Угроза из Баку: насколько опасен новый газопровод для «Газпрома. Южный газовый коридор - капля в море «Газпрома
«Южный газовый коридор», который будет альтернативой поставкам российского газа в Европу, частично запустят уже в следующем году. Европейские эксперты при этом сомневаются в целесообразности проекта как по объемам поставок газа, так и финансовым затратам, которые наполовину обеспечивают банки ЕС.
Транс-Анатолийский газопровод (TANAP), который является самым протяженным участком «Южного газового коридора», запустят в начале следующего года. Об этом заявил турецкой Daily Sabah генеральный менеджер проекта Салтук Дюзйол . По его словам, в июне 2018 года по магистрали газ из Азербайджана начнет получать Турция. Через год, в середине 2019 года, завершат строительство Транс-Адриатического газопровода (TAP) в Грецию и Италию и поставки газа в ЕС начнутся в марте 2020 года.
«Южный газовый коридор». Фото: tap-ag.com.
По словам Салтука Дюзйола, стоимость TANAP удалось снизить до $ 7,9 млрд и 1350-километрая магистраль по территории Турции уже построена на 93%.
«Сейчас ожидаем одобрения кредита в $ 1,3 млрд от Европейского инвестиционного банка», - сказал генеральный менеджер TANAP. Всего проект привлекает кредитов на $ 3,95 млрд. Основными кредиторами выступают европейские банки. Европейский инвестиционный банк при этом является государственным финансово-кредитным учреждением Европейского Союза. С 2020 года потребители ЕС должны получать ежегодно 10 млрд кубометров из Азербайджана и Брюссель активно поддерживает проект, считая «Южный газовый коридор» альтернативой поставкам российского газа. Сегодня 10 млрд кубометров - 2,5% потребления газа в ЕС, и европейские эксперты не уверены, что проект действительно сможет снизить зависимость Европы от «Газпрома» и стоит вложенных в него средств.
Ведущий аналитик Оксфордского института энергетических исследований Симон Пирани заявил изданию Climate Home News, что мечты о дополнительных объемах газа по газопроводу вряд ли сбудутся.
«У меня есть сомнения по поводу значительных объемов дополнительного газа, которые смогут подать в „Южный газовый коридор“, потому что непонятно из какого месторождения в Каспийском море они пойдут - сказал Симон Пирани. - Есть месторождение, разрабатываемое госкомпанией SOCAR вместе с Total, но на нем не смогут добывать существенных объемов газа и обе компании уже согласились поставлять добытый газ на внутренний рынок. А других месторождений для добычи газа на экспорт нет. Поэтому объем, который может дать Азербайджан Европе в реальности, достаточно маленький».
Европа надеется на диверсифицированные источники поставок по газопроводу, однако, как считает ведущий аналитик Оксфордского института, надежды едва ли оправдаются: «Туркмения больше заинтересована в экспорте в Китай, а на северо-западе Ирана нет достаточных объемов газа, чтобы поставлять в Европу».
Еще одной неприятной новостью для планируемого расширения «Южного газового коридора» могут быть сообщения о том, что один из крупнейших трейдеров СПГ Shell ведет переговоры о закупке ежегодно 5 млрд кубометров газа с израильского месторождения Левиафан для сжижения в Египте. Морские месторождения в Израиле, как известно, так же рассматриваются как дополнительный источник поставок газа в «Южный газовый коридор». Вместо израильского газа может быть газ из Иракского Курдистана. Однако мы писали, что у этого проекта с участием «Роснефти» сейчас слишком много политических рисков.
В Climate Home News заметили, что стоимость «Южного газового коридора» (его оценивали в $ 45 млрд) сравнима со всеми инвестициями ЕС в переход на экологически чистые виды энергии в 2014-2020 годах. Кроме того, в издании вспомнили скандал с отмыванием Азербайджаном средств и подкупом европейских политиков. Так, член правления Европейского банка реконструкции и развития (ЕБРР) от Болгарии Калин Митрев получил от Баку $ 500 тыс., а ЕБРР является кредитором «Южного газового коридора». Сам Калин Митрев заявил, что получил деньги за консультационные услуги.
Ранее зампредседателя правления «Газпрома» Александр Медведев заявлял, что у Азербайджана не хватает газа, так как он вынужден закачивать его обратно в месторождения, чтобы поддержать добычу нефти. В том числе поэтому «Газпром» и госкомпания Socar вели переговоры по увеличению поставок российского газа в Азербайджан. Сейчас российский холдинг имеет контракт на поставку до 2 млрд кубометров газа в год. В Socar заинтересованы увеличить объем еще на 3−5 млрд.
Еще одним свидетельством того, что даже с запланированными с поставками по «Южному газовому коридору» не все так гладко, может быть заявление главы МИДа Турции. В прошлом году Мевлют Чавушоглу сказал, что по первой нитке газопровода «Турецкий поток» будет ежегодно поступать 16 млрд. кубометров, а излишки - то, что не востребовано Турцией, - пойдут в TANAP.
«Полагаю, что даже 10 млрд из Азербайджана Европе не гарантировано в обозримом будущем, - говорит заместитель директора Фонда национальной энергетической безопасности (ФНЭБ) Алексей Гривач . - Глубоководная часть месторождения „Шах-Дениз-2“, которая планируется как ресурсная база для Южного коридора, очень непростой проект с точки зрения технологий, геологии и климатических условий. Поэтому Азербайджан может быть весьма заинтересован в подстраховке из России, чтобы не попасть на штрафы за неполное или несвоевременное выполнение обязательств».
Подпишитесь на нас
Планы ЮГК грандиозны и величественны, но на практике отменить доминирование российского газа в Европе они не в состоянии
Александр Запольскис
В обилии газовых трубопроводных проектов в Средней Азии и Закавказье сегодня можно запутаться. Есть некий TAP - Транскаспийский газопровод, идущий от газовых месторождений Туркмении по дну Каспийского моря к Сангачальскому терминалу Азербайджана. Есть Южнокавказский газопровод из Баку, через Грузию, до Турции.
Потом есть TANAP - Трансанатолийский газопровод, тянущийся через всю Турцию до ее границы с Европой, где он становится началом двух других газовых труб - NABUCCO через Болгарию и снова ТАР (Трансадриатический газопровод) через Грецию, Албанию и Адриатическое море в итальянский город Бриндизи. Везде мелькают разные цифры объемов, разные сроки запусков и даже разные степени готовности.
Долгое время все перечисленное напоминало попытку поделить шкуру неубитого медведя. В основании всего стояло азербайджанское месторождение Шах-Дениз, газ из которого Баку хотел продавать в Европу напрямую, без российского посредничества. Интерес прочих стран читался прозрачно. Во-первых, Грузия видела в проекте возможность получения энергоносителей "не от Газпрома" (что сулило обретение «энергонезависимости»).
Во-вторых, транзитная труба в Турцию означала и транзитные платежи, мягко говоря, не лишние для экономики. Впрочем, турки рассматривали вопрос аналогичным образом. Часть газа - себе, часть - дальше на продажу в Евросоюз. И не только они. Точно также на "азербайджанскую трубу" смотрели греки и албанцы. А все вместе это называлось Южным газовым коридором.
На днях его даже торжественно запустили . 29 мая в Баку президент Азербайджана присутствовал на церемонии начала закачки газа в Южнокавказскую трубу (еще известную как Баку-Тбилиси-Эрзурум, БТЭ). Как было заявлено, ориентировочно к 12 июня текущего года процесс технологической подготовки будет закончен и первый азербайджанский газ начнет поступать в TANAP.
Тем самым обходящий Россию Южный газовый коридор, наконец, заработает, а значит, успехом увенчались усилия пула "маленьких стран" по преодолению российской газовой монополии и обретению своей геополитической субъектности. Экспорт энергоносителей по неподконтрольному Москве маршруту сулит возможности по расширению самостоятельности во внешней политике. В теории. Реальность, как всегда, оказывается намного сложнее.
Заявленного на конец 2017 года объема прокачки по БТЭ в 25 млрд. кубометров в год у Азербайджана все еще нет. Да и сам участок позволяет пропускать лишь 18,6 млрд. кубов. До максимума его доведут лишь в 2020 году. И то, вряд ли.
За весь 2017 год, при всех инвестициях в развитие месторождения Шах-Дениз, Азербайджан сумел добыть всего 10,2 млрд. кубометров газа, из которых способен поставить на экспорт не более 9 млрд. В то время как для загрузки TANAP в сочетании с желанием поставлять еще и как минимум 10 млрд. кубов в Европу, Баку необходимо иметь экспортную мощность не менее 27-32 млрд. кубов. В лучшем случае получится достичь отметки в 18 млрд. не ранее 2020-2022 годов.
Из этого следует, что предстоящие пять лет азербайджанского газа хватит лишь для обеспечения спроса Турции. Кому-то и этот результат может показаться успешным. В том смысле, что не столько для Баку, сколько для Анкары, ослабляющей зависимость от Газпрома. Но цифры говорят о другом. Из 50 млрд. кубов ее потребления 24-25 млрд. поставляет Россия. Еще 10 млрд. дает Иран. Остальное турки покупают, где получится. Именно наличие серьезного дефицита газа и послужило основанием согласиться на реализацию первой нитки "Турецкого потока", после окончания строительства которой из России придет дополнительно 15,75 млрд. кубов голубого топлива в год.
Но туркам не нравится, что их зависимость по газу от России достигнет 80%, чем поставит под контроль Москвы все дальнейшее развитие турецкой промышленности, в основе которого всегда лежит, прежде всего, энергия. И вот с этого места начинается интересно.
По заявлениям турецкой стороны до, как минимум, конца 2022-2023 годов получать от Азербайджана больше 6 млрд. кубов в год они не ожидают. При том, что хотели бы не меньше 10, а лучше 11 млрд. Но их нет, а значит через Грецию, Албанию и Адриатику прокачивать решительно нечего, и все заявления итальянцев насчет экологической угрозы есть просто политический пиар. Впрочем, на TAP газ еще теоретически найти можно, но на NABUCCO его не появится вообще никогда. Если, конечно, не рассматривать в качестве источника вторую ветку "Турецкого потока", разрешение на прокладку которого Турция тоже дала. Но эти дополнительные 15,75 млрд. кубов "русского газа" полностью отменяют основу концепции Южного газового коридора как важной альтернативной линии импорта энергоносителей в ЕС в обход РФ.
Понимая, что, при всем неприятии реальности другой альтернативы нет, ряд нефтегазовых ТНК пытается "найти" недостающий газ на другом берегу Каспия - в Туркмении. Формально любой проект там невозможен до окончательной демаркации акватории, процесс по которой идет, но от завершения еще далек. На практике же западные юристы думают, что нашли "зазор" позволяющий начать проектирование совместного азербайджано-туркменского проекта по прокладке Транскаспийского газопровода. Грузия заручилась поддержкой Еврокомиссии и выразила готовность финансировать начало проектных работ.
Интерес Туркмении к "вступлению" в ЮГК прост. В 2016 году закупку туркменского газа прекратила Россия, а в начале 2017 года Туркмения поссорилась с Ираном, в результате лишившись туда экспорта. В результате страна способна добывать 75-80 млрд. кубов газа в год, а продает всего 29,6 млрд. единственному покупателю - Китаю, который пользуется безвыходным положением Ашхабада и платит мало - всего 185 долл. за тыс. кубов. Падение экспортной выручки сильно ударило по доходам страны и вынудило правительство Туркмении значительно урезать социальные гарантии. Поступающих денег хватает только на обслуживание полученных от Китая кредитов.
Реализация ТАП позволит направить "имеющиеся излишки" через Южный коридор "на Запад". По первой ветке готовятся пойти 12-15 млрд., затем еще 15-16 млрд. по второй. Проект активно поддерживается банками ЕС и той частью европейской элиты, которой активно не нравится вынужденное сближение Евросоюза с Россией.
Теоретически туркменский газ может обеспечить как догрузку TANAP, так и потребности Трансадриатической части ЮГК. В перспективе даже потеснить "Газпром". А если смотреть совсем далеко и учитывать очень-очень долгосрочные планы (сегодня скорее просто мечты, хотя и не лишенные разумных оснований) Туркмении по удвоению своей добычи с западной помощью, Европа действительно может получить через Южный коридор (с учетом его расширения) примерно до 90 млрд. кубов газа, что составляет примерно 70-75% объема нынешних поставок "Газпрома" в ЕС. В теории.
Потому что на практике на ближайшие пять лет 6 млрд. кубометров это все, что через ЮГК способно пройти со стороны Туркмении. Следовательно, до европейской границы Турции они не дойдут совсем. В то же время, в ближайшие три-четыре года будут введены в строй "Северный поток-2" и "Южный поток-2", что увеличит российский газовый экспорт в Европу со 155,9 (данные за 2017 год) до 226-227 млрд. кубов в год.
На этом фоне, даже если Азербайджану получится нарастить добычу хотя бы до 18 млрд., а Туркмения сумеет чудесным образом протянуть первую ветку по дну Каспия, то даже в этом случае до Европы дойдут от силы 22-24 млрд. кубометров, что составит от силы 10% от российских объемов. Дополнительные деньги поставщикам они, безусловно, принесут, но сколько-нибудь серьезно повлиять на общий баланс спроса и предложения на газовом рынке Европы они не смогут, особенно с учетом падения европейской добычи. Доминирование российского газа в Европе альтернативы не имеет.
«Газпром» раскрыл масштабы ликвидации и консервации газотранспортных мощностей, которые изначально строились под «Южный поток», но оказались избыточными для его преемника - «Турецкого потока». К реализации нового проекта это не имеет никакого отношения, уверяют эксперты.
Напрасно строили
Речь идет о Южном газовом коридоре (не путать с одноименным проектом по прокачке азербайджанского газа в Европу) от Ямала до Анапы. Затевая «Южный поток», газовый холдинг рассчитывал поставлять по нему в Европу 63 миллиарда кубометров в год. Для этого требовалось расширить пропускную способность газопроводов, проходящих по территории России.
Планировалось в два этапа построить четыре нитки нового трубопровода. Первая очередь из двух линий общей пропускной способностью в 31,5 миллиарда кубометров строилась опережающими темпами, успели начать и вторую, когда Болгария отозвала разрешение на прокладку «Южного потока» на своей территории, и проект завис в неизвестности.
Затем было принято решение построить два других газопровода: «Северный поток - 2» мощностью 55 миллиардов кубометров и «Турецкий поток» на 31,5 миллиарда кубометров. В такой конфигурации эти проекты сейчас и реализуются, совокупно с лихвой покрывая те объемы, которые планировались для «Южного потока». Так что вторая очередь Южного газового коридора на 31,5 миллиарда кубометров оказалась просто не нужна.
Возникает вопрос: почему о ликвидации этих мощностей не было объявлено сразу после начала строительства двух новых проектов? «Возможно, задержка была связана с надеждами на то, что болгары одумаются и мы вернемся все-таки к Южному газовому коридору на 63 миллиарда кубометров, - предполагает ведущий эксперт Фонда национальной энергетической безопасности Игорь Юшков. - Но по мере продвижения „Северного потока - 2“ и „Турецкого потока“ стало понятно, что конфигурация уже не изменится».
По сути, теперь «Газпром» окончательно признал, что к проекту «Южного потока» он уже не вернется, по крайней мере в обозримой перспективе. Демонтажу подлежат 506 километров труб, проложенных от Починков до Анапы по территории Краснодарского края, Саратовской, Волгоградской и Ростовской областей, а также газоизмерительная станция «Моршанская», сообщает «Интерфакс».
Строительство третьей и четвертой очередей компрессорных станций «Русская», «Казачья», «Кореновская» будет законсервировано до «принятия решения о реализации данных объектов в полном объеме», говорится в материалах холдинга. Общая стоимость незавершенных объектов для «Южного потока» на начало 2017 года оценивалась в 46 миллиардов рублей.
Где оборвется вторая нитка
Эксперты полагают, что эта история вряд ли связана с задержкой в выдаче разрешения со стороны Турции на строительство наземной части второй нитки «Турецкого потока», о которой ранее сообщило агентство Reuters. Скорее, это обусловлено какими-то политическими вопросами, в частности относительно Сирии (например, разрешит ли Москва турецким войскам взять Африн или нет). Но вряд ли стоит всерьез беспокоиться за судьбу второй нитки.
На самом деле причина заминки не столько в позиции Турции, сколько в сомнениях самого «Газпрома», который не дает четких указаний, куда, собственно, собирается вести этот маршрут. Поэтому турецкие власти и не могут выдать разрешение на строительство.
«В межправительственном соглашении России и Турции по „Турецкому потоку“ написано, что вторая труба пойдет до границы Турции и Греции, а дальше предполагалось, что она через Грецию пойдет в Италию. Но на самом деле наиболее выгодным для „Газпрома“ был бы вариант, чтобы труба пошла в Болгарию, а дальше по старому маршруту „Южного потока“ - через Венгрию в Австрию, плюс запитка Сербии и других балканских стран», - говорит Юшков.
Есть и еще один вариант, который вообще избавляет партнеров от необходимости строить сухопутный маршрут из Турции в Болгарию. Для этого можно будет использовать уже существующую инфраструктуру. Дело в том, что сейчас в Турцию газ поступает не только напрямую по «Голубому потоку», но и по Трансбалканскому трубопроводу, проходящему через Украину, Румынию и Болгарию.
Когда будет закончен «Турецкий поток», страна сможет весь газ получать непосредственно из России, а освободившийся газопровод можно будет использовать в обратном направлении, качая газ из Турции в Болгарию. И там уже потребуется построить только небольшой участок для транспортировки голубого топлива в Сербию, Венгрию и дальше в Австрию.
Но желаний «Газпрома» недостаточно. Пока непонятно, кто и на каких условиях мог бы построить инфраструктуру в Европе для приема газа, отмечают аналитики, и складывается ощущение, что сама Москва стала с чуть большим скепсисом относиться к перспективе запуска второй нитки в ближайшее время.
Пока российский холдинг обсуждает поставки газа по «Турецкому потоку» со всеми возможными партнерами на европейском берегу - с Болгарией, Грецией и Италией, хотя еще в 2016 году президент итальянского национального энергооператора Eni Клаудио Дескальци заявил, что его страна в этом трубопроводе не заинтересована.
«Пока со второй ниткой большие вопросы: вход понятен, выход непонятен», - пояснял ранее «Ридусу» директор Фонда энергетического развития Сергей Пикин. По его словам, основная проблема «Турецкого потока» в том, что Европа в целом в лице Еврокомиссии препятствует проникновению на свою территорию трубопроводов со стороны России.
Это вопросы политики, а не экономики. И интересы отдельных стран здесь не учитываются. И если Германия, главный локомотив европейской экономики, в ситуации с «Северным потоком - 2» еще может занять собственную, независимую от Еврокомиссии позицию, то страны Юго-Восточной Европы, на которые нацелен «Турецкий поток», такой роскоши позволить себе не в состоянии.
Проект Южного газового коридора (ЮГК), предусматривающий прокачку углеводородов из Каспийского региона в Европу, пользуется полной поддержкой США. В последний раз это подтвердила заместитель помощника госсекретаря США по делам Европы и Евразии Бриджит Бринк во время недавнего визита в Баку. В конце марта усилия Азербайджана по реализации данного проекта всячески приветствовал госсекретарь США Джон Керри во время встречи с президентом Азербайджана Ильхамом Алиевым на полях саммита по ядерной безопасности в Вашингтоне. По мнению Керри, ЮГК отвечает долгосрочным стратегическим интересам Европы и диверсифицирует источники ее энергообеспечения. Алиев, в свою очередь, выразил признательность США за поддержку этого важного для Баку проекта. По его словам, работы идут по графику, и в течение 2–3 лет ЮГК станет реальностью.
Напомним, что Южный газовый коридор - это на сегодня, как минимум, три трубопровода - Южно-Кавказский, Транс-Анатолийскому (TANAP) и Транс-Адриатическому (TAP), предназначенные для транспортировки на европейский рынок азербайджанского газа, который будет добываться в рамках второй стадии разработки газоконденсатного месторождения «Шахдениз» на шельфе Каспия с подтвержденными запасами 1,2 триллиона кубометров. В начале 2020 года каспийский газ по Южному газовому коридору соединится в Италии с сетью европейских газопроводов. Предполагается, что Европа будет получать по ЮГК порядка 10 миллиардов кубометров газа в год. Кстати, сообщается, что проект строительства Южного газового коридора в последние месяцы заметно подешевел. В частности, вместо прогнозируемых 45 миллиардов долларов расходы, в связи с удешевлением материалов, оптимизации производственных процессов и других обстоятельств, составят 39 миллиардов долларов.
Итак, начиная с 2020 года, азербайджанский газ поступит в каждый европейский дом. В Баку этот факт не вызывает сомнения ни у политиков, ни у экспертов, ни у высокопоставленных чиновников Государственной нефтяной компании Азербайджана (SOCAR). Эту мысль можно считать лейтмотивом прошедшей в начале июня XXIII Международной выставки и конференции «Нефть и Газ Каспия» (Caspian Oil&Gas 2016). Говоря более конкретно, с конца 2019 года азербайджанское «голубое топливо» в первую очередь начнет поступать в балканские страны. Благо, серьезной конкуренции в связи с отказом Москвы от проектов «Южный поток» и «Турецкий поток» Азербайджан на этой территории не встретит. Кроме того, Азербайджан заявляет о разработке проектов новых месторождений, за счет которых собирается увеличить добычу природного газа с нынешних 29 миллиардов до 40 миллиардов кубометров в год. Тем самым, отпадают все сомнения в том, что Азербайджан выполнит взятые на себя обязательства не только по созданию соответствующей инфраструктуры по доставке своего газа в Европу, но и в полном объеме заполнит ее «голубым топливом». Впрочем, представители SOCAR не раз заявляли, что они не против новых поставщиков и конкуренции сырья в данном регионе: главное, чтобы не возникали препятствия азербайджанским планам по экспорту газа.
Реальное строительство Транс-Адриатического газопровода (ТАР) началось 17 мая нынешнего года. ТАР - составная часть Южного газового коридора - проходит от турецко-греческой границы через Грецию, Албанию на юг Италии. Его протяженность составляет 878 километров, включая 105-километровый участок под Адриатическим морем. Стоимость TAP оценивается примерно в 6 миллиардов евро. Отметим, что ранее газ из Азербайджана планировалось поставлять и по трубопроводу Nabucco (через Болгарию, Румынию, Венгрию до Австрии), но проект так и не был реализован из-за недостатка ресурсов и денег. Власти Евросоюза дали новому газопроводу яркий «зеленый свет»: Еврокомиссия еще в марте признала проект TAP полностью соответствующим европейскому законодательству. Акционеры ТАР следующие: по 20 процентов принадлежит SOCAR, британской ВР и итальянской Snam, 19 процентов - бельгийской Fluxus, 16 процентов - испанской Enagas и 5 процентов - швейцарской Axpo. Для Европы ТАР - это диверсификация и дополнительная балансировка рынка. По словам зампредседателя Еврокомиссии по энергетике Мароша Шефчовича, ТАР будет «главным инструментом в наборе европейской энергобезопасности».
США оказывали поддержку всем энергетическим и трубопроводным проектам Азербайджана, начиная с первой половины 90-х годов. Непосредственно для Вашингтона эти проекты не представляют особой значимости. Глава азербайджанского исследовательского центра «Атлас» Эльхан Шахиноглу считает, что «эти проекты интересны США, поскольку они нацелены на ослабление энергетической зависимости Европы от России. Если бы не поддержка американцев, то реализовать, скажем, проект строительства нефтепровода Баку - Джейхан не удалось бы».
Вместе с тем, Шахиноглу уверен, что сейчас Москва не противится строительству ЮГК. Россия в свое время была обеспокоена перспективой строительства трубопровода «Nabucco», поскольку он предусматривал доставку на европейский рынок крупных объемов газа. По поводу же ЮГК сильного давления со стороны Кремля нет, так как Азербайджан будет прокачивать по нему ограниченные собственные объемы. Другое дело, отмечает Шахиноглу, если в ЮГК будет поступать туркменский газ. Тогда Москва может начать активно противодействовать строительству трубопровода по дну Каспия.
Другие эксперты и политологи также полагают, что на реализацию проекта ЮГК у Москвы нет никакой нервной реакции. В начале нулевых годов Азербайджан, когда он был еще экономически слаб, построил нефтепровод Баку - Джейхан, газопровод Баку - Эрзурум, и Россия не препятствовала реализации этих проектов. И сейчас она не мешает строительству новых трубопроводов Азербайджана, так как с ними связаны интересы не только западных компаний и будущих покупателей газа, но и Баку как поставщика «голубого топлива».
Самое интересное, что официальные лица российского «Газпрома» никогда не считали Азербайджан своим прямым конкурентом на газовом рынке Европы. Наоборот, с прошлого года «Газпром» и азербайджанская SOCAR рассматривают возможность увеличения поставок российского газа с учетом перспективы роста потребления топлива в Азербайджане. Действительно, в настоящее время Азербайджан сам закупает определенные объемы газа у России. В сентябре прошлого года начались поставки по договору с российским газовым монополистом, согласно которому Азербайджан намерен закупать 2 миллиарда кубометров газа. А 11 мая 2016 года глава SOCAR Ровнаг Абдуллаев заявил, что Азербайджан готов закупать от 3 до 5 миллиардов кубометров газа и соответствующее предложение «Газпрому» уже направлено.
Объемы поставок газа из Азербайджана в Европу несопоставимы с теми, которые сегодня туда идут из России. Сейчас крупнейший поставщик газа на европейский континент именно российский «Газпром». В 2015 году он поставил в Европу (включая Турцию) 158,6 миллиарда кубометров, его доля рынка Старого Света - 30,9 процента. Так что 10 миллиардов кубометров азербайджанского газа в год - это гораздо меньше 10 процентов от поставок российского сырья. Конечно, когда открываются любые новые возможности, для такого амбициозного игрока энергетического рынка, как Азербайджан, право же, грех не воспользоваться благоприятной ситуацией. Но претензии Москвы к новым азербайджанским проектам означали бы вступление России в глобальное противостояние с Западом. Это ничего хорошего ни Баку, ни Москве не сулило бы. Поэтому Россия не против, она мудро занимает спокойную позицию…
В этом месяце в СМИ мы увидели много заголовков о новых трубопроводных проектах в Европе. Так, например, Oilprice.com недавно опубликовали статью о Южном газовом коридоре под названием «Действительно ли это самый важный трубопровод в мире?»
Сама статья представляет собой обыкновенный маркетинговый ход, призванный заставить вас думать, что азербайджанский газ изменит всю европейскую газовую политику. В этой теме разбиралось издание zerohedge.com .
"Начало статьи самое показательное: «Европа хочет стать менее зависимой от российского газа и использовать более чистую энергию...». Это, конечно же, ложь.
Сама Европа как раз наоборот этого не хочет, ведь ей это просто-напросто не выгодно. Однако этого хотят европейские политики, которые находятся в сговоре с Вашингтоном, и которым выгодно считать Россию врагом ЕС.
Большая часть Европы хочет, чтобы Россия поставляла им , потому что российский газ дешев и потому что его много. Конечно же, США делают все, чтобы не допустить роста экономики и влияния России. Технократия ЕС согласна с тем, что сильная Россия с долей более чем 40% европейских продаж газа, - это Россия, которую нельзя будет дестабилизировать посредством валютных и прокси-войн.
Южный газовый коридор - это проект газопровода протяженностью около 4000 км для доставки природного газа Каспийского моря в южную Европу. По предварительным оценкам, около 16 миллиардов кубометров газа в год будет переправляться по трубопроводу, начиная с 2019 года.
Ориентировочная стоимость Южного газового коридора на момент начала переговоров составила более 45 миллиардов долларов. Сам проект, по сути, является решением проблемы, которую еще предстоит найти. Это не что иное, как взятка в размере 45 миллиардов долларов, которую США дают угодному им режиму в Азербайджане.
США не в первый раз используют страны ЕС, враждебно настроенные к России (как, например, Польшу или Прибалтику), чтобы подорвать новые российские газовые проекты в Европе.
В 2014 году политическое давление на Болгарию со стороны Евросоюза и США сорвало газовый проект «Южный поток». Трубопровод должен был доставлять газ из южных месторождений России в Болгарию через Черное море. Болгария могла бы ежегодно получать огромную прибыль от транзитных сборов.
Государственная газовая компания «Газпром» быстро нашла новое решение, заменив несостоявшийся «Южный поток» «Турецким потоком». Новый трубопровод будет проходить через Турцию и заканчиваться в Греции. Прошлым летом Венгрия уже провела переговоры с «Газпромом» по «Турецкому потоку». Все задействованные страны хотят получать транзитные сборы.
Как вы думаете, какова стоимость этого проекта? Всего 12 миллиардов долларов. При том, что трубопровод будет проходить по дну Черного моря.
Другой трубопровод, «Северный поток 2», позволит удвоить пропускную способность существующего газопровода «Северный поток», и дешевый российский газ начнет напрямую поступать из Санкт-Петербурга в Германию. Проект строительства будет завершен к следующему году.
А какова же стоимость этого проекта? Менее 10 миллиардов долларов.
ЕС сделал всё возможное, чтобы сорвать проект «Северный поток 2», разве что, не написав закон, просто-напросто запрещающий строительство, чего он, конечно, сделать не может. Наконец, все попытки были прекращены в начале этого месяца.
Важнейший вывод, который можно сделать из ситуации: интересы европейских политиков, очевидно, стоят выше интересов простых людей. Европейские лидеры при принятии решений не берут во внимание интересы тех людей, которым они должны служить.
По сути, лидеры ЕС готовы продать энергетическую безопасность Европы. Будущее Европы выглядит намного более безопасным с «Турецким потоком» и «Северным потоком 2».