Лагерь для детей с аутизмом. Летний лагерь для аутистов под даугавпилсом
Директор московского Центра проблем аутизма Екатерина Мень организовала под Даугавпилсом летний лагерь для детей с этим расстройством. Теперь она собирается посадить за парты одной из школ города аутичных детей вместе с обычными, рассказала она Rus.lsm.lv.
Екатерина — журналист, издатель, сооснователь Фонда содействия решению проблем аутизма в России «Выход», инициатор создания «Исследовательского центра биомедицины аутизма» и мама аутичного сына. В 1985 году она уехала из родного Даугавпилса в Москву, окончила редакционно-издательский факультет Московского полиграфического института, работала в журналистке. Когда у нее родился младший сын, у которого диагностировали аутизм, пришлось сменить профессию.
— Екатерина, как вы в Даугавпилсе оказались?
— У меня мама здесь живет. В последние годы бываю часто. Ездила я и в Ригу с двухдневным семинаром. Потом на меня вышли родители из местного Центра аутизма Mūsu pasaule, я решила им помогать: встречалась, организовала несколько учебных занятий для местных логопедов и дефектологов. Два года назад мне показали научную базу Даугавпилского университета. Она находится недалеко от белорусской границы в местечке Ильги, на территории заповедника, в реновированном охотничьем замке XIX века. Там работают энтомологи, зоологи, биологи. Уникальная природа, прекрасное озеро. Не мне вам рассказывать, что, несмотря на небольшие размеры, Латвия очень разная. В основном приезжие представляют себе латвийский пейзаж как взморье, а
Латгалия — это озерный край. Место очень комфортное, прямо в лесу. Когда я его увидела, подумала, что прекрасно было бы привезти сюда аутистов: природа их очень интересует и воздействует целительно.
И этим летом мы совместно с биологическим факультетом Даугавпилского университета организовали там лагерь.
— Cколько детей вы собрали?
— Девять детей с родителями, братьями и сестрами. Небольшая группа, но идея состояла в том, чтобы никто из родителей не платил за это. У молодых сотрудников биофака есть опыт сбора средств, мы помогли с формулировкой заявки на проект и Латвийский фонд охраны среды деньги выделил. Проект вполне профильный, так как всецело связан с природотерапией. Например, к нам приезжал Даугавпилсский зоопарк. Привезли в контейнерах неопасных некрупных животных, которых можно брать в руки: черепах, хомячков, каких-то насекомых и пресмыкающихся. Дети их трогали, а сотрудник подробно о них рассказывал. Мы ездили и в сам этот зоосад, колесили по Латгалии и рассматривали разные ландшафты, парки: университет нам дал автобус. Грант покрыл всю программу плюс работу специалистов: канис-терапевтов, иппо-терапевтов. Молодые биологи, не являясь специалистами по проблеме аутизма, просто делали рядом с нами свою обычную работу и при этом подбрасывали массу идей. Дети с их помощью рисовали на камнях, сортировали разные природные материалы, им показывали роскошные коллекции насекомых.
— Это международный лагерь?
— В основном дети латвийские. Но мы говорим, что у нас одна национальность — аутизм.
Наш московский центр — официальный российский партнер Американского института исследования аутизма. Работаем с американцами, англичанами, к нам приезжают из Саудовской Аравии, где хорошо финансируются исследования по нашей теме. У нас есть некое видение, мы идеологи, продюсируем различные, в том числе и фундаментальные проекты, работаем с научно-медицинским сообществом. Совместно с Министерством здравоохранения занимаемся разработкой концепции медицинской помощи больным аутизмом. Есть проекты в области инноваций, в том числе, создали уникальную модель включения детей-аутистов в общее школьное образование.
— Мне говорили, что у нас в Латвии хорошее законодательство в этой сфере, есть установка на включение детей в общеобразовательный процесс, но нет специалистов в школах.
— Эта ситуация характерна и для России, и для всего постсоветского пространства, мы ее наблюдали во всех странах, с которыми у нас есть связь. На Украине сейчас, конечно, много политических проблем, но мы стараемся быть над ними, у нас тесные доброжелательные отношения с украинским аутистическим сообществом. В свое время помогали Казахстану, который пытается внедрить инклюзивные модели, работаем с Белоруссией. Везде на территории экс-СССР хорошее законодательство, которое закрепляет инклюзивное образование как наиболее качественное и перспективное, ратифицирована конвенция о правах инвалидов, в том числе и на образование. Но одно дело декларировать, а другое — внедрить. Кадров нет, и их никто не производит.
Поначалу я надеялась, что существует некая система помощи для детей с РАС (расстройствами аутистического спектра — Rus.lsm.lv), куда-то можно ребенка отвести, и там им будут профессионально заниматься. Поняла, что такой системы в России нет, и нам с коллегой — тоже мамой аутиста — Яной Золотовицкой, пришлось ее создавать. Мы привезли так называемую ABA-терапию, базирующуюся на прикладном поведенческом анализе. Это главный метод коррекции аутизма, он имеет статус доказательной медицины, хотя это чистая педагогика, научение, отросток бихевиористской психологии. Его апробация началась в 50-е годы в США.
В Советском Союзе бихевиоризм в рамках психологии не изучался, и у нас не было даже базовых знаний для овладения ABA, но с 2010 года на дистантных курсах, сертифицированных в Международном совете по поведенческому анализу, который находится в США, мы подготовили уже немало специалистов. Обучение проходит онлайн в виртуальной аудитории. Мы организуем его совместно с Московским институтом психоанализа. У нас учились и несколько человек из Риги.
Oбщаясь с родителями, которые знают здесь весь ландшафт, я понимаю, что в Латвии, конечно, абсолютная катастрофа с кадрами, и, прежде чем достигать таких результатов, которых добились мы, нужно строить систему с нуля.
Сложность в чем: вы не можете просто ее скопировать. Вы берете матрицу этой модели, разбираете на части и смотрите, как ее можно пересобрать, чтобы она не утратила своей сути, но уже на отечественных рельсах, с учетом традиций образования, законодательства и так далее. Прежде чем мы посадили за парты детей, которых собирались «инклюзировать» (включать в общество — Rus.lsm.lv), мы три года обучали специалистов. Сейчас это происходит быстрее, мы очень много консультируем, и по этой модели пытаются запуститься регионы. Разработана программа «Включи меня». Легализуем метод и создаем профессию. Сейчас в том же Даугавпилсе думаем запустить пилотный проект в какой-нибудь школе.
— Что это за специалисты?
— Личные ассистенты, или тьюторы, как они называются у нас, учителя так называемого ресурсного класса, в котором дети-аутисты проводят часть времени, координатор, который возглавляет психолого-педагогическую службу школы и отвечает за инклюзию, связанную не только с включением детей с аутизмом, но и обычных детей в процесс совместного обучения.
— Их тоже нужно включать?
— Конечно.
Мы проводим уроки толерантности со школьниками, педсоветы с педагогами. У этого процесса есть начало, но нет конца.
— Могут ли дети-аутисты учиться в общеобразовательной школе по какой-либо другой модели?
— Мы долго мониторили сцену. Выяснили, что так не работают ни в Англии, ни в Германии, но эта модель есть во многих американских и израильских школах. Дело в том, что аутизм заводит нас в ловушку. Он корректируется только образовательными методиками, но при этом ребеночек выглядит так, что ни одна школа его на порог не пустит.
Это расстройство сочетает в себе низкую социальную компетенцию, нарушения коммуникации и поведения, нарушено все, что нужно в школе обычному ребенку. Они не могут сесть за парту, слушать учителя, понять правила урока, всему этому их нужно обучать отдельно. И как бы вы ни брались учить аутиста в общем классе, поведенческий анализ всегда будет лежать в основе процесса. Поэтому я могу уверенно сказать, что школьная система Латвии к включению аутистов не готова.
Мы знаем, что при легких, или, как мы говорим, высокофункциональных формах аутизма, детей зачисляют в школы, они выглядят смышленными и толковыми, могут прекрасно рассуждать, запоминать, иметь выдающиеся интеллектуальные способности. Но потом начинается масса проблем, с которыми никто не умеет справляться. Их начинают шпынять, выгонять, притеснять или травить. Любой ребенок с проблемами аутистического спектра требует особого подхода, имеет особые образовательные потребности, ABA-технологии для них — то же самое, что для колясочника пандусы.
— Противников идеи инклюзии достаточно как среди родителей обычных детей, так и среди родителей детей с особыми потребностями, которые требуют особых классов.
— Наши педагоги умеют обучать любых детей независимо от способности говорить и степени социализации, а также объективно оценивать их навыки на «входе» в школу, поскольку у аутистов различные функции развиваются неодновременно. Для каждого ребенка составляется индивидуальный образовательный план. Но, кроме того, в этой модели существует отдельное помещение, мы называем его ресурсным классом. Это некая транзитная зона, в которой у детей есть свои места, и тьюторы работают с ними индивидуально, а ресурсный учитель отвечает за то, чтобы включение детей в общеобразовательный класс состоялось только тогда, когда программы индивидуального и общего плана совпадут. Например, если ребенок не говорит, но умеет читать и писать, то он во время устной работы отправляется в ресурсный класс.
Смысл в том, что планка общего образования никогда не падает. Ребенок включается в него настолько, насколько он на данный момент готов, и проводит в обычном классе все больше времени. В нашем проекте самый «тяжелый», или низкофункциональный мальчик — Даня, который в свои 10 лет только начал говорить, и отвечает на вопросы, набирая ответы на коммуникаторе. Сейчас его уже стали вызывать к доске, у него очень хорошо идет математика, и он может на доске написать ответ. Он может написать диктант со всеми, но часть урока, связанная с диалогами, для него выпадает.
— А что должны знать обычные дети, которые учатся в одном классе с аутистами?
— Почти все наши дети пришли сразу в первый класс, и их обычные одноклассники приняли их присутствие как должное. Ученики разные: один рыжий, один толстый, один в очках, а один с аутизмом и не говорит.
— Он просто молчит?
— Наш Данька поначалу, будучи фанатом компьютеров, вбегал в кабинет завуча и попой сталкивал ее с ее кресла, чтобы сесть за ее компьютер. Правилам поведения этих детей нужно учить, как азбуке. Условно говоря, вы можете добиться от него прилежного сидения в кафе, а когда приводите в школу, он орет и хватает директора за полу пиджака, и школьным правилам его нужно учить в школе.
А отношение детей вообще является исключительно отражением намерений взрослых. Мы готовили учителей полгода, чтобы они не боялись, не передавали ученикам страха и неприятия.
В нашей модели никто не страдает и не приносится в жертву, урок проходит спокойно. Есть такие люди, которые говорят, мол, их дети нахватаются чего-то вредного, руками начнут размахивать. Аутисту это нужно физиологически, но обычный семилетний ребенок не будет просто так совершать необоснованные движения. Нахвататься у наших детей могут только хорошего: искренности, неумению врать.
— Вы финансируете свой российский проект за счет государства?
— Мы некоммерческая неправительственная организация, но в прошлом году получили президентский грант на проект инклюзии. Когда чиновники узнают, что каждому ребенку полагается свой тьютор, они хватаются за голову: дорого! Однако Департамент планирования и развития образования ЮНЕСКО, который занимается темой включения не только инвалидов, но и различных нацменьшинств и прочих изолированных групп, рассчитал, что необразованные инвалиды наносят серьезный ущерб экономике, причем тем больший, чем более страна развита. Выясняется, что лучше вложить деньги в школьное образование, чем затем оплачивать дорогостоящие социальные программы и борьбу с преступностью. Наша цель — внедрить модель хотя бы в одну школу в каждом районе Москвы. Американский Центр по контролю и предотвращению заболеваний, а это довольно консервативная организация, сообщает, что на каждые 68 детей приходится один ребенок с РАС. Эта группа перекрывает численно детей с онкологическими болезнями, пороком сердца, астмой и диабетом, вместе взятых.
Заболеваемость мало зависит от уровня социально-экономического развития страны, расы, национальности, климата и прочего.
Взаимодействуем с разными структурами, сейчас уже государство обращается к нам за экспертизой. Буквально перед моим отъездом подписали соглашение с Межрегиональным союзом медицинских страховщиков, главным отраслевым объединением РФ, которое занимается обязательным страхованием в рамках госгарантий. Договорились, что создадим экпертную группу для составления стандартных рекомендаций компаниям по покрытию медицинских расходов.
— Политика на вас не влияет?
— Политика, к сожалению, влияет на все в Российской Федерации. Но мы ею не занимаемся, развиваемся в рамках той реальности, которая нам предлагается.
— А отношение в обществе?
— Отношение в обществе к аутистам будет меняться в соотвествии с уровнем информирования. В 2009 году я, человек из медийной среды, ко 2 апреля, Всемирному дню информирования об аутизме, установленному ООН, не могла тиснуть никуда ни одной статейки. Мне говорили, что это маргинальная тема. В 2010-м уже нашлось несколько героических изданий, которые про это написали. А дальше мы уже начали делать тематические эфиры с телеканалом Дождь и по большому счету сняли эту информационную блокаду, и сейчас 2 апреля любое серьезное издание считает неприличным не отреагировать на дату.
Конечно, и это капля в море. Но чем больше знаний, тем лояльнее общество.
В отдыхе и смене обстановки периодически нуждаются абсолютно все: и взрослые, и дети. Это касается и людей с ограниченными возможностями здоровья, которым требуется не только море и летнее солнце, но и соответствующий уровень проживания и медицинской поддержки. Стоит понимать, что терапия для детей с ОВЗ – это процесс, который не может быть прерван даже на период летних каникул. По этой причине для отдыха детей с аутизмом, ДЦП и другими сложными патологиями, необходимо выбирать специализированные лагеря и санатории, где они всегда будут под присмотром опытных врачей и педагогов.
Какой отдых и лечение для детей на Черном море наиболее полезен?
Многим детям-аутистам показан отдых на море, в благоприятном южном климате. Правда, в этом случае существует одно ограничение – летний лагерь или дом отдыха непременно должен находиться в тихом месте, вдали от крупных городов. Шум и суета влияет негативно на психическое состояние больного аутизмом в то время, как природа является одной из составляющей терапии, заряжающей позитивом и приносящей покой. Поэтому, выбирая отдых и лечение для детей на Черном море, следует выбрать лагерь в лесной местности или на самом берегу моря. Не менее положительно сказывается на состоянии отдыхающих и морской воздух, лишенный примесей, которые присутствуют в нем в городе.
Терапия для детей с ОВЗ на отдыхе
Отдых на Черном море с лечением для детей с ОВЗ, аутизмом, ДЦП разработан педагогами и врачами так, чтобы процесс их адаптации не прекращался ни на один день. При этом разные лагеря практикуют различные программы, как классические, так и инновационные. Для детей-аутистов это может быть арт-терапия, иппотерапия, канистерапия, кинезитерапия, нейрокинезитерапия и многое другое. Кроме того, широко применяются методики визуального воздействия, обучения посредством развивающих игр, музыки и даже любимых сказок. Эффективность применяемых методов доказана положительными результатами и благодарностями родителей.
Полезно лечение на море и для детей с ДЦП. По статистике медиков, у детей, прошедших санаторно-курортное лечение на Черноморском побережье, включая Крым, заметно улучшается состояние мышц, повышается уровень самостоятельного контроля положения головы, исчезают хаотические повороты, формируются навыки сидения. 15% лежачих больных приобретают возможность стоять и даже ходить, а у 85% уменьшаются спазмы рук и улучшается моторика кистей.
В первую очередь такое положительное влияние на опорно-двигательный аппарат и мышечные ткани оказывают водные процедуры, которые летом в Крыму активно применяются на любом отдыхе. Дети купаются как в самом море, так и в бассейнах, что помогает им координировать движения своего тела, заставляет мышцы правильно работать и тренироваться.
Современные ученые доказали высокую эффективность дельфинотерапии, которую очень любят и дети, и их родители. Во время общения с дельфином ребёнок активно двигается, что способствует его тренировке и закаливанию. Не менее важен процесс коррекции эмоционального и психологического состояния. После процедур у всех детей отмечается повышение уровня самооценки, коммуникабельности, двигательной активности и настроения.
Отдых на Черном море с лечением для детей с ОВЗ, аутизмом, ДЦП – это не роскошь, а необходимость для их хрупкого здоровья и дальнейшей адаптации к взрослой жизни.
фотографий
Дане 18 лет – он необычайно застенчив, хотя при этом любит и ценит общение. Дане порой сложно выражать свои мысли и чувства, и часто он словно закрывается в своем внутреннем мире.
У Дани аутизм – особенность развития, которая влияет на коммуникацию и отношения с другими людьми, а также на восприятие и понимание окружающего мира.
Прошлым летом Даня съездил в летний лагерь Центра «Антон тут рядом» – проект фонда «Выход в Петербурге», помогающий людям с аутизмом.
Даня впервые поехал куда-то без мамы, провел целую неделю в новой среде, среди сверстников. Конечно, неделя – небольшой срок, но новые впечатления и эмоции оказали свое действие, и за это время Даня стал более открытым, легче стал общаться, начал дольше концентрироваться на одном занятии.
В этом году Центр «Антон тут рядом» снова организует летний отдых для подростков с расстройствами аутистического спектра (РАС). Таким ребятам сложно общаться, выстраивать отношения со сверстниками и взрослыми, заводить дружбу, участвовать в совместных занятиях. Большинство из них все время проводят только с родителями.
Подростковый период и так очень сложный, а для ребят с РАС – особенно. В этом возрасте с человеком происходят большие изменения, с которыми подростку с РАС трудно справиться и разобраться.
Одна из важных целей лагеря – сделать ребят более гибкими, научить их реагировать на изменения и неожиданности. Этому помогают индивидуальные расписания, распорядок дня, а также множество положительных впечатлений.
В лагере ребята посещают музыкальные, художественные и другие групповые занятия, много общаются друг с другом, учатся новому.
К тому же пока ребята проводят время в лагере, у их родителей появляется свободное время, и они могут почувствовать, что их ребенок способен быть самостоятельным:
«Этот лагерь – место, где все понимают и принимают наших детей такими, какие они есть. Где они могут увидеть других ребят, могут самореализоваться и раскрыться».
«Пока мой сын находился в лагере, для меня это были первые 5 дней отпуска за 16 лет». «Мой сын стал больше просить помощи и вообще стал больше говорить. В другом месте, которое мы посещаем, он начал общаться со сверстниками, хотя раньше их не замечал».
Лагерь Центра «Антон тут рядом» проводится по особой модели – ребята с РАС отдыхают вместе со своими братьями и сестрами, а также со сверстниками, у которых нет особенностей развития.
БФ «Выход в Петербурге» собирает 386 900 рублей, чтобы провести этим летом 6-дневный инклюзивный лагерь для 12 ребят с расстройством аутистического спектра и 6 подростков без особенностей. Ребят будут сопровождать 9 сотрудников, 3 приглашенных специалиста и команда из 13 волонтеров.
Ч тобы провести летний интеграционный лагерь, необходимо:
- Проживание (18 подростков, 25 взрослых, 6 дней) – 151 200 рублей (из расчета 586 рублей в день на человека).
- Трехразовое питание , в том числе диетическое, учитывающее индивидуальные особенности ребят (18 подростков, 25 взрослых, 6 дней) – 148 800 рублей (из расчета 576 рублей в день на человека).
- Транспорт
– 20 000 рублей:
- автобус на 30 человек и автобус на 25 человек (расстояние до базы и обратно – 180 км);
- грузовая газель для перевозки инвентаря и оборудования (бин беги, музыкальные инструменты, мячи, ролики, коврики, утяжеленные одеяла и жилеты, маты и т.д.).
- Ежедневные активности , в которых будут участвовать все подростки (стрельба из лука, веревочный городок) – 28 000 рублей.
- Канцелярские расходы (фломастеры, бумага, краски, ручки, карандаши, клей и т.д. для творческих мастер-классов и занятий студии анимации) – 8 900 рублей.
- Аптечка – 3 000 рублей
- Три приглашенных специалиста
– 27 000 рублей:
- поведенческий специалист, который будет супервизировать работу сопровождающих и помогать в случае сложных поведенческих ситуаций;
- педагог, который ведет студию анимации в Центре в рамках подросткового проекта и поедет заниматься с ребятами анимацией в лагерь;
- медсестра.
Как всегда, в середине июня, приглашаем в коррекционный лагерь для детей с аутизмом! Организатор лагеря – АНО «Центр раннего развития детей с аутизмом «Подсолнухи», г. Жуковский. Лагерь традиционно проводится на берегу Азовского моря в курортном поселке Кучугуры Краснодарского края. Нескучное лето гарантируем!
Внимание! Даты в 2019 году. 9 июня – это дата заезда. В этот день в 19:00 торжественное открытие лагеря, знакомство и родительское собрание. 10 июня – первый рабочий день. 16 июня выходной день (экскурсия). 22 июня – последний рабочий день, вечером закрытие смены, прощание. 23 июня – отъезд. Можно приехать раньше/уехать позже, главное написать об этом организатору сразу, как купите билеты. Все переговоры ведутся в почте:
Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.
Поскольку этот анонс я всегда пишу зимой (а сейчас у нас стоят Крещенские морозы!), трудно описать, как хорошо в Кучугурах в июне! Это самый первый летний месяц, курортный сезон еще не начался, но уже тепло, ведь Азовское море прогревается очень быстро, а уже к середине смены температура моря практически становится равной воздуху. Когда мы приезжаем в лагерь, еще нет туристов, пляжи, магазины, кафе – везде свободно, народу немного. В это время года на Азовском побережье дожди – большая редкость, обычно погода ясная. Поскольку это самое начало лета, море еще чистое и нет никаких инфекций, характерных для жаркого юга! скачать анкету для лагеря
Наш адрес в Кучугурах: улица Краснофлотская, дом 40. Территория для лагеря подбиралась очень тщательно, и мы не собираемся ее менять, несмотря на то, что регулярно поступают предложения провести лагерь в другом месте. Только представьте! В гостевом дворе всего 24 номера со всеми удобствами: туалет, душ, кондиционер, телевизор, холодильник. На период лагеря мы бронируем все домики, то есть территорию будем занимать только мы. Это очень важно, ведь на отдыхе часто случаются конфликты между семьями с детьми с аутизмом и другими отдыхающими. Мы постарались создать для наших гостей комфортную обстановку принятия. Хозяева гостевого двора – пожилые люди, пенсионеры, принимают наш лагерь уже не первый год, за это время видели всякое, все понимают.
Двор тенистый, много зелени, у каждой семьи свой отдельный вход. На территории есть песочница, качели, батут, зеленая лужайка для игр, фонтан, столовая и кухня, где можно готовить и организованно питаться (питание привозное 3-х разовое комплексное). Питание можно не заказывать, а готовить самостоятельно. Все условия для этого есть. Общая кухня очень хорошая, можно готовить на всю семью: есть 2 холодильника, 3 плиты, микроволновка, 2 раковины, много посуды для готовки. Почти у каждого номера (кроме двух) есть небольшая открытая терраса, где стоит столик и стулья. Территория гостевого двора закрыта, ведется видеонаблюдение, кодовый замок. До моря 5-10 минут.
Поскольку поселок маленький, все магазины и аптеки в шаговой доступности, рядом Сбербанк с банкоматом, кроме того, есть большой продуктовый и вещевой рынок.
Коррекционная программа предполагает интенсивную работу не только с детьми, но и со всеми членами семьи. Ниже приведен примерный распорядок дня.
8:00 Подъём
8:15 Зарядка
8:30 Завтрак
9:30-11:30 Утренние группы
9:30-11:30 Родительская группа 1
12:00-13:00 Индивидуальные занятия
13:00 Обед
13:30 Мозговой штурм перед спектаклем
14:00 Родительская группа 2
14:00-18:00 Занятия/море/сон на выбор
18:00 Подготовка к вечернему спектаклю.
19:00 Ужин
20:00 Спектакль или нескучный вечер (джем, диско, театр, пати, диафильм или что-то еще)
Утренний блок состоит из 4 получасовых занятий: игра, музыка, арт-терапия, кинезотерапия. Количество детей в группе 5-7. Каждый ребенок обеспечивается сопровождающим. Для детей старшего возраста предусмотрены «взрослые» занятия. Для малышей-сиблингов – логопедическая игровая группа. Для старших сиблингов – подростковая группа (ведет психолог). Для родителей: родительская группа, которую очень желательно посещать, т.к. у детей, чьи родители заботятся о себе, коррекционный процесс идет лучше). ВАЖНО. В качестве сопровождающих выступают родители.
Дневной блок занятий в период с 12 до 13 и с 14 до 18 часов – это занятия по вашему выбору. За дополнительную оплату можно взять занятия по АВА-терапии, логопедии, Томатис-терапии, нейрокоррекции. Это не обязательная часть программы.
В США существует единственный в своем роде летний лагерь для детей, страдающих аутизмом. Называется он «Стрекоза», функционирует – с 2008 года. В этом лагере дети, страдающие аутизмом, чувствуют себя более уверенно, здесь они могут делать то, что никогда не сделали бы сами — лазить по деревьям, общаться со своими сверстниками, играть и просто быть такими же как все.
(Всего 14 фото)
1. Каждый год в лагерь на бесплатную пятидневную программу приглашается до 70 детей. (Mike Belleme)
2. Дети разбиты на отряды по возрасту, и каждый социальный работник отвечает за одного-двух детей. (Mike Belleme)
3. 12-летний Джейкоб испытывает большую любовь к природе. Он хотел убедиться, что с этим ужиком, которого поймал его педагог, все в порядке. «Змеи – очень красивые животные», - говорит он. (Mike Belleme)
4. Цель лагеря – создать вокруг детей с аутизмом непринужденную атмосферу, побуждая их делать вещи, которые они сами никогда бы не сделали. На фото: детский день рождения . (Mike Belleme)
5. Типичный распорядок дня подстраивается под каждого ребенка. Перед любым видом деятельности педагоги объясняют, что нужно делать, как долго это продлится и что делать, если кто-то не хочет принимать в этом участия. (Mike Belleme)
6. У многих детей с аутизмом плохо развит мышечный тонус, поэтому им нужно больше отдыхать днем. Восьмилетний Винсент решил отдохнуть на своем воспитателе в спортзале. (Mike Belleme)
7. Многие посетители лагеря «Стрекоза» сказали, что чувствуют себя более уверенно после завершения курса хождения по веревочным лестницам. Вот, что сказал один из детей, пройдя по веревочному мостику: «Всем, кто надо мной смеялся, я бы хотел сказать, что я прошел это… и я в книге ». (Mike Belleme)
8. 11-летний Джонни смотрит в окно во время часа чтения. В это время детям предлагают несколько занятий на выбор: кружок лепки горшков, чтение, и «школа камня». (Mike Belleme)
9. Эта девочка пыталась преодолеть свой страх, взбираясь по лестнице на пути к веревочному мостику. «Я залезу!» - кричала она, оставаясь на лестнице около 20 минут, пока работникам лагеря не удалось заставить ее слезть. (Mike Belleme)
10. 14-летний Джастин (слева) успокаивает своего друга 14-летнего Дженна, которому пришлось покинуть лагерь на второй день. (Mike Belleme)
11. Такие вещи в лагере, как качели, различные игры, музыка и помогают успокоиться детям, у которых был нервный срыв или расстройство. (Mike Belleme)
12. 13-летний Мэттью пытается зафиксировать взгляд во время игры «мертвая рыба», задачей которой является оставаться без движения как можно дольше. (Mike Belleme)
13. Восьмилетний Марк (в полосатой футболке) – самый юный среди гостей лагеря в этом заезде. На фото он вместе со своими товарищами ждет своей очереди, чтобы попробовать свои силы на веревочном мостике. (Mike Belleme)
14. Многие родители утверждают, что их дети возвращаются домой после лагеря более уверенные в себе. «Все игры и занятия в лагере для детей с аутизмом остаются такими же, как для обычных детей, - говорит создатель программы Ван Меертен. – Просто мы стараемся тщательнее объяснить этим детям, что нужно делать, чтобы повеселиться». (Mike Belleme)