Политико-государственное устройство золотой орды.
Золотая Орда не имела четко определенных границ. Ее власть распространялась не столько на территорию, сколько на народы и племена, находившиеся на разных стадиях социально-экономического и культурного развития, исповедовавшие различные религии. Сами монголы у покоренных народов получили двойное название - монголо-татары (от названия одного из самых многочисленных монгольских племен - татар).
Верховная, деспотическая власть принадлежала хану , возводимому на престолкурултаем . Им становился старший сын предшествующего хана или другой ближайший родственник из чингисидов. Хан являлся верховным собственником и распорядителем всех земель в государстве, которые раздавал родичам и должностным лицам. Он был главой вооруженных сил, производил назначения и смещения все высших должностных лиц. Самим ханом или от его имени осуществлялись внешнеполитические акции, в том числе объявление войны и заключение мир, Был он верховным судьей, его воля считалась законом.
Коллегиальный орган - курултай , в котором участвовали сыновья хана, его ближайшие родственники (царевичи), вдовы ханов, эмиры, нойоны, темники и др. На курултае решались вопрос войны и мира, наиболее важные споры и распри между представителями феодальной верхушки, объявлялись решения хана. Воля хана, его решение на курултае являлись неоспоримой. Курултаи созывались эпизодически и проходили в торжественной обстановке.
В Золотой Орде сложилась своеобразная система центральных органов управления, многие черты были заимствованы от восточных деспотических государств (Китая, Персии, среднеазиатских ханств). В конце XIII в. появились диваны (канцелярии) для ведения дел по различным отраслям управления. Диваны находились в подчинении высших должностных лиц, назначаемых ханом, выполняли их поручения, давали им различные сведения о положении дел в отраслях управления или на местах. Четкого разграничения компетенции диванов по отраслям управления не было.
Визирь: высшее должностное лицо, в его ведении находились ханская казна и общее управление делами государства от имени и по поручению хана.
Бекляри-бек - военное управление в государстве , направлял военную деятельность эмиров, темников и тысячников. Бекляри-бек в источниках часто называется старшим, главным эмиром при хане.
Букаул, ведавший снабжением, вооружением, довольствием воинских подразделений и гарнизонов, учетом военной добычи, ее доставкой и распределением по указаниям хана и высших должностных лиц.
Военная организация ЗО была основой ее государственности. Многие носители государственной власти являлись командирами соответствующих воинских подразделений. Многочисленная конница, состоявшая из монголо-татар, кыпчаков и других кочевых племен и народов.
Темники, тысячники - высший командный состав , состоял из представителей рода джучидов-царевичей и знатных нойонов. Все командиры были связаны между собой своеобразными сеньорально-вассальными отношениями. Чингиз-хан организовал разведывательную службу. Впоследствии секретная служба была учреждена и для собственного государственного аппарата, охватила значительные слои населения, в том числе феодальную верхушку.
Судебная власть не была отделена от административной.Хан , другие государственные органы сами осуществляли правосудие по всем делам - уголовным, гражданским и пр. Однако в связи с неуклонной исламизацией Золотой Орды в конце XIII - начале XIV в. были учреждены исламские суды кадиев во главе с верховным кадием государства. Эти суды рассматривали главным образом дела, связанные с нарушением требований Корана, т.е. религиозные и брачно-семейные. Кроме того, в городах для разбора гражданских дел назначались специальные судьи-яргучи. У кочевых народов ЗО существовали традиционные суды родовых старейшин-биев. Судебный и административный произвол, внесудебная расправа являлись характерными чертами судебной системы военно-феодального государства Золотой Орды.
Право.
Источником права в Орде - Великая Яса Чингиз-хана, составленная в 1206 г. в качестве назидания его преемникам, состоявшая из 33 фрагментов и 13 изречений самого хана. Яса содержала главным образом правила военной организации монгольского войска и нормы уголовного права. Она отличалась беспримерной жестокостью наказаний не только за преступления, но и за проступки. Источниками права были также нормы обычного права кочевых народов. По мере исламизации Золотой Орды в ней начал действовать шариат. Он применялся главным образом в городах и местностях с оседлым населением.
Устные и письменные распоряжения и предписания ханов являлись для подданных, в том числе для феодальной знати, высшим законом, подлежащим немедленному и беспрекословному исполнению. Они применялись в практике государственных органов Золотой Орды и высших должностных лиц государства.
Право ЗО характеризуют крайняя жестокость, узаконенный произвол феодалов и должностных лиц государства, архаичность и формальная неопределенность. Даже Яса Чингиз-хана стала нам известна не как единый писаный акт, а из отдельных упоминаний и выдержек, содержащихся в различных неправовых источниках. Только нормы шариата были письменными и в этом отношении выгодно отличались от других правовых источников.
Имущественные отношенияв Золотой Орде регулировались обычным правом и были весьма запутаны. Это особенно относится к земельным отношениям - основе феодального общества. Право собственности на землю, на всю территорию государства принадлежало господствующему ханскому роду Джучидов. В условиях кочевого хозяйства наследование земли было затруднительным. Поэтому оно имело место преимущественно в земледельческих районах.
В ханском роде особым объектом наследования выступала власть , причем политическая власть совмещалась с правом собственности на землю улуса. Наследником здесь считался младший сын.
Семейно-брачное праворегулировалось старинными обычаями и в меньшей степени шариатом. Главой патриархальной полигамной семьи являлся отец. Он был собственником всего имущества семьи, распоряжался судьбой подвластных ему членов семьи. Так, отец обедневшей семьи имел право отдавать своих детей за долги в услужение и даже продавать в рабство. Количество жен не было ограничено (у мусульман законных жен могло быть не более четырех). Дети жен и наложниц юридически были в равном положении при некоторых преимуществах сыновей от старших жен и законных жен у мусульман. Власть мужа над женой устанавливалась заключением брака, одной из форм которого являлось действительное или обрядовое похищение невесты.
Уголовное правоотличалось исключительной жестокостью. Жестокость, организованный террор являлись одним из условий установления и охранения длительного господства над покоренными народами. По Великой Ясе смертная казнь полагалась за измену, неповиновение хану и другим феодалам, самовольный переход из одного военного подразделения в другое, неоказание помощи в бою, сострадание пленнику в виде оказания ему помощи пищей и одеждой, ложь перед старшими в суде, присвоение чужого раба или бежавшего пленника, в нек.случ. за убийство, имущественные преступления, супружескую неверность, скотоложство, подсматривание за поведением других и в особенности знати и начальства, волшебство, казнили даже тех, кто в застолье подавился костью. Смертная казнь, как правило, производилась публично и способами, характерными для кочевого образа жизни, - посредством удавливания на веревке, подвешенной к шее верблюда или лошади, волочения лошадьми.
За бытовое убийстве допускался выкуп в пользу родичей потерпевшего. Размер выкупа определялось социальным положением убитого.
15. Государство и права Великого княжества Литовского.
Главой Литовского государства был великий князь (господарь), чьи отношения с другими феодалами строились на основе вассалитета.
Власть господаря по наиболее важным гос. вопросам (в частности, в области законодательства и правосудия) ограничивалась советом панов (паны-радой), в которую после Кревской унии (соглашения 1385 г. о династическом союзе между Польшей и Великим княжеством Литовским), помимо крупнейших вассалов господаря (магнатов), были включены католические епископы, крупные воеводы и высшие должностные лица центрального управления.
Все члены паны-рады и шляхта составляли Великий вальный сейм, созывавшийся как минимум раз в два года.
На места (в воеводства и староства) господарь назначал соответственно воевод и старост, которые осуществляли все функции административной, военной и судебной власти.
Ряд литовских городов (в частности, Вильнюс и Каунас) обладали самоуправлением, во главе городской администрации стояли выборные органы, кооптировавшиеся из среды богатых горожан.
Среди источников права Литовского великого княжества особое место занимают Русская Правда и Померанская Правда (сборник прусского обычного права), а также местное древнелитовское обычное право. Позже законотворчеством занялись и литовские господари (начиная с Казимира IV), совместно с паны-радой.
Великое княжество Литовское образовалось в XII - XIII вв. как результат белорусско-литовского общественного синтеза. Главной движущей силой объединения западно-русских (белорусских) и литовских княжеств в одно крупное государство было развитие производительных сил и экономических связей между отдельными княжествами. Ускорению этого процесса послужила необходимость объединения военных сил в борьбе с Тевтонским и Ливонским орденами, а также нашествием татар. С течением времени к Великому княжеству Литовскому были присоединены украинские и некоторые русские княжества. Его территория в начале XV в. составляла свыше 900 тыс. км2 и простиралась от Черного до Балтийского моря. Первой столицей государства был г. Новогородок (Новогрудок), а с XIV в. - г. Вильно.
В 1385 г. представители Польши прибыли в замок Крево (около Минска) и предложили великому князю Ягайле - Якову, сыну великого князя Ольгерда (полурусскому), жениться на польской королеве Ядвиге, стать королем Польши и тем самым скрепить унию обоих государств, не допустить полного перехода Польши в руки немцев, так как Ядвига еще в детстве была обручена с Вильгельмом Габсбургом Австрийским. Ягайло, стремясь разорвать союз Польши с Тевтонским орденом, принял предложение польских послов и обязался начать распространение католицизма в Белоруссии, Литве и на Украине. Уезжая в Польшу, Ягайло передал власть в Великом княжестве Литовском своему брату Скиргайле (Ивану), а затем в 1392 г. великим князем литовским назначил Витовта - своего двоюродного брата.
Персональная уния с Польшей сохранялась до смерти Ягайлы в 1434 г. В 1447 г. уния была возобновлена после избрания королем Польши великого князя Литовского Казимира - сына Ягайло. Уния Великого княжества Литовского с Польшей способствовала разгрому Тевтонского ордена и приостановлению онемечивания Польши. Отрицательные последствия унии выражались в усилении феодального гнета и распространении в Белоруссии, Литве и на Украине католицизма.
В 1569 г. польским феодалам удалось, воспользовавшись Ливонской войной, отторгнуть от Великого княжества Литовского Украину и Подляшье и вынудить представителей Великого княжества Литовского согласиться на подписание акта Люблинской унии. В результате этой унии было образовано государство - Речь Посполитая. Великое княжество Литовское и в составе Речи Посполитой сохраняло определенную обособленность. Оно имело свою территорию, свои органы власти и управления, финансы, армию и законодательство. В конце XVIII в. была предпринята попытка превращения Речи Посполитой в единое унитарное государство. Этот процесс не был завершен, так как Белоруссия и Литва вошли в состав Российской империи.
Общественный строй
Социальный состав населения характеризовался наличием двух основных классов: феодалов и феодально зависимых крестьян. В правовом отношении все население подразделялось на сословия: шляхту, духовенство, мещан и простых людей. Внутри каждого сословия имелось также деление на определенные группы. Класс феодалов, составлявший небольшую часть населения, занимал господствующее положение в экономической, политической и идеологической жизни общества. Все феодалы входили в состав привилегированного сословия шляхты либо духовенства. Но не все шляхтичи были феодалами, так как многие из них не имели зависимых от себя людей или даже не имели земельных владений и вынуждены были наниматься на службу к крупным феодалам.
Тема: Подонцовье и Приазовье в Ордынский период
1.Образование Золотой Орды.
2.Монголо-татарское нашествие. Битва на Калке.
3.Распад Золотой Орды и его последствия.
4.Переход донецких земель под контроль Крымского ханства.
5.Проникновение русичей на земли Подонцовья в XIV в.
Образование Золотой Орды.
К началу XI в. территорию современной Монголии и юга Сибири заселили кереиты, найманы, татары и другие племена, говорившие на монгольском языке. К этому периоду относится становление их государственности. Вожди кочевых племен назывались ханами, знатные феодалы – нойонами. Общественный и государственный строй кочевых народов составляла частная собственность не на землю, а на скот и пастбища. Кочевое хозяйство требует постоянного расширения территории, поэтому монгольская знать стремилась к завоеванию чужих земель.
Во второй половине XII в. монгольские племена под своей властью объединил вождь Темучин. В 1206 г. съезд племенных вождей присвоил ему титул Чингисхана («великий хан»). Монгольский владыка вошел в историю как один из самых жестоких покорителей народов, среди которых было и племя татар. Поскольку татары считались одним из самых крупных монголо-язычных племен, летописцы многих стран, в том числе и Руси, называли всех монголов татарами. Современные историки пользуются заимствованным из средневековых китайских источников термином монголотатары.
Образование и формирование Золотой Орды начинается в 1224 году. Государство было основано монгольским ханом Батыем, внуком Чингисхана и до 1266 года входила в состав Монгольской Империи, после чего стала независимым государством, сохранив лишь формальное подчинение Империи. Большую часть населения государства составляли половцы, волжские булгары, мордовцы, марийцы.Подчинив себе большую часть монголов, Чингисхан провел ряд реформ.
Одна из самых важных – реформирование армии – так называемая десятичная система организации общества и армии. Отныне все взрослое население делилось на: тьмы, тысячи, сотни, десятки. Десяток, как правило, совпадал с семьей. В армии Чингисхана царила жесточайшая дисциплина. Вскоре военная машина заработала на полную мощность. Чингисхан захватил Пекин и тут же поставил себе на службу огромный научный и культурный опыт этой империи. После Китая монголы захватили Северный Иран, Среднюю Азию, Азербайджан. Перед ними расстилались половецкие кочевья и южнорусские степи. Численность монгольского войска трудно определить: 135 тыс., 500 тыс., 600 тыс. По некоторым современным оценкам в Россию двинулось 120-140 тыс. воинов. Ясно одно: это были огромные силы и столько воинов никто выставить не мог.
В 1312 году Золотая Орда стала исламским государством. В 15 веке единое государство распалось на несколько ханств, главным среди которых была Большая Орда. Большая Орда просуществовала до середины 16 века, а вот другие ханства распались значительно раньше.
Название «Золотая Орда» впервые было использовано русскими уже после падения государства, в 1556 году в одном из исторических сочинений. До этого государство в разных летописях обозначалось по-разному.
Территории Золотой Орды
Монгольская Империя, из которой пошла Золотая Орда занимала территории от Дуная до Японского моря и от Новгорода до Юго-Восточной Азии. В 1224 году Чингисхан разделил Монгольскую Империю между своими сыновьями, и одна из частей досталась Джучи. Спустя несколько лет, сын Джучи - Батый предпринял несколько военных походов и расширил территорию своего ханства на Запад, новым центром стало Нижнее Поволжье. С этого момента Золотая Орда начала постоянно захватывать новые территории. В результате, под власть ханов Золотой Орды во времена ее расцвета попадала большая часть современной России (кроме Дальнего Востока, Сибири и Крайнего Севера), Казахстан, Украина, часть Узбекистана и Туркмении.
В 13 веке Монгольская Империя, захватившая власть на Руси (монголо-татарское иго), находилась на грани распада и Русь перешла под власть Золотой Орды. Однако русские княжества не управлялись непосредственно ханами Золотой Орды, князья лишь вынуждены были платить дань (ясыр) золото-ордынским чиновникам (баскакам), а вскоре и эта функция перешла под контроль самих князей. Однако Орда не собиралась терять завоеванные территории, поэтому ее войска регулярно совершали карательные походы на Русь, чтобы держать князей в повиновении. Русь оставалась подвластна Золотой Орде практически до самого распада Орды. Во главе княжеств по-прежнему стояли русские князья. Только с разрешения хана Золотой Орды они имели право занимать престолы, получая на это специальные грамоты – ханские ярлыки. Кроме того, русские воины по приказу хана вынуждены были участвовать в военных действиях на стороне монголов.
Главной формой зависимости от Орды был сбор дани (ее на Руси называли ордынским выходом). Для более точного определения ее размера была проведена специальная перепись населения. Для контроля над сбором дани на Руси направлялись представители хана – баскаки. Только духовенство церковные земли были освобождены от дани. Ордынцы с уважением относились ко всем религиям мира и даже разрешали открывать православные церкви на территории Орды.
Государственное устройство и система управления Золотой Орды
Поскольку Золотая Орда вышла из Монгольской Империи, во главе государства стояли потомки Чингисхана. Территория Орды была поделена на наделы (улусы), в каждом из которых был свой хан, однако более мелкие улусы подчинялись одному главному, где и правил верховный хан. Улусное деление поначалу было неустойчивым и границы улусов постоянно менялись.
В результате административно-территориальной реформы в начале 14 века были выделены и закреплены территории основных улусов, а также были введены должности улусных управленцев – улусбеков, которым подчинялись более мелкие чиновники - визири. Помимо ханов и улусбеков существовало народное собрание - курултай, которое созывалось только в экстренных случаях.
Золотая Орда была полувоенным государством, поэтому административные и военные должности часто совмещались. На самых важных должностях сидели члены правящей династии, которые имели родство с ханом и владели землями; более мелкие административные должности могли занимать феодалы средней руки, а армия набиралась из народа.
Столицами Орды были:
Сарай-Бату (недалеко от Астрахани). При правлении Батыя;
Сарай-Берке (недалеко от Волгограда). С первой половины 14 века.
В целом, Золотая Орда была представляла собой многоукладное и многонациональное государство, поэтому помимо столиц существовало несколько крупных центров в каждой из областей. Орда также имела торговые колонии на Азовском море.
Торговля и экономика Золотой Орды
Золотая Орда была торговым государством, активно занималась куплей-продажей, а также имела множественные торговые колонии. Основным товаром являлись: ткани, льняные холсты, оружие, украшения и другие ювелирные изделия, меха, кожа, мед, лес, зерно, рыба, икра, оливковое масло. С территорий, принадлежавших Золотой Орде, начинались торговые пути в Европу, Среднюю Азию, Китай и Индию.
Также Орда получала значительную часть своих доходов от военных походов (грабеж), сбора дани (иго на Руси) и завоевания новых территорий.
2.Монголо-татарское нашествие. Битва на Калке .
Чингисхану удалось создать весьма боеспособное войско, которое имело четкую организацию и железную дисциплину. В первое десятилетие XIII в. монголотатары завоевали народы Сибири. Затем они вторглись в Китай и захватили его север (окончательно Китай был покорен в 1279 г.). В 1219 г. монголотатары вступили на земли Средней Азии. За короткий срок они разгромили могущественное государство Хорезм. После этого завоевания монгольские войска под командованием Субудая напали на страны Закавказья. После этого монголотатары вторглись во владения половцев – кочевого народа, жившего по соседству с русскими землями. Половецкий хан Котян обратился за помощью к русским князьям. Они решили выступить совместно с половецкими ханами.
Получив сведения о движении монголов, южнорусские князья собрались в Киеве на совет. В начале мая 1223 года князья выступили из Киева. На семнадцатый день похода русские войско сосредоточилось на правом берегу нижнего течения Днепра, у Олешья. Здесь к русским присоединились половецкие отряды. Русская рать состояла из киевской, черниговской, смоленской, курской, трубчевской, путивльской, владимирской и галицкой дружин. Общая численность русских войск вероятно не превышала 20-30 тысяч человек
Обнаружив на левом берегу Днепра передовые разъезды монголов, волынский князь Даниил Романович с галичанами переплыл реку и атаковал противника.
Первый успех воодушевил русских князей, и союзники двинулись на восток, в половецкие степи. Через девять дней они были на реке Калке, где опять произошло небольшое столкновение с монголами с благоприятным для русских исходом.
Предполагая встретить на противоположном берегу Калки крупные силы монголов, князья собрались на военный совет. Мстислав Романович Киевский возражал против перехода через Калку. Он расположился на правом берегу реки на каменистой высоте и приступил к ее укреплению.
Мстислав Удалой и большая часть русского войска 31 мая 1223 года начали переправу на левый берег Калки, где их встретил отряд монгольской легкой конницы. Дружинники Мстислава Удалого опрокинули монголов, а отряд Даниила Романовича и половецкого хана Яруна бросился преследовать противника. В это время дружина черниговского князя Мстислава Святославича еще только переходила Калку. Удалившись от основных сил, передовой отряд русских и половцев встретил крупные силы монголов. Субэдей и Джебе располагали силами трех туменов, два из которых пришли из Средней Азии, а один был набран из кочевников Северного Кавказа.
Общая численность монголов оценивается в 20-30 тысяч человек. Себастаци пишет о 20 тысячах татар выступивших в поход из страны «Чина да Мачина» (северный и южный Китай China) в 669 году армянского летосчисления (1220).
Начался упорный бой. Русские сражались храбро, но половцы не выдержали монгольских атак и побежали, сея панику среди еще не вступивших в бой русских отрядов. Своим бегством половцы смяли дружины Мстислава Удалого.
На плечах половцев монголы ворвались в стан главных сил русских. Большая часть русского войска была перебита или захвачена в плен.
Мстислав Романович Старый наблюдал с противоположного берега Калки за избиением русских дружин, но помощи не оказал. Вскоре его войско было окружено монголами.
Мстислав, огородившись тыном, в течение трёх дней после битвы держал оборону, а затем пошёл на соглашение с Джэбэ и Субедаем о сложении оружия и свободном отходе на Русь, как не участвовавший в битве. Однако он, его войско и доверившиеся ему князья были вероломно пленены монголами и жестоко замучены как «изменники собственному войску». Три дня дышала земля от вздохов заживо похороненных рыцарей и именитых князей, под телегами, на которых монголы сидели и провожали русских богатырей по своему обычаю в мир иной.
После сражения в живых осталось не более десятой части русского войска.
Из 18 князей, участвовавших в сражении, домой вернулись только девять.
Монголы преследовали русских до Днепра, уничтожая по пути города и поселения (они дошли до Новгорода Святополка южнее Киева). Но не решившись войти вглубь русских лесов, монголы повернули в степь. Разгром на Калке обозначил смертельную опасность, нависшую над Русью.
Причин поражения было несколько. По новгородской летописи первая причина - это бегство половецких войск с поля боя. Но еще к главным причинам поражения можно отнести крайнюю недооценку татаро-монгольских сил, а также отсутствие единого командования войсками и как следствие несогласованность русских войск (не выступили некоторые князья, например, Владимиро-Суздальский Юрий, а Мстислав Старый хоть и выступил но своим бездействием погубил себя и свое войско).
Князь Галицкий Мстислав проиграв сражение при Калке спасается за Днепром « ...прибежал к Днепру и велел ладьи сжечь, а другие рассечь и оттолкнуть от берега, боясь по себе погони татар».
Введение
1. Общественный строй Золотой Орды
2. Государственный строй Золотой Орды
3. Источники права Золотой Орды
Заключение
Список литературы
Введение
В начале 1243 года образовалось новое государство в Центральной Евразии — Золотая Орда — держава, образовавшаяся в результате распада Монгольской империи Чингисхана, на территории средневекового Казахстана, а также Руси, Крыма, Поволжья, Кавказа, Западной Сибири, Хорезма. Основано оно ханом Батыем (1208-1255), внуком Чингисхана в результате завоевательных походов монголов. Золотая Орда занимала громадную не только для тех времен, но и с современной точки зрения территорию: от реки Иртыш и западных предгорий Алтая на востоке и до низовьев реки Дунай на западе, от известного Булгара на севере до кавказского Дербентского ущелья на юге.
Если создателями Золотоордынского государства в основном была монгольская элита чингизидов, ассимилированная вскоре местным населением, то его этническую основу составили тюркоязычные племена Восточной Европы, Западной Сибири и Арало-Каспийского региона: кипчаки, огузы, волжские булгары, маджары, остатки хазар, некоторые другие тюркские этнические образования и, бесспорно, тюркоязычные же татары.
Вся эта гигантская территория была достаточно однородна в ландшафтном отношении — в основном это была степь. В степи также действовал феодальный закон — вся земля принадлежала феодалу, которому подчинялись рядовые кочевники. Это был период глубоких перемен во всем политическом и социальном устройстве страны, в особенности Восточной Руси.
Цель контрольной работы – изучить государство и право Золотой Орды (13 -15 века). В рамках поставленной цели, в процессе написания работы решались следующие задачи:
1. Исследовать общественный строй Золотой Орды.
2. Охарактеризовать государственный строй Золотой Орды.
3. Описать источники права Золотой Орды.
1. О бщественный строй Золотой Орды
Социальная структура Золотой Орды была сложной и отражала пестрый классовый и национальный состав этого разбойничьего государства. Четкой сословной организации общества, подобной той, что существовала на Руси и в западноевропейских феодальных государствах и в основе которой лежала иерархическая феодальная собственность на землю, здесь не было.
Статус подданного Золотой Орды зависел от происхождения, заслуг перед ханом и его родом, от должности в военно-административном аппарате.
В военно-феодальной иерархии Золотой Орды господствующее положение занимал аристократический род потомков Чингисхана и его сына Джучи. Этот многочисленный род владел всей землей государства, ему принадлежали огромные стада, дворцы, множество слуг и рабов, неисчислимые богатства, военная добыча, государственная казна и т.д.
Хан имел самый богатый и большой улус типа домена. Джучиды имели преимущественное право на занятие высших государственных постов. В русских источниках их называли царевичами. Им присваивались государственные и военные титулы и звания.
Следующую ступень в военно-феодальной иерархии Золотой Орды занимали нойоны (в восточных источниках — беки). Не являясь членами рода Джучидов, они, тем не менее вели свои родословные от сподвижников Чингисхана и их сыновей. Нойоны имели множество слуг и зависимых людей, огромные стада. Они часто назначались ханами на ответственные военные и государственные должности: даругов, темников, тысячников, баскаков и др. Они награждались тарханными грамотами, освобождавшими от различных повинностей и обязанностей. Знаками их власти являлись ярлыки и пайцзы.
Особое место в иерархической структуре Золотой Орды занимали многочисленные нукеры — дружинники крупных феодалов. Они или находились в свите своих сеньоров, или занимали средние и низшие военно-административные должности — сотников, десятников и др. Эти должности позволяли извлекать значительные доходы с населения тех территорий, где были размещены или куда направлялись соответствующие воинские подразделения или где нукеры занимали административные должности.
Из среды нукеров и других привилегированных людей в Золотой Орде выдвинулся небольшой слой тарханов, получивших от хана или его высших должностных лиц тарханные грамоты, в которых их обладателям предоставлялись различные привилегии.
К господствующим классам относились также и многочисленно духовенство, прежде всего мусульманское, купцы и богатые ремесленники местные феодалы, родовые и племенные старейшины и вожди, крупные землевладельцы в оседлых земледельческих районах Средней Азии, Поволжья, Кавказа и Крыма.
Крестьянство земледельческих районов, городские ремесленники, слуг находились в различной степени зависимости от государства и феодальных владык. Основную массу трудящихся в степях и предгорьях Золотой Орды составляли карачу — кочевники-скотоводы. Они входили в роды и племена, вынуждены были беспрекословно подчиняться родовым и племенным старейшинам и вождям, а также представителям военно-административной власти Орды. Выполняя все хозяйственные обязанности, карачу вместе тем должны были служить в войске.
В земледельческих районах Орды трудились феодально-зависимые крестьяне. Одни из них — сабанчи — жили сельскими общинами и обрабатывал помимо выделенных для них участков земли феодалов, несли натуральные другие повинности. Другие — уртакчи (издольщики) — кабальные люди обрабатывали землю государства и местных феодалов за половину урожая, несли другие повинности.
В городах трудились ремесленники, согнанные из завоеванных стран. Многие из них находились на положении рабов или зависимых от хана и других владык людей. Мелкие торговцы, слуги также зависели от произвола властей и своих господ. Даже состоятельные купцы и самостоятельные ремесленник уплачивали городским властям подати и несли различные повинности.
Довольно распространенным явлением в Золотой Орде было рабство. Рабами становились, прежде всего, пленники и жители завоеванных земель. Рабы использовались в ремесленном производстве, строительстве, в качестве слуг феодалов. Много рабов продавалось в страны Востока. Однако большинство рабов как в городах, так и в сельском хозяйстве через одно-два поколения становились феодально-зависимыми или получали свободу.
Золотая Орда не оставалась неизменной, многое заимствовалось у мусульманского Востока: ремесла, архитектура, баня, изразцы, орнаментальный декор, расписная посуда, персидские стихи, арабская геометрия и астролябия, нравы и вкусы, более изощренные, чем у простых кочевников.
Имея широкие связи с Анатолией, Сирией и Египтом, Орда пополняла тюркскими и кавказскими рабами армию мамлюкских султанов Египта, ордынская культура приобрела определенный мусульманско-средниземноморский отпечаток.
Ислам стал государственной религией в Золотой Орде к1320 г., но, в отличие от других исламских государств, это не привело к тотальной исламизации ее общества, государственных и правовых институтов. Особенностью судебной системы Золотой Орды, во-первых, стало упомянутое выше сосуществование институтов традиционной монгольской юстиции — судов-дзаргу и мусульманского суда кади; при этом никакого конфликта, казалось бы, несовместимых правовых систем не наблюдалось: представители каждой из них рассматривали дела, отнесенные к их исключительному ведению.
2 . Г осударственный строй Золотой Орды
Золотая Орда была феодальным государством развитого средневековья. Высшая власть в стране принадлежала хану, и этот титул главы государства в истории всего татарского народа связан главным образом с периодом Золотой Орды. Если всей Монгольской империей правила династия Чингисхана (чингизиды), то Золотой Ордой – династия его старшего сына Джучи (джучиды). В 60-х годах XIII века империя разделилась фактически на независимые государства, но юридически они считались улусами Чингисхана.
Поэтому система управления государством, заложенная еще при нем, практически оставалась до конца существования этих государств. Более того, эта традиция продолжалась в политической и социально-экономической жизни тех татарских ханств, которые образовались после падения Золотой Орды. Естественно, какие-то преобразования, реформы проводились, появились некоторые новые государственные и военные должности, но вся государственная и общественная система в целом осталась стабильной.
При хане имелся диван – государственный совет, состоявший из членов царственной династии (огланы-царевичи, братья или другие мужские родственники хана), крупных феодалов-князей, высшего духовенства, больших военачальников. Крупные феодалы-князья – это нойоны для раннего монгольского периода времен Бату и Берке, а для мусульманской, татаро-кипчакской эпохи Узбека и его преемников – эмиры и беки. Позднее, уже к концу XIV века, появляются весьма влиятельные и могущественные беки с названием «карача-би» из крупнейших родов Ширин, Барын, Аргын, Кипчак (эти знатные фамилии являлись также высшей феодально-княжеской элитой практически всех татарских ханств, возникших после распада Золотой Орды).
При диване была также должность битикчи (писец), являвшегося в сущности госсекретарем, располагавшим значительной властью в стране. К нему относились с уважением даже крупные феодалы и военачальники.
Ярлык – это ханская грамота или указ, дающий право на государственное управление на отдельных улусах Золотой Орды или подчиненных ей государствах (например, ярлыки на княжение русским князьям), на право ведений дипломатических миссий, других ответственных государственных дел за рубежом и внутри страны и, конечно, на право землевладения феодалами различных рангов.
Помимо ярлыков, существовала система выдачи так называемых пайцзов.Пайцза – это золотая, серебряная, бронзовая, чугунная, а то и просто деревянная дощечка, выдаваемая также от имени хана в качестве своеобразного мандата. Человеку, предъявлявшему на местах такой мандат, предоставляли необходимые услуги при его передвижениях и поездках – провожатых, лошадей, повозки, помещения, пропитание. Само собой разумеется, золотую пайцзу получало лицо, более высокое по своему положению в обществе, деревянную – более простое.
В Улусе Джучи была особая должность войскового букаула, занимавшегося распределением войск, отправлением отрядов; он же отвечал за войсковое содержание и довольствие. Букаулу подчинялись даже улусные эмиры – в военное время темники. Кроме главного букаула, были букаулы отдельных областей.
Священнослужители и в целом представители духовенства в Золотой Орде, по записям ярлыков и арабо-персидской исторической географии, были представлены такими лицами: муфтий – глава духовенства; шейх – духовный вождь и наставник, аксакал; суфи – набожный, благочестивый, свободный от дурных поступков человек или аскет; кадий – судья, решающий дела по шариату, т.е. по своду мусульманских законов.
Большую роль в политической и социальной жизни Золотоордынского государства сыграли баскаки и дарухачи (даруха). Первые из них были военными представителями власти, военной охраной, вторые – гражданскими лицами с обязанностями наместника или управляющего, одной из основных функций которых был контроль за сбором дани. Должность баскака была упразднена в начале XIV века, а дарухачи в качестве наместников центральной власти или глав администраций областей-даруг существовали еще в период Казанского ханства.
При баскаке или при дарухаче была должность данщика, т. е. их помощника по сбору дани – ясака. Он был своего рода битикчи (секретарем) по ясачным делам.
В системе государственных чиновников был целый ряд других должностных лиц, которые известны в основном по ханским ярлыкам. Это: «илче» (посланник), «тамгачы» (таможенник), «тартанакчы» (сборщик подати или весовщик), «тоткаул» (застава), «караул» (дозор), «ямчы» (почтовой), «кошчы» (сокольник), «барсчы» (барсник), «кимэче» (ладейщик или корабельщик), «базар да торганлар» (блюстители порядка на базаре). Эти должности известны по ярлыкам Тохтамыша 1391 года и Тимур-Кутлука 1398 года.
То же самое можно сказать и о различных видах повинностей, которые взимались с кочевого и оседлого населения, а также о разнообразных пограничных пошлинах: «салыг» (подушная подать), «калан» (оброк), «ясак» (дань), «хэраж» («харадж» – слово арабское, означающее 10-процентный налог с мусульманских народов), «бурыч» (долг, недоимка), «чыгыш» (выход, расход), «ындыр хакы» (плата за гумно), «амбар малы» (амбарная пошлина), «бурла тамгасы» (житная тамга), «юл хакы» (дорожная плата), «карауллык» (плата за караул), «тартанак» (весовая, а также налог с ввоза и вывоза), «тамга» (тамговая пошлина).
Расцвет ордынского государства ознаменовался самыми высокими в тогдашней Европе уровнем и качеством жизни. Взлет пришелся практически на время правления одного властителя — Узбека (1312 — 1342). Государство взяло на себя обязанность защищать жизнь своих граждан, вершить суд, организовывать общественную, культурную и экономическую жизнь.
Все это свидетельствует о слаженном государственном механизме Золотой Орды со всеми атрибутами, которые необходимы для существования и развития крупного средневекового государства: органами центрального и местного управления, судебной и налоговой системой, таможенной службой и сильной армией.
3. И сточники права Золотой Орды
Главным источником права в Монгольской империи и государствах Чингизидов были так называемые ясы (законы) Чингисхана (в совокупности именовавшиеся Великой Ясой) и его преемников — великих ханов. Великая Яса, основателя империи и ясы его преемников, составляли главный источник права для всех органов, осуществлявших правосудие, включая и хана. Иные источники не должны были противоречить ясам.
Великая Яса Чингисхана, составленная в1206 г. в качестве назидания его преемникам, состояла из 33 фрагментов и 13 изречений самого хана. Яса содержала главным образом правила военной организации монгольского войска и нормы уголовного права. Она отличалась беспримерной жестокостью наказаний не только за преступления, но и за проступки.
Другой важный источник — ярлыки самих ханов. Ярлыком назывался любой документ, издававшийся от имени верховного правителя — хана и обладавший определенными признаками (имел определенную структуру, снабжался алой печатью — тамгой, адресовался лицам, стоявшим по положению ниже издавшего его лица, и т.д.). Устные и письменные распоряжения и предписания ханов являлись для подданных, в том числе для феодальной знати, высшим законом, подлежащим немедленному и беспрекословному исполнению. Они применялись в практике государственных органов Золотой Орды и высших должностных лиц государства.
Далеко не все ярлыки являлись источниками права, которыми руководствовались при осуществлении правосудия. Например, не могли служить источниками права для ханов (и нижестоящих улусных судей) ярлыки-послания, которые были не юридическими, а дипломатическими документами; не были источниками для суда также ярлыки — жалованные и охранные грамоты, в большом количестве выдававшиеся дипломатам и частным лицам.
Однако существовали и другие ярлыки, которые можно считать источниками права, и которыми руководствовались ханы Золотой Орды и подчиненные им судьи — это упоминаемые в исторических хрониках и летописях указы правителей различных государств Чингизидов (например, приведенные Рашид ад-Дином «фирманы» персидского ильхана Газана «Об устранении мошенничества и неосновательных исков», «О пожаловании должности казия», «Об исках тридцатилетней давности»), дошедшие до нас в латинском и итальянском переводах ярлыки-договоры с Венецией; в сочинении Мухаммеда ибн-Хиндушаха Нахичевани (приближенного правителей Ирана Джелаиридов) «Дастур ал-Катиб» (XIV в.) приводятся ярлыки, в которых описываются порядок назначения «эмира яргу» (т. е. судьи) и его полномочия .
Логично предположить, что хан, являясь творцом права (он подтверждал или отменял постановления своих предшественников, издавал собственные ярлыки и иные нормативные и индивидуальные акты), не был связан какими-либо нормами. Ханы в принятии решений руководствовались не только своей волей, но и писаными документами — ясами и ярлыками Чингисхана и его преемников.
Различие между этими источниками права заключалось в том, что ясы являлись постоянно действующими законами, изменять которые последующим правителям было запрещено, тогда как каждый ярлык действовал лишь в течение жизни (правления) издавшего его хана, а следующий хан уже мог по своему усмотрению либо подтвердить, либо отменить его действие.
Суд хана являлся лишь одной, хотя и высшей, судебной инстанцией. Помимо суда хана существовали и другие суды, которым по мере надобности он передавал судебные полномочия. Есть сведения о том, что курултаи осуществляли правосудие и в Золотой Орде, также как и в Монголии.
Упоминания о суде курултая в источниках встречаются довольно редко. Можно предположить, что его судебная функция была лишь данью древнемонгольской традиции и вскоре была сведена на нет, как, впрочем, и другие его функции. Это связано с тем, указанные функции перешли в начале XIV в. к карачибеям — родовым князьям, которые стали при хане Золотой Орды чем-то вроде «государственного совета».
Помимо князей, судебные функции выполняли также и даруги — наместники областей Золотой Орды.
Источниками права, на основании которых князья и даруги осуществляли правосудие, являлись ясы и ярлыки, которые были обязательны и для самого хана. Кроме того, князья в значительной степени могли руководствоваться и собственным усмотрением, которое соотносили с политической ситуацией и личной позицией хана.
Следующей судебной инстанцией был, также как и в Монгольской империи, собственно суд — «дзаргу» (или «яргу»). Правовой основой деятельности судов-дзаргу были в первую очередь ясы и ярлыки великих ханов и ханов Золотой Орды.
Наконец, следует рассмотреть еще один судебный институт, возникновение которого можно объяснить лишь международными связями Золотой Орды: совместный суд представителей власти Золотой Орды и других государств, который действовал в областях, где существовали оживленные отношения между купцами Золотой Орды и иных государств, дипломатами и пр.
В первую очередь это относится к Причерноморью, задолго до возникновения Золотой Орды ставшему центром международной торговли и дипломатии. Особый статус этого региона заключался в том, что его население проживало и вело дела, как правило, не только по законам того государства, которое считалось его сюзереном (каковым в XIII–XV вв. формально являлась Золотая Орда), но и в соответствии с исторически сложившимися нормами международного права, обычаями делового оборота, представлявшими собой некую смесь византийской, тюркской, персидской, арабской и других правовых систем, представители которых имели интересы в регионе. Соответственно, властям Золотой Орды приходилось учитывать эти реалии в своей законодательной и судебной практике.
Опираясь на общие принципы Великой Ясы, а также на конкретные ярлыки ханов, судьи «международных судов» в значительной степени руководствовались и собственным усмотрением, которое, подобно придворным князьям, соотносили с текущей политической ситуацией и личной позицией хана или своего непосредственного начальника — даруги, а представители итальянских республик, соответственно, — своего консула и правительства республик.
Собственное усмотрение судей отражало тенденцию, распространенную в ту эпоху в судопроизводстве итальянских торговых республик: судьи (официальные и третейские) выносили решения, соответствующие особенностям момента, отдавая предпочтение общественному мнению и сложившейся ситуации.
В не меньшей степени оно отражало и принятый в мусульманском праве принцип иджтихада — свободного усмотрения судьи (впоследствии — ученого-правоведа) в случае молчания по данному вопросу общепризнанного источника права.
Право Золотой Орды характеризуют крайняя жестокость, узаконенный произвол феодалов и должностных лиц государства, архаичность и формальная неопределенность.
Имущественные отношения в Золотой Орде регулировались обычным правом и были весьма запутаны. Это особенно относится к земельным отношениям - основе феодального общества. Право собственности на землю, на всю территорию государства принадлежало господствующему ханскому роду Джучидов. В условиях кочевого хозяйства наследование земли было затруднительным. Поэтому оно имело место преимущественно в земледельческих районах. Владельцы поместий, естественно, должны были нести различные вассальные обязанности хану или назначенному им местному правителю. В ханском роде особым объектом наследования выступала власть, причем политическая власть совмещалась с правом собственности на землю улуса. Наследником здесь считался младший сын. По монгольскому праву младший сын вообще имел приоритет в наследовании.
Семейно-брачное право монголо-татар и подвластных им кочевых народов регулировалось старинными обычаями и в меньшей степени шариатом. Главой патриархальной полигамной семьи, составлявшей часть аила, рода, являлся отец. Он был собственником всего имущества семьи, распоряжался судьбой подвластных ему членов семьи. Так, отец обедневшей семьи имел право отдавать своих детей за долги в услужение и даже продавать в рабство. Количество жен не было ограничено (у мусульман законных жен могло быть не более четырех). Дети жен и наложниц юридически были в равном положении при некоторых преимуществах сыновей от старших жен и законных жен у мусульман. После смерти мужа управление всеми делами семьи переходило в руки старшей жены. Так продолжалось до тех пор, пока сыновья не становились взрослыми воинами.
Уголовное право Золотой Орды отличалось исключительной жестокостью. Это проистекало из самой природы военно-феодального строя Золотой Орды деспотической власти Чингисхана и его преемников, суровости отношение низкой общей культуры, присущей кочевому скотоводческому общества находящемуся в самой начальной стадии феодализма.
Жестокость, организованный террор являлись одним из условий установления и охранения длительного господства над покоренными народами. По Великой Ясе смертная казнь полагалась за измену, неповиновение хану и другим феодалам, и должностным лицам, самовольный переход из одного военного подразделения в другое, неоказание помощи в бою, сострадание пленнику в виде оказания ему помощи пищей и одеждой, за совет и помощь одной из сторон в поединке ложь перед старшими в суде, присвоение чужого раба или бежавшего пленника Она полагалась также в некоторых случаях за убийство, имущественные преступления, супружескую неверность, скотоложство, подсматривание за поведением других и в особенности знати и начальства, волшебство, забой скота неустановленным способом, мочеиспускание в костер и пепел; казнили даже тех, кто в застолье подавился костью. Смертная казнь, как правило, производилась публично и способами, характерными для кочевого образа жизни, - посредством удавливания на веревке, подвешенной к шее верблюда или лошади, волочения лошадьми.
Применялись и другие виды наказаний, например за бытовое убийстве допускался выкуп в пользу родичей потерпевшего. Размер выкупа определялось социальным положением убитого. У кочевников за кражу лошадей, баранов требовался выкуп в десятикратном размере. Если виновный был несостоятельным, он обязан был продать своих детей и, таким образом, уплатив выкуп. При этом вора, как правило, нещадно били плетьми. В уголовном процессе при дознании привлекались свидетели, произносились клятвы, применялись жестокие пытки. В военно-феодальной организации розыск необнаруженного или скрывшегося преступника вoзлaгалcя на десяток или сотню, к которым он принадлежал. В противном случае ответственность несла вся десятка или сотня.
Заключение
Золотая Орда была создана потомками Чингисхана в первой половине XIII в. Золотая Орда была одним из крупнейших государств Средневековья, владения которого находились в Европе и Азии. Ее военная мощь постоянно держала в напряжении всех соседей и очень долгое время никем не оспаривалась.
Правосудие в Золотой Орде в целом соответствовало уровню развития суда в различных странах мира — как европейских, так и азиатских. Особенности же суда Золотой Орды объясняются как своеобразием правосознания его общества, так и совокупностью ряда других факторов — влиянием традиций регионов, на которые распространялась власть Джучидов, принятием ислама, кочевыми традициями и пр.
Монголо-татарское нашествие и иго Золотой Орды, последовавшее за нашествием, сыграло огромную роль в истории нашей страны. Ведь владычество кочевников продолжалось почти два с половиной столетия и за это время иго сумело положить существенный отпечаток на судьбу русского народа.
Монголо-татарские завоевания привело к значительному ухудшению международного положения русских княжеств. Древние торговые и культурные связи с соседними государствами были насильственно разорваны. Нашествие нанесло сильный разрушительный удар культуре русских княжеств. В огне монголо-татарских нашествий погибли многочисленные памятники, иконописи и архитектуры.
В то время как западноевропейские государства, не подвергшиеся нападению, постепенно переходили от феодализма к капитализму, Русь, растерзанная завоевателями сохранила феодальное хозяйство.
Список литературы
- Вернадский Г. В. История России: Монголы и Русь. – М., 2000.
- Греков Б. Д., Якубовский А. Ю. Золотая Орда и ее падение. — М., 2005.
- Григорьев А. П., Григорьев В. П. Коллекция золотоордынских документов XIV века из Венеции. — СПб., 2002.
- Фахрутдинов Р.Г. История татарского народа и Татарстана. (Древность и средневековье). Учебник для средних общеобразовательных школ, гимназий и лицеев. — Казань: Магариф, 2000.
Фахрутдинов Р.Г. История татарского народа и Татарстана. (Древность и средневековье). Учебник для средних общеобразовательных школ, гимназий и лицеев. — Казань: Магариф, 2000. — С.123.
. Великое Монгольское государство, монг. Их Монгол улс, Монголын эзэнт г?рэн) -- государство, основанное Чингисханом в 1206 году. Ее территория простиралась от берегов Днестра на Западе до Западной Сибири и Северного Казахстана на Востоке, включая также на некоторых этапах своей истории ряд ближневосточных, кавказских и среднеазиатских регионов.
Золотая Орда была феодальным государством развитого средневековья. Высшая власть в стране принадлежала хану, и этот титул главы государства в истории всего татарского народа связан главным образом с периодом Золотой Орды. Если всей Монгольской империей правила династия Чингиз-хана (чингизиды), то Золотой Ордой - династия его старшего сына Джучи (джучиды). В 60-х годах XIII века империя разделилась фактически на независимые государства, но юридически они считались улусами Чингиз-хана. Поэтому система управления государством, заложенная еще при нем, практически оставалась до конца существования этих государств. Более того, эта традиция продолжалась в политической и социально-экономической жизни тех татарских ханств, которые образовались после падения Золотой Орды. Естественно, какие-то преобразования, реформы проводились, появились некоторые новые государственные и военные должности, но вся государственная и общественная система в целом осталась стабильной.Золотой Ордой правили потомки четырех сыновей Джучи. Ни одна другая выдающаяся личность, не будучи джучидом (для всей Монгольской империи - чингизидом) не имела права быть и никогда не была ханом, хотя эти исторические личности порой управляли государством, меняя послушных ханов по своему усмотрению (Идегей, Мамай, некоторые другие эмиры-темники).
Ниже князей находились те, кого можно назвать монгольскими и тюркскими вельможами: первоначально именовавшимися нойонами (монгольский термин), а позднее - беками (тюркский термин); а также высшие управленческие и судебные чиновники. Часто хан выдавал вельможе ярлык о неприкосновенности, освобождающий его и людей, закрепленных за земельным наделом, от налогов и государственной службы. Владелец такого надела назывался даркханом. Нередко этот термин применялся по отношению к более мелким землевладельцам, поскольку предполагалось, что вельможи в любом случае пользовались неприкосновенностью. В результате такой политики к середине XV века "феодальный" сектор расширился значительно больше, чем "государственный" сектор. Этот фактор сыграл огромную роль в распаде Орды. Улусе Джучи была особая должность войскового букаула, занимавшегося распределением войск, отправлением отрядов; он же отвечал за войсковое содержание и довольствие. Букаулу подчинялись даже улусные эмиры - в военное время темники. Кроме главного букаула, были букаулы отдельных областей.
Само же войско делится на десятки, во главе которых стоит десятник, во главе десяти десятников - один сотник, во главе десяти сотников - тысячник, во главе десяти тысячников - "один, и это число у них называется тьма". Дисциплина в войске монгол была на высшем уровне. Никто не смел ослушаться приказа командира. Военное дело у татаро-монголов очень хорошо развито.
Священнослужители и в целом представители духовенства в Золотой Орде, по записям ярлыков и арабо-персидской исторической географии, были представлены такими лицами: муфтий - глава духовенства; шейх - духовный вождь и наставник, аксакал; суфи - набожный, благочестивый, свободный от дурных поступков человек или аскет; кадий - судья, решающий дела по шариату, т. е. по своду мусульманских законов. Во время правления Менгу - Тимура монгольским чиновникам запрещалось под страхом смерти отбирать церковные земли или требовать выполнения какой-либо службы от церковных людей. К смерти приговаривался также любой, виновный в клевете и поношении греко-православной веры. Чтобы усилить воздействие хартии, в ее начале было помещено имя Чингисхана. В качестве благодарности за дарованные привилегии от русских священников и монахов ожидали, что они будут молить Бога за Менгу-Тимура, его семью и наследников. Особо подчеркивалось, что их молитвы и благословения должны быть ревностными и искренними. "А если кто-то из священнослужителей будет молиться с затаенной мыслью, то он совершит грех".
В то же время были гражданские судьи - яргучи, решавшие свои судебные дела по Великой ясе - кодексу законов Чингиз-хана. Исследователи полагают, что решение суда оформлялось специальной грамотой "яргу-намэ"; помимо рядовых яргучей, был еще эмир-яргу - главный судья государства при визире.
Для сбора налогов и других целей военной администрации помогал целый ряд штатских чиновников. Сборщики налогов, гонцы, лица, обслуживающие конно-почтовые станции, лодочники, чиновники, отвечающие за мосты, и рыночная полиция. Важным чиновником был государственный таможенный инспектор, которого называли "даруга". экономической точки зрения Золотая Орда представляла собой симбиоз кочевого и оседлого населения. Южнорусские и северокавказские степи предоставляли монголам и тюркам обширные пастбища для табунов и скота. С другой стороны, некоторые части этой территории на периферии степей использовались также для выращивания зерновых. Страна булгар в районе средней Волги и Камы была также сельскохозяйственной с высокоразвитым земледелием; и, конечно, Западная Русь (Украина) и южные княжества Центральной и Восточной Руси, особенно Рязань, производили зерно в изобилии. Сарай и другие большие города Золотой Орды с их высокоразвитыми ремеслами служили пунктами пересечения кочевничества и оседлой цивилизации. Как хан, так и князья часть года жили в городах, а на протяжении другой части года следовали за своими табунами. Большинство из них владело также земельными угодьями. Значительная часть городского населения проживала там постоянно, так что был создан городской класс, состоявший из разнообразных этнических, социальных и религиозных элементов. Как у мусульман, так и у христиан были свои храмы в каждом крупном городе. Города играли роль первостепенной важности в развитии золотоордынской торговли. Сложный экономический организм Орды был сориентирован на международную торговлю, и как раз от нее ханы и вельможи получали большую долю своего дохода.
Крестьянство земледельческих районов, городские ремесленники, находились в различной степени зависимости от государства и феодальных владык. Основную массу трудящихся в степях и предгорьях Золотой орды составляли карачу - кочевники-скотоводы. Они входили в роды и племена вынуждены были беспрекословно подчиняться родовым и племенным старейшинам и вождям, а также представителям военно-административной власти Орды. Выполняя все хозяйственные обязанности, карачу вместе тем должны были служить в войске.В городах трудились ремесленники, согнанные из завоеванных стран. Многие из них находились на положении рабов или зависимых от хана и других владык людей. Мелкие торговцы, слуги также зависели от произвола властей и своих господ. Даже состоятельные купцы и самостоятельные ремесленник уплачивали городским властям подати и несли различные повинности.
Довольно распространенным явлением в Золотой Орде было рабство. Рабами становились прежде всего пленники и жители завоеванных земель. Рабы использовались в ремесленном производстве, строительстве, в качеств слуг феодалов. Много рабов продавалось в страны Востока. Однако большинство рабов как в городах, так и в сельском хозяйстве через одно-два поколения становились феодально зависимыми или получали свободу.
Вопрос 35 Развитие русско-монгольских отношений
Вопрос о воздействии татаро-монгольского нашествия и последовавшего за ним ига на развитие русского общества - один из самых сложных в истории Руси. Безусловно, что они повлияли на демографическое, хозяйственное, социальное, политическое и культурное развитие древнерусских земель. Происходит сокращение численности населения, а оставшиеся в живых после татарских набегов во избежание нового разорения вынуждены были бежать в более безопасные районы: на запад и северо-запад Волго-Окского Междуречья. Появляясь там, они пополняли армию безземельного люда, а для уплаты дани обращались к знати. Таким образом, постепенно создавался резерв феодально-зависимого крестьянства. В то же время изменяется и положение знати - особенно князей. Существуя прежде за счет даней, кормлений, полюдья, теперь эти источники доходов они теряют - все направляется в Орду. Отсюда происходит их переориентация на землю. И, действительно, в конце XIII-XIV вв. наблюдается существенный рост крупного частного землевладения.
Возрастает значение князя и в политической сфере. Если в период Киевской Руси князья находились в зависимости от веча, которое могло указать им и “путь чист” (т.е. изгнать), то теперь они приезжали в города с ханским ярлыком, а при необходимости с татарским отрядом. Таким образом, власть князей по отношению к населению усиливается.
Однако и в этих условиях не была сломлена демократическая политическая система, не прерываются древнерусские политические традиции. Одна из них - деятельность вечевых институтов. Грозные раскаты вечевого колокола собирают теперь горожан для организации отпора ордынцам и их сообщникам. Сильные волнения произошли в 1257-1259 гг. в Новгороде в связи с переписью населения: новгородцы отказывались “даваться в число”. Выступление было пресечено Александром Невским, проводившим политику компромисса и полагавшим, что время открытого столкновения с Ордой еще не настало. В 1262 г. расправились с баскаками и купцами-откупщиками горожане Ростова, Суздаля, Ярославля, Устюга Великого, Владимира. Выступления происходили и позднее - в 70-90-е годы XIII в. Такой широкий размах народного движения вынудил Орду смягчить систему сбора дани: часть сбора была передана русским князьям, а влияние баскачества было ограничено.
Однако, и в XIV, и в XV вв. Русь продолжала существовать под тяжелым бременем монголо-татарского ига.
2.2 Влияние нашествия на сельское хозяйство
Большой ущерб нанесли монголо-татары крестьянскому хозяйству. В войне погибали жилища и хозяйственные постройки. Рабочий скот захватывался и угонялся в Орду. Ордынские грабители часто выгребали из амбаров весь урожай. Русские крестьяне - пленные были важной статьей "экспорта" из Золотой Орды на Восток. Разорение, голод, постоянная угроза рабства - то, что принесли завоеватели русской деревне. Ущерб, нанесенный народному хозяйству Руси монголо-татарскими завоевателями, не ограничивался опустошительными грабежами во время набегов. После установления ига огромные ценности уходили из страны в виде дани и запросов.
Однако по сравнению с промышленностью и ремёслами сельское хозяйство было в меньшей степени затронуто монгольским нашествием. В тех частях Южной Руси, которые находились под непосредственным контролем монголов, они сами поощряли возделывание зерновых (просо, пшеница) для нужд своей армии и администрации.
Также уничтожение сельского хозяйства было не выгодно монголам по той причине, что сельское население, не отличаясь особенными профессиональными качествами, составляло большинство и, как следствие, выплачивало основную долю собираемых с Руси налогов. То же самое можно сказать и об охотничьем и рыболовном промыслах.
Относительно малый ущерб сельскому хозяйству и его дальнейший рост на фоне разрухи в ремесленном производстве привел к росту его значения и превращению в главную отрасль экономики, что в дальнейшем стало одной из ее отличительных черт.
После этого «старинные области Киевской Руси превращаются в пустыню со скудным остатком прежнего населения». Конечно, большая часть населения была уничтожена либо уведена в плен, но факта бегства населения на север отрицать нельзя. Именно этот факт, повлекший за собой быстрый рост населения на ранее малообжитых территориях, по мнению некоторых историков, и явился причиной расчистки все больших и больших площадей лесов под пашню и увеличения производства и роли сельского хозяйства в центральной и восточной частях страны.
В 14 в. сельское хозяйство на Руси развивалось несколько медленнее, чем ремесло. Однако подсека по-прежнему вытеснялась полевой пашней, повсеместно распространилось трехполье, активно осваивались целинные земли и строились новые деревни. Увеличилось также количество домашних животных, а значит, и внесение органических удобрений на поля.
В 1224 году умер Чингисхан. Раздел его державы на ряд самостоятельных улусов между сыновьями. На территории современной России – улус Джучи. В результате походов его сына Бату к середине XIII века этот улус расширился за счет присоединения Среднего и Нижнего Поволжья, Северного Кавказа и Северного Причерноморья.
Образование Золотой Орды.
Термин «Золотая Орда» первоначально применялся к Орде самого Чингис-хана, и лишь впоследствии переосмыслился после его смерти как одно из наименований Улуса Джучи, фактически основанного сыном Джучи Батыем. Это термин русских источников.
Границы.
На северо-востоке – Булгар, на севере – русские княжества, на юге – Крым и Кавказ до Дербенда + северный Хорезм с городом Ургенчем, на западе – степи от Днестра и дальше, на востоке – до Западной Сибири и до низовьев Сыр-Дарьи.
Сделав Поволжье центром улуса, Бату и его преемники истратили много усилий, чтобы возродить городскую жизнь и связанную с ней торговлю, от которой видел для своей казны большие доходы. Купцы, имевшие документы от хана, свободно странствовали и никто не смел трогать их. Была заложена столица государства – Сарай Бату.
Этнически . Это не было переселение монголов в Поволжье. Основная масса населения Золотой Орды – кыпчаки = половцы (тюрки, а не монголы). Завоеватели составили небольшую часть привилегированного населения и постепенно ассимилировались.
Уже в XIV веке в Золотой Орде сложился литературный язык – не монгольский, а тюрский, в составе орды жили:
Огузы (тюрки – предки туркмен и каракалпаков)
Булгары и угрофины;
Смешанное население Крыма;
Таджики (земледельцы).
Таким образом – искусственное и непрочное объединение оседлых и кочевых народов, живших на разных стадиях общественного строя (от родового до феодального).
Государственное устройство .
Монархия, восточная деспотия.
Во главе хан
Опора – армия (до 800 тыс.)
Все наиболее крупные должности занимают члены династии.
Для выборов нового хана или для обсуждения каких-то военных вопросов собирался курултай. На нем присутствовали и жены высшей знати.
Войско организовано по приказу Чингис-хана.
Государственные поручения и дворцовые
Везир и контролирует государственную казну, и надзирает за ханской конюшней и кухней.
В системе управления были диваны. Каждый получал средства с определенной территории (что-то вроде приказов).
Социально-экономическое развитие XIII–XIV вв.
Кыпчаки стояли на немного более высоком уровне культуры, чем монголы, поэтому порядки кочевого скотоводства были те же.
Все население, считалось, принадлежало дому Джучи во главе с ханом.
Территория была распределена между царевичами ханского дома и нойонами (владельцами хороших пастбищ и большого количества скота). Они были одновременно и гражданскими и военными чинами (темниками, тысячниками, сотниками).
Владелец пастбища отводил кочевой семье аил – участок для кочевья. За это он выполнял различные службы для господина + государственные налоги и повинности, в том числе военная.
Главным в хозяйстве скотоводство и переработка животноводческой продукции (кож, молока, шерсти), охота, рыбная ловля.
Но в Булгаре занимались земледелием, причем хлеба было много, и им обеспечивали города, особенно Сарай Бату и Сарай-Берке
С московских земель тоже хлеб, продукты леса – мед, воск, мех.
Так что Золотая Орда общество не только кочевое, но и оседлое
Были и типично оседлые феодалы в Булгаре, Крыму, на Нижней Волге, в Хорезме.
Зависимые земледельцы платили различные подати. Но не установлено, были ли они прикреплены к частновладельческой земле.
Сабанчи – рядовой крестьянин общинник.
Уртакчи – испольщик.
Рабы, главным образом из пленных, занимали немалое место в домашнем хозяйстве кочевых, полукочевых и оседлых феодалов. Редко рабы эти переживали в одной линии несколько поколений. Обычно детей раба превращали в испольщиков.
Рабы-ремесленники оседали в городах. Постепенно они могли стать свободными.
Рабы не составляли основы производства в Золотой Орде. Но они были выгодным товаром. Их продавали в арабские страны.
Иногда население Золотой Орды само продавало детей в рабство (обычно, дочерей).
Города строились и содержались на налоги с сельского населения и дань с зависимых территорий. Было 110 городов.
Типичные восточные города. Кварталы с узкими улочками. Каждый квартал занят под определенное ремесленное производство. В базарные дни ремесленные кварталы превращались в базар, где торговали производимыми здесь же предметами.
Ремесло .
На месте производили керамику, изразцы, металлические изделия, в том числе клинки, ткани, войлок, кожи, а также одежду, обувь. Но этнически состав ремесленников пестрый, среди них много пленников, но не все. Русские имели «монополию» на деревообработку (от посуды и мебели до судостроения). Были ювелиры, оружейники.
Торговля.
Некоторые купцы были как бы ханскими торговыми агентами, доходы от этой торговли – хану.
Караванная торговля. Значительная часть торговли товаров через, но не для Орды, т.е. транзитная;
Вывоз – кони (караван до 6 тысяч голов);
Ввоз – ткани, стекло (из Египта), предметы роскоши.
Важное торговое значение имели города Крыма.
Политическая история .
1237– 1256 годы – Бату.
Язычник, но в советниках много купцов-мусульман, была посталена умелая организация сбора налогов всех видов.
1257 – 1266 годы – Берке.
Золотая Орда уже вполне сложилась как крупное государство. С 1260 г. она стала совершенно самостоятельным государством.
Строительство городов.
Война в Иране
Дипломатические отношения с Египтом.
Стремление присоединить Азербайджан.
Берке принял ислам.
В 50-е гг. было проведено исчисление населения Руси. За единицу счета – дом или семейство. Баскаки – оккупационная военная полиция. Во Владимире Великий баскак Владимирский, который подчинил остальные отряды. Дань собирали набранные из местных даньщики. Монгольские чиновники вмешивались в политику русских.
В 70-е годы Орда начала прикармливать ростовских князей – женить их на своих, включать ростовские дружины в состав войск, чьи походы были перспективны.
1266 – 1280 годы – Менгу –Тимур. Поход татар на Костантинополь.
1280 – 1290 годы – смуты, авторитет ханской власти под угрозой. Тверские и московские правители поддержали мятежника Ногая, надеясь на ослабление Орды. Ростовские и ярославские князья заняли сторону хана. Преследуя свои политические цели, ростовцы в 1293 г. навели на Русь Дюденеву рать. Это нашествие было разорительнее Батыева.
1290 – 1312 годы – Токта.
Восстановил стабильность. Но русские избавились от татарских сборщиков дани и баскаков.
1312 – 1342 годы – Узбек
Огромное строительство.
Новая столица Сарай Берке. Строил и в Крыму, Ургенче.
В XIV веке Золотая Орда разделилась на два государства.
Ак-Орду – земли в районе Сыр Дарьи и Аральского моря. «Синяя» по русским источникам уже в XV веке Персидские источники именуют ее узбекским улусом.
Кок-Орду – Поволжье, Крым, Сибирь. «Белая» по русским источникам, а это в переводе – Синяя.
После смерти хана Узбека начались династические распри.
Последним годом твердой власти и покоя в Золотой Орде считается 1356 год, когда Джанибек-хан захватил Азербайджан.
С 1360 по 1380 годы – 25 ханов «замятня великая»
Территория дробится.
При темнике Мамае ему подчинялось также правобережье Волги, а левый берег с обеими столицами, Хорезм, Булгар, Мордва управлялись другими правителями. При этом формально хан был один.
Тохтамыш (1380 – 1406 годы).
Вновь объединил Золотоордынские земли, но без Хорезма. Добился возобновления выплаты дани Руси. В войне с Тамерланом потерпел поражение в 1395 г. Сарай Берке был разрушен, Астрахань тоже. В 1399 г. поражение от хана Заволжской Орды.
Темир-Кутлуя.
После этих ударов Золотая Орда сведена на положение второстепенного государства. Начался резкий упадок рынков и ремесел, производства во всей стране.
Распад Золотой Орды .
Кочевая аристократия враждовала между собой и не могла контролировать территории с более высокой культурой.
Эмир Едигей, не будучи Чингисидом, не решался стать ханом, опять началась смена ханов, хотя фактически правил Едигей (до 1411 года).
Очередная замятня в начале XV века.
Смуты принимали все более хаотический характер, когда трудно даже установить, кого из соперничающих ханов надлежит признать действительно руководящей фигурой.
Золотой Орды в прежнем смысле уже не было – утрачены земледельческие районы, разрушены города. Хану подчинялись только степные кочевые улусы.
Но, перестав быть могущественным государством, Золотая Орда еще оставалась силой, которая способна была беспокоить культурных соседей – Русь, Литву, Польшу.
Центробежные силы происходили из кочевых улусов, мелкие вожди которых рвались к власти. Система сбора налогов и даней нарушилась, и окружение хана лишилось прежних доходов. Степь давала гораздо меньше доходов, чем подвластные города и селения земледельцев.
Торговля перестала носить транзитный характер и замкнулась на местные рынки.
Таким образом, население видело выход в образовании на своей территории самостоятельного владения.
Если нет иных доходов, надо активизировать набеги на соседей
В конце 1437 или 1445 годы образовалось Казанское ханство. Болгарское население численно преобладало. Но войско и знать – татарские.
В конце 1440-х годов – Крымское. Некоторые скотоводы в нем в это время уже начали переходить на оседлый труд земледельцев.
Основание этих ханств означало, что Золотая Орда (то, что осталось) превратилась почти целиком в кочевое государство – Большую Орду.
Единственной земледельческой и городской базой осталось Поволжье у Астрахани, пострадавшее от нашествия Тамерлана.
Распад Золотой Орды выразился не только в отрыве наиболее культурных областей, но и в появлении татарских вассальных княжеств на территории Руси и Литвы (Касимовское).
Большая Орда считала себя правопреемницей Золотой Орды → проблемы с Русью решала именно она.
В 1502 году была разгромлена Крымским ханством. На ее Поволжских землях возникло Астраханское ханство.
Сибирское ханство возникло в конце XV века, земледельческого населения в нем не было.
Ногайская Орда выделилась в начале XV века. Прикаспийские и приуральские земли. Тоже без земледельческого населения.
Центральная власть очень слабая.
Продолжала дробиться и в XVI веке.
Распад Золотой Орды был неизбежен как искусственного исторического объединения.
Оставшиеся кочевые части в военном отношении оказывались в XVI веке. Слабее еще недавно покоренных соседей, так как у тех уже была другая военная техника, новая военная организация + огромные мобилизационные ресурсы (люди, кони, еда, фураж, оружие, боеприпасы).
Крепости и опыт войны со степняками.
Сравнительно небольшие отряды оставшихся ханов были опасны в набеге, но покорить государство они не в состоянии → сами были покорены.