Жизнь и творчество Тютчева. Темы творчества Тютчева
Люблю грозу в начале мая,
Когда весенний первый гром,
Как бы резвяся и играя,
Грохочет в небе голубом.
Чьи это строки? Какой поэт сумел подслушать игру молодого грома в майской лазури неба? Кто уловил в общем весеннем хоре природы голос ручьев – этих «молодой весны гонцов»? Кому удалось заметить «блестящий волос паутины» на «праздной борозде» отдыхающего поля? Федор Иванович Тютчев – вот имя этого певца природы.
Поэт прожил большую и интересную жизнь, богатую событиями и встречами. В 1819 г. он стал студентом Московского университета. В эти же годы появились в печати и его первые стихотворения. Но через два года, после окончания университетского курса, молодой Тютчев избрал для себя не литературную, а дипломатическую карьеру. Он уехал с русской миссией в Мюнхен. За границей, на службе, поэт провел почти 22 года. Там в общении с замечательными людьми того времени: поэтом Гейне, философом Шеллингом – складывается тютчевское философское мировоззрение, его совершенно особое отношение к природе. Для Тютчева природа всегда была источником вдохновения. Лучшие его стихи – стихи о природе. Его пейзажи в стихах: «Как весел грохот летних бурь...», «Что ты клонишь над водами, ива, макушку свою...», «В небе тают облака...» и многие другие – по праву вошли в золотой фонд русской и мировой литературы.
Но Тютчеву чуждо бездумное любование природой – ум поэта напряженно ищет в природе то, что роднит ее с человеком. Природа у Тютчева жива: она дышит, улыбается, хмурится, иногда дремлет, иногда о чем-то грустит, на что-то сетует. У нее есть свой язык и своя любовь. Ей свойственно многое, что свойственно человеческой душе, поэтому многие стихи Тютчева о природе – это стихи о человеке, о его настроениях, волнениях и тревогах («В душном воздуха молчанье...», «Поток сгустился и тускнеет...», «Еще земли печален вид...» и др.).
Впервые с целым циклом стихотворений Тютчева любители русской поэзии познакомились в 1836 г. – тогда их опубликовал петербургский журнал «Современник». Пушкин – издатель журнала – принял стихи Тютчева с «изумлением и восторгом», а литературная критика оценила их лишь 14 лет спустя. К этому времени поэт уже жил в России. Выйдя в отставку, он вместе с семьей в 1844 г. переехал в Петербург. Острослов, прекрасно разбирающийся в вопросах политики и общественной жизни, Тютчев стал в эти годы украшением всех литературных петербургских салонов. Но о Тютчеве-поэте знали лишь немногие. Его «открыл» Некрасов в 1850 г. Перелистывая старые номера «Современника», он нашел напечатанные в нем тютчевские стихи и в одной из своих статей дал подробный их разбор, причислив самого Тютчева к «первостепенным поэтическим талантам».
Через 4 года вышел в свет первый стихотворный сборник поэта. В нем были и лучшие пейзажи в стихах, и поэтические раздумья о вечных проблемах, волнующих человеческий ум. Ясная глубина мысли гармонично сочеталась в них с выразительным своеобразием формы. Свои наблюдения, размышления и чувства поэт облекает в яркие, запоминающиеся надолго образы.
В то время И. С. Тургенев , вдохновитель и редактор первого тютчевского издания, писал: «... поэт может сказать себе, что он создал речи, которым не суждено умереть».
Первый сборник получился небольшим – всего 119 стихотворений, но очень верно сказал когда-то А. Фет:
Муза, правду соблюдая,
Глядит, а на весах у ней
Вот эта книжка небольшая
Томов премногих тяжелей.
Ценители тютчевской поэзии оказались правы. Стихи этого гениального русского лирика выдержали самое суровое испытание – испытание временем. Тютчев очень искренен в своих стихах, и поэтому спустя сто лет, читая их, вновь переживаешь ту бурю настроений, которыми была полна вещая душа поэта. Его стихотворения живут, радуют людей, приносят новым поколениям читателей огромное эстетическое наслаждение. Одному своему современнику Л. Н. Толстой как-то сказал: «Без Тютчева жить нельзя». Эти слова может повторить каждый, кому дорога русская поэзия, кому тютчевская лирика открыла свое неповторимое обаяние и своеобразие.
СВЕДЕНИЯ О ЖИЗНЕННОМ И ТВОРЧЕСКОМ ПУТИ Ф.И.ТЮТЧЕВА
Фёдор Иванович Тютчев (1803-1873) принадлежал к старинному дворянскому роду, который известен с середины XIV века, когда Захарий Тютчев был послан Дмитрием
Донским к ордынскому хану для переговоров. Родился будущий поэт 5 декабря 1803 года в селе Овстуг в имении отца Ивана Николаевича, который, получил военное образование, прослужил недолго, вышел в отставку и женился на графине Екатерине Львовне Толстой.
Детские и юношеские годы Тютчева (1803-1819) прошли в Овстуге, в Москве, где родители купили дом, в подмосковном имении. Его семья жила в атмосфере дворянской культуры своего времени и сохраняла народные обычаи, православные традиции.
Поэт, будучи взрослым, вспоминал, «как в пасхальную ночь мать подводила его, ребёнка, к окну и они вместе дожидались первого удара церковного колокола… В канун больших праздников … нередко служились всенощные на дому, а в дни семейных торжеств пелись молебны …
В спальне и в детской блестели начищенные оклады родовых икон и пахло лампадным маслом … » Тютчеву было девять лет, когда началась Отечественная война 1812 года, он осознанно воспринимал патриотический подъём в стране.
Родители дали сыну прекрасное образование. Сначала это было домашнее обучение, отвечавшее требованиям классических гимназий (в то время средние учебные
заведения по образцу европейских для детей дворян). Первым домашним учителем мальчика был бывший крепостной, получивший вольную, он привил ему любовь к чтению и природе.
Продолжил обучение поэт, знаток античности и классицизма Семён Егорович Раич, с ним Тютчев изучал античную литературу, переводил древних поэтов, осваивал русскую философскую и дидактическую (нравоучительную) поэзию XVIII века с её идеей гармонии нравственного и прекрасного, читал русскую литературу своего времени.
Раич писал: « … С каким удовольствием вспоминаю я о тех сладостных часах, когда бывало, весною и летом, живя в подмосковной, мы вдвоём С Ф.И. выходили из дому, запасались Горацием, Вергилием или кем-нибудь из отечественных писателей и, усевшись в роще, на холмике, углублялись в чтение и утопали в чистых наслаждениях красотами гениальных произведений Поэзии!..»
В подражание Горацию Тютчев написал оду «На новый 1816 год» и был принят в члены Общества любителей российской словесности. Юный поэт воспринял черты возвышенного стиля философской и дидактической поэзии классицизма, которые органично вошли в его лирику. В это время он посещает занятия в частном пансионе, готовясь поступать в университет.
В Московском университете (1819- 1821) Тютчев учится на словесном отделении. Наряду с семейным воспитанием значительное влияние на формирование его взглядов оказали профессора университета, поддерживающие постепенное реформирование общества при сохранении самодержавия.
В студенческие годы Тютчев проявляет религиозное вольнодумство, свойственное молодости: не соблюдает обряды, сочиняет шутливые стихи, чем огорчает родителей, но вместе с тем изучает книгу французского философа Паскаля, защитника христианского учения.
Начинающий поэт включается в литературную жизнь, пишет стихотворение «К оде Пушкина на Вольность», относящееся к его ученической лирике, раскрывающее роль поэта и поэзии в обществе.
Окончив университет в 1821 году, Тютчев служит в Петербурге, в Коллегии иностранных дел. Посещает созданное С.Е.Раичем общество молодых любителей литературы (кружок Раича»), объединившее начинающих поэтов и писателей.
На занятиях кружка изучалась философия, рассматривались вопросы эстетики и современной литературы, то есть первой четверти XIX века, когда в ходе полемики классицистов и сентименталистов складывалось новое литературное направление романтизм.
Повторить ранее изученное о романтизме можно, проведя беседу либо включив в урок подготовленное сообщение учащегося.
Примерные вопросы для беседы
— Какая философская идея является основой романтизма?
— Что означает понятие принцип романтического двоемирия?
— Какие течения определились в романтизме как литературном направлении?
— Какую роль, по представлениям романтиков, должна играть литература, в частности поэзия, в жизни общества?
Романтическое искусство основывалось на идее беспрестанно меняющегося божьего мира, закономерной борьбы противоречивых начал в природе и в жизни человека. Противопоставление героя, его идеалов окружающему миру является основополагающим принципом романтизма, который получил название «принцип романтического двоемирия».
При общих ведущих чертах романтизм как литературное направление разделился на два течения: психологический (созерцательный) и гражданский романтизм.
По мнению романтиков психологического течения, назначение литературы состоит в том, чтобы нести людям высокие нравственные идеалы, помочь им увидеть красоту мира и выбрать в суровой и сложной жизни путь добра.
По мнению романтиков гражданского течения (прежде всего это поэты-декабристы), нужно обнажить пороки общества и изменить его путём борьбы. Романтики ищут идеалы среди свободной природы, размышляют о её законах, стремятся за пределы земного мира, увлекаются античной культурой, историческим прошлым.
Дипломатическая служба за границей (1822-1844} началась в июне 1822 года, когда Тютчев прибыл в Германию, в Мюнхен, на службу в русской дипломатической миссии (ему было девятнадцать лет). Он знакомится с немецким романтизмом, переводит стихи Гёте, Гейне, общается с философом Шеллингом, изучает его работы по вопросам
философии природы (натурфилософии).
Согласно учению Шеллинга, природа, как и человек, наделена сознанием, одухотворена, противоречива; познать природу и человеческое общество и предугадать процесс их развития невозможно — он открывается только через веру в Бога. Тютчев воспринимает учение Шеллинга, оно не противоречит его христианским убеждениям.
Философские взгляды поэта были связаны с пантеизмом — учением, максимально сближающим и даже отождествляющим понятия Бог и природа.
В Мюнхене поэт -дипломат не отказывается от светской жизни, о нём отзываются как об остроумном и интересном собеседнике. В это время он пережил чувство первой любви к юной графине Амалии (в замужестве баронессе Крюднер). Она отвечала ему взаимностью (молодые люди обменялись крестильными цепочками), Тютчев просил руки девушки, но получил отказ её родителей. Переживаниям первой любви посвящено стихотворение «К.Н. » , наполненное чувством горечи.
Твой милый взор, невинной страсти полный-
Не мог, увы! — умилостивить их-
Пережив драму несостоявшейся любви, Тютчев через два года женился на вдове, имевшей четырёх сыновей от первого брака.
Теперь у него большая семья, о которой он заботится. Много занимается литературой, осмысливает развернувшиеся в Европе революционные движения. Живя за границей, он не теряет связи с Россией, с друзьями на родине, где в различных альманахах выходят его стихи. В 1836 году Пушкин опубликовал подборку стихотворений Тютчева в своём журнале «Современник», дав им высокую оценку. Смерть Пушкина потрясла Тютчева, он написал стихотворение «29 января 1837», в котором осудил Дантеса:
Навек он высшею рукою
В цареубийцы заклеймён …
о Пушкине Тютчев сказал:
Тебя ж, как первую любовь,
России сердце не забудет…
Жизнь за границей (1820-1830-е годы) — время расцвета таланта Тютчева, когда были созданы шедевры его лирики. В хронологическом отношении это ранний период творчества поэта. В 1837 году Тютчев направлен на службу в Италию, в Турин. За ним вскоре едет жена с детьми, в дороге на параходе случился пожар, они спаслись, но жена заболела и умерла. Через два года поэт женился во второй раз, а осенью 1844 года вернулся в Россию.
Жизнь на родине (1844-1873) связана со службой в Министерстве иностранных дел в Петербурге, где Тютчев живёт, часто бывая в Овстуге. В 1840-е годы пишет и публикует в основном политические статьи, в которых выражает своё отношение к европейским революциям как к катастрофе (в частности, к французским революциям 1830, 1848 годов). Основной политической идеей Тютчева становится панславизм – единение славянских народов вокруг России, который прослеживается в его общественно-политической лирике.
Стихотворения 1850-1870-х годов относят к позднему периоду творчества Тютчева. Поэт не может принять взглядов революционных демократов, а также молодой разночинной интеллигенции 1860-1870-х годов, которая вошла в историю под именем нигилистов, то есть людей, отрицающих общественные порядки, доставшуюся им культуру и нравственные идеалы.
В эти годы состоялось знакомство Тютчева с Еленой Александровной Денисьевой, она была моложе поэта на двадцать три года. Их взаимное увлечение стало известно в свете. Денисьеву перестали принимать в обществе, от неё отказался родной отец. Тютчев продолжал оставаться с прежней семьёй, страдая от раздвоенности. Денисьева пережила всю горечь унижений, трое её детей, рожденные вне брака, считались незаконными, хоть и носили фамилию отца, но были приписаны к мещанскому сословию.
В 1864 году Денисьева умерла от чахотки. Стихи, в которых отразилась любовная драма поэта, составляют денисьевский цикл в его любовной лирике.
Современники Тютчева, в том числе А.С.Пушкин, высоко ценили его творчество. Некрасов, публиковавший в «Современнике» стихи поэта, писал, что «они относятся К нем нагим блестящим явлениям в русской поэзии … ». В приложении к журналу по инициативе И.С.Тургенева были напечатаны стихи Тютчева со статьёй писателя, в которой им также была дана высокая оценка. Поэт умер в 1873 году, похоронен на Новодевичьем кладбище в Петербурге.
Выводы
На становление Тютчева — поэта оказали влияние:
— культурная среда семьи, сохраняющей православные традиции; восприятие умеренных общественно-политических взглядов;
— образование: изучение античности, философской и дидактической поэзии классицизма, литературы русского романтизма;
— жизнь за границей: знакомство с немецким романтизмом, философским учением Шеллинга, восприятие европейских революций как катастрофы;
— драматические события личной жизни.
ЛИРИКА Ф.И. ТЮТЧЕВА
Большинство стихотворений Тютчева — это сплав чувства и философской мысли, связанной с природой, человеком и обществом, в каждом из них выделяется ведущая тема.
Тема поэта и поэзии
Поэзия не сумасбродство,
Но высший дар Богов …
и истину царям с улыбкой говорил …
Г.Р.Державин
В стихотворении «К оде Пушкина на Вольность» (1820) Тютчев раскрыл своё видение роли поэта и поэзии в жизни общества. Поэзия сравнивается с «пламенем Божиим», ниспадающим на царей:
Огнём свободы пламенея
И заглушая звук цепей,
Проснулся в лире дух Алцея, —
И рабства пыль слетела с ней.
От лиры искры побежали
И вседробящею струей,
Как пламень Божий, ниспадали
На чела бледные царей…
Лира — здесь: лирическая поэзия (от названия струнного инструмента в Древней Греции, под звуки которого исполнялись песни). Алцей (Алкей) — древнегреческий поэт, принимавший активное участие в политической борьбе.
Музы- древнегреческие богини поэзии, искусств и наук; муза лирической поэзии — Евтерпа; питомец муз — поэт. Поэту дано высокое предназначение напоминать тиранам о нравственных правилах, завещанных Богом:
Счастлив, кто гласом твёрдым, смелым,
Забыв их сан, забыв их трон,
Вещать тиранам закоснелым
Святые истины рождён!
И ты великим сим уделом,
О муз питомец, награждён!
Однако поэт не должен развенчивать авторитет власти, красота его поэзии должна смягчать жестокость тиранов, направлять граждан на добрые дела и поступки, помогать видеть красоту мира. Тютчев использует наряду со словом тиран слово самовластье в значении власть, не исполняющая законов и нравственных правил:
Воспой и силой сладкогласья
Разнежь, растрогай, преврати
Друзей холодных самовластья
В друзей добра и красоты!
Но граждан не смущай покою
И блеска не мрачи венца …
В стихотворении заметно влияние дидактической поэзии классицизма: архаическая, возвышенная лексика, обращения, восклицательные предложения.
Изменился ли с годами взгляд Тютчева на роль поэта и поэзии?
Поэзия
Среди громов, среди огней,
Среди клокочущих страстей,
В стихийном, пламенном раздоре
Она с небес слетает к нам —
Небесная к земным сынам,
С лазурной ясностью во взоре —
И на бунтующее море
Льёт примирительный елей.
1850
Елей — 1) Оливковое масло, освящённое церковью для помазания христиан (на лбу делается знак креста). 2) Переносное значение — средство утешения, успокоения.
Примерные вопросы и задания для анализа:
— К какому периоду жизни и творчества Тютчева относится стихотворение?
— Какие два мира противопоставлены в стихотворении? Какова роль поэзии в обществе?
— Какие изобразительно-выразительные средства использует автор, утверждая идею стихотворения?
— Чем это стихотворение отличается от юношеского «к оде Пушкина на Вольность»?
Как и многие его предшественники, Тютчев уверен в небесном происхождении поэзии. Земной мир с войнами, революциями, человеческими страстями («стихийный, пламенный раздор») противопоставлен миру небесному. Несовершенство, греховность земного мира подчёркивается анафорой в начале стихотворения. Поэзия олицетворена («С небес слетает», «льёт елей», наделена «лазурной ясностью во взоров»), а христианская символика, архаическая лексика подчёркивают высокое предназначение поэзии.
Исследователи творчества Тютчева отмечают, что для стихотворения характерен сплав черт романтизма и классицизма; это восьмистишие, состоящее из одного синтаксического периода, то есть из одного предложения. В стихах Тютчева, как и любого поэта, посвящённых теме поэзии, отражаются его общественно-политические взгляды.
Общественно-политическая тема
Что значат законы без нравов,
что значат законы без веры…
Раскрывая эту тему в лирике Тютчева, можно познакомить учащихся с фрагментами стихотворений, в которых он откликается на исторические события своего времени,
размышляет о международной миссии России, о духовно-нравственном состоянии общества.
В общественно-политической лирике поэт часто использует аллегорию, античные образы, евангельскую символику, намёк на исторические факты — всё это составляет её
особенность.
После восстания декабристов Тютчев пишет стихотворение «14 декабря 1825 года», в котором осуждает за вероломство и присягавших царю мятежников, и самовластье.
Поэт говорит о незыблемости русского самодержавия и о бессмысленности выступления против него группы людей:
Вас развратило Самовластье,
И меч его вас поразил, —
И в неподкупном беспристрастье
Сей приговор Закон скрепил …
Под впечатлением французской революции 1830 года Тютчев пишет стихотворение
«Цицерон»:
Оратор римский говорил
Средь бурь гражданских и тревоги:
«Я поздно встал — и на дороге
Застигнут ночью Рима быль
Так! но, прощаясь с римской славой,
С Капитолийской высоты
Во всём величье видел ты
Закат звезды её кровавой! ..
Счастлив, кто посетил сей мир.
В его минуты роковые —
Его призвали всеблагие,
Как собеседника на пир;
Он их высоких зрелищ зритель,
Он в их совет допущен был,
И заживо, как небожитель,
Из чаши их бессмертье пил.
1830
Цицерон — философ, оратор, политический деятель, сторонник сенатской республики в Риме (106-43 годы до н. э.). Ночь Рима — гражданскую войну, гибель республики и установление диктатуры Цицерон представлял в виде спускающейся на Рим чёрной ночи.
Капитолийская высота — один из семи холмов, на которых расположен Рим. Всеблагие — боги римской мифологии.
Тютчев использует античные образы, события истории Древнего Рима как намёна современные ему события, перефразирует подлинные слова Цицерона: «Скорблю, что я, выступивши в жизнь, как бы в дорогу, с некоторым опозданием, — прежде чем был окончен путь, погрузился в эту ночь республики … »> то есть стал свидетелем её гибели. В стихотворении отразились взгляды поэта на революцию как на трагедию, в которой проливается кровь, гибнут прежние цивилизации. Вместе с тем он признаёт неизбежность и величественность «минут роковых».
Основной политической идеей Тютчева в эти годы становится панславизм — единение славянских народов вокруг России. Поэт полагал, что Россия, как молодая страна, развивающаяся по своим историческим законам, сохранившая высокие нравственные основы, может остановить напор революционной стихии, стать оплотом цивилизации в мире.
В стихотворении «Море и утёс» (1848), используя антитезу и аллегорию, поэт изображает западные революции в виде разъярённых морских волн: И бунтует, и клокочет,
Хлещет, свищет, и ревет,
И до звезд допрянуть хочет,
До незыблемых высот…
Ад ли, адская ли сила
Под клокочущим котлом
Огнь геенский разложила-
И пучину взворотила
И поставила вверх дном?
Волн неистовых прибоем
Беспрерывно вал морской
С ревом, свистом, визгом, воем
Бьет в утес береговой,-
Но, спокойный и надменный,
Дурью волн не обуян,
Неподвижный, неизменный,
Мирозданью современный,
Ты стоишь, наш великан!
И, озлобленные боем,
Как на приступ роковой,
Снова волны лезут с воем
На гранит громадный твой.
Но, о камень неизменный
Бурный натиск преломив,
Вал отбрызнул сокрушенный,
И клубится мутной пеной
Обессиленный порыв…
Стой же ты, утес могучий!
Обожди лишь час-другой-
Надоест волне гремучей
Воевать с твоей пятой…
Утомясь потехой злою,
Присмиреет вновь она-
И без вою, и без бою
Под гигантскою пятою
Вновь уляжется волна…
Позже поэт осознает утопичность идей панславизма, но останется патриотом своей страны. Патриотическим чувством пронизана его поэтическая миниатюра, стихотворный
афоризм:
Умом Россию не понять,
Аршином общим не измерить:
у ней особенная стать —
В Россию можно только верить.
1886
Продолжая романтическую традицию Лермонтова, Тютчев пишет стихотворение «Наш век»:
Не плоть, а дух растлился в наши дни,
И человек отчаянно тоскует …
Он к свету рвётся из ночной тени,
И, свет обретши, ропщет и бунтует.
Безверием палим и иссушён,
Невыносимое он днесь выносит …
И сознаёт свою погибель он,
И жаждет веры, но о ней не просит …
Не скажет ввек, с молитвой и слезой,
Как ни скорбит перед замкнутой дверью:
«Впусти меня! — Я верю, Боже мой!
Приди на помощь моему неверью! .. »
1851
Примерные вопросы и задания:
— К какому историческому времени принадлежит лирический герой?
— Как проявляется принцип романтического двоемирия?
— Какое чувство здесь выражено, какую мысль проводит автор, какие изобразительно-выразительные средства использует?
В этом стихотворении Тютчев, как и Лермонтов, причисляет лирического героя к определённому историческому времени. В данном случае это время общественных потрясений, когда человек теряет духовно-нравственные идеалы.
Противоречивые чувства: неверие в Бога и жажда веры, осознание гибельности безверия и вместе с тем неприятие спасительной силы молитвы к Богу — одолевают человека. Поэт передаёт ощущение трагичности переломных моментов в истории и событий личной жизни, связанных с Денисьевой.
Историческое время воспринимается глубоко личностно и философски обобщается: пороки общества — следствие порочности, греховности человека, преодоление которых без веры невозможно. Повторяющиеся в конце двустиший многоточия создают впечатление взволнованной ораторской речи, архаичные слова придают ей характер проповеди.
Стихи о природе
Сочетание чувства и философской мысли характерно для всего творчества Тютчева, в том числе для стихов о природе. Поэт наделяет природу сознанием, сближает понятия природа и Бог, признаёт борьбу противоречивых начал в природе и жизни человека, и в этом проявляются его философские взгляды, принцип романтического двоемирия.
Начинать изучение темы можно с повторения на новом уровне стихотворения «Весенняя гроза» («Люблю грозу в начале мая … »).
Примерные вопросы и задания:
— Какие картины встают перед взором лирического героя, какую роль играет их смена?
— Как воспринимает грозу собеседница лирического героя?
— Каким чувством наполнено стихотворение, какими художественными средствами оно передаётся читателю?
Тема стихотворения — мощное, животворящее природное явление (гроза), созерцание которого вызывает у поэта глубокие философские размышления. Смена картин природы («дождик брызнул», «пыль летит», «повисли перлы дождевые»), использование олицетворений позволяют воспринимать грозу в движении как одушевлённое явление.
Это восприятие усиливается тем, что собеседница лирического героя сравнивает грозу с юной богиней античной мифологии Гебой, дочерью верховного бога древних греков 3евса, который управлял всеми небесными явлениями, прежде всего громом и молнией. Атрибуты 3евса: орёл (носитель молнии), эгида (щит как знак покровительства), скипетр (жезл, украшенный драгоценными камнями как знак власти).
Геба изображалась в виде юной девушки с золотой чашей (кубком) в руках, иногда кормящей орла 3евса. Обращение к древнему мифу в конце стихотворения подчёркивает мысль о вечности живой одухотворённой природы, о сочетании в ней закономерных и стихийных сил.
Поэт использует определение, образованное соединением слов («громокипящий кубок»), что характерно для древнегреческой поэзии («златокудрая богиня», «розовоперстая Эос», то есть утренняя заря). Эпитеты («весенний первый гром», «раскаты молодые», «птичий гам»), сравнения («как бы резвяся и играя») передают радостное чувство лирического героя.
Последнее четверостишие перекликается с первым: сравнение грозы с молодой, весёлой Гебой, проливающей громокипящий кубок, усиливает радостное чувство начала стихотворения.
В школьных учебниках при водится в основном первое четверостишие стихотворения «Не то, что мните вы, природа … », можно познакомить учащихся с полным его текстом, сказать, что вторая и четвёртая строфы были запрещены цензурой и не дошли до нашего времени, вместо них поставлены отточия,
Не то, что мните вы, природа:
Не слепок, не бездушный лик —
В ней есть душа, в ней есть свобода,
В ней есть любовь, в ней есть язык …
Вы зрите лист и цвет на древе:
Иль их садовник приклеил?
Иль зреет плод в родимом чреве
Игрою внешних, чуждых сил?
Они не видят и не слышат,
Живут в сем мире, как впотьмах,
Для них и солнцы, знать, не дышат
И жизни нет в морских волнах.
Лучи к ним в душу не сходили,
Весна в груди их не цвела,
При них леса не говорили
И ночь в звездах нема была!
И языками неземными,
Волнуя реки и леса,
В ночи не совещалась с ними
В беседе дружеской гроза!
Не их вина: пойми, коль может,
Органа жизнь глухонемой!
Души его, ах! не встревожит
И голос матери самой!
1836
Это монолог-обращение лирического героя к собеседнику и вместе с тем ко всем людям, которые возвысились над природой, перестали видеть в ней духовное начало. Поэт убеждён, что в природе скрыта живая душа, способная выражать себя своим языком, и каждый человек должен научиться понимать природу, жить с ней в гармонии, сохранять её. Он использует здесь образ Великой Матери — средиземноморской богини, культ которой объединял поклонение богиням Артемиде, Исиде и другим, олицетворявшим природу.
Этот образ античной мифологии встречается у поэта часто, например в стихотворении, посвящённом А.А.Фету, «Иным достался от природы …» (1862):
Великой Матерью любимый,
Стократ завидней твой удел —
Не раз под оболочкой зримой
Ты самоё её узрел …
Романтическое двоемирие в стихах о природе связано с представлением поэта о
Вселенной (мироздании, космосе).
На мир таинственный духо́в,
Над этой бездной безымянной,
Покров наброшен златотканый
Высокой волею богов.
День - сей блистательный покров -
День, земнородных оживленье,
Души болящей исцеленье,
Друг человеков и богов!
Но меркнет день - настала ночь;
Пришла - и, с мира рокового
Ткань благодатную покрова
Сорвав, отбрасывает прочь…
И бездна нам обнажена
С своими страхами и мглами,
И нет преград меж ей и нами -
Вот отчего нам ночь страшна!
1839
Примерные вопросы для анализа:
— Как проявляется в стихотворении принцип романтического двоемирия?
— Какой представляется поэту Вселенная?
— Какое настроение выражено в стихотворении, какая лексика преобладает?
Обобщение ответов учащихся:
Земля окружена небесным сводом, который днём скрывает Вселенную. День — это «златотканый» покров, дружелюбный к людям и богам. Ночью обнажаются глубины космоса, таинственного, и притягательного, и устрашающего. Человек и земная природа безмолвны перед стихиями космоса.
Последний катаклизм
Когда пробьёт последний час природы,
Состав частей разрушится земны«:
Всё зримое опять покроют воды,
И Божий лик изобразится в них!
1829
Примерные вопросы и задания
— Какие философские взгляды выражены в стихотворении?
— Определите характер рифмовки.
— Как называются стихи из четырёх стихотворных строк?
Обобщение ответов учащихся:
Стихотворение написано в виде сентенции — изречения нравоучительного, философского характера. Картина «последнего часа природы» подводит к мысли о естественности природных катастроф и о Божественном сотворении жизни. Поэт изобразил разрушенную природу, готовую к новому акту творения жизни. Сложная философская мысль чётко и кратко выражена в миниатюре из четырёх строк (катрене) с перекрёстной рифмовкой.
Поэт использует в основном нейтральную лексику, но старославянские слова придают миниатюре величественность и философскую глубину.
В стихотворении «Silentium!» (1830) Тютчев обращается к внутреннему миру человека, утверждая его самобытность, как и мира природы.
Примерные вопросы и задания для анализа
— Определите тему стихотворения.
— Какая философская мысль вытекает из сравнения внутреннего мира человека с миром природы?
— Как поэт раскрывает проблему соотношения мысли и слова?
— Какие художественные приёмы использует поэт для выражения идеи?
Обобщение ответов учащихся:
Душа человека, его мысли и чувства так же непостижимы, как мироздание:
Молчи, скрывайся и таи
И чувства, и мечты свои —
Пускай в душевной глубине
Встают и заходят оне
Безмолвно, как звезды в ночи …
Поэт раскрывает поднимаемую со времён Античности тему относительности выражения мысли в слове, и латинское название стихотворения помогает осознать, что эта тема уходит в глубину веков. Тютчев проводит мысль о невозможности человека полно и до конца выразить себя в слове и познать внутренний мир другого человека в его словах, как и постичь тайну внутренней жизни природы:
Как сердцу высказать себя?
Другому как понять тебя?
Поймёт ли он, чем ты живёшь?
Мысль изречённая есть ложь …
По мнению поэта, речь человека характеризует его внешнее проявление, молчание — внутренний мир. В стихотворении также говорится о причастности человека к миру природы и об одиночестве его в мире людей. Но в отличие от романтиков Тютчев объясняет одиночество человека не его конфликтом с обществом, а причинами, независящими от личности, то есть объективными.
Нам не дано предугадать,
Как слово наше отзовётся, —
И нам сочувствие даётся,
Как нам даётся Благодать …
1869
В этой поэтической миниатюре-афоризме поэт также проводит мысль о невозможности полноты высказывания и надеется на доброе отношение к его поэтическому творчеству, вместе с тем в ней заложен глубокий философский смысл: на верующего человека нисходит свободный дар Божественной любви — Божья благодать.
Любовная лирика
Жёг любви коль пламень,
Падал я, вставал в мой век,
Брось, мудрец! на гроб мой камень,
Если Ты не человек …
Г.Р.Державин
В любовной лирике Тютчева отражаются психологически точно переданные переживания лирического героя и философское осмысление любви.
Амалии Крюденер поэт посвящает стихотворение «К.Н.» (1824), наполненное чувством горечи после расставания с девушкой.
Твой милый взор, невинной страсти полный,
Златой рассвет небесных чувств твоих
Не мог — увы! — умилостивить их.
Он служит им укорою безмолвной …
Позже было написано стихотворение «Я помню время золотое … » (1834). Оно посвящено тем дням юности, когда молодые люди отстали от группы путешествующих и осматривали руины старинного замка на берегу Дуная. Теплота воспоминания сочетается с грустью расставания:
Я помню время золотое,
Я помню сердцу милый край.
День вечерел; мы были двое;
Внизу, в тени, шумел Дунай.
И на холму, там, где, белея,
Руина замка вдаль глядит,
Стояла ты, младая фея,
На мшистый опершись гранит,
Ногой младенческой касаясь
Обломков груды вековой;
И солнце медлило, прощаясь
С холмом, и замком, и тобой.
Спустя много лет Тютчев посвятил Амалии Крюденер, теперь уже светской красавице, ещё одно стихотворение.
К.Б.
Я встретил вас - и всё былое
В отжившем сердце ожило;
Я вспомнил время золотое -
И сердцу стало так тепло…
Как поздней осени порою
Бывают дни, бывает час,
Когда повеет вдруг весною
И что-то встрепенется в нас, -
Так, весь обвеян дуновеньем
Тех лет душевной полноты,
С давно забытым упоеньем
Смотрю на милые черты…
Как после вековой разлуки
Гляжу на вас, как бы во сне, -
И вот - слышнее стали звуки,
Не умолкавшие во мне…
Тут не одно воспоминанье,
Тут жизнь заговорила вновь, -
И то же в вас очарованье,
И та ж в душе моей любовь!.
1870
Вопросы и задания для анализа
— Как любовная тема сочетается с философскими обобщениями?
— В чём состоит особенность сравнений?
Обобщение ответов учащихся:
Инициалы в заглавии стихотворения — это сокращённые слова «Баронесса Крюденер». Оно было написано после встречи поэта с баронессой на курорте в Карлсбаде в 1870 году. Как и в предшествующем стихотворении, Тютчев повторяет здесь выражение «время золотое» (эпитет «златой» появился уже в первом посвящении юной Амалии: «златой рассвет небесных чувств»). Раскрыв «внутренние переживания человека, поэт использует сравнения из мира природы. Неожиданная, через много лет встреча с любимой пробудила святые воспоминания о прошлом, одновременно это и возвращение полноты чувства («всё та ж в душе моей любовь»).
Любовь навсегда сохраняется и возрождается в душе человека — такова обобщающая мысль автора. Последняя встреча поэта с баронессой состоялась, когда поэт был болен в 1873 году. Сохранилась запись, сделанная в последние дни его жизни: « … вчера я испытал минуту жгучего волнения вследствие моего свидания с … моей Амалией Крюденер, которая пожелала в последний раз повидать меня на этом свете и приезжала проститься со мной … »
В стихах денисьевского цикла звучит тема любви как рокового стихийного чувства, тема жертвенности любви, её переживаний «на склоне лет». «О, как убийственно мы любим » (1851) — стихотворный монолог, посвящённый трагическому противоречию любви, которая может стать для любимого человека «судьбы ужасным приговором», погубить его. Повторяющееся первое и последнее четверостишие усиливают его трагическое звучание. Начальная фраза стала афоризмом.
Философскому осмыслению любви на закате жизни человека посвящается стихотворение «Последняя любовь» (между 1852-1854 годами), в котором переживания человека передаются в сравнении с явлениями при роды и в противопоставлении духовного и физического его состояния.
Традиции Тютчева продолжены в поэзии символистов, которые провозгласили его своим учителем. Философская лирика Тютчева оказала влияние на творчество Н.Заболоцкого.
Жизнь и творчество Тютчева отражены в музейных экспозициях подмосковного имения Мураново и села Овстуг Брянской области.
(1803 - 1873) стали классикой отечественной литературы. Вот что писал о его лирике литературовед Юрий Лотман: «Семантика поэзии Тютчева отличается большой сложностью. Если привычная картина в истории литературы состоит в том, что отдельные поэты и целые литературные направления переходят от одного типа смыслообразования к другому как от этапа к этапу, то для Тютчева характерно, часто в пределах одного стихотворения, совмещение самых различных и исторически несовместимых семантических систем. Одни слова у него несут барочно-аллегорическую семантику, другие связаны с романтической символикой, третьи активизируют мифологический пласт значений, оживляющий черты глубокой древности, четвертые с исключительной точностью и простотой обозначают вещный мир в его предметной конкретности» .
Тютчев Ф.И. В избранное В избранном
Интересные воспоминания о Тютчеве оставили современники поэта. Мы публикуем некоторые из них.
: «... от его стихов не веет сочинением; они все кажутся написанными на известный случай, как того хотел Гете, то есть они не придуманы, а выросли сами, как плод на дереве... В этом смысле поэзия его заслуживает название дельной, т. е. искренней, серьезной. ... Талант его, по самому свойству своему, не обращен к толпе и не от нее ждет отзыва и одобрения; для того, чтобы вполне оценить г-на Тютчева, надо самому читателю быть одаренным некоторою тонкостию понимания, некоторою гибкостью мысли, не остававшейся слишком долго праздной».
: «Когда- то Тургенев, Некрасов... едва смогли уговорить меня прочесть Тютчева, но зато когда я прочел, то просто обмер от величины его творческого таланта». Толстой называл его среди своих любимых поэтов, говорил, что «без него нельзя жить».
: «Два года назад, в тихую осеннюю ночь, стоял я в темном переходе Колизея и смотрел на звездное небо. Крупные звезды пристально и лучезарно глядели мне в глаза, и по мере того как я всматривался в тонкую синеву другие звезды выступали передо мною и глядели на меня так же таинственно и так же красноречиво, как и первые. За ними мерцали во глубине еще тончайшие блестки и мало-помалу всплывали в свою очередь. Глаза мои видели только небольшую часть неба, но я чувствовал, что оно необъятно и что нет конца его красоте. С подобными же ощущениями раскрываю стихотворения Ф. Тютчева».
И. С. Аксаков : «Ум сильный и твердый - при слабодушии и бессилии воли, доходившем до немощи; ум зоркий и трезвый - при чувствительности нервов самой тонкой, почти женской, - при раздражительности, воспламенимости, одним cловом, при творческом процессе души поэта со всеми ее мгновенно вспыхивающими призраками и самообманом. Ум деятельный, не знающий ни отдыха, ни помощи - при совершенной неспособности к действию, при усвоенных с детства привычках лени, при необоримом отвращении к какому бы то ни было принуждению; ум постоянно голодный, пытливый, серьезный, сосредоточенно проникающий во все вопросы истории, философии, знания; душа, ненасытно жаждущая наслаждений, волнений, рассеяний, страстно отдававшаяся впечатлениям текущего дня...»
Н. А. Добролюбов : «Таланту Тютчева доступна и знойная страстность, и суровая энергия, и глубокая дума, возбуждаемая не одними стихийными явлениями, но и вопросами нравственными, интересами общественной жизни».
: «Он умён и мил; он один умеет расшевелить меня и дёргать за язык». «Со смертью Пушкина и отсутствием Жуковского мои литературные отношения почти совершенно пресечены. С одним Тютчевым есть ещё кое - что общее».
: «Скажу по секрету, по большому секрету: Тютчев очень замечателен, но... Впрочем, многие из его стихов превосходны...».
Родился Федор Иванович Тютчев 23 ноября (5 декабря) 1803 года в усадьбе Овстуг Орловской губернии.
В биографии Тютчева начальное образование было получено дома. Он изучал поэзию Древнего Рима и латынь. Затем он обучался в университете Москвы на отделении словесности.
Окончив университет 1821 году, начинает работать в Коллегии иностранных дел. В качестве дипломата отправляется в Мюнхен. Впоследствии поэт проводит за границей 22 года. Там же была встречена большая и самая главная в жизни любовь Тютчева – Элеонора Петерсон. В браке у них родилось три дочери.
Начало литературного пути
Первый период в творчестве Тютчева приходится на 1810-1820 года. Тогда были написаны юношеские стихотворения, весьма архаичные и похожие на поэзию прошлого века.
Второй период творчества писателя (20е – 40е годы) характеризуется использованием форм европейского романтизма и русской лирики. Его поэзия в этот период становится более оригинальной.
Возвращение в Россию
Третьим периодом его творчества стали 50-е – начало 70-х годов. Стихотворения Тютчева в этот период не выходят в печать, а произведения свои он пишет в основном на политическую тематику.
Биография Федора Тютчева в конце 1860-х годов была неудачной как в личной жизни, так и в творческой. Вышедший в 1868 году сборник лирики Тютчева, кратко говоря, не получил большой популярности.
Смерть и наследие
Беды сломили его, здоровье ухудшилось, а 15 июля 1873 года Федор Иванович умер в Царском Селе. Поэта похоронили в Санкт-Петербурге на Новодевичьем кладбище.
Поэзия Тютчева насчитывает немногим более 400 стихотворений. Тема природы – одна из самых распространенных лирике поэта. Так пейзажи, динамичность, многоликость как будто живой природы показаны в таких произведениях Тютчева: «Осень», «Весенние воды», «Чародейкою зимою», а также многих других. Изображение не только природы, но и подвижность, мощь потоков наряду с красотой воды на фоне неба показана в стихотворении Тютчева «Фонтан».
Любовная лирика Тютчева является еще одной важнейшей тематикой поэта. Буйность чувств, нежность, напряженность проявляются в стихах Тютчева. Любовь, как трагедия, как болезненные переживания, представлена поэтом в стихах из цикла, называемого «денисьевским» (составленном из стихов, посвященных Е. Денисьевой, возлюбленной поэта).
Стихотворения Тютчева, написанные для детей, входят в школьную программу и изучаются учащимися разных классов.
Ф. И. Тютчев (1803-1873)
История в деталях
Будучи типичной дворянской семьей, Тютчевы совмещали модный язык Франции с жестким соблюдением российских традиций. Помимо Федора, в семье подрастали старший сын Николенька и дочь Дарья. Детство будущего поэта проходило в Овстуге, где мальчик жил в потаенном мире тайн и фантазий. Как водится, обучение детей проводилось на дому, а воспитателем младшего сына и его преподавателем русской словесности был знаменитый переводчик и журналист-международник С. Раич, бывший тогда студентом Московского университета и «человеком в высшей степени оригинальным и бескорыстным» по мнению И. С. Аксакова. Он как никто другой сумел передать своему воспитаннику горячность увлечения римской и русской литературой, оказав на Тютчева благотворное нравственное влияние.
К 1821 году Тютчев уже окончил отделение словесных наук в Московском университете. В марте 1822 г. он уже был зачислен на службу в Госколлегию иностранных дел, а летом отправился в Мюнхен, получив должность сверхштатного сотрудника русской дипломатической миссии. О своей наружности Федор Тютчев заботился мало: волосы были зачастую всклокочены, но лицо всегда было выбрито; в одежде автор страстных стихов был даже неряшлив, а походка его была крайне ленива.
Рост Федора Тютчева был невысок, а широкий лоб, живые глаза, точеный нос и часто складывающиеся в ухмылку губы придавали его лицу привлекательность и глубокомысленное выражение. Однако чарующую силу лица сообщал гибкий ум: трудно было представить себе более занимательного и остроумного собеседника. В обществе Тютчева каждый чувствовал сразу же, что дело имеет не с простым смертным, а с уникальным талантом, отмеченным особым дарованием, с гением.
Любопытные факты из жизни дипломата-поэта
Именно в Мюнхене он имел удовольствие познакомиться с Генрихом Гейне, а также проводить частые беседы с талантливым философом Шеллингом и прочими учеными Мюнхенского университета. Отзыв Шеллинга о поэте сохранился в дневнике Киреевского, где говорилось, что это превосходнейший человек, беседовать с которым – одно удовольствие. На заре своей дипломатической карьеры в Баварии поэт влюбляется в графиню Амалию Лерхенфельд.
Юная красавица отвечает ему взаимностью, однако по настоянию родителей замуж выходит за сослуживца Тютчева некого барона Крюденера. И впоследствии у тонкого дипломата по обыкновению сохранились трепетные отношения с новой семьей Крюденеров. И спустя несколько лет, он встречает в Карлсбаде на водах прежнюю возлюбленную, ставшую вдовой. Результатом свиданий стало одно из знаменитейших стихотворений Тютчева «К. Б.», означавшее «Баронессе Крюденер» (сокращение слов):
Я встретил вас - и все былое
В отжившем сердце ожило.
В конце XIX века стихотворение было положено на музыку, а особую известность романс получил в исполнении И. С. Козловского. В возрасте 22 лет Тютчев женился на молодой вдове Э. Петпрсон. Младше жены он был на 4 года, а у нее осталось четверо детей от первого брака.
Лирика Тютчева легка, туманна и чиста
В 1836 г. в журнале «Современник» появились сразу 16 стихотворений Тютчева «Стихи, присланные из Германии». Александр Сергеевич опубликовал в последующем номере еще 6 стихотворений. Таким образом Пушкин благословил дипломата на поэтическую стезю.
К слову, у Тютчева никогда не было стремления стать поэтом: он даже подчеркивал несколько пренебрежительное отношение к творчеству – как-то наряду с бумагами бросил в урну ворох переводов и стихов. Он также не принимал участия в издании собственных книг. Это сделали его друзья, а когда книги увидели свет, это пробудило в нем только ироническую усмешку.
Он отмечал в дневнике, что «писанье – ужасное зло, оно подобно грехопадению злосчастного разума». И все же он писал стихи, потому что не мог этого не делать, ведь дар был дан ему свыше. Стихи будто сами в нем легко складывались. Однажды весенним дождливым вечером до нитки промокший Федор Тютчев сказал дочери: «Я тут создал несколько стихов», а пока его раздевали, он успел продекламировать ей одно из прелестнейших творений.
Высокая оценка творчества
Стихи часто цитировали мэтры литературы – Лев Толстой, А. Пушкин, а над произведением «Эти бедные соленья» Тарас Шевченко, растроганный до глубины души, плакал. И действительно, здесь будто не слова говорят, а вздох человечества запечатлелся.
Тютчев поистине гениальный лирик и поэт особого, романтичного склада. Развивая философскую линию отечественной поэзии, он навсегда останется певцом природы и тончайшим мастером пейзажа: в его стихах чувствуется единение человека и природы, в глазах поэта мир полон загадок и тайн, где «хаос шевелится». Современник войн и распрей, он относится к времени как к «минутам роковым». Его поэзия пропитана бесстрашной и глубокой мыслью, выраженной ярко и метафорично.
Л. Н. Толстой любил повторять, что «невозможно жить без Тютчева», - настолько серьезно на него оказывало влияние творчество поэта. Пушкин, Некрасов, Жуковский, Добролюбов, Чернышевский, Достоевский, Горький и Блок не оставались равнодушными к произведениям несравненного Тютчева. Как о мыслителе о нем восторженно отзывались Гейне и Шеллинг.