Строение носоглотки у детей. Строение носоглотки у ребенка
Горло является главным составляющим в организме человека. Оно имеет сложное строение и обладает большим набором функций. Благодаря ему люди живут, дышат и едят. В медицине не существует термина «горло». Но это слово давно закрепилось в нашем лексиконе. Под его значением имеется в виду сложное анатомическое строение гортани.
Анатомическое строение горла
По своему строению горло состоит из нескольких частей: глотки, гортани, трахеи. Чтобы правильно диагностировать заболевание необходимо тщательно изучить анатомию горла, разобрать все его составляющие детально. Патология может образоваться в любой его области. Поэтому знание анатомии горла является одним из важнейших направлений в отоларингологии.
Строение и отделы горла
Если говорить о том, как устроено горло, то по своему строению оно имеет вид перевернутого конуса, располагающегося возле 4-го и 6-го позвонка. Начало оно берет с подъязычной кости, опускается вниз и переходит в трахею.
Схема горла человека сложная и подразделяется на несколько частей:
- Глотку, включающую в себя носоглотку, ротоглотку, отдел глотания.
- Гортань, которая выстлана тканевыми структурами, кровеносными и лимфатическими сосудами, нервами, железами, хрящами и мышцами.
Детальную анатомию горла можно увидеть на фото.
Стоит отметить! Строение горла ребенка и взрослого человека не имеет явных различий. Единственное, можно выделить то, что у детей величина полостей меньше.
Какие функции выполняет горло?
Если обобщить работу, которую осуществляют все составляющие горла, то можно выделить несколько функций, без которых не представляется существование человека.
Функции горла подразделяется на:
- голосообразующую;
- защитную;
- дыхательную;
- пищеводную.
Нарушение одной из перечисленных действий может стать причиной развития серьезной патологии.
Заболевания, поражающие горло
К частым ЛОР - заболеваниям горла можно отнести ларингит. Болезнь может иметь острое или хроническое течение. Патология проявляется осиплостью голоса, лающим сухим кашлем, болезненностью во время глотания.
Причинами возникновения заболевания могут быть:
- перенесенный коклюш;
- перенапряжение голосовых связок;
- долгое нахождение на холоде;
- вдыхание паров, газов, пыли;
- неправильное питание;
- наличие вредных привычек.
Одной из частых патологий, поражающее горло также можно отнести фарингит.
Болезнь обычно возникает при/после:
- разговоре на холоде;
- длительном вдыхании холодного воздуха через рот.
Признаки заболевания проявляются першением и болью в горле. Больной жалуется на слабость, упорный и частый кашель, повышение температуры, мышечную и головную боль.
Тонзиллит возникает при наличии воспалительного процесса в небных миндалинах. Заболевание является довольно опасным, так как смеет свойство передаваться через предметы общего обихода и воздушно капельным путем. Безопасными для окружающих являются лишь те патологии, которые возникли на фоне аллергической реакции.
Возможные травмы
Повредить горло можно разными способами. Провоцировать травму могут внутренние и внешние факторы.
К внешним относятся:
- огнестрельные;
- резаные;
- колотые;
- ушибленные раны.
Полученные внешние травмы повреждают не только горло, но и лицо, шею, слизистую оболочку.
Возникновению внутренних травм способствует повреждение стенок и тканей горла острыми инородными предметами и обломками костей, которые попадают внутрь по естественным путям. Особенно часто такие ранения горла получают дети при падении. Травмы различаются по степени тяжести, может образоваться безобидная ссадина на слизистой или тяжелейшее повреждение, охватывающее стенки горла и окружающие полости.
Анатомическое строение глотки
Глотка, другое название - фаринкс. Она начинается в задней части ротовой полости и продолжается дальше вниз шеи. Более широкая часть располагается в основании черепа для прочности. Узкая нижняя часть соединяется с гортанью. Наружная часть глотки продолжает наружную часть рта - на ней довольно много желез, которые вырабатывают слизь и помогают увлажнять горло во время речи или приема пищи.
При изучении анатомии глотки важно определить ее вид, строение, выполняемые функции и риски заболевания. Как говорилось ранее, глотка имеет форму конуса. Зауженная часть сливается с гортаноглоткой, а широкая сторона продолжает полость рта. Там функционируют железы, которые вырабатывая слизь, способствуют увлажнению горла во время общения и приема пищи. С передней стороны она соединяется с гортанью, сверху примыкает к носовой полости, по бокам прилегает к полостям среднего уха через евстахиев канал, снизу соединяется с пищеводом.
Гортань располагается следующим образом:
- напротив 4 - 6 шейных позвонков;
- сзади - гортанная часть глотки;
- спереди - образуется, благодаря группе подъязычных мышц;
- сверху - подъязычная кость;
- сбоку - прилегает боковыми частями к щитовидной железе.
Строение глотки у ребенка имеет свои отличия. Миндалины у новорожденных недоразвиты и вообще не функционируют. Полное их развитие достигается к двум годам.
Гортань включает в свое строение скелет, у которого присутствуют парные и непарные хрящи, соединенные суставами, связками и мышцами:
- непарные состоят из: перстневидных, надгортанных, щитовидных.
- парные состоят из: рожковидных, черпаловидных, клиновидных.
Мышцы гортани делятся на три группы и состоят из:
- щиточерпаловидных, перстнечерпаловидных, косых черпаловидных и поперечных мышц - те, которые сужают голосовую щель;
- задняя перстнечерпаловидная мышца - является парной и расширяет голосовую щель;
- голосовая и перстнещитовидная - напрягают голосовые связки.
Вход в гортань:
- сзади входа присутствуют черпаловидные хрящи, которые состоят из рожковидных бугорков, и находятся сбоку слизистой оболочки;
- спереди - надгортанник;
- по бокам - черпалонадгортанные складки, которые состоят из клиновидных бугорков.
Гортанная полость также делиться на 3 части:
- Преддверие имеет свойство растягиваться от преддверных складок до надгортанника.
- Межжелудочковый отдел - растягивается от нижних связок до верхних связок преддверия.
- Подголосовая область - находится снизу голосовой щели, когда расширяется, начинается трахея.
Гортань имеет 3 оболочки:
- слизистая оболочка - состоит из многоядерного призматического эпителия;
- фиброзно-хрящевая оболочка - состоит из эластичных и гиалиновых хрящей;
- соединительнотканная - соединяет часть гортани и другие образования шеи.
Глотка: носоглотка, ротоглотка, отдел глотания
Анатомия глотки подразделяется на несколько отделов.
Каждый из них имеет свою определенную цель:
- Носоглотка - самый главный отдел, который охватывает и сливается специальными отверстиями с задней частью полости носа. Функция носоглотки - это увлажнить, согреть, очистить от патогенной микрофлоры вдыхаемый воздух и распознать запах. Носоглотка является неотъемлемой частью дыхательного тракта.
- Ротоглотка включает в себя миндалины, язычок. Они граничат с небом и подъязычной костью и соединяются при помощи языка. Главная функция ротоглотки - защита организма от инфекций. Именно миндалины препятствуют проникновению микробов и вирусов внутрь. Ротоглотка выполняет комбинированное действие. Без ее участия функционирование дыхательной и пищеварительной системы не возможно.
- Отдел глотания (гортаноглотка). Функция отдела глотания заключается в осуществлении глотательных движений. Гортаноглотка имеет отношение к пищеварительной системе.
Существует два вида мышц, окружающие глотку:
- шилоглоточная;
- мышцы - сжиматели.
Их функциональное действие основывается на подталкивании пищи к пищеводу. Глотательный рефлекс возникает машинально при напряжении и расслаблении мышц.
Этот процесс выглядит таким образом:
- В ротовой полости пища смачивается слюной и измельчается. Образовавшийся комок продвигается к корню языка.
- Далее рецепторы, раздражая, вызывают сокращение мышц. В результате приподнимается небо. В эту секунду между глоткой и носоглоткой закрывается занавеса, что препятствует попаданию пищи в носовые пути. Комок еды без проблем продвигается в глубь горла.
- Пережеванная еда выталкивается в глотку.
- Пища проходит к пищеводу.
Так как глотка является неотъемлемой частью дыхательной и пищеварительной системы, она способна регулировать возложенные на нее функции. Она не позволяет пище попасть в дыхательные пути в момент глотания.
Какие функции выполняет глотка
Строение глотки позволяет выполнять серьезные процессы, необходимые для существования человека.
Функции глотки:
- Голосообразующая. Хрящи в глотке берут контроль над движением голосовых связок. Пространство между связками постоянно подвергается изменению. Этот процесс регулирует громкость голоса. Чем короче голосовые связки, тем тон издаваемого звука становится выше.
- Защитная. Миндалины вырабатывают иммуноглобулин, который препятствует заражению человека вирусными и антибактериальными заболеваниями. В момент вдоха воздух, проникающий через носоглотку, согревается и очищается от болезнетворных микроорганизмов.
- Дыхательная. Вдыхаемый человеком воздух проникает в носоглотку, затем в гортань, глотку, трахею. Ворсинки, находящиеся на поверхности эпителия не дают проникнуть инородным телам в дыхательные.
- Пищеводная. Функция обеспечивает работу глотательных и сосательных рефлексов.
Схему глотки можно рассмотреть на следующем фото.
Заболевания, поражающие горло и глотку
Могут спровоцировать атака вирусной или бактериальной инфекции. Но патологию вызывают также грибковые поражения, развитие различных опухолей, проявление аллергии.
Болезни глотки проявляются:
- ангиной;
- тонзиллитом;
- фарингитом;
- ларингитом;
- паратонзиллитом.
Определить точный диагноз сможет только врач после тщательного осмотра и по результатам лабораторных исследований.
Возможные травмы
Глотка может травмироваться в результате внутренних, наружных, закрытых, открытых, проникающих, слепых и сквозных повреждений. Возможное осложнение - кровопотеря, удушье, развитие заглоточного абсцесса и т.д
Первая помощь:
- при травме слизистой в области ротоглотки участок повреждения обрабатывается нитратом серебра;
- глубокая травма требует введения столбнячного анатоксина, анальгетика, антибиотика;
- выраженное артериальное кровотечение останавливается пальцевым прижатием.
Специализированная медицинская помощь включает в себя постановку трахеостомии, тампонады глотки.
Анатомическое строение гортани
Гортань (ларинкс) выстлана разными тканевыми структурами, кровеносными и лимфатическими сосудами, нервами. Покрытая изнутри слизистая оболочка состоит из многослойного эпителия. А под ней располагается соединительная ткань, которая в случае болезни проявляется отеком. При изучении строения горла и гортани мы наблюдаем большое количество желез. Их нет только в области краев голосовых складок.
Строение горла человека с описанием смотрите ниже на фото.
Гортань расположена в горле в виде песочных часов. Строение гортани у ребенка отличаются от строения у взрослого человека. В младенчестве она находится выше на два позвонка, чем положено. Если у взрослых пластинки щитовидного хряща соединены под острым углом, то у детей они под прямым. Строение гортани у ребенка также отличается длинной голосовой щели. У них она более укорочена, а у голосовых складок неодинаковая величина. Схему гортани у ребенка можно увидеть на фото ниже.
Из чего состоит гортань?
Строение гортани по отношению к другим органам:
- сверху гортань прикреплена к подъязычной кости щитовидными связками. Это является опорой для наружных мышц;
- снизу гортань присоединяется к первому кольцу трахеи с помощью перстневидного хряща;
- с боку она граничит с щитовидной железой, а сзади с пищеводом.
Скелет гортани включает в себя пять основных хрящей, которые плотно прилегают друг к другу:
- перстневидный;
- щитовидный;
- надгортанник;
- черпаловидные хрящи - 2 штуки.
Сверху гортань переходит в гортаноглотку, снизу в трахею. Все хрящи, находящиеся в гортани, кроме надгортанника, гиалиновые, а мышцы поперечнополосатые. Они имеют свойство к рефлекторному сокращению.
Какие функции выполняет гортань?
Функции гортани обусловлены тремя действиями:
- Защитная. Она не пропускает в легкие сторонние предметы.
- Дыхательная. Строение гортани способствует регулированию потока воздуха.
- Голосовая. Колебания, вызывающие воздухом, создает голос.
Гортань - один из важных органов. При нарушении ее функциональной деятельности могут возникнуть необратимые последствия.
Заболевания, поражающие гортань
Патологический процесс, возникающий в гортани, чаще носит инфекционный характер. Причиной служит понижение иммунитета.
В результате развивается:
- ларингит;
- ангина;
- полипы;
- гранулема;
- стеноз гортани;
- туберкулез гортани;
- артриты суставов гортани;
- рак гортани.
Все вышеперечисленные заболевания требуют правильного подхода к лечению.
Возможные травмы
Травмы гортани могут образоваться в результате внешних и внутренних, тупых и острых, повреждений, а также термических и химических ожогов. Часто возникают ожоги горла. Такого рода повреждения могут иметь необратимый процесс. В лучшем случае состояние вызывает различные заболевания.
Признаки травмы горла проявляются в виде:
- одышки;
- боли во время глотания;
- постоянного кашля;
- слюнотечения;
- отека шеи;
- смещения гортани;
- кровоизлияния в переднюю область шеи.
Травма гортани несет угрозу для жизни, поэтому рекомендуется сразу вызвать скорую помощь. Во время оказанная медицинская помощь может спасти жизнь человеку.
Анатомия хрящей
При изучении строения гортани особое внимание следует уделить присутствующим хрящам.
Они представлены в виде:
- Перстневидного хряща. Это широкая пластинка в виде перстня, охватывающая заднюю, переднюю и боковые стороны. По бокам и краям хрящ имеет суставные площади для соединения с щитовидным и черпаловидными хрящами.
- Щитовидного хряща, состоящего из 2-х пластинок, которые срастаются спереди под углом. Эти пластинки при изучении строения гортани у ребенка можно заметить, что сходятся закругленно. Так происходит и у женщин, но у мужчин обычно образуется угловатый выступ.
- Черпаловидных хрящей. Они имеют форму пирамид, у основания которых располагаются 2 отростка. Первый - передний является местом для скрепления голосовой связки, а на второй - латеральный хрящ крепятся мышцы.
- Рожковидных хрящей, которые находятся на верхушках черпаловидных. ).
- период интенсивного роста легочных долей (от 3 меся цев до 3 лет).
- окончательная дифференцировка всей бронхолегочной системы (от 3 до 7 лет).
- Инфекцию. В этом случае происходит проникновение в организм болезнетворных бактерий и микробов, которые начинают свое разрушительное действие. И защитной реакцией организма выступают как раз сопли, которые начинают выделяться все больше для того, чтобы защитить слизистую.
- Неподходящие условия. Иногда у детей, если в комнате очень сухой или, наоборот, очень влажный воздух, могут появляться сопли. Причем она будет прозрачного цвета и течь постоянно. Либо же просто застаиваться где-то внутри, вызывая заложенность носа.
- Реакция сосудов. У некоторых детей своеобразная реакция сосудов на некоторые раздражители. Так, например, если говорить о грудничках, которые кушают смесь, то у них иногда во время кормления выделается слизь из носа.
- Аллергия. На сегодняшний день очень многие дети страдают от аллергии. Причиной тому служит плохая экологическая обстановка, а также наследственность. При аллергии. у ребенка из носа течет прозрачная и немного жидковатая слизь. При этом малыш чешет нос, постоянно чихает, у него могут отечь глаза.
- Ребенок стукнулся носом. Иногда из-за травмы слизистая носоглотки немного отекает, из-за чего выделяется слизь.
- В нос попал инородный предмет, и организм, таким образом, пытается вытолкнуть его и защитится.
- Искривление перегородки. У некоторых детей по определенным причинам с самого рождения искривлена перегородка. Это может обнаружить только специалист, проведя осмотр, во время которого он заметит, что один носовой проход уже, чем другой.
- Затяжной насморк. а именно постоянное применение сосудосуживающих капель. Большинство лекарственных препаратов такого типа вызывают сильнейшее привыкание, из-за которого и начинает выделяться слизь.
- первая степень – разрастание третьей пары миндалин и перекрытие 33% отверстия, сообщающегося с носоглоткой;
- вторая степень – перекрытие аденоидами 66% отверстия;
- третья степень – закрыто практически все отверстие, около 99%.
- При первой (легкой) степени особенно заметно затрудненное носового дыхания во сне, когда ребенок принимает горизонтальное положение. У него во сне появляется сопение.
- При второй степени ребенок начинает храпеть ночью, дышит ртом, слизь из носа стекает в глотку.
У ребенка отекает носоглотка
Нарушается сон, малыш не высыпается, становится раздражительным и капризным. Возможна остановка дыхания во время сна (апноэ).
- При третьей степени нос полностью не пропускает воздушный поток, вследствие чего ребенок вынужден дышать ртом не только ночью, но и днем. У него формируется «аденоидное» лицо: сглаживаются носогубные складки, рот приоткрыт, взгляд становится малоосмысленным, нижняя челюсть отвисает.
- Пальцевой метод. В настоящее время не применяется. Врач пальцем через рот ощупывает носоглоточные миндалины, на основании чего выносит заключении об их увеличении.
- Рентгенография носоглотки. Дает информацию лишь об увеличении миндалин, но не позволяет судить о наличии в них воспалительного процесса.
- Эндоскопия. Через нос вводится трубка небольшого диаметра с видеокамерой на конце, аденоиды отображаются на мониторе. Эндоскопический метод позволяет установить их размеры, локализацию, перекрытие отверстий слуховых труб. Это самое информативное, безопасное и безболезненное обследование.
- общие анализы крови и мочи;
- биохимический анализ крови;
- кровь на свертываемость;
- консультация педиатра.
- отсутствие эффекта от консервативной терапии;
- рецидив заболевания 4 и чаще раз в год;
- развитие осложнений;
- апноэ;
- частые отиты и ОРВИ.
- заболевания крови;
- инфекционные заболевания за 4 недели до операции;
- эпидемия гриппа;
- тяжелая сердечно-сосудистая патология.
- носоглотка — это отдел, который соединен между носом, ртом и гортанью;
- ротоглотка является продолжением носоглотки. Отделяет этот отдел от полости рта мягкое небо, небные дужки и спинка языка;
- гортаноглотка, свое начало этот отдел берет примерно в районе 4 позвонка (могут быть отмечены возрастные особенности). В этом отделе расположена гортань, состоит практически полностью из мышц и является проводником пищи к пищеводу.
Информативное видео: Строение горла, глотки и гортани человека, из чего они состоят и какие функции выполняют?
Начало формирования трахеопульмональной системы на чинается на 3—4й неделе эмбрионального развития. Уже к 5— 6-й неделе развития эмбриона появляются разветвления второ го порядка и предопределено образование трех долей правого легкого и двух долей левого легкого. В этот период образуется ствол легочной артерии, врастающей в легкие по ходу первич ных бронхов.
У эмбриона на 6—8-й неделе развития формируются основ ные артериальные и венозные коллекторы легких. В течение 3 ме сяцев происходит рост бронхиального дерева, появляются сег ментарные и субсегментарные бронхи.
В течение 11—12-й недели развития уже имеются участки ле гочной ткани. Они вместе с сегментарными бронхами, артерия ми и венами образуют эмбриональные сегменты легких.
В промежутках между 4-м и 6-м месяцами наблюдается быст рый рост сосудистой системы легких.
У плодов в 7 месяцев ткань легких приобретает черты по ристого строения каналов, будущие воздушные пространства заполнены жидкостью, которая выделяется клетками, высти лающими бронхи.
В 8—9 месяцев внутриутробного периода происходит даль нейшее развитие функциональных единиц легких.
Рождение ребенка требует немедленного функционирова ния легких, в этот период с началом дыхания происходят зна чительные изменения воздухоносных путей, особенно дыхатель ного отдела легких. Формирование дыхательной поверхности в отдельных отделах легких происходит неравномерно. Для рас правления дыхательного аппарата легких огромное значение имеют состояние и готовность сурфактантной пленки, высти лающей легочную поверхность. Нарушение поверхностного натя жения сурфактантной системы приводит к серьезным заболе ваниям ребенка раннего возраста.
В первые месяцы жизни у ребенка сохраняется соотноше ние длины и ширины воздухоносных путей, как у плода, ког да трахея и бронхи короче и шире, чем у взрослых, а мелкие бронхи — более узкие.
Плевра, покрывающая легкие, у новорожденного ребенка более толстая, рыхлая, содержит ворсины, выросты, особенно в междолевых бороздках. В этих участках возникают патологи ческие очаги. Легкие к рождению ребенка подготовлены к вы полнению функции дыхания, но отдельные компоненты нахо дятся в стадии развития, быстро идет формирование и дозревание альвеол, происходят перестройка малого просвета мышечных артерий и ликвидация барьерной функции.
После трехмесячного возраста различают II периода.
Интенсивный рост трахеи и бронхов происходит на 1—2м году жизни, который в последующие годы замедляется, а мел кие бронхи растут интенсивно, углы ветвления бронхов также увеличиваются. Диаметр альвеол нарастает, и дыхательная по верхность легких с возрастом увеличивается в 2 раза. У детей до 8 месяцев диаметр альвеол равен 0,06 мм, в 2 года — 0,12 мм, в 6 лет — 0,2 мм, в 12 лет — 0,25 мм.
В первые годы жизни происходят рост и дифференцировка элементов легочной ткани, сосудов. Выравнивается соотноше ние объемов долей у отдельных сегментов. Уже в 6—7 лет лег кие являются сформированным органом и неотличимы по срав нению от легких взрослых людей.
Особенности дыхательных путей ребенка
Дыхательные пути делятся на верхние, к которым относятся нос, придаточные пазухи носа, глотка, евстахиевы трубы, и ниж ние, к которым относятся гортань, трахея, бронхи.
Основная функция дыхания заключается в проведении воз духа в легкие, очищении его от пылевых частиц, защите легких от вредных воздействий бактерий, вирусов, инородных частиц. Кроме того, дыхательные пути согревают и увлажняют вдыхае мый воздух.
Легкие представлены мелкими мешочками, которые содер жат воздух. Они соединяются между собой. Основная функция легких заключается в поглощении из атмосферного воздуха кислорода и выделении в атмосферу газов, прежде всего угле кислого.
Механизм дыхания. При вдохе происходит сокращение диа фрагмы и мышц грудной клетки. Выдох в старшем возрасте происходит пассивно под влиянием эластичной тяги легких. При обструкции бронхов, эмфиземе, а также у новорожденных имеет место активный вдох.
В норме дыхание устанавливается с такой частотой, при ко торой объем дыхания выполняется за счет минимальных энер гетических затрат дыхательной мускулатуры. У новорожденных детей частота дыхания — 30—40, у взрослых — 16—20 в минуту.
Основным носителем кислорода является гемоглобин. В ле гочных капиллярах кислород связывается с гемоглобином, обра зуя оксигемоглобин. У новорожденных детей преобладает феталь ный гемоглобин. В первый день жизни его содержится в организме около 70%, к концу 2й недели — 50%. Фетальный гемоглобин обладает свойством легко связывать кислород и трудно отдавать его тканям. Это помогает ребенку при наличии кислородного го лодания.
Транспорт углекислого газа происходит в растворенном ви де, насыщение крови кислородом влияет на содержание угле кислого газа.
Функция дыхания тесно связана с легочным кровообраще нием. Это сложный процесс.
Во время дыхания отмечается его авторегуляция. При рас тяжении легкого во время вдоха тормозится центр вдоха, во вре мя выдоха стимулируется выдох. Глубокое дыхание или прину дительное раздувание легких ведут к рефлекторному расширению бронхов и повышают тонус дыхательной мускулатуры. При спа дении и сдавлении легких происходит сужение бронхов.
В продолговатом мозге располагается дыхательный центр, откуда поступают команды к дыхательной мускулатуре. Брон хи при вдохе удлиняются, на выдохе — укорачиваются и су жаются.
Взаимосвязь функций дыхания и кровообращения прояв ляется с момента расправления легких при первом вдохе ново рожденного, когда расправляются и альвеолы, и сосуды.
При заболеваниях органов дыхания у детей могут возник нуть нарушение дыхательной функции и дыхательная недоста точность.
Особенности строения носа ребенка
У детей раннего возраста носовые ходы короткие, нос упло щенный изза недостаточно развитого лицевого скелета. Носо вые ходы более узкие, раковины — утолщенные. Носовые ходы окончательно формируются только к 4 годам. Полость носа — относительно малых размеров. Слизистая оболочка очень рых лая, хорошо снабжена кровеносными сосудами. Воспалитель ный процесс приводит к развитию отека и сокращению изза этого просвета носовых ходов. Нередко происходит застой сли зи в носовых ходах. Она может подсыхать, образуя корочки.
При закрытии носовых ходов может возникнуть одышка, ре бенок в этот период не может сосать грудь, беспокоится, бросает грудь, остается голодным. Дети в связи с затруднением носово го дыхания начинают дышать ртом, у них нарушается согрева ние поступающего воздуха и увеличивается склонность к про студным заболеваниям.
При нарушении носового дыхания отмечается отсутствие раз личения запахов. Это приводит к нарушению аппетита, а также к нарушению представления о внешней среде. Дыхание через нос является физиологическим, дыхание через рот — призна ком заболевания носа.
Придаточные полости носа. Придаточные полости носа или, как их называют, пазухи, являются ограниченными простран ствами, заполненными воздухом. Верхнечелюстные (гайморо вы) пазухи формируются к 7летнему возрасту. Решетчатая — к 12 годам, лобная полностью формируется к 19 годам.
Особенности слезноносового канала. Слезноносовой канал более короткий, чем у взрослых, его клапаны недостаточно раз виты, выходное отверстие находится близко к углу век. В свя зи с этими особенностями инфекция быстро попадает из носа в конъюнктивальный мешок.
Особенности глотки ребенка
Глотка у детей раннего возраста относительно широкая, неб ные миндалины развиты слабо, что объясняет редкие заболе вания ангиной на первом году жизни. Полностью миндалины развиваются к 4—5 годам. К концу первого года жизни миндаль ная ткань гиперплазируется. Но ее барьерная функция в этом возрасте очень низкая. Разросшаяся миндальная ткань может быть подвержена инфекции, поэтому возникают такие заболе вания, как тонзиллит, аденоидит.
В носоглотку открываются евстахиевы трубы, которые со единяют ее со средним ухом. Если инфекция попадает из носо глотки в среднее ухо, возникает воспаление среднего уха.
Особенности гортани ребенка
Гортань у детей — воронкообразной формы, является про должением глотки. У детей она располагается выше, чем у взрос лых, имеет сужение в области перстневидного хряща, где распо лагается подсвязочное пространство. Голосовая щель образована голосовыми связками. Они короткие и тонкие, этим обуслов лен высокий звонкий голос ребенка. Диаметр гортани у ново рожденного в области подсвязочного пространства составляет 4 мм, в 5—7 лет — 6—7 мм, к 14 годам — 1 см. Особенностями гортани у детей являются: ее узкий просвет, множество нерв ных рецепторов, легко возникающий отек подслизистого слоя, что может привести к тяжелым нарушениям дыхания.
Щитовидные хрящи образуют у мальчиков старше 3 лет бо лее острый угол, с 10 лет формируется типичная мужская гор тань.
Особенности трахеи ребенка
Трахея является продолжением гортани. Она широкая и ко роткая, каркас трахеи состоит из 14—16 хрящевых колец, которые соединены фиброзной перепонкой вместо эластичной замыкаю щей пластины у взрослых. Наличие в перепонке большого коли чества мышечных волокон способствует изменению ее просвета.
Анатомически трахея новорожденного находится на уров не IV шейного позвонка, а у взрослого — на уровне VI—VII шей ного позвонка. У детей она постепенно опускается, как и ее би фуркация, которая располагается у новорожденного на уровне III грудного позвонка, у детей 12 лет — на уровне V—VI грудно го позвонка.
В процессе физиологического дыхания просвет трахеи ме няется. Во время кашля он уменьшается на 1/3 своего попереч ного и продольного размеров. Слизистая оболочка трахеи богата железами, выделяющими секрет, который покрывает поверхность трахеи слоем толщиной 5 мкм.
Реснитчатый эпителий способствует перемещению слизи со скоростью 10—15 мм/мин по направлению изнутри кнаружи.
Особенности трахеи у детей способствуют развитию ее вос паления — трахеиту, который сопровождается грубым, низким по тембру кашлем, напоминающим кашель «как в бочку».
Особенности бронхиального дерева ребенка
Бронхи у детей к рождению сформированы. Слизистая обо лочка их богато снабжена кровеносными сосудами, покрыта слоем слизи, которая движется со скоростью 0,25—1 см/мин. Особенностью бронхов у детей является то, что эластичные и мышечные волокна развиты слабо.
Бронхиальное дерево разветвляется до бронхов 21го поряд ка. С возрастом количество ветвей и их распределение остают ся постоянными. Размеры бронхов интенсивно меняются на пер вом году жизни и в периоде полового созревания. Их основу составляют хрящевые полукольца в раннем детском возрасте. Бронхиальные хрящи очень эластичные, податливые, мягкие и легко смещаются. Правый бронх шире левого и является про должением трахеи, поэтому в нем чаще обнаруживаются ино родные тела.
После рождения ребенка в бронхах формируется цилиндри ческий эпителий с мерцательным аппаратом. При гиперемии бронхов и их отеке резко снижается их просвет (вплоть до пол ного его закрытия).
Недоразвитие дыхательной мускулатуры способствует сла бому кашлевому толчку у маленького ребенка, что может при вести к закупорке слизью мелких бронхов, а это, в свою оче редь, приводит к инфицированию легочной ткани, нарушению очистительной дренажной функции бронхов.
С возрастом по мере роста бронхов, появлением широких просветов бронхов, продуцированием бронхиальными железами менее вязкого секрета реже встречаются острые заболевания бронхолегочной системы по сравнению с детьми более раннего возраста.
Особенности легких у детей
Легкие у детей, как и у взрослых, делятся на доли, доли на сег менты. Легкие имеют дольчатое строение, сегменты в легких от делены друг от друга узкими бороздами и перегородками из сое динительной ткани. Основной структурной единицей являются альвеолы. Число их у новорожденного в 3 раза меньше, чем у взрос лого человека. Альвеолы начинают развиваться с 4—6недель ного возраста, их формирование происходит до 8 лет. После 8 лет легкие у детей увеличиваются за счет линейного размера, па раллельно нарастает дыхательная поверхность легких.
В развитии легких можно выделить следующие периоды:
1) от рождения до 2 лет, когда происходит интенсивный рост альвеол;
2) от 2 до 5 лет, когда интенсивно развивается эластическая ткань, формируются бронхи с перебронхиальными включе ниями легочной ткани;
3) от 5 до 7 лет окончательно формируются функциональные способности легких;
4) от 7 до 12 лет, когда происходит дальнейшее увеличение массы легких за счет созревания легочной ткани.
Анатомически правое легкое состоит из трех долей (верхней, средней и нижней). К 2 годам размеры отдельных долей соот ветствуют друг другу, как у взрослого человека.
Кроме долевого, в легких различают сегментарное деление, в правом легком различают 10 сегментов, в левом — 9.
Основной функцией легких является дыхательная. Считается, что через легкие ежедневно проходит 10 000 л воздуха. Кисло род, поглощенный из вдыхаемого воздуха, обеспечивает функ ционирование многих органов и систем; легкие принимают учас тие во всех видах обмена веществ.
Дыхательная функция легких осуществляется с помощью биологически активного вещества — сурфактанта, также оказы вающего бактерицидное действие, препятствующего попаданию жидкости в легочные альвеолы.
С помощью легких из организма удаляются отработанные газы.
Особенностью легких у детей является незрелость альвеол, они имеют небольшой объем. Это компенсируется учащением дыхания: чем младше ребенок, тем более поверхностное у него дыхание. Частота дыхания у новорожденного равна 60, у под ростка — уже 16—18 дыхательных движений в 1 минуту. Завер шается развитие легких к 20 годам.
Самые различные заболевания могут нарушать у детей жиз ненно важную функцию дыхания. Изза особенностей аэрации, дренажной функции и эвакуации секрета из легких воспали тельный процесс часто локализуется в нижней доле. Это про исходит в лежачем состоянии у детей грудного возраста изза недостаточной дренажной функции. Парависцебральные пнев монии чаще возникают во втором сегменте верхней доли, а также в базальнозаднем сегменте нижней доли. Может часто поражать ся средняя доля правого легкого.
Наибольшее диагностическое значение имеют следующие исследования: рентгенологическое, бронхологическое, опреде ление газового состава крови, рН крови, исследование функ ции внешнего дыхания, исследование бронхиального секрета, компьютерная томография.
По частоте дыхания, соотношению его с пульсом судят о нали чии или отсутствии дыхательной недостаточности (см. табл. 14).
ЛОР > Детские лор заболевания > Как убрать сопли из носоглотки у ребенка: основные способы
Довольно часто у детей в носоглотке скапливаются сопли, которые становятся причиной затрудненного дыхания, капризности и т.д. В любом случае, чем бы ни вызвано было их появление, сопли нужно убирать.
Причины появления соплей в носоглотке
Существует множество причин, почему в один момент у ребенка начинают скапливаться сопли в носоглотке.
К ним можно отнести:
Читай также: Консервативное лечение аденоидов у детей: симптомы болезни и основные принципы лечения
Причин появления слизи в носоглотке множество. Но главное, вовремя ее удалять, так как она доставляет огромный дискомфорт малышу.
Частое появление слизи в носоглотке у малыша заставляет родителей подумать над тем, как убирать ее, не прибегая постоянно к лекарственным препаратам и антибиотикам. В том случае, если появление слизи вызвано простым насморком (не бактериальным) или просто попаданием пыльцы в нос, то в этом случае можно прибегнут к промыванию носа.
Считается, что для детей лучше всего использовать такие лекарственные препараты, сделанные из морской воды, как Аква Марис и Аква Лор. Но стоимость их иногда не позволяет некоторым родителям приобретать препараты часто.
В случае с Аква Лором и Аква Марисом есть различные типы, которые отличаются друг от друга интенсивностью потока струи. В зависимости от того, какого возраста ребенок, и следует подбирать тот или иной вид. Промывание нужно проводить минимум четыре-пять раз в день. Если делать это больше, то наоборот будет лучше.
Соленая вода, помимо того, что способствует выведению слизи, увлажняет слизистую, а также немного обеззараживает.
Если нет возможности пойти и купить в аптеке один из этих препаратов, то можно приобрести минеральную воду Ессентуки 17, которая по составу примерно такая же, как Аква Марис. Перед промыванием нужно выпустить газы. После этого берется пипетка, в нее набирается минералка и закапывается в нос малыш. Спустя несколько минут водичка потечет из носа, а вместе с ней выведется и слизь.
Полезное видео о том как правильно закапывать нос грудничку.
Для тех, у кого нет физической возможности пойти в аптеку (например, один дома с ребенком), то можно взять чану ложку соли и смешать ее со стаканом кипяченой воды. Этим раствором и промывать. Считается, что промывание носа соленой водой способствует не только лучшему выведению слизи, но и скорейшему выздоровлению.
Читай также: Острый фарингит у детей: особенности развития и различные способы лечения
Ингаляции в борьбе с соплями
Еще один очень хороший метод вывести слизь из носоглотки – это сделать ингаляцию. Целесообразно это проводит только в том случае, если дома есть ингалятор и физиологический раствор.
Лучше всего делать ингаляцию три раза в день (после сна, перед дневным сном и на ночь). Если ребенок не сопротивляется и ему нравится эта процедура, то лучше сделать еще один или два раза. Вреда никакого не будет, а вот пользы много.
Некоторые врачи говорят делать ингаляции с интерфероном, но только тогда, когда это вирусное заболевание, и помимо удаления слизи, нужно еще и помочь организму бороться с инфекцией.
В том случае, если скопление слизи вызвано бактериальной инфекцией, то ингаляции проводить не рекомендуется.
Аллергический насморк: причины и лечение
Одной из наиболее частых причин, почему у ребенка в носу скапливается слизь, является аллергическая реакция. Некоторые дети реагируют на пылевого клеща. Звучит немного страшно, но такое случается только в том случае, если давно не менялась постель. У детей сразу начинает закладывать нос и течь из него.
Также, слизь появляется при цветении цветов и от простой пыли.
Чем бы ни вызвано было появление слизи, убирать ее нужно срочно, так как отек может распространиться дальше. Лучше всего не прибегать к сосудосуживающим препаратам, так как частое их применение может вызвать привыкание.
Прежде всего, нужно убрать аллерген, а затем дать ребенку антигистаминный препарат.
Параллельно с этим промыть нос малыша соленой водой, чтобы убрать частички аллергена. Обычно, данные мероприятия помогают убрать слизь из носоглотки.
Медикаментозное лечение соплей в носоглотке
Лечение с помощью лекарств
Читай также: Чем лечить очень красное горло у ребенка — лекарства и народные средства
Если речь идет об обычном насморке, то слизь в первые дни из носоглотки убрать не получится. Иногда насморк у детей начинается с простой заложенности, а во время осмотра врачом выясняется, что слизь стекает по носоглотке.
При таком раскладе необходимо проводить такое лечение, как если бы слизь вытекала из носа, потому что инфекцию нужно лечить. Разрешается капать ребенку два раза в день на протяжении трех дней сосудосуживающие капли (чтобы эффект от других медикаментов были лучше, да и дыхание облегчилось), противовирусные капли или антибиотики (в некоторых случаях лучше сразу начать капать антибиотиками, особенно, когда сопли густые и не высмаркиваются).
Перед тем, как закапать любые капли, нужно промыть нос соленой водой, чтобы убрать слизь и микробы. Делать это нужно как можно чаще.
После трех дней интенсивного лечения, количество слизи уменьшится, но теперь ее нужно высмаркивать.
Чем и как лечить воспаление носоглотки?
Если ребенок не умеет этого делать, то нужно приобрести Отривин Бейби и делать это им. Перед высмаркиванием также лучше промыть нос водой.
Довольно часто у грудничков скапливается слизь в носике. А так как они не умеют дышать ртом, то это может быть очень опасно. Чтобы очистить носик, нужно взять вату, скурить из нее жгутик и смазать маслом, а затем легкими и не сильными вращательными движениями почистить его. Опытные родители очень быстро убирают слизь из носоглотки у малыша, так как они точно знают, в каком случае к какому препарату или способу нужно прибегнуть.
Поделись с друзьями! Будьте здоровы!
В организме человека имеются 8 миндалин, которые располагаются в области рта, носа и глотки. Миндалины «нашпигованы» иммунными клетками, поэтому основная их роль заключается в создании барьера для патогенных бактерий, пытающихся попасть в организм. Одна из миндалин (третья пара) – носоглоточная и представляет собой скопление лимфоидной ткани, которая расположена позади носа за свисающим с неба язычком, пропускает через себя струю воздуха при вдохе и очищает его от микробов, аллергенов, вирусов и прочих чужеродных агентов.
Аденоиды – это патологическая гипертрофия (разрастание) носоглоточной миндалины. Третья пара миндалин очень хорошо развита в детстве, а с возрастом, примерно с 12 лет, начинает уменьшаться. У некоторых взрослых носоглоточная миндалина полностью атрофирована. Именно с возрастными особенностями связан высокий процент аденоидов у детей 3-10 лет. Но возможны аденоиды как у подростков, в период полового созревания, так и у взрослых.
Причины
Выделяют 5 основных причин, которые приводят к возникновению аденоидов в детском возрасте:
Частые ОРВИ
Обычно ребенок, проживающий в крупном городе и посещающий детские учреждения, болеет простудными заболеваниями не чаще 6-8 раз в год.
При попадании патологической микрофлоры в носоглотку поражаются верхние дыхательные пути (ринит, трахеит, фарингит). В ответ на это носоглоточные миндалины увеличиваются, так как начинают активно продуцировать иммунные клетки-защитники.
После стихания ОРВИ миндалины возвращаются к прежним размерам. Но если ребенок болеет часто, то миндалины не успевают уменьшаться. Новая инфекция – разрастание лимфоидной ткани.
Ослабленный иммунитет
Внешне ребенок выглядит здоровым, и родители могут не догадываться о наличии в его организме персистирующей «гуляющей» инфекции. Это могут быть вирусы герпеса или Эпштейна-Бара, хламидии, микоплазмы, лямблии и прочие.
Все перечисленные инфекции протекают зачастую скрыто и подрывают защитные силы организма, что провоцирует гипертрофию носоглоточных миндалин.
Фото: локализация аденоидов
Аллергия
В настоящее время отмечается тенденция к увеличению детей-аллергиков. Это связано с нарушенной экологией, с потенциально опасными соединениями, содержащимися в средствах бытовой химии, с консервантами и прочим.
Аллергены так же, как и болезнетворные микробы вызывают разрастание аденоидов.
Наследственность
Полилимфоаденопатия – разрастание лимфоидной ткани во многих участках организма является конституционной особенностью и передается по наследству.
Степени
Выделяют три степени тяжести аденоидов в зависимости от процента разрастания лимфоидной ткани и клинической картины:
Симптомы аденоидов
Первым характерным признаком аденоидов является затрудненное дыхание носом, которое совершенно не связано с ОРВИ или травмой носа.
В тяжелых случаях из-за постоянно стекающей слизи под носом ребенка кожа раздражается и воспаляется, что позднее формирует экзему. Появляются проблемы со слухом, инфекция с аденоидов переходит на среднее ухо, дети плохо слышат.
Ребенок начинает хуже учиться, плохо воспринимает материал, не способен сосредоточиться. И, конечно, у ребенка с аденоидами часты простудные заболевания, из которых он не «вылезает».
Диагностика
Диагностику аденоидов проводят на основании характерных жалоб, осмотра задней стенки ротоглотки специальным зеркалом и дополнительных методов:
Обследование перед операцией (аденотомией):
Лечение аденоидов
Лечением аденоидов занимается врач – оториноларинголог (ЛОР). Лечение может быть консервативным и оперативным. Решение о хирургическом вмешательстве принимается с учетом степени тяжести, выраженности симптомов, наличия сопутствующей патологии и противопоказаний.
Консервативная терапия
Консервативное лечение аденоидов заключается в регулярном промывании носоглотки отварами лечебных трав (настой календулы, ромашки, чистотела, мяты, зверобоя, листьев эвкалипта и других) или солевыми растворами (используется морская соль).
После промывания необходимо закапывать в нос лечебные препараты, обладающие противовоспалительным и подсушивающим действиями (растворы протаргола, колларгола, альбуцида).
Также назначаются глюкокортикоиды (дексаметазон), которые способствуют снятию отека и уменьшению аденоидов.
Необходим прием витаминов: аскорбиновая кислота, аскорутин, витамин Д.
Проводится физиолечение (УФО носоглотки, электрофорез с лекарствами, лазерная терапия).
Хороший эффект оказывает ароматерапия. При отсутствии результатов от консервативного лечения решается вопрос об операции.
Операция по удалению аденоидов
Показания:
Противопоказания к аденотомии:
Хирургическое удаление аденоидов в настоящее время проводится под общим наркозом эндоскопически.
Не так давно аденотомию проводили вслепую, что приводило к рецидиву заболевания в половине случаев. Под контролем видеокамеры, введенной в носоглотку, срезаются разрастания лимфоидной ткани, а кровоточащие сосуды прижигаются лазером, жидким азотом или электрическим током.
После операции
В стационаре ребенок находится 1-3 дня, а затем на домашнем режиме 10-14 дней.
На первые-вторые сутки возможен подъем температуры и боли в животе. Эта реакция на хирургическое вмешательство.
Одно- или двукратная рвота сгустками крови не является опасным симптомом (возможно, ребенок проглотил кровяные сгустки во время операции).
Последствия и прогноз
Прогноз при адекватном и своевременном лечении аденоидов благоприятный.
Однако последствия аденоидов у детей грозные, и наблюдаются в запущенных случаях (на третьей стадии):
Хронические воспалительные заболевания верхних дыхательных путей
В результате того, что неочищенный воздух поступает в организм плюс постоянное сглатывание инфицированной слизи и гноя при аденоидах, у ребенка развиваются
Перечисленные заболевания могут стать пусковым моментом в развитии бронхиальной астмы.
Нарушение слуха
Носовая полость сообщается с полостью среднего уха через слуховую трубу. Разросшаяся лимфоидная ткань аденоидов перекрывает отверстие слуховой трубы в носу, что затрудняет проникновение воздуха в среднее ухо. Из-за этого барабанная перепонка теряет эластичность, становится неподвижной – слух снижается. Также нередки случаи отита (воспаление среднего уха).
Снижение успеваемости в школе
Затрудненное носовое дыхание ведет к недостатку кислорода, в результате чего страдает мозговое кровообращение. Ребенок становится невнимательным, рассеянным, плохо концентрируется и запоминает. Не последнюю роль в этом играет и нарушение сна (сонливость днем, постоянная усталость). Возможно отставание в умственном развитии, энурез (ночное недержание мочи).
Изменения лицевого скелета и грудной клетки
Из-за нарушенного дыхания формируется «куриная» грудь – сплющенная с боков грудная клетка и выступающая вперед грудина. Череп имеет долихоцефалическую форму, нижняя челюсть вытягивается и отвисает. Характерен скошенный подбородок. Формируется неправильный прикус, зубы начинают расти криво, что также способствует их кариозности.
Проблемы с пищеварительным трактом
Постоянное заглатывание инфицированной слизи приводит к воспалению слизистой желудка и кишечника (гастритам и энтеритам).
Нарушения речи
Изменения костей лицевого черепа приводят к снижению подвижности мягкого неба, и, как следствие, к формированию неправильных и непонятных звуков.
Другие хронические заболевания
На фоне аденоидов нередко поражаются небные миндалины (хронический тонзиллит), воспаляются гипертрофированные носоглоточные миндалины (аденоидит), также в процесс могут вовлекаться суставы, почки, сосуды (васкулиты), сердечно-сосудистая система, как правило, развивается анемия.
Аденоидит
Аденоидные разрастания (вегетации) — это патологическое увеличение носоглоточной миндалины.
Встречаются в основном в детском возрасте. У детей с увеличенными аденоидами затруднено носовое дыхание, что обусловлено механическим препятствием и хроническим воспалением слизистой носа. Характерные признаки аденоидита у ребенка - постоянно полуоткрытый рот, храп во время сна, частая головная боль. Такие дети быстро утомляются при физической и умственной нагрузке, отстают в физическом развитии. Лицо становится одутловатым, нижняя губа, отвисает. «Аденоидные» дети рассеянны, нередко страдают недержанием мочи, косноязычием, у них снижается обоняние.
Аденоидит: острый и хронический
Аденоидит - это воспалительное заболевание увеличенной глоточной миндалины. Чаще всего встречается у детей дошкольного и младшего школьного возраста. Воспаление протекает аналогично воспалительному процессу в небных миндалинах при ангине. Длительно текущий хронический аденоидит, как и тонзиллит, может привести к тяжелым осложнениям и распространению инфекции на почки, сердце, сосуды, суставы и другие органы.
Причины аденоидита
К развитию аденоидита предрасполагают следующие факторы: искусственное вскармливание ребенка, однообразное, преимущественно углеводистое питание, наличие рахита (дефицита витамина D), диатезов, аллергии, переохлаждение, экологические факторы, например, длительное нахождение в местах с сухим, загрязненным воздухом. Острый аденоидит развивается у детей младшего возраста вследствие активизации микробной флоры носоглотки под влиянием переохлаждения или в качестве осложнения какого-либо инфекционного заболевания.
Аденоидит у детей.
Сопли в носоглотке: у детей и взрослых. Причины и лечение
Симптомы
Для клинической картины острого аденоидита характерно появление слизисто-гнойных выделений из носоглотки - они стекают по задней стенке глотки и видны при осмотре, повышение температуры тела, затруднение носового дыхания. Очень часто при остром аденоидите происходит вовлечение в воспалительный процесс евстахиевой (слуховой) трубы, что проявляется заложенностью, болями в ухе и снижением слуха.
Хронический аденоидит — следствие перенесенного острого воспаления аденоидов Проявления заболевания: небольшое повышение температуры тела (субфебрилитет), отставание ребенка в психическом и физическом развитии, повышенная утомляемость, плохая успеваемость в школе, нарушенное внимание, сонливость одновременно с плохим сном, головная боль, снижение аппетита, ночной кашель у ребенка (вследствие стекания по задней стенке глотки гнойного отделяемого из воспаленной миндалины). Нередко хроническому аденоидиту сопутствует хронический евстахиит, что сопровождается прогрессирующим нарушением слуха.
Диагностика
Диагноз острого и хронического аденоидита ставится врачом-оториноларингологом!
Аденоидит у детей лечение
Для удаления инфекционных возбудителей с поверхности носоглоточной миндалины и уменьшения объема аденоидов необходимо ежедневно 3 раза в день промывать обе половины носа стерильной морской водой (Аквалор Беби, Аквалор Софт, Аквалор Норм, Аквалор Мини).
После промывания при сильной заложенности носа и выраженном нарушении носового дыхания можно закапать ребенку в нос сосудосуживающие капли (они снимают отек слизистой и восстанавливают носовое дыхание). Закапывают по 1 - 2 капли в каждую ноздрю. Лечение сосудосуживающими препаратами не должно продолжаться дольше 5 - 7 дней, так как более длительное их применение может привести к развитию серьезных осложнений (одно из них — развитие «медикаментозного» насморка у ребенка, от которого в дальнейшем очень трудно избавиться). Решение о назначении сосудосуживающих капель принимает ЛОР-врач!
При хроническом аденоидите назначаются противоаллергические препараты. Дозировка препаратов зависит от возраста ребенка и определяется врачом.
Обязательным при хроническом аденоидите является прием детских витамино-минеральных комплексов, которые способствуют укреплению общего иммунитета и снижению числа обострений.
Важный компонент адекватного лечения аденоидита — рациональное питание. Из рациона больного необходимо исключить все продукты, являющиеся потенциальными аллергенами: шоколад, какао и пр. Рекомендуется увеличить потребление свежих фруктов, овощей, ягод, исключить из рациона легкоусвояемые углеводы (манную кашу, свежую выпечку, кондитерские изделия).
Рекомендуются подвижные игры, плавание в бассейне и открытых водоемах, а также дыхательная гимнастика. При остром аденоидите она препятствует переходу заболевания в хроническую форму, при хроническом аденоидите - способствует сохранению носового дыхания и профилактике развития гипертрофии глоточной миндалины (аденоидов). При остром процессе дыхательную гимнастику надо начинать в период выздоровления, при хроническом - в промежутке между обострениями заболевания.
Упражнение 1.
Исходное положение: сидя или стоя. Сделать медленный вдох и выдох через одну ноздрю, затем вдох и выдох через обе ноздри, затем вдох через правую ноздрю - выдох через левую, затем вдох через левую ноздрю, выдох - через правую, затем вдох через нос, выдох - через рот. При выполнении упражнения ребенок или сам поочередно закрывает одну ноздрю, или ему помогает взрослый. После выполнения этого упражнения ребенок некоторое время сидит (стоит) спокойно, а взрослый делает ему массаж ноздрей - на вдохе проводит указательным пальцем по ноздрям, на выдохе - постукивает по ноздрям указательными пальцами.
Упражнение 2.
Надувать воздушные шары или надувные игрушки.
Упражнение 3.
Упражнение «бульканье». Взять бутылку или глубокую тарелку, погрузить в нее резиновую трубочку длиной около 40 см с отверстием 1 см в диаметре, другой конец трубочки дать в рот ребенку. Ребенок должен вдыхать носом, а выдыхать ртом («булькать»). Продолжительность упражнения - 5 мин. Оно выполняется ежедневно в течение нескольких месяцев.
Боль в горле у ребенка: чем лечить
Носоглоточная миндалина: аденоиды, аденоидит, аллергический ринитКлиника . Первыми и основными признаками аденоидов (гиперплазии носоглоточной миндалины) являются затруднение носового дыхания и сон с открытым ртом. Степень нарушения носового дыхания зависит от величины, формы и строения аденоидов, отношения их объема к размеру полости носоглотки, а также сопутствующих воспалительных изменений — аденоидита. Значительное затруднение носового дыхания приводит к дыханию ртом, недостаточному увлажнению, согреванию и очищению вдыхаемого воздуха, постоянному охлаждению полости рта, глотки и нижних дыхательных путей. Вдыхаемая при ротовом дыхании масса микробов и пылевых частиц оседает на слизистой оболочке гортани, трахеи, приводя к простудным заболеваниям, частым ангинам, фарингитам, болезням бронхов и легочной ткани. Аденоидные вегетации (АВ) во время сна могут увеличиваться из-за венозного стаза и вызывать выраженное нарушение дыхательной функции вплоть до остановки дыхания вследствие интермиттирующей обструкции верхних дыхательных путей — синдром обструктивного апноэ сна. Поэтому дети с аденоидами часто спят с открытым ртом, беспокойно, нередко храпят, вытекающая из открытого рта слюна смачивает подушку. Нередко у детей с аденоидами и аденоидитом отмечается затекание слизи из носоглотки в ротоглотку и гортаноглотку, что приводит к упорному кашлю. Воспалительный процесс нередко распространяется и в полость носа, формируя ринит, синусит с обильными выделениями из носа, раздражающими кожу преддверия носа и верхней губы, которая становится гиперемированной, утолщенной, покрывается трещинами. Подобное состояние можно отметить и в период обострения аллергического ринита (АР). Затрудненное носовое, вызванное аденоидами и аденоидитом дыхание нередко приводит к нарушению вентиляции околоносовых пазух с развитием хронического их воспаления. Затрудненное носовое дыхание при аденоидитах ведет к венозному застою в мозговых оболочках, нарушению памяти и понижению интеллекта. При этом у детей отмечается плохой сон с ночными страхами, сновидениями, храпом, с эпизодами двигательного беспокойства, ночного энуреза (вследствие повышения содержания углекислоты и недостаточности кислорода в крови, что приводит к расслаблению сфинктеров). Затруднение носового дыхания и ограничение подвижности мягкого неба вследствие нарушения кровообращения в нем, а также изменения объема верхних резонаторов (нoсоглотки, окoлоносовых пазух) вызывают нарушение речевой функции, названное rhinolalia clausa posterior. При этом дети с трудом произносят носовые согласные звуки, речь у них глухая, отрывистая. Дети с аденоидами, дышащие ртом, находятся в состоянии постоянного кислородного голодания. Грудная клетка у них более узкая и уплощена с боков, грудина выпячена вперед («куриная грудь»). Многие авторы указывают на связь аденоидитов с заболеваниями среднего уха. В основе этой взаимосвязи лежит механическая закупорка слуховой трубы или сдавление ее глоточного устья аденоидными разрастаниями. Частые средние отиты, причиной которых является хронический аденоидит, могут привести к тугоухости, что скажется на формировании речи ребенка. Хроническое воспаление глоточной миндалины (аденоидит) вызывает интоксикацию, сенсибилизацию организма, нарушает защитные способности слизистой оболочки верхних дыхательных путей, способствует возникновению и развитию местных и общих заболеваний. Хронический аденоидит характеризуется симптомами интоксикации — общая слабость, субфебрилитет, расстройства функции сердечно-сосудистой системы; местными изменениями (нарушение носового дыхания, слизисто-гнойные выделения из носа, полоска слизи по задней стенке глотки), расстройством состояния нервной системы (раздражительность, тревожный сон, энурез). Диагностика гиперплазии носоглоточной миндалины (аденоиды II–III степени) основывается на данных клинической картины (см. выше) и эндоскопического исследования носоглотки, при котором можно увидеть аденоидную ткань разной степени величины с обычной розовой окраской поверхности, лакуны просматриваются. При аденоидите эндоскопическое исследование носоглотки демонстрирует лимфоидную ткань носоглоточной миндалины со слизисто-гнойным содержимым в лакунах, на поверхности миндалины и задней стенке глотки. Диагностика аллергического ринита и аденоидита проводится совместно с аллергологом. При оториноларингологическом эндоскопическом исследовании слизистая оболочка носа бледная, в носовых ходах прозрачное слизистое отделяемое. Поверхность носоглоточной миндалины бледная, отечная, увеличена в объеме. Иммунологические исследования крови характеризуются повышенным содержанием IgЕ как общих, так и типоспецифических. По рекомендации аллерголога могут быть поставлены кожные скарификационные пробы с антигеном. Прежде чем переходить к лечению патологии, связанной с носоглоточной миндалиной, необходимо осветить ряд принципиально важных фактов:
К тому же необходимо учитывать, что, по мнению разных авторов, частота послеоперационных рецидивов АВ колеблется от 5 до 75 %. Этому способствуют недостаточно полное удаление АВ во время операции, особенности анатомического строения черепа и носовой части глотки, инфицированность лимфоидной ткани и, самое главное, аллергия. У детей, страдающих аллергическими заболеваниями дыхательных путей (аллергический ринит, бронхит, бронхиальная астма), очень часто отмечается увеличение объема глоточной миндалины за счет аллергического отека. Оперативное лечение дает очень кратковременный результат и приводит к быстрому рецидиву заболевания или, что отмечено многими авторами, может привести к возникновению приступов бронхиальной астмы, если ее не было ранее. Адаптационные реакции иммунной системы – длительный процесс, который определяется генной регуляцией ее развития и взаимодействием с факторами внешней среды. Лимфоидные органы глотки ребенка раннего возраста отвечают на респираторную антигенную нагрузку (вирусы, бактерии и др.) значительной гиперплазией. Патогены могут длительно сохраняться в лимфоидных образованиях. Это характерно для персистирующих вирусных инфекций (внутриклеточные патогены, герпес-вирусы и др.). Присутствие внутриклеточных патогенов (вируса) позволяет формироваться вторичным бактериальным инфекциям. Сочетанная патогенная флора «вирус + микроб» определяет рецидивирующее и хроническое течение воспалительного процесса. В научных публикациях показано, что в условиях инфицированности ннекоторыми видами вирусов лимфоидных образований глотки (небные миндалины) иммунный ответ имеет особенности и характеризуется отсутствием активации гуморальной защиты. На слизистой оболочке верхних дыхательных путей не происходит усиление продукции антител секреторного IgА (slgA), IgA, IgM, IgI, но при этом возникает гиперпродукция IgЕ (реагиновые антитела). Лечение :
Противовирусное лечение. Препаратов, непосредственно воздействующих на вирус, немного. В основном направленное этиотропное лечение возможно при герпес-вирусных инфекциях и гриппе. Разработаны и применяются для лечения заболеваний, вызванных герпес-вирусной инфекцией, следующие препараты: ацикловир (доза для взрослых 200 мг каждые 4 ч, для детей до 2 лет – 1/2 дозы взрослого, продолжительность курса 7–10 дней), валоцикловир (Валтрекс) 500 мг 3 раза в день. Противовирусное лечение проводится в острый период болезни или при рецидиве. В латентном состоянии персистирующий вирус малодоступен медикаментозным средствам. В комплексной терапии вирусных инфекций важную роль имеют иммуномодулирующие препараты. В острый период заболевания может использоваться человеческий лейкоцитарный интерферон (ИФН). Из рекомбинантных ИФН наиболее популярен Виферон – рекомбинантный ИФН-a2b с антиоксидантами – витаминами С и Е. Препарат высокоэффективен в острый период вирусного заболевания. При лечении персистирующей вирусной инфекции в латентном состоянии показано применение бактериальных лизатов на слизистую оболочку носа (ИРС-19), глотки (Имудон) и др., а также препаратов-индукторов интерфероногенов. В частности, есть положительный опыт применения иммуномодуляторов системного действия – имунорикса, бронхомунала, рибомунила, циклоферона и др. Антибактериальные препараты. Их использование в классических дозировках показано при остром аденоидите с соответствующей клинической картиной: выраженная температурная реакция (более 38°С), резкое ограничение носового дыхания, слизисто-гнойные выделения на задней стенке глотки. Назначаются аминопенициллины (амоксициллин), цефалоспорины (цефуроксим аксетил, цефиксим, цефтибутен и др.), макролиды (азитромицин, клиндамицин и др.). В детской практике предпочтительны растворимые формы лекарственных средств Солютаб, а также суспензии, сиропы. Накапливается опыт лечения рецидивирующих и хронических форм аденоидита низкими дозами макролидов. Объяснение положительному эффекту длительной антибактериальной терапии заключается в иммуномодулирующих эффектах макролидов, а также в том, что малые дозы макролидов могут нарушать способность бактерий к адгезии к эпителиальным клеткам. Учитывая современные данные о резистентности микробов к любым видам антибиотиков в период их нахождения в неактивном состоянии в биопленках, эти схемы лечения рекомендуется использовать и при аденоидитах. Противовоспалительная терапия. В этом разделе есть основание рассмотреть роль глюкокортикостероидов (ГКС) в лечении всех форм нарушения функции носоглоточной миндалины. ГКС (системные, ингаляционные, назальные) широко используются для лечения заболеваний органов дыхания. Они относятся к числу средств с выраженной противовоспалительной активностью (преднизолон, беклометазон, дексаметазон, будесонид, флутиказон, мометазон и др.). Применение ГКС в лечении носоглоточной миндалины относится к числу эффективных нехирургических методов лечения. Однако следует обратить внимание, что показания к применению системных ГКС для лечения аденоидитов строго ограничены. В настоящее время имеется возможность их местного применения. Разработаны новые формы – интраназальные гормональные препараты (ИГКС). Они хорошо изучены, имеют высокий клинический эффект и низкую системную биодоступность. |
Поторопитесь вылечить ринофарингит у ребенка: о самом главном
Безопасность ИГКС доказана в научных и клинических исследованиях. Показано, что даже длительное использование ИГКС (до 1 года) не нарушает функцию эндокринных желез ребенка, не оказывает отрицательного влияния на его рост. Из известных ИГКС на российском рынке разрешены к применению с 2-летнего возраста мометазон фуроат (Назонекс), с 4 лет – флутиказон пропионат (Фликсоназе), с 6 лет – будесонид (Тафен).
Организм человека уникален, каждый орган имеет свою функцию, сбой одного из них приводит к нарушению функций большинства, а в некоторых случаях всех анатомических структур. Работу органов можно сравнить с механизмом часов, сломалась одна мизерная деталь и часы перестают идти, поэтому же принципу устроен и человеческий организм. Одним из органов, отвечающим сразу за два жизненно важных процесса в организме является глотка. Её основными функциями является дыхательная и пищеварительная функция.
Строение глотки
Глотка имеет незамысловатое строение, представляет она собой воронкообразную трубку, которая берет своё начало от шейного позвонка и спускается вниз к пищеводу до 5-7 позвонка. Размер глотки варьируется от 12 до 16 сантиметров. Орган состоит из мышц, слизистой оболочки и лимфоидной ткани. От позвонка цилиндрическая трубка отделена мягкими тканями, что позволяет органу быть подвижным. Основные особенности строения глотки заключаются в том, что пока не активизирована глотательная функция, дыхательные пути открыты, а в момент глотания пищи, гортань блокирует дыхание, чтобы пища была направлена в пищевод, а не лёгкие.
Помимо этого, глотка имеет достаточно много лимфоидной ткани, что позволило ей образовать миндалины в ротовой части. Миндалины служат так называемыми стражами на входе в глотку, они обладают клетками иммунитета, которые блокирует попадание микробов в гортань и ниже по дыхательным путям.
В своем строении глотка имеет три отдела:
Строение органа подразумевает возрастные изменения. Так, у грудничка длина глотки составляет порядка трех сантиметров, за первые два года жизни размер увеличивается в два раза, а у взрослого человека этот параметр составляет 12-16 сантиметров. Также нижний край органа, за счет увеличения размеров смещается вниз. У новорожденного конец глотки расположен в районе 3-4 шейного позвонка, а к подростковому возрасту нижний край размещается на уровне 6-7 позвонка. Возрастные изменения происходят и в глоточном отверстии слуховой трубы. В детском возрасте оно имеет форму щели, а за период взросления приобретает овальную форму. Из-за этой возрастной особенности, дети больше подвержены стенозам и развитию асфиксии, так как просвет гортани у них очень узкий, любой воспалительный процесс в органе приводит к отёчности и перекрытию просвета, что сопровождается нарушением функции дыхания.
Миндалины также переносят возрастные изменения, пик их роста приходится на возраст до двух лет. В период 12-14 лет, происходит обратное развитие, то есть лимфоидная ткань немного уменьшается в размере. После этого периода, возрастные изменения миндалины больше практически не имеют.
Функции
Так, о дыхательной и пищеварительной функции было сказано, но помимо этих двух важных процессов, есть
еще. Речевая функция, возможность произносить звуки у человека появляется благодаря голосовым связкам, расположенным в среднем отделе гортани, а также в этом процессе участвует мягкое небо. За счёт мышечного слоя и подвижности, анатомическая структура позволяет правильно распределять поток воздуха, создавая при этом тембр голоса. Если мягкое небо имеет какие-то анатомические изменения в своем строении — это приводит к нарушению голосовой функции.
И еще одной функцией обладает глотка — защитная. Процесс становится возможным благодаря лимфоидной ткани, которая содержит в себе иммунных агентов и специфичному покрытию слизистой на задней стенке. Эта стенка покрыта слизью с мельчайшими ворсинками, которые в свою очередь также удерживают попадающую пыль и бактерии, чтобы они не распространялись на гортань и дальше. Вот почему довольно часто воспалительные процессы происходят именно в горле, инфекция задерживается здесь, не опускаясь ниже, и вызывает симптомы простудного заболевания.
Болезни глотки и гортани
Есть ряд патологических процессов, которые могут стать причиной нарушений в работе гортани и глотки. К основным заболеваниям этого органа относят:
Глотка — это важный орган в организме человека, которые претерпевает возрастные изменения в течении жизни и выполняет свои уникальные и жизненно необходимые функции, такие как дыхательная, глотательная, речевая и защитная. Орган подвержен различным заболеваниям, которые негативно сказываются на его функциях, поэтому требуют к себе внимания со стороны медицинского персонала и соответственного лечения. При любых изменениях в нормальной работе гортани либо глотки, следует обращаться к врачу, а не заниматься самолечением, в противном случае даже незначительная болезнь, может вызвать серьёзные осложнения.
Лимфатическое глоточное кольцо (кольцо Вальдейера-Пирогова), состоя
щее из глоточной, 2 трубных, 2 небных, язычной миндалин и лимфоидной
ткани задней стенки глотки, до рождения и в первые месяцы после рождения
развито слабо. В постнатальном периоде миндалины претерпевают ряд изме
У новорожденных миндалины недоразвиты и функционально неактивны. Неб
ные миндалины еще не вполне развиты, в них выявляются формирующиеся
фолликулы, а развитие происходит еще долго.
Основная часть лимфоидного кольца глотки состоит из 2-4 тонких складок
слизистой оболочки передней части миндалин, идущих в сагиттальной плос
кости, и 6 в задней части, более коротких и несколько загибающихся кпереди,
располагающихся во фронтальной плоскости. Представлена при рождении в
виде небольших шарообразных скоплений лимфоцитов. «Реактивные центры»
ДЕТСКАЯ ОТОРИНОЛАРИНГОЛОГИЯ
Глава4
в них возникают в первые 2-3 мес жизни. Окончательное развитие фоллику
лов завершается в первые 6 мес жизни ребенка, а иногда к концу 1-го года.
Средние размеры глоточной миндалины в норме составляют у новорожден
ных 7x4x2 мм.
У детей грудного возраста начинается активное развитие лимфоидного кольца.
Дифференциация фолликулов небных миндалин наступает раньше, на 5-6-м
месяце жизни, так как после рождения организм сразу же начинает подвер
гаться действию бактерий и токсичных веществ, стимулирующих формирова
ние фолликулов.
Аденоиды формируются активнее других миндалин. Складки слизистой обо
лочки утолщаются, удлиняются, приобретая вид валиков, между которыми
хорошо видны борозды. Средние размеры миндалины: после 3 мес 10x7x4 мм
и после 1 года 11x8x5 мм, полного развития миндалина достигает к 2 - 3 годам.
У детей 1-го года жизни полость носоглотки низкая и остроугольная, в
связи с чем даже небольшое увеличение глоточной миндалины может значи
тельно нарушить носовое дыхание.
Микроскопически структура миндалин у плодов, новорожденных и детей
грудного возраста различна.
У плодов покровный эпителий слизистой оболочки многорядный цилинд
рический.В подэпителиальном слое лимфоидная ткань располагается в виде
тонкой полоски, состоящей в основном из лимфобластов, малых и средних
лимфоцитов. Достаточно хорошо выражена ретикулярная строма. Кровенос
ные сосуды наполнены кровью.
У новорожденных покровный эпителий многорядный цилиндрический. Бо
розд немного, они неглубокие.В подлежащей ткани диффузно расположены
лимфондные клеточные элементы типа малых и средних лимфоцитов, много
кровеносных сосудов и слизистых желез.
Развитие небной миндалины начинается с образования складок слизистой
оболочки, которые пронизываются лимфондной тканью.
Язычная миндалина развивается благодаря скоплению лимфондной ткани у
корня языка.
Миндаликовая ткань после рождения находится в состоянии постоянного
раздражения.
У детей первого полугодия жизни уже определяются хорошо выраженные
фолликулы с четкими границами; покровный эпителий миндалин многослой
ный плоский, с участками многорядного цилиндрического.
У детей старше 6 мес в подэпителиальной ткани наблюдается сравнительно
много зрелых лимфоидных фолликулов различной величины и формы с хоро
шо выраженными «реактивными центрами». Они располагаются обычно о
круг борозд. Среди лимфондных клеток и в соединительнотканной стропе
много кровеносных сосудов.
В раннем возрасте глоточная миндалина покрыта многорядным цилиндри
ческим мерцательным эпителием, у детей старшего возраста и у взрослых-
плоским эпителием.
Небные миндалины достигают полного развития на 2-м году жизни. Лакуш
небных миндалин у детей раннего возраста глубокие, у устья узкие, густо в
вящиеся, часто распространяются до капсулы. Лакуны не всегда направляют-
|
|
Болезни глотки
ся в глубину миндалин, иногда они круто поворачивают и идут под покров
ным эпителием; узкие ходы отдельных лакун заканчиваются расширениями.
Все это способствует возникновению воспалительного процесса.
У детей старше 5 лет наблюдается гиперплазия фолликулов, которые неред
ко оказываются отграниченными от окружающей лимфондной ткани.
Трубные миндалины достигают наибольшего развития в детском возрасте.
У детей лимфондной ткани в области корня языка меньше, чем у взрослых;
крипты язычной миндалины более мелкие и менее ветвистые.
У детей раннего возраста между превертебральным апоневрозом и мышца
ми глотки от свода носоглотки до входа в пищевод между двумя листками
апоневроза цепочкой расположены ретрофарингеапьные лимфатические узлы и
рыхлая соединительная ткань по обеим сторонам позвоночника. Эти узлы яв
ляются регионарными для задних отделов носа, носоглотки и барабанной по
лости. Их нагноение приводит к образованию заглоточного абцесса.
В области носоглотки заглоточное пространство разделено связкой на две
половины, поэтому заглоточные абсцессы в верхних отделах глотки чаше быва
Ют односторонними.
После 4-5 лет эти лимфатические узлы атрофируются, в связи с чем у детей
старшего возраста и взрослых ретрофарингеального лимфаденита не бывает.
Для детей младшего возраста характерна гипертрофия (возрастная эволю
ция) лимфондной ткани. Увеличение миндалин обусловлено гипертрофией
лимфоидных фолликулов, а также повышением их числа.
Миндалины достигают наибольшей величины к 5-7 годам. В этом возрасте
у детей отмечаются наибольшая инфекционная заболеваемость и повышенная
потребность в защите от инфекций.В этом же возрасте детям проводят наи
большее число профилактических прививок, которые мобилизуют всю лим-
фоидную ткань на выработку иммунитета. Гипертрофия лимфондной ткани
обусловлена интенсивным формированием активного иммунитета с местной
выработкой антител при эндо- или экзогенном пути проникновения инфек
ционного агента в лимфоидную ткань глотки.
По мере накопления в организме антител и совершенствования иммунной
системы после 9-10 лет у ребенка начинается возрастная инволюция лимфоидной
ткани с частичной ее дегенерацией и заменой на фиброзную, соединительную.
Размеры миндалин уменьшаются, и к 16-20 годам обычно сохраняются их не
большие остатки, иногда они полностью исчезают ввиду атрофии лимфоидной
ткани. В этом периоде появляется тонкий периферический пояс из зрелых лим
фоцитов, увеличивается количество ретикулярных клеток в центре миндалин.
ВРОЖДЕННЫЕ АНОМАЛИИ РАЗВИТИЯ ГЛОТКИ
Этиология. При нарушении развития плода отдельные элементы, формиру
ющие глотку и лицо, срастаются неполно или вообще не срастаются. Возмож
ны частичное отсутствие мягкого или твердого неба, щели в небных дужках
или мягком небе, расщепление язычка по средней линии. В области груше
видных карманов, реже в области небных миндалин могут развиться диверти
кулы и кисты.
ДЕТСКАЯ ОТОРИНОЛАРИНГОЛОГИЯ
Глава4
Классификация.
1. Врожденная атрезия хоан.
2. Расщелина губы («заячья губа»):
Дефект одно- и двусторонний (по обе стороны эмбриональной межчелюс
тной кости);
Дефект частичный (неполное расщепление верхней губы в виде выемки)
или полный (щель во всей толше верхней губы до носа сбоку от средней ли
нии), изолированный или в сочетании с расщелиной неба («волчья пасть»).
3. Двойная верхняя губа (валик в среднем отделе верхней губы).
4. Гипертрофия губ вследствие разрастания соединительной ткани и лим-
фовенозного стаза.
5. Микростома (сужение отверстия рта).
6. Аномалии языка:
Малый или большой язык (микроглоссия, макроглоссия);
Расщепление языка (двойной или добавочный язык);
Слишком короткая или длинная уздечка;
Полное отсутствие языка;
Задержка эктопированной дольки щитовидной железы в области корня
7. Врожденные кисты и свищи шеи:
- срединные кисты и свиши шеи расположены по средней линии шеи на
уровне подъязычной кости, тесно связаны с ее надкостницей;
- боковые кисты расположены кпереди от грудино-ключично-сосцевидной
Клиническая характеристика. Приврожденной атрезии хоан возможно так
же закрытие устья слуховой трубы. Этой аномалии развития обычно сопут
ствуют высокое небо, короткий язычок, нередко срашенный с задней стен
кой глотки.
К наиболее частым аномалиям принадлежит врожденное уродство верхней
губы {«заячья губа»). Это является результатом незаращения носовой борозды
(шели между средним носовым и верхнечелюстными отростками у эмбриона!.
Односторонние расщепления чаще наблюдаются слева и встречаются чаше
двусторонних.
Обычно одновременно с «заячьей губой» образуется расщепление между
боковым резцом и клыком, которое может ограничиться краем альвеолярного
отростка или распространяться на твердое и мягкое небо, формируя ««<шм
пасть». Данная патология имеет следующие клинические проявления.
Синдром дисфагии обусловливает поперхивание и заброс пищи в полость
носа при глотании, резко выраженная гнусавость в последующем приводит к
нарушению формирования речи.
Возникают трудности при сосании ребенком груди. Обычно при сосания
мягкое небо опускается и закрывает ротовую полость сзади, а спереди полость
рта закрывается действием т. orbicularis oris, удлиняющей губы ребенка, охва
тывающие сосок. При «заячьей губе» целость т. orbicularis oris нарушается,
сосание затрудняется или становится невозможным. Детей кормят с ложечки
или с помощью зоида. Аспирационный синдром приводит к развитию реци
дивирующей пневмонии.
Болезни глотки
В период полового созревания эктопированная часть щитовидной железы в
области корня языка может обусловить нарушение глотания (дисфагию) и
дыхания (стеноз).
У ребенка могут развиться аномалии артикуляции из-за выступания верх
ней (прогнатия) или нижней (прогения) челюсти.Причины, влияющие на ано