Описание статуи свободы на русском. Кто подарил Америке статую свободы? Как использовалась статуя свободы
Наиболее известный символ Америки - это скульптура «Свободы, озаряющей мир». Многие в курсе, что она была подарком из Франции, но мало кто знает, какая страна еще участвовала в ее создании, хоть и косвенно.
Также из статьи можно будет узнать о некоторых интересных фактах, связанных со строительством, установкой и эксплуатацией статуи. А также вам станут известны имена тех, кто приложил немало усилий для создания монумента.
Чему был посвящен подарок
Известно, кто подарил Америке Статую Свободы. Но чему был посвящен этот подарок? В 1876 году Франция решила преподнести презент к столетию независимости США. Средства на эту идею пришлось собирать годами. В этом приняли участие французы и американцы. Но пока статуя была установлена, минуло несколько лет, и юбилей независимости уже прошел.
«Леди Свобода» держит в руке табличку, на которой латиницей написана дата подписания а именно «Июль, 4, 1776». В 1883 году статуе был посвящен сонет Эммы Лазарус «Новый Колосс». Строки из него были выгравированы на пластине в 1903 году и прикреплены к пьедесталу скульптуры.
История создания
История началась с решения Франции поручить эту работу скульптору Фредерику Огюсту Бартольди. Далее страны договорились о том, что пьедестал будет сооружен силами Америки, а скульптура - за счет французов. Кто же еще участвовал в создании подарка?
Вашему вниманию - список тех, кто подарил Америке Статую Свободы:
- Фредерик Бартольди спроектировал внешний вид и привел свои пожелания о том, где лучше разместить «Леди Свободу»;
- и его помощник Морис Кехлин создали чертежи стальной массивной опоры и поддерживающего каркаса;
- Ричард Моррис спроектировал пьедестал к скульптуре;
- Генерал США Уильям Шерман выбрал место для статуи;
- Улисс Грант - президент США, который поддержал идею о создании символа Свободы.
Сооружение скульптуры было завершено в 1884 году. Ее доставили в разобранном виде на фрегате «Изере» в нью-йоркскую гавань через год. Для этого понадобилось более двухсот ящиков. На сборку ушло четыре месяца, а официальное открытие состоялось 28.10.1886. Несмотря на то что к столетнему юбилею подарок опоздал на десять лет, к его открытию собралось много почетных гостей, в том числе и президент США Гровер Кливленд. Если бы не такое запоздалое открытие монумента, то поздравительную речь народ Америки услышал от который 04.07.1976 еще занимал этот пост.
Русский след
Помимо французов и американцев, согласно некоторым источникам, к скульптуре имеют отношение и россияне. Медные листы, которыми ее покрыли, были приобретены в России. Они были изготовлены на Нижнетагильском заводе. Однако многие исследователи смогли уже опровергнуть этот факт. Дело в том, что в Нижний Тагил в те времена еще не была проложена железная дорога. Исследователи пришли к выводу, что медь была доставлена из Норвегии, хотя документальных подтверждений этому нет.
Кто подарил Америке Статую Свободы? Невзирая на то, был ли в этом русский или норвежский след, именно французский народ стал инициатором и создателем символа свободы.
Выбор места для установки
Где Статуя Свободы сегодня? Как и в момент своей установки, она расположена на острове в трех километрах на юго-запад от Манхэттена (его южной части), что в Нью-Йорке. До появления статуи его называли островом Бедлоу. После водружения на нем французского подарка, в народе его стали называть островом Свободы. В 1956 году его переименовали официально.
Использование статуи
За весь период своего существования известный всем символ Америки был не просто памятником архитектуры. Изначально его планировали использовать в качестве маяка. Практика показала, что лампы в факеле были слабыми и малоэффективными. Из подразделения, которое управляло маяками, фигура была передана военному ведомству, а позже службе, которая занималась национальными парками.
К 1924 году экспонат стал Национальным монументом США, а позже был включен в список ЮНЕСКО.
Как использовалась Статуя Свободы в разные годы? Она имела следующие ипостаси:
- маяк;
- музей;
- смотровая площадка.
За все время существования фигуры ее ремонтировали много раз, но наиболее глобальные работы проводились в 1938 и 1984 годах.
Читателю уже известно, кто подарил Америке Статую Свободы. Но мало кто знает, что скульптура изображает древнегреческую (на этом сходятся некоторые историки). Эта богиня являлась повелительницей ада, а факел использовался ею в подземном мире. Помимо этого, ее считали покровительницей колдовства, помешательства, безумия, одержимости. Геката изображалась с рогами на голове, но их можно увидеть у статуи в виде лучей света. Хотя считается, что на самом деле Бартольди воплотил образ древнеримской богини Либертас.
Правая рука, держащая факел, пересекала Атлантический океан три раза. Впервые ее перевезли в 1884 году в Филадельфию на Всемирную выставку, после этого вернули назад. В третий раз рука переплыла океан со всеми остальными частями статуи.
После событий 11 сентября 2001 года доступ на остров и к символу Америки был закрыт. К 2012 году доступ был открыт полностью, вплоть до короны. Вверх можно подняться по лестнице или на лифте. Чтобы достигнуть короны, необходимо пройти 356 ступеней. На смотровой площадке создано 25 окон, из которых открывается вид на гавань.
В мире существует множество уменьшенных копий. Например, в Париже, Токио, а также более двухсот копий есть в самой Америке.
Считается, что количество лучей на короне символизируют семь континентов, по западной географической традиции.
К 1886 году факел был сильно разрушен коррозией и его заменили новым, который покрыли золотом 24 пробы.
Сегодня открывается смотровая площадка в короне Статуи Свободы в Нью-Йорке.
Статуя Свободы (Statue of Liberty ), полное название "Свобода, озаряющая мир" (Liberty Enlightening the World ) - одна из самых знаменитых скульптур в США и в мире, часто называемая "символом Нью-Йорка и США", "символом свободы и демократии", "Леди Свобода".
Статуя Свободы находится на острове Свободы (Liberty Island ), примерно в 3 км на юго-запад от южной оконечности Манхэттена, одного из районов Нью-Йорка. До 1956 года остров назывался "остров Бедлоу" (Bedloe ’s Island ).
Статуя Свободы - дарфранцузского народа Соединенным Штатам в честь столетней годовщины независимости США и в знак дружбы между двумя государствами.
Идея создания этого символа возникла у французского ученого, юриста и сторонника отмены рабства Эдуарда де Лабуле еще в конце 1860-х годов. Он исходил из того, что Америку и Францию связывают старые дружеские узы. Франция оказывала моральную и материальную поддержку борьбе американцев за независимость - французский генерал Лафайет даже стал национальным героем США. Статуя задумывалась как подарок к столетнему юбилею Декларации Независимости в 1876 году. Этим подарком французы хотели выразить свое восхищение великой республикой по ту сторону Атлантики. Создать статую, было поручено французскому скульптору Фредерику Бартольди. Его статуя Свободы была вдохновлена знаменитой картиной художника Делакруа "Свобода, ведущая народ на баррикады". Внутреннюю несущую конструкцию башни выполнил Гюстав Эйфель - будущий создатель Эйфелевой башни.
Работа над статуей была завершена во Франции в июле 1884 года.Статуя была построена из тонких листов меди, отчеканенных в деревянных формах. Сформированные листы потом были установлены на стальной каркас.
В июне 1885 года статуя была доставлена в нью-йоркскую гавань на борту французского фрегата "Изере". "Леди Свобода" транспортировалась из Франции в США в разобранном виде - она была разделена на 350 частей, упакованных в 214 ящиков. Сборка статуи на пьедестале заняла четыре месяца.
11 сентября 2001 года вследствие террористической атаки на Всемирный Торговый Центр Статуя Свободы и остров были закрыты для посещения.
Внутренняя часть статуи осталась закрытой для общественности, но через стеклянный сепаратор можно увидеть железный каркас, созданный Гюставом Эйфелем.
В мае 2009 года было объявлено, что с 4 июля 2009 года смотровая площадка в короне Статуи Свободы будет вновь открыта для посещения туристами.
В самом начале статуя не была зеленой, она позеленела вследствие атмосферных условий, основным из которых являются кислотные дожди.
Факел, который мы видим сегодня, не является историческим факелом 1886 года. Он был заменен во время реконструкции 1984 - 1986 годов, поскольку его восстановление сочли неуместным. Первоначальный факел был довольно сильно модифицирован в 1916 году. Сегодня этот факел выставлен в музее, расположенном внутри пьедестала Статуи Свободы.
В 1883 году американская поэтесса Эмма Лазарус написала сонет "Новый Колосс", посвященный Статуе Свободы. 20 лет спустя, в 1903 году, он был выгравирован на бронзовой пластине и прикреплен к внешней стороне пьедестала. Последние строки сонета в русском переводе звучат так: "...Дайте мне усталый ваш народ, Всех жаждущих вздохнуть свободно, брошенных в нужде, Из тесных берегов гонимых, бедных и сирот, Так шлите их, бездомных и измотанных, ко мне. Я поднимаю факел мой у Золотых ворот!"
С изображением Статуи Свободы были отчеканены следующие монеты: 11 ноября 1922 года - монета достоинством 15 центов; 24 июня 1954 года - монета в 3 цента; 9 апреля 1954 года - монета в 8 центов и 11 июня 1961 года - монета в 11 центов.
На нью-йоркской монете достоинством 25 центов , отчеканенной в 2001 году, изображена Статуя Свободы со словами "Ворота в свободу" ("Gateway to Freedom ").
Имея возраст 129 лет, статуя Свободы — нечто большее, чем степенная пожилая женщина. Это воплощение свободы, силы и вечной юности было источником надежды для бесчисленных поколений эмигрантов и гордости для всех американцев. Но статуя, которую еще нежно называют «Мисс Свобода», щедрый дар Франции Соединенным Штатам в честь столетия Декларации независимости, является символом франко-американской дружбы. Наконец, эта «железная леди» является крупнейшей статуей в мире — 46 метров от стоп до высшей точки, 93 метра вместе с постаментом.
Идея создать статую Свободы родилась однажды вечером 1865 года в Париже, в модном салоне историка Эдуарда Лефевра де Лабулая. Именно он подсказал подарить Соединенным Штатам этот монумент в честь празднования столетия со дня провозглашения Декларации независимости в 1876 году. Символ франко-американской дружбы, Свобода, освещающая мир, должна была стать также выражением либеральных стремлений французской интеллигенции, стонущей под давлением самовластного правления Наполеона III.
Среди гостей в Лабулая в тот вечер был молодой талантливый скульптор Фредерик-Огюст Бартольди, которому тогда был 31 год. Захваченный идеей, он вызвался осуществить этот проект, еще не зная, что посвятит ему более 20 лет своей жизни.
Чтобы совершить этот гигантский замысел, Бартольди в поисках вдохновения обращается к египетским и итальянским скульптурам, а также к реконструкции колоса Родосского. Сделав чертеж макета, он занялся созданием гипсовой модели высотой 11 метров, которая стала прообразом самой статуи.
В парижской мастерской скульптора на Монпарнасе десятки рабочих под его руководством стали сооружать великаншу. Инженер Гюстав Эйфель, который еще не создал своей знаменитой башни, помог Бартольди разработать металлическую арматуру этого произведения.
Статуя в ее натуральную величину сооружалась из блоков, которые воспроизводили пропорции оригинальной модели. Эти гипсовые части были покрыты деревянной обшивкой, где затем скрепляли медные листы, которые вместе образовывали оболочку, или «кожу» статуи. Нужные средства, эквивалент суммы, превышающей 7000 000 современных евро, были собраны благодаря лотереям и национальной кампании по сбору средств, в которых приняло участие более 100 000 человек. Между тем сам Бартольди надеялся на всевозможные официальные заказы, в том числе и от знаменитого Бельфортского Льва. Но учитывая финансовые трудности надо было ждать до 1884 года, когда потрясенные соседи скульптора смогли увидеть, как мало-помалу статуя возвышается над крышами Парижа.
Но еще предстояло построить для «Мисс Свободы» постамент, а, следовательно, найти для этого 250 000 долларов. В Соединенных Штатах началась кампания сбора средств. Поэтесса Эмма Лазарус предложила рукопись сонета о свободе, который был продан на аукционе за 1500 долларов и одну строфу из которой вырезал на доске, прикрепленной к монументу: «Дайте мне эти истощенные, обездоленные, запуганные массы стремящиеся свободно дышать». Но надо было, чтобы еще и магнат нью-йоркской прессы Джозеф Пулитцер, сам эмигрант венгерского происхождения, выступил в «Нью-Йорк Уорлд» и пристыдил своих соотечественников за то, что они принимают такой дар, не определив достойного места для монумента. Только после этого нужные средства были собраны.
Местностью, выбранной для монумента, стал Бедлоу-Айленд, островок в Нью-Йоркском заливе близ Эллис-Айленд, где содержалась служба приема иммигрантов. Во время своего путешествия в Нью-Йорк 1871 года Бартольди отметил, что именно там иммигранты «впервые видели Новый Свет».
Только постамент был возведен, статую разобрали и частями переправили через Атлантику в 214 огромных ящиках. Монумент официально был открыт через четыре месяца после прибытия последнего ящика, 28 октября 1886 года. Несмотря на туман и сырость, атмосфера была праздничная: парадом проходили регаты, гремела орудийная канонада, мажоретки размахивали флажками, и лишь несколько «привилегированных» человек смогли услышать отрывки из торжественной речи американского президента Гровера Кливленда.
С тех пор статуя стала всемирным символом, но это не спасло ее от непогоды, морской соли и загрязнения. В начале 80-х годов прошлого века комиссия экспертов обнаружила, что монумент поврежден и рекомендовала провести реставрационные работы. Они начались в 1984 году, когда статуя Свободы была внесена в Список всемирного наследия ЮНЕСКО, и проводились под наблюдением американских экспертов, которым помогали десять французских специалистов. Нужная сумма в 31 000 000 долларов была собрана благодаря благотворительным взносам от предприятий и ассоциаций, большинство из которых объединились под эгидой фонда «Статуя Свободы — Эллис-Айленд». Было также много индивидуальных взносов; миллионы школьников собрали около 3 миллионов долларов, зарабатывая их мытьем машин и продажей цветов.
Реставрация требовала огромной работы для антикоррозионной защиты, особенно на 1800 металлических пластинах статуи. Прибывшие из Франции рабочие-металлисты привезли с собой две тонны инструментов, в том числе сотни специальных молотков и месяцами отковывали новые полные одежды для статуи и восстанавливали корону, факел и пламя, не обращая внимания на забастовочные пикеты своих нью-йоркских коллег, протестовавших против чужеземной конкуренции.
В течение двух лет, пока проводились работы для восстановления статуи, она стояла в строительных лесах. Сделано за это время и некоторые усовершенствования: установлен стеклянный двухэтажный лифт, новые лестницы и система обогрева и кондиционирования воздуха. Итак, обновленная статуя может выдержать напор ветра до 200 километров в час, и эксперты утверждают, что она способна простоять, по крайней мере, пол тысячелетия. Монумент, которому вернули всю его прежнюю красоту, заново открыли для осмотра, когда праздновали столетие со дня его установки. Это торжество привлекло сотни тысяч посетителей и множество продавцов сувениров.
С течением лет статуя стала универсальным символом свободы: американские бойскауты установили более 200 копий монумента по всей территорий Соединенных Штатов. Ее копии красуются в парке Бельграно в Буэнос-Айресе, вблизи Рио-де-Жанейро, в Бангкоке и во многих городах Японии. (Своя копия статуи Свободы есть и в старинном украинском городе Львове, хотя эта каменная львовская барышня только похожа на нее, на самом деле она является символом удачи. Примечание редактора)
Во Франции Люксембургский сад украшает репродукция статуи Свободы высотой 2,75 метра. В Барантени, вблизи Руана, в музее скульптур под открытым небом размещена модель из стекловолокна, имеющая интересную историю. Она была использована как декорация в фильме, где играл французский актер Жан-Поль Бельмондо: пустая внутри статуя служила за тайник для контрабандных товаров. После окончания съемок по требованию французской таможенной службы статую должны были уничтожить, и только вмешательство скульптора Поля Бельмондо, отца актера, спасло ее.
Но самой удивительной из всех французских копий статуи Свободы является модель высотой 16 метров, которая приветствует пассажиров речного трамвайчика, курсирующего вдоль Пон-де-Гренель вблизи Лебединого острова. Эту статую поставили в 1885 году в знак благодарности французам американцы, проживавшие в Париже. Через сто лет французское правительство выделило несколько миллионов франков на реставрацию, и их использовали, чтобы вылечить плечо статуи, поврежденное снарядом во время второй мировой войны.
В 1989 году по случаю двухсотлетия Французской революции ежедневная американская газета «Интернэшнл Геральд Трибюн» ассигновала средства на сооружение неподалеку от площади Альма копии в натуральную величину золотистого пламени нью-йоркской «Мисс Свободы».
Подытоживая сказанное, можно отметить следующее. Популярность статуи отражает силу впечатления, которое она произвела на людей всего мира, и, без сомнения, такое же неизгладимое впечатление оставляет она в душах поколений посетителей, впервые открывающих для себя Новый Свет: «Я никогда не забуду, как впервые открылась моему взору Мисс Свобода, когда наш корабль входил в нью-йоркский порт сорок лет назад, — говорит, например, Марсель Эрга, французская гражданка, чья жизнь разделена между Францией и Соединенными Штатами. — Я и вся моя семья встали на рассвете, чтобы увидеть ее и для нас после войны это было удивительное ощущение — увидеть этот живой символ свободы, а также процветания, потому что для нас это еще означало и то, что мы наедимся вволю после всех недоеданий военной поры».
Слева: рука и факел статуи Свободы создаются в студии в Париже, 1876 г. Справа: идет создание головы статуи Свободы в парижской студии, 1880 г.Статуя Свободы была подарена Соединенным Штатам правительством Франции в честь столетия американской Декларации независимости. Гигантская фигура называлась «Свобода, освещающая мир» и в течение 10 лет создавалась в художественной студии скульптора Фредерика Огюста Бартольди. Гюстав Эйфель, творец Эйфелевой башни, разработал для нее конструкцию внутреннего стального каркаса. Планировалось вручить этот дар 4 июля 1876 г., но из-за недостатка средств, которые должны были пополняться путем добровольных пожертвований, торжество пришлось отложить.
Практичные американцы не понимали, ради каких таких романтических утопий они должны расставаться со своими трудовыми доходами.
Бартольди вынужденно отправил в штаты фрагмент статуи высотой 15 метров - правую руку и факел, который установил в Филадельфии на выставке столетия. За то, чтобы подняться в сам факел, брали 50 центов (по тем временам приличные деньги) . Затем руку с факелом перевезли в Нью-Йорк и установили в Мэдисон Сквер Гардене. И все же денег явно не хватало.
И тут за дело взялся молодой журналист, редактор и издатель газеты «World» Джозеф Пулитцер. В 18 лет он прибыл в Нью-Йорк без гроша в кармане из Венгрии и начал свою трудовую деятельность разносчиком газет. Затем он стал писать полицейскую хронику, мелкие заметки и довольно быстро стал владельцем умирающей газетки «New York World». Он мгновенно перестроил ее работу, обращаясь к тысячам новых эмигрантов, таких же. как он сам, прекрасно понимая их нужды и чаяния. Так вот Пулитцер резко включился в кампанию по сбору денег.
«Эта статуя не является подарком миллионеров Франции миллионерам Америки, - писал он гневно, -это дар французов всем американцам. Примите это как призыв, обращенный лично к вам!»
В течение 5 месяцев была собрана нужная сумма. Эта акция принесла Пулитцеру славу и позволила втрое увеличить тираж газеты. А в наши дни Пулитцеровская премия является самой престижной для журналистов.
Наконец 28 октября 1886 г. президент США Гровер Кливленд под гром фанфар принял статую Свободы на острове Бедлоу, переименованном в 1956 г. в честь знаменитой статуи в остров Свободы.
Изначально между правительствами двух стран была достигнута договоренность, по которой французская сторона отвечала за сооружение и перевозку статуи, тогда как Америка готовила для нее место и возводила соответствующий пьедестал. И французы, и американцы согласились, что для их целей лучше всего подойдет небольшой островок у входа в нью-йоркскую гавань. Здесь в свое время был уже устроен фундамент для форта Вуд в форме десятиконечной звезды. Он вполне мог послужить фундаментом и для грандиозного пьедестала, первый камень которого был заложен в 1884 г.
Саму статую высотой 47 м Бартольди собирался обшить медными листами толщиной не более 2,4 мм. Тонкую медь нужно было отчеканить по специальной деревянной форме. В итоге Бартольди со своими подручными изготовили 350 отдельных деталей обшивки, которые в июле 1884 г. были отправлены на корабле в США. На острове Бедлоу их собрали вместе, как огромный конструктор, и надели на стальной каркас, изготовленный Эйфелем.
Каркас состоит из четырех монументальных стальных опор, пронизывающих статую на всю высоту. Эти опоры крепятся к пьедесталу огромными стальными болтами. На основных опорах распределено кружево стальной рамы, которую Бартольди обшил сотнями деталей своего конструктора. Чтобы придать статуе достаточную прочность и гибкость, каждый элемент медной обшивки был снабжен своей независимой балкой. Бартольди заранее рассчитывал на то, что материал обшивки облегчит ему сборку статуи, ведь тонкая листовая медь легко гнется и режется. Это позволяло производить окончательную подгонку деталей прямо на статуе, в процессе сборки. Так или иначе, статуя Свободы без сомнения является образцом мастерства талантливого французского инженера.
В ансамбле с цоколем, выполненном в классическом стиле архитектором Ричардом М. Хантом, высота статуи от основания до верхушки золотых языков пламени составляет 95 м. Семь лучей на ее венце символизируют семь морей. Для многих путешественников, пересекших Атлантику, чтобы попасть в Америку, статуя Свободы являлась символом свободы, независимости и процветания.
По случаю 100-летнего юбилея в 1986 г. статуе Свободы сделали «подтяжку лица». Соленый морской воздух так разъел ее конструкцию, что потребовалась серьезная реставрация. Добровольные взносы граждан всей Америки с лихвой покрыли затраты в 2 млн долларов, необходимые для этой работы. Это статуя очень много значит для граждан Америки - и не только для них.
Приглашение к надежде
В переносном смысле статуя Свободы была первым знаком нового мира для многих миллионов иммигрантов, прибывающих в Америку последние два века.
Знаменитые слова на пьедестале статуи Свободы принадлежат нью-йоркской поэтессе Эмме Лазарус, которые были написаны после прокатившейся по России в 1880-е гг. волны погромов, заставивших многих евреев пересечь Атлантику.
С тех пор ее строки приобрели всеобщее звучание, служа маяком надежды для всех обездоленных и гонимых: А мне отдайте из глубин бездонных Своих изгоев, люд забитый свой, Пошлите мне отверженных, бездомных, Я им свечу у двери золотой!
Туристам
Добраться до острова Свободы (Liberty Island) можно с помощью парома, отходящего от причала Беттери Парке (Battery park) . Зайдя в парк, вы увидите длинную организованную очередь, как когда-то в Мавзолей, это и есть желающие побывать на островке со статуей, к которым, может быть, вы захотите присоединиться.
Посещение короны вновь разрешено, однако количество мест ограниченно, поэтому нужно бронировать билеты заранее. Тем, кто этого не сделал, предстоит прогуляться по площадке вокруг статуи и подняться на обзорную площадку 16-го этажа; специальный стеклянный потолок позволяет увидеть впечатляющие «внутренности» статуи. Посещение острова на пароме обычно сочетается с посещением соседнего острова Эллис (Ellis Island) . Паромы (Тел.: 201-604-2800, 877-523-9849; www.statuecruises.com; взрослый/детский $13/5; каждые 30 мин. 9.00-17.00, летом дольше) отправляются из Бэттери-парк (Battery Park) . Ближайшие станции метро - «South Ferry» и «Bowling Green». Заказав билеты на паром заранее (посещение короны - дополнительные $3) , вы посетите обе достопримечательности.
Экскурсию на Эллис-Айленд и статую Свободы лучше совершить в теплое время года и светлое время дня.
Конечно, зимой желающих гораздо меньше, так что. если не бояться ледяного пронизывающего ветра, который добирается до кожи через самые теплые пуховые пальто и перчатки, то стоит попробовать. Путешествие на катере чудесно, но на открытой площадке находиться в холодное время весьма экстремально по своим ощущениям. На Эллис Айленд расположен старый иммиграционный центр, куда поступали и где регистрировались все вновь прибывшие в страну, теперь там музей.
Факты
- Название: Официально в переводе с французского ее название звучит «Свобода, освещающая мир». Также она известна как статуя Свободы, Леди Свобода или Мисс Свобода.
- Дизайн: Автор статуи - французский скульптор Фредерик Бартольди. Постав Эйфель отвечал за инженерные работы, он же создал ее стальной внутренний каркас. Общий вес статуи - 254 тонны.
- Размеры: Сама статуя имеет высоту 46,5 м и стоит на 47-метровом пьедестале, к вершине которого ведет лестница из 194 ступеней, а до короны статуи нужно пройти 354 ступени.
- Список Всемирного наследия ЮНЕСКО: Статуя Свободы включена в Список Всемирного наследия ЮНЕСКО в 1984 г.
Эллис-Айленд
Служивший с 1892 по 1954 год перевалочным пунктом для более 12 миллионов иммигрантов, надеющихся начать новую жизнь в Америке, остров Эллис скромен и порой даже убог, а с другой стороны - символизирует исполнение желаний. Здесь в островной больнице умерло более трех тысяч человек, многим отказали в праве на въезд. Иммиграционная станция на острове Эллис - вторая остановка идущих к статуе Свободы паромов. Красивое главное здание стало Музеем иммиграции (Immigration museum; Тел.: 212-363-3200; www.ellisisland.org; Нью-Йоркская бухта (New York Harbor) ; аудиогид $8; 9.30-17.00) , где проходят интереснейшие выставки и показы фильма о жизни иммигрантов, о том, как приток населения изменил США.
28 октября 1886 под пушечные выстрелы, рев сирены и непрекращающиеся фейерверки был открыт самый знаменитый памятник Соединенных Штатов Америки - легендарная Статуя свободы. С этого дня каждый корабль, входящий в порт Нью-Йорка встречает каменное изваяние женщины с факелом свободы в руке, протянутой к небу.
История Статуи свободы
Как ни странно, главный символ свободы Соединенных Штатов - детище французских мастеров. Именно в в Париже Статуя появилась на свет. Затем ее разобрали на части и переправили через . Здесь ее снова собрали и установили на мощный цоколь, который уже сами американцы построили Бедлоу (Bedloe’s Island), ныне остров свободы (Liberty Island). Остров свободы, на котором расположена статуя, является федеральной собственностью на территории штата Нью-Йорк. Остров располагается ближе к берегу Нью-Джерси, из-за чего некоторые ошибочно относят его к штату Нью-Джерси.
Идея о создании Статуи свободы появилась в 1865 году у академика Эдуарда де Лабулайе. Автором самой Статуи свободы является скульптор из Эльзаса, Фредерик-Опост Бар-тольди (Frideric Auguste Bartholdi), в то время еще молодой и никому неизвестный мастер. За несколько лет до этого Бартольди задумал постройку огромного маяка на Суэцком канале. По его планам этот маяк должен быть в виде женской фигуры. В руках скульптура должна была держать факел, свет от которого должен был освещать дорогу морякам. Но в свое время затею с маяком на Суэцком канале отвергли. Именно поэтому молодой скульптор отозвался с большим энтузиазмом на идею Эдуарда де Лабулайе.
При создании скульптуры Бартольди не раз обращался к картине Делакруа «Свобода, ведущая народ на баррикады». Именно образ Свободы с этого полотна стал главным прототипом для Статуи свободы. По одной из версий, у Бартольди даже была американская натурщица: красивая, недавно овдовевшая Изабелла Бойер, жена Айзека Зингера, предпринимателя в области швейных машин. «…Будучи красивой, французской вдовой американского предпринимателя, она оказалась подходящей моделью для Статуи свободы Бартольди». (Рут Брэндон, «Зингер и швейная машина: капиталистический романс»).
Для создания статуи был приглашен инженер Густав Эйфель (Gustave Eiffel), который впоследствии прославится как автор знаменитой . Эйфель разработал гениальную металлическую рамную конструкцию, которую поддерживал центральный опорный столб. На этом подвижном каркасе была укреплена внешняя, то есть видимая оболочка статуи из меди толщиной 2,4 миллиметра. Бартольди начал с постройки маленькой фигуры, всего 1,2 метра величиной, а потом изготовил еще три другие, постепенно делая их все больше. Они корректировались и доделывались до тех пор, пока не был достигнут оптимальный вариант.
По взаимной договоренности, Америка должна была построить пьедестал, а - создать статую и установить её в США. Чтобы избежать финансовых трудностей, были организованы специальные фонды, которые занимались поиском средств. Во Франции средства собирали, устраивая увеселительные мероприятия и лотереи. В организовывали театральные представления, художественные выставки, аукционы и боксерские бои. Однако накопление средств для пьедестала происходило медленно, и Джозеф Пулицер (известный как основатель премии Пулицера) в своей газете «World» обратился с призывом поддержать сбор средств в фонд проекта. Это возымело действие и способствовало увеличению пожертвований со стороны американцев.
Статуя была завершена во Франции в июле 1884 года, и в нью-йоркскую гавань была доставлена 17 июня 1885 года на борту французского фрегата «Изере». Для перевозки статую разобрали на 350 частей и упаковали в 214 ящиков. Статую собрали на её новом основании за четыре месяца. Торжественное открытие Статуи свободы, на котором выступил президент США Гровер Кливленд, состоялось 28 октября 1886 года в присутствии тысяч зрителей.
В 1984, Статуя свободы была внесена в Список Всемирного Наследия . В 1986 году, перед столетней годовщиной, монумент был временно закрыт для тщательной реставрации и вновь открылся для посетителей 5 июля 1986 года.
Особенности Статуи свободы
Сегодня Статуя свободы - один из национальных символов США. Возвышаясь в устье Гудзона у входа в Нью-йоркскую гавань, женщина в изящных, ниспадающих одеждах, несущая факел, олицетворяет свободу и широкие возможности страны. На голове у нее корона с семью зубцами, обозначающими семь морей и семь континентов. У ног женщины - разорванные путы тирании. В левой руке женщина она держит плиту с нанесенной на нее датой американской Декларации независимости - 4 июля 1776 года.
Статуя была изготовлена из тонких листов меди, отчеканенных в деревянных формах. Сформированные листы потом были установлены на стальной каркас.
Высота Статуи (кстати, первоначально ее называли более пафосно - «Свобода, несущая свет миру») - 46 метров, таким образом, если еще брать в расчет 47-метровый постамент, верхушка факела находится на высоте 93 метров над землей. Вес монумента - 205 тонн. Длина правой руки, в которой факел, - 12,8 метра, причем один только указательный палец имеет длину 2,4 метра, ширина рта - 91 сантиметр.
Винтовая лестница внутри статуи приводит туристов к верхушке. Обычно статуя открыта для посетителей, которые, как правило, прибывают на пароме. Из короны, в которую можно подняться по лестнице, открывается обширный вид на нью-йоркскую гавань.
В 1972 году внутри самой Статуи был открыт Музей заселения Америки, в который можно попасть на специальном лифте. Здесь представлена вся история страны: от предков - индейцев, которые населяли неведомый тогда континент, и вплоть до массового переселения в нынешнем столетии.
Мнения о Статуе свободы совершенно противоречивые. Ничего подобного до возведения этой скульптуры в Америке не видели. Ценители отмечали высокую технику исполнения, четкость пропорций и грациозность линий. Но оппоненты тех, кто признавал монумент Свободы восьмым чудом света, отмечали, что символ Свободы в образе статуи трактуется слишком холодно и бесстрастно. Не случайно появился эпитет, что Свобода «слепа», а величие передается только большими размерами.
Однако злые языки Свободе не помеха. Во всем мире Статую считают Символом США, олицетворяющим демократические принципы, которыми так гордится эта страна.