Распространенные обращения. Распространение предложения включением обращения
В грамматике русского языка существуют различные характеристики предложения. Одной из них является указание на элементы-осложнители. Так, предложения с распространенными обращениями - это предложения с осложнением.
Характеристика предложения
При проведении синтаксического нужно определить часть речи всех слов в предложении, выявить, какими членами предложения они являются.
На завершающем этапе разбора необходимо дать характеристику предложению:
- Эмоциональная окраска.
- Грамматические основы (одна или больше).
- Второстепенные члены (есть или отсутствуют).
- Наличие необходимых членов.
- Наличие осложняющих элементов.
Осложняющие конструкции
Выполнение пункта 6 требует знаний об осложняющих конструкциях.
Это обособленные члены, вводные слова, однородные члены, уточняющие члены, обращения. Пример предложений с обращениями и вводными словами: Юрий, когда, по-твоему, начнется трансляция спортивных соревнований? Мне кажется, Валя, тебе не стоит здесь оставаться. Иван, ты, видимо, отдыхал на Кипре?
Подробнее о том, чем может быть осложнено предложение, - в таблице ниже.
Осложнитель | Пример |
Обособленные члены | Растение, выращенное на юге , может погибнуть в резком климате севера. Открыв окно , она почувствовала запах цветущей вишни из сада. |
Вводные слова и выражения | Весной, пожалуй , мы отправимся в поход. По данным исследователей , найденному артефакту более 5 тысяч лет. |
Однородные члены | Дети собрали сливу, яблоки и вишню . На морском берегу школьники играли в мяч, плавали на банане, загорали на солнце. |
Сравнительные обороты | Ветерок, словно теплый мамин платок , окутал ее плечи. Как колючие иголки ежика , кололась трава в поле. |
Уточняющие члены | На севере, в Национальном парке "Арктика" , обитают белые медведи. В прошлом году, в апреле , ему привезли мотоцикл. |
Обращения | Коля , где обитает нарвал? Никитин , зайдите в почтовое отделение. |
Обращение - часть осложненного предложения: интонация
Предложения, в которых есть обращения, имеют ряд отличий. Они произносятся с особой звательной, восходяще-нисходящей интонацией. Если обращение является частью то основная смысловая нагрузка делится между обращением и глаголом. Если же обращение входит в вопросительное предложение, то ударение падает на обращение. Пример предложений с обращениями: Клим, принесите документы о продаже оборудования. Сынок, давай не балуйся на переменах. Где мои эскизы, Надя? Доченька, как пройти в библиотеку? Есть побудительно-вопросительные предложения, где два основных логических ударения: Расскажите, Дмитрий, как вам удалось добиться успеха?
Обращение - часть осложненного предложения: грамматические особенности
В предложение обращение вводится в именительном падеже. Иногда, особенно в разговорной речи, обращения могут стоять не в именительном падеже. Например: Вы, в кителе, оплатили проезд? Эй, в соломенной шляпе, Вы спросили разрешения?
Обращениями обычно являются имена существительные (нередко имена собственные): Мама, возьми меня с собой. Евгений, будь благоразумнее!
Порой обращением являются имена прилагательные, местоимения, числительные, причастия. Пример предложений с обращениями, выраженными не именем существительным, но в качестве него: Молодые, подойдите к регистратору. Эх, ты, натворил дел! Шестая, в бой! Танцующие, обратите внимание на ритм.
Являясь конструкцией, которая осложняет предложение, обращение выделяется с помощью запятых. Если обращение начинает предложение, то после него необходимо поставить запятую: Дядя, где ты служил?
Если оно стоит в середине предложения, то выделяется запятыми с обеих сторон: Ты скажи мне, Волга, куда дуют ветра.
Если обращение завершает предложение, то запятая нужна перед ним: Повтори все слово в слово, Лиза.
В случаях, когда необходима особенно сильная выделительная интонация, после обращения может стоять восклицательный знак: Друзья! Давайте чаще встречаться.
Если обращение сопровождается интонацией недосказанности, то после обращения ставится многоточие: Кать... Смотри у меня! Учитывая особенности употребления обращений, можно без затруднений с обращением.
Распространенное обращение
Если рядом с обращением-существительным стоит определение, выраженное причастием, именем прилагательным, притяжательным местоимением, то обращение будет распространенным. Предложения с распространенными которых даны ниже, тоже являются осложненными. Смеющийся ребенок, как твои дела? Дорогой брат, расскажи мне сказку. Мой друг, давно мы не виделись. Это сложные предложения с распространенными обращениями. Встречаются случаи, когда в обращении содержится целая обособленная конструкция. Пример предложений с обращениями, осложненными обособленными конструкциями: Товарищи, ожидающие поезда, будьте внимательны. Друг, который всегда меня понимал, ты дорог мне.
Использование обращений в художественной литературе
В художественной литературе обращения вводятся не только с целью назвать того или иного персонажа, но и для того, чтобы выразить чувство, с которым к герою обращаются.
К примеру, предложения с обращением из литературы, из рассказов И.А. Бунина: Благодарю, господа, я чувствую себя слишком утомленным. Валяй, брат, валяй смелей! Барчуки, гляньте-ка суда-то! Митя, они голодные! Коль, а Коль!
Примеры предложений с распространенными обращениями из литературы: Что ж так, барчук миленький? Писем, Иван Филимонович, нету? Сергей Львович, сыграть просим! Николай Нилыч, вам сколько кусочков сахару? Прощайте, пани Лещинская. Прощайте, сестрички, ангелочки, спасибо, что поболтали со мной.
Обращение и этикет
Во многих государствах существуют общепринятые, гендерно и социально маркированные обращения. Это мистер, миссис, мисс, мадам, мэм, сэр, леди - в англоязычных странах, сеньор, сеньора - в латинских странах, месье, мадемуазель, мадам - во Франции. В России нет общепринятого обращения. в России позволяет обращаться господин и госпожа . В разговорной речи часто употребляется безличная форма, к примеру, простите, извините. Существуют, преимущественно в устной речи, гендерно дифференцированные обращения: женщина, молодой человек, девушка, мужчина и другие.
Утверждено:_______________________________
Учитель:
Учитель русского языка и литературы II категории III(базового)уровня:
Вдовина Татьяна Александровна
Класс:
8 русский
Предмет:
Русский язык
Дата:
2 03 15
Тема урока:
Обращение. Распространенное и нераспространенное
Цели урока:
знакомство обучающихся с особенностями обращений, с выделением на письме, употреблением обращений в речи и художественных произведениях.
Задачи урока:
Уметь находить обращения в предложении; отличать от подлежащего; составлять с ними предложения; выразительно читать предложения с обращением
Развивать логику, память, речь.
Воспитывать интерес к слову.
Результаты обучения:
научатся находить обращения в предложениях.
Содержание урока
Деятельность учителя
Деятельность ученика
I .Организационный момент
Эмоциональный настрой класса на урок
« Обратись ко мне»
Организовать направленное внимание на начало урока. Создание положительного настроя учащихся на урок и проверка готовности рабочих мест. Учитель приветствует детей
Приветствие учителя:
Друзья мои! Я очень рада
Войти в приветливый ваш класс.
И для меня уже награда
Вниманье ваших добрых глаз!
Я знаю, каждый в классе гений,
Но без труда талант не впрок
Скрестите шпаги ваших мнений
И вместе сочиним урок!
Здравствуйте! Садитесь, ребята!
Давайте познакомимся.
Учитель. ______ ты любишь заниматься спортом?
Какой у тебя любимый сказочный герой?
Чем ты занимаешься в свободное время?
Есть ли у тебя дома кот или собака?
Потом прошу ребят обратиться друг к другу. Задать вопрос, сделать комплемент и т д.
Ученики проверяют наличие своих учебных принадлежностей.
ребята отвечают на вопросы учителя и обращаются друг к другу
Деление класса на группы:
Номерки
Ученикам раздаю номерки и предлагаю объединиться в группы № 1-2-3, подобрать названия своих кораблей, на котором они поплывут в страну «Обращение»
выбирают номерки, рассаживаются на места
Реализация дом задания
С целью проверки знаний пройденного материала использую прием «Вопросы по цепочке », каждая из групп пишут на листках А4 вопросы по пройденным материалам затем передвигаются по цепочке и отвечают на вопросы групп.
ученики отвечают на вопросы учителя
II . Стадия вызова.
Чтение стихотворения
ОБРАЩЕНИЕ.
Всем нам при общении Можно смело обратиться.
Поможет обращение. Только, друг, не забывай:
К людям, звездам или птицам Запятые расставляй.
(А. Косоговский.)
слушают учителя
Мотивация на урок.
Учитель: С помощью наводящих вопросов определяем тему урока.
- Скажите, а почему, поздоровавшись со мной, вы сели?
- А как вы узнали, что мои слова обращены к вам?
- А как узнали, что:: хорошо выполнили задание?
- Так что это за слово, называющее того к кому обращаются с речью?
В тетрадь запишите число и тему урока Обращение. Распространенное и нераспространенное
Учитель . Ребята! Сегодня у нас необычный урок. Мы отправляемся в далекое и трудное плавание. Конечно, море будет ненастоящим, но плыть от этого не станет легче Это море знаний- самое бурное, штормовое из всех морей, существующих на Земле. Мы отправляемся в путешествие на двух кораблях. Наше плавание будет проходить не только в пространстве, но и во времени. Итак, в путь! Мы путешествуем по морю к острову под названием «Обращение».
отвечают на вопросы учителя и определяют тему урока
собирают из букв слова и называют название своих кораблей.
Знакомство с эпиграфом
Эпиграф:
«Друзья мои!
Я рада входить в ваш дружный класс»
Прочитайте наш эпиграф и найдите слова, которые называют того, к кому обращается поэт. ( Друзья мои).
Но как вы узнали, что я обращаюсь именно к вам. Или в нашей небольшой разминки, вы обращались друг к другу.
Итак: Обращение может состоять из одного и даже из сочетания слов, на письме выделяется запятыми, обозначается: О .
Составим схемы предложений с обращениями: , [:,O,:], [:,O, ?!.]
Запись в словарь - справочник или тетрадь.
читают эпиграф к уроку, рассуждают и записывают в тетради
III .Стадия осмысления
Конкурс
«Чей корабль первым отойдет от причала?»
Учитель. Сегодня на уроке мы будем находить обращения в тексте, учиться расставлять правильно знаки препинания, выразительно читать, все это мы будем выполнять, путешествуя на кораблях
1. ЗАДАНИЕ.
1. Что называется обращением?
2. Чем обычно выражается обращение?
3. Является ли обращение членом предложения?
4. Как выделяются обращения на письме?
выполняют первое задание
Оценивание
Первый риф
« Кто быстрее?»
Учитель. Вот и первый риф. Его преодолеет тот, кто выполнит задание.
А что такое риф?
Риф –это подводная или мало возвышающая над уровнем моря скала, препятствующая судоходству.
Задание: «Кто больше и быстрее?»
По обращениям, которые вы найдете в предложениях, отгадайте названия сказок или автора
Учитель: Обращение - очень важный момент в общении людей, ведь часто по обращению можно понять каков тот человек, который обращается, и тот к кому обращаются.
Обращением можно выразить ласку, злость, ненависть, недовольство.
Запись в тетрадях
. " Сказке о мертвой царевне" обращение к зеркальцу
- Царевна к Елисею.
Рыбка к рыбаку.
. Пушкин к своей няне.
выполняют задания
Оценивание
За каждое правильно выполненное задание вы получите жетон.
Второй риф
«Самый
вежливый мореплаватель »
родным , продавцу, врачу, прохожему.
составляют предложения с обращениями
Оценивание
За каждое правильно выполненное задание вы получите жетон.
Разминка
«Неунывающий ежик»
Учитель: наши мореплаватели немного устали и нуждаются в отдыхе. Поэтому прошу вас немного разминуться.
делают разминку
IV .Стадия Рефлексии
Подведение итогов «Закупоренная бутылка от Робинзона Крузо»
Учитель: Наше плавание подходит к концу. Мы благополучно обошли все подводные и надводные препятствия и, наконец, попадаем на наш остров.
Смотрите! Смотрите! Справа по борту какой-то предмет! Это закупоренная бутылка. Выловим и откроем ее. На листке что-то написано .
«Дорогие ребята! Вы достойны победы. Ваше путешествие, к сожалению, заканчивается. И вот перед вами остров «ОБРАЩЕНИЕ». До встречи, друзья!
Учитель. Найдите обращение.
Ребята, а какое еще здесь слово выделяется запятыми?
К сожалению. Это, ребята, вводное слово. Оно выражает чувство человека.
берут бутылку и читают письмо
Формативное и суммативное оценивание
Посчитывается количество жетонов и с помощью критериев оценивания выставляются оценки за урок.
Дом задание
Выучить правило, выполнить упр____.
Выписать из сказок обращения.
записывают Д\з
Рефлексия
«Корабль знаний»
На доске вывешиваю кораблик, раздаю ребятам кружочки и прошу ребят показать свое настроения в конце урока.
– Какой вывод можно сделать после нашего путешествия?
– А какое настроение у Вас после путешествия?
Заключительное слово учителя
Мир знаний необъятен, и человек не должен останавливаться на достигнутом, он должен идти дальше и дальше, совершать открытия, узнавать новое, интересное и, конечно, путешествовать. Счастливого вам пути, ребята!
ребята изображают свое настроение
Первый риф « Кто быстрее?»
Свет мой зеркальце, мерзкое стекло
Бабушка, братцы вы мои родные, свет наш солнышко, князь ты мой прекрасный -
Отпусти ты, старче, меня в море...
"Подруга дней моих суровых, голубка дряхлая моя! Одна в глуши лесов сосновых давно, давно ты ждешь меня" .
Второй риф «Самый вежливый мореплаватель »
Составьте и запишите предложения с обращением, с которым вы обращаетесь к родным , продавцу, врачу, прохожему.
Первый риф « Кто быстрее?»
Свет мой зеркальце, мерзкое стекло
Бабушка, братцы вы мои родные, свет наш солнышко, князь ты мой прекрасный -
Тип урока: урок-исследование научно-информационного и художественного текста.
Место урока: первый урок по теме “Обращение”
- частично-поисковый;
- практические
Виды работы:
- рефлексия;
- комментированное письмо;
- частичный лингвистический анализ текста
Виды речевой деятельности:
- ведущий – письмо;
- исследование языка повести;
- создание своего текста с использованием эмоционально окрашенных обращений (стилизация)
Цели урока
- Актуализация опорных знаний об обращении.
- Изучение § 28 учебника “Предложение с обращениями”, выявление в нем уже известного, расширение и обобщение знаний по теме “Обращение”.
- Выявить особенности строения смыслового назначения обращений и эмоциональной окраски, исследовать функции обращения, которые проявляются, с одной стороны, в формировании текста, с другой – в выражении авторского отношения к героям своего произведения.
- Выявить наиболее яркие текстовые функции обращений в повести “Тарас Бульба”.
- Развивать критическое мышление через чтение информационного и художественного текстов.
- Развивать логическое мышление, языковое чутье, умение чувствовать красоту поэтического языка Гоголя.
- Развивать интерес к различным формам исследовательской деятельности.
III. Воспитывать у учащихся умение вести учебный диалог, уважать мнение оппонента; поддерживать дух толерантности, принимая другие точки зрения.
- учебник М.М. Разумовской, 8-ой класс;
- повесть Н.В. Гоголя “Тарас Бульба”;
- портрет Н.В. Гоголя;
- таблица.
Ход урока
I. Организационный момент
II. Подготовка к активному и сознательному усвоению материала
Индивидуальное задание (выразительное чтение)
Н.В. Гоголь “Тарас Бульба”, 12 глава
Охарактеризовать речь Тараса.
Что за человек произносит эти слова? Что мы можем сказать о нем?
Человек неравнодушный, болеющий за правое дело.
Что делает речь яркой, запоминающейся?
Необычное обращение.
Что такое обращение? Что мы знаем об этой синтаксической единице из курса 5 – 7-го класса?
Обращение – это слово или сочетание, обозначающее того, к кому или к чему адресована (обращена) речь. Роль обращения в речи: звательная, оценочная, изобразительная.
Обращение не является членом предложения – это его главная грамматическая особенность.
Обращение отделяется запятыми, если они стоят в начале или в конце предложения, и выделяются с обеих сторон запятыми, если стоят в середине предложения.
Обращение может произноситься с восклицательной интонацией. В этом случае после него ставится восклицательный знак, а следующее после восклицательного знака слово пишется с большой буквы.
Частица “О” в предложениях с обращением никак не выделяется. Исключением является частица, несущая значение междометия “ах”.
Между двумя обращениями, соединенными не повторяющимся союзом, запятая не ставится.
III. Сообщение темы и целей урока
IV. Новый материал
1. Аналитическая работа с предложениями
Ну же паны-браты садитесь всякий, где кому лучше, за стол.
Будьте здоровы сынки: и ты Остап и ты Андрий!
Добре сынку ей-богу, добре!
Не смейся не смейся батьку – сказал, наконец, старший из них.
Полно, полно выть старуха!
Не пялься же чертов сын! Принимай же честь собака когда тебе дают ее!
Ясновельможные паны Слово только дайте сказать, одно слово!
Великий господин ясновельможный пан! я знал и брата вашего покойного Дороша!
Рассмотрите структуру предложений, расставьте необходимые знаки препинания, выдвиньте гипотезы о функциях обращений в тексте.
2. Работа с учебником.
§ 28, стр. 117 – 118.
Прочитайте § 28, составьте в тетради для правил схему “Роль обращений в речи”.
У каких обращений, с которыми вы работали в предложениях, необычная форма? Как вы думаете, почему она такая?
Особенность языка повести Гоголя.
У. Любая теория проверяется практикой.
3. Индивидуальное задание. Лингвистическое исследование “Обращение в повести Н.В. Гоголя “Тарас Бульба”. (Эмоционально окрашенные, в основном нераспространенные, обращения в форме звательного падежа.)
Индивидуальное задание. “Функции именительного и звательного падежа. Использование в роли обращений”.
4. Коллективная работа. Лингвистическая задача. (Речь Тараса перед казаками (гл. 8) и обращение к казакам во время боя (гл. 12.).(Приложение 2)
Проведите лингвистический эксперимент, подберите обращения, пропущенные в тексте. А теперь сопоставьте с авторским вариантом. (!!! См на Д!!!) Что приобрел текст?
Какие еще обращения к казакам использует Гоголь в своей повести?
Панове, братцы, паны-братья, дети, панове-братове, пане-брате.
Как выбор обращений помогает понять отношение между казаками? Как подбор этих обращений помогает понять отношение Гоголя к своим героям?
Дух товарищества…
У. Мы выдвинули гипотезу о функции обращения в тексте. Однако по результатам одного опыта нельзя делать выводы. Поэтому проведем лингвистическое исследование еще двух отрывков из повести.
5. Лингвистическое исследование. (См. Приложение)
Глава 6. Встреча Андрия с полячкой в осажденном городе (обращения помогают понять отношение Андрия к девушке, отражают эмоциональной состояние полячки). Глава 11. Казнь Остапа (использованы обращения в форме звательного падежа; звательный – от глагола звать , призывать близкого человека; обращения в форме звательного падежа наиболее полно отражают состояние героев: в трудную минуту зовут того, кто может помочь, поддержать).
6. Слово учителя.
Каждая строчка повести “Тарас Бульба” хранит частицу души писателя, щедрость его чувств. Образы его героев – козаков Запорожской Сечи и их противников-поляков не только отчетливо зримы, но и эмоционально окрашены. Самый подбор слов для описания того или иного героя свидетельствует о том, что в повести каждому дается своя, особая оценка. Обращения как раз и помогают показать, как герой относится к окружающим, то есть характеризуют его.
7. Рефлексия (с опорой на таблицу и § 28 учебника) – беседа с классом, заполнение информационного поля.
Что из того, о чем говорилось на уроке об обращении, было уже знакомо?
Какую новую информацию получили, поработав с § 28 учебника и проанализировав отрывки из повести Гоголя?
Какие вопросы остались нерешенными?
8. Стилизация (подготовка к домашнему заданию).
Создать публицистическую речь о дружбе, согласии, любви к родной стране с использованием обращений в стиле Н. В. Гоголя.
V. Итоги урока. Оценки.
P.S. Задачи второго урока
§ 2059. Предложение может быть распространено обращением. Обращение - это распространяющий член предложения - имя в форме им. п., возможно - с зависящими от него словоформами, называющий того, к кому адресована речь.
Это может быть название лица, неодушевленного предмета или явления. В роли обращения чаще всего выступает существительное; однако обращением может быть и прилагательное (или причастие).
Обращение не является таким распространителем, который никак не связан с остальным составом предложения. Такая связь существует. Она выражается, вопервых, в том, что любое предложение, сообщающее о действии или состоянии определенного субъекта и имеющее в качестве сказуемого глагол в форме 2 л., с абсолютной регулярностью может распространяться обращением, называющим субъект, который либо обозначен в подлежащем местоимением, либо не обозначен совсем: Куда так, кумушка, бежишь ты без оглядки? (Крыл.); Ах, раскиньтесь, строчки песнопений, над землею вечно молодой (Прок.); Откройся, мысль! Стань музыкою, слово (Забол.). Вовторых, всегда, в любом предложении, обращение образует синтагму или группу синтагм, либо входит в синтагму вместе с другими словами в предложении.
Основная функция обращения - называние того, к кому направлена речь - очень часто сочетается с экспрессивной оценкой, с выражением субъективного отношения говорящего (пишущего). Экспрессия выражается поразному: интонацией, повторением обращения, сопровождающими его междометиями или частицами, лексическим значением того слова, которое выступает в роли обращения.
Обращение или вводится внутрь предложения или непосредственно сопровождает его - открывает предложение или заключает его собою: Приятель дорогой, здорово! Где ты был? (Крыл.); Ты их узнала, дева гор, восторги сердца, жизни сладость (Пушк.); Блеща средь полей широких, Вон он льется!.. Здравствуй, Дон! (Пушк.); Старик! Я слышал много раз, Что ты меня от смерти спас (Лерм.); Что ты клонишь над водами, Ива, макушку свою? (Тютч.); [Акулина Ивановна:] Эх, братцы! Нехорошо у нас... за что старика обидели? (Горьк.); Ну, спичка, спичка, выручай, Не подведи бойца (Твард.); Дай, Джим, на счастье лапу мне (Есен.); Товарищ Солнце! Высуши слез влагу! (Асеев).
Если речь обращена к нескольким, многим, то в предложение может быть введено несколько обращений: Восемьдесят пять окон открыты настежь. Я воспользовался этим, чтобы произнести вам свою речь - вам, гражданин граммофонщик, и вам, соседка, показавшая свою перину, и вам, владельцы кастрюлек, масленок, горшков и редиски (Фед.); Пойте, люди, города и реки! Пойте, горы, степи и поля! (Сурк.). Несколько обращений к одному адресату обычны в случае их экспрессивной окрашенности: Подруга дней моих суровых, Голубка дряхлая моя! Одна в глуши лесов сосновых Давно, давно ты ждешь меня (Пушк.); Черный чуб твой, намокший потом, Изпод шапки на лоб падёт. Здравствуй, медленный пот работы, Здравствуй, трудный крестьянский пот! (Багр.); Славься, благословенный, Скрытый в земле редут, Медленный, тяжеленный, Каменный, несравненный Гордый шахтерский труд! (С. Васильев).
В разговорной речи и отражающих ее письменных текстах форма им. п. существительного в обращении может выступать с отсечением флексии: мам, Валь, Вань, Коль и т. п.: Маманьк, а ужинать когда будем? (Ф. Тихонов); Для мамаши хочу спеть... Слушай, мамаш! (Малышк.). В этих случаях обычно повторение обращения посредством соединяющей и акцентирующей частицы а: Мам, а мам, почитаем?; Вань, а Вань, подойдика ко мне; Нина, а Нин, поди сюда (Фед.). Эта же частица соединяет и неусеченные формы: - Барышня, а барышня! - начал опять городовой (Дост.); Люди, а люди! Знаете ли вы Русскую песню, Когда сердце ее облегла тоска (К. Некрасова).
§ 2060. Позицию обращения очень часто занимают слова с оценочным или качественнохаракте-ризующим значением. Такое слово нормально сочетается с местоимением: Пойми, чудак ты, что ты неправ; Да пожалейте же его, бесчувственная вы женщина!; радость ты моя, дурак ты этакий, чудак ты человек.
Примечание 1. Функция адресования ослаблена или отсутствует у квалифицирующего слова в сочетании с местоименным словом, типа: Знает, хитрец (хитрец он этакий), у кого просить!; Поняла бессовестная (бессовестная ты, бессовестная она), где и как надо действовать (т. е. он, хитрец, знает...; ты, бессовестная, поняла).
Примечание 2. При слово прощай(те) в знач. (исчез), (больше нет, не будет) обращение интонационно не выделяется и приобретает свойства подлежащего: Ежели который мужик записался в охотники или в лошадники, то прощай соха (Чех.); Ну, вот я и дама, и уезжаю, и прощай Москва (Ю. Казак.).
§ 2061. Обращение может быть выражено местоимениемсуществительным: Глядите на меня, все! (Дост.); Вон, разбойник! Застрелю! Эй, ктонибудь! (Шишков). В сочетании с именем: Ты, Вася, и ты, Федот, махнемка завтра на Лебяжью (Б. Шергин). В функции обращения может выступать вводимое относительным местоимением придаточное предложение: Кто может, - на площадь, в город! - Кто может, - поднимайся! (Фед.).
Обращение, выраженное одиночным местоимением 2 л., несет экспрессию грубости или фамильярности: Ступай за шестом, ты! (Тург.); - Эй, ты! - крикнул Савелий в сени (Чех.); - Отвечайте... Что значит это молчание? Послушайте, вы! ... Вас выгонят из дома, вас выгонят из города, на вас пальцами, слышите, пальцами будут показывать, вы! (Фед.).
§ 2062. Позиция обращения в непринужденной, фамильярной речи может быть занята словоформой, называющей лицо по внешнему, ситуативному признаку, обычно - случайному, окказиональному: Эй, вы! креп на шляпе! Теперь прятаться! Стойте: кто вы такой? (Дост.); Эй, воротник, говоришь понемецки? (Анн.); Эйй! Наа баржее! (Горьк.); Эй, наверху, спускайтесь сюда!; Вы там, на катере, давайте к причалу!; Верниська, ты, в шляпе!; Во втором ряду, прекратите разговоры!; Послушайте, за кустом, перестаньте прятаться!
§ 2063. Изолированное обращение - одно или в сочетании с частицей, междометием, произнесенное с соответствующей интонацией (обычно с ИК2 или ее модальными реализациями), может приобретать самостоятельную коммуникативную значимость - выражать призыв, просьбу, ласку, угрозу, напоминание, удивление: Она села на постель и позвала нежно: - Володя! (Чех.); [Войницкий:] Никаких у него нет дел. Пишет чепуху, брюзжит и ревнует, больше ничего. [Соня:] (тоном упрека) Дядя! (Чех.).
§ 2064. Интонационно обращение выделяется, поразному, - прежде всего в зависимости от его места в предложении, а также в зависимости от своего состава. В начале предложения обращение выделяется в отдельную синтагму и произносится с разными типами ИК, из которых основным является ИК2: Ста2рик, / я слышал много ра3з, / что ты меня от сме2рти спас! При перечислении каждое из обращений выделяется в самостоятельную синтагму: О любимые сердцем обм2аны, / заблужденья младенческих ле2т/...
В середине и в конце предложения обращение может объединяться в одну синтагму с распространяемой частью предложения, и тогда оно входит в постцентровую часть соответствующего типа ИК: Ив2ан Ильич, / распо3рядись, братец, насчет закуски!; Здрав2ствуй, правнуков жилище, / и м3ое, / и не м4ое (Анн.); Да пожал2ейте же вы его, бесчувственная вы женщина!
Выделение обращения в отдельную синтагму в неначальной позиции служит средством увеличения его информативной нагрузки, например, усиления оценки: Да пожал2ейте же вы его, / бесчувственная вы женщина!
Обращение может быть осложнено оттенками противопоставления, которые варьируются при передвижении центра ИК2, ИК3, ИК6 и изменении синтагматического членения: Чуть зацветет иван3чай, / С этого самого цве3та, / - Ран6нее лето, / про2щай, / Здравствуй, полдн2евное лето! (Твард.) или: Раннее лето, / прощ6ай, / Здра6вствуй, / полдн2евное лето!
§ 2065. В художественной литературе, в поэзии функции обращения расширяются и обогащаются. Основная, общеязыковая функция адресования речи сохраняется; однако здесь она не только не является единственной, но очень часто оказывается ослабленной или преобразованной. Ниже перечисляются наиболее характерные явления, связанные с осложнением функций обращения в художественной речи.
1) В поэтической речи обращение может вводить основную тему, называть тот предмет, которому посвящено последующее повествование. Это обозначение обычно является развернутым, предмет не только называется, но и определяется, характеризуется. Особенно отчетливо функция введения темы обнаруживается тогда, когда обращение открывает собою текст: Угрюмый сторож муз, Гонитель давний мой, Сегодня рассуждать задумал я с тобой (Пушк.); Кобылица молодая, Честь кавказского тавра, Что ты мчишься, удалая? И тебе пришла пора (Пушк.); Подруга думы праздной, Чернильница моя, Мой век разнообразный Тобой украсил я (Пушк.); Дар напрасный, дар случайный, Жизнь, зачем ты мне дана? (Пушк.); О чем ты воешь, ветр ночной? О чем так сетуешь безумно? (Тютч.); Безыменные герои Осажденных городов, Я вас в сердце сердца скрою, Ваша доблесть выше слов (Пастерн.); Слава тебе, безысходная боль! Умер вчера сероглазый король (Ахм.).
2) Сохраняя функцию называния того, к кому адресована речь, обращение в художественной, поэтической речи часто сосредоточивает в себе центральную часть сообщения: изъятие такого обращения лишает текст его информативной законченности и ясности (это же характерно и для обращений, описанных в п. 1): Душа моя - Элизиум теней, Что общего меж жизнью и тобою! Меж вами, призраки минувших, лучших дней, И сей бесчувственной толпою? (Тютч.); Любить хотел я, не любя, Страдать - но в стороне, И сжег я, молодость, тебя В безрадостном огне (Анн.); Тишина, ты лучшее Из всего, что слышал (Пастерн.); Легче лисёнка Скрыть под одеждой, Чем утаить вас - Ревность и нежность (Цвет.); Родной старины дорогие места, Кто вами не будет гордиться? (В. Замятин); О любимые сердцем обманы, Заблужденья младенческих лет! В день, когда зеленеют поляны, Мне от вас избавления нет (Забол.).
Большой информативной нагруженностью обращения в таких случаях определяется наличие при нем распространяющих слов, с разных сторон характеризующих называемый предмет или разнообразно информирующих о нем: Сумрак тихий, сумрак сонный, Лейся в глубь моей души, Тихий, томный, благовонный, Все залей и утиши (Тютч.); Больше не суровые, Печальные глаза, Любили ль вы, простите ли? (Анн.); Прекрасных рук счастливый пленник На левом берегу Невы, Мой знаменитый современник, Случилось, как хотели вы (Ахм.); Молодая, с чувственным оскалом, Я с тобой не нежен и не груб (Есен.). Насыщенностью информативного задания в подобных случаях объясняется сложная организация распространителей самого обращения, в частности, союзные связи таких распространителей (а) или оформление их в виде придаточных предложений при личном местоимении (б):
а) Товарищ милый, но лукавый, Твой кубок полон не вином, Но упоительной отравой (Пушк.); О рьяный конь, о конь морской, С бледнозеленой гривой, То смирный, ласковоручной, То бешеноигривый! Ты буйным вихрем вскормлен был В широком божьем поле (Тютч.); Схоронили пепелище Лунной ночью в забытье... Здравствуй, правнуков жилище, - И мое, и не мое! (Анн.).
б) О ты, чьей памятью кровавой Мир долго, долго будет полн, Приосенен твоею славой, Почий среди пустынных волн! (Пушк.); О, вы, которых я безумно так желал! Кого я так любил, коль это ваши тени, Отдайте счастья мне нетронутый фиал (Анн.).
3) В поэтической речи обращение может приобретать функцию собственно называния, представления предмета; сама «обращенная речь» при этом или отсутствует или сводится к словамприветствиям. Такое обращение может составить отдельную и законченную часть поэтического текста. Такова, например, самостоятельная начальная строфа стихотворения М. Цветаевой «Генералам 12го года»: Вы, чьи широкие шинели Напоминали паруса, Чьи шпоры весело звенели И голоса, И чьи глаза, как бриллианты, На сердце оставляли след, - Очаровательные франты Минувших лет!
С информативной самостоятельностью обращения связана возможность его союзного соединения с целым предложением, т. е. функционирование обращения, одного или в сочетании со словомприветствием, в качестве части сложного предложения или сложно организованного текста: Вы, с квадратными окошками, невысокие дома, - Здравствуй, здравствуй, петербургская несуровая зима! И торчат, как щуки ребрами, незамерзшие катки, И еще в прихожих слепеньких валяются коньки (Мандельшт.); Ой, цветики садовые, Да некому полить! Ой, прянички медовые! Да с кем же вас делить? (Анн.); Чуть зацветет иванчай, С этого самого цвета, - Раннее лето, прощай, Здравствуй, полдневное лето! (Твард.).
Наименование параметра | Значение |
Тема статьи: | Распространенные обращения. |
Рубрика (тематическая категория) | Финансы |
Обращения, выраженные именами существительными или местоимениями, бывают распространенными. Οʜᴎ могут распространяться прилагательными и причастиями, притяжательными и указательными местоимениями, зависимыми существительными, числительными, иногда отдельным придаточным предложением:
Шуми, шуми, послушное ветрило! Волнуйся подо мной, угрюмый океан! (Пушкин).
Прощай же, пора, моя радость! (Паст.).
Ты их узнала, дева гор, Восторги сердца, жизни сладость… (Пушкин)
Кто потерял кошелек, обратитесь в администрацию (Трифонов).
Распространенные обращения бывают расчленены. Это свойственно разговорной речи или речи, воспроизводящей разговорную: Отколе, умная , бредешь ты, голова ? (Крылов).
Нераспространенные обращения употребляются с целью выделить адресата из числа других, воспринимающих речь. А распространенные обращения не только называют адресата͵ но и характеризуют его, передают отношение к нему.
Место обращения в предложении.
Обращение не имеет строго закрепленного места в предложении; оно может находиться в начале, в середине или в конце предложения. Его место в конкретном предложении зависит от формы обращения, условий его употребления, от объёма самого обращения и всего предложения.
В начале предложения чаще стоят обращения, выражающие призыв к вниманию. Особенно часто на первое место выносятся обращения, эмоциональная окрашенность которых специально оформлена (к примеру, обращения, сопровождаемые междометиями, повторяющиеся обращения, распространенные обращения, представляющие собой разные названия одного лица или предмета).
Приятель дорогой, здорово ! (Крылов).
О поле, поле, кто тебя усеял мертвыми костями? (Пушкин).
Степь широкая, степь безлюдная, отчего ты так смотришь пасмурно ? (Никитин).
Обращения в начале предложения часто выражают значение побуждения: Резников, пойдемте со мной (Бондарев).
Обращения стоят в начале предложения в письмах, призывах, приказах, лозунгах, воззваниях, так как имеют целью привлечь внимание собеседника, слушателя, читателя.
В конце предложения обращения обычно стоят в следующих случаях:
1) в предложениях, представляющих собой формулы вежливости, в вопросительных и восклицательных предложениях, состоящих из вопросительных и восклицательных частиц, в междометных предложениях, в нечленимых предложениях, состоящих из слов да, нет;
Прощай, мое счастье!
Что с вами, мой друг?
Цыц, ты! Она тебе больше не слуга! (Горький).
2) если предложение, к которому относится обращение, является нераспространенным или малораспространенным, а само обращение – распространенным.
Обращения, помещенные в середине предложения , обычно не несут на себе логического ударения.
В конце или в середине предложения обычно помещаются обращения, выраженные словами с ослабленным лексическим значением, а также обращения-характеристики и бранные обращения, употребляющиеся в разговорной речи.
Вопрос 2. Обращения и сходные с ними конструкции.
Одним из спорных вопросов лингвистики является вопрос о разграничении обращений и смежных с ними конструкций.
1. Вокативные предложения - ϶ᴛᴏ ________________________________________________.
Одни ученые выделяют их в особый тип односоставных предложений (Бабайцева, Максимов; Валгина), другие включают в состав номинативных, третьи рассматривают их в составе нечленимых предложений (Гвоздев; Современный русский литературный язык, 2001), четвертые определяют вокативные предложения как особую разновидность обращения (Русский язык. Энциклопедия, 1979).
По мнению исследователей, вокативные предложения по форме похожи на обращения, но, в отличие от последних, они выражают эмоциональные реакции и побуждения. Вокативные предложения - ϶ᴛᴏ ʼʼобращения, осложненные выражением нерасчлененной мысли, чувства, волеизъявленияʼʼ (Бабайцева, Максимов).
Вокативные предложения содержат имя существительное (или местоимение) в именительном падеже, произносимое с особой интонацией, передающей упрек, радость, запрет, призыв, побуждение к прекращению действия, сожаление, негодование и т.д.
Милая! Милая! – говорила тетя, вскрикивая, как в истерике (Шукшин ).
Эх, мамаша !.. – вздохнул он, глядя на окно… (Шукшин).
Τᴀᴋᴎᴍ ᴏϬᴩᴀᴈᴏᴍ, вокативные предложения сходны с обращениями с точки зрения синтаксической структуры (для них обязательна форма именительного падежа), но отличаются тем, что заключают в себе более сложное содержание, чем обращения.
2. Именительный темы (именительный представления) - ____________________________
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Обращение и именительный представления не содержат высказывания, не являются предложениями. Но именительный темы, в отличие от обращения, представляет собой конструкцию, содержащую наименование предмета или явления, которые служат объектом речи в последующем (а иногда и в предыдущем) тексте:
Замоскворечье . Даже по своей топографии оно казалось удаленным от старой, коренной Москвы (Лакшин).
Именительный темы употребляется при воспоминании о чем-либо или ком-либо, когда в памяти всплывает то или иное представление, впечатление, при этом оно переживается в порядке размышлений, дальнейших рассуждений. По этой причине именительный представления не сопровождается звательной интонацией, что характерно для обращений.
3. Обособленное приложение:
Ах ты, цыпка, баловница …–- нежно пробормотал Иван (Шукшин).
Чтобы провести грань между обращением и обособленным приложением, крайне важно руководствоваться следующими принципами разграничения:
1. Различие в смысловых функциях обращений и обособленных приложений. Обращение в отличие от приложения не выполняет атрибутивной функции и не содержит оценочной характеристики определяемого лица или предмета͵ а лишь выделяет то лицо или тот предмет, к которому обращена речь говорящего.
2. Обособленное приложение обычно имеет ту же форму, что и слово, к которому оно относится. Обращение, напротив - выступает только в именительном падеже, само может иметь при себе приложение, и, как правило, действие, выраженное формой 2-го лица глагола единственного или множественного числа, относится к нему как к собеседнику.
3. Обособленное приложение лишено звательной интонации, которая характерна для обращения.
Бабайцева В.В. Система членов предложения в современном русском языке. – М., 2011. – С. 462-463.
Дифференциальные признаки уточняющих и поясняющих членов, представленные в таблице, описаны в монографии В.В. Бабайцевой ʼʼСистема членов предложения в современном русском языкеʼʼ (М., 2011. – С. 462-464).
В монографии Бабайцевой В.В. ʼʼСистема членов предложения в современном русском языкеʼʼ (М., 2011) данные средства связи отнесены к союзам-частицам: ʼʼМаркер сравнения в сравнительном обороте совмещает свойства союза и частицы. Преобладают свойства союза. По этой причине назовем такие маркеры союзами-частицамиʼʼ. – С. 453.
Распространенные обращения. - понятие и виды. Классификация и особенности категории "Распространенные обращения." 2017, 2018.