Поэма светлана читать краткое содержание. Жуковский «Светлана» – анализ
«Раз в крещен-ский вечерок / Девушки гадали: / За ворота башмачок, / Сняв с ноги, бросали». Гадали, чтобы узнать суже-ного, свою судьбу. Среди девушек только Свет-лана молча-лива и грустна, она не поёт, не гадает. Её милый далеко, и уже год от него нет никаких вестей. Тяжело Свет-лане пере-жи-вать разлуку с любимым.
Вот в свет-лице стол накрыт белой скатертью, на нем стоит зеркало со свечой и два прибора. Ровно в полночь в зеркале Свет-лана увидит своего милого, свою судьбу. С робо-стью садится она к зеркалу, но темно в зеркале, лишь свеча трепещет на столе. Вот и полночь. Свет-лана, замерев от страха, слышит, чьи-то шаги. Она робко глядит в зеркало, и чудится ей, что кто-то стоит за ее спиной и шепчет: «Я за тобой, моя краса!» Огля-ну-лась — милый к ней протя-ги-вает руки: «Едем! Поп уж в церкви ждёт... / Хор венчальну песнь поёт.»
Они выходят к воротам, садятся в сани, и кони пуска-ются вскачь.
Они едут ночной степью, тусклая луна осве-щает их путь. Жених Свет-ланы вдруг замолчал, стал бледен и уныл. Вот в стороне появ-ля-ется храм, через открытые двери виден черный гроб — отпе-вают усоп-шего. Свет-лане страшно, но жених все так же молчалив, все так же бледен и уныл. Подни-ма-ется метель, ворон вьется над санями и каркает: «Печаль!» Вдруг появ-ля-ется хижинка, зане-сенная снегом. Кони подле-тают к ней и... пропа-дают вместе с санями и женихом.
Остав-шись одна, Свет-лана реша-ется зайти в избушку. А в избушке — стол, накрытый белой скатертью, а на столе — гроб. Свет-лана падает на колени перед образом Спаси-теля и молится, затем, зажав в руках крестик, садится в уголок, под иконы.
Вьюга утихла, свеча у гроба горит, мигая. Тишина. Чу! Белый голубок спус-ка-ется к Свет-лане, садится на грудь и обни-мает крыльями. Опять тишина. Но кажется Свет-лане, что мертвец поше-ве-лился. Так и есть — покры-вало спало, и страшный мертвец застонал. Вот-вот он разо-мкнет свои окоче-невшие руки и встанет из гроба! Но тут белый голу-бочек вспорхнул и сел на грудь мерт-веца. И тот, лишенный силы, заскре-жетал зубами, опять мерт-венно побледнел и замер в гробу.
«Глядь, Свет-лана... о творец! / Милый друг ее — мертвец! / Ах! ...и пробу-ди-лась.» Просну-лась Свет-лана в своей же свет-лице, где заснула, гадая. И вот уже рассвет, и петух поет, встречая новое утро. Но у Свет-ланы тяжело на душе от страш-ного и, может быть, вещего сна. Чтобы развеять тоску, она садится у окна, смотрит на дорогу. И видит: сани мчатся к дому, «Статный гость к крыльцу идёт... / Кто?... Жених Свет-ланы.»
Разве-ялся мрачный сон — жених приехал за Свет-ланой, чтобы вести ее к венцу.
Вот итог баллады: верь в свою судьбу, верь в Бога, и несча-стье пока-жется лишь страшным сном. «О! не знай сих страшных снов / Ты, моя Свет-лана...»
Надежда, что сверхъестественные силы могут прийти на помощь человеку. В поэме мрачные мысли девушки противоречат ее молодости, ее лучшим надеждам и чувствам.
** *
Однажды в крещенский вечер девушки решили погадать. Одну из девушек звали Светлана. Подруги заметили, что она на редкость грустна. Ее стали расспрашивать. Подруги решили, что у Светланы случилось что-то плохое. Оказалось, что девушка тоскует по своему милому другу. Он находится очень далеко. И девушка переживает, что ее судьбой будет одиночество. Светлана сообщила подругам, что прошел уже целый год, как она не получала вестей от своего любимого. Это было веским основанием задуматься о том, что с ним произошла беда. Девушка сказала, что думает только о своем милом друге; без него немил белый свет. Подруги дают совет Светлане обратиться к такому магическому средству, как гадание. По их мнению, именно так можно призвать любимого. Светлана, преодолев свою робость, воспользовалась советом. Она выполнила все условия, необходимые для гадания. И вот примерно в полночь девушка услышала стук двери. Кто-то посмотрелся в зеркало. Светлана увидела своего любимого. И сразу же стали происходить чудеса. Возлюбленный позвал девушку с собой. Он сказал, что в церкви уже все готово для венчания.
Светлана безропотно пошла за своим любимым. Глубокая ночь. Они едут вдвоем. Возлюбленный Светланы молчит. Она также не в силах задать ни единого вопроса. Вдруг они видят церковь. Девушка заходит внутрь. Она видит гроб. Священник проводит обряд погребения.
Вокруг летает черный ворон, олицетворяя собой печаль. Обстановка зловещая. Внезапно девушка понимает, что все исчезло. Она осталась одна. Вокруг метель и вьюга. Светлана идет и вдруг видит маленькую избушку, в которой горит одно окно. Девушка, читая молитву, открывает дверь. И видит белый гроб и свечу, горящую перед иконой. Светлана упала перед иконой и стала молиться. Совершенно неожиданно на грудь девушке сел белый голубь.
Тут же Светлане показалось, что мертвец начинает шевелиться. Светлана в ужасе. Но голубь перелетел на грудь мертвецу. Тут же мертвый потерял силы и упал в гроб. И девушка поняла, что в гробу - ее милый. Она в ужасе.
Внезапно все закончилось. Светлана проснулась в своей комнате. И увидела в окно, что к дому подъезжает ее любимый.
* * *
Картина, которую рисует поэт, то есть сцена гадания настраивает читателя на романтический лад. В поэме много деталей, которые тесно связаны с мистикой, - лунная ночь, зловещие предчувствия. Однако финал произведения показывает, что надежда на лучшее всегда может осуществиться. Любые предзнаменования могут оказаться пусть тревожным и страшным, но всего лишь сном. В этом произведении голубь является олицетворением Божественной силы, чистой и светлой. Девушка не ропщет на свою несчастную долю, она обращается за помощью свыше и получает ее. «Ямолюсь и слезы лью./Утоли печаль мою/ Ангел-утешитель!» Пробуждение становится счастьем. Все дурное уходит куда-то далеко, девушку ожидает настоящая жизнь, полная радостей и веселья.
Бюргера «Ленора » своё известное стихотворение «Людмила ». Однако оно не вполне удовлетворило поэта, и через некоторое время он написал на ту же литературную тему новую балладу, «Светлана», в которой сюжет «Леноры» еще больше смягчен и изменен. «Светлана» (см. её полный текст и краткое содержание на нашем сайте) относится к одним из лучших произведений Жуковского, недаром в литературном обществе «Арзамас » ему самому была дана кличка – «Светлана».
В. А. Жуковский. Светлана
Баллада начинается с описания чисто русского обычая, гадания девушек:
«Раз в крещенский вечерок
Девушки гадали:
За ворота башмачок,
Сняв с ноги, бросали;
Снег пололи; под окном
Слушали; кормили
Счетным курицу зерном,
Ярый воск топили;
В чашу с чистою водой
Клали перстень золотой,
Серьги изумрудны;
Расстилали белый плат,
И над чашей пели в лад
Песенки подблюдны».
Одна из девушек, Светлана, тоскуя о своем женихе, решается ночью гадать одна: накрывается стол на два прибора, и Светлана со свечей сидит перед зеркалом, ожидая увидать в нем отражение своего жениха. В полночь действительно является жених Светланы, она выходит с ним в морозную ночь, садится к нему в сани, и кони мчат их по снежному полю.
Ночная скачка Леноры с женихом превратилась в чисто русскую езду на санях. Но, как и в «Леноре», все, что встречается на пути, наводит страх и жуть на душу девушки. То едут они мимо церкви, в которой идет отпевание покойника, то подымается метель, то черный ворон жутко каркает над ними. Наконец, кони останавливаются перед маленькой хижиной. Внезапно и кони, и сани, и жених исчезают. Светлана одна входит в хижину, перед ней гроб со свечой у иконы.
Виден ей в избушке свет:
Вот перекрестилась;
В дверь с молитвою стучит…
Дверь шатнулася… скрыпит…
Тихо растворилась.
Что ж?.. В избушке гроб; накрыт
Белою запоной;
Спасов лик в ногах стоит;
Свечка пред иконой…
Ах! Светлана, что с тобой?
В чью зашла обитель?
Страшен хижины пустой
Безответный житель.
Светлане страшно и она начинает тихо молиться, – и что же? К ней на плечо откуда-то слетает белый голубок, воркует, ласкается. Жуковскому захотелось смягчить впечатление жуткого страха, и он послал своей героине этого утешительного голубка.
Но нарастание страха продолжается: покров срывается с гроба, перед Светланой мертвец, в котором она узнает своего жениха... Он поднимается, протягивает к ней руки, – голубок старается ее защитить, – Светлана вскрикивает... и просыпается! Весь пережитой ужас был сном.
«...Уж рассвело, –
В тонкий занавес окна
Светит луч денницы».
Светлана слышит дальний звон колокольчика; ближе, ближе, и вот остановились сани у ворот:
«Статный гость к крыльцу идет...
Кто? Жених Светланы!»
Радостно заканчивает Жуковский свою балладу счастливой встречей влюблённых. Вот во что обратился страшный рассказ о Леноре...
«Светлана» – одна из лучших баллад в творчестве Жуковского ; она проникнута русским духом; на всем произведении лежит отпечаток светлой, мягкой души автора.
(Баллада, 1808-1811) -
Светлана - героиня баллады, написанной, как и другая баллада Жуковского, «Людмила», на тему «образцовой» баллады немецкого поэта Г.-А. Бюргера «Ленора», - возвращение жениха-мертвеца за своей невестой и их путь к гробу. «Светлана» - попытка создания идеального национального характера, «русской души», какой ее видел и понимал поэт. Отличительные черты этого характера-души - чистота, кротость, покорность Провидению, верность, нежность и светлая грусть. Для изображения своей героини поэт использовал фольклорные краски, стилизуя ее - в сентиментальном ключе - под девушку из народной песни или сказки.
Грустная С. гадает в крещенский вечерок у зеркала о своем милом. Появляется ее жених и говорит ей, что небеса укротились, ропот ее услышан. Он зовет ее за собой, сажает в сани, и они едут по снежной степи. С. видит Божий храм, в котором кого-то отпевают. Наконец сани подъезжают к хижине. Кони и жених исчезают. Героиня, перекрестившись, входит в дом и видит гроб. Из него встает мертвец и тянет к ней руки. Но С. спасает чудесный голубок, закрывающий ее крыльями от страшного призрака. В последнем героиня узнает своего милого и - пробуждается. В финале появляется живой и невредимый жених. Герои соединяются и играют свадьбу.
Образы и сюжет «Людмилы» («Леноры») переосмысливаются в «Светлане»: явление мертвеца невесте оказывается страшным сном-обманом (жених не умирал, привидевшийся во сне призрак, очевидно, демон-соблазнитель, от которого героиню оберегает евангельский голубок), снимается важный мотив вины героини (для появления страшного жениха С. не давала никакого повода); балладная смерть героев оборачивается их счастливым соединением.
Грустная С. в отличие от отчаявшейся Людмилы не ропщет на судьбу, не зовет на суд Творца, но молит «ангела-утешителя» утолить ее печаль, она набожна и безгрешна. Поэтому темные силы не властны погубить ее чистую душу. Неумолимый рок уступает место благому Провидению.
Герои «страшных» баллад Жуковского - всегда «страдальческая сторона», они не имеют никаких шансов на спасение, все, что должно произойти, произойдет: казнь свершится, предсказание сбудется. Такие герои - жертвы своего греха или сверхъестественного дара. В «Светлане» все наоборот: героиня невинна, «вещий сон» не сбывается, что совершенно исключительно как для балладного жанра, так и для фольклорного, святочного, истолкования сна; стихотворение заканчивается свадьбой героев. Балладная логика разрушается, счастливый, сказочный финал опровергает традиционную схему. С. - не балладная героиня, помещенная волею автора в чуждый ее природе жанровый мир: традиционные для баллады ужасы - лишь испытание ее веры. Ее светлая душа оказывается сильнее ночного мрака, вера и любовь вознаграждаются. Само имя героини имеет несвойственную жанру этимологию: оно задает в стихотворении тему света, противостоящего балладной тьме и побеждающего ее. (Не случайно баллада «Светлана» заканчивается ранним утром, в то время как действие «Людмилы» - и «Леноры» - не выходит за пределы ночи.)
С. - один из важнейших для Жуковского поэтических образов, связывающий воедино его судьбу и творчество. Жуковский посвятил эту балладу Александре Андреевне Протасовой (в замужестве Воейковой), которую называл «своею музою, вдохновлявшей его на поэтическое настроение». Имя Светлана стало литературным именем этой женщины - адресата многих стихотворных посланий как Жуковского, так и Н. М. Языкова, И- И. Козлова. Этим же именем называли в литературном обществе «Арзамас» самого поэта. Спустя годы его друг П. А. Вяземский вспоминал слова поэта о том, что полученное им при арзамасском «крещении» имя оказалось пророческим: Жуковский был «Светланой не только именем, но и душою». Имя С. стало для Жуковского и его друзей символическим обозначением особого миросозерцания и мироощущения, «светлой» веры, призванной осветить своим присутствием мрачную существенность жизни; оно оказалось своего рода чудесным талисманом, защищающим от злых сил.
А. С. Пушкин использовал «молчаливый и грустный» образ С. для характеристики своей героини Татьяны («Евгений Онегин», гл. 3, строфа V). Образ С. имеет бесчисленное число литературных отголосков: он стал одним из центральных образов русского литературного пантеона героев.
В балладе перед читателем предстает романтическая картина, наполненная фольклорными мотивами. Начинается произведение со святочных гаданий девушек. Рисуется образ верной и любящей героини – Светланы. Она удручена тем, что от ее жениха уже давно нет вестей. И она решатся на страшное гадание с зеркалом. Далее описывается жуткий сон девушки, в котором она видит мертвым своего возлюбленного. Но, завершает произведение счастливый конец. Проснувшись, девушка, еще под впечатлением увиденного во сне, садится у окна и, вдруг видит, что милый ее жив и здоров и едет к ней.
Таким развитием событий и неожиданно счастливой их развязкой автор хотел сказать, что терпение, вера и смирение вознаграждаются. В этом отражаются черты русского народа, уповающего на свою непоколебимою веру. Все страшное и плохое – это сон, который остается за незримым порогом, когда вера человека и чистота души и помыслов приводит его к победе над этим.
Пересказ
Накануне праздника Крещения собрались девушки, чтобы погадать на своего милого-суженого и узнать свою судьбу. Среди девушек находится и Светлана, но настроение у нее совсем не радостное. Подружки спрашивают, почему она так молчалива и задумчива. Светлана отвечает, что ее угнетает разлука с любимым женихом, который уже год находится где-то в дальних краях.
Девушка садится к столу с зеркалом и свечой, но в зеркале видит лишь темноту. Ей становится страшно от этой темноты и тишины, царящей вокруг. И вдруг Светлана слышит стук и видит в зеркале, что за ее спиной кто-то стоит. Девушка оглядывается и видит своего жениха, который протягивает к ней руки и приглашает поехать с ним в церковь для венчания.
Молодые люди выходят во двор, где их уже ждут сани с лошадьми. Вскоре они оказываются около церкви, где находится множество людей, а посреди зала стоит черный гроб. Не останавливаясь, сани продолжают свой путь. Потом на пути им встречается мирная хижина, и внезапно Светлана оказывается около нее одна, жених и кони пропали. На улице кружит метель, девушка перепугана и стучит в двери хижины. Двери отворяются, и Светлана заходит внутрь.
И здесь посреди избушки девушка видит гроб. Испуганная и измученная, она притаилась в углу. Постепенно вьюга стихла, откуда-то появился белый голубь и сел на грудь Светланы. Но вдруг она замечает, что мертвец в гробу шевелится и пытается встать. Покров с него спал, и девушка узнала в покойном своего милого жениха. Но голубь бросился на грудь мертвецу, и тот замер в своем гробу.
Внезапно Светлана просыпается и видит себя в своей горнице перед зеркалом. Девушка не знает, как понимать этот сон, что он предвещает. Вдруг она слышит звук колокольчика. К крыльцу подлетают сани, и Светлана видит, что из них выходит ее дорогой жених. Он приехал за своей невестой, чтобы отвезти ее в церковь для венчания.
Беда и смерть оказались страшным сном, пробуждение принесло радость и счастье. Автор призывает верить в Провидение, и тогда сам Создатель будет защитой человеку и все беды пройдут мимо него.
В самом начале произведения описываются народные гадания девушек крещенским вечером. И только одна из них, Светлана, невесела. Она удручена тем, что от ее жениха уж целый год, как нет никаких вестей. Девушка очень сильно кручинится из-за этого.
Подружки же ее, между тем, забавляются различными гаданиями: кидают башмак за ворота, насыпают зерно курице. Видя тоску Светланы, они спрашивают, почему она так грустна и предлагают присоединиться к их забавам. На что она отвечает им, что с ней случилось. Говорит она о своей тоске по милому, рассказывает о недоумении, почему же от него нет вестей. В душу девушки начали уже закрадываться подозрения, что он забыл о ней.
И вот, в итоге, Светлана решается на далеко не безобидное гадание с зеркалом при свечах. Оставшись ночной порой одна перед ним, девушка хочет узнать, какая судьба уготована ей и сулит ли она для нее встречу с милым.
Испытывая страх, девушка все же продолжает всматриваться с надеждой в зеркало. И тут ей начинает чудиться, будто кто-то хлопнул замком. А потом она ощутила чье-то присутствие за своей спиной и услышала голос. Обернувшись, Светлана видит своего долгожданного жениха перед собой, простирающего руки к ней. Он развевает все ее страхи и сомнения, словами о том, что молитвы ее услышаны и разлуки для них отныне не существует. И зовет девушку скорее ехать с ним в храм, где уже ждут их попы.
Вот, Светлана преступает порог, покидая дом вместе с полночным гостем. У ворот ждут их лошади, запряженные в сани. Герои едут вперед. Жених неожиданно делается молчаливым и мрачным. Светлану начинает это настораживать. В ответ на свой вопрос, почему же он стих, девушка получает лишь молчание. Жутко ей, но любовь и вера заставляют всему покориться и безропотно продолжать путь.
Еще страшнее становится девушке, когда они проезжают храм. Ветер, приоткрывший его дверь, показывает ей мрачную картину. Там собрался народ на панихиду по усопшему. Видит девушка там черный гроб и слышит слова священника, предающего покойника могиле.
А жених ее все молчит. Все так же он мрачен. Вот, виднеется хижина, занесенная снегом. Кони мчат молодых прямо к ней. В это время поднимается метель. Появляется ворон, своим зловещим карканьем предвещая недоброе. А жених все так же бледен и уныл. И тут, достигнув избы пропадают кони вместе с санями и женихом. Как будто и вовсе их не бывало. Остается Светлана совсем одна в безлюдном и совсем не знакомом ей месте.
Преодолевая жуткий страх, девушка решается постучаться в дверь хижины. И она распахивается перед ней. Картина, представшая взору девушки и здесь была жуткой. На столе стоял гроб, покрытый белым саваном. Успокаивает ее то, что имеются здесь иконы. Помолившись святым образам, Светлана робко и с боязнью забивается в уголок под ними. Влетает в хижину белый голубок. Он не оставляет девушку.
Вдруг, чудится Светлане звук. Это мертвец зашевелился в гробу. Приоткрывается саван и он восстает со своего упокоительного ложа, силясь разжать сцепленные на груди руки. Девушке виден весь его силуэт в полный рост, но лица пока еще она не разглядела. Тут на помощь приходит голубь. Он садится на грудь покойному, лишая его всей мощи. И, будучи не в силах уже ничем навредить девушке, мертвец грозно сверкает на нее очами, страшно скрежеча зубами. В этот миг Светлана узнает в нем своего возлюбленного.
И тут девушка просыпается. И где же? На том самом месте, где и уснула – за столом пред зеркалом, поведавшем ей такую страшную историю. Все это ночное путешествие оказалось всего лишь сном. Кажется ей теперь, что недобрым знаком было увиденное, что вещает оно ей недобрую судьбу.