Отрицательные внешние эффекты. Большая энциклопедия нефти и газа
Пособие приведено на сайте в сокращенном варианте. В данном варианте не приведены тестирования, даны лишь избранные задачи и качественные задания, урезаны на 30%-50% теоретические материалы. Полный вариант пособия я использую на занятиях с моими учениками. На контент, содержащийся в данном пособии, установлено правообладание. Попытки его копирования и использования без указания ссылок на автора будут преследоваться в соответствии с законодательством РФ и политикой поисковиков (см. положения об авторской политике Yandex и Google).
13.1 Внешние эффекты
Внешние эффекты (их еще называют экстерналии (англ. externality) – влияние деятельности одного экономического агента на благосостояние другого, которое не находит отражения в рыночной цене блага. При отрицательном внешнем эффекте третьи лица, не вовлеченные в сделку (то есть это ни продавцы, ни покупатели), несут издержки. При положительном внешнем эффекте третьи лица имеют выгоды.
Как мы показывали в предыдущих главах, цены являются лучшим носителем информации в рыночной экономике, позволяя миллионам покупателям и продавцов получать релевантные сигналы и координировать усилия . Однако при наличии внешних эффектов рыночный механизм дает сбой: ведь цены не отражают интересов всех участников рынка, и рыночное равновесие уже не является эффективным.
Рассмотрим подробнее действие отрицательных и положительных внешних эффектов
Для того, чтобы оценить влияние внешних эффектов на рыночное равновесие, мы обратимся к знакомым графикам спроса и предложения. По главе «Спрос» мы помним, что спрос представляет собой готовность заплатить за товар предельного покупателя, который выбирает между различными вариантами удовлетворения потребительского спроса. То есть спрос отражает частные предельные выгоды (marginal private benefits, MPB). Предложение товара отражает предельные издержки на производства товара производителей, которые имеют ресурсы и делают выбор между производством различных товаров. Кривая предложения отражает предельные частные издержки (marginal private cost, MPC).
При наличии внешних эффектов на рынке существуют неучтенные в цене интересы третьих лиц, экстернами (externalities). Это и есть внешние эффекты: неучтенные предельные выгоды (marginal external benefit, MEB) или неучтенные предельные издержки (marginal external cost, MEC).
Рассматривают следующие виды внешних эффектов:
- Отрицательный внешний эффект в производстве
- Отрицательный внешний эффект в потреблении
- Положительный внешний эффект в производстве
- Положительный внешний эффект в потреблении
13.1.1.Отрицательный внешний эффект в производстве
Наиболее популярный пример отрицательного внешнего эффекта в производстве – это загрязнение окружающей среды. Например, крупный промышленный завод сливает сточные воды в реку и выбрасывает диоксид углерода в атмосферу. В результате этого ущемляются интересы многих лиц: люди больше не могу купаться в чистой воде и дышать свежим воздухом, недвижимость и земля в стоящем рядом на берегу реки коттеджном поселке начинает падать, а располагающееся рядом рыбное хозяйство начинает терять уловы рыбы. Ни один из данных эффектов не учтен в цене продукции завода.
В этом случае предельные общественные издержки (marginal social cost, MSC) оказываются больше предельных частных издержек (то есть издержек завода) на величину предельных внешних издержек (то есть на величину внешнего эффекта):
MSC = MPC + MEC
Графически данная ситуация изображается следующим образом:
При наличии отрицательного внешнего эффекта в производстве предельные общественные издержки оказываются выше предельных частных издержек. При этом предельные общественные выгоды равны предельным частным выгодам.
В этом случае равновесие рынка находится в точке, тогда как общественно оптимальное равновесие находится в точке B.
То есть с точки зрения общества товара должно производиться и потребляться меньше, а стоить он должен дороже.
13.1.2. Отрицательный внешний эффект в потреблении
Также возможна ситуация, когда потребление блага сопровождается отрицательным внешним эффектом для третьих лиц. Классическим примером является прослушиване громкой музыки. В этом случае ваше потребление создает издежрки для соседей.
В этом случае предельные общественные выгоды (marginal social benefit, MSB) оказываются ниже предельных чатсных выгод (marginal private benefit, MPB) на величину предельных внешних выгод (marginal external benefit, MEB).
MSB = MPB - MEB
С точки зрения общественных интересов товара должно производиться и потребляться меньше, и стоить он должен дешевле.
13.1.3. Положительный внешний эффект в производстве
Классическим примером положительного внешнего эффекта в производстве являются инновации. Фирмы в процессе производственной деятельности в поиске эффективных способов производства нередко прибегают к инновациям, которые вскоре становятся доступными для всего общества.
В этом случае предельные общественные издержки (marginal social cost) оказываются ниже предельных частных издержек (marginal private cost) на величину предельных внешних издержек (marginal external cost):
MSC = MPC - MEC
При положительном внешнем эффекте в производстве товара с точки зрения общественных интересов товара должно производиться и потребляться больше, а стоить он должен дешевле.
13.1.4. Положительный внешний эффект в потреблении
Допустим, вы решили облагоустроить собственный подъезд. На свои деньги вы покупаете красивые кустарники и деревья, вешаете на стены красивые картины. Но выгоду от вашей покупки получаете не только вы, но и остальные жители подъезда.
В этом случае третьи лица получают выгоды от процесса вашего потребления, и предельные общественные выгоды (marginal social benefit) становятся выше ваших предельных частных выгод (marginal private benefits) на величину предельных внешних выгод ваших соседей (marginal external benefit):
MSB = MPB + MEB
С точки зрения общественных интересов товара должно производиться больше и стоить он должен дороже.
Данные примеры внешних эффектов позволяют сделать вывод: при отрицательных внешних эффектах, в производстве или потреблении, с точки зрения общественных интересов товара должно производиться меньше, то есть он производится в избыточном количестве. При положительных внешних эффектах, наоборот, товар производится в недостаточном количестве. То есть с точки зрения общественных интересов товара должно производиться больше.
Поскольку внешние эффекты приводят к неэффективному распределению ресурсов, общество ищет способы их устранения. Устранение внешних эффектов заключается в обращении внешних эффектов во внутренние издержки или выгоды, и называется этот процесс «интернализация» .
Интернализация – обращение внешних эффектов третьих лиц во внутренние издержки или выгоды участников рынка.
Один из способов интернализации внешних эффектов заключается в налогообложении или субсидировании участников, которые производят отрицательный или положительный внешний эффект.
Одним из способов интернализации отрицательного внешнего эффекта в производстве, например при загрязнении окружающей среды, выступает налогообложение предприятий, осуществляющих вредные выбросы. Данные налоги называются «налоги Пигу» по имени американского экономиста Артура Пигу, который впервые предложил интернализацию внешних эффектов таким образом.
«Налог Пигу» увеличивает предельные издержки завода таким образом, чтобы новая цена и объем производства отвечали общественно оптимальным интересам:
В случае положительного внешнего эффекта в производстве государство может субсидировать производство товара, например, предоставляя налоговые льготы инновационным предприятиям.
Но кроме государственного вмешательства существуют и частные способы интернализации внешних эффектов, когда стороны самостоятельно могут договориться об устранении внешних эффектов, и это утверждает великая теорема Коуза.
13.1.6 Теорема Коуза
Материалы данного раздела не публикуются на сайте, а доступны в полной версии данного пособия, которое я использую на занятиях с учениками.
В начале главы «Рыночное равновесие» мы рассуждали о том, что именно наличие множества рынков, на которых потребитель могут альтернативно удовлетворять потребности, а производители альтернативно решить, какие товары производить из имеющихся ресурсов, делает экономику эффективной, позволяя участникам извлекать нужную информацию из цен. В случае урегулирования судом проблем внешних эффектов и споров между сторонами решается наилучшим образом, когда им доступно максимальное количество возможностей для выработки совместных решений.
Основываясь на приведенных выше рассуждениях, попробуем проанализировать, какой из методов регулирования внешних эффектов является эффективным. Рассмотрим известный случай загрязнения окружающей среды, который является отрицательным внешним эффектом.
Можно предложить три способа регулирования загрязнения окружающей среды:
- Принудительное сокращение объемов производства
- Обложение вредных производств налогов
- Организация рынка загрязнений
Принудительное сокращение объемов производства, одинаковое для каждой фирмы, не является эффективным экономическим решением. Разные компании могут по разному загрязнять окружающую среду. Если обязать все компании сократить производство на одинаковую величину, то это будет неэффективным решением. Далее, какие-то компании имеют низкие издержки устранения загрязнений, и могут предпочесть потратить деньги на дополнительное оборудование без сокращения выпуска, а какие-то компании имеют высокие издержки на устранение загрязнений и предпочтут сократить выпуск или же уплатить штраф.
В этом отношении налоги Пигу являются более эффективным методом устранения внешних эффектов. Некоторые компании предпочтут потратить деньги на очистные сооружения и платить меньше налогов, а некоторые предпочтут не снижать выбросы и платить налоги. Но при налогах Пигу мы забыли о выводах нашего предыдущего анализа: загрязнения неэффективны не сами по себе, а потому что они имеют негативный эффект на разнообразных внешних агентов, например, на владельцев расположенных рядом рыбных ферм. В случае налогов Пигу заводы имеют стимулы сокращать выбросы, но тогда владельцы ферм не имеют стимулов самим ставить очистное оборудование. Если же фермеры имеют более низкие издержки по устранению последствий загрязнений, чем заводы, то налоги Пигу будут неэффективным способом решения проблемы с точки зрения общественных издержек.
Третий способ заключается в организации рынка разрешений на загрязнение. Это означает, что завод, производящий загрязнения, должен купить на рыке право загрязнять окружающую среду в размере определенного количества единиц загрязнений (речь идет о квотах на загрязнение). Первоначальное распределение квот на загрязнение построено таким образом: тот, кто обладает технологией с низким уровнем загрязнения, получает большую квоту. Тот, кто обладает технологией с высоким уровнем загрязнения, получает меньшую квоту. Далее между участниками организуется рынок квот.
Рассмотрим модельную работу такого рынка на нашем примере про ферму и завод.
В нашем примере про завод и рыболовную ферму первоначальное распределение таково: ферма имеет все квоты на загрязнение (потому что ее деятельность не загрязняет воду вообще), завод их не имеет вообще. Теперь, для того, чтобы заводу осуществлять свою деятельность, он должен купить их у фермы. По какой цене ферма будет продавать заводу право загрязнять воздух? Посмотрим на логику действия фермы. Если завод не загрязняет воду, то ферма не несет издержек в результате отрицательного внешнего эффекта. Но в то же время она и ничего не получает от продажи квоты на загрязнение. Когда ферма начинает продавать квоты, то завод может начинать загрязнять воду. В этом случае ферма начнет нести издержки в размере отрицательного внешнего эффекта от загрязнения воды заводом, но, в то же время, начнет получать выручку от продажи заводу разрешений на загрязнение. Если подобных ферм и заводом будет много, и информация об их деятельности будет общедоступной, то цена на загрязнения установится на уровне издержек фермы по установке очистных сооружений. Если же издержки по установке очистных сооружений будут ниже у завода, то он предпочтет не платить ферме за разрешения на загрязнения, а поставить очистные сооружения самостоятельно и не осуществлять загрязнение. В любом случае, будет найдено оптимальное с точки зрения общества решение.
И в этом смысле организация конкурентного рынка разрешений на загрязнения оказываются еще более эффективным методом устранения внешних эффектов по сравнению с налогом Пигу.
Тема 6. Теория внешних эффектов
Основные понятия
Эффект дохода и эффект замещения
Эффект дохода (Income Effect) показывает, как влияет изменение цены товара на величину реального дохода и, соответственно, на величину спроса. Здесь следует ввести понятия реального и номинального дохода.
Номинальный доход - это доход, измеренный в текущих ценах, то есть ценах, в которых заключаются сделки сегодня.
Реальный доход - это доход, скорректированный на величину инфляции. Реальный доход отражает покупательную способность.
Суть эффекта дохода: увеличение цены на какой-либо товар ведет к увеличению среднего уровня всех цен. Потребитель становится относительно беднее и может купить меньше товаров и услуг. Если же цена товара снижается, у потребителя высвобождается часть дохода для покупки дополнительного количества данного или других товаров.
Эффект замещения (Substitution Effect) рассматривает влияние изменения цены товара на его спрос по отношению к другим товарам.
Суть эффекта замещения: потребитель будет больше покупать товара, цена которого снизилась, и заменять им другие товары, которые относительно подорожали.
Стоимость товара, цена, трудовая теория стоимости, теория факторов, теория предельной полезности, полезность, общая полезность, предельная полезность, закон убывания предельной полезности, неоклассический синтез, кардиналистский подход, ординалистский подход, кривая безразличия,карта безразличия, бюджетное ограничение, предельная норма замещения, равновесие потребителя, эффект дохода, эффект замещения, номинальный доход, реальный доход.
1 Отрицательные внешние эффекты
3 Налоги Пигу и теорема Коуза
Внешние эффекты – это издержки или выгоды от рыночных операций, не отраженные в ценах. Внешние эффекты – это не отраженные в рыночных ценах товаров и услуг воздействия на третьи лица, не участвующие в рыночных сделках.
Внешние эффекты делятся на положительные (позитивные) и отрицательные (негативные).
Отрицательный внешний эффект – стоимость использования ресурса, не отраженная в цене продукта. Отрицательные внешние эффекты могут возникать в результате, как производства, так и потребления товаров. Например, целлюлозно-бумажный комбинат, сбрасывающий отходы производственной деятельности в водоем и не возмещающий наносимый этим ущерб, будет создавать отрицательный внешний эффект производства. Ущерб, наносимый сбросом отходов, включает потерю выгод или полезности, связанной с использованием водоема в рекреационных и коммерческих целях.
При отрицательных внешних эффектах альтернативная стоимость использования водоема не будет включена в состав предельных издержек производства данного предприятия и не отразится в цене товара.
Предположим, что фирма данной отрасли использует для сброса отходов водоем, а ущерб, наносимый третьим лицам в результате сброса отходов, составляет 100 руб. при производстве каждой тонны целлюлозы, в общем ее количестве Q. Тогда совокупные внешние издержки (ТЕС) Total External Costs , представляющие собой совокупный ущерб, наносимый третьим лицам, будут изменяться в зависимости от объема выпуска. Совокупные внешние издержки увеличиваются с ростом производства (рис. 6-1).
Рис. 6-1. Совокупные внешние издержки
Предельные внешние издержки(МЕС) Marginal External Costs – это дополнительные издержки, связанные с выпуском каждой дополнительной единицы продукции, которые не оплачиваются производителем, а перекладываются на третьих лиц (рис. 6-2.)
Рис. 6-2. Предельные внешние издержки
На рис. 6-3 отражены кривые спроса и предложения на продукцию целлюлозно-бумажного комбината. Спрос отражает их предельную полезность для потребителей (MSB) Marginal Social Benefits, кривая предложения отражает предельные издержки производства для индивидуальных производителей – это предельные индивидуальные издержки производства (МРС) Marginal Personnеl Costs . Предельные индивидуальные издержки не включают в себя предельные внешние издержки. В данном случае в предельные индивидуальные издержки включается только стоимость тех ресурсов, которыми владеет фирма или которые приобретаются ею.
Предельные общественные издержки (MSC) Marginal Social Costs получаются в результате сложения предельных внешних издержек и предельных индивидуальных издержек. В случае существования отрицательного внешнего эффекта предельные индивидуальные издержки меньше предельных общественных.
Рис. 6-3. Отрицательный внешний эффект
Равновесная рыночная цена – P 0 руб. за тонну, и при этой цене ежедневно продается Q 0 тонн целлюлозы. Производители принимают решения о том, кокой объем продукции выпускать на основе слишком низких издержек, т.к. не включают в них стоимость использования ресурсов, ценность которых для альтернативных вариантов использования этих ресурсов они занижают. В нашем случае имеет место занижение ценности водных ресурсов для рыболовства, рекреации, питья и других вариантов их использования и занижение издержек производства целлюлозы.
Потери общества составляют заштрихованную область.
При учете всех издержек равновесие сложилось бы при P 1 и Q 1 .
2 Положительные внешние эффекты
Положительные внешние эффекты – это полезность, не отраженная в ценах. Эффекты возникают в том случае, если деятельность одних экономических агентов приносит выгоды другим.
Примерами положительного внешнего эффекта может служить разведение цветов перед домом и развитие образования. В последнем примере каждый член общества выигрывает оттого, что сограждане получают хорошее образование.
Предельная индивидуальная полезность(МРВ) Marginal Personal Benefits товара – предельная полезность, получаемая лицом, купившим дополнительную единицу товара.
При наличии положительного внешнего эффекта предельная индивидуальная полезность данного товара меньше его предельной общественной полезности.
Предельная внешняя полезность(МЕВ) Marginal External Benefits товара – это предельный выигрыш, получаемый третьими лицами, не являющимися ни продавцами, ни покупателями этого товара. Для нашего примера предположим, что МЕВ высшего образования составляет постоянную величину на одного студента в год и равна N (руб.).
Совокупная внешняя полезность(ТЕВ) Total External Benefits равна произведению полезности единицы товара на количество потребленных единиц, т.е. совокупная внешняя полезность для рынка образования равна произведению N (руб.) на численность фактического контингента учащихся.
Суммируя предельную внешнюю полезность и предельную индивидуальную полезность, получаем предельную общественную полезность любого контингента учащихся:
MSB = MPB + MEB = MPB + N (руб.).
Таким образом, см. рис. 6-4:
MSB = MPB + MEB,
где MSB – предельная общественная полезность;
MPB – предельная частная полезность;
MEB – предельная внешняя полезность.
Рис. 6-4. Положительный внешний эффект
Эффективный контингент соответствует точке Q 1 , в которой
MSB = MPB + MEB = MSC.
Заштрихованная область соответствует недополученной выгоды общества при отсутствии учета внешней полезности.
Для сокращения перепроизводства товаров и услуг с отрицательными внешними эффектами и восполнения недопроизводства товаров и услуг с положительными внешними эффектами необходимо трансформировать внешние эффекты во внутренние.
Трансформация внешних эффектов во внутренние может быть достигнута путем приближения предельных частных издержек (выгод) к предельным социальным издержкам (выгодам) и предельной индивидуальной полезности к предельной общественной полезности.
Известно, что рыночная экономика способна обеспечить эффективность распределения ресурсов, когда отсутствуют препятствия для того, чтобы рыночная цена несла адекватную информацию о спросе и предложении на рынке. Поскольку в реальной жизни идеальная модель свободного рынка не существует, встречаются ситуации неэффективного распределения ресурсов. Обычно к ним относят несовершенную конкуренцию, неполную и асимметричную информированность участников рынка, отсутствие рынков и рыночных цен, адекватно отражающих информацию о редкости блага и о его альтернативных издержках. В последнем случае существует «скрытая» цена (shadow price), которая не улавливается рынком, в результате чего ресурсы распределяются неэффективно. Такая ситуация характерна для общественных благ и внешних эффектов (экстерналий).
Традиционно рыночные сделки заключаются добровольно и их результаты касаются издержек и выигрышей лишь их непосредственных участников. Но иногда последствия частной сделки влияют на экономическое положение посторонних лиц, которые в одних случаях несут непредвиденные издержки, а в других – получают некомпенсируемые выгоды, но это не отражается в рыночной цене. Следовательно, действительные издержки или выгоды здесь всегда превышают те, о которых информирует рыночная цена. В результате соответствующие товары производятся либо в недостаточном, либо в избыточном количестве по сравнению с эффективным уровнем выпуска, а значит, ресурсы общества распределяются неэффективно. Ситуация, когда последствия частной сделки влияют на экономическое положение посторонних субъектов, называется внешним эффектом, или экстерналией.
С точки зрения последствий внешние эффекты делятся на положительные и отрицательные.
Положительный внешний эффект существует, когда посторонние субъекты извлекают выгоду без соответствующей компенсации, и поэтому общественная полезность превышает частную. Поскольку полезность товара или услуги не полностью отражается в рыночной цене, то связанные с положительными внешними эффектами товары выпускаются в недостаточном количестве.
Отрицательный внешний эффект означает непредвиденные издержки посторонних субъектов и сопровождается разрывом между общественными и частными издержками. Выпуск товаров, связанных с отрицательными внешними эффектами, осуществляется в объеме, превышающем эффективный уровень, из-за отсутствия полной информации об издержках в рыночной цене.
По способу проявления внешние эффекты бывают технологическими и пекуниарными. Технологические внешние эффекты – это последствия экономической деятельности, которые не охватываются рыночными процессами и предполагают наличие технологической цепочки воздействия на третьи лица. Именно они изучаются теорией внешних эффектов и требуют соответствующей корректировки. Пекуниарные внешние эффекты находят соответствующее ценовое выражение и не ведут к нарушению эффективности.
В зависимости от участников внешние эффекты подразделяются на:
потребительские , которые возникают, когда экономическая деятельность потребителя в лице домашнего хозяйства влияет на уровень полезности одного или более домашних хозяйств, но не оказывает влияния на производственную сферу экономики;
производственные , при которых экономическая деятельность фирмы влияет на производственные результаты одной или более фирм, но не оказывает влияния на уровни полезности домашних хозяйств;
производственно-потребительские , при которых экономическая деятельность домашнего хозяйства влияет на производственные результаты одной или более фирм или экономическая деятельность фирмы влияет на уровень полезности одного или более домашних хозяйств.
Механизм внешнего эффекта можно рассмотреть при помощи микроэкономических моделей. Рассмотрим модель отрицательного внешнего эффекта.
Предположим, фирма производит экологически неблагоприятную продукцию, объем выпуска которой представлен на оси абсцисс. Предложение этой продукции характеризует кривая S, одновременно являющаяся кривой частных предельных издержек данной фирмы PMC (private marginal cost). Спрос на продукцию фирмы показан с помощью кривой D. Выпуск продукции сопровождается внешним эффектом. С учетом этого общественные предельные издержки SMC (social marginal cost) представляют собой сумму частных предельных издержек и предельного ущерба, т. е. SMC = РМС + MD.
Эффективным является выпуск Q* при цене Р*, который соответствует точке пересечения кривой общественных предельных издержек и кривой спроса на данный товар D. Реальный выпуск Q 0 определяется пересечением кривой спроса с кривой частных предельных издержек. Очевидно, что Q 0 > Q*, т. е. реальный выпуск превышает эффективный.
Положительный внешний эффект представляет собой неоплаченные выгоды.
Предельные общественные выгоды (MSB) равны сумме предельных частных выгод (MPB) и предельных внешних выгод (MEB). Эффективный объем продукции соответствует равенству предельных общественных выгод и предельных издержек. Однако, фактический объем производства соответствует равенству предельных издержек и предельных частных выгод.
11.2 Регулирование внешних эффектов: корректирующие налоги и субсидии
Движение от реального уровня выпуска к эффективному, т. е. преодоление разрыва между частными и общественными издержками или выигрышами, обеспечивается путем интернализации внешнего эффекта, т. е. трансформации издержек или выигрышей посторонних субъектов в издержки или выигрыши субъектов, деятельность которых вызвала внешний эффект. При этом считается, что условия оптимальности по Парето требуют полного отсутствия внешних эффектов.
В теории внешних эффектов известны два альтернативных подхода к проблеме интернализации: А. Пигу и Р. Коуза.
Подход А. Пигу основан на признании разрыва между частными и общественными издержками или выигрышами, который служит причиной неэффективного распределения ресурсов. Согласно Пигу, отрицательные внешние эффекты устраняются с помощью корректирующего налога, а положительные – с помощью субсидии. При этом налог должен в точности равняться предельному ущербу посторонних субъектов, а субсидия – их предельному выигрышу. Такое решение проблемы интернализации требует участия правительства, которое обладает законными полномочиями в области налогообложения и субсидирования.
Налог Пигу (Pigovean tax) стал одним из популярных инструментов экологической политики, где он выступает в форме налога на эмиссии загрязняющих веществ. Экологический налог взимается с каждой единицы продукции эмитента в размере, равном предельному ущербу реципиента.
Интернализацию отрицательного внешнего эффекта по Пигу можно рассмотреть на примере кислотных дождей, которые вызваны производственной деятельностью сталелитейной фирмы, выбрасывающей в атмосферу SО 2 и NО х. Эти дожди негативно влияют на производственные результаты бригады рыбаков, поскольку из-за загрязнения поверхности водоема вредными веществами снижается количество и качество добытой рыбы.
На рис. 3, на горизонтальной оси представлен объем выпуска фирмы, а на вертикальной – цена стали. Предложение стали описывается кривой S, совпадающей с кривой частных предельных издержек PMC. Спрос на продукцию сталелитейной фирмы характеризует кривая D с отрицательным наклоном. Кривая общественных предельных издержек SMC представляет собой сумму кривых частных предельных издержек и предельного ущерба. Иначе, предельный ущерб равен вертикальному расстоянию между кривыми SMC и PMC для любого объема выпуска.
Без учета ущерба, наносимого рыбакам, фирма выпускает сталь в количестве, равном Q0, в то время как эффективный выпуск равен Q*. Очевидно, что Q0 > Q*. Для того, чтобы вынудить фирму сократить свой выпуск до эффективного уровня, необходимо с каждой единицы продукции взимать налог t, равный предельному ущербу рыбаков. Интернализация внешнего эффекта заключается в том, что производителю адресуются издержки посторонних субъектов, потерпевших ущерб по его вине. Одновременно государство получает налоговые поступления в объеме t Q*, а общество выигрывает от движения к эффективному выпуску в объеме, равном площади заштрихованного треугольника.
Однако практическое применение налога Пигу сталкивается с рядом трудностей. Прежде всего необходимо знать точный размер предельного ущерба. Для этого требуется выяснить:
Какая именно деятельность вызвала ущерб, каковы типы и объемы загрязнений, обусловленных конкретными производственными процессами. При этом важно учитывать, что часть загрязнений поступает в окружающую среду вследствие природных процессов, таких как извержения вулканов, землетрясения и т. п.;
Какие именно загрязняющие вещества наносят анализируемый ущерб. Это требует длительных контрольных измерений и экспериментов;
Какова денежная оценка ущерба.
Все эти измерения мо гут быть лишь приблизительными, и поэтому адекватно измерить и оценить предельный ущерб невозможно. Кроме того, теоретически каждый источник загрязнения должен получить индивидуальную оценку ущерба, в соответствии с которой ему будет назначен дифференцированный налог. Это невозможно по техническим причинам и связано с высокими издержками.
Тем не менее, несмотря на все указанные недостатки, налогообложение в соответствии с подходом А. Пигу остается распространенным инструментом экологической политики.
2.6.1. Внешние эффекты
Эластичная модель рынка предполагает, что издержки и выгоды по обмену товарами несут и получают продавцы и покупатели. Между тем, результаты обмена могут воздействовать и на те субъекты (фирмы, домохозяйства, государство), которые непосредственно не участвуют в данной рыночной сделке. Это последствия принято разделять на две группы:
Положительные внешние эффекты (выгоды);
Отрицательные внешние эффекты (издержки), которые несут «третьи лица», не участвующие в обмене. Эти эффекты не выражаются в цене, и рынок не реагирует на них. Отсюда необходимость вмешательства государства в экономику.
Внешние эффекты – это побочные эффекты, не учтенные в цене, возникающие у третьих лиц или общества в целом в процессе производства или потребления (экстерналии).
Так, например, удобрения, выпускаемые химическим производством, оплачивает сельское хозяйство, но негативные последствия от этого производства испытывает население, живущее вблизи от химических комбинатов. Увеличение количества обучающейся молодежи дает пользу не только тем, кто учится, но и обществу, повышая его культурный уровень. В том и другом случае побочный эффект получают люди, не участвующие в рыночных сделках.
Внешние эффекты не учитываются в цене по двум причинам:
1) если есть отрицательный эффект, нужны дополнительные вложения капитала со стороны производителей, например, постройка очистных сооружений, чтобы его ликвидировать. Это увеличит цену, сократит спрос, снизит объем производства, а значит, и прибыли;
2) потребитель не заинтересован в росте цен. Трансакционные издержки на заключение соглашения между производителем и пострадавшей стороной становятся так велики, что являются нереальными. В результате цены, установленные на рынке, несут искаженную информацию, т.е. не отражают всех затрат, не стимулируют к поиску новых материалов и технологий, позволяющих обеспечить безопасность окружающей среды.
Для общества необходимо знать все издержки производства, т.к. увеличение производства влечет и рост отрицательных внешних эффектов. Это определяется через показатель общих социальных издержек (TSC), который определяется как сумма чистых издержек (TРС) и внешнего отрицательного эффекта (TES): TSC= TРС+ TES.
Соответственно прирост на каждую дополнительную продукцию чистых и социальных издержек, а также внешнего отрицательного эффекта образуют предельные чистые издержки (МРС), предельные социальные издержки (MSC), предельные внешние издержки (MEC).
Отрицательный внешний эффект – это использование ресурса, не отраженное в цене товара, что может стать причиной экономической неэффективности. Такое предприятие не тратит средств на создание очистных сооружений, его предельные чистые издержки меньше социальных предельных издержек и объема выпускаемой продукции. В этом случае объем производства устанавливается в точке равновесия, когда предложение, определяемое предельными чистыми издержками, равно спросу, определяемому предельной общественной полезностью.
При строительстве очистных сооружений внешние и предельные издержки взрастут, что приведет к росту цен и сокращению выпуска до оптимального уровня, т.е. не дающего отрицательного внешнего эффекта, но реально предприятие работает по-старому.
Т.о. всегда, когда существует внешний отрицательный эффект от производства товара, объем этого производства больше оптимального, а цены занижены.
Положительный внешний эффект – это полезность, не отраженная в цене (учеба в ВУЗе). Общая социальная полезность этого товара определяется как сумма индивидуальной полезности и внешнего эффекта.
Предельная социальная полезность (MSB) равна сумме предельной индивидуальной полезности (MPB) и предельной внешней полезности (MEB). В этом случае рыночное равновесие устанавливается тогда, когда предельные индивидуальные издержки равны предельной индивидуальной полезности.
Общество заинтересовано в увеличении числа образованных людей, для этого необходимо снизить плату за обучение или ввести субсидии, кредиты для желающих учиться. При снижении платы спрос возрастет, однако низкая плата не покроет дополнительные издержки производства и они будут вынуждены или прекращать обучение или увеличивать плату. Введение субсидий со стороны государства позволит компенсировать предельные издержки и увеличить количество обучающихся. Т.о., при помощи внешнего положительного эффекта сам рынок не учитывает его, поэтому данных товаров производится недостаточно, а их цены занижены.
Внешние эффекты, возникающие в производстве, как положительные, так и отрицательные, оказывают негативное воздействие на экономику: вредные товары перепроизводятся, а общественно полезных выпускается недостаточно.
Предыдущая |
Положительные и отрицательные внешние эффекты
Внешние эффекты и производство общественных товаров
Иногда рыночный механизм не позволяет достичь парето-эффективного размещения ресурсов. В силу ряда причин могут возникать ситуации, называемые провалами (или несостоятельностями) рынка , в которых рынок не справляется со своими функциями и либо вообще не может обеспечить производство блага, либо не может обеспечить его производство в эффективном объёме. Именно подобная неспособность рынка обеспечить эффективность обычно рассматривается в качестве основания для государственного вмешательства в экономику.
Одним из типов несостоятельности рынка являются внешние эффекты.
Причиной существования внешних эффектов является то обстоятельство, что все люди живут в одном мире и используют одни и те же ресурсы. Каждый человек может преследовать свои цели, при этом его действия могут иметь побочный результат (не входящий в его цели), который оказывает воздействие на состояние других лиц.
На языке экономической теории это означает, что потребление или производство какого-то блага может оказывать побочное воздействие на потребление или производство другого блага. Такие воздействия и называются внешними эффектами . Заметим, что под внешними эффектами мы подразумеваем непосредственное (физическое) воздействие одного процесса на другой. Внешними эффектами не является воздействие одного процесса на другой через систему цен.
1. Отрицательные внешние эффекты . Воздействие должна быть отрицательным , в случае если оно выражается в снижении полезности какого-либо потребителя или выпуска какой-либо фирмы. В этом случае говорят об отрицательном внешнем эффекте , а уменьшение полезности или выпуска считают внешними затратами данного вида деятельности.
Наиболее очевидным примером отрицательных эффектов является загрязнение окружающей среды. В случае если химический завод сбрасывает свои отходы в реку, это приводит к росту заболеваемости людей из-за ухудшения качества воды. В случае если же потребители хотят очистить воду, это требует расходов. И в том и другом случае происходит увеличение денежных затрат потребителей и (или) уменьшение их уровня полезности.
2.Положительные внешние эффекты . Воздействие должна быть положительным , в случае если оно выражается в увеличении полезности стороннего потребителя или выпуска фирмы. В этом случае говорят о положительном внешнем эффекте , а прирост полезности или выпуска считают внешними выгодами данного вида деятельности.
К примеру, Ленинградское оптико-механическое объединение, территория которого отделена от базовых городских магистралей железной дорогой, в свое время построило подземный переход под путями, которыми могли пользоваться все горожане. В результате вырос их уровень полезности.
По направлению действия внешние эффекты бывают разделены на следующие четыре группы.
1) ʼʼПроизводство – производствоʼʼ. Отрицательный внешний эффект: химзавод спускает в реку свои отходы, которые мешают производству расположенного ниже по течению реки пивоваренного завода. Положительный внешний эффект: расположенные рядом пасека пчеловода и яблоневый сад производителя фруктов оказывают друг на друга благоприятное воздействие (сбор меда зависит от числа яблонь, и наоборот).
2) ʼʼПроизводство – потреблениеʼʼ . Отрицательное воздействие: жители прилегающих районов страдают от вредных выбросов в атмосферу промышленных предприятий. Положительное воздействие: завод в маленьком поселке ремонтирует дорогу, по которой ʼʼзаодноʼʼ ездят и местные жители.
3) ʼʼПотребление – производствоʼʼ. Отрицательный эффект: в результате семейных пикников возникают лесные пожары, которые вредят лесному хозяйству. Положительный эффект: забор предприятия не нужно охранять, в случае если рядом проходит людная улица и ни один воришка не может перелезть незамеченным.
4) ʼʼПотребление – потреблениеʼʼ. Отрицательный эффект: полезность индивида уменьшается, в случае если его сосед ночью включает на полную громкость музыку. Положительный эффект: если вы разбили цветник перед домом, то полезность ваших соседей от созерцания красивых цветов будет расти.
Τᴀᴋᴎᴍ ᴏϬᴩᴀᴈᴏᴍ, одни субъекты хозяйства (фирмы или потребители), преследуя свои цели, могут одновременно наносить ущерб или приносить выгоду другим субъектам.
В каком случае эта ситуация является провалом рынка и в чем заключается данный провал? Иными словами, в каком случае распределение ресурсов не является парето-эффективным?
Провал рынка возникает в том случае, в случае если отсутствует плата за внешний эффект. А платы может не быть в том случае, в случае если отсутствует рынок того ресурса или блага, через который данный внешний эффект реализуется.
Предположим, что бумажная фабрика может использовать такой ресурс, как чистая речная вода, не приобретая его на рынке и, следовательно, ничего за него не платя, но лишая других потребителей (рыболовов, купальщиков) возможности использовать данный ресурс. Подобная ситуация возможна потому, что ресурс ʼʼчистая водаʼʼ, который стал ограниченным (за него конкурируют фабрика и потребители), не имеет собственника и используется бесплатно тем, кто сумеет им воспользоваться. В результате фабрика не учитывает возникающие при этом внешние затраты и производит свою бумагу в парето-неэффективном объёме.
Подобная ситуация может возникать тогда, когда эти блага или ресурсы переходят из категории свободных в категорию экономических (становятся ограниченными), и один из тех, кто их потребляет, мешает другим пользоваться этим же благом и порождает внешние затраты. В случае если рынок при этом не возникает и плата за редкий ресурс не назначается, внешние затраты не влияют на поведение того лица, ĸᴏᴛᴏᴩᴏᴇ их вызывает, и это приводит к парето-неэффективности.
Что нужно сделать, чтобы устранить провал рынка? Необходимо сделать так, чтобы лицо, порождающее внешний эффект, считалось с внешними затратами или получало вознаграждение за внешние выгоды. Существуют три подхода к решению этой проблемы: интернализация внешних эффектов, введение корректирующих налогов и субсидий и закрепление прав на все ресурсы в соответствии с теоремой Коуза.
Интернализация внешних эффектов. Один из способов заставить лицо считаться с теми внешними эффектами, которые оно порождает своей деятельностью, состоит в интернализации внешних эффектов (от лат. internus – внутренний). Под интернализацией мы здесь понимаем превращение внешнего эффекта во внутренний. Возможным путем интернализации является объединение субъектов, связанных внешним эффектом, в одно лицо.
Представим, что химический и пивоваренный заводы из приведенного выше примера объединяются в одно предприятие. При этом внешний эффект, который раньше создавал химзавод, исчезает, так как теперь одна фирма вынуждена иметь дело с обоими производствами и ни на кого извне она влияния не оказывает. Теперь затраты в виде уменьшения выпуска пива она воспринимает как свои собственные и будет стремиться их минимизировать.
Точно так же, в случае если вы ʼʼдостаетеʼʼ свою соседку веселой музыкой, а потом женитесь на ней, то в дальнейшем снижение ее полезности будет восприниматься вашей ячейкой общества как общее снижение полезности, и, следовательно, вы будете принимать в расчет это воздействие.
Корректирующие налоги и субсидии. Существует другой способ побудить лицо, являющееся источником внешних эффектов, считаться с затратами, которые эти эффекты порождают, – заставить его оплатить эти затраты. В случае если производитель внешних затрат будет вынужден с ними считаться, он будет пытаться оптимизировать соотношение затрат и выгод, а это путь к парето-эффективности.
Но кто может это сделать? Только тот, кто обладает властью в хозяйстве и может назначить плату за ограниченный ресурс, который не имеет собственника. Эта плата должна быть назначена в виде налога, который называют корректирующим налогом , или налогом Пигу (по имени английского экономиста͵ предложившего такой налог).
Корректирующий налог - ϶ᴛᴏ налог на выпуск товара, позволяющий уравнять предельные частные и предельные общественные затраты. Этот налог заставляет фирму воспринимать внешние затраты, как свои собственные, увеличивая предельные частные затраты производства на сумму, равную МЕС .
Рассмотрим рис. 37, а. Пусть МЕС постоянны, и введен налог t на единицу продукции, причем t = MЕС .
Рис. 37 Корректирующие налоги (а) и субсидии (б).
Без корректирующего налога рыночное равновесие было в точке А . Введение налога привело (в условиях совершенной конкуренции) к росту цены и подняло МРС до уровня MSC . Это привело к уменьшению выпуска продукции. Величина налогового сбора равна площади прямоугольника CBFD . Новое равновесие, достигнутое в точке В , является эффективным, так как выполняется условие:
МРС + МЕС = MSC = MSB
Уменьшение общественных затрат, а следовательно и выигрыш в эффективности, равно площади треугольника BAF .
Теперь рассмотрим случай положительных внешних эффектов. Для этого используются корректирующие субсидии – платежи создателям положительных внешних эффектов. На рис. 37, б показаны последствия введения корректирующей субсидии.
Целью корректирующей субсидии является выравнивание предельной частной и предельной общественной полезности. До введения субсидии рыночное равновесие было в точке A . Пусть предельные внешние выгоды постоянны и введена корректирующая субсидия s = MEB . Это приведет к увеличению спроса на благо, что в свою очередь вызовет рост объёма производства и цены. Новое равновесие соответствует точке B , и количество производимого блага будет эффективным, поскольку выполнено условие:
MEB + MPB = MSB = MSC ,
где MPB – предельные частные выгоды. Общая величина субсидии равна площади прямоугольника CDFB .
При этом использование корректирующих налогов и субсидий наталкивается на некоторые препятствия. Сопоставим действие налогов и штрафов.
1. Введение потоварного налога приводит к желаемому результату лишь в предположении, что существует единственно возможная технология производства продукта͵ так что объём выпуска и размер внешнего эффекта однозначно связаны друг с другом. В случае если же при одном и том же объёме выпуска величина внешнего эффекта может варьировать (скажем, фирма может строить или не строить очистные сооружения), то налог на продукт не побуждает фирму выбирать технологию, эффективную с общественной точки зрения. Эту задачу могут решить налоги (штрафы), величина которых непосредственно связана с величиной внешнего эффекта. Применение штрафа в размере MEC на единицу внешнего эффекта приведет к тому, что предельные затраты для фирмы будут равны
MPC + MEC = MSC ,
что побудит фирму осуществлять выпуск в общественно оптимальном объёме и к тому же использовать общественно эффективную технологию.
2. При установлении размера корректирующего налога на продукцию или штрафа крайне важно определить предельные общественные затраты, что представляет собой непростую задачу. Введение штрафов за производство внешних эффектов сопряжено также с дополнительными техническими трудностями: внешние эффекты требуется измерять специально, что может потребовать значительных затрат.
В случае если в качестве затрат или выгод выступает изменение уровня полезности людей, то в данном случае ничего измерить просто невозможно. Полезность, получаемая соседями от созерцания вашего цветника, не имеет ценностного выражения. При этом вы не можете ни запретить соседям пользоваться этим благом, ни принудить их платить за пользование. Государственные меры (корректирующие субсидии и т. д.) в отношении этих внешних эффектов не бывают применены хотя бы в силу невозможности определения предельной внешней полезности.
3. Одна и та же фирма может производить одновременно несколько различных внешних эффектов, каждый из них крайне важно измерить, и для каждого требуется определить размер штрафа на уровне предельных внешних затрат. Штраф должен играть роль цены ресурса, но в отличие от последней его величина не формируется рынком, а должна быть определена расчетным путем.
По этим причинам для уменьшения отрицательных внешних эффектов часто используются не корректирующие налоги и не штрафы, а государственная регламентация. Государство может устанавливать предельно допустимые нормы загрязнения или непосредственно контролировать производственный процесс, требуя от фирм, к примеру, строительства определенных очистных сооружений.
Предположим, что государство не может или не хочет вмешаться. Смогут ли участники этой ситуации разобраться без его участия, и каким будет итог этого ʼʼразбирательстваʼʼ?
Может быть, сторона, которая терпит убытки от внешнего эффекта͵ согласится заплатить другой стороне за его непоявление? Или, должна быть, напротив - виновник внешнего эффекта должен заплатить за право его осуществления?
Вопрос не разрешим без дополнительной информации о том, кто обладает юридически оформленным правом на использование ресурса, через который действует внешний эффект. В случае если правом на ресурс обладает виновник внешнего эффекта͵ то платить придется страдающей стороне, и наоборот.
Но самая удивительная вещь состоит по сути в том, что вне зависимости от того, кому принадлежат права, в итоге будет достигнуто одно и то же парето-эффективное распределение ресурсов (при отсутствии трансакционных затрат). От распределения прав зависит только то, кто получит плату. Это утверждение получило название теоремы Коуза. Теорему Коуза можно проиллюстрировать на следующем примере. Пивоваренный завод ʼʼЕмельян Пугачевʼʼ использует для производства пива воду из реки. Выше по течению расположено химическое предприятие ʼʼКрасный квадратʼʼ, сбрасывающее отходы своего производства в реку. Объем этих стоков прямо зависит от объёма выпуска продукции ʼʼКрасного квадратаʼʼ. Это означает, что затраты на производство пива зависят от выбора химическим предприятием объёма выпуска продукции, а также от количества вредных веществ, которые должны быть удалены из воды перед тем, как приступить к производству фирменного сорта пива ʼʼЕмельян Пугачевʼʼ.
ʼʼКрасный квадратʼʼ будет устанавливать объём выпуска исходя из максимизации собственной прибыли и не будет учитывать воздействия загрязнения на прибыль пивоваренного завода. Но руководство последнего предпочло бы заплатить химическому предприятию за снижение выброса вредных веществ, поскольку это снизило бы издержки производства ʼʼЕмельяна Пугачеваʼʼ. Но это привело бы к снижению прибылей химиков из-за уменьшения выпуска их продукции. В случае если снижение издержек пивоваренного завода превосходит снижение прибыли химического предприятия, то существует потенциальная возможность для ʼʼторговлиʼʼ уровнем выбросов и его приведения к эффективному.
Отложим на оси абсцисс (рис. 38) количество (x ) выброса вредных веществ в реку. Для простоты допустим, что дополнительная прибыль ʼʼКрасного квадратаʼʼ является функцией от количества загрязнения и изображена кривой MPB . Также предположим, что ущерб ʼʼЕмельяна Пугачеваʼʼ (в виде потери прибыли) тоже есть функция от количества загрязнения и показана кривой MPC . И, наконец, предположим, что выбросы химического предприятия не являются внешними эффектами для других индивидов.
Рис. 38 Выгоды и затраты от загрязнения
Эффективный уровень загрязнения x* , при котором суммарная прибыль двух фирм достигает максимума, удовлетворяет условию: MPB = MPC .
Рассмотрим два возможных законодательных режима установления прав собственности на загрязнение и предоставляемые ими варианты решения проблемы.
1. Разрешительный законодательный режим . ʼʼКрасный квадратʼʼ имеет законное право сбрасывать любое количество вредных веществ, и никто не может ему в данном помешать.
В этом случае ʼʼКрасный квадратʼʼ выбирает величину загрязнения на уровне x 1 , при котором его предельная выгода равна нулю (MPB = 0). Уровень загрязнения будет неэффективно велик, потому что его воздействие на пивоваренный завод химическим предприятием игнорируется.
В этом случае пивоваренному заводу будет выгодно предложить ʼʼКрасному квадратуʼʼ сократить уровень загрязнений до x* , компенсировав ему потерю прибыли в размере фигуры с. ʼʼЕмельян Пугачевʼʼ при этом сэкономит свои затраты на сумму c + d , получив чистый выигрыш в размере d . В результате возникнет парето-эффективное распределение ресурсов, и общая прибыль достигнет максимума.
2. Запретительный законодательный режим . ʼʼКрасный квадратʼʼ не имеет законного права сбрасывать вредные вещества, а ʼʼЕмельян Пугачевʼʼ вправе запретить любые выбросы.
В этом случае ʼʼЕмельян Пугачевʼʼ будет контролировать уровень загрязнения и выберет уровень загрязнения х 2 = 0, при котором дополнительные издержки на ликвидацию последствий выбросов минимизируются. Но нулевой уровень загрязнения также неэффективен при наших допущениях, так как прибыль ʼʼКрасного квадратаʼʼ сведена на нет.
В этом случае ʼʼКрасному квадратуʼʼ будет выгодно просить у пивоваренного завода разрешения на увеличение уровня загрязнений до x* , компенсировав ему потерю прибыли в размере фигуры b . ʼʼКрасный квадратʼʼ при этом увеличит свою прибыль на сумму a + b , из которой он отдаст b в качестве компенсации и получит чистый выигрыш в размере a . В результате тоже возникнет парето-эффективное распределение ресурсов, и общая прибыль достигнет максимума.
Τᴀᴋᴎᴍ ᴏϬᴩᴀᴈᴏᴍ, согласно теореме Коуза, при сделке будет достигнуто эффективное размещение ресурсов, несмотря на первоначальное закрепление прав собственности. В случае если взаимодействующие стороны могут заключить контракт друг с другом, то за внешний эффект должна быть предложена плата͵ и сторона, которая имеет законное право контролировать внешний эффект, в своих действиях учтет ее влияние на контрагента. Единственное, на что влияет первоначальное закрепление прав, - ϶ᴛᴏ на распределение дохода обеих фирм. В соответствии с разрешительным законодательным режимом эффективная сделка увеличивает прибыль химического завода на c , при запретительном режиме – прибыль пивоваренного завода на a .
Самым главным следствием теоремы Коуза является то, что при нулевых трансакционных издержках перераспределение прав ʼʼделать что-либо, имеющее вредные последствияʼʼ. В этом теорема резко расходилась с общепринятым до ее появления мнением, что правительственная интервенция всегда необходима для достижения эффективного размещения ресурсов при наличии внешних эффектов.
Вместе с тем эта идея далеко не всегда обеспечивает саморегуляцию рыночной системы и достижение парето-эффективности. Ведь мир теоремы Коуза очень специфичен – он существует только для двусторонних сделок, при полноте информации и при нулевых трансакционных затратах.
В последнее время получают все более широкое применение новые методы борьбы с загрязнением окружающей среды. Среди них такая своеобразная форма, как продажа прав на загрязнение природной среды. Государство определяет объём вредных выбросов, допустимый в данной области, и продает его в форме лицензий с аукциона. Предположим, оно желает сократить объём вредных выбросов с 1500 до 1000 кг, тогда государство продает лицензий не 1500, а 1000 шт., каждая из которых дает право на выброс 1 кᴦ. Τᴀᴋᴎᴍ ᴏϬᴩᴀᴈᴏᴍ, продажа прав на загрязнение является гибким средством в борьбе за улучшение экологической ситуации в стране.
Положительные и отрицательные внешние эффекты - понятие и виды. Классификация и особенности категории "Положительные и отрицательные внешние эффекты" 2017, 2018.
- Молитвы от блуда Кому помолиться от блуда в семье
- Сила позитивного мышления — Пил Норман Винсент Пил норман сила позитивного мышления читать pdf
- Литературный вечер "жизнь и творчество марины ивановны цветаевой" Лит вечер посвященный цветаевой в библиотеке
- Страховые компании с отозванными лицензиями Ли лицензия у страховой