Самые простые скороговорки на русском. Скороговорки для дикции: сложные скороговорки, самая большая Лигурия
Современный мир предлагает малышам огромное количество интерактивных игрушек, высокотехнологичных развлечений, эффективных обучающих методик. Вместе с тем статистические показатели безжалостны: каждый четвертый ребенок в мире страдает задержкой речевого развития. Как помочь малышу не попасть в печальную статистику расскажет статья.
#1. Большую часть нашего времени (около 16 часов в сутки) мы общаемся. Очевидно, что именно от коммуникативных навыков зависит успех человека буквально в любой сфере деятельности, поскольку речевые характеристики являются важной частью его образа. Недостатки речи могут оказать негативное влияние на будущее ребенка. К таким недостаткам относят:
- монотонную или слишком экспрессивную интонацию
- несоблюдение пауз
- плохую дикцию
- слишком быстрый или медленный темп речи
- тихий или слишком громкий голос
Большинство недостатков вполне исправимы. И помогут в этом не нашумевшие методики заокеанских светил, а простые и несправедливо забытые скороговорки
#2. Игра - самый естественный вид деятельности ребенка. Именно поэтому игровые формы - оптимальный путь привлечения ребенка к обучению. Увлекаясь игрой со словесным материалом, в том числе скороговорками, дети сами того не замечая, сформируют ряд очень важных навыков, которые со временем
- лягут в основу четкой размеренной речи
- помогут быстро освоить чтение
#3. Каждый ребенок индивидуален. Общее и речевое развитие детей одного возраста может иметь некоторые различия. В таблице внизу приводится ориентировочный порядок усвоения детьми звуков русского языка
Важно: если в 6 лет ребенок имеет речевые проблемы, например, не произносит некоторые звуки, родителям необходимо обратиться к логопеду
Скороговорки для развития речи и дикции у детей
Скороговорки - это не только замечательное фольклорное наследие, но и любимый инструмент большинства логопедов
Скороговорки
- эффективно тренируют артикуляцию звуков
- способствую приобретению навыков правильной речи
- исправляют дефекты речи
- избавляют от косноязычия
- развивают фонематический слух, ведь чтобы воспроизвести фразу ребенок должен ее правильно услышать.
Чем раньше вы начнете рассказывать малышу скороговорки и чистоговорки, тем быстрее он научится слушать и слышать различные звуковые сочетания, а со временем попытается повторить их самостоятельно
Прежде, чем начать «скороговорить» для благодарной публики, примите во внимание несколько полезных советов:
- Для начала проговорите скороговорку медленно, попробуйте ее «на вкус», чтобы правильно запомнить все звуковые комбинации. Ваша задача на этом этапе: научится четко произносить каждый звук каждого слова. Если вы учите скороговорку вместе с ребенком, придерживайтесь того же правила: медленно и четко проговаривайте каждое слово.
- Не ждите, что малыш повторит все и сразу
- Не злитесь, если результат будет отличаться от ожидаемого
- Время занятия для ребенка: 5-10 минут (в зависимости от возраста ребенка)
- Количество занятий: не ограничено
- Скороговорки можно не только говорить. Их можно шептать и даже петь. Можно проговаривать с разными интонациями и в разных «стилях». Главное при этом - четкое произношение всех звуков и звукосочетаний. Внимательно следите за этим
- Когда вы полностью уверены в четкости произношения всех слов, можете попробовать проговорить витиеватое предложение максимально быстро. Порадуйте себя и ребенка!
Прежде чем вы начнете учить скороговорку, совсем не лишней для ребенка станет логопедическая гимнастика-разминка. Такие упражнения не только «разогреют» артикуляционные органы, но и укрепят их. Классический набор артикуляционных техник представлен в видео «Логопед. Артикуляционная гимнастика. Показ упражнений / Articulating gymnastics»
Видео: Логопед. Артикуляционная гимнастика. Показ упражнений / Articulating gymnastics
Правильная артикуляция звука [ш] должна выглядеть следующим образом
Правильная артикуляция звука [ш] Для самых маленьких хорошим началом станут не скороговорки, а чистоговорки
- Ша-ша-ша - мама моет малыша
- Ша-ша-ша - мама кормит малыша
- Ша-ша-ша - мама любит малыша
- Ша-ша-ша - мы качаем малыша
- Шу-шу-шу - я письмо пишу
- Шу-шу-шу - шарф повяжем малышу
- Шу-шу-шу - шапку свяжем малышу
- Шо-шо-шо - на прогулке хорошо
- Шо-шо-шо - в нашем доме хорошо
- Шо-шо-шо - летом в парке хорошо
- Аш-аш-аш - у (имя ребенка) карандаш
- Аш-аш-аш - мы доделали шалаш
- Ши-ши-ши - что-то шепчут камыши
А для старших говорунов подойдут и веселые скороговорки-стишки
Мышонку шепчет мышь:
«Ты все шуршишь, не спишь»
Мышонок шепчет мыши:
«Шуршать я буду тише»Маша кашу не доела,
Маше каша надоела!
- Маша, кашу доедай!
Маме не надоедай!Кошка в штанишках?
- В штанишках не кошках.
- Мошка в штанишках?
- В штанишках не мошка.
- Мышка в штанишках?
- В штанишках не мышка.
- Мишка в штанишках?
- В штанишках Мишка!Яша кушал кашу,
Антошка - картошку,
Гошка - окрошку,
Лешка - лепешку,
Валюшка - ватрушку,
Иришка - пышку,
Танюшка - плюшку,
А Мишель ел вермишель!У Мишутки в лукошке
Мыши, лягушки, кошки,
Шарики, шайбы, катушки,
Клавиши, шторы, подушки,
Кувшины, горшки, матрешки,
Швабры, шкафы, поварешки,
Машины, шурупы, ракушки…
Игрушки, игрушки, игрушкиШапка - на Колюше,
Шляпа - на Андрюше,
Ушанка - на Грише,
Галоши - на Мише,
Башмаки - на Витюше,
Капюшон - на Валюше,
Шинель - на Игоряше,
Рубашка - на Любаше,
Шлем - на Кирюше,
Шарф - на Катюше,
Кашне - на Алеше,
Штаны - на Платоше,
Шуба - на Илюше,
Шорты - на Ванюше.
А теперь можно освоить и самые настоящие скороговорки
- Кошка на окошке шьёт рубашку для Ермошки
- Леша и Глаша едят пшеничную кашу
- Тимошка Трошке крошит в окрошку крошки
- Шли шестнадцать мышей, несли шестнадцать грошей, две мыши поплоше несли по два гроша
- Яшма в замше замшела
- Шапкой Миша шишку сшиб
- В шалаше шесть шалунов
Прежде всего, ознакомьтесь с правильной артикуляцией звука [щ]
Правильная артикуляция звука [щ] Чистоговорки настроят на работу маленьких непосед
- Аща-аща-аща - впереди густая чаща
- Ащ-ащ-ащ - мы купили плащ
- Ащу-ащу-ащу - не ходите дальше в чащу
- Ещ-ещ-ещ - в сетях бьется лещ
- Ещ-ещ-ещ - на собаке клещ
- Оща-оща-оща - шумит дубовая роща
- Ощ-ощ-ощ - в огороде хвощ
- Ощу-ощу-ощу - берегите рощу
- Ущ-ущ-ущ - за забором плющ
- Ща-ща-ща - мы несем домой леща
- Ща-ща-ща - пояс от плаща
- Ще-ще-ще - (имя ребенка) в плаще
- Щё-щё-щё - повторим ещё
- Щи-щи-щи - (имя ребенка) любит щи
- Щу-щу-щу - (имя ребенка) я ищу
После чистоговорок можно приступать к занимательным стишкам
Стихи-скороговорки на букву «Щ» для детей
Хлещет, хлещет дождь,
Скрылся волк под хвощ.
Хвост под хвощом,
А сам под дождемЩеголь щетку уважает,
Щеткой щеголь пыль счищает.
Если вещь не вычищать,
Нечем будет щеголять!Плавниками трепеща,
И зубаста и тоща,
Пищи на обед ища,
Ходит щука круг леща.
Вот так штука!
Тщетно тщится щука
Ущемить леща.
Вот так штука!Банщик, литейщик, купальщик,
Гонщик, дробильщик, ныряльщик,
Мойщик, лудильщик, трамвайщик,
Щеголь, денщик, барабанщик,
Пильщик, ямщик, фехтовальщик
Тащили дощатый ящик.
В ящике - щебенка, щетки,
Клещи, счеты и трещотки
И, наконец, пришло время скороговорок
Скороговорки на букву «Щ» для детей
- Щуку я тащу, тащу, щуку я не отпущу
- Не тот, товарищи, товарищу товарищ, кто при товарищах товарищу товарищ, а тот, товарищи, товарищу товарищ, кто без товарищей товарищу товарищ
- Волки рыщут, пищу ищут
- Чешуя у щучки, щетинка у чушки
- Тщетно тщится щука ущемить леща
Звук [л], наравне со звуком [р], - самые коварные и труднопроизносимые. Именно поэтому, допустимая возрастная норма для самостоятельного освоения этих звуков - 5 лет
Правильная артикуляция [л] выглядит следующим образом
Правильная артикуляция звука [л] Разминка - важная составляющая логопедических занятий. Не пренебрегайте чистоговорками. Именно они подготовят артикуляционный аппарат ребенка к работе
Чистоговорки на букву «Л» для детей- Ул-ул-ул - наш малыш уснул
- Ол-ол-ол - (имя ребенка) сел/села за стол
- Ло-ло-ло - нам вместе весело
- Ыл-ыл-ыл - я машину мыл
- Ла-ла-ла - отвесная скала
- Лу-лу-лу - обойдем скалу
- Ле-ле-ле - гнезда на скале
- Лю-лю-лю - (имя ребенка) я люблю
Логопедические стихи с веселыми текстами помогут освоить сложные звуки
Лунный свет голубой
Спать ослу не давал,
Сел осел на валун
И зевал, и зевал…
И случайно осел
Проглотил вдруг луну,
Улыбнулся, вздохнул -
И спокойно уснулЛисицы лают, глухомань.
Лежит в листве под липой лань.
Линь в глубине холодных вод
Лениво, но легко плывет.
Луна лучиться, как латунь,
Лягушкой лакомится лунь.
Летит веселая пчела,
Легла на лес ночная мглаТопали до тополя.
Дотопали до тополя.
До тополя дотопали,
Да ноги-то оттопалиКуклу Милу Люда мыла,
С куклы грязи не отмыла.
Но от мыла кукла Мила
Полиняла, как могла.
От обиды куклу Люда
Обменяла на осла
Стихи-
Мила маме, как могла,
Хоть мала, но помогла.
Долго дела не искала:
Полотенце полоскала,
Вилки вымыла и ложки,
Молоком поила кошку,
Пол метелкой подмела
От угла и до угла…
Отдохнуть она хотела -
Не могла сидеть без дела:
Лоскуты нашла на полке,
И булавки, и иголки,
И для куклы Мила стала
Платье шить и одеяло.
Хлопотунью эту Милу
Мама еле уложилаЗря ласка лаской названа:
Совсем не ласкова она.
У ласки злые глазки.
Не жди от ласки ласки!
И для самых серьезных говорунов остается самое серьезное испытание - скороговорки на звук [л]
Скороговорки на букву «Л» для детей
- Клава клала лук на полку
- Вкусная халва - мастеру хвала
- Около кола колокола
- Лайка - на лавке. У лайки лапки. На лапках - лапти
- Поле не полото, поле не полито. Надо полю-то попить, надо поле-то полить
- Летели лебеди с лебедятами
- Сел сокол на гол ствол
Скороговорки на букву «Л» для детей
Скороговорки на букву «р» для детей
Ох уж этот несговорчивый звук [Р]! Сколько расстройств из-за него у мнительных родителей! Но, уделяя должное внимание сложному звуку и следуя советам логопеда, всему можно научиться: даже рычать, как тигренок
Чистоговорки со звуком [Р] для разминки
Чистоговорки со звуком [Р]
- Ре-ре-ре - все деревья в серебре
- Ре-ре-ре - хитрый лис сидит в норе
- Ря-ря-ря - взошла алая зоря
- Рю-рю-рю - я обед тебе сварю
- Арь-арь-арь - скушай, деточка, сухарь
- Ра-ра-ра - (имя ребенка) спать пора
- Ро-ро-ро - на полу стоит ведро
- Ры-ры-ры - кружат-кружат комары
- Ор-ор-ор - подмели мы двор
Чистоговорки со звуком [Р] Освоив предложенные чистоговорки, вы можете придумывать новые двустишья вместе с ребенком
А если придумывать не очень хочется - выучите с ребенком логопедические стишки
Приготовила Раиса
Для Бориса суп из риса
Подарил Борис Раисе
Тридцать три и три ирисаСтраусы строят гнезда в сторонке.
Странными смотрятся эти воронки.
Ямы в песке роют быстро и просто
Стройные птицы высокого ростаНа корме, кроме Ромки,
Егор и Артемка.
На корме, кроме Марка,
Рита и ТамаркаКар! - кричит ворона - Кража!
Караул! Грабеж! Пропажа!
Вор прокрался утром рано!
Брошь украл он из кармана!
Карандаш! Картонку! Пробку!
И красивую коробку.
- Стой, ворона, не кричи!
Не кричи ты, помолчи.
Жить не можешь без обмана:
У тебя ведь нет кармана!
- Как?! - подпрыгнула ворона
И моргнула удивленно.
- Что ж вы раньше не сказали?
Караул! Карман украли!У костра под горкой
Верочка с Егоркой.
Верочка с Егоркой
Твердят скороговорки.
Разговор у них проворный,
Быстрый и скороговорный:
«Марширует офицер,
Рапортует инженер,
Разгорается костер», -
Рады Вера и ЕгорРужье, заряженное пробкой,
Ёрш подарил рыбешке робкой.
С тех пор драчливый черный рак
Не затевает с нею драк
А после веселых стихов можно и скороговорками заняться
- Артем трет на терке морковь
- Брадобрей бритвой бреет бороды
- Все бобры добры к своим бобрятам
- Григорий - брат Георгия
- Кобры - в террариуме, а карпы - в аквариуме
- Рыбы в пруду - пруд пруди
- Тридцать три трубача трубят тревогу
- Трое трубачей трубили в трубы
Скороговорки со звуком [Р]
Для большинства детей в возрасте 3-4 лет сложными звуками являются
- [Ш], [Ж],[Щ ]
- [Л], [Р]
Учитывая юный возраст говорунов, выбирайте речевой материал, не отягощенный сложными для произношения звуками
Приведенные ниже скороговорки не содержат сонорных [л], [р], свистящих, шипящих и звука [ф]
- Веня и Иван не виноваты
- Увидим Вадима и удивим
- В вагоне Вова и Матвей, Викентий, Витя и Авдей
- Поведет Вениамина к медведям и пингвинам
- Внимание: в водоеме водяной
- Видите: на диване у Вовы два удава
- Конфеты - фее, конфетти - Тимофею
- У Фимы - финики. У Фани - фантики
- У Федота - фагот
- Не бубни, бей в бубон
- Бегу к быку и от быка бегу
- На копытах - подковы
- Пете не допить напиток
- Пони в попоне
- Попугая не купают! Попугая не пугают! Попугая покупают!
- В водоеме воды видимо-невидимо
- Дома - домовой, в воде - водяной
- Один да один - два
- Опятки не на пятке
- У Антона - антенна
- У Тани - тайна. Это Танина тайна. И Таня таит эту тайну
- У Капы - компот
- У кока - какао
- Кое-кто кое-кому кое-куда кое-как кидает кое-какой камень
- Бабе Яге маги не помогают магией
- Вьюги не на юге
- Игнат помогает готовить Инге и Агнии
- Подходит выходной. В выходной отдохнем
- На охоте - Ахмед Ахмедов, Пахом Пахомов, Михей Михеев и Тихон Тихонов
- У хана - хна
- У совы есть совесть
- Всем бы вместе сесть и поесть
- Осенью у Сени сени в сене
- Зимой беззаботная Зоя зябнет
- Не забудьте незабудки
- Звонок звонко звенит: «Ззззззззззззз!»
Как только ребенок понял правила игры, четко и быстро повторяет скороговорки с легкими звуками, переходите к сложным фразам
Никому нашего чеботаря
Не перечеботарить
Петр Петрович,
По прозванью Перепелович,
Приручил перепелку.
Перепелка принесла
Петру Петровичу
Перепеловичу перепелят
- Коси коса пока роса. Роса долой, коса домой
- Три дроворуба на трех дворах дрова рубят
- Сыворотка из-под простокваши
- У бобра шапка добра
- Пойду в лес по рябую корову
- Морская волна сильна и вольна
- В роще щебечут стрижи, чечетки, щеглы и чижи
Сложные скороговорки для детей
Откуда на просеке просо?
Просыпали просо здесь просто.
Про просо просянки прознали.
Без спроса все просо склевали.Стаффордширский терьер ретив,
А черношёрстный ризеншнауцер резв.В Переславль послали посылку, для последующей пересылки
Тридцать три корабля лавировали, лавировали, да не вылавировали
Поломала я язык, по-переламывала, пока молола языком перемалывала
Квартира картографа в картах, а портретиста в портретах
Собирала Маргаритка маргаритки на горе,
Растеряла Маргаритка маргаритки на траве
Смешные и не всегда логичные скороговорки - замечательный способ не только исправить речевые проблемы, но и весело провести время с ребенком. Цените эти минуты игры и доверия. Небольшие игровые задания внизу помогут вам разнообразить занятия
Видео: Скороговорки. Мультики для самых маленьких
» мы писали о том, что чистоговорки, в которых повторяется один и тот же звук, могут помочь вашему малышу отработать произношение этого звука. Учат правильно произносить слова и скороговорки. Скороговорки для развития речи можно предлагать малышу, когда он еще только учится говорить. Но чтобы не отпугнуть малыша излишней сложностью, подбирать скороговорки нужно исходя из возраста малыша, его речевых навыков и звуков, произношение которых вы хотите отработать. Давайте посмотрим, как подобрать малышу скороговорки так, чтобы и ему было интересно, и польза была.
Немножко истории
Скороговорки, так же как пословицы и поговорки, — это жанр устного народного творчества. Придумывались они народом, чтобы научить ребенка говорить, правильно произносить слова, поэтому их сюжеты часто вызывают улыбку, иногда даже кажутся нелепыми:
Кукушка кукушонку купила капюшон,
Hадел кукушонок капюшон,
Как в капюшоне кукушонок смешон.
Скороговорки – это специально придуманные фразы с труднопроизносимыми или трудносочетаемыми звуками и словами, произносить которые надо быстро, четко и без запинок. На Руси скороговорки также называли частоговорками, языковёртками, потому что порой их было не легко не только произнести быстро, но даже и просто выговорить:
Выковали колокол,
Да не по-колокольски.
Надо бы колокол перековать,
Да перевыколоковать.
Начинать делать упражнения со скороговорками можно, когда малыш еще только учится говорить (с 1 — 1,5 лет). В это возрасте малышам бывает трудно выговаривать отдельные звуки, поэтому им подойдут простые скороговорки, в которых просто повторяется какой-то один трудный для малыша звук, например [с]:
Слоны умны, слоны смирны,
Слоны спокойны и умны.
Будет расти малыш, будут «расти» вместе с ним и скороговорки: постепенно будут добавляться скороговорки на новые звуки. Когда малыш освоит произношение большинства звуков (обычно это происходит в возрасте 5 — 6 лет), можно будет добавить скороговорки с труднопроизносимыми сочетаниями звуков:
Карл у Клары украл кораллы,
А Клара у Карла украла кларнет.
Мы сделали для вас подборку скороговорок для малышей разного возраста с учетом освоения среднестатистическим малышом звуков родного языка. (Использовалась книга Инны Светловой «Домашний логопед» и книги, посвященные русскому устному народному творчеству.)
Скороговорки для 1 — 2 лет
В возрасте после года малыш осваивает звуки «г», «д», «с», «з». Иногда малыши заменяют эти твердые звуки мягкими. Чтобы помочь малышу начать различать на слух твердые и мягкие звуки и правильно произносить их, попробуйте использовать вот эти скороговорки на отработку этих звуков:
Скороговорки на отработку звуков [с] и [с’]:
Коси, коса, пока роса.
Роса долой, и мы – домой.Ест киска суп из миски.
Сыта киска, пуста миска.У Сени и Сани в сетях сом с усами.
У осы не усы, не усищи, а усики.
Везет Сенька Саньку
С Сонькой на санках.
Санки – скок, Сеньку – с ног,
Саньку в бок, Соньку в лоб.
Скороговорки на отработку звуков [з] и [з’]:
Зоиного зайку зовут Зазнайка.
Все озера – зеркала из зеленого стекла.
Пошел спозаранку
Назар на базар.
Купил там козу
И корзинку Назар.
Скороговорки на отработку звуков [г] и [г’]:
На горе гогочут гуси,
Под горой огонь горит.Га-га-га –
Гогочет гусь, –
Я семьей своей горжусь!
На гусят и на гусыню
Все гляжу –
Не нагляжусь.Галка села на забор,
Грач завел с ней разговор.
Скороговорки на отработку звуков [д] и [д’]:
Дятел на дубу сидит и в дубу дупло долбит.
Дом - у дуба, дуб - у дома.
Скороговорки для 2 – 3 лет
После 2 -х лет малыш осваивает звуки «п» и «б», «ф» и «в», «т», «к», «х», сонорные звуки «м» и «н». В помощь вам и малышу подходящие скороговорки.
Скороговорки на отработку звуков [п] и [п’]:
Пекарь пек пироги в печи.
— Расскажите про покупки.
— Про какие про покупки?
— Про покупки, про покупки,
Про покупочки мои.Пришел Прокоп – кипит укроп,
Ушел Прокоп – кипит укроп.
И при Прокопе кипит укроп,
И без Прокопа кипит укроп.Говорит попугай попугаю:
«Я тебя, попугай, попугаю».
Отвечает ему попугай: «Попугай меня, попугай!»
Скороговорки на отработку звуков [б] и [б’]:
Белые бараны били в барабаны.
Белый снег. Белый мел.
Белый сахар тоже бел.
А вот белка не бела.
Белой даже не была.
Скороговорки на отработку звуков [ф] и [ф’]:
В поле полет Фрося просо, сорняки выносит Фрося.
У Фани — фуфайка,
У Феди — туфли.
Скороговорки на отработку звуков [в] и [в’]:
Верзила Вавила весело ворочал вилы.
Водовоз вез воду из водопровода.
Скороговорки на отработку звуков [т] и [т’]:
От топота копыт пыль по полю летит.
Сидел тетерев на дереве, а тетерка с тетеревами на ветке.
Ткет ткач ткани на платки Тане.
Скороговорки на отработку звуков [к] и [к’]:
Котик ниток клубок
Укатил в уголок.
Укатил в уголок
Котик ниток клубок.Кошка Крошка на окошке
Кашку кушала по крошке.Клала Клава лук на полку,
Кликнула к себе Николку.
Скороговорки на отработку звуков [х] и [х’]:
Хохлатые хохотушки хохотом хохотали:
– Ха! ха! ха! ха! ха!Прохор и Пахом ехали верхом.
Вкусная халва – мастеру хвала.
Хохотушка буква Х рассмеялась:
Ха-ха-ха!Муха–горюха села на ухо.
Был в саду переполох –
Там расцвел чертополох.
Чтобы сад твой не заглох,
Прополи чертополох.Хотите играть с ребенком легко и с удовольствием?
Скороговорки для 3 – 4 лет
В возрасте 3 – 4 лет малыш постепенно осваивает шипящие (ж, ш, ч, щ) и свистящие звуки (з, ц). Для отработки произношения этих звуков можно также использовать скороговорки.
Скороговорки на отработку звука [ж]:
Жужжит жужелица, жужжит, кружится.
У ежа ежата, у ужа — ужата.
Не живут ужи, где живут ежи.
Испугались межвежонка
Еж с ежихой и с ежонком,
Чиж с чижихой и с чижонком,
Стриж с стрижихой и стрижонком.
Скороговорки на отработку звука [ш]:
Маша дала Ромаше сыворотку из-под простокваши.
На окошке крошку мошку ловко лапкой ловит кошка.
В шалаше шесть шалунов.
Парус наш на совесть сшит,
Нас и шторм не устрашит.
Скороговорки на отработку звука [ч]:
Ой, качи-качи-качи.
Мы грачата, мы грачи.Ученик учил уроки,
У него в чернилах щеки.Анечке купили чешки, перчатки, башмачки и маечку.
В четверг четвертого числа
В четыре с четвертью часа
Четыре черненьких чертенка
Чертили черными чернилами чертеж.
Скороговорки на отработку звука [щ]:
Волки рыщут, пищу ищут.
Мой руки чище и чаще.
Два щенка, щека к щеке,
Щиплют щетку в уголке.Маша, ты нас не ищи:
Щиплем щавель мы на щи.
Скороговорки на отработку звука [ц]:
В цветнике цветут цветы.
Цыпленок цапли цепко цепляется за цепь.
Бегают две курицы прямо по улице.
Летит скворец – зиме конец.
Скороговорки для 4 – 5 лет
Ближе к пяти годам речевой аппарат малыша постепенно созревает для произнесения сонорных звуков [р] и [л]. В упражнениях со скороговорками также можно сделать упор на произношение этих звуков.
Скороговорки на отработку звука [р] и [р’]:
На горе Арарат растет крупный виноград.
Пророворонила ворона вороненка.
У мыши в норке сыра корка.
Из-за леса, из-за гор едет дедушка Егор.
Во мраке раки шумя в драке.
Трое трубачей трубили в трубы.
Скороговорки на отработку звуков [л] и [л’]:
Коля колья колет,
Поля поле полет.Наш Полкан попал в капкан.
Рыбу ловит рыболов,
Весь в реку уплыл улов.Маленькая болтунья
Молоко болтала-болтала,
Не выболтала.
Скороговорки на труднопроизносимые сочетания звуков
В 5 – 6 лет, когда малыш овладеет произношением всех звуков, ему уже можно предлагать скороговорки с труднопроизносимыми сочетаниями звуков:
На дворе трава, на траве дрова.
Не руби дрова на траве двора!Подарили Вареньке – валенки, Валеньке — варежки.
Все бобры добры для своих бобрят.
У быка тупы губы, бык тупогуб.
Как учить
- Сначала нужно выучить скороговорку. Проговорите ее малышу сначала очень медленно, как будто по слогам. Пусть малыш повторит ее. Если скороговорка длинная, разбейте ее на части. Следите чтобы малыш не глотал согласные звуки и правильно, как написано, произносил гласные (не «на двА-ре», а «на двО-ре»). Можно говорить напевно, растягивая гласные звуки.
- Когда малыш хорошо запомнит скороговорку, попросите его произнести ее чуть быстрее, потом еще быстрее.
- Для разнообразия можно произносить скороговорку громким и тихим голосом или почти шепотом. Можно петь или, наоборот, говорить отрывисто, как робот. Предложите малышу произнести скороговорку весело или грустно, дрожа от страха или прыгая на месте от радости и т.д.
Как заинтересовать
Чтобы от скороговорок была реальная польза, обращайте внимание на правильность произнесения звуков малышом. Если малышу трудно произносить такой длинный текст, предложите ему его спеть. Обычно петь малышам легче, чем говорить.
Малыш будет с большим энтузиазмом повторять за вами скороговорку, если вам удастся облечь это в игру и заинтересовать малыша.
Сопровождайте скороговорки красочными картинками. Вы можете нарисовать картинку сами, вырезать подходящую из журнала или использовать книги. Книг со скороговорками сейчас выпускается очень много: от самых простых книжечек в несколько страниц до таких шедевров как книга« Попробуй, повтори! Русские скороговорки» с очень красивыми иллюстрациями.
С совсем маленькими детьми лучше учить скороговорки в стихах. Читая малышу детские стихи и, особенно, азбуку в стихах, обращайте внимание на повтор звуков с рядом стоящих словах. Очень часто попадаются фразы, которые ничем не хуже скороговорок:
[д]
Дятел жил в дупле пустом,
Дуб долбил, как долотом. (С. Маршак)[с]
Спит спокойно старый слон,
Стоя спать умеет он. (С. Маршак)[ч]
Моем, моем трубочиста чисто-чисто, чисто-чисто.
Будет, будет трубочист чист-чист, чист-чист! (К. Чуковский)
Эффективность и необходимость произношения скороговорок для тренировки правильной дикции отмечал ещё Станиславский. Сегодня же зубрить скороговорки рекомендуют как врачи логопеды, так и грамотные родители школьников.
Развитие современного общества привело к тому, что сегодня, если вы не будете красиво и внятно говорить — вас просто не услышат. Так почему бы не научиться этому с детства и себя заодно потренировать?
Правильная дикция и техника речи необходима прежде всего актёрам, теле-, радио-ведущим, бизнес тренерам, людям, которые часто проводят презентации и всем кто занимает руководящие должности. Этом список можно и продолжить. Соответственно если вы хотите быть успешным, узнаваемым, чтобы вашу речь было приятно слушать — без скороговорок никуда.
Также необходимо помнить о том, что произношение скороговорок это систематитный процесс, То есть, даже если вы уверены в том что хорошо произнесли скороговорку и ни разу не запнулись, это не значит что пора переходить к другой. Повторив скороговорку 100 и более раз, вы поймёте, что нет предела совершенству.
Время от времени нужно закреплять полученный результат и произносить скороговорки снова и снова. И не пытайтесь гнаться за скоростью, главное это чёткое, звонкое и правильное произношение, а скорость придёт со временем. Также следите за правильными ударениями. Главное в этом деле это практика.
164 скороговорки для тренировки речи и дикции.
1. (Б,р) — Бредут бобры в сыры боры. Бобры храбры, а для бобрят добры.
2. (Б,р) — Все бобры добры для своих бобрят.
3. (Б,д) — Добры бобры идут в боры, а дровоколорубы рубили дубы.
4. (Б) — Белый снег, белый мел, белый заяц тоже бел. А вот белка не бела — белой даже не была.
5. (Б,в) — Столы белодубовые, гладко-тесо-выструганные.
6. (Б,п) — Бык тупогуб, тупогубенький бычок, у быка бела губа была тупа.
7. (Б) — Окул бабу обул, да и Окула баба обула.
8. (В,л) — Вавилу ветрило промоклосквозило.
9. (В,п) — Водовоз вёз воду из-под водопровода.
10. (В,л,д) — Не видно — ликвидны акции или не ликвидны.
11. (В,щ,ш) — Расчувствовавшаяся Варвара расчувствовала нерасчувствовавшегося Вавилу.
12. (В,с) — Свиристель свиристит свирелью.
13. (В,т,р) — Тридцать три корабля лавировали, лавировали, да не вылавировали.
14. (В,р,ч) — Разнервничавшаяся Вавилонянка Варвара, разнервничала в Вавилоне, неразнервничавшегося вавилонянина Вавилу Вавилонейского.
15. (В,р) — Выдра у выдры норовила вырвать рыбу.
16. (Г,в,л) — Наш голова вашего голову головой переголовил, перевыголовил.
17. (Д,б,л) — Дятел дуб долбил, долбил, продалбливал, да не продолбил и не выдолбил.
18. (Д,л,г,з) — Деидеологизировали-деидеологизировали, и додеидеологизировались.
19. (Д,р) — Два дровосека, два дроворуба, два дровокола говорили про Ларьку, про Варьку, про Ларину жену.
20. (Ж,в) — Вожжи из кожи в хомут вхожи.
21. (Ж) — У ежа ежата, у ужа ужата.
22. (Ж) — Жужжит-жужжит жужелица, жужжит да кружится. Говорю ей, не жужжи, не кружись, а ты лучше спать ложись. Всех соседей перебудишь, коль жужжать под ухом будешь.
23. (Й,р,в) — Ярослав и Ярославна
Поселились в Ярославле.
В Ярославле живут славно
Ярослав и Ярославна.
24. (К,б) — В Кабардино-Балкарии валокордин из Болгарии.
25. (К,в) — Все скороговорки не перевыскороговоришь.
26. (К,п) — Вбили кол в частокол, подприколошматили.
27. (К,т,р) — У Кондрата куртка коротковата.
28. (К,н,л) — Это колониализм? — Нет, это не колониализм, а неоколониализм!
29. (К,п,р) — Из-под Костромы, из-под Костромищи шли четыре мужичищи. Говорили они про торги, да про покупки, про крупу, да про подкрупки.
30. (К,з,с) — Идёт с козой косой козёл.
31. (К,л) — Колотил Клим в один блин клин.
32. (К,р,г) — Краб крабу сделал грабли, подарил грабли крабу — грабь граблями гравий, краб.
33. (К,ш,п,н) — Кукушка кукушонку купила капюшон, надел кукушонок капюшон, в капюшоне кукушонок смешон.
34. (К,р,л) — Карл украл у Клары кораллы, а Клара украла у Карла кларнет.
35. (К,р,в,л) — Королева кавалеру подарила каравеллу.
36. (К,р,м,н) — Курфюрст скомпрометировал ландскнехта.
37. (К,р) — Курьера курьер обгоняет в карьер.
38. (К,с,в) — Кокосовары варят в скорококосоварках кокосовый сок.
39. (К,п) — Купи кипу пик. Кипу пик купи. Пик кипу купи.
40. (К,с) — Коси, коса, пока роса, роса долой — и мы домой.
41. (К,л,б) — Наш Полкан из Байкала лакал. Лакал Полкан, лакал, да не мелел Байкал.
42. (К,л,ц) — Около колодца кольцо не найдётся.
43. (К,т,н) — Разнервничавшегося конституционалиста Константина нашли акклиматизировавшимся в конституционном городе Константинополе и со спокойным достоинством изобретавшим усовершенствованные пневмо-мешко-выколачиватели.
44. (К,л,п,в) — Сшит колпак, не по-колпаковски, вылит колокол, не по-колоколовски. Надо колпак переколпаковать, перевыколпаковать. Надо колокол переколоколовать, перевыколоколовать.
45. (К,р,л) — Кристалл кристаллизовался, кристаллизовался да не выкристаллизовался.
46. (Л,ч) — Бежит лиса по шесточку: лизни, лиса песочку!
47. (Л,к) — Клавка искала булавку, а булавка упала под лавку.
48. (Л) — Мы ели, ели ершей у ели. Их еле-еле у ели доели.
49. (Л,н) — На речной мели мы на налима набрели.
50. (Л,м,н) — На мели мы налима лениво ловили, Меняли налима вы мне на линя. О любви не меня ли вы мило молили, и в туманы лимана манили меня.
51. (Л) — Полили ли лилию? Видели ли Лидию? Полили Лилию, видели Лидию.
52. (Л,б) — Маланья-болтунья молоко болтала, выбалтывала, да не выболтала.
53. (Л,к) — В Луку Клим луком кинул.
54. (М,л) — Мама мыла Милу мылом, Мила мыло не любила.
55. (П,р,м) — Вашему пономарю нашего пономаря не перепономарить: наш пономарь вашего пономаря перепономарит, перевыпономарит.
56. (П,х) — Вставай, Архип, петух охрип.
57. (П,к,р) — В пруду у Поликарпа — три карася, три карпа.
58. (П,т,р) — Дробью по перепелам да по тетеревам.
59. (П,к) — Наш Полкан попал в капкан.
60. (П,т) — От топота копыт пыль по полю летит.
61. (П,х) — Осип охрип, Архип осип.
62. (П,р) — Перепёлка перепелят прятала от ребят.
63. (П,г) — Говорил попугай попугаю, я тебя попугай попугаю, отвечает ему попугай — Попугай, попугай, попугай!
64. (П,к,щ) — Говорил командир про полковника и про полковницу, про подполковника и про подполковницу, про поручика и про поручицу, про подпоручика и про подпоручицу, про прапорщика и про прапорщицу, про подпрапорщика, а про подпрапорщицу молчал.
65. (П) — Пётр Петрович, по прозванью Перов, поймал птицу пигалицу; понёс по рынку, просил полтинку, подали пятак, он и продал так.
66. (П) — Когда-то галок поп пугая, в кустах заметил попугая, и говорит тут попугай: «Пугать ты галок, поп, пугай. Но только галок, поп, пугая, не смей пугать ты попугая!»
67. (П) — Пошла Поля полоть в поле.
68. (П,р,к) — Пришёл Прокоп — кипит укроп, ушёл Прокоп — кипит укроп. Как при Прокопе кипит укроп, и так и без Прокопа кипит укроп.
69. (П,р,ч,к) — Говорили про Прокоповича. Про какого про Прокоповича? Про Прокоповича, про Прокоповича, про Прокоповича, про твоего.
70. (П,к,р,т) — Протокол про протокол протоколом запротоколировали.
71. (П,р) — У перепела и перепёлки пять перепелят.
72. (П,р,в) — Работники предприятие приватизировали, приватизировали да не выприватизировали.
73. (П,к) — Расскажите про покупки! — Про какие про покупки? — Про покупки, про покупки, про покупочки мои.
74. (П) — Стоит копна с подприкопёночком, а под копной перепёлка с перепелёночком.
75. (П,к) — Стоит поп на копне, колпак на попе, копна под попом, поп под колпаком.
76. (П,р,т) — Токарь Раппопорт пропил пропуск, рашпиль и суппорт.
77. (П) — У нас во дворе-подворье погода размокропогодилась.
78. (П,р,л) — Параллелограмм паралеллограммил паралеллограммил да не выпараллелограммировал.
79. (П,т) — Пошёл Ипат лопаты покупать.
Купил Ипат пяток лопат.
Шёл через пруд — уцепился за прут.
Упал Ипат — пропали пять лопат.
80. (П,р) — Перпендикуляры рисуют без транспортиров.
81. (П,р,т) — Променяла Прасковья карася
На три пары полосатых поросят.
Побежали поросята по росе,
Простудились поросята, да не все.
82. (Р,п,т,к) — Забыл Панкрат кондратов домкрат. Теперь Панкрату без домкрата не поднять на тракте трактор.
83. (Р,г) — На ура у гуру инаугурация прошла.
84. (Р,т,в) — Интервьюер интервьюента интервьюером интервьюировал, интервьюировал, да не выинтервьюировал.
85. (Р,л) — Орёл на горе, перо на орле. Гора под орлом, орёл под пером.
86. (Р,м,н) — Роман Кармен положил в карман роман Ромена Роллана и пошёл в «Ромэн» на «Кармен».
87. (Р,в) — На дворе трава, на траве дрова. Не руби дрова на траве двора!
88. (Р,к) — Ехал грека через реку, видит грека — в реке рак. Сунул грека руку в реку, рак за руку греку — цап!
89. (Р,п) — Рапортовал, да не дорапортовал, дорапортовывал, да зарапортовался.
90. (Р,л) — Рыла свинья белорыла, тупорыла, полдвора рылом изрыла, вырыла, подрыла. На то Хавронье и дано рыло, чтобы она рыла.
91. (Р) — На горе Арарат корова рогами горох собирала.
92. (Р,л,г) — Регулировщик лигуриец регулировал в Лигурии.
93. (Р,м,т) — Собирала Маргарита маргаритки на горе, растеряла Маргарита маргаритки во дворе.
94. (С,н) — Носит Сеня сено в сени, спать на сене будет Сеня.
95. (С,м,н) — В семеро саней семеро Семёнов с усами уселись в сани сами.
96. (С,к,в,р) — Скороговорун скороговорил скоровыговаривал, что всех скороговорок не перескороговоришь не перескоровыговоришь, но заскороговорившись, выскороговорил — что все скороговорки перескороговоришь, перескоровыговоришь. И прыгают скороговорки как караси на сковородке.
97. (С,к,п,р) — Как всех скороговорок не перескороговорить, не перескоровыговорить, так и всех скоропословиц не перескоропословить, не перескоровыпословить, и только все скоропоговорки можно перескоропоговорить, перескоровыпоговорить!
98. (С,к) — Везёт Сенька Саньку с Сонькой на санках. Санки скок, Сеньку с ног, Соньку в лоб, все в сугроб.
99. (С) — У осы не усы, не усищи, а усики.
100. (С,м,н) — У Сени с Саней в сетях сом с усами.
101. (С,к,р) — Хитрую сороку поймать морока, а сорок сорок — сорок морок.
102. (С,нь,к) — Везёт Сенька Саньку с Сонькой на санках. Санки скок, Сеньку с ног, Саньку в бок, Соньку в лоб, все в сугроб.
103. (С,р,т) — Баркас приехал в порт Мадрас.
Матрос принёс на борт матрас.
В порту Мадрас матрас матроса
Порвали в драке альбатросы.
104. (Т,р,с) — Вахмистр с вахмистршей, ротмистр с ротмистршей.
105. (Т) — Стоит, стоит у ворот Бык тупо-губо-широкорот.
106. (Т,к) — Ткёт ткач ткани на платки Тане.
107. (Т,к) — Толком толковать, Да без толку расперетолковывать.
108. (Т,ть) — Ест Федька с водкой редьку, ест водка с редькой Федьку.
109. (Т,р) — Торопке порка не впрок. Торопке корка впрок.
110. (Т) — Не ходи то-то по то-то, не проси то-то того-то — вот тебе то-то за то-то.
111. (Т,к) — Турка курит трубку, курка клюёт крупку. Не кури турка трубку, не клюй курка крупку.
112. (Ф,ч,н) — У Феофана Митрофаныча три сына Феофаныча.
113. (Ф) — Фофанова фуфайка Фефёле впору.
114. (Ф,д,б,р) — Дефибриллятор дефибриллировал дефибриллировал да не выдефибриллировал.
115. (Ф,р) — Фараонов фаворит на сапфир сменял нефрит.
116. (Ф,л,в) — Была у Фрола, Фролу на Лавра наврала, пойду к Лавру, Лавру на Фрола навру.
117. (Х,т) — Хохлатые хохотушки хохотом хохотали: Xa! Xa! Ха!
118. (Х,ч,п) — Был в саду переполох —
Там расцвёл чертополох.
Чтобы сад твой не заглох,
Прополи чертополох.
119. (Х,щ) — Хрущи хватают хвощи.
Охапки хины хватает на щи.
120. (Ц,п) — Цыплёнок цапли цепко цеплялся за цеп.
121. (Ц,х) — Цапля чахла, цапля сохла, цапля сдохла.
122. (Ц,р) — Съел молодец тридцать три пирога с пирогом, все с творогом.
123. (Ц) — Молодец среди овец, а против молодца сам овца.
124. (Ц,к,п,д,р) — Жили-были три китайца
Як, Як-Ци-Драк и Як-Ци-Драк-Ци-Драк-Ци-Дрони.
Жили-были три китайки
Цыпа, Цыпа-Дрипа и Цыпа-Дрипа-Лимпомпони.
Вот они переженились:
Як на Цыпе Як-Ци-Драк на Цыпе-дрипе
Як-Ци-Драк-Ци-Драк-Ци-Дрони на Цыпе-Дрипе-Лимпомпони.
И у них родились дети:
У Яка с Цыпой — Шах,
У Як-Цы-драка с Цыпой-дрипой — Шах-Шахмони,
У Як-Ци-Драк-Ци-Драк-Ци-Дрони
С Цыпой-Дрипой-Лимпомпони —
Шах-Шахмони-Лимпомпони.
125. (Ч,т) — Четверть четверика гороха, без червоточинки.
126. (Ч,щ,ш) — Чешуя у щучки, щетинка у чушки.
127. (Ч) — Наша дочь речистая, у неё речь чистая.
128. (Ч) — Чеpепахa, не скучaя, чaс сидит зa чaшкой чaя.
129. (Ч,р) — Четыре чёрненьких чумазеньких чертёнка чертили чёрными чернилами чертёж чрезвычайно чисто.
130. (Ч,р) — У четырёх черепашек по четыре черепашонка.
131. (Ч) — Обычай бычий, ум телячий.
132. (Ч,ш) — Летят три пичужки через три пустых избушки.
133. (Ш,с) — Шла Саша по шоссе, несла сушку на шесте и сосала сушку.
134. (Ш) — Даже шею, даже уши ты испачкал в чёрной туши. Становись скорей под душ. Смой с ушей под душем тушь. Смой и с шеи тушь под душем. После душа вытрись суше. Шею суше, суше уши, и не пачкай больше уши.
135. (Ш) — Высшие эшелоны шествовали подшофе.
136. (Ш,ж) — В шалаше шуршит шелками желтый дервиш из Алжира и, жонглируя ножами, штуку кушает инжира.
137. (Ш) — Шёл Шишига по шоссе, шёл шуpша штанами. Шаг шагнёт, шепнёт: «Ошибка». Шевельнёт ушами.
138. (Ш) — Шесть мышат в камышах шуршат.
139. (Ш) — Самшит, самшит, как ты крепко сшит.
140. (Ш,м) — Яшма в замше замшела.
141. (Ш) — Шли сорок мышей, несли шестнадцать грошей, две мыши поплоше несли по два гроша.
142. (Ш,к) — Два щенка щека к щеке щиплют щёку в уголке.
143. (Ш,р) — Стаффордширский терьер ретив, а черношерстный ризеншнауцер резв.
144. (Ш,с) — У Саши в каше сыворотка из-под простокваши.
145. (Ш,к) — У Сашки в кармашке шишки и шашки.
146. (Ш,к,в,р) — Кашевар кашу варил, подваривал да недоваривал.
147. (Ш,ж) — Поршень — не шершень:
не жужжит, тихо скользит.
148. (Ш,р,к) — У крошки матрёшки пропали серёжки.
Серёжки Серёжка нашёл на дорожке.
149. (Ш,с,к) — Глядят подсолнухи на солнышко,
А солнышко — на подсолнушки.
Но подсолнухов много у солнышка,
А солнышко одно у подсолнушка.
Под солнцем подсолнух солнечно смеялся пока зрел.
Созрел, подсох, склевался.
150. (Ш,р) — Шарики шарикоподшипника шарят по подшипнику.
151. (Ш,с) — Саша шустро сушит сушки.
Сушек высушил штук шесть.
И смешно спешат старушки
Сушек Сашиных поесть.
152. (Ш,п,к) — У Ерёмы и Фомы кушаки — во всю спину широки,
Колпаки переколпачены, новы,
Да шлык хорошо сшит, шитым бархатом покрыт.
153. (Ш,р) — Шушера шушере шуршала,
Что шурша шушере шуршать мешала.
154. (Ш) — Мамаша Ромаше дала сыворотку из-под простокваши.
155. (Ш,к) — Трошкина шавка
Укусила Пашку.
Бьёт Пашка шапкой
Трошкину шавку.
156. (Ш,к,ч) — Под горой у сосновой опушки
Жили-были четыре старушки,
Все четыре большие болтушки.
Целый день на пороге избушки
Тараторили, будто индюшки.
Замолкали на соснах кукушки,
Выползали из лужи лягушки,
Тополя наклоняли макушки —
Услыхать, что болтают старушки.
157. (Ш,к,п) — Пашкина шавка укусила Павку за ногу, бьёт Павка шапкой Пашкину шавку.
158. (Щ,т) — Тщетно тщится щука ущемить леща.
159. (Щ,т) — Тащу, тащу боюсь не дотащу,
Но точно не выпущу.
160. (Щ,ж,ц) — В луже, посредине рощи
Есть у жаб своя жилплощадь.
Здесь живёт ещё жилец —
Водяной жук-плавунец.
161. (Щ,ж,ч) — Поезд мчится скрежеща: ж, ч, ш, щ, ж, ч, ш, щ.
162. (Щ,ч) — Щеночкам щёточками чистили щёчки.
163. (Щ,ч) — Этой щёткой чищу зубы,
Этой чищу башмаки,
Этой чищу свои брюки,
Эти щётки все нужны.
164. (Щ,т) — Волки pыщут — пищу ищут.
Многие считают, что использование скороговорок оправдано только во время занятий логопеда с детьми-дошкольниками, а некоторые вообще не знакомы с этим понятием. В реальности – скороговорки часто применяют и взрослые. Чаще всего это связано со сменой профессии, но есть случаи, когда желание избавиться от дефектов речи приходит лишь в сознательном возрасте. Какой бы ни была причина, скороговорки для улучшения качества речи и дикции взрослых – это хороший способ избавиться от проблем и комплексов, а так же получить отличное настроение на целый день.
Чтобы понять, что такое скороговорка, достаточно открыть любой толковый словарь. Обычно этот термин характеризуют как специально придуманный текст или фразу с труднопроизносимыми и плохо сочетаемыми звуками.
- Побрёл бобёр в бор.
- В бору бобра обобрали.
- Обобранный бобёр побрёл в Барвиху к бобрихе.
- Бобриха бобра побранила и побрила,
- а бобрята бобра ободрили.
- Обобранный, побритый и ободренный бобёр побрёл обратно в бор.
Очень часто скороговорки — это народные произведения, которым несколько веков.
На дворе трава, на траве дрова, не руби дрова на траве двора.
Шла Саша по шоссе и сосала сушку.
Подарили Вареньке – валенки, Валеньке - варежки.
Но есть и современные, которые составлены лингвистами для решения конкретной проблемы.
Дефибриллятор дефибриллировал, дефибриллировал, да невыдефибриллировал.
Они имеют довольно простой смысл, к тому же смешные и легко запоминаются. Вот только произнести их зачастую очень сложно с первого раза.
Двести двадцать две каравеллы лавировали-лавировали, да не вылавировали.
По смыслу, скороговорки делятся на детские и взрослые, хотя особой разницы между ними не чувствуется, только если в тексте присутствуют «недетские» слова (не удивляйтесь, есть и такие!).
- Карасёнку раз карась
- Подарил раскраску.
- И сказал Карась:
- На раскраске Карасёнка –
- Три весёлых поросёнка:
- Кукушка кукушонку купила капюшон,
- Hадел кукушонок капюшон,
- Как в капюшоне кукушонок смешон.
Есть также сложные и простые, короткие и длинные, но все они преследуют одну цель – это скороговорки для развития речи. Текст скороговорок часто адаптирован под проблему, которую надо решить.
Например, четкое проговаривание звуков:
- Королева Клара строго карала Карла за кражу коралла.
- Если бы Карл не крал кораллы, то и Клара б не крала кларнет.
- Топали да топали, дотопали до тополя,
- До тополя дотопали, да ноги-то оттопали.
- Испугались медвежонка
- Ёж с ежихой и с ежонком,
- Стриж с стрижихой и стрижонком.
- На опушке в избушке
- Живут старушки-болтушки.
- У каждой старушки лукошко,
- В каждом лукошке кошка,
- Кошки в лукошках шьют старушкам сапожки.
- Четверть часа чиж чижихе
- Пел частушки на Плющихе.
- Черный кот, большой чудак,
- Влез послушать на чердак.
- Четыре черненьких, чумазеньких чертенка
- Чертили черными чернилами чертеж.
- Цыпленок цапли цепко цепляется за цепь
Скороговорки для улучшения дикции
Улучшать дикцию с помощью скороговорок советуют многие профессиональные дикторы и ораторы. Чтобы понятно выражать мысли, не достаточно уметь отчетливо произносить слова и звуки. Хотите, чтобы вашу речь понимали и воспринимали окружающие – тренируйте ее. В этом тоже помогут всем известные скороговорки. Использовать рифмованные тексты для улучшения дикции нужно регулярно, а значит ежедневно. Плоды принесут только постоянные тренировки. Не отчаивайтесь, если не видите результатов через неделю или две. По статистике, для того чтобы ощутить изменения необходимо упражняться 21 день.
План по улучшению дикции с помощью скороговорок включает несколько пунктов:
- Выберите небольшое количество текстов, лучше 3-5
- Произносите медленно и четко, особенно окончания и проблемные звуки
- Тренируйтесь перед зеркалом, без звука или шепотом, таким способом выполнять артикуляционную гимнастику
- Произносите скороговорку с определенным тембром или эмоцией (громко, тихо, жалобным или торжествующим голосом)
- Распевайте текст скороговорки (например, под музыку любимой песни)
Чтобы не забыть о поставленных задачах, можно распечатать тексты и развесить по комнате, а также привлечь друзей и родственников к упражнениям, соревноваться в произношении. Примеров скороговорок великое множество, давайте вспомним самые известные:
Ехал Грека через реку, видит Грека — в реке рак.
Сунул Грека руку в реку, рак за руку Греку — цап!
От топота копыт пыль по полю летит.
На дворе дрова, за двором дрова, под двором дрова, над двором дрова, дрова вдоль двора, дрова вширь двора, не вместит двор дров. Дрова выдворить обратно на дровяной двор.
- Скороговорун скороговорил скоровыговаривал,
- Что всех скороговорок не перескороговоришь не перескоровыговариваешь,
- Но заскороговошившись, выскороговорил –
- что все скороговорки перескороговоришь, перескоровыговариваешь.
- И прыгают скороговорки как караси на сковородке.
Жили были три японца: Як, Як Цидрак, Як Цидрак Цидрак Циндроний. Жили были три японки: Цыпи, Цыпи Дрипи, Цыпи Дрипи Лимпомпоний. Поженились Як на Цыпи, Як Цидрак на Цыпи Дрипи, Як Цидрак Цидрак Циндроний на Цыпе Дрипе Лимпомпоний. И родились у них дети: у Як и Цыпи Шах, у Як Цидрак и Цыпи Дрипи Шах Шахмат, у Як Цидрак Цидрак Циндроний и Цыпи Дрипи Лимпомпоний Шах Шахмат Шахмат Шахмоний.
Дефект при выговаривании буквы р, пожалуй, встречается чаще всего среди дефектов речи. Этот недостаток приносит неудобство, как самому человеку, так и окружающим. На помощь в борьбе с дефектом и комплексами тоже придут скороговорки для развития речи и дикции взрослых на букву р .
Иногда человек произносит этот звук неправильно из-за физического изъяна – слишком короткой уздечки, но чаще всего причина — это слабые мышцы языка и неумение делать необходимые правильно направленные движения. Звук р нужно произносить мягко выталкивая воздух, едва касаясь языком альвеол. При этом говорящий должен ощущать небольшую вибрацию.
Примеров скороговорок для отработки буквы р очень много, их без труда можно найти в сети и книгах.
Бредут бобры в сыры боры. Бобры храбры, а для бобрят добры.
- Рыла свинья, тупорыла, белорыла,
- Полдвора рылом изрыла,
- Вырыла, подрыла
- До норы не дорыла.
- На то хавронье и рыло,
- Чтобы она рыла.
Рапортовал, да не дорапортовал, дорапортовал, да зарапортовался.
- Дружно в оркестре играли дети:
- Карл играл на чёрном кларнете,
- Кирилл - на валторне,
- На арфе - Алла,
- А на рояле Лара играла.
- Карасёнку раз карась
- Подарил раскраску.
- И сказал Карась:
- «Раскрась, Карасёнок, сказку!»
- На раскраске Карасёнка -
- Три весёлых поросёнка:
- Карасёнок поросят перекрасил в карасят!
При наличии фантазии можно придумать любой вариант на свой вкус, лишь бы присутствовали нужные звуки.
Помните, самое важное в тренировках — это регулярность. Не бросайте занятия на полпути. Ведь правильно поставленная и четкая речь — это залог успеха не только в ораторском искусстве, но и в жизни!
На дворе трава, на траве дрова, на дровах братва.
Кто хочет разговаривать,
Тот должен выговаривать
Все правильно и внятно,
Чтоб было всем понятно.
Мы будем разговаривать
И будем выговаривать
Так правильно и внятно,
Чтоб было всем понятно.
Были галчата в гостях у волчат.
Были волчата в гостях у галчат.
Нынче волчата галдят, как галчата,
И, как волчата, галчата молчат.
У Карла кораллы. У Клары кларнет.
Клара у Карла украла кораллы, Карл у Клары украл кларнет.
У Карла кораллов нет, у Клары кларнета нет.
У того, кто не банкрот полон банкомат банкнот,
у того же, кто банкрот в банкомате нет банкнот.
Из-под пригорка, из-под выподверта зайчик приподвыподвернулся.
Шарики шарикоподшипника шарят по подшипнику.
Не жалела мама мыла.
Мама Милу мылом мыла.
Мила мыла не любила,
Мыло Мила уронила.
Вашему пономарю нашего пономаря не перепономарить стать;
Наш пономарь вашего пономаря перепономарит, перевыпономарит.
Забыл Панкрат Кондратов домкрат,
а Панкрату без домкрата не поднять на тракте трактор.
И ждёт на тракте трактор домкрат.
Захар сахар запасал.
Закрома им заполнял.
Захаровы закрома засахарены сполна.
Жили-были три японца: Як, Як-Цин-Драк, Як-Цин-Драк-Циндрони.
Жили-были три японки: Циби, Циби-Дриби, Циби-Дриби-Дримпомпони.
Вот женился Як на Циби, Як-Цин-Драк на Циби-Дриби, Як-Цин-Драк-Циндрони - на Циби-Дриби-Дримпомпони.
Родились: у Циби Шах, у Циби-Дриби Шах-Шарах, у Циби-Дриби-Дримпомпони Шах-Шарах-Шарони.
Корабли лавировали, лавировали, да не вылавировали.
Почему-то простолюдину просто по-людски поступать преступно,
А по-простецки - прощается.
Промежуточное упрощение упрощает построение.
Проще простого просто перестать простое употреблять.
Скороговорун скороговорил скоровыговаривал, что всех скороговорок не перескороговоришь не перескоровыговариваешь, но заскороговошившись, выскороговорил - что все скороговорки перескороговоришь, перескоровыговариваешь. И прыгают скороговорки как караси на сковородке.
Повторите три раза «Пароль Орёл» или «Пакет под попкорн».
Колпак на колпаке,
И под колпаком колпак.
Сорока за строчкою строчка
Строчит сорочатам сорочки.
До того заврался, что аж врунометр взорвался.
«Наша река широка как Ока. Как как Ока? Да так - как Ока широка наша река.»)
Пиджак с подвыподвертом.
Откуда на просеке просо?
Просыпали просо здесь просто.
Про просо просянки прознали.
Без спроса все просо склевали.
Сшит колпак не по колпаковски, вылит колокол не по колоколовски. Надо колпак переколпаковать и перевыколпаковать, надо колокол переколоколовать и перевыколоколовать.
Купи кипу пик - повторите 10 раз подряд.
Перепёлка перепелят прятала от ребят.