Что значит хула на Духа Святого? Хула на Духа Святого – почему это непрощаемый грех.
Перечень наиболее распространенных грехов с объяснением их духовного смысла Автор неизвестен
Особые смертные грехи: хула на Духа Святого
К этим грехам относятся:
1. Чрезмерное упование на Бога , или продолжение тяжкогреховной жизни в одной надежде на милосердие Божие.
2. Отчаяние, или противоположное чрезмерному упованию на Бога чувство в отношении к милосердию Божию, отрицающее в Боге отеческую благость и доводящее до мысли о самоубийстве.
3. Упорное неверие , не убеждающееся никакими доказательствами истины, даже очевидными чудесами, отвергающее самую дознанную истину.
Из книги Борьба с грехом автора Дьяченко Григорий МихайловичГрехи смертные, то есть делающие человека повинным вечной смерти или погибели 1. Гордость, презирающая всех, требующая себе от других раболепства, готовая на небо взыти и уподобиться Вышнему, словом – гордость до самообожания.2. Несытая душа, или Иудина жадность к деньгам,
Из книги Вопросы священнику автора Шуляк Сергей21. Что означают слова: хула на Духа Святого? Вопрос: Что означают слова: хула на Духа Святого?Отвечает иеромонах Иов (Гумеров):Посему говорю вам: всякий грех и хула простятся человекам, а хула на Духа не простится человекам; если кто скажет слово на Сына Человеческого,
Из книги 1115 вопросов священнику автора раздел сайта ПравославиеRuЧто означают слова: хула на Духа Святого? иеромонах Иов (Гумеров)Посему говорю вам: всякий грех и хула простятся человекам, а хула на Духа не простится человекам; если кто скажет слово на Сына Человеческого, простится ему; если же кто скажет на Духа Святаго, не простится ему
Из книги Проповеди. Том 2 автораСЛОВО О СОШЕСТВИИ СВЯТОГО ДУХА НА АПОСТОЛОВ, СКАЗАННОЕ В ДЕНЬ СВЯТОГО ДУХА Силы материальной природы узнаем мы по их проявлениям с большим или меньшим могуществом.Легкий ветерок, ласкающий наши щеки, и страшный ураган, разрушающий целые города – это только движение
Из книги Введение в изучение св. Григория Паламы автораДве особые проблемы: исхождение Святого Духа и мариология Нет ни одного средневекового византийского богослова, который так или иначе не принял бы участия в бесконечном споре об исхождении Святого Духа. Как известно, впервые проблема filioque была поставлена в VIII в.
Из книги Миссионерские письма автора Сербский Николай ВелимировичПисьмо 44 миссионеру Петру С., на вопрос о том, что есть хула на Духа Святаго Ты прочел в Евангелии слова Христа: Всякий грех и хула простятся человекам, а хула на Духа Святаго не простится, ни в этом мире, ни в будущем . И спрашиваешь, что такое хула на Духа Святаго.Это хула
Из книги Перечень наиболее распространенных грехов с объяснением их духовного смысла автора Автор неизвестенСмертные грехи, которые вопиют небу об отмщении за них 1. Вообще умышленное человекоубийство, в том числе аборты, а в особенности отцеубийство (братоубийство и цареубийство).2. Содомский грех.3. Напрасное притеснение человека убогого, беззащитного, беззащитной вдовы и
Из книги Семь смертных грехов. Наказание и покаяние автора Исаева Елена ЛьвовнаСмертные грехи Как мы уже упоминали ранее, смертными в христианстве называют такие грехи, которые ведут к смерти духовной. По мнению Православной церкви, избавиться от них поможет только чистосердечное раскаяние на исповеди и точное выполнение епитимьи. Священное
Из книги Толковая Библия. Том 9 автора Лопухин АлександрСмертные грехи и противопоставляемые им добродетели Каждому из семи смертных грехов противопоставляется одна из христианских добродетелей. Нет таковой только для уныния – одной из самых тяжелых для человека страстей. А вот для «страшного» греха гордыни существует не
Из книги Что играет мной? Страсти и борьба с ними в современном мире автора Калинина Галина31. Посему говорю вам: всякий грех и хула простятся человекам, а хула на Духа не простится человекам; (Мк. 3:28, 29). Последнего слова "человекам" нет в лучших кодексах; в некоторых же прибавлено вместо "человекам" - "им". Уже в древности полагали, что смысл выражения таков: "если
Из книги Теологический энциклопедический словарь автора Элвелл Уолтер Из книги Беседы на Евангелие от Марка, прочитанные на радио «Град Петров» автора Ивлиев Ианнуарий Из книги Как спастись автора Ландос АгапийХула на Святого Духа (Blasphemy Against the Holy Spirit). Этот грех упоминается только в Мк 3:28-29; Лк 12:10; Мф 12:31. ВМк, где говорится о хулении Св. Духа, контекст ясно показывает, что этот грех заключается не просто в к.-л. серьезном преступлении против нравственности или в упорстве грешника,
Из книги Евангельское злато. Беседы на Евангелие автора (Войно-Ясенецкий) Архиепископ Лукаа) Хула на Духа Святого. 3.20-27 - «Приходят в дом; и опять сходится народ, так что им невозможно было и хлеба есть. И, услышав, ближние Его пошли взять Его, ибо говорили, что Он вышел из себя. А книжники, пришедшие из Иерусалима, говорили, что Он имеет [в Себе] веельзевула и что
Из книги автораСмертные грехи Основанием твоего священного делания, первым камнем этого разумного строения является твердое убеждение и бесповоротное решение сердца тысячу раз умереть, прежде чем совершить смертный грех.Христианин должен быть безгранично верен и предан своему Богу.
Из книги автораО сошествии Святого Духа на апостолов, сказанное в день Святого Духа Силы материальной природы узнаем мы по их проявлениям с большим или меньшим могуществом.Легкий ветерок, ласкающий наши щеки, и страшный ураган, разрушающий целые города - это только движение воздуха со
Все знают фразу, что хула на Духа Святого не простится ни в сем веке ни в будущем. Боясь совершить этот грех, многие обходят десятой дорогой тему о Духе Святом, чтобы вдруг какие-то мысли их и слова не оказались бы хулой. Но разве Господь говорил о том лишь, что опасно сказать или подумать что-то не так о Духе Святом?
Согласно словарям, значение слова «хулить» – это резкое осуждение, порочащие слова, «вызывающее неуважение». Определение хулы на Духа Святого – упорное и сознательное отвержение спасительной благодати Божьей при ее очевидном действии для человека.
Также – хула на Святого Духа – это, когда идет явное проявление Божьей Благодати, но человек амбициозно отрицает это и называет Божье проявление бесовским. Так было, когда священники, книжники и фарисеи утверждали, что Иисус творит Свои чудеса силой вельзевула. Это полная слепота души, возведшей свой земной разум на пьедестал.
«Ибо невозможно – однажды просвещенных, и вкусивших дара небесного, и соделавшихся причастниками Духа Святаго, и вкусивших благого глагола Божия и сил будущего века, и отпадших, опять обновлять покаянием, когда они снова распинают в себе Сына Божия и ругаются (Ему)» (Евр.6:4-6).
Хула на Духа Святого это то, когда человек уверовал, но не живет согласно слову Божьему: «Я хочу напомнить вам, уже знающим это, что Господь, избавив народ из земли Египетской, потом неверовавших погубил (...) так точно будет и с сими мечтателями, которые оскверняют плоть, отвергают начальства и злословят высокие власти (...) Таковые бывают соблазном на ваших вечерях любви; пиршествуя с вами, без страха утучняют себя. Это безводные облака, носимые ветром; осенние деревья, бесплодные, дважды умершие, исторгнутые» (Иуд.1:5,8,12). Самое страшное то, что это написано о верующих, о христианах. Об этом говорят слова дважды умершие, то есть сначала они были мертвы во грехах, но потом, получив освящение и жизнь от Господа, опять умерли, не живя по слову, и для них нет надежды. Хула на Святого Духа в том состоит, когда человек верит в Бога и знает, что не должен он делать зло – но делает его сознательно, ибо в душе у такого человека такая злоба, что он не в состоянии обратиться к Господу с покаянием.
Хула против Святого Духа – это не греховный поступок и не словесное кощунство, а такое состояние души, при котором покаяние становится невозможным. А по этой причине становится невозможным и прощение. Хула против Святого Духа есть сознательное, упорное и нераскаянное противление очевидной истине, о которой человек внутри себя знает, что это истина.
Хула на Святого Духа – это окончательная и необратимая победа самости и гордыни над духом.
В глубине себя мы ведь знаем, что такое хорошо, а что такое плохо. Отвержение от себя этого знания, противление ему, отрицание в угоду хотения страстей и похотей, самовластия, славолюбия, сребролюбия (в широком смысле) – есть хула на Святого Духа.
Итак, в чем проявляется «упорное и сознательное отвержение спасительной благодати Божьей при ее очевидном действии для человека»? В определении подчеркивается, что хула на Духа Святого совершается сознательно, это вызревшее решение, которое возникает, когда душа упорно отвергает Духа Святого, Божью Благодать и Милость, и этим доходит до такого состояния, в котором невозможно покаяние.
Все, кто встал на путь Божий, путь спасения души, путь служения Богу, по сути, стремятся к добру, к Свету и не хотят плохого. Вырвавшись из греховного состояния, войдя в светлый Божий мир, человек счастлив. Все вокруг преображается, наполняет радостью и верой в лучшее. Душа клянется Богу в верности, в том, что она никогда не предаст, что Господь – это суть ее жизни. И кому-то кажется, что все далеко позади, жизнь станет другой, счастливой, беззаботной, все плохое уйдет само собой. Бог все Сам устроит. Но Господь сказал «берите свой крест и следуйте за Мной». Т.е., теперь с Божьей помощью мы должны навести порядок в своей жизни, увидев и осознав, освободившись от многих пут, мы можем исторгнуть, убрать причины, которые привели нас в такое состояние. Но часто человеком гораздо больше движет желание иметь, чем желание отблагодарить Бога, отдавать, жертвовать чем-то ради спасения себя и других. В результате, видя, что проблемы из жизни не уходят – начинается разочарование. Человек как бы выставляет Богу претензию – что все то, что Он дал ему не имеет ценности и смысла. Чаще всего, та причина, грех, что вызвал кризис в жизни человека – так и не был убран. У кого-то обида, у кого-то блуд, у кого-то тщеславие и гордыня, страх и ложь, зависть и ревность – самый страшный враг не побежден, но разъярен воздействием Божьей Благодати. Хуже нет тех, кто был воскрешен Богом от грехов, но возвращается на свою блевотину и умирает, но уже навсегда...
Мы имеем возможность слышать Божью Волю, знать то, что Он хочет. Но насколько понимаем, что это – Святыня! Нам всем хочется знать, что нас ожидает, хочется знать правильные решения наших ситуаций, чтобы не попасть в ловушку, не потерпеть фиаско. Мы просим – и Господь открывает нам Свою Волю. Исполняем ли мы ее? Мы просим о спасении и Господь дарует нам путь к нему. Идем ли мы по нему или увлекаемся своими страстями? Просим о благах, о хлебе насущном и Бог дает нам все необходимое. Ценим ли мы это? Мы просим о служении и Господь благословляет нас. Все ли мы делаем, чтобы это благословение принять и реализовать данные нам дары?
Нам очень много дано и мы привыкли к этому состоянию, Господь так много проявляется в нашей жизни, что это становится часто обыденным. Обычные чудеса, которые постоянно присутствуют в наших путях мы воспринимаем как должное, и не замечаем как уходит благоговение при Встрече с Богом. Постепенно, по отношению к Богу мы начинаем проявлять качества, присущие нам в обычной жизни, которые проявляем ко всем людям. Претензии, ропот, недовольство, обиды, возмущение, ложь. Здесь, конечно, обнаруживается наша настоящая суть. По отношению к Богу люди стараются показывать лучшие качества, часто буквально «встают на носочки», стараясь быть лучше, чем они есть. Но с привыканием эта грань становится все более расплывчатой и, в конце концов, если полного осознания и изменения себя не произошло, – то как человек относился к своему ближнему, так он проявляет себя и по отношению к Богу. Господь многое, очень многое нам прощает, Он долготерпит, но всему есть своя мера. Что мы чувствуем, когда Господь открывает нам Свою Волю, если мы ожидали совсем другого? Принимаем ли всем существом, смиряемся, покоряемся ей? Или пусть внешне принимаем, внутри себя создаем стену и остаемся при своем мнении, или делаем как желает того Господь, но остаемся крайне недовольны, что впоследствии обязательно сказывается на наших поступках. Или вроде бы соглашаемся, но все медлим с исполнением, ждем подходящего времени и обстоятельств, которые никогда не придут. Ведь, когда Бог открывает какой есть грех в человеке – это означает, что Он желает, чтобы человек его исторг из своей жизни. Реакция человека обычно довольно пассивная, вроде такой – «да, конечно, надо все это убрать, но только пока это нереально, потому что... » (здесь множество причин, которые мешают все это сделать). Это – начало конфликта, начало неприятия Духа Святого, Который, нам во благо, ведет нас сквозь земные тернии. Это – ложь между человеком и Богом. Тело склоняется перед Богом, мысли и желания – нет. Недовольство, неприятие – это начало хулы. Не от страха, не фанатично, но всей душой, пониманием и сердцем желает Господь, чтобы мы исполняли Его Волю. И не марионетками были, но творческими самостоятельными людьми. Люди же, порой, не желают принимать на себя никакой ответственности, и только ждут, когда Господь Сам все устроит, сделает за них выбор и решит все задачи. И если пока человек находится в начале своего духовного пути, ему прощаются многие его пороки, то если он за отведенное ему время для исправления, через ситуации, что давались для этого – не захотел менять себя, – это также расценивается как противление Духу Святому. Так человек становится источником серьезных духовных вирусов.
Для того, чтобы зерно, брошенное в землю, проросло – ему необходимо приложить огромные усилия. Сначала оно как бы умирает по отношению к своему начальному состоянию, теряет прежнюю форму и стабильность. И все это для того, чтобы родилась новая жизнь, чтобы дать путь множеству новых плодов. Оно пробивается сквозь пласты земли, пускает корни, чтобы найти воду и питание, пускает росток, который уязвим и для холода, и для зноя, и для воздействия других факторов. Зачем все это нужно ему? Ведь будучи семенем, он ни в чем не нуждался, и почти ни от чего не зависел. Но жизнь, движение, что заложены в маленьком зародыше внутри зерна толкает его на то, чтобы расти, чтобы постигать новое, раскрываться, цвести и, наконец, дать плод, который будет началом новой жизни, нового мира. Так и человек, когда в него попадают лучи Божьей Благодати – зародыш духа внутри его сердца начинает расти, желает пробиться сквозь толщу мира, раскрыться и принести плод. Тому, кто противится этому, не дает плодоносить своей душе, не заботится, не прилагает всех усилий для того, чтобы дать Духу Святому преобразить свою душу – тот, в конце концов, оказывается противником Божьим, его зерно может умереть. Ибо если оно уже начало расти – надо делать все возможное, чтобы оно укрепилось и стало самостоятельным плодоносящим деревом. Мы же часто относимся к этому очень легкомысленно. Господь открывает наши грехи, указывает на то, что Ему неугодно в нас, мы же часто не прилагаем всех усилий, чтобы этот грех искоренить, чтобы пожертвовать своими страстями, привычками, желаниями. В то время, как Дух Святой прилагает силы к нашему спасению, согревая и взращивая в нас огонь новой жизни, человек относится к этому без должного усердия, будучи поглощен иными целями. Находясь в состоянии прозябания, он рискует тем, что Божье зерно в нем может завянуть или загнить. И как когда-то Господь проклял бесплодную смоковницу, так это может постигнуть и того человека, который не исполнил Божью Волю о себе. Когда проходит отведенное время, а человек не навел порядок в своей душе, не принял должным образом даров, данных Духом Святым, не реализовал их для служения, не нашел, не выстроил пути для этого, не подготовил пути Богу – то на этих незаполненных Светом пустотах разрастаются невырванные им плевела пороков и заглушают зерно.
Дух Святой приходит и уходит, как того желает, проявляется и ведет, испытывает и оставляет наедине с самим собой – нам нужно ждать воздействия Ее с благоговением, с огромной жаждой, уметь отличать Ее голос от всех других голосов, стать послушными Ей, следовать за Ней беспрекословно, хоть и «замучает Она Своим водительством» – но это во благо нам, ибо Дух Святой прозревает самую суть души и сердца, и знает нас изначально, и ведает все наши пути. Она – Мать, и наш Исток, и наша Жизнь. Вверимся же Ей, и отбросим все то, что мешает этому, забудем про себя и все силы положим на то, чтобы Огонь, зажженный в нашем сердце не угас, но разросся и поглотил собой все наше существо. Ничего важнее этого нет.
Эта тема очень серьёзная и актуальная. Мы все хотим быть благословенными, хотим, чтобы Бог благоволил к нам и к нашим детям. Мы молимся и молимся настойчиво, но что-то препятствует нам получать Божьи благословения. Да, милость Божья велика, она простёрта к нам.
 
Но давайте посмотрим на нашу жизнь: в ней всё ещё присутствует духовная борьба, а нередко мы - духовные банкроты. Молимся за больных об исцелении, а они не исцеляются; изгоняем бесов, а они снова возвращаются. Смотрим на Йешуа и понимаем, что у Него была и сила, и помазание. Когда серьёзно ищем Бога, то приходит откровение о Боге. Тогда самое время разобраться в самом себе, проанализировать свою жизнь и переосмыслить её. Богу нужны чистые сосуды, чтобы Он мог нас использовать в любой момент. Дух Святой приводит нас к осознанию нашей греховности.
Святой Дух действует в мире, чтобы обличать людей во грехе и давать им новое рождение. Он ставит на нас печать. В Ефесянам в 4:30
сказано: "не оскорбляйте Святого Духа Божия, Которым вы запечатлены в день искупления".
На нас печать Божья, мы - Его собственность.
В Священном Писании различаются грехи к смерти и не к смерти. 1Ин 5:16
«Если кто видит брата своего согрешающего грехом не к смерти, то пусть молится, и Бог даст ему жизнь, то есть согрешающему грехом не к смерти. Есть грех к смерти: не о том говорю, чтобы он молился».
Что такое грех к смерти? Грех к смерти это то, что делает невозможными отношения человека с Богом и присутствие Бога в жизни человека.
Существует три разновидности греха к смерти.
- Грех к смерти – это настойчивое отвержение (непринятие) Евангелия, несмотря на то, что Дух Святой доказывает его истинность.
- Грех к смерти
– это также сознательный отказ
от подаренной Богом и возвещенной Святым Духом благодати спасения
через Йешуа Мессию, когда она уже была принята. Апостол Иоанн говорит о таком грехе верующих. Это были вышедшие из общины люди, начавшие отрицать Мессию, как Помазанника, а заодно и как Спасителя. Таких людей Иоанн называет „антихристами“
(1Ин 2:18-22) « 18 Дети! последнее время. И как вы слышали, что придет антихрист, и теперь появилось много антихристов, то мы и познаем из того, что последнее время.
19 Они вышли от нас, но не были наши: ибо если бы они были наши, то остались бы с нами; но они вышли, и через то открылось, что не все наши.
20 Впрочем, вы имеете помазание от Святаго и знаете все.
21 Я написал вам не потому, чтобы вы не знали истины, но потому, что вы знаете ее, равно как и то, что всякая ложь не от истины.
22 Кто лжец, если не тот, кто отвергает, что Иисус есть Христос? Это антихрист, отвергающий Отца и Сына».
Если человек отрицает Йешуа Мессию Израиля, то другого пути к спасению у него нет, ибо Сын – единственный путь к Отцу. Поэтому ясно, что этот грех к смерти. - Грех к смерти
– это хула на Святого Духа,
о которой говорил Йешуа в Луки 12:10
«И всякому, кто скажет слово на Сына Человеческого, прощено будет; а кто скажет хулу на Святаго Духа, тому не простится».
Ибо миссия Духа Святого заключается как раз в том, чтобы привести человека к Йешуа и удержать его с Ним.
Давайте разберёмся, что такое хула на Духа Святого. Хула – это означает ругать, произносить оскорбительные слова, бранить, порочить.
Прочитаем Евангелие от Матфея 12:22-32 « 22 Тогда привели к Нему бесноватого слепого и немого; и исцелил его, так что слепой и немой стал и говорить и видеть.
23 И дивился весь народ и говорил: не это ли Христос, сын Давидов?
24 Фарисеи же, услышав сие, сказали: Он изгоняет бесов не иначе, как силою веельзевула, князя бесовского.
25 Но Иисус, зная помышления их, сказал им: всякое царство, разделившееся само в себе, опустеет; и всякий город или дом, разделившийся сам в себе, не устоит.
26 И если сатана сатану изгоняет, то он разделился сам с собою: как же устоит царство его?
27 И если Я силою веельзевула изгоняю бесов, то сыновья ваши чьею силою изгоняют? Посему они будут вам судьями.
28 Если же Я Духом Божиим изгоняю бесов, то конечно достигло до вас Царствие Божие.
29 Или, как может кто войти в дом сильного и расхитить вещи его, если прежде не свяжет сильного? и тогда расхитит дом его.
30 Кто не со Мною, тот против Меня; и кто не собирает со Мною, тот расточает.
31 Посему говорю вам: всякий грех и хула простятся человекам, а хула на Духа не простится человекам;
32 если кто скажет слово на Сына Человеческого, простится ему; если же кто скажет на Духа Святаго, не простится ему ни в сем веке, ни в будущем».
Йешуа исцелял больных, изгонял бесов. Но в этот раз Он сделал что-то такое, что в иудаизме первого века считалось, что это может сделать только Мессия в доказательство Своей подлинности. В этом перечне доказательств было исцеление прокажённого, изгнание глухого, немого и слепого беса и другие. Что же такое сделал Йешуа? Он изгнал глухого, немого и слепого беса. И в Евангелии от Матфея 8:2-4 написано, что Он очистил прокажённого: « 2 И вот подошел прокаженный и, кланяясь Ему, сказал: Господи! если хочешь, можешь меня очистить.
3 Иисус, простерши руку, коснулся его и сказал: хочу, очистись. И он тотчас очистился от проказы.
4 И говорит ему Иисус: смотри, никому не сказывай, но пойди, покажи себя священнику и принеси дар, какой повелел Моисей, во свидетельство им».
Когда ученики Иоанна Крестителя пришли к Йешуа спросить, Кто Он, Йешуа ответил (Матфея 11:4-5): « 4 И сказал им Иисус в ответ: пойдите, скажите Иоанну, что слышите и видите:
5 слепые прозревают и хромые ходят, прокаженные очищаются и глухие слышат, мертвые воскресают и нищие благовествуют».
Теперь становится понятным ответ Йешуа, потому что Иоанн Креститель знал, что такие чудеса мог делать только Мессия.
Думаю, что вы обратили внимание на то, что Йешуа говорит «смотри, никому не говори». Йешуа старался не придавать огласке тот факт, что Он – Мессия. Почему? Потому, что народ ожидал Мессию, который освободит Израиль от Рима, и будет править во славе. Но не ожидал такого, Который погибнет, словно преступник. Если бы Йешуа открыто заявил, что Он - Мессия, то люди постоянно пытались бы сделать Его царём, как написано у Иоанна 6:15 «Иисус же, узнав, что хотят придти, нечаянно взять его и сделать царем, опять удалился на гору один». Если бы эта попытка удалась и Йешуа, действительно, занял бы трон, то Он не исполнил бы пророчество 53 главы Книги Исайя о Мессии, который должен пострадать и умереть.
В Израиле известны были люди, которые исцеляли больных, воскрешали мёртвых. Например, в Танахе пророк Елисей (Элиша) воскресил ребёнка. Также написано, что мертвец упал на кости пророка, помазание коснулось мертвеца, и он воскрес. Нееман получил исцеление, окунувшись в воды Иордэна по слову пророка. В книге Деяния описаны примеры, когда ученики Йешуа совершали много чудес во имя Йешуа, и другие примеры.
Йешуа всегда говорил, что Он и Отец – одно. Он никогда не разделял Себя с Отцом. Он принёс людям откровение об Отце. Раньше Бог говорил в пророках, а теперь в Сыне. Но Ему говорили фарисеи, что Он богохульствует. Йешуа говорит в Луки 4:18-19 « 18 Дух Господень на Мне; ибо Он помазал Меня благовествовать нищим, и послал Меня исцелять сокрушенных сердцем, проповедывать пленным освобождение, слепым прозрение, отпустить измученных на свободу,
19 проповедывать лето Господне благоприятное».
А они дивились: «не Иосифов ли это сын?».
Фарисеи ждали Мессию. Они знали свою историю, они читали её в синагогах каждую субботу. Это были высоко образованные люди. Было ли для них что-то новое в том, что делал Йешуа? Сомневались ли они в том, что это делает Дух Святой? То, что делал Йешуа, а именно: изгнание бесов слепоты, глухоты и немоты – было великим чудом, которое ожидалось только от Мессии. Вы спросите, почему? Потому, что с этим бесом невозможно говорить! Другим бесам, даже легиону бесов можно приказать выйти именем Йешуа, и они вынуждены будут уйти. И уходят! Бесу глухому, немому как прикажешь? Такой силой обладал только Мессия.
И фарисеи хорошо знали, что это основные знамения, которые следовало ожидать только от Мессии. Значит, надо признать, что Йешуа есть Мессия! Обещанный Мессия.
Рассмотрим историю фарисея Никодима, описанную в Иоанна 3:2 «Он пришел к Иисусу ночью и сказал Ему: Равви! мы знаем, что Ты учитель, пришедший от Бога; ибо таких чудес, какие Ты творишь, никто не может творить, если не будет с ним Бог».
Никодим, Накдимон с иврита, Никодемос с греческого – учитель Израилев, раввин, член Сангедрина. Пришёл ночью. Боится. Он нуждается в рождении свыше. За этим он и приходил к Иешуа. Он искренне искал и, в конце концов, обрёл истинную веру. Никодим обвинил всех фарисеев в богохульстве, что все фарисеи, хотя и говорят, что Йешуа изгоняет бесов силою бесовскою и что в Йешуа – бес, на самом деле они знают, что в Йешуа нет беса. Знал об этом и Сам Йешуа, что фарисеи это понимают. Он говорил, что дерево познаётся по плоду, т.е. наши дела говорят за нас. То, что делал Йешуа, мог делать только Бог.
Фарисеи умышленно говорили, сознательно унижая Духа Святого. Говорили в злобе, из-за зависти. Хула на Духа Святого - это значит приписывать действия Духа Божьего князю бесовскому. Веельзевув – это имя аккаронского божества, что означает господин мух. Оно было презрительно изменено иудеями на Веельзевул, что означает господин навозной кучи, и использовалось как имя правителя бесов. Вожди иудейской религии, употребив это крайне богохульное имя, показали, что решительно отказываются от Йешуа как Мессии Израиля и отвергают Его.
Хула на Духа Святого – это значит очевидные дела Бога, дела Духа Святого приписать дьяволу. Хула на Духа Святого не простится, потому, что это есть выступление против Самого Бога, самое величайшее злословие, свойственное только отверженным духам злобы, которые никогда не приглашались к покаянию и никогда не могут раскаяться. В этой величайшей хуле отрицается Сам Бог. Здесь предполагается самое глубокое падение человека, из которого не может его вывести благодать Божия, потому что она в таком хулении и отрицается. Человеческий дух, произносящий такую хулу, становится на одну ступень с нечистым духом. В Ин. 8:44 Йешуа говорил: "Ваш отец диавол, и вы хотите исполнять похоти отца вашего". Вы говорите ложь, как и он, потому что "он лжец, и отец лжи". Здесь очевидно сближение фарисеев с нечистыми духами злобы.
Вы можете спросить: почему нельзя покаяться и получить прощение? Потому, что к осознанию греховности приводит Дух Божий. А в таких случаях Он отходит от человека, отходит и благодать Божья. Если Дух отвержен, Он уходит вместе с покаянием и прощением. Покаяние происходит под действием Духа Святого, ибо без Него мы не можем ничего. Им мы живём, и движемся и существуем.
Итак, подведём итог. Что такое хула на Дух Святой (Руах hа Кодэш)?
1. Настойчивое отвержение Евангелия, несмотря на то, что Святой Дух доказывает его истинность;
2. Приписывание чудес Святого Духа дьяволу, когда известно, что только Бог может сделать такие чудеса.
Скажите, а может ли дьявол и его слуги (колдуны, экстрасенсы и др.) сделать некоторые чудеса и обольстить даже неутверждённых в Боге христиан? Да, может. Вспомните чародеев египетского фараона. Но далеко не всё может дьявол, и после забирает душу у поверившего ему человека.
Хочу внести ясность в понятия «хулить Духа» и «оскорблять Духа». Это совершенно разные вещи. Хулить Духа – это значит сознательно клеветать на Него.
Оскорблять Духа – это значит, по собственной воле ослушаться Его. Апостол Павел говорит к Ефесянам 4:30 «И не оскорбляйте Святого Духа Божия, Которым вы запечатлены в день искупления».
К сожалению, многие верующие огорчают и угашают Дух Божий. Мы огорчаем Дух Божий, когда не позволяем Ему проявить Себя таким образом, как Ему угодно. Например, Дух Святой велит тебе подойти к незнакомому человеку и привести его к Господу. А ты стесняешься: «ну что я ему скажу, он же не будет слушать меня!», забывая, что не ты будешь говорить, а Дух через тебя.
Мы «оскорбляем» Духа живя, как язычники, поступая по нашей греховной природе. «Оскорбление» Духа происходит тогда, когда мы поступаем греховно, в мыслях и на деле, или только в мыслях.
Если такие люди исповедуют этот грех, то они будут прощены и очищены кровью Йешуа Мессии. 1 Иоанна 1:7-9 « 7 если же ходим во свете, подобно как Он во свете, то имеем общение друг с другом, и Кровь Иисуса Христа, Сына Его, очищает нас от всякого греха.
8 Если говорим, что не имеем греха, - обманываем самих себя, и истины нет в нас.
9 Если исповедуем грехи наши, то Он, будучи верен и праведен, простит нам грехи наши и очистит нас от всякой неправды».
Прочитаем Мф.12:32 «если кто скажет слово на Сына Человеческого, простится ему; если же кто скажет на Духа Святаго, не простится ему ни в сем веке, ни в будущем». Почему простится слово, сказанное на Сына Человеческого? Разве Дух Святой выше Сына Человеческого? Нет! Бог есть един. Человек, не просвещённый действием Духа Святого, может сказать что-либо против Сына Человеческого, но ему будет прощено, потому что он не до конца осознаёт важность своих слов. Он в неведении. Святой Дух не открыл ему всей значимости этих слов.
Люди мыслят стереотипами, поэтому часто не воспринимают Бога в других церквах, других деноминациях, в других пасторах. Мы привыкаем к определённым формам служения, внешнему виду служителя и т.д. Йешуа это знает. Люди не принимают Йешуа в других формах, отличных от выработанного у них стериотипа. Бог действует по-разному, но Дух один и тот же. Понимая нас, Йешуа прощает нам хулу на Него. Луки 23:32-34 « 32 Вели с Ним на смерть и двух злодеев.
33 И когда пришли на место, называемое Лобное, там распяли Его и злодеев, одного по правую, а другого по левую сторону.
34 Иисус же говорил: Отче! прости им, ибо не знают, что делают. И делили одежды Его, бросая жребий».
Но если человек знает, что Йешуа сказал: «Я есмь путь и истина и жизнь; никто не приходит к Отцу, как только через Меня» (Иоанн 14:6), что «нет другого имени под небом, данного людям, которым мы должны спастись» (Деяния 4:12), и отвергает своего Спасителя, то его слова становятся основанием для непрощения.
Давайте сейчас посмотрим на свою жизнь. Скажите себе честно, было ли когда-нибудь с вами такое, что вы говорили, что в той или иной церкви или конфессии нет Духа Святого, что там нет Божьего присутствия, что вы не чувствовали там помазания? Или что тот или иной пастор совсем не имеет помазания, что он говорит что-то от себя. Давайте вспомним, может быть, на каком-то служении вы чувствовали сильное Божье присутствие, но сказали, что там не было Духа Святого. Может, вы это сделали из зависти или других злобных чувств.
Чтобы нам не остаться противниками Бога, богохульниками, нам надо покаяться перед Богом и попросить прощение. Богохульство – это грех к смерти духовной. Жизнь Савла (Павла), который был гонителем церкви и убийцей христиан, после его раскаяния изменилась. Он не понимал, что делал. Отсюда можем сделать вывод, что, так как мы это делали в неведении, то милостивый Господь не отнял от нас Духа Божьего и у нас есть шанс покаяться.
Молитва:
Отец Небесный, в имени Сына Твоего Йешуа Мессии я глубоко раскаиваюсь за свои опасные мысли и слова, которые были у меня на Бога и на служителей Божьих, на другие деноминации, и на детей Божьих. Прости меня, ибо я не понимал, что делал! Прости, что я не принимал Духа Божьего в других людях! Очисти меня! Пусть этот грех остановится! Убери из моего сердца злобу, зависть и другую нечистоту! Я не хочу быть богохульником и потерять спасение. Я хочу повиноваться Тебе, Господь. Я хочу всегда быть в Твоей воле и прощу Твоего водительства. Я посвящаю свою жизнь Тебе. Помилуй меня и благослови!
Амэн.
Отвечает Виктор Белоусов, 16.07.2017
Кирилл спрашивает: "Здравствуйте! Возник такой вопрос. В одной из статей человек спрашивает:что делать, если ты обещал Богу не грешить, но всё равно грешил? Вот статья: Смысл ответа состоит в том, что прощение получить возможно. Это радует, но во второй статье: описывается значение выражения Хула на Святого Духа. Так вот, исходя из определения,человек из первой статьи совершил хулу на Святого Духа и ему нет прощения?"
Мир Вам, Кирилл!
Во-первых в Библии нет точного определения хулы на Святого Духа, потому при толковании естественно будут отличия.
Во-вторых - мы можем сравнить и сопоставить различные определения, чтобы сформировать аргументы для своего личного понимания.
Приведу цитату из Википедии:.
"Непростительный грех (часто непроща́емый грех, ве́чный грех) - хула на Святого Духа, концепция греха в христианской теологии, который не может быть прощён. Находясь в состоянии этого греха, невозможно достичь спасения и вечной жизни с Богом.
Происхождение концепции
Происхождение понятия восходит к ответу Иисуса Христа на заявления его оппонентов о том, что чудесные исцеления являются работой Вельзевула:Истинно говорю вам: будут прощены сынам человеческим все грехи и хуления, какими бы ни хулили; но кто будет хулить Духа Святого, тому не будет прощения вовек, но подлежит он вечному осуждению. [Сие сказал Он], потому что говорили: в Нём нечистый дух.
Кто не со Мною, тот против Меня; и кто не собирает со Мною, тот расточает. Посему говорю вам: всякий грех и хула простятся человекам, а хула на Духа не простится человекам; если кто скажет слово на Сына Человеческого, простится ему; если же кто скажет на Духа Святого, не простится ему ни в сем веке, ни в будущем.
()
Концепция получила дальнейшее развитие в Послании апостола Павла к Евреям:
«Ибо невозможно - однажды просвещённых, и вкусивших дара небесного, и соделавшихся причастниками Духа Святого, и вкусивших благого глагола Божия и сил будущего века, и отпадших, опять обновлять покаянием, когда они снова распинают в себе Сына Божия и ругаются [Ему]». (Послание к )
«Земля, пившая многократно сходящий на неё дождь и произращающая злак, полезный тем, для которых и возделывается, получает благословение от Бога; а производящая терния и волчцы негодна и близка к проклятию, которого конец - сожжение.» (Послание к )
Непростительный грех - возможность покаяния
Тем не менее, согласно толкованию авторитетных христианских богословов, комментировавших этот вопрос за историю Церкви, непростительным является именно само состояние отвержения действий Святого Духа, а не произнесённое слово или суждение; упорство и пребывание в грехе, а не юридический факт. Так, в толковании блаженного Феофилакта Болгарского можно прочесть:«Таким образом, когда иудеи видели, что Господь ел и пил, что Он общался с мытарями и блудницами и делал все прочее, свойственное Ему как Сыну Человеческому, и потом порицали Его как ядцу и винопийцу, то в этом они достойны извинения и в сем не потребуется от них покаяния, поелику они соблазнились, как им казалось, не без причины. Но когда видели, что Он творит и чудеса, и, однако, клеветали и хулили Святого Духа, называя это бесовским делом, как им отпустится этот грех, если не покаются? Итак, знай, что кто хулит Сына Человеческого, видя Его живущим по-человечески, и называет Его другом блудников, чревоугодником и винопийцею за то, что Христос так поступал, то такой человек, если и не покается, не даст в том ответа, он получит прощение, потому что под покровом плоти не предполагал в Нем Бога. Но кто хулит Святого Духа, то есть духовные дела Христовы, и называет их бесовскими, тот, если не покается, не будет прощен, поелику не имел никакой благовидной причины к хуле, как, например, тот, кто клеветал на Христа, видя Его среди блудников и мытарей». (Толкование на Евангелие от Матфея)
«То, что Господь говорит здесь, означает следующее: что люди, согрешающие во всем прочем, еще могут извиняться чем-нибудь и получить прощение по Божию снисхождению к слабости человеческой. Например, кои называли Господа ядцею и винопийцею, другом мытарей и грешников, те получат прощение в этом. Но когда видят, что Он творит несомненные чудеса, и между тем хулят Духа Святого, то есть чудотворения, происходящие от Святого Духа, тогда как они получат прощение, если не покаются? Когда соблазнялись плотию Христовой, то в этом случае, хотя бы и не покаялись, будут прощены как люди соблазнившиеся, а когда видели Его творящим дела Божии и все еще хулили, как будут прощены, если останутся нераскаянными?» (Толкование на Евангелие от Марка)
Ещё чётче эту мысль артикулирует один из наиболее авторитетных богословов ранней Церкви святой Афанасий Великий:
Итак, сам Христос именует Божество Слова Духом Святым, как и Самарянке сказал: «дух есть Бог» (), а человечество Слова – Сыном Человеческим (); ибо говорит: «ныне прославися Сын Человеческий». И иудеи, оскорблявшие всегда Бога, в отношении ко Христу впадали в сугубую хулу. Одни, соблазняясь плотью Его, тем, что Он Сын Человеческий, почитали Его пророком, а не Богом, и называли «ядцею и винопийцею» (); и им даровал Он прощение; потому что полагалось тогда начало только проповеди, и для мира невместимо было уверовать в Бога, сделавшегося человеком. Почему и говорит Христос: «иже аще речет слово на Сына Человеческого», т. е. на тело Его, «отпустится ему». Ибо осмелюсь сказать, что и самые блаженные ученики не имели совершенного понятия о Божестве Его, пока не снисшел на них Дух Святой в день Пятидесятницы; потому что и по воскресении, «видевше его, поклонишася…, ови же усумнешася» (), однако-же не были за это осуждены. Но которые хулят Духа Святого, то есть, Божество Христово, и говорят, что «о веельзевуле, князе бесовстем, изгонит бесы» (), тем «не отпустится ни в сей век, ни в будущий». Заметить же надлежит, что Христос не сказал: не отпустится хулившему и покаявшемуся, но хулящему, т. е. пребывающему в хуле. Ибо достодолжное покаяние разрешает все грехи. (Беседы на Евангелие от Матфея)
Кроме того, святой Иоанн Златоуст, говоря о тяжести данного греха, в словах Христа видит преимущественно педагогическое действие, призваное обратить узнающих себя в этих словах иудеев к покаянию и разотождествлению самих себя с этим богоборческим состоянием:
Таким, образом, уничтоживши клевету их, решивши их возражение и показавши их безрассудное упорство, Он напоследок устрашает их, поскольку в деле совета и исправления не маловажно и то, чтобы не только отвечать на все вопросы и убеждать, но и угрожать, что часто и делает тот, кто дает законы и советы. (Беседы на Евангелие от Матфея)"
Благословений Божьих,
Виктор
Читайте еще по теме "Закон, грех":
В чем заключается хула на Святого Духа? С заповедями «не укради, не убий, не прелюбодействуй» все ясно и без дополнительных пояснений. Но чтобы не впасть в грех хулы на Духа, следует точно знать - каких именно действий нужно избегать. К сожалению, с этим у многих христиан сегодня нет полной определенности. Есть в Евангелии место, которое приводит в недоумение и тревогу великое множество людей, знакомящихся с текстом Священного Писания. Это - слова Христа: «Посему говорю вам: всякий грех и хула простятся человекам, а хула на Духа не простится человекам; если кто скажет слово на Сына Человеческого, простится ему; если же кто скажет на Духа Святаго, не простится ему ни в сем веке, ни в будущем» (Мф 12:31–32).
Правда ли, что Бог не прощает этого греха?
Тревога и недоумение здесь вполне закономерны. Тревога - потому что речь идет не о каких-то отвлеченных предметах, а о самом важном вопросе в судьбе каждого человека - его участи в жизни вечной. А недоумение - потому, что этот евангельский фрагмент неизбежно ставит вдумчивого читателя перед целым рядом вопросов, ответы на которые невозможно получить только лишь из текста Евангелия.
Почему хула на Духа лишает человека абсолютно всех шансов на спасение, в то время как хула на Христа остается безнаказанной? Ведь и Христос, и Святой Дух являются ипостасями одного и того же Бога-Троицы. Откуда же такое различие в последствиях хулы?
Почему Бог все-таки не прощает хулу на Духа? Ведь христиане призваны к всепрощению, дабы уподобиться Богу в этой добродетели. Но оказывается, что Бог почему-то прощает не всё и не всем.
И в чем же, наконец, заключается эта самая хула на Духа? Ведь если все обстоит так серьезно, нужно точно знать - что же именно Бог не прощает никому и никогда. Иначе, похулив ненароком Духа, даже знать не будешь, что ты уже погиб для жизни вечной. А потом хватишься - ан поздно уже: нет тебе прощения ни в сем веке, ни в будущем. И как тут быть?
Такие вот вопросы… Наверное, каждый читавший Евангелие человек задавал их себе в той или иной форме. Однако далеко не каждый сумел на них ответить. А ведь этими вопросами, словно неким смысловым пунктиром, обозначается еще одна огромная проблема: как жить в мире, где всемогущий Бог, обладающий всей возможной полнотой благ, ведения и власти над Своим творением, вдруг оказывается способным не простить какое-то действие слабому, смертному, нравственно поврежденному существу - человеку? И как после этого без скепсиса относиться к христианскому утверждению о том, что такой Бог есть Любовь?
Можно, конечно, задвигать эти неразрешенные вопросы на дальнюю полку сознания до лучших времен. Но думающему человеку жить с такой мировоззренческой «занозой» тяжело. Поэтому есть смысл попытаться найти на них ответы в святоотеческом наследии Церкви.
…Да не будет сего!Может ли ответственность за хулу на Духа быть выше, чем за хулу на Сына?
Церковь утверждает, что Бог един по существу, но троичен в лицах - Отец, Сын, Святой Дух. Каждое Лицо (ипостась) Пресвятой Троицы есть Бог, но Они суть не три Бога, а - единое Божественное существо. Поэтому оскорбление каждого из Лиц в равной степени означает, что хулится Бог-Троица. Конечно, любая аналогия здесь будет неполной, но можно попытаться использовать хотя бы очень ограниченное по смыслу сравнение. Предположим, некий хулиган взял баллончик с краской и испачкал непристойными надписями какое-нибудь общественное здание в центре города, например, концертный зал филармонии. Будут ли его судить по разным статьям Уголовного кодекса в зависимости от того, какую именно стену филармонии он испортил своим «творчеством»? Ответ очевиден: осудят этого пакостника за ущерб, нанесенный всему сооружению, а не его фасаду или боковой стене.
Три Лица Пресвятой Троицы почитаются христианами в равной степени. И ответственность за хулу на каждую ипостась Троицы также не может иметь различных степеней, потому что в любом случае это будет богохульством. Но почему же тогда Христос говорит: ...если кто скажет слово на Сына Человеческого, простится ему; если же кто скажет на Духа Святаго, не простится ему ни в сем веке, ни в будущем?
На это исчерпывающе отвечает святитель Афанасий Великий: «…Говорил же это Господь, не сравнение делая между хулою на Сына и хулою на Духа Святаго, и не в том смысле, что Дух больше, а потому хула на Духа имеет большую вину. Да не будет сего! …Та и другая хула касается Самого Господа, и Он сказал о Себе - и: Сын Человеческий, и: Дух, чтобы первым наименованием указать на человеческое естество, а словом “Дух” обозначить Свое духовное, умное и преистинное Божество. Ибо в означении телесного Своего естества хулу, в которой можно получить прощение, отнес к Сыну Человеческому, о хуле же непростительной объявил, что простирается она на Духа, чтобы этим отличением от телесного естества указать на Божество Свое».
Оказывается, хулой на Духа Христос назвал здесь оскорбление Своего Божества, а хулой на Сына Человеческого - оскорбление Своего человечества.
Совесть. Иуда. Николай Ге. 1891
О прощении без покаянияДовольно часто хула на Духа представляется неким гарантированным способом духовного самоубийства, когда всего лишь одна ругательная фраза в определенный адрес влечет за собой необратимые последствия по причине некоей божественной «сверхобидчивости», не позволяющей Богу простить хулителя, даже если тот по прошествии времени покается в своих необдуманных словах. Насколько же это мнение соответствует действительности?
Есть в современной массовой культуре такое забавное явление - фанфик. Это литературный жанр, в котором поклонники какого-либо литературного произведения сочиняют по его мотивам собственные продолжения полюбившихся им историй. Жанр этот, прямо скажем, «на любителя», но есть там один очень правильный принцип: по своим характеристикам герои фанфика должны в точности соответствовать героям исходного произведения или историческим прототипам. Нарушение этого правила именуется в жанре англоязычной аббревиатурой ООС - Out Of Character, что можно перевести на русский как «выпадение из характера». Самый наглядный пример подобного «выпадения» описал когда-то английский писатель Г. К. Честертон: «…Гораздо естественнее поверить в то, что за пределами нашего разума, чем в то, что не переходит этих пределов, а просто противоречит ему. Если вы скажете мне, что великого Гладстона в его смертный час преследовал призрак Парнелла, я предпочту быть агностиком и не скажу ни да, ни нет. Но если вы будете уверять меня, что Гладстон на приеме у королевы Виктории не снял шляпу, похлопал королеву по спине и предложил ей сигару, я буду решительно возражать. Я не скажу, что это невозможно; я скажу, что это невероятно. Я уверен в том, что этого не было, тверже, чем в том, что не было призрака, ибо здесь нарушены законы того мира, который я понимаю».
Таким образом, ООС - это действие, которое герой не может совершить никогда и ни при каких обстоятельствах, иначе он просто перестанет быть самим собой.
И когда заходит речь о том, что Бог христиан не желает простить похулившего Его человека, даже если тот покается, это выглядит как типичный пример Out Of Character в неудачном фанфике, потому что такое представление о Боге полностью противоречит евангельскому повествованию. Христос - воплотившийся Бог, Своей земной жизнью дал миру всю доступную человеческому восприятию полноту представлений о Божественных свойствах. Перечислять их пришлось бы довольно долго, но с полной уверенностью можно утверждать, что нет среди них безжалостной мстительности и отвержения грешников, просящих о милости. Даже Иуду в самый момент предательства Христос называет Своим другом. Так неужели же такой Бог может не простить покаявшегося хулителя?
Ответ снова находим у святителя Афанасия Великого: «Заметить же надлежит, что Христос не сказал: не отпустится хулившему и покаявшемуся, но хулящему, то есть пребывающему в хуле. Ибо достодолжное покаяние разрешает все грехи». Церковь ясно говорит, что нет такого греха, который бы невозможно было исцелить покаянием. И богохульство вовсе не является каким-то особым исключением из этого правила. Даже в отношениях между людьми мы видим тот же принцип: если маленький внук сгоряча назвал бабушку «дурой», а после пришел к ней просить прощения - разве она прогонит его от себя, гордо поджав губы? Для Бога любой хулитель подобен такому же несмышленышу, который и сам не понимает толком - что он делает. А любит Он каждого человека неизмеримо более сильно, чем самая добрая бабушка любит своих внуков.
Что же касается хулы на человеческую природу Христа, тут святые отцы говорят совсем уж удивительные вещи. Оказывается, самые грубые оскорбления подобного рода Христос прощает Своим хулителям даже без покаяния с их стороны!
Вот что пишет святитель Феофилакт Болгарский, объясняя слова Спасителя: «И всякому, кто скажет слово на Сына Человеческого, прощено будет. Это значит, что кто скажет хулу на Меня, по виду своему простого Сына Человеческого, ядущего, пьющего, обращающегося с мытарями и блудницами, тот, покается ли или не покается в своей хуле, прощен будет. Ибо таковому человеку неверие его в грех не вменяется. Ибо что он видел располагающего к вере? Напротив, чего он не видел достойного хулы? Он видел человека, обращающегося с блудницами, и говорит хулу на него, а посему грех не вменяется ему. Ибо, естественно, он мог подумать: что же за Сын Божий тот, кто обращается с блудницами? Посему того, кто так поступает, а между тем выдает себя за Сына Божия, он может поносить и назвать обманщиком».
«…Но когда эти люди видят, что Он творит несомненные чудеса, и между тем хулят Духа Святого, то есть чудотворения, происходящие от Святого Духа, тогда как они получат прощение, если не покаются? Когда соблазнялись плотию Христовой, то в этом случае, хотя бы и не покаялись, будут прощены как люди соблазнившиеся, а когда видели Его творящим дела Божии и все еще хулили, как будут прощены, если останутся нераскаянными?»
…Убить и ЛазаряСлова о хуле на Духа Господь произнес после того, как фарисеи обвинили его в колдовстве: Тогда привели к Нему бесноватого слепого и немого; и исцелил его, так что слепой и немой стал и говорить и видеть. И дивился весь народ и говорил: не это ли Христос, сын Давидов? Фарисеи же, услышав сие, сказали: Он изгоняет бесов не иначе, как силою веельзевула, князя бесовского (Мф 12:22-24). Логика тогдашних хулителей понятна: фарисеи не желали признать, что в бродячем проповеднике действует сила Божия. Но сверхъестественное происхождение этой силы отрицать они не могли, поскольку Христос творил чудеса на глазах у народа и никто не мог обвинить Его в обмане. Поэтому фарисеи решили объяснить эти чудеса действием бесовским. Что и было названо Христом - хулой на Духа.
С тех пор прошло две тысячи лет, христианство стало верой сотен миллионов людей и в значительной степени определило пути развития мировой истории. В наши дни уже вряд ли кому-либо придет в голову обвинить Христа в договоре с бесовским князем. Но это вовсе не означает, что для современного человека предупреждение Христа о хуле на Духа перестало быть актуальным. Сегодня, как и во все времена, человек может впасть в этот тяжкий грех и погубить себя навсегда, оставшись в нем нераскаянным.
Дело в том, что, обвиняя Христа в использовании бесовской силы для совершения чудес, фарисеи, мягко говоря, кривили душой. Они прекрасно знали, что ни один даже самый могущественный маг никогда не отверзал очей слепорожденному, не исцелял прокаженных и уж тем более - не воскрешал мертвых. Такие чудеса могли совершаться лишь Божьей силой, и это было очевидно даже для самых непримиримых противников Иисуса. И вот, наконец, Он совершает самое удивительное, небывалое и немыслимое чудо - на глазах у множества свидетелей воскрешает умершего Лазаря, уже пролежавшего в могиле четыре дня! Вся Иудея была переполнена восхищенными слухами об этом событии. Ведь только Бог способен воскресить смердящий четверодневный труп. Жители Иерусалима встречают Христа пальмовыми ветвями и возгласами «Осанна», что в буквальном переводе означает «Спаси же!» Ни у кого нет сомнения, что Иисус - тот самый обетованный Мессия, о котором говорили пророки, и самое убедительное доказательство тому - воскресший Лазарь, сопровождающий Христа. Но что же делают первосвященники, на глазах у которых все это происходит? Они принимают решение убить Христа, а вместе с Ним - и Лазаря....
Иоанн Златоуст называл хулу на Духа бесстыдным отвержением очевидной истины, и решение первосвященников как нельзя более точно подпадает под это определение. Но, к сожалению, именно такая форма хулы на Святого Духа сегодня вполне доступна и каждому из нас.
Воскрешение Лазаря. Рембрандт. Ок. 1630
Что есть истина?Христос говорит ученикам, что Святой Дух …наставит вас на всякую истину… (Ин 16:13). Но что же такое - истина? Люди так часто употребляют это слово, что уже привыкли к нему и не особенно утруждают себя поисками его значения, тем более что определений истины в философии скопилось великое множество, и разобраться в них неподготовленному человеку бывает довольно трудно.
Однако в христианстве это понятие имеет вполне конкретный смысл: истина есть творческий замысел Божий о мире и о человеке. И если человек живет в соответствии с этим замыслом, значит он стоит в истине. Если же нет, тогда - уподобляется сатане, который отказался участвовать в божественном плане творения, и …не устоял в истине (Ин 8:44), превратившись из светлого ангела в противника Божия и убийцу людей.
Таким образом, наставление на всякую истину, подаваемое Духом Святым, заключается в обличении тех наших поступков, которые противоречат замыслу Бога о нас и о мире вокруг нас. Происходит это через действие совести, которая прямо указывает человеку на недолжные его мысли, слова и поступки.
Вот здесь и становится возможной для каждого хула на Святого Духа в виде отвержения очевидной истины, когда человек, абсолютно точно зная, что он неправ, всё же продолжает творить зло. Святитель Феофан Затворник писал: «Когда люди содержат истину в неправде? - Тогда, когда знают истину, и не исполняют, когда жизнь не отвечает знанию; одно у них на уме и совести, иногда и на словах, а другое в жизни и делах, в чувствах сердца и настроениях воли. …Сия неправда во сто крат увеличивается, когда кто делает неправое в то самое время, когда ум и совесть претит ему и не велит того делать. В сем и состоит хула на Духа Святаго, о которой Господь изрек страшное определение - непрощение ни в сей век, ни в будущий».
И дело тут вовсе не в милосердии Божием или в его отсутствии. Мы привыкли воспринимать слово «прощение» в категориях этики межчеловеческого общения, когда оно означает снятие вины, отказ потерпевшей стороны от каких-то санкций в отношении провинившегося. Но в числе множества значений слова «простой» (от которого происходит «прощение») есть и такие, как - прямой (в противоположность лукавому - изогнутому, подобно луку), цельный, чистый. Следовательно, простить значит также и - очистить, выпрямить, а самое главное - восстановить утраченную целостность, то есть - исцелить. И когда мы говорим о прощении, получаемом от Бога, его следует понимать прежде всего как исцеление, очищение, исправление в человеке того, что было искажено грехом.
Так кто же рискует остаться у Бога неисцеленным, неочищенным, неисправленным? Ответ на это столь же прост, сколь и печален: тот, кто считает себя здоровым, чистым и не нуждающимся ни в каком исправлении даже после того, как увидал свою грязь, болячки и лукавство во всей их неприглядности.
Когда истина не радуетТрудно найти человека, который бы утверждал, что не стремится к истине. Но далеко не всегда истина радует и греет душу. Каждый раз она как бы раскрывает перед нами два плана нашего бытия: как мы могли бы жить, следуя замыслу Божию о нас; и - как мы живем на самом деле. И тогда - через совесть, через разум, через душевную боль - мы явственно ощущаем, в чем и каким образом уклонились от истины. Это и есть действие Святого Духа в каждом человеке. А хулой на Духа является упорное и постоянное отвержение такого благодатного действия, когда, в конце концов, человек становится просто неспособен к покаянию. Известная школярская мудрость гласит: повторенье - мать ученья. Многократное и осознанное следование злу, к сожалению, тоже приносит вполне определенные плоды в виде полного омертвения души, которая делается неспособной отличить добро от зла.
Слова Господа «не простится ни в сем веке, ни в будущем» - не угроза, а заботливое предостережение от этой беды, которая может иметь свое начало в какой-нибудь самой незначительной мелочи, крошечном нравственном компромиссе. Сам по себе он, конечно же, еще не является той самой хулой, которая не простится ни здесь, ни в вечности. Но каждый такой бессовестный поступок, подобно снежному кому, способен намотать на себя множество других, уже более серьезных злых дел, которым, в свою очередь, тоже будет найдено «достойное» оправдание. И наконец наступит момент, когда все доброе в человеке окажется погребено под этими глыбами произвольно сотворенного им зла, а навык отвержения очевидной истины превратится в его вторую натуру. Такой несчастный никогда не сможет получить прощение и исцеление от Духа Истины, потому что сама истина станет для него мучительной и ненавистной. А спасти того, кто с ненавистью отвергает свое спасение, не может даже всемогущий Бог.