Военные реформы екатерины 2 таблица. Реформы Екатерины II кратко
(1762 - 1796)
Сельское хозяйство
. При Екатерине были приняты законодательные акты, позволяющие сказать, что крепостное право достигло своего пика. Указ 1765 г. разрешал помещикам ссылать своих крестьян без суда и следствия в Сибирь на каторгу. По указу 1763 г. крестьяне должны были сами оплачивать расходы, связанные с подавлением их выступлений. В 1767 г. был издан указ, запрещавший крестьянам подавать жалобы императрице на своих помещиков.
Промышленность
. В 1785 г. было издано специальное «Ремесленное положение», по которому не менее 5 ремесленников определенной специальности должны были составить цех, избиравший своего старшину.
Финансы
. При Екатерине впервые в 1769 г. появились бумажные деньги . Также впервые при Екатерине Россия обратилась к внешним займам. Первый из них был сделан в 1769 г. в Голландии, второй - в следующем году в Италии.
Первые годы царствования. Одной из первых реформ Екатерины II было разделение Сената на 6 департаментов с определенными полномочиями и компетенцией. Сенатская реформа улучшила управление страной из центра, но Сенат лишился законодательной функции, которая все более переходила к императрице. В 1764 г. было отменено гетманство на Украине. Автономия Украины была ликвидирована.
Губернская реформа
1775 г. Были приняты меры по укреплению дворянства в центре и на местах. Введенное Екатериной II административное деление страны сохранялось до 1917 г. 7 ноября 1775 г. было принято «Учреждение для управления губерний Всероссийской империи». Страна делилась на губернии, во главе которых стояли губернаторы. Столицы и несколько других губерний подчинялись генерал-губернаторам. При губернии создавалось губернское правление, ему был подчинен губернский прокурор. Финансами занималась Казенная палата во главе с вице-губернатором. Губернский землемер занимался землеустройством, школами, больницами, богадельнями ведал Приказ общественного призрения. Губернии делились на уезды. В них по образцу губерний были назначены уездный казначей и уездный землемер. В отдельную административную единицу был выделен город. Во главе его стоял городничий. В городах вводился строгий полицейский контроль. После губернской реформы перестали функционировать все коллегии, исключая Иностранную, Военную и Адмиралтейскую. Функции коллегий перешли к губернским органам.
Жалованные грамоты дворянству и городам. 21 апреля 1785 г. были изданы Жалованные грамоты дворянству и городам. Изданием этих грамот Екатерина регулировала законодательство о правах и обязанностях сословий. В соответствии с «Грамотой на права, вольности и преимущества благородного российского дворянства» оно освобождалось от обязательной службы, личных податей, телесных наказаний. «Грамота на права и выгоды городам Российской Империи» определяла права и обязанности городского населения, систему управления в городах. Также теперь горожане делились на 6 разрядов: дворяне и духовенство, купцы, цеховые ремесленники, иностранцы, именитые горожане, посадские. Жители города каждые 3 года избирали орган самоуправления - Общую городскую думу, городского главу и судей. Общая городская дума избирала исполнительный орган - шестигласную думу .
Реформа образования.
Екатерина придавала огромное значение образованию в жизни страны. Заботами императрицы учреждаются институты, кадетские корпуса и воспитательные дома. Но главной ее заслугой в этой области можно считать первый опыт создания в России системы общего начального образования , не ограниченного сословными преградами (за исключением крепостных).
Значение реформ
. Крепостное права достигло своего величия, была проведена колоссальная законодательная и административная работа, превратившая Россию в европеизированную державу.
В отличие от многих других российских государей, у Екатерины имелись идеи по поводу преобразований страны, который отражали идеи просвещенного абсолютизма Вольтера, Монтескье и других французских философов12. Эти мыслители придерживались идеи постепенного изменения общества эволюционным путем, без потрясений и революций.
В первую очередь политика просвещенного абсолютизма требовала разработки нового современного законодательства, учитывавшего интересы всех членов общества.
Осознавая несовершенство существующего законодательства, императрица считала, что многие из прежних указов становились непригодными к исполнению, т. к. их авторы руководствовались устаревшими соображениями, непонятными современникам13.
Деятельный характер Екатерины II не позволил идти проторенной дорогой, она выбрала самостоятельный путь развития. Первые год два своего царствования Екатерина не предпринимала хоть сколько-нибудь решительных действий в сторону реформ. Пришедшая к власти в результате переворота она понимала, что не имеет пока нужного ей влияния, и была вынуждена лавировать между разными влиятельными политическими силами. Екатерине понадобилось время, для того что бы как сейчас говорят «набрать свою команду». Но и укрепление личной власти как пишет Омельченко О.А. « не могло совершаться иначе как через правительственно выгодное решение объективно назревших проблем правовой политики».
Экономические реформы Екатерины II обеспечили дальнейшее развитие промышленности в России, позволили стране выйти на внешний рынок. В таблице 2 представим экономические реформы Екатерины II, направленные в том числе и на совершенствование организации бюджетной системы страны.
Таблица 2. Экономические реформы Екатерины II
Мероприятие |
||
Секуляризация церковных земель и имущества |
Ослабление церкви, увеличение налогов, повышение эффективности использования земель. |
Духовенство потеряло автономность и стало в финансовом плане полностью зависеть от государства |
Официальное разрешение на деятельность «Вольного Экономического Общества» |
Продвижение использования новых технологий в быту, производстве и земледелии |
Одобрена деятельность уже существующего общества крупных землевладельцев, занимающихся разработкой и внедрением эффективных методов землепользования и хозяйства |
Денежная реформа |
Проблема дефицита бюджета и неудобство транспортировки медных денег |
Создание ассигнационных банков в Москве и Петербурге для выпуска и обмена ассигнаций. |
Манифест о свободе предпринимательства |
Начало определения правового статуса купцов и мещан (горожан) |
Отмена налогов на промыслы, откупов (монополий) на добычу некоторых ресурсов, разрешение создавать кустарное производство без дополнительных разрешений. Купечество освобождено от податного налога. |
Таможенная реформа |
Развитие внешней экономики |
Изменение таможенных тарифов, учреждение «Таможенной пограничной Цепи» |
В 1764 г. Екатерина II, со свойственной ей как государственному деятелю осторожностью и вдумчивостью, положила начало реорганизационным мероприятиям. Императрица начала с возрождения былого статуса одного из центральных финансовых органов -- Камер-коллегии, президентом которой был назначен князь Б. А. Куракин, а после его смерти в 1765 г. -- А. П. Мельгунов. Исходя из задач, обозначенных в именном императорском указе, А. П. Мельгунов в короткое время разработал проект возрождения и развития Камер-коллегии. Однако в первое десятилетие новой власти принципиальных изменений в системе финансового управления не произошло. Проект Мельгунова остался нереализованным.
В насыщенные многими важными событиями 1760--1770 гг. произошло усиление централизации в вопросах управления страны и финансами, в частности. С 1768 г. при императорском дворе начал заседать Совет по обсуждению всех важнейших вопросов политики и экономики, но представители финансовых коллегий в него не входили. Все руководство финансами государства сосредоточилось в руках генерал-прокурора Сената А. А. Вяземского. В его непосредственном подчинении находились центральные и местные финансовые учреждения, он организовывал контроль за исполнением государственного бюджета, отвечал за работу банков, заключение договоров о внешних займах. А. А. Вяземский играл ключевую роль в управлении финансовыми ресурсами и выработке экономической стратегии государства. В течение нескольких лет при генерал-прокуроре Сената были созданы новые учреждения -- Экспедиция о государственных доходах при первом департаменте Сената (1773) и казначейство (1780) для платежа штатных и остаточных сумм. Экспедиция о государственных доходах состояла из четырех самостоятельных экспедиций. Первая занималась доходами государства; вторая -- расходами; третья -- ревизией счетов; четвертая -- взиманием недоимок. В Указе от 19 марта 1773 года «Об учреждении при 1-м Сената Департаменте Экспедиции о Государственных доходах и о доставлении в оную из всех Присутственных мест полугодовых ведомостей о казенных доходах, доимках и взысканиях» говорится «Во все здешние и Московские Присутственные места, также в Губернские, Провинциальные и Городовые Воеводские канцелярии послать указы, предписать, чтоб они, начав с нынешнего 1773 г., присылали за каждые полгода, не продолжая далее двух месяцев в первый Сената Департамент ведомости, одни о доходах во всем противу того, как уже доныне Генерал- Прокурором и Кавалером от них оныя требованы были, а другие о доимках и казенных взысканиях, какие где состоят, с показанием, какое старание и успех в возвращении оных в казну происходит».
Заметные преобразования пришлись на период проведения губернской реформы 1775 г. Опубликование подписанного императрицей акта «Учреждения для управления губернией Всероссийской империи», наиболее крупного законодательного акта во второй половине XVIII столетия, внесло кардинальные изменения в бюджетную систему страны19. Во введении данного документа указывается на отрицательные последствия отказа от продолжения петровских реформ в предшествующий период: «С одной стороны, медленность, упущения и волокита - суть естественные последствия такового неудобного и недостаточного положения, где дело одно другое останавливает и где опять невозможность исправить на единую воеводскую канцелярию множество различного существа возложенных дел служить может иногда и долгою отговоркою, и покрывать неисправление должности, и быть поводом страстному производству. С другой стороны, от медлительного производства возрастают своевольство и ябеда общие со многими пороками, ибо возмездие за преступления и пороки производится не с такою поспешностью, как бы надлежало для укрощения и в страх предерзностным»20. Данный документ был представлен Совету при Высочайшем дворе 2 ноября и без дальнейшего обсуждения был принят 5 ноября 1775 г. (28 глав были утверждены в этот день, а трое последних - 4 января 1780 г.). В разработке этого законодательного акта непосредственно участвовала сама императрица. В состав комиссии входили Я. Сивере, П. В. Заводовский, А. А. Вяземский, Г. Ульрих и др.21 Наиболее значительными фигурами были Заводовский и Вяземский. Последний фактически руководил с 1780 г. ведомствами юстиции, внутренних дел и финансов, занимал важное положение в Сенате, являясь его докладчиком у императрицы, в конце 80-х - начале 90-х годов XVIII в. он являлся и генерал-прокурором Сената. Заводовский готовил ряд правительственных докладов, в том числе Манифест об издании учреждения о губерниях в 1775 году.
Таким образом, принятие «Учреждения для управления губернией Всероссийской империи» стало отправной точкой реорганизации провинциальных органов управления. Страна получила губернское и уездное административное деление. Финансовыми вопросами на местах стали заниматься губернские и уездные Казенные палаты. Будучи единственными финансовыми органами на местах, Казенные палаты рассматривались как департаменты Камер-коллегии. Учреждались должности губернских и уездных казначеев для хранения собранных денег. Казенные палаты занимались сбором доходов, управляли питейными сборами, отдачей в откупа, следили за состоянием дорог и мостов22. Новое устройство внесло определенный порядок в финансовое делопроизводство, но обошлось казне в круглую сумму -- почти 30 млн руб. Сенаторы самыми черными красками рисовали положение дел в финансовых коллегиях и были близки к истине. Данные о доходах и расходах не отличались точностью, десятки тысяч дел лежали неразобранными. Указом императрицы финансовые коллегии были упразднены: штатс-контора в 1783 г., камер-коллегия в 1785 г., ревизион- коллегия в 1788 г.
Кроме того, Екатериной II были учреждены Государственные банки в Санкт-Петербурге и Москве. 29 декабря 1768 года был опубликован манифест «О учреждении в Санкт-Петербурге и Москве Государственных Банков для вымена ассигнаций». В данном Манифесте указано «В толь обширной империи, какова есть Россия, не можно кажется довольно подать способов к обращению денег, от котораго много зависят благоденствие народа и цветущее состояние торговли. Правда, что одно пространство земель Империи Нашей есть уже некое препятствие совершенству того обращения: однако каждое благоразумное правление в таковом случае обязано преодолевать, елико возможно, естественные затруднения, и пещись о сем для блага общего предмете. Мы, утверждаясь на таком основании, и вменяя себе в долг устроивать все к пользе врученной от Бога Нам Державы, старались входить во все подробности сего дела, и помышляли о поправлении онаго, применяясь при том и к состоянию Государства.
Во-перьвых, удостоверились МЫ, что тягость медной монеты, одобряющая ея собственную цену, отягощает ея ж и обращение. Во-вторых, что дальный перевоз всякой монеты многим неудобностям подвержен. И наконец, третие, увидели МЫ, что великий есть недостаток в том, что нет еще в России по примеру разных европейских областей таких учрежденных мест, которыя бы чинили надлежащие денег обороты и переводили бы всюду частных людей капиталы без малейшаго замедления и согласно с пользою каждаго.
МЫ с удовольствием приступаем к учреждению в империи НАШЕЙ променных банков и надеемся, что оказываем чрез то новый знак материнскаго ко всем НАШИМ верноподданным попечения.
Итак, с 1-го генваря будущего 1769 года установляются здесь, в Санктпетербурге и в Москве, под покровительством НАШИМ два банка для вымена государственных ассигнаций, которых выдаваемо будет из разных правительств и казенных мест, от НАС к тому означенных, столько, а не более как в вышесказанных банках капитала наличнаго будет состоять. Сим государственным ассигнациям иметь обращение во всей империи НАШЕЙ наравне с ходячею монетою, чего для все правительства и казенныя места должны принимать те ассигнации во все государственные сборы за наличныя деньги без малейшаго затруднения».
Таким образом, преобразования Екатерины II в сфере бюджетной политики нашли отражение в денежной реформе, реформе финансового управления, структуре государственных доходов и обновленной политике в области торговли. Финансовыми вопросами на местах стали заниматься губернские и уездные Казенные палаты, были учреждены должности губернских и уездных казначеев для хранения собранных денег. Новое устройство внесло определенный порядок в финансовое делопроизводство, но тем не менее, данные о доходах и расходах не отличались точностью, десятки тысяч дел лежали неразобранными.
Реформа Сената
Причины и цели:
- Екатерина хотела сосредоточить в своих руках законодательную власть
- Выделение конкретных отделов сената под определенные задачи
Личным указом Екатерины II Сенат был разделен шесть департаментов и потерял законодательную функцию, которая перешла лично к императрице и её доверенным лицам - статс-советникам. Пять из шести отделов возглавляли обер-прокуроры, первый - генерал-прокурор, лично докладывающий о важных делах царственной особе.
Разделение функций департаментов:
- первый - контроль политических и государственных дел в столице
- второй - суд в столице
- третий - курировал всё что касалось образования, искусства, медицины, науки и транспорта
- четвертый - нёс ответственность за военно-морские и военно-сухопутные решения
- пятый - контроль политических и государственных дел в Москве
- шестой - суд в Москве
Таким образом, императрица монополизировала законодательную власть и подготовила почву для последующих преобразований. Высшие административная и судебная функции по-прежнему осуществлялись Сенатом.
Губернская реформа
Причины и цели:
- Увеличение эффективности налогообложения
- Предотвращение восстаний
- Введение выборности части административных и судейских органов, разделение их функций
Губернская реформа Екатерины II — 1775 год
В результате подписания Екатериной II документа «Учреждения для управления губерний Всероссийской империи» был изменен принцип административно-территориального деления губерний. По новому закону губернии делились исходя из численности проживающего и способного к уплате налогов населения — податных душ. Кроме того, была выстроена иерархичная система учреждений, между которыми разделялись функции управления и суда.
Административная часть
Генерал-губернаторство
— состояло из нескольких губерний
Губерния
— содержала в себе 10-12 уездов, насчитывала 350-400 тыс. податных душ.
Уезд
— объединение волостей (сельские местности), 10-20 тыс. податных душ.
Город
— административный центр уезда.
Генерал-губернатор
— руководил всеми расквартированными в отведенных ему губерниях войсками и губернаторами.
Губернатор
— управлял губернией с помощью губернского правления и всеми нижестоящими учреждениями.
Городничий
— главный чиновник и начальник полиции в городе, который стал отдельной административной единицей.
Капитан-исправник
— председательствовал в нижнем земском суде и контролировал полицию в уезде.
Казённая палата
— отвечала за сбор налогов и распределение средств между учреждениями.
Приказ общественного призрения
— руководил всеми социальными объектами. Больницы, школы, приюты, институты искусства — подчинялись этой структуре.
Судебная часть
Сенат
— высший судебный орган, разделенный на гражданскую и уголовную палаты.
Верхний земский суд
— главное судебное учреждение губернии, преимущественно занимался делами дворян, рассматривал сложные дела нижестоящих инстанций.
Нижний земский суд
— контролировал исполнение законов внутри уезда, занимался делами дворян.
Верхняя расправа
— судила крестьян в губернии, апелляции из нижних расправ.
Нижняя расправа
— разбирала дела крестьян в уезде
Губернский магистрат
— рассматривал апелляции из городских магистратов, судил горожан.
Городской магистрат
— рассматривал тяжбы горожан
Совестный суд — был всесословным, служил для примирения судившихся по незначительным и не имеющим социальной опасности делам.
Изменения предполагали, что в зависимости от того, над кем осуществлялся суд, те представители и входили в состав заседателей — Земские суды избирались благородным сословием, расправы — крестьянами, магистраты — мещанами (горожанами). Однако, на деле вышестоящее дворянство всегда вмешивалось в ход дел, имеющих для него интерес.
В результате преобразований общее число бюрократического аппарата существенно возросло, как и затраты на него. В сравнении с расходами на армию, на зарплаты чиновников выделялось в два раза больше. Рост численности бюрократов всех видов и рангов в совокупности с фаворитизмом, многочисленными военными расходами и отсталостью экономики привел к систематической нехватке денег в бюджете, которую не удалось ликвидировать до самой смерти Екатерины II
Судебная реформа
Полицейская реформа
Дата:
8 апреля 1782 года
После того, как был подписан «Устав благочиния, или полицейский», внутри городов оформилась новая структура — Управа Благочиния, со своими функциями и должностями.
Причины и цели:
- Необходимость укрепления вертикали власти
- Определение функций и иерархии полицейских органов в городах
- Оформление основ полицейского права
Полицейская реформа 1782
Функции Управы Благочиния:
- Соблюдение порядка и законности внутри городов
- Надзор за негосударственными организациями
- Следствие и розыскные мероприятия
- Исполнение решений суда и других учреждений
Город разделился на части (200-700 дворов) и кварталы (50-100 дворов), за которыми должны были следить частные приставы и квартальные надзиратели. Избираемой должностью был только квартальный поручик, который выбирался на три года из числа жителей квартала.
Главой Управы являлся городничий, полицмейстер (в городах-центрах губерний) или обер-полицмейстер (в столицах).
Кроме сыскных работ и выполнения непосредственно полицейских функций, управы руководили общественно-обслуживающим персоналом — доставкой продовольствия, обеспечением сохранности дорог и т.д.
Городская реформа
Экономические реформы
Денежная реформа
Подписание манифеста «об учреждении московского и петербургского банков» создало прецедент использования бумажных денежных знаков на территории Российской империи.
Причины и цели:
- Неудобство транспортировки больших сумм медных денег внутри страны
- Необходимость стимулирования экономики
- Стремление к соответствию западным стандартам
Пример ассигнации
Созданные в Москве и Петербурге банки получили по 500 тыс. рублей капитала и обязаны были выдавать предъявителю ассигнаций соответствующую им сумму в медном эквиваленте.
В 1786 году произошло объединение этих банков в единую структуру — Государственный ассигнационный банк, с определением его дополнительных функций:
- Экспорт меди из Российской Империи
- Импорт золотых и серебряных слитков и монет.
- Создание монетного двора в Петербурге и организация чеканки монет.
- Учёт вексельных бумаг (расписок об обязанности уплаты определенной суммы)
50 рублей 1785 года
Манифест о свободе предпринимательства
Под «манифестом о свободе предпринимательства», принято понимать издание документа, разрешающего открывать любое мелкое кустарное производство всем гражданам Российской империи — «Манифест о высочайше дарованных разным сословиям милостям по случаю заключения мира с Портою Оттоманскою». Напугавшая всех дворян Крестьянская война 1773-1775 ясно дала понять, что без каких-либо уступок перед наиболее многочисленным сословием вполне возможно возникновение новых волнений.
Причины:
- Необходимость стимулирования экономики и развития мелкого предпринимательства
- Недовольство крестьян эксплуатационной политикой
Ключевые моменты документа:
- Отменено более 30 различных сборов на промыслы (добыча пушнины, птицы, рыбы) и перерабатывающие производства (маслобойни, жиробойни и т.д.).
- Разрешено любому гражданину открывать «всякие станы и рукоделия» без каких либо дополнительных разрешающих документов.
- Освобождение от подушной подати для купцов с капиталом более 500 рублей. Вместо неё вводился ежегодный сбор в 1% с капитала.
Таможенные реформы
Корректировка таможенных тарифов производилась часто — в 1766, 1767, 1776, 1782, 1786 и 1796 гг. изменялись таможенные пошлины, обеспечивая поступления в казну от ввоза иностранных товаров, запрещая перевозку некоторых типов сырья или облегчая налоговое бремя для определенных категорий продукции. Внешняя экономика активно развивалась, рос объем ввозимых в Российскую Империю ранее не поставлявшихся продуктов промышленности и производства.
Привоз товаров
Ключевым элементом таможенной политики стало подписание 27 сентября 1782 г. документа «Об учереждении особой Таможенной пограничной Цепи и стражи для отвращения потаенного провоза товаров»
Согласно нововведениям:
Вводились должности пограничных надзирателей и таможенных объездчиков , для каждой из приграничных западных губерний — они числились на службе в Казенной палате. Согласно инструкциям, им предписывалось находиться на местах «удобных для ввоза товаров» и препятствовать контрабанде. В случае невозможности остановить контрабандистов самостоятельно, пограничники должны были незамедлительно прибыть в ближайший населенный пункт для получения помощи.
Социальные реформы
Сословные реформы
Дата: 1785 г.
Причины:
- Императрица опиралась на дворян и желала увеличить их лояльность
- Усиление вертикали власти
- Необходимо было определить права двух классов, набирающих численность из-за развития экономики и городов, купечества и мещанства (горожан)
Дворянский бал
Главными документами, регламентирующими правовое положение сословий, стали «жалованная грамота дворянам» и «жалованная грамота городам». Носящая и ранее исключительно продворянский характер, сословная политика Екатерины II окончательно закрепила за благородным сословием «элитарный» статус.Ключевые моменты:
- Дворяне освобождались от уплаты налогов и государственной службы
- Благородное сословие получило неотъемлемое право на владение крепостными, имуществом, землей и её недрами
- Были учреждены Дворянские собрания и родовые книги для подтверждения происхождения
- Купечество получило доступ к административным должностям (общая городская и шестигласная думы) и было освобождено от подушной подати.
- Купцы 1-й и 2-й гильдий освобождались от телесных наказаний.
- Выделилось и получило права новое сословие — горожане
- Крепостные крестьяне окончательно превратились в рабов
Образовательная (школьная) реформа
Нельзя выделить конкретный документ или дату, являющиеся ключевыми в политике просвещённого абсолютизма Екатерины II . Она последовательно издавала указы и открывала учреждения, направленные на повышение уровня знаний и доступности их получения. Главным образом, образовательные услуги предоставлялись дворянству и горожанам, однако бездомные дети и сироты так же не остались без внимания.
Главными деятелями являлись И. И. Бецкой и Ф. И. Янкович.
В Москве и Петербурге были открыты «воспитательные дома» — необходимо было решить проблему беспризорных и брошенных детей.
Институт благородных девиц
В 1764 открыт Институт благородных девиц — первое женское образовательное учреждение.В 1764 основано училище для юношей при Академии художеств, а 1765 аналогичное при Академии наук.
Открытое в 1779 Коммерческое училище было призвано подготовить квалифицированные кадры в области торговли.
Образованная в 1782 году «Комиссия по учреждению народных училищ» к 1786 году разработала «устав народным училищам Российской Империи». Данный документ утверждал классно-урочную систему преподавания и предусматривал открытие в городах двух типов общеобразовательных учреждений: малые народные училища и главные народные училища.
Малые училища подготавливали поступивших на протяжении двух лет — базовые навыки чтения, письма, правила поведения и сопутствующие знания.
Главные училища давали более широкую предметную подготовку — на протяжении пяти лет, помимо базовых навыков, здесь преподавались языки, история, точные и естественные науки, архитектура. Со временем именно из главного училища отделилась учительская семинария — центр по подготовке будущих педагогов.
В основу обучения ставилось доброжелательное отношение к ученикам, категорически запрещались физические наказания.
Крестьянство осталось за пределами образовательной реформы — проект сельских школ и обязательного начального образования вне зависимости от пола и сословной принадлежности предполагался Екатериной II, но так и не был реализован.
Секуляризация церкви
Правление Екатерины II для православной церкви оказалось не лучшим периодом. Однако для других конфессий были сделаны все условия. Императрица считала, что право на существование имеют все религиозные течения, которые не выступают против её власти.
Причины:
- Чрезмерная автономность церкви
- Необходимость увеличения поступлений налогов и эффективности использования земель
Церковники
В результате подписания указа Сенату О разделении духовных имений» все принадлежащие духовенству земли и крестьяне перешли под контроль государства. Специальный орган, Коллегия Экономии, начала собирать с крестьян подушную подать и часть полученной суммы передавать на содержание монастырей. Учреждались так называемые «штаты» монастырей, число которых было ограничено. Большая часть монастырей была упразднена, их обитатели были распределены по оставшимся церквям и приходам. Закончилась эпоха «церковного феодализма»
В результате:
- Духовенство потеряло около 2 миллионов монастырских крестьян
- Большая часть земель (примерно 9 млн гектар) монастырей и церквей перешло в ведение государства
- Закрыто 567 из 954 монастырей.
- Ликвидирована автономность духовенства
Итоги, значение и результаты внутренних реформ
Екатерины 2 Великой
Реформы Екатерины II были направлены на создание государства европейского типа, — т.е. на логическое завершение петровских преобразований, которое осуществлялось методами просвещенного абсолютизма на базе идей гуманизации правосудия. При Екатерине II завершено правовое оформление сословной структуры общества; предпринята попытка привлечь к реформам общественность и перенести часть управленческих функций «на места».
Политика в отношении крепостного крестьянства отличалась некоторой противоречивостью, т.к., с одной стороны, произошло усиление власти помещиков, а с другой были предприняты меры, несколько ограничившие крепостной гнет. В сфере экономики были ликвидированы государственные монополии, провозглашена свобода торговли и промышленной деятельности, проведена секуляризация церковных земель, введены в обращение бумажные деньги, учрежден Государственный ассигнационный банк, предприняты меры по введению государственного контроля над расходами.
При этом стоит учесть и негативные результаты — расцвет фаворитизма и взяточничества, выросший долг, обесценивание валюты и засилье иностранцев в научной и культурной сферах.
При Екатерине II получили свое дальнейшее развитие начинания Петра I в области административного устройства и местного самоуправления. Была продолжена и судебная реформа.
В 1775 г. с целью улучшения финансовой, надзорной и судебной деятельности трехчленное деление империи на губернии, провинции и уезды было реорганизовано в двучленное: губерния – уезд. При этом губернии разукрупнялись, число их увеличивалось сначала до 40, а чуть позже до 50. Согласно Учреждению о губерниях административные единицы создавались по количеству населения (300–400 тыс. душ в губернии, 20–30 тыс. в уезде). Во главе губернии стоял назначаемый царем губернатор, во главе уезда – земский исправник, избираемый дворянством уезда. Над несколькими губерниями главенствовал генерал-губернатор, в подчинении которого находились войска.
Екатерина II называла губернатора «хозяином» губернии. В его руках вплоть до февраля 1917 г. сосредоточивалась вся полнота административной, финансовой и военной власти в регионе. Губернаторы выступали как проводники на местах политики центра и как администраторы крупных территорий. Губернская власть была гибким, живучим и маневренным институтом власти, в котором сочетались централизация и децентрализация управления сообразно особенностям региона, периода, личности царя и личности губернатора.
В аппарате губернского правления находились финансовые дела (Казенная палата), социальная деятельность (Приказ общественного призрения, в ведении которого находились просветительные, благотворительные и санитарные учреждения), наблюдение м законностью (губернский прокурор со штатом прокуроров и стряпчих). Все должностные лица избирались на дворянских собраниях, за исключением выборных представителей от 3 сословий, заседавших в Приказе общественного призрения. В городах вв
В 1782 г. создается новый орган полицейского управления – Управа Благочиния, компетенция и состав которой определялись особым Уставом. Она состояла из 5 лиц: обер-полицмейстера (в столицах) или городничего (в других городах), двух приставов (по уголовным и гражданским делам), назначавшихся правительством, и двух ратманов (советников), избиравшихся собранием горожан. Города в полицейском отношении делились на части во главе с частными приставами, на кварталы во главе с квартальными надзирателями, назначавшимися Управой Благочиния, и квартальными поручиками, избиравшимися горожанами из своей среды. Функции полицейских органов были весьма обширными: безопасность, санитария, нравственность, семейные отношения, ведение следствия по уголовным делам, арестные дома, тюрьмы – это лишь неполный перечень того, чем занималась полиция.
Как видим, уже при организации администрации на местах к участию в ее работе привлекались выборные представители сословий. Главную скрипку в процессе формирования новой генерации чиновничьей бюрократии играло дворянство, сильно разросшееся за счет выходцев из других сословий уже к середине XVIII в. Не было обойдено вниманием императрицы и купечество, удельный вес которого в связи с развитием промышленности и торговли сильно вырос. Этим основным сословиям Российской империи Екатерина II предоставила право организовать свои представительные органы на местах. Однако о них чуть позже, после характеристики сословного строя.
Правовой статус сословий. В XVIII в., со значительным отставанием от Запада, в России окончательно оформились из сословных групп московского общества 4 сословия: шляхетство (дворянство), духовенство, мещане (из городских посадских людей) и крестьянство.. Главная черта сословного строя – наличие и передача по наследству личных прав состояния и корпоративных прав и обязанностей.
Оформление дворянского сословия. Дворянство сложилось из разных разрядов служилых людей (бояр, окольничих, дьяков, подьячих, детей боярских и пр.), получило при Петре I наименование шляхетства, переименовано при Екатерине II в дворянство (в актах Уложенной Комиссии 1767 г.), превратилось в течение века из служилого сословия в правящее, привилегированное. Часть бывших служилых людей (дворян и детей боярских), поселенных на. окраинах государства, указами Петра I 1698–1703 гг., оформлявшими шляхетство, не была зачислена в это сословие, а переведена под именем однодворцев на положение казенных крестьян.
Нивелировку положения феодалов всех рангов завершил указ Петра I 1714 г «О единонаследии», по которому поместья были приравнены к вотчинам, закреплены за дворянами на праве собственности. В 1722 г. «Табелью о рангах» были установлены способы получения дворянства выслугой. Она же закрепила за шляхетством статус правящего сословия.
Согласно «Табели о рангах» все находившиеся на государственной службе (гражданской, военной, военно-морской) были разбиты на 14 рангов или чинов, от высшего фельдмаршала и канцлера до низшего – адъютанта при лейтенантах и коллежского регистратора. Все лица, с 14 по 8 ранг, становились личными, а с 8 ранга, – потомственными дворянами. Потомственное дворянство передавалось жене, детям и дальним потомкам по мужской линии. Дочери, вышедшие замуж, приобретали сословный статус мужа (если он был выше). До 1874 г. из детей, родившихся до получения потомственного дворянства, статус отца получал только один сын, остальные записывались в «почетные граждане» (это состояние учреждено в 1832 г.), после 1874 г. – все.
При Петре I служба дворян с обязательным обучением начиналась с 15 лет и была пожизненной. Анна Иоановна несколько облегчила их положение, ограничив службу 25 годами и отнеся её начало к 20-легнему возрасту. Она разрешила также одному из сыновей или братьев в дворянской семье оставаться дома и заниматься хозяйством.
В 1762 г. на короткое время задержавшийся на престоле Петр III отменил специальным указом не только обязательность обучения дворян, но и обязательность дворянской службы. А «Грамота на права и преимущества российского дворянства» Екатерины II 1785 г. окончательно превратила дворянство в сословие «благородное».
Итак, основными источниками дворянского сословия были в XVIII в. рождение и выслуга. К выслуге относились приобретение дворянства через пожалование и индигенат для иностранцев (по «Табели о рангах»), через получение ордена (по «Жалованной грамоте» Екатерины II). В XIX в. к ним прибавятся высшее образование и ученая степень.
Принадлежность к дворянскому званию закреплялась записью в «Бархатную книгу», заведённую в 1682 г. при уничтожении местничества, а с 1785 г. внесением в местные (губернские) списки – дворянские книги, разделенные на 6 частей (по источникам дворянства): пожалование, военная выслуга, гражданская выслуга, индигенат, титул (орден), давность. С Петра I сословие подчинялось особому ведомству – Герольдмейстерской конторе, а с 1748 г. – департаменту Герольдии при Сенате.
Права и преимущества дворянского сословия. 1. Исключительное право владения землей. 2. Право владения крепостными крестьянами (с исключением для 1 половины XVIII в., когда крепостными могли владеть лица всех состояний: посадские, попы и даже крестьяне). 3. Личное освобождение от податей и повинностей, от телесных наказаний. 4. Право строить фабрики и заводы (с Екатерины II только в деревне), разрабатывать полезные ископаемые на своей земле. 5. С 1771 г. исключительное право служить по гражданскому ведомству, в чиновничьем аппарате (после запрета принимать на службу лиц податных сословий), а с 1798 г. формировать офицерский корпус в армии. 6. Корпоративное право иметь титул «благородства», который мог быть отнят только по суду «равных» или по решению царя. 7. Наконец, по «Жалованной грамоте» Екатерины II дворяне получили право составлять особые дворянские общества, избирать свои представительные органы и свой сословный суд. Но это уже не было I их исключительным правом.
Принадлежность к благородному сословию давала право на герб, мундир, езды в экипажах, запряженных четверкой, одевания лакеев в особые ливреи и т.п.
Органами сословного самоуправления стали уездные и губернские дворянские собрания, проводившиеся один раз в три года, на которых избирались предводители дворянства и их помощники – депутаты, а также члены дворянских судов. В выборах участвовали все, отвечавшие цензам: оседлости, возраста (25 лет), пола (только мужчины), имущественному (доход с деревень не ниже 100 руб.), служебному (не ниже обер-офицерского чина) и добропорядочности.
Дворянские собрания выступали как юридические лица, имели имущественные права, участвовали в раскладке повинностей, проверяли родословную книгу, исключали опороченных членов, подавали императору и в Сенат жалобы и т.п. Предводители дворянства оказывали серьезное влияние на губернские и уездные органы власти.
Формирование сословия мещан. Первоначальное название – граждане («Регламент Главного магистрата»), затем по образцу Польши и Литвы стали называться мещанами. Сословие создавалось постепенно, по мере введения Петром I европейских образцов среднего класса (третьего сословия). В него вошли прежние гости, посадские люди, низшие группы служилых людей – пушкари, затинщики и пр.
«Регламентом Главного магистрата» Петр I разделил формирующееся сословие на 2 группы: регулярных и нерегулярных граждан. Регулярные, в свою очередь, состояли из двух гильдий. В первую гильдию входили банкиры, знатные купцы, доктора, аптекари, шкиперы, серебренники, иконники, живописцы, во вторую – все те, «которые мелочными товарами и харчевыми всякими припасами торгуют, также рукомесленные резчики, токари, столяры, портные, сапожники и им подобные». Ремесленники, как и на Западе, подразделялись на цехи. Во главе гильдий и цехов стояли старшины, нередко выполнявшие функции государственных органов. К нерегулярным гражданам или «подлым людям» (в смысле низкого происхождения – из холопов, крепостных и т.п.) были отнесены все, «обретающиеся в наймах и черных работах».
Окончательно оформление сословия мещан произошло в 1785 г. по «Жалованной грамоте на права и выгоды городам Российской империи» Екатерины II. К этому времени предпринимательский слой в городах заметно "окреп, с целью стимулирования торговли были ликвидированы таможенные заставы и пошлины, монополии и другие ограничения, объявлено о свободе заведения промышленных предприятий (то есть о свободе предпринимательства), легализованы крестьянские промыслы. В 1785 г. население городов было окончательно поделено по имущественному принципу на 6 разрядов: 1) «настоящие городские обыватели», владельцы недвижимости в черте города; 2) купцы трех гильдий; 3) ремесленники; 4) иностранцы и иногородние; 5) именитые граждане; 6) остальное посадское население. Принадлежность к сословию закреплялась внесением в городскую обывательскую книгу. Принадлежность к гильдии купцов определялась размерами капитала: первая – от 10 до 50 тыс. рублей, вторая – от 5 до 10 тысяч, третья – от 1 до 5 тысяч.
Исключительным правом мещанского сословия было занятие ремеслом и торговлей. В число обязанностей входили подати и рекрутская повинность. Правда, здесь было много исключений. Уже в 1775 г. Екатерина II освободила жителей посадов, имевших капитал свыше 500 руб., от подушной подати, заменив се однопроцентным сбором с объявленного капитала. В 1766 г. от рекрутчины были освобождены купцы. Они уплачивали вместо каждого рекрута сначала 360, а затем 500 руб. Освобождались они и от телесных наказаний. Купцам, особенно первогильдейским, предоставлялись некоторые почетные права (езды в каретах и колясках).
Корпоративное право сословии мещан заключалось также н создании объединений и органов самоуправления. По «Жалованной грамоте» городские обыватели, достигшие 25-летнего возраста и имевшие определенный доход (капитал, процентный сбор с которого составлял не ниже 50 руб.), объединялись в градское общество. Собрание его членов избирало городского голову и гласных (депутатов) городских дум. В общую думу посылали своих избранников все шесть разрядов городского населения, в шестигласной думе для исполнения текущих дел трудились выбранные общей думой 6 представителей каждого разряда. Выборы происходили каждые 3 года. Главным полем деятельности было городское хозяйство и все то, что «служит к пользе и нужде города». Конечно, губернаторы курировали органы местного самоуправления, в том числе и расходование городских сумм. Однако суммы эти, пожертвованные купечеством на городское благоустройство, на сооружение школ, больниц, учреждений культуры, были подчас весьма значительными. Они, как и планировала Екатерина II, сыграли важную роль в деле «выгоды и украшения города». Не зря Александр I, придя в 1801 г. к власти, тотчас подтвердил отмененную было Павлом I «Жалованную грамоту», восстановил все «права и выгоды» горожан и все екатерининские городские учреждения.
Крестьяне. В XVIII в. оформилось несколько категорий крестьянства. Разряд государственных крестьян сложился из бывших черносошных и из народов, плативших ясак. Позднее в его состав влились уже упомянутые однодворцы, потомки московских служилых людей, поселенные на южной окраине государства, не знавшие общинного быта. В 1764 г. по указу Екатерины II была произведена секуляризация церковных вотчин, которые перешли в ведение Коллегии Экономии. Крестьян, отнятых у церкви, стали называть экономическими. Но с 1786 г. и они перешли в разряд государственных крестьян.
Частновладельческие (помещичьи) крестьяне вобрали в себя все прежние категории зависимых людей (крепостных, холопов), принадлежавших фабрикам и заводам со времени Петра I (посессионных). До Екатерины II эта категория крестьян пополнялась также за счет церковнослужителей, оставшихся за штатом, отставных попов и дьяконов, дьячков и пономарей. Екатерина II прекратила превращение в крепостное состояние лиц духовного происхождения и перекрыла все другие пути его пополнения (брак, договор займа, наем и услужение, плен), кроме двух: рождения и раздач государственных земель с крестьянами в частные руки. Раздачи - пожалования особенно широко практиковались самой Екатериной и ее сыном, Павлом 1, и были прекращены в 1801 г. одним из первых указов Александра I. С этого времени единственным источником пополнения крепостного сословия оставалось рождение.
В 1797 г. из дворцовых крестьян но указу Павла I был образован ещё один разряд – удельных крестьян (на землях царского удела), чье положение было сходным с положением государственных крестьян. Они составляли собственность императорской семьи.
В XVIII в. положение крестьян, в особенности принадлежавших помещикам, заметно ухудшилось. При Петре I они превратились в вещь, которую можно было продать, подарить, обменять (без земли и отдельно от семьи). В 1721 г. было рекомендовано пресечь продажи детей отдельно от родителей, чтобы «утишить вопль» в крестьянской среде. Но разделение семей продолжалось вплоть до 1843 г.
Помещик по своему усмотрению использовал труд крепостных крестьян, оброк и барщина никаким законом не ограничивались, а прежние рекомендации властей брать с них «по силе» ушли в прошлое. Крестьяне оказались лишенными не только личных, но и имущественных прав, ибо все их имущество рассматривалось как принадлежащее их владельцу. Не регулировал закон и право суда помещика. Ему не разрешалось лишь применение смертной казни и выдача крестьян вместо себя на правеж (при Петре I). Правда, тот же царь в инструкции воеводам от 1719г. предписывал выявлять помещиков, разорявших крестьян, и передавать управление такими поместьями родственникам.
Ограничения в правах крепостных крестьян, начиная с 1730-х гг., были закреплены в законах. Им запрещалось приобретать недвижимость, открывать фабрики, работать по подряду, обязываться векселями, принимать на себя обязательства без разрешения владельца, записываться в гильдии. Помещикам было разрешено применять телесные наказания и отдавать крестьян в смирительные дома. Усложнился порядок принесения жалоб на помещиков.
Безнаказанность способствовала росту преступлений среди помещиков. Показательный пример дает история помещицы Салтыковой, убившей более 30 своих крепостных крестьян, которую удалось изобличить и приговорить к смертной казни (замененной пожизненным заключением) только после того, как жалоба на нее попала в руки императрицы Екатерины II.
Только после восстания Е. И. Пугачева, в котором крепостные крестьяне приняли активное участие, правительство стало усиливать государственный контроль за их положением и предпринимать шаги в направлении смягчения крепостного состояния. Был узаконен отпуск крестьян на волю, в том числе после отбывания рекрутской повинности (вместе с женой), после ссылки в Сибирь, за выкуп по желанию помещика (с 1775 г. без земли, а с 1801 г. – Указа Павла I о «вольных хлебопашцах» – с землей).
Несмотря на тяготы крепостного состояния, в крестьянской среде развивались обмен и предпринимательство, появились «капиталистые» люди. Закон разрешил крестьянам торговать, сначала отдельными товарами, затем даже с «заморскими странами», ас 1814 г. лицам всех состояний было разрешено торговать на ярмарках. Многие зажиточные крестьяне, разбогатевшие на торговле, выкупились из крепостного состояния и составили ещё до отмены крепостного права значительную часть формирующегося класса предпринимателей.
Государственные крестьяне находились, в сравнении с крепостными, в гораздо лучшем положении. Личные права их никогда не подвергались таким ограничениям, как личные права крепостных. Их подати были умеренными, они могли покупать землю (с сохранением повинностей), занимались предпринимательской деятельностью. Попытки урезать их имущественные права (брать откупа и подряды, приобретать недвижимость в городах и уездах, обязываться векселями) не имели столь пагубного воздействия на состояние хозяйства государственных крестьян, в особенности живших на окраинах (в Сибири). Здесь гораздо энергичнее разрушались консервировавшиеся государством общинные порядки (земельные переделы, круговая порука при уплате податей), сдерживавшие развитие частного хозяйства.
Большее значение в среде государственных крестьян имело самоуправление. У них издревле видную роль играли избранные на сходах старосты. По губернской реформе 1775 г. государственные крестьяне получили, как и Другие сословия, свой суд. При Павле I были созданы волостные самоуправляющиеся организации. Каждая волость (с определенным количеством селений и с числом не более 3 тыс. душ) могла избирать волостное управление, состоявшее из волостного головы, старосты и писаря. В селениях избирались старшины и десятские. Все эти органы выполняли финансовые, полицейские и судебные функции.
Духовенство. Православное духовенство состояло из двух частей: белого, приходского (от рукоположения) и черного, монашеского (от пострижения). Только первая составляла собственно сословие, ибо вторая часть не имела наследников (монашество давало обет безбрачия). Белое духовенство занимало низшие посты в церковной иерархии: священнослужителей (от дьякона до протопресвитера) и церковнослужителей (дьячки, пономари). Высшие посты (от епископа до митрополита) принадлежали черному духовенству.
В XVIII в. духовное сословие сделалось наследственным и замкнутым, поскольку закон запрещал лицам других сословий принимать священнический сан. Выход же из сословия, по ряду причин формального свойства, был крайне затруднителен. Из сословных прав духовенства можно отметить свободу от личных податей, от рекрутчины, от воинских постоев. Оно имело привилегию в области судопроизводства. В общих судах священничество судилось лишь по особо тяжким уголовным преступлениям, гражданские дела с мирскими людьми разрешались в присутствии особых представителей духовенства.
Духовенство не могло заниматься делами, несовместимыми с духовным званием, в том числе торговлей, промыслами, обслуживанием откупов и подрядов, производством спиртных напитков и пр. Как мы уже видели, в XVIII в. оно лишилось и главной своей привилегии – правом владеть имениями и крепостными людьми. Церковные служители были переведены «на зарплату».
В Российской империи свободно сосуществовали с православием другие христианские и нехристианские конфессии. В городах и крупных селах строились лютеранские кирки, а с середины XVIII в. и католические костелы. В местах проживания мусульман возводились мечети, буддистов – пагоды. Однако переход из православия в другую веру оставался запрещенным и строго наказывался (в 1730-е гг. известен случай сожжения офицера в деревянном срубе).
Что мы знаем о российской императрице Екатерине Великой? В памяти потомков часто всплывают факты, мало относящиеся к Екатерина была очень большой поклонницей придворных балов, изысканных туалетов. За ней всегда следовали вереницы кавалеров. Жизнь ее фаворитов, связанных некогда с нею любовными узами, вошла в историю. А между тем русская императрица была, прежде всего, умной, яркой, неординарной личностью и талантливым организатором. Стоит отметить, что при ней система государственного правления была преобразована впервые после правления Петра Великого. Большой интерес и сегодня вызывают Кратко изложить их, правда, вряд ли получится. В целом все ее политические изменения вписываются в русло теории, называемой просвещённым абсолютизмом. Данное течение в XVIII веке приобрело особую популярность. Многих сфер государственной и общественной жизни коснулись реформы Екатерины 2. Таблица «Преобразования внутри страны», приведенная ниже, наглядно это показывает.
Детство и воспитание принцессы Фике
София Фредерика Августа Анхальт-Цербстская - так звучало полное имя будущей российской императрицы. Родилась она весной 1729 года в небольшом немецком городке под названием Штеттин (сейчас это территория Польши). Ее отец состоял на службе прусского короля. Это был тщеславный человек. В свое время был сначала полковым командиром, затем комендантом, а потом и губернатором родного города. Мать будущей императрицы была королевских кровей. Она приходилась двоюродной теткой Петру III - будущему супругу своей дочери. София, или, как ее называли родственники, Фике, получила домашнее образование.
Она изучала французский, итальянский, английский языки, географию, историю, богословие, танцевала и музицировала. Девочка имела веселый нрав, была непоседливой, дружила с мальчишками. Родители были недовольны ее поведением. Семья Фике была небогатой. Но ее мать мечтала о том, чтобы выгодно выдать дочь замуж. Вскоре мечты ее были притворены в жизнь.
Брак с наследником престола России
В 1744 году цербстская принцесса Фике была приглашена вместе с материю в Россию к царскому двору для венчания с будущим русским императором Петром III, который приходился ей троюродным братом.
Шестнадцатилетняя невеста вскоре была представлена Елизавете Петровне, которая, стремясь закрепить право Романовых на престолонаследие, надеялась женить своего непутевого племянника. Российская императрица полагала, что хорошенькая и изящная София сможет отвлечь Петра от его детских забав со щенками и игрушками. Как только Фике оказалась в России, она со рвением принялась изучать русский язык, придворный этикет и православный закон Божий. Венчание было назначено на 25 августа 1745 года. Накануне София приняла православие и получила имя Екатерины Алексеевны. В день свадьбы в 6 часов утра принцесса была доставлена в покои Елизаветы Петровны, где ее одели и причесали. Обряд венчания проходил в Казанской церкви. Примечательно, что через 17 лет после этого здесь же лейб-гвардия будет присягать на верность своей новой императрице Екатерине Алексеевне. После венчания был дан большой бал и банкет при царском дворе, где Фике вынуждена была танцевать с бесконечной чередой престарелых вельмож. Сразу после свадьбы выяснилось, что новоиспеченный муж не собирается выполнять свои супружеские обязанности. Все свое время Петр проводил в играх с оловянными солдатиками и картонными замками. Свою супружескую спальню он превратил в псарню для охотничьих собак. Было очевидно, что этот недоросль не способен управлять государством. А между тем России нужны были внутренние реформы. Екатерины 2, как таковой, тогда еще не существовало. Да и приближенные царского двора ожидали, что ролью супруги императора и матери его детей для Фике все и ограничится. Как сильно они ошибались.
Восшествие Екатерины на российский престол
Действующая императрица Елизавета Петровна угасала с каждым днем, здоровье ее было очень слабо. А отношения венценосных супругов не складывались. Петр открыто жил с любовницей и говорил о желании на ней жениться. Сама Екатерина вскоре тоже увлеклась 26-летним камер-юнкером Сергеем Салтыковым. Спустя несколько месяцев после этого Фике родила сына, которого нарекли Павлом. При дворе гуляли слухи, что его отцом является любовник Екатерины. Несмотря на все это императрица Елизавета Петровна провозгласила мальчика вторым по очереди наследником престола. А в это время Россия в союзе с Австрией и Францией воевала с Пруссией, где одерживала одну победу за другой. Это радовало всех, кроме инфантильного Петра, который считал короля Пруссии Фридриха II непревзойденным военным гением. Было понятно, что в случае его восшествия на престол Россия заключит унизительный мир с Пруссией, потеряв все, что приобрела в ходе войны. Вскоре так и случилось. Елизавета умерла на рождество в 1761 году. После этого Петр стал российским императором. В марте 1762 года он заключил с Пруссией мир, что вызвало немало недовольства в рядах российской армии. Это и решили использовать против Петра III сподвижники Екатерины братья Орловы, один из которых, Григорий, был ее любовником и отцом ее последнего ребенка. В Казанской церкви Екатерина прошла обряд миропомазания и принятия присяги в качестве императрицы всея Руси. Первыми на верность ей присягнули солдаты.
Произошло это 28 июня 1762 года. Тогда еще никто и не предполагал, какой будет политика Екатерины 2.
Общие сведения о правлении императрицы
Через неделю после описанных событий, 6 июля, Екатерина получила письмо от Орлова о том, что ее супруг Петр, написавший отречение от престола и сосланный в мызу Ропшу, погиб. По свидетельству очевидцев, новоиспеченная императрица металась, плакала и кричала, что потомки ей этого никогда не простят. Однако другие источники указывают на то, что она знала о готовящемся покушении на мужа, так как за 2 дня до его убийства к нему был послан врач Паульсен не с лекарствами, а с инструментами для вскрытия трупов. Как бы то ни было, право Екатерины на престол никто оспаривать не стал. И сегодня мы можем подвести итоги ее 34-летнего царствования. Для характеристики ее правления внутри государства историки часто используют такой термин, как «просвещённый абсолютизм». Приверженцы данной теории убеждены в том, что в государстве должна существовать сильная самодержавная власть, которая будут работать на благо всех его граждан. Екатерины 2 выражался прежде всего в усилении бюрократического аппарата, унификации системы управления и централизации страны. Императрица считала, что обширная территория России и ее суровый климат обусловливают необходимость зарождения и процветания здесь самодержавия. Схематически можно так изобразить реформы Екатерины 2.
Таблица «Преобразования внутри страны»
Название | Положения |
|
Губернская реформа | Территории стали делить на наместничества и уезды, количество первых возросло с 23 до 50. Во главе каждой губернии стоял губернатор, назначаемый Сенатом. |
|
Судебная реформа | Сенат стал высшим судебным органом. Дворян судил земской суд, горожан - магистраты, крестьян - расправы. Были созданы так называемые советные суды. |
|
Секуляризационная реформа | Монастырские земли вместе с крестьянами, жившими на них, отошли в распоряжение Коллегии экономии. |
|
Реформа Сената | Сенат стал высшей судебной инстанцией, был разделен на 6 департаментов. |
|
Городская реформа | Екатерины 2 заключалась в том, что жители городов были поделены на 6 разрядов, каждый из которых имел свои права, обязанности и привилегии |
|
Полицейская реформа | Управа благочиния стала органом городского полицейского управления |
|
Реформа образования | В городах были созданы народные училища, содержащиеся на деньги государственной казны. Учиться в них могли люди всех сословий. |
|
Денежная реформа | Были образованы ссудная касса и Государственный банк. Впервые были выпущены ассигнации - бумажные деньги. |
Как видим из данных таблицы, в этих реформах в полной мере проявлялся просвещенный абсолютизм Екатерины 2. Она стремилась сосредоточить всю государственную власть в своих руках и обеспечить проживание в стране всех сословий по особым, введенным ею законам.
Документ «Наказ» - концепция просвещённого абсолютизма Екатерины 2
Императрица, восторженно отзывавшаяся о трудах Монтескье и принявшая на вооружение основные принципы его теории, предприняла попытку созыва так называемой Уложенной Комиссии, основная цель которой - выяснение нужд народа для проведения необходимых преобразований внутри государства. В составе этого органа приняли участие 600 депутатов от различных сословий. В качестве руководящего документа данной Комиссии Екатериной был издан «Наказ», который стал, по сути, теоретическим обоснованием просвещенного абсолютизма. Известно о том, что он был почти полностью переписан с сочинений Монтескье - рьяного приверженца данной теории. Сама Екатерина признавалась, что здесь ей принадлежит «кое-где одна строчка, одно слово».
Просуществовала данная Комиссии всего полтора года, а затем была распущена. Призван ли был этот орган проводить административные реформы Екатерины 2? Наверное, да. Но историки сегодня сходятся к тому, что вся работа Комиссии была направлена на создание благоприятного имиджа императрицы в России и за рубежом. Именно этим органом было принято решение о присвоении ей титула «Великой».
Административные реформы Екатерины 2
Данные нововведения были узаконены 7 ноября 1775 года. Изменилась система административного деления территории России. Ранее она была трехзвеньевой: губернии, провинции, уезды. А теперь области государства стали делить только на наместничества и уезды. Во главе нескольких наместничеств стоял генерал-губернатор. Ему подчинялись наместники, герольд-фискалы и рефатгеи. Финансами в наместничествах ведала Казенная палата при поддержке Счетной палаты. Во главе каждого уезда стоял капитан-исправник. В отдельную административную единицу был выделен город, во главе которого вместо воеводы был поставлен городничий.
Реформа Сената Екатерины 2
Данное новообразование было принято императрицей 15 декабря 1763 года. Согласно ему, Сенат становился высшей судебной инстанцией. Кроме того, он был разделен на 6 департаментов:
Первый - ведал всеми государственными и политическими делам в Петербурге;
Второй - судебными делами в Петербурге;
Третий - медициной, наукой, искусством, образованием, транспортом;
Четвертый - военными морскими и сухопутными делами;
Пятый - государственными и политическими делами в Москве;
Шестой - судебными делами в Москве.
Реформы управления Екатерины 2 здесь были направлены на то, чтобы сделать Сенат послушным орудием самодержавной власти.
Экономические реформы
Правление императрицы характеризовалось экстенсивным развитием хозяйства страны. Экономические реформы Екатерины 2 коснулись банковской и денежной сферы, внешней торговли.
Во времена ее царствования появились новые кредитные учреждения (ссудные кассы и Государственный банк), стали принимать средства от населения на вклады на хранение. Впервые были выпущены ассигнации - бумажные деньги. Государство при Екатерине стало экспортировать за рубеж товары в большом количестве, такие как чугун, парусное полотно, лес, пеньку, хлеб. Сложно сказать, принесли ли положительный результат данные реформы Екатерины 2. Кратко об этом рассказать вряд ли получится. Массовый при ее управлении привел к голодомору в 1780 годах во многих регионах России. Участились случаи массового разорения крестьян. Возросли цены на хлеб. Государственная казна опустела. А превысил 33 миллиона рублей.
Нововведения в системе образования
Но далеко не все преобразования императрицы имели отрицательные последствия. Реформа образования Екатерины 2 была начата в 1760 годах. Повсеместно стали открываться училища, посещать которые могли дети из разных сословий. Особенное внимание уделялось женскому образованию. В 1764 году был образован Смоленский институт благородных девиц. В 1783 году открылась Российская академия, куда приглашали именитых зарубежных ученых. В чем еще проявлялась реформа образования Екатерины 2? В том, что в губерниях образовали приказы общественного призрения, которые ведали управлением народных школ, госпиталей, приютов для сумасшедших и больных, больниц. В Москве и Петербурге были открыты дома для беспризорных ребятишек, которые получали в них воспитание и образование.
Сословия при Екатерине 2
Данный преобразования до сих пор вызывают споры у историков. Сословные реформы Екатерины 2 заключались в издании ею в 1785 году двух грамот, одна из которых окончательно закрепила привилегии за дворянством, а другая разделила городское население на 6 разрядов. Сама императрица назвала данные нововведения «венцом своей деятельности». «Жалованная грамота дворянству» предполагала следующее:
Данное сословие освобождалось от расквартирования войсковых частей, от телесных наказаний, от конфискации имущества за уголовные преступления;
Дворянство получило право на недра земли, право на собственность на землю, право иметь сословные учреждения;
Этим людям запрещалось занимать выборные должности, если их доход от имений был менее 100 рублей, а также они лишались избирательного права, если не имели офицерского чина.
В чем же заключалась городская реформа Екатерины 2? Императрица повелела разделить население на 6 разрядов:
Городские обыватели (домовладельцы);
Купцы 3-х гильдий;
Ремесленники;
Иногородние и иностранные купцы;
Именитые граждане (богатые купцы, банкиры, архитекторы, живописцы, ученые, композиторы);
Посадские (не имеющие домов).
Касаемо данных нововведений можно сказать, что политика Екатерины 2 здесь способствовала сильному расслоению общества на богатых и бедных. При этом экономическое положение некоторой части дворян ухудшилось. Многие из них не могли поступить на государственную службу, не имея возможности приобрести необходимую для этого одежду и обувь. В то же время ряд крупных вельмож владели огромными территориями земли и сотнями тысяч крепостных крестьян.
Религиозная политика
Каких сфер еще коснулись государственные реформы Екатерины 2? Эта волевая женщина пыталась контролировать абсолютно все в своем государстве, в том числе и религию. В 1764 году она, издав указ, лишила церкви земель. Вместе с крестьянами данные территории были переданы в управление некоей Коллегии экономии. Таким образом, духовенство попало в зависимость от царской власти. В целом императрица старалась проводить политику религиозной терпимости. В первые годы ее правления прекратились гонения на старообрядцев, государственную поддержку получили буддизм, протестантизм, иудаизм.
Екатерина 2 как приверженец теории Просвещения
34-летнее царствование императрицы наполнено многими противоречивыми событиями. Просвещенный абсолютизм Екатерины 2, который она старалась проповедовать среди дворянства, проявлялся и в созданном ею «Наказе», и в и в сословной реформе, и в административном делении территории России, и в преобразованиях в сфере образования. Правда, все эти реформы носили ограниченный характер. самодержавный принцип управления, крепостное право оставались незыблемыми. Отдельного внимания заслуживают взаимоотношения Екатерины с французскими просветителями (Вольтер, Дидро).
Она вела с ними активную переписку, обмениваясь идеями. Они были о ней весьма высокого мнения. Правда, современные историки уверены, что эти отношения носили чисто спонсорский характер. Императрица часто щедро одаривала своих «друзей».
Результаты правления великой императрицы
Пришло время охарактеризовать реформы Екатерины 2 кратко и подвести итоги ее царствования. Ею были проведены многие преобразования, порою очень противоречивые. Эпоха императрицы характеризуется максимальным закрепощением крестьян, лишением их минимальных прав. При ней был издан указ о запрещении крестьянам подавать жалобу на своего помещика. Процветала коррупция, причем в особо крупных размерах. Пример подавала сама императрица, щедро одаривая родственников и приближенных двора и назначая своих фаворитов на ответственные государственные посты. Неудивительно, что через несколько лет ее правления казна страны опустела. Чем в итоге закончились реформы Екатерины 2? Кратко об этом можно сказать так: тяжелый экономический кризис и полное крушение финансовой системы государства. Как бы то ни было, она активно участвовала в государственной жизни и любила ставшую родной ей Россию.
Мы узнали, в чем проявлялся просвещенный абсолютизм Екатерины 2 во время ее правления, некоторые положения которого она смогла воплотить в жизнь.