Формирование абсолютизма. Усиление королевской власти в XVI - XVII веках
§ 6. Франция в XVI–XVII веках: торжество абсолютизма
Основные черты французского абсолютизма
Франция вступила в XVI в. сильным и богатым государством, с населением не менее 15 млн. человек, готовым к борьбе за преобладание в Европе. Но объединение страны не означало еще ее централизации, предполагавшей подчинение всех подданных реальной власти монарха.
В XVI в. во Франции, как и во многих странах Европы, складывался новый государственный строй – абсолютная монархия, или абсолютизм; своего высшего уровня развития он достиг лишь во второй половине XVII в. Королевская власть постепенно преодолевала стоявшие перед ней препятствия (права и привилегии отдельных провинций, городов, судебных органов, групп населения) и становилась ничем не ограниченной, «абсолютной».
Уже в первой половине XVI в. короли, не созывая Генеральных штатов, сами решали важнейшие вопросы управления. Франциск I (1515–1547) подчинил себе французскую церковь, получив по соглашению с папой римским право назначать на должности епископов и аббатов. Его сына Генриха II первым из французских монархов стали именовать «Ваше величество» – раньше такой титул носили только германские императоры.
Все более важную роль играл королевский двор, собиравший знатнейших дворян Франции и стоивший казне огромных средств. В его пышном церемониале воплощалось могущество королевской власти. Благодаря двору монарх имел возможность контролировать поведение верхушки дворянства. Дворяне же получали шанс обратить на себя внимание государя и поправить свое положение за счет королевских милостей. Обделенные ими организовывали заговоры против королевских министров и фаворитов.
Франциск I и Карл V, самые могущественные монархи первой половины XVI в., въезжают в Париж. Художник Ф. Цуккари
В XVI–XVII вв. заметно выросла численность французской армии, увеличились и военные расходы. Для их покрытия росли размеры прежних налогов и вводились новые. Развитие налоговой системы способствовало укреплению абсолютизма. Но управлять усложнившимся государственным механизмом было бы невозможно без профессиональных чиновников, численность которых увеличилась в XVI–XVII вв. во много раз. Именно чиновники, жившие на доходы от своей должности и потому зависевшие от государя, были самой надежной опорой королевской власти в деле централизации страны. В то же время роль сословно-представительного органа – Генеральных штатов – стала меньше, чем прежде.
Пустая казна часто заставляла монархов продавать должности, в том числе с правом передачи их по наследству. Многие должности давали право на дворянское звание. Постепенно их покупатели составили особое «дворянство мантии» (названное так по характерному судейскому одеянию). Эта часть второго сословия заметно отличалась от традиционного «дворянства шпаги», по-прежнему стремившегося к военной службе и презиравшего «судейских».
Первая половина XVI в. – время процветания Франции, эпоха укрепления королевской власти, завоевательных походов в Италию – Итальянских войн (1494–1559), блестящего расцвета культуры. Но тогда же в страну проникли идеи Реформации, которые способствовали сползанию Франции в пучину религиозных войн и стали препятствием на пути дальнейшего утверждения абсолютизма.
Чем отличается объединение страны от ее централизации?
Религиозные войны
В середине XVI в. во Франции, особенно на юге страны, быстро распространялся кальвинизм. Французских кальвинистов называли гугенотами (от нем. «айдгеноссен», то есть союзники – жители Швейцарского союза; именно оттуда проникла во Францию новая вера). Число сторонников Реформации росло.
В 1559 г. на рыцарском турнире нелепо погиб король Генрих II. Его сыновьям Франциску II, Карлу IX и Генриху III, последовательно правившим после смерти отца, не хватало твердости в религиозных вопросах. Ослабел и контроль королевской власти над склонной к мятежам знатью. В результате возникли две партии с разной религиозной ориентацией, стремившиеся захватить власть при дворе. Католиков возглавляли герцоги Гизы, вождями протестантов стали родственники правящей династии, короли Наварры из рода Бурбонов. Обе стороны искали иностранной помощи: католики – у короля Испании, гугеноты – у Елизаветы Английской, немецких лютеран и швейцарцев. К этим партиям примыкали многие французские дворяне, оставшиеся без дела после завершения Итальянских войн. Напряжение в стране нарастало.
Варфоломеевская ночь. Художник Ф. Дюбуа
В 1562 г. католики устроили резню гугенотов, те предприняли ответные действия. Начались религиозные войны, являвшиеся в то же время и гражданскими. Страну захлестнула волна насилия.
В 1572 г., казалось, произошло примирение. Многие дворяне-гугеноты съехались тогда в Париж на свадьбу своего вождя Генриха Наваррского с сестрой французского короля Карла IX Маргаритой Валуа. И тут Гизы нанесли жестокий удар, организовав массовое избиение гугенотов. Оно началось в Париже в ночь на праздник Святого Варфоломея и вошло в историю как Варфоломеевская ночь. В столице и провинциях были перебиты тысячи протестантов. В ответ гугеноты взяли под контроль большую территорию на юге Франции.
В ходе дальнейшей борьбы французская королевская династия Валуа пресеклась; ближайшим наследником оказался гугенот Генрих Наваррский. Он и взошел на трон под именем Генриха IV (1589–1610), положив начало правления династии Бурбонов. Это был бесстрашный воин и выдающийся политик. Чуждый религиозного фанатизма, он не раз менял веру по политическим соображениям. Его поддержали и протестанты, и многие католики, уставшие от бесконечных войн. Но вскоре Генрих IV убедился, что только католицизм принесет ему поддержку большинства французов, особенно парижан. Решив, что «Париж стоит мессы», он вновь сменил веру, и столица приняла его сторону.
В чем смысл выражения «Париж стоит мессы»? Почему именно мессы?
Уставшая Франция жаждала мира. К этому подталкивали и восстания разоренного войной крестьянства. В 1598 г. в Нанте король издал эдикт (указ) о веротерпимости. Официальной религией Франции остался католицизм, но гугеноты уравнивались в правах с католиками; им дозволялось совершать богослужения по своему обряду везде, кроме Парижа. В качестве гарантии исполнения эдикта гугенотам передали Ла-Рошель и другие города-крепости на юге страны.
Генриху IV удалось быстро восстановить экономику страны после разрушительных войн и укрепить свою власть и международный престиж Франции. Однако в 1610 г. его жизнь оборвал кинжал фанатичного католика.
Государственная деятельность кардинала Ришелье
Сын Генриха IV, король Людовик XIII переложил государственные дела на своего первого министра. В 1624–1642 гг. во главе правительства стоял кардинал Ришелье. Непревзойденный мастер интриги, он удерживал свой пост до самой смерти, хотя его врагами были жена, мать и брат короля. Кардинал был выдающимся политиком, он разработал и последовательно выполнял широкую программу действий, стремясь сделать Францию могущественной державой, управляемой сильной центральной властью. Права и привилегии провинций или учреждений, сословных и религиозных групп соблюдались лишь тогда, когда это не противоречило интересам монархии.
Людовик XIII
Против такой политики выступали гугеноты. Ришелье действовал решительно: руководимые им королевские войска осадили и взяли Ла-Рошель. Гугенотов помиловали, однако отобрали у них политические права, а заодно и крепости, которые эти права гарантировали. Был сделан важный шаг на пути к религиозному, а вместе с тем и политическому единству страны.
Кардинал Ришелье. Художник Ф. де Шампень
Высшая знать, как и гугеноты, отстаивала свою независимость от государства. Интригам и заговорам вельмож против Ришелье не было конца. Но король полностью доверял ему, и заговоры кончались провалом.
Подлинным бедствием Франции XVII в. были дуэли, на которых ежегодно гибли сотни дворян. Ришелье видел в дворянстве главную опору королевства, а потому считал, что дворяне имеют право жертвовать своей жизнью только во имя Франции и короля. Кардинал издавал эдикты против дуэлей и жестоко карал их нарушителей.
Кипучая деятельность Ришелье охватывала самые разные стороны жизни государства. Он реформировал финансы, покровительствовал развитию промышленности и торговли, поощрял захват колоний. Будучи щедрым меценатом, кардинал считал, что литература и искусство тоже должны пропагандировать идеалы абсолютизма. По его инициативе начала выходить первая французская газета.
Главными противниками Франции в Европе оставались при Ришелье испанские и австрийские Габсбурги. В ходе Тридцатилетней войны (1618–1648) Франция ценой крайнего напряжения сил все же одолела Испанию. В результате победы страна расширила свои границы. Испанское преобладание в Европе сменилось французским. «Король-солнце». После смерти Людовика XIII на престол взошел его пятилетний сын Людовик XIV (1643–1715). Реальная власть перешла к королеве-матери Анне Австрийской и первому министру кардиналу Мазарини, продолжавшему политику Ришелье. Положение Франции было тяжелым: страна была разорена Тридцатилетней войной, налоги непрерывно росли. Общее недовольство народа выразил парижский парламент. В то время во Франции парламентами назывались верховные суды, обладавшие немалыми правами; самым влиятельным из них был парижский. Его члены потребовали ограничить рост налогов и прекратить злоупотребления властей. Против правительства выступили также аристократия и народные массы. В 1648 г. начался мятеж, направленный против политики Мазарини, получивший название Фронда (в пер. с франц. – праща). Волнения продолжались до 1653 г., после чего Мазарини стал проводить прежнюю политику. Когда в 1661 г. кардинал Мазарини умер, 22-летний Людовик заявил, что отныне сам будет первым министром, и с тех пор не выпускал власть из своих рук. Убежденный в ее божественном происхождении, король не терпел противодействия своей воле. Он стремился укрепить единство страны, упрочить главенство Франции в Европе и расширить ее границы.
Людовик XIV. Художник Г. Риго
«Король-солнце» – так называли его придворные льстецы – управлял страной с помощью королевского совета. Но совет только обсуждал дела, решения всегда принимал монарх. Он же назначал министров и других чиновников, вершил суд. На основании его письма любого человека могли без суда и следствия посадить в тюрьму. От всех подданных, даже самых знатных, Людовик XIV требовал выполнения любых своих прихотей. «Прав у подданных нет, – говорил он, – есть одни обязанности».
Вид Версальского дворца. Художник П. Патель
Подлинным воплощением духа абсолютизма стала грандиозная королевская резиденция, созданная по приказу Людовика в Версале, недалеко от Парижа. Строительство дворца и обустройство парка продолжались несколько десятилетий, обойдясь казне в астрономическую сумму. Уже сама композиция ансамбля ставила монарха в центр всей жизни: ось симметрии незримо проходила через статую короля в парадном дворе и королевскую спальню в центре дворца. И действительно, вся жизнь двора вращалась вокруг персоны монарха: его одевание или трапеза были превращены в торжественные церемонии с участием всей высшей знати. Дворец с парком и пышные придворные празднества служили другим монархам образцом для подражания.
Начало долгого правления Людовика XIV было отмечено немалыми успехами. Король умел находить способных и преданных помощников. Среди них выделялся Кольбер (1619–1683), в течение 20 лет руководивший финансами и экономикой страны. Кольбер покровительствовал развитию мануфактур, защищал их от иностранной конкуренции с помощью высоких пошлин на ввоз соответствующих изделий из-за границы. По его инициативе во Франции улучшались дороги, строился флот, создавались торговые компании. Под заботливой опекой Кольбера экономика страны окрепла, хотя Франция в этом отношении отставала от Англии и Голландии. Кольберу удалось основательно пополнить казну, и не его вина, что вскоре ее вновь опустошили бесконечные разорительные войны.
Жан-Батист Кольбер. Художник К. Лефевр
Стремясь к политическому и религиозному единству страны, Людовик XIV жестоко преследовал гугенотов и принуждал их перейти в католичество. В 1685 г. король отменил Нантский эдикт о веротерпимости и запретил в стране протестантскую веру. Это решение имело тяжелые последствия для Франции. Около 200 тыс. гугенотов нашли убежище в протестантских странах. Экономика сильно пострадала от массовой эмиграции умелых ремесленников и деловых людей. Религиозного единства достичь так и не удалось: оставшиеся гугеноты втайне сохраняли свою веру. Эмиграция гугенотов и народные восстания, голод и запустение внутри страны, тяжелые поражения на полях сражений – таков был печальный итог правления «короля-солнца».
Чем внутренняя политика Людовика XIV похожа на действия его предшественников и чем отличалась от них?
Подведем итоги
В XVI–XVII вв. во Франции, как и в ряде других стран, утвердилась абсолютная монархия. Она опиралась на дворянство, но учитывала и интересы предпринимательских слоев. Пережив тяжелые испытания в годы религиозных войн, абсолютизм усилился при Ришелье и достиг своего расцвета во время правления Людовика XIV.
Абсолютизм - форма централизованного государства, при которой монарх, опирающийся прежде всего на дворянство, обладает неограниченной верховной властью, а органы сословного представительства теряют прежнее значение.Фаворит (от лат. favor – благосклонность) – любимец высокопоставленного лица, получающий выгоды и преимущества от его покровительства.
Меценат - богатый покровитель наук и искусств; слово происходит от имени римлянина, прославившегося покровительством поэтам и художникам.
1562–1598 Религиозные войны во Франции.«Выдумали, господа, что государство – это вы? Государство – это я!»(Слова, приписываемые Людовику XIV при посещении парижского парламента)
1. Какие черты характеризуют абсолютную монархию?
2. Как получилось, что распространение в стране протестантских идей привело к религиозным войнам? Было ли это неизбежным?
3. Почему король Людовик XIII неизменно поддерживал Ришелье, даже когда тот враждовал с его женой, матерью и братом?
4. В чем проявлялись абсолютистские черты правления Людовика XIV?
1. Сравните политику по отношению к гугенотам при Генрихе IV, Ришелье и Людовике XIV. Чем объясняются ее изменения?
2. Выпишите в тетрадь и объясните следующие понятия и термины: абсолютизм, «дворянство мантии», «дворянство шпаги», гугеноты, эдикт.
3. Прочтите отрывки из «Политического завещания» Ришелье, обращенного к Людовику XIII и подытоживающего опыт политической деятельности кардинала:
«Я обещал вашему величеству все свое искусство и весь авторитет, который вам угодно было дать мне, чтобы сокрушить партию гугенотов, сломить спесь вельмож, привести всех подданных к исполнению их обязанностей и поднять ваше имя среди иностранных наций на ту ступень, на которой оно должно находиться… Дворянство надо рассматривать как один из главнейших нервов государства, могущий много способствовать его сохранению и упрочению…
Хотя дворяне заслуживают того, чтобы с ними обращались хорошо, когда они поступают хорошо, но нужно быть с ними строгим, если они пренебрегают тем, к чему обязывает их рождение. Те, кто, отстав от доблести предков, уклоняются оттого, чтобы служить короне шпагой и жизнью, заслуживают быть лишенными выгод своего происхождения и принужденными нести часть бремени народа…
Если бы народ слишком благоденствовал, его нельзя было бы удержать в границах его обязанностей… Его следует сравнивать с мулом, который, привыкнув к тяжести, портится от продолжительного отдыха сильнее, чем от работы…
Многие государи потеряли свои государства и своих подданных потому, что они не держали войск, необходимых для их сохранения, из боязни излишне обременить налогами своих подданных, и некоторые подданные попали в рабство к врагам потому, что излишне желали свободы под властью их прирожденного монарха…»
В чем Ришелье видел свои заслуги? Проанализируйте взгляды Ришелье по отношению к дворянству и к простому народу.
Из книги Всеобщая история. История средних веков. 6 класс автора§ 18. Англия и Франция в XI–XIII веках Последствия нормандского завоевания АнглииНормандское завоевание изменило жизнь Англии. По всей стране захватчики, пришедшие из Франции, выстроили свои замки, а в Лондоне возвели мрачную громаду – королевскую крепость Тауэр. У местных
Из книги Всеобщая история. История Нового времени. 7 класс автора Бурин Сергей Николаевич§ 6. Франция в XVI–XVII веках: торжество абсолютизма Основные черты французского абсолютизмаФранция вступила в XVI в. сильным и богатым государством, с населением не менее 15 млн. человек, готовым к борьбе за главенство своей страны в Европе. Но объединение страны не означало
Из книги Реконструкция подлинной истории автора5. Фальсификация истории в XVII–XVII веках Романовские археологи-погромщикиВ , гл. 1:13.1 и [ЦРИМ], гл. 9, мы рассказываем о раскопках в Центральной России, проведенных романовскими археологами середины XIX века. В частности, в 1851–1854 годах граф А.С. Уваров, которого сегодня
Из книги Троянская война в средневековье. Разбор откликов на наши исследования [с иллюстрациями] автора Носовский Глеб Владимирович27. «Античная» Вторая Римская империя в X–XIII веках н. э. и в XIII–XVII веках н. 3 Кроме описанного выше соответствия, Вторая империя и Священная империя Х - ХШ веков содержат в самом своем начале по три крупных правителя. Собственно, с них и начинаются обе сравниваемые империи.
Из книги Новая история стран Европы и Америки XVI-XIX вв. Часть 3: учебник для вузов автора Коллектив авторов§ 1 Франция в XVI–XVII вв
Из книги Единый учебник истории России с древних времен до 1917 года. С предисловием Николая Старикова автора Платонов Сергей ФедоровичЛитва и Польша в XVI–XVII веках § 91. Люблинская уния 1569 года; ее значение и следствия. Мы видели (§ 41), что, несмотря на постоянное стремление Литвы к самостоятельности и обособлению от Польши, польское влияние в Литве после Витовта продолжало расти. Его проводили великие
автора Коллектив авторовКАВКАЗ В XVI–XVII ВЕКАХ В XVI–XVII вв. территория Кавказа и Закавказья была поделена на множество более или менее крупных государственных образований и обществ. Часть из них, находившаяся в относительно легкодоступных зонах, оказывалась в вассальной зависимости или
Из книги Всемирная история: в 6 томах. Том 3: Мир в раннее Новое время автора Коллектив авторовФРАНЦИЯ В XVII ВЕКЕ НАНТСКИЙ ЭДИКТ И ВОЗРОЖДЕНИЕ СТРАНЫ В 1598 г., заключив Вервенский мир с Испанией и завершив изданием Нантского эдикта эпоху длительных религиозных войн, французская монархия первого короля из династии Бурбонов Генриха IV (1589–1610) вступила в полосу
Из книги Всемирная история: в 6 томах. Том 3: Мир в раннее Новое время автора Коллектив авторовКАВКАЗ В XVI–XVII ВЕКАХ Кушева Е.П. Народы Северного Кавказа и их связи с Россией. М., 1963.Лемерсье-Келькеже Ш. Социальная, политическая и религиозная структура Северного Кавказа в XVI в. // Восточная Европа средневековья и раннего нового времени глазами французских
Из книги Всемирная история: в 6 томах. Том 3: Мир в раннее Новое время автора Коллектив авторовФРАНЦИЯ В XVII ВЕКЕ Люблинская А.Д. Франция в начале XVII в. (1610–1620). Л., 1959.Люблинская А.Д. Французский абсолютизм в первой трети XVII в. М.; Л., 1965.Люблинская А.Д. Франция при Ришелье. Французский абсолютизм в 1630–1642 гг. Л., 1982.Малов В.Н. Ж.-Б. Кольбер. Абсолютистская бюрократия и
Из книги История Грузии (с древнейших времен до наших дней) автора Вачнадзе МерабКультура Грузии в ХVI – XVII веках XVI–XVII века – один из самых тяжелых периодов в истории Грузии. Страна была раздроблена на части. В результате ирано-турецкой агрессии резко сократилось население, экономика пришла в полный упадок. Все это, естественно, оказало свое
Из книги История нового времени. Шпаргалка автора Алексеев Виктор Сергеевич11. ФРАНЦИЯ В XVI–XVII ВВ К концу XV в., завершив свое объединение, Франция стала самым большим по числу жителей (15 млн человек) государством Европы. По уровню экономического развития она превосходила Испанию, Южную Италию, Скандинавские страны, но отставала от Голландии и
Из книги Всеобщая история. История средних веков. 6 класс автора Абрамов Андрей Вячеславович§ 20. Англия и Франция в XI–XIII веках Последствия нормандского завоевания АнглииНормандское завоевание изменило жизнь Англии. По всей стране захватчики, пришедшие из Франции, выстроили свои замки, а в Лондоне возвели мрачную громаду – королевскую крепость Тауэр. У местных
Из книги Всеобщая история [Цивилизация. Современные концепции. Факты, события] автора Дмитриева Ольга ВладимировнаПолитическое развитие Франции в XVI – начале XVII в. и особенности французского абсолютизма В конце XV в. завершилось «собирание» французских земель, к которым были присоединены Бургундия, Прованс и Бретань. Франция превратилась в крупнейшее государство континента с
Из книги История государства и права России автора Тимофеева Алла АлександровнаФормирование и эволюция абсолютизма в России. Развитие российского права (вторая пол. XVII-XVIII вв.) Вариант 1.1. Из перечисленных ниже утверждений правильно следующееа) Россия встала на путь преобразований, потому что так захотел Петр I;б) Россия нуждалась в преобразованиях,
Из книги Троянская война в средневековье. [Разбор откликов на наши исследования.] автора Фоменко Анатолий Тимофеевич27. «Античная» Вторая Римская империя в X–XIII веках н. э. и в XIII–XVII веках н. э Кроме описанного выше соответствия, Вторая империя и Священная империя X–XIII веков содержат в самом своем начале по три крупных правителя. Собственно, с них и начинаются обе сравниваемые империи.
Западноевропейских стран (Франции, Испании, Англии). Во всех этих государствах, в том числе и в российском, имели место одни и те же этапы формирования власти. Раннефеодальная и сословно-представительная монархия переросла в абсолютную, характеризовавшуюся неограниченной формально властью монарха. Такая структура предполагает сильный, разветвленный профессиональный бюрократический аппарат, постоянную армию, ликвидацию сословно-представительных учреждений и органов. Имея все эти в России обладал и рядом особенностей.
В Европе структура власти формировалась в условиях устранения старых институтов и образования новых капиталистических отношений. Становление абсолютизма в России совпало с развитием крепостничества. Социальной базой развития западноевропейской монархии считался союз дворянства и городов (имперских, вольных). Абсолютизм в России опирался в большей степени на служилое сословие, крепостническое дворянство. К концу 17 века значительно расширились дворянские землевладения.
Временем зарождения русской монархии считается вторая половина 16 века. Окончательное утверждение абсолютизма в России - первая четверть 18 века.
Одной из наиболее важных причин развития указанной власти являлся страны в 16-17 веках. В эту эпоху происходит развитие сельского хозяйства через расширение площадей для посевов и усиление гнета крепостных, районы начинают специализироваться на производстве конкретной сельскохозяйственной продукции.
Абсолютизм в России сопровождался расширением вторжением ее во все области частной, корпоративной, общественной жизни. Экспансионистские стремления того времени выражались, главным образом, в устремлении к выходу к морям и расширению территории.
Еще одним направлением являлась политика по дальнейшему закрепощению. Наибольшую выраженность этот процесс приобрел к 18 веку.
Роль государства проявлялась в обстоятельной и детальной регламентации обязанностей и прав определенных сословий и групп. Власть, сформировавшуюся к началу 18 века, называют «полицейской». обусловлено не только созданием полиции в тот период, но и безоговорочным стремлением государства вмешиваться во все жизненные мелочи, стараясь регламентировать их.
На отдельных этапах развития российской абсолютной монархии возникали напоминающие западноевропейские правовые формы, предпринимались попытки образования конституции, правовых основ в государстве, культурного просветительства. Данные направления были связаны не только с личностями монархов, но и политическими и социально-экономическими условиями.
Система властвования, сформировавшаяся в период абсолютизма в России, характеризуется довольно частыми дворцовыми переворотами, осуществляемыми дворцовой гвардией и дворянской аристократией. Смена монархов происходила достаточно легко, что может указывать на то, что в укрепившемся абсолютизме личности самодержца не придавалось особого значения. Все решалось самим механизмом власти, где каждый член государства и общества являлся только деталью.
Абсолютизма характеризуется стремлением к четкому разграничению индивидов и социальных групп. При этом сама личность начинает растворяться в понятиях «чиновник», «солдат», «заключенный».
Для абсолютизма характерно обилие юридических актов, подписываемых, принимаемых по любому поводу. Этот признак отражает стремление власти к регламентированию деятельности каждого своего подданного.
Символ абсолютизма
«Государство – это я», — сказал Людовик XIV. Впрочем, эти слова приписывают и другим монархам. И в сущности, неважно, кто автор этого высказывания, главное – оно точно характеризует суть абсолютизма.
А если мы посмотрим в энциклопедический словарь, то найдем следующее более подробное определение абсолютизма: «Абсолютизм (от латинского absolutus - независимый, неограниченный), абсолютная монархия. Абсолютизм характеризуется тем, что глава государства, монарх, рассматривается как главный источник законодательной и исполнительной власти , которая осуществляется зависимым от него аппаратом; он устанавливает налоги и распоряжается государственными финансами. При абсолютизме достигается наибольшая степень государственной централизации, создаётся разветвлённый бюрократический аппарат (судебный, налоговый и т. д.), большая постоянная армия и полиция; деятельность типичных для сословной монархии органов сословного представительства или прекращается или теряет прежнее значение. Социальную опору абсолютизма составляет дворянство».
Абсолютизм как общее явление для стран Европы
Символы абсолютной монархии
При абсолютизме вся полнота государственной (законодательной, исполнительной, судебной), а иногда и духовной (религиозной) власти юридически и фактически находится в руках монарха.
Абсолютная монархия характерна практически для всех стран Европы до XVIII века, кроме Сан-Марино и некоторых кантонов Швейцарии, всегда бывших республиками. Некоторые историки рассматривают абсолютизм даже как естественную фазу исторического развития.
В эпоху Просвещения такая форма правления впервые идеологически оправдывается и подкрепляется: вспоминают римских юристов, которые признавали за государями абсолютную власть древних римских императоров, и принимают богословскую идею о божественном происхождении верховной власти.
После Великой Французской Революции происходит процесс постепенной демократизации и ограничения власти монарха. Но этот процесс проходил неравномерно: например, расцвет абсолютизма в странах Западной Европы приходится на XVII-XVIII вв., а в России абсолютная монархия просуществовала вплоть до XX века.
При абсолютизме государство достигает наивысшей степени централизации, создаются разветвленный бюрократический аппарат, постоянная армия и полиция; деятельность органов сословного представительства, как правило, продолжается.
Социальной опорой абсолютизма является дворянство . Возвеличиванию персоны государя служил пышный и изощренный дворцовый этикет. На первом этапе абсолютизм носил прогрессивный характер: он объединял государство едиными законами и устранял феодальную раздробленность. Для абсолютной монархии характерна политика протекционизма и меркантилизма, содействовавшая развитию национальной экономики, торговли и промышленности. Военная мощь государства укрепляется для возможности ведения завоевательных войн. Это общие для всех стран черты абсолютной монархии.
Но в каждой стране особенности абсолютизма определялись соотношением сил дворянства и буржуазии.
Абсолютизм в России
В России систему власти, созданную Петром I, принято называть абсолютизмом. Об абсолютизме Петра I вы можете прочитать на нашем сайте: . И хотя расцвет абсолютизма как типа государственной власти в России происходил в ХVIII в., предпосылки его образования проявились в царствование Ивана Грозного (вторая половина ХVI в), а падение - в 1917 г.
П. Деларош «Портрет Петра I»
Иван Грозный проявлял черты самовластия. Он писал Андрею Курбскому: «Государь повелевает хотение свое творити от Бога повинным рабам своим»,»жаловать своих холопей мы вольны, а казнити вольны же». Российская государственность во времена Грозного имела многие особенности системы восточной деспотии. Деспотия - возможность произвола высшего носителя власти, не ограниченного никакими законами и опирающегося непосредственно на силу. Место человека в обществе определялось не знатностью и богатством, а близостью к монарху. Социальный статус и богатство исходили от власти. Все были равны перед монархом, фактически находясь в рабском состоянии.
Но существовали и объективные предпосылки этого: историко-географические условия страны, короткий сельскохозяйственный цикл, рискованность земледелия, низкий прибавочный продукт. В этих условиях создавался жесткий механизм принудительного изъятия той доли совокупного прибавочного продукта, которая шла на потребности самого государства — это один из определяющих факторов традиции деспотической власти.
Монета Банка России «Историческая серия»: «Окно в Европу. Деяния Петра I»
Другой фактор — наличие коллективной земельной собственности общины. Восточная окраска государственной власти стимулировалась не объективными, а субъективными причинами, главной из которых было ордынское иго. Власть оставалась слабой и беспредельно жестокой.
Формирование абсолютизма в России началось уже с середины XVII в., в правление царя Алексея Михайловича:
- реже созывались Земские соборы;
- снижалась роль боярской Думы и возрастало значение Ближней думы и приказной бюрократии (дьяки и подьячие);
- изживал себя основной принцип феодальной службы (местничество); увеличивалось число солдатских и рейтарских полков иноземного строя, предвестников регулярной армии;
- возрастала роль светской культуры;
- присоединившись к антитурецкой коалиции, Россия попыталась войти в систему европейских государств.
В Европе классические формы абсолютной монархии возникли в период относительного «равновесия» сил буржуазии и дворянства. В России было не так: капитализм и буржуазия еще не сформировались. Именно поэтому российский абсолютизм был отличен от западного. Имея опору прежде всего в дворянстве, как и европейский, в социальном плане он представлял диктатуру крепостнического дворянства . Охрана феодально-крепостнического строя была важной задачей государства на данном этапе, хотя наряду с этим решались и жизненно важные общенациональные задачи: преодоление отсталости и создания безопасности государства. Для этого потребовалась мобилизация всех материальных и духовных ресурсов, тотальный контроль за подданными. Поэтому в России абсолютистский режим как бы стоял над обществом и заставлял служить себе все сословия, мелочно регламентировал все проявления общественной жизни. Реформы Петра проводились масштабно и жестко. Объясняют это исключительно особенностью характера императора, но часто не принимают во внимание тот факт, что по-другому провести их в данной стране и в данное время было невозможно. Сопротивление петровским реформам наблюдалось в самых различных кругах общества, в том числе и среди части духовенства и боярства, сплотившихся вокруг сына Петра от первой жены (Е. Лопухиной) царевича Алексея. Истинные планы царевича до сих не прояснены. Существует мнение, что он не был противником реформ вообще, но намеревался осуществлять их более эволюционно, без ломки старых традиций. Из-за разногласий с отцом он вынужден был бежать за границу, но в 1717 г. был возвращен в Россию и после следствия казнен.
В связи с делом царевича Алексея в 1722 г. Петр объявил указ о наследии престола, давший право царю назначать себе преемника по своему усмотрению.
Насильственное бритье бород. Лубок XVIII века
Но почему существовало такое сопротивление? Все новое насаждалось жесткими методами: выросли повинности крестьянства и посадского населения, введены многочисленные чрезвычайные налоги и сборы, десятки тысяч людей гибли на строительстве дорог, каналов, крепостей, городов. Преследовались беглые, старообрядцы, противники преобразований. Государство силами регулярной армии подавляло волнения и восстания народа, происходившие в основном в первой половине царствования Петра 1 (1698-1715 гг.)
Одним из проявлений российского абсолютизма было стремление к полной регламентации всех проявлений деятельности общества.
К тому же особенности российского абсолютизма формировались под влиянием личностных качеств правителей. Огромное значение имела личность Петра I. Царь не только осознавал кризис, но и полностью отрицал старомосковский, традиционный образ жизни. С детских и юношеских лет, видя стрелецкие бунты, Петр вынес заряд ненависти к боярам, стрельцам, старому укладу жизни, что стало важным психологическим стимулом в его деятельности. Поездка за границу укрепила отвращение Петра к русской традиционной жизни. Он считал «старину» не только опасной и враждебной ему лично, но и тупиком для России. Западная модель жизни во всем ее многообразии стала для него образцом, по которому он переделывал свою страну. Петр не получил традиционного для русских царей православного образования, был совершенно безграмотным, до конца жизни не знал правил орфографии и писал многие слова по фонетическому принципу. Главное - Петр не усвоил совокупной системы ценностей, присущей традиционной русской культуре. Петра привлекала типично протестантская модель существования в реальном прагматическом мире конкуренции и личного успеха. Этой модели Петр во многом и следовал в своей деятельности. Он обратился к опыту Франции, Дании, особенно Швеции. Но иностранные образцы не всегда было можно приспособить к русской действительности и русскому обычаю.
После петровских преобразований Россия стала той Российской империей, которая, с некоторыми изменениями, просуществовала почти 200 лет.
После Петра I
Абсолютизм продолжал укрепляться, находя широкую поддержку дворянства. 60-80 годы ХVIII в. прошли под знаком «просвещенного абсолютизма» Екатерины II. При ней становится популярным «географический аргумент», обосновывающий самодержавие как единственно приемлемую форму правления для страны таких масштабов, как Россия. Ей удалось приспособить к условиям России идеи просветителей. Она создала «Наказ Комиссии о сочинении нового Уложения». Он был написан самой императрицей в 1764-1766 гг., но представлял собой талантливую компиляцию трудов правоведов и философов ХVIII в. Благодаря Наказу, в России осуществилась правовая регламентация самодержавия.
Д. Левицкий «Екатерина II - законодательница в храме Правосудия»
Главной задачей Екатерины II стала разработка комплекса правовых норм, обосновавших то, что монарх является «источником всякой государственной власти». Идея просвещения людей вообще, идея прогресса как движения от дикости к цивилизации превратилась в идею воспитания «новой породы людей», просвещения общества, подданных просвещенного монарха.
Екатерина считала, что закон пишется не для монарха. Единственным ограничением его власти могут служить его же высокие моральные качества, образованность. Просвещенный монарх не может поступать как неотесанный тиран или капризный деспот.
Екатерина II стремилась сочетать идею самодержавия с идеей сословности. Ко времени правления Екатерины шел процесс образования сословий. Создать сословный строй в России, связать его с самодержавием - такую задачу поставила перед собой Екатерина в начале своего царствования. Реализовать эти идеи предполагалось с помощью единственного рычага - государства.
Наказ Екатерины II
Но в екатерининское время по мере расширения империи на запад и юг эта политика становилась имперской: отражала устойчивый комплекс имперских идей властвования над другими народами. Речь идет не о политике, обращенной во внешний мир, а о политике внутри многонациональной империи. Сутью ее становятся три принципа: русификация, централизация и унификация, а также насильственное распространение православия.
Вся Россия получила единую систему местного управления, построенную на основе строгого централизма и бюрократизации. При большой веротерпимости православие являлось государственной религией.
В первой половине ХIХ в. российский абсолютизм отличался частой сменой внутриполитических курсов, параллельности в проведении консервативных и либеральных мероприятий, частых реорганизациях разных звеньев государственного аппарата, юридическом обосновании крепостного строя. К середине 40 годов XIX в. выяснилась безрезультативность этих попыток. Царизм, проведя реформы 60-70 гг. XIX в. продлил и свое существование. В пореформенное время абсолютизм сохранил многие черты организации и деятельности государственного аппарата крепостнической эпохи. Изменения коснулись главным образом состава бюрократии.
Абсолютизм в России был ликвидирован 2 марта 1918 г. в результате Февральской революции и отречения от престола Николая II.
Кстати…
В настоящее время в мире осталось только пять государств, форму правления в которых можно назвать абсолютной монархией: Ватикан, Бруней, Саудовская Аравия, Оман, Катар. В них власть безраздельно принадлежит монарху.
Объединенные Арабские Эмираты - федеративное государство, состоящее из семи эмиратов - абсолютных монархий.
Введение………………………………………………………………………………...3
1Оформление абсолютизма в 17 веках и правление Алексея Михайловича……….4
2Русская литература и рождение стихосложение……………………………………6
3Россия в 18 веке, петровские реформы……………………………………………10
4Развитие науки и литературы в России в 18 веке……………………………….....15
Заключение…………………………………………………………………………….22
Библиографический список …………………………………………………23
Введение
В XVII-XVIII вв. на смену русскому Возрождению приходить новая эпоха, названная специалистами русским Просвещением. Происходить радикальная переориентация не только русской культуры, но и русского общества с византийского Востока на европейский Запад. Лидирующая роль переходить от религиозного искусства к светскому. Сквозь строгие схемы иконы проглядывают первые контуры светского портрета и пейзажи. Из недр иконописи долго и мучительно пробивается на свет живопись. На смену чувственности приходит рационализм. От феодализма Россия медленно поворачивается к капитализму, а стало быть, к новому экономическому укладу, новому образу стилю жизни.
В XVIII веке закладываются основы светского мировоззрения: формируется система светского образования, развиваются искусство и наука. Однако полностью процесс перестройки русского общества завершился только в XIX веке. Весь XVIII век шла борьба старого и нового, допетровских порядков и европейских обычаев, происходила невидимая глазу кропотливая работа по воспитанию нового человека.
Оформление абсолютизма в 17 веках и правление Алексея Михайловича
Завершающим этапом в истории русской средневековой культуры стал XVII в. В это столетия начался процесс «обмирщения» культуры, усиления в ней светских элементов, демократических тенденций. Заметно расширились углубились культурные связи со странами Западной Европы. Все области культуры значительно усложнились и дифференцировались.
Важнейшим событием в истории страны можно назвать окончательное оформление абсолютизма, не принявшего форму западноевропейских монархий, а ставшего логическим завершением системы восточного деспотизма, принятой за время господство монголо-татар на Руси. Абсолютизм соответствовал новым имперским устремлениям страны, расширению государственных территорий (прежде всего на восток), что требовало концентрации военной и политической власти. В области экономики это привело к окончательному закрепощению крестьян, осуществленному в интересах дворянства-главной опоры абсолютизма.
В середине XVII в. Во время правления Алексея Михайловича патриарх Никон осуществил церковную реформу, которая привела к расколу. Реформа и раскол стали выражением неоднозначного отношения русского народа к усилившимся светскому и иноземному влияниям. В русском обществе сложились две враждующие партии- грекофильская сторонников старины, изоляционизма и западническая- реформаторов стремившихся к европеизации России. Проявлением обновленческих тенденций стала никоновская реформа, которая должна была исправить отличия русской православной обрядности (например, креститься не двуперстием, а трехперстно), а также некоторые положения в русских богослужебных книгах, чтобы привести их в соответствие с практикой греческой, а также украинской и белорусской православных церквей. После сближения обрядов всех православных народов Никон рассчитывал встать во главе вселенского православия.
Знаменем противников реформы стал протопоп Аввакум Петров. Он и его сторонники сочли оскорбительным разрыв с вековой национальной традицией, были категорически не согласны с усилением европейского влияния и начавшейся секуляризацией культуры России. Так начался извечный спор русской культуры о дальнейших путях развития страны и сформировались партии «почвенников» и западников, которые вновь и вновь будут проявлять себя в последующие периоды русской истории.
Эти и другие исторические события нашли отражение в культуре России XVII в.
2.Русская литература и рождение стихосложение
Русская литература по-прежнему была представлена публицистическими сочинениями, посвященными острополитическим проблемам. Смутное время усилило интерес к вопросу о характере власти в политической системе. Среди известнейших авторов XVII в. - хорват Юрий Крижанич, европейски образованный мыслитель, сторонник неограниченной монархии, один из первых теоретиков идеи славянского единства (его можно назвать предшественником и теоретиком панславизма). Так, он считал, что роль славянства в мировом историческом процессе постоянно растет, хотя оно подвергается угнетению и оскорблению со стороны чужеземцев, особенно турок и немцев. Особую роль в будущем подъеме славянства он отводил России, которая, превратившись в результате реформ в ведущую мировую державу, освободит порабощенные славянские и другие народы и поведет их вперед.
Неоднозначность событий этого времени привела к тому, что литераторы начинают задумываться о противоречивости человеческого характера. Если раньше герои книг были либо абсолютно добрыми, либо абсолютно злыми, теперь писатели открывают в человеке свободную волю, показывают его возможности менять самого себя в зависимости от обстоятельств. Именно такими предстают перед нами герои Хронографа 1617 г. - Иван Грозный,
Борис Годунов, Василий Шуйский, Кузьма Минин. Как отмечал академик Д.С. Лихачев, в этом проявлялась тенденция открытия характера человека: героями литературы становятся не только святые подвижники и князья, как раньше, но и простые люди - купцы, крестьяне, небогатые дворяне, которые действовали в легко узнаваемых ситуациях.
Распространение грамотности в XVII в. вовлекло в круг читателей новые слои населения - провинциальных дворян, служилых и посадских людей. Изменение социального состава читающей публики выдвинуло новые требования к литературе. У таких читателей особый интерес в ней вызывает занимательное чтение, потребность в котором удовлетворяли переводные рыцарские романы и оригинальные авантюрные повести. К концу XVII в. русская читающая публика знала до десятка произведений, пришедших в Россию из-за границы разными путями. Среди них наиболее популярными были «Повесть о Бове Королевиче» и «Повесть о Петре Златых Ключей». Эти произведения на русской почве, сохраняя некоторые черты рыцарского романа, настолько сблизились со сказкой, что позднее перешли в фольклор. Новые черты литературной и реальной жизни отчетливо проявились в бытовых повестях, герои которых стремились жить по своей воле, отвергая заветы старины. Таков герой «Повести о Горе-Злосчастии» и особенно «Повести о Фролс Скобссвс» - типичной плутовской новеллы, описывающей жизненные перипетии обедневшего дворянина, всеми правдами и неправдами стремящегося проникнуть в верхи общества.
В XVII в. возник новый литературный жанр - демократическая сатира, тесно связанная с народным творчеством и народной смеховой культурой. Она создавалась в среде посадского населения, подьячих, низшего духовенства, недовольных притеснениями феодалов, государства и церкви. В частности, появились многочисленные пародии, например на судопроизводство («Повесть о Шсмякином суде», «Повесть о Ерше Ершовиче»), на житийные произведения («Слово о бражнике»).
Рождение стихосложения стало яркой чертой литературной жизни. До этого Россия знала поэзию лишь в народном творчестве в былинах, но былины не были рифмованным стихом. Рифмованная поэзия возникла под влиянием польского силлабического стихосложения, для которого характерны равное число слогов в строке, пауза в середине строки и концевая рифма, стоящая под единственным строго обязательным ударением. Ее основоположником стал белорус Симеон Полоцкий. Он получил прекрасное образование в Киево-Могилянской академии и был придворным поэтом царя Алексея Михайловича, сочинял многочисленные декламации и монологи, ставшие образцами новой панегирической поэзии и вошедшие в сборник «Рифмагион». Свою задачу он видел в том, чтобы создать новороссийскую словесность, и во многом он эту миссию выполнил. Его произведения отличаются орнаментальностью, пышностью, отражают идею «пестроты мира», переменчивости бытия. У Полоцкого ощущаются тяга к сенсационности, стремление удивить, поразить читателя как формой изложения, так и необычностью, экзотичностью сообщаемых сведений. Таков «Вертоград многоцветный» - своеобразная энциклопедия, в которой собрано несколько тысяч рифмованных текстов, содержащих данные, почерпнутые из различных областей знаний, - истории, зоологии, ботаники, географии и т.д. При этом достоверные сведения перемежаются с мифологизированными представлениями автора.
Авторская проза впервые появляется также в XVII в.; примером ее являются сочинения протопопа Аввакума Петрова. Он оставил около 90 текстов, написанных на закате его жизни в ссылке. Среди них знаменитое «Житие» - эмоциональная и красноречивая исповедь, поражающая своей искренностью и смелостью. В его книге впервые объединены автор и герой произведения, что раньше сочли бы проявлением гордыни.
Театр в России появился благодаря возникновению светских элементов в духовной жизни общества. Мысль о создании театра зародилась в придворных кругах среди сторонников европеизации страны. Решающую роль в этом сыграл Артамон Матвеев, начальник Посольского приказа, знакомый с постановкой театрального дела в Европе. В России не было актеров (опыт скоморохов, которые в это время подверглись гонениям, не годился), отсутствовали пьесы. Актеры и режиссер Иоганн Грегори были найдены в Немецкой слободе. Первый спектакль, имевший большой успех, назывался «Артаксерксово действо». Царь был настолько очарован происходящим, что смотрел пьесу в течение 10 ч, не вставая с места. Репертуар театра за время его существования (1672-1676) составляли девять спектаклей на библейские сюжеты и один балет. Деяниям ветхозаветных персонажей придавались черты политической злободневности и ассоциации с современностью, что еще более усиливало интерес к зрелищу.
Зодчества также коснулся общий отход от церковно-схоластического мировоззрения. Усиление светских мотивов было в значительной мере связано с расширением среды, в которой формировались эстетические представления. Вкусы посадских людей и крестьянства, их видение мира и понимание красоты внедрялись в архитектурное творчество, уводя от освященных церковной традицией образцов.
©2015-2019 сайт
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-26
После смуты с 20-х по 50-е гг. 17 в. Россия восстанавливала разоренное хозяйство. Начинается активное освоение земель, производивших товарный хлеб, - Поволжья, Сибири, Черноземья.
В основе социально-экономического развития России лежала политика дальнейшего укрепления феодально-крепостнического уклада. Соборным уложением 1649 г. были отменены «урочные лета», установлен бессрочный сыск беглых крестьян и посадских людей. Это стало фактом окончательного закрепощения крестьян. Основой экономики аграрной России 17 в. становится барщина: работа крестьянина собственным инвентарем в хозяйстве феодала. Крестьяне были обязаны платить оброк или работать на барщине, т. е. находились в личной зависимости от феодала.
В это время происходят изменения в правительственной политике:
1682 г. - отмена местничества, стершая грани между сословными группами и в итоге объединившая дворянство;
1649 г. - признание права наследственной передачи дворянского поместья при условии продолжения наследниками службы в государстве. Таким образом, были объединены две формы собственности - вотчина и поместье.
В 17 в. происходит рост ремесленного производства, чему способствует значительное совершенствование техники и возникновение новых производств: литейного, оружейного, медного. Появилась новая форма производства - мануфактура.
Были внесены поправки в закон, стимулировавшие торговлю. Торговый устав 1653 г. установил единую торговую пошлину и отменил внутренние поборы с купцов. С этой же целью в 1667 г. был принят Новгородский устав, давший дополнительные льготы во внутренней торговле.
Начинают складываться условия образования всероссийского рынка. Товарное производство и торговля становятся причиной возникновения и роста новых российских городов. К окончанию 17 в. Россия достигла высоких показателей в области производства и повышении жизненного уровня.
Экономика России складывалась в противоречивых условиях борьбы феодально-крепостнических устоев и зарождающейся буржуазии.
В политической жизни происходит переход к абсолютизму (концентрации власти). В 1649 г. принимается кодекс законов Российского государства - Соборное уложение. Две его главы посвящены защите прав и престижа царской власти и царского двора. Идет постепенный процесс передачи власти в руки самодержавия. Падают престиж и роль Земских соборов, которые решали вопросы внешней политики, финансов и налогов. С наступлением экономической и политической стабильности отпала необходимость в поддержке самодержавия различными слоями общества. Земский собор постепенно заменился Боярской думой. В 17 в. боярство перестало представлять царскую власть и вместе с дворянством перешло на государскую службу.
Одна из характерных особенностей нарастающего абсолютизма - возникновение централизованного аппарата управления. В 17 в. в России существовала система приказов - учреждений, в которых отсутствовали единые принципы создания указов и распределения функций между ними. В 1654 г. создается Приказ тайных дел, занимающийся контролем над государственными учреждениями и служащими.
В местном самоуправлении происходит концентрация власти в руках воевод, заменивших представителей выборных органов - приказчиков, старост. Уездная власть оказывается под жестким контролем.
В середине 17 в. проведена реформа церкви, необходимость которой была вызвана стремлением к централизации русской православной церкви.
Воссоединение с Украиной, укрепление связей с южнославянскими народами потребовали унификации обрядов и церковных книг. Преобразования патриарха Никона вызвали недовольство верующих, а попытки создания независимой от государства церкви, привели к разрыву с царем. В церкви произошел раскол, который приобрел характер оппозиционного противостояния. В 1666 г. Никон был низложен.