Что такое наука каковы ее функции. Понятие науки
Описание книги «Люди и собаки»:
Книга французского исследователя посвящена взаимоотношениям человека и собаки. По мнению автора, собака - животное уникальное, ее изучение зачастую может дать гораздо больше знаний о человеке, нежели научные изыскания в области дисциплин сугубо гуманитарных. Автор проблематизирует целый ряд вопросов, ответы на которые привычно кажутся само собой разумеющимися: особенности эволюционного происхождения вида, стратегии одомашнивания и/или самостоятельная адаптация собаки к условиям жизни в одной нише с человеком и т.д. По мнению ученого, именно Canis familiaris с «экологической» точки зрения является для нас самым близким существом. Книга получила в 2009 году Гран-при Морон, награду, присуждаемую «французскому автору за труд или произведение, способствующее продвижению свежих этических идей». Доминик Гийо - социолог, антрополог, специалист по истории науки, директор исследовательского центра Жака Берка в Рабате.
Содержание аудиокниги:
Предисловие
Введение
Загадочное увлечение
Собачьи пакости
Не более чем собаки: тезис о собаке-иллюзии
Философия: пропасть между человеком и животным
Гуманитарные науки: природа и культура
Этология: призрак антропоморфизма
Связь, древняя как мир
Неужели они настолько умны, чтобы нас одурачить?
Открыты новые горизонты
Глава 1. Откуда они пришли?
Эволюционное происхождение собак
Между человеком и волком
Древнее самого человека
Животное вечное и вездесущее
Одомашнивание собаки
Кто же кого приручил?
Модель собаки-мусорщика
Самое близкое человеку животное
Многофакторный процесс
Глава 2. Кто они такие?
Биологические аспекты одомашнивания собак
Мягкий отбор
Мозаичная эволюция
Синдром Парка Юрского периода
Популяционный подход
Между собаками и волками: реальные границы вида Canis familiaris
Глава 3. Что такое породы собак? Мифы, реальность и зрительный обман
Подвижная система связанных популяций
Создание собачьих пород в XIX веке: между расовой теорией и евгеникой
Генетическая и генеалогическая необоснованность разделения собак на породы
Собаки породистые и дворняги
Прежняя и нынешняя селекция: образы заводчика и собаковода-любителя
Последствия теории пород для собачьей популяции
Природный артефакт, домашний дикарь
Славные породистые собаки
Порода: еще одна собачья стратегия для использования антропогенной ниши?
Глава 4. Как собаки воспринимают мир?
Мадлен и собака
Получение и обработка информации
Зрение
Слух
Принять «точку обоняния» собаки
Заключение
Глава 5. Есть ли у собак разум?
Собачья психология и антропоморфизм
Эффект «умного Ганса»
Прекрасные иллюзии?
Бихевиоризм, этология и разум
Возможности эвристического антропоморфизма
Каково же быть собакой? Антропоморфизм и эгоморфизм
Функциональный антропоморфизм
В поисках собачьего разума
Глава 6. Собачий склад ума
Физический мир собаки
Объекты
Они суеверны
Разум, ты ли это?
Desperate housedogs?
Глава 7. Как они воспринимают нас? Социальная жизнь собак
Собака Павлова - не то, чем кажется
Два социума
Волк ли волк другому волку?
Люпоморфизм и неотения: собака - это юный волк?
Бебиморфизм: собака - это ребенок?
Упразднение стаи
Значение иерархии в каждом из двух социумов
Скорее вольнонаемные, чем верноподданные
Глава 8. Может быть, они просто не умеют говорить? Как люди и собаки общаются между собой
Что значит «гав»?
Что же происходит на самом деле: несемантическая коммуникация
Зрительная коммуникация
Собаки - совсем не дураки: pointing
Звуковая коммуникация: лай
Они лают, потому что мы разговариваем?
Понимают ли они слова?
Язык для разговора с собакой: doggerel
Как разговаривать с собакой: рациональный подход
Глава 9. Агрессия у собак
Все дело в точке зрения
Типы агрессии у собак
Не слишком строгие правила поведения
Проблема опасных собак
Глава 10. Как мы воспринимаем их? Точка зрения человека
Амбивалентность чувств
Эмпатия по отношению к животному: разлад с людьми?
Собака-компаньон: эмоциональное замещение?
Эмпатия и человеческая природа
«Обращаться как…» или «принимать за…»
Иногда мы предпочитаем людям собак
Отношения с животным: гибкие обязательства
Бесконечный туннель
Связь с незапамятных времен
Любовь к зверю, отказ от человека?
Допустимое непонимание
Разговор с животным
Глава 11. Смешанная социальная группа: антропоканинные сообщества
Нам близки только те, кто похожи на нас?
Социальная связь как взаимная адаптация
Антропоканинное общество
Разнообразие антропоканинных культур
Отказаться от противопоставления природы и культуры
Литература
Наука - одна из сфер человеческой деятельности, функцией которой является производство и систематизация знаний о природе, обществе и сознании. Н. включает в себя деятельность по производству знания. Термин «Н.» употребляется также для обозначения отдельных областей научного познания - физики, химии, биологии и т. п. Предпосылками возникновения Н. являются общественное разделение труда, отделение умственного труда от физического и превращение познавательной деятельности в специфический род занятий первоначально небольшой, но постоянно растущей группы людей. Отдельные элементы научного знания появились еще в Древнем Китае, Индии, Египте, Вавилоне. Однако возникновение Н. относят к VI в. до н. э., когда в Древней Греции появляются первые теоретические системы, противостоящие религиозно-мифологическим представлениям. Особым социальным институтом Н. становится в XVII в., когда в Европе возникают первые научные общества и академии, начинают выходить первые научные журналы. На рубеже XIX-XX вв. возникает новый способ организации Н. - крупные научные институты и лаборатории с мощной технической базой. Если до конца XIX в. Н. играла вспомогательную роль по отношению к производству, то в XX в. развитие Н. начинает опережать развитие техники и производства, складывается единая система «Н.- техника - производство», в которой Н. принадлежит ведущая роль. В настоящее время Н. пронизывает все сферы общественной жизни: научные знания и методы необходимы и в материальном производстве, и в экономике, и в политике, и в сфере управления, и в системе образования. Н. оказывает революционизирующее влия- ние на все стороны общественной жизни, являясь движущей силой научно-технической революции. Научные дисциплины, образующие в своей совокупности систему Н. в целом, разделяются на три группы: естественные, общественные и технические Н. Между этими группами нет резких границ. Многие дисциплины занимают промежуточное положение между этими группами или возникают на их стыке. Кроме того, в последние десятилетия значительное развитие получили междисциплинарные и комплексные исследования, объединяющие представителей весьма далеких дисциплин и использующие методы разных Н. Все это делает проблему классификации Н. весьма сложной. Однако указанное выше разделение Н. все-таки во многих отношениях полезно, т. к. выражает важное различие между ними по предмету изучения: естественные Н. исследуют природные явления и процессы, общественные Н. изучают общество и человека, технические Н. исследуют особенности искусственных, созданных человеком устройств. По их отношению к практике Н. и научные исследования принято разделять на фундаментальные и прикладные. Основными целями фундаментальных Н. являются познание сущности явлений, открытие законов, управляющих течением наблюдаемых процессов, обнаружение глубинных структур, лежащих в основе эмпирических фактов. В методологических исследованиях под Н., как правило, имеется в виду именно фундаментальная Н. Однако в последние десятилетия все большее место в Н. занимают прикладные исследования, непосредственной целью которых является применение результатов фундаментальных Н. для решения технических, производственных, социальных задач. Ясно, что развитие фундаментальных Н. должно опережать рост прикладных исследований, подготавливая для последних необходимую теоретическую основу. Попытки выработать точное определение Н., научного знания, научного метода, определение, которое позволило бы отделить Н. от других форм общественного сознания и видов деятельности - от искусства, философии, религии, - не увенчались успехом. И это вполне естественно, ибо в процессе исторического развития границы между Н. и не-наукой постоянно изменяются: то, что вчера было не-наукой, сегодня обретает статус Н.; то, что мы сегодня считаем Н., завтра может быть отброшено как псевдонаука. Однако некоторые черты Н., отличающие ее от других форм общественного сознания, все-таки можно указать. Напр., от искусства Н. отличается тем, что дает отображение действительности не в образах, а в абстракциях, в понятиях, стремится к их логической систематизации, дает обобщенное описание явлений и т. д. В отличие от философии, Н. стремится к открытию новых фактов, к проверке, подтверждению или опровержению своих теорий и законов, использует наблюдение, измерение, эксперимент как методы познания и т. п. По отношению к религии Н. отличается тем, что старается ни одного положения не принимать на веру и периодически возвращается к критическому анализу своих оснований. Тем не менее Н., искусство и философию объединяет творческое отношение к действительности и ее отображению, элементы научного знания проникают в искусство и философию, и точно так же элементы искусства и философии являются неустранимым компонентом научного творчества. Различные стороны Н. изучаются целым рядом особых дисциплин: историей науки, логикой науки, социологией науки, психологией научного творчества и т. п. С середины XX в. начала формироваться особая область, стремящаяся объединить все эти дисциплины в комплексное исследование Н. - науковедение.
Определения, значения слова в других словарях:
Философский словарь
Особый ответ человека на вызов истории, на усложнение социального мира. Она направлена на получение предметного знания, знания вещей, процессов как таковых, включает в себя критику своих собственных оснований и достижений, т. е. в Н. преобладает предметная модальность. Н....
Философский словарь
Одна из сфер человеческой деятельности, функцией которой является производство и систематизация знаний о природе, обществе и сознании. Н. включает в себя деятельность по производству знания. Термин "Н." употребляется также для обозначения отдельных областей научного познания...
Философский словарь
Философский словарь
Особый вид познавательной деятельности, направленный на выработку объективных, системно организованных и обоснованных знаний о мире. Взаимодействует с др. видами познавательной деятельности: обыденным, художественным, религиозным, мифологическим, филос. постижением мира. Как...
Философский словарь
Особый вид познавательной деятельности, направленной на выработку объективных, системно организованных и обоснованных знаний о мире. Взаимодействует с другими видами познавательной деятельности: обыденным, художественным, религиозным, мифологическим, философским постижением...