Аффективно-респираторные приступы (АРП). Аффективно-респираторные пароксизмы у детей Приступы у детей
Внимание! Новый канал Аутизм, расстройство аутичного спектра: что делать, где читать, куда идти, как работать
  или наберите в поиске мессенджера Телеграм - @nevrolog.
Поведенческий невролог и доказательная медицина: чтобы потом не было мучительно жаль впустую потерянных времени, сил и других ресурсов...
Подписывайтесь на канал *Детская неврология, психология, психиатрия  или наберите в поиске мессенджера Телеграм - @nervos. В канале всегда актуальная информация, группы общения, поддержка, обратная связь
☼ Это территория здоровых нервов и спокойных мозгов! Необходимая информация для родителей из первых рук, работает по принципам доказательной медицины и здравого смысла
АЗБУКА ЭПИЛЕПСИИ (ЧАСТЬ 4)
Аффективно-респираторные приступы
Medicamente non medicamentisОдна из самых «обожаемых» тем для беседы в кабинете детского невролога. Бывают случаи, когда замечательный и послушный малыш в связи с неисполнением своего желания, гневом или недовольством, вдруг начинает горько плакать, кричать, рыдая и закатываясь. Во время сильного плача, на высоте сильнейших отрицательных эмоций (аффекта), дыхание его неожиданно замирает в момент вдоха, ребенок «выключает звук», хотя рот открыт, становится как «тряпочка», обмякает, бледнеет, или даже синеет. Естественно, любящая мама «обмякает» и почти теряет сознание вслед за ним. А если еще при этом ребенок выгибается дугой и появляется «каменное» напряжение мышц тела, рук, ног или подергивания (тонические или клонические судороги), нарушение сознания, непроизвольное мочеиспускание – даже суровые мужчины, папы и дедушки, впадают в легкую панику !
Повторюсь, зрелище нередко пугающее, не для слабонервных. Обычно, это состояние длится недолго, чаще уже через несколько секунд восстанавливается дыхание, ребенок приходит в себя. Но поверьте - эти секунды маме кажутся вечностью! Иногда может казаться, что такие «закатывания» с остановкой дыхания ребенок совершает сознательно, но это, скорей всего, не так. Главную роль здесь играет рефлекторный механизм, остановка дыхания возникает в момент практически полного выдыхания воздуха из легких в начале предполагаемого вдоха.
Аффективно-респираторные приступы по разным данным регистрируются примерно в 10-15% всех судорог у детей от 6-12 месяцев до 3-4 лет, преимущественно у малышей умных и хитрых, гипервозбудимых и капризных . Большинство специалистов считает, что аффективно-респираторные приступы относятся к выражению истерических симптомов или "невротических" обмороков раннего детского возраста. В переводе на нормальный человеческий язык аффективно-респираторные приступы звучат как внезапные остановки дыхания, иногда с нарушением сознания, на фоне мощной, неконтролируемой эмоции.
Например, если желание любимого годовасика остается без моментального исполнения, перед «основным представлением» возмущенный малыш может падать на пол, яростно лупить руками-ногами о пол, вопить, рыдать, пытаясь достичь нужного результата – такой ураган протестов довольно похож на типичную истерику деток более старшего возраста.
По старинке, приступы с изменением цвета лица голубовато-сине фиолетовых оттенков иногда относят - "синим" обморокам. Это как раз самый частый вариант механизма истерических проявлений.
"Бледные" обмороки бывают гораздо реже, в основном связаны с эмоционально-вегетативной реакцией на боль, при этом могут наблюдаться нарушения сердечного ритма, даже кратковременная остановка, и выраженные сосудистые расстройства. Данный вид приступов по механизму действия похож на самые известные тривиальные обмороки у взрослых.
Чаще всего, прогноз аффективно-респираторных судорог совершенно благоприятный. Однако, в дальнейшем, именно неправильные действия «любящих» родителей играют главную роль в развитии у ребенка невротических расстройств. «Только не плачь и не закатывайся! Будет все, как ты захочешь!»: эти действия - лучшее питание для будущей детской невропатии.
Как и в других областях детской неврологии, в нашей стране, до сих пор, существуют огромный спектр прямо противоположных мнений и методов коррекции данных состояний. Одни специалисты авторитетно заявляют: «Это полная ерунда, само пройдет, необходимо оставить ребенка в покое, и не нужно никому морочить голову». Другие усиленно пугают родителей злокозненными последствиями таких припадков и назначают серьезное медикаментозное лечение. Истина, как обычно, посередине... где-то рядом. Вне всякого сомнения, не обойтись без психолога. Иногда нужен невролог, реже – психиатр.
Что делать родителям до и после приступа?
Приступ легче предотвратить! Планируйте свои действия, прогнозируйте реакции малыша , уклоняйтесь от ситуаций с возможной провокацией взрыва эмоций - практически всегда можно понять: ребенок голоден, устал, его что-то беспокоит или болит…
Чем раньше Вы среагируете на развитие ситуации, те больше эффект действий. Активно используйте простейшие «бабушкины» приемы переключения внимания, отвлечение или удивления малыша, включите свои актерские таланты! Гораздо быстрее ребенок среагирует на вашу яркую игровую просьбу что-то сделать или куда-то посмотреть, чем на строгий приказ «прекратить рыдания и успокоиться».
Посоветуйтесь с детским психологом, почитайте соответствующую литературу, включите поиск. Иногда даже интернет приносит пользу.
Как правило, нет никакой необходимости идти у дитя на поводу только из-за вашего необоснованного страха перед повторным приступом.
При необходимости, проконсультируйте ребенка у детского невролога. К сожалению, не так уж редки случаи, когда под маской аффективно-респираторных приступов прячутся гораздо более серьезные неприятности. Тогда врач назначает дополнительные исследования.
Что делать родителям во время приступа?
Не паниковать! Не впадать в ступор! Не суетиться! Не заниматься самодеятельной неумелой "реанимацией"! Данный вид приступа не опасен для жизни и быстро заканчивается
Аффективно-респираторный синдром (АРС) – эпизодические кратковременные остановки дыхания у детей, развивающиеся при интенсивном эмоциональном возбуждении. Приступы апноэ появляются на пике плача, сильной боли, испуга после удара, падения. Аффект внезапно прекращается, ребенок не может вдохнуть, замолкает, синеет или бледнеет, тонус мышц падает. Иногда возникают судороги, обмороки. Через несколько секунд дыхание восстанавливается. Диагностика основана на опросе, осмотре невролога, дополняется ЭЭГ, консультацией психиатра, кардиолога, пульмонолога. Лечение проводится с помощью медикаментов, психокоррекции методов воспитания.
Общие сведения
Название синдрома «аффективно-респираторный» произошло от двух слов: «аффект» – интенсивная неконтролируемая эмоция, «респираторный» – относящийся к процессу дыхания. АРС – нарушение ритмичности вдоха-выдоха на фоне сильного гнева, плача, страха, боли. Синонимичные названия – аффективно-респираторный приступ, закатывания в плаче, приступ апноэ, задержки дыхания. Распространенность синдрома составляет 5%. Эпидемиологический пик охватывает детей от шести месяцев до полутора лет. После пятилетнего возраста приступы развиваются крайне редко. Гендерные особенности не влияют на частоту патологии, однако у мальчиков проявления чаще исчезают к 3 годам, у девочек – к 4-5.
Причины АРС у детей
Детям свойственно испытывать гнев, ярость, обиду, страх, но эти эмоции не всегда приводят к респираторным нарушениям. Причинами апноэ при сильном аффективном возбуждении могут стать:
- Тип высшей нервной деятельности. Лабильность, неуравновешенность нервной системы проявляются повышенной чувствительностью, эмоциональной неустойчивостью. Дети легко поддаются аффекту, вегетативный компонент выраженный.
- Наследственная предрасположенность. Положительный семейный анамнез определяется у 25% детей, имеющих аффективно-респираторные приступы. Наследуемым является темперамент, особенности вегетативных реакций.
- Ошибки воспитания. Пароксизмы формируются, поддерживаются неправильным отношением родителей к ребенку, его поведению, эмоциям. Развитию синдрома способствует вседозволенность, воспитание по типу кумира семьи.
- Внутренние и внешние факторы. Приступы возникают при воздействии негативных факторов, могут провоцироваться физической болью, накопленной усталостью, нервным напряжением, чувством голода, фрустрацией.
Патогенез
До пяти лет дети неспособны критически относиться к своим эмоциям и поведению, сдерживать, контролировать внешние проявления. Откровенность, прямота, экспрессивность становятся основой ярких аффективных реакций. Плач, испуг провоцируют судорожное сокращение мускулатуры в области гортани. Развивается состояние, напоминающее ларингоспазм: голосовая щель сужается, практически полностью перекрывается, дыхание останавливается. Иногда параллельно возникают тонические и клонические судороги – непроизвольное мышечное напряжение, подергивания. Через 10-60 секунд приступ прекращается – мускулатура расслабляется, дыхание возобновляется. Каждый приступ развивается по фазам: нарастание аффекта, дыхательный спазм, восстановление.
Классификация
Классификация аффективно-респираторных приступов базируется на особенностях и тяжести клинических проявлений. Выделяют четыре типа синдрома:
- Простой. Самая легкая форма приступа. Проявляется задержкой дыхания при выдохе. Развивается как реакция на травму, фрустрацию. Признаки нарушения кровообращения, оксигенации отсутствуют.
- Синий. Наблюдается при выражении гнева, недовольства, фрустрации. Прерывистое дыхание на вдохе останавливается, появляется синюшность (цианоз). При задержке дыхания более 10-20 секунд снижается мышечный тонус, возникают судорожные сокращения.
- Бледный. Отмечается после неожиданного болевого воздействия – удара, укола, ушиба. На высоте аффекта ребенок бледнеет, теряет сознание. Плач проявляется слабо или отсутствует.
- Осложненный. Начинается как синий или бледный тип. По мере развития возникают клонические, тонические судороги, потеря сознания. Внешне приступ схож с эпилептическим припадком.
Симптомы АРС у детей
Аффективно-респираторные проявления начинаются при плаче, испуге, боли. Ребенок дышит прерывисто, внезапно замолкает, замирает, рот остается открытым. Слышны хрипы, шипение, щелчки. Проявления апноэ непроизвольны. Дыхание прерывается на период от 10 секунд до 1 минуты. Простой приступ завершается спустя 10-15 секунд, дополнительные симптомы отсутствуют. Апноэ после падения, удара сопровождается побледнением кожи, слизистых оболочек. Болевая реакция развивается очень быстро, плач отсутствует либо слышны первые всхлипы. Возникает обморок , пульс слабый или не прощупывается.
Аффективно-респираторный синдром при негативных эмоциях – обиде, ярости, фрустрации – характерен для малышей 1,5-2 лет. Остановка дыхания происходит в момент сильного плача, крика. Сопровождается посинением кожи, одновременным гипертонусом или резким снижением тонуса мышц. Тело ребенка выгибается дугой либо обмякает. Реже развиваются клонические судорожные мышечные сокращения (подергивания). Во всех случаях происходит самостоятельное восстановление процесса дыхания, цвет кожных покровов нормализуется, судороги исчезают. После простого приступа ребенок быстро восстанавливается – начинает играть, бегать, просит еды. Продолжительные приступы с потерей сознания, судорогами требуют более длительного восстановления. После завершения апноэ ребенок тихо плачет, засыпает на 2-3 часа.
Осложнения
Аффективно-респираторный синдром не представляет непосредственной опасности для ребенка. Без адекватного лечения существует риск развития эпилепсии – среди пациентов с данным заболеванием приступы задержанного дыхания в анамнезе встречаются в 5 раз чаще, чем в общей популяции. Эта особенность объясняется врожденной способностью головного мозга чувствительно реагировать на внешние и внутренние факторы. Побочными эффектами аффективно-респираторного синдрома являются кислородное голодание мозга, истощение ЦНС, проявляющиеся астенией , расстройствами памяти , внимания, мыслительной деятельности.
Диагностика
Для диагностики аффективно-респираторного синдрома и его дифференциации с другими заболеваниями, протекающими с приступами нарушения дыхания, судорогами, используются клинические, инструментальные и физикальные методы. Ведущими специалистами являются врач-психиатр и невролог . Диагностический алгоритм включает следующие методики:
- Опрос. Невролог и психиатр выслушивают жалобы родителя, задают уточняющие вопросы о симптомах приступов, продолжительности, частоте, причинах. Проводят первичную дифференциальную диагностику АРС и эпилепсии. Основные критерии – спонтанность/провоцируемость пароксизмов, учащение при возбуждении/независимость от общего состояния, стереотипность/вариабельность приступов, возраст до 5 лет/ старше.
- Осмотр. Обязательное физикальное обследование проводится неврологом. Специалист оценивает сохранность рефлексов, чувствительности, сформированность двигательных функций, подтверждает отсутствие или наличие неврологической патологии. При нечеткой клинической картине, скудности жалоб родителей, отягощенном семейном анамнезе назначается осмотр кардиолога , пульмонолога, аллерголога для исключения кардиоваскулярных заболеваний, бронхиальной астмы , аллергии, синдрома апноэ у недоношенных и маловесных детей.
- Инструментальные методы. Для различения аффективно-респираторного синдрома с эпилепсией выполняется , психотерапевтические сеансы направлены на коррекцию семейных отношений, выработку эффективной воспитательной тактики. Игровые тренинги ориентированы на прививание ребенку самостоятельности, умения противостоять фрустрации, стрессовым факторам.
- Прием медикаментов. Детям с аффективно-респираторным синдромом назначаются нейропротекторы, ноотропы, седативные препараты, аминокислоты (глицин, глютаминовая кислота), витамины группы B. Тяжелые рецидивирующие приступы купируются транквилизаторами.
- Коррекция образа жизни. Для предупреждения усталости, раздражительности ребенка родителям рекомендуется рационально распределять время сна и отдыха, обеспечивать малышу достаточную физическую активность, полноценное питание. Необходимо ограничить просмотр телевизора, компьютерные игры.
Прогноз и профилактика
Прогноз аффективно-респираторного синдрома положительный, симптомы обычно исчезают к 5 годам. Предотвратить приступы помогают психологические приемы при взаимодействии с ребенком: необходимо научиться предчувствовать эмоциональные вспышки и предупреждать их – вовремя кормить малыша, обеспечивать полноценный сон, отдых, активные игры, позволяющие снять эмоциональное напряжение. Плач проще остановить переключением внимания, просьбой выполнить действие (принеси, посмотри, сбегай), а не требованием прекратить проявление эмоций. Фразы «не реви», «не ной» «перестань сейчас же» только усиливают аффект. Детям двух-трех лет стоит объяснять их состояние, указывать на неуместность, неэффективность истерики .
АФФЕКТИВНО-РЕСПИРАТОРНЫЕ ПРИСТУПЫ.
Аффективно-респираторные приступы (приступы задержки дыхания)представляют собой наиболее раннее проявление обмороков илиистерических приступов. Слово «аффект» означает сильную, плохоконтролируемую эмоцию. «Респираторный» – это то, что имеет отношение кдыхательной системе. Приступы обычно появляются в конце первого годажизни и могут продолжаться до 2-3 летнего возраста. Несмотря на то, чтозадержка дыхания может показаться преднамеренной, обычно дети не делаютэтого специально. Это просто рефлекс, возникающий тогда, когда плачущийребенок с силой выдыхает почти весь воздух из своих легких. В этотмомент он замолкает, его рот открыт, но из него не доносится ни единогозвука. Чаще всего эти эпизоды с задержкой дыхания не длятся больше30-60 секунд и проходят после того, как ребенок переводит дыхание иснова начинает кричать.
Иногда аффективно-респираторные приступы можно разделить на 2 типа – «синий» и «бледный».
«Бледные» аффективно-респираторные приступы чаще всего являютсяреакцией на боль при падении, уколе. При попытке пощупать и посчитатьпульс во время такого приступа – он на несколько секунд исчезает.«Бледные» аффективно-респираторные приступы по механизму развитияприближаются к обморокам. В дальнейшем у части детей с такимиприступами (пароксизмами) развиваются обморочные состояния.
Однако, чаще всего аффективно-респираторные приступы развиваются потипу «синих». Они являются выражением недовольства, неисполненногожелания, гнева. При отказе выполнить его требования, добитьсяжелаемого, обратить на себя внимание ребенок начинает плакать, кричать.Прерывистое глубокое дыхание останавливается на вдохе, появляетсялегкая синюшность. В легких случаях дыхание восстанавливается черезнесколько секунд и состояние ребенка нормализуется. Такие приступывнешне сходны с ларингоспазмом – спазмом мышц гортани. Иногда приступнесколько затягивается, при этом либо развивается резкое снижениемышечного тонуса – ребенок весь «обмякает» на руках у матери, либовозникает тоническое напряжение мышц и ребенок выгибается дугой.
Аффективно-респираторные приступы наблюдаются у детей возбудимых,раздражительных, капризных. Они являются разновидностью истерическихприступов. Для более «обычной» истерии у детей раннего возрастахарактерна примитивная двигательная реакция протеста: ребенок принеисполнении желаний с целью добиться своего падает на пол:беспорядочно бьет о пол ручками и ножками, кричит, плачет и всяческидемонстрирует свое негодование и ярость. В этой «двигательной буре»протеста выявляются некоторые черты истерических приступов болеестарших детей.
После 3-4 лет у ребенка с приступами задержки дыхания или истерическимиреакциями могут продолжать отмечаться истерические приступы или бытьдругие проблемы с характером. Однако существуют способы, которые могутпомочь вам предупредить превращение «ужасных двухлеток» в «ужасныхдвенадцатилеток».
Принципы правильного воспитания маленького ребенка среспираторно-аффективными и истерическими приступами. Предупреждениеприступов.
Приступы раздражения являются вполне нормальными для других детей, да ивообще – для людей всех возрастов. У всех из нас случаются приступыраздражения и ярости. Мы никогда не избавляемся от них полностью.Однако, став взрослыми, мы стараемся быть более сдержанными привыражении своего недовольства. Двухлетние дети более откровенны ипрямы. Они просто дают выход своей ярости.
Ваша роль как родителей детей с истерическими иреспираторно-аффективными приступами заключается в том, чтобы научитьдетей контролировать свою ярость, помочь им овладеть умениемсдерживаться.
В формировании и поддержании пароксизмов определенное значение иногдаимеет неправильное отношение родителей к ребенку и его реакциям. Еслиребенка всячески оберегают от малейшего расстройства – все емуразрешают и выполняют все его требования – только бы ребенок нерасстроился – то последствия такого воспитания для характера ребенкаспособны испортить всю его дальнейшую жизнь. Кроме того, при такомнеправильном воспитании у детей с приступами задержки дыхания могутразвиться истерические приступы.
Правильное воспитание во всех случаях предусматривает единое отношениевсех членов семьи по отношению к ребенку – чтобы он не использовалсемейные разногласия для удовлетворения всех своих желаний.Нежелательно чрезмерно опекать ребенка. Целесообразно определениеребенка в дошкольные учреждения (ясли, детский сад), где обычноприступы не повторяются. Если появление аффективно-респираторныхприступов явилось реакцией на устройство в детские ясли, детский сад,наоборот, необходимо временно взять ребенка из детского коллектива ивновь определить его туда только после соответствующей подготовки спомощью опытного детского невролога.
Нежелание идти «на поводу» у ребенка не исключает использованиенекоторых «гибких» психологических приемов для предотвращенияприступов:
1. Предчувствуйте и избегайте вспышек.
Дети скорее разражаются плачем и криком, когда они устали,проголодались или чувствуют, что их торопят. Если вы можете заранеепредвидеть такие моменты, вам удастся обойти их. Вы сможете, например,избежать утомительного ожидания в очереди к кассиру в магазине, простоне отправляясь за покупками, когда ваш ребенок проголодался. Ребенку,которого охватывает приступ раздражения во время спешки перед отправкойв ясли в утренние часы пик, когда родители также отправляются наработу, а старший брат или сестра собирается в школу, следует вставатьна полчаса раньше или, наоборот, позже – когда в доме станет спокойнее.Узнавайте трудные моменты в жизни своего ребенка и вы сумеетепредупредить приступы раздражения.
2. Переключайтесь от команды «стоп» к команде «вперед».
Маленькие дети более склонны реагировать на просьбу родителей сделатьчто-то, так называемые команды «вперед», чем прислушаться к просьбепрекратить делать что-то. Поэтому, если ваш ребенок кричит и плачет,попросите его подойти к вам, вместо того, чтобы требовать прекратитькрик. В этом случае он более охотно выполнит просьбу.
3. Назовите ребенку его эмоциональное состояние.
Двухлетний ребенок может оказаться неспособным выразить словами (илипросто осознать) свое чувство ярости. Чтобы он мог контролировать своиэмоции, вам следует присвоить им определенное название. Не делаязаключения по поводу его эмоций, постарайтесь отразить чувства,испытываемые ребенком, например: «Может быть ты сердишься потому, чтоне получил пирожного». Затем дайте ему четко понять, что несмотря начувства, есть определенные пределы его поведению. Скажите ему: «Хотя тыи рассердился, ты не должен вопить и кричать в магазине». Это поможетребенку понять, что есть определенные ситуации, в которых такоеповедение не допускается.
4. Скажите ребенку правду относительно последствий.
При разговоре с маленькими детьми часто бывает полезным объяснитьпоследствия их поведения. Объясните все очень просто: «Ты неконтролируешь своего поведения и мы не позволим этого. Если ты будешьпродолжать, тебе придется уйти к себе в комнату».
Судороги при респираторно-аффективных приступах
Когда у ребенка при наиболее тяжелых и длительныхаффективно-респираторных приступах нарушается сознание, то приступможет сопровождаться судорогами. Судороги бывают тоническими – отмечается напряжение мышц – тело словно деревенеет, иногда выгибаетсядугой. Реже при респираторно-аффективных приступах отмечаютсяклонические судороги – в виде подергиваний. Клонические судороги бываютреже и тогда обычно отмечаются на фоне тонических (тонико-клоническиесудороги). Судороги могут сопровождаться непроизвольныммочеиспусканием. После судорог дыхание возобновляется.
При наличии судорог могут возникать трудности в дифференциальнойдиагностике респираторно-аффективных пароксизмов с эпилептическимиприступами. Кроме того, в некотором проценте случаев у детей саффективно-респираторными судорогами могут развиваться в дальнейшем иэпилептические пароксизмы (приступы). Некоторые неврологическиезаболевания также могут быть причиной таких респираторно-аффективныхприступов. В связи со всеми этими причинами для уточнения характерапароксизмов и назначения правильного лечения каждый ребенок среспираторно-аффективными приступами должен быть обследован опытнымдетским неврологом.
Что делать во время приступа задержки дыхания.
Если вы относитесь к числу тех родителей, чей ребенок в приступе яростизадерживает дыхание, обязательно сами сделайте глубокий вдох и затемвспомните следующее: задержка дыхания почти никогда не причиняет вреда.
Во время аффективно-респираторного припадка можно какими-либовоздействиями (дунуть на ребенка, похлопать по щекам, пощекотать и др.)способствовать рефлекторному восстановлению дыхания.
Вмешивайтесь пораньше. Гораздо легче остановить приступ ярости, когдаон только начинается, чем в то время, когда он в полном разгаре.Маленьких детей часто удается отвлечь. Заинтересуйте их чем-то, скажем,игрушкой или другим развлечением. Даже такая бесхитростная попытка, какта же щекотка, иногда приносит результаты.
Если приступ затянулся и сопровождается длительным общим расслаблениемили судорогами – положите ребенка на ровную поверхность и поверните егоголову в сторон, чтобы он не задохнулся в случае рвоты. Подробноознакомьтесь с моими рекомендациями «КАК ПОМОЧЬ ВО ВРЕМЯ ПРИСТУПАСУДОРОГ ИЛИ ИЗМЕНЕНИЯ СОЗНАНИЯ»
После приступа ободрите и успокойте ребенка, если он не понимает, чтопроизошло. Еще раз подчеркните необходимость хорошего поведения. Неотступайте только из-за того, что вам хочется избежать повторенияэпизодов с задержкой дыхания.
Лечение.
При лечении аффективно-респираторных и(или) истерических приступовнеобходимо учитывать, что они представляют собой первое проявлениедетской истерии и обычно возникают на невропатической (у нервногоребенка) почве. Поэтому лечение должно проводиться в двух направлениях.
Во-первых, необходимо правильное воспитание (смотрите соответствующий раздел этих рекомендаций.
Во-вторых, необходимо проводить лечение невропатии с применением рядасредств, укрепляющих нервную систему, седативных (успокаивающих)препаратов, а иногда и противоэпилептических средств.
Проблемы сохранения и укрепления здоровья детей должны рассматриваться с момента рождения. Профилактика является лучшим способом избежать многих заболеваний в более зрелом возрасте.
Аффективно-респираторные приступы у детей только на первый взгляд являются заурядной проблемой, на которую чем меньше обращаешь внимания, тем быстрее она проходит. Не стоит так думать. На самом деле важно знать, что нервные расстройства с течением времени только усугубляются. Опасные последствия могут проявляться в виде плохой успеваемости в школе, отставания в психическом и физическом развитии. Могут возникать и соматические нарушения, например, повышенная агрегация эритроцитов, снижение активности альвеол в легочной ткани, гипоксия структур головного мозга и т.д.
Аффективно-респираторные приступы следует по мере возможности предупреждать. При развитии следует своевременно и в полной мере оказывать первую медицинскую помощь малышу. На видео в конце этой странице приведено мнение авторитетного специалиста. Он дает убедительные обсон6ования причин внезапной остановки дыхания ку ребенка на фоне неврологического поражения. А в статье рассмотрены этиология, патогенез и клинические симптомы истерических припадков, способы их профилактики. Рассказано о том, что делать родителям, если они видят, что у ребенка развивается аффективно-респираторный приступ или судороги. Пока не наступило апноэ, важно попытаться успокоить малыша.
Что это такое? Механизм развития АРП
Понимание того, что такое breath-holding spells или аффективно-респираторный приступ у ребенка, помогает справиться с этой распространённой проблемой. Ситуация заключается в следующем. В просторечии это состояние называется «закатывание». Грубо говоря, малыш на фоне сильного нервного перевозбуждения теряет контроль над своей вегетативной нервной системой. Развивается полноценный истерический припадок со всеми сопутствующими признаками. Особенно опасны аффективно-респираторные приступы у грудничка или новорожденного младенца, поскольку в первые недели и месяцы жизни нет четкого контроля над работой всех структур центральной и вегетативной нервной системы.
Истерика начинается с воздействия триггера. В качестве раздражителя могут выступать негативные эмоции, такие как страх, возмущение, фрустрация, раздражение, нервозность, боль и т.д. В тот момент, когда малыш испытывает сильные негативные эмоции, у него возникает эффект первичной судорожной реакции. Причем она затрагивает в основном межрёберные мышцы и диафрагму. Возникает ощущение, что он не может вдохнуть воздух. Это вызывает сильный испуг, который на фоне гиперкапнии формирует предпосылки для остановки дыхания.
Предшествовать развитию приступа аффективной задержки дыхания могут агрессия или истерика: ребенок начинает топать ногами, кричать, что-то требовать, пытаться ударить родителя или окружающих и т.д. Это так называемая первичная истерическая реакция, которая впоследствии запускает механизм блокировки дыхательной мускулатуры. Стоит понять, что дети действительно не могут вдохнуть и выдохнуть воздух по вполне физиологическим причинам. И им требуется помощь.
Пароксизмы могут возникать при разных ситуациях. Это отличает аффективно-респираторный синдром у детей от истинной эпилепсии, обладающей всегда схожими клиническими проявлениями.
Что еще важно знать родителям?
Самое главное, что еще стоит знать современным радетелям ребенка, склонного к аффективно-респираторным задержкам дыхания и судорожному синдрому, это варианты и способы предотвращения подобных пароксизмов.
Начнем разбираться с определения АПР как проявления недостаточного развития вегетативной нервной системы ребенка. По своей патологической природе аффективно-респираторный приступ у детей представляет собой остановку дыхательных движений грудной клетки на фоне отсутствия иннервации (парализации) межреберных мышц и диафрагмы. Перевозбуждение нервной системы может отключить и сознание ребенка. Это необходимо для быстрого восстановления резерва центральной нервной системы. Отсутствие поступления кислорода к структурам головного мозга заставляет малыша на врем забыть о том эмоциональном фоне, который привел его в подобное состояние. Таким образом, можно рассматривать аффективно-респираторный синдром как защитную реакция структур головного мозга.
После приступа ребенок испытывает сильную сонливость, расслабленность мышечного каркаса тела. Лучше всего дать ем поспать. После пробуждения от истерического пароксизма не останется и следа.
По клиническим проявления аффективно-респираторные приступы подразделяются на белые и синие. В первом случае присутствует кратковременная потеря сознания и сильная бледность кожных покровов. При синем АРП присутствует остановка дыхания длительностью до 1 минуты, потеря мышечного тонуса и посинение носогубного треугольника.
Причины аффективно-респираторного приступа у детей
Многими педиатрами до сих пор признается лишь одна причина аффективно-респираторного приступа у детей, и это типичная истерия. Однако на самом деле все обстоит гораздо сложнее. Существуют множественные или комплексные причины аффективно-респираторного приступа, и среди них действительно присутствует избыточная или истерическая реакция вегетативной и центральной нервной системы на воздействие негативного травмирующего фактора. Но это далеко не единственный фактор, который провоцирует АРП.
Итак, к патогенетическим факторам влияния относят:
- слабость вегетативной нервной системы, такие дети в будущем страдают от вегетососудистой дистонии;
- последствия тяжелой родовой травмы (гипоксия головного мозга, низкая оценка состояния неврождённого по шкале Апгар);
- нарушение режима дня и регулярное недосыпание (часто встречается у детом, посещающих детский сад и поздно укладываемых спать родителями);
- недостаточное количество витаминов группы B и некоторых важных аминокислот в рационе питания;
- присутствие серьезных хронических патологий соматического характера;
- повышенная судорожная готовность;
- повышенный мышечный тонус;
- нарушение развития церебральных кровеносных сосудов шеи;
- заболевания щитовидной железы;
- аденоидит, тонзиллит и другие хронические патологии верхних дыхательных путей, затрудняющие процесс физиологического дыхания.
Для осуществления профилактики приступов с задержкой дыхания важно по возможности исключать все вероятные причины этого патологического состояния. Родителям важно помнить о том, что аффективно-респираторный синдром может стать причиной внезапной смерти. А в будущем это состояние может привести к серьезным неврологическим расстройствам вплоть до эпилепсии.
Классификация приступов в зависимости от клинических проявлений
Современная классификация приступов аффективно-респираторной остановки дыхания с судорожным синдромом подразумевает под собой подразделите на 4 выраженных типа.
В зависимости от клинических проявлений патологического спазма дыхательной мускулатуры, выделяются следующие типы приступов:
- синий АРП начинается с истерики, на фоне которой следует резкий глубокий вдох и затем наступает асфиксия (отсутствие дыхания), гиперемия кожных покровов быстро сменяется синюшностью, ребенок теряет тонус мышц и обмякает, может потерять сознание;
- белый АРП протекает сложнее, с обязательной потерей сознаний и быстро наступающей характерной бледностью кожных покровов лица, шеи и груди;
- простой вид АРП протекает без гиперкапнии и гипоксии, задержка дыхания кратковременная и не превышает 20 секунд;
- осложнённый тип АРП возникает при выраженной гипоксии головного мозга (если дыхание отсутствует дольше 60 секунд), сопровождается непроизвольным мочеиспусканием и судорогами в нижних и верхних конечностях.
При всех 4-х типах дыхательная деятельность полностью восстанавливается самостоятельно. Неотложная медицинская помощь может потребоваться лишь при осложнённом варианте развития АРП. Но частые приступы всегда приводят к нарушению социальной адаптации. Они могут спровоцировать задержку развития умственного и психического развития ребенка. Поэтому важно своевременно проводить психокоррекцию и делать все необходимое для профилактики аффективно-респираторных приступов у детей.
Симптомы и клиническая картина
Важно понимать, что клиническая картина АРП может напоминать приступ эпилепсию. Поэтому важно проводить полноценное обследование с целью исключения эпилепсии. Симптомы могут проявляться в следующем виде:
- нарастание истерической реакции на внешнее негативное воздействие происходит в течение 2-4 минут;
- при постепенном углублении истерики у ребенка наступает перевозбуждение коры головного мозга;
- теряется контроль над мышцами – в этот момент можно увидеть остановку дыхание и потерю тонуса всего тела;
- малыш как бы обмякает, перестает дышать и медленно сползает на пол;
- начинается изменение цвета кожных покровов лица, шеи и груди – сначала они резко краснеют, затем, в зависимости от вида приступа, белеют или синеют;
- может возникнуть кратковременная потеря сознания;
- спустя несколько секунд ребенок приходит в себя, резко прекращает плакать и начинает полноценного дышать.
При осложненном типе клиническая картина дополняется клоническими судорогами. Они выглядят со стороны ка легкие подергивания рук и ног у малыша, находящегося в бессознательном состоянии. Картина очень тяжелая для восприятия родителями пострадавшего ребёнка. Обычно в таких ситуациях у родителей начинается паника. И от этого все становится только хуже. Почему? Расскажем дальше.
Диагностика и отличия от эпилепсии
Важно понимать, что аффективно-респираторные судороги только внешне похожи на проявление эпилепсии. Однако для исключения подобного состояния мало знать основные отличия. Диагностика в обязательно порядке включает в себя проведение ЭЭГ (электроэнцефалограмма головного мозга). Это обследование показывает отсутствие очага возбуждения в коре и структурах головного мозга при АРП и его наличие при эпилепсии. Поэтому данное обследование стоит обязательно пройти. Хотя бы для того что бы успокоиться самому. И более корректно обращаться с малышом.
Также важно исключать истерию. В её основе лежит приступ агрессии, однако она не провоцирует остановку дыхания и потерю сознания. При истерическом припадке у ребенка следует сохранят собственное спокойствие и не показывать малышу, что вас это поведение сильно расстраивает. Ни в коем случае нельзя позволять ребенку подобными истерическим приступами достигать своих целей. В противном случае подобный стиль поведения закрепится на рефлекторном уровне. Вы будете получать регулярные аффективно-респираторные приступы при малейших поводах для негативного восприятия реальности ребенком.
Отличительные черты эпилептических припадков и аффективно-респираторных приступов следующие:
- к АРП приводят разные обстоятельства, а эпилепсия проявляется без внешних причин;
- АРП всегда развивается по-разному, а эпилептические судороги всегда одинаковы;
- У детей в возрасте до 4-х лет эпилептические припадки составляют не более 2% от всего числа подобных расстройств;
- у детей в возрасте старше 5-ти лет приступы аффективно-респираторного расстройства диагностируются только в 1% от всего количества случаев;
- при АРП помогает валериана, пустырник и лечение ноотропами;
- при истинном эпилептическом припадке давать седативные препараты бесполезно;
- существенные патологические изменения на ЭЭГ есть только при эпилепсии.
Если у малыша случился приступ, то необходимо показать его врачу в течение ближайших 1,5 часов. Данные проявления могут быть следствием очень опасных заболеваний. Только в условиях медицинского учреждения можно сделать ЭКГ сердца и УЗИ внутренних органов с целью исключения пороков сердца, эмболии легочной вены и других опасных состояний, также может потребоваться спирография, рентгенографический снимок легких, обследование трахеи на предмет наличия в ней медалях инородных тела.
Также может потребоваться консультация пульмонолога, невролога и аллерголога. После сбора всей необходимой информации врач сможет поставить точный диагноз и назначить адекватное лечение.
Оказание первой помощи ребенку при АРП
Нужно знать, что стоит делать при появлении подобных симптомов, а от чего стоит оказаться категорически. Оказание первой помощи ребенку при появлении симптомов АРП нужно начинать с освобождение дыхательных путей. Можно вынести малыша на свежий воздух. Нужно расстегнуть верхние пуговицы и устранить давление на шею.
Важно не растеряться и не впасть в панику. Постарайтесь сохранить самообладание и улыбаться. Это поможет малышу быстрее прийти в себя. Попробуйте его похлопать по щечкам или слегка пощекотать. Если есть под рукой нашатырный спирт, то дайте его понюхать. Только не подносите слишком близко к лицу ребенка.
При потере сознания важно создать условия для профилактики западания языка. Для этого нужно положить ребенка на ровную поверхность и повернуть голову на бок. И тут следует вызвать бригаду скорой помощи.
Лечение аффективно-респираторных приступов у детей
Терапия начинается с коррекции поведения и психологической работы с родителями. Подобные состояния чаще всего встречаются у малышей, воспитывающихся в семьях, где родители не соблюдают правил общения с ними.
Лечение аффективно-респираторных приступов начинается с консультации невролога. Специалист может дать направление к психологу для коррекции психического состояния как малыша, так и его родителей. Затем может назначаться медикаментозная терапия. Но она, как правило особых результатов не дает. Гораздо важнее сделать следующие шаги:
- нормализовать режим дня ребенка:
- разработать специальный рацион питания, ботовый всеми витаминами, минералами и аминокислотами;
- исключать по возможности психотравмирующие факторы;
- научить малыша слушать родителей и идти с ними на компромисс.
Эффективное лечение аффективно-респираторных приступов у детей может включать в себя посещение мануального терапевта. Иглоукалывание и рефлексотерапия, массаж и лечебная гимнастика помогут восстановить работоспособность вегетативной центральной нервной системы.
При гипервозбудимости нервной системы имеет смысл провести курсовое лечение ноотропными препаратами, седативными лекарственными средствами. Но делать это можно только по рекомендации врача с обязательным строгим соблюдением рекомендованной дозировки.
Посмотрите, почему развиваются аффективно-респираторные приступы у детей – на видео представлено мнение специалиста по детской неврологии:
Категории: / / от
(синонимы: аффективно-респираторные приступы, закатывания в плаче, приступы задержки дыхания, приступы апноэ) — это спровоцированные сильными эмоциями эпизодические появления апноэ у детей, иногда сопровождающееся потерей сознания и судорогами.
Выглядит аффективно-респираторный приступ так.
В ответ на болевое воздействие
, чаще при падении, гнев, страх, испуг возникает плач ребенка, с последующей остановкой дыхания на вдохе . Такие сильные отрицательные эмоции называют «аффект». Далее идет апноэ , когда ребенок не может выдохнуть, не дышит; при этом мышцы его гортани спазмированы. Иногда в ответ на аффект ребенок даже не успевает заплакать, и спазм гортани возникает сразу.Цвет кожных покровов часто становятся ярко-красными или цианотичными (синюшными). Апноэ может быть коротким от нескольких секунд до 5-7 минут , но в среднем продолжается 30-60 секунд . Хотя родителям или другим окружающим кажется, что не дышит ребенок все 10-20 минут. Если период апноэ удлинен, то может последовать утрата сознания, «обмякание» — это атонический неэпилептический приступ. Приступ внешне похож на атонический приступ при эпилепсии, но возникает АРП вследствие острой кислородной недостаточности головного мозга. В ответ на гипоксию возникает торможение, как защитная реакция мозга. Известно, что в период утраты сознания мозг потребляет меньшее количество кислорода, нежели находясь в сознании. Далее этот аноксический приступ переходит в тонический неэпилептический приступ . У ребенка возникает напряжение всего тела, вытягивание или выгибание. Если процесс гипоксии не прервался, то далее следует фаза клонических судорог (подергивание конечностей и всего туловища ребенка). В ответ на возникшую задержку дыхания в организме накапливается углекислый газ. Такое биохимическое состояние называют гиперкапнией. Гиперкапния вызывает рефлекторное снятие спазма мышц гортани, и ребенок делает вдох, а далее начинает дышать . Затем пациент приходит в сознание. После такого продолжительного приступа с тоническими или клоническими судорогами часто наступает глубокий сон на 1-2 часа.
Чаще всего закатывания в плаче прерывается после апноэ , или после следующего затем короткого «обмякания» на 5-10 секунд. Далее спазм гортани рефлекторно снимается, следует резкий вдох или выдох, чаще с плачем. После дыхание самостоятельно восстанавливается. До приступов с тоническими или клоническими судорогами доходит редко.
По статистике аффективно-респираторный синдром
встречается у 5% детей , одинаково у мальчиков и девочек в возрасте от 6 до 18 месяцев , но может быть и до 5 лет . В 25% у таких пациентов отягощен анамнез, то есть у одного из родителей в детстве тоже были закатывания в плаче .
Считают, что аффективно-респираторные приступы — это вариант детской истерии и, как правило, возникают на невротической почве, может быть вследствие гиперопеки, хронических стрессовых ситуаций в семье.
У части пациентов с аффективно-респираторными приступами имеется сопутствующая кардиоваскулярная патология.
Отличительные особенности аффективно-респираторных приступов на фоне кардиоваскулярной патологии:1. Протекают с меньшим возбуждением.
2. Но более выраженным цианозом («синюшностью» или выраженной бледностью).
3. Более выражен гипергидроз (повышенная потливость).
4. Медленнее восстанавливается цвет кожных покровов после цианоза.
5. Вне закатывания в плаче, при физических нагрузках также бывают эпизоды бледности и гипергидроза.
6. Такие дети плохо переносят транспорт и душные помещения.
7. Родители отмечают повышенную утомляемость у таких детей.
Если есть основания заподозрить наличие у ребенка кардиоваскулярной патологии, тогда обследование проводит и детский кардиолог , при необходимости — с использованием холтеровского мониторирования .
Аффективные приступы при эпилепсии отличаются от закатывания в плаче :
1. При эпилепсии аффективные приступы непровоцируемые (спонтанные), а при аффективно-респираторном синдроме пароксизмы возникают в ответ на эмоциональное возбуждение.
2. АРП учащаются при утомлении; при эпилепсии — могут быть в любом состоянии.
3. При эпилепсии приступы стереотипные (одинаковые), а при АРП — более вариабельны и зависят от тяжести провокации, от силы болевого воздействия.
4. При эпилепсии возраст может быть любой, при АРП — от 6 до 18 месяцев, и не старше 5 лет.
5. При эпилепсии не помогает лечение седативными средствами, а эффект возникает только от использования противоэпилептических средств, при АРП — хороший эффект от успокоительных и ноотропов.
6. При эпилепсии чаще есть эпилептиформная активность на ЭЭГ, особенно при проведении видео ЭЭГ — мониторинга в период приступа, при АРП — как правило, нет эпиактивности на ЭЭГ.
Детей с наличием относят к группе риска по развитию эпилепсии. Это не значит, что все дети с закатыванием в плаче заболеют эпилепсией. Но у больных с эпилепсией в анамнезе аффективно-респираторный синдром встречается в 5 раз чаще, чем у пациентов без эпилепсии. Объясняется это понятием «пароксизмальный мозг» — врожденная особенность головного мозга в виде повышенного реагирования на внешние и внутренние действующие факторы.
Что делать родителям для предотвращения аффективно-респираторного приступа?
Аффективно-респираторного приступа можно избежать.
Если предполагаете, что ребенок негативно воспримет определенные условия, то планируйте ситуацию, не провоцируйте аффект
, особенно в период утомления, голода, течения соматического заболевания, проведения манипуляций.
Самое разумное – отвлечь внимание , используя мягкие интонации голоса.
Будьте спокойны и уверены в своих действиях.
Что нужно делать окружающим ребенка во время эпизода закатывания в плаче?
1. Не паниковать , постараться держаться спокойнее, взять ребенка на руки. Знайте, что это лишь короткий эпизод апноэ, через несколько секунд дыхание восстановится, выраженного вреда здоровью ребенка не случится.
2. Требуется восстановить дыхание ребенка - в ответ на несильный внешний раздражитель ребенок сделает вздох. Резко подуйте на область носа, брызните немного холодной воды на лицо, похлопайте или пощипайте его по щекам, потрите ушные раковины, погладьте по спине.
3. Иногда поможет детей бывает лучше оставить в покое , это поможет успокоиться.
5. После приступа попытайтесь отвлечь ребенка.
Очень важно выбрать правильную тактику в воспитании ребенка с аффективно-респираторным синдромом.
Не старайтесь оберегать ребенка от любых негативных эмоций, опекать и изолировать его. Если потакать всем его прихотям, то ребенок становится капризнее и ярче реагирует на любые воздействия. Надо научить ребенка правильно реагировать на огорчения, быть устойчивее, контролировать эмоции.
Если у ребенка есть аффективно-респираторный синдром требуется обратиться к неврологу.
После опроса, обследования, выявления сопутствующих отклонений, необходимо назначить специальное медикаментозное лечение. Лечение и рекомендации родителям врач назначает всегда индивидуально. Необходима также консультация кардиолога и детского психолога.
Лечение аффективно-респираторного синдрома .
Учитывая, невротический характер эпизодов закатывания в плаче, в рекомендациях уделяем большое внимание необходимости психотерапии. На занятиях психолога проводится коррекция семейных отношений, прививание ребенку самостоятельности и устойчивости к негативным факторам.
Большое значение в лечении аффективно-респираторного синдрома имеет здоровый образ жизни:
- Соблюдение режима дня : рационально распределение сна и отдыха в течение дня и недели.
- Достаточные физические нагрузки .
- Элементы закаливания, в том числе плавание в бассейне, прогулки на свежем воздухе;
- Рациональное питание .
- Ограничение просмотра телепередач и игр на компьютере. Вас удивит, что компьютерные игры используют даже у детей до 1 года, причём, не соблюдая никаких норм?
В лечении аффективно-респираторного синдрома используются препараты , укрепляющие нервную систему (нейропротекторы), седативные и витамины группы В . Среди ноотропов предпочтение отдают пантотеновой кислоте (пантогаму, пантокальцину и другим), глютаминовой кислоте, глицину, фенибуту. Назначаем курс лечения на 1-2 месяца в средневозрастных терапевтических дозах. Так, ребенку 3 лет рекомендуем, например, пантогам 0,25 по ½ части или по 1 таблетке в два приема (утром и вечером) в течение 1-2 месяцев. Из седативных могут быть рекомендованы фитотерапия (настои успокоительных трав, готовые экстракты пустырника, корня пиона и другие). Расчет дозы седативных экстрактов: капля на год жизни. Например, ребенку 4 лет по 4 капли 3 раза в день (в обед, вечером и на ночь) в течение 2 недель -1 месяца. При труднокупирующемся рецидивирующем аффективно-респираторном синдроме могут быть использованы транквилизаторы , такие препараты, как атаракс, грандаксин, тералиджен.
Для комплексного подхода в терапии могут быть рекомендованы методы бальнеолечения , когда используют природные вещества. Такими методами может быть хвойно-морские ванны в домашних условиях.
Во время самого закатывания в плаче медикаментозное лечение не показано . Попытка влить лекарство в период апноэ в рот ребенка опасно аспирацией (попаданием в дыхательные пути).
В очень редких (исключительных) случаях, в случае, если наложились несколько отягощающих провоцирующих факторов, приступ апноэ может затянуться. В этой ситуации требуется оказание неотложных мер в виде проведения сердечно-легочной реанимации (искусственное дыхание и непрямой массаж сердца).
В случае наличия аффективных приступов при эпилепсии назначают только противоэпилептические препараты , следуя основным принципам лечения эпилепсии.
Любая терапия при аффективно-респираторном синдроме назначается только врачом неврологом, часто с подбором доз препаратов. Самолечение может быть опасно.
Итак, из этой статьи стало известно, что аффективно-респираторные приступы встречаются часто у 5% детей в возрасте до 5 лет (чаще 6-18 месяцев). Закатывания в плаче пугают родителей, но эти состояния не так опасны; дети из них выходят самостоятельно. Паниковать не надо, возьмите себя в руки. Помочь быстрее выйти из приступа апноэ помогут простые меры: подуть, брызнуть водой. Приступов апноэ можно избежать, не провоцируя гнев, страх и другие негативные эмоции у ребенка; а главное — воспитывая в нём устойчивость. Индивидуальное лечение назначит Вашему ребенку врач невролог, после того, как разберется, исключит более тяжелую патологию, как эпилепсия и кардиоваскулярная патология. Проконсультируйтесь с врачом.