Распространенное обращение. Распространенные предложения с обращением: примеры
Урок русского языка № 71
Класс: 8 Дата: «______» ________________
Тема Обращение. Нераспространённые и распространённые обращения.
Цель: формировать у учащихся навыки различения разных видов обращений через парную и групповую форму работы.
Результат обучения:
1. Учащиеся знают виды обращений, способы их выражения, условия постановки знаков препинания, объясняют и обозначают их.
2. Учащиеся умеют устно и письменно отстаивать свою точку зрения, аргументировать свое суждение, логически мыслить.
3. Учащиеся совершенствуют коммуникативные способности (устную и письменную монологическую речь)
Ключевые понятия: обращение, нераспространённые и распространённые обращения, способы выражения обращений.
Критерии оценивания
А:
Я знаю функцию обращения;
Я знаю, чем может быть выражено обращение;
Я знаю виды обращений;
Я знаю условия постановки знаков препинания при обращении
В:
Я умею находить обращение в предложениях;
Я умею правильно определять способы выражения обращения;
Я умею различать виды обращений;
Я умею отличать обращения от подлежащих;
Я умею правильно ставить знаки препинания при обращении;
С:
Я умею создавать собственное речевое высказывание с обращением;
Я умею оценивать свою работу и работу товарищей по критериям.
Ресурсы: интерактивная доска, презентация, маршрутный лист, информационный текст, раздаточный материал (6шляп), листы оценки.
Ход урока
время
Этапы урока
Задача
Деятельность учителя
Деятельность ученика
Используемые модули
1мин
Организационный
Доброжелательный настрой на работу
Доброжелательный настрой на урок
фронтально
2-3мин
Вызов
Побуждение к работе с новой информацией, пробуждение интереса к теме.
Задание: внимательно рассмотрите предложения (знаки препинания не расставлены), разделите их на две группы. Назовите общий признак одной из групп предложений, неизменно сопровождаемый пунктуационным действием, и сформулируйте тему урока.
Мой друг Отчизне посвятим души прекрасные порывы!
Сыпь черемуха снегом.
Сыплет черемуха снегом, зелень в цвету и росе.
Мой друг попытался собрать осколки разбитой вазы.
Группируют, находят общий признак одной из групп предложений.
Формулируют тему урока.
Работа в МГ
Диалогическая беседа
ИКТ Слайд 1-2
4- 5
Целеполагание
Отталкиваясь от темы урока и учитывая, что в определенной степени вы с обращением уже знакомы, сформулируйте цель урока.
Составляют цели, проговаривают их классу
(повторить, изучить, научиться, совершенствовать, развивать, уметь, использовать )
ИКТ Слайд 3
5-6
Для работы с новым понятием мы разделимся на группы (приём геометрические фигуры)
Вам дано задание. Внимательно прочитайте и выполните его. Результат вашей работы вы представите на постере.
Задание для работы в группе (этап получения новой информации) Приложение.
Распределяются в группы, распределяют роли в группе, читают задание.
Фронтально, затем по группам
ТиО -консультанты
6-18
Осмысление содержания
Получение новой информации по теме.
Проходит по группам, осуществляя контроль, предлагая дозированную помощь
Выполняют задание, распределяя роли в группе, готовят постер.
Работа в группе.
Управление и лидерство.
Оценивание
Саморегулируемое обучение (самонаправленность в процессе работы над заданиями).
18 - 19
Итог
Анализ работы с информацией
Какие трудности встретили при выполнении задания?
Отвечают на вопрос.
Фронтально
Новые подходы к обучению: диалогическая беседа.
19- 25
Осмысление содержания
Постановка задачи
Выдвигают спикеров – представителей.
Фронтально
Формативное оценивание Управление и лидерство
Интерпретация полученной информации
Подхожу к группам, слушая выступления учащихся
Слушают спикера, задают ему вопросы.
Работа в группах
Диалоговое обучение
КМ
Невербальное оценивание
25-30
Рефлексия
Обсуждение результатов работы групп
Выявление и коррекция пробелов
Ответ на контрольные вопросы стратегия ГОРНОЕ ВОСХОЖДЕНИЕ
1 группа:
1.Для чего служит обращение?
2. С какой интонацией произносятся обращения?
3. Формой какого падежа выражаются обращения?
4. Как отличить обращение от подлежащего?
5. Как отличить нераспространённое обращение от распространённого?
2 группа:
1.Назовите способы выражения обращений.
2. Каким членом предложения является обращение?
3. Перечислите виды обращений по составу.
4.Как обычные обращения отличить от риторических?
5. Как выделяются обращения в зависимости от места положения и интонации?
Отвечают на контрольные вопросы,
восходя на гору
фронтально
Диалоговое обучение
КМ
ИКТ Слайд 4
ОдО
30- 43
Закрепление понятия
Задание уровня В:
Задание уровня С:
Переход в новые группы по цвету фигуры
Работа по маршрутному листу
Задание1. Выпишите номера тех предложения, 1 группа - в которых есть обращения, 2 группа – в которых нет обращений.
1) Березы белоствольные растите веселей. 2) Шумит земля привольная ветвями тополей. 3) Пусть спокойно в нашей школе спит до осени звонок. 4) Здравствуй солнце здравствуй лес
Задание 2. 1 группа - Перестройте предложения так, чтобы подлежащие стали обращениями. Определите способы выражения обращения. Расставьте знаки препинания.
1. Ветер споет нам про дикие горы.
2. Настойчивый добивается цели.
3. Бабушка рассказывает сказку на ночь.
2 группа – Определите способы выражения обращений. Перестройте предложения так, чтобы обращения стали подлежащими.
1. Отдыхающие, пойдёмте на речку.
2. Милая, купи мне книгу.
3. Петя, сначала выучи уроки, а потом иди гулять.
Задание 3. 1 группа – Спишите, распространите обращения, расставьте знаки препинания .
1) Пётр Андреевич отведите нас на площадь. 2).Умой нас тёплой влагой дождик.
2 группа – Спишите, замените распространённые обращения нераспространёнными, расставьте знаки препинания.
1).Спи милый мой. 2) Разгадай мою загадку старый конюх.
Задание 4 . Оцените, какие обращения чаще используются в вашей речи? От чего это зависит? Приведите примеры предложений с обращениями, которые вам приходится использовать в разных ситуациях в течение одного дня. Последите за собой: какое отношение к собеседнику вы выражаете в подборе обращений?
(Сравните: мама, мамочка, мамуля, мамуленька; Анатолий Алексеевич, Анатолий, Толя, Толик, Толечка.)
Переходят
Выписывают, аргументируют . Проверяют по ключу.
пределяют, перестраивают, расставляют знаки препинания.
Аргументируют.
Проверяют по ключу.
Распространяют, заменяют. Аргументируют.
Проверяют по ключу.
Создают собственное речевое высказывание с обращением;
Работа в группах.
Работа в группах.
Индивидуально, затем в группе. Один выступает от группы.
Новые подходы в организации обучения.
Возрастные особенности. ИКТ (ключи)
Слайды 5,6,7
ОдО
УиЛ
Новые подходы в организации обучения
УиЛ
Новые подходы в организации обучения
УиЛ
КМ
ОдО
43- 44
Рефлексия
Анализ, творческая переработка, интерпретация изученной информации.
Синквейн (2 человека)
2 прилагательных для описания
3 глагола для объяснения назначения
4 слова - предложение для описания повседневного использования
обобщающее понятие
6 шляп
1.Красная Шляпа.
Какие возникли чувства в ходе урока?
2.Желтая Шляпа.
Почему эту тему стоит изучать?
3.Черная Шляпа.
Какие вы видите недостатки в уроке по этой теме?
4.Зеленая Шляпа.
Какие предложения у вас возникли?
5.Белая Шляпа.
Какая нам нужна информация для дальнейшей работы по этой теме
6.Синяя Шляпа.
Чего мы достигли на уроке? Что нужно сделать дальше?
Пишут в рабочей тетради
Индивидуальная работа.
КМ
Управление и лидерство
ИКТ Слайды 8, 9
Невербальное оценивание
44-45
Организационный момент
Завершение урока
Благодарю за работу. Прошу сдать листы оценки
Сдают листы оценки
индивидуально
Д/З
А: повторить теорию в параграфе 43. упр. 535 (распределение по номерам)
В: выписать из комедии «Ревизор» 6 предложений с разными по составу и месту положения обращениями.
С: Составить тест с разноуровневыми вопросами по теме “Обращение ” (8 – 10 вопросов)
Возрастные особенности.
ИКТ Слайд 10
Обращение и его назначение. Распространенные обращения
Нам известно, что в русском языке встречается понятие осложненного простого предложения.
Усложняющие элементы на письме выделяются знаками препинания: чаще всего запятыми, но иногда используются и другие.
Осложнять предложение могут вводные слова, обращения, однородные, уточняющие или обособленные члены. Сегодня поговорим об обращении как об осложняющем элементе, его назначении в предложении.
Сам термин «обращение» точно отражает его суть.
Обращение - это слово или сочетание слов, называющее того, к кому обращена речь. Чаще всего оно имеет форму именительного падежа и произносится с особой, звательной интонацией.
Не случайно интонация имеет такое название «звательная». Всё дело в том, что в древнерусском языке было не шесть падежей, а семь. Как раз седьмой падеж назывался - звательный, т.е. он употреблялся при обращениях. До сих пор этот падеж сохранился в украинском языке, а из русского исчез. Но формы звательного падежа мы можем встретить в некоторых литературных произведениях.
Вспомните, например, как обращалась рыбка к старику из сказки А.С. Пушкина «Сказка о рыбаке и рыбке»? («Чего тебе надобно, старче?»). Поэт использовал в сказке форму звательного падежа.
Для того, чтобы не спутать обращение с подлежащим, которое тоже выражается формой именительного падежа, следует учитывать, что обращение не является членом предложения и не входит в грамматическую основу. Так же как и вводные слова или междометия, обращения не связаны с другими словами ни подчинительной, ни сочинительной связью. Они соотносятся по смыслу или со всем предложением, или с какой-либо его частью и служат для привлечения внимания собеседника к сообщению или для оценки сообщения. Обращения на письме выделяются запятыми или восклицательным знаком.
Например:
Прощай же, море, не забуду твоей торжественной красы. (А. Пушкин)
Обращение может стоять в начале, в середине или в конце предложения. Оно может употребляться и как самостоятельное предложение. Например, мы можем сказать: Например:
Ребята, подойдите сюда!
А можем с той же целью использовать предложение:
Чаще всего обращения употребляются в разговорной речи. В устной речи они служат для привлечения внимания собеседника к сообщению и одновременно для выражения отношения говорящего к собеседнику. Такие обращения выражаются существительными одушевленными, реже - прилагательными в значении таких существительных.
Например:
Тише, Лидочка, милая, тише! (Н. Чуковский)
Также при обращениях могут быть определения, выраженные чаще всего прилагательными и причастиями, притяжательными и указательными местоимениями, зависимыми существительными, числительными, иногда отдельным придаточным предложением. Такое обращение называют распространенным.
Например:
Уважаемые коллеги, поздравляем вас с профессиональным праздником!
Ты теперь не так уж будешь биться, сердце, тронутое холодком. (С. Есенин)
Распространенные обращения могут быть расчленены. Это свойственно разговорной речи или речи, воспроизводящей разговорную:
Например:
Отколе, умная, бредешь ты, голова? (И. Крылов).
Нераспространенные обращения употребляются с целью выделить адресата из числа других, воспринимающих речь. А распространенные обращения не только называют адресата, но и характеризуют его, передают отношение к нему.
В поэтической речи в качестве обращения может выступать и существительное неодушевленное. Это один из приемов олицетворения.
Например:
Серебристая дорога, ты зовешь меня куда? (С. Есенин)
Существуют и своеобразные традиции в использовании обращений. Так, например, во многих странах общепринятые обращения не изменяются в течение веков, например в Великобритании - сэр и мисс, в Польше - пан и пани, в Италии - синьор и синьора, во Франции - месье и мадам и т.п. Есть ли традиционные обращения в нашей стране? Совсем недавно (по меркам истории) в нашей стране к женщине было принято обращаться «гражданка», а к мужчине - «гражданин», или «товарищ», невзирая, на пол собеседника.
Например:
Товарищ Петрова, выступите на собрании.
В настоящее время мы так уже не говорим. Но можем использовать, например, некоторые обращения, отражающие принадлежность к той или иной профессии.
Например, в медицине: доктор, сестра, няня;
Или традиционное обращение к женщинам и мужчинам: женщина, девушка, молодой человек, мужчина и т.п.
Но общепринятой, всеми признанной системы обращений в русском языке нет. Часто используется безличная форма обращения:
Например, в транспорте: «Простите, какая следующая остановка?».
Или в незнакомом городе: «Скажите, пожалуйста, как пройти на улицу Героев Сталинградской битвы?».
Теперь подведем краткие итоги:
1. Обращение - это слово или сочетание слов, называющее того, к кому обращена речь.
2. Оно выделяется интонационно в устной речи и знаками препинания на письме (чаще запятыми, в некоторых случаях - восклицательным знаком).
3. Обращение может стоять в начале, в середине или в конце предложения. Также оно может использоваться и как самостоятельное предложение.
4. Чаще всего обращения употребляются в разговорной речи и бывают выражены одушевленным или неодушевленным существительным в форме именительного падежа или прилагательными в значении одушевленных существительных.
5. Выделяют также распространенные обращения - это обращения с определением. Кроме того, перед обращением может использоваться частица О, которая от него запятой не отделяется, но междометие О (в значении «ах») отделяется запятой или восклицательным знаком.
6. В русском языке отсутствуют единообразные обращения к женщине и мужчине.
Список использованной литературы:
- Ладыженская Т.А., Баранов М.Т., Тростенцова Л.А. и др. Русский язык: учебники для 5, 6, 7 кл. общеобразовательных учреждений; Научный ред. акад. РАО Н.М. Шанский. – М.: Просвещение.
- Тростенцова Л.А., Ладыженская Т.А. и др. Русский язык: учебники для 8, 9 кл. общеобразовательных учреждений. – М.: Просвещение.
- Разумовская М.М., Львова С.И., Капинос В.И. и др. Русский язык: Учебники для 5, 6, 7, 8, 9 кл. общеобразовательных учреждений /Под ред. М.М. Разумовской, П.А. Леканта, – М.: Дрофа.
- Львова С.И., Львов В.В. Русский язык: Учебники для 5, 6, 7, 8 кл. общеобразовательных учреждений. – М.: Мнемозина.
- Бабайцева В.В., Чеснокова Л.Д. Русский язык. Теория. Учебник для 5-9 кл. общеобразовательных учреждений. – М.: Дрофа.
- В.В. Бабайцева, А.П. Еремеева, А.Ю. Купалова, Г.К. Лидман–Орлова и др. Русский язык. Практика. Учебники для 5, 6, 7, 8, 9 кл. общеобразовательных учреждений. – М., Дрофа; Никитина Е.И.
- Русская речь. 5-9 классы. – М.: Дрофа.
- Бархударов С.Г., Крючков С.Е., Максимов А.Ю. и др. Русский язык: Учебники для 8, 9 кл. общеобразовательных учреждений – М.: Просвещение.
- Богданова Г.А. Тестовые задания по русскому языку. 8 класс. М.: Просвещение, 2012
- Гольдин З.Д., Светлышева В.Н. Русский язык в таблицах. 5-11 классы: Справочное пособие. – М.: Дрофа, 2000
В грамматике русского языка существуют различные характеристики предложения. Одной из них является указание на элементы-осложнители. Так, предложения с распространенными обращениями - это предложения с осложнением.
Характеристика предложения
При проведении синтаксического нужно определить часть речи всех слов в предложении, выявить, какими членами предложения они являются.
На завершающем этапе разбора необходимо дать характеристику предложению:
- Эмоциональная окраска.
- Грамматические основы (одна или больше).
- Второстепенные члены (есть или отсутствуют).
- Наличие необходимых членов.
- Наличие осложняющих элементов.
Осложняющие конструкции
Выполнение пункта 6 требует знаний об осложняющих конструкциях.
Это обособленные члены, вводные слова, однородные члены, уточняющие члены, обращения. Пример предложений с обращениями и вводными словами: Юрий, когда, по-твоему, начнется трансляция спортивных соревнований? Мне кажется, Валя, тебе не стоит здесь оставаться. Иван, ты, видимо, отдыхал на Кипре?
Подробнее о том, чем может быть осложнено предложение, - в таблице ниже.
Осложнитель | Пример |
Обособленные члены | Растение, выращенное на юге , может погибнуть в резком климате севера. Открыв окно , она почувствовала запах цветущей вишни из сада. |
Вводные слова и выражения | Весной, пожалуй , мы отправимся в поход. По данным исследователей , найденному артефакту более 5 тысяч лет. |
Однородные члены | Дети собрали сливу, яблоки и вишню . На морском берегу школьники играли в мяч, плавали на банане, загорали на солнце. |
Сравнительные обороты | Ветерок, словно теплый мамин платок , окутал ее плечи. Как колючие иголки ежика , кололась трава в поле. |
Уточняющие члены | На севере, в Национальном парке "Арктика" , обитают белые медведи. В прошлом году, в апреле , ему привезли мотоцикл. |
Обращения | Коля , где обитает нарвал? Никитин , зайдите в почтовое отделение. |
Обращение - часть осложненного предложения: интонация
Предложения, в которых есть обращения, имеют ряд отличий. Они произносятся с особой звательной, восходяще-нисходящей интонацией. Если обращение является частью то основная смысловая нагрузка делится между обращением и глаголом. Если же обращение входит в вопросительное предложение, то ударение падает на обращение. Пример предложений с обращениями: Клим, принесите документы о продаже оборудования. Сынок, давай не балуйся на переменах. Где мои эскизы, Надя? Доченька, как пройти в библиотеку? Есть побудительно-вопросительные предложения, где два основных логических ударения: Расскажите, Дмитрий, как вам удалось добиться успеха?
Обращение - часть осложненного предложения: грамматические особенности
В предложение обращение вводится в именительном падеже. Иногда, особенно в разговорной речи, обращения могут стоять не в именительном падеже. Например: Вы, в кителе, оплатили проезд? Эй, в соломенной шляпе, Вы спросили разрешения?
Обращениями обычно являются имена существительные (нередко имена собственные): Мама, возьми меня с собой. Евгений, будь благоразумнее!
Порой обращением являются имена прилагательные, местоимения, числительные, причастия. Пример предложений с обращениями, выраженными не именем существительным, но в качестве него: Молодые, подойдите к регистратору. Эх, ты, натворил дел! Шестая, в бой! Танцующие, обратите внимание на ритм.
Являясь конструкцией, которая осложняет предложение, обращение выделяется с помощью запятых. Если обращение начинает предложение, то после него необходимо поставить запятую: Дядя, где ты служил?
Если оно стоит в середине предложения, то выделяется запятыми с обеих сторон: Ты скажи мне, Волга, куда дуют ветра.
Если обращение завершает предложение, то запятая нужна перед ним: Повтори все слово в слово, Лиза.
В случаях, когда необходима особенно сильная выделительная интонация, после обращения может стоять восклицательный знак: Друзья! Давайте чаще встречаться.
Если обращение сопровождается интонацией недосказанности, то после обращения ставится многоточие: Кать... Смотри у меня! Учитывая особенности употребления обращений, можно без затруднений с обращением.
Распространенное обращение
Если рядом с обращением-существительным стоит определение, выраженное причастием, именем прилагательным, притяжательным местоимением, то обращение будет распространенным. Предложения с распространенными которых даны ниже, тоже являются осложненными. Смеющийся ребенок, как твои дела? Дорогой брат, расскажи мне сказку. Мой друг, давно мы не виделись. Это сложные предложения с распространенными обращениями. Встречаются случаи, когда в обращении содержится целая обособленная конструкция. Пример предложений с обращениями, осложненными обособленными конструкциями: Товарищи, ожидающие поезда, будьте внимательны. Друг, который всегда меня понимал, ты дорог мне.
Использование обращений в художественной литературе
В художественной литературе обращения вводятся не только с целью назвать того или иного персонажа, но и для того, чтобы выразить чувство, с которым к герою обращаются.
К примеру, предложения с обращением из литературы, из рассказов И.А. Бунина: Благодарю, господа, я чувствую себя слишком утомленным. Валяй, брат, валяй смелей! Барчуки, гляньте-ка суда-то! Митя, они голодные! Коль, а Коль!
Примеры предложений с распространенными обращениями из литературы: Что ж так, барчук миленький? Писем, Иван Филимонович, нету? Сергей Львович, сыграть просим! Николай Нилыч, вам сколько кусочков сахару? Прощайте, пани Лещинская. Прощайте, сестрички, ангелочки, спасибо, что поболтали со мной.
Обращение и этикет
Во многих государствах существуют общепринятые, гендерно и социально маркированные обращения. Это мистер, миссис, мисс, мадам, мэм, сэр, леди - в англоязычных странах, сеньор, сеньора - в латинских странах, месье, мадемуазель, мадам - во Франции. В России нет общепринятого обращения. в России позволяет обращаться господин и госпожа . В разговорной речи часто употребляется безличная форма, к примеру, простите, извините. Существуют, преимущественно в устной речи, гендерно дифференцированные обращения: женщина, молодой человек, девушка, мужчина и другие.
§ 2059. Предложение может быть распространено обращением. Обращение - это распространяющий член предложения - имя в форме им. п., возможно - с зависящими от него словоформами, называющий того, к кому адресована речь.
Это может быть название лица, неодушевленного предмета или явления. В роли обращения чаще всего выступает существительное; однако обращением может быть и прилагательное (или причастие).
Обращение не является таким распространителем, который никак не связан с остальным составом предложения. Такая связь существует. Она выражается, вопервых, в том, что любое предложение, сообщающее о действии или состоянии определенного субъекта и имеющее в качестве сказуемого глагол в форме 2 л., с абсолютной регулярностью может распространяться обращением, называющим субъект, который либо обозначен в подлежащем местоимением, либо не обозначен совсем: Куда так, кумушка, бежишь ты без оглядки? (Крыл.); Ах, раскиньтесь, строчки песнопений, над землею вечно молодой (Прок.); Откройся, мысль! Стань музыкою, слово (Забол.). Вовторых, всегда, в любом предложении, обращение образует синтагму или группу синтагм, либо входит в синтагму вместе с другими словами в предложении.
Основная функция обращения - называние того, к кому направлена речь - очень часто сочетается с экспрессивной оценкой, с выражением субъективного отношения говорящего (пишущего). Экспрессия выражается поразному: интонацией, повторением обращения, сопровождающими его междометиями или частицами, лексическим значением того слова, которое выступает в роли обращения.
Обращение или вводится внутрь предложения или непосредственно сопровождает его - открывает предложение или заключает его собою: Приятель дорогой, здорово! Где ты был? (Крыл.); Ты их узнала, дева гор, восторги сердца, жизни сладость (Пушк.); Блеща средь полей широких, Вон он льется!.. Здравствуй, Дон! (Пушк.); Старик! Я слышал много раз, Что ты меня от смерти спас (Лерм.); Что ты клонишь над водами, Ива, макушку свою? (Тютч.); [Акулина Ивановна:] Эх, братцы! Нехорошо у нас... за что старика обидели? (Горьк.); Ну, спичка, спичка, выручай, Не подведи бойца (Твард.); Дай, Джим, на счастье лапу мне (Есен.); Товарищ Солнце! Высуши слез влагу! (Асеев).
Если речь обращена к нескольким, многим, то в предложение может быть введено несколько обращений: Восемьдесят пять окон открыты настежь. Я воспользовался этим, чтобы произнести вам свою речь - вам, гражданин граммофонщик, и вам, соседка, показавшая свою перину, и вам, владельцы кастрюлек, масленок, горшков и редиски (Фед.); Пойте, люди, города и реки! Пойте, горы, степи и поля! (Сурк.). Несколько обращений к одному адресату обычны в случае их экспрессивной окрашенности: Подруга дней моих суровых, Голубка дряхлая моя! Одна в глуши лесов сосновых Давно, давно ты ждешь меня (Пушк.); Черный чуб твой, намокший потом, Изпод шапки на лоб падёт. Здравствуй, медленный пот работы, Здравствуй, трудный крестьянский пот! (Багр.); Славься, благословенный, Скрытый в земле редут, Медленный, тяжеленный, Каменный, несравненный Гордый шахтерский труд! (С. Васильев).
В разговорной речи и отражающих ее письменных текстах форма им. п. существительного в обращении может выступать с отсечением флексии: мам, Валь, Вань, Коль и т. п.: Маманьк, а ужинать когда будем? (Ф. Тихонов); Для мамаши хочу спеть... Слушай, мамаш! (Малышк.). В этих случаях обычно повторение обращения посредством соединяющей и акцентирующей частицы а: Мам, а мам, почитаем?; Вань, а Вань, подойдика ко мне; Нина, а Нин, поди сюда (Фед.). Эта же частица соединяет и неусеченные формы: - Барышня, а барышня! - начал опять городовой (Дост.); Люди, а люди! Знаете ли вы Русскую песню, Когда сердце ее облегла тоска (К. Некрасова).
§ 2060. Позицию обращения очень часто занимают слова с оценочным или качественнохаракте-ризующим значением. Такое слово нормально сочетается с местоимением: Пойми, чудак ты, что ты неправ; Да пожалейте же его, бесчувственная вы женщина!; радость ты моя, дурак ты этакий, чудак ты человек.
Примечание 1. Функция адресования ослаблена или отсутствует у квалифицирующего слова в сочетании с местоименным словом, типа: Знает, хитрец (хитрец он этакий), у кого просить!; Поняла бессовестная (бессовестная ты, бессовестная она), где и как надо действовать (т. е. он, хитрец, знает...; ты, бессовестная, поняла).
Примечание 2. При слово прощай(те) в знач. (исчез), (больше нет, не будет) обращение интонационно не выделяется и приобретает свойства подлежащего: Ежели который мужик записался в охотники или в лошадники, то прощай соха (Чех.); Ну, вот я и дама, и уезжаю, и прощай Москва (Ю. Казак.).
§ 2061. Обращение может быть выражено местоимениемсуществительным: Глядите на меня, все! (Дост.); Вон, разбойник! Застрелю! Эй, ктонибудь! (Шишков). В сочетании с именем: Ты, Вася, и ты, Федот, махнемка завтра на Лебяжью (Б. Шергин). В функции обращения может выступать вводимое относительным местоимением придаточное предложение: Кто может, - на площадь, в город! - Кто может, - поднимайся! (Фед.).
Обращение, выраженное одиночным местоимением 2 л., несет экспрессию грубости или фамильярности: Ступай за шестом, ты! (Тург.); - Эй, ты! - крикнул Савелий в сени (Чех.); - Отвечайте... Что значит это молчание? Послушайте, вы! ... Вас выгонят из дома, вас выгонят из города, на вас пальцами, слышите, пальцами будут показывать, вы! (Фед.).
§ 2062. Позиция обращения в непринужденной, фамильярной речи может быть занята словоформой, называющей лицо по внешнему, ситуативному признаку, обычно - случайному, окказиональному: Эй, вы! креп на шляпе! Теперь прятаться! Стойте: кто вы такой? (Дост.); Эй, воротник, говоришь понемецки? (Анн.); Эйй! Наа баржее! (Горьк.); Эй, наверху, спускайтесь сюда!; Вы там, на катере, давайте к причалу!; Верниська, ты, в шляпе!; Во втором ряду, прекратите разговоры!; Послушайте, за кустом, перестаньте прятаться!
§ 2063. Изолированное обращение - одно или в сочетании с частицей, междометием, произнесенное с соответствующей интонацией (обычно с ИК2 или ее модальными реализациями), может приобретать самостоятельную коммуникативную значимость - выражать призыв, просьбу, ласку, угрозу, напоминание, удивление: Она села на постель и позвала нежно: - Володя! (Чех.); [Войницкий:] Никаких у него нет дел. Пишет чепуху, брюзжит и ревнует, больше ничего. [Соня:] (тоном упрека) Дядя! (Чех.).
§ 2064. Интонационно обращение выделяется, поразному, - прежде всего в зависимости от его места в предложении, а также в зависимости от своего состава. В начале предложения обращение выделяется в отдельную синтагму и произносится с разными типами ИК, из которых основным является ИК2: Ста2рик, / я слышал много ра3з, / что ты меня от сме2рти спас! При перечислении каждое из обращений выделяется в самостоятельную синтагму: О любимые сердцем обм2аны, / заблужденья младенческих ле2т/...
В середине и в конце предложения обращение может объединяться в одну синтагму с распространяемой частью предложения, и тогда оно входит в постцентровую часть соответствующего типа ИК: Ив2ан Ильич, / распо3рядись, братец, насчет закуски!; Здрав2ствуй, правнуков жилище, / и м3ое, / и не м4ое (Анн.); Да пожал2ейте же вы его, бесчувственная вы женщина!
Выделение обращения в отдельную синтагму в неначальной позиции служит средством увеличения его информативной нагрузки, например, усиления оценки: Да пожал2ейте же вы его, / бесчувственная вы женщина!
Обращение может быть осложнено оттенками противопоставления, которые варьируются при передвижении центра ИК2, ИК3, ИК6 и изменении синтагматического членения: Чуть зацветет иван3чай, / С этого самого цве3та, / - Ран6нее лето, / про2щай, / Здравствуй, полдн2евное лето! (Твард.) или: Раннее лето, / прощ6ай, / Здра6вствуй, / полдн2евное лето!
§ 2065. В художественной литературе, в поэзии функции обращения расширяются и обогащаются. Основная, общеязыковая функция адресования речи сохраняется; однако здесь она не только не является единственной, но очень часто оказывается ослабленной или преобразованной. Ниже перечисляются наиболее характерные явления, связанные с осложнением функций обращения в художественной речи.
1) В поэтической речи обращение может вводить основную тему, называть тот предмет, которому посвящено последующее повествование. Это обозначение обычно является развернутым, предмет не только называется, но и определяется, характеризуется. Особенно отчетливо функция введения темы обнаруживается тогда, когда обращение открывает собою текст: Угрюмый сторож муз, Гонитель давний мой, Сегодня рассуждать задумал я с тобой (Пушк.); Кобылица молодая, Честь кавказского тавра, Что ты мчишься, удалая? И тебе пришла пора (Пушк.); Подруга думы праздной, Чернильница моя, Мой век разнообразный Тобой украсил я (Пушк.); Дар напрасный, дар случайный, Жизнь, зачем ты мне дана? (Пушк.); О чем ты воешь, ветр ночной? О чем так сетуешь безумно? (Тютч.); Безыменные герои Осажденных городов, Я вас в сердце сердца скрою, Ваша доблесть выше слов (Пастерн.); Слава тебе, безысходная боль! Умер вчера сероглазый король (Ахм.).
2) Сохраняя функцию называния того, к кому адресована речь, обращение в художественной, поэтической речи часто сосредоточивает в себе центральную часть сообщения: изъятие такого обращения лишает текст его информативной законченности и ясности (это же характерно и для обращений, описанных в п. 1): Душа моя - Элизиум теней, Что общего меж жизнью и тобою! Меж вами, призраки минувших, лучших дней, И сей бесчувственной толпою? (Тютч.); Любить хотел я, не любя, Страдать - но в стороне, И сжег я, молодость, тебя В безрадостном огне (Анн.); Тишина, ты лучшее Из всего, что слышал (Пастерн.); Легче лисёнка Скрыть под одеждой, Чем утаить вас - Ревность и нежность (Цвет.); Родной старины дорогие места, Кто вами не будет гордиться? (В. Замятин); О любимые сердцем обманы, Заблужденья младенческих лет! В день, когда зеленеют поляны, Мне от вас избавления нет (Забол.).
Большой информативной нагруженностью обращения в таких случаях определяется наличие при нем распространяющих слов, с разных сторон характеризующих называемый предмет или разнообразно информирующих о нем: Сумрак тихий, сумрак сонный, Лейся в глубь моей души, Тихий, томный, благовонный, Все залей и утиши (Тютч.); Больше не суровые, Печальные глаза, Любили ль вы, простите ли? (Анн.); Прекрасных рук счастливый пленник На левом берегу Невы, Мой знаменитый современник, Случилось, как хотели вы (Ахм.); Молодая, с чувственным оскалом, Я с тобой не нежен и не груб (Есен.). Насыщенностью информативного задания в подобных случаях объясняется сложная организация распространителей самого обращения, в частности, союзные связи таких распространителей (а) или оформление их в виде придаточных предложений при личном местоимении (б):
а) Товарищ милый, но лукавый, Твой кубок полон не вином, Но упоительной отравой (Пушк.); О рьяный конь, о конь морской, С бледнозеленой гривой, То смирный, ласковоручной, То бешеноигривый! Ты буйным вихрем вскормлен был В широком божьем поле (Тютч.); Схоронили пепелище Лунной ночью в забытье... Здравствуй, правнуков жилище, - И мое, и не мое! (Анн.).
б) О ты, чьей памятью кровавой Мир долго, долго будет полн, Приосенен твоею славой, Почий среди пустынных волн! (Пушк.); О, вы, которых я безумно так желал! Кого я так любил, коль это ваши тени, Отдайте счастья мне нетронутый фиал (Анн.).
3) В поэтической речи обращение может приобретать функцию собственно называния, представления предмета; сама «обращенная речь» при этом или отсутствует или сводится к словамприветствиям. Такое обращение может составить отдельную и законченную часть поэтического текста. Такова, например, самостоятельная начальная строфа стихотворения М. Цветаевой «Генералам 12го года»: Вы, чьи широкие шинели Напоминали паруса, Чьи шпоры весело звенели И голоса, И чьи глаза, как бриллианты, На сердце оставляли след, - Очаровательные франты Минувших лет!
С информативной самостоятельностью обращения связана возможность его союзного соединения с целым предложением, т. е. функционирование обращения, одного или в сочетании со словомприветствием, в качестве части сложного предложения или сложно организованного текста: Вы, с квадратными окошками, невысокие дома, - Здравствуй, здравствуй, петербургская несуровая зима! И торчат, как щуки ребрами, незамерзшие катки, И еще в прихожих слепеньких валяются коньки (Мандельшт.); Ой, цветики садовые, Да некому полить! Ой, прянички медовые! Да с кем же вас делить? (Анн.); Чуть зацветет иванчай, С этого самого цвета, - Раннее лето, прощай, Здравствуй, полдневное лето! (Твард.).
Обращения, выраженные именами существительными или местоимениями, могут быть распространенными. Они могут распространяться прилагательными и причастиями, притяжательными и указательными местоимениями, зависимыми существительными, числительными, иногда отдельным придаточным предложением:
Шуми, шуми, послушное ветрило! Волнуйся подо мной, угрюмый океан! (Пушкин).
Прощай же, пора, моя радость! (Паст.).
Ты их узнала, дева гор, Восторги сердца, жизни сладость… (Пушкин)
Кто потерял кошелек, обратитесь в администрацию (Трифонов).
Распространенные обращения могут быть расчленены. Это свойственно разговорной речи или речи, воспроизводящей разговорную: Отколе, умная , бредешь ты, голова ? (Крылов).
Нераспространенные обращения употребляются с целью выделить адресата из числа других, воспринимающих речь. А распространенные обращения не только называют адресата, но и характеризуют его, передают отношение к нему.
Место обращения в предложении.
Обращение не имеет строго закрепленного места в предложении; оно может находиться в начале, в середине или в конце предложения. Его место в конкретном предложении зависит от формы обращения, условий его употребления, от объема самого обращения и всего предложения.
В начале предложения чаще стоят обращения, выражающие призыв к вниманию. Особенно часто на первое место выносятся обращения, эмоциональная окрашенность которых специально оформлена (например, обращения, сопровождаемые междометиями, повторяющиеся обращения, распространенные обращения, представляющие собой разные названия одного лица или предмета).
Приятель дорогой, здорово ! (Крылов).
О поле, поле, кто тебя усеял мертвыми костями? (Пушкин).
Степь широкая, степь безлюдная, отчего ты так смотришь пасмурно ? (Никитин).
Обращения в начале предложения часто выражают значение побуждения: Резников, пойдемте со мной (Бондарев).
Обращения стоят в начале предложения в письмах, призывах, приказах, лозунгах, воззваниях, так как имеют целью привлечь внимание собеседника, слушателя, читателя.
В конце предложения обращения обычно стоят в следующих случаях:
1) в предложениях, представляющих собой формулы вежливости, в вопросительных и восклицательных предложениях, состоящих из вопросительных и восклицательных частиц, в междометных предложениях, в нечленимых предложениях, состоящих из слов да, нет;
Прощай, мое счастье!
Что с вами, мой друг?
Цыц, ты! Она тебе больше не слуга! (Горький).
2) если предложение, к которому относится обращение, является нераспространенным или малораспространенным, а само обращение – распространенным.
Обращения, помещенные в середине предложения , обычно не несут на себе логического ударения.
В конце или в середине предложения обычно помещаются обращения, выраженные словами с ослабленным лексическим значением, а также обращения-характеристики и бранные обращения, употребляющиеся в разговорной речи.
Вопрос 2. Обращения и сходные с ними конструкции.
Одним из спорных вопросов лингвистики является вопрос о разграничении обращений и смежных с ними конструкций.
1. Вокативные предложения – это ________________________________________________.
Одни ученые выделяют их в особый тип односоставных предложений (Бабайцева, Максимов; Валгина), другие включают в состав номинативных, третьи рассматривают их в составе нечленимых предложений (Гвоздев; Современный русский литературный язык, 2001), четвертые определяют вокативные предложения как особую разновидность обращения (Русский язык. Энциклопедия, 1979).
По мнению исследователей, вокативные предложения по форме похожи на обращения, но, в отличие от последних, они выражают эмоциональные реакции и побуждения. Вокативные предложения – это «обращения, осложненные выражением нерасчлененной мысли, чувства, волеизъявления» (Бабайцева, Максимов).
Вокативные предложения содержат имя существительное (или местоимение) в именительном падеже, произносимое с особой интонацией, передающей упрек, радость, запрет, призыв, побуждение к прекращению действия, сожаление, негодование и т.д.
Милая! Милая! – говорила тетя, вскрикивая, как в истерике (Шукшин ).
Эх, мамаша !.. – вздохнул он, глядя на окно… (Шукшин).
Таким образом, вокативные предложения сходны с обращениями с точки зрения синтаксической структуры (для них обязательна форма именительного падежа), но отличаются тем, что заключают в себе более сложное содержание, чем обращения.
2. Именительный темы (именительный представления) - ____________________________
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Обращение и именительный представления не содержат высказывания, не являются предложениями. Но именительный темы, в отличие от обращения, представляет собой конструкцию, содержащую наименование предмета или явления, которые служат объектом речи в последующем (а иногда и в предыдущем) тексте:
Замоскворечье . Даже по своей топографии оно казалось удаленным от старой, коренной Москвы (Лакшин).
Именительный темы употребляется при воспоминании о чем-либо или ком-либо, когда в памяти всплывает то или иное представление, впечатление, при этом оно переживается в порядке размышлений, дальнейших рассуждений. Поэтому именительный представления не сопровождается звательной интонацией, что характерно для обращений.
3. Обособленное приложение:
Ах ты, цыпка, баловница …–- нежно пробормотал Иван (Шукшин).
Чтобы провести грань между обращением и обособленным приложением, необходимо руководствоваться следующими принципами разграничения:
1. Различие в смысловых функциях обращений и обособленных приложений. Обращение в отличие от приложения не выполняет атрибутивной функции и не содержит оценочной характеристики определяемого лица или предмета, а лишь выделяет то лицо или тот предмет, к которому обращена речь говорящего.
2. Обособленное приложение обычно имеет ту же форму, что и слово, к которому оно относится. Обращение, наоборот, выступает только в именительном падеже, само может иметь при себе приложение, и, как правило, действие, выраженное формой 2-го лица глагола единственного или множественного числа, относится к нему как к собеседнику.
3. Обособленное приложение лишено звательной интонации, которая характерна для обращения.
Бабайцева В.В. Система членов предложения в современном русском языке. – М., 2011. – С. 462-463.
Дифференциальные признаки уточняющих и поясняющих членов, представленные в таблице, описаны в монографии В.В. Бабайцевой «Система членов предложения в современном русском языке» (М., 2011. – С. 462-464).
В монографии Бабайцевой В.В. «Система членов предложения в современном русском языке» (М., 2011) данные средства связи отнесены к союзам-частицам: «Маркер сравнения в сравнительном обороте совмещает свойства союза и частицы. Преобладают свойства союза. Поэтому назовем такие маркеры союзами-частицами». – С. 453.