Собор санта мария дель фьоре. Кафедральный собор флоренции в деталях
· 20.05.2016
Любое путешествие по старинным городам Италии невозможно без посещения главной площади и собора, возвышающегося на ней. Возведенный во Флоренции кафедральный собор, получивший название Санта-Мария-дель-Фьоре (итал. La Cattedrale di Santa Maria del Fiore) , производит на туристов незабываемое впечатление. В отличие от подобных сооружений, в этом храме (дуомо) нет ощущения давящей на посетителей монументальности. В его стенах слились архитектурные традиции готики и приемы, характерные для эпохи раннего возрождения.
Необходимость строительства нового католического собора возникла во Флоренции в конце XIII столетия. Быстрые темпы роста промышленности привели к тому, что население города стремительно возросло. Поэтому старый храм Санта Репарата, построенный на месте старинной римской церкви, был не в состоянии вместить всех прихожан. К тому же, простоявший около девяти столетий собор обветшал и начал постепенно разрушаться. В возведении нового культового сооружения была заинтересована и городская «верхушка», поскольку появилась возможность превзойти извечных конкурентов – Пизу и Сиену.
Собор Санта-Мария-дель-Фьоре: архитектор.
Разработку такого ответственного проекта возложили на архитектора Ди Камбио, который видел свое детище в виде храма, напоминающего в плане очертаний латинский крест. Замыслы автора были настолько грандиозны, что существовавшая ранее церковь полностью помещалась в среднем нефе будущего собора. Для закладки символического первого камня в фундамент собора во Флоренции в сентябре 1296 года из Ватикана специально прибыл папский посланник – кардинал Пьетро Дурагуерра. К сожалению, после смерти архитектора, успевшего возвести большую часть стен храма, в строительстве кафедрального собора Санта-Мария-дель-Фьоре возник перерыв длительностью в 30 лет.
Вскоре работы возглавил Джотто ди Бондоне, который не только продолжил строительство, но и разработал проект колокольни собора Санта-Мария-дель-Фьоре, а также создал концепцию внешнего оформления нижнего яруса храма. Однако преждевременная смерть архитектора и пришедшая позже эпидемия чумы затормозили работы.
Фасад и купол собора Санта-Мария-дель-Фьоре во Флоренции.
В 1349 году стройка опять возобновилась, и к началу XV столетия перед зодчими стала проблема возведения купола. Купол собора Санта-Мария-дель-Фьоре спроектировал архитектор Филиппо Брунеллески. Он не только тщательно рассчитал все параметры оригинального восьмигранного купола, но и сконструировал и собрал несколько механизмов, облегчающих его сборку. Кроме этого Брунеллески разработал конструкцию, придающую жесткость куполу, вес которого превышает 37 000 тонн. Работы над куполом завершились в 1461 году, и для освящения завершенного флорентийского собора приехал сам Папа Римский.
Окончательную внешнюю отделку итальянского храма завершили лишь в конце XIX столетия под руководством зодчего Эмилио де Фабриса. Для облицовки фасада он использовал мраморные плиты различных оттенков белого, зеленого и розового цветов, символизирующих расцветку итальянского флага. Главным украшением центрального входа стал барельеф, изображающий Иисуса Христа в младенчестве, восседающего на троне в окружении 12 проповедников. Выше этой композиции расположено огромное окно в ажурном переплете.
Внутренняя отделка и оформление собора Санта-Мария-дель-Фьоре во Флоренции.
Собор Санта-Мария-дель-Фьоре в Италии поражает посетителей своим внешним великолепием. Несмотря на то, что внутреннее оформление является полным контрастом кружевному декору внешней отделки, оно привлекает своей лаконичностью. Его смело можно считать образцом высокой морали. На сводах флорентийского собора можно увидеть фрески, датируемые XV столетием, на которых изображены знаменитые горожане Флоренции и люди, внесшие неоценимый вклад в строительство.
Внимание посетителей привлекают до сей поры работающие старинные часы, созданные в середине XV века мастером Уччелло. Необычность этого хронометра заключается в том, что движение стрелок происходит в противоположном направлении, а на циферблате обозначены 24 деления.
Не только паломники, но и многочисленные туристы могут поклониться мощам Зиновия Флорентийского, обнаруженным еще в развалинах церкви Санта Репарата. Нельзя пройти мимо удивительных витражей собора во Флоренции, украшающих стрельчатые арки нефов. На них изображены деяния Ветхозаветных святых и мучеников Нового завета. Но наибольшее восхищение вызывает многоярусная роспись купола собора Санта-Мария-дель-Фьоре, выполненная в XVI столетии художниками Вазари и Цуккари. Она изображает сцены из Страшного суда и, начинаясь на нижних кольцах красочными картинами смертельных грехов, заканчивается на верхних ярусах изображениями Богоматери и ангелов.
Колокольня собора Санта-Мария-дель-Фьоре (колокольня Джотто).
Одним из главных элементов комплекса Флорентийского собора Санта-Мария-дель-Фьоре является колокольня дуомо. Выполнена она в стиле готики, а высота ее составляет 85 метров. Как говорят специалисты, предназначение ее не столько функциональное, сколько эстетическое. Архитектор Джотто начал строить ее в 1334 году. Джотто дожил только до начала этого грандиозного строительства, на момент его смерти был построен лишь первый этаж звонницы. В дальнейшем работу продолжил Андреа Пизано и Альберто Арнольди, им и принадлежат барельефы и мраморные композиции. Строительство колокольни было закончено в 1359 году Франческо Таленти, который и придал зданию нынешний вид.
Наверху колокольни собора Санта Мария дель Фьоре во Флоренции расположена смотровая площадка, к которой ведут 400 ступеней. Туристы охотно поднимаются по ним, чтобы оглядеть город с самой высокой точки.
Флорентийский Баптистерий.
Привлекает туристов и знаменитый Флорентийский Баптистерий, входящий в комплекс собора Санта-Мария-дель-Фьоре в Италии. Он посвящен святому Иоанну Крестителю и является самым старым строением, возвышающимся на Соборной площади во Флоренции. Его постройка относится к V веку, а нынешний внешний облик здание обрело на рубеже XI-XII столетий. Мозаика, украшающая свод его купола, была выполнена в XIV веке. Двери Флорентийского Баптистерия, запирающие входы, являются подлинными произведениями искусства. Их еще называют Райские врата Флорентийского Баптистерия. Самые древние из них висят на южном входе и состоят из 28 панелей, на которых нанесены барельефные изображения, отображающие этапы жизненного пути Иоанна Крестителя. На барельефах ворот северного входа отражены сцены из Нового Завета. Но наибольшая известность принадлежит восточным воротам, состоящим из десяти табличек с барельефами из библейских историй. Их называют «Вратами рая». Такой эпитет дал им Микеланджело, который по достоинству оценил творение Гиберти.
Музей флорентийского собора Санта-Мария-дель-Фьоре.
Кафедральный собор Санта-Мария-дель-Фьоре во Флоренции имеет музей. Он открылся в 1891 году в бывшей мастерской архитектора Филиппо Брунеллески. Здесь можно увидеть проектировочные чертежи и макеты купола, выполненные руками самого мастера. Но изюминкой экспозиции являются скульптуры XIV-XVI столетий, выставленные для обозрения. Все они раньше украшали здания храма, колокольни или флорентийского баптистерия, но были заменены копиями, а оригиналы сохранили для потомков.
Для тех туристов, которые желают осмотреть город Флоренцию с высоты птичьего полета, есть две обзорные площадки, расположенные на колокольне и на знаменитом куполе собора Санта-Мария-дель-Фьоре.
Интересные факты о флорентийском соборе:
- Флорентийский собор Санта-Мария-дель-Фьоре одновременно на службу может вместить около 90 тыс. человек.
- Архитектор Брунеллески, создавая свой купол на дуомо, следовал законам астрономии. Поэтому ежегодно в полдень 21 июня солнечный луч, проникающий сквозь фонарную башню на куполе, падает на медальон, вмонтированный в пол собора.
- Методика построения купола Брунеллески является обязательной дисциплиной в учебной программе архитектурных ВУЗов Италии.
- Чтобы подняться на обзорную площадку купола, нужно преодолеть 463 ступеньки.
Купол главного собора Флоренции Санта-Мария дель Фьоре по праву считается наиболее грандиозным произведением в творчестве . По своим размерам в Италии он уступает только куполу собора Святого Петра в Риме. Покрытый красной черепицей, с подчеркнутыми ребрами из белого камня, восьмигранный и двухслойный - купол стал символом Раннего Ренессанса. Несмотря на некоторые готические приемы, примененные при его сооружении, он является новаторским произведением.
Собор появился, когда жители города решили превзойти соседние города – Сиену и Пизу. К концу XIII века Флоренция была самым сильным из этих трех городов как в политике, так и в экономике, но вот старый разваливающийся собор портил все впечатление, поэтому правительство города приказало зодчему Арнольфо ли Камбио «создать проект… настолько великолепный, чтобы его нельзя было превзойти ни технически, ни духовно». Арнольфо принял это к сведению и спроектировал большую сводчатую базилику в стиле высокой готики с восьмиугольным основанием. Это было необычное решение, в то время чаще всего строили соборы на основе квадрата. Основание шириной 42 метра требовало огромного купола, который показал бы соборам в Сиене и Пизе подобающее им место! Создание такого купола, конечно, оказалось сложной технической задачей: вообще-то в то время никто не знал, как такое строить, хотя перед глазами был уже созданный небольшой прототип – купол знаменитого восьмигранного романского баптистерия (построенный в 1128-1150 годах).
Неоднократное появление этого памятника в изобразительном искусстве еще больше увеличило его славу, превратив в неотъемлемый признак эпохи. История сооружения купола необычна. Огромный собор Санта-Мария дель Фьоре был заложен в 1296 году. Строительство поручили Арнольфоди Камбио, крупнейшему тосканскому архитектору того времени. Но дерзновенный замысел, исполнение которого, казалось, было под силу процветающей Флоренции, оказался чересчур затратным. Кроме того, оно требовало немыслимых тогда технических возможностей. Сооружение храма затянулось на века, и один из современников Брунеллески даже выражал сомнение в том, что собор вообще когда-либо будет закончен, а не превратится в развалины.
По своей архитектуре собор Санта-Марии прост: это с хорами, в форме латинского креста. Но впечатляют его огромные размеры. В начале XV века он еще неспешно строился под руководством Джованни д’Амброджо. Архитектор смог завершить восьмигранное основание купола, разместив крупные круглые окна на каждой грани. Но дальше проект оказался в тупике по той причине, что было неясно, как справиться с купольным перекрытием такого объема.
В 1404 году Брунеллески вместе с Лоренцо Гиберти был включен в комиссию, которая должна была наблюдать за ходом строительных работ. Вероятно, Филиппо уже с этого времени начинает размышлять о самостоятельном проекте купола, хотя и предоставил первый его эскиз лишь в 1417 году. Рисунок отдали на экспертизу математику Джованни дель Аббако. С учетом его замечаний Брунеллески сделал деревянную модель в масштабе 1:6, которая была одобрена комиссией. Тем не менее в 1418 году был объявлен новый конкурс на проект купола. К участию, из патриотических побуждений, допускались лишь жители Флоренции, равно как и жюри состояло только из представителей местной знати.
Серьезная проблема заключалась в сооружении лесов на такую высоту, поэтому их проект также входил в конкурс. В процессе были высказаны совершенно фантастические идеи: предлагалось насыпать внутри храма холм из земли или возвести башню и обстроить затем каменной кладкой. Брунеллески представил на конкурс новую кирпичную модель в пропорции 1:8, которую он выполнил совместно с Донателло и Нанни ди Банко. В отличие от других макетов, которые демонстрировали купол в разрезе, это был полноценный сферический свод, похожий на небольшую капеллу, в которую можно было входить. В итоге конкурс выиграла именно эта модель, и в 1420 году Брунеллески был назначен главным архитектором.
Строго говоря, проект Филиппо был не совсем самостоятельным и близко соотносился с моделью Арнольфади Камбио, сделанной еще в 1368 году, но не воплощенной, так как было неясно, как ее технически осуществить. Брунеллески выступал в решении этой проблемы скорее как инженер, а не как архитектор. Без его таланта изобретателя возведение купола было бы невозможно. Какой именно была конструкция легких подвесных лесов, предложенная Филиппо, до сих не вполне ясно, но с ее помощью наконец удалось решить строительную задачу.
По непонятным причинам Гиберти был также назначен на должность главного архитектора (вероятно, его продвинула его сильная партия). Нам ничего неизвестно о предшествующей архитектурной деятельности обоих мастеров. Есть подлинные сведения об участии Гиберти в создании скульптурного декора дверей баптистерия. Филиппо же успел прославиться лишь ювелирным мастерством и несложными техническими изобретениями наподобие часов, а также своим путешествием в Рим, где изучал древнюю архитектуру. Несмотря на возможные трудности, в 1296 году строительство собора началось. Оно продолжалось с перерывами более века – сменялись архитекторы, дополнялись планы, возникали споры. От проекта Арнольфо все же почти не отходили, только фасад, который он построил, Франческо Таленти снес и заменил другим, готическим. В 1334 году была пристроена кампанила (колокольня), которую создал знаменитый художник Джотто. В 1418 году неф и апсида были достроены, но проблему купола так никто и не решил. Напротив, все стало только хуже, так как собор и восьмистольное основание увеличили, к нему достроили еще стен, и получился «барабан» высотой почти 55 метров над землей.
Однако маловероятно, что у него действительно не было никакого архитектурного опыта. Сомнительно, чтобы мастер без всяких инженерных навыков был способен принять участие в таком эпохальном конкурсе и победить в нем.
Беспрецедентное по своему масштабу строительство началось в августе 1420 года, что было отмечено церемониальным завтраком. Сохранилась подробная хроника работ с их поэтапным описанием. Сотрудничество Брунеллески и Гиберти складывалось сложно, точнее, оно только лишь задерживало процесс из-за постоянных несогласий архитекторов. В итоге Филиппо решился, как пишут его биографы, на небольшую хитрость.
Сославшись на болезнь, он устранился от работы, но после быстрого выздоровления так раскритиковал самостоятельную деятельность Гиберти, что тот был со скандалом уволен. Помимо этого строительство задерживалось из-за исторических событий, среди них была война Флоренции с Луккой (1429-1430), а также внутренние переделы власти, в результате которых в республике установилась диктатура Козимо Медичи Старшего, владельца крупнейшего банкирского дома. Но возведение купола все это время не останавливалось.
Новшество Филиппо Брунеллески было в том, что он предложил построить двухслойный, пустотелый купол с мощным каркасом из восьми основных ребер и 16 вспомогательных, опоясанных кольцами, без применения громоздких строительных лесов. Внутренняя оболочка несла основную конструктивную нагрузку и представляла собой мощный каркас из арматур, или «цепей», которые были включены в кладку. Внешняя оболочка была более легкой, держала динамику формы и выполняла декоративную роль. Такая конструкция значительно сокращала количество строительных материалов, которые было необходимо поднять на высоту около 100 метров. Но даже при этом их вес составил 9000 тонн.
По подсчетам искусствоведа Санпаолези, иногда в день приходилось поднимать около шести тонн материалов. Механизмы Филиппо были устроены так, что шестеренки можно было переключать на подъемный или спусковой режим без выпряжки волов, как это было до того, что значительно ускорило строительный процесс. Деревянные лекала для сохранения единого угла наклона граней купола передвигались вверх по мере роста кладки. Противолежащие ребра соединялись свободно висящим шнуром, к которому крепился груз на веревке. Это устройство держало центровку купола и его вертикальную ось.
Форма купола напрямую зависела от конструкции основания. Строго говоря, это не купол, так как он должен был быть полностью сферической конструкцией. Перед нами восьмилотковый сомкнутый свод, возведенный над равносторонним октагоном. Сам по себе октагон - древняя римская и ранневизантийская архитектурная форма, но в прежние времена его перекрытие чаще всего было деревянным. Только в эпоху Возрождения центрические храмы получили особое значение, отражая идеальные представления о Боге (совершенная форма бесконечности).
Конструктивная тайна купола Санта-Марии дель Фьоре неясна до сих пор. Брунеллески нашел устойчивый для такого объема изгиб ребер - их дуга выдерживает угол в 60 градусов и обладает особой прочностью. По сути, каменные ребра являются готической нервюрной системой. Еще одна техническая находка заключалась в обращении к забытому виду римской кладки: кирпичи располагались не горизонтально, а с наклоном внутрь, что давало совсем иную нагрузку на основание и ослабляло внутренний распор.
Также была использована система кладки «в елочку», то есть чередование уложенных вертикально и горизонтально кирпичей. Подобный прием освобождал от необходимости использования кружал. При этом уровень по каждой из восьми граней выдерживался единым, своды росли равномерно за счет работы сразу восьми групп каменщиков. Таким образом, равновесие между давлением на каждую из граней не нарушалось. В 1428 году купол был поднят уже на треть. В 1429 году часть кладки дала трещины, что Брунеллески списал на ошибки при возведении собора. Архитектор предложил возвести дополнительные боковые капеллы в качестве контрфорсов. За неимением средств вместо них временно установили внутренние железные тяги. К 1434 году строительство было завершено.
Официальная церемония окончания работ состоялась 25 марта 1436 года при участии папы Евгения IV, который за два года до этого был вынужден бежать во Флоренцию из Рима. Еще в 1435 году в знак своего благословения он отправил в собор дар - золотую розу. Вскоре после этого был отмечен праздник «последнего камня», особенно эффектный и торжественный: епископ Беноццо Федериго поднялся на самую вершину законченного купола и оттуда, с невероятной высоты, благословил весь храм и город.
Если есть у Флоренции символ, то это Дуомо – граненый купол собора Санта-Марня-дель-Фьоре потрясающей красоты. Он высится над терракотовыми крышами города и над залами собора, украшенными чудным ярким мрамором – красным, белым и зеленым.
Оба автора проекта были скульпторами, но они предложили технически новую схему, где обычные строительные подмостки и леса были не нужны (а они все равно бы не помогли, при таком-то широком пространстве), вместо этого купол строился в виде нескольких концентрических кругов с опорой друг на друга.
Брунеллески раньше бывал в Риме, учился там и испытывал влияние тех архитектурных приемов, которые можно разглядеть в древнеримских руинах, в том числе – в . Он захотел сделать остроконечный купол в готическом стиле, а не круглый, как в Пантеоне и в первоначальном проекте. У купола было несколько главных и второстепенных ребер, заполненных кирпичной кладкой «в елочку», а также внешняя и внутренняя стенки (между которыми были ступеньки, туда и сейчас в принципе можно залезть) – таким образом, купол облегчили, как только смогли. Ребра уходили вверх, к круглому отверстию в самой вершине. Позже отверстие было закрыто лантерной, последней работой Брунеллески, уже после его смерти в 1461 году.
Подобно прекрасному цветку в райских кущах, земным воплощением которых в средние века и эпоху Возрождения считалась Флоренция, собор Санта-Мария-дель-Фьоре обладает неподдельной, неповторимой и неуловимой прелестью. Его восьмигранный купол, будто парящий над историческим центром, можно увидеть на тысячах тысяч фотографий с сотен ракурсов – но он всегда разный. Санта-Мария-дель-Фьоре во Флоренции – самая противоречивая история становления города, запечатленная в камне.
«Смена вех» по-флорентийски
Собор Санта-Мария-дель-Фьоре во Флоренции – своего рода символ нового мира, в котором все равны не только перед Богом, но и перед людьми. Довольно необычно для конца XIII в., но вполне ожидаемо для жителей образца 1296 г. – года начала возведения Санта-Мария-дель-Фьоре.
В 1293 году по подобию законов, действовавших за 1500 лет до этого в Афинах, Спарте и Древнем Риме, во Флорентийской республике были приняты «Установления справедливости» – первая в мире антифеодальная конституция.
Согласно ей, реальная власть полностью переходила к народу – выборным представителям 21 ремесленного цеха. Еще ранее, в 1289 году, в государстве была полностью отменена крепостная зависимость.
Строительство флорентийского Собора длилось около 600-от лет (1296 - 1887 гг.)
Вместе с тем флорентийцы все еще мыслили в иерархических средневековых категориях. Чтобы поверить в новый порядок и принять его, им был нужен осязаемый символ верховной власти.
А что может быть превыше Бога и Девы Марии? Беспокоили и соседи – Сиена и Пиза. Их требовалось если не подчинить, то поставить на место, явив настоящее чудо. А что может быть чудеснее нового храма, перед которым бы померкли и пизанская Санта-Мария Ассунта и Дуомо ди Сиена?
Существовали и вполне приземленные причины для строительства собора. Старый собор Святой Репараты, покровительницы Флоренции, возведенный еще в IV-V вв., обветшал и был довольно мал для города с населением 90 000 человек.
К 1296 г. его стали постепенно разбирать. Останки этого храма с гробницами пап и епископов были обнаружены археологами в 1965 г. и вскоре открыты для посещения.
Жизнь до купола
Итак, в 1296 г. знаменитый архитектор и скульптор Арнольфо ди Камбио приступил к осуществлению грандиозного проекта , параллельно работая над базиликой Санта-Кроче и .
До освящения собора папой Евгением IV оставалось ровно 140 лет,… но проект был действительно грандиозным. За его основу ди Камбио взял не уже привычные глазу готические храмы, а .
Три широких нефа должны были сойтись в высоком алтаре, над которым бы вознесся восьмигранный купол Санта-Мария-дель-Фьоре, значительно превосходящий по своим размерам купол соборного баптистерия Сан-Джованни XI-XII вв., одного из древнейших архитектурных памятников Флоренции.
До своей смерти в 1302 г. ди Камбио успел начать возведение фасада Санта-Мария-дель-Фьоре, украсить его нижний ярус скульптурами и заложить фундамент колокольни. Часть скульптур в дальнейшем была утрачена, а оставшиеся – перенесены в мастерские при соборе, где в 1891 г. был открыт музей Опера-дель-Дуомо.
Собор Санта-Мария-дель-Фьоре на площади Дуомо во Флоренции
В 1331 г. архитектором Санта-Мария-дель-Фьоре во Флоренции был назначен Джотто, приступивший через 3 года к возведению колокольни (кампанилы).
По мысли художника, барельефы ее фасада должны были представлять все сферы деятельности человечества от Сотворения мира. Но в 1337 он скончался, и кампанилу сначала достраивал Андреа Пизано, а после – Франческо Таленти, назначенный архитектором собора по окончании пандемии чумы 1349 г.
Скульптуры для ее второго яруса и для фасада собора сто лет спустя были созданы Донателло. Сейчас на их месте установлены копии, а оригиналы хранятся в Опера-дель-Дуомо. Высота кампанилы – 87,4 м, вверх, к смотровой площадке, ведут 414 ступенек.
Таленти полностью изменил проект Санта-Мария-дель-Фьоре: центральный неф был разделен на 4 придела, трансепт и апсида были расширены. К 1380 году основные работы были окончены. Окончательная длина собора – 160 м, ширина трансепта – 90 м.
К 1413 году был возведен восьмигранный тамбур для купола. При его строительстве применялся кирпич особого обжига, использовать который подсказал великий Филиппо Брунеллески.
Все гениальное – просто
Но как возвести купол Санта-Мария-дель-Фьоре ? Для средневековых архитекторов это была загадка загадок. Высказывались опасения, что за 100 с лишним лет стены храма, построенные под руководством разных мастеров, получили крен и не удержат купол.
Зодчие сомневались, что существует реальная возможность возведения лесов и опалубки на такой головокружительной высоте, и что Синьория профинансирует подобную авантюру. Синьория и в самом деле не спешила развязывать кошелек, но в 1418 г. все-таки объявила конкурс.
Фреска Вазари"Страшный Суд"размещена на внутренних стенах купола
По легенде, приводимой Вазари, Брунеллески, с юности одержимый проектом купола, выиграл этот конкурс благодаря своей находчивости, продемонстрировав решение еще одной, но шуточной загадки, позднее названной «колумбовым яйцом». И действительно, купол флорентийского Собора, в отличие от прообраза – сферического купола Пантеона в Риме – имеет, подобно яйцу, вытянутую форму.
Конструкция с внешним диаметром 54,8 м и внутренним – 42 м, предложенная Брунеллески, обладает двойной оболочкой, поддерживаемой 8 основными ребрами и 16 вспомогательными. При этом все ребра связаны 6 горизонтальными кольцами и сходятся под углом в 60 градусов к вершине-фонарю высотой 21 м.
Высота купола Собора во Флоренции - 116,5 м
Для того чтобы центр тяжести «лепестков» свода оказался внутри купола, ряды терракотового кирпича были расположены не горизонтально, а с постепенным – от свода к вершине – наклоном.
Купол Санта-Мария-дель-Фьоре был возведен в 1434 г. В 1466 г. был достроен фонарь, увенчанный в 1469 г. золотым шаром работы Антонио Верроккьо, учителя Леонардо. Внешняя высота купола – 116,5 м, на его смотровую площадку можно попасть по 463 ступенькам довольно узкой лестницы.
Санта-Мария-дель-Фьоре снаружи и изнутри
Фасад, начатый еще ди Камбио, так и не был завершен, и в 1587 году по приказу герцога Тосканы Франциска I Медичи его разрушили. Почти 300 лет глаз горожан и гостей Флоренции «радовали» сменяемые расписные холсты.
Современный внешний вид собор Санта-Мария-дель-Фьоре приобрел только в 1887 г. Автором проекта фасада стал Эмилио де Фабрис.
Внешние стены Собора облицованы зелёным, розовым и белым мрамором
Для его облицовки, согласно законам архитектуры готики и Проторенессанса, использовался камень различных цветов: белый мрамор из Каррары, розовый мрамор из Мареммы и зеленый серпентин из Прато. Фасад, в духе историзма изобиловавший деталями, флорентийцы сочли вульгарным, но со временем к нему привыкли.
«Как Дуомо ярок, цветист, радостен снаружи, так внутри он меня поразил бедностью, сухостью, темнотою», – писал философ и публицист Розанов, посетивший Флоренцию в 1901 г. Это так и не так. Не бедность – а священное величие, не сухость, а сосредоточенность, не темнота – а благоговейный полумрак.
Под этими сводами был убит Джулиано Медичи и спасся его брат, герцог Лоренцо, его стены помнят пламенные проповеди Савонаролы и шорох резца Микеланджело, работавшего над и так и не законченной «Пьетой».
Мозаичный пол в Соборе Санта-Мария-дель-Фьоре (XVI-XVII вв.)
Стоит присмотреться и к мраморным мозаичным полам XVI-XVII вв., и к витражам XV в. Над фресками собора работали Андреа дель Кастаньо, Уччелло и Гирландайо, а в 1579 г., благодаря Вазари и Цуккари, купол Санта-Мария дель Фьоре украсился монументальной фреской «Страшный суд».
В приделах храма похоронены его создатели – Джотто и Брунеллески, одну из стен занимают часы с обратным ходом, сконструированные Уччелло в 1443 г.
Как добраться до Санта-Мария-дель-Фьоре
Собор Санта-Мария-дель-Фьоре высотой 116,5 м – самое внушительное здание в историческом центре Флоренции.
Чтобы добраться до него от вокзала , нужно выйти на виа Панцани и потом свернуть на виа Черретани. Из аэропорта до вокзала можно доехать на шаттле Vola in bus, который курсирует с 5:30 до 0:30. Если же путь пролегает из дальних районов города, придется воспользоваться автобусами №№ 6,14, 17, 22, 23, 36, 37, 71.
Внутренний интерьер Собора Санта-Мария-дель-Фьоре
Часы работы и билеты
Собор открыт ежедневно с 10 до 16 часов, в воскресенье и во время религиозных праздников – с 13:30 до 16:45. В четверг и субботу он может закрываться на полчаса-час раньше.
39,105 просмотрели
Самой красивой и популярной Флоренции является собор Санта-Мария-дель-Фьоре (Duomo di Firenze) – символ столицы Тосканы.
Современный путешественник, прогуливаясь по улицам неподалеку Соборной площади, определит местонахождение Санта-Мария-дель-Фьоре издалека. Устремленная ввысь башня кафедрального собора, возвышается на 90 метров над землей. Огромное здание, мастерски изукрашенное лепниной, увенчано ярко красным куполом. Этот купол, подобен путеводному маяку, он притягивает взгляд, призывает путешественников к себе. Кстати, ни одна, даже самая широкоугольная камера, не может целиком захватить в объектив здание собора!
Кафедральный собор Санта-Мария-дель-Фьоре (итал. — La Cattedrale di Santa Maria del Fiore) производит неизгладимое впечатление. Обширная постройка не давит на посетителей своей монументальностью. Переплетение и готики, в результате дали непередаваемый по своей красоте архитектурный стиль кватроченто. Он наполняет мраморные стены собора благостной легкостью и заставляет задуматься о самом сокровенном. Обратимся к истории, каков был жизненный путь этой постройки.
О строительстве нового кафедрального собора на закате 13 столетия побеспокоилась католическая церковь. В те времена Флоренция стремительно развивалась, превращаясь в крупный город. Число прихожан местного храма Санта Репарата, превысило его предельную вместимость. Власти города также были заинтересованы в том, чтобы Флоренция смогла конкурировать с другими крупными городами Тосканы – Пизой и . Таким образом, отживший свое собор Санта Репарата канул в Лету, чтобы освободить место для своего приемника.
Строительство Дуомо (собора) стартовало в 13 веке, а последние работы по отделке фасада закончились к концу 19 столетия.
Целых 6 веков ушло на возведение кафедрального собора Санта-Мария-дель-Фьоре, славящегося своим непревзойденным куполом и завораживающей игрой цветов наружной отделки. В результате жители получили уникальный по своим габаритам храм, его вместимость — 30 тысяч прихожан. По сути, он представляет собой целую площадь, накрытую куполом собора.
Строительные работы
Составителем архитекторского проекта собора был избран Арнольфо ди Камбио . Опираясь на идеи раннего итальянского возрождения и классические элементы готики, архитектор задумал грандиозное по своим масштабам строение. Дуомо Санта-Мария-дель-Фьоре виделся разработчику трехнефным храмом в виде креста. Причем, размеры нового собора превзошли параметры предшественника в значительной степени. Вся площадь, ранее занимаемая Санта Репарата, уместилась в среднем нефе Санта-Мария-дель-Фьоре.
Символический первый камень, в основу собора был заложен в сентябре 1296 года посланником Папы Римского Бонифация VIII. Стараниями Арнольфо ди Камбио были завершена большая часть работ по возведению стен Дуомо. Однако, после смерти архитектора, стройка приостановилась на 30 лет. Следующим куратором возведения храма выступил знаменитый итальянский живописец и архитектор (итал. Giotto di Bondone) . Творчеством этого художника впоследствии вдохновлялись такие гении искусства как , и . Джотто на тот момент работал главным архитектором Флоренции. В рамках служебных обязанностей он вплотную занялся работами над колокольной башней Дуомо, получившей название Кампанила (итал. Campanile) . Джотто разработал строительный план для колокольни, а также создал подробные эскизы для внешней отделки первого яруса постройки.
Смерть архитектора в 1337 году на время лишила стройку основной созидающей силы. А пришедшая через 11 лет эпидемия чумы и вовсе оборвала работы.
Рабочие вновь преступили к своим обязанностям только в 1349 году под руководством архитектора Франческо Таленти . Спустя 10 лет его заменит Джованни ди Лаппо Гини . На счету данных кураторов числится завершение строительства колокольни и окончательное формирование архитектурного образа стен собора. В начале 15 века Санта-Мария-дель-Фьоре была подготовлена к созданию купола. В этом вопросе и возникла наибольшая загвоздка. Обширная площадь купола требовала от строителей на тот момент невозможного. Следовательно, проблему устойчивости конструкции нужно было решить инженерным путем.
Бытует мнение, что Флорентийские власти объявили конкурс, чтобы найти решение для возникшей задачи. С одной стороны требовалось придумать идеальный вариант дизайна купола, а с другой – решить проблему его строительства на высоте в несколько десятков метров. Как бы там ни было, а ответы на интересующие строителей вопросы родились в голове архитектора (Filippo Brunelleschi)
Умнейший итальянский муж точно просчитал параметры восьмигранной башни и вытянутого шпиля. Также он изобрел и воплотил в реальность ряд механизмов, позволяющих поднимать на большую высоту целые секции купола. Для того, чтобы стабилизировать конструкцию, Брунеллески приказал установить 24 вертикальных ребра жесткости и 6 горизонтальных колец . Этот каркас до сих пор удерживает в целостности купол Дуомо, общий вес которого около 37 тысяч тонн .
Работы над куполом велись с 1410 по 1461 года. В качестве последнего архитектурного штриха Филиппо Брунеллески предусмотрел фонарную башенку (лантерну), венчающую купол собора Санта-Мария-дель-Фьоре. Она помогает равномерно распределить вес купола на «барабан» постройки, а заодно имеет эстетическую и функциональную нагрузку. Завершенную постройку освятил сам Папа Римский Евгений IV, что придало ей дополнительный вес в кругах католической церкви.
В 16 веке вокруг кафедрального собора возник настоящий скандал. Солидная часть работ, связанных с внешней отделкой Дуомо, была выставлена на конкурс. Однако различные вельможи и чиновники пытались нагреть руки на участниках конкурса. В результате строительные мероприятия были отложены до середины 19 века.
В конечном счете дизайном собора с 1876 по 1887 года занимался итальянский зодчий Эмилио де Фабрис . Придуманные им узоры до сих пор украшают фасады Санта-Мария-дель-Фьоре. Особая находка де Фабриса – полихромный облицовочный мрамор. Этот материал заставляет собор «играть» цветами: белый, плавно перетекающий в серый, зеленый и розовые тона. Такая палитра призвана имитировать трехцветный итальянский флаг.
Стрельчатые арки фасада украшены фресками, посвященными жизни Богоматери. Над центральным входом в собор размещен младенец Христос, восседающий на троне с Богоматерью. Этот барельеф окружен статуями двенадцати проповедников. Чуть выше портала со статуями, фасад украшает огромное ажурное окно. Пространство вокруг окна вмещает в себя лепные медальоны, изображающие известных жителей Флоренции. Большой интерес представляют три бронзовые двери, оберегающие вход в собор.
Внутреннее убранство собора
Невероятное впечатление на путешественников производит богатство внешней отделки собора Санта-Мария-дель-Фьоре, также как и его размеры. Попав вовнутрь, посетитель будет сбит с толку. Кружевная вязь наружного декора уступает место лаконичному внутреннему убранству католического храма. Во времена правления , в Дуомо проповедовал доминиканский священник Джироламо Савонарола . Он славился строгостью своих взглядов, и не преминул позаботиться о том, чтобы Дуомо превратился в образец морали и добродетели.
Своды собора украшены фресками 15 века, изображающими флорентийцев, внесших большой вклад в жизнь города, страны и церкви. К ним можно отнести композиции, посвященные Данте Алигьери, Джованни Акуто, Николо да Толлентино . Помимо этого сохранены бюсты работы Арнольфо ди Камбио, Джотто ди Бондоне, Брунеллески, Эмилио де Фабриса .
Самая главная реликвия Санта-Мария-дель-Фьоре – это урна с мощами святого Зиновия Флорентийского , обнаруженная в руинах храма Санта Репарата в 14 веке. Необычным украшением собора служат часы, созданные Паоло Уччело в 1443 году. Изюминка хронометра в том, что его стрелки вращаются в обратном направлении.
Просто невозможно обойти стороной удивительные витражи Дуомо. 44 картины из стекла украшают собой арки нефов и трансептов. Каждая из них посвящена деяниям святых и мучеников Ветхого и Нового Завета. Округлые витражи, размещенные в барабане купола, иллюстрируют сцены из жизни Христа и Богоматери.
Насладившись энергетикой, исходящей от фресок, витражей и скульптур, находящихся в стенах кафедрального собора, достаточно поднять глаза вверх, чтобы испытать новый прилив восхищения. Обширный купол Дуомо был мастерски расписан во второй половине 16 века художниками (Giorgio Vasari) и Федерико Цуккари.
Картина имеет многоярусную структуру и посвящена Страшному суду. Самое нижнее кольцо отведено смертельным грехам и жителям Ада, во главе с Антихристом. Последующие кольца, уходящие ввысь к лантерне, изображают святых, старцев апокалипсиса, ангелов небесных, Богоматерь и благие деяния. Образ Сатаны является антагонистом светлой фигуры Христа.
Музей Опера ди Санта Мария дель Фиоре
Большая часть предметов, в прошлом украшавших интерьер собора, была постепенно перемещена в Музей Дуомо (Museo dell’Opera di Santa Maria del Fiore), расположенный на Соборной площади. Помещение, служившее архитектору Брунеллески мастерской, в 1891 году открылось в качестве музея при соборе. Посетители музея смогут полюбоваться проектировочными чертежами купола, а также макетами, созданными самим Брунеллески. Великолепные хоры, служившие певчим кафедрального собора в 15 веке, также нашли свое пристанище в музее.
Отдельного упоминания заслуживает обширная коллекция скульптуры, выставленная в Музее Дуомо. В нее входит:
- Отличная подборка флорентийских скульптур, датированная 16 веком.
- Статуя «Кающаяся Мария Магдалена» (15 век) ранее, украшавшая собой Баптистерий собора.
- «Пророк Аввакум» (15 век) работы был перемещен в музей с колокольной башни;
- Статуя, посвященная Папе Римскому Бонифацию VIII авторства Арнольфо ди Камбио – снята с фасада собора.
- а также незавершенная работа великого , – « ».
Баптистерий Сан-Джованни
В комплекс собора Санта-Мария-дель-Фьоре также входит (Battistero di San Giovanni), иными словами место для крещения. Он выполнен в виде отдельного здания, стоящего неподалеку Дуомо на Соборной площади. Баптистерий носит имя Иоанна Крестителя (итал. San Giovanni Battista) , и является наиболее древним строением на площади. Дата его постройки теряется в 5 веке нашей эры. Приземистое шестигранное здание выполнено в романском стиле, а свой современный вид оно получило в 12 веке. Внутри баптистерия можно полюбоваться золотистым куполом, расписанным ликами Христа, святых, и сценами из библии.
Особый интерес представляют барельефы, украсившие ворота баптистерия в 13-15 веках. На них изображен Иоанн Креститель и Основные добродетели. Самые новые ворота, восточные, они были оформлены Лоренцо Гиберти в средине 15 века особенным образом. Позолоченное полотно ворот было разделено на 10 равных табличек. В каждой из них скульптор бережно воспроизвел библейские истории. Второе название этого шедевра — Врата рая.
Собор Санта-Мария-дель-Фьоре в цифрах
Если взглянуть на Дуомо с высоты птичьего полета, тогда будет ясно, что его форма — это латинский крест, у которого вертикаль составляет 153 метра, а трансепт (ширина поперечины) – 90 метров. Высота внутренних арок достигает 23 метров. А самая высокая точка собора – бронзовый шар, на кончике купола — 90 метров. Вместимость – 30 тысяч человек. Над строительством здания в общей сложности потрудилось с десяток архитекторов, а продолжительность работ достигла 6 веков.
- диаметр его составляет 42 (!) метра;
- вес – 37 тысяч тонн;
- число кирпичей – порядка 4 миллионов штук.
Учитывая все эти данные можно смело заявить, что Дуомо Санта-Мария-дель-Фьоре – один из самых вместительных и впечатляющих храмов Европы!
Практическая информация
Как добраться
Кафедральный собор Санта-Мария-дель-Фьоре находится в итальянском городе Флоренция по адресу: (Piazza del Duomo), здание № 17.
Найти отель рядом с собором ДуомоДобраться до кафедрального собора не тяжело, поскольку он расположен в центре города и является самой знаменитой достопримечательностью Флоренции. Подойдет любой автобус, следующий к Соборной площади.
Время работы собора
- понедельник, вторник, среда, пятница – открыт с 10:00 до 17:00;
- суббота – с 10:00 до 16:45;
- воскресенье – с 13:30 до 16:45.
Полюбоваться куполом собора можно:
- все дни, кроме субботы – с 8:30 до 19:00;
- суббота – с 8:30 до16:40.
Время работы музея
- все дни, кроме воскресенья – с 9:00 до 19:00;
- воскресенье — с 9:00 до 13:45.
Стоимость билетов
С 2018 года насладиться красотой внутреннего убранства Санта-Мария-дель-Фьоре можно купив заранее единый билет за 18 евро, который действителен также для подъема на купол (нужна предварительная бронь времени), посещения Музея Дуомо и Баптистерия.
Актуальную стоимость билета и расписание работы всегда можно уточнить на официальном сайте www.museumflorence.com , который доступен на итальянском и английском.
Для детей в возрасте от 3 до 11 лет стоимость билета составляет 3 евро. Билеты действуют в течение 72 часов, каждую достопримечательность можно посетить по одному разу.
В собор также можно попасть бесплатно отстояв примерно 2-х часовую очередь.
Альтернативные варианты:
Попасть на купол без очереди можно в составе групповой экскурсии на английском языке, продолжительность 1 час, стоимость 40 евро с человека, время начала 10:00 или 14:00. Также этот вариант подойдет тем, кто не успел зарезервировать время посещения купола заранее.
Мы влюблены в Италию с первого раза и на всю жизнь. Рады делиться полезными советами и заметками о самой прекрасной стране в мире. Приглашаем на наши авторские экскурсии в Риме, Неаполе, Флоренции, Венеции, Парме, Милане, Тоскане, а также на Сицилии и Сардинии.
Несомненно, жемчужиной Флоренции является собор Санта-Мария дель Фьоре, величаво возвышающийся над всем городом, строительство которого продолжалось на протяжении нескольких веков при участии многих художников и архитекторов. В 1294 году начало строительству положил архитектор Арнольфо ди Камбио. В возведении собора принимали участие такие мастера как Джотто, Андреа Пизано, Франческо Таленти, Брунеллески.
Дуомо, он же собор Санта-Мария-дель-Фьоре (Santa Maria del Fiore) - одно из самых грандиозных сообружений, четвертая церковь в мире после римского Собора св. Петра, лондонского Святого Павла и Дуомо в Милане. Если смотреть на фасад Собора, то сложно оценить, насколько он велик, но только обойдя его вокруг и увидев с высоты пъяцца Микеланджело или Сан-Миньято, можно почувствовать его величие.
Много веков назад на месте Дуомо стояла церковь св. Репарты, нынешней покровительницы Ниццы. Эта католическая святая приняла мученическую смерть в III веке в Палестине и была перенесена ангелами в Ниццу. Между прочим, об этой истории напоминает название бухты, в которой стоит Ницца — бухта Ангелов. Репарта неожиданно в 405 году - о причинах мы теперь никогда не узнаем, - явилась римскому полководцу Стилихиону, который защищал город от готов. Победив в решающем сражении, благодарный Стилихион построил Репарте церковь, остатки которой сегодня можно увидеть в крипте Дуомо.
Церковь благополучно служила городу более полутысячи лет, пока примерно в 1296 года было решено, что церковь больше не соответствует важности и размерам города. Новый собор решили посвятить Богородице, а назвать - "Собор Святой Марии с цветком" (Santa Maria del Fiore), ведь Флоренция -"цветущая".Собор должен был стать не только большим (в него должно было вмещаться все население города, а это не больше, не меньше - 90 тыс. человек), но и самым красивым, чтобы остальные тосканийские города умерли от зависти, а особенно Пиза со своей Падающей Башней, чтобы ей неладно было!
В 1417 году он предложил отказаться от деревянных каркасов, которые стоили безумных днег, сделать купол двухслойным, а кирпичи класть так, чтобы каждый следующий ряд уравновешивал предыдущий. После долгих трехлетних раздумий отборочная комиссия конкурса поверила ему, но для этого ему пришлось в качестве доказательства построить по этому принципу капеллу в церкви Сант-Якопо-сопр-Арно. Наконец, в 1420 году ему разрешили строительство, но начальником над Филиппо стал Лоренцо Гиберти, то самый, который десять лет назад выиграл у Брунеллески конкурс на изготовление ворот Баптистерия.
Леса действительно не понадобились. Римские каникулы пошли на пользу архитектору - идеи римлян были дополнены и развиты, Брунеллески на ходу изобретал строительные машины и инструменты и разъяснял рабочим, что строительство безопасно и на самом деле проще пареной репы. Когда через 15 лет купол был построен, флорентийцы ахнули от изумления - Брунеллески создал не один купол, а целых два: один в другом, а между ними лестница, 463 ступени. Потом к куполу по проекту все того же Филиппо пристроили световой беломраморный фонарь, который окончательно стабилизировал всю постройку. Так собор стал самым высоким зданием в городе - 114,5 метра...
Брунеллески похоронен в соборе Санта-Репарата, во Флоренции, в предыдущем храме, на останках которого и был возведён Дуомо. На гробнице архитектора надпись на латыни: "Corpus magni ingenii viri Philippi Brunelleschi Florentini" - "здесь покоится Филиппо Брунеллески, флорентинец большого таланта"..
Прошло всего-то 140 лет, и вот уже Купол возведен, собор освящен, а фасада как не было так и нет! Терпение властей иссякло, и в 1436 году Франциско I Медичи велел разобрать все и начать заново. Плиты с фасада, чтобы не пропадали, пустили на пол, а сам фасад со скульптурами Донателло, заменили на расписной холст. От непогоды и времени холст портился, и его заменяли перед каждым торжественным случаем. В общем, работы хватало всем, и так продолжалось очень и очень долго. Но тут в 1865 году Флоренция ненадолго, всего на 6 лет, стала столицей Италии, так что волей неволей, но пришлось доделывать начатое. Так и появился в 1887 году нынешний фасад Дуомо, который не нравится решительно никому. Все претензии можно предъявлять к Эмилио де Фабрису - именно его проект был одобрен в 1871 году. Мрамор для фасада, как и для кампанилы, привезли из самых разных мест: белый - из карьеров Каррары, зеленый - из Прато и розовый - из Мареммы.
Огромные бронзовые ворота возводились с 1899 по 1903
В интерьере собора стоит выделить необычные часы, созданные Уччелло
в 1443
и работающие по сей день. Стрелка этих часов движется против обычного направления. Оригинален также барельеф, изображающий Джотто, выкладывающего мозаику. А сами Брунеллески и Джотто похоронены на территории своего детища
Находясь внутри Санта Мария дель Фьоре, спускаясь с церковных нефов, невозможно не ощутить эффект купола. Создается ощущение погружения в это огромное пространство, и тогда становится действительно понятно, насколько огромное и масштабное это сооружение
Первоначально проектом не предусматривалась роспись свода купола. Однако к 1579 гг. его украсили работы знаменитых художников Джорджо Вазари и Федерико Дзуккари. Фрески на внутренней поверхности купола были начаты Вазари в 1570 году и были продолжены после его смерти Дзуккари . Сюжеты фресок - это рассказы о Страшном Суде
Примечателен фасад собора (XIX века) выполненный в стиле флорентийской готики и колокольня (XIV века) украшенная статуями и медальонами, правда, это уже копии, а подлинники вы сможете увидеть в музее собора. Вдохновляет пронизанным светом интерьер собора с присутствием множества статуй и скульптурных надгробий. В музее собора выставлено богатейшее собрание культурных сокровищ, среди которых статуи Донателло, Поллайоло работы Микеланджело.
Отдельно стоит рассказать о баптистерии Сан-Джованни, самом старом здании площади Дуомо и его воротах. Самыми старинными являются южные ворота из 28 панелей с барельефами
, изображающими жизнь Иоанна Крестителя и Основные Добродетели
. Северные ворота также содержат 28 панелей, выполненных в готическом стиле (подробнее о ) и изображающих картины из Нового Завета. Восточные ворота являются самыми известными, они разделены на 10 золочёных панелей и представляют библейские истории. Это творение сам Микеланджело назвал «Вратами рая». Копия этих ворот в начале XIX века была установлена на северном входе в в Санкт-Петербурге
Кстати, отделка фасада cобора в XIX веке была завершена во многом благодаря материальным пожертвованиям российского промышленника Демидова, чей герб установлен справа от главного входа.
Пост составлен по отзывам туристов и также моим фотографиям.