Как и когда праздновать три Спаса: Медовый, Яблочный, Ореховый. Медовый спас
Летние церковные праздники отличаются особой связью с народными обычаями и природой. Сегодня мы поговорим о трех самых важных из них и постараемся узнать, какого числа пройдет яблочный, медовый и ореховый спас 2019 года, а также – какие блюда лучше всего вкушать в эти дни.
Наша славянская культура таит в себе немало летних обычаев, суть которых кроется в глубокой связи языческих поверий и христианской морали. Так, очень интересны Спасы – праздники, отмечающиеся во второй половине лета. Количество этих праздников невелико: всего три. Само название праздника кроет в себе отсылку к Иисусу Христу, которого называют Спасителем. В народном понимании такое название скрывает в себе глубокую мысль о том, что народ в это время спасает себя, пытаясь выжить за счет трех главных летних продуктов: яблок, хлеба (орехов) и меда.
Яблочный
Яблочный Спас 2019 – один из первых дней урожая в славянской традиции. Отмечается в самом начале августа, если быть точным – 19 числа по новому стилю. Скорый по следованию за первым спасом. Значение этого дня сводится к тому, что природа начинает свое преображение и готовится к осени.
На Яблочный Спас яблоки нового урожая принято освещать в церкви. Особенно почитают весь этот день родители погибших маленьких детей. Считается, что если семья не употребляла до этого момента яблоки, то ребенок на том свете получается в подарок плод райского дерева. По этой причине нельзя было есть яблоки до яблочного спаса. Обязательным считалось, что женщина, в чьей семье произошло несчастье, относила в храм на службу несколько плодов, чтобы осветить их и передать на могилу умершим.
В этот праздник было принято провожать закат в поле с множеством песен и плясок. Очень любили предки наши и хороводы с песнями, плясками. Кроме того, принято было готовить различные блюда с использованием яблок. Только представьте: румяные запеченные яблочки на одном столе с пирогами и блинами, приправленными яблочным вареньем. Калитки из постного теста с грибами и ягодами тоже были любимыми блюдами семей в это время. Их фотография представлена ниже.
Какого числа Яблочный Спас будет намечаться на 2019 год? Яблочный Спас в 2019 году пройдет 19 августа, в субботу, что очень хорошо, ведь многие люди в будни просто не смогли бы посетить церковь и насладиться этим замечательным событием, которое так важно для тех, кто хочет приобщиться к культуре своих предков. Когда будет удобно, можно испечь различные яблочные пироги и шарлотки, которые сделать может даже ленивый.
Медовый
Медовый Спас 2019 – праздник, приходящийся на 14 августа по новому стилю. Этот день посвящен памяти деревьев из стволов и ветвей, которых был создан крест, ставший символом распятия Иисуса Христа. Кроме того, считается, что с этого момента начинается Успенский пост, в который разрешено есть овощи и собирать мед. Традиционно в этот день было принято совершать крестные ходы, святить воду и купаться в реках. С этого же момента начинался засев полей озимой рожью. Медовый Спас картинки помогут вам понять, как художники видят этот замечательный праздник.
Кроме того, принято было освещать в храмах не только воду, но и мед нового урожая. По народным поверьям, в этот праздник женщинам прощались все их не вымоленные прежде грехи.
Интересно и то, что 14 августа – день почитания святого Макавея, приуроченный к сбору мака. Именно поэтому в этот праздничный день принято выпекать и кушать не только и блины с медовыми топингами, но и готовить маковые пироги, рулеты и, конечно, булочки.
Медовый Спас в 2019 году пройдет в понедельник 14 августа. Если в этот день у вас не получится посетить церковь, то вечером устройте посиделки дома с родными за праздничным вкусным столом. Приготовьте своим любимым и близким маковый рулет с медом и чай на основе чабреца или мяты. Все эти компоненты пользуются отличными отзывами и очень хорошо сочетаются друг с другом.
Ореховый
Ореховый Спас в 2019 году – последний в чреде августовских празднеств. Отмечается он 29 августа по новому стилю. Посвящен получению нерукотворного образа Спаса – одной и самых почитаемых икон в славянской культуре. Орехи – не единственный символ этого праздника. Кроме них огромным почитанием в этот день пользуется хлеб. Именно в этом суть второго названия праздника – Хлебный Спас.
Принято в это время выпекать различные хлебобулочные изделия из зерна свежего урожая, которые можно есть с орешками, ягодами или медом. Такую пищу будет не только вкусно, но и полезно съесть.
Какого числа Ореховый Спас 2017? В новом году Ореховый Спас пройдет 29 числа, выпадающего на вторник. Постарайтесь в это праздничный день порадовать близких какой-то вкусной, но простой выпечкой или домашним хлебом. Поздравления с Ореховым Спасом лучше всего сопровождать булочками и пирожками с грецкими орехами или фундуком.
Фотогалерея
Фото 1. Ореховый пирог Фото 2. Медовый пирог
Приближается Успенский пост. Он окутан приметами и суевериями, связанными с празднованием т.н. “трёх Спасов”. Многие православные верят в них и следуют народным традициям. Хотелось бы с Вашей помощью внести ясность: что правильно, а что категорически плохо в этих традициях?
Само название «Спас» указывает на то, что эти праздники связаны со Спасителем мира, Господом нашим Иисусом Христом, и напоминают нам о необходимости веры в Него. Примечательно, что кроме сугубо религиозного контекста, празднование этих событий имеет также измерение народной жизни, откуда и возникли наименования трех Спасов.
У этого вопроса есть два аспекта. С одной стороны, религиозные традиции, которые вошли в плоть и кровь нашего народа, свидетельствуют о том, что православная вера всегда являлась неотъемлемой частью его жизни, быта и мировоззрения. Религия играла такую значимую роль в жизни людей, что нашла свое отображение во всех ее важнейших аспектах. Хороший урожай или засуха, благоприятные климатические условия или опасность стихийных бедствий - все это было вопросом жизни и смерти. И все свое упование в житейских заботах люди возлагали на Господа. Работу начинали с молитвы, служили молебны на полях, обращались в тяжелых обстоятельствах к Богу и получали реальную помощь, так как молились от всего сердца, с глубокой верой. Получив хороший урожай, люди несли его символическую часть в храм как знак благодарности Богу. Не случайно в народе существует пословица: «Без Бога ни до порога». Наши предки хорошо знали, что любые бедствия - это результат греха и нарушения Божиих заповедей, а потому спешили в храм, каялись, причащались.
Приносить Богу начатки первого урожая - обычай, который берет свое начало еще с Ветхозаветных времен. На протяжении многих веков народ свято хранил древние религиозные обряды. Народное благочестие, которое всегда было связано с глубокой церковностью, почитанием православных праздников, хранением Евангельского идеала жизни - неукоснительно хранило христианскую душу нашего народа.
С другой стороны, нужно отметить также печальный факт распространения многих суеверий, связанных с почитанием праздников и святых. Суеверие - то есть суетная, пустая вера, вера в пустоту, когда обычным предметам приписываются сверхъестественные свойства - это результат религиозного невежества и потери живой связи с Церковью. Суеверия возникают тогда, когда второстепенные, внешние, обрядовые вещи ставятся во главу угла, а то, что действительно является главным и важным - внутреннее содержание - попросту забывается, теряется.
Взять, к примеру, традицию освящать в храме на особые праздники мед и плоды. То, что мы приносим в храм (в данном случае фрукты и мед), имеет второстепенное значение, ведь, по сути, Богу все это не нужно. Просто таким образом мы символически выражаем благодарность Творцу как Щедрому Даятелю благ и Промыслителю о нашей жизни. А главное выражение нашей благодарности заключается в покаянии, молитве, приобщении Святых Христовых Таин. Церковный народ это хорошо знал. И отсюда народное благочестие, основанное на благоговейном страхе Божьем - в воскресные и праздничные дни оставить все земные заботы и прийти в храм на Литургию, исповедаться, причаститься, помолиться Богу о себе и своих близких. Кроме того, нужно отметить, что приносили люди то, что выращивали своими руками и добывали собственным трудом, потому и отношение к данной традиции, наверное, было несколько иным. Но когда человек видит лишь внешние атрибуты праздника, не понимая его духовного значения, не участвуя в таинственной жизни Церкви, он начинает приписывать этим предметам разные сверхъестественные свойства и таким образом впадает в грубые суеверия.
Например, на первый Спас, Медовый или Макковей, с которого начинается Успенский пост 14 августа, люди освящают мёд. Считается, что он обладает целительной силой. Прокомментируйте, пожалуйста, и расскажите о значении этого праздника.
14 августа Церковь празднует Происхождение (изнесение) честных древ Животворящего Креста Господня. Мы вспоминаем Того, чьей силой орудие казни сделалось древом жизни для верующего. Происхождение этого праздника связано с традицией, которая в IX веке утвердилась в Константинополе в связи с распространением смертоносных эпидемий в разгар жары - износить в начале августа часть Животворящего Креста из домовой церкви греческих императоров в храм Святой Софии. При этом также освящали воду, выходили крестными ходами на улицы и дороги, и многие недужные исцелялись. По сей день во всех православных храмах в этот праздник совершается чин освящения воды.
Также в этот день празднуется память Ветхозаветных мучеников - Елеазара, его учеников братьев Маккавеев и их матери Соломонии, которые пострадали за неукоснительное хранение Закона Божьего. С именем мучеников Маккавеев связана традиция приносить на освящение мак, что, очевидно, вызвано созвучием его именования с именем мучеников.
Этот праздник в народе назван Медовым Спасом, так как к этому времени поспевает мёд нового сбора, который принято приносить в храм, как явное воплощение Божьей милости к нам грешным. Нужно помнить, что освящение меда в этот день - это всего лишь благочестивая традиция, которая никак не связана с праздником Всемилостивого Спаса, и уж тем более не должна затмевать собой истинное значение празднования.
Что касается целительной силы меда, то его благотворные свойства известны всем. Думаю, ни у кого не возникает сомнений в полезности и целебных качествах этого продукта. Но суеверно придавать меду, освященному в храме в этот день, некую чудотворную силу - значит поклоняться твари, вместо того, чтобы почитать Творца, Который дал нам все эти блага.
Также 14 августа - начало Успенского поста, который длится две недели - до праздника Успения Божией Матери. Это строгий пост, посвященный памяти Пресвятой Девы Марии, Которая в посте и молитве пребывала в храме с раннего детства. Этим постом мы должны очистить свои души и, подражая Пресвятой Богородице, провести данное время в молитве, воздержании и богомыслии.
Второй Спас, который называют Яблочным, празднуется в день Преображения Господня 19 августа. С этого дня разрешается употреблять в еду яблоки. В народе говорят: После Пасхи до Яблочного Спаса нельзя есть яблоки. Так ли это? И почему именно на Преображение приходится Яблочный Спас?
Преображение имеет важный богословский смысл, так как показывает то состояние, в котором мы будем находиться после Второго Пришествия. Слава Преображения станет достоянием тех людей, которые разделят со Спасителем радость Царства Божьего. «Господь преобразился не без причины, но дабы показать нам будущее преображение естества нашего и будущее Свое пришествие», - писал святитель Иоанн Златоуст. В этот день христианин должен исповедаться и причаститься, почтить праздник молитвой в храме, чтобы посредством приобщения к этому великому событию хоть на шаг приблизиться к своему собственному преображению.
В этот праздник принято освящать в храме яблоки, виноград и другие поспевшие фрукты. Очень часто далекие от Церкви люди придают освящению плодов магические свойства, что является заблуждением. Смысл освящения в день Преображения состоит только в том, что мы приносим Богу начатки нового урожая. Эта традиция берет свое начало еще со времен Ветхого Завета, когда Богом было установлено приносить в храм все, что появлялось первым на поле или в хлеву - пшеницу, плоды, ягненка. Христиане переняли эту традицию и тоже стали приносить в храм плоды своих трудов. В Палестине праздник Преображения приходился на момент созревания винограда, который и приносили для освящения, тем самым благословляя новый урожай, из которого делали вино для Евхаристии. Когда праздник пришел на Русь, то вместо винограда, который еще не научились разводить, освящали яблоки. Но смысл остался тот же - принести Богу все первое и лучшее.
Типикон предписывает воздерживаться от вкушения яблок до их освящения. И смысл этого предписания заключается не столько в воздержании от плодов на определенный период, сколько в том, чтобы первые начатки урожая сначала обязательно освятить и только после этого потреблять. В некоторых монастырях есть традиция освящать плоды первого урожая сразу, как только они созреют, и после этого вкушать их за трапезой, не дожидаясь праздника Преображения.
И в последний, третий Спас, Ореховый, 29 августа, освящают орехи в храмах… Что делать православным с этими традициями? И что мы празднуем в этот день?
Ореховым Спасом называют праздник в честь перенесения из Эдессы в Константинополь Нерукотворного образа Иисуса Христа. И, конечно же, совершенно очевидно, что не об орехах нужно заботиться в этот день. Вообще, чем меньше мы будем уделять внимание вещам второстепенным, которые не влияют на спасение нашей души, тем лучше.
Чтобы разобраться в различных приметах, нужно всегда смотреть на смысл того или иного действия или обычая. В Церкви все осмысленно, все подчинено Евангельской логике, служит спасению души человека. А суеверие всегда лишено внутреннего смысла и ориентируется на внешнее действие, при полном отсутствии внутреннего содержания. Чтобы не стать жертвой душевредных суеверий, выдуманных нецерковными людьми, необходимо ходить в храм и строго держаться церковного предания.
- Что бы Вы хотели пожелать всем нам в начале Успенского поста?
Прежде всего, хотел бы всех православных христиан от всего сердца поздравить с грядущими праздниками и началом Успенского поста. Мы молимся, чтобы Господь явил милость нашему народу и «благословил люди Своя миром» (Пс. 28, 11). Церковь же призывает нас к покаянию, потому что это единственный путь к мирной жизни и вечному спасению. «Жизнь и смерть предложил я тебе, благословение и проклятие, - читаем мы в Священном Писании. - Избери жизнь, дабы жил ты и потомство твое» (Второзак. 30, 19).
Человек сам делает свой выбор и несет за него ответственность. И если только искренне обратиться к Отцу Небесному с покаянной молитвой, Он даст нам все необходимое, чтобы мы могли преодолеть зло и возродиться к жизни вечной. Для этого и предлагаются нам покаянные дни поста, чтобы через небольшой духовный труд мы сделались способными чувствовать и принимать Божественную благодать, которая преображает человека и мир вокруг него. Очищая себя от скверны греха и страстей, мы приближаемся к Богу, а значит, возвращаемся в Отчий дом. «Сам же Господь мира да даст вам мир всегда во всем. Господь со всеми вами!» (2 Фес. 3, 16).
Беседовала Наталья Горошкова
Хотите узнать, когда будет Медовый Спас в 2019 году? Медовый (маковый) Спас в 2019 году – 14 августа.
Спасами (сокращенная форма от слова Спаситель, Иисус Христос) называют три летних праздника, посвященных Христу: Медовый Спас, Яблочный Спас и Третий Спас.
Какого числа будет Медовый Спас в 2019 году?
Медовый Спас – 14 (1) августа. В этот день православная церковь совершает празднество Всемилостивому Спасу и Пресвятой Богородице. Также начинается Успенский пост – самый короткий, но строгий почти как Великий пост. Пост предваряет праздник Успения Божией Матери. А его первый день – Происхождение (или Изнесение: слово Происхождение означает крестный ход) Честных Древ Животворящего Креста Господня. В центр храма на утрени выносится Крест: до субботней вечерней службы все верующие могут ему поклониться.
История Медового Спаса
Праздник Происхождения Честных Древ Животворящего Креста Господня был установлен в IX веке в Константинополе: каждый год часть Животворящего Креста, который хранился в домовой церкви греческих императоров, приносили в храм Святой Софии и освящали воду для исцеления болезней. Первый день августа был выбран именно потому, что в этом самом жарком месяце особенно распространялись болезни, люди же прикладывались ко Кресту, на котором был распят Христос, пили освященную им воду и .
Празднество Всемилостивому Спасу и Пресвятой Богородице установлено по случаю знамений от икон Спасителя, Пресвятой Богородицы и Честного Креста во время сражений святого благоверного князя Андрея Боголюбского (1157-1174) с волжскими болгарами.
В 1164 году Андрей Боголюбский предпринял поход против поволжских болгар, теснивших угнетенных жителей Ростовской и Суздальской земли. Уповая на помощь Царицы Небесной, князь взял с собой Ее чудотворную икону, которая была принесена им из Киева и впоследствии получила наименование Владимирской. Два священника в облачении несли перед войском святую икону и Честный Крест Христов. Перед сражением благочестивый князь, приобщившись святых Таин, обратился с горячей молитвой к Богородице: «Всяк уповаяй на Тя, Госпоже, не погибнет, и я грешный имею в Тебе стену и покров». Вслед за князем пред иконой пали на колени полководцы и воины и, приложившись к образу, пошли против врага.
Болгары были разбиты и обращены в бегство. По преданию, в тот же день греческим императором Мануилом была одержана победа над сарацинами. Непреложным доказательством чудесности обеих этих побед послужили огромные огненные лучи, выходившие от бывших в войсках икон Спасителя, Божией Матери и Святого Креста. Эти лучи покрывали полки благоверных правителей Греции и России и видны были всеми сражавшимися. В память об этих чудесных победах, с обоюдного согласия князя Андрея и императора Мануила и по благословению представителей высшей церковной власти, и был установлен праздник Всемилостивому Спасу и Пресвятой Богородице.
В Русской Церкви одновременно с празднованием Всемилостивому Спасу соединяется воспоминание совершившегося 1 августа 988 г. Крещения Руси, в воспоминание чего установлено совершать в этот день малое освящение воды. Поэтому в народе этот праздник иногда называют «Мокрый спас».
Наконец, третий праздник дня – память о святых Ветхозаветных мучениках Маккавейских, которые силой веры преодолели соблазн вероотступничества и, претерпев кратковременное мучение, сподобились спасения и вечной блаженной жизни в Царствии Божьем.
Семь святых мучеников Маккавеев: Авим, Антонин, Гурий, Елеазар, Евсевон, Адим и Маркелл, а также их мать Соломония и учитель Елеазар пострадали в 166 году до н. э. от сирийского царя Антиоха Эпифана. Антиох Эпифан, проводя политику эллинизации населения, ввёл в Иерусалиме и всей Иудее греческие языческие обычаи. Он осквернил Иерусалимский храм, поставив в него статую Зевса Олимпийского, к поклонению которому принуждал иудеев.
Девяностолетний старец - законоучитель Елеазар, который за приверженность к Моисееву закону был судим, с твёрдостью пошёл на мучения и скончался в Иерусалиме. Такое же мужество показали ученики святого Елеазара: семь братьев Маккавеев и их мать Соломония. Они, бесстрашно признав себя последователями Бога Истинного, отказались принести жертву языческим богам.
Старший из мальчиков, дававший первым ответ царю от имени всех семи братьев, был предан ужасным истязаниям на глазах у остальных братьев и их матери; остальные пять братьев один за другим претерпели те же мучения. Остался седьмой брат, самый младший. Антиох предложил святой Соломонии склонить его к отречению, чтобы ей остался хоть последний сын, но мужественная мать укрепляла и его в исповедании Истинного Бога. Мальчик так же твёрдо перенёс муки, как и его старшие братья.
После смерти всех детей святая Соломония, стоя над их телами, воздела руки с благодарной молитвой Богу и скончалась.
Подвиг святых семи братьев Маккавеев воодушевил священника Маттафию и его сыновей, которые подняли восстание против Антиоха Епифана, длившееся с 166 по 160 г. до н. э. и, одержав победу, очистили Иерусалимский храм от идолов.
Святые мученики Маккавеи
Смысл Медового Спаса
Само название «Спас»» указывает на то, что все помянутые события так или иначе связаны со Спасителем мира, Господом Иисусом Христом и напоминают нам о необходимости веры в Него и упования на Его милость. Но Спасителем может назвать Господа только тот, кто осознаёт своё положение как опасное, гибельное. И если мы это своё подлинное положение забываем, то нам его помогают осмыслить драматические события и обстоятельства, превосходящие наши силы и грозящие нам многими лишениями и даже самой .
Изнесение Честных древ для нас - это не только обряд поклонения животворящему Кресту, не только проявление благоговения, но и повод исповедовать свою немощь перед величием и сложностью этого мира, в котором человек без Божьей помощи подобен пылинке в ураганном вихре.
Мы вспоминаем Того, чьей силой орудие казни сделалось древом жизни для верующего. И тогда даже пожары, засуха, жара - могут сделаться для нас источником жизни, покаянного осмысления суетности этого мира, осознания высшего призвания души, могут стать для нас началом реального обращения к Богу.
Ко дню, когда мы вспоминаем и чтим означенные события, приурочено и начало Успенского поста. Пост этот, двухнедельный и строгий, подготавливает нас к празднованию Успения Пречистой Владычицы Богородицы 28 (15) августа.
Жизнь Пречистой Владычицы была полна невзгод и лишений, ей суждено было перенести муку матери, видящей мучения распятого Сына, и не только Сына, но предвечного Бога, безгрешным своим человеческим естеством страдающего невинно за грехи всего мира.
Конечно, эта боль, эти страдания Голгофского предстояния были главной скорбью Пречистой Владычицы в её земной жизни. И воспоминания этого события снова возводит нас к трепетному созерцанию непостижимой тайны искупительной , Жертвы, преобразившей орудие смерти в животворящее победоносное Древо Креста Господня. Само осознаётся христианами как от многотрудных уз земной жизни, праздник полного воссоединения Пречистой Матери со Своим Возлюбленным Сыном.
Но период, предшествовавший этому торжеству, был полон житейских горестей, скорбей тем больших, чем большую праведность являла Пресвятая Богородица. В напоминание о скорби пречистой Матери, о необходимости воздержанной и строгой жизни и установлен этот пост.
Проповедь архиепископа Челябинского и Златоустовского Феофана на начало Успенского поста
Традиции Медового Спаса
Почему же в народе этот праздник называют именно Медовым Спасом? К этому времени поспевает нового сбора и это, конечно, дар Божий, вот почему принято сбор приносить для освящения в храм, благодаря Бога и уже не просто как лакомство, а как явственное, ощутимое воплощение Божьей благодати, милости к нам, достойным «всякого осуждения и муки». В этот же день по давней традиции совершается малое освящение воды, лекарственных трав и мака.
После освящения меда в этот день угощали им всех желающих и в первую очередь раздавали мед бедным. В старину даже говорили, что «на первый спас и нищий медку попробует».
Тем не менее, нужно помнить, что освящение меда в этот день - это всего лишь благочестивая традиция. Подобные традиции (как, например, освящение яблок на праздник Преображения Господня) вполне естественны для сознания православного человека. Земля и все живущее на ней производят плоды по промыслу Божию, а человек, принимающий участие в производстве этих плодов, в знак благодарения Богу за помощь в этом деле приносил первые выращенные плоды в храм.
Поэтому сама по себе традиция освящения меда в этот день никак не связана с праздником Всемилостивого Спаса. И, конечно же, эта благочестивая традиция не должна собой затмевать тот праздник, который отмечается православной Церковью в этот день.
Рецепты на Медовый Спас
Как хорошие хозяева, накрыв праздничный стол, ждут прихода гостей, так и верующие ждут церковного благословения на вкушение меда, тем более, что мед – один из самых вкусных и полезных . Он очень полезен для здоровья: нормализует работу многих внутренних органов, улучшает состав крови, повышает иммунитет.
Перед тем, как мед освящать, убедимся в его должном качестве. Специалисты говорят о двух способах определения качества меда.
Первый – переливание. Нужно зачерпнуть мед ложкой и перелить его в другую емкость, держа ложку повыше. Если мед льется тонкой, ровной, непрерывающейся «нитью» или лентой, то он достаточно хорошо приготовлен. Можно также перевернуть ложку несколько раз: хороший мед не стекает с ложки, а «наматывается» на нее.
Второй способ – обмакнуть в каплю меда простой мягкий («М» или «2М») карандаш. Если темнеет от графита, значит, мед не качественный.
Настоящий мед легко растирается между пальцами и впитывается в кожу, чего не скажешь о подделке, которая при растирании оставляет на коже комочки.
Когда мед выбран и освящен, можно приступить и к приготовлению постных продуктов на радость домашним.
Постная медовая коврижка:
1 стакан сахарного песка, 1 стакан воды, 2 ст ложки мёда, 1 ч ложка соды, 0,5 ч ложки разрыхлителя, 2 ст ложки какао или кофе, 0,5 стакана изюма, 0,5 стакана измельчённых орехов, 0,5 стакана растительного масла, 1,5-2 стакана муки, по щепотке корицы и кориандра.
В миску насыпать сахар, налить воду и растительное масло, немного нагреть, добавить мёд. Размешать, чтобы сахар и мёд растворились. Смешать в отдельной посуде соду, какао или кофе, пряности, потом добавить это в смесь масла, воды и мёда и тщательно вымесить,чтобы не было комков.
Добавьте орехи, изюм и муку с разрыхлителем. Муки нужно столько, чтобы тесто напоминало густую сметану. Выпекать в форме, выстланной пекарской бумагой или смазанной маслом и присыпанной мукой, 30-35 минут при 200 градусах.
Коврижку можно есть в таком виде или разрезать поперёк и прослоить любым джемом или вареньем.
Меренга медовая
Пшеничную муку хорошо перемешать с сахарной пудрой, добавить натертую цедру 1 лимона, толченые корицу и гвоздику по вкусу, немного соды и меда (столько, чтобы тесто было не очень крутым, но и не жидким).
Из теста раскатать лепешки толщиной 5 мм, вырезать кружочки и печь на смазанном маслом противне. Когда печенье охладится, сбрызнуть белой сахарной глазурью.
Квас медовый
800г. меда, 2лимона, 25г. дрожжей, 5л. воды.
В кипящую воду положить мед и хорошо размешать.
Когда жидкость остынет до 20° C, ввести дрожжи, лимонный сок или лимонную кислоту и оставить стоять на 10-12 ч.
Остудить, разлить в бутылки и закупорить их.
Салат медовый
2 моркови:
2 яблока;
8 – 10 грецких орехов;
сок 0,5 лимона,
2 столовые ложки меда.
Натереть на крупной терке морковь и яблоки, добавить размельченные орехи и заправить медом и лимонным соком.
Монастырский мед
1 кг. меда, Зл. воды, 2 ч. ложки хмеля.
Мед размешать с водой и кипятить на слабом огне в течение 3 час. В марлю положить хмель, небольшой камешек, и завязав ее узелком, опустить в кастрюлю с медом (камешек необходим для того, чтобы хмель не всплывал). Мед с хмелем кипятить 1 час, периодически, по мере выкипания, добавляя горячую воду.
Мед снять с огня и еще теплым процедить через марлю в стеклянную или деревянную посуду. При этом емкость должна быть заполнена не более чем на 4/5 объема. Посуду оставить в теплом месте (у печки, батареи) для брожения меда. Как правило, оно начинается через день-два после того, как мед сварен.
Когда мед побродит (перестанет шипеть), в него влить полстакана хорошо заваренного чая (1 ч. ложка заварки на 1 стакан кипятка). Затем мед, не мешая, процедить через фланель (лучше несколько раз).
Процеженный мед уже готов для употребления. Однако превосходный вкус он приобретет через год хранения в прохладном месте.
Вы прочитали статью Всё о Медовом Спасе в 2019 году . Читайте также.
Здравствуйте всем. Проложим традицию – знакомство с православными праздниками. Сегодня узнаем, как появился Медовый спас.
Сладкий праздник
Дата праздника имеет постоянное число, 2017 год — не исключение. Какого числа россияне будут отмечать Медовый спас? В августе, 14 числа. Далее идет Яблочный Спас, за ним Ореховый. Все три праздника посвящены нашему Спасителю, как благодарность Иисусу Христу за божьи дары.
А еще они обозначаю начало действий:
- Медовый — начало сбора меда.
- В Яблочный спас православные могут вкушать яблоки.
- Ореховый — означает сбор спелых орехов. В этот день обязательно надо что-то купить, чтобы быть с деньгами целый год.
Из истории праздника
История уходит своими корнями в далекий 1164 год. В этом году князь Андрей Боголюбский одержал победу над болгарами. Перед битвой воины усердно молились, чтобы битва закончилась победой. Когда воины молились, они увидели видение: от икон Спасителя и Божьей Матери шел свет, который озарил все войско. Этот свет придал воинам храбрость и уверенность в победе. Так и получилось, противник был побежден.
В честь славной победы воины прошли крестным ходом до близлежащей реки. Во время освящения речной воды воины стали в ней купаться и купать своих коней. Поэтому сначала спас назвали — «на воде». Так победа князя Боголюбского положила начало отмечать праздник Всемилостивому Спасу.
А Медовым Спасом стали называть потому, что в этот день пчеловоды несли мед в храм для освящения. Потом, уже освещенным медом и блюдами с ним, угощали детей, родных, всех неимущих.
А еще, в этот праздник почитают 7 великомучеников, братьев Маккавеев. С 14 августа начинается Успенский пост, а Успение празднуется 15 августа. Этот день для женщин считается прощением всех не замоленных грехов.
Именно в Медовый Спас устраивались пышные ярмарки, где можно было купить редкие сорта меда и другие продукты пчеловодства.
Как праздновали на Руси
Традиции праздника:
- В этот день все верующие освящали не только мед, но и букетики полевых цветов с маком. Люди верили, что цветы приносят в семью покой, здоровье, благополучие.
- В деревнях обязательно освящали колодцы.
- Обязательно освящали мак, потом использовали его, как лекарство от болезней.
- Неженатые парни и незамужние девушки в этот день не работали, просто отдыхали.
- Освященным медом поминали усопших.
- Девушки украшали косы полевыми цветами, чтобы волосы были густыми и крепкими.
- Было принято ходить по домам и помогать тем, кто нуждался в помощи.
- Знахари именно в этот день собирали всю полезную травку, чтобы потом успешно лечить односельчан.
- В храме освящали колоски злаковых, потом рассыпали их на огороде, чтобы собрать хороший урожай сельскохозяйственных культур.
Была такая примета: если в доме стоят колоски, то в этом доме никогда не будет нужды, болезней и несчастий.
Еще приметы на Медовый Спас:
- Журавли собираются в стаи.
- Стрижи и ласточки улетают на юг.
- Пчелы перестают носить мед, заполняют медом соты.
- Если собрать малину, то она будет особенно целебной.
- Если посеять 14 августа озимые, то будет хорошим урожай.
- Какая погода в этот день, таким будет весь следующий год.
- Выращенный на огороде мак собирают 14 августа и хранят дома, чтобы оградить семью от злых чар.
Чем богат был праздничный стол
Описание блюд нашли в старинных поварских книгах. На столе обязательно должен быть мед, мак, сладкая выпечка. Начинали трапезу с блинов и мака, причем, блины макали в растирку. Мак и маковое молочко растирали вместе, получалась вкусная кашица. В нее макали блинчики и ели.
Уважаемые друзья, до праздника осталось совсем немного дней, постарайтесь продолжить традиции, заложенные нашими предками.
На Руси исстари любили торжества. Чаще всего они были связаны с великими православными праздниками, поскольку календарь, по которому жили люди, был подчинен годовому кругу православных богослужений. Одним из великих православных праздников является торжество Изнесения Древ Животворящего Креста Господня, названное в народе Медовым Спасом. Это событие очень почитается верующим народом, и сам праздник связан со многими обычаями.
Медовый Спас, история праздника и традиции берут свои корни в глубокой древности.
Конец лета на Руси всегда давал множество поводов для радости людям: сбор урожая, обилие православных праздников, последние теплые деньки - невозможно быть несчастливым в это время года. В середине августа начинается Успенский пост, который приравнивается по строгости к Великому, но соблюдать его гораздо легче, ведь в садах и огородах поспевают фрукты и ягоды, лес наполнен грибами. А пасеки пчеловодов начинают источать необыкновенный аромат меда.
Именно в августе православные христиане отмечают три события в честь Христа Спасителя:
- Медовый Спас (отмечают 1 августа (ст. ст.)/ 14 августа (н.ст). Это торжество носит названия Первого, или Мокрого Спаса, Лакомки, Медового праздника)
- Яблочный Спас (празднуют 19 августа; православные христиане в этот день вспоминают Преображение Господне)
- Ореховый Спас (празднуют 29 августа, в православии этот день ознаменован праздником Нерукотворного Образа Иисуса Христа)
Православные традиции в праздник Медового Спаса
Первый Спас, Медовый, выпадает на начало Успенского поста. История этого праздника уходит корнями в далекий Константинополь, где каждый год именно в этот день выносился Животворящий Крест Господень для освящения всего города и защиты от смертельных болезней. Святыню несли на руках, сменяя друг друга, крестным ходом, возглавляемым епископами и самим правителем, к роднику Спаса, который протекал за стенами города, а затем в храм Святой Софии. С этого дня и до самого Успения к Кресту могли приложиться все желающие.
В Русской Церкви торжество Изнесения Древ Животворящего Креста Господня установил благоверный князь Андрей Боголюбский после победы над войсками волжских булгар, а император Мануил в Греции – над арабскими войсками.
По преданию, Андрей Боголюбский и император Мануил почитали Животворящий Крест Господа Иисуса Христа, и тот и другой правитель молился перед святыней с просьбами о помощи. Совершилось чудо: правителям было видение, которое источалось от икон Спасителя и Богородицы, взятых на поле битвы. Образа излучали необыкновенное свечение и обрамляли им полки. Храбрые воины одолели неприятелей, и в память об этом они установили ежегодный крестный ход на реку.
В этот праздник в православных храмах до сих пор традиционно совершается малое освящение воды. В старину верующие после Литургии свершали крестные ходы к водоемам . Священники освящали воду в озерах и реках. Православный народ считал своим долгом окунуться в этот день в освященную воду: считалось, что при погружении с человека смываются все грехи. Еще одной традицией в этот день было очищение старых колодцев и освящение новых.
Народные традиции в праздник Медового Спаса
На Руси еще до принятия христианства отмечали Медовый Спас, поскольку им заканчивалось лето и начиналась осень, которая приносила с собой холод и ливни. Кроме того, в этот праздник перелетные птицы начинают подготовку к полету в южные края, а пчелы перестают носить пыльцу. И 14 августа пасечники торжественно забирали мед .
Первые забранные соты помещались в новую деревянную посуду и относились в храм для освящения всего медового урожая. Только после освящения меда разрешалось его употребление в пищу. Согласно преданию в день Медового Спаса сладким лакомством старались угостить всех: знакомых и незнакомых, детей и взрослых, бедных людей. Считалось грехом обделить нищего человека в праздник Медового Спаса. Отсюда пошла пословица: «В Медовый Спас даже нищий медку попробует». Мед употребляли с чаем и готовили из него разные постные блюда.
Другое название Первого Спаса - Маквей - связано с именем мучеников Маккавеев и их матери Соломии, память которых празднуется в этот день. Они жили во времена гонения на христиан, и жестокий правитель Сирии Антиох за это решил замучить их. Они подвергались разным пыткам вместе со своей матерью, которая всячески старалась поддержать и подбодрить их, несмотря на свои страдания и боль. Наконец, все братья, кроме самого младшего, умерли.
Царь предлагал ему богатство и власть, обещал помиловать мать если он выполнит лишь одно условие: отречется от христианской веры. Юноша отказался, сказав, что готов принять любые муки и смерть за Христа. Тогда жестокий правитель приказал казнить и сына, и мать.
С течением времени празднования Медового Спаса и Маквея слились в один, а на Руси, по созвучию с именем братьев, стали приносить в храмы для освящения, помимо меда, еще и мак .
Исстари в этот день хозяева посыпали углы в доме семенами мака. Считалось, что именно дикий мак способен отогнать всякую нечисть, желающую проникнуть в жилище.
Постная трапеза в праздник Медового Спаса
В день Медового Спаса по традиции организовывали выставки-ярмарки самых лучших сортов мёда. Праздник меда сопровождался приготовлением выпечки со сладким лакомством. Наиболее распространены были маленькие рулеты с маком, печенье и многочисленные вкусные постные коврижки и пирожки.
Первым блюдом обеденной трапезы традиционно считались блины с маком. В отдельной чистой посуде маленькие черные зернышки смешивались с маковым молочком. В эту смесь обмакивали приготовленные горячие блинчики.
Другим распространенным блюдом в праздник Медового Спаса были мелко нарезанные яблочные дольки, которые макали в мед и ели. Запрещалось употреблять мясо и продукты животного происхождения в пищу, так как 14 августа приходится на пост. Особо относились к хранению освященного в храмах меда. То, что не съедали в сам праздник, переливали в чистую стеклянную посуду и ставили в темное место. До сих пор по традиции им лечатся во время болезни или душевного неспокойствия.
Постные блюда с медом и маком
Успенский пост - строгий, однако существует множество рецептов постных вкусных блюд. Например, традиционным блюдом в праздник Медового Спаса может стать постный пирог с медом и маком.
Пирог с медом и маком.
Для приготовления понадобится:
Дрожжи необходимо растворить в подогретой воде, затем всыпать примерно 2 стакана муки, полученную массу перемешать и оставить подниматься. После первого подъема теста необходимо добавить оставшуюся муку, подсолнечное масло, кориандр и ванилин, затем оставить тесто до второго подъема.
Чтобы приготовить начинку, нужно смешать мак с медом и проварить на слабом огне в течение 6–7 минут. Полученную смесь охладить.
После второго подъема теста его нужно разделить на две части: большую и маленькую. Большую часть раскатать до толщины примерно 1 см. Края смазать крепким раствором сладкого черного чая. Противень необходимо застелить бумагой для выпечки и переложить на него тесто. Затем выложить начинку, после чего сформировать рисунок из оставшегося теста. Кроме того, необходимо сделать бортики по краю пирога и смазать его поверхность чаем.
Выпекать пирог с медом и маком следует в духовке до полной готовности.
Приятного аппетита!
Внимание, только СЕГОДНЯ!