Договор купли продажи памятника архитектуры образец. Приватизация объектов культурного наследия, находящихся в федеральной собственности (Алферов А.О.)
Составление договора стоит 1000 рублей.
Срок изготовления 30 минут.
Бесплатная доставка (по электронной почте). Гарантия.
Телефон 89122847774
ДОГОВОР
КУПЛИ - ПРОДАЖИ КВАРТИРЫ
Мы, гр. Иванов Иван Иванович 11.11.1111 г.р ., паспорт серии 66 66 №666666, выдан Отделением УФМС России по Свердловской области в Верхнепышминском районе 11.11.2011 г. , проживающий по адресу: Свердловская область, город Верхняя Пышма, улица Ленина, дом 888, кв.888 , именуемый в дальнейшем «Продавец », с одной стороны, и
Гр. Бабинова Анна Владимировна 11.11.1212 г.р., паспорт серии 65 65№555555, выдан Отделением УФМС России по Свердловской области в Камышловском районе 12.12.1121 г., проживающая по адресу: Свердловская область, Камышловский район, п. Новый, ул. Ленина, д. 555 , именуемая в дальнейшем «Покупатель », с другой стороны, совместно именуемые «Стороны », заключили настоящий договор о нижеследующем:
1. ПРЕДМЕТ ДОГОВОРА.
1.1. ПОКУПАТЕЛЬ покупает в собственность у ПРОДАВЦА, а ПРОДАВЕЦ продает квартиру, находящуюся по адресу: Свердловская область, город Камышлов, улица Максима Горького, дом 4, квартира 444.
1.2. Приобретаемая КВАРТИРА принадлежит ПРОДАВЦУ на праве собственности, согласно Свидетельству о государственной регистрации права 66АЕ № 555555 от «11» апреля 2011 года , выданное Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Свердловской области на основании Свидетельства о праве на наследство по завещанию от 22.12.2010 г. Дата в реестре нотариуса: 22.12.2010 г. Удостоверено: Соколова Елена Викариевна нотариус города Камышлова и Камышловского района Свердловской области. Номер в реестре нотариуса: 5555 .
1.3. Указанная в п. 1.1. настоящего Договора КВАРТИРА состоит из 1 (одной) комнаты, общей площадью 55,5 кв.м. КВАРТИРА расположена на 2 этаже 2 - этажного кирпичного дома. Условный номер: 66:20/01:01:33:04:10 .
1.4. КВАРТИРА приобретается ПОКУПАТЕЛЕМ у ПРОДАВЦА за 555 000 (пятьсот пятьдесят пять тысяч) рублей РФ, уплаченных полностью ПРОДАВЦУ до подписания настоящего Договора.
1.5. ПРОДАВЕЦ гарантирует, что вышеуказанная КВАРТИРА никому не продана, не подарена, не заложена, в споре, под арестом или запрещением не состоит, рентой, арендой, наймом не обременена, а также лиц, обладающих правом пользования указанной КВАРТИРОЙ, не имеется.
1.6. Существующие ограничения (обременения) права: Объект культурного наследия.
2. ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ СТОРОН.
2.1 . ПРОДАВЕЦ обязуется:
2.1.1. Передать ПОКУПАТЕЛЮ КВАРТИРУ в течение 20 (двадцати) дней после подписания настоящего Договора без составления передаточного акта.
2.1.2. Передача отчуждаемого недвижимого имущества ПРОДАВЦОМ ПОКУПАТЕЛЮ, производится путем передачи ключей от квартиры и иной документации, относящейся к недвижимому имуществу. Претензий у ПОКУПАТЕЛЯ к ПРОДАВЦУ не имеется.
2.1.3. Продавец имеет право на получение оплаты квартиры в соответствие с пунктом 1.4. настоящего договора.
2.2. ПОКУПАТЕЛЬ обязуется:
2.2.1. Оплатить приобретаемую КВАРТИРУ по цене, указанной в п.1.4. настоящего Договора, в соответствии с условиями настоящего Договора.
2.2.2. Принять у ПРОДАВЦА приобретаемую КВАРТИРУ во владение после её фактического получения.
2.2.3. Заключить охранное обязательство собственника объекта культурного наследия.
3. СРОК ДЕЙСТВИЯ ДОГОВОРА И ИНЫЕ УСЛОВИЯ.
3.1. Настоящий Договор вступает в силу с даты его государственной регистрации.
3.2. Стороны настоящего Договора подтверждают, что не лишены дееспособности, не состоят под опекой и попечительством, не страдают заболеваниями, препятствующими осознать суть Договора, а также отсутствуют обстоятельства, вынуждающие заключать Договор на крайне невыгодных для себя условиях. Правовые последствия заключаемого договора сторонам известны.
3.3. Настоящим ПРОДАВЕЦ уведомляют ПОКУПАТЕЛЯ о том, что на дату подписания настоящего Договора в КВАРТИРЕ: никто не зарегистрирован, и лиц, сохраняющих в
соответствие с действующим законодательством право пользования отчуждаемым помещением, не имеется.
3.4. «ПОКУПАТЕЛЬ» приобретает право собственности на квартиру с момента регистрации настоящего договора в Управлении Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Свердловской области.
3.5. Договор составлен в трех экземплярах, имеющих одинаковую юридическую силу, один из которых остается в Управлении Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Свердловской области, второй - у покупателя, третий - у продавцов.
4. ОСОБЫЕ УСЛОВИЯ.
4.1. До возникновения права собственности на квартиру Покупатель вправе владеть, пользоваться, но не распоряжаться квартирой.
4.2. Споры, возникающие в процессе исполнения настоящего договора, разрешаются в соответствие с действующим законодательством.
4.3. В соответствие с Федеральным законом от 25.06.2002 №73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» покупатель обязан.
Охранный договор (обязательство) №
на объект культурного наследия (памятник архитектуры)
«Застава Московская. Лавки торговые, гг.» «Застава Московская. |
||||||
(наименование и местонахождение памятника) объект культурного наследия регионального значения |
||||||
г. Кострома | 2012 г. |
|||||
Департамент государственного имущества и культурного наследия Костромской области
действующей на основании Положения о Департаменте государственного имущества и культурного наследия Костромской области, утвержденного Постановлением губернатора Костромской области от 01.01.2001 г. № 000 , и именуемый в дальнейшем «Госорган » с одной стороны, и
действующего на основании
стороны, в соответствии с Законом РФ «Основы законодательства Российской Федерации о культуре» от 9.10.1992 г. № 000, ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» от 01.01.2001 г. , подзаконными и нормативными актами и инструкциями, заключили настоящий охранный договор (обязательство) о нижеследующем:
1. Общие положения.
(юридическое или физическое лицо)
обязуется в целях дальнейшего сохранения объекта культурного наследия исполнять настоящий договор, обеспечивающий режим использования памятника истории и культуры и его территории |
|
«Застава Московская. Лавки торговые, гг.» «Застава Московская. Палатка торговая, 1-я пол. XIXв.» |
|
(наименование, датировка памятника) |
|
расположенный | |
(местонахождение) |
4.1. «Собственник/Пользователь» обязан производить консервационные , ремонтные, реставрационные работы, приспособление и работы по благоустройству, предусмотренные перечнем Охранного договора (обязательства) необходимых работ в соответствии с установленными сроками их выполнения. 4.2. Весь текущий и капитальный ремонт, консервацию, реставрацию, приспособление памятника (помещения в памятнике) «Собственник/Пользователь» производит за свой счет, своими материалами по предварительному письменному разрешению «Госоргана» и под его надзором. Обеспечение работ технической документацией (обследование, обмеры, проект капитального ремонта или реставрации памятника, проект приспособления и т. д.) производится «Собственником/Пользователем». Проектные материалы подлежат согласованию с «Госорганом». 4.3.Все материалы по обследованию, фотофиксации, обмерам памятника, научно-проектная документация, отчеты о выполненных работах передаются «Собственником/Пользователем» Госоргану в месячный срок после их утверждения в 1 экземпляре безвозмездно. 5. Санкции 5.1. В случае обнаружения самовольных перестроек или переделок, пристроек, искажающих первоначальный вид памятника, таковые должны быть немедленно устранены за счет «Собственника/Пользователя» в срок, определенный односторонним требованием «Госоргана». 5.2. По случаям нарушений штрафные санкции налагаются на «Собственника/Пользователя» на основании действующих на момент фиксации нарушений нормативных актов. Уплата штрафа не освобождает «Собственника/Пользователя» от выполнения нарушаемого обязательства и возмещения стоимости восстановительных работ. 5.3. Нарушение требований охранного договора, которые грозят утратой памятником своего значения, влекут за собой изъятие памятника у «Собственника/Пользователя» в порядке, установленном законодательством РФ. 6. Особые условия
В соответствии со ст. 45 ФЗ от 01.01.01 г. «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» все работы на объекте выполняются специалистами, имеющими лицензию на осуществление данной деятельности на объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры), по письменному разрешению и в соответствии с согласованной документацией (проекту) органом охраны объектов культурного наследия в установленном законодательством порядке. Отчёт о выполненных работах сдаётся в «Госорган» 7. Заключительные положения 7.1. Срок действия настоящего охранного договора устанавливается на время нахождения указанного памятника у «Собственника/Пользователя». В случае отчуждения памятника «Собственник/Пользователь» обязан известить об этом «Госорган» не менее чем за 1 месяц. 7.2. В случае изменения реквизитов стороны извещают друг друга в течение 10 дней. 7.3. Отношения сторон, не предусмотренные настоящим охранным договором, регулируются действующим законодательством. 7.4. Охранный договор заключается в 2-х экземплярах, один из которых находится у «Собственника/Пользователя», другой – в делах «Госоргана». 7.5. В соответствии с п. 3 ст. 63 ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов РФ» требования к сохранению объекта культурного наследия, изложенные в пунктах 3.1.-3.8. и 4.1.-4.3. настоящего договора подлежат государственной регистрации в Управлении Федеральной регистрационной службы по Костромской области. Реквизиты сторон:
Подписи сторон: м. п. |
«Собственник/Пользователь» м. п. |
Между организациями заключен договор купли-продажи здания – объекта культурного наследия РФ. В результате проведения камеральной проверки налоговый орган отказал покупателю в предоставлении налогового вычета по НДС, сославшись на то, что заключенный сторонами договор купли-продажи является незаключенным, поскольку не содержит такого существенного, по мнению налогового органа, условия договора, как указание на статус здания как объекта культурного наследия. Покупатель считает решение налогового органа неправомерным, поскольку в договоре содержится подробное описание объекта недвижимого имущества. Правомерно ли решение налогового органа и обоснованы ли доводы организации?
В соответствии с пунктами 1 и 2 статьи 171 НК РФ налогоплательщик имеет право уменьшить общую сумму налога, исчисленную в соответствии со статьей 166 НК РФ, на установленные настоящей статьей налоговые вычеты. Вычетам подлежат суммы налога:
- предъявленные налогоплательщику при приобретении товаров (работ, услуг), а также имущественных прав на территории Российской Федерации;
- уплаченные налогоплательщиком при ввозе товаров на территорию Российской Федерации и иные территории, находящиеся под ее юрисдикцией, в таможенных процедурах выпуска для внутреннего потребления (включая суммы налога, уплаченные или подлежащие уплате налогоплательщиком по истечении 180 календарных дней с даты выпуска товаров в соответствии с таможенной процедурой выпуска для внутреннего потребления при завершении действия таможенной процедуры свободной таможенной зоны на территории Особой экономической зоны в Калининградской области), переработки для внутреннего потребления, временного ввоза и переработки вне таможенной территории;
- уплаченные при ввозе товаров, перемещаемых через границу Российской Федерации без таможенного оформления.
Вычеты применяются в отношении товаров (работ, услуг), а также имущественных прав, приобретаемых для осуществления операций, признаваемых объектами налогообложения в соответствии с Налоговым кодексом РФ, за исключением товаров, предусмотренных пунктом 2 статьи 170 НК РФ, товаров (работ, услуг), приобретаемых для перепродажи.
Как следует из статьи 432 ГК РФ, договор считается заключенным, если между сторонами в требуемой в соответствующих случаях форме достигнуто соглашение по всем существенным условиям договора. Существенными являются условия о предмете договора, условия, которые названы в законе или иных правовых актах как существенные или необходимые для договоров данного вида, а также все те условия, относительно которых по заявлению одной из сторон должно быть достигнуто соглашение. Договор заключается посредством направления оферты (предложения заключить договор) одной из сторон и ее акцепта (принятия предложения) другой стороной.
Согласно статье 554 ГК РФ, в договоре продажи недвижимости должны быть указаны данные, позволяющие определенно установить недвижимое имущество, подлежащее передаче покупателю по договору, в том числе данные, определяющие расположение недвижимости на соответствующем земельном участке либо в составе другого недвижимого имущества. При отсутствии этих данных в договоре условие о недвижимом имуществе, подлежащем передаче, считается не согласованным сторонами, а соответствующий договор не считается заключенным.
Считаю, что в рассматриваемом случае доводы покупателя являются обоснованными, законодательство не содержит требования указывать в договоре купли-продажи недвижимого имущества статус такого имущества. Данное условие не является существенным. А следовательно, выводы налогового органа о недействительности договора не состоятельны. Таким образом, решение налогового органа неправомерно. Указанные выводы аналогично отражены в
В целях вовлечения в оборот объектов культурного наследия (далее также - ОКН) и их реставрации (восстановления) за счет внебюджетных средств в Федеральный закон от 21 декабря 2001 года N 178-ФЗ "О приватизации государственного и муниципального имущества" (далее - Закон N 178-ФЗ) внесены изменения, согласно которым стало возможным осуществлять приватизацию ОКН на конкурсе и учитывать стоимость восстановления объекта при определении размера начальной цены торгов.
Сегодня отчуждение объектов культурного наследия в частную собственность (мы не рассматриваем альтернативный способ приватизации ОКН - внесение в уставный капитал) осуществляется через процедуры приватизации - продажа только на конкурсе.
Ранее при продаже на аукционе на покупателя ложилась ответственность за сохранение и восстановление объекта культурного наследия только в рамках охранного обязательства, за исполнением положений которого ответственными являлись органы охраны объектов культурного наследия.
В настоящее время продажа на конкурсе, по сути, устанавливает двойной контроль за исполнением покупателем обязательств по охране и восстановлению объектов культурного наследия:
1) со стороны продавца (Федеральное агентство по управлению государственным имуществом (далее - Росимущество), органы власти субъектов Российской Федерации, муниципальные образования);
2) со стороны органов охраны объектов культурного наследия.
Также предусмотрена возможность расторжения договора купли-продажи объектов культурного наследия в случае неисполнения покупателем конкурсных условий.
Баланс интересов органов государственной власти и частных инвесторов нашел отражение в установлении минимальной цены отчуждения, равной 1 рублю в отношении объектов культурного наследия, находящихся в неудовлетворительном состоянии. При этом в отношении указанных объектов дополнительно разрабатывается проектная документация по сохранению (восстановлению) объекта культурного наследия (стадия - эскизный проект реставрации), которая включается в состав конкурсной документации.
В целях обеспечения прозрачности и эффективности процедур приватизации ОКН с учетом изменений соответствующего законодательства в 2015 году Росимуществом совместно с Министерством культуры Российской Федерации (далее - Минкультуры России) разработан и утвержден детальный пошаговый алгоритм приватизации ОКН - от момента подготовки предложений о включении ОКН в программу приватизации до момента выполнения победителем торгов работ по восстановлению ОКН, включая методы и механизмы постприватизационного контроля.
Также Росимуществом совместно с Минкультуры России и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, уполномоченными в области охраны ОКН, проведена работа по определению состояния объектов культурного наследия в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 июня 2015 года N 646, в том числе в отношении ОКН, включенных в текущую программу приватизации федерального имущества.
В настоящее время в каждом регионе Российской Федерации результаты проведенной работы по классификации ОКН, находящихся как в неудовлетворительном, так и в удовлетворительном состоянии, дорабатываются на предмет возможности и целесообразности их приватизации.
Однако между нормами Закона N 178-ФЗ существуют противоречия, не позволяющие осуществлять приватизацию объектов культурного наследия, являющихся отдельно стоящими строениями.
Так, в соответствии со статьей 29 Закона N 178-ФЗ объекты культурного наследия могут приватизироваться в частную собственность посредством продажи исключительно на конкурсе.
В силу статьи 28 Закона N 178-ФЗ приватизация зданий, строений и сооружений, а также объектов, строительство которых не завершено и которые признаны самостоятельными объектами недвижимости, осуществляется одновременно с отчуждением лицу, приобретающему такое имущество, земельных участков, занимаемых таким имуществом и необходимых для их использования.
Согласно статье 20 Закона N 178-ФЗ на конкурсе могут продаваться только акции акционерного общества либо доля в уставном капитале общества с ограниченной ответственностью, либо объект культурного наследия.
Таким образом, в силу указанных норм Закона N 178-ФЗ приватизация объекта культурного наследия, являющегося отдельно стоящим зданием, невозможна, поскольку он может отчуждаться только посредством продажи на конкурсе и только вместе с занимаемым им земельным участком, который, в свою очередь, не может отчуждаться посредством продажи на конкурсе.
Для урегулирования указанных противоречий в Закон N 178-ФЗ необходимо внести изменения, согласно которым будет предусматриваться возможность продажи на конкурсе не только объекта культурного наследия, но и занимаемого им земельного участка.
Более того, во многих случаях объектом продажи может выступать расположенная на едином земельном участке группа объектов недвижимого имущества, часть из которых может относиться к объектам культурного наследия, а часть не может (например, усадьбы с расположенными на единых земельных участках объектами культурного наследия и хозяйственными или иными постройками, не являющимися объектами культурного наследия). При этом препятствия для приватизации ОКН, являющихся частью зданий (помещения в здании), отсутствуют, так как их приватизация происходит отдельно от земельных участков. Искусственное дробление в таких случаях единого земельного участка на группы земельных участков, занятых объектами культурного наследия и иными объектами, с последующей их приватизацией различными способами и на различных торгах лишена как здравого смысла, так и какой-либо экономической логики. В настоящее время соответствующий законопроект проходит процедуру согласования с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти.
Необходимо отметить, что значительное количество ОКН в соответствии с законодательством не может быть приватизировано (особо ценные объекты культурного наследия, имущество религиозного назначения, памятники археологического наследия, воинские захоронения, могилы деятелей государства, науки, культуры и т.д.).
В отсутствие законодательных запретов, связанных со спецификой ОКН, приватизация многих из них не может быть проведена ввиду статуса их правообладателей либо нецелесообразна в силу имеющейся целевой функции (объекты обороны и безопасности, объекты, находящиеся в оперативном управлении и хозяйственном ведении федеральных органов исполнительной власти и соответствующих государственных учреждений (предприятий), объекты, используемые региональными и муниципальными социально значимыми учреждениями и социально ориентированными некоммерческими организациями, религиозными организациями).
В настоящее время в прогнозный план (программу) приватизации федерального имущества на 2014 - 2016 годы, утвержденный распоряжением Правительства Российской Федерации от 1 июля 2013 года N 1111-р, включены 1 565 позиций имущества Федеральной казны, из которых только 62 являются объектами культурного наследия, но уже в ближайшее время количество включенных в программу приватизации ОКН значительно увеличится.
Благодарю коллег из Росимущества,
особенно Айману Николаевну Макарову,
за замечания и предложения,
позволившие улучшить материал статьи.
Литература
1. Федеральный закон от 21 декабря 2001 года N 178-ФЗ "О приватизации государственного и муниципального имущества".
2. Федеральный закон от 25 июня 2002 года N 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации".
3. Постановление Правительства Российской Федерации от 12 августа 2002 года N 584 "Об утверждении Положения о проведении конкурса по продаже государственного или муниципального имущества".
4. Постановление Правительства Российской Федерации от 29 июня 2015 года N 646 "Об утверждении критериев отнесения объектов культурного наследия, включенных в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, к объектам культурного наследия, находящимся в неудовлетворительном состоянии".
5. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 1 июля 2013 года N 1111-р "Об утверждении прогнозного плана (программы) приватизации федерального имущества и основных направлений приватизации федерального имущества на 2014 - 2016 годы".
В соответствии со ст. 51 ФЗ "Об объектах культурного наследия" право пользования объектом культурного наследия, включенным в реестр, а также выявленным объектом у физических и юридических лиц возникают:
В результате приобретения права собственности на объект культурного наследия;
Из актов государственных органов;
Из договоров;
Из судебного решения;
По иным основаниям, допускаемым ГК РФ.
1) Передача права собственности.
В соответствии со ст. 63 ФЗ "Об объектах культурного наследия" впредь до вступления в силу утвержденных Правительством РФ нормативных актов, издание которых отнесено указанным Федеральным законом к полномочиям Правительства РФ, но не позднее 31 декабря 2010 г. сохраняются правила охраны, реставрации и использования памятников истории и культуры РФ, установленные Положением об охране и использовании памятников истории и культуры, утвержденным постановлением Совета Министров СССР от 16.09.1982 г. N 865 и применяемых постольку, поскольку указанные правила не противоречат этому Федеральному закону.
В соответствии с постановлением Совета Министров СССР от 16.09.1982 г. N 865 продажа, дарение или иное отчуждение памятников истории и культуры допускаются с обязательным предварительным уведомлением государственных органов охраны памятников. При продаже памятников истории и культуры государство имеет преимущественное право покупки. Сделки в отношении памятников, совершенные в нарушение этого порядка, признаются недействительными и влекут последствия в соответствии с законодательством Союза ССР и союзных республик.
В качестве примера судебной практики по данному вопросу можно назвать постановление Федерального арбитражного суда Московского округа от 13 октября 2006 г. по делу N КГ-А40/9814-06.
2) Договор аренды архитектурного памятника.
Исходя из положений ст. 14 ФЗ "Об объектах культурного наследия", архитектурный памятник как объект культурного наследия, находящийся в федеральной собственности, собственности субъекта РФ или муниципальной собственности может быть предоставлен физическому или юридическому лицу в аренду либо на основании договора безвозмездного пользования.
Глава 10 ФЗ "Об объектах культурного наследия" содержит перечень существенных условий договора аренды объекта культурного наследия, а также договора безвозмездного пользования.
Так как архитектурный памятник обладает правовым статусом объекта недвижимости, необходимо обратиться к общим нормам ГК РФ, регулирующим правоотношения сторон по договору аренды недвижимого имущества.
В ст. 607 Гражданского кодекса РФ (Часть вторая) перечислены объекты, в отношении которых допускается заключение договора аренды. Применительно к памятникам архитектуры необходимо указать на то, что законом не установлен запрет или ограничение на сдачу в аренду данных объектов культуры.
Важно обратить внимание на то, что в договоре аренды должны быть указаны данные, позволяющие определенно установить имущество, подлежащее передаче арендатору в качестве объекта аренды. При отсутствии этих конкретных данных в договоре условие об объекте, подлежащем передаче в аренду, считается не согласованным сторонами, а соответствующий договор не считается заключенным.
ГК РФ устанавливает определенные требования к форме договора. Договор аренды на срок более года, а если хотя бы одной из сторон договора является юридическое лицо, независимо от срока, должен быть заключен в письменной форме.
Как уже было сказано ранее, договор аренды объекта культурного наследия заключается в соответствии с правилами, предусмотренными ГК РФ для заключения договоров аренды зданий и сооружений, и с учетом требований указанного Федерального закона.
В договоре аренды объекта культурного наследия обязательно указываются:
Включенные в реестр сведения об особенностях, составляющих предмет охраны данного объекта культурного наследия;
Требования к сохранению объекта культурного наследия независимо от формы собственности данного объекта.
В постановлении Федерального арбитражного суда Поволжского округа от 13 мая 2008 г. по делу N А72-3662/2007 указано следующее: в соответствии с п. 1 ст. 432 ГК РФ договор считается заключенным, если между сторонами в требуемой в подлежащих случаях форме достигнуто соглашение по всем существенным условиям договора. Существенными являются условия о предмете договора, условия, которые названы в законе или иных правовых актах как существенные или необходимые для договоров данного вида, а также все те условия, относительно которых по заявлению одной из сторон должно быть достигнуто соглашение.
Таким образом, правовые последствия отсутствия в договоре аренды памятника архитектуры условий, предусмотренных указанным законом, однозначны - он является незаключенным.
Договор аренды объекта культурного наследия, находящегося в федеральной собственности, заключается между федеральным органом исполнительной власти, специально уполномоченным на то Правительством РФ (арендодатель) и физическим или юридическим лицом (арендатор).
Этот договор подлежит государственной регистрации (п. 4 ст. 55 ФЗ "Об объектах культурного наследия"). Но это положение никак не увязано со сроком, на который заключен договор, что противоречит п. 2 ст. 651 ГК РФ, согласно которому подлежит государственной регистрации и считается заключенным с момента такой регистрации договор аренды здания или сооружения, заключенный на срок не менее года.
При этом, учитывая положения ГК РФ, ФЗ от 21.07.1997 г. N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", а также иных нормативных правовых актов, договор, подлежащий государственной регистрации, считается заключенным с момента государственной регистрации сделки.
В соответствии со ст. 26 ФЗ от 21.07.1997 г. N 122-ФЗ государственная регистрация аренды недвижимого имущества проводится посредством государственной регистрации договора аренды этого недвижимого имущества.
С соответствующим заявлением об этом может обратиться одна из сторон договора аренды недвижимого имущества.
В том случае, если в аренду сдаются здание, сооружение, помещения в них или части помещений, к договору аренды недвижимого имущества, представляемому на государственную регистрацию прав, прилагаются кадастровые паспорта соответственно здания, сооружения и помещения с указанием размера арендуемой площади. Договор аренды помещения или части помещения регистрируется как обременение прав арендодателя соответствующего помещения (части помещения).
Таким образом, сдача в аренду зданий, сооружений и иных объектов, являющихся памятниками истории и культуры, находящихся в федеральной собственности, собственности субъекта РФ или муниципальной собственности, производится в соответствии с ГК РФ и федеральными законами (в частности, ФЗ "Об объектах культурного наследия").
Но при этом необходимо иметь в виду, что при сдаче в аренду памятников истории и культуры обязательно оформление пользователем охранного документа (обязательства), предусмотренного федеральным законодательством.
Охранное обязательство пользователя объектом культурного наследия оформляется:
Органом исполнительной власти субъекта РФ, уполномоченным в области охраны объектов культурного наследия, - в отношении объектов культурного наследия федерального значения (по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере массовых коммуникаций и по охране культурного наследия) и объектов культурного наследия регионального значения;
Местной администрацией муниципального образования - в отношении объектов культурного наследия местного (муниципального) значения.
Охранное обязательство пользователя объектом культурного наследия должно включать в себя требования к содержанию объекта культурного наследия; условия доступа к нему граждан; порядок и срок проведения реставрационных, ремонтных и иных работ по его сохранению, а также иные требования, обеспечивающие сохранность объекта.
В соответствии с Положением о подготовке и выполнении охранных обязательств при приватизации объектов культурного наследия (п. 17) при передаче третьим лицам права владения и (или) пользования объектом культурного наследия его собственник обеспечивает соблюдение указанными лицами условий охранного обязательства, в том числе путем включения в договоры, предусматривающие переход права владения и (или) пользования объектом, требований о соблюдении условий охранного обязательства, касающихся использования объекта культурного наследия.
3) Договор безвозмездного пользования памятника архитектуры.
В соответствии со ст. 689 ГК РФ по договору безвозмездного пользования одна сторона обязуется передать или передает вещь в безвозмездное временное пользование другой стороне, а последняя обязуется вернуть ту же вещь в том состоянии, в каком она ее получила, с учетом нормального износа или в состоянии, обусловленном договором.
В соответствии со ст. 56 ФЗ "Об объектах культурного наследия" объект культурного наследия, включенный в реестр и находящийся в федеральной собственности, предоставляется в безвозмездное пользование на основании договора безвозмездного пользования объектом культурного наследия следующим юридическим лицам:
Общественным объединениям, уставной целью деятельности которых является сохранение объектов культурного наследия;
Детским общественным объединениям;
Общественным организациям инвалидов;
Благотворительным организациям;
Религиозным организациям;
Общероссийским творческим союзам;
Государственным учреждениям, осуществляющим свою деятельность в сфере культуры.
Договор безвозмездного пользования объектом культурного наследия, включенным в реестр, заключается в соответствии с ГК РФ и должен содержать сведения об особенностях, составляющих предмет охраны данного объекта культурного наследия, а также требования, предъявляемые к сохранению объекта культурного наследия.
Договор безвозмездного пользования объектом культурного наследия, находящимся в федеральной собственности, заключается между федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на то Правительством РФ, и лицом, у которого есть право на безвозмездное пользование им (п. 3 ст. 56).
В данном случае обязательным условием заключения данного договора является также получение пользователем объектом культурного наследия охранного обязательства в соответствии со ст. 55 ФЗ "Об объектах культурного наследия".
Согласно ст. 696 ГК РФ лицо, получившее памятник архитектуры по договору безвозмездного пользования, несет риск случайной гибели или случайного его повреждения, если он погиб или был испорчен в связи с тем, что оно использовало его не в соответствии с договором безвозмездного пользования или назначением объекта либо передало его третьему лицу без согласия собственника.
- Какая доля нефти в ВВП России
- Книга «7-дневный план изучения английского Урок: даже если вы уже создали план изучения языка и сформировали идею о том, как именно вам нравится его изучать, не забывайте всегда пробовать новое
- Успех и его признаки в гороскопе
- Нумерология рождения: как узнать свои важные годы жизни