Тетрад взаимодействия логопеда и воспитателя. Взаимодействие логопеда и воспитателя в доу по фгос
В группе компенсирующей направленности коррекционное направление работы является ведущим, а общеобразовательное - подчиненным. Все педагоги, следят за речью детей и закрепляют речевые навыки, сформированные учителем-логопедом. Кроме того, все специалисты под руководством логопеда занимаются коррекционной работой, участвуют в исправлении речевого нарушения и связанных с ним процессов. Все специалисты в своей работе учитывают возрастные и личностные особенности детей, состояние их двигательной сферы, характер и степень нарушения речевых и неречевых процессов: пространственного гнозиса и праксиса, слухового и зрительного восприятия, внимания, памяти и т.д. Воспитатели, музыкальный руководитель осуществляют общеобразовательные мероприятия, предусмотренные программой массового детского сада, занимаются умственным, нравственным, эстетическим, физическим, патриотическим воспитанием, обеспечивая тем самым гармоничное всестороннее развитие детей.
Эффективность коррекционно-развивающей работы в группе компенсирующей направленности во многом зависит от преемственности в работе логопеда и других специалистов. И, прежде всего, учителя-логопеда и воспитателей.
Взаимодействие с воспитателями логопед осуществляет в разных формах:
совместное составление календарно-тематического планирования работы на текущий период во всех образовательных областях;
обсуждение и выбор форм, методов и приемов коррекционно-развивающей работы;
оснащение развивающего предметного пространства в групповом помещении;
взаимопосещение и участие в совместной деятельности;
совместное осуществление образовательной деятельности в ходе режимных моментов;
еженедельные задания учителя-логопеда воспитателям.
В календарных планах воспитателей в начале каждого месяца учитель-логопед указывает лексические темы на месяц, примерный лексикон по каждой изучаемой теме, основные цели и задачи коррекционной работы; перечисляет фамилии детей, коррекции развития которых воспитатели в данный отрезок времени должны уделить особое внимание в первую очередь.
Еженедельные задания логопеда воспитателю включают следующие разделы:
Логопедические пятиминутки;
Подвижные игры и пальчиковая гимнастика;
Логопедические пятиминутки служат для логопедизации совместной деятельности воспитателя с детьми и содержат материалы по развитию лексики, грамматики, фонетики, связной речи, упражнения по закреплению или дифференциации поставленных звуков, развитию навыков звукового и слогового анализа и синтеза, фонематических представлений и неречевых психических функций, связной речи и коммуникативных навыков, то есть для повторения и закрепления материала, отработанного с детьми логопедом. Обычно планируется 2-3 пятиминутки на неделю, и они обязательно должны быть выдержаны в рамках изучаемой лексической темы. Логопед не только дает рекомендации по проведению пятиминуток, но в некоторых случаях и предоставляет материалы и пособия для их проведения.
Подвижные игры, упражнения, пальчиковая гимнастика служат для развития общей и тонкой моторики, координации движений, координации речи с движением, развития подражательности и творческих способностей. Они могут быть использованы воспитателями в качестве физкультминуток в организованной образовательной деятельности, подвижных игр на прогулке или в свободное время во второй половине дня. Они тоже обязательно выдерживаются в рамках изучаемой лексической темы. Именно в играх и игровых заданиях наиболее успешно раскрывается эмоциональное отношение ребенка к значению слова.
Планируя индивидуальную работу воспитателей с детьми, логопед рекомендует им занятия с двумя-четремя детьми в день по тем разделам программы, при усвоении которых эти дети испытывают наибольшие затруднения. Важно, чтобы в течение недели каждый ребенок хотя бы по одному разу позанимался с воспитателями индивидуально. Прежде всего, логопеды рекомендуют индивидуальную работу по автоматизации и дифференциации звуков.
Зная, какие трудности испытывают воспитатели при подборе наглядно-дидактических и литературных материалов, как сложно им учесть особенности общего и речевого развития детей с речевой патологией, логопед как правило, составляет примерный перечень художественной литературы и иллюстративного материала, рекомендуемых для каждой недели работы
Интеграция усилий участников коррекционно-развивающей работы с детьми с ОНР отражены в тетрадях взаимосвязи и взаимодействия учителя-логопеда со специалистами детского сада (воспитателями, музыкальным руководителем).
Наглядно модель взаимодействия субъектов коррекционно-развивающего процесса представлена в схеме.
Воспитатели |
Система взаимодействия логопеда и психолога по созданию
Развития мелкой моторики.
Психолог
Развитие и коррекция психических познавательных процессов.
Коррекция эмоционально-волевой сферы, формирование произвольности поведения.
Проведение мониторинговых исследований, консультационных объединений.
Система взаимодействия логопеда и воспитателя
по созданию благоприятных условий для коррекции и компенсации
речевых нарушений у воспитанников
Совершенствование артикуляционной, мелкой и общей моторики
Воспитатели
Закрепление скорректированных логопедом звуков в регламентированных и нерегламентированных видах деятельности по тетрадям взаимодействия.
Проведение консультаций, «круглых столов», деловых игр. Работа по тетрадям взаимодействия.
Целенаправленная активизация и обогащениесловаря детей: актуализация лексики, расширение семантико-синтаксических конструкций.
Упражнения в правильном употреблении грамматических категорий.
Развитие внимания, памяти, восприятия различной модальности, логического и других форм мышления в играх и упражнениях
Развитие и совершенствование связной речи.
Закрепление первоначальных навыков чтения и письма.
Развитие графических навыков.
Система взаимодействия логопеда и музыкального руководителя
по созданию благоприятных условий для коррекции и компенсации
речевых нарушений у воспитанников
Использование упражнений на развитие основных движений.
Музыкальный
руководитель
Использование упражнений на различение звуков по высоте, вокальных упражнений.
Использование упражнений для выработкиправильного фонационного выдоха.
Проведение мониторинговых исследо-ваний, консультационных объединений.
Работа над просодической стороной речи.
Артикуляционная гимнастика
Артикуляционная гимнастика
Артикуляционная гимнастика
Артикуляционная гимнастика
«СКАЗКА О ВЕСЁЛОМ ЯЗЫЧКЕ» (фрагмент 1)
«СКАЗКА О ВЕСЁЛОМ ЯЗЫЧКЕ» (фрагмент 2)
Индивидуальная работа воспитателя с детьми
Примечания |
||
Лексическая тема: « Мой Дом»
Произношение |
||
Понедельник, | Проведение беседы «Есть у каждого свой дом» «Один и много» Дом – дома Крыша – крыши Стена – стены Окно – окна и т.д. «В гостях у Гнома» (называние в уменьшительной форме частей дома) | Акустическая характеристика звука И. |
Определение помещений дома. Называние материалов, из которых строят дома, образование относительных прилагательных: деревянный, кирпичный и т.д. | Артикуляционная характеристика звука И. Игра: «Придумай слово начинающиеся на И» |
|
Составь предложение по опорным картинкам. «Этажи» (проговаривание сложных слов: одноэтажный, двухэтажный и т.д.) | Определение последнего звука в словах (по предметным картинкам) |
|
Составление рассказа о своем доме Д/упр. «С чем дом?» (дом с крышей, дом с большими окнами, дом с высоким фундаментом) | Д/упр. «Поймай звук И» Звуковой анализ МИР. |
|
«В сказке». Составление творческих рассказов о домах сказочных персонажей (домики трех поросят, пряничный домик и т.д.) Д/упр. «Один – много» | Д/упр. «Подари картинки |
Лексическая тема: «Мой город»
Развитие лексико-грамматического строя речи и формирование самостоятельной фразовой речи | Произношение |
|
Понедельник 10.10.2016г . | Беседа о Ейске: названия улиц, основные достопримечательности. Деление слов на слоги по теме «Наш город. Моя улица» | Акустическая характеристика звука Ы |
11.10.2016г. | Игра «Великан и Гномик». Улица – улочка; переулок – переулочек; дом – домик; город – городок; посёлок – посёлочек; магазин – магазинчик; рынок – рыночек. Игра: «Кто больше» (придумать слова со звуком «щ» | Артикуляционная характеристика звука Ы. Игра: «Придумай слово со звуком Ы» |
Среда 12.10.2016г . | Артикуляционная гимнастика: № 3,6,14,22. Игра: «Сосчитай»: одна улица, две улицы, три улицы, четыре улицы, пять улиц; один переулок…; одна площадь…; один музей…; один кинотеатр. Игра: «Определить место звука «щ» в слове (см.печатный материал) | Определение последнего звука в словах (по предметным картинкам |
13.10.2016г. | Артикуляционная гимнастика: № 3,6,14,22. Пальчиковая гимнастика: «Мы по городу шагаем» Игра: «Исправь предложения» Дома стоят над улицей. Мы живем на домах. | Д/упр. «Поймай звук И» Звуковой анализ МИР. |
||
14.10.2016г. | Артикуляционная гимнастика: № 3,6,14,22. Пальчиковая гимнастика: «Мы по городу шагаем» Игра: «Продолжи предложение» В нашем городе много улиц. Улицы бывают ровные, Д/упр. «Назови первый и последний звук в слове» (по предметным картинкам) | Д/упр. «Подари картинки |
Работа учителя-логопеда с воспитателями в старшей группе компенсирующей направленности. В соответствии с программой Н.В. Нищевой.
Взаимодействие логопеда с воспитателями группы является одной из наиболее важных составляющих коррекционной работы. В перечень обязятельной документации логопеда входит тетрадь взаимодействия с воспитателями. Как правило, эта тетрадь содержит следующие 3 раздела:
Логопедические пятиминутки
Игры и упражнения
Индивидуальная работы с детьми
Логопедические пятиминутки могут использоваться воспитателями на любых занятиях. Они должны быть короткими, разнообразными, интересными и обязательно соответствовать теме недели, способствуя развитию всех компонентов речи и неречевых психических функций у детей. Логопед указывает задачи каждой пятиминутки и дает методические рекомендации к их проведению. Логопедические пятиминутки служат для логопедизации совместной деятельности воспитателя с детьми и содержат материалы по развитию лексики, грамматики, фонетики, связной речи, упражнения на закрепление и дифференциацию поставленных звуков, по развитию навыков звукового и слогового анализа и синтеза, развитию фонематических представлений и неречевых психических функций, связной речи и коммуникативных навыков, то есть для повторения и закрепления материала, отработанного с детьми логопедом.
Игры и упражнения, рекомендуемые логопедом, могут использоваться воспитателями в качестве физкультминуток на занятиях или в качестве динамических минуток на прогулках и во второй половине дня. Они необходимы для развития общей и тонкой моторики, координации движений, развития подражательности и творческих способностей. Они должны быть выдержаны в рамках лексической темы. Именно в играх раскрывается эмоциональное отношение ребенка к значению слова.
Для индивидуальных занятий воспитателя с детьми во второй половине дня отводится от 30 до 40 минут. Ежедневно логопед рекомендует воспитателю занятия с тремя детьми, включающие общую и специальную артикуляционную гимнастики, задания на автоматизацию и дифференциацию звуков, задания по тем разделам программы, которые усваиваются с наибольшим трудом. Их логопед расписывает отдельно каждому ребенку.
Опыт успешной работы воспитателей и логопеда в 2017/2018 учебном году в старшей логопедической группе детского сада № 15 в г. Долгопрудном Московской области. (1 год обучения)
Начиная с первой недели октября 2017 года была заведена отдельная тетрадь, в которую в течение всего года учитель-логопед вносил задания для воспитателей. Воспитатели использовали их для работы с детьми и закрепления пройденного на логопедических занятиях материала. Каждую пятницу учитель-логопед выдавал воспитателям новые задания в соответствии с предстоящей лексической темой и давал устные рекомендации. Многие задания выполнялись утром, начиная с 7 часов утра, когда еще пришло мало детей и была возможность для занятий с ребенком в тихой обстановке. Рано утром дети приходят в детский сад, как правило, отдохнувшие, после ночного сна, они не успели устать от заданий и подвижных игр. Занятия с воспитателем воспринимались детьми хорошо, дети с удовольствием их выполняли по утрам.
Необходимо отметить, что воспитателей необходимо обучать всем техникам по проведению упражнений. Требуется неоднократный показ и контроль воспитателей при выполнении заданий логопеда в течение всего года. Воспитатели иногда неверно понимают задание, привносят в него свои коррективы, не учитывая его специфики и важности выполнения именно определенным образом.
Во второй половине дня во время проведения в детском учреждении платных кружковых занятий, в группе оставалось меньшее, чем днем количество детей. Здесь у воспитателя также появлялась возможность провести небольшое индивидуальное или мини-групповое занятие для детей. Воспитатели располагались в группе за столами, а остальным детям выдавались настольные игры для тихого времяпровождения. Дети, не обучающиеся в логопедической группе, учились вести себя тихо, не мешать товарищам, не требовать к себе постоянного внимания.
Большей частью занятия логопеда выполнялись на улице или были вплетены в другие основные занятия воспитателей – в занятия по математике, развитию речи, и др. Упражнения на развитие моторики или подвижные игры легко вписывались в динамическую паузу на общегрупповом занятии. Часто динамические паузы и логопедические минутки проводились воспитателем перед приемом пищи, когда детей необходимо было собрать всех на ковре и подождать несколько минут, пока младший воспитатель пригласит детей к столу.
Важно отметить оснащенность группы всеми необходимыми дидактическими материалами для проведения занятий. Не по всем лексическим темам были необходимые изображения и картины для пересказа. Это необходимо учитывать при подготовке к началу учебного года в летнее время. Необходимо вовремя закупать и подготавливать необходимые дидактические материалы и игры для занятий как логопеда, так и воспитателей группы.
Когда воспитатели группы научились правильно выполнять задания логопеда, когда они стали находить время на их выполнение и стали стремиться к полноправному участию в коррекционном процессе, речевое развитие многих детей пошло ускоренным темпом.
1 квартал. Октябрь. 1 неделя
Осень. Признаки осени. Деревья осенью.
Логопедические пятиминутки | Игры и упражнения | Отметка воспитателя |
||
Упр. «Что лишнее?» Развитие слухового внимания. Закрепление знания признаков разных времён года. Воспитатель называет 4 признака разных времён года: Птицы улетают на юг Расцвели подснежники Пожелтели листья на деревьях Идёт уборка урожая Дети слушают, называют лишний признак, объясняют, почему он лишний. Упр. «Живые буквы». Закрепление навыков звукобуквенного анализа. Воспитатель прикрепляет на груди у детей карточки с буквами, показывает картинку, дети называют её и выстраиваются так, чтобы получилось название.(Слова: мак, кит, кот, кок, ком ). | Пальчиковая гимнастика «Вышел дождик на прогулку» Вышел дождик на прогулку. Он бежит по переулку, Барабанит по окошку, Напугал большую кошку, Вымыл зонтики прохожих, Крыши дождик вымыл тоже, Сразу мокрым город стал. Дождик кончился. Устал . Упр. «Осенью». (Координация речи с движением, работа над темпом и ритмом речи.) Вдруг закрыли небо тучи, Начал капать дождь колючий. Долго дождик будет плакать, Разведёт повсюду слякоть. Грязь и лужи на дороге, Поднимай повыше ноги. | Шагают по столу указательным и средним пальцами. Загибают по одному пальцу на руках на каждую строку. Встряхивают ладони так, как будто отряхивают с них воду. Кладут ладони на стол. Поднимаются на носочки, поднимают вверх перекрещенные руки. Прыгают на носочках, руки на поясе. Приседают, руки на поясе. Идут по кругу высоко поднимая колени. | Альбом «Круглый год» И. Остроухов «Золотая осень» И. Левитан «Золотая осень» Ю. Подлянский «Тишина» Н. Сладков «Осень на пороге» В. Зотов «Дуб», «Клён» (из книги «Лесная мозаика») |
Еженедельные задания логопеда воспитателям
1 квартал. Октябрь. 2 неделя
Овощи. Огород
Логопедические пятиминутки | Игры и упражнения | 3.Иллюстративный материал и художественная литература | Отметка воспитателя |
|
Упр. «Волшебный мешочек» Развитие осязания, связной речи. В мешочек уложены муляжи разных овощей. Воспитатель вызывает ребёнка, к-й, опустив руку в мешок, находит один из овощей, ощупывает его и составляет о нём рассказ по предложенному ранее воспитателем образцу: Это овощ. Он растёт а огороде на грядке. Он зелёный, овальный, пупырчатый, хрустящий, ароматный, очень вкусный. Я люблю есть его с солью. Упр. «Подними сигнал». Выделение звука [б] из ряда звуков, слогов, слов (начало и середина слова). Б т к б м н б п т б па бу но му ба бо пу бу булка палка бобы ток мука рыба колобок пума | Пальчиковая гимнастика «Хозяйка однажды с базара пришла» Хозяйка однажды с базара пришла, Хозяйка с базара домой принесла Картошку, капусту, морковку, Горох, Петрушку и свеклу. ОХ! Вот овощи спор завели на столе - Кто лучше, вкусней и нужней на земле. Картошка? Капуста? Морковка? Горох? Петрушка иль свекла? ОХ! Хозяйка тем временем ножик взяла И ножиком этим крошить начала Картошку, капусту, Морковку, Горох, Петрушку и свеклу. ОХ! Накрытые крышкой, в душном горшке Кипели, кипели в крутом кипятке Картошка, Капуста, Морковка, Горох, Петрушка и свекла. ОХ! И суп овощной оказался неплох ! Упр. «В огороде». Развитие координации движений. В огород пойдем, Хоровод заведем. В хоровод возьмем редиску, С ней присядем низко-низко. В хоровод возьмем морковку И с морковкой спляшем ловко. Вверх потянемся с лучком, Побежим за кабачком. И поскачем по дорожке, Как зеленые горошки. | (Шагают пальчиками по столу.)(Загибают по одному пальцу на обеих руках .) (Хлопок.) (Попеременные удары кулачками и ладонями.) (Загибают пальчики на обеих руках.) (Хлопок.) (Стучат ребром каждой ладони по столу.) (Загибают пальчики.) (Хлопок.) (Ладони складывают крест- накрест на столе.) (Загибают пальчики.) (Хлопок.) (Показывают, как едят суп.) (дети идут по кругу, держатся за руки) (приседать) (плясать, руки на поясе) (тянутся вверх, поднявшись на носочки) (бегут по кругу друг за другом) (скачут по кругу друг за другом) | Ван Гог «Картофель» А. Крупин «Натюрморт с кабачками корзиной» Русская народная сказка «Вершки и корешки» |
Еженедельные задания логопеда воспитателям
1 квартал. Октябрь. 3 неделя
Фрукты. Сад.
Логопедические пятиминутки | Игры и упражнения | 3. Иллюстративный материал и художественная литература | Отметка воспитателя |
|
Упр. «Яблоки», Развитие слухового внимания, элементарных математических представлений Три яблока. Одно сорвать ручонка так и тянется. «Ёжик и яблоки». Три яблока из сада ёжик притащил Самое румяное белке подарил. С радостью подарок получила белка Сосчитайте яблоки у ежа в тарелке. Упр. «Подумай и отгадай». Отгадывание и толкование загадок о фруктах с опорой на картинки. Развитие мышления, связной речи. | Хороводная игра «Яблоня». Координация речи с движением, работа над общими речевыми навыками. Пальчиковая гимнастика «В магазине» У метро стеклянный дом. Покупаем в доме том, помидоры и капусту, Лук и перец очень вкусный, сок, бананы, апельсины, киви, свёклу, мандарины. Это место просто склад, витаминов для ребят. | Идут по кругу, держась за руки. Загибают по одному палцу на левой, затем на правой руке. Вновь идут по кругу. | Предметные картинки по теме, альбом «Живая природа. В мире растений» Ван Гог «Корзина с яблоками» А.Ляпина «Сбор яблок» (из альбома «Иллюстративный материал…»). Л. Толстой «Косточка» |
Еженедельные задания логопеда воспитателям
1 квартал. Октябрь. 4 неделя
Лес. Ягоды. Грибы
Логопедические пятиминутки | Игры и упражнения | 3.Иллюстративный материал и художественная литература | Отметка воспитателя |
|||
Упр. «Разноцветные корзинки» Определение места звука [д] в словах. Развитие навыков фонематических представлений, зрительного внимания. На наборном полотне перед детьми-коричневая и жёлтая корзинки и комплект картинок со звуком [д] в названиях: дом, дуб, дрова, удочка, дым, ведро, сковорода, медведь, дудочка, дверь. Воспитатель предлагает детям рассмотреть картинки и поместить в коричневую корзинку только те картинки, названия к-х начинаются со звука [д], а в жёлтую корзинку- те картинки, в названиях которых звук [д] в середине. Дети молча раскладывают картинки. Воспитатель останавливает игру, чтобы дети помогли ошибившемуся, если допущена ошибка. В заключении воспитатель подчёркивает, что звук [д] никогда не стоит в конце слова, потому что он звонкий, поэтому не было картинок, названия к-х заканчиваются звуком [д]. Обязательно подчеркнуть, что картинку с изображением дудочки можно положить и в ту и другую корзинку. Почему? Упр. «Подскажи словечко». Развитие слухового внимания, чувства рифмы | Упр. « По ягоды». Координация речи с движением Мы шли-шли-шли, Много клюквы нашли Раз, два, три, четыре, пять, Мы опять идём искать Боровик По тропинке шли, боровик нашли! Боровик боровой в мох уткнулся головой. Мы его пройти могли! Хорошо, что тихо шли! Пальчиковая гимнастика «В лес едем мы погулять» (см. приложение для ср. гр.) 1,2,3,4,5, В лес идём мы погулять. За черникой, за малиной, за брусникой, за калиной. Землянику мы найдём И братишке отнесём | Маршируют, руки на поясе Наклонились, правой рукой коснулись носка левой ноги, не сгибая колен. Маршируют Идут по кругу Приседают, опустив голову Качают головой Идут по кругу Пальчики обеих рук здороваются, начиная с больших.Обе руки идут пальчиками по столу. Загибают пальчики, начиная с большого. | Предметные картинки по теме, альбом «Живая природа. В мире растений» В. Золотов «Брусника», «Земляника», «Малина, «Лисичка», «Мухомор», «Подберёзовик» (из книги «Лесная мозаика»). «Чудесные ягоды» (из «Книги для чтения»). Разучивание стихотворения Н.В. Нищевой «Лесные ягоды» На кустах и на кусточках На больших болотных кочках Ягоды растут в лесу Быстро зреют на весу. |
Еженедельные задания логопеда воспитателям
1 квартал. Ноябрь. 1 неделя
Одежда
Логопедические пятиминутки | Игры и упражнения | 3.Иллюстративный материал и художественная литература | Отметка воспитателя |
|||
Упр. «Слушай и считай» Алёша на руку надел рукавицу, И пальцы - умельцы попали в темницу. Спокойно сидели б они взаперти, Да брата большого не могут найти. Живёт он отдельно в своём терему, И братья не знают дороги к нему. Сколько братьев у большого пальца? Дарит бабушка лисица
Упр. «Отгадай загадки». (загадки про одежду) | Упр. « Если бы». Координация речи с движением Ах, если бы слоны носили бы штаны Какие бы материи были им нужны? Никак не маркизет и не батист, нет-нет! Чертова кожа, рогожа и вельвет. Пальчиковая гимнастика «У Матрёшиной сестрицы» У Матрешиной сестрицы По деревне небылицы: Ходит утка в юбке, В теплом полушубке, Курочка - в жилете, Петушок - в берете, Коза - в сарафане Заинька - в кафтане А всех их пригоже Корова в рогоже | (Выполняют ритмичные упражнения хлопки ладонями. Выполняют ритмичные удары кулачками. Чередуют ритмичные хлопки и удары кулачками) Ритмичные удары пальцами правой руки, начиная с указательного, по левой ладони. Ритмичные удары пальцами левой руки, начиная с указательного, по правой ладони. На каждое название животного загибают пальцы. Ритмичные чередующиеся хлопки в ладоши и удары кулачками | Предметные картинки по теме. Н.Носов «Живая шляпа», «Заплатка».Просмотр мультфильма «Штанишки с кармашками» Составление описательных рассказов по картинно-графическому плану об одежде Что это? Какого цвета? Какие есть части? Из какого материала изготовлено? В какое время года носят? Кто носит: мужчины, женщины, мальчики и др.? Как ухаживать / что можно делать? |
Еженедельные задания логопеда воспитателям
1 квартал. Ноябрь. 2 неделя
Обувь
Логопедические пятиминутки | Игры и упражнения | 3.Иллюстративный материал и художественная литература | Отметка воспитателя |
|||
Упр. «КРАСНЫЙ - СИНИЙ». Дифференциация звуком [д], [д"]. Развитие фонематического слуха, навыков фонематическою анализа.У каждого ребенка - красный и синий сигналы.Воспит, произносит слова со звуками [д], [д"]. Дети поднимают красный сигнал, если слышат звук [д], синий сигнал - если слышат звук |д"| Слова: дуб, сковорода, дятел, Дюймовочка, вода, удивиться, лебеди. ведро, ведерко, пирамида. Упр. «ЧЕТВЕРТЫЙ ЛИШНИЙ». Дифференциация одежды и обуви или обуви по сезонам. Развитие мышления, зрительного внимания, связной речи. Комплекты картинок: сапоги, кроссовки, плащ, туфли; босоножки, сандалии, шлепанцы; валенки, меховые сапожки, унты, бо соножки; резиновые сапоги, ботинки, сандалии, боты. | Упр. «Ходилочки». Координация речи с движением Вот коленки все в зелёнке У сестрёнки у Алёнки. Чтоб не падать не реветь Надо под ноги смотреть Пальчиковая гимнастика «Новые кроссовки» Как у нашей кошки на ногах сапожки, Как у нашей свинки на ногах ботинки. А у пса на лапках голубые тапки. А козленок маленький обувает валенки. А сыночек Вовка - новые кроссовки. Вот так. Вот так. Новые кроссовки. | Ритмично шагают пальчиками обеих рук вперёд. Ритмично шагают пальчиками обеих рук назад. (загибать пальчики, начиная с большого) («шагать» по столу средним и указательным пальцами обеих рук) | Предметные картинки по теме. Е. Пермяк «Как Маша стала большой». |
Еженедельные задания логопеда воспитателям
1 квартал. Ноябрь. 3 неделя
Игрушки
Логопедические пятиминутки | Игры и упражнения | 3.Иллюстративный материал и художественная литература | Отметка воспитателя |
|||
Упражнение «У КОГО БОЛЬШЕ?» Развитие фонематических представлений. Подбор слов со звуками [б], [д]. Дети делятся на две команды. Одна подбирает слова со звуком |б|, другая - со звуком [д]. Упражнение «ЧЕГО НЕ ХВАТАЕТ?» Развитие зрительного внимания. Совершенствование грамматического строя речи, употребление существительных в родительном падеже. На магнитной доске - изображения игрушек: самолет без крыла, машина без колеса, коляска без ручки, мишка без лапы, зайка без уха, столик без ножки. Воспитатель объясняет детям, что малыши сломали игрушки, и предлагает рассмотреть их и подумать, что без чего ? Когда дети расскажут, что без чего, воспитатель предлагает им «починить» игрушки. Дети добавляют недостающие детали. | Упр. «Мячик». Координация речи с движением Раз, два, прыгай мячик Раз, два и мы поскачем Девочки и мальчики Прыгают как мячики Пальчиковая гимнастика «Игрушки» На большом диване в ряд Куклы Катины сидят: Два медведя, Буратино, И веселый Чиполлино, И котенок, и слоненок. Раз, два, три, четыре, пять. Помогаем нашей Кате | По два прыжка на носках на каждую строку, руки на поясе (Попеременно хлопают в ладоши и стучат кулачками.) (Загибают поочередно все пальчики.) (Разгибают поочередно пальчики.) Попеременно хлопают в ладоши стучат кулачками.) | Предметные картинки по теме. Стихотворение Б.Захадера «Игрушки» Картина О.Р.Гофман «Дочки матери» «Про девочку Машу и куклу Наташу» (Т.Ткаченко «Логопедическая тетрадь»). «Игра» (Т. Ткаченко «Логопедическая тетрадь»), «Друзья» (Т. Ткаченко «Логопедическая тетрадь»). Картина Ю. Кугича «В субботу. Семья» «Наш детский сад» («Мы играем») «Серии картинок для обучения дошкольников рассказыванию. Выпуск 2» («Штанишки для мишки»). |
Еженедельные задания логопеда воспитателям
1 квартал. Ноябрь. 4 неделя
Посуда
Логопедические пятиминутки | Игры и упражнения | 3.Иллюстративный материал и художественная литература | Отметка воспитателя |
|||
Упражнение «СЛУШАЙ И СЧИТАЙ». Развитие слухового внимания, элементарных математических представлений (см. приложение). Пять чашек лежало на полке Чаю налили Николке Теперь же сколько чашек там? Подумай и ответишь сам. У нашего Вовке на блюдце морковка У нашей Акульки Картошка в кастрюльке У нашей Наташке смородина в чашке Ну а у Валерки Грибочки в тарелке А теперь ты не зевай И посуду называй Упражнение «ЧТО ЛИШНЕЕ?» Дифференциация посуды (что из какого материала сделано). Развитие зрительного внимания, мышления, связной речи. Комплекты картинок: кастрюля, чайник, стакан, поварешка (три предмета металлические, один - стеклянный); чашка, ложечка, блюдце, сахарница (три предмета фарфоровые, один - металлический); вилка, нож, ложка, деревянная ложка. | Упр. «Чайник». Координация речи с движением Я чайник ворчун, хлопотун, сумасброд. Я вам напоказ выставляю живот Я чай кипячу, клокочу и кричу; Эй люди я с вами почайпить хочу Пальчиковая гимнастика «Машина каша» Маша каши наварила, (Маша кашей всех кормила. | Дети стоят, изогнув одну руку, как носик чайника, другую держат на пояс. Животик надут. Топают обеими ногами. Делают призывные движения правой рукой. Указательным пальцем правой руки дети мешают в левой ладошке.)
(Сдувают «крошку» с ладошки.) | Предметные картинки по теме. Стихотворение Е. Благининой «Обедать» Рассматривание картины «Мы дужурим» и составление рассказа. Чтение с обсуждением: К.И.Чуковский «Федорино горе», «Муха Цокотоха». Составление описательных рассказов о предметах посуды: «Чайник», «Кастрюля» и т.д. Рассказ М. Матвеевой «Синяя чашка». |
Рекомендовано учителям-логопедам и воспитателям групп компенсирующей направленности ДОО для детей с...
В тетради представлены еженедельные рекомендации учителя-логопеда воспитателям в старших группах ДОО, строящих свою работу на основе "Комплексной образовательной программы дошкольного образования для детей с тяжелыми нарушениями речи (общим недоразвитием речи) с 3 до 7 лет" Н. В. Нищевой. Это логопедические пятиминутки, подвижные игры, пальчиковая гимнастика, перечень наглядных материалов и литературных произведений. Все материалы на каждую неделю работы выдержаны в рамках определенной лексической темы. Организация коррекционной и образовательной деятельности всеми педагогами группы компенсирующей направленности для детей с ТНР в рамках определенной лексической темы на каждую неделю учебного года - обязательное условие интеграции усилий всех педагогов в свете требований ФГОС ДО. Именно это позволяет достигнуть нужного уровня актуализации словаря детьми с тяжелыми нарушениями речи.
Рекомендовано учителям-логопедам и воспитателям групп компенсирующей направленности ДОО для детей с ТНР, студентам факультетов коррекционной педагогики.
Тетрадь взаимодействия уч ителя-логопеда с воспитателями
(средняя группа)
Работа распланирована на учебный год, задания выполнены в последовательности по разделам речи.
Включает в себя развитие:
Речевого дыхания,
Артикуляционного аппарата,
Мелкой моторики,
Фонематического слуха,
Словарного запаса,
Связной речи,
Высших психических функций.
Работа по развитию речи включает в себя следующие разделы:
Развитие ре чевого дыхания, формирование чувства ритма, развитие способности звукоподражания.
Правильное речевое дыхание обеспечивает нормальное звукообразование, создает условия для поддержания нормальной громкости речи, четкого соблюдения пауз, сохранения плавности речи и интонационной выразительности. Приступая к развитию у ребенка речевого дыхания, необходимо прежде всего сформировать сильный плавный ротовой выдох.
Развитие артикуляционного аппарата.
Для того чтобы звукопроизношение было чистым, нужны сильные, упругие и подвижные органы речи – язык, губы, мягкое небо. Так как все речевые органы состоят из мышц, то, следовательно, они поддаются тренировке. Гимнастика, направленная на развитие органов речи, называется артикуляционной. Такая гимнастика помогает укрепить речевые мышцы и подготавливает базу для чистого звукопроизношения.
Развитие мелкой моторики.
Движения организма и речевая моторика имеют единые механизмы, поэтому развитие тонкой моторики рук напрямую влияет на развитие речи.
Формирование фонематического слуха.
Также важно различать и анализировать звуки. Это умение называется фонематическим слухом. Маленький ребенок не умеет сравнивать звуки, но его можно этому научить. Цель упражнений на развитие фонематического слуха – научить ребенка слушать и слышать.
Развитие словарного запаса – качество и количество словарного запаса ребенка во многом определяют уровень развития речи в целом. Очень важно, чтобы ребенок знал, какие значения есть у слова, умел правильно употреблять его в самостоятельной речи.
Развитие связной речи .
Развитие высших психических функций – память, внимание, зрительное и слуховое восприятие, мышление.
Они тесно взаимосвязаны с речью. На занятиях игры направлены именно на активное развитие этих функций.
Развитие общей моторики
СЕНТЯБРЬ
Речевое дыхание
Приступать к тренировке собственно речевого дыхания можно только после того, как у ребенка сформирован сильный плавный выдох. Тренировка речевого дыхания – это обучение плавному произношению звуков, слогов, слов и фраз на выдохе. Предлагаем следующие этапы развития речевого дыхания:
Пропевание гласных звуков – А, О, У, И, Э;
– произнесение слогов на одном выдохе;
– произнесение слов на одном выдохе;
– произнесение фраз различной длины на одном выдохе;
– чтение стихотворений;
– пение песенок;
Предполагается постепенное развитие, движение от простого к сложному. Перечисленные игры научат ребенка плавно произносить на выдохе звуки и слоги, что является начальным этапом развития речевого дыхания.
В играх для развития речевого подражания отработка правильного речевого дыхания является одной из целей проведения игр. Взрослый постоянно следит за тем, чтобы при произнесении слогов, слов и фраз ребенок правильно использовал дыхание: говорил только на выдохе, не добирал воздух во время произнесения слова, при произнесении фраз делал осмысленные паузы.
Игры для развития речевого дыхания
« Пой со мной! »
Цель: развитие правильного речевого дыхания – пропевание на одном выдохе гласных звуков А, О, У, И, Э.
Ход игры: сначала взрослый предлагает детям вместе с ним спеть “песенки”.
Давайте споем песенки. Вот первая песенка: “А-А-А!” Наберите побольше воздуха – вдохните воздух. Песенка должна получиться длинная. Во время игры педагог следит за четким произношением и утрирует артикуляцию звуков. Сначала поем звуки А, У, постепенно количество “песенок” можно увеличивать.
– Вот вторая песенка: “У-У-У!” Теперь “О-О-О!”, “И-И-И!”, “Э-Э-Э!”
Можно устроить соревнование между детьми: побеждает тот, кто пропоет дольше всех на одном выдохе.
– Давайте устроим соревнование: начнем петь все вместе, победит тот, у кого самая длинная песенка.
Артикуляционная гимнастика
«Рожицы»
Ребенок выполняет различные мимические движения: надувает щеки, показывает язык, вытягивает губы трубочко й, широко открывает рот. —– Щелканье языком с широко открытым ртом. Цоканье языком, губы растянуты в широкую улыбку. Посвистывание, при этом губы вытянуты в трубочку. После отработки этих элементов ребенку предлагается несколько раз подряд два раза щелкнуть, два раза цокнуть, два раза свистнуть. -О близывание губ, зубов, тарелки или леденца на палочке. Плевание крупой. Перекатывание орехов во рту.
Гимнастика для языка: Движения в разные стороны, выгибание языка, сжимание и разжимание языка, свертывание в трубочку, поддразнивание и т. д.
Мелкая моторика
Пальцы ловкими хотят
Быть у всех наших ребят,
Пальцам мы сейчас поможем,
Упражнения предложим:
«Барашки»
Пальцы тянутся вперед,
Кто из них сильней нажмет?
А потом они согнулись,
Как барашки лбом столкнулись.
Фонематический слух
“Путаница” .
Послушай внимательно стихотворение.
Кто на дереве сидит?
В океане кто плывет?
В огороде что растет?
Под водою кто живет?
Перепутались слова!
Я командую “раз-два”
И приказываю вам
Всех расставить по местам”.
Спросите у ребенка: “Какие слова перепутались? Почему? Чем эти слова похожи друг на друга? Чем отличаются?”
Словарный запас, связная речь, мышление, память, внимание
“Назови как можно больше слов, обозначающих фрукты, овощи, деревья, цветы.
Общая моторика
Мы к лесной полянке вышли,
Поднимая ноги выше,
Через кустики и кочки,
Через ветви и пенечки.
Очень долго мы шагали,
Наши ноженьки устали.
Сейчас сядем, отдохнем,
А потом гулять пойдем.
ОКТЯБРЬ
«Звуки вокруг нас»
Цель: развитие правильного речевого дыхания – пропевание на одном выдохе гласных звуков А, О, У, Ы.
Ход игры: взрослый предлагает детям поиграть в такую игру.
– В мире вокруг нас слышатся самые разные звуки. Как малыш плачет? “А-А-А!” А как вздыхает медвежонок, когда у него зуб болит? “О-О-О!” Самолет в небе гудит: “У-У-У!” А пароход на реке гудит: “Ы-Ы-Ы”! Повторяйте за мной.
Взрослый обращает внимание детей на то, что произносить каждый звук следует долго, на одном выдохе.
Артикуляционная гимнастика
“Отбойный молоток”.
Цель: формирование навыка правильной артикуляции языка, зубов, мышц челюстно-лицевой области в стадии отправного толчка при глотании.
Ход игры:
Ведущий говорит: “Вы, наверное, видели отбойные молотки: ими работают шахтеры и дорожные рабочие вскрывают асфальт. Сейчас мы попробуем подражать этому молотку. Для этого нужно долго-долго произносить звук Д-Д-Д-Д-Д.
Затем дети пытаются проделать это упражнение в течение 3-4-х минут.
“Часики”
Цель: формирование навыка правильной артикуляции языка, зубов, мышц челюстно-лицевой области в стадии отправного толчка при глотании.
Ход игры:
Ведущий говорит: “У часов есть стрелки, которые все время ходят по кругу. При этом часовая стрелка движется очень медленно, минутная – побыстрее, а секундная – бежит очень быстро.
Вот и наш язычок должен научиться ходить по кругу, как стрелки часов. Для этого необходимо открыть рот и языком по внутренним стенкам верхней и нижней губы делать круговые движения слева направо и наоборот”.
Дети делают упражнения по команде: “Как часовая стрелка – медленнее; как минутная – быстрее; как секундная – еще быстрее”. Необходимо следить, чтобы рот постоянно был открыт, а нижняя челюсть оставалась неподвижной.
Мелкая моторика
«Венок»
Пальцы, как венок, сплетем,
Руки вытянем потом,
Пальцы выгнутся чуть-чуть,
Их расслабить не забудь.
Фонематический слух
Где позвонили – определяем направление звука. Для этой игры нужен колокольчик или другой звучащий предмет. Ребенок закрывает глаза, Вы встаете в стороне от него и тихо звоните (гремите, шуршите). Ребенок должен повернуться к тому месту, откуда слышен звук, и с закрытыми глазами рукой показать направление, потом открыть глаза и проверить себя. Можно ответить на вопрос: где звенит? – слева, спереди, сверху, справа, снизу. Более сложный и веселый вариант – «жмурки». Ребенок в роли водящего.
Словарный запас, связная речь, мышление, внимание, память
Упражнение “Кто без чего не обойдётся”
Помогает ребёнку научиться выделять существенные признаки. Взрослый зачитывает ряд слов. Из этих слов надо выбрать только два, самых важных, без чего главный предмет не может обойтись. Например, сад… какие из слова самые главные: растения, садовник, собака, забор, земля? Без чего сада быть не может? Может ли быть сад без растений? Почему?.. Без садовника… собаки… забора… земли?.. Почему?”
Каждое из предполагаемых слов подробно разбирается. Главное, чтобы ребёнок понял, почему именно то или иное слово является главным, существенным признаком данного понятия.
Примерные задания:
Сапоги (шнурки, подошва, каблук, молния, голенище)
Река (берег, рыба, рыболов, тина, вода)
Город (автомобиль, здание, толпа, улица, велосипед)
Игра (карты, игроки, штрафы, наказания, правила)
Чтение (глаза, книга, картинка, печать, слово)
Война (самолёт, пушки, сражения, ружья, солдаты)
Школа (учитель, ученики, столы, стулья, книги, тетради)
Второй вариант. Называем слова, и спрашиваем: чего не может быть без этого предмета, для чего или кого оно самое главное?
Например: вода, провод, карандаш, стекло, кирпич.
Общая моторика
Раз, два – выше голова (маршировать)
Три, четыре – руки шире (руки в стороны)
Пять, шесть – тихо сесть.
НОЯБРЬ
Речевое дыхание, формирование чувства ритма, развитие способности звукоподражания.
«Девочки поют»
Цель: развитие правильного речевого дыхания – пропевание на одном выдохе гласных звуков А, О, У, И, а также сочетаний из двух гласных – АУ, УА, ОУ, ОИ, ИА и т.д.
Оборудование: картинки с изображением поющих девочек – четко прорисована артикуляция при произнесении гласных звуков А, О, У, И.
Ход игры: подготовьте картинки с изображением лиц поющих девочек. Такие картинки легко нарисовать, главное условие – артикуляция должна быть четко прорисована.
В игре могут участвовать 2-4 ребенка. Сначала взрослый показывает детям картинки с изображением поющих девочек и предлагает угадать, какая девочка какой звук поет. Затем раздает по одной картинке и предлагает спеть такой же звук.
После этого организовывается общая игра: дети выстраиваются в ряд, держа в руках свои картинки, поет тот, на кого покажет взрослый.
– Теперь будем петь общую песенку. Петь будет тот, на кого я покажу палочкой. Старайтесь, чтобы песенки были длинными.
Следующий этап игры – пропевание сочетаний из двух гласных звуков. Педагог предлагает повторить за ним такие песенки:
– Давайте споем песенки. Вот первая песенка: “А-А-А-У-У-У!” Наберите побольше воздуха – песенка должна получиться длинная. А вот вторая песенка: “У-У-У-А-А-А!”
Постепенно количество и варианты “песенок” можно увеличивать. Затем эта же игра повторяется с использованием изображений поющих девочек. Педагог ставит рядом две картинки: девочка поет И, девочка поет А, и предлагает угадать, какую песенку поют девочки – ИА – и повторить ее. Такую игру сначала следует проводить индивидуально. Сочетания пар гласных звуков могут быть самыми разными.
Артикуляционная гимнастика
Статические упражнения для языка:
«Показать язык»
Язык наш нужно показать,
Сначала зубкам волю дать.
(покусать кончить языка)
Заморились уже зубы,
Пусть язык покажут губы.
(пошлепать кончик языка).
«Лопатка»
Пусть язык наш отдыхает,
Пусть немножко подремает.
(счет до 10, язык расслаблен)
Мелкая моторика
«Друзья»
Пальчик к пальчику приходит,
Друга он себе находит,
Будут пальчики дружить,
В гости часто приходить.
Фонематический слух
Слушай, пробуй, как звучит . Исследуйте звуковую природу любых предметов и материалов, оказавшихся под рукой. Изменяйте громкость, темп звучания. Можно стучать, топать, бросать, переливать, рвать, хлопать.
Словарный запас, связная речь, мышление, внимание, память
«Живое – неживое».
Знакомим ребенка с понятиями “одушевленный ” и “неодушевленный “.
Сначала объясняем, что все живые предметы мы называем “КТО”, а неживые “ЧТО”. Приводим несколько примеров.
Затем играем в вопросы и ответы. Можно использовать книжки с сюжетными картинками.
Что растет? Кто растет?
Кто летает? Что летает?
Кто плавает? Что плавает?
Кто самый большой? Что самое большое?
Общая моторика
Хлоп, хлоп, хлоп, хлоп
Топ, топ, топ, топ
Под кроватью черный кот
(присесть в такт словам)
Он залез под кровать
(поочередное движение руками вперед и к груди)
И мешает детям спать
(ритмичное помахивание указательным пальцем)
ДЕКАБРЬ
Речевое дыхание
«Сдуй шарик»
Цель: развитие правильного речевого дыхания – длительное произнесение на одном выдохе согласного звука Ф.
Ход игры: предложите малышам поиграть в такую игру: стоя на ковре, расставьте руки широко в стороны – получился шар, затем произносите длительно звук Ф, одновременно сводя руки перед собой – шарик сдувается. В конце обнимите себя за плечи – шарик сдулся.
– Давайте поиграем в шарики! Разведите руки в стороны – вот так! Вот какие большие шары получились. Вдруг в шарике образовалась маленькая дырочка, и он стал сдуваться… Воздух выходит из шарика: Ф-Ф-Ф! Сдулся шарик!
Напомните детям, что следует вдохнуть побольше воздуха, пока шарик надут, а затем постепенно плавно выдыхать его, произнося звук Ф. Добирать воздух нельзя.
Артикуляционная гимнастика
Дыхательные упражнения :
«Футбол»
Кончилось уже безделье,
Будет языку веселье,
Будем с ним сейчас играть,
Мяч в ворота забивать.
Носик глубоко вдыхает,
Горенская Алина Геннадьевна
Взаимодействие логопеда и воспитателей
Взаимодействие логопеда и воспитателей
В нашем дошкольном учреждении функционируют логопункт компенсирующей направленности для детей с проблемами в речевом развитии. Работа с детьми, имеющими нарушения речи, осуществляется по «Программе дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида для детей с нарушениями речи» Т. Б. Филичевой, Г. В. Чиркиной, Т. В. Тумановой.
Основная цель данной программы – построение системы коррекционно-развивающей работы детского сада для детей с ОНР и ФФНР, предусматривающая полное взаимодействие и преемственность действий всех специалистов ДОУ и родителей дошкольников.
Нами были определены функции логопеда и воспитателя :
Функции логопеда :
Изучение уровня речевых, познавательных и индивидуально-личностных особенностей детей, определение основных направлений и содержание работы с каждым ребенком.
Формирование правильного речевого дыхания, чувства ритма и выразительности речи, работа над просодической стороной речи.
Коррекция звукопроизношения.
Совершенствование фонематического восприятия и навыков звукового анализа и синтеза.
Устранение недостатков слоговой структуры слова .
Формирование послогового чтения .
Отработка новых лексико-грамматических категорий.
Обучение связной речи.
Предупреждение нарушений письма и чтения.
Развитие психических функций.
С 1 по 15 сентября обследовала детей, зачислила на логопункт с речевым заключением ОНР и ФФНР. Заканчивая этап обследования, оформила документацию :
Тетрадь № 1 - речевая карта на каждого ребенка;
Тетрадь №2 - для связи работы логопеда и воспитателей ;
Тетрадь №3 - рабочая тетрадь логопеда для ежедневных и еженедельных планов занятий;
Тетрадь №4 - записи домашних заданий для каждого ребенка логопункта ;
Тетрадь №5 - дневник на каждого ребенка, где я отмечаю поведение детей в различных игровых и неигровых ситуациях; составляю план работы на год.
На начало учебного года я предложила воспитателям всех групп , начиная со второй младшей, мониторинг речевого развития детей. По итогам мониторинга на начало учебного года во второй младшей группе 100% низкий уровень речевого развития; в средней группе – 91,7% низкий, 8,3% средний; в старшей группе - 64, 26% низкий уровень, 35, 74% средний уровень; в подготовительной к школе группе -73,6% низкий, 26,4% средний уровень речевого развития детей.
Группы Низкий уровень
речевого развития Средний уровень
речевого развития Высокий уровень
речевого развития
2 младшая 100%
Средняя 91,7% 8,3%
Старшая 64,2% 35,74%
Подготовительная к школе 73,7% 26,4%
Из таблицы мы видим, что в каждой группе имеются дети с речевыми нарушениями не только чисто в произношении, но и по другим разделам программы : формирование словаря, грамматический строй речи, связная речь и обучение грамоте в подготовительной группе. Исходя из результатов мониторинга, из которого видно, что самые низкие показатели по речевому развитию во второй младшей и средней группах, поэтому мы спланировали работу с воспитателями этих групп . Особое внимание мы уделили этому возрасту, учитывая их индивидуальные и психофизические способности, как на фронтальных и подгрупповых занятиях, так и индивидуально с каждым ребенком. Дети из средней группы были зачислены на логопункт : 5 человек, после проведения речевого мониторинга воспитателями , с детьми второй младшей группы была запланирована профилактическая работа.
В каждой группе заведена папка по взаимодействию воспитателя с логопедом , в которой находится вся необходимая информация : как ознакомительная для воспитателей (консультации, памятки, рекомендации и т. п., так и необходимая при работе с детьми по разным разделам речевого развития (примерные планы работы, артикуляционная гимнастика, упражнения и задания на автоматизацию поставленных звуков и т. п.). В ноябре воспитателям групп была предложена следующая документация : «Функции специалистов ДОУ в организации коррекционно-развивающей работы» , «Основные направления коррекционной работы воспитателя » , «Требования единого речевого режима» , «Лист рабочих контактов логопеда и воспитателей » , «Экран работы над звукопроизношением» , «Содержание работы воспитателя и логопеда » и т. п.
Не секрет, что залогом успеха коррекционной работы является совместная работа учителя-логопеда и воспитателей . И одной из таких форм взаимодействия являются занятия воспитателя по заданию логопеда (они проводятся ежедневно во вторую половину дня) . Но, учитывая, что у нас в ДОУ логопункт , а не речевые группы, работа строится по разделам программы воспитания и обучения «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, но с дополнительными элементами по «Программе дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида для детей с нарушениями речи» Т. Б. Филичевой, Г. В. Чиркиной, Т. В. Тумановой.
Занятия содержат :
1. Игры и упражнения на развитие артикуляционной, мелкой и общей моторики (пальчиковая гимнастика, игры на развитие координации движения с речью) .
2. Задания для повторения и закрепления материала по изучаемой лексической теме, отработанного с детьми логопедом , например, по совершенствованию навыков грамматического строя речи :
Образование существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами (упражнение «Назови ласково» ,
Образование формы множественного числа существительных (упражнение «Один – много» ,
Согласование числительных с существительным (игра «Посчитай» ) и т. д.
3. Материал, сложный для усвоения детьми :
Подбор антонимов (упражнение «Скажи наоборот» ,
Подбор однокоренных слов (игра «Собери семейку» ,
Подбор глаголов (упражнение «Что делает?» ,
Образование прилагательных (упражнение «Какой? Какая? Какие?» );
Составление описательных рассказов по схеме и т. п.
4. Индивидуальная работа с детьми по автоматизации и дифференциации звуков, а также задания по всем разделам программы, с теми детьми, которым наиболее трудно дается усвоение нового материала. При необходимости, предварительная работа с ними.
Бывает, что в силу каких-либо обстоятельств, не получается выполнить весь объем занятия, в таких случаях, воспитателю можно некоторые задания перенести на следующий день. Например, пальчиковую и подвижную игру провести на занятии в виде физминутки или на прогулке, как подвижную игру. В утренние часы организовать индивидуальную работу с теми детьми, которые по какой-то причине отсутствовали на вечернем занятии.
Всё выше сказанное говорит о том, что воспитатель с самого начала учебного года занимается текущим учебно-педагогическим процессом, работает постоянно со всеми детьми своей группы. Для индивидуального обследования у него нет ни времени, ни условий. Но зато воспитатель постоянно наблюдает за детьми в различных их проявлениях, разнообразных ситуациях : на занятиях, в игре, труде, быту. То есть, у воспитателя есть возможность сравнивать умения, навыки, способности и пр. своих воспитанников в ходе ежедневного общения с ними. А черты характера и особенности поведения детей лучше всего проявляются именно в коллективе. Поэтому, кто же лучше воспитателя может их обследовать? Помимо всего спектра поведенческих особенностей, воспитатель . как никто другой имеет возможность оценить : личностные черты каждого ребенка, состояние его общих движений, обучаемость на групповых занятиях и пр. всестороннее обследование каждого ребенка воспитателем необходимо для того , чтобы свести к минимуму трудности в обучении и воспитании детей , а эффективность работы максимально повысить. Другими словами, затрачивая определенные усилия на обследование детей в начале учебного года, воспитатель делает свою коррекционно-воспитательную работу в течение последующих нескольких лет более предсказуемой, четкой и результативной.
В отличие от логопеда , воспитатель проводит обследование не в индивидуальных, а в групповых формах, то есть путем наблюдения за детьми во время всех режимных моментов.
Некоторые качества дошкольников воспитатель может оценить в ходе так называемого включенного наблюдению, то есть при совместной игровой, трудовой и бытовой деятельности.
Кроме того, воспитатель оценивает способности детей, их наклонности, возможности и характерологические особенности в ходе ежедневных бесед.
Картину дополняет общение с родителями воспитанников и их родственниками , выполнение тестов и специальных заданий на организуемых в начале учебного года диагностических занятия. Таким образом, воспитатель в начале учебного года составляет представление о каждом ребенке группы.
На логопункте скользящий график : 2 - 3 занятия в неделю. Эти занятия могут быть индивидуальными и подгрупповыми (6 детей) . Воспитатель проводит ежедневные занятия в утренние и вечерние часы со всеми детьми. На фронтальных занятиях, предусмотренных «Программой от рождения до года» (развитие речи, ознакомление с окружающим и природой, занятий по рисованию, лепке, аппликации, конструированию, у детей закрепляются навыки пользования самостоятельной речью.
Логопед и воспитатель , каждый на своем занятии, решают следующие коррекционные задачи :
- воспитание усидчивости , внимания, подражательности;
Обучение выполнению правил игр;
- воспитание плавности , длительности выдоха, мягкой голосоподачи, ощущение расслабления мышц конечностей, шеи, туловища, лица;
Обучение элементам логопедической ритмики ;
Коррекция нарушений звукопроизношения, развитие лексико-грамматической стороны речи, фонематических процессов.
На занятиях запланировали использовать физкультминутки, дидактические игры, игры с пением, элементы игр-драматизаций, подвижных игр с правилами. Решая коррекционные задачи, логопед и воспитатель выявляет особенности поведения детей, степень нарушения моторики, звукопроизношения и т. п.
На индивидуальном занятии воспитатель осуществляет программу, разработанную логопедом для каждого ребенка , куда входят :
Упражнения на развитие артикуляционного аппарата;
Упражнения на развитие мелкой моторики пальцев рук;
Упражнения на автоматизацию и дифференциацию поставленных логопедом звуков , и контроль за ними;
Работа над речевым дыханием, над плавностью и длительностью выдоха;
Лексико-грамматические задания и упражнения на развитие связной речи.
Считаю, (даже исходя из мониторинга речевого развития детей по группам, что развитие речи в детском саду должно стоять одной из первых задач при планировании работы с детьми. Поэтому, важность контакта, преемственности в работе логопеда и воспитателей объясняется тем , что устранение речевых нарушений возможно только при комплексном подходе. Это означает, что для коррекции всего спектра нарушений и особенностей требуется совместная работа воспитателей групп , логопеда и родителей , причем работа не формальная, а вдумчивая, серьезная, кропотливая и систематическая.