Люблинская уния. Люблинская уния (1569 г.)
Уния 1385 г. не привела к объединению государств Польши и ВКЛ. После этого подписывались неоднократно другие унии, но имеющиеся акты не имели жизненной силы. Однако за время совместного юридического существования появились предпосылки сближения ВКЛ с Польшей.
Причины подписания Люблинской унии:
1. Внутренние. К этому времени шляхта Польши заняла доминирующее положение в своем государстве, она непосредственно влияла на внутреннюю и внешнюю политику правительства. В ВКЛ же главную роль играли магнаты. Поэтому белорусская шляхта путем объединения хотела добиться прав польской шляхты.
2. Внешние. Ливонская война (1558–1583). Эту войну начал русский царь Иван Грозный за выход в Балтийское море против Ливонского Ордена. В 1561 г. в войну вступает ВКЛ (Ливонский Орден идет под протекторат ВКЛ). В 1562 г. Иван Грозный наносит удар по ВКЛ. 15 февраля 1563 г. после 3-недельной осады взят Полоцк и наступление развернулось вглубь ВКЛ. Война приобретает затяжной характер. ВКЛ нужен союзник.
10 января 1569 г. начался Люблинский сейм. Длился он 6 месяцев. 1 марта 1569 г. большая часть литовской делегации, недовольная предложенными условиями, покидает собрание. Тогда поляки с остатками литовской делегации провозглашают унию. Кроме того, указом короля к Польше отходит территория Украины, которая входила в состав ВКЛ. Магнаты ВКЛ побоялись воевать на два фронта: с Польшей и Московским царством, и 1 июля 1569 г. был подписан акт Люблинской унии. С этого времени оба государства представляют собой единое целое. Государство называется Речь Посполитая. Глава государства носит титул «король Польский и Великий князь литовский и русский». Денежные знаки – общие, границы между государствами упразднялись. Подданные имели право на недвижимость по всей территории государства. Создавался единый сейм.
При этом каждая сторона сохранила свои войска, законы, административный аппарат, суд. Но все же ВКЛ вошло в государственный механизм уже больного государства.
Политический строй Речи Посполитой
Законодательную власть в государстве имеет 2-палатный вальный сейм. Сейм состоял из сената (рада) и депутатской посольской избы (палата депутатов).
Сенат-рада был высшей палатой (число членов до 150 человек). Из сената сейм избирал 28 человек в королевский совет.
Посольская изба – низшая палата (до 200 человек). Избиралась по принципу 2 шляхтича от повета. Сейм собирался королем через каждые 2 года. 2 раза подряд в Варшаве, потом 1 раз в Гродно (с 1673 г.). Продолжение работы как правило осенью – 6 недель. Процедура – божественная служба, избрание маршалка (председателя) сейма, проверка мандатов, отчеты, работа по палатам. Рассматривались вопросы главным образом касающиеся шляхты. Постановления сейма должны были приниматься единогласно – принцип Liberum Veto (с 1652 г.). Многие понимали пагубность этого принципа, но в ликвидации его шляхта видела ущемление своих прав. С 55 последних сеймов Речи Посполитой без препятствий прошло только 7. На местах действовали поветовые сеймики.
Во главе исполнительной власти стоит король, но ни король при своей жизни, ни сейм при жизни короля не может избрать преемника. После смерти каждого короля начиналось выборное безвластие, которое тянулось от нескольких месяцев до нескольких лет (1572 г. – смерть Сигизмунда II Августа и до 1573 г. – безкоролевье). Права короля незначительны – назначать и собирать сейм, назначает на высшие должности, осуществляет контакты с другими государствами. Вся жизнь короля под контролем сейма.
Налогами, раздачей государственных земель, чеканкой монеты, правом амнистии распоряжалась шляхта. С 1669 г. король утратил право отказаться от престола. Король стал собственностью государства.
У каждого крупного магната была своя служилая шляхта (армия). Все земли шляхты были свободны от государственных налогов и повинностей. Обязанности шляхты по отношению к государству были только добровольные.
Брестская религиозная уния 1596 года
После Люблинской унии католичество официально было объявлено государственной религией. Православие не было запрещено, но не поощрялось. Отношения все более обострялись. Многие переходили из православия в католичество (в основном верхушка православного духовенства), также борьба с православием рассматривалась как борьба с Москвой.
В 1586 г. умирает король Стефан Баторий. Новым королем становится Сигизмунд III Ваза. Он был ярым католиком. Была предложена идея унии. Основные положения:
1. Униатская церковь должна подчиниться Папе Римскому.
2. Униатская церковь должна признать основные каноны католицизма.
3. Сохранялась православная обрядность.
4. Церковные службы можно было вести на церковно-славянском и местных языках.
В 1595 г. уния была одобрена Папой Климентом VIII. В 1596 г. в Бресте был созван церковный собор, который сразу раскололся на 2 части: сторонников и противников унии. После того, как киевский митрополит Рогоза со сторонниками перешел на сторону католиков, уния была подписана.
Предпосылки Унии
До подписания Люблинской Унии велось множество дискуссий об окончательном объединении Литвы и Польши и закреплении действий всех предыдущих уний. Главной оппозиционной силой были литовские магнаты, опасавшиеся утраты множества полномочий и прав, а также полного растворения в польской шляхте, без получения высоких постов в новом государстве. Однако Литва продолжала терпеть серьёзные притеснения со стороны России , а к середине 16 века угроза полного поражения в войне с Россией и дальнейшего включения Литвы в состав России стала реальностью. Польская шляхта не торопилась оказывать военную или какую-то другую помощь Литве, не получая ничего взамен. К 60-м годам 16-го столетия польская и литовская знать наконец пришли к взаимопониманию и решили планировать военные кампании сообща. Сигизмунд II Август , король Польши и Великий князь Литвы , предложил проект нового объединения, который сначала был опубликован в Литве, а затем и в самой Польше. Неожиданно проект унии приобрёл множество сторонников и позволил нейтрализовать литовскую знать на землях современных Украины и Белоруссии, которая всячески сопротивлялась переходу под власть польского короля.
Реальной мотивацией короля Сигизмунда II было опасение польско-католической партии, что Литва, с прекращением в лице Сигизмунда-Августа литовско-польской династии Ягеллонов , отделится от Польши. В отличие от всех предыдущих уний, Люблинская уния заранее планировалась как конституционное и законное объединение Польши и Литвы под властью одного выборного короля.
Сейм в Люблине
Люблинская уния 1569
10 января 1569 года недалеко от Люблина начал работу польско-литовский сейм, который должен был решить вопрос об унии двух государств, однако переговоры шли очень тяжело и соглашение зимой достигнуто не было. Представители Литвы поставили свои условия: общий сейм для выбора короля на границе Литвы и Польши, коронование короля в Вильно литовской короной, созыв сеймов попеременно в Литве и Польше, назначение на должности в Литве лишь её уроженцев. Эти условия вызвали сильные возражения с польской стороны, и ни одно из них не было принято. Польский проект унии был составлен епископом краковским Падневским. Его условиями были: избрание и коронование в одной Польше, один вальный сейм, сенат, также монета. В знак протеста против польского давления литовская депутация под руководством Николая «Рудого» Радзивилла в ночь на 1 марта тайком покинула Люблин. Более всего депутация опасалась того, что король Сигизмунд может принять единоличное решение.
Давление шляхты, неудачи Литвы в Ливонской войне 1558-1583 и стремление получить военную помощь со стороны Польши в борьбе с Царством Русским заставили литовских магнатов пойти на возобновление переговоров. Польский сейм использовал поддержку литовской и украинской шляхты, которая была недовольна господством крупных землевладельцев в княжестве и пыталась получить такие же права, как и польская шляхта, санкционировал акты короля. Опираясь на поддержку польской и волынской шляхты, король Сигизмунд II Август в марте 1569 издал универсал о присоединении Подляского и Волынского воеводств , Подолья и Киева к Польскому королевству. Различные литовские помещики поддерживали разные пути дальнейшего развития ситуации. Одни поддерживали унию с Польшей, другие склонялись к унии с Россией. Король пригрозил отобрать поместья и должности у той знати, которая не присягнёт на верность королю.
Между тем, успех проделанных аннексий побуждал польскую шляхту к дальнейшим действиям. Предлагалось присоединить таким же образом все остальные территории ВКЛ, да и само его название запретить навеки, заменив на «Новую Польшу». На фоне этих событий в Люблин вновь приехали депутаты от Великого княжества, хотя теперь их уже больше заботили вопросы утраты провинций в пользу Польши, нежели сама уния. В долгих спорах о правомерности таких присоединений поляки настаивали на том, что земли эти издавна принадлежали Польше, ссылаясь, например, на кратковременный захват Киева Болеславом Храбрым в XI веке. Впоследствии поляки начали отстаивать ту точку зрения, что вопросы дальнейших аннексий уже решены и обсуждаться не должны. Возражения литовцев отклонялись так как литвины сами виноваты, что отсутствовали на сейме тогда, когда всё это решалось .
Условия и последствия унии
Уния в Люблине рассматривается польскими и литовскими историками одновременно как величайшее достижение и величайшая утрата. Наиболее позитивными аспектами, которые выделяют польские историки было введение католичества и польского языка, слияние всех культур в единую (польскую). Создание Речи Посполитой часто рассматривают как объединение двух частей и так уже созданного союзного государства, то есть по сути устранение последних преград на пути создания единой страны, куда более сильной, чем Польша и Литва. Кроме того, было создано государство, которое играло значимую роль на мировой арене в течение последующих 200 лет.
Существует также множество негативных аспектов данной Унии. Сигизмунд II стремился не просто объединить государства, но ещё и провести столь необходимую Польше политическую реформу. В действительности же, Уния не столько укрепила власть монарха (чего и желал Сигизмунд), сколько усилила влияние шляхты, увеличив заодно и её численность. Формирование столь необходимого всем странам в 16 веке абсолютизма с началом действия союза было прекращено. Серьёзно закреплялись полномочия местной власти, что привело к сильному росту коррупции в рамках новообразованной Речи Посполитой. В дополнение ко всему был законодательно закреплён принцип «либерум вето », позволявший сейму принимать какие-то решения только единогласно. Данная норма практически парализовала работу сейма, блокируя принятие практически любых решений. Результатом стала анархия, которая в дальнейшем активно разрушала Речь Посполитую.
Культурные
Особую остроту после Люблинской унии приобрели проблемы веры и языка. На всех землях новообразованной Речи Посполитой активно насаждались католичество и польский язык (в особенности на территории бывшего Великого Княжества Литовского, а также на некоторых территориях современных Белоруссии и Украины), вводилось преподавание в школах на польском языке. Некоторые территории ВКЛ (например Львов или Белосток) были полностью полонизированы и стали католическими. Впрочем, усилия предпринятые идеологами полонизации и окатоличивания были недостаточными. Множество литовских феодалов активно сопротивлялись полонизации, пытаясь сохранять собственные язык и культуру. Крестьяне рутенских (современных украинских, белорусских и некоторых литовских) земель продолжали исповедовать православное христианство и говорить на западнорусском языке . Официально же западнорусский язык решением сейма был заменён на польский лишь в .
В 1596 г. были оглашены официальные планы по созданию церковной унии, что возбудило большое негодование среди православных людей, не желавших унии. В Бресте был созван церковный собор, на котором присутствовали как униаты, подчинившиеся папе, так и православные, не желавшие унии. Несмотря на сопротивление православных официально на одном соборе Западно-Русская церковь была объявлена принявшей унию, причём униатами стали почти все её архиереи. Но на другом соборе часть духовенства и миряне отказались повиноваться своим духовным властям и поклялись не отступать от Восточной церкви. Обе стороны предавали одна другую проклятию и вступили в открытую борьбу, причём король признал законным постановление униатского собора и потому счёл, что православие перестало существовать в его государстве.
После объявления православия "вне закона", православные церкви стали подвергать гонениям как ослушников духовного начальства и еретиков. Православные церкви, особенно сельские, не вошедшие в унию, закрывались. На них не смотрели более как на храмы и отдавали их иногда на откуп, для извлечения дохода. Православные были лишены политических прав, рассматривались как «хлопы» (простонародье), и самая вера их именовалась «хлопскою» и вызывала презрительное отношение со стороны высших классов общества.
Предоставленные своим силам и лишённые покровительства закона, православные люди пытались защищать свою веру. Во главе православных были некоторые вельможи (например, князь К.К. Острожский), а затем - духовенство (во главе которого стоял с 1620 г. православный Киевский митрополит, поставленный Иерусалимским патриархом). Главную силу гонимой православной церкви составляли городские братства и крупнейшие монастыри (в т.ч. Киево-Печерский). Их усилиями были созданы в Киеве и других русских городах прекрасные богословские школы, из которых выходили образованные защитники православия. Они устною проповедью и изданием книг о вере успешно боролись с унией и католичеством, не давая исчезнуть православию.
Из ряда школ особенно поднялась и развилась Киевская, основанная братством Киевской Богоявленской церкви (ещё в 1594 г.). Киевский православный митрополит Петр Могила (1596-1646) образовал из этой школы высшее училище по образцу католических академий. От его имени и школа получила название «Могилянской академии». Внешняя опасность для веры вызвала в юго-западной Руси оживлённое умственное движение, подняла православную богословскую науку, создала целую литературу в защиту православия. Учёные киевские монахи оказали важные услуги не только своей западной Руси, но и позже (при Алексее Михайловиче) Руси Московской, где они были приглашены как учителя и просветители.
Множество польских историков, как, например, Кшиштов Рак определяют Люблинскую унию как некую предшественницу современного ЕС и Маастрихтских соглашений . Люблинскую унию рассматривают также как аналог Кальмарской унии или соглашения о создании Великобритании . В то же время есть и противники данных предположений, которые говорят, что в результате Уний появлялись объединения, связанные внутри себя значительно сильнее нежели ЕС.
Экономические
- Новые полученные земли часто передавались польским шляхтичам, которые переселялись на восток. Вслед за магнатами и шляхтой переселялись на восток евреи в качестве арендаторов, торговцев и посредников, без которых не могла обходиться шляхта того времени. В итоге начиналась массовое оживление торговых отношений на присоединённых землях, хотя оно изначально завязывалось на шляхту, не развиваясь самостоятельно.
- Несмотря на вышеперечисленные важные реформы, объединённая шляхта Речи Посполитой, приумножившая своё богатство стала мощнейшим тормозом для развития польской экономики. Шляхта просто не видела смысла развивать какие-то новые производства, заниматься исследованием новых наук, разработкой новых технологий. Последствия были очень негативными:
Географические
Военные
Политические
- Согласно положениям Унии оба государства имели одного государя, которого каждый раз должны были избирать сообща (наследственного преемства власти не было). У них был общий сейм, состоявший из светской знати, католического духовенства и шляхты обоих государств. Был общий сенат («паны рада»), который ведал общие внутренние дела и политику Речи Посполитой. Но в каждом из государств оставались свои особые законы, свои особые чиновники. В Польше действовали свои сборники законов (например, «статуты и привилеи», собранные Яном Гербуртом), а в Литве - свой « ». В Польше и Литве оставались собственные: гетман (начальник войска), канцлер (государственный секретарь), подскарбий земский (министр финансов), воеводы (начальники области) и другие, менее важные чины
- Речь Посполитая теперь продолжала внешнюю политику Польши, которая не слишком отвечала интересам Литвы в составе Речи Посполитой.
Правопреемственность
Действие Люблинской унии и объединения Польши и Литвы формально прекратила Конституция 3 мая 1791 года , закрепившая преобразование Речи Посполитой федеративного государства в унитарное, однако Конституция была отменена на Гродненском сейме осенью 1794 года. В то же время отмена конституции почти не повлияла на федеративное устройство Речи Посполитой, так как в 1795 году Польша в качестве Речи Посполитой была разделена и прекратила свое существование как независимое государство.
Отражение в искусстве
Издания
- Akta Unii Polski z Litwą 1385-1791 / Wyd. S. Kutszeba, W. Semkowicz. - Kraków, 1932. - 465 s.
Примечания
- Dvornik F. The Slavs in European History and Civilization . - Rutgers University Press. - P. 254. - ISBN 0813507995 .
- Davies N. God"s Playground: A History of Poland in Two Volumes . - Oxford University Press. - P. 50. - ISBN 0199253390 .
- Zawadzki W. H. A Man of Honour: Adam Czartoryski as a Statesman of Russia and Poland, 1795-1831 . - Oxford University Press, 1993. - P. 1. - ISBN 0198203039 .
- A concise history of Poland - Jerzy Lukowski, Hubert Zawadzki - Google Книги
- A history of Russia - Nicholas Valentine Riasanovsky - Google Книги
- P. Magocsi, A history of Ukraine, Toronto University Press, 1996, Google Print, p. 149
- Diplomats without a country: Baltic … - James T. McHugh, James S. Pacy - Google Книги
- A union for empire: political … - John Robertson - Google Книги
- Federalism or Force: A Sixteenth-Century Project for Eastern and Central Europe
- , «История Польши» Тымовский М., Кеневич Я., Хольцер Е. | Весь мир | 2004 | Стр 544
- Jerzy Czajewski, «Zbiegostwo ludności Rosji w granice Rzeczypospolitej» (Russian population exodus into the Rzeczpospolita), Promemoria journal, October 2004 nr. (5/15), ISSN 1509-9091 , Table of Content online , Polish language
- Heritage: Interactive Atlas: Polish-Lithuanian Commonwealth , accessed on 4 October 2011: At it. apogee, the Polish-Lithuanian Commonwealth comprised some 400 000 квадратных миль (Шаблон:Rnd/c6dec0 км 2) and a multi-ethnic population of 11 million. For population comparisons, see also those maps: , .
- Альфонсас Эйдинтас, Витовтас Залис, Lithuania in European Politics: The Years of the First Republic, 1918-1940 , Palgrave, 1999, ISBN 0-312-22458-3 . Print, p.78
- картина реставрирована весной 2009-го сотрудниками Варшавского музея
Литература
- Лаппо И. И. Великое княжество Литовское за время от заключения Люблинской Унии до смерти Стефана Батория (1569-1586) . - Т. I. - СПб., 1901.
- Лаппо И. И. Люблинская Уния и третий Литовский статут // Журнал Министерства народного просвещения. - 1917. - № 5. - С. 89-150.
- Bardach J. Studia z ustroju państwa i prawa Wielkiego Księstwa Litewskiego XIV-XVII w. - Warszawa: Państwowe Wydawn. Naukowe, 1970.
Wikimedia Foundation . 2010 .
Причины унии
Великое княжество Литовское постепенно приходило в упадок. В Результате Ливонской войны с Московией (1558-1583 гг.) оно оказалось на грани военной катастрофы и вынуждено было пойти на уступки Польше, которая настойчиво добивалась присоединения Литвы.
Польша и Литва объединились в одно государство, которое получило название "Республика" (на польском языке - Речь Посполитая) с единственным королем, сеймом, денежной системой, законами, католицизмом как государственной религией. Литовское княжество получило статус автономии. Все украинские земли, ранее принадлежавшие Литве, переходили под власть непосредственно Польши.
Последствия унии.
Люблинская уния создала мощную политико-правовую базу для осуществления крупномасштабной стратегии, направленной на свертывание национальной жизни в украинских землях, расширение и укрепление на них господствующего положения польской шляхты, усиление экономических и социальных притеснения местного населения, установление крепостного права, разграбление природных богатств, ликвидацию духовных и культурных ценностей. Последствия воплощения в жизнь этой стратегии были для Украины фатальными.
Во-первых , потеря Подляшья, Волыни, Брацлавщины и Киевщины, территорий, где дольше всего сохранялась политическая и экономическая обособленность от государственного организма Литвы, на длительное время затормозила развитие автономистских тенденций в украинском обществе.
Во-вторых , изменения в административно-территориальном устройстве, внедрения чужих по своей природе распорядительных и судебных органов, засилье в них иностранцев и отстранение от власти украинцев - приводили к угасанию национального жизни и государственных традиций.
В-третьих , Люблинская уния ускорила процессии поляризации в тогдашнем украинском обществе. Украинские князья и шляхта не воспользовались случаем, чтобы в ходе сеймовых дебатов заявить право Украины быть, как иПольше, и Литве, третьим равноправным участником федеральной Речи Посполитой. Соответствующая позиция украинской элиты в политической сфере положила начало ее отмежеванию от интересов собственного народа, открыла ей пути к денационализации иополячиванию.
В-четвертых , Люблинская уния открыла польским магнатам и шляхте широкие возможности для приобретения украинских земель. Причем, король раздавал земли на "вечность" лицам благородного состояния не только "пустые", но и населённые крестьянами и казаками. На украинские земли, и особенно на Брацлавщину и Поднепровье, двинулись польские магнаты: Потоцкие, Калиновские, Жолкевские, Язловецкие, Сенявские и др. Они захватили огромные владения, беспощадно угнетали крестьянство, эксплуатировали мещан, направляли свои гонения на казачество. Увеличивали свои владения и украинские магнаты - Острожские, Заславские, Вишневецкие, Збаражские, Корецкие, Сангушки и др. Особой жестокостью во время захвата чужих земель отмечались князья Ружинские. В течение многих лет они во главе вооруженных отрядов наемников-гайдуков нападали с Котельной на соседние имения, пытали и убивали крестьян и мещан, сжигали села.
В-пятых , укрепление и рост феодальной собственности на землю усиливало крепостничество. "Артикулы" Генриха Валуа (1573 г.) вводили неограниченную барщину "по воле господина". Литовский статут 1588 г. устанавливал норму, по которой крестьянин, который прожил на земле господина более 10 лет, становился крепостным; до 20 лет был продлен срок сыска беглых крестьян и возвращение их в "подданство". Шляхтич регламентировал повинности крестьян, распоряжался их имуществом и жизнью. Крестьянин находился в юрисдикции вотчинного суда.
В-шестых , на разрушение старого аграрного строя был направлен "Устав на волоки" (1577 г.), по которому хозяйство крестьянина подчинялось интересам фольварка: усиливалось имущественное расслоение, увеличивалась барщина, росли натуральная и денежная рента. Крестьяне терпели произвола арендаторов, ростовщиков и правительства, которое взимало с тружеников большие налоги.
В-седьмых , магнаты и шляхта безжалостно эксплуатировали природные богатства. С целью расширения пахотных площадей они вырубали старинные пущи, выжигали леса, чтобы продавать потом пепел на поташ за границу.
В-восьмых , Люблинская уния усилила дискриминацию украинского населения в городах. Украинцам препятствовали при вступлении в ремесленные цеха, ограничивали в праве на проживание в городах, обкладывали непомерными налогами (оброк - 20-30 грошей с "дома", церковная десятина, натуральные повинности). В городах хозяйничали евреи, немцы, поляки, армяне, греки, которые занимались торговлей, арендовали фольварки и промыслы, брали на откуп города.
В-девятых , после Люблинской унии со стороны польских властей и католической церкви в украинских землях активизируется политика вытеснения украинского языка, культуры, православной религии.
Ливонская война, начавшаяся в 1558 году, шла для ВКЛ с переменным успехом. Однако к концу 60-х годов многим магнатам и шляхте, находившимся у власти, стало понятно, что на дальнейшую борьбу с Московским княжеством у ВКЛ не хватит сил и это может привести не только к поражению в войне, но и к потере большинства земель, принадлежавших Великому княжеству Литовскому.
У обеих сторон был свой интерес: польские магнаты и католическая церковь стремились заполучить новые земли и папства, большая же часть магнатов ВКЛ хотела сохранить полную независимость и не допустить поляков к собственности ВКЛ, считала, что будет достаточно только военно-политического союза, а мелкая шляхта наоборот стремилась к объединению с Польшей, чтобы получить такие же права и вольности как у польской шляхты.
Обеспокоенные сохранением самостоятельности ВКЛ от Польши магнаты, перед тем как отправляться на общий сейм с поляками для подписания Унии, провели два сейма ВКЛ. Городенский - в мае-июле 1568 года и Воиновенский - 9-го мая 1568 года. На обоих сеймах подчеркивалась важность сохранения государственности ВКЛ. Присутствовавший на этих сеймах Великий князь литовский и король польский Сигизмунд Август, 21 декабря, вынужден был издать привелей с обещанием сохранить ВКЛ и нигде не упоминать о его подчиненности Польше. 23 декабря 1568 года делегация ВКЛ из Воинова отбыла на сейм в Люблин.
Люблинский сейм Сигизмунд Август официально открыл 10 января 1569 года. С обеих сторон в заседании сейма принимало до 160 делегатов. В состав делегации от Литвы входили канцлер и виленский воевода Николай Радзивилл Рыжий , жемойстский староста Ян Ходкевич, подканцлер Остафий Волович и другие магнаты и представители шляхты.
С первых дней заседаний Люблинского сейма между двумя сторонами возникло противостояние. Не было согласия даже в процедурной части проведения сейма. Литвины держались обособлено, а поляки требовали совместных заседаний. И даже когда стороны сходились, то полякам не удавалось сагитировать магнатов ВКЛ, а делегаты от Литвы не могли поговорить с Сигизмундом Августом.
Чем дальше шли переговоры, тем всё больше нарастала конфронтация между двумя сторонами. Споры доходили до истерической реакции. Поляки готовы были уступать лишь по формальным внешним вопросам. 3 февраля 1569-года польские делегаты предложили свой проект Люблинской унии, в котором говорилось следующее:
- Оба государства будут объединены в единое и неделимое целое;
- Монарх, избираемый в Люблине король Польши, принимая польскую корону, становится и Великим князем Литовским в том числе;
- Права поляков и литвинов утверждаются одним общим актом, но государственные советники и сановники присягают королю по отдельности;
- Каждые три года созываются общие сеймы, в случае необходимости могут собираться чаще;
- Для рассмотрения текущих дел допускаются раздельные сеймы в Польше и ВКЛ с допуском к участию сенаторов другой стороны;
- С другими странами договоры заключаются совместно;
- Во всех иных случаях уния не должна затрагивать права, свободы и законы Великого княжества Литовского, а также сохраняются некоторые литовские должности.
Литвины, рассмотрев данный проект, не согласились с ним и 15 февраля предложили свой вариант следующего содержания:
- Общий монарх, король Польский и Великий князь Литовский, избирается равным числом выборщиков на границе обоих государств. Он должен короноваться и присягать в каждой стране при участии представителей другой стороны. Не позднее трёх месяцев после коронации в Кракове, монарх должен вступить на литовский престол. Без присяги ВКЛ он не является Великим князем Литовским и к власти не допускается;
- Общие сеймы созываются по вопросам избрания монарха, войны и мира, отправки послов, военных налогов. Все решения удостоверяются печатью двух сторон. Кроме того, по решению обеих сторон монарх созывает на границе государств сеймы, которые должны проходить попеременно в обеих странах. Дела каждой страны рассматриваются на отдельных сеймах этого же государства;
- Сохраняются титулы и должности;
- Оборона осуществляется совместно;
- Приобретать землю и селиться можно в обеих странах, но светские и церковные должности могут занимать только жители своей страны;
- Уравнивается денежный курс, но на легенде литовских монет чеканится титул Великого князя Литовского;
- В Великом Княжестве Литовском экзекуция не проводится.
Проект унии литвинов не устроил польскую сторону, и в сейме вновь разгорелись бурные споры. Переговоры зашли в тупик. Великий князь литовский и король Польский, продолжавший колебаться в принятии решения (аргументы литвинов всё ещё влияли на него), в итоге решил уступить полякам и пообещал решить вопрос об унии. 28 февраля Литовской делегации было объявлено, что отныне заседания сейма будут проходить совместно, а Сигизмунд Август поддержит польский проект унии и объявит свое решение.
В ответ на такое заявление 1 марта делегация ВКЛ демонстративно покинула сейм, а отдельные представители начали уезжать из Люблина. В ответ, чтобы принудить Литовскую делегацию Сигизмунд Август даёт согласие на требования польской стороны присоединить к Польше Подльяшие, Волынь, Киевское и Брацлавское воеводства. Литвинам ничего не оставалось делать, как снова вернуться за стол переговоров, тем более, что союз им нужен был больше чем Полякам.
Переговоры вновь возобновились 5 апреля. Снова начались споры по проекту унии и других условий создания союзного государства. Они продолжались до 28 июня 1569 года, в этот день обе стороны согласились подписать акт унии.
По акту Люблинская уния содержала следующие пункты:
- Польское королевство и Великое Княжество Литовское объединялись в конфедеративное государство Речь Посполитая (Республика Обоих Народов);
- Общий (вильный) сейм созывается в Польше;
- Избирается общий монарх, который коронуется только в Кракове и не возводится на престол ВКЛ в Вильно. Ему присваивается титул король Польский и Великий князь Литовский, Русский, Прусский, Мазовецкий, Жемойтский, Киевский, Волынский, Подляшский и Лифляндский;
- Сохранялись отдельная администрация ВКЛ, отдельные права и законы, территория ВКЛ и государственные границы, войско, казна и правовая система.
В итоге, Люблинская уния одновременно принесла положительный и отрицательный результат для ВКЛ. Положительный в военном и политическом плане, так как новообразованное государство Речь Посполитая стала одним из самых крупных и могущественных стран Европы, и отрицательный, поскольку Литва потеряла почти половину своей территории.
Сигизмунд II, в интересах скорейшего решения этого вопроса, созвал "спульный" (срочный или внеочередной) сейм в Люблине (1569): он и явился завершением того политического плана, который столько веков приводился в исполнение. И на этом сейме шла упорная борьба сторонников и противников унии. Каждая сторона выставляла известные нам аргументы: одни ссылались на Мельницкий трактат 1501 года, другие на старые привилеи и прошлое государства. Польские послы не желали считаться ни с какими моральными и политическими соображениями литовцев. В конце концов литовцы уехали, в надежде, что без них дело унии не будет решено. Но в момент их отсутствия поляки присоединили к Польше Подляшье и Волынь, и, конечно, это присоединение было актом насилия по отношению к Литве: бывших на сейме подляшан заставили присягнуть под угрозой лишения имений. Не присягнул только староста Евстафий Волович, лишенный держав, полученных за разные государственные заслуги. Затем, по требованию короля, стали приезжать на сейм уехавшие подляшане и волыняне для принятия присяги. После присоединения поляками двух областей литовцы опять приехали на сейм, но их протест по поводу инкорпорации не имел практического значения. Присоединение двух областей и видимая невозможность для стороны Литвы активно этому противодействовать сделали поляков смелее: они таким же путем присоединили Киевщину.
Реформы 1564-1565 гг. приблизили общественно-политический строй ВКЛ к польскому. По мнению Ю. Бардаха, эти преобразования были обусловлены продуманной рецепцией польских образцов и поэтому они отличались большим рационализмом и последовательностью. Акт Люблинской унии от 1 июля 1569 г. очертил основные конструкции общественно-политического строя Речи Посполитой и сословные права шляхты. Присутствовавшие на сейме прелаты, светские и духовные паны, рада, князья, государственные чины, земские послы ВКЛ и Польши объявили, что во исполнение прежних соглашений они заключают новый договор о возобновлении и исправлении "частично нарушенной унии и самого соединения". Польское королевство и ВКЛ провозглашались "единым нераздельным и неразрозненным телом", общей Речью Посполитой, слившей "в один народ два государства и народа". В состав Короны, в значительной мере по желанию местной шляхты, вошли земли Волыни и Киевского воеводства.
Сигизмунд-Август созвал в Люблине общий сейм, в котором должны были принять участие, как представители Польши, так и представители Великого Княжества Литовского. Разумеется, магнаты, шляхта и высшее духовенство, ибо широкие народные массы в эту эпоху нигде не спрашивались и в решении вопросов о своей судьбе не участвовали.
Представители Польши предложили свой проект унии, который, в главном, состоял в следующем:
- -- Польша и Великое Княжество Литовское составляют одно нераздельное государство -- "Речь Посполитую".
- -- Они имеют одного короля, который выбирается совместно и коронуется в Польше.
- -- Сеймы впредь должны быть общие, не раздельные Польши и Литвы, как было раньше.
- -- Общая монета и финансовая политика.
- -- Свобода поселения поляков в Литве, а литовцев в Польше.
- -- Отторжение от Великого Княжества Литовского и присоединение непосредственно к Польше всех "русских" (украинских) земель Великого Княжества Литовского и южной части Белоруссии.
- -- Сохранение автономии Великого Княжества Литовского, с отдельным войском и внутренним финансовым управлением (Литовская казна).
Проект вызвал негодование представителей Литвы, которые покинули сейм и уехали из Люблина. Но не все. Многие православные (русские магнаты и шляхта Великого Княжества Литовского) остались и подписали Люблинскую Унию.
Когда на основании этого Сигизмунд издал манифест об отторжении от Литвы русских земель, представители Литвы вернулись в Люблин и 1-го июня 1569 года подписали этот чреватый последствиями исторический документ. Во владении Литвы осталась только территория, населенная литовцами и большая часть Белоруссии.
Вся Украина-Русь, границы которой тогда простирались на юге -- по линии Каменец-Подольск -- Умань -- Днепр (с запада на восток); на востоке -- Новгород-Северский, Стародуб, Глухов, Гадяч, Полтава (несколько восточнее), на севере -- несколько южнее Припяти, а на западе -- по Карпатам -- все отошло к Польше.
Кончился более чем двухсотлетний период сосуществования Украины-Руси с литовцами и начался период непосредственного подчинения Польше
Акт унии предусматривал отказ от принятой ранее процедуры обособленного избрания и возведения на престол великого князя литовского - "чтобы никакого следа и ничего подобного прежним церемониям не было". Общий монарх должен был избираться совместно и короноваться в Кракове. Отсутствие одной из сторон не должно было стать препятствием для избрания монарха. Поскольку, однако, сохранялся государственный титул и отдельная администрация ВКЛ (urzеdy), то провозглашение избранного короля великим князем литовским, русским, прусским, мазовецким, жмудским, киевским, волынским, поляшским и инфляндским должно было осуществляться одновременно.
Уния вводила общий (вальный) коронный сейм для "обоих народов под королем польским", общее представительство "панов польских и литовских" в сенате, равно как и послов в "посольской избе". Оговаривались возможность обсуждения своих проблем на сеймовых сессиях и вне их, в самой Польше и в ВКЛ, глухо упоминалась взаимная помощь во всех возможных "невзгодах". Ликвидировались таможенные пошлины (кроме купеческих), устанавливалась единообразная монета. В отношениях с другими государствами РП выступала как единая держава, предполагалось осуществление единой политики в "делах важных для обоих народов", совместная организация посольств и подписание договоров. Сама Речь Посполитая была построена по федеративному принципу: Корона и ВКЛ сохраняли свою территорию, администрацию, скарб, войско, судебную и правовую системы. Признание специфических особенностей и интересов ВКЛ вскоре после Люблинской унии было зафиксировано также так называемыми литовскими конституциями. С 1581 г. нередко дополнявшими общие решения ("ухвалы") вальных сеймов.
Другие ключевые статьи оговаривали социально-правовые проблемы: новый монарх обязывался уже во время своего коронования публично подтверждать в одном акте права, привилегии и вольности обоих народов и государств. В особых статьях конкретизировались эти обязательства: сохранение действующих законов, уставов, судебных решений, касающиеся всех сословий и прежде всего "княжеского стана и шляхетских фамилий". Подтверждалось право собственности на движимое и недвижимое имущество, пожалования и доходы, связанные с высшими должностями, владение землей и угодьями на основе письменного и обычного права.
Магнаты ВКЛ добились включения в акт унии статьи, запрещавшей процесс экзекуции, осуществленной в середине XVI в. в Польше, проверки и пересмотра великокняжеских пожалований, привилеев, выданных разным народам, землям, поветам, обывателям, конкретным лицам и шляхетским родам, различных сделок с владениями и т. д. Прекращалась дальнейшая раздача господарских владений в ВКЛ, кроме тех, которые могли отойти к ним впоследствии из собственности князей, шляхты, вельмож. Эти имения король мог жаловать шляхте Короны и ВКЛ для обеспечения земской военной службы. Шляхта обоих народов получила возможность приобретать земли как в Польше, так и на территории ВКЛ.
Люблинская уния, как видим, была заключена на принципах правового равенства Польши и ВКЛ, но реальная политическая ситуация существенно изменилась. Среди 140 сенаторов на вальных сеймах только 27 были литвинами. Подобная диспропорция сохранялась и в дальнейшем, хотя численность членов высшей палаты несколько возросла после присоединения Инфляндии в 1598 г., завоевания Черниговской земли и воссоздания Смоленского воеводства в 30-х годах XVII в. В посольской избе из 114 послов литвинами было 48 .
Эти различия были обусловлены большей численностью соответствующих должностных и духовных лиц в Польше (воевод, каштелянов, министров, католических бискупов), тем более после инкорпорации Подляшья и украинских земель. Понятно, что вместе с монархом-католиком это давало определенные преимущества польским представителям в сейме при рассмотрении дел всеми сеймующими станами (король, сенаторы и послы Польши и ВКЛ).
От Люблинской унии и выиграли, и проиграли все стороны. Польша получила значительные территориальные приращения в виде земель, ранее входивших в ВКЛ, перспективу шляхетской колонизации огромных пространств и беспокойную межу с Великим княжеством Московским. Непомерно разросшееся юго-восточное подбрюшье обещало ей новые столкновения с Крымским ханством и его могущественным протектором - Оттоманской Портой. Отношения с казацкой вольницей, слава богу, представлялись еще туманными. Кроме того, воленс-ноленс, в актах унии было записано обоюдное обязательство сторон поддерживать друг друга в случае широких военных действий и других крупных политических осложнений. (Польше это обходилось дороже: черная дыра коронных расходов на квартовое войско, реестровое казачество, да и на большее посполитое рушенье.)
ВКЛ в результате подписания реальной унии потеряло украинские земли, но продлило существование на несколько столетий, почти полностью избавилось от постоянной угрозы крупных набегов крымчаков и масштабной войны с Турцией. Уния дала возможность добиться перелома в Ливонской войне, закрепить ленные права на Инфляндию совместно с Польшей (7).
В начале XVII в. возможности Речи Посполитой казались настолько значительными, что была предпринята попытка передела Восточной Европы. Иллюзии, порожденные масштабными "московскими экспедициями" и претензиями на московское царство рассеялись только после неудачных походов нового короля и великого князя литовского Владислава IV в 30-х годах XVII в.
С усилением польского влияния и культурно-конфессиональной полонизацией магнатерии и значительной части шляхты и городских верхов возросло также участие шляхты ВКЛ в политической и духовной жизни Короны и всей Речи Посполитой, расширились связи с польской и западной культурой. Правящая элита ВКЛ стремилась реально сохранить государственный суверенитет в тех пределах, что были оговорены унией, или даже расширить его, опасалась чрезмерного возрастания польского влияния, передела собственности, втягивания в опасные внешнеполитические акции, не отвечавшие собственным интересам Княжества. Статут ВКЛ 1588 г., завершивший интенсивный процесс кодификации общегосударственного права, не был представлен вальному сейму и был введен в действие благодаря личным связям подканцлера Льва Сапеги и привилею Сигизмунда III. Ничто так не разгораживало две державы на протяжении нескольких столетий, как разные правовые системы. Не очень спешила шляхта оказывать помощь Польше и в ее войнах с Портой, Швецией, крымчаками, в подавлении бунтов и восстаний на украинских землях; бдительно следила за соблюдением норм Статута о предоставлении государственных должностей только урожденной шляхте ВКЛ ("тубыльцам").
По завершении Ливонской войны оставались острые проблемы заключения длительного мира с Москвой. Часть московских бояр, эмигрировавших в ВКЛ, поддерживала партию войны в расчете на возвращение к своим отчинам. Упоминая в 1586 г. об одной из таких попыток беглого боярского сына, кн. Миколай Крыштоф Радзивилл с большим раздражением писал о "росказнях этого хлопа", подстрекавшего к продолжению Ливонской войны. "Да и что может дать она Литве? Хоть бы король овладел всем вплоть до золотой бабы что Литве с того? Что за права Литвы к русским землям? Разве что волчьи... А нас снова завоюют по-старому... Лучше лежать упитым, чем убитым" .Не вдаваясь в рассмотрение всех многозначных последствий альянса с Польшей, стоит отметить только, что для шляхты ВКЛ образование РП значило важный этап ее политической и социальной эмансипации.