Политическая деяния царя соломона.
Первую обще еврейское государство создал, как об этом узнаем из Библии, израильский обладатель - Саул, которого помазал на царство
верховный жрец и судья Самуил. Саул созвал еврейское ополчение для борьбы с филистимлянами. Перед началом боя состоялся традиционный поединок между представителями воюющих сторон. На этот поединок филистимляне выставили вооруженного до зубов великана Голиафа, евреи же - вооруженного лишь пращею иудейского юношу Давида. Пока Голиаф пытался понять, почему этот нелепый солдат решился выйти на верную смерть, ловкий юноша попал камнем из пращи в его медный лоб... филистимляне так ошеломила неожиданное поражение Голиафа, что они бросились бежать. Это неординарное победа над грозным врагом окрылила и сплотила еврейские колена. А вскоре иудеи также признали Саула своим царем. Так возникло, согласно ветхозаветной традиции, Израильско-иудейское царство.
Саул получил несколько ханаанейских городов, отразил нападение кочевников, однако не справился со своими подданными. Против него поднял мятеж, поддержанный иудеями, военачальник Давид - библейский победитель Голиафа. Вскоре первый еврейский царь и трое его сыновей погибли в бою с филистимлянами, причем не без помощи Давида, который перешел на сторону врага. Давид узурпировал царский трон, распространив через семь лет свою власть и на израильские колена.
В 995 г. до н. Э. е. Давид овладел Иерусалимом и сделал его своей столицей. Он присоединил к столице гору Сион - и с тех пор до наших дней Иерусалим и гора Сион (их стали называть городом Давида), по словам историка, "были и остаются духовным (хотя и не всегда политическим) центром для основной массы еврейства". Постепенно Давид покорил остальные ханаанейских городов, а также распространил свою власть не по иорданские царства Эдом, Моав и Аммон. Он создал царскую гвардию (кстати, не из евреев, а с филистимлян и критян), чиновничий аппарат, разделил страну на административные округа, с большим трудом переписал и обложил населения (евреи чувствовали суеверный страх перед учетом людей и скота, способным якобы накликать беду). Чтобы сплотить свой народ, установить в государстве мир и согласие, Давид соединил с племенным еврейским культом Яхве местные ханаанейские культы, вернул в столицу похищен в израильских племен филистимлянами ковчег завета - деревянный сундук, в которой, по убеждению евреев, поселился Бог их. Значение религии в политической жизни еврейских колен благодаря этой акции Давида еще больше возросло, происходило сращивание религиозной системы с государственными структурами. В царствование Давида евреи монополизировали посредническую миссию в торговле между Вавилоном и финикийские города, Египтом и Малой Азией. Давид сохранил народное ополчение, однако начало формирования профессионального войска, к которому он вербовал воинов-чужеземцев (они нередко добровольно записывались в армию, чтобы получить право на поселение в Палестине).
После смерти Давида еврейский трон унаследовал его младший сын Соломон, который в борьбе за власть не остановился перед убийством родного брата. В царствование Соломона Израильско-Иудейское царство достигло вершины в своем развитии.
Соломон воздвиг вокруг Иерусалима, Асор, Мегиддо, Газера и других палестинских городов мощные стены, построил в столице (руками финикийских мастеров) величественный королевский дворец и небольшой, украшенный ливанским кедром, медью, драгоценными камнями и золотом храм богу Яхве, куда поместил ковчег завета. Иерусалим, таким образом, стал не только политической, но и религиозной столицей евреев. Соломон позаботился о росте посреднической роли евреев в международной торговле, превратив Мегиддо у торгового посредника между Египтом и Азией. Он построил торговый флот, который раз в три года уходил в составе флотилии финикийского царя Ахирама к аравийской страны Офир за золотом и экзотическими товарами. По данным, приведенным в Библии, золотые прииски Офир (недавно выяснено, что они содержались между Меккой и Мединой, в урочище Махдад-Дхахаб, название которого переводится как "колыбель золота") дали обоим обладателям 31 тонну этого благородного металла (И Царь., 9, 26-28).
В царствование Соломона вырос международный авторитет древнееврейского государства. Соломон заключил выгодный союз с Египтом, женившись на египетской принцессой и получив за ней палестинское м. Гезер, переданное ему от филистимлян его тестем - фараоном Шешонк. Израильско-Иудейское царство, таким образом, получило выход к Средиземному морю. Еврейский царь завоевал соседнее княжество Эдом (греческое название - Идумея). О Соломоне заговорили при царских дворах, к нему прибыла с визитом царица далекой аравийской страны Саввы.
Ветхозаветные историописець утверждал, шо царица Савская отправилась в неблизкий мир исключительно для того, чтобы испытать Соломона своими загадками (И Царь., 10,1-10). Так или иначе, а ее интригующий визит в Иерусалим хоть и не изменил ход мировой истории, все же не остался незамеченным. Во-первых, если верить легенде, Соломон сумел, не нарушая дворцового этикета, опровергнуть злу сплетню, будто у царицы Савской мохнатые, как у козы, ноги. Во-вторых, через девять месяцев после его визита у царицы Савской родился сын, от которого вели свою родословную эфиопские императоры-Негус (последний негус Хайде Салас И считался 225-м потомком сына Соломона и царицы Савской).
Библия, теша национальное самолюбие евреев, изображает Соломона богатым и мудрым из смертных: "Царь Соломон превосходил всех царей земли богатством и мудрости. И вся земля хотела видеть Соломона, чтобы послушать мудрости, Бог в Его сердце "(И Царь., 10, 23-24). Однако исторический Соломон был далек от такого идеала, ведь имел властительную и легкомысленную характер. Он купался в роскоши, транжирив государственные средства направо-налево, завел (видимо, чтобы соседние обладатели лопнули от зависти) огромный гарем (700 женщин и 300 наложниц). Царское окружение, состоявшее почти исключительно из Соломоновых родственников, не могло пожаловаться на отсутствие аппетита - съедал ежегодно почти 12 млн. Литров муки, 11 тыс. Голов крупного рогатого скота и 36,5 тыс. Мелкой, не считая "оленя, и серны, и антилопы и откормленных птиц "(I Цар., 5, 1-3). Чтобы прокормить толпу, Соломон разделил земли Израиля на 12 округов, обязав их населения по очереди доставлять нужное количество продуктов к царскому двору. Своих соплеменников-иудеев он освободил от этого побора.
Как уже отмечалось, между древними евреями никогда не было согласия. До царствования Давида, по словам историка, "Израиль был сборищем племен, враждовавшие между собой", и лишь в конце его владычества "стали сильным и, как тогда казалось, единственным народом". В результате непродуманной налоговой реформы Соломона, дискриминационной по израильтян, традиционная напряженность в отношениях между израильтянами и иудеями достигла критического предела - израильтяне, которых насчитывалось 500-700 тыс, то есть в 2-3 раза больше, чем иудеев, восстали. Соломон подавил это выступление, а вождь повстанцев Иеровоам вынужден был спасаться бегством в Египет. Однако Соломон умер и царем стал его молодой, неопытный сын Ровоам, израильтяне вновь начали проявлять свое недовольство, причем и на этот раз их выступление возглавил Иеровоам, которого поддерживал египетский фараон Шешонк. Израильские колени потребовали, чтобы царь восстановил в государстве справедливость, однако Ровоам обратился к угроз, пообещав согнуть мятежников в бараний рог (И Царь., 12, 14). В ответ на этот амбициозный выпад израильтяне избрали своим царем Иеровоама (925 г. до н. Э. Е.). Вскоре Иерусалим был полностью ограблен египетскими войсками. Израильско-иудейское царство окончательно распалось на два государства, причем политическим центром Иудейского царства остался Иерусалим, столицей же Израильского царства сначала стал Сихем, а около 875 г. до н. Э. е. (за владычество Омри) - Самария. В обоих еврейских государствах сохранились заложенные Давидом и Соломоном формы политического управления, однако в Иудее политическая обстановка была сравнительно стабильной, а в Израиле, наоборот, характеризовалась хаотичностью. Так, если в Иудейском царстве непрерывно царствовала династия Давидидив, то за 230 лет существования Израильского царства там сменилось 9 династий, причем добрая половина израильских царей погибла насильственной смертью.
Почему древним евреям не удалось создать сильного государства? Среди причин быстрого распада Израильско-Иудейского царства историки чаще всего называют неодинаковость демографической ситуации в Израиле и Иудее, существенные различия в социально-экономическом развитии обоих регионов, различные географические условия для развития торговли в этих регионах (Иудея была удалена от торговых трактов).
ЧАСТЬ ЧЕТВЕРТАЯ
ОТ СОЛОМОНА ДО АРАБСКОГО ВТОРЖЕНИЯ
ГЛАВА 8
ЕВРЕЙСКОЕ ГОСУДАРСТВО ДО РИМСКОЙ
ОККУПАЦИИ 928-63 ГГ. ДО Н.
Э.
8. 1. Разделеннные царства 928-722 гг. до н.э.
После смерти царя Соломона единое царство распалось на два - Се-
верное Израильское на территории десяти северных колен (Самария,
Галилея и Заиорданье) и южное Иудейское - на территории колен
Иуды и Веньямина.
Первым царем северного Израильского царства стал Иеровоам (927
-901 гг. до н.э.). В прошлом, во времена царя Соломона - начальник
рабочей силы колена Ефраима, к которому он принадлежал. Своей сто-
лицей он избрал город Шхем в Самарии, и, кроме того, построил город
Пенуэль в Заиорданье, который считал своей второй столицей. /11/
Примерно два столетия страна оставалась разделенной на два царс-
тва. Южным Иудейским царством по-прежнему правили наследники
дома Давида, в то время как северным Израильским царством правили
разные люди и только немногим удавалось установить наследствен-
ные династии.
Одну из таких династий основал Амврий (882-871 гг. до н.э.), кото-
рый перенес столицу Израильского царства в новый, построенный им
город Самарию. Раскопки обнаружили там особняки семьи Амврия и
придворных, кладовые, бассейны и зернохранилища, а также городс-
кой квартал.
Амврий, а впоследствии его сын Ахав (871-852 гг. до н.э.), проводи-
ли политику сближения с Иудейским царством. В этот период каждое
царство проводило обширную строительную программу.
В правление первого правителя Иудеи, сына царя Соломона Ровоама
(927-910 гг. до н.э.), были построены крепости на юге в Негеве, вдоль
границы с Египтом, а также на побережье - Ипа, Лахиш и ряд других.
В царствование Озии (Осия) (787-736 гг. до н.э.) Иудейское царс-
тво расширилось на восток - вассалами стали аммонитяне, полностью
были очищены от филистимлян города Гат, Ашдод, Явне. Иерусалим
был расширен и значительно укреплен, а реорганизованная и перево-
оруженная армия стала полностью профессиональной. Заметный рост
населения в обеих царствах сопровождался развитием торговли и зем-
леделия. Развивалось виноделие, производство тончайших сортов бе-
ленного полотна (город Бейт-Ашбеа, на юге).
В разные периоды оба царства сталкивались с угрозами со стороны
Египта и арамейских государств Сирии. Однако в это время (в восьмом
веке до н.э.) общую опасность для всего Ближнего Востока представ-
ляла Ассирия, громадная империя, которая простиралась от Персидс-
кого залива до Армении.
В 733 году до н.э. ассирийцы вторглись в Сирию, разрушили Да-
маск, разделили страну на четыре провинции и депортировали значи-
тельную часть населения в Иран.
Спустя несколько лет такая же участь постигла Израильское царс-
тво. Ассирийский царь Салманасар V (727-722 гг. до н.э.) после трех-
летней осады, в 722 году до н.э., овладел столицей Израильского царс-
тва - Самарией и сравнял ее с землей. Царь Осия (731-723) был взят в
плен. Не менее 27900 жителей Самарии было депортировано в Асси-
рию. Однако значительная часть еврейского населения северных ко-
лен Израиля нашла убежище в Иудее и, впоследствии, многие из них
вернулись в свои дома
Два еврейских царства, середина VIII века до н.э.
"Еврейская энциклопедия, т. XII, 1911г."
8. 2. Иудейское царство в период 722-586 гг. до н.э.
После завоевания Ассирией Израиля Иудея осталась единственным
государством этого региона, сохранившим независимость. Царь Иудеи
Езекия (725-627 гг. до н.э.) проводил осторожную политику в отноше-
нии Ассирии и сосредоточился на укреплении пограничных оборони-
тельных сооружений, совершенствовании административной системы
государства, сооружении хранилищ с запасами продовольствия. Кроме
того, в Иерусалиме был построен туннель, по которому в город посту-
пала родниковая вода. Туннель сохранился до наших дней.
В 705 году до н.э. Езекия в коалиции с Египтом предпринимает по-
пытку освободить северную часть страны от ассирийской оккупации,
однако терпит сокрушительное поражение. Ассирийцы осадили Иеру-
салим, но вскоре начали поспешное отступление в свои земли из-за
разразившейся в их войсках эпидемии.
В 612 году до н.э. вавилоняне, совместно с союзными мидянами (из
Северного Ирана), захватили ассирийскую столицу Ниневию.
В 609 году до н.э. последний ассирийский царь Ашшубалит и под-
держивающий его египетский фараон Нехо (610-594 гг. до.н.э) с остат-
ками войск, разгромленных вавилонянами, отступили в Сирию. Одна-
ко уже в 605 году до н.э. царь Вавилонии Навуходоносор нанес им еще
одно тяжелое поражение в битве при Кархемише (на северной границе
Сирии), и занял всю Сирию. Это означало окончательный крах Асси-
рии.В 601 году Навуходоносор двинулся с большим войском на Иудею,
но ограничился согласием ее царя Иоакима (608-598 гг. до н.э.) в те-
чение трех лет платить дань. Однако спустя два года Иоаким пытается
освободиться от этой унизительной зависимости, но терпит пораже-
ние. Вавилонские войска вошли в Иерусалим, Иоаким был убит и ца-
рем становится его сын Иоахам. Около трех тысяч еврейских почетных
граждан Иерусалима в качестве военнопленных увели в Вавилонию.
Вскоре вслед за ними, по приказу Навуходоносора, были отправлены
около десяти тысяч ремесленников и юношей, а также u1048 Иоахим с семь-
ей и приближенными.
Царем Иудеи стал дядя Иоахима - Седекия. Восемь лет он соблюдал
верность Вавилонии, однако в 589 году до н.э. в Иерусалиме началоь
восстание против оккупантов - вавилонян, и войска последних, пос-
ле почти двухлетней осады, овладели еврейской столицей. По приказу
Навуходоносора Иерусалим был частично разрушен, в том числе была
разрушена царская резиденция, а Храм был разграблен и сожжен (это
произошло 9 Ава 586 года до н.э.). Царь Иудеи Седекия был ослеплен,
его доставили в Вавилон, где он вскоре умер.
Так завершилась династия царей из дома Давида. Их было двадцать
один и царствовали они 450 лет, из которых двадцать лет власть находи-
лась в руках первого царя Саула, происходившего не из дома Давида.
Иудейское царство пережило Израильское на 135 лет, после заво-
евания страны прошло 650 лет. Первый Храм просуществовал около
360 лет.
В 598 и 586 гг. была выслана в Вавилон незначительная часть до-
военного населения Иудеи, главным образом, тщательно отобранные
вавилонскими чиновниками политические, обществнные, экономичес-
кие и религиозные лидеры страны.
Многие поселенцы стали играть заметную роль в политической,
экономической и финансовой жизни вавилонской империи. Однако
они свято соблюдали предписания еврейской религии, сознавая отчет-
ливее, чем в прежние времена на Родине, свою особую и неизменную
самобытность в окружении языческих народов.
Между тем еврейская жизнь в земле Израиля продолжалась. Мил-
лионы простых людей трудились, как прежде, обрабатывая землю и
занимаясь ремеслами.
8. 3. Эрец Исраэль. Иудея в составе Персидской империи.
539-330 гг. до н.э.
Примерно через четыре десятилетия после разрушения Иерусалим-
ского Храма вавилоняне были разгромлены царем персов Киром Вели-
ким (559-530 гг. до н.э.)
Вместе с другими, входившими в состав Вавилонии землями, в его
руки перешли территории Иудейского и Израильского царств, полу-
чившие в это время общее название Иудея.
Кир издал указ, в соответствии с которым, часть изгнанников-иуде-
ев могла вернуться из Вавилона в Иерусалим и там восстановить го-
сударство под его протекторатом. Он заявил также о своем намерении
поддержать восстановление Иерусалимского Храма. Около пятидеся-
ти тысяч изгнанников под руководством Зоровавеля, принадлежащего
к потомкам дома Давида, вернулись на родину, в Иудею.
Главной заботой вернувшихся было, завершившееся в 516 году до
н.э. строительство Второго Храма - символа и центра религиозного и
национального самоопределения и самосознания еврейской нации на
протяжении многих веков.
Продолжалось восстановление и расширение Иерусалима - вечной
столицы Эрец Исраэль - Иудеи.
В период правления персидского царя Артаксеркса I (464-425 гг. до
н.э.) царским уполномоченным по Иерусалиму и прилегающим к ним
территориям был назначен Неемия, занимавший влиятельный пост
при царском дворе, один из вавилонских изгнанников.
При нем в 445 году до н.э. были восстановлены стены вокруг Ие-
русалима и осуществлен ряд реформ, направленных на укрепление ев-
рейской веры в соответствии с Торой.
Он также выступил с резким осуждением смешанных браков среди
еврейского населения. Неемия находился на своем посту 11 лет (445-
434 гг. до н.э.) /11/.
Вторая волна репатриации евреев на Родину состоялась при Артак-
серксе II (404-358 гг. до н.э.) под руководством Эздры.
Эздра был священником, потомком Аарона, и представлял интересы
своих соотечественников при царском дворе. Эздра был наделен широ-
кими полномочиями, распространявшими его власть на всю страну.
При возвращении на Родину, в Эрец Исраэль (Иудею), Эздру сопро-
вождало около пяти тысяч человек, в том числе священники и левиты,
которые везли с собой сосуды для литургий в Храме.
По прибытии в Иерусалим Эздра ужесточил реформы и чистки,
предпринятые Неемией, в том числе запрет на смешанные браки. Он
возобновил положение о первосвященнике, который должен был при-
надлежать к потомкам Аарона.
В дальнейшем, на протяжении веков, помазанный первосвященник,
облеченный царскими полномочиями, управлял страной, опираясь на
священников, левитов и Совет Старейшин.
В восстановленном еврейском государстве, благодаря усилиям Нее-
мии и Эздры, Тора стала духовной опорой еврейского народа, норматив-
ным документом не только еврейской веры, но и повседневной жизни.
Эздра практиковал публичное чтение отрывков из Торы с их разъ-
яснением и адресовался не только к элите, но и к широким слоям
населения.
В это время не менее важными, чем священники стали ученые, пис-
цы, книжники, которые в соответствии со своей интерпретацией текс-
та Торы определяли нормы следования ей.
Чтение Торы с разъяснительными комментариями позднее сыграет
важную роль в обновлении иудаизма, в соответствии с меняющимся
мировосприятием у каждого последующего поколения.
"Книги Неемии" и "Книга Эздры" содержат описание событий,
связанных с восстановлением Храма, Иерусалима и государственнос-
ти в составе Персидской империи. Ученые историки оценивают эти
произведения, как "ярчайшие образцы еврейской истории" /11/.
8.4. Эрец Исраэль. Иудея под властью греков. 332-167 гг. до н.э.
В 334 году македонский полководец Александр III Великий начал
свой знаменитый завоевательный поход, в ходе которого завоевал все
царства Ближнего и Среднего Востока, Египет, а затем и Индию. Иу-
дея вошла в состав его империи.
После смерти Александра в 323 году до н.э. созданная им империя
распалась на ряд эллинистических государств, во главе которых стоя-
ли его преемники, образовавшие три основные династии: Антагониды
в Македонии, Селевкиды в Сирии и Птолемеи в Египте.
Во владения Птолемеев входила и Иудея, которая, как и прежде
при персах, управлялась первосвященником, обладавшим царскими
полномочиями. В Самарии и Газе были основаны греческие колонии,
а по обе стороны от реки Иордан были созданы греко-македонские
поселения. Греческие правители были заинтересованы в создании син-
теза греческой и местной культур, распространении греческого языка,
философии и религиозного культа. На протяжении всего греческого
правления шла борьба между евреями - сторонниками и противника-
ми эллинизации.
В 200 году до н.э. контроль над Иудеей захватил правитель Сирии
из династии Селевкидов Антиох III. Его наследник Антиох IV Эпифан
(175-164 гг. до н.э.) запретил евреям в Иудее практиковать обрезание,
праздновать субботу и, кроме того, приказал приносить жертвы язы-
ческим богам, а Иерусалимский Храм провозгласил святилищем гре-
ческого божества - Зевса.
Таким образом, Антиох IV предпринял попытку силой навязать ев-
реям греческий культ, заставить их отказаться от иудаизма - религии
отцов. Ответом на эти действия стало всеобщее возмущение еврейско-
го населения и восстание, которое покончило с греческим господством
в Эрец Исраэль.
8. 5. Восстановление независимости и суверенитета.
167-63 гг. до н.э.
Восстание еврейского народа за независимость и сохранение своей
религиозной и национальной самобытности возглавил глава семейства
Хасмонеев Маттафия из деревни Модии. Сначала к нему присоедини-
лись жители окрестных деревень, а затем масса народа по всей стране,
а также еврейские воинские отряды.
Пробыв во главе восстания в течение года, в 166 году до н.э. Мат-
тафия умер. Во главе вооруженных формирований стал его сын Иеуда
Маккавей, который первым делом восстановил по всей стране еврей-
ские законы и начал освобождение городов от македонских воинских
гарнизонов. Сирийские правители пытались подавить восстание, сна-
чала используя местные гарнизоны в Самарии, Кесарии, а затем ог-
ромные армии из Сирии во главе с самыми опытными полководцами.
Однако благодаря мужеству и героизму еврейских воинов, которых
вдохновлял своим примером Иеуда, его малочисленная, по сравнению
с вражескими, армия одерживала одну победу за другой.
В 164 году до н.э. Иеуда, первосвященник и глава государства, ос-
вободил от иноземных войск Иерусалим. Храм был заново освящен, а
в память об этом событии, а также о чуде, в результате которого све-
тильник (храмовая менора), заправленный остатком неоскверненного
масла, которого могло хватить лишь на один день, горел целых восемь
дней, был учрежден праздник - Ханука.
В 162 году Иеуда решил вступить в дружеский союз с римлянами.
Был заключен договор "...по поводу оборонительного и наступатель-
ного союза с народом иудейским...", утвержденный римским сенатом.
В 161 году до н.э. Иеуда одержал решающую победу над сирийской
(македонской) армией, насчитывающей 40 тысяч пешего и 10 тысяч
конного войска. Эта победа увеличила политический вес Иудеи в гла-
зах ее соседей и вдохновила еврейский народ.
Иеуда вел успешные бои с окрестными племенами на севере стра-
ны в Галилее, в Заиорданьс и Галладе, взял город Ефрон и очистил от
идумян Хеврон и прилегающую к нему территорию.
В 160 г. до н.э. в тяжелом сражении с огромной армией, посланной
в Иудею царем Сирии Деметрием, Иеуда погиб, "перебив множество
врагов". Он был похорон в деревне Модии. Иосиф Флавий писал: "..он
стяжал величайшую славу и оставил по себе вечную память, освобо-
див народ свой и избавив его от македонского ига". /7/
В отличие от еврейских религиозных лидеров, фарисеев, Иеуда
был убежден, что внутренняя религиозная и национальная свобода
возможна только при условии полной политической независимости.
Жизнь подтвердила его правоту.
После гибели Иеуды военачальником и главой государства стал его
брат Ионатан, который после ряда кровопролитных сражений вынудил
сирийские войска покинуть Иудею. При нем сирийские властители из
династии Селевкидов, пока еще неофициально, признали независи-
мость Иудеи. Как и Иеуда, Ионатан погиб в сражении.
Официальной независимости еврейского государства, Иудеи, до-
бился последний из братьев Симон (Шимон), использовавший междо-
усобицы, которые в это время терзали царство Селевкидов.
Шимон процарствовал восемь лет и после его гибели, в результа-
те коварного покушения, наследником стал его сын Иоханан Гиркан
I (134-104 гг. до н.э.). Он вел успешные войны и полностью очистил
от греко-сирийского присутствия Самарию, Галилею и Идумею, насе-
ление которой приняло иудаизм. Иоханан Гиркан I правил страной 31
год, проявив себя мудрым правителем и способным военачальником.
Его сын Аристобул I провозгласил себя царем Иудеи, вместо ра-
нее введенного Шимоном титула "этнарха", равноценного царскому.
Аристобул I правил страной всего два года (104-103 гг. до н.э.)
Его брат Александр Янай (103-76 гг. до н.э.) восстановил суверени-
тет и еврейский облик во всех городах прибрежной полосы, в том чис-
ле и в городе Газа. Через портовые города активизировалась торговля
и это благоприятно отразилось на подъеме экономики, в том числе на
сельскохозяйственном производстве.
В течение трех лет Янай воевал в Заиорданье, восстанавливая ев-
рейский суверенитет на землях Манассии, Гада, Реувена, в том числе
на Голанах.
Александр Янай подобно царю Давиду был воином и героем. Он
осуществил конечную цель династии Хасмонеев и восстановил суве-
ренитет и территориальную целостность страны в границах, которые
были определены во времена царей Давида и Соломона u1085 на вечные вре-
мена. Вдоль границ он восстановил и построил крепости, в том числе
и такие мощные как Массада, Гиркания и другие.
В его царствование был построен дворец Хасмонеев и здание над
пещерой Махпела (в его древнем виде) в Хевроне.
Александр Янай скончался в 76 году до н.э. в возрасте 49 лет, после
27-летнсго царствования.
В царствование Александра Яная обострились противоречия меж-
ду двумя основными религиозными течениями в иудаизме, главным
образом, между партиями саддукеев и фарисеев. Первые считали
письменную Тору достаточной основой иудейской веры и не видели
необходимости в бесчисленных комментариях к ее тексту. Они также
отрицали мессианскую идею и считали политическую независимость
важнейшей гарантией независимости религиозной и национальной.
Они поддерживали усилия правителей страны из династии Хасмонеев,
особенно царя Александра Яная.
В партии саддукеев было много богатых и влиятельных людей, их
поддерживали наследные священники Храма.
Фарисеи, в основном, принадлежали к среднему классу. Они стре-
мились сделать Тору применимой к нуждам современности, как они ее
понимали, путем толкования ее текста.
Фарисеи были ярыми противниками "оскверняющего воздействия
греческой культуры" и их фанатизм в этом вопросе причинил много
вреда стране в период царствования Александра Яная, которого они
ненавидели.
Вдова и наследница Александра Яная, Александра Соломея (76-
67 гг. до н.э.), в интересах мира и спокойствия в стране решила пра-
вить, опираясь на фарисеев, которые преобладали в ее Совете и Боль-
шом Синедрионе.
По настоянию фарисеев царица являлась главой государства, а фун-
кции первосвященника исполнял ее сын Гиркан, другой ее сын Арис-
тобул II помогал ей в делах правления. Фарисеи улучшили систему
школьного образования и направили большое количество учителей в
различные районы Иудеи с целью обучения детей и молодежи чтению
и письму, а также изучению Торы.
В это время среди большинства народов мира царила неграмот-
ность, однако в маленькой Иудее множество людей не только умели
читать и писать, но и разбирались в вопросах религии, литературы и
истории своей страны.
ГЛАВА 9.
РИМСКАЯ ОККУПАЦИЯ 63 г. до н.э.-638 г. н.э.
9. 1. Эрец Исраэль. Иудея в составе Римской империи.
В первом столетии до н.э. Римская республика постепенно распро-
странила свой контроль на весь регион Средиземноморья. Ее лидер
Помпей Великий положил конец царству Селевкидов и Сирия с 63 г.
до н.э. стала римской провинцией.
В этом же году Помпей захватил Иерусалим, однако Иудея осталась
вассальным государством. Иеоханан Гиркан II продолжал править
страной, являясь первосвященником и этнархом, обладая царскими
полномочиями. Кроме того, римляне подтвердили его наследственное
право ведать делами евреев в рассеянии, где, в результате насильствен-
ного переселения в период ассирийской и вавилонской оккупации,
последующих войн и беспорядков, проживало более миллиона евре-
ев. Самыми многочисленными были еврейские общины в Вавилонии,
Египте и Сирии. В самой Иудее в это время проживало более четырех
миллионов евреев.
В 37 году до н.э. римляне признали царем Иудеи Ирода, ранее гу-
бернатора Галилеи, происходившего из Идумеи, население которой не
так давно приняло иудаизм. Так был положен конец династии Хасмо-
неев, обеспечившей стране более ста лет независимого существования
и территориальной целостности.
Ирод был дальновидным политиком и, также как и царь Соломон,
великим строителем. Он женился на хасмонейской принцессе Мари-
амне и был верным приверженцем Рима и эллинистической культуры,
господствовавшей во всех странах Римской империи, сохраняя при
этом верность иудейской религии, ее законам и традициям.
Ирод построил многочисленные крепости и дворцы в стратегичес-
ки важных пунктах, в том числе в Иерихоне (южнее Иерусалима), Ма-
хероне (за Мертвым морем) и перестроил крепость на громадной скале
- Массада.
Новый порт Цезарея стал лучшей гаванью на срсдиземноморском
побережье. Однако главным достижением Ирода стала грандиозная
реконструкция Иерусалимского Храма (18-12 гг. до н.э.) и строительс-
тво примыкавшего к нему великолепного царского дворца-крепости.
Ирод пользовался большой популярностью в странах восточного
Средиземноморья. В 12 г. до н.э. он был избран президентом Олим-
пийских игр и "вдохнул в них жизнь своей финансовой и организаци-
онной помощью" /11/.
Царствование Ирода Великого (37-4 гг. до.н.э.) обеспечило еврейс-
кому государству, Иудее, около тридцати лет мирного существования,
экономического благополучия и расцвета еврейской учености.
После смерти Ирода Великого император Август поделил Иудею
между тремя его сыновьями. Один из них, Архелай, правил террито-
риями центрального региона, в который входила собственно Иудея и
Самария. Его брату - Ироду Антипе, отводились две раздельные тер-
ритории - Галилея и Заиорданье (Перея).
Третий брат - Филипп был поставлен во главе земель на севере
страны (южная часть Сирии).
Антипа и Филипп правили успешно, первый до 37 года, второй до
34 года (нашей эры).
Архелай находился у власти 10 лет, после чего Иудея лишилась
статуса государства и стала римской провинцией, которой управляли
губернаторы.
Евреям, коренным жителям страны, была гарантирована религиоз-
ная автономия и сохранялась власть первосвященников. Основным ин-
ститутом еврейского самоуправления оставался Синедрион, который
утверждал местные советы, состоящие из 23 старейшин.
Значительная часть еврейских земель была конфискована римской
армией, однако еврейское население росло, в том числе, за счет возвра-
щения на Родину еврейских изгнанников из соседних стран.
В это время значительно возросло количество еврейских городов и
деревень на севере страны.
Присутствие в стране римских гарнизонов, распространение рим-
ской символики, действия губернаторов, несовместимые с еврейски-
ми обычаями и религиозными законами, стало причиной возмущения
еврейского населения. Аресты и казни участников протеста привели
к вооруженным выступлениям против римлян еврейских групп сопро-
тивления - зелотов и сикариев. Активизировалось партизанское под-
полье во главе с Иеудой u Галилеянином.
Иудея (Эрец-Исраэль) в составе Римской империи, I-VI вв.
"Еврейская энциклопедия, т. XII, 1911г."
9. 2. Первое еврейское антиримское восстание. 66-73 гг.
В 66 году началось антиримское восстание, которое вошло в исто-
рию как Первая Иудейская война.
В Иерусалиме восстание возглавил Элеазар - староста Храма, вто-
рой после первосвященника человек. Римский гарнизон в Иерусалиме
был уничтожен, а римская армия, которую направил в Иудею губер-
натор Сирии, была рассеяна еврейскими отрядами у Бейт-Хорона, к
северо-западу от Иерусалима.
Вскоре повстанцы установили контроль над значительной частью
территории страны и первосвященник Анан II, который возглавил
вновь сформированное правительство, пытался достичь с римлянами
соглашения о прекращении боевых действий, однако безуспешно.
Римский император Нерон (54-68 гг.) назначил губернатором Эрец
Исраэль (Иудеи) сенатора и экс-консула Веспасиана, и в 67 году рим-
ская армия вновь оккупировала Галилею. Военные действия в Иудее
возобновились только после того, как Веспасиан в 69 году стал им-
ператором.
В 70 году его сын Тит возглавил 65-тысячную армию, которая пос-
ле продолжительной осады и кровопролитных сражений с еврейскими
повстанцами, захватила Храм, сожгла, разграбила и разрушила его.
Это произошло в тот же месяц и в тот же день, когда в 586 году вави-
лонская армия разрушила Первый Храм - в девятый день месяца Ав
(июль-август).
В других местах Иерусалима бои продолжались еще четыре с по-
ловиной месяца. Римские войска, в злобе и ярости, разрушали жилые
кварталы, убивали всех, кто им попадался. Тысячи людей были взяты
в плен, проданы в рабство, казнены.
Подробно о первом антиримском восстании рассказал его участник,
великий еврейский историк Иосиф Флавий.
В книге "Иудейская война" он сообщает печальный итог борьбы
еврейского народа с могущественной Римской империей:
"Число всех пленных за время войны доходило до девяноста семи
тысяч, а павших во время осады было миллион сто тысяч. Большинство
их было родом не из Иерусалима, ибо со всей страны стекался народ
в столицу к празднику опресноков и здесь был неожиданно застигнут
войной".
"..Размеры гибели людей превышали все, что можно было ожидать
от человеческой и божеской руки. Из тех, которые и теперь еще появ-
лялись, римляне одних убивали, а других брали в плен. Они разыски-
вали скрывающихся в подземельях и, раскапывая землю, убивали всех
там находившихся".
Два руководителя восстания Иоанн и Симон были взяты в плен.
Первый был приговорен к пожизненному заключению, а второй "был
предназначен для триумфальной жертвы".
Римляне полностью разрушили и предали огню весь город, а окру-
жавшие его стены срыли до основания.
"От царя Давида, первого иудейского царя в Иерусалиме, до разру-
шения, произведенного Титом, прошло 1179 лет... Ни древность горо-
да, ни неимоверное богатство его, ни распространенная по всей земле
известность народа, ни великая слава совершавшегося в нем богослу-
жения не могли спасти его от падения. Таков был конец иерусалимс-
кой осады". /8/
Последним оплотом еврейских повстанцев стала горная крепость
Масада, которая продержалась еще три года. Когда положение стало
безвыходным, после того как римлянам удалось пробить брешь в кре-
постной стене, защитники Масады совершили массовое самоубийство.
Ворвавшиеся в крепость римляне нашли там тела девятисот шести-
десяти еврейских воинов, их жен и детей. В живых остались лишь две
женщины и пятеро детей, которые прятались в подземном водопровод-
ном канале.
Так завершилась первая национально-освободительная война ев-
рейского народа за освобождение своей Родины - Эрец Исраэль от
римских оккупантов.
Несмотря на огромные разрушения и потери, еврейская жизнь в
стране продолжалась. Центрами богослужения и религиозного просве-
щения теперь стали синагоги.
Все большую роль приобретали знатоки религиозного закона - рав-
вины. Один из них, самый известный - Йоханан бен Заккай, основал в
городе Явне религиозную школу, которая со временем превратилась в
центр и академию иудаизма.
9. 3. Второе еврейское антиримское восстание. 132-135 гг.
В 115 году религиозные гонения в период правления императора
Траяна спровоцировали беспорядки среди еврейского населения Иудеи,
а также в еврейских общинах соседних стран - Кипра, Сирии, Египта,
Месопотамии. Римские войска эти восстания жестоко подавили.
В 117 году место Траяна занял Адриан (76-138 гг.).В 130 году во
время посещения Иерусалима Адриан заявил о своих намерениях пос-
троить новый римский город Элиа Капитолина на руинах Иерусалима
и храм Юпитера на месте иудейского Храма.
Этого было достаточно, чтобы царившая между евреями и римля-
нами враждебность через несколько лет привела ко второму антирим-
скому восстанию, которое продолжалось три года с 132 по 135 гг.
Восстание поддержали многие известные раввины, включая само-
го известного среди них, выдающегося раввина Акиву бен Иосефа
(50-135 гг.).
Предводитель восстания Бар Кохба (Шимон бар Кохба) был одарен-
ным и решительным человеком. Он вел партизанскую войну, истребляя
не очень крупные римские гарнизоны, постепенно освобождая страну.
После освобождения Иерусалима Иудея была объявлена независимой
и этот год был объявлен Первым годом освобождения Израиля. Были
выпущены специальные монеты со словами "Шимон князь Израиля".
Бар Кохба начал организовывать администрацию, налоговую систему
и местное управление.
Однако как и в Первую Иудейскую войну силы были не равны. Ма-
ленькой Иудее противостояла огромная, все еще могущественная Рим-
ская империя.
В решающих сражениях с римскими войсками, прибывшими в Иу-
дею для подавления восстания, Бар Кохба терпит одно поражение за
другим. Его последним оплотом стала крепость Бейтар, расположен-
ная юго-западней Иерусалима.
Летом 135 года римляне ворвались в крепость, осада которой про-
должалась почти два с половиной года. Бар Кохба и все его люди были
убиты. Раввин Акива и несколько других раввинов, участвовавших в
восстании, были подвергнуты пыткам и казнены.
Результатом этой Второй Иудейской войны были те же ужасные
людские и материальные потери, что и после поражения в националь-
но-освободительной войне 66-73 гг.
"Бар-Кохба сохранился в памяти евреев как национальный герой и,
как и Иеуда Маккавей, он является символом борьбы за освобождение
от имперской зависимости". /22/
9. 4. Завершающий этап римской оккупации. 136-638 гг.
После подавления римлянами попытки u1077 еврейского народа освобо-
диться от оккупации и восстановить государственность, в стране нача-
лись жестокие гонения на еврейскую религию, евреям было запрещено
жить в своей древней столице - Иерусалиме. Удвоив местный гарни-
зон, император Адриан запретил называть страну "Иудея" и назвал ее
"Сирия - Палестина". Он объявил также вне закона многие иудейские
обычаи. Однако эти суровые меры сохранялись недолго. Отправление
иудейской религии было официально разрешено. Римское правитель-
ство санкционировало учреждение центральной раввинистической
власти в лице патриарха и центрального суда - Синедриона. Патриарх,
наделенный значительной властью, назначал раввинов, часто высту-
пающих в роли судей и имел право собирать налоги. Так, постепенно
восстанавливалось еврейское самоуправление страной, также как и в
других странах-провинциях Римской империи.
В конце второго века патриарх Иеуда I ха-Наси (135-219 гг.) вы-
пустил свод законов, охватывающих все аспекты раввинистической
традиции - законы, регулирующие земледелие, праздники, семейное,
гражданское и процессуальное законодательство, законы отправления
богослужений и соблюдения чистоты обряда.
Этот свод законов известен под названием "Мишна" и стал фун-
даментальным руководством раввинистического иудаизма, вплоть до
наших дней.
При внуке Иеуды I ха-Наси, Иеуде II Нессии (230-286 гг.), резиден-
цией патриарха стала Тверия. По всей стране в это время было постро-
ено много новых синагог, а раввины стали еще более влиятельны.
В 364 году Римская империя разделилась на Западную и Восточную
(позже названную Византийской империей).
В 429 году была упразднена власть патриарха, однако в Иудее-Палес-
тине продолжалась еврейская жизнь, главным интеллектуальным собы-
тием которой, стало составление Талмуда - сборника академических де-
батов и толкований на Мишну. Тогда же некоторые раввины составили
собрания проповедей в кратком изложении - мидрашим. В то же время,
в Вавилоне раввины составили собственный Вавилонский Талмуд.
В период между IV и VII вв. в Иудее, а также диаспоре, происходит
расцвет поэзии на иврите, ставший базой еврейского u1083 литературного
творчества в средние века.
Евреи Иудеи - Палестины дважды восставали в период Византий-
ского правления - в IV веке и в VII веке, когда они объединились с
персами против византийского императора Гераклия I (613-641 гг.).
Ослабленные столетними войнами обе империи, Византийская и Пер-
сидская, не могли противостоять появившейся в VII веке на Ближне-
восточной арене новой силе, сформировавшейся на Аравийском полу-
острове - арабской.
Заключение.
1. Обзор событий - фактов на протяжении около десяти веков, пос-
ле царя Соломона до римской оккупации в 63 году до н.э., подтвержда-
ет непрерывность жизни еврейского народа в Эрец Исраэль в качестве
титульной, государственно-образующей нации, которая вела непре-
рывную борьбу за свою независимость со сменяющими друг друга
могущественными империями, строила свою страну - Эрец Исраэль,
развивала культуру и внесла достойный вклад в развитие человечес-
кой цивилизации. И еще один логический вывод: ни один "профессор"
- фальсификатор истории не может опровергнуть истинных фактов ев-
рейской истории или "обосновать" присутствие в Эрец Исраэль арабов
"с незапамятных времен".
2. В первом веке, уже нашей эры, римляне превратили Эрец Исра-
эль в провинцию своей империи. Однако потеря государственности не
означает потерю Родины. Действительно, государство - это "аппарат
управления обществом, наделенный властью, опирающейся на силу
закона...". Разрушение этого "аппарата" не отменяет право вечной
собственности народа на территорию, которая является его Родиной и
на которую ему принадлежит приоритет.
Таким образом, пока народ "жив" он сохраняет право восстановить
на принадлежащей ему территории свое национальное государство, га-
рантирующее этому народу и каждому человеку, к нему принадлежа-
щему по происхождению (национальности), безопасное и достойное
существование, развитие своей национальной культуры и сохранение
своей индивидуальности в семье цивилизованных народов мира.
Страна после смерти царя Соломона
Ранние смехи, поздние слезы. После смерти царя Соломона в 928 или 932 г. до н. э. обьединенное царство распалось на два независимых государства: на севере возникло Израильское царство, в которое вошли наделы девяти колен, а на юге, на землях колен Иуды (Иехуды), Вениамина (Биньямина) и Симеона (Шимона), сформировалось Иудейское царство со столицей в Иерусалиме. Клан Симеона был самым маленьким из двенадцати, и поэтому ученые полагают, что несколько позже он практически слился с крупным кланом Иуды. Здесь продолжала править династия Давида. Хотя Иерусалим и Храм остались в Иудейском царстве, но большинство населения оказалось гражданами царства Израильского, подданными царя Иеровоама, который потомком Давида не являлся.
Об этом периоде истории евреев мы знаем несколько больше, чем даже о правлении Давида и Соломона, так как наконец-то помимо текста Танаха и отрывочных египетских надписей мы имеем местные археологические свидетельства и отрывки текстов, которые напрямую упоминают царей из «Дома Давидова» .
Вынужденно следует начать эту главу с перечня правителей двух царств и времени их правления. Нужда эта проистекает из того, что Танах описывает оба царства вперемешку и в разных книгах, а так как оба царства часто воевали между собой и в каждом кроме этого происходили и свои события, то очень трудно запутаться, следя что за чем происходило. Кроме того, читатель Танаха или исторической литературы иногда путается от похожих имен правителей, типа Иеровоам - Йорам - Иехорам, и не всегда может уследить кто кем правил. Кроме того, есть разночтения в написании имен между русской Библией и еврейским Танахом. Помимо этого, два царя с одинаковыми именами Иорам или Йехорам правили примерно в одно и то же время, один
В данной статье освещается история образования Древнего государства – Израиль. Оно формировалось в результате завоевания Палестины израильскими племенами. В данном случае речь идет только об исторически известных фактах. За бортом статьи остаются мифы и легенды, связанные с бегством евреев из египетского плена, личность Моисея, сорокалетнее скитание израильтян по пустыне. Все эти вопросы требуют особого к себе внимания, поэтому не являются предметом описания в данной, конкретной статье.
________________________________________________________________________________
Израильское государство: образование, развитие и распад
В XIII веке до н.э. на территории Палестины появились объединенные родственные израильские племена, среди которых особо выделились племя иудеев. Иудеи, осевшие на юге Палестины, в горной области к западу от Мертвого моря, раньше всех обособились от основного ядра израильских племен. Иудеи захватили саму большую и наиболее плодородную часть Палестины.
Израильские племена довольно легко, быстро завоевали Палестину, поскольку коренное население этой страны – ханаанеи были сильно ослаблены хозяйничанием египетских поработителей, непрерывными войнами, бесконечными набегами других племен.
Иудеи всю захваченную землю разделили на наделы, которые были переданы отдельным семействам или кланам. Бывших владельцев земель они повсеместно превращали в рабов. Некоторая часть ханаанеев сохранила за собой участки земли и имущество, и они жили в тесном контакте с израильтянами, но считались неполноправной частью населения. Эта часть ханаанеев вскоре ассимилировалась с иудеями.
В связи с завоеванием Палестины иудеями и переходом к земледелью, богатство завоевателей возросло, и в израильских племенах стала выделяться племенная знать. Хотя первоначально завоевание израильскими племенами Палестины привело к значительному упадку производительных сил и культуры, но со временем воздействие более культурного населения Палестины на хозяйственную жизнь кочевников, завоевавших их, привело к экономическому расцвету страны. На севере развивалось пашенное земледелье, садоводство, стало процветать виноделие и оседлое скотоводство. Постепенно осваивались рудники. Изделия из железа становились необходимостью в хозяйстве, стали предметами торговли.
Именно тогда сформировалось Израильское государство, которое до XI века до н.э. управлялось советом старейшин. Судебную власть в государстве осуществляли специально выбранные должностные лица. «Судьями» могли стать просто удачливые военные вожди. Важную роль на начальном этапе развития Израильского государства играло народное собрание. Очень долго сохранялись сельские общины, которые одновременно контролировали рабов и завоеванное ханаанейское население Палестины. Одним из важнейших внешних факторов, которое ускорило образование Израильского государства, стало вторжение в XIII - XII вв. до н.э. филистимлян - одного из многочисленных «народов моря».
Сначала филистимляне силились вдоль побережья Средиземного моря, а затем начали проникать вглубь Палестины. Во второй половине XI века до н.э. они завоевали некоторые крепости иудеев, в числе которых был Лахиш, где археологи обнаружили значительное количество керамики филистимлян. Так, как филистимляне оказались более сильными, то они смогли нанести израильтянам ряд серьезных поражений и покорить некоторые города, в том числе и главное святилище Израиля – город Силом. Эти внутренние и внешние факторы ускорили процесс формирования Израильского государства, которое завершается в конце XI века до н.э.
Первым царем всего Израиля становится Саул – вождь племени вениаминитов, избранный на народном собрании. При его правлении все израильские племена, в том числе иудеев были подчинены новому государственному образованию, что позволило Саулу одержать неоднократные победы над филистимлянами. Однако вскоре начались неудачи, результатом которых стало поражение от филистимлян в битве при горе Гильбоа примерно в 1004 году до н.э. Это поражение привело к гибели Саула и его старших сыновей. Саулу отсекли голову, после чего враги носили ее «по всей земле филистимлян», а обезглавленное тело было повешено на стене крепости Бет-Шеана, находящегося в глубине Израиля.
Следующим царем Израиля становится один из военачальников Саула из племени иудеев - Давид (конец XI в. - 950 год до н.э.). При его правлении столицей государства и религиозным центром иудаизма становится Иерусалим. Согласно Библии, Давид был арфистом при дворе царя Саула. Он победил филистимлянского великана Голиафа. Этот эпизод не раз становился предметом выражения мужества, гуманистических идеалов в искусстве, особенно в Эпоху Возрождения. Наиболее знаменита в этом плане скульптура Микеланджело «Давид».
Здесь библейский персонаж изображен не после победы, а в миг принятия решения сразиться с Голиафом. «Давид Микеланджело – это Давид в решительную минуту, когда он изготовился ринуться в битву, еще храня на лице следы противоречивейших чувств: страха, неуверенности, отвращения, сомнений: показан человек, который замыслил положить среди холмов Иерусалима свой собственный путь, человека, не заботившегося ни о победном блеске оружия, ни о богатых наградах за подвиг...» (И. Стоун «Муки и радости» М. 1991 г.).
Победив Голиафа, Давид стал полководцем у Саула, другом его сына Ионафана и мужем его дочери Мелхолы, но был изгнан царем, который завидовал его талантам. После смерти Саула Давид правил иудейским племенем, а сын Саула, Иевосфей – остальным Израилем.
После убийства Иевосфея его приближенными Давида избрали израильским царем. В его правление евреи, бывшие конфедерацией племен, стали единым оседлым народом. Давид перенес столицу из Хеврона в Иерусалим и сделал его религиозным центром иудаизма, перевозя туда главную святыню – «Ковчег завета». В войне с соседями Давид расширил территорию Израиля и принес стране процветание. Последние годы его царствования были омрачены заговорами сыновей и соперничеством родственников при дворе. Одним из мятежей руководил его любимый сын Авессалом, погибший в бою с войском отца.
Давиду унаследовал Соломон, ставший последним царем объединенного Иудейско-израильского государства. Соломон, чью мудрость восхваляла библейская легенда, продолжил вести политику своего отца. Кроме того, при правлении Соломона вся торговля в Азии была стянута в его государстве. Чтобы иметь независимость в торговле от Финикии, Соломон завел собственный флот, корабли которого отправлялись в далекие плавания и привозили золото, редкие произведения. Однако восточная роскошь, которым окружил себя царь, требовала огромных расходов, что сказывалось на увеличении налогов, ставших одной из причин распада Израильско-иудейского государства. Блистательное царствование Соломона завершилось грозными признаками внутреннего разложения. После смерти царя единое Израильско-Иудейское царство распалось на два самостоятельных государства – Израиль и Иудея. Это событие произошло около 925 года до н.э.
О царе Соломоне в различных источниках, в том числе древнеегипетских папирусах, в арабских хрониках, и конечно же в Библии содержаться множество легенд и мифов. Достоверно же о периоде правления Соломона известно, что он унаследовал трон своего отца в то время, когда Израиль укреплялся в качестве политической силы, и под его властью нация достигла существенного благосостояния. Чтобы обеспечить мир в регионе, Соломон заключил союзы с Египтом и Финикией, однако это вызвало неудовольствие, так как вело к официальному разрешению иностранных религиозных культов в Иерусалиме.
Соломон провел ряд реформ, одним из которых была административно-территориальная реформа. Он разделил страну на административные районы, чтобы облегчить управление, а также ввел систему принудительного труда для осуществления беспрецедентной программы строительства. В числе прочего были построены города, дворцы и примерно в 970 году до н.э. был построен первый храм в Иерусалиме, известный как храм царя Соломона. Именно в этом храме по легенде хранился Ковчег завета – главная святыня иудеев и израильтян.
Отчасти из-за высоких налогов, назначенных ради поддержания придворной роскоши, северные племена после смерти Соломона, отделились и объединились под властью Иеровоама. Соломон прославился не только как государственный деятель, но и как философ. Именно поэтому ему приписывают часть библейских писаний, включая Книгу притчей Соломоновых, Песнь песней, Екклесиаст и Книгу премудростей Соломона.
С эпохой правления Соломона связана история царицы Савской. Царица Савская упоминается в Библии без имени. В Коране, в персидских и арабских сказках она известна под именем Билкис. В Эфиопии ее называют Македа – Царица Юга. Царица Савская занимает в литературе и традициях важное место, что ее потомками считали себя эфиопские цари, и продолжают считать себя местные иудеи. Древнейшим источником о царице Савской считается третья Книга царств Ветхого Завета. Она прибывает в Иерусалим, для того, чтобы испытать мудрость царя Соломона, и загадывает ему загадки. Библия, не говорит какие, а упоминает лишь о том, что Соломон все их разгадал.
Сейчас почти точно известно, что владения царицы Савской находились в юго-западной части Аравийского полуострова, там, где сейчас находится государство Йемен. В легендах государство царицы Савской описывается как волшебная страна, где песок дороже золота, растут деревья из Эдемского сада, а люди не знают войны. В результате встречи Соломона и царицы Савской был заключен взаимовыгодный договор, по которому царица подарила Соломону 120 талантов золота и великое множество благовоний и драгоценных камней. Соломон же в свою очередь разрешил прохождению караванов через вассальную ему территорию в Египет, Сирию, Финикию.
Что касается самой царицы Савской, то по легенде она была умной и красивой женщиной. Она умела составлять эссенции из трав, цветов и корней, понимала толк в астрологии, укрощении диких зверей, составлении любовных заговоров. Греческие и римские легенды приписывали ей неземную красоту и величайшую мудрость, искусство интриг для удержания власти. В своем государстве царица Савская была не только правительницей, но и верховной жрицей. Арабы добавляли, что царица Савская была мастерицей в приготовлении лакомых блюд, а путешествовала на слонах и верблюдах, окруженная многочисленной свитой и личной гвардией, состоявшая из светлокожих высокорослых гигантов. Как дитя своей эпохи была хитра, суеверна, склонна к признанию чужих богов, если они сулили ей удачу. Ей были знакомы не только языческие идолы, но и боги – предшественники Гермеса, Афродиты, Посейдона. Ее царский дворцовый комплекс вместе со сказочным садом, обнесенный орнаментированной стеной из цветных камней был еще одним чудом древнего мира. Однако останки дворца так и не найдены до сих пор, так как нет точного упоминания места нахождения дворца. Предания называют различные районы местоположения столицы загадочной страны царицы Савской. По одной из версии, она находилась на стыке границ Намибии, Ботсваны и Анголы, по другой - на юге востоке современного Заира. Древние письменные источники сообщают, что он была из рода египетских царей, и что ее отцом был Бог, которого она страстно желал видеть. Легенды и мифы, дошедшие до нас, повествуют нам о реальном и романтическом, но всегда таинственном образе царицы Савской из большого и процветающего государства.
Легенды рассказывают о страстном и полном романтизма любви Соломона и царицы Савской. Полгода продолжался их короткий роман. Все это время Соломон не расставался с ней и непрестанно дарил дорогие подарки. Когда же выяснилось, что царица Савская беременна, она покинула царя и вернулась в Сабейское царство, где и родила сына Менелика, ставшего первым эфиопским царем. Вот почему, в эфиопских преданиях Соломон и царица Савская считаются родоначальниками трех тысячелетней династии императоров Абиссинии. Билькис, Лилит, Альмака, Царица Южная, Царица Савская – как только еще не называли эту женщину. В преданиях народов Земли вряд ли можно найти более загадочной женщины.
После распада единого иудейского и израильского государства, в Иудеи продолжала править династия Давида, тогда как в Израиле происходила быстраясмена династий, пока в 875 году до н.э. военачальник Омри основал саму значительную и влиятельную из всех известных династий, которая просуществовала около 50 лет. Именно при этой династии Израиль испытывал пору расцвета, и в а в ассирийских анналах IX века до н.э. Израиль назывался «домом Омри». Омри сделал своей столицей город Самарию, который построил в центре государства, посреди плодородной долины, расположенной в очень выгодном в стратегическом отношении месте, на высоте, которую в случае опасности можно было превратить в крепость.
Некогда сильное Израильско-Иудейское государство, после того, как оно было разделено на два самостоятельных царства, настало время их ослабления, в результате которого в 722 году до н.э. под ударами ассирийцев пала Самария. Израиль перестал существовать, потому что ассирийцы взяли в плен десятки тысяч людей, лишая их своей земли, а на их место поселили жителей других частей своей большой державы. После гибели Ассирии в конце VII века до н.э., ее территории были завоеваны Вавилоном, который в 597 году до н.э. подчинил себе Иудею. Окончательное падение Иудейского царства произошло в 586 году до н.э., когда Вавилонский царь Навуходоносор II разрушил восставший Иерусалим, ликвидировал Иудейское царство и увел в плен большое число жителей Иудеи.
При Александре Македонском и его наследниках значительные еврейские общины образовались в эллинистических государствах, а Иудея, сохранив некоторую автономию, входила в состав владений Селевкидов, Птолемеев. Во II в. до н. э. Иуда Маккавей, подняв восстание против Селевкидов, осквернивших религиозные святыни, создал теократическое государство со столицей в Иерусалиме. Его наследники, Хасмонеи, в результате междоусобной борьбы потеряли власть. В I в. до н. э. с помощью римлян троном овладел Ирод I Великий, после его смерти Иудея стала римской провинцией. Антиримское восстание 66 – 73 гг. (Иудейская война) закончилось взятием и разрушением Иерусалима.
История царства израильского и всех царей Израиля начинается с царствования первого царя – Саула, которого возвел в царское достоинство на престол помазанием первосвященник и пророк Самуил. Как говориться в книге Царств, первый царь недолго оставался верным божьим слугой и слугой народа Израиля . Он не выполнял приказов Господа, а потому был лишен покровительства Господнего и его ласки.
Господь Бог повелел Самуилу помазать на царское достоинство молодого пастуха Давида, который в то время пас стада своего отца. После того, как Давид победил в бою великана Голиафа в схватке, которая и предрешила исход сражения между израильским войском и филистимлянами, популярность молодого Давида резко возрастает среди народа израильского. Саул паникует и боится, что Давид, воспользовавшись правом победителя, сместит Саула с царского престола. Однако Давид не стал этого делать. В результате таких противоречий и действий Саула в Израиле израильтянами фактически была пережита первая, но, к сожалению, не последняя гражданская война. Правление первого царя Израиля Саула закончилось тем, что в очередной войне с филистимлянами сын Саула погиб, погиб и сам первый царь Израиля.
Царей Израиля в дальнейшей истории страны было много. Но, период расцвета государства Израиля и его золотой век пришлись на то время, когда цари Израиля Давид и Соломон правили царством.
Давид сделал столицей государства город Иерусалим . Он расширяет город, строит новые кварталы и улицы. Но, правление Давида также не безоблачно. И в период царствования Давида начинается новая гражданская война. На этот раз противником царя становится его родной сын Авессалом. Предметом спора и гражданской междоусобной войны становится опять же царский престол.
Авессалом хотел незаконным путем завладеть властью отца, и взойти на престол. В результате гражданской войны сын Давида трагически погибает. Его убивают слуги правящего царя. Но Давид не хотел убивать сына, он не давал разрешения слугам на этот страшный поступок. После гражданской войны, закончившейся так трагически, израильское государство, тем не менее, продолжает войны с внешними врагами, причем исход битв и сражений – удачный, израильское войско неизменно становиться победителем.
В то же время в государстве идет обширное и почти никогда не прекращаемое строительство. Давид планирует возвести Храм. Планы Давида по строительству Храма были воплощены в дальнейшем одним из царей Израиля – Соломоном, последователем и преемником Давида. Царствование Давида продолжалось 40 лет. После него на престол царствования в Израиле взошел Соломон. Соломон в истории государства Израиль остался навеки как самый мудрый царь из всех царей Израиля, остался в памяти израильской истории как создатель Иерусалимского храма. Соломон продолжил политику царствования своего предшественника. Им все делалось на процветание и во благо своего народа и государства. Он смог приумножить и развить достижения Давида: внешние и внутриполитические. Сегодня многие признают, что времена правления Соломона – это самые лучшие времена Израильского царства. Именно в этот период оно находилось в зените своей славы и могущества.
Первый царь Израиля – Сеул, цари Израиля Давид и Соломон – это те цари, которые правили единым Израильским государством. После смерти Соломона единое государство Израиль перестало существовать – его смерть поставила крупную точку во всей истории развития царства Израиля, как одного объединенного, одного целого и единого государства.
На престол после Соломона восходит сын мудрейшего царя всей истории израильского государства – Ровоам. Его правление отличается тем, что он довольно жестко проводит внутреннюю политику государства, проводя репрессивные методы внутри страны. Ровоаму приписывают такие слова: «Отец наказывал вас бичами, я – скорпионами». В результате политики Ровоама в государстве произошел раскол: десять колен израилевых не признали его власть над собой. Они объединились в единую группу под властью Иеровоама 1, образовав в северной части Израильского государства свое новое государство. Имя новообразовавшемуся государству дали – Иеровоам. Сначала столицей нового царства стал город Шхем, затем ее перенесли в город Тирца, а впоследствии – Шомрон в Самарии. Цари северного государства, отступили даже от единой для всех евреев веры – монотеистической, когда служение только Единому Богу Израилеву. Они построили новые храмы с изваяниями тельцов из золота, затем начали поклоняться финикийским божествам.
С тех пор цари Израиля правили двумя государствами, в каждом из которых был свой Царь. Правящие династии стали меняться одна за другой в ходе государственных переворотов.
Два оставшихся израилевых колена, которые остались верными Давидовому сыну и его Дому, образовали другое государство. Центром этого государства остался великий Иерусалим. Это государство стало носить название – Иудейского царства.
Дальнейшая история царей Израиля носит довольно сложный и запутанный характер. Но, с точки зрения святой Библии и святого писания, ни один из правящих после Давида и Соломона царей Израиля не был «благочестивым царем».
Впоследствии десять колен израилевых, которые отделились от единого Израильского царства, были пленены, уведены в рабство и до сего дня их судьба неизвестна. Десять колен израилевых были потеряны навсегда. При этом Царство южное, существовало больше 300 лет. В итоге оно было завоевано Навуходоносором. Всех его жителей переселили в Вавилон. Царство северное существовало чуть более 200 лет. Оно также было захвачено и разрушено. Северное Царство пало от ассирийцев.