Органы травянистых растений которые содержат питательные вещества. Органы растений: их функции, строение и метаморфозы
Особую роль в эволюции органического мира играют цветковые растения. Органы цветковых растений достигли достаточно высокого уровня развития, обеспечив этой группе организмов господствующее положение на планете. Сегодня они встречаются практически на каждом материке. Для сравнения можно привести статистические данные, которые содержит раздел школьного курса ботаники "Органы цветковых растений" (6 класс). А именно: среди всех 850 видов приходится на представителей голосеменных, а 250 тысяч — цветковых растений.
Органы и функции цветкового растения
Покрытосеменными являются растения, которые образуют цветок и плод.
Все органы растений можно объединить в две группы. К вегетативным относятся побег, состоящий из стебля и листа, а также подземная часть — корень. Генеративными являются цветок, плод и семена. Ими обладают только цветковые растения. Органы цветковых растений в зависимости от особенностей строения выполняют определенные функции. Все они играют важную роль в функционировании организмов, обусловливая их жизнеспособность и адаптацию к условиям обитания.
Органы и функции цветкового растения взаимосвязаны. Рассмотрим строение каждого из них подробнее.
Корень
В учебнике биологии в теме "Органы цветковых растений" (6 класс) дается определение понятия "корень". Это подземный орган, обеспечивающий закрепление в почве, питание минеральными веществами, обеспечение водой, восходящий ток и вегетативное размножение.
Различные имеют цветковые растения. Органы цветковых растений многообразны. Различают главный и боковые. Они объединяются особые структуры. Их название — корневые системы.
Типы корневых систем
Систематики выделяют стержневую и Первая образована единственным главным корнем и отходящими от него боковыми. Она характерна для представителей класса Двудольные.
Мочковатая растет пучком сразу от побега. Она характерна для всех представителей семейства Однодольных. Это, к примеру, Злаковые, Лилейные и Луковые. Каждая из систем обладает рядом преимуществ. Например, растения с длинным главным корнем без труда могут добыть влагу с большой глубины. А мочковатая система обеспечивает большую площадь всасывания.
Побег и его видоизменения
Большим разнообразием надземной части характеризуются именно цветковые растения. Органы цветковых растений иногда видоизменяются в зависимости от условий среды. В этом заключается приспособительная способность побега.
Его осевая часть называется стеблем. Участки, на которых развиваются листья, — узлами, а расстояния между ними — междоузлиями. Угол между пластинкой и стеблем образует пазуху листа.
Боковые части стебля также отличаются большим разнообразием. Листья с одной листовой пластинкой называются простыми, с несколькими — сложными. По-разному они могут располагаться и на растении. Например, листья березы и подсолнечника — поочередно по спирали, а у сирени и клена — напротив друг друга. Мутовчатым является листорасположение, при котором пластинки развиваются в количестве трех и более в одном узле.
Все вегетативные органы выполняют функции бесполого размножения, минерального питания, фотосинтеза и транспирации.
Органы семенного размножения цветковых растений
Особый орган цветкового растения, где формируются клетки полового размножения, — цветок. Его основными частями являются пестик и тычинка. В них происходит образование половых клеток. Результатом их слияния является семя. Оно состоит из зародыша, образованного корешком, стебельком, листочком и почечкой, и оболочки.
Процессу оплодотворения у цветковых растений предшествует опыление — перенос пыльцы с тычинки на пестик. Это происходит при помощи насекомых, человека или ветра. Далее при слиянии женской половой клетки и одного спермия образуется зародыш. Второй соединяется с центральной зародышевой клеткой, формируя эндосперм. Это запасное питательное вещество, которое зародыш использует для осуществления процессов роста и развития.
Семя, окруженное оболочками, называется плодом. Они также разнообразны. По строению околоплодника выделяют сухие и сочные, а по количеству семян — одно- и многосемянные. С помощью плодов происходит распространение и расселение растений. Человек, в свою очередь, использует их в качестве продукта питания. Также он контролирует количество растений, используемых для собственных целей.
Необычные растения
Органы цветковых растений часто впечатляют своей формой и размером.
Представитель голосеменных вельвичия удивительная визуально напоминает клубок змей. Именно так выглядят ее длинные широкие листья, достигающие в длину до двух метров. Растение произрастает на пустынных открытых ландшафтах, где сильные потоки ветра разрывают вдоль листья вельвичии. Это и создает эффект змеиного гнезда. А сам побег находится под землей.
Под опорными корнями фикуса-баньяна, количество которых насчитывается около 4 тысяч, может спокойно поместиться 5 000 человек.
Росянки и пузырчатки очень липкие, имеют специализированные пищеварительные железы или закрывающиеся ловушки. Все дело в том, что они являются растениями-хищниками, способными усваивать белки животного происхождения. Они могут питаться мелкими насекомыми, рачками и мальками рыб.
Вегетативные и цветковых растений имеют сложное строение, которое обусловливает выполнение функций и обеспечивает их преобладание на Земле.
Растения условно делятся на низшие и высшие. У низших растений тело не расчленено на органы и ткани и называется слоевищем или талломом. У высших растений имеются органы и истинные ткани.
Особенности строения растительной клетки:
Наличие плотной целлюлозной оболочки с плазмодесмами (порами);
Наличие вакуолей, содержащих клеточный сок;
Содержит хлорофилл, в клетках зелёных водорослей в хроматофорах, в клетках остальных растений в хлоропластах.
Нет клеточного центра
Органы растения: вегетативные (корень, стебель, лист); генеративные (цветок – плод)
Вегетативные органы растения Корень: функции, строение, видоизменения
Корень – подземный вегетативный орган растения, имеющий осевое строение и обладающий неограниченным верхушечным ростом. На корне отсутствуют листья, он не расчленён на узлы и междоузлия, не несёт в определённом порядке расположенных почек и обладает положительным геотропизмом.
Функции корня :
1. Закрепление и удержание растений в почве.
2. Всасывание воды и минеральных веществ, их передвижение по восходящим путям древесины в надземные органы растения.
3. Передвижение органических веществ по нисходящим путям луба.
4. Синтез аминокислот, витаминов, гормонов, ферментов и др.
5. Запасание питательных веществ.
6. Вегетативное размножение.
Зародышевый корешок, который выходит из семени при прорастании, превращается в главный корень . Он может ветвиться, образуябоковые корни второго, третьего и следующих порядков. На побеге могут развиватьсяпридаточные корни .
Совокупность всех корней растения образует его корневую систему . Различают два типа корневых систем:
Стержневую, в которой преимущественно развит главный корень, который длиннее и толще других корней. Характерна для двудольных растений.
Мочковатую , образованную массой придаточных корней. Она характерна для однодольных растений.
Зоны корня:
1. Корневой чехлик – покровная ткань, постоянно слущивающиеся клетки, обеспечивает защиту кончика корня.
2 .Зона деления – активно делящиеся клетки образовательной ткани, обеспечивает рост корня в длину.
3. Зона роста (растяжения)– содержит быстрорастущие клетки, которые впоследствии дифференцируются в клетки других тканей.
4. Зона всасывания характеризуется наличием корневых волосков, образованных клетками покровной ткани. Корневые волоски поглощают воду и минеральные соли. Оболочка клеток корневых волосков тонкая – это облегчает всасывание. Почти всю клетку корневого волоска занимает крупная вакуоль, а ядро располагается у верхушки волоска. С ростом корня корневые волоски погибают, и зона всасывания образуется заново.
В зоне всасывания наблюдается дифференциация клеток на ткани. Снаружи располагается эпиблема – всасывающая ткань, каждая клетка которой образует корневой волосок. За эпиблемой находится первичная кора, перицикл и центральный осевой цилиндр (стела).
Первичная кора корня состоит из живых тонкостенных паренхимных клеток. Основные функции первичной коры – транспортная (горизонтальный перенос вещества) и запасающая.
Наружный слой клеток стелы называется перициклом. Его клетки могут делиться. В перицикле закладываются боковые корни и придаточные почки, с помощью которых осуществляется вегетативное размножение.
Центральный осевой цилиндр состоит из разных тканей – проводящих, механических и основной. Участки древесины и луба чередуются: расположение древесины (на поперечном срезе) напоминает звезду, между лучами которой находится луб. В центре корня могут находиться механическая и основная ткани. По сосудам древесины происходит транспорт воды и минеральных веществ в надземные органы растений – это восходящий ток. По ситовидным трубкам луба из листьев и стебля в корень оттекают органические вещества – это нисходящий ток.
Воду и минеральные вещества корень всасывает из почвы при помощи корневых волосков. Вода поступает в корневой волосок за счёт осмоса, затем проходит путь по живым клеткам первичной коры корня и попадает в сосуды древесины центрального осевого цилиндра. Минеральные вещества всасываются корневыми волосками в результате пассивного или активного (с затратой энергии) транспорта через клеточную мембрану. В результате в сосудах древесины корня развивается повышенное осмотическое давление. При превышении осмотического давления в сосудах корня над осмотическим давлением почвенного раствора развивается корневое давление. Корневое давление наряду с испарением участвует в движении воды по телу растения.
5. Зона проведения содержит сосуды и ситовидные трубки, осуществляющие транспорт веществ. В зоне проведения в перицикле закладывается камбий (вторичная меристема) который обеспечивает рост корня в толщину.
Видоизменения корней: Способность корней к видоизменениям в широких пределах – важный фактор в борьбе за существование.
1. Корнеплоды. Выполняют запасающую функцию у многих двулетних растений (морковь, свёкла, репа). Они имеют двойное происхождение: верхняя часть образуется из стебля, а нижняя – из утолщения главного корня. В корнеплодах откладываются крахмал, сахар и т. д.
2. Корнеклубни , запасающие придаточные корни (георгин, батат).
3. Корни-прицепки у лазающих растений (плющ).
4. Воздушные корни , развивающиеся у тропических эпифитов и обеспечивающие всасывание из влажного воздуха воды и минеральных веществ (орхидеи).
5. Дыхательные корни растений, растущих на заболоченных почвах (американский болотный кипарис); эти корни приподнимаются над поверхностью почвы и снабжают подземные части растений воздухом, который поглощается через специальные отверстия.
6. Ходульные корни , образующиеся у деревьев, которые растут на литорали тропических морей (мангры); эти корни сильно ветвятся и укрепляют растение в зыбком грунте.
7. Микориза – симбиоз (сожительство) корней высших растений и почвенных грибов. Растения снабжают грибы растворимыми углеводами, а грибы доставляют растению минеральные вещества.
8. Симбиоз между азотфиксирующими бактериями и корнями бобовых растений . Бактерии фиксируют атмосферный азот и переводят его в соединения, которые усваиваются растениями.
Тело у большинства растений состоит из тканей и органов. Каждый орган может состоять из нескольких видов тканей. Каждая ткань состоит из особого рода клеток, т. е. клетки разных тканей различаются, а клетки одной ткани схожи.
Из всех растений только у водорослей тело однородно, все его клетки сходны между собой, и, следовательно, у водорослей нет органов. Тем более, что у одноклеточных водорослей всё их тело - это одна клетка. Тело многоклеточных водорослей называют талломом . Именно потому, что у водорослей нет тканей и органов, их относят к низшим растениям.
Все остальные растения считаются высшими, так как их тело расчленено на органы.
В процессе эволюции растения вышли на сушу. Воздушная среда менее плотная, чем водная. Если в воде растения могли плавать, то по земле им приходилось просто стелиться, мешая друг другу. Но поскольку растениям нужен свет для фотосинтеза, то выгодней было приподниматься над почвой. В этом случае другие растения не затеняли. В результате у растений развилась механическая ткань, которая стала выполнять роль опоры. Появился стебель - орган, выносящий зеленые фотосинтезирующие органы растения (листья ) как можно выше. Кроме того, появилась защитная ткань.
У мхов, как наиболее просто устроенных современных растений, как раз и наблюдаются такие органы как стебель и листья. Настоящих корней у них еще нет. У ряда видов мхов есть лишь ризоиды - корнеподобные образования. В отличие от настоящих корней, ризоиды не имеют в своем составе разные ткани.
Мхи - это небольшие по размеру растения. Многие из них могут всасывать воду не только ризоидами, но и всем телом. Однако дальнейшая эволюция растений и их удаление от мест с избытком влаги потребовали развитие корневой системы.
Корни всасывают воду и минеральные вещества из почвы. В воздухе воды мало, а в почве много. У водных растений проблем с водой не было, поэтому они могли всасывать ее всем телом. Также корни закрепляют и удерживают растение в почве, что позволяет ему расти более высоко.
Появление у растений листьев, отвечающих в основном только за синтез органических веществ, и корней, выполняющих функцию поглощения водного раствора, привело к тому, что появилась проблема транспорта веществ. Ведь органические вещества нужны не только листьям, а вода - не только корням. Воду надо доставить в листья, а органические вещества - перераспределить по всему растению. Таким образом, у растений получила развитие проводящая ткань. Она проходит в виде пучков в стебле, а также заходит в каждый лист и корешок.
Листья и стебель формируют побег растения. Кроме них на побеге бывают еще почки , которые представляют собой зачаточные побеги. Другими словами, из одних побегов растения могут вырастать побеги следующего порядка.
Листья, стебель и корень называют вегетативными органами растения , так как они не связаны с размножением. Однако у растений есть генеративные органы , благодаря которым происходит размножение.
Венцом эволюции растительного мира на Земле являются покрытосеменные растения. По-другому их называют цветковыми. Их органом размножения является цветок . После опыления из цветков развиваются плоды и семена .
Цветок - это видоизмененный побег. Очень часто бывает, что цветки собраны в группы - соцветия . В этом случае соцветие - это видоизмененный побег.
Одни и те же органы разных растений могут сильно отличаться друг от друга. Так каждый вид растения имеет свою особую форму листьев, строение цветка, а также особенности во внешнем и внутреннем строении других органов. Важно то, что одни и те же органы разных растений, чаще всего выполняют одни и те же функции. То есть листья у большинства растений отвечают за фотосинтез, корни - за поглощение водного раствора и закрепление растений в почве, стебель - за транспорт веществ и вынос листьев к свету.
Класс: 1
Учитель: Кайсаримова Р.М.
Тема урока: «Органы растения и их функции».
Цели урока : Сформировать представление о строении растений, выяснить значимость каждой части растения;
обобщить и систематизировать знания учащихся о растении как живом организме; о разнообразии растений;
развивать коммуникативную и информационную компетентность, умение выделять существенные признаки; устанавливать причинно- следственные связи, умение обобщать, делать выводы;
воспитывать бережное отношение к растениям.
Тип урока: усвоение новых знаний
Методы: частично- поисковый, практический, творческий
Формы: коллективная, групповая, индивидуальная
Оборудование : презентация, иллюстрации растений, тестовые задания, учащиеся сидят в группах.
Ход урока.
1. Мотивационно - целевой этап.
Прозвенел звонок, начинается урок.
Здравствуйте ребята. Садитесь.
Возьмитесь за руки и пожелайте друг другу хорошей работы.
А сейчас давайте разгадаем кроссворд и прочтем ключевое слово.
Кроссворд «Растения» (слайд1)
1. Не огонь, а жжется. (Крапива. )
2. Красненькая матрешка, беленько сердечко. (Малина .)
3. Что за дерево стоит -
Ветра нет, а лист дрожит. (Осина .)
4. Последняя улыбка осени.
Звезда на клумбе (Астра. )
5. Клейкие почки, зеленые листочки.
С белой корой, растут под горой. (Береза. )
6. Ветка в грозди разодета
Фиалкового цвета.
Это в летний жаркий день,
Расцвела в саду …….. (сирень. )
7. С моего цветка берет
Пчелка самый вкусный мед. (Липа .)
8. Платье потеряла,
Пуговки остались. (Рябина .)
Что такое растение?
Растение – это тела живой природы. На Земле встречаются самые различные растения по виду, высоте, возрасту.
Почему растения считаются живыми организмами? Перечислите признаки?(c лайд2)
Растение
Что нужно растению для роста и развития?(слайд 3)
На какие группы делятся растения? (слайд4)
Растения
Молодцы.
Ученица читает стихотворение.
“ Мы в букет собрали маки жаркие,
Много незабудок голубых.
А потом цветов нам стало жалко,
Снова в землю посадили их.
Только ничего не получается:
От любого ветерка качаются!
Почему осыпались и вянут?
Помогите разобраться нам”.
Почему вянут растения? Объясните?
Назовите тему нашего урока.
2. Операционный этап.
Каждой группе раздается задание.
При подготовке каждой группе можно пользоваться учебником.
1 группа. Внимательно рассмотрите рисунки растений. Соедините их одинаковые части. Вспомните, как они называются. Приготовьте выступление на тему “ Части растений”
2 группа . Рассмотрите растение на карточке. Прикрепите надписи с названиями частей растений на свои места. Приготовьте выступление на тему “Зачем нужны растениям эти части “
3 группа. Рассмотрите отдельные части растений. Назовите их. Сложите в такой последовательности, чтобы получилось целое растение. Приготовьте ответ на вопрос “ Что общего у разных растений? ”
Физминутка
Ветер дует нам в лицо.
Закачалось деревцо.
Ветерок все тише, тише.
Деревце все выше, выше.
- А сейчас каждая группа представит свое выступление.
Выступление групп.
Формативное оценивание групп « Цветик –семицветик»
Отлично – большой цветок
Хорошо- средний
Не очень - маленький
Модельный ответ №1
Модельный ответ №2
Модельный ответ №3
Из каких частей состоит растение?
Какой вывод можем сделать?
Вывод: все растения имеют одинаковое строение: корень, ствол, лист, цветок, плод.
Какое значение в жизни человека имеют растения?
Молодцы.
3. Контрольно – оценочный этап.
А сейчас мы проверим, как вы поняли новый материал.
У каждого на столе лежит тест с заданиями.
Выполните тест.
1. Какая часть укрепляет растение.
а) стебель б) *корень в) лист
2. Что образуется на месте цветка.
а) * плод б) стебель в) лист
3.Какая часть отвечает за дыхание растения.
а) стебель б) корень в) *лист
4. Что находится внутри плода..
а) цветок б) *семена в) лист
5. Чем отличается дерево от кустарника.
а) * у него один ствол б) стебель в) много стволов
Проверка теста.
Формативное оценивание.
Выставьте себе оценки по пятибалльной шкале.
4. Д/З: нарисуйте дайте характеристику растению.
5. Рефлексия.
Что полезного для себя вы получили сегодня на уроке?
Пригодятся ли эти знания вам в жизни?
Пополнили ли вы свой багаж знаний?
Получили удовольствие от урока?
Урок окончен.
Растения, как и все живые существа, состоят из клеток. Сотни клеток одинаковой формы и с одинаковой функцией образуют ткань, из нескольких тканей состоит орган. Основными органами растения являются корни, стебель и листья, каждый из них выполняет вполне определенную функцию. Важными органами, предназначенными для размножения, являются цветки, плоды и семена.
Корни
У корней две основных функции: первая - питать растение, вторая - закреплять его в почве. Действительно, корни поглощают из земли воду и растворенные в ней минеральные соли, таким образом они обеспечивают постоянное снабжение растения влагой, которое необходимо как для его выживания, так и для его роста. Вот почему так важно, чтобы растение не завяло и не засохло, регулярно поливать его в жаркое и засушливое время.
Видимая снаружи часть корня - это растущая гладкая без волосков часть, в которой происходит максимальный рост. Точка роста покрыта тонкой защитной оболочкой, корневым чехликом, который облегчает проникновения корня в землю. Всасывающая зона, находящаяся недалеко от точки роста, предназначена для того, чтобы всасывать воду и минеральные соли, необходимые растению, она покрыта густым пушком, который легко разглядеть с помощью увеличительного стекла и который составляют тончайшие корешки, называемые корневыми волосками. Проводящая зона корней выполняет функцию переноса элементов питания. Кроме того, у них есть и функция поддержки, они накрепко закрепляют растение в почве. Форма, размеры, строение и другие особенности корней тесно связаны с этими функциями и, конечно же, изменяются в зависимости от той среды, в которой им приходится развиваться. Обычно корни бывают подземными, но встречаются водные и воздушные.
Корни даже у растений одного вида бывают самой разной длины, которая зависит от типа почвы и от количества содержащейся в ней воды. В любом случае корни намного длиннее, чем мы думаем, особенно если принимать во внимание и самые тоненькие корневые волоски, чье предназначение - поглощать; в общем, корневой аппарат развит намного сильнее, чем находящаяся на поверхности земли надземная часть растения.
Стебель
Основные функции стебля - поддержка надземной части и связь между корневой системой и листвой, при этом стебель регулирует равномерное распределение питательных веществ по всем внутренним органам растения. На стебле там, где прикрепляются листья, видны иногда достаточно заметные утолщения, которые называются узлы, часть стебля между двумя узлами называется междоузлием. Стебель в зависимости от его плотности имеет разные наименования:
Стебель, если он не очень плотный, как у большинства травянистых растений;
Соломина, если он полый и разделен, как у злаков, хорошо видными узлами. Обычно в таком стебле много кремнезема, что увеличивает его прочность;
Ствол, если он древесный и разветвленный, как у большинства деревьев; или же древесный, но не разветвленный, с листьями на верхушке, как у пальм.
В зависимости от плотности стебля растения подразделяются на:
Травянистые, у которых нежный, не одревесневший стебель;
Полукустарниковые, у которых стебель одревесневает ствол только у основания;
Кустарниковые, у которых все ветви одревесневшие, ветвятся от самого основания;
Древесные, у которых ствол полностью одревесневший, у него есть центральная ось (собственно ствол), разветвляющийся только в верхней части.
В зависимости от длительности жизни, которая связана с жизненным циклом, травянистые растения обычно подразделяются следующим образом:
Однолетние, или однолетники, если они растут только один год и погибают после того, как отцветут, дадут плоды и рассеют семена;
Двулетние, или двулетники, если они растут два года (обычно в первый год у них появляется только розетка листьев, на втором году они цветут, дают плоды, потом засыхают);
Многолетние, или многолетники, если живут более двух лет, обычно каждый год цветут и дают плоды, и «отдыхают», то есть у них в холодные или засушливые времена отмирает надземная часть, но подземная часть растения остается живой. Есть растения, у которых часть стебля может изменяться и превращаться в настоящий запасающий орган. Обычно это подземные стебли, которые служат для вегетативного размножения, а также для сохранения растения в неблагоприятный для роста период. Самые известные из них - это клубни (как у картофеля), корневища (ирис) и луковицы (нарцисс, гиацинт, лук).
Листья
У листьев много различных функций, главная - это уже упоминавшийся фотосинтез, то есть химическая реакция в ткани листа, с помощью которой создаются не только органические вещества, но и кислород, который необходим для жизни на нашей планете. Обычно лист состоит из черешка, листовой пластинки более или менее широкой, которую поддерживают жилки, и прилистников. Черешок соединяет лист со стеблем. Если черешка нет, то листья называются сидячими. Внутри листа находятся сосудисто-волокнистые пучки. Они продолжаются в листовой пластинке, разветвляясь, образуют густую сетку из жилок (нервацию), по которым циркулирует сок растения, кроме того они поддерживают пластинку, придавая ей прочность. Основываясь на расположении основных жилок, различают различные типы жилкования: пальчатое, перистое, параллельное и дугонервное. У листовой пластинки в зависимости от того, какому растению она принадлежит, бывает разная плотность (твердые, сочные и т. д.) и совершенно разные формы (округлая, эллиптическая, ланцетовидная, стреловидная и т. д.). И край листовой пластинки получает свое название в зависимости от своего строения (цельный, зубчатый, пильчатый, лопастной и т. д.). Если выемка доходит до центральной жилки, то лопасти становятся независимыми и могут приобрести форму листочков, в таком случае листья называются сложными, они, в свою очередь, подразделяются на пальчато-сложные, перисто-сложные и так далее.
Цветки
Красота и оригинальность форм и окраски цветков имеют вполне определенную цель. Всем этим, то есть выработанными веками хитростями и приспособлениями, природа время от времени снабжает цветок только для того, чтобы его род продолжался. Цветок, у которого есть мужские и женские органы, для достижения этой цели должен пережить два важнейших и необходимейших процесса: опыление и оплодотворение. Обычно у высших растений цветки двуполые, то есть в них есть и мужские и женские органы. Только в некоторых случаях полы разделены: у двудомных, например у ивы, остролиста и лавра, мужские и женские цветки находятся на разных экземплярах, а у однодомных, например у кукурузы и тыквы, на одном растении отдельно размещаются и мужские и женские цветки. На самом деле, все части, из которых состоит цветок, представляют собой различные видоизменения листа, которые произошли для того, чтобы выполнять различные функции.
Над цветоносом можно заметить утолщение, называемое цветоложе, на котором располагаются разные части цветка. Двойной, или простой, околоцветник представляет собой наружную и наиболее броскую часть цветка, околоцветник в прямом смысле этого слова охватывает репродуктивные органы и состоит из чашечки и венчика. Чашечка состоит из листочков, обычно зеленых, называемых чашелистики, их задачей особенно в тот период, когда цветок находится в стадии бутона, является защита внутренних частей. Когда чашелистики спаяны между собой, как у гвоздики, чашечка называется сростнолепестной, а когда они разделены, например, как у розы, чашечка раздельнолепестная. Чашечка редко опадает, а в некоторых случаях она не только сохраняется, но и разрастается, чтобы лучше выполнять свою защитную функцию. Венчик - второй элемент околоцветника - состоит из лепестков, обычно ярко окрашенных и иногда приятно пахнущих. Основная их функция - это привлечение насекомых для того, чтобы облегчить опыление и соответственно размножение. Когда лепестки между собой более или менее спаяны, венчик носит название спайнолепестного, а если они разделены, то раздельнолепестного. Когда же нет явного различия между чашечкой и венчиком, как, например, у тюльпана, околоцветник называется простым венчиковидным, а сам цветок простым. Репродуктивный мужской аппарат цветка, или андроцей, состоит из разного количества тычинок, состоящих из стерильного, тонкого и вытянутого стебелька, называемого тычинковой нитью, на верхушке которой находится пыльник, в нем содержатся мешочки с пыльцой. Цветочная пыльца, оплодотворяющий мужской элемент, обычно желтого или оранжевого цвета.
Репродуктивный женский аппарат цветка, или гинецей, образован одним или несколькими пестиками. Каждый из них состоит из нижней полой и вздутой части, называемой завязь, содержащей один или несколько семязачатков, верхняя нитевидная часть носит название столбик, а его верхушка, предназначенная для сбора и удержания пыльцевых зерен, называется рыльце.
Цветки на растении могут располагаться по одному, на верхушке или в пазухах ветвей, но чаще они объединяются в группы, так называемые соцветия.
Среди соцветий наиболее обычными являются следующие: соцветия, образованные цветками на цветоножках: кисть, например, глициния, метелка (сирень), зонтик (морковь) и щиток, как у груши. Соцветия, образованные бесстебельковыми, то есть сидячими цветками: колос (пшеница), сережка (лещина), корзинка (маргаритка).
Опыление
Очень часто ветер, вода, насекомые и другие животные принимают невольное участие в важнейшей операции опыления, необходимого для размножения растений. Многочисленные насекомые, например, пчелы, шмели и бабочки в поисках нектара, сахаристого вещества, находящегося в нектарниках, расположенных во внутренней части многих цветков, садятся на цветки. Когда они задевают тычинки, то из созревших пыльников на них попадает пыльца, и они переносят ее на другие цветки, где пыльца попадает на рыльце. Так происходит оплодотворение. У яркой окраски, привлекательной формы и у аромата цветков есть вполне определенная функция привлечения насекомых-опылителей, которые переносят пыльцу с одного цветка на другой.
Пыльцу, особенно очень легкую, которой бывает очень много у растений с маленькими цветками без венчика, следовательно, не привлекательных для насекомых, переносит и ветер. Именно эта пыльца, переносимая в огромных количествах по воздуху, бывает причиной большинства весенних аллергий.
Плоды и семена
После оплодотворения стенки завязи претерпевают глубокие изменения, одревесневают или становятся мясистыми, они образуют плод (или околоплодник, семенник), в то же время развиваются и семязачатки. Накапливая запас питательных веществ, они превращаются в семена. Часто, когда плод созреет, он бывает вкусным, мясистым, ярко окрашенным и приятно пахнет. Этим он привлекает животных, съев его, они помогают распространению семян. Если плод не ярко окрашен и не мясист, значит, его семена будут распространяться по-другому. Например, у плода лугового одуванчика есть легкие пушинки, напоминающие маленький парашют, а у плодов клена и липы есть крылышки и они легко переносятся ветром; у других плодов, например, репейника есть крючочки, которыми они цепляются за шерсть овец и за одежду человека.
Среди мясистых плодов наиболее известными являются костянка, внутри нее находится одно семя, защищенное околоплодником (вишня, слива, маслина), и ягода, в которой обычно много семян и они погружены непосредственно в мякоть (виноград, помидор).
Сухие плоды обычно подразделяются на раскрывающиеся (растрескивающиеся) и нераскрывающиеся (нерастрескивающиеся) в зависимости то того, раскрываются ли они самостоятельно, созрев, или же нет. Например, к первой группе принадлежат бобы, или стручки бобовых (горох, фасоль), листовки (левкой, редис, бурачок), коробочка (мак) и семянка (борец). В плодах второй группы всегда находится одно семечко, практически спаянное с самим плодом. Наиболее известные примеры - это зерновка у злаковых, крылатка у клена и вяза и семянка с хохолком у сложноцветных.
Внутри плода находится семя, в котором есть зародыш, практически будущее растение в миниатюре. Попав в почву, где семя может прорасти, оно выходит из состояния покоя, в котором оно иногда может пребывать даже несколько лет, и начинает всходить. Таким образом, семя завершает выполнение своей функции, то есть защиты и питания ростка, который не мог самостоятельно существовать, и начинается новая жизнь.
,
,