Давление на барабанную перепонку равное атмосферному. Строение уха
1614. Давление на барабанную перепонку, равное атмосферному, со стороны среднего уха обеспечивается у человека
А) слуховой трубой
Б) ушной раковиной
В) перепонкой овального окна
Г) слуховыми косточками
Ответ
Ушные раковины улавливают звук. Если просто-напросто приложить к ушам ладони, то вы будете слышать гораздо больше – попробуйте, для закрепления материала.
Слуховые косточки (молоточек, наковальня и стремечко) передают звуковые колебания с барабанной перепонки на перепонку овального окна улитки. (В – самый популярный среди детей ответ.)
А правильный ответ такой: когда вы поднимаетесь в лифте или взлетаете на самолете, давление воздуха снаружи вас уменьшается, а внутри среднего уха остается "наземным", высоким. Из-за разницы давлений тонкая барабанная перепонка выгибается наружу и начинает хуже работать, уши "закладывает". Чтобы выровнять давление внутри среднего уха с наружным, надо сделать несколько глотательных движений – лишний воздух выйдет из среднего уха в носоглотку через слуховую (евстахиеву) трубу.
1672. Снижение эффекта гетерозиса в последующих поколениях обусловлено
А) проявлением доминантных мутаций
Б) увеличением числа гетерозиготных особей
В) уменьшением числа гомозиготных особей
Г) проявлением рецессивных мутаций
Ответ
861. Какие функции выполняют в нервной ткани клетки-спутники
А) возникновения возбуждения и его проведения по нервным волокнам
Б) питательную, опорную и защитную
В) передачи нервных импульсов от нейрона к нейрону
Г) постоянного обновления нервной ткани
Ответ
Любимый детский ответ В.
На самом деле передачей импульса занимается медиатор, а у клеток-спутников – другая, гораздо более важная функция.
1217. Эндоплазматическая сеть образована выростами:
А) цитоплазматической мембраны
Б) цитоплазмы
В) ядерной мембраны
Г) мембраны митохондрий
Фирменное онлайн-тестирование
отвечать на тесты
тестов ЕГЭ по биологии
ТОДЕБИЧА: | 4 |
Тест № 4 «Анализаторы»
1. Анализатор состоит из:
А) рецептора, преобразующего энергию внешнего раздражения в энергию нервного импульса;
Б) проводящего звена, передающего нервные импульсы в головной мозг;
В) участка коры головного мозга, в котором происходит обработка полученной информации;
Г) воспринимающего, проводящего и центрального звена.
2. В состав зрительного пигмента, содержащегося в светочувствительных клетках сетчатки, входит витамин :
А) С; Б) Е; В) А; Г) В.
3. Давление на барабанную перепонку, равное атмосферному, со стороны среднего уха обеспечивается:
А) слуховой трубой;
Б) ушной раковиной;
В) перепонкой овального окна;
Г) слуховыми косточками.
4. Кожу называют органом чувств, так как в ней находятся:
А) потовые железы;
Б) сальные железы;
В) корни волос;
Г) рецепторы (болевые, холодовые и др.)
5. Человек, в отличие от животных, услышав слово, воспринимает:
А) высоту составляющих его звуков;
Б) направление звуковой волны;
В) степень громкости звука;
6. Зрение человека зависит от состояния сетчатки, так как в ней расположены светочувствительные клетки, в которых:
А) образуется витамин А;
Б) формируются нервные импульсы;
В) возникают зрительные образы;
Г) черный пигмент поглощает световые лучи.
7. При чтении книг в движущемся транспорте происходит утомление мышц:
А) изменяющих кривизну хрусталика;
Б) верхних и нижних век;
В) регулирующих размер зрачка;
Г) изменяющих объем глазного яблока.
8. Давление в среднем ухе:
А) не зависит от атмосферного;
Б) превышает атмосферное;
В) соответствует атмосферному;
Г) меньше атмосферного.
9. В органе зрения человека функцию линзы выполняет:
А) хрусталик;
Б) зрачок;
В) роговица;
Г) сетчатка.
10. Если человек читает на расстоянии менее 30 см от текста, то это, как правило:
А) не изменяет остроту зрения;
Б) не влияет на состояние органа зрения;
Г) приводит к дальнозоркости.
11. Окончательный анализ высоты, силы и характера звука происходит в:
А) барабанной перепонке;
Б) слуховом нерве;
В) внутреннем ухе;
4) слуховой зоне коры.
12. В какой доле коры больших полушарий располагается слуховая зона?
А) в височной;
Б) в теменной;
В) в затылочной;
Г) в лобной.
13. Периферическая часть зрительного анализатора – это:
А) зрительный нерв;
Б) зрительные рецепторы;
В) стекловидное тело;
Г) зрительная зона коры.
14. В какой оболочке глаза находятся рецепторы в виде палочек и колбочек?
А) белочная;
Б) сосудистая;
В) радужка;
Г) сетчатка.
15. В состав внутреннего уха входит:
А) улитка;
Б) костный лабиринт;
В) полукружные канальца;
Г) все перечисленные структуры.
16. Звуковые колебания от стремечка к улитке передаются посредством:
А) мембраны овального окна;
Б) слуховой трубы;
В) прямого контакта;
Г) барабанной перепонки.
17. Функция зрачка в организме человека состоит в:
А) фокусирование лучей света на сетчатку;
Б) регулирование светового потока;
В) преобразование светового раздражения в нервное возбуждение;
Г) восприятии цвета.
18. Полукружные каналы внутреннего уха человека осуществляют:
А) восприятие звуковых раздражителей;
Б) передачу звуковых раздражителей к слуховым рецепторам;
В) восприятие положение тела в пространстве;
Г) регуляцию давления в среднем и во внутреннем отделах уха.
19. Осязательные рецепторы в теле человека располагаются:
А) в слизистых оболочках;
Б) в белом веществе спинного мозга;
В) в коре головного мозга;
Г) в наружном слуховом проходе.
20. Вкусовые рецепторы, воспринимающие сладкую и горькую пищу, у человека расположены:
А) на боковых поверхностях языка;
Б) в протоках слюнных желез;
В) на нижней поверхности языка;
Г) на кончике и задней поверхности языка.
21. Кислую и соленую пищу, человек определяет за счет вкусовых рецепторов расположенных:
А) на всей поверхности языка;
Б) на боковых частях и на кончике языка;
В) в слизистых оболочках губ и щек;
Г) на нижней поверхности языка.
22. Нарушение цветовосприятия у человека может развиваться при:
А) недостаточном количестве пигмента в радужке;
Б) изменениях структуры или количества палочек в сетчатке;
В) изменениях структуры или количества колбочек в сетчатке;
Г) изменение формы хрусталика.
23. Рецепторами восприятия сумеречного света у человека являются:
А) клетки роговицы;
Б) колбочки сетчатки;
В) хрусталик и стекловидное тело;
Г) палочки сетчатки.
24. Свет, прошедший через прозрачные среды глаза человека, фиксируется на:
А) радужке;
Б) сетчатке;
В) хрусталике;
Г) роговице.
25. Наружная оболочка глаза в передней части прозрачна и называется:
А) радужной;
Б) белочной;
В) сосудистой;
Г) роговицей.
26. Радужная оболочка у человека происходит из оболочки:
А) белочной;
Б) роговицы;
В) сосудистой;
Г) сетчатки.
27. Цвет глаз у человека зависит от:
А) количества и распределения пигмента в радужке;
Б) толщины белочной оболочки;
В) количества палочек и колбочек;
Г) прозрачности роговицы.
28. Барабанная перепонка в органе слуха отделяет:
А) наружный слуховой проход от ушной раковины;
Б) среднее ухо от внутреннего;
В) наружное ухо от среднего;
Г) среднее ухо от носоглотки.
29. Слуховые рецепторы органа слуха человека располагаются:
А) в наружном слуховом проходе;
Б) в улитке внутреннего уха;
В) на барабанной перепонке;
Г) в полостях полукружных каналов.
30. Древнейшим из органов чувств является:
Б) зрительный анализатор;
В) вкусовой анализатор;
Г) двигательный анализатор.
2. Установите, в какой последовательности световые сигналы передаются к зрительным рецепторам:
А) хрусталик
Б) роговица
В) зрачок
Г) стекловидное тело
Д) палочки и колбочки сетчатки
3. Установите последовательность событий, вызванных движением звуковой волны через слуховой анализатор человека:
А) раздражение слухового рецептора
Б) колебание слуховых косточек
В) передача нервных импульсов
Г) колебание барабанной перепонки
Д) колебание перилимфы и эндолимфы
Е) колебание перепонки овального окна.
4. Близоруким людям необходимо использовать очки:
1) так как у них изображение фокусируется перед сетчаткой;
2) так как у них изображение фокусируется позади сетчатки
3) так как они плохо видят детали близко расположенных предметов;
4) так как они плохо различают то, что расположено вдали;
5) имеющие двояковогнутые линзы, рассеивающие свет;
6) имеющие двояковыпуклые линзы, усиливающие преломление лучей.
5. В среднем ухе расположены:
А) овальное окно;
Б) улитка;
В) молоточек;
Г) вестибулярный аппарат;
Д) наковальня;
Е) стремечко
6. Почему человек слепнет, если у него нарушены функции зрительного нерва?
Ответы:
Тест № 4 «Анализаторы»
1Г; 2В; 3А; 4Г; 5Г; 6Б; 7А; 8В; 9А; 10В; 11Г; 12А; 13Б; 14Г; 15Г; 16А; 17Б; 18В; 19А; 20Г; 21Б; 22В; 23Г; 24Б; 25Г; 26В; 27А; 28В; 29Б; 30Г.
2. Б В А Г Д
3. Г Б Е Д А В
6. Нервные импульсы, возникающие в рецепторах органа зрения, при нарушении функций зрительного нерва не могут попасть в зрительную зону коры больших полушарий.
Ухо - один из самых интересных инструментов нашего тела. Оно может воспринимать как тихое тиканье часов, так и оглушительные взрывы.
Однако не одно ухо дает нам такую замечательную возможность. Процесс «слышания» начинается со звука. Колебания воздуха, которые называются звуковыми волнами, ударяют по барабанной перепонке нашего уха. Мы не можем увидеть или почувствовать эти волны, но ухо настолько чувствительно, что малейшая вибрация улавливается и передается в мозг. Только после этого мы по-настоящему слышим звук.
Из чего состоит ухо
Ухо состоит из трех основных частей: наружное ухо, среднее ухо и внутреннее ухо. Некоторые животные могут выдвигать свое наружное ухо, чтобы лучше слышать. Но люди прекрасно обходятся и без этого.
Когда звуковые волны попадают в наружное ухо, они продолжают свой путь по наружному слуховому проходу. В его конце находится тонкая кожа, плотно натянутая поперек. Она отделяет наружное ухо от среднего и называется барабанной перепонкой. С внутренней стороны находится короткая трубка, которая называется «евстахиева труба», она ведет в гортань. Это обеспечивает одинаковое с атмосферным давление на барабанную перепонку со стороны полости среднего уха. В противном случае перепонка могла бы порваться из-за громкого звука.
За барабанной перепонкой в среднем ухе есть три маленькие слуховые косточки, которые называются «молоточек», «наковальня» и «стремечко». Они связывают барабанную перепонку с эластичной мембраной, затягивающей овальное окно внутреннего уха. Звуковые волны, достигая наружного уха, продвигаются по слуховому проходу и вызывают колебания барабанной перепонки. Слуховые косточки по очереди усиливают и передают колебания в овальное окно внутреннего уха. Это вызывает вибрацию жидкости, наполняющей раковину внутреннего уха, или, как еще ее называют, ушную улитку. Ее крошечные клетки воспринимают звук специальными нервами. Они передают полученный сигнал в мозг, где он обрабатывается, и только после этого мы «слышим».
Во внутреннем ухе также находятся три полукружных канала, не имеющих отношения к слуху. Они тоже заполнены жидкостью и отвечают за чувство равновесия. Если они не в порядке, мы чувствуем головокружение и не можем нормально передвигаться.
Функция слухового анализатора человека связана с членораздельной речью. Звуки, которые воспринимаются ухом характеризуются:
Среди звуковых сигналов, воспринимаемых человеческим ухом, большую роль играют шумы, тоны, их доли и сочетания (см. Звук). Способность воспринимать высоту, громкость, тембр, взаимосвязь музыкальных звуков обозначают термином «музыкальный слух». Некоторые люди способны определять высоту звука лишь сравнив его с другим звуком, высота которого заранее известна (относительный музыкальный слух), другие могут узнавать высоту звука без предварительного сопоставления его с другими звуками (абсолютный музыкальный слух), воспринимать многоголосую музыку (гармонический слух), а также представлять музыку в воображении, без ее исполнения и восприятия (так называемый внутренний слух).
Считалось, что ухо человека воспринимает звуковые сигналы частотой от 16-20 Гц до 15-20 кГц. Впоследствии было установлено, что человеку в условиях костного проведения свойственно восприятие звуков, имеющих более высокую (до 200 кГц) частоту, т.е. ультразвука. При этом с нарастанием частоты ультразвука чувствительность к нему понижается. Факт слухового восприятия человеком ультразвуков укладывается в существующие ныне представления об эволюции слуха, ибо эта особенность присуща всем без исключения видам млекопитающих. Измерение чувствительности к ультразвукам имеет большое значение для оценки состояния слуха человека, расширяя и углубляя возможности аудиометрии.
В человеческом ухе выделяют наружное, среднее и внутреннее ухо.
1. Наружное ухо состоит их ушной раковины, наружного слухового прохода и барабанной перепонки.
Функции : защитная (выделение серы), улавливание и проведение звука, формирование колебания барабанной перепонки.
2. Среднее ухо состоит из слуховых косточек (молоточек, наковальня и стремечко) и евстахиевой трубы.
Функции : слуховые косточки проводят и усиливают звуковые колебания в 50 раз. Евстахиева труба, соединенная с носоглоткой, обеспечивает выравнивание давления на барабанную перепонку. Наиболее значительное преобразование звуков происходит в среднем ухе. Здесь вследствие разницы площади барабанной перепонки и основания стремени, а также благодаря рычажному механизму слуховых косточек и работе мышц барабанной полости значительно нарастает интенсивность проводимого звука при уменьшении его амплитуды. Система среднего уха обеспечивает переход колебаний барабанной перепонки на жидкие среды внутреннего уха - перилимфу и эндолимфу. При этом нивелируется в той или иной степени (в зависимости от частоты звука) акустическое сопротивление воздуха, в котором распространяется звуковая волна, и жидкостей внутреннего уха. Преобразованные волны воспринимаются рецепторными клетками, расположенными на базиллярной пластинке (мембране) улитки, которая колеблется на различных участках, довольно строго соответствующих частоте возбуждающей ее звуковой волны. Возникающее возбуждение в определенных группах рецепторных клеток распространяется по волокнам слухового нерва в ядра ствола мозга, подкорковые центры, расположенные в среднем мозге, достигая слуховой зоны коры, локализующейся в височных долях, где и формируется слуховое ощущение. При этом в результате перекреста проводящих путей звуковой сигнал и из правого, и из левого уха попадает одновременно в оба полушария головного мозга. Слуховой путь имеет пять синапсов, в каждом из которых нервный импульс кодируется по-разному. Механизм кодирования остается до настоящего времени окончательно не раскрытым, что существенно ограничивает возможности практической аудиологии.
3. Внутреннее ухо состоит из непосредственно органа слуха и органа равновесия. Орган слуха, в свою очередь, состоит из овального окна, улитки, заполненной жидкостью и кортиева органа.
Функции : слуховые рецепторы, находящиеся в кортиевом органе, преобразуют звуковые сигналы в нервные импульсы, которые передаются в слуховую зону коры больших полушарий. Орган равновесия состоит из 3 полукружных каналов и оттолитового аппарата.
Функции : воспринимает положение тела в пространстве и передает импульсы в продолговатый мозг, затем в вестибулярную зону коры больших полушарий. В результате ответные импульсы помогают поддерживать равновесие тела.
Рис.1. Схематическое изображение основных структур уха человека, образующих органы слуха (1-9) и органы равновесия (10-13).
: 1 - наружный слуховой проход; 2 -барабанная перепонка; 3 – 5 – слуховые косточки: молоточек (3), наковальня (4), стремечко (5); 6 – евстахиева труба соединяет среднее ухо с носоглоткой. При изменении давления окружающего воздуха давление по обе стороны барабанной перепонки выравнивается через слуховую трубу; 7 – овальное окно; 8 – улитка (в действительности закручена в спираль). Это непосредственно орган слуха, связанный со слуховым нервом. Название улитки определяется ее спирально извитой формой. Это костный канал, образующий два с половиной витка спирали и заполненный жидкостью. Анатомия улитки уха очень сложна, некоторые eё функции до сих пор неисследованы.; 9 – круглое окно.
Орган равновесия : 10 – круглый мешочек; 11 - овальный мешочек; 12 – ампула; 13 – полукружный канал.
В слуховом канале вырабатывается ушная сера - воскообразный секрет сальных и серных желез. Ушная сера служит для защиты кожи слухового канала от бактериальной инфекции и для предотвращения попадания различных насекомых за счет специфического запаха.
Схема физиологии деятельности : звуковая волна, попадая в наружный слуховой проход, колеблет барабанную перепонку → та передает это колебание в среднее ухо на систему слуховых косточек, которые действуя как рычаг усиливают звуковые колебания и начинают колебать мембрану овального окна → мембрана овального окна колеблет жидкость, находящуюся между костным и перепончатым лабиринтом внутреннего уха, → эта жидкость передает свои колебания базальной мембране → базальная мембрана смещается и передает колебания механорецепторным клеткам, волоски которых также начинают колебаться → колеблясь, волоски механорецепторных клеток касаются покровной мембраны, при этом колебании в них возникает электрический импульс (нервный), который передается через систему переключательных ядер, находящихся в среднем и промежуточном мозге, в корковый отдел головного мозга (височную долю больших полушарий), где соотносятся частота и сила звуковых сигналов, осуществляется распознавание сложных звуков. Смысл услышанного интерпретируется в ассоциативных корковых зонах.
Бинауральный слух – это слышание двумя ушами. Он позволяет определить направление звука.
Оптимальным условием для колебаний барабанной перепонки является одинаковое давление воздуха с обеих ее сторон. Это обеспечивается благодаря тому, что барабанная полость сообщается с внешней средой через носоглотку и слуховую трубу, которая открывается в нижний передний угол полости. При глотании и зевании воздух проникает в трубу, а оттуда в барабанную полость, что позволяет поддерживать в ней давление, равное атмосферному.
Возрастные особенности слуха
Восприятие звуков отмечается у плода в последние месяцы внутриутробного развития. Новорожденные дети и дети грудного возраста осуществляют элементарный анализ звуков. Они способны реагировать на изменение высоты, силы, тембра и длительности звука. Наименьшая величина порогов слышимости (наибольшая острота слуха) свойственна подросткам и юношам (14-19 лет). У детей, в отличие от взрослых, острота слуха на слова понижена больше чем на тон. В развитии слуха у детей большое значение имеет общение со взрослыми; слушание музыки, обучение игре на музыкальных инструментах, пение. Во время прогулок следует приучать детей слушать шум леса, пение птиц, шорох листьев, плеск моря.
Развитие слуха у ребенка начинается с первых недель после рождения, но происходит довольно медленно. Даже у детей от 4 до 10 лет слуховая чувствительность на 6-10 дБ ниже, чем у взрослых. Лишь к 12-14 годам острота С. достигает максимального уровня и, по некоторым данным, даже превосходит остроту слуха у взрослых. С возрастом С. снижается; этот процесс получил название пресбиакузиса, или старческой тугоухости, - одного из проявлений старения организма. Начальные признаки пресбиакузиса могут быть обнаружены уже после 40 лет, а по некоторым данным, и после 30 лет. При этом возраст, в котором снижается слух, и степень снижения слуха в значительной мере зависят от постоянного проживания в городской или сельской местности, перенесенных заболеваний, работы в шумной обстановке, особенностей наследственности и др. Снижение С. обнаруживается главным образом на высоких частотах. Как правило, слуховое восприятие речи у пожилых людей нарушается в большей степени, чем чистых тонов. Особенно заметны эти нарушения в шумной обстановке. Наибольшее значение в механизме пресбиакузиса имеют нарушения центрального генеза, вместе с тем в далеко зашедших случаях старческой тугоухости наблюдаются уменьшение числа и грубые изменения в рецепторных клетках улитки, атрофия и некроз ядер, характерные для всех центров слухового пути, изменения в звукопроводящих структурах среднего уха (повышение вязкости синовиальной жидкости и ограничение подвижности суставов между слуховыми косточками). В немалой степени развитию пресбиакузиса способствуют атеросклеротические изменения сосудов, прямо или косвенно участвующих в кровоснабжении внутреннего уха. Возрастные нарушения С. усугубляются постоянным действием на организм бытового и транспортного шума, а также усиливающей акустической аппаратуры.
Гигиена слуха
Гигиена слуха – это система мер, направленных на охрану слуха; создание оптимальных условий для деятельности слухового анализатора, способствующих нормальному его развитию и функционированию.
Наиболее опасным воздействием на орган слуха обладает шум. Чрезмерный шум ведет к снижению слуха, длительно действующий шум может вызвать нарушение работы сердечно-сосудистой системы, снижает работоспособность. У взрослых уровни шума в 90 дБ, воздействуя в течение часа, понижают возбудимость клеток коры больших полушарий, ухудшают координацию движения, снижают остроту зрения. При 120 дБ через 4-5 лет происходят изменения со стороны сердечно-сосудистой системы: нарушается ритм сердечной деятельности, изменяется артериальное давление, появляются головные боли, бессонница, расстройства эндокринной системы. А через 5-6 лет – формируется профессиональная тугоухость. Так, если человек находился в течение 6 часов на оживленной улице (90дБ), то у него снижается острота слуха на 3-4%. У детей шум 50 дБ вызывает значимое снижение работоспособности. В 60 дБ – повышается порог чувствительности, снижается внимание.
Существеннейшей частью среднего уха является цепь косточек - молоточек, наковальня и стремечко, которые передают колебания барабанной перепонки внутреннему уху (рис. 199 ). Одна из этих косточек - молоточек - вплетена своей рукояткой в барабанную перепонку, другая сторона молоточка сочленена с наковальней.
Колебания барабанной перепонки передаются более длинному плечу рычага, образованного рукояткой молоточка и отростком наковальни, поэтому стремечко получает их уменьшенными в амплитуде, но зато увеличенными в силе. Поверхность стремечка, прилегающая к мембране овального окна, равна 3,2 мм2. Поверхность барабанной перепонки равна 10 мм2. Отношение поверхности барабанной перепонки и стремечка равно 1: 22, что усиливает давление звуковых волн на мембрану овального окна примерно в 22 раза.
Это обстоятельство имеет важное значение, так как относительно слабые звуковые волны, падающие на барабанную перепонку, оказываются способными преодолеть сопротивление мембраны овального окна и привести в движение слой жидкости (пери- и эндолимфы) в улитке.
При посредстве слуховых косточек распространяющиеся в воздушной среде звуковые колебания передаются овальному окну и трансформируются в колебания жидкости - эндолимфы.
В стенке, отделяющей среднее ухо от внутреннего, кроме овального, существует еще свободное круглое окошко. Колебания эндолимфы улитки, возникающие у овального окошка и прошедшие по ходам улитки, доходят, не затухая, до круглого окошка. Если бы этого окошка не было, то колебания были бы невозможны вследствие несжимаемости жидкости
В среднем ухе расположены две мышцы: m. tensor tympani и m.stapedius. Первая из них, сокращаясь, усиливает натяжение барабанной перепонки и тем самым ограничивает амплитуду ее колебаний при сильных звуках, а вторая фиксирует стремя и тем самым ограничивает его движения.
Степень сокращения этих мышц меняется при изменении амплитуды звуковых колебаний и тем самым автоматически регулирует количестве звуковой энергии, поступающей через слуховые косточки во внутреннее ухо, предохраняя его от чрезмерных колебаний и от разрушения. Сокращение обеих мышц среднего уха возникает рефлекторно уже через 10 миллисекунд после действия на ухо сильных звуков. Дуга этого рефлекса замыкается на уровне стволовых отделов мозга.
При мгновенных сильных раздражениях (ударах, взрывах и т. д.) этот защитный механизм не успевает сработать. Поэтому котельщики, которые в соответствии с прежней технологией должны были производить удары молотом по стенке полого железного котла, находясь внутри него, через некоторое время глохли из-за разрушения звукопроводящих и звуковоспринимающих аппаратов среднего и внутреннего
Благодаря евстахиевой трубе, соединяющей барабанную полость с носоглоткой, давление в барабанной полости равно атмосферному, что создает наиболее благоприятные условия для колебаний барабанной перепонки.
Рис. 199. Схема строения уха. 1 - наружный слуховой проход; 2 - барабанная перепонка; 3 - полость среднего уха (барабанная полость); 4 - молоточек; 5 - наковальни; 6 - стремечко; 7 - полукружные каналы; 8 - преддверие; 9 - вестибулярная лестница; 10 - барабанная лестница; 11 - овальное окно; 12 - евстахиева труба.