Участь всех лжецов в озере огненном. Боязливый
Отвечает Александра Ланц, 21.05.2012
Вопрос : "Боязливых же и неверных, и скверных и убийц, и любодеев и чародеев, и идолослужителей и всех лжецов участь в озере, горящем огнем и серою. Это смерть вторая. Здесь мне непонятно то, кто такие боязливые. Чего они боялись и почему за свой страх они будут гореть вечно?"
Мир вам, Александр!
Слово «боязливый» встречается в Новом Завете 3 раза.
В том тексте, о котором вы спрашиваете (), и в двух тестах, которые описывают одну и ту же ситуацию. Вот эти два отрывка:
И когда вошел Он в лодку, за Ним последовали ученики Его. И вот, сделалось великое волнение на море, так что лодка покрывалась волнами; а Он спал. Тогда ученики Его, подойдя к Нему, разбудили Его и сказали: Господи! спаси нас, погибаем. И говорит им: что вы [так] боязливы, маловерные? Потом, встав, запретил ветрам и морю, и сделалась великая тишина ().
И поднялась великая буря; волны били в лодку, так что она уже наполнялась [водою]. А Он спал на корме на возглавии. Его будят и говорят Ему: Учитель! неужели Тебе нужды нет, что мы погибаем? И, встав, Он запретил ветру и сказал морю: умолкни, перестань. И ветер утих, и сделалась великая тишина. И сказал им: что вы так боязливы? как у вас нет веры? ()
Как вы думаете, Иисус назвал своих учеников боязливыми потому, что они боялись поднявшейся бури, или по какой-то более серьёзной причине? С какими словами ученики разбудили Его?
«Господи! спаси нас, погибаем».
«Учитель! неужели Тебе нужды нет, что мы погибаем?»
Вы видите здесь страх за свою шкурку? А ведь они находятся в одной лодке с Любовью Вседержителя, Которая заботится о них и знает каждый волосок на их головах, но ученики, переполненные страхом за свои шкурки, не видят, отказываются понимать, что рядом с ними их Вечная Жизнь... Боязливые – это те, которые, находясь с Иисусом, продолжают держаться за свои жизни, за свои пожитки, за своё благополучие, за всё то, что БУРЯ может отнять.
Потом, после креста, апостолы поняли КТО призвал их и был с ними в лодке в ту ночь, поэтому эта маленькая кучка людей смогла сделать невероятное - рассказать об Иисусе всему миру, хотя при этом их били, преследовали, мучили, убивали. Но они уже знали в КОГО уверовали, знали, что они верою уже сидят на Небесах со Спасителем (), что даже если в этой жизни они потеряют всё, вплоть до самой жизни, то это уже никак не отделит их от Любви Бога и от наследства неувядаемого, приготовленного для Его детей ().
А тогда, в ту первую бурю, они всё ещё были слепы и не понимали, КТО был с ними в той лодке. Поэтому боялись... за свои жизни, за своё призрачное благополучие здесь и сейчас. Так и любой из нас, может называть себя христианином, говорить, что ходит со Христом, утверждать, что работает для Христа, но при этом, когда ударит буря, оказаться трясущимся за своё благополучие и свою шкурку. Боязливым оказаться. Может, потому Бог допускает в нашей жизни бури, чтобы мы смогли, наконец, увидеть, правду о себе?
Обратите внимание на то, как Иисус связывает слова «боязливы» и «маловерные». Малая вера, малое доверие Христу всегда будет порождать в сердце человека страх перед сложными обстоятельствами жизни, страх потери удобств, потери того даже того малого материального блага, что сейчас имеешь, а значит, будет толкать на предательства мелкие и большие: здесь привру, здесь передёрну правду себе в угоду, там отверну глаза свои от правды, чтобы только мне не было больно и опасно, и так сердце ожесточится, всё более погрязая в грязи предательства по отношению к Иисусу, к его учению.
Может ли «потерявший» продолжать называть Иисуса Господом? Держится ли он(она) за Христа, потому что Христос лучше всего и вся на свете, потому что Он - смысл жизни, Он Тот с кем хочется быть, даже если вообще уже ничего и никого больше нет? И с Ним уже ничего не страшно, а без Него уже ничего не нужно?
Может ли не отречься от имени Христа, когда стоит выбор между благополучием и потерями, между жизнью и смертью? Или держался за Христа только ради получения благ здесь и сейчас? А если благ нет и даже буря началась?
Все мы хорошие христиане, когда в жизни всё хорошо, когда искушения слабы, но стань они сильнее, не окажемся ли «боязливыми»? не окажемся ли предателями? Пока всё ещё есть время, надо бы нам просить Бога так, как Давид просил: «Испытай меня, Боже, и узнай сердце мое; испытай меня и узнай помышления мои; и зри, не на опасном ли я пути, и направь меня на путь вечный» ().
Потому что тот, кто боязлив, обязательно откажется от Иисуса, выбрав то, что предлагает этот погибающий мир, прилепившись к этому погибающему миру, а значит, погибнет вместе с ним (). Ведь прилепился же.
Относительно вашего второго вопроса о вечном "горении", посмотрите, пожалуйста, эти ответы:
С любовью в Творце нашем и Спасителе Христе Иисусе,
Читайте еще по теме "Толкование Писания":
Основная черта - склонность к страхам, повышенная робость и пугливость, высокий уровень тревожности.
Людям данного типа свойственны низкая контактность, минорное настроение, робость, пугливость, неуверенность в себе.
Дети тревожного типа часто боятся темноты, животных, страшатся оставаться одни. Они сторонятся шумных и бойких сверстников, не любят чрезмерно шумных игр, испытывают чувство робости и застенчивости, тяжело переживают контрольные, экзамены, проверки. Часто стесняются отвечать перед классом. Охотно подчиняются опеке старших, нотации взрослых могут вызвать у них угрызения совести, чувство вины, слезы, отчаяние. У них рано формируется чувство долга, ответственности, высокие моральные и этические требования.
Чувство собственной неполноценности стараются замаскировать в самоутверждении через те виды деятельности, где они могут в большей мере раскрыть свои способности. Свойственные им с детства обидчивость, чувствительность, застенчивость мешают сблизиться с теми, с кем хочется, особо слабым звеном является реакция на отношение к ним окружающих.
Непереносимость насмешек, подозрения сопровождаются неумением постоять за себя, отстоять правду при несправедливых обвинениях. Редко вступают в конфликты с окружающими, играя в них в основном пассивную роль, в конфликтных ситуациях они ищут поддержки и опоры. Вследствие своей беззащитности нередко служат "козлами отпущения", мишенями для шуток.
Они обладают дружелюбием, самокритичностью, исполнительностью.
Даже незначительные события, нарушающие сложившийся порядок отношений, вызывают фобические переживания. Самооценка понижена, а оценка других людей завышена. Постоянное стремление к спокойной обстановке оборачивается «высасыванием из пальца» поводов для беспокойства.
(+): Обязательность, впечатлительность, самокритичность, эмоциональность, заинтересованность, дружелюбность, надежность и постоянство привязанностей.
(-): Тенденция «прилипать» к обстоятельствам и людям, неумение дать отпор, растерянность перед новым, безынициативность, несамостоятельность, молчаливое согласие на несправедливое, но зато привычное течение событий.
Пониженный фон настроения, опасения за себя, близких, робость, неуверенность в себе, крайняя нерешительность, долго переживает неудачу, сомневается в своих действиях. Редко вступает в конфликты, играет в них пассивную роль.
Дружелюбие, самокритичность, исполнительность.
Черты, отталкивающие, способствующие конфликту: Боязливость, мнительность, вследствие своей беззащитности служит подчас мишенью для шуток, «козел отпущения».
Ситуации в которых возможен конфликт: Ситуация страха, угрозы, наказания, насмешек, несправедливых обвинений - противопоказаны. Склонность к психастении.
Предпочитаемая деятельность: Нельзя быть руководителем, принимать ответственные решения, так как будет бесконечно взвешивать, переживать, а решение принять не сможет.
8.Циклотимический (аффективно-лабильный) тип
Им свойственны частые периодические смены настроения, а также зависимость от внешних событий. Радостные события вызывают у них картины гипертимии: жажда деятельности, повышенная говорливость, скачка идей; печальные- подавленность, замедленность реакций и мышления, так же часто меняется их манера общения с окружающими людьми.
В подростковом возрасте можно обнаружить два варианта циклотимической акцентуации: типичные и лабильные циклоиды.
Типичные циклоиды в детстве обычно производят впечатление гипертимных, но затем проявляется вялость, упадок сил, то, что раньше давалось легко, теперь требует непомерных усилий. Прежде шумные и бойкие, они становятся вялыми домоседами, наблюдается падение аппетита, бессонница, или, наоборот, сонливость. На замечания реагируют раздражением, даже грубостью и гневом, в глубине души, однако, впадая при этом в уныние, глубокую депрессию, не исключены суицидальные попытки. Учатся неровно, случившиеся упущения наверстывают с трудом, порождают в себе отвращение к занятиям.
У лабильных циклоидов фазы смены настроения обычно короче, чем у типичных циклоидов. "Плохие" дни отмечаются более насыщенными дурным настроением, чем вялостью. В период подъема выражены желания иметь друзей, быть в компании. Настроение влияет на самооценку.
Постоянная неустойчивость настроения, привязанностей и эмоций; способность сегодня быть приветливым, завтра - окатить холодом или вообще сделать вид, что люди ему незнакомы. Причина такого поведения коренится в смене фаз самочувствия от гипертимии до дистимии и обратно.
(+): нестандартное отношение к миру, сочетание серьезности и романтичности.
(-): Погруженность в свой внутренний мир, субъективность оценок
Особенности общения и поведения: Общительность циклически меняется (высокая в период повышенного настроения и низкая в период подавленности).
Черты, привлекательные для собеседников: В период подъема настроения проявляют себя как люди с гипертимной акцентуацией, в период спада обостренно воспринимают неприятности, вплоть до самоубийства.
Предпочитаемая деятельность: Интересы зависят от цикла настроения. Склонны к разочарованию в профессии, смене места работы.
Пугливый, робкий, страшливый, трусливый, трепетный, мнительный, нерешительный, малодушный. Прот. трусливый. См. робкий … Словарь синонимов
БОЯЗЛИВЫЙ, боязливая, боязливое; боязлив, боязлива, боязливо. Робкий, легко поддающийся боязни. Боязливый нрав, характер. «Как лань лесная, боязлива.» Пушкин. Толковый словарь Ушакова. Д.Н. Ушаков. 1935 1940 … Толковый словарь Ушакова
боязливый - боязливый, пугливый, робкий, несмелый, трусливый Стр. 0056 Стр. 0057 Стр. 0058 Стр. 0059 Стр. 0060 … Новый объяснительный словарь синонимов русского языка
I м. разг. Тот, кто склонен к боязни, робок, пуглив. II прил. 1. соотн. с сущ. боязнь, связанный с ним 2. Склонный к боязни; робкий, пугливый. 3. Выражающий боязнь. Толковый словарь Ефремовой. Т. Ф. Ефремова. 2000 … Современный толковый словарь русского языка Ефремовой
Боязливый, боязливая, боязливое, боязливые, боязливого, боязливой, боязливого, боязливых, боязливому, боязливой, боязливому, боязливым, боязливый, боязливую, боязливое, боязливые, боязливого, боязливую, боязливое, боязливых, боязливым, боязливой … Формы слов
Неустрашимый отважный смелый храбрый смелый отважный безбоязненный бесстрашный … Словарь антонимов
боязливый - боязл ивый … Русский орфографический словарь
боязливый - … Орфографический словарь русского языка
боязливый - A/A пр; 127 см. Приложение II боязли/в боязли/ва боязли/вее 260 см. Приложение II А она, увядшая в печали … Словарь ударений русского языка
Книги
- Человек в футляре , А. П. Чехов. Героем рассказа "Человек в футляре" является гимназический учитель греческого языка Беликов. Его главное опасение - это «как бы чего не вышло». С появлением в городенового учителя Михаила…
- Андрей, его шеф и одно великолепное увольнение. Жизнь в стиле антикорпоратив , Мухачев Андрей Сергеевич. "Я родился слабеньким, желтым и довольно отвратительным ребенком. Мой боязливый папа первый раз не сумел себя пересилить и взять меня на руки. Попутно, если я все правильно помню из рассказов…
«Не бойся, малое стадо! » (Лк. 12, 32)
Страх перед чем-либо, кроме Бога, есть признак и условие внутренней несвободы и несовершенства.
О страхе, как признаке несовершенства, говорит апостол Иоанн: В любви нет страха, но совершенная любовь изгоняет страх, потому что в страхе есть мучение. Боящийся несовершен в любви (1 Ин. 4, 18). А о страхе, как признаке несвободы, говорит апостол Павел, напоминая христианам: …Вы не приняли духа рабства, чтобы опять жить в страхе, но приняли Духа усыновления, Которым взываем: «Авва, Отче!» (Рим. 8, 15).
Связь страха с рабством может проследить любой человек из собственного опыта наблюдения за обществом. И не столь важно, будет ли это страх за свою жизнь, как в тоталитарных обществах, или страх утраты стабильности жизни, как в обществах демократических.
Зная и понимая страхи людей, ими легко манипулировать. Это происходит повсеместно на земле, в самых разных сферах жизни. Используя страхи людей, политики убеждают их выбрать то, что нам невыгодно, а торговцы убеждают купить то, что нам не нужно. Но еще более тонко и умело посредством страха манипулируют людьми бесы, преследуя единственную цель — отвратить людей от Бога. Обращаясь к религиозной сфере жизни, нетрудно увидеть примеры такого манипулирования.
Даже если не рассматривать некоторые западные секты, которые сколотили немалое состояние, пугая людей приближающимся концом света, нам и в церковной православной среде нередко приходится сталкиваться с раздуванием разного рода страхов. Причем, речь идет, к сожалению, отнюдь не о страхе Божием, а о страхе перед антихристом, перед теми или иными глобальными бедствиями, перед новыми паспортами, перед новыми технологиями и так далее. Поражаемые этими страхами, люди совершенно забывают о Боге, иногда доходя до такого исступления, что отпадают от Церкви в разные раскольнические сборища. Так несчастные люди, испугавшись мнимого вреда, в ослеплении бесовском причиняют своей душе настоящий вред.
Всё это показатель серьезного нездоровья в духовной жизни. Серьезного потому, что конец для тех, кто предает себя недугу боязливости, действительно страшен: Боязливых же и неверных, и скверных и убийц, и любодеев и чародеев, и идолослужителей и всех лжецов участь в озере, горящем огнем и серою. Это смерть вторая (Откр. 21, 8).
Чтобы уберечься от вышеупомянутых соблазнов и быть свободным от разного рода манипуляций, надлежит обратиться к святоотеческим советам, научающим подлинно христианскому отношению к страху.
Что есть страх?
Преподобный Иоанн Лествичник пишет, что «страх есть предвоображаемая беда; или иначе, страх есть трепетное чувство сердца, тревожимое и сетующее от представления неведомых злоключений. Страх есть лишение твердой надежды» .
Святитель Григорий Нисский определяет добродетель как благую середину, свободную как от преизбытка естественного чувства, так и от недостатка, «так например в мужестве недостаток его делается боязливостью, а излишек - дерзостью» . Здесь боязливость объясняется как ущербность, проистекающая из нехватки мужества.
То же объяснение дерзости и страха как разных отклонений от добродетели мужества мы находим у преподобного Петра Дамаскина, который подробнее пишет об их различии и опасности для духовной жизни, а вместе с тем и глубинной взаимосвязи: «Свойство мужества состоит не в том, чтобы побеждать и одолевать ближнего, это есть дерзость, стоящая выше мужества, и не в том, чтобы, по страху искушений, уклоняться от деланий о Боге и добродетелей, это, напротив, боязнь, находящаяся ниже его; но в том, чтобы пребывать во всяком деле благом и побеждать страсти душевные и телесные… Две вышеупомянутые страсти, хотя и кажутся противными одна другой, но смущают нас по немощи (нашей); и дерзость влечет кверху и устрашает, поражая изумлением, как бессильный медведь, а боязнь убегает, как прогоняемый пес; ибо никто из имеющих в себе одну из этих двух страстей не уповает на Господа, потому и не может устоять на брани, хотя бы был смелым, хотя бы боялся; праведник же яко лев уповает (Притч. 28 , 1) на Христа Иисуса, Господа нашего, Которому слава и держава во веки» .
В другом сочинении святитель Григорий Нисский пишет о самом чувстве страха как о том, что происходит от «скотского бессловесия», и является само по себе нейтральным движением души, которое, «при худом употреблении ума стало пороком», но, однако, «если рассудок восприимет власть над такими движениями, то каждое из них превратится в вид добродетели. Так раздражительность производит мужество, робость — осторожность, страх — благопокорность» .
Аскетическое отношение к страху
Боязливость, то есть испытывание страха перед людьми, или бесами, или какими-либо событиями в жизни, которые случаются или могут случиться в будущем, есть признак духовного нездоровья христианина, который не должен испытывать страха перед чем-либо подобным. По свидетельству преподобного Исаака Сирина, «человек боязливый дает о себе знать, что страждет двумя недугами, то есть жизнелюбием и маловерием. А жизнелюбие — признак неверия» .
На связь страха с недостатком веры указал и Сам Господь, когда сказал апостолам, испугавшимся бури: Что вы так боязливы, маловерные? » (Мф. 8 , 26).
Эту органическую связь боязливости с маловерием хорошо объясняет святитель Николай Сербский: «У боязливых людей сердце слишком земляное и от того окаменевшее. Слово Божие лучше всего растет при внешних бурях и ветрах, словно горные сосны. Но боязливый, с радостью принявший слово Божие, пугается бурь и ветров и отпадает от слова Божия, отвергает его и снова прилепляется к своей земле. Земля приносит быстрые плоды, а плодов слова Божия надо ждать. При этом боязливого терзает сомнение: “Если я упущу сии плоды земные, которые держу в руках, то кто знает, дождусь ли и вкушу ли плодов, обещанных мне словом Божиим?”. И так боязливый усомнится в Боге и уверует в землю; усомнится в истине и уверует в ложь. И вера, не пустив корня в его окаменевшем сердце, исчезает, и слово Божие, посеянное на камне, возвращается к своему Сеятелю» .
Преподобный Никон Оптинский так передает наставление преподобного Варсонофия Оптинского: «Бояться надо только грехов… А боязливых, сказано в Священном Писании, не любит Бог. Никто не должен быть боязлив, труслив, а должен возлагать надежду на Бога. Почему Бог не любит боязливых, трусливых? Потому что они близки к унынию и отчаянию, а это — смертные грехи. Боязливый и трус — на краю пропасти. Истинный монах должен быть чужд такого устроения» .
Преподобный Иоанн Лествичник определяет боязливость как «дщерь неверия и порождение тщеславия» , и указывает, что это есть греховная страсть, которая проистекает от страсти гордыни: «Гордая душа есть раба страха; уповая на себя, она боится слабого звука тварей, и самых теней» .
О том же свидетельствует и преподобный Нил Синайский, заповедуя: «Не предавай гордости душу свою, и не увидишь страшных мечтаний, потому что душа гордого бывает оставлена Богом и делается порадованием бесов. Гордый ночью воображает множество нападающих зверей, а днем смущается боязливыми помыслами; если спит, часто вскакивает и, бодрствуя, боится птичьей тени. Шум листа в ужас приводит гордого, и журчанье воды поражает его душу. Ибо тот, кто недавно противился Богу и отрекался от Его помощи, впоследствии пугается ничтожных призраков» .
Преподобный Симеон Новый Богослов указывает также на связь боязливости с унынием: «Уныние и телесное отяжеление, от лени и нерадения появляющиеся в душе… приносят разуму помрачение и отчаяние, отчего господствуют в сердце помыслы боязливости и хулы» , «демон боязливости сопутствует демону уныния и нападает вместе с ним, а тот помогает этому и хватает [жертву], и первый наводит на душу страх с очерствением, второй же производит в душе и уме помрачение и расслабление, а также окаменение и отчаяние» .
Святитель Иоанн Златоуст говорит, что «грех… делает человека боязливым и робким; а правда производит противное действие» , а святитель Николай Сербский указывает: «Чревоугодие делает человека унылым и боязливым, а пост — радостным и храбрым» .
По свидетельству святого Симеона, борьба со страхом есть обычное состояние монаха, который находится в начале или середине духовного пути: «Кто стяжал чистое сердце, тот победил боязливость, а кто еще очищается, тот иногда одолевает ее, иногда же бывает одолеваем ею. Кто же вовсе не борется, тот или совершенно бесчувствен и является другом страстей и демонов…, или является рабом боязливости, подвластным ей, трепещет, как младенец рассудком, и боится страха там, где нет ни страха (Пс. 13 , 5), ни боязни для боящихся Господа» .
Преподобный Иоанн замечает, что монахам, живущим в общежительных монастырях, эта страсть реже бывает свойственна, чем отшельникам .
Он же предлагает следующие способы для борьбы монаха с боязливостью: «Не ленись в самую полночь приходить в те места, где ты боишься быть. Если же ты хоть немного уступишь сей младенчественной и смеха достойной страсти, то она состареется с тобою. Но когда ты пойдешь в те места, вооружайся молитвою; пришедши же, распростри руки, и бей супостатов именем Иисусовым; ибо нет сильнейшего оружия, ни на небе, ни на земле» ; «Нельзя в одну минуту насытить чрево; так нельзя и боязливость победить скоро. По мере усиления в нас плача [о грехах], она от нас отходит; а с уменьшением оного увеличивается в нас» ; «Если же мы, от сокрушения сердца, с преданностию Богу, усердно ожидаем от Него всяких непредвидимых случаев, то мы воистину освободились от боязливости» .
А вот что рекомендует преподобный Симеон Новый Богослов: «Не удивляйся, если, когда над тобой господствует боязливость, ты трепещешь, боясь всего, ибо ты еще несовершенен и слаб и, как младенец, боишься страшилищ. Ибо боязливость есть младенчествующая и достойная смеха страсть тщеславной души. Не желай говорить словами с этим демоном или прекословить ему, ибо когда душа в трепете и смятении, слова не помогают. Оставь их, смири разум твой, насколько хватит у тебя силы, и вскоре поймешь, что боязливость исчезла» .
Многие святые отцы предупреждали, что на подвижника нередко нападают бесы, стараясь испугать его, навести «страхование». Святитель Афанасий Великий так передает наставление об этом преподобного Антония Великого: «Какими демоны нас находят, пpиходя к нам, такими и сами делаются в отношении к нам… Поэтому, если найдут нас боязливыми и смущенными, то немедленно нападают, как pазбойники, нашедшие неохpаняемое место, и что сами в себе думаем, то и пpоизводят в большем виде. Если видят нас стpашливыми и боязливыми, то еще больше увеличивают боязнь пpивидениями и угpозами, и наконец — бедная душа мучится тем. Но если найдут нас pадующимися о Господе… и pассуждающими, что все в pуке Господней, что демон не в силах побоpоть хpистианина и вообще ни над кем не имеет власти, то, видя душу, подкpепляемую такими мыслями, демоны со стыдом обpащаются вспять... Душа постоянно да pадуется в уповании; и увидим, что демонские игpалища — то же, что дым, что демоны скоpее сами побегут, нежели нас будут пpеследовать, потому что они кpайне боязливы, ожидая уготованного им огня… и особенно стpашатся знамения кpеста Господня» .
В том же русле лежат и советы преподобного Паисия Величковского: «Если кто боязлив, то не смущайся нисколько, но будь мужествен и возлагай упование на Бога и совсем не обращай внимания на смущение. Не допускай укорениться в себе сему детскому настроению… но считай его за ничто, как бесовское. Раб Божий боится только своего Владыки, Которой создал тело, вложил в него душу и оживил; бесы же, без попущения Божия, ничего не могут причинить нам, но только устрашают и угрожают мечтаниями... будь мужествен, и да крепится сердце твое, и ограждай себя крестным знамением, когда найдет страхование. То место, куда войдешь, огради крестным знамением… перекрестись и, сотворив молитву и сказав: "аминь", войди смело. Если бесы найдут, что мы тверды Господом, тотчас посрамляются и не смущают нас. Будем держать в мысли, что мы в руке Божией. Господь сказал: Се даю вам власть наступати на змею, и на скорпию, и на всю силу вражию: и ничесоже вас вредит (Лк. 10, 19). Будем держать в мысли, что без повеления Божия ни влас главы нашей не погибнет (Лк. 21, 18). Сами ceбе мы причиняем страхование боязливым помыслом… будем помышлять, что одесную нас Бог, и не подвижемся. Бесы следят за нами, как ловцы и внимательно наблюдают за помыслами нашими; каковы мы в помыслах, подобные же подносят нам свои мечтания. Но страх Божий изгоняет страх бесовский» .
Страх Божий
Совершенно иным по отношению к описанным примерам обыденного, человеческого страха, является «страх Божий». Если от обычных страхов, включая даже такой сильный, как страх смерти, христианину надлежит избавляться, как от признака духовного несовершенства, то страх Божий, наоборот, надлежит приобретать и укреплять в себе, и оба этих процесса — стяжание страха Божия и преодоление всех обычных человеческих страхов — являются взаимосвязанными.
Святые отцы постоянно подчеркивали, что страх Божий, поселяясь в сердце человека, изгоняет всякий страх перед чем-либо иным, кроме Бога, и делает человека поистине бесстрашным: «Кто боится Господа, тот выше всякого страха, тот устранил и оставил далеко за собой все страхи века сего. Далек он от всякой боязни, и никакой трепет не приблизится к нему» ; «Кто сделался рабом Господа, тот боится одного своего Владыки; а в ком нет страха Господня, тот часто и тени своей боится» ; «Боящийся Бога не боится ни натиска демонов, ни их бессильных нападений, ни угроз злых людей, но, будучи весь как бы неким пламенем или пылающим огнем, проходя по местам недоступным и неосвещенным ни ночью, ни днем, обращает в бегство демонов, которые бегут от него скорее, чем он от них… Кто ходит в страхе Божием, тот, вращаясь среди злых людей, не боится, имея внутри себя страх Его и нося непобедимое оружие веры, благодаря которым он может и способен делать все — даже то, что многим кажется трудным и невозможным. Но он ходит, как некий гигант среди обезьян или рыкающий лев среди собак и лисиц: он уповает на Господа и твердостью разума поражает их, приводит в смятение их мысли, побеждая их словом мудрости, как жезлом железным» .
«Механизм» этого вытеснения подробно объяснял святитель Тихон Задонский: «Ибо большим страхом уничтожается малый страх, и от большей печали исчезает малая печаль, и большая болезнь делает незаметной малую, как за большим шумом не слышен слабый голос. Печаль века сего и страх временной беды угашаются печалью о спасении души и страхом вечной гибели, как свет свечи — светом солнечным. Этот страх в благочестивой древности вел в пустыни и пещеры, заставлял лучше жить со зверями, чем с беззаконными людьми; лучше питаться травой и кореньями, чем сладкой пищей; лучше скитаться в лесах, чем быть окруженным соблазнами. Этот страх колеблет и самих демонов, бесплотных духов. И демоны боятся геенны, на которую осуждены, и пытаются сделать участниками ее сынов человеческих, чтобы не одним в ней мучиться. Удивительно, что люди не трепещут перед тем, перед чем трепещут демоны-духи» .
Святые отцы уделяли очень большое значение страху Божиему для дела совершенствования души христианина.
По словам преподобного Ефрема Сирина, «страх Господень — кормчий души, источник жизни. Страх Господень просвещает душу… истребляет лукавство… ослабляет страсти» , «изгоняет из души тьму и делает ее чистой» , «страх Божий — вершина познаний; где нет его, там не найдешь ничего доброго» , «в ком есть страх Божий, тот не бывает беспечен, потому что всегда трезвится… и легко спасается от козней врага… Кто же не имеет страха Божия, тот открыт нападениям диавольским» .
О том же свидетельствует и святитель Тихон Задонский: «Окружаемая и хранимая страхом Божиим, душа бывает неподвижна ни на какое зло. И если какое искушение бесовское и злая мысль приходит ей, сразу ужасается и взывает к Богу: “Господи, помоги мне!” и так против зла стоит и борется. Потому страх Божий — корень всех благ. Начало мудрости — страх Господень (Пс. 110 , 10). Ибо кто премудр? Тот, кто везде и всегда осторожно поступает и невидимого Бога видит перед собой» .
Святитель Григорий Богослов, в свою очередь, говорил: «Где страх Божий, там соблюдение заповедей» . Святитель Иоанн Златоуст утверждал, что «страх Божий составляет истинное блаженство» , а преподобный Исаия Отшельник называл его «источником всех добродетелей» .
Последнее утверждение можно объяснить словами святителя Василия Великого: «Как у пригвожденных гвоздями члены тела остаются неподвижны и бездейственны, так и объятые в душе Божиим страхом избегают всякого страстного обуревания грехом» .
Этот же святитель указывал на необходимость определенного баланса между страхом и надеждой: «Зная, что крепок наш Владыка, бойтесь Его крепости и не отчаивайтесь в Его человеколюбии. Для того, чтобы не делать неправды, хорош страх; а для того чтобы, однажды согрешив, не вознерадеть о себе по безнадежности, хороша надежда на милость» .
А святитель Игнатий Брянчанинов указывал на принципиальное отличие страха Божия от обычного страха и даже от любого иного человеческого чувства: «Страх Божий невозможно уподобить никакому ощущению плотского, даже душевного человека. Страх Божий — ощущение совершенно новое. Страх Божий — действие Святого Духа» .
Говоря о действии страха Божия на человека, преподобный Иоанн Лествичник говорил: «Когда страх Господень приходит в сердце, то показывает ему все грехи его» (Лествица, 26.223), и вместе с тем, «умножение страха Божия есть начало любви» (Лествица, 30.20).
В самом духовном чувстве страха Божия различаются степени совершенства, как свидетельствует святитель Игнатий (Брянчанинов): «Есть два страха: один — вводящий, другой — совершенный; один — свойствен начинающим, так сказать, благочествовать, другой — составляет принадлежность совершенных святых, достигших в меру любви» .
Подробнее всего эти степени и действования страха Божия на душу человека описал блаженный Диадох Фотикийский: «Душа, пока остается нерадивой, покрыта проказой сластолюбия, и потому не может чувствовать страха Божия, даже если бы кто непрестанно толковал ей о Страшном Суде Божием. А когда начнет очищаться, углубленно внимая себе, тогда начинает чувствовать, как некое живительное врачевство, страх Божий, пережигающий ее, как в огне, неким действием обличений, и таким образом, мало-помалу очищаясь, достигает, наконец, совершенного очищения. При этом насколько в ней возрастает любовь, настолько же умаляется страх, пока не придет она в совершенную любовь, в которой нет страха, но совершенное бесстрастие, производимое действием славы Божией. Да будут же нам в непрестанную похвалу похвал, во-первых, страх Божий, а наконец, любовь — полнота совершенства во Христе»
Пуганая ворона куста боится.
Русская пословица
Боязливость как качество личности – склонность легко поддаваться страху.
Сила женщины в ее слабости. Боязливость характерна женской природе, как мужской присуща агрессивность. Ум женщины, тесно сплетенный с чувствами, создает, дорисовывает, додумывает жуткие, кошмарные образы и пугает сам себя. Страх перед вымышленной либо нереальной опасностью заставляет женщину проявлять боязливость – например, бояться пауков, мышей, лягушек, молнии, грозы и пр. Разумный мужчина может использовать это врожденное качество личности женщины, чтобы продемонстрировать свою силу, показать себя отважным защитником, смельчаком, образцом самообладания, мужества и храбрости. Удивительно, но такие героические образы и будет создавать фантазийный ум женщины, стоит ему спасти любимую от наглого таракана или шустрой мышки.
Женская натура, проявляя склонность легко поддаваться страху, автоматически проявляет готовность к подчинению и зависимости от заботы и защиты мужчины. Это важный момент. Природа позаботилась о равновесии – там, где слаб мужчина, приходит на выручку женщина и наоборот. Женская боязливость – это подарок мужчине от матушки природы, пробуждающий в нем рыцарские чувства к женщине. Как сладок вкус счастья от осознания своей превосходящей силы над боязливой женщиной! Какое удовольствие охранять и обеспечивать полную безопасность любимой женщине! Чем более проявлена в мужчине сила и мужество, тем сильнее его привлекает боязливость в женщине.
Когда обстоятельства сталкивают мужчину с женщиной, которая никогда не празднует труса, в любых экстремальных ситуациях ведет себя, как Рембо и Терминатор, он чувствует себя неполноценным мужичком, жалкой пародией на мужчину. Мужеподобная женщина, живущая по принципу «Не верь, не бойся, не проси», вызывает уже у мужчины боязливость и желание быстрее от нее смыться. Женская боязливость – это магнит, притягивающий мужчин, ибо дарит им радость и удовлетворение от защиты любимой.
Боязливость – один из атрибутов женственности. Мужественность лишена природного страха перед грозными ситуациями жизни. Ее удивляет, как можно бояться темноты, ужа или тараканов. Мужчины зачастую специально создают ситуации, чтобы полюбоваться женской боязливостью и проявить себя в качестве невозмутимого героя, прошедшего Крым и Рим. Один мой знакомый пришел с «тихой охоты», но принес домой не грибы, а десяток ужей и выпустил их в квартире. Пошел в магазин, а вернувшись, застал жену в самом дальнем углу квартиры в районе потолка. Каким-то неведомым способом она стояла на одном носочке, едва касаясь дивана. Создавалось полное ощущение, что в квартире обнаружилась летающая женщина с неописуемым ужасом на лице. Лицом это было трудно назвать, скорее маской грешника, которого черти бросили в кипящее масло адского котла. Делая «вид на Мадрид», он хладнокровно собрал ужей в кучу и выбросил в траву у дома. Жена поверила в легенду о миграции ужей из леса в город. Лягушки от плохой экологии повымирали, и ужам стало нечем питаться. Вот они и ринулись на людские кухни. «Спасатель» долго купался в лучах признательности жены за освобождение от змеиного плена.
Боязливая женская природа зачастую испытывает страх перед запруженными народом улицами. Когда мужчина подходит с женщиной к перекрестку, она еще теснее прижимается к нему, цепко держит его под руку, ожидая, что он сам переведет ее на противоположную сторону улицы. Мужчина высоко ценит женщину, излучающую флюиды доверия к его силе, мужеству и самообладанию. Женщина, не подавляющая в себе боязливость, мудра и разумна. Демонстрируя свою беззащитность, нужду в мужской опеке, она становится притягательной и привлекательной для мужчины.
Вместе с тем, женщина должна знать, что каким бы ни был мужчина мужественным, смелым и сильным, он свято верит, что в трудную, роковую минуту жена вытащит его из лап смерти. В самой едва душа держится, но его обязательно спасет. Мужчина может себе в этом не сознаваться, но в глубине его подсознания сидит установка, что самый его верный друг в жизни – жена. Мистическая убежденность в силу жены делает его еще более сильным и бесстрашным. Поэтому женщина должна найти золотую середину между своей боязливостью и готовностью с открытым забралом встретить любую жизненную трудность. Женщина становится для мужчины надежной и безупречной, если наряду с боязливостью в безобидных ситуациях, она способна в непредвиденной критической ситуации проявить решимость, силу, терпение и смелость.
В жизни существует множество причин для проявления боязливости и непосредственно страха. Нас устрашает многое: неизвестность будущего, неуверенность в завтрашнем дне, возможность внезапного заболевания и скоропостижной смерти, вероятность «сумы и тюрьмы», боязнь за судьбу близких. Но все эти страхи несравнимы с двумя действительно страшными вещами. Когда они входят в жизнь человека, боязливость становится уместной, понятной и легко объяснимой.
Больше всего в жизни нужно бояться состояния, когда ты не способен любить. Жизнь теряет смысл. Ничего нет страшнее состояния нелюбви. Не любить – все равно, что не дышать. Вторая причина боязливости и страха – не делать то, что хочешь. Женщина хочет семью, мужа, детей. Хочет заботиться о них, а ей приходится влачить жалкое существование на нелюбимой работе в коллективе сплетниц и скандалисток.
Женская боязливость и смелость причудливо заплетены в одну косу. Смелость – несомненное мужское качество личности. Смелость женщины — это способность дождаться наилучшего мужчины. Боязливая женщина пугается пролетающих, как столбы у дороги, лет и кидается в объятия первого встречного. Судьба не любит таких шуток и наказывает женщину за боязливость и неразборчивость. Зачастую, смелость женщины состоит в способности дождаться мужчины своей мечты от мужа, мирно посапывающего сейчас во сне. Боязливость не хочет никого дожидаться, ей сейчас подавай счастье. А так не бывает. Найти родственную душу нелегко. Что такое родственная душа? Это человек, посредством которого женщина может раскрыть свою природу, свои лучшие качества личности, а мужчина – развить и проявить приобретенные в союзе с женщиной достоинства. Союз двух душ – это раскрытие женщины и развитие мужчины.
Петр Ковалев 2013 год