Любовная лирика а к толстого. План урока по литературе на тему "Любовная лирика А.К Толстого"(10 класс)
>>Литература: А. К. Толстой. Лирика
При знакомстве с любовной лирикой поэта создается впечатление, что перед нами нечто вроде лирического дневника, который точно воспроизводит факты биографии писателя. Образ любимой женщины проникнут чистотой нравственнoгo чувства, он конкретен, и ее облик реален.
Толстой в своей лирике не боится «простых» слов, общепринятых эпитетов. Поэтическая сила eгo стиха в нeпосредственности чувства, задушевности тона, даже вpeменами в наивности восприятия. Знаменитое стихотворение «Средь шумного бала, случайно... » может быть названо психологичеснкой новеллой. Оно отражает историю eгo отношений с Софьей Андреевной Миллер, которая стремительно и навсегда вошла в жизнь поэта на oдном из петербургских маскарадов 1851 года. История ее жизни могла бы лечь в основу драматического повествования. Но история преданности графа Толстого этой женщине, может быть, еще драматичней. Только после многих лет им удалось соединить свои судьбы и создать семью.
Софья Андреевна была «эстетическим эхом» поэта и coздавала атмосферу, которая была ему дорога. Она владела 14 языками, была умным и внимательным собеседником, очень тонким и чутким читателем стихов. В хрестоматии мы поместили несколько стихотворений, которые посвящены их отношениям. Можете также прочесть и другие посвященные ей стихотворения, которые расширят ваше представление о взаимоотношениях этих двух незаурядных людей. К ней обращены лирические строки произведений Толстого: «С ружьем за плечами, один, при луне....», «Слушая повесть твою, полюбил я тебя, моя paдость!...», «Слеза дрожит в твоем ревнивом взоре....», «Усни, печальный дрyг....», «Ты жертва жизненных тревoг....», «Крымские очерки», «3апад гaснeт...»и др.
Искренне любя свою Родину, поэт умел видеть мир вокpyг не только в обаянии eгo лирических красот («Колодники»).
Взгляд А. К. Толстого на причины российских бед перекликается со строгой и суровой оценкой Ф. И. Тютчева в стихотворении «Эти бедные селенья...».
Эти бедные селенья,
Эта скудная при рода!
Ф. Тютчев
Одарив весьма обильно
Нашу землю, Царь Небесный
Быть богатою и сильной
Повелел нам повсеместно.
Но чтоб падали селенья,
Чтобы нивы пустовали -
Нам на то благословенье
Царь Небесный дал едва ли!
Мы беспечны, мы ленивы,
Все у нас из рук валится,
И к тому ж мы терпеливы -
Этим нечего хвалиться!
Лирику поэта отличает напевность, музыкальность стиха, многие eгo стихотворения близки к народной песне. Не случайно более 70 eгo произведений положены на музыку
композиторами Н. А. Римским-Корсаковым, П. И. Чайковским, М. П. Мусоргским, А. г. Рубинштейном, С. И. Танеевым и др. При этом на тексты многих стихотворений созданы романсы несколькими композиторами (до 16 вариантов!).
Литература. 10 кл. : учебник для общеобразоват. учреждений / Т. Ф. Курдюмова, С. А. Леонов, О. Е. Марьина и др. ; под ред. Т. Ф. Курдюмовой. М. : Дрофа, 2007.
Рефераты, домашняя работа по литературе скачать , учебники скатать бесплатно, онлайн уроки, вопросы и ответы
Содержание урока конспект урока опорный каркас презентация урока акселеративные методы интерактивные технологии Практика задачи и упражнения самопроверка практикумы, тренинги, кейсы, квесты домашние задания дискуссионные вопросы риторические вопросы от учеников Иллюстрации аудио-, видеоклипы и мультимедиа фотографии, картинки графики, таблицы, схемы юмор, анекдоты, приколы, комиксы притчи, поговорки, кроссворды, цитаты Дополнения рефераты статьи фишки для любознательных шпаргалки учебники основные и дополнительные словарь терминов прочие Совершенствование учебников и уроков исправление ошибок в учебнике обновление фрагмента в учебнике элементы новаторства на уроке замена устаревших знаний новыми Только для учителей идеальные уроки календарный план на год методические рекомендации программы обсуждения Интегрированные уроки Алексей Константинович Толстой (1817 - 1875)Карл Брюллов. Портрет графа Алексея Константиновича Толстого. 1836
Алексей Константинович Толстой - русский граф, писатель, драматург, исторический романист, переводчик, один из отцов прославленного Козьмы Пруткова, автор замечательных лирических стихотворений, поэм и баллад. Поэт, около 150 произведений которого было положено на музыку самыми прославленными русскими композиторами.
Хватило бы и Козьмы Пртуткова, или "Средь шумного бала случайно", положенного на музыку Чайковским. Но ему было доступно все. Собственные иронические и лирические стихотворения, драмы - историческая трилогия ("Смерть Иоанна Грозного", "Царь Федор Иоаннович" и "Царь Борис"), исторические романы, замечательные переводы, такие как "Вересковый мед" Стивенсовна. И все это до сих пор живо и современно, нет в его творчестве архаических произведений.
Получалось все. Находясь в Париже, написал несколько мистико-роматических произведений "Встреча через триста лет", "Упырь", Семья вурдалака" (после нее до сих пор боюсь темных окон на первых этажах). К этому же Толстой обладал смелостью и огромной физической силой: заламывал на охоте медведя, перебрасывал двухпудовую гирю через флигель, гнул подковы.
С Софьей Андреевной Миллер он встретился в январе 1851, ему было 33, а ей чуть меньше. Не слишком красивая, но невероятно обаятельная, и Толстой полюбил сразу и на всю жизнь.
Почти вся любовная лирика Толстого посвящена Ей, ставшей его женой, его "артистическим эхом", его вдохновительницей и самым строгим критиком. Но пожениться они смогли лишь через 12 лет. Властная мать писателя категорически воспротивилась этому браку.
Любопытно, что на том же балу с Софьей Миллер познакомился и другой наш классик — Тургенев, но не нашел в ней ничего примечательного ("Лицо чухонского солдата в юбке"). Но они долго переписывались, и Иван Сергеевич позже признавался: "Из числа счастливых случаев, которые я десятками выпускал из своих рук, особенно мне памятен тот, который свел меня с Вами и которым я так дурно воспользовался".
С началом Крымской войны А. К.Толстой, являясь государственным чиновником, отправился на театр военных действий. В войсках свирепствовал тиф, и он опасно заболел. Софья Андреевна тут же приехала и буквально вытащила его с того света.
Выздоровление еще более укрепило любовь Толстого, а смерть матери устранила главное препятствие к их союзу. Это был почти идеальный брак. Софья Андреевна энциклопедически образованная, знала более десяти языков, легко цитировала Гете, Шекспира, Ронсара. У нее был отменный литературный вкус, которому полностью доверял Толстой. Через годы совместной жизни он признавался жене:
"Не могу лечь, не сказав тебе, что говорю тебе уже 20 лет, — что я не могу жить без тебя, что ты мое единственное сокровище на земле, и я плачу над этим письмом, как плакал 20 лет назад. Кровь застывает в сердце при одной мысли, что я могу тебя потерять&quoНо потерял не он ее, а она его. В последние годы жизни Алексея Константиновича, возможно как последствия перенесенного тяжелейшего тифа, мучили болезни, бессонница, головные боли. Ему приходилось прибегать к морфию. Он и умер от передозировки: заснул и не проснулся. Было ли это случайностью, или сильный человек не смог смириться со своей беспомощностью. Когда тяжело больной, задыхающийся от астмы, он не мог уже больше бродить по лесам, лес "приходил" к нему домой: в его комнатах в кадках с водой стояли свежесрубленные сосенки. Среди них он и умер 58 лет от роду в 1875 году...
Его лучшие стихи стали хрестоматийными и вошли в золотой фонд русской поэзии. В его исторических драмах, поставленных в русских театрах, играли самые именитые актеры разных времен — от Станиславского до Смоктуновского.
Словно предчувствуя свою близкую кончину и подводя итог всей своей литературной деятельности,
Алексей Констанстинович Толстой
написал:
"Всему настал конец, прими ж его и ты, Певец, державший стяг во имя красоты..."
ИСТОРИЯ ГОСУДАРСТВА РОССИЙСКОГО
«Вся земля наша велика и обилна, а наряда в ней нет.»
Нестор, летопись, стр. 8.
Послушайте, ребята,
Что вам расскажет дед.
Земля наша богата,
Порядка в ней лишь нет.
2
А эту правду, детки,
За тысячу уж лет
Смекнули наши предки:
Порядка-де, вишь, нет.
3
И стали все под стягом,
И молвят: «Как нам быть?
Давай пошлем к варягам:
Пускай придут княжить.
4
Ведь немцы тороваты,
Им ведом мрак и свет,
Земля ж у нас богата,
Порядка в ней лишь нет».
5
Посланцы скорым шагом
Отправились туда
И говорят варягам:
«Придите, господа!
6
Мы вам отсыплем злата,
Что киевских конфет;
Земля у нас богата,
Порядка в ней лишь нет».
Раньше:
Цель урока: познакомить учащихся с лирическими стихотворениями А. К Толстого на тему любви с ярко выраженным музыкальным началом.
Задачи урока:
- Проанализировать историю создания стихотворений А. К. Толстого "Средь шумного бала:", "То было раннею весной:" и написанных на данные стихи романсов П. И. Чайковского.
- Развитие речи учащихся, обогащение словаря, умение работать с текстом художественного произведения, анализировать стихотворения, умение работать в малых группах.
- Воспитание у детей чувства прекрасного, любви к классической музыке, уважения к творчеству великих художников.
Оборудование урока: портреты: А. К. Толстого, С. А. Миллер, П.И.Чайковского; иллюстрации на тему бала; компьютер, два фильма на романсы П. И. Чайковского с репродукциями картин И. П. Глазунова, К. Брюллова, В. Э Борисова - Мусатова; стихи А. К. Толстого, М. Ю. Лермонтова; карточки - задания для индивидуальной работы и для работы в малых группах; словарь эмоциональных терминов.
Эпиграф к уроку:
Позвольте, я в любви Вам объяснюсь
Великим слогом русского романса.
И. Кохановский.
"Толстой - неисчерпаемый источник для текстов под музыку; это один из симпатичных мне поэтов". П. И. Чайковский.
"Какое русское сердце не дрогнет, не встрепенётся, слушая романс П. И. Чайковского "Средь шумного бала:" Вл. Стасов.
Ход урока
1. Организационный момент: сообщение темы, целей и задач урока; запись в тетради. Урок по поэзии А.К.Толстого посвящается Всемирному дню поэзии - 21 марта.
2. Проверка домашнего задания.
А. Карточка для индивидуальной работы на месте по домашнему заданию.
Б. Беседа по вопросам.
Каков круг основных тем в лирике А. К. Толстого?
Какие жизненные ценности исповедует поэт в своих стихотворениях?
В каком стихотворении это ярко выражено? (Коль любить, так без рассудку:")
Вывод, сделанный учащимися. Автор любит людей и жизнь, ценит каждое её мгновение и с удовольствием пишет такие произведения. Его лирический герой - сильный, здоровый, весёлый человек, любящий природу, молодецкую охоту, дружеское застолье, меткое, острое слово и в своей цельности являющийся чисто русским, национальным характером. Поэтому ему так удавались живые образы древнерусских богатырей и песни в народном вкусе, поэтому он так знал и ценил отечественную историю и литературу, их красивый выразительный язык.
А в стихотворении "Коль любить, так без рассудку: " - это чисто народная присказка, очень тонко, размашисто и весело перечисляющая сильные привлекательные черты цельного характера. Мы видим человека искреннего, горячего, но отходчивого, справедливого, чуждого мстительности и злопамятности, готового биться за правое дело и пировать с друзьями. Конечно, это не сам поэт, а его лирический герой, но в нем - вся поэзия А. К. Толстого и личность его добродушного и рыцарственного творца.
3. Слово учителя . Главное, нужно отметить, что поэзия А. К. Толстого отличается проникновенным лиризмом с ярко выраженным музыкальным началом.
- "Совершенно удивительный был человек (и поэт, конечно)". И. Бунин.
- "Широкого он сердца человек:." С. Есенин.
Да, мы сегодня и будем говорить об удивительном человеке, особенном, так как именно он является для великого композитора П. И. Чайковского неисчерпаемым источником для текстов под музыку. Лирик А. К. Толстой умел глубоко чувствовать, его поэтические мысли глубокие и сильные. Попробуем проникнуться музыкой замечательного жанра - романса на стихи удивительного человека - А. К. Толстого. (Более ста романсов на его стихи написано разными композиторами).
Трудно сегодня встретить человека, который бы ничего не знал о романсе - музыкальном жанре, столь популярном в наши дни. Небольшое вокальное произведение, объединяющее два целительных потока - поэзию и музыку, рассказывает нам о чувствах человека, о его любви, радости, счастье. Повествует о сумеречных днях, о ревности, страсти, печали. Романс может воспеть красоту природы, поднять высокие нравственные темы, мягким доверительным тоном попечалиться о прошлом, переворошить страницы истории, заглянуть в будущее. И все это мы слышим в старинных и современных романсах. И просто хочется "объясниться в любви высоким слогом русского романса".
А почему высоким слогом? (беседа с учащимися на фоне романса Ф.Глинки)
Романс передает тончайшие оттенки психики - личных душевных настроений, и потому тесно спаявшийся с лирической поэзией. Они пишутся на разнообразнейшие стихотворения, но главной целью композитора всегда бывает стремление выразить, с возможно большей чуткостью, замысел поэта и усилить музыкой эмоциональный тон стихов.
Вспомните, какие романсы мы с вами слушали? (на стихи А. С. Пушкина, М. Ю. Лермонтова, Ф. И. Тютчева, А. А. Фета).
Русский романс: Сколько тайн разбитых судеб, растоптанных чувств хранит он! Но сколько прелести, поэтичности, трогательной любви воспето в нем! Удивительно!
4. Работа с текстом стихотворения "Средь шумного бала:"
Ребята, посмотрев на название данного стихотворения, мы, конечно же, вспоминаем замечательные страницы произведений, где звучит тема бала. Представляем шикарные залы, красивые бальные наряды дам и кавалеров. "Кружится вальса вихорь шумный:", полонез, мазурка, котильон. "Мелькают ножки милых дам:". Знакомая фраза: "Маска, я тебя знаю:", случайные знакомства - соединение судеб на всю жизнь. (А. С. Пушкин - Наталья Гончарова, Ф. И. Тютчев - Елена Денисьева, А. Фет - Мария Лазич и др.)
Рассказ ученицы о встрече А. К. Толстого с С. А. Миллер на бале - маскараде.
Впервые они повстречались на бале - маскараде в Петербургском Большом театре. Он сопровождал туда наследника престола, будущего царя Александра Второго. С детских лет он был избран товарищем игр цесаревича. Она появилась на маскараде потому, что после разрыва с мужем, конногвардейцем Миллером, искала случая забыться, рассеяться.
В светской толпе он почему - то сразу обратил на неё внимание. Маска скрывала её лицо. Но серые глаза смотрели пристально и печально. Прекрасные пепельные волосы венчали её голову. Она была стройна и изящна, с очень тонкой талией. Они говорили недолго: суета пестрого бала - маскарада разлучила их. Но она успела поразить его точностью и остроумием своих мимолетных суждений.
Она, конечно, узнала его.
Тщетно он просил её открыть лицо, снять маску: Но его визитную карточку она взяла. Пройдет совсем немного времени, и он напишет ей о другом бале - маскараде, на котором снова был в свите наследника. Быть может, именно той январской ночью 1851 года, когда он возвращался домой, сложились у него первые строки этого стихотворения:
Средь шумного бала, случайно,
В тревогах мирской суеты,
Тебя я увидел, но тайна
Твои покрывала черты:
Стихотворение это станет одним из лучших в русской любовной лирике, но знаменитым будет тогда, когда превратится в романс на музыку П. И. Чайковского. А вскоре после этой встречи на бале - маскараде он получил приглашение от неё.
На этот раз вы от меня не ускользнете! - сказал Алексей Константинович, входя в гостиную Софьи Андреевны Миллер.
В ней нашел он не только единственную свою женщину, но и умного друга.
(Чтение наизусть стихотворения и прослушивание романса в исполнении Юрия Гуляева, просмотр слайда - фильма)
5. Аналитическая беседа по тексту.
Ребята, а что вы почувствовали, прослушав романс?
Как вы почувствовали, чем явилась для поэта данная встреча: открытием, сильным потрясением или внезапным пониманием близости долгожданного счастья?
Что он видит в незнакомой женщине - маске, отбросив "тревоги мирской суеты"? (ТАЙНУ)
А В ЧЁМ ЭТА ТАЙНА? (ответы учащихся)
Эту тайну он не может раскрыть, эту загадку ему не удается разгадать. Образ женщины соткан из необъяснимых в своей противоположности штрихов: весёлая речь, но печальные очи; смех грустный, но звонкий; голос - то как звук отдалённой свирели, то как моря играющий вал. Контрастен не только женский образ, всё стихотворение построено на противопоставлениях: шумный бал и тихие часы ночи, многолюдство светской толпы и ночное одиночество, явление тайны в буднях жизни. Здесь как бы сочетается проза и поэзия. Будничное - люблю я усталый прилечь соединяется с возвышенно - поэтическим - печальные очи, моря играющий вал. Романтическое - грёзы неведомые с прозаическим - грустно я так засыпаю. Два стилистических плана здесь глубоко содержательны, с их помощью поэт изображает процесс пробуждения возвышенной любви в самой прозе жизни.
Как построено стихотворение? (противопоставление - контраст)
Можно ли судить о законченности стихотворения? Есть ли у героев будущее, как автор об этом говорит? (надежда есть - слово "люблю" (Недоговорённость финала, установка автора на читательские раздумья, ассоциации за пределами текста).
Стихотворение построено и разворачивается по всем правилам романса. Назовите эти правила. (У него своя мелодия, яркие образы выражают сильные чувства и следуют один за другим, случайная встреча порождает воспоминания, становится судьбой).
Толстой жил своей жизнью. "И даже среди мирской суеты мы можем быть одни и быть счастливыми", - писал он своей будущей жене Софье Андреевне, рисуя силой поэтического воображения этот иной мир (" : мне видится домик, полураскрытый деревьями, видится деревня, слышатся звуки твоего рояля и этот голос, от которого я сразу же встрепенулся").
Сравните это стихотворение со столь же известным стихотворением М. Ю. Лермонтова "Из - под таинственной холодной полумаски: (1841), и вы увидите совершенно разные поэтические и психологические решения одной биографической темы. (Чтение стихотворения учеником, работа с текстом)
6. Ребята, не забываем, что угадал эти волшебные ноты в стихотворении великий композитор, и для него он много значит. Шли годы. Дети Чайковского подрастали, превращались в юношей и девушек. Вместе с ними композитор переживал тревоги их молодости. Он радовался, когда музыка вносила красоту в их увлечения. И особенно музыка романсов "Средь шумного бала:" и "То было раннею весной:" снова и снова передавала пробуждение души, трепет первого чувства.
Софье Андреевне Толстой посвятил множество поэтических творений, а именно романсов: "Слеза дрожит в твоём ревнивом взоре" (1858), "Не верь, мне друг:" (1856), "Осень, Осыпается весь наш бедный сад" и романс, написанный Толстым и Чайковским через 20 лет - "То было раннею весной:" (1871)
7. Работа с текстом. Чтение наизусть стихотворения. Прослушивание романса Чайковского в исполнении М. Магомаева, просмотр слайда - фильма.
Грустит романс тревожно и светло.
И к вам непостижимо в слове каждом
Приходит откровение само
Как вы в сою судьбу вошли однажды. (И. Кохановский).
Аналитическая беседа по тексту.
Это воспоминание далекой юности, робость первых признаний, счастье светлых надежд. Через все стихотворение лейтмотивом проходит тема стремительного бега времени: "То было раннею весной, "то было в утро наших лет", "среди берёз то было". Это воспоминание о далёких, безвозвратно ушедших мгновениях первой юношеской влюбленности. Радость у поэта просквожена чувством печали, ощущением утраты - неумолимой, безвозвратной. Майское утро сливается с "утром наших лет", и сама жизнь превращается в неповторимое и ускользающее мгновение.
У Чайковского красота природы, мирный пейзаж, тонкое опевание утра, восхода, ясного дня - лишь фон, усиливающий, оттеняющий психологическое состояние человека, его сердечную тоску, раздумья, воспоминания, глубокие душевные переживания. Целый ряд восклицательных предложений, обращающих на себя внимание, произносятся совершенно не радостно, а со щемящей болью.
Любовная лирика Толстого чужда трагических колебаний, мужского эгоизма, каких - либо обвинений и претензий к женщине, признания своей вины; автор уверен в своих чувствах и высказывает их прямо. Само его отношение к любимой рыцарски почтительное, великодушное и бережное.
8. Работа в группах.
1 группа. Задание 1. Определить характер звучания романса на стихи Толстого, выбрав верное, на ваш взгляд, определение при помощи словарика эстетических эмоций, составить небольшой связный рассказ.
2 группа. Задание 1. Творчество А. Толстого прошло завистливую даль времени. Определите близость любовной лирики Толстого и других поэтов 19 века. Подберите стихотворения поэтов, чьи поэтические традиции он унаследовал, на ваш взгляд.
3 группа. Задание 1 . П. И. Чайковский. Почему романс стал для него одним из главных жанров в музыке? По материалам высказываний композитора и критиков составьте связный рассказ.
(Выступления учащихся групп)
Вывод. Толстой верен самому себе. Не надевая масок, он широко и щедро дарит нам богатство своей души, а его лира органически не способна издавать фальшивые звуки - слишком верном камертон у сердца поэта. В такие лица хочется вглядываться, с такими личностями хочется общаться. И кажется, что сам становится лучше, чище:
9. Подведение итогов. Отметки. Задание на дом: по учебнику - стр. 120 - 122; стр. 119 - письменный анализ стихотворения: 1 гр. - "Не ветер, вея с высоты:"; 2 гр. - "Не верь мне, друг, : "; 3 гр. - "Слеза дрожит в твоём ревнивом взоре.."; подобрать стихотворения к картине В.Э. Борисова-Мусатова "Дама в голубом "; выучить наизусть.
10. Вывод по уроку. Обобщение.
В ранний период творчества, в 1840-е годы, лирические стихотворения Толстого наполнены живым чувством истории, памятью о которой пронизаны ярко-праздничные картины русской и украинской природы. В стихотворении «Ты знаешь край, где все обильем дышит...» поэт использует композиционное построение любимой русскими и немецкими романтиками «Миньоны» Гёте. Лирическая героиня произведения вдохновенно говорит там о таинственной обетованной земле, где цветут лимоны, где негой Юга дышит небосклон, и трижды призывает своего возлюбленного:
Туда, туда, Возлюбленный, нам скрыться б навсегда.
Толстой, повторяя композиционную схему стихов Гёте, стремится наполнить ее не таинственно-романтическим, а реалистическим содержанием, используя опыт лермонтовской «Родины». Пейзаж Украины дается сперва общим планом, как с высоты птичьего полета:
Ты знаешь край, где все обильем дышит, Где реки льются чище серебра, Где ветерок степной ковыль колышет, В вишневых рощах тонут хутора...
Затем поэт складывает крылья, приземляется среди украинских сел и садов, где «деревья гнутся долу, и до земли висит их плод тяжелый». Открывается панорама окрестных лесов, озер, полей. И уже совсем по-лермонтовски звучат строки, когда поэт входит в круг современной ему народной жизни:
Туда, туда всем сердцем я стремлюся,
Туда, где сердцу было так легко,
Где из цветов венок плетет Маруся,
О старине поет слепой Грицко,
И парубки, кружась на пожне гладкой, Взрывают пыль веселою присядкой!
Далее поэт совершает полемический по отношению к лермонтовской «Родине» ход. Вспомним, что «темной старины заветные преданья» не шевелили «отрадного мечтанья» в душе Лермонтова. А у Толстого наоборот: от конкретных реалий украинского пейзажа, от картин современной народной жизни память поэта устремляется в дали истории:
Среди степей курган времен Батыя, Вдали стада пасущихся волов, Обозов скрып, ковры цветущей гречи И вы, чубы - остатки славной Сечи... И украинский пейзаж, и народная жизнь наполнены у Толстого гулом истории, насыщены «заветными преданьями» темной старины. Поэт одухотворяет природу и народную жизнь отголосками давно прошедших времен:
Ты помнишь ночь над спящею Украиной, Когда седой вставал с болота пар, Одет был мир и сумраком и тайной, Блистал над степью искрами стожар, И мнилось нам: через туман прозрачный Несутся вновь Палей и Сагайдачный? Толстой верен здесь основным эстетическим установкам своего творчества: видимый мир просквожен у него светом мира невидимого, проступающим сквозь «прозрачный туман» современности. Даже образ современной Украины не пишется им «с натуры». Это образ-воспоминание, увиденный не прямым, а духовным зрением поэта. На характерные его признаки обратил внимание Н. В. Гоголь, говоря о пейзажах слепого русского поэта И. И. Козлова: «Глядя на радужные цвета и краски, которыми кипят и блещут его роскошные картины природы, тотчас узнаешь с грустью, что они уже утрачены для него навеки: зрячему никогда бы не показались они в таком ярком и даже преувеличенном блеске. Они могут быть достоянием только такого человека, который давно уже не любовался ими, но верно и сильно сохранил об них воспоминание, которое росло и увеличивалось в горячем воображении и блистало даже в неразлучном с ним мраке». Именно в духовном зрении Толстого любимая им украинская природа сияет радужными цветами и красками: «реки льются чище серебра», «коса звенит и блещет», «нивы золотые испещрены лазурью васильков», «росой подсолнечник блестит» и сыплет «искрами стожар».
Исторические воспоминания, сперва лишь пробивающиеся сквозь огненно-яркие картины-воспоминания о жизни современной Украины, постепенно набирают силу и разрешаются в кульминационных строках:
Ты знаешь край, где с Русью бились ляхи,
Где столько тел лежало средь полей?
Ты знаешь край, где некогда у плахи
Мазепу клял упрямый Кочубей
И много где пролито крови славной
В честь древних прав и веры православной?
А затем по романтической традиции происходит резкий спад - контраст между героизмом времен минувших и грустной прозой современности:
Ты знаешь край, где Сейм печально воды Меж берегов осиротелых льет, Над ним дворца разрушенные своды, Густой травой давно заросший вход, Над дверью щит с гетманской булавою?.. Туда, туда стремлюся я душою!
В этом стихотворении уже проступают контуры исторических взглядов А. К. Толстого. Вслед за Пушкиным он тревожится об исторических судьбах русской дворянской аристократии, теряющей в современности свою ведущую роль. К шедеврам любовной лирики поэта относятся его стихи «Средь шумного бала...», положенные на музыку П. И. Чайковским и ставшие классическим русским романсом:
Средь шумного бала, случайно,
В тревоге мирской суеты,
Тебя я увидел, но тайна
Твои покрывала черты...
Любовную лирику Толстого отличает глубокий психологизм, тонкое проникновение в зыбкие, переходные состояния человеческой души, в процессы зарождения чувства, которым трудно подыскать четкое определение, закрепляющее название. Поэтически схвачен незавершенный процесс созревания любви в душе лирического героя. Отмечены первые тревоги этого чувства, первые и еще смутные симптомы его пробуждения. Событие встречи погружено в дымку воспоминания о ней, воспоминания тревожного и неопределенного. Женский образ в стихах зыбок и неуловим, окутан покровом романтической таинственности и загадочности. Вроде бы это случайная встреча, воспоминания о которой должны поглотить впечатления шумного бала, докучные тревоги «мирской суеты». Однако в стихи, нарушая привычный, давно установившийся ход повседневной жизни, неожиданно и парадоксально вторгается противительное «но»: «Тебя я увидел, но тайна...» Тайна, притягательная, еще необъяснимая, увлекает лирического героя, разрушает инерцию суетного светского существования.
Эту тайну он не может раскрыть, эту загадку ему не удается разгадать. Образ женщины соткан из необъяснимых в своей противоположности штрихов: веселая речь, но печальные очи; смех грустный, но звонкий; голос - то «как звук отдаленной свирели», то «как моря играющий вал». За этими противоречиями скрывается, конечно, загадка душевного облика женщины, но ведь они характеризуют еще и смятенность чувств лирического героя, пребывающего в напряженном колебании между отстраненным наблюдением и неожиданными приливами чувства, предвещающего любовную страсть. Прилив чередуется с отливом.
Контрастны не только черты женского образа - все стихотворение построено на противопоставлениях: шумный бал и тихие часы ночи, многолюдство светской толпы и ночное одиночество, явление тайны в буднях жизни. Сама неопределенность чувства позволяет поэту скользить на грани прозы и поэзии, спада и подъема. В зыбкой психологической атмосфере закономерно и художественно оправдано допускаемое поэтом стилистическое многоголосие. Будничное («люблю я усталый прилечь») соединяется с возвышенно-поэтическим («печальные очи», «моря играющий вал»), романтические «грезы неведомые» - с прозаическим «грустно я так засыпаю». Два стилистических плана здесь глубоко содержательны, с их помощью поэт изображает процесс пробуждения возвышенной любви в самой прозе жизни.
Лирические стихи А. К. Толстого отличает импровиза-ционность. Поэт сознательно допускает небрежность рифмовки, стилистическую свободу и раскованность. Ему важно создать художественный эффект сиюминутности, неруко-творности вылившейся из-под его пера поэтической миниатюры. В письме к приятелю Толстой сказал: «Плохие рифмы я сознательно допускаю в некоторых стихотворениях, где считаю себя вправе быть небрежным... Есть род живописи, где требуется безукоризненная правильность линии, таковы большие полотна, называемые историческими... Есть иная живопись, где самое главное - колорит, а до линии почти дела нет... Некоторые вещи должны быть чеканными, иные же имеют право или даже не должны быть чеканными, иначе они покажутся холодными». Легкая «небрежность» придавала стихам Толстого трепетную правдивость, искренность и теплоту в передаче рождающегося чувства, в изображении возвышенных, идеальных состояний души.
В одном из писем к другу Толстой заметил: «Когда я смотрю на себя со стороны (что весьма трудно), то, кажется, могу охарактеризовать свое творчество в поэзии как мажорное, что резко отлично от преобладающего минорного тона наших русских поэтов, за исключением Пушкина, который решительно мажорен». И действительно, любимым образом природы в поэзии Толстого является «веселый месяц май». Заметим только, что мажорный тон в его поэзии пронизан изнутри светлой печалью даже в таком шедевре его солнечной лирики, каким является стихотворение «То было раннею весной...», положенное на музыку П. И. Чайковским и Н. А. Римским-Корсаковым:
То было раннею весной,
Трава едва всходила, Ручьи текли, не парил зной,
И зелень рощ сквозила;
Труба пастушья поутру
Еще не пела звонко, И в завитках еще в бору
Был папоротник тонкий.
То было раннею весной,
В тени берез то было, Когда с улыбкой предо мной
Ты очи опустила.
То на любовь мою в ответ
Ты опустила вежды - О жизнь! о лес! о солнца свет!
О юность! о надежды!
И плакал я перед тобой,
На лик твой глядя милый, -
То было раннею весной, В тени берез то было!
То было в утро наших лет -
О счастие! о слезы! О лес! о жизнь! о солнца свет!
О свежий дух березы!
Посылая это стихотворение другу, Толстой назвал его «маленькой пасторалью, переведенной из Гёте». Он имел в виду «Майскую песнь», навеянную любовью немецкого поэта к Фрид ерике Брион, дочери деревенского пастора. Все произведение у Гёте построено на восклицаниях, выражающих ликование лирического героя:
Как все ликует, Поет, звенит! В цвету долина, В огне зенит!
Финальные строки стихов Толстого, состоящие из одних восклицаний - «О счастие! о слезы! / О лес! о жизнь! о солнца свет!»,- действительно напоминают гётевские строки: «О Егс1, о Зоппе, о С-ШсЖ, о Ьиз!;!» Но далее этого сходства Толстой не идет. Стихи «Майской песни» явились для него лишь толчком к созданию оригинального, далекого от пасторальных мотивов Гёте стихотворения. У немецкого поэта воспевается ликующее счастье любви в единстве с деревенской цветущей природой. У Толстого же на первом плане воспоминание о далеких, безвозвратно ушедших мгновениях первой юношеской влюбленности. И потому через все стихотворение лейтмотивом проходит тема стремительного бега времени: «То было раннею весной», «То было в утро наших лет», «Среди берез то было». Радость у русского поэта пронизана чувством печали, ощущением утраты - неумолимой, безвозвратной. Майское утро сливается с «утром наших лет» - и сама жизнь превращается в неповторимое и ускользающее мгновение. Все в прошлом, но «память сердца» хранит его. Яркость весенних красок здесь не только не ослаблена, но усилена, заострена духовным зрением поэта-христианина, помнящего о смерти, о непрочности земного счастья, о хрупкости земных радостей, о мимолетности прекрасных мгновений.
Алексей Константинович ТОЛСТОЙ
О любви
Известный своими историческими драмами в стихах и сатирическими произведениями, один из создателей знаменитого Козьмы Пруткова, А. К. Толстой был и проникновенным лириком. Народными стали песни на его слова «Кабы знала я, кабы ведала», «Колокольчики мои, цветики степные».
Любовная лирика А. К. Толстого всецело связана с именем его жены - Софьи Андреевны Бахметевой (в первом замужестве - Миллер). Глубокая и многолетняя любовь предстает в этой лирике в романтически-возвышенном колорите. Любимая изображена как предмет восторга и поклонения, как высокий идеал. Поэтому в стихах, посвященных ей, почти вовсе нет бытовых деталей, эпизодов, по которым можно было бы восстановить подлинную историю их взаимоотношений, как это можно сделать по стихам Некрасова, Тютчева, Огарева. Нет в них и психологических коллизий. В них предстает высокое, поэтическое, но почти не меняющееся чувство самого поэта.
Among noisy ball, casually,
In alarm of wordly vanity,
I have seen you, but secret
Your coverlets of line.
Only eyes it is sad looked,
And the voice so marvellously sounded,
As a ring of a remote pipe,
As the seas a playing shaft.
Your camp was pleasant to me thin
And all your thoughtful kind,
And your laughter, both sad and sonorous,
Since then in my heart sounds.
At o"clock lonely nights
I love, tired, to lie down -
I see sad eyes,
I hear cheerful speech;
And I am sad so I fall asleep,
And in dreams unknown I sleep...
Whether I love you - I do not know,
But it seems to me that I love!
Дмитрий Хворостовский - Средь шумного бала
ПЕТР НАЛИЧ В ЦДА - РОМАНС "СРЕДЬ ШУМНОГО БАЛА..."