Программа для развития внимания. Программа занятий по развитию внимания у младших школьников
На основании проведенной диагностики можно наметить цели и задачи по развитию внимания данных детей. Для этого нами была разработана коррекционная программа по развитию свойств внимания у детей дошкольного возраста с ОНР.
Коррекционная программа для развития внимания старших дошкольников с ОНР
Пояснительная записка
В современном мире дошкольники с недостатками речевого развития составляют самую многочисленную группу детей с нарушениями развития, в этой группе всё чаще встречаются дети с общим недоразвитием речи, того или иного уровня.
Неполноценная речевая деятельность накладывает отпечаток на формирование у детей сенсорной, интеллектуальной и аффективно-волевой сферы. У детей с общим недоразвитием речи отмечается нарушение навыков конструктивной деятельности, недостаточная устойчивость внимания, ограниченные возможности его распределения. Любая деятельность успешна, если ее сопровождает внимание.
В настоящее время стали актуальными проблемы развития внимания у детей, имеющих речевые нарушения .
Цель коррекционной программы: развитие внимания ребёнка старшего дошкольного возраста с ОНР.
Задачи коррекционной программы:
- 1. Развивать объём, устойчивость, переключаемость и распределяемость внимания.
- 2. Формировать концентрацию внимания.
- 3. Воспитывать самоконтроль у ребёнка.
Форма организации: групповая (не более 10 человек), смешанная. Используется групповая и смешанная формы проведения занятий, так как именно в группе детей можно плодотворно провести игру, что является ведущей деятельностью данного возрастного этапа.
Продолжительность: время проведения - 25 минут, 2 раза в неделю. Это обусловлено тем, что для детей старшего дошкольного возраста такая продолжительность занятий является оптимальной, не вызывает переутомления.
Этапы проведения коррекционной работы:
- 1. Ориентировочный этап - даёт возможность познакомиться с детьми, установить контакт с группой и с каждым ребёнком в ней.
- 2. Коррекционный этап - непосредственно коррекционная работа, в данном случае - развитие и коррекция основных свойств внимания. Используются специально подобранные игры и упражнения.
- 3. Итоговый этап - закрепление, подведение итогов проведённой работы.
Данная коррекционная программа основана на следующих принципах:
- 1. Принцип системности коррекционных, развивающих и профилактических задач. Данная программа составлена с учётом системы задач трёх уровней:
- · Коррекционные задачи направлены на устранение трудностей в развитии внимания, его основных свойств. В данном случае работа направлена на формирование концентрации внимания ребёнка, которая, по результатам диагностики, у ребёнка слабо развита.
- · Развивающие задачи направлены на развитие свойств внимания и навыков его эффективного использования в основных видах деятельности ребёнка. Данная программа направлена на развитие объёма, устойчивости, переключаемости и распределяемости внимания, а также на их успешное применение на игровых занятиях и в другой деятельности дошкольника.
- · Профилактические задачи направлены на предупреждение отклонений в формировании различных свойств внимания: объём, устойчивость, концентрацию, переключаемость и распределяемость внимания; а также на профилактику и предупреждение возможных трудностей в деятельности ребёнка (игровой, предметной, учебной и т.д.) С этой целью следует воспитывать самоконтроль у ребёнка, что бы после проведения коррекционной программы ребёнок, контролируя своё внимание, смог избежать трудностей.
- 2. Принцип единства коррекции и диагностики. Прежде чем составить коррекционную программу, была проведена психологическая диагностика детей. На основе диагностики было выявлено недостаточное развитие внимания у дошкольника с ОНР, что учитывалось при составлении программы. Также в работу включены игры с диагностическим характером для определения динамики развития внимания у ребёнка. По окончании работы вновь проводится психологическая диагностика с целью определения эффективности проведённой работы с ребёнком и для составления дальнейших рекомендаций.
- 3. Принцип приоритетности коррекции каузального типа. В соответствии с этим принципом приоритетной целью проведения коррекции является устранение причин трудностей и отклонений в развитии ребёнка. В данном случае причинами нарушения внимания является речевые нарушения, общее недоразвитие речи. Данная коррекционная программа построена таким образом, чтобы устранить эти причины: использование интересного наглядного материала, чередование дидактических и подвижных игр, проведение физкультминуток и упражнений на релаксацию.
- 4. Деятельностный принцип коррекции. В данной программе учитывается ведущая деятельность дошкольника - игра. Таким образом, в программе подобраны игры и игровые упражнения на развитие внимания ребёнка.
- 5. Принцип учёта возраста, психологических и индивидуальных особенностей ребенка. Данная программа учитывает возрастные особенности старшего дошкольного возраста. Также в работе учитываются индивидуальные особенности ребёнка, выявленные в ходе диагностики.
- 6. Принцип комплексности методов психологического воздействия. В данной коррекционной программе используются различные методы психологического воздействия: дидактические игры, подвижные игры, рисуночная терапия, физкультминутки, упражнения на релаксацию.
- 7. Принцип активного привлечения ближайшего социального окружения к участию в коррекционной программе. Для эффективности коррекционного воздействия необходимо привлекать к работе близких ребёнка, педагогов и т.д. С этой целью в программе представлены домашние задания на развитие внимания, которые ребёнок выполняет дома с родственниками. (После занятий №4, №8, №9).
- 8. Принцип программированного обучения. Представленная программа состоит из последовательных и взаимосвязанных этапов работы: Ориентировочный этап - даёт возможность познакомиться с детьми, установить контакт с группой и с каждым ребёнком в ней (Занятия №1 и №2). Коррекционный этап - непосредственно коррекционная работа, в данном случае - развитие и коррекция основных свойств внимания. Используются специально подобранные игры и упражнения (Занятия №3 - №9). Итоговый этап - закрепление, подведение итогов проведённой работы (Занятие №10).
- 9. Принцип усложнения. В данной работе предложенные игры и упражнения постепенно усложняются с каждым занятием.
- 10. Учёт объёма и степени разнообразия материала. В начале программы занятия больше направлены на концентрацию внимания. А затем, когда ребёнок это усвоил, предлагается овладеть остальными свойствами внимания. Материал занятий разнообразный, что создаёт благоприятный фон для работы с детьми.
- 11. Учёт эмоциональной сложности материала. Для создания положительного эмоционального фона занятий и стимулирования положительных эмоций у детей в программе используются сказочные элементы - путешествия. Также в конце каждого занятия проводится релаксация, что способствует снятию возможного напряжения после занятия .
Программа состоит из 10 специально подготовленных занятий, каждое из которых состоит из 3 частей:
- 1. Вводная часть - знакомство с детьми, приветствие. Создание благоприятного настроя на дальнейшую работу.
- 2. Основная часть - проведение игр и упражнений на развитие, формирование и коррекцию основных свойств внимания детей старшего дошкольного возраста с ОНР.
- 3. Итоговая часть - подведение итогов занятия, прощание с группой.
Анализируя литературные источники, нужно отметить, что многие авторы предлагают в коррекционной программе для развития внимания дошкольников с ОНР использовать блок занятий (ПРИЛОЖЕНИЕ В) .
Выводы по главе 2: на основе анализа полученных результатов исследования, необходимо построить такую совместную деятельность с дошкольниками с ОНР, которая дала бы наиболее эффективные и положительные результаты по итогам ее реализации.
Особенностью коррекционной программы по развитию внимания у младших школьников заключалась в том, что у них на уроках общеобразовательного цикла проводились специальные упражнения, направленные на развитие внимания. Приводим эти упражнения по урокам.
Уроки математики
Выкладывание из палочек
Цель: развитие произвольного внимания, мелкой моторики пальцев.
Оборудование: счетные палочки (куски толстой изоляционной проволоки, трубочки для коктейлей и т.д.), образец узора.
Описание. Ребенку предлагают по образцу выложить узор или силуэт из палочек.
а) 1-й уровень сложности - узоры в одну строчку;
б) 2-й уровень сложности - простые силуэты, состоящие от 6 до 12 палочек;
в) 3-й уровень сложности - более сложные силуэты, состоящие от 6 до 13 палочек;
г) 4-й уровень сложности - сложные силуэты с большим количеством деталей, состоящие от 10 до 14 палочек.
Инструкция: «Посмотри, что изображено на этом рисунке (узор, домик и т.д.)? Возьми палочки и выложи из них точно такой же узор (домик...). При выкладывании будь внимателен. Приступай к работе».
Срисовывание по клеточкам
Цель: развитие концентрации и объема внимания, формирование умения следовать образцу, развитие мелкой моторики руки.
Оборудование: чистый лист бумаги в крупную клетку (1 1 см); образец для рисования; остро отточенные карандаши.
Описание. Ребенку предлагают нарисовать согласно образцу фигуру на чистом листе в клетку простым карандашом. Задание представляет собой два уровня сложности:
1-й уровень сложности - образец состоит из разомкнутых фигур;
2-й уровень сложности - образец состоит из замкнутых фигур.
Инструкция: «Посмотри внимательно на рисунок. На нем изображена фигура, состоящая из линий. Нарисуй точно такую же фигуру по клеточкам на чистом листе. Будь внимателен!»
Примечание. Использовать для рисования ручку или фломастер не рекомендуется. По желанию ребенок может заштриховать замкнутую фигуру цветным карандашом.
Цель: закрепление представлений о геометрических фигурах, способах видоизменения их путем составления новых геометрических фигур из двух-трех имеющихся по образцу.
Оборудование: вырезанные геометрические фигуры для выкладывания целой фигуры; образцы фигур-силуэтов.
Описание. Ребенку предлагают самостоятельно выложить по образцу фигуру-силуэт из геометрических фигур.
Инструкция: «Внимательно посмотри на рисунок. Из всех геометрических фигур составь рядом с образцом точно такую фигуру».
Примечание. Несмотря на инструкцию, некоторые ученики пытаются выкладывать части на образец. Необходимо остановить ребенка и попросить выложить фигуру рядом с образцом. Образцы фигур-силуэтов получаются путем разрезания квадрата 7 Ч 7 см определенным образом. При составлении фигур-силуэтов использовать все части, присоединяя одну к другой, не накладывая одну на другую.
Что где лежит?
Оборудование: бланк с эталонами фигур и предметов, соответствующих этим эталонам, а также стеллаж и вырезанные фигуры для манипулирования.
Описание. Ребенку необходимо распределить предметы относительно предложенных эталонов фигур. Методика может использоваться в двух вариантах.
1. Упрощенный вариант: на отдельном бланке изображен стеллаж с эталонами фигур, а плоские предметы вырезаны и раскладываются ребенком на полки стеллажа относительно предложенных эталонов фигур (происходит сравнение эталонов с предметами).
2. Стеллаж с полками и эталонами фигур, а также предметы изображены на одном бланке. Ребенок должен выполнить задание, не манипулируя предметами. Показать и объяснить свои действия.
Инструкция: «Посмотри, на этом бланке нарисован стеллаж с полками, на которых обозначены геометрические фигуры: прямоугольник, треугольник, еще один прямоугольник, квадрат, круг, овал. Находящиеся у меня вырезанные предметы тебе необходимо разложить на полки так, чтобы они оказались рядом с той геометрической фигурой, на которую похожи. Объясни свой выбор».
Воспроизведение геометрических фигур
Цель: развитие произвольного внимания, памяти, мышления.
Оборудование: карандаш, чистый лист бумаги, соответствующий размеру образца (13 10 см).
Описание. Ребенку предлагают рассмотреть разные геометрические фигуры, запомнить их расположение с тем, чтобы через 10 секунд по памяти воспроизвести их на чистом листе.
Инструкция: «Посмотри внимательно на эти геометрические фигуры и постарайся запомнить их расположение. Через некоторое время я уберу карточку, и ты на листе бумаги должен будешь по памяти нарисовать эти же геометрические фигуры, расположив и раскрасив их так, как было на образце».
Построй дорожку
Цель: развитие устойчивости внимания: способности обобщать объекты по признаку формы, величины; закрепление представлений о геометрических формах.
Оборудование: таблица с различным расположением геометрических фигур по строчкам, фишки.
Описание. Ребенку предлагают помочь герою сказки добраться до определенного места путем построения дорожки. Чтобы построить дорожку, необходимо закрывать фишками названные взрослым определенные геометрические фигуры.
Инструкция: «Посмотри внимательно на эту таблицу. Помоги герою сказки добраться по дорожке к нужному ему месту. А для этого закрой фишками слева направо:
а) все треугольники (круги, квадраты);
б) только заштрихованные треугольники (круги, квадраты).
Примечание. Если ученик самостоятельно не справляется с заданием, то рассмотрите с ним таблицу. Особо выделите те признаки геометрических фигур, на которые он должен ориентироваться при выполнении задания. Проанализируйте ошибки вместе с ребенком. Когда задание освоено, можно предложить усложненный вариант: в классе провести игру «Кто быстрее».
Нарисуй круг и треугольник
Цель: тренировка распределения внимания.
Оборудование: два простых остро заточенных карандаша (2М) и по 1/2 альбомного листа (формат А4 размер, 20 14,5 см) для каждого учащегося.
Описание. Ученик должен рисовать одновременно двумя руками на одном листке: круг - одной рукой, треугольник - другой рукой (причем начинать и заканчивать рисовать обе фигуры одновременно).
Инструкция: «Сейчас ты будешь рисовать сразу двумя руками. Возьми два карандаша. На отдельном листе бумаги попробуй одновременно рисовать одной рукой круг, а другой - треугольник. Неважно, какой рукой какую фигуру ты будешь рисовать. Делай, как тебе удобно! Но только помни, что начинать и заканчивать рисовать обе фигуры надо в одно время».
Примечание. Упражнение можно использовать как при индивидуальной работе, так и при групповой.
Цель: развитие слухового внимания, закрепление умения порядкового счета в пределах 10, развитие мышления.
Оборудование: мяч.
Описание. В соответствии с командами учителя ученик, которому бросают мяч, считает по порядку до 10.
Например, я скажу «пять» и брошу мяч Лене. Как надо считать?
Лена: «Шесть, семь, восемь, девять, десять».
Правильно. Начинаем играть».
Примечание. Усложненным вариантом может быть такой. Учитель предупреждает: «Дети, будьте внимательны! Я могу взять мяч раньше, чем вы досчитаете до 10, и брошу его следующему ученику со словами: «Считай дальше».
Вы должны запомнить, на каком числе остановился ваш товарищ, и продолжить счет. Например, я говорю: «Четыре» - и кидаю мяч Вове. Он считает до 8, я забираю у него мяч и бросаю Вите со словами: «Считай дальше». Витя продолжает: «Девять, десять»».
Как вариант может быть игра «До» и «После». Учитель, бросая мяч ученику, говорит: «До пяти». Ребенок должен назвать числа, которые идут до пяти. Если учитель скажет: «После пяти», ученики должны назвать: шесть, семь, восемь, девять, десять.
Игра проходит в быстром темпе.
Уроки письма
Выкладывание узора из мозаики
Цель: развитие концентрации и объема внимания, мелкой моторики руки, формирование умения работать по образцу.
Оборудование: мозаика, образец.
Описание: ученику предлагают по образцу выложить из мозаики букву.
Инструкция: «Посмотри, на этом рисунке изображена буква. Из мозаики нужно выложить точно такую же букву, как на рисунке. Будь внимателен. Приступай к работе».
Урок природоведения
Смешанный лес
Цель: развитие наблюдательности, формирование умения распределять внимание.
Оборудование: рисунок с изображением замаскированных деревьев.
Описание. Ученику дается рисунок с изображением замаскированных деревьев, среди которых ему надо отыскать березу (сосну, самую маленькую елочку).
Инструкция: «Посмотри, на этой картинке изображены замаскированные деревья. Среди них нужно как можно быстрее найти березу (сосну, самую маленькую елочку). Начинай искать».
Кого испугался охотник?
Цель: развитие объема и устойчивости внимания.
Оборудование: рисунок с изображением леса, зверей и охотника.
Описание. Ученику предлагается рисунок с изображением охотника в лесу. Необходимо найти того, кого испугался охотник.
Инструкция: «Посмотри внимательно на рисунок. На нем изображен бегущий по лесу охотник. Он кого-то испугался. Кого мог испугаться охотник в этом лесу? Покажи и объясни: - почему?»
Корова Маня и ее хозяйка
Цель: развитие устойчивости внимания.
Оборудование: рисунок с изображением лабиринта, простой карандаш.
Описание. В предлагаемом лабиринте ученик должен пройти извилистую линию, проводя по ней пальцем или оборотной стороной карандаша, найти короткий путь, по которому могла бы двигаться хозяйка к своей корове Мане.
Инструкция: «Посмотри внимательно на этот рисунок. На нем изображен лабиринт, по которому необходимо найти короткий путь. Однажды корова Маня заблудилась - забрела в глухой лес и не знала, как вернуться домой. Она проголодалась и начала искать сочную и вкусную травку. По какой тропинке должна двигаться хозяйка, чтобы как можно быстрее встретить её».
Цель: закрепление умения собирать из частей целое, формирование внимания.
Оборудование: 13 открыток (размер каждой открытки 10 14 см) с разными сюжетами (причем двух одинаковых среди них не должно быть), каждая из которых разрезана на четыре равные части. Несколько столов, объединенных в один общий стол; стул для каждого ученика.
Описание: Подчиняясь правилам игры, все дети должны собрать из частей «ходящих» по кругу среди играющих целые открытки - «квартеты». Побеждает тот, кто больше всего соберет «квартетов».
Инструкция: «Сейчас мы поиграем в игру «Квартет». В этой игре мы будем использовать открытки, разрезанные на 4 равные части. Все части открыток перемешиваются и раздаются по кругу (по 5 частей на каждого игрока) так, чтобы играющие не видели рисунка. Оставшиеся части складываются в стопку рисунком вниз на «кон» для дальнейшего их разыгрывания. Все игроки должны внимательно рассмотреть полученные части.
Среди игроков с помощью считалки устанавливается очередность. Первый играющий показывает всем одну часть открытки. Остальные же игроки отдают показавшему, если у них есть среди своих карточек, все карточки - части открытки к той 1-й, которую показал 1-й игрок. Если же частей открытки к показанной очередным ни у кого из играющих не оказалось в данный момент, то очередной берет одну карточку из стопки «кона». И если взятая карточка оказалась 4-й к трем имеющимся частям одной открытки, у очередного образуется «квартет» - целая открытка.
В случае получения «квартета» играющий имеет право дополнительного хода. В противном случае уже следующий игрок показывает свою часть открытки всем играющим. Игра продолжается до тех пор, пока на «кону» ничего не останется, а из частей открыток не образуются все открытки. Выигрывает тот, кто больше всех соберет «квартетов». Прежде чем начать игру, рассмотрим все целые «квартеты». Начинаем играть».
Примечание. Игра проходит в порядке установленной очередности. Все части открытки отдаются игроку, показавшему одну из частей, даже если их 3 штуки, не утаивая. Игрок, собравший «квартет» - целую открытку, имеет право дополнительного хода. Учитель играет вместе с детьми и контролирует выполнение правил.
Найди тень
Оборудование: рисунок с изображением фигурки и отбрасываемой ею тени.
Описание. Ученику предлагают рисунок с изображением снеговика и четырех его теней; рыцаря и трех его теней.
Инструкция: «Посмотри на этот рисунок внимательно. На нем изображен рыцарь и его тени. Необходимо отыскать среди этих теней его настоящую».
Сравни, назови, сосчитай
Цель: развитие наблюдательности.
Оборудование: рисунок - рыбы в аквариуме.
Описание. Ученику предлагают рисунок, на котором изображен аквариум с рыбками. Необходимо найти двух одинаковых рыбок.
Инструкция: «Посмотри на эту картинку внимательно. На ней изображен аквариум с рыбками, две из которых одинаковые. Найди их, покажи и дай объяснение».
Найди двух одинаковых животных
Цель: развитие произвольного внимания.
Оборудование: рисунок с изображением животных (мышек, петухов, жирафов, слонов).
Описание. Ученику предлагают отыскать на рисунке двух одинаковых животных.
Инструкция: «Посмотри внимательно на рисунок. На нем изображены мышки (петухи, жирафы, слоны). Необходимо найти среди всех мышек одинаковых».
Цель: развитие произвольного внимания.
Оборудование: 48 фишек с изображением предметов (животных, птиц) и 6 карт с изображением этих же предметов.
Описание. Карты раздаются всем участникам. Ведущий, вынимая по одной фишке из мешочка, называет предмет (животное, птицу), изображенный на фишке. Играющий, у которого на карте изображен этот предмет, берет фишку и закрывает ею соответствующую клеточку карты. Выигрывает тот, кто первым закроет все клеточки своей карты.
Инструкция: «Сейчас мы поиграем в «Лото». Сядьте за большой общий стол, кто где хочет. Каждому из вас я раздам по одной карте, на которой изображены знакомые вам предметы (животные, птицы). Я буду ведущей. Будьте внимательны. Из мешочка я буду вынимать по одной фишке, на которой изображен один из предметов, и называть его. У кого из вас на карте окажется точно такой же предмет, какой изображен на фишке, должен сказать: «У меня есть». В этом случае я отдам ему эту фишку, которой необходимо будет закрыть клеточку на своей карте с таким же изображением. Так мы будем играть до тех пор, пока кто-нибудь из вас не закроет первым все клеточки-картинки своей карты. Он и станет победителем».
Примечание. На первом этапе игры ведущим является учитель, в дальнейшем роль ведущего сможет занять ученик.
Назови предмет
Цель: развитие целостности восприятия, формирование умения классифицировать, включать части в целое, концентрировать внимание.
Оборудование: рисунки с замаскированным изображением предметов (игрушек, фруктов, посуды, овощей).
Описание. Ученику предлагают рисунок с замаскированным изображением предметов. Необходимо увидеть и показать каждый из предметов в отдельности.
Инструкция: «Посмотри внимательно на этот необычный рисунок. На нем изображены замаскированные предметы. Необходимо увидеть и показать каждый предмет в отдельности. Приступай к выполнению задания».
Примечание. На первом этапе работы целесообразно предложить ученику водить по контуру каждого предмета указкой. В дальнейшем, когда ребенок освоит задание с указкой, можно предложить ему следить за контуром предмета взглядом.
Кто летает?
Цель: формирование внимания, развитие умения выделять главные, существенные признаки предметов.
Оборудование: список названий предметов.
Описание. Ученик должен отвечать и выполнять движения в соответствии со словами учителя.
Инструкция: «Внимание! Сейчас мы выясним, кто (что) может летать, а кто (что) не может. Я буду спрашивать, а вы сразу отвечайте. Если назову что-нибудь или кого-либо, способного летать, например стрекозу, отвечайте: «Летает» - и показывайте, как она это делает, - разведите руки в стороны, как крылья. Если я вас спрошу: «Поросенок летает?», молчите и не поднимайте руки».
Примечание. Список: орел, змея, диван, бабочка, майский жук, стул, баран, ласточка, самолет, дерево, чайка, дом, воробей, муравей, комар, лодка, утюг, муха, стол, собака, вертолет, ковер...
Игра может проводиться как с одним ребенком, так и с группой детей.
Съедобное -- несъедобное
Цель: формирование внимания, знакомство со свойствами предметов.
Оборудование: мяч, мел.
Описание. В зависимости от названного предмета (съедобен он или нет) ученик должен ловить или отбивать мяч, брошенный ему учителем.
Инструкция: «Сейчас мы поиграем. Я буду называть предметы (например, яблоко, стул и т.д.). Если названный предмет съедобный, то вы должны поймать брошенный мяч и передвинуться вперед на одну клетку, нарисованную мелом. Если названный предмет несъедобный, то вы должны отбить брошенный мяч, а затем передвинуться вперед на одну клетку. Если дан неправильный ответ (мяч не пойман, хотя предмет съедобный, или пойман, хотя предмет несъедобный), то играющий остается в прежнем классе. Тот ребенок, который первым приходит в последний класс, становится ведущим».
Примечание. Если вы играете с двумя-тремя детьми, то классов может быть нарисовано до 10, а если играете с четырьмя-пятью детьми, то нарисовать надо 5 - 6 классов.
Примеры названий предметов для игры: мяч, апельсин, окно, сыр, кукла, лук, книга, пирожок, котлета, дом, мыло, пирожное, булочка, помидор, огурец, ножницы и т.д.
Ирина Кузнецова
Программа по развитию внимания у детей старшего дошкольного возраста
Программа по развитию внимания у детей старшего дошкольного возраста
Дошкольное образование позиционируется как первая ступень во всей системе непрерывного обучения. Дошкольное учреждение призвано создавать условия для интеллектуально-творческого, эмоционального, физического развития ребенка и осуществлять его подготовку к школе. Одним из непременных условий успешного обучения в школе является развитие произвольного , преднамеренного внимания в старшем дошкольном возрасте . Школа предъявляет требования к произвольности детского внимания в плане умения действовать без отвлечений, следовать инструкциям и контролировать получаемый результат. Первоклассники чаще всего страдают от рассеянности или неразвитости внимания . Образы, получаемые при внимательном восприятии , отличаются ясностью и отчетливостью. При наличии внимания мыслительные процессы протекают быстрее и правильнее, движения выполняются более аккуратно и четко.
У дошкольников , как правило, сила концентрации внимания еще мала , так же как переключение и распределение внимания , которые нужно формировать для успешного обучения в дальнейшем. Если вести речь развития внимания в зависимости от возраста , необходимо иметь в виду наличие индивидуальных различий, и притом очень существенных. У разных детей сам процесс развития внимания может идти различно , с учетом индивидуальности. Однако важно одно : свойства внимания можно и необходимо развивать . И важнейшее значение здесь обязательно будет принадлежать взрослому, с которым растет и формируется ребенок.
Данная программа разработана с целью развития произвольного внимания у детей .
Программа состоит из пяти блоков, каждый из которых имеет свою направленность :
1 Блок : развитие произвольности , наблюдательности, объема внимания .
2 Блок : развитие устойчивости внимания .
3 Блок : развитие концентрации внимания
4 Блок : снижение отвлекаемости внимания
5 Блок : как хорошо быть внимательным .
В результате у ребенка не только повысится уровень произвольности внимания , но осознанность и осмысление того, что своим вниманием можно управлять , что существуют определенные способы его контроля, что внимание должно быть устойчивым, что это достигается усилием воли или интересом к деятельности, что в процессе обучения необходимо концентрировать внимание на материале , знать способы повышения уровня концентрации. Ребенок начнет понимать, что не надо отвлекаться на посторонние предметы на уроке, узнает, как предотвратить отвлечение и т. д.
Блок 1. Развитие произвольности , наблюдательности и объема внимания
В результате исполнения предложенных упражнений у ребенка должно выработаться представление о том, что своим вниманием можно управлять , он должен знать способы контроля и уметь их исполнять.
Занятие А
Задание 1 Заметить порядок.
Играющим показывают в руке 6-7 цветных карандашей. Через 20 секунд убрать их, спросить о последовательности их расположения.
Дети выстраиваются в произвольном порядке. Водящий на 30-40 секунд поворачивается в их сторону, и отвернувшись перечисляет кто за кем стоит.
Задание 2 Заметить все
Положить в ряд 7-10 различных предметов и прикрыть их. Прикрыв их на 10 секунд закрыть и предложить ребенку перечислить все (последовательность, цвет и т. д.)
Задание 3 Хамелеон
Взрослый рассказывает детям кто такой хамелеон. Затем ведущий начинает спрашивать какого цвета хамелеон, когда он сидит в траве, на бревне, на черном камне, шахматной доске и т. д.
Блок 2. Развитие устойчивости внимания
Ребенок должен представлять о том, что внимание должно быть устойчивым, что это достигается усилием воли или интересом к деятельности и уметь это делать.
Занятие Б
Задание 1 «Шалтай-болтай»
Шалтай-болтай сидел на стене,
Шалтай-болтай свалился во сне.
Ребенок поворачивает туловище вправо-влево, руки свободно болтаются. На слова «свалился во сне» резко наклоняется вниз.
Задание 2 Слушай хлопки
Играющие идут по кругу. Когда ведущий хлопнет в ладоши один раз, дети останавливаются и принимают позу «аиста» . Если хлопнет 2 раза – позу «лягушки» , а 3 раза – возобновляют ходьбу.
Задание 3 Расставь значки
Материал : бланки, на которых изображены 3-4 вида фигурок (треугольник, ромб, круг) . Всего 5-10 рядов по 10 фигур в ряду. Фигуры в ряду расположены произвольно.
Демонстрационный материал : плакат с изображением образца, фигур, где в каждую фигуру вписан свой значок.
Детям предлагается расставить значки по образцу
Расставить значки в ромбах и подчеркнуть квадратики и т. д.
Занятие В День корректурной пробы
Задание 1 предлагаются бланки с изображением девочек
Варианты заданий :
Вычеркнуть девочек с черными бантиками
Вычеркнуть девочек с белыми бантиками и белыми волосами
Задание 2 с хрюшками и буренками проводятся аналогично
Занятие Г Школа разведчиков
Задание1 Кодирование слов
Детям предлагается набор букв, из которых они должны составить слова и закодировать их значками.
Пример : Шифр Р К А У З Б В О Н//1 2 3 4 5 6 7 8 9
Слова рак – 132, ура – 413
Задание 2 Школ шифровальщиков
Набор букв. Предлагается зашифровать слово из букв. Слово дается психологу.
Задание 3 Расшифруй и посчитай
На доске записывается набор букв - арифметические действия. Дети должны расшифровать пример и посчитать.
Блок 3. Развитие концентрации внимания
Ребенок должен представлять, что в процессе обучения необходимо концентрировать внимание на материале , знать способы повышения уровня концентрации и уметь это делать.
Занятие Д
Задание 1 Насос и мяч
Играют двое. Один – большой надувной мяч, другой надувает мяч насосом. «Мяч» стоит обмякнув всем телом. «Насос» начинает надувать «мяч» , сопровождая движения рук со звуком «с» . С каждой подачей воздуха «мяч» становится все больше. Когда мяч будет надут, товарищи выдергивают из него шланг насоса. Тело мяча вновь обмякло, вернулось в исходное положение. Играющие меняются местами.
Задание 2 Зеркало
Выбирается водящий, остальные дети – зеркало. Водящий смотрит в зеркало, дети отражают все его движения.
Задание 3 На берегу моря
Дети представляют, что они на море, бросают в воду камушки, слышат крики чаек, а затем ложатся на берегу загорать.
Занятие Е Концентрация на теле
Задание 1 Пальцы
Следует переплести пальцы, оставить большие свободными. По команде «начали» дети вращают большие пальцы вокруг другого, сосредоточившись на этом движении. По команде «стоп» прекращают движения. 5-15 секунд.
Задание 2 Концентрация
Ребенок должен сосредоточиться на органах тела. Если мысли начнут переходить на другой объект нельзя резко одергивать себя и мягко возвращаться к цели концентрации.
Блок 4. Снижение отвлекаемости внимания
Ребенок должен представлять, что не надо отвлекаться на посторонние предметы на уроке, должен знать, как предотвратить отвлечение и уметь это делать.
Занятие Ж
Задание 1 Слушай и исполняй
Дети должна по команде ведущего исполнять действия. Например, повернуть голову направо, смотреть прямо, опустить голову вниз, прямо и т. д.
Задание 2 Птица, рыба, зверь
Ведущий говорит считалку «птица, рыба, зверь, птица…» . Неожиданно останавливается на одном участнике. Тот должен назвать птицу, рыбу, зверя, в зависимости от того, на чем остановился ведущий.
Занятие З Сверхвнимание
Участники разбиваются на две группы «мешающий» и «внимательный » . Внимательные должны изобразить , сыграть какую-то роль, вжиться в нее, стоять с открытыми глазами и не замечать то, что делают другие.
А мешающие организуют серию провокационных действий. Упражнение проводится в уже сложившихся группах.
Блок 5. Как хорошо быть внимательным
На данном этапе ребенок должен представлять, что надо быть внимательным и сосредоточенным на уроке, знает и умеет это делать.
Занятие И
Задание 1 Самый внимательный
Водящий в течении нескольких секунд старается запомнить порядок расположения игроков. Затем отворачивается и начинает перечислять в каком порядке они стоят. Стоит вознаградить тех кто не ошибся, проигравшие поют им песню.
Задание 2 Камень, ножницы, бумага
Участники делятся на группы. На счет 3 каждый участник выкладывает на пальцах : камень-кулак, ножницы-2 пальца, бумага-ладонь. Причем кулак побеждает ножницы, ножницы – бумагу, бумага-камень.
Задание 3 Съедобное - не съедобное
Водящий называет предмет - бросает мяч. Если предмет съедобный, то ребенок ловит мяч, если нет, то отбрасывает.
Адик Левин (Adiк Levin)
доктор медицинских наук с опытом работы более 50 лет. Руководитель отделения новорожденных Таллинской детской больницы (1979-2004). Последние годы работает над индивидуальными программами рациона. Автор многочисленных книг и научных работ, почетный доктор и профессор многих больниц и университетов.
Биологически активные добавки к пище: польза
Анжелика Кузнецова,
специалист и консультант по профессиональному спортивному и диетическому питанию и пищевым добавкам, сертифицирована в Швейцарии. Углубленно изучает спортивную и клиническую нутрициологию и диетологию.
Эксперт по питательным веществам Анжелика Кузнецова, специализирующаяся в сфере профессионального спорта, раскрывает «закулисье» добавок к пище (БАДов). «Высококачественные витамины и минеральные вещества должны быть доступны не только элитарным спортсменам, но и любому, кого заботит собственное здоровье», - говорит она.
Психологическая помощь детям дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья
1. Психологическое сопровождение дошкольников с нарушениями слуха
Нарушение слуха является особой патологией, существенно затрудняющей или делающей невозможным речевое развитие. Отсутствие коррекции в дошкольном возрасте чревато задержкой развития или даже умственной отсталостью, которые формируются в результате выпадения так называемого высшего компонента психики. Чем более длительным был безречевой период развития ребенка, тем более интенсивными должны быть коррекционные мероприятия.
Последнее время усиливается интерес к кохлеарной имплантации - новому методу слухопротезирования, дающему возможность даже абсолютно неслышащему ребенку воспринимать звуки. Однако даже если имплантация была сделана в сензитивный период развития речи или до него, потребность в психологическом сопровождении не исчезает. Также существует достаточно большая группа детей, которым данный метод противопоказан: дети с соматическими заболеваниями, органическим синдромом и др.
Уровень развития ребенка данной категории и особенности его сопровождения в дошкольной образовательной организации зависят от сохранных речевых ресурсов.
Как разобраться в причинах плохого поведения детей и скорректировать его. Матрица силового анализа
Анастасия Дергунова,
педагог-психолог МАДОУ детского сада «Радость» комбинированного типа, г. Нижний Тагил, Свердловская область
В статье - метод, который поможет скорректировать нежелательное поведение ребенка и взаимоотношения в детском коллективе. Он поможет педагогу-психологу выработать профессиональный подход к анализу случаев практики и их решению. Для этого нужно составить таблицу -«Матрицу силового анализа проблемы».
Чтобы решить проблему, которая возникла в группе, нужно указать причины ее возникновения, ресурсы, расстановку сил. Матрица силового анализа поможет увидеть ситуацию комплексно, с разных сторон, сделать акцент на ресурсных возможностях ребенка и свести к минимуму воздействие негативных факторов.
Тематический план игровых тренингов, которые подготовят детей к чтению и письму
Оксана Игнатьева, педагог-психолог дошкольного структурного подразделения ГБОУ «Школа № 1987»
В статье - тематический план игровых занятий для подготовительной группы детского сада, чтобы подготовить детей 6-7 лет к обучению в школе.
Чтобы сформировать у детей фонетические умения и графомоторные навыки, проведите комплекс занятий в форме игрового тренинга. Тематический план занятий составлен по авторской программе «Путешествие в страну Звукляндию». Он подготовит дошкольников к чтению и письму.
Цель программы:
Формирование оптимального уровня произвольности внимания, как возрастно-психологического новообразования в младшем школьном возрасте.
Задачи программы:
- сформировать у ребенка умение контролировать свою деятельность развить основные свойства внимания;
- объем, распределение, концентрацию, устойчивость, переключение и избирательность;
- развить основные виды внимания: слуховое и зрительное.
Исполнитель :
Педагог-психолог.
Занятия проходят в группах по 6-8 человек. Занятия проводятся во второй половине дня, после основной учебной нагрузки. Занятие длится 30 мин. Занятия проводятся 1-2 раза в неделю. Цикл включает в себя 6 занятий. Повторение цикла возможно 2 раза в год.
Примерный конспект занятий
Блок | Номер занятия | Направленность |
---|---|---|
I. Вводный | Занятие 1 | Знакомство группы |
II. Основной | Занятие 2 | Объем и концентрация внимания |
Занятие 3 | Распределение и переключение внимания | |
Занятие 4 | Объем, концентрация и устойчивость внимания | |
Занятие 5 | Распределение, переключение и избирательность внимания | |
III. Заключительный | Занятие 6 | Подведение итогов |
II. План развивающих занятий
Занятие 1. “Давайте познакомимся”
Цель занятия:
создание атмосферы
психологического комфорта в группе, снятие
напряженности, знакомство ведущего с детьми.
Вступление
. Научить ритуалу
приветствия
в группе – дети стоят в кругу.
Начиная с ведущего, передают по кругу
рукопожатие (слева направо). Узнают имена членов
группы.
Игра “Дракон, кусающий свой хвост”
Цель- снятие напряжения, скованности.
Дети встают в цепочку. Держат друг друга за пояс. Ведущий показывает, кто “голова”, а кто “хвост”. Задача “хвоста” убежать от “головы” и не порвать цепочку. Игра проходит под музыку. Через 2 мин. голова и хвост меняются ролями.
Игра “Марш в угол!”
Цель - познакомить членов группы друг с другом.
Стимульный материал для игры:
Кто родился в Петербурге, а кто в другом городе?
У кого есть родные братья и сестры, а у кого нет?
Кто любит ходить в школу, а кто нет?
У кого дома есть питомец, а кого нет?
Кто ходит в кружок, а кто нет?
Объяснить детям, что группа сейчас все время
будет делиться на две части по разным признакам.
Задается вопрос “Кто родился в Петербурге марш в
правый угол”, “кто родился в другом городе –
марш в левый угол” и. т.д.
После каждого деления просим детей замечать, кто
с ними в группе. Можно предложить детям самим
задать вопрос группе.
По окончании в кругу вспоминаем, кто, где родился,
у кого есть собака и пр.
Выход из занятия. Спросить у детей, что им больше всего понравилось. Научить ритуалу прощания группы – все встают в круг, берутся за руки и хором говорят “до свидания!”.
Занятие 2. “Мы все замечаем!”
Цель занятия: увеличение объема внимания, развитие концентрации внимания.
Ритуал приветствия.
Упражнение “Чего не хватает?”
Цель – усиление концентрации внимания.
Стимульный материал для упражнения: 2 набора
“найди отличия”.
Дети делятся на две команды. Каждая команда
получает по 2 рисунка и задание: найти в них
отличия. Время выполнения 3 мин.
Игра “Акустики”
Цель – развитие способности концентрировать
внимание на одном виде деятельности.
Дети садятся в круг. Ведущий дает задание:
”Закройте глаза и внимательно слушайте, что
происходит в коридоре”. Через минуту происходит
опрос. Затем слушаем, что происходит в кабинете.
Затем, что происходит за окном.
Игра “Зоопарк”
Стимульный материал для игры: поле из 12 клеток
(лист А4) и набор карточек с животными (12 шт.)
Задача детей запоминать, в какой клетке живет,
какое животное. Предъявляется поле с 4 животными
(на 30 сек). С каждым показом число животных
увеличивается.
Ритуал прощания.
Занятие 3. “Фигаро здесь, Фигаро там”.
Цель занятия:
тренировка переключения
и распределения внимания.
Ритуал приветствия.
Упражнение “Квадрат”
Цель – тренировка распределения зрительного
внимания.
Стимульный материал для упражнения: поле из 12
клеток (лист А4), бумага, пишущие принадлежности.
Детям предъявляется поле, на котором в случайном
порядке расставлены числа от 1 до 16. Задача детей
как можно быстрее расставить числа в
возрастающем порядке. Задание выполняется
индивидуально на своем листе. Тот, кто закончил,
показывает ведущему. После первых трех
правильных ответов игра останавливается.
Игра “Пишущая машинка”
Цель – тренировка активного внимания.
Каждому ребенку присваивается одна буква.
Ведущий называет слово. Если в этом слове есть
буква, которая ему присвоена, ребенок должен
выйти к доске.
Слова для игры: еж, дом, папа, цирк, каша, рама,
рука, вода, бык, герб, заря, сон.
Буквы: е, ж, д, о, м, п, а, ц, и, р, к, ш, у, в, б, ы, г, з, я,
с, н.
Упражнение “Четыре стихии”
Цель – развитие слухового внимания, связанного
с двигательной координацией.
Дети слушают ведущего, а затем повторяют вместе с
ним, какие движения соответствуют каким
командам.
Далее дети начинают бегать по кругу, но как
только звучит команда, застывают в определенной
позе. Невнимательные выбывают.
Ритуал прощания.
Занятие 4. “ Стойкий оловянный солдатик”
Цель занятия:
развитие объема,
концентрации и устойчивости зрительного и
слухового внимания.
Ритуал приветствия.
Упражнение “ Будь внимателен!”
Цель – развитие устойчивости слухового
внимания.
Дети под музыку маршируют, как только музыка
останавливается, дети должны остановится.
Невнимательные выбывают из игры.
Игра “ Зеркало””
Цель – развитие способности концентрировать
внимание.
Дети разбиваются на пары. Один ребенок
показывает простые движения руками, туловищем,
второй ребенок – повторяет. Через 2 мин. дети
меняются ролями.
Обсуждение, кто был лучшим “зеркалом”.
Упражнение “Три изменения”
Цель – увеличение объема зрительного внимания.
Дети стоят в ряд. Один ребенок – ведущий. Задача
ведущего внимательно посмотреть на ряд детей,
отвернуться, потом назвать какие изменения
произошли.
Можно помочь ребенку. Кто поменялся местами? Что
изменилось в одежде, прическах? Какие новые
предметы?
Ритуал прощания.
Занятие 5. “ Смотри- не смотри”
Цель занятия:
тренировка
переключения, распределения и избирательности
внимания.
Ритуал приветствия.
Упражнение “Математик”
Цель – развитие способности распределять
зрительное внимание.
Стимульный материал для упражнения: Таблица с
определенным количеством разных предметов. Дети
рассчитываются на 1–4. Каждому ребенку в
соответствии с его числом надо сосчитать
количество определенного предмета в таблице.
Упражнение “ Найди слово”
Цель – тренировка избирательности внимания.
Стимульный материал для игры: таблица с набором
букв для каждого ребенка, лист со словами – мяч,
слон, облако, дом, карандаш.
Детям предлагается найти в таблице слова и
закрасить их.
Игра “День – ночь”
Цель – развитие способности переключения
зрительного и слухового внимания.
Дети в кругу. Объяснение правил. Когда играет
музыка – день, когда ее нет – ночь. Днем каждый
игрок должен активно передвигаться,
разговаривать и наблюдать за другими. Ночью все
должны молчать, не ходить и закрыть глаза –
уснуть. Ночью нужно внимательно слушать, что
происходит вокруг.
Через 4 мин. (по две минуты на каждое время суток),
ведущий собирает детей в круг и спрашивает: кто
что видел и слышал.
Ритуал прощания.
Занятие 6. “Подведем итоги”
Цель занятия:
рефлексия членов группы,
повторение и закрепление материала.
Ритуал приветствия.
Схема этого занятия зависит от детей. В кругу мы
обсуждаем, чему научились, что нам понравилось, а
что не очень. Играем в те игры, что понравились
больше всего.
Основная направленность этого занятия оставить
у детей благоприятные воспоминания об их успехах
и тем самым закрепить наработано
ЛИТЕРАТУРА
- Ануфриев А. Ф. и др., Как преодолеть трудности в обучении детей, М., 2001
- Валкер Д., Тренинг разрешения конфликтов для начальной школы, СПб, 2001
- Гаврина С. Е. и др., Развиваем внимание (рабочая тетрадь), М., 2003
- Рабочая книга школьного психолога / под ред. И. В. Дубровиной. – М., 1987
- Самоукина Н. В., Игры в школе и дома: психотехнические упражнения, и коррекционные программы. – М., 1993