среднегодовые темпы прироста чистого материального продукта (ЧМП) сократились почти с 8% во второй половине шестидесятых годов до немногим более 3% в первой половине восьмидесятых. Однако, как второй крупнейший экспортер нефти, СССР получил огромные выгоды от скачков цен на нефть в 1973 — 1974 и 1979 — 1980 гг. В результате этого колоссальные доходы от торговли нефтью сгладили и до некоторой степени завуалировали недостатки стратегии экстенсивного роста и несовершенство существующей экономической системы.
Периодические частичные реформы, направленные в основном на совершенствование функционирования существующей системы, а не на ее фундаментальную реконструкцию, не смогли предотвратить неизбежного экономического спада. В начале восьмидесятых годов руководство стало более критически оценивать существующую систему и возможные результаты глубоких экономических реформ.
Советская система централизованного планирования начала функционировать в конце 20-х - начале 30-х годов. Несмотря на проводившиеся время от времени реформы, система практически не менялась в течение почти семи десятилетий.
Цели и средства
Следующие обобщения показывают, как функционировала советская плановая экономика в историческом плане.
Индустриализация и военная мощь. Экономика бывшего Советского Союза представляла собой систему «тоталитаризма, созданного для индустриализации и экономического роста страны». Плановыми целями были быстрая индустриализация и достижение военной мощи. Это было сделано путем крупных инвестиций в тяжелую промышленность - сталелитейную, химическую и машиностроение, а также путем использования большой доли внутреннего производства для нужд армии. В результате не достигли должного уровня развития легкая промышленность, сфера обслуживания, а также инфраструктура.
Чрезмерное потребление ресурсов. Увеличение производства, которого стремились достичь при составлении планов, было продиктовано грандиозными целями, требовавшими чрезмерного потребления доступных экономике ресурсов. В результате
1 Schwartz И Russia"s Soviet Economy, 2d ed Englewood-Cliffs, NJ.. Prentice-Hail, Inc., 1954.P. 146. не все запланированные цели могли быть достигнуты. Приоритетными были задачи, связанные с тяжелой индустрией и армией, в ущерб потреблению.
Мобилизация ресурсов. Индустриализация и бы-стрый экономический рост были первоначально достигнуты за счет мобилизации труда, капитала и сырья. В ранние годы социализма в сельском хозяйстве наблюдался избыток рабочей силы, которая была направлена в промышленное производство. Кроме того, большая доля незанятого населения была привлечена к труду. Первоначальный рост советской экономики был связан с большими капиталовложениями, а не с использованием фиксированного количества исходных материалов с большой продуктивностью. В 30-е годы и сразу после второй мировой войны эта стратегия приводила к более высоким, чем в США и других развитых странах, темпам роста.
Директивное распределение ресурсов. Советские центральные плановые органы распределяли ресурсы по отраслям и предприятиям, определяя тем самым ассортимент произведенной продукции. Директивное планирование заменяло собой рыночную, или ценовую, систему распределения ресурсов.
Государственные фиксированные цены. Цены устанавливались по указанию правительства, а не путем соотношения спроса и предложения. Цены на потребительские товары менялись редко, а на «предметы первой необходимости», например жилье и основные продукты, устанавливались на низком уровне. Арендная плата за жилье в СССР со-ставляла всего около 3% дохода и не менялась с 1928 по 1992 г.! Цены на сырье и производимую пред-приятиями продукцию также определялись государством и использовались в основном в бухгалтерских расчетах для оценки успехов предприятий в достижении намеченной производственной цели.
Самообеспечение. Советский Союз считал себя единственной социалистической страной, окруженной враждебными капиталистическими державами. Следовательно, в центральных планах делался акцент на экономическое самообеспечение. Торговля со странами Запада была резко ограничена из-за того, что рубль не конвертировался в другие валюты. Советский Союз вел торговлю в основном с другими коммунистическими странами Восточной Европы.
Пассивная политика. Советская экономика была количественно-ориентирован-ной системой, в которой деньги и цены играли весьма ограниченную роль в распределении ресурсов. В отличие от большинства рыночных экономик, монетарная и фискальная политики в Советском Союзе были скорее пассивными, чем активными. В США и других странах с рыночной системой мо- нетарная и фискальная политики используются для того, чтобы регулировать совокупный уровень производства, занятость и цены. Уровень безработицы в СССР был очень низким и составлял 1-2% всей рабочей силы. Частично это было результатом планирования и различных стимулов к труду. Низкий уровень безработицы был также связан с избыточным количеством работников (руководители не могли уволить избыточных работников), отсутствием заинтересованности в минимизации издержек (основной целью было валовое производство) и постоянным уменьшением темпов прироста населения. Основным механизмом контроля за уровнем цен было государственное ценообразование.
Проблема координации
Рыночная система - это мощная организующая сила, которая координирует миллионы индивиду-альных решений, принимаемых потребителями, поставщиками ресурсов и предприятиями, и способствует эффективному использованию редких ресурсов. Ее нелегко заменить централизованным планированием в качестве механизма координации работы всего хозяйства.
Пример: предположим, что предприятие в Минске производит мужскую обувь. Составители плана должны поставить реальную задачу этому предприятию и затем обеспечить его всеми необходимыми материалами: рабочей силой, электричеством, ко-жей, резиной, нитками, гвоздями, станками, транспортом для поставки сырья и отправки готовой продукции. Когда мы переходим от простой продукции типа обуви к более сложной, например те-левизорам или тракторам, то проблемы выделения ресурсов при составлении планов значительно ос-ложняются.
В связи с тем что продукция одних предприятий служит сырьем и исходным материалом для других предприятий, неспособность хотя бы одной отрасли выполнить намеченную задачу вызовет цепь неблагоприятных последствий. Если горнодобывающая промышленность из-за недостатка оборудования, рабочей силы или транспорта не сможет обеспечить сталелитейную промышленность требуемым количеством железной руды, то сталелитейная промышленность не сможет удовлетворить нужды многих отраслей, которым требуется сталь. Все отрасли, использующие сталь - автомобильная, тракторная, транспортная, - не смогут достичь запланированных целей. Таким об-разом, цепная реакция затронет все предприятия, использующие сталь или стальные детали в качестве исходных материалов. «Узкие места» в производстве и остановки предприятий в 80-х и начале 90-х годов стали возникать в советской экономике с пугающей периодичностью.
Краткое
Марксистская идеология основана на трудовой теории стоимости и рассматривает капитализм как систему, присваивающую прибыль, или прибавочную стоимость.
Основными организационными чертами бывшей советской экономики были государственное владение ресурсами собственности и централизованное экономическое планирование.
Советские планы характеризовались: а) упором на быструю индустриализацию и военную мощь; б) перерасходом ресурсов; в) ростом за счет исполь-зования большего объема ресурсов, а не за счет повышения эффективности; г) выделением ресурсов посредством правительственных директив, а не с помощью механизмов рынка; д) государственным ценообразованием; е) упором на экономическое самообеспечение; ж) пассивной монетарной и фискальной политиками.
Основная проблема планирования состоит в необходимости распределять необходимые ресурсы каждому предприятию так, чтобы они выполняли производственные планы, и избегать, таким образом, возникновения узких мест в производстве.
НЕУДАЧИ КОММУНИЗМА
Снижение темпов экономического роста, низкое качество продукции и неспособность удовлетворить потребности населения внесли свой вклад в распад советской экономической системы.
Замедление роста
Рост советской экономики в 50-х и 60-х годах был впечатляющим. В 50-е годы производство в СССР увеличивалось примерно на 6% в год, по сравнению примерно с 3% в США. Советская экономика про-должала расти со скоростью 5% в год в 60-е годы. Но в 70-е годы рост замедлился до 2,5 - 3%, а к середине 80-х годов он снизился до 2%. В последние год или два перед распадом системы реальное производство резко сокращалось.
Низкое качество продукции
Еще одним доказательством неэффективности советской системы является низкое качество товаров. В таких жизненно важных отраслях, как электроника и станкостроение, советская технология отставала от США на 7-12 лет. В целом качество большинства советских товаров не соответствовало международным стандартам. Потребительские товары были особенно низкого качества, а ассортимент продукции был сильно ограничен. Товары длительного пользования - автомобили, холодильники и бытовая электроника - по мировым стандартам были весьма примитивными. Более того, потреби-тельский сектор часто испытывал острый недостаток основных товаров, за простыми товарами выстраивались нескончаемые очереди, возникал «черный» рынок и процветала коррупция при распределении продукции.
Нужды потребителей
Основным фактором, который привел к крушению социалистической системы, была неспособность эффективно поставлять товары и услуги, которые хотели купить потребители. В первые десятилетия социализма правительство заключило со своими гражданами некий «социальный контракт» в том смысле, что, жертвуя потребительскими благами ради высокого уровня накопления и инвестирования, необходимого для быстрой индустриализации и роста, население будет вознаграждено потребительским изобилием в будущем (см. рис. 2-5). Не-возможность системы удовлетворить жизненные нужды потребителей привела к разочарованию населения («Международный ракурс» 40-1).
Причины распада
Описав причины неэффективности экономики бывшего Советского Союза, мы теперь рассмотрим причины его распада.
Бремя военных расходов. Значительные советские военные расходы - 15-20% ВВП по сравнению с 6% в США - поглощали большое количество ресурсов, которые в противном случае могли бы быть использованы для производства потребительских товаров и средств производства. В период холодной войны политика советского правительства состояла в том, чтобы направлять лучших руководителей, ученых и инженеров на оборонные и космические предприятия, что пагубно отразилось на техническом прогрессе и отдаче инвестиций в гражданском секторе.
Бремя сельского хозяйства. По западным стандартам сельское хозяйство в бывшем Советском Союзе представляло собой образец неэффективной отрасли, которая поглощала около 30% рабочей силы и около ежегодных инвестиций. Более того, выработка на одного рабочего составляла только 10-25% по отношению к уровню США. Низкая производительность советского сельского хозяйства была связана со многими факторами: относительной редкостью хорошей земли; нерегулярностью выпадения
дождя и коротким сезоном вегетации; серьезными ошибками в планировании и управлении и, что наиболее важно, неспособностью создать эффектив-ную систему мотивации.
США СССР
329 322
74 47
555 42
74 55
815 396
2123 306
9563 5549
501 120
229 2
Бывший когда-то основным экспортером зерна и другой сельскохозяйственной продукции Советский Союз стал одним из крупнейших импортеров сельскохозяйственной продукции. Импорт сельскохозяйственной продукции приводил к расходованию резервов иностранной валюты, которое руководство хотело сохранить для финансирования импорта западных технологий и средств производства.
Больше ресурсов или повышение эффективности. Во многом быстрый рост экономики бывшего Советского Союза в первые десятилетия был связан с использованием большего количества труда, капитала и земли, то есть использованием резервов экономики. Но со временем этот способ расширения производства был полностью исчерпан. Занятость населения была в Советском Союзе одной из самых высоких в мире, так что практически не было возможности набрать дополнительных работников. Более того, прирост населения и рабочей силы сильно сократился. В то время как в 70-е годы ежегодный средний прирост рабочей силы составлял 1,5%, в 80-е годы он уменьшился примерно до 0,6%. Аналогично доля инвестиций в ВВП была достаточно высокой и могла быть увеличена только за счет сокращения доли производства товаров народного потребления. Из-за низкого уровня жизни в бывшем Советском Союзе в политическом отношении было сложно увеличивать выпуск средств производства за счет товаров народного потребления. Кроме того, природные условия ограничивали доступность дополнительных пахотных земель. Предпринимавшиеся время от времени попытки использовать для производства зерна земли очень низкого качества были непродуктивными, так как урожай был минимальным, а площадь пастбищ сокращалась.
Альтернативой росту за счет использования большего количества исходных материалов является по-вышение производительности, то есть эффективности использования имеющихся средств. Но это более сложный путь. Рост производительности требует со-временных средств производства, нововведений и технического прогресса, сильных материальных стимулов у работников и менеджеров, чего не наблюдалось при традиционной советской плановой системе. На самом деле производительность труда рабочих в бывшем Советском Союзе, по оценкам, составляла от 35 до 40% производительности труда американских рабочих.
Проблемы планирования. Проблема централизованной координации экономической деятельности усложняется по мере развития экономики. Во вре
МЕЖДУНАРОДНЫЙ РАКУРС 40-1
Потребление и доступность товаров в бывшем Советском Союзе и США, середине 80-х годов
Поскольку бывший Советский Союз выделял огромное количество ресурсов на нужды армии, доступность потребительских товаров в СССР была заметно ниже, чем в США.
Продукты
Пшеница (кг на душу населения] Мясо (кг на душу населения] Автомобили (на ЮООчеловек] Стиральные машины
(в % от числа семей) Телевизоры (на 1000 человек] Радиоприемники (на 1000 человек] Потребляемая энергия* (кг на душу населения] Телефоны (на 1000 человек) Персональные компьютеры (на 1000 человек]
* В пересчете на нефть.
Источник: StatisticalAbstract ofthe United States, 1988.
мена правления Сталина - 30-е и 40-е годы - планирование напоминало планирование западных капиталистических стран в период второй мировой войны. Устанавливалось несколько ключевых производственных целей, и ресурсы централизованно выделялись для выполнения именно этих целей, независимо от издержек и благополучия потребителей. Но в результате была создана более сложная, промышленно развитая экономика, продукция стала более сложной, возникло много новых отраслей, требующих планирования. Техника планирования, пригодная в эпоху Сталина, стала неадекватной и неэффективной в более развитой советской экономике 70-х и 80-х годов. Советская экономика пере-росла свой плановый механизм.
5. Неадекватные показатели успеха. Рыночная экономика имеет единственный показатель успеха - прибыль. Успех или неуспех каждой фирмы измеряется ее прибылями или убытками. Прибыли зависят от потребительского спроса, эффективности производства и качества продукции. В противоположность этому основным показателем успеха советского предприятия было выполнение количественных показателей производства, определенных органами централизованного планирования. Это порождало неэффективность экономики, потому что издержки производства, качество
и ассортимент продукции рассматривались в лучшем случае во вторую очередь. Достижение наи-меньших издержек производства почти невозможно без системы рыночных цен, точно отражающих относительную редкость или экономическую стоимость различных ресурсов. Управляющие и рабочие часто жертвовали качеством продукции, потому что они получали премии за выполнение количественных, а не качественных показателей. Часто выполнение плана по производству телевизоров и автомобилей приводило к снижению их качества, выпуску бракованной продукции.
Наконец, органам планирования очень трудно определять количественные показатели производства так, чтобы не внести случайные искажения. Если цели производства для предприятия, производящего гвозди, указываются в весовых единицах (тонны гвоздей), то оно будет стремиться производить только крупные гвозди. Но если цель выражается в количественных показателях (тысячи гвоздей), оно будет стремиться использовать имеющиеся средства для производства только мелких гвоздей. Проблема состоит в том, что экономике требуются и крупные, и мелкие гвозди. 6. Проблемы мотивации. Возможно, основным недостатком централизованного планирования было отсутствие экономической мотивации. Рыночные системы западных экономик имеют встроенные сигна-лы, заставляющие эффективно использовать ресурсы. Прибыли и убытки создают стимулы для фирм и отраслей увеличивать или сокращать производство. Если предложение некоторого продукта относительно невелико, то его цена и прибыльность увеличатся и производители будут стремиться расширять его про-изводство. И наоборот, избыточное предложение означает снижение цен и прибылей и сокращение про-изводства. Стремление к успешным нововведениям в форме либо нового качества продукции, либо техно-логии производства связано именно с их прибыльностью. Большие трудовые усилия, совершаемые работниками, приносят большие денежные доходы, способствующие повышению уровня жизни.
Этих действий и корректировок планов не происходит при централизованном планировании. Ассортимент производимой продукции в бывшей советской экономике определялся центральными плановыми органами. Если их оценки необходимого количества автомобилей, бритвенных лезвий, нижнего белья и водки, которые хотело бы купить на-селение по устанавливаемым государством ценам, были неверны, то возникали дефициты и излишки отдельных видов продукции. Но руководители, занимающиеся производством этих товаров, преми-ровались за достижение установленных объемов производства; у них не было никаких стимулов корректировать объем производства в ответ на возник-новение излишков или дефицита. И у них не было изменений цен и прибыльности, которые сигнали-зировали бы им о том, больше или меньше продукции реально требуется. Поэтому в бывшем Совет-ском Союзе многие продукты были недоступными или дефицитными, в то время как другие невостре-бованные товары заполняли склады.
Побуждения к инновациям практически полностью отсутствовали; более того, нововведениям часто сопротивлялись. Советские предприятия принадлежали государству и были по существу монополиями. В результате ни управляющие, ни работники не получали личного выигрыша от улучшения качества продукции или разработки более эффективной производственной технологии. Исторически внедряемым государством нововведениям сопро-тивлялись и управляющие, и рабочие. Причина состояла в том, что новый производственный процесс обычно сопровождался более высокими, нереалистичными производственными планами, их невыполнением и лишением премий.
Внедрение нововведений также замедлялось из- за отсутствия конкуренции. У предприятий не было стимулов для производства продукции лучшего качества, внедрения эффективных методов управления или способов производства. Аналогично цель экономического самообеспечения изолировала предприятия Советского Союза от конкурентного давления международных рынков. В целом на протяжении длительного периода времени советские предприятия производили одну и туже продукцию при помощи одной и той же технологии, причем и продукция, и технология становились все более устаревшими по мировым стандартам.
Индивиды также не имели побуждений к более напряженной работе из-за отсутствия материальных стимулов. Из-за низкого приоритета потребительских товаров при планировании существовал только ограниченный набор низкокачественных товаров и услуг, доступных советским потребителям. (Цена автомобиля намного превышала средние доходы рабочих, а для тех, кто способен был его купить, период ожидания составлял от одного до пяти лет.) Хотя упорная работа вознаграждалась продвижением по службе и премиями, увеличение денежного дохода не трансформиро-валось в пропорциональное увеличение реального дохода. Зачем прилагать усилия ради дополнительных денег, если на заработанные деньги нельзя ничего купить? Как сказал однажды советский рабочий западному журналисту: «Государство делает вид, что платит, а мы делаем вид, что работаем».
Реформы Горбачева
Разрушающаяся советская экономика 70-х и начала 80-х годов вынудила тогдашнего президента Михаила Горбачева осуществить в 1986 г. программу ре-форм, названную перестройкой, заключавшуюся в реструктурировании экономики. Это реструктурирование сопровождалось гласностью, кампанией в пользу большей открытости и демократизации в по-литической и экономической сферах. При гласности рабочие, потребители, руководители предприятий, политические лидеры и другие люди получили возможность высказывать жалобы и предложения по улучшению экономики.
Реформы Горбачева включали шесть взаимосвязанных элементов: 1) модернизацию промышленности; 2) большую децентрализацию принятия решений; 3) создание ограниченного сектора частного предпринимательства; 4) улучшение трудовой дисциплины и стимулирования работников; 6) по-вышение роли страны в мировой экономике.
Хотя перестройка вначале была вполне успешной, она не могла полностью справиться с системными экономическими проблемами, стоящими перед Советским Союзом. Если оглянуться назад, можно увидеть, что перестройка соответствовала духу традиционных советских «кампаний», призванных добиться большей производительности в рам-ках той же плановой экономики. Она не стала общей программой организационных изменений типа тех, которые были приняты в Польше и Венгрии. Таким образом, в конце 80-х годов советская эко-номика находилась в застое; по некоторым оценкам, темпы роста составляли только около 2% в год, по другим, роста экономики не наблюдалось вообще. В конце 1991 г. сменивший Горбачева Борис Ельцин предложил программу радикальных реформ, или «шоковой терапии», для перехода от плановой к рыночной системе.
О неэффективности централизованного планирования в бывшем Советском Союзе свидетельствовали снижение темпов экономического роста, низкое качество товаров и невозможность обеспечить повышение уровня жизни.
Развал советской экономики в 80-х годах был связан с: а) тяжелым бременем военных расходов; б) хронической неэффективностью сельского хозяй-ства; в) необходимостью увеличивать реальное производство путем повышения производительности, а не количества исходных материалов; г) неспособностью традиционных методов планирования справиться с растущей сложностью советской экономики; д) неадекватными показателями успеха; е) неэффек-тивностью стимулов для производства, нововведений и работников.
Реформы Горбачева конца 80-х годов были сосредоточены на перестройке («реструктурировании») и гласности («открытости»), но не могли обес-печить важных системных изменений.
ПЕРЕХОД К РЫНОЧНОЙ СИСТЕМЕ
Бывшие советские республики, особенно Россия, поставили перед собой задачу перехода к рыночной экономике. Каковы же компоненты такой сложной программы реформ?
Приватизация
Если должно возникнуть предпринимательство, то должны быть установлены и защищены законом права частной собственности. Это означает, что го-сударственная собственность - пахотные земли, жилье, фабрики, станки и оборудование, магазины - должны перейти к частным владельцам. Это также означает, что должно быть разрешено образование и развитие новых частных фирм.
Поощрение конкуренции
Промышленный сектор бывшего Советского Союза состоял из крупных принадлежащих государству предприятий со средним числом работников более 800 человек. От 30 до 40% всей промышленной продукции производилось «отраслями», состоявшими из одного предприятия. Когда одну и ту же продукцию производили несколько предприятий, их действия координировались в процессе планирования таким образом, что создавался картель. Короче говоря, большая часть продукции выпускалась в монопольных или почти монопольных условиях.
Переход к эффективной рыночной экономике требует отмены этих государственных монополий и разработки антитрестовских законов для поддержания конкуренции. Приватизация без демонополизации принесет мало выгод экономике в целом. Существующие монополии должны быть реструктурированы или разделены на отдельные конкурирующие фирмы. Например, предприятие, производящее трак-тора и состоящее из четырех заводов, могло бы быть разделено на четыре конкурирующие фирмы. Следует установить и гарантировать права вхождения новых фирм в ранее монополизированные отрасли. Совместные предприятия, образованные российскими и иностранными компаниями, обеспечивают возможность не только расширения конкуренции, но и открытие экономики для международной торговли. Новые законы дали возможность иностранным фирмам инвестировать непосредственно в российские предприятия.
Ограничение и изменение роли правительства
Переход к рыночной экономике уменьшает экономическую роль правительства. Правительство должно свести свое участие к обеспечению соответствующей законодательной базы; поддержанию конкуренции; сокращению неравенства в распределении доходов и богатства; проведению корректировки в тех случаях, когда издержки или выгоды перелива капиталов становятся слишком большими; предоставлению общественных товаров и услуг; ста-билизации экономики (см. гл. 5).
Многие из этих функций являются новыми для российского правительства, по крайней мере в ус-ловиях рыночной системы. При централизованном планировании безработица и явная инфляция на-ходились под контролем. Исторически грандиозные производственные планы и избыточная занятость на предприятиях приводили к низким уровням безработицы, а государственное ценообразование контролировало их уровень. Таким образом, возникла задача разработки монетарной и фискаль-ной политик и организационных изменений, необходимых для их внедрения, чтобы косвенно обес-печить макроэкономическую стабильность. Реструктурирование, скорее всего, приведет к значи-тельному уровню краткосрочной безработицы, когда неэффективные государственные предприятия закроются или окажутся нежизнеспособными при частном владении. Поэтому должна быть установлена приоритетная цель - гарантирование социального обеспечения российских граждан. В частности, должна быть создана программа страхования от безработицы не только в целях поддержания равенства, но и для того, чтобы уменьшить сопро-тивление рабочих переходу к рыночной экономике. Для поддержания конкурентных рынков потребуется какая-то разновидность антитрестовского законодательства.
Реформа цен: отмена контроля
р,
В отличие от конкурентных рыночных цен, цены, установленные советским правительством, не имели никакого отношения к экономической ценнос-ти продукции и ресурсов. В эффективно функционирующей конкурентной рыночной системе предельная цена продукции равна ценности, которую потребители ей приписывают («выгоде») и ценности ресурсов, затраченных на ее изготовление («издержкам»). Когда свободный рынок достигает этого равенства для всех товаров и услуг, редкие ресурсы экономики эффективно используются для удов-летворения нужд потребителей.
Но в бывшем Советском Союзе цены исходных материалов и продукции фиксировались прави-тельством и во многих случаях не менялись в течение длительного периода времени. Поскольку цены на исходные материалы не отражали относительной редкости ресурсов, предприятие не имело возможности минимизировать реальные издержки производства. При фиксированных ценах нельзя произвести единицу некоторого товара X таким образом, чтобы минимизировать альтернативные издержки.
Пример: высокие цены на электроэнергию привели к тому, что в условиях рыночной экономики фирмы стали уменьшать ее использование. Но в бывшем Советском Союзе (крупнейшем производителе электроэнергии в мире) цены на электроэнергию были занижены, и отрасли использовали в два-три раза больше энергии на производство единицы продукции, чем ведущие промышленно развитые страны.
При переходе от цен, определяемых государством, к ценам, устанавливаемым рынком, возникает сложная проблема, потому что исторически цены на многие основные потребительские товары были зафиксированы на низком уровне. Обоснование такой политики в СССР заключалось в том, что низ-кие цены обеспечат доступность этих товаров для всех. Как показывает рис. 40-1, такая ценовая политика помогает объяснить хронический дефицит товаров и длинные очереди, раздражавшие потребителей в бывшем Советском Союзе. Полностью неэластичная кривая предложения S отражает фикси-рованное производство, например обуви, определяемое принятым планом. (Не обращайте в данный
ч
D
¦V
Дефицит
Величинаспросаи предложения
Рисунок 40 -1 . 8лияние политики государственного ценообразования
При централизованном планировании цены устанавливались ниже равновесных Р, на многие основные потребительские то - вары, чтобы сделать их широко доступными. Но в действительности при таких низких ценах требуемое количество превышает поставляемое, а дефицит означает, что многие потребители не могут получить этот товар. При отсутствии приватизации отказ от государственной фиксации цен привел бы кповышению цены сР, ц,оРа. 8 случае приватизации и сопутствующем ей увеличении производства по мере повышения цены, цена увеличилась бы с Р, до Ре. 8 любом случае можно было ожидать, что отпуск цен приведет к инфляции.
2. момент внимания на кривую предложения S".) Кривая спроса, как и в рыночной экономике, наклонена вниз. При заданной величине Sравновесная цена равна Ра. Но, пытаясь сделать обувь более доступ-ной для людей с низкими доходами, государство фиксировало цену на уровне Pf.
Но не все, кто хотел бы купить туфли по цене Pf, могли их получить. При цене Pf спрос был заметно больше, чем предложение, поэтому наблюдался избыток спроса, или дефицит. Это объясняет длинные очереди потребителей и пустые прилавки. Напротив, были широко распространены «черные» рынки, где товары продавались по заметно более высоким ценам, чем те, которые устанавливало государство. (Ключевой вопрос 7.)
Присоединение к мировой экономике
Советский Союз был изолирован от мировой эко-номики в течение почти трех четвертей века. Ключевой аспект перехода состоял в том, чтобы открыть его экономику для международной торговли и фи-нансов.
Одной из основных задач было превращение рубля в стабильную конвертируемую валюту. Конвертируемость и стабильность были необходимы для того, чтобы Россия могла увеличить свое влияние в международной торговле и финансах. Фирмы не могут продавать товары в России или покупать их, если не будет установлен реалистичный обменный курс рубля. Не следует также ожидать, что западные фирмы станут инвестировать в бывший Советский Союз, если не будут уверены, что рубль можно обменять на доллары и другую «твердую» валюту. Американские и другие западные фирмы хотят получать свою при-быль в долларах, иенах, фунтах и марках, а не в рублях.
Открытие российской экономики для мировой торговли будет полезным, потому что мировые рын-ки являются источниками конкуренции и местом приобретения необходимых высоких технологий у промышленно развитых стран. Либерализация международной торговли будет побуждать приватизированные российские предприятия эффективно произ-водить продукцию, удовлетворяющую мировым стандартам качества. Кроме того, свободная международная торговля позволит России реализовать выгоды от производства, основанного на сравнительном преимуществе, - выигрыш в доходе, который она долго не получала из-за своей изоляции.
Макроэкономическая стабильность
Переход к свободным рынкам также увеличивает возможность возникновения высокого уровня ин-фляции. Рассмотрим снова рис. 40-1. Когда будет отменен контроль государства над ценами, то они повысятся с PfRQ Ра. При приватизации это возрастание цен будет несколько смягчено дополнительным ростом производства продукции, вызванным повышением цен. Как показывает кривая предложения і"нарис. 40-1, частные производители ответят на повышение цен увеличением объема поставок продукции. Тем не менее цены значительно вырастут - с PfRO Ре. Аналогично поднимутся цены на масло, мыло, мясо, жилье, водку и другие товары и услуги, цены на которые будут либерализованы. В процессе перехода крайне важно контролировать инфляционное давление.
Наихудшим сценарием является гиперинфляция, когда наблюдается «бегство от наличных денег» и рубль перестает функционировать в качестве эффек-тивного средства обмена, так как фирмы и потребители считают его неприемлемым. В этих условиях спекуляция и накопление запасов вытесняют производство и экономика полностью останавли-вается. Быстро и неравномерно повышающиеся цены создают неблагоприятную обстановку для принятия микроэкономических решений. Достижение производства с наименьшими издержками (эффек-тивность производства) и с наиболее желательным ассортиментом продукции (эффективность распре-деления ресурсов) возможно при определенном уровне ценовой стабильности.
Наконец, высокая и динамичная инфляция ос-ложняет достижение других экономических целей. Приобретение бывших государственных предприя-тий частными покупателями, установление конвертируемости рубля и привлечение внутренних и иностранных инвестиций для модернизации экономики проводить гораздо труднее в условиях неопределенности, вызванной быстро повышающимся уровнем цен.
Общественная поддержка: отношения и ценности
Реформы, включающие переход от планирования к рынку, должны иметь широкую общественную поддержку. Рассмотрим некоторые возможные трудности.
Сопротивление бюрократии. Реформы угрожают сохранению рабочих мест и статуса многих бывших членов партии и бюрократов. Во многих случаях эти индивиды продолжают занимать престижные должности и хотели бы сохранить их. К сожалению, бывшие государственные предприятия и другие активы с наибольшей вероятностью перейдут в руки тех самых бюрократов, которые раньше управляли развалившейся системой центрального планирования.
Стимулы для рабочих. При системе капиталистических стимулов большая часть рабочих и управ- ленцев стремится соблюдать трудовую дисциплину и работать более напряженно и производительно. Такие мотивы трудно приживаются в экономике, которая исторически не стремилась удовлетворять потребности работников. Увеличение заработной платы не обеспечивает стимулов без соответствующего улучшения количества и качества жилья, про-довольствия и других потребительских товаров и услуг.
Некоторые наблюдатели говорят, что многие граждане бывшего Советского Союза и других ком-мунистических стран приобрели такую трудовую мораль и черты характера, которые можно изменить только постепенно. Неторопливая работа, нежелание брать на себя ответственность, сопротивление переменам и нововведениям, приоритет количества продукции над качеством, быстрое продвижение в должности, основанное на связях и партийной принадлежности, а не на эффективности работы - вот какие качества преобладали в период социализма. Было бы наивным предполагать, что население об-ладает трудовой этикой и духом предпринимательства и эти свойства проявятся, как только будет убрана тяжелая рука централизованного планирования. Гражданам более 70 лет внушали, что частная собственность, прибыли и капиталистическое пред-принимательство - это зло. «Осадок коммунизма» в умах не так легко растворить и убрать.
Проблема одновременности
Более тонкая проблема состоит в том, что все ком-поненты реформы взаимосвязаны. Если не продвигаться на всех «фронтах» одновременно, то отставание в одном месте увеличит вероятность неудачи. Примеры: введение частной собственности мало поможет увеличению производительности труда, если реформа цен не будет проведена таким образом, чтобы цены отражали относительную редкость конкретного продукта. Приватизация - распродажа госу-дарственных предприятий - может быть полезна для сокращения дефицита бюджета. Когда неизвестны рыночные цены на исходные материалы и конечную продукцию, очень трудно определить стоимость приватизируемого предприятия. Создание конкурентной среды зависит от открытости экономики для мировой торговли и иностранных инвестиций. (Ключевой вопрос 8.)