Причастие на Страстной и Светлой седмицах: советы священников. Причастие
Православная церковь не признает причастие на Пасху без покаяния в грехах. Однако это не говорит о том, что пасхальное причащение должны посещать случайные прихожане храма. Многие священники опасаются встретить неподготовленных к нему людей. Ведь прежде чем идти причащаться, человек должен подготовиться: пройти Великий пост (центральный пост во всех исторических церквях) и исповедоваться. О лицах, не принадлежащих к Православной церкви, речь и вовсе не идет.
О недопустимости к причастию неподготовленных людей было известно еще с давних времен. Вопрос сводился к решению духовником того, является ли человек вообще достойным соединиться с Христом. Однако, согласно историческим данным, исповедование было привязано к причащению не так давно и скорее стало вынужденной мерой. Это произошло из-за того, что охладел христианский дух: люди прежде причащались каждый выходной, а затем стали делать это всего лишь по 4 раза в год во время многодневных постов.
Чтобы причащаться могли и редко посещающие храм люди, в православной религии решили в обязательном порядке сначала исповедовать человека. На данный момент эта мера все еще себя оправдывает, однако, не всегда. Это происходит по причине того, что люди идут исповедоваться не с целью покаяния, а скорее как на необходимое мероприятие, без прохождения которого священник не допустит их к церковному таинству.
Многие духовные наставники категорически против причащения без исповеди.
Приводит в храм не только крещенных, но и некрещеных людей. Также в церкви можно встретить и тех, кто понятия не имеет о церковных канонах, но при этом хочет причаститься. На светлый праздник приходится ужесточать контроль, чтобы не допустить неподготовленных людей к Чаше (сосуду для христианского богослужения, используемому при принятии Святого Причастия). Часто на этот великий праздник происходит неприятное зрелище, когда находящиеся в алкогольном опьянении прихожане приходят освящать куличи во время ночной службы.
Как готовиться к исповеди накануне Пасхи
Под исповедью понимается покаяние человека в совершенных грехах, где проводником между кающимся и Богом выступает священник в роли свидетеля. Важно уметь отличать это таинство от доверительного разговора с духовным наставником. Во время него, конечно, тоже можно получить ответы на волнующие вопросы, однако это займет много времени. Именно поэтому лучше будет обратиться к священнику с просьбой назначить другое время для длительной беседы.
Для подготовки к исповедованию нужно знать следующее.
Подготовка |
Разъяснение |
Покаяние начинается с осознания грехов. | Человек, задумывающийся об исповедании, признает, что что-то не так делал или продолжает делать в своей жизни. |
Не нужно заранее подготавливать «список грехов». | Общение с Господом должно идти от сердца. |
Нужно говорить только о своих собственных поступках, а не о том, что они были совершены из-за родственника или соседа. | Каждый грех - результат личного выбора человека. |
При обращении к Богу не следует беспокоиться о правильности выбранных слов. | Нужно говорить простым доступным языком, а не придумывать сложные термины. |
Не говорить о таких мелочах, как «смотрел телевизор» или «носил не ту одежду». | Темы разговора должна быть серьезными: о Господе и ближних (речь идет не только о семье, родственниках, но и людях, встречающихся на протяжении жизни). |
Покаяние не должно быть просто рассказом о своих поступках. | Оно должно изменить разум человека и не возвращать его к прошлым поступкам. |
Нужно научиться прощать людей. | А не только просить прощения у Бога. |
Для выражения «покаянного» состояния нужно читать Покаянный Канон Господу Иисусу Христу. | Один из величайших богослужебных текстов, который можно найти почти в каждом молитвослове. |
Священник может на некоторое время попросить воздержаться от чтения особых молитв или от причащения. Этот процесс называется епитимией и осуществляется не с целью наказания, а для изжития греха и его полного прощения. После исповедования верующим необходимо причащаться.
Как подготовиться к пасхальному причащению
Несмотря на то, что исповедь и причастие являются разными таинствами церкви, всё же готовиться к ним следует одновременно. Причащение в Пасху предполагает, что на таинство пришел верующий человек, покаявшийся в своих грехах. Прихожане, пришедшие после исповеди на причастие, в первую очередь должны осознать смысл таинства: исполняется не просто религиозный обряд, а причастник воссоединяется с Богом.
Помимо этого, важны следующие моменты:
- человек должен без лицемерия искренне идти на соединение с Богом;
- душевный мир человека должен быть чист (никакой злобы, ненависти, вражды);
- недопустимо нарушение свода церковных правил (Канона Церкви);
- обязательное исповедование перед причастием;
- причащаться можно только после литургического поста;
- говение (пост) в течение нескольких дней, воздержание от молочной и мясной пищи;
- молитвы на богослужении и дома.
Неотъемлемой частью праздничной утрени является пение молитвы Иоанна Дамаскина (). Помимо обычных утренних и вечерних молитв, верующим необходимо читать «Последования ко Святому Причастию». Также, согласно древним церковным традициям, на таинство следует идти натощак (накануне причащения на Пасху с полуночи не пьют и не едят). Однако больным, к примеру, людям с сахарным диабетом, пост запрещен: больному человеку необходимо принимать лекарства и питаться по повседневному рациону.
При причащении перед Пасхой нужно помнить, что достойное таинство всегда связано с состоянием души и сердца верующего человека. При этом пост и исповедь являются подготовкой к причастию, а не препятствием на пути к нему.
Епископ Обуховский Иона (Черепанов), наместник Киевского Свято-Троицкого Ионинского монастыря: Правильное мнение – это мнение Вашего духовника
Великий Пост для того нам и дан, чтобы мы упражнялись в причащении Святых Христовых Тайн. Я людям рекомендую причащаться каждое воскресенье Великого Поста. Тем более нужно причащаться на Страстной седмице.
Все службы этой Седмицы очень глубоко связанны с воспоминанием Тайной Вечери, собственно дня установления Евхаристии. Если у человека есть возможность отпроситься на работе, есть возможность взять какие-то отгулы и освободить какое-то время, чтобы как положено провести Страстную седмицу, лучше причащаться на всех литургиях, которые на этой седмице совершаются.
Первые три дня Страстной недели совершаются литургии Преждеосвященных Даров. В эти дни достаточно проблематично бывать на всех богослужениях.
Но начиная со среды вечера нужно быть постоянно в храме: в среду вечером быть в храме, в Великий Четверг причаститься пречистых Тела и Крови Христа, которые он заповедовал нам принимать во исцеление души и тела, во оставление грехов и жизнь вечную.
В Великую субботу каждому христианину тоже нужно причаститься. Стоит сказать, что литургия Великой субботы – это моя самая любимая в богослужебном году, не только у меня, а и у многих священников. Только в этот день чувствуется такая тихая и возвышенная пасхальная радость. Сам праздник Пасхи – это такое яркое, бурное торжество, оно больше действует на наши душевные рецепторы.
Духовные чувства предельно обострены именно на литургии Великой субботы, когда с одной стороны Спас уже во Гробе, но с другой стороны мы знаем, что Христос уже победил Ад. Мы знаем, что Христос вот-вот уже воскреснет и явится апостолам. И эта тихая пасхальная радость очень и очень чувствуется именно в литургии Великой субботы.
На этой литургии есть такой очень символичный момент, когда во время пения прокимна снимаются темные постовые облачения и заменяются уже светлыми предпасхальными одеждами. Это тоже настраивает на пасхальную радость.
По богослужебному уставу православным христианам предписывается пребывать в храмах в течение всей Светлой седмицы, ежедневно причащаясь в Святых Христовых Тайн. Если есть возможность, если это время удается освободить от повседневных забот, от суеты, от работы, то было бы желательно каждый день приступать к таинству причастия.
Чин подготовки к этому Таинству в пасхальные дни значительно короче, для этого нужно прочитать только пасхальные часы и последование ко Святому Причащению. Службы достаточно короткие, очень динамичные, очень бодрые и радостные. Это в тягость никоим образом не будет, но это будет настоящее празднование Пасхи. Ведь мы причащаемся Плоти распятого, погребенного и воскресшего Христа, и когда как не в праздник Пасхи, когда как не в Светлую седмицу нам причащаться Плоти Христа, который воскрес для нашего спасения.
Для некоторых является камнем преткновения вопрос, как поститься перед причащением на Светлой седмице. Мое мнение, что Светлая седмица – это время, которое Церковь особенно выделяет из всего богослужебного года. Это время, когда пост прямо запрещен богослужебным уставом. И для подготовки к причастию поститься никоим образом не должно. Это дни особой радости, это дни, когда мы живем во Христе, когда буквально мы купаемся в пасхальной радости. И так как в эти дни пост категорически запрещен уставом, а причастие предписывается уставом, то в эти дни для того, чтобы причаститься поститься не нужно.
Я подчеркиваю, что это мое мнение.
Правильное мнение – это мнение Вашего духовника. И каждому христианину необходимо иметь духовника, и в вопросах подготовки к исповеди, к причастию и вообще во всех вопросах духовной жизни нужно советоваться с ним.
Мои рекомендации нужно воспринять только как мое мнение, но обязательно нужно посоветоваться с вашим духовником, со священником, который хорошо вас знает, который знает все особенности вашей духовной жизни, и поступать именно так, как он посоветует вам.
Протоиерей Владимир Новицкий: Готовность – в сокрушенном состояним сердца
Правильно причащаться, исповедоваться – это всегда тогда, когда мы причащаемся и исповедуемся со страхом Божьим и с сокрушением в сердце, с чувством недостоинства своего.
Не с чувством выполненного долга, что мы весь пост пропостились, и теперь имеем право на причащение, теперь уже достигли некоторой высоты и совершенно законно входим в Страстную и приближаемся к Пасхе. Вот это будет совершенно недостойно перед Богом.
А достойно – всегда с сокрушением в сердце, со смирением, с чувством своей греховности, с истинным раскаянием. И причащаться мы можем тогда, когда есть это чувство, этот признак готовности.
Готовность заключается не в количестве прочитанных молитв, хотя это тоже хорошо. Это средство, которое помогает нам смириться, но, прежде всего, готовность заключается в смиренном, в сокрушенном состоянии сердца. Тогда можно причащаться часто, без ограничений.
Протоиерей Максим Козлов, первого заместителя председателя Учебного комитета Русской Православной Церкви, настоятеля Патриаршего подворья – храма преподобного Серафима Саровского на Краснопресненской набережной в Москве.
− Постом перед причастием в данном случае является то, что человек соблюдал Великий пост, и действует такое короткое правило ко Святому Причащению только неделю. Как бывает обидно священнику, если в дни Светлой седмицы он говорит «со страхом Божиим и верою приступите», но должен развернуться с Чашей и уйти, потому что никто на этой седмице не желает причащаться. Слава Богу, я не переживал такого, но знаю опыт других.
Нет литургии, при служении которой священник, произнося слова: «Со страхом Божиим и верою приступите», имел бы в виду другое: на самом деле, вы не приступайте к причащению Святых Таин, не надо сейчас это делать, потому что на Светлой седмице поста нет, мы сейчас понарошку так говорим. На литургии ничего «понарошку» не бывает. Если говорится «со страхом Божиим и верою приступите» − значит, приступайте.
Мне лично кажется (у кого-то мнение может быть и другим), что только одной категории людей не стоило бы причащаться на Светлой седмице: если человек сознательно проигнорировал Великий пост, но знает, что на Светлой не постятся, и поэтому хочет кратенько исповедаться и причаститься. Вот если какая-то такая есть задняя мысль с хитрецой, то это неправильный подход. Если же ты говел Великий пост, то причащайся.
Есть, естественно, еще некоторые ограничения. Предположим, человек, как бывает иной раз, как-то чрезвычайно разговелся и даже не очень четко помнит, что происходило в Светлый понедельник. Тогда не стоит причащаться. Все же следует отрезвиться во всех смыслах слова.
А ежели встретил с радостью духовной Светлое Христово Воскресение и пришел в храм в дни Светлой седмицы – что же, будешь стоять в сторонке, мол, «я мясо съел»? А что ты должен есть на разговении − баранки жевать? Получается, если я хочу причаститься в Светлый понедельник, то баклажаном разговеюсь? Но это же абсурд!
Дорогие мои, Святая Церковь дает нам есть время поститься и время радоваться. Так что же, разве в радости мы не можем причащаться? Нужно причащаться и когда мы покаялись, и когда мы со Христом радуемся Его праздником, праздником Божией Матери, литургией праздников.
Слава Богу, такая практика сейчас ушла, но я помню, как в одном храме, где мне довелось служить, настоятель − заслуженный, хороший, дивный во многих отношениях священник, усвоив обычай, который сложился за прежние десятилетия, даже говорил, бывало, прихожанам: «Что вы приходите в двунадесятые праздники причащаться и исповедоваться? Ну что вы приходите со своими грязными душами? Вот вы накануне поисповедайтесь, причаститесь, а потом как праздник − приходите молиться вот такие хорошие». Но понятно, что литургия − не для того, чтобы вы хорошие пришли постоять и посмотреть, как батюшка благоговейно служит и вдохновенно проповедует, а прежде всего для того, чтобы со Христом соединиться в Таинствах.
Как поступать, если от исповеди до Причастия проходит несколько дней? Можно ли причащаться на Страстной седмице несколько раз? Можно ли мирянам причащаться на Светлой и как готовиться к причастию?
В дни Страстной седмицы и седмицы Светлой возникают некие недоуменные вопросы, как правильно готовиться к Святому Причастию. На Страстной седмице бывает очень много причастников, особенно в последние её дни. Мой добрый, но ненавязчивый совет. Если говорить об очищении собственной совести, о желании чистым сердцем славить воскресшего Христа, не стоит переносить на Страстную седмицу так называемую «генеральную исповедь», требующую глубокого осмысления прожитого и пережитого, с тем чтобы выплеснуть из глубин сердца то, что, может быть, годами там загнивало, грехи «юности казанской».
Протоиерей Артемий Владимиров
Всё это нужно делать заранее, уподобиться благоразумной деве из притчи Христовой, которая наполняет елеем свой сосуд и не дожидается, когда раздастся возглас: «Се Жених грядет, выходите навстречу Его».
Страстная седмица, необыкновенно глубокая и содержательная, по своему внутреннему смыслу предполагает в разумных чадах Церкви полноту участия в евангельских событиях. Не время уже на Страстной седмице толпиться у креста и Евангелия, как мотыльки летают вокруг свечи. Но время раскрыть повествования о страданиях Христа, вслушиваясь в скорбные и торжественные песнопения и молитвы Церкви. Идти вслед за Господом по скорбному пути, как Симон Киринейский, помогать Ему нести крест, самим восходить вслед за Ним на крест распятия и молитвы, дабы, страдая со Христом, с ним и воцариться.
Каждый день Страстной седмицы бесконечно значителен, сопряжён с вехами страдания Христа-Спасителя.
Вот Великая Среда. Последняя литургия Преждеосвященных Даров, воспоминание предательства Иуды, который за тридцать сребреников продал и предал своего Учителя. В то время как грешная женщина воцеломудрилась, покаялась, обливая слезами стопы Господа и помазуя их миром.
Люди глубоко церковные, которые сроднились духом с Евангелием и стараются всегда пребывать в молитве ко Господу, стремятся и на Страстной, и на Светлой седмице причащаться Святых Христовых Тайн, к чему призывает их Мать-Церковь. Батюшкам совсем не нужно дуться, делать хмурое лицо и отгонять от Святой Чаши чад Церкви, которые для того-то и пришли в храм, чтобы сокрыть святыню в своём сердце.
Неужели только потому, что ты приобщался в Великую Среду, тебе нельзя вкушать Тело и Кровь Господню в Великий Четверток – время установления Господом Тайной вечери, когда весь храм поёт вслед за Церковью: «Тело Христово примите, Источника Бессмертнаго вкусите»?
Неужели стоять в стороне от Святой Чаши в Великую преблагословенную Субботу, когда и небо, и земля, и звери, и деревья, и цветы – всё застывает в глубоком молчании? Ибо сама природа внемлет Богу, Который снимает проклятие с земли, возвращая миру Божьему благословение.
Не причащаться в ночь на Пасху Христову – удел некрещеных китайцев. Но православные люди Великим постом для того и шли сорок дней узкой тропой Евангельского самоотвержения, чтобы восчувствовать Христа-Спасителя, Который таинственно восстаёт из гроба нашей души, озаряя её Своим Божественным светом.
И какие сложности в отношении причащения Святых Тайн могут быть на Светлую седмицу, когда нам просто вечером нужно повоздержаться и не отягощать себя скоромной пищей? Зато днём никто не препятствует вам принести кулич вашим друзьям, разговеться пасхой, пасхальными яичками, испытав прочность собственных христианских убеждений.
Поэтому, дорогие друзья, оставим в стороне ханжество и фарисейство, иногда имеющее место в среде священнослужителей, не будем препятствовать чадам Церкви освящаться Божественной благодатью в Таинстве Причащения, как к этому призывает нас Мать-Церковь в течение всей Светлой Седмицы.
Даже запричастный стих, который поётся, покуда священник дробит Святого Агнца на престоле, гласит: «Тело Христово примите, Источника Бессмертнаго вкусите».
Это и есть полнота жизни в Господе, точка опоры христианина – чтобы он, вкусив святыни, размышлял о том, какого дара сподобился. Сам Христос свидетельствует об этом: «Кто будет пить кровь и вкушать тело Сына Человеческого, жить будет Мной, и Я воскрешу его в последний день, и никогда не умрет». Потому что Жизнь Вечная обитает в глубинах нашего сердца.
И, пожалуйста, не говорите мне о тех храмах и пастырях, которые на праздник Пасхи и на Светлой седмице не допускают к Святой Чаше своих боголюбивых прихожан, но лучше сообщите об этом Святейшему Патриарху Кириллу. Он найдёт слова убеждения нерадивым батюшкам и отправит их на месяц-два в ближайший монастырь для того, чтобы они повторили семинарский курс и поняли таинственное значение слов Христа: «Кто не собирает со Мною, тот расточает».
Священник – это не жандарм и не тюремщик, функция которого – держать за решёткой условно-досрочно освобождённых. Добрый пастырь, «батюшка Айболит» должен – «цып-цып-цып, мои цыплятки» – приглашать бессмертные человеческие души разделить вместе с ним, пастырем, радость о воскресшем Христе в таинстве Святой Евхаристии.
Самое главное для христианина – это, конечно, встреча с Господом. И эта встреча самым лучшим образом происходит тогда, когда человек причащается Святых Христовых Тайн. Что бы он в этом ни понимал, что бы он в этом ни ожидал, всё-таки это – встреча с Богом, которую Сам Господь создаёт, предлагает нам и Сам идёт к нам навстречу.
Нам остаётся только решить: «А мы хотим с Ним встречаться?» Мы обязательно должны задать себе этот вопрос, и
Иерей Димитрий Туркин
тогда начнём это делать осознанно, творчески и с пользой для себя.
В дни Страстной седмицы и седмицы Светлой возникают некие недоуменные вопросы, как правильно готовиться к Святому Причастию. На Страстной седмице бывает очень много причастников, особенно в последние её дни.
С Великого Четверга начинается такое время, когда человек особенно чувствует близость Неба, особенно стремится к Богу. Очень много причастников бывает в Страстной Четверг.
Кто-то из них успел исповедаться накануне, а кто-то – перед литургией. Но впереди ещё Великая Суббота и сама ночь Пасхи. И не всем удастся подойти к священнику в эти трудные для всех часы.
Даже если есть время для внутренней подготовки, у самих служителей существуют обязанности по подготовке храма к празднику. Все заняты, все очень торжественно настроены и напряжены.
Как можно причаститься в субботу или воскресение, если ты понимаешь, что на исповедь попасть трудно? Нужно взять у своего духовника – священника, которому ты постоянно исповедуешься, – благословение причаститься в четверг и субботу или в четверг и в ночь Пасхи.
Для такой просьбы нужно, во-первых, внутренне быть готовым к тому, что священник такого благословения не даст. Он может сам решить, как вам будет полезнее и удобнее это делать.
Но, если он даст такое разрешение, как нужно настроиться на внутренний духовный мир, чтобы те часы и дни, которые проходят от исповеди до причастия, не смутили вашего внутреннего духа, чтобы к Чаше вы подошли в душевном расположении к ближним, к Богу и внутреннем спокойствии?
Как этого достичь? Конечно, только практикой. Нужно научиться ещё заранее, а, если такой практики нет, то прямо сейчас кого бы то ни было не осуждать.
Возникает такая проблема: нужно сохранить себя от времени исповеди, которая иногда и в другие дни бывает с вечера до утра, когда мы причащаемся. Ведь, по меньшей мере, глупо исповедоваться вечером, потом натворить каких-то дел с тем, чтобы с утра снова идти исповедоваться. И эта проблема не единична – подобная ситуация повторяется из года в год.
Поэтому надо уже сегодня перестать осуждать кого бы то ни было. Ко всем относиться так, как будто это – самые лучшие люди, которых мы когда-либо встречали в жизни.
Конечно, такое настроение нельзя продлить на неделю или месяц – это будет сверхусилие. Но на несколько дней удержать его возможно – постоянным напоминанием себе о том, что «Не судите да не судимы будете» и кто ты такой, что судишь своего ближнего – «чужого раба», как говорит Господь.
Конечно, мы не можем перестать грешить. Нужно только перестать осуждать, сконцентрироваться на этом своём недостатке, но быть не напряжённым, а просто внимательным к себе, к своим чувствам и переживаниям. Не в том смысле, что переживать их изо всех сил, а просто не обращать на них внимание. Внимательным к своим помыслам. А на недостатки ближних никакого внимания не обращать.
Сделайте это усилие – и проблема отдалённости исповеди по времени от причастия станет для вас легко решаема.
В отношении причастия в Светлую седмицу. Главным недоумением бывает проблема, как поститься.
По одной из традиций, которую я знаю твёрдо, принято такое отношение: пост, который мы провели более или менее достойно, и приготавливает нас к причастию во всю Светлую седмицу. То есть, всё, что могли сделать, мы уже сделали. И на Светлой седмице мы можем не поститься, даже если будем причащаться каждый день.
Другое дело, может быть, не каждый человек будет и может это делать. Но если такое устроение возможно, полезно и благословлено священником, – почему нет. Ведь, в конце концов, отвечать будет тот батюшка, который благословил вас это делать.
Ну, может быть, не каждый день, через день… Но если есть такая радость, если вы, наконец, обрели своего Бога, которого наконец-то полюбили, то почему нельзя несколько раз причаститься на Светлой седмице, которая есть единый день Пасхи? Это можно и должно, тем самым вы покажете своё усердие и поймёте, наконец, что есть радость духовная.
Конечно, для этого нужно определённое настроение. Всё, что сказано о покаянном и смиренном настроении относительно поста и седмицы Страстной, касается и Светлой. Такое же настроение – неосуждение, любовь к ближнему. Но при этом – зачем поститься?
Единственное, вечер накануне причастия я бы рекомендовал провести чуть более смиренно – не надо вечером есть мясо и вообще – ставить на стол какую-то обширную трапезу. Всё, что можно, позвольте себе утром и за обедом, а вечером немного посмиряйтесь и, тем самым, подготовьтесь к причастию.
Вот и получится: вроде бы и поста нет, и нельзя сказать, что вы совсем не готовились и не потрудились. Думаю, что такой подход будет самый правильный.
Как правильно исповедоваться и причащаться на Страстной неделе? Каждому человеку по-разному. Страстная неделя – это время особенное. Есть люди, которые весь пост усердно посещали богослужения, исповедовались и причащались регулярно каждую воскресную литургии, может быть, даже кто-то и чаще.
Протоиерей Алексий Уминский
Поэтому бывает такое время, когда во время Страстной недели таким людям, может быть, стоит уступить место в очереди на исповеди тем, кто пришел к концу поста, как «работники одиннадцатого часа», которые по каким-то причинам, нам мало видным, – может быть, потому что они только-только очнулись к концу поста, может быть, что-то в них родилось к концу поста настоящее, – и вдруг решили подойти к Пасхе по-настоящему, по-христиански.
А служб очень много, священники часто перегружены. Поэтому перед службой особенно Великого Четверга вся церковь стремится приобщиться Святых Христовых Тайн.
Поэтому, мне кажется, христиане, которые действительно весь пост достаточно серьезно относились к своей душе, могут сейчас смиренно немножечко отойти в сторону и дать возможность на Страстной неделе исповедоваться тем, кто за время поста этого не сделал, чтобы у священника была возможность по-настоящему, глубоко каждого выслушать.
Уважаемый Владыка, Церковь говорит о том, что надо проживать все события Страстной седмицы так, как будто они происходят вот сейчас и впервые. То есть, с одной стороны, мы уже знаем, что Христос воскрес заранее, что все будет хорошо, вроде как переживать не о чем. А с другой стороны, когда Церковь находится в этом состоянии скорби, страха, неопределенности, и мы, верующие христиане, должны находиться в том же состоянии. А как, если уже и куличи дома, и уборка произведена, яйца красятся, уже предвкушение праздника. Можно ли как-то эти состояния совместить?
Думаю, да. Это тоже, до некоторой степени, аскетическое упражнение, потому что праздник, безусловно, надо встречать и к нему надо готовиться: и куличи печь, и яйца красить, и дома убраться. Но все же главное не в этом.
Главное — в тех переживаниях Страстной седмицы, к которым призывает человека Церковь. Ведь удивительные богослужения Страстной недели действительно как бы поставляют человека в сердцевину евангельских событий, внутрь Священной истории. Мы вместе со Христом присутствуем в Гефсиманском саду, видим ту толпу, которая идет взять Его под стражу, следуем на суд Пилата и на Голгофу, вместе с учениками снимаем Его со Креста… Это совершенно удивительное время, которое не имеет аналогов в течение всего богослужебного года и которое нужно обязательно не просто пробыть в храме, а прожить вместе с Церковью, оставив все-таки куличи и крашенные яйца на второй и третий план. К этому надо себя приучить. Для этого нужно почувствовать и смысл, и красоту, назидательность богослужебных переживаний, почувствовать, если угодно, вкус к ним. Это гораздо важнее хорошо пропеченных куличей.
Впереди светлый праздник Пасхи. Как встретить его правильно?
Встретить его необходимо в Церкви. В первую очередь, Пасха должна быть праздником духовным, а не просто поводом для застолья. Я всегда призываю людей меньше времени, сил и внимания уделять внешним вещам. Знаете, есть целый ряд благочестивых суеверий: мол, в Чистый четверг надо обязательно искупаться, окна помыть, шторы постирать, все вычистить. На самом деле этот четверг называется Чистым и еще Великим из-за величия тех событий, который в этот день вспоминаются Церковью. Всякие кулинарные изыски, куличи, пасхи - все это очень хорошо, но должно занимать совсем небольшое место в жизни христианина. Плохо, когда ради этого оставляется все остальное, и человек не идет на службу, потому что он еле живой от всех этих уборочно-кулинарных подвигов. Надо постараться провести по-христиански не только сам день Пасхи, но и в последующие дни Светлой недели сходить в храм, помолиться. И тогда Пасхальная радость надолго сохранится в сердце верующего человека, чего я от души всем желаю.
Уважаемый Владыка! Прошу пояснения, как правильно готовиться ко Святому Причащению, если причащаешься несколько Литургий подряд. Нужно ли читать каноны каждый раз, или достаточно последования? И как часто и правильно можно приступать ко Причащению в Страстную и Светлую седмицы? Однозначного ответа не получала, уважаемые священники отвечают по-разному. Один разрешает приступать на Пасху и в Светлую седмицу без исповеди, но прежде читать три раза канон Пасхи, другой не рекомендует вообще Причастие на Светлой седмице, так как покаяние заменяется ликованием, а без исповеди приступать нельзя. И в отношении подготовки и частоты тоже разные получала наставления. Доходило даже до того, что прислушиваясь к совету одного, вводила в недоумение другого. Прошу Вашего благословения и молитв, Наталия
Уважаемая Наталия! Вопросы подготовки ко Святому Причащению очень подробно рассмотрены в документе «Об участии верных в Евхаристии» . Этот документ прошел очень широкое обсуждение, был одобрен Архиерейским совещанием и утвержден Священным Синодом Русской Православной Церкви в 2015 году. Я еще раз рекомендую не только Вам, но и всем прихожанам очень внимательно с ним ознакомиться.
Самое главное: каждый раз, когда мы приступаем ко Святому Причащению, нам нужно подготовиться. Эта подготовка включает в себя молитвенное правило, присутствие на богослужении суточного круга, предваряющем Литургию, и очищение своей совести исповедью. Что касается правила, в документе подчеркивается: «Неизменной частью молитвенной подготовки является последование ко Святому Причащению, состоящее из соответствующего канона и молитв. Молитвенное правило обычно включает в себя каноны Спасителю, Божией Матери, Ангелу Хранителю и другие молитвословия (см. «Правило готовящимся служити, и хотящим причаститися Святых Божественных Таинств, Тела и Крове Господа нашего Иисуса Христа» в Следованной Псалтири). Во время Светлой седмицы молитвенное правило состоит из Пасхального канона, а также канона и молитв ко Святому Причащению».
Что касается частого причащения - думаю, оно может быть правильным в исключительных случаях. Скажем, на Страстной седмице можно причаститься и в Великий Четверг, и в Великую Субботу, и на Пасху. Полагаю, этого достаточно для человека, живущего в миру, работающего и обремененного семьей. Монашествующим я бы советовал причащаться во все дни Страстной седмицы. Но для мирян это сложно.
Что касается исповеди — необходимо испытывать свою совесть и, если в этом есть необходимость, то надо приступать к исповеди хоть перед каждым причащением.
В дни Светлой седмицы христиане, соблюдавшие Великий пост, приступают ко Святому Причастию, ограничивая пост невкушением пищи после полуночи. Исповедь — опять же, по необходимости. Всякие разговоры о том, что «покаяние несовместимо с ликованием» и прочее — это доморощенное богословие того разряда, о котором апостол сказал: «Негодных же и бабьих басен отвращайся» (1 Тим. 4, 7). К сожалению, к этому склонны некоторые наши священники, особенно пожилые. У молодых встречается другая крайность: «А, давайте причащайтесь без разбора, когда угодно и как угодно». Это тоже неправильно.
Думаю, что критерием частоты причащения для человека, живущего в миру, может быть следующее: «Я могу причаститься, если накануне смогу прийти на вечернее богослужение и нормально, как положено по Уставу, подготовиться ко Причастию, не пренебрегая своими семейными и должностными обязанностями». То есть, если Вы можете на Светлой седмице каждый день утром и вечером ходить в храм, читать канон Пасхи (один раз, а не три, как Вам кто-то сказал) и правило ко Причащению, и при этом Ваша семья — муж, дети, старшие родственники — не будет негодовать, что Вы их забросили, а сами только ходите в церковь,— пожалуйста, причащайтесь каждый день.
Поистине правильное причащение и исповедание происходит тогда, когда человек боится этого таинства и ему стыдно перед Царем Божьим, когда сердце сокрушается и просыпается не достоинство свое.
Все службы Седмицы связаны с воспоминаниями Тайной Вечери. Этот день стал значимым в установлении Евхаристии.
Причастие на Страстной неделе
Поистине верующий человек должен причащаться на всех литургиях, которые совершаются на седмице. Поэтому если есть возможность, отправьтесь с работы и отмените важные дела. Проведите седмицу, как положено по церковным законам.
Три дня с начала Страстной недели священники проводят литургии Преждеосвященных Даров. Этот день считается самым сложным, и практически ни у кого не получается присутствовать на всех богослужениях.
Человек, желающий причаститься и исповедоваться, должен прийти в храм в среду вечером и до Великого Четверга отстоять все службы. В Великий Четверг уже начинается причащение пречистых Крови и Тела Царя Божьего. Он заповедовал всем людям исцелять тело и душу, чтобы оставить все грехи и обрести жизнь вечную.
В Великую субботу каждый христианин проходит таинство причащения. Как говорят практически все священники –одна из самых лёгких и возвышенных литургий проходит именно в Великую субботу. В этот день можно ощутить легкую возвышенную пасхальную радость. Сама Пасха является ярким бурным торжеством, которое затрагивает рецепторы нашей души.
В Великую субботу чувства духовенства обостряются до пределов, ведь Спас уже во Гробе, а Христос уже победил Ад. В этот день мы уже чувствуем, как наступает Светлый праздник Воскресения Христова.
Устав Богослужения гласит, что православному христианину положено находится в Храме во время всей Светлой Седмицы, и каждый день причащаться.
Причастия в пасхальные дни намного короче, и читаются только пасхальные часы и последование ко Святому Причащению. По сравнению с другими службами пасхальные самые короткие, радостные и бодрые. Они абсолютно не будут в тягость, но только так по-настоящему можно встретить Пасху. Ведь именно во время такой службы мы причащаемся Плоть распятого, погребенного и воскресшего Сына Божьего.
Как причаститься на Страстной неделе перед Пасхой, пояснили священнослужители, видео