Фразы-шаблоны для исследовательской работы. Этапы научного исследования С чего начинается исследование
Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com
Подписи к слайдам:
МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ В БИОЛОГИИ Учитель биологии ГБОУ гимназия №293 г. СПб Попова Мария Сергеевна
НАУКА – ОДИН ИЗ СПОСОБОВ ИЗУЧЕНИЯ И ПОЗНАНИЯ ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА. Научный метод – это совокупность приемов и операций, используемых при построении системы научных знаний.
МЕТОДЫ БИОЛОГИИ: Наблюдение Описание Сравнение Исторический метод Эксперимент
НАБЛЮДЕНИЕ
ОПИСАТЕЛЬНЫЙ МЕТОД
СРАВНИТЕЛЬНЫЙ МЕТОД
ИСТОРИЧЕСКИЙ МЕТОД
ЭКСПЕРИМЕНТ
Наблюдение Эксперимент Проверенные результаты Научный факт
Наблюдение - преднамеренное, целенаправленное восприятие объектов и процессов с целью осознания его существенных свойств; Описательный метод - заключается в описании объектов и явлений; Сравнение - сопоставление организмов и их частей, нахождение черт сходства и различий; Исторический метод – сопоставление результатов наблюдений с ранее полученными результатами; Эксперимент - целенаправленное изучение явлений в точно установленных условиях, позволяющее воспроизводить и наблюдать эти явления.
НАУЧНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ Проводится наблюдение над объектом или явлением На основе полученных данных выдвигается гипотеза (предположение) Проводится научный эксперимент (с контрольным опытом) Проверенная в ходе эксперимента гипотеза может быть названа теорией или законом
ПОРЯДОК ПРОВЕДЕНИЯ БИОЛОГИЧЕСКОГО ОПЫТА: Этап работы Осуществление 1. Постановка проблемы Выработка четкой постановки проблемы 2. Предполагаемое решение, формулировка гипотезы Формулировка ожидаемых результатов и их научного значения, с опорой на уже известные данные 3. Планирование Мысленная разработка порядка проведения опыта (последовательность осуществления отдельных этапов исследования) 4. Проведение опыта Подбор необходимых биологических объектов, приборов, реактивов. Проведение опыта. Сбор и запись наблюдений, измеряемых величин и результатов 5. Обсуждение Сравнение полученных результатов с гипотезой, научное объяснение результатов
Зарипова Венера Рафаэловна,
зав. отделом интеллектуального развития,
педагог дополнительного образования
высшей квалификационной категории
МАОУ ДОД «ГДТДиМ №1»
г. Набережные Челны
С чего начинается исследование?
Любое исследование, открытие, размышление начинается с удивления, недоумения вопроса. Сегодняшняя изменчивая жизнь богата вопросами, на которые надо найти ответы, возникающими проблемами, которые могут помочь с определением темы исследования.
Условно этапы конструирования логики исследования можно разделить на 3 этапа. Так, В.И.Загвязинский, Р.Атаханов выделяют такие этапы как подготовительный (методологический), основной (собственно проведение исследования), и заключительный (оформительский). Именно на подготовительном этапе важно грамотно сформулировать понятийный (методологический) аппарат исследования, а именно определить направление, сферу исследования, формулировать гипотезу, поставить цели и задач исследования, определить методы исследования.
Именно работа на подготовительном этапе определяет направление исследования, а грамотная формулировка основных понятий, цели и задач исследования позволяет более четко построить план проведения исследования. Зачастую на этом этапе у педагогов и детей, которые впервые начинают исследовательскую деятельность, возникают трудности в грамотном определении и формулировке методологического аппарата. Для того, чтобы грамотно сформулировать понятийный аппарат исследования, необходимо разобраться в самих определениях проблемы, гипотезы, цели, задачах и подобрать для их решения методы.
Что же входит в понятийный аппарат научного исследования? Это такие понятия как проблема, аспект, актуальность исследования, цель, объект, предмет, гипотеза, задачи, методика, практическая значимость, новизна исследования.
Любое исследование начинается с определения проблемы, которая стоит либо перед конкретным ребенком, либо перед обществом в целом.
Проблема (от греч. problema — задача) сложный теоретический или практический вопрос, требующий изучения, разрешения; в науке — противоречивая ситуация, выступающая в виде противоположных позиций в объяснении каких-либо явлений, объектов, процессов(большая советская энциклопедия):
- это вопрос, противоречащий существующим знаниям в данной науке
- это неизвестное в науке, в практике то, что предстоит понять, открыть, доказать.
- это противоречивая ситуация, выступающая в виде противоположных позиций в объяснении каких-либо явлений, объектов, процессов. В связи с этим научная проблема - это противоречивая ситуация, требующая разрешения.
Проблема исследования может быть сформулирована в результате анализа научной литературы. Если удается определить, какие теоретические положения и практические рекомендации уже наработаны в интересующей области знания и смежных науках, то удастся определить и проблему исследования. Обычно проблема раскрывает лишь часть темы, существенные и недостаточно изученные вопросы.
Проблему часто отождествляют с вопросом. В основном это верно. Каждая проблема - это вопрос. Но не каждый вопрос - это проблема. Проблема возникает тогда, когда старое знание показало свою несостоятельность, а новое еще не приняло развернутой формы. В связи с этим научная проблема - это противоречивая ситуация, требующая разрешения
Например если рассмотреть проблему в межличностных отношениях, то можно рассмотреть такие вопросы как: почему возникают трудности во взаимоотношении детей и взрослых, во взаимоотношениях среди сверстников, от чего зависят налаживание хороших взаимоотношений в коллективе и т.д.
Сформулировать проблему - значит показать умение отделить главное от второстепенного, выяснить то, что уже известно, и что еще пока не известно о предмете исследования.
Заключенное в проблеме противоречие отражает тема, ее формулировка одновременно уточняет проблему. Вытекающие из проблем темы должны быть более конкретизированными. Формулируя тему, автор размышляет над тем, как назвать научную работу.
Научная новизна.
Как уже отмечалось, целью проведения исследования является получение нового для общества знания. Следует отметить, что, когда речь идет о исследовательской деятельности школьников, то новизна результатов может иметь субъективный характер и определяться не по отношению к обществу, а по отношению к исследователю.
Как выбрать тему исследования?
- Тема исследования - это отражение проблемы в понятиях исследования.
- Тема должна иметь четкие определенные границы. Если тема очень обширна, то это затрудняет изучить явление более детально и приводит к обилию материала, который выполнить одному человеку становиться сложно
- Тема не должна быть навязана исследователю и при ее выборе должны учитываться склонности, способности и уровень знаний исследователя.
- Выбор темы осуществляется исходя из интереса исследователя к проблеме, возможности получения конкретных практических данных, а также наличия специальной научной литературы.
- Тема во многом определяет содержание дальнейшей работы. Она должна представлять собой лаконичное и четкое ограничение аспектов исследуемой области. Другими словами, тема - это содержание работы, заключенное в одной фразе. Например: «Формирование у старшеклассников готовности к профессиональному самоопределению»; «Развитие у подростков социально-ценных личностных качеств»; «Влияние бальных танцев на совершенствование физического развития детей».
Аспект (лат. aspectus - взгляд) точка зрения, с которой рассматривается какое-либо явление, понятие, проблема, перспектива. Например: социокультурный, психологический, правовой онтогенетический (детская речь), коммуникативный, риторический, физиологический и т.д.
Основным критерием выбора проблемы для исследования является ее актуальность, т.е. формулировка того, почему данную проблему необходимо в настоящее время изучать.
Актуальность темы исследования - это степень ее важности в данный момент и в данной ситуации для решения данных проблемы, вопроса или задачи.
Исследователю надо доказать, что именно данная проблема должна быть исследована в настоящий момент, что именно она самая насущная, показать, как другие исследователи (ученые и практики) работают над этой проблемой, раскрыть суть проблемной ситуации. Освещение актуальности не должно быть многословным, но достаточно убедительным.
Необходимо ответить на вопросы: «почему данную проблему нужно в настоящее время изучать?», «какой интерес для общества, группы людей, науки и практики представляет выбранная тема исследования?».
Из чего следует и из чего не следует исходить при раскрытии актуальности темы исследования? Можно назвать два основных направления ее характеристики:
1. Не изученность выбранной темы: исследование актуально именно потому, что определенные аспекты темы изучены не в полной мере и проведенное исследование направлено на преодоление этого пробела
2. Возможность решения определенной практической задачи на основе полученных в исследовании данных. Одно из этих направлений либо то и другое вместе обычно фигурируют при характеристике этого элемента понятийного аппарата научного исследования.
3. Как выдвигать гипотезы?
Гипотеза (от греч. hypothesis — предположение) - научное, предварительное не доказанное объяснение (предположение, предсказание) новых явлений и событий требующее в последующем проверки. Другими словами, гипотеза-это предполагаемое решение проблемы; это ориентировочное объяснение (ни в коем случае не категоричное) причинно-следственных связей исследуемого объекта, это форма перехода от неизученных фактов к законам и закономерностям. Обычно гипотезы начинаются со слов «предположим», «допустим», «возможно», «если..., то...» и отвечает на вопрос "Почему...?", "По какой причине...?" происходит то или иное событие.
К научной гипотезе предъявляются следующие два основных требования:
а) гипотеза не должна содержать понятий, которые не уточнены;
б) она должна быть проверяема при помощи имеющихся методик.
Гипотеза определяет главное направление научного поиска. Она является основным методологическим инструментом, организующим весь процесс исследования.
Что значит проверить гипотезу? Это значит проверить те следствия, которые логически из нее вытекают. В результате проверки гипотезу подтверждают или опровергают.
Пример: Проблема ухудшения здоровья подрастающего поколения, рост табакозозависимости подростков Гипотеза: мы предполагаем, что табакокурение влияет не только на состояние дыхательной системы, но и снижает умственную работоспособность школьников.
Что такое предмет и объект исследования?
Объект исследования - это процесс или явление, порождающее проблемную ситуацию и избранное для изучения, то, что существует вне нас, независимо от нашего сознания и является предметом познания
Объектом исследования может являться явление, процесс, сфера действительности - непосредственные носители проблемной ситуации, на которые направлена познавательная деятельность.
При проведении исследовательской работы существует несколько вариантов определения объекта и предмета исследования. В первом случае объект и предмет исследования соотносятся между собой как целое и часть, общее и частное. При таком определении связи между ними предмет - это то, что находится в границах объекта. Именно предмет исследования определяет тему исследования.
Предмет исследования - это то, что находится в границах объекта. Именно на предмет исследования направлено основное внимание исследователя, предмет исследования в конечном итоге определяет тему работы. Предмет исследования- это стороны, свойства, характеристики объекта, подлежащие непосредственному изучению в данном исследовании, это часть, сторона объекта, в какой-то мере границы его изучения, это точка зрения, с которой рассматривается объект. Предмет исследования отвечает на вопрос «как рассматривается объект, какие отношения, свойства, функции объекта раскрывает данное исследование?». Одному и тому же объекту может соответствовать несколько различных предметов исследования.
Примеры:
А) Проблема шум в школе во время перемен и здоровье учителей. Цель изучить влияние школьных шумов на учителей и их воздействие на поведение учителей. Объект: поведение учителей в педагогической деятельности. Предмет исследования: восприятие школьных шумов учителями и их воздействие на поведение в педагогической деятельности.
Б) Объект исследования: межличностное общение. Предмет исследования: роль и функции визуальных знаков внешнего облика в общении.
В) Объект исследования: моральные суждения школьников различного возраста, высказанные. Предмет исследования: динамика устойчивости моральных суждений школьников в возрастном плане (возрастная устойчивость) и в ситуации психологического "давления" взрослых и сверстников (ситуативная устойчивость)"
Другой подход к определению объекта и предмета исследования предполагает объект определять через испытуемых, а предмет - через то, что у них изучается.
Например: объект- учащиеся 15-16 лет, тогда предмет- профессиональная ориентация школьников.
Как сформулировать цель и задачи исследования?
Цель - это будущий предполагаемый результат, который мы хотим получить при проведении исследования, некоторый образ будущего. Цель - отвечает на вопрос:
Что мы хотим узнать? Это то, что мы хотим получить при проведении исследования, образ будущего, предполагаемый результат
Примеры:
Вариант 1.
Гипотеза: магнитные бури негативно влияют на здоровье, а именно на успеваемость школьников, психоэмоциональное и физиологическое состояние школьников
Цель исследования: изучить влияние магнитных бурь на успеваемость, психоэмоциональное и физиологиеческое состояние школьников 15 лет
Объект исследования: школьники 15 лет
Предмет исследования: успеваемость, психоэмоциональное и физиологическое состояние школьников
Вариант 2.
Гипотеза: применение специального комплекса упражнений будет способствовать улучшению психоэмоционального и физиологического состояния организма людей во время магнитных бурь.
Цель исследования: изучить влияние магнитных бурь и выяснить эффективность применения специального комплекса упражнений для профилактики и коррекции неблагоприятного состояния организма у лиц 40 - 55 лет во время магнитных бурь.
Объект исследования: процесс изменения психоэмоционального состояния и физиологическое состояние сердечнососудистой системы людей 40-55 лет.
Предмет исследования: комплекс специальных упражнений для профилактики неблагоприятного психоэмоционального состояния у людей во время магнитных бурь
Задачи исследования - это те исследовательские действия, которые необходимо выполнить для достижения поставленной в работе цели, решения проблемы или для проверки сформулированной гипотезы исследования.Задачи должны конкретизировать поставленную цель. Формулировка задач отвечает на вопрос: Что надо сделать для достижения цели? Глаголы, часто используемые при постановке целей и задач: исследовать, изучить, сравнить, выявить, выяснить, оценить, выбрать, проверить, определить, провести, обосновать, проанализировать, показать, раскрыть, рассмотреть, разработать, создать, дать рекомендации и т.д.
Пример №1
Цель исследования: изучить влияние магнитных бурь и выяснить эффективность применения специального комплекса упражнений для профилактики и коррекции неблагоприятного состояния организма у лиц 40 - 55 лет и школьников 16 лет во время магнитных бурь.
Задачи:
- Выявить психо-эмоциональное состояние у лиц 40 55 лет и школьников 16 лет до и во время магнитных бурь.
- Выяснить особенности физиологического состояния организма у лиц 40 - 55 лет и школьников 16 лет до и во время магнитных бурь.
- Подобрать комплекс мероприятий для профилактики и коррекции неблагоприятного психофизического состояния во время магнитных бурь на основе изучения специальной литературы по данной теме.
- В условиях эксперимента апробировать выбранный комплекс упражнений по профилактике и коррекции неблагоприятного состояния организма во время магнитных бурь у обеих групп.
- Сравнить психоэмоциональное состояние и физиологическое состояние сердечнососудистой системы у двух групп до и после эксперимента и выявить его эффективность.
- Разработать практические рекомендации для профилактики неблагоприятного влияния магнитных бурь на состояние здоровья организма.
Пример №2
Целью данной работы является описание и анализ причин и закономерностей сознательной смены профессии как феномена профессионального развития.
Общая проблема изучения сознательной смены профессии была конкретизирована в следующих задачах исследования:
- Систематизация психологических причин сознательной смены профессии и оценка их как признаков профессионального развития.
- Анализ динамики представлений о требованиях трудовой деятельности в процессе профессионализации.
- Анализ динамики выраженности профессиональной направленности в процессе профессионального развития.
- Анализ динамики взаимосвязи профессионально важных качеств в процессе овладения профессией.
- Построение модели сознательной смены профессии.
Метод исследования - это способ, который позволяет решить задачи и достичь цели исследования. С помощью методов исследователь получает информацию об изучаемом предмете.
Отвечают на вопрос: Как мы будем решать задачу? Как узнать об интересующем предмете исследования? Различают теоретические, общенаучные методы и эмпирические методы. Методы эмпирического исследования (наблюдение, опросные методы, эксперимент и др.) основаны на опыте, практике. Суть эмпирических методов состоит в фиксации и описании явлений, фактов, видимых связей между ними. Теоретические методы и методы научного познания предполагают глубокий анализ фактов, раскрытие существенных закономерностей, образование мысленных моделей, использование гипотез и др.: наблюдение, сравнение, анализ, синтез, поиск аналогий, дедукция, индукция, обобщение, абстрагирование, моделирование, конкретизация, метод выдвижения гипотез, метод продуцирования идей.
Таким образом, от того насколько педагог владеет понятийным и методологическим аппаратом исследования зависит грамотность и ясность определения и постановки цели, задач исследовательской работы школьников, соответственно влияет на правильный выбор методов исследования.
Список используемой литературы
- Исследовательская деятельность учащихся. Научно-методический сборник в двух томах/ Под общей редакцией А.С. Обухова. Т1. Теория и методика. - М.: Общероссийское общественное движение творческих педагогов «Исследователь», 2008.-701с.
- Леонтович А.В. Тренинг по подготовке руководителей исследовательских работ школьников. Сборник анкет с комментариями // Библиотека журнала, 2010 г.
- «Исследовательская работа школьников», серия «Сборники и монографии»,.М.-Исследователь, 2009, 44 с.
- http// scool28kem.ucoz.ru Сопровождение педагога в условиях перехода на ФГОС. Деменок Т.Ю. г. Кемерово
- http://mon.gov.ru Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа»
- http//researcher: Интернет-портал общероссийского движения творческих педагогов «Исследователь»
Научное исследование - процесс изучения и познания действительности, связей между отдельными явлениями окружающей среды и их закономерностей. Познание является сложным процессом Оно, по сути, представляет собой движение к более точным и полным знаниям. Этот путь возможно пройти при помощи научных исследований.
В области прикладных наук или техники выделяют этапы научного исследования , которые необходимо последовательно проходить в ходе изучения определенных проблем.
Чаще всего выделяют семь последовательных ступеней, каждая из которых характеризует этапы научного исследования. В кратком варианте структура и этапы научного исследования выглядят так.
- Прежде всего, необходимо определиться с проблемой . Данный этап заключается не просто в поиске проблемы, а в четкой и точной формулировке задач исследования, поскольку от этого в значительной степени зависит ход и эффективность всего исследования.
На этом этапе требуется собрать и обработать исходную информацию, продумать методы и средства решения задач.
- На втором этапе необходимо выдвинуть, а затем обосновать первоначальную гипотезу . Обычно выработка гипотезы проводится на основе сформулированных задач и анализа собранной изначальной информации. Гипотеза может иметь не один вариант, из них затем нужно выбрать наиболее целесообразный. Для уточнения гипотезы рабочего порядка проводятся эксперименты, позволяющие более полно изучить объект.
- Третий этап - теоретическое исследование . Оно заключается в синтезе и закономерностей, которые дают по отношению к исследуемому объекту. На этом этапе происходит дальнейшее добывание с помощью аппарата разных наук дополнительных, новых, еще не известных закономерностей.
На уровне теории является обобщение явлений, их связей,
получение большей информации для обоснования рабочей гипотезы.
- Экспериментальные исследования продолжают теоретический как поставленный научно опыт, является наиболее сложной и трудоемкой частью исследования. Его цели могут быть различными, поскольку зависят они от характера всего исследования, а также последовательности его проведения.
В случае стандартного хода и порядка проведения исследования, опытная часть (эксперимент) проводят после стадии теоретического изучения проблемы. В таком случае эксперимент, как правило, подтверждает результаты теоретических гипотез. Иногда после проведения эксперимента, гипотезы опровергаются.
В ряде случает порядок проведения исследования меняется. Случается, что третий и четвертый этапы меняются местами. Тогда эксперимент может предшествовать теоретической части. Такая последовательность характерна для поисковых исследований, когда теоретическая база является недостаточной для выдвижения гипотез. В таком случае теория призвана обобщать результаты экспериментальных исследований.
- Анализ результатов и их сопоставление. Этот этап подразумевает необходимость сравнить теоретический и экспериментальный этапы научного исследования для окончательного подтверждения гипотезы и дальнейшего формулирования выводов и вытекающих из нее следствий. Иногда результат бывает и отрицательным, тогда гипотезу приходится отвергать.
- Окончательные выводы . Подводятся итоги, формулируются выводы и их соответствие изначально поставленной задаче.
- Освоение результатов . Этот этап характерен для технических работ. Он является подготовкой к промышленной реализации результатов исследования.
К этим семи шагам сводятся основные этапы научного исследования, которые необходимо пройти от рабочей гипотезы до внедрения результатов исследования в жизнь.
ВВЕДЕНИЕ
Тема работы и обоснование выбора темы
Предлагаемая вниманию читателя исследовательская работа посвящена …
Задумывались ли вы когда-нибудь над тем, почему …? Я обратил внимание на … / задумался над этим вопросом, когда …
Мне всегда было интересно, почему …
Желание узнать … появилось у меня еще в детстве. Меня заинтересовало …
Тема нашей работы: «…». Я выбрал именно эту тему для исследования, потому что …
В будущем я хотел бы связать свою жизнь с … поэтому уже сейчас интересуюсь … и выбрал … в качестве темы своего исследования.
Я заинтересовалась … после того, как однажды …
Когда я … меня поразило / мне стало интересно …
Актуальность
… стало сегодня неотъемлемой частью нашей жизни. Мы используем … не задумываясь …
Актуальность темы нашей работы определяется тем, что в настоящее время …
В современном мире … имеет большое значение, так как …
В последние годы мы часто слышим и употребляем слово …
Многие интересуются/ увлекаются/ задумываются …
Сегодня проблема … является одной из самых актуальных, потому что …
Вопрос … в последние годы оказывается в фокусе исследовательского внимания …
Тема является предметом оживленных дискуссий …
Объясняется это тем, что … влияет на наше здоровье / настроение / успешность
Проблема … привлекает к себе пристальное внимание учёных и общественности из-за того, что …
В последнее время появилось … и люди стали все чаще задумываться над тем …
Наверное, каждый человек хотя бы один раз в жизни задумывался над тем …
… всегда вызывало у людей множество вопросов …
На сегодняшний день существует два противоположных взгляда на данную проблему …
Сегодня ведутся споры / нет единого мнения по данному вопросу …
Новизна
На сегодняшний день существуют работы, посвященные … вообще. Однако мы решили изучить эту тему на примере своего класса/школы и в этом заключается новизна нашего исследования.
Цель работы
Цель работы — выяснить, почему …
Основная цель работы — ответить на вопрос … / доказать, что …
Задачи
Для достижения поставленной цели нам необходимо решить следующие задачи:
Для достижения этой цели мы ставим перед собой следующие задачи:
Задачи работы:
К задачам работы относятся:
Изучить литературу по теме
Выяснить значение терминов …
Найти примеры … в … / собрать материал … / изучить состав … / измерить уровень …
Провести опрос / эксперимент / наблюдение
Сравнить/ сопоставить /проанализировать полученные результаты
Сделать выводы о …
ГЛАВЫ
Первая глава (теоретическая)
Основные термины и понятия, история вопроса
Ключевые понятия для нашего исследования – это ….
… называется …
На официальном сайте … мы нашли следующее определение термина … «…»
Иванов В.В. в книге … определяет понятие … как …
Петров В.В. понимает под термином …
Сидоров С.С. рассматривает … как …
Андреев А.А. в книге «…» дает следующее определение …
… — это …
Сайт … предлагает следующее определение понятия …
В статье Иванова «…» в журнале «…» говорится, что …
Принято считать, что …
Общеизвестным считается …
Вначале обратимся к истории вопроса …
История вопроса подробно освещена на страницах современных энциклопедий, например … , а также на сайте … Впервые ….
Из книги … мы узнали, что …
Как пишет Иванов И.И. … в статье … «…», …
По мнению Иванова В.В. …
Возможно, это связано …
Кроме того, …
Интересно, что …
Распространённым является мнение, что …
При этом необходимо подчеркнуть, что …
Вторая глава – описание исследования
Для того, чтобы выяснить … мы решили провести опрос … среди учащихся / родителей нашего класса. Опрос проводился посредством анкетирования / опроса в социальных сетях. В опросе приняли участие … учащихся и … родителей.
Респондентам были заданы следующие вопросы: …
Исследование проводилось на материале …
В качестве материала для исследования мы взяли ….
Источником примеров стали …
Результаты анкетирования представлены в таблице 1.
На рисунке 2 вы можете видеть …
На рисунке 3 представлены …
В данном случае мы видим … / имеем дело с …
При этом нельзя не отметить …
Обращает на себя внимание тот факт, что …
Диаграмма показывает …
ВЫВОДЫ, ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Выводы по главам
На основании всего вышесказанного мы можем констатировать …
Все вышесказанное дает нам возможность сделать следующие выводы: …
Таким образом, мы видим …
Следовательно …
Очевидно, что …
Как видно из всего, сказанного выше …
Из вышесказанного следует, что …
Подводя итоги вышесказанному необходимо отметить следующее …
Подводя итоги главе 2 необходимо подчеркнуть …
Подводя промежуточные итоги, мы можем сказать, что …
В результате проведенного исследования мы выяснили, что …
В заключении необходимо отметить …
Проведенное исследование позволило нам сделать следующие выводы …
Главный вывод, который я сделал: …
В ходе проведённого исследования было выявлено / установлено, что …
Таким образом, мы убедились …
Все вышесказанное доказывает, что …
На основании вышесказанного логично предположить, что …
Все вышесказанное убеждает нас в том, что …
Наиболее правдоподобной нам кажется версия …, потому что …
Найденные и проанализированные нами примеры позволяют выявить следующую закономерность: …
Заключение
Перспективы дальнейшего исследования
Перспективы дальнейшего исследования проблемы мы видим в более подробном / детальном изучении …
В перспективе было бы интересно …
На наш взгляд было бы интересно изучить / исследовать / рассмотреть …
Кроме …, рассмотренных в данной работе, по нашему мнению было бы интересно изучить …
Работа рассматривает лишь один из аспектов проблемы. Исследования в этом направлении могут быть продолжены. Это могло бы быть изучение не только … но и …
Назначение работы
Исследование может быть полезно и интересно учащимся школ, которые увлекаются … , а также всем, кто интересуется …
Результаты нашего исследования могли бы помочь ребятам в …
Работа может представлять интерес для …
Результаты исследования могут быть использованы учителями при подготовке уроков / конкурсов / викторин по теме ….
Работа может быть использована для проведения дальнейших исследований …
Своей работой я хотел привлечь внимание одноклассников к проблеме …
Практическая значимость исследования заключается в том, что его результаты легли в основу разработанных мной правил … / памятки по … для …
Что дала работа самому исследователю
В процессе написания работы я узнал/ научился/ открыл для себя/ выяснил …
Работа помогла мне понять / осознать / решить проблему / по-новому взглянуть …
В процессе работы над исследованием я приобрел опыт … Думаю, что полученные мной знания позволят мне избежать ошибок / помогут правильно …
Результаты исследования заставили меня задуматься …
Больше всего сложностей вызвало у меня …
Исследование в корне изменило мое мнение / представление о …
Программа: ,
Урок №2
Тема: «Методы исследования в биологии».
Задачи:
Обучающие: Познакомить учащихся с методами исследования в биологии, рассмотреть последовательность проведения эксперимента, выявить, в чем заключается отличие гипотезы от закона или теории.
Развивающие : Способствовать развитию интеллектуальных умений и памяти; продолжить умение сравнивать и анализировать, выделять главное и приводить примеры. Сформировать целостную картину мира.
Воспитательные: Способствовать формированию научного мировоззрения, реализовать экологическое и эстетическое воспитание, половое и трудовое воспитание.
Оборудование: Таблицы с изображением последовательности проведения эксперимента. Презентация.
Ход работы:
I. Организационный момент
II. Актуализация знаний(10 минут).
Работа по карточкам (3 варианта): написать определение.
1 вариант:
3. Напишите определение:
2 вариант:
1. Какие царства выделяют в живой природе?
2. Почему современную биологию считают комплексной наукой?
3. Напишите определение:
Ботаника, геоботаника, орнитология, физиология, гистология , экология, биохимия .
3 вариант:
1. Какие царства выделяют в живой природе?
2. Почему современную биологию считают комплексной наукой?
3. Напишите определение:
Зоология, бриология, палеоботаника, этология, анатомия, генетика, биотехнология.
III. Изучение нового материала (20 минут).
На прошлом уроке мы с вами рассмотрели понятие биологии, как науки в целом. Сегодня мы с вами посмотрим, какие же методы используются в биологии.
Тема нашего сегодняшнего урока: «Методы исследования в биологии» (слайд 1 ). – запись в тетради.
Какие же методы исследования использует эта наука – биология?
Вопрос: Прежде чем начать рассматривать, давайте определимся, что же такое наука?
Наука – один из способов изучения и познания окружающего мира (слайд 2 ). Запись в тетради.
Биология помогает понять мир живой природы. Мы уже знаем, что люди с древнейших времен изучают живую природу. Сначала они изучали отдельные организмы, собирали их, составляли списки растений и животных, населяющих разные места. Обычно этот период изучения живых организмов называют описательным, а саму дисциплину - естественной историей. Естественная история является предшественницей биологии.
Что же такое научный метод? Научный метод – это совокупность приемов и операций, используемых при построении системы научных знаний. – запись в тетради.
Биология многогранна и поэтому нуждается в систематизированных и разносторонних методах изучения. Выделяют следующие методы исследования (слайд 3 ).
Например, очень многие биологические исследования проходят непосредственно на природе – наблюдение, описание, сравнение. В то же время значительная часть исследований требует лаборатории. В лабораторных условиях биологи ставят эксперименты, осуществляют моделирование. Биологии не чужды и исторические методы исследования, потому что биология изучает живые организмы в развитии, а развитие это может длиться миллионы лет.
Рассмотрим каждое по отдельности: (запись в тетрадь)
Наблюдение (слайд 4)
Преднамеренное, целенаправленное восприятие объектов и процессов с целью осознания его существенных свойств. Наблюдение – отправной пункт всякого естественнонаучного исследования. В биологии это особенно хорошо заметно, так как объект ее изучения – человек и окружающая его живая природа. Наблюдение как метод собирания информации – хронологически самый первый прием исследования, появившийся в арсенале биологии, этот метод не утратил своего значения и по сей день. Наблюдения могут быть прямыми или косвенными, они могут вестись с помощью технических приспособлений или без таковых. Так, орнитолог видит птицу в бинокль и может слышать ее, а может фиксировать прибором звуки вне слышимого человеческим ухом диапазона
Описательный (слайд 5)
Для выяснения сути явления человеку надо сначала насобирать фактическую информацию, а потом описать ее изложить для использования другими поколениями. Суть этого метода, в сборе информации, описании характеристик и поведенческих признаков исследуемого процесса или живого организма и исследование одновременно.
В ранний период развития биологии именно сбор и описание фактов являлись главными приемами изучения. Эти же методы актуальны и сегодня. Описание - есть результат интерпретации наблюдений. Например, составляя описание найденного скелета, палеонтолог назовет позвонками определенные кости постольку, поскольку он пользуется методом установления аналогии со скелетами уже известных животных. Описание – это основной метод классической биологии, базирующийся на наблюдении. Позже описательный метод лег в основу сравнительного и исторического методов биологии. Правильно составленные описания, произведенные в разных местах, в разное время, можно сравнивать. Это позволяет путем сопоставления изучать сходство и различие организмов и их частей.
Сравнительный метод (слайд 6)
В XVIII в. стал популярным сравнительный метод. В его основе лежит сопоставление и изучение схожих и различных черт живых организмов, их строения. Этот метод является основой систематики. Благодаря ему открыто крупнейшее обобщение и создана клеточная теория. Этот метод популярен и в наше время. Сравнение - сопоставление организмов и их частей, нахождение черт сходства и различий (например, вы наблюдаете насекомых и замечаете, что у многих из них имеются чёрные и жёлтые полоски. Многие считают. Что все это пчёлы и осы, поэтому обращаются с ними осторожно.
Исторический (слайд 7)
Исторический метод применяется для изучения закономерности появления и развития организмов, становления их структуры и функций.
Эксперимент (слайд 8)
Целенаправленное изучение явлений в точно установленных условиях, позволяющее воспроизводить и наблюдать эти явления. Полный цикл экспериментального исследования состоит из нескольких стадий. Как и наблюдение, эксперимент предполагает наличие четко сформулированной цели исследования. Поэтому, приступая к эксперименту, нужно определить его цели и задачи, обдумать возможные результаты. Научный эксперимент должен быть хорошо подготовлен и тщательно проведен.
(Слайд 9) Итак, в результате наблюдения и эксперимента исследователь получает некоторое знание о внешних признаках, свойствах изучаемого предмета или явления, то есть новые факты. Результаты, полученные в ходе наблюдений и экспериментов, должны быть проверены новыми наблюдениями и экспериментами. Только после этого их можно считать научными фактами. – запись схемы в тетрадь.
Давайте запишем определения этих методов: запись в тетрадь (слайд 10)
Наблюдение - преднамеренное, целенаправленное восприятие объектов и процессов с целью осознания его существенных свойств;
Описательный метод - заключается в описании объектов и явлений;
Сравнение - сопоставление организмов и их частей, нахождение черт сходства и различий;
Исторический метод – сопоставление результатов наблюдений с ранее полученными результатами;
Эксперимент - целенаправленное изучение явлений в точно установленных условиях, позволяющее воспроизводить и наблюдать эти явления.
Как же всё-таки происходит научное исследование? (слайд 11) – запись схемы в тетрадь.
Теперь рассмотрим порядок проведение биологического опыта: (слайд 12) - запись в тетрадь.
IV. Закрепление материала (10 минут). (слайд 13).
Распишите поэтапно научное исследование, на примере изучения условий, необходимых для прорастания семян (стр. 7-8).
V. Домашнее задание (слайд 14).
§ 2. Опишите поэтапно проведение биологического опыта на тему:
I вариант: «Влияние загрязнения водоёма на численность животных и растений»;
II вариант: «Влияние различных видов и доз удобрений на определённые сорта культурных растений».