Шота руставели поэт грузинского возрождения. Шота Руставели: биография, творчество, карьера, личная жизнь
Шота Руставели - великий грузинский поэт, родоначальник нового грузинского литературного языка, жил и творил на рубеже XII и XIII столетий. Происходил из рода правителей месхетинского селения Рустави. Учился в Греции, затем стал государственным казначеем при дворе святой царицы Тамары, которой и посвятил свою знаменитую поэму . Для того времени Руставели был глубоко образованным человеком: он унаследовал и отразил в собственном творчестве лучшие традиции предшествовавшей и современной ему грузинской культуры, в совершенстве овладел всеми достижениями философской и литературной мысли как восточного, так и западного мира. В конце жизни поэт поселился в Крестовом монастыре, основанном выходцами из Грузии еще в V в., и внес значительные пожертвования для восстановления разрушенной после нашествия крестоносцев обители. Когда он умер, благодарные монахи запечатлели его образ во фреске, написанной на одной из колонн монастырского собора. За свою благочестивую и самоотверженную жизнь Шота Руставели был прославлен Грузинской Православной Церковью в лике святых.
Более семи с половиной столетий отделяют нас от времени создания «Витязя в тигровой шкуре». Впервые поэма была напечатана в Тбилиси в 1712 г. Она стала любимейшей книгой грузинского народа - поэму заучивали наизусть, повторяли, распевали. И в наши дни эта книга сохранила исключительную популярность и подлинную народность, потому что в ней рассказывается о прекрасной, светлой и чистой любви, ради которой герой преодолевает всевозможные трудности и совершает немыслимые подвиги. Поэма переведена на многие языки мира, в том числе и на русский. Замечательные переводы принадлежат К. Бальмонту, Ш. Нуцубидзе и Н.Заболоцкому. «Зло мгновенно в этом мире, неизбывна доброта…» - в этих строках выражена основная жизнеутверждающая идея поэмы, истинного шедевра поэтического творчества, непревзойденного образца искусства слова.
1. Ш. Руставели. Поэма Информации о реальной биографии поэта очень мало. Родился он, скорее всего, в 1172 году (точная дата неизвестна) в селении Рустави. И прозвище «Руставели» он, очевидно, получил в соответствии с местом рождения. По некоторым данным, средневековый поэт принадлежал к именитому феодальному роду. В своей поэме автор утверждает, что он месх (так называют себя представители одной из субэтнических групп грузин). Образование Шота получал в Греции, затем был казначеем у знаменитой царицы Тамары (об этом свидетельствует подпись Руставели на документе от 1190 года). Поэт жил в то время, когда Грузия была мощным и влиятельным государством. Кроме того, при дворе молодой царицы большое внимание уделялось поддержке стихотворцев. Сама Тамара покровительствовала поэзии. Очевидно, что Руставели был очень образованным человеком - это можно понять из текста «Витязя в тигровой шкуре». Автор явно хорошо был знаком с персидской и арабской литературой, с философией Платона, с основами древнегреческой поэтики и риторики. Сам автор в шестнадцатой строфе заявил, что история является переложением «персидского рассказа». Но исследователи до сих пор не нашли похожего сюжета в литературе древней Персии. Главным героем поэмы является витязь Тариэл. Он пытается найти и освободить свою возлюбленную Нестан-Дареждан, которая заточена в далекой неприступной крепости... Но поэма завлекает не только интересной фабулой, но и афористичностью языка: многие строки эпоса со временем превратились в поговорки и пословицы. Отношения между Руставели и ТамаройВесьма вероятно, что прототипом Нестан-Дареджан была царица Тамара. Существует несколько легенд о взаимоотношениях великой грузинской правительницы и поэта Руставели. Одна из легенд рассказывает о том, что, несмотря на свою любовь к Тамаре, Руставели вынужден был жениться на другой женщине по имени Нина. Через какое-то время после свадьбы Тамара приказала поэту перевести на грузинский язык послание от некого поверженного шаха. Шота блестяще исполнил это приказ, но при этом отказался от вознаграждения за свою работу, то есть проявил дерзость. И уже через неделю после этого поэт был кем-то убит и обезглавлен. Еще одна легенда гласит, что Руставели, не выдержав того, что царица не отвечает ему взаимностью, решил отказаться от мирской жизни и провел свои последние дни в келье иерусалимского монастыря Святого Креста. Руставели в Иерусалиме и дата смертиО пребывании Руставели в монастыре Святого Креста свидетельствует найденное на одной из его колонн изображение поэта. А подпись возле этого изображения наводит на мысль о том, что Руставели еще и принимал участие в росписи этого религиозного сооружения. Вполне возможно, что в Иерусалим Руставели попал уже после смерти Тамары (она умерла не позднее 1213 года). И причиной его отъезда в таком случае могла стать не любовь к царице, а, например, вражда с католикосом (то есть с высшим духовным лицом Грузинской православной церкви) Иоанном. Жизнь самого Руставели закончилась в 1216 году. Прошло уже восемь веков, но о Руставели и его творчестве по-прежнему помнят: его именем названы аэропорт и центральный проспект в Тбилиси. Да и в некоторых российских городах (допустим, в Москве, Владикавказе, Петербурге, Омске, Уфе, Челябинске) есть улицы Руставели. Шота Руставели – великий грузинский поэт. Его поэма «Витязь в тигровой шкуре» – признанный шедевр мировой литературы. Жизнь и странная смерть поэта окутана тайнами и легендами – биографы спорят до сих пор. Поэт, художник, монах, казначей её Величества или возлюбленный царицы Тамары?! Автор мирового шедевра, одного из самых знаменитых грузинских произведений под названием «Витязь в тигровой шкуре», Шота Руставели, кроме сочинений, занимался государственной деятельностью. Жил он в XII веке, по этой причине достоверных сведений о нём немного. Жизнь автора поэмы окутана ореолом тайны, неизвестно, когда и где родился, умер поэт, в какой семье он воспитывался. Однако легенд о нём сохранилось великое множество. С высокой долей вероятности можно предположить, что род Руставели относился к аристократии, потому что Шота служил царским казначеем (в XII столетии такая должность была совершенно недоступна для подданных более низкого происхождения). Сам поэт в рукописи утверждает, что он месхетинец. С образованием Руставели более понятно: он учился в Греции, был отлично знаком с арабской и персидской литературой. Кроме поэтического дара, у Руставели были художественные таланты, он участвовал в росписи храма (по некоторым данным найденное там изображение поэта – автопортрет). Жизнь поэта пришлась на период царствования великой царицы Тамары, которая покровительствовала литературе. Казначей Руставели сопровождал Тамару в многочисленных поездках и, по преданиям, был безнадёжно в неё влюблён. Однажды царица подарила поэту золотое перо за его поэтические заслуги. Юноша с тех пор всегда носил подарок царицы на шапке и ни за какие деньги не соглашался его продать. Дата и обстоятельства смерти Шота Руставели неизвестны, есть разные версии. По одной из них поэт женился на некой Нине, а вскоре после свадьбы умер, не оставив потомства. Другая версия ещё более печальная: царица Тамара, тронутая очередным прекрасным стихотворением о любви, щедро наградила поэта, но влюблённый отказался взять немалые деньги. На следующий день поэта нашли обезглавленным: в народе ходили слухи, что убийца действовал по приказу ревнивого царя – мужа Тамары. Третья версия поклонникам великого писателя нравится больше остальных: он покинул Грузию в результате смены царской власти, счастливо жил и умер в Иерусалиме. По четвёртой версии безнадёжно влюблённый поэт ушёл в монахи и жил до старости в монастыре. О «Витязе в тигровой шкуре» В своё время поэма Руставели считалась еретической, в XVIII веке церковь сожгла рукописи. Но высокая художественная ценность произведения помогла ему сохраниться в веках – за пять столетий поклонники таланта Руставели успели многократно переписать понравившиеся стихи. Так что, скорее всего, оригинал несколько отличался от того, что мы читаем сегодня. Что касается содержания поэмы – это классика на все времена, понятная каждому: царь Аравии за неимением сына возводит на престол единственную дочь Тинатину, влюблённую в бесстрашного полководца Автандила. Вокруг любовной истории и рыцарских подвигов на поле брани завязан весь сюжет. Поэма «Витязь в тигровой шкуре» стала памятником мировой литературы, воспевшим вечные ценности: патриотизм, любовь, дружбу. Произведение пронизано этническим колоритом, многие называют Руставели грузинским Шекспиром. Непосредственность и простота сюжета сочетается с глубокомыслием идей автора, художественной чёткостью и красотой метафор. Главные герои поэмы – патриоты, бескорыстные служители своей Родине и царю. Важная идея произведения в том, что монарх просто обязан быть гуманистом, который заботится о своих подданных и является для них примером. Герой-рыцарь поэмы равняется на своего царя и является защитником тем, кто нуждается в защите, он неизменно бескорыстен и уважителен в отношении к женщине. Самоотверженность в дружбе и самопожертвование – любимые идеалы Руставели, которыми пропитана каждая страница поэмы. Калужская область, Боровский район, деревня ПетровоРасположена в выставочных залах апарт-отеля «Гималайский дом», а также на втором этаже Культурного центра Индии. Она включает в себя свыше 100 экспонатов, это величайшее собрание бюстов мудрецов всех времён и народов, которые оставили миру самое ценное наследие - знания, указали и на собственном примере продемонстрировали пути духовного развития. Изучая труды, научные открытия, философские трактаты этих учителей, мы приходим к пониманию, что в основе базовой системы ценностей лежит единый фундамент: единство религий, единство народов и единство человека и природы. Около каждого бюста на выставке расположена информационная табличка с коротким рассказом об основных заслугах Учителя перед человечеством, с указанием знаковых дат и перечнем его трудов. Экспозиция всегда открыта для самостоятельного изучения. Руставели Шота
Руставели
Шота (годы рождения и смерти неизвестны), грузинский поэт 12 в., автор поэмы «Витязь в барсовой шкуре» (другое название ‒ «Витязь в тигровой шкуре»). Достоверных биографических сведений о Р. сохранилось мало. Главный источник сведений ‒ пролог поэмы, посвященный царице Тамаре (правила 1184‒1213) и её соправителю-мужу Давиду Сослани. Т. о., поэма (не первое произведение Р.) создана не ранее конца 80-х гг. 12 в. и не позднее 1-го десятилетия 13 в. Можно предположить, что Р. родился на рубеже 60‒70-х гг. 12 в. В прологе два раза упоминается автор поэмы ‒ Руставели (Руствели), что значит ‒ «владетель Руставского поместья» или «выходец из Рустави». Имя поэта ‒ Шота встречается в иконографических и литературных памятниках начиная с 13 в. Считается, что Р. был государственным казначеем царицы, реставрировал и расписывал грузинский монастырь св. Креста в Иерусалиме. На одной из колонн этого монастыря обнаружена фреска, по предположению учёных, изображающая Р. «Витязь...» ‒ одна из величайших поэм мировой литературы. Её персонажи ‒ представители разных народов (в том числе и вымышленных). Искусно используя приёмы сюжетной маскировки, Р. художественно правдиво изображает современную ему действительность Грузии. В поэме сочетаются два основных повествовательных цикла (индийский ‒ линия Тариэла и Нестан-Дареджан, и арабский ‒ линия Автандила и Тинатин). Глубокая психологическая характеристика героев, изображение внутренней сущности явлений ‒ основные черты новаторства Р. Он создал галерею живых, полнокровных, пластичных характеров; его герои ‒ самоотверженные, бесстрашные борцы за торжество справедливости и счастья, обобщённые, типизированные образы передовых людей феодальной Грузии 12 в. Главную героиню поэмы, добродетельную и кроткую Нестан-Дареджан охватывает дух протеста, когда она узнаёт, что её ожидает брак по принуждению. Стойко переносит героиня заточение в Каджетской крепости, являющейся символом тирании, изуверства и земного мрака. Борьба трёх витязей-побратимов за освобождение Нестан увенчивается победой.
Оптимистическая идея торжества справедливости над произволом, добра над злом лежит в основе поэмы: человек должен дерзать, он может добиться полного счастья на земле. Поэма Р. ‒ восторженный гимн свободной, земной, чистой и возвышенной любви. Поэт отвергает любовь грубо чувственную, плотски низменную. В поэме ярко выражена идея преклонения перед женщиной, поэтически обоснована возможность нравственно-интеллектуального равенства мужчины и женщины. Некоторые учёные полагают, что тема братства и дружбы превалирует в поэме над темой любви. Однако руставелевские витязи побратались именно во имя победы и спасения любви. Т. о., можно говорить о равноправии в поэме двух этих тем. Поэма проникнута идеей патриотизма. Политический идеал Р. ‒ объединённое, сильное, единодержавное государство во главе с просвещённым и гуманным царём. Поэт осуждает феодальные распри и сепаратистские устремления знати, ценит жизнь разумную, достойную благородного человека. Его герои не страшатся смерти. Поэт клеймит позором лжерыцарей, малодушных горе-воинов, подлых трусов и предателей, клятвопреступников, льстецов и лицемеров. Он превозносит рыцарскую доблесть и отвагу, смелость и дерзание. Одним из первых в мировой литературе Р. нарисовал колоритную реалистическую картину купеческой жизни, противопоставив ей идеализированную жизнь куртуазно-рыцарского общества. «Витязь...», бесспорно, имеет некоторое сходство с западноевропейскими рыцарскими романами и с восточными эпико-романтическими поэмами средневековья, однако в целом Р. шёл самостоятельным путём. Великий гуманист, он, в противовес церковно-аскетической морали, провозглашает свободу личности, свободу мысли и чувств, ратует за человеческую жизнь, не предопределённую божественным провидением, роком. Р. воплотил идеалы и чаяния своего народа, но ему чужда национальная ограниченность. Мир его идей имеет общечеловеческое значение. Своим свободомыслием поэт предвосхитил гуманистические идеи Раннего Возрождения. Впитав богатство древнегрузинской письменной культуры и одновременно следуя лучшим фольклорным традициям, Р. развил и поднял на большую высоту грузинскую поэзию в целом. Поэма написана изящным, лёгким, музыкально-напевным стихом шаири
. Р. ‒ законодатель и непревзойдённый мастер этого стиха. Для поэтической речи Р. характерны метафоричность и афористичность. Лирические прелюдии, эпистолии, не нарушая динамичности действия, красочно обрамляют сюжет и оживляют повествование. Р. ‒ родоначальник нового грузинского литературного языка. Существует более 50 изданий поэмы на грузинском языке. 1-е изд. под редакцией и с комментариями Вахтанга VI вышло в Тбилиси в 1712. Поэма переведена на многие языки народов СССР и на иностранные языки. Существует 5 полных переводов поэмы на русский язык (К. Д. Бальмонт, П. А. Петренко, Г. Цагарели, Ш. Нуцубидзе, Н. А. Заболоцкий). Имя Р. присвоено Грузинскому драматическому театру, Театральному институту в Тбилиси, НИИ грузинской литературы АН Грузинской ССР. Лит.:
Марр Н., Вступительные и заключительные строфы «Витязя в барсовой коже» Шоты из Рустава, СПБ, 1910; его же, Об истоках творчества Руставели и его поэме, Тб., 1964; Верков П., Шота Руставели в русской литературе, «Изв. АН СССР. ООН», 1938, №3; Гольцев В., Шота Руставели, 2 изд., М., 1956; Нуцубидзе Ш., Творчество Руставели, Тб., 1958; Орбели И., Герои Руставели и их подданные, Избр. труды, Ер ., 1963: Барамидзе А., Шота Руставели, М., 1966; Цаишвили С., «Витязь в тигровой шкуре» Шота Руставели, М., 1966; Самарин Р., Поэма Руставели и мировой литературный процесс XII‒XIII веков, «Литературная Грузия», 1967, № 3; Шишмарев В., Шота Руставели, в его кн.: Избр. ст., Л., 1972: Конрад Н., «Витязь в тигровой шкуре» и вопрос о ренессансном романтизме, в его кн.: Запад и Восток . Статьи, 2 изд., М., 1972. А. Г. Барамидзе.
Большая советская энциклопедия. - М.: Советская энциклопедия . 1969-1978 . Смотреть что такое "Руставели Шота" в других словарях:Шота Руставели შოთა რუსთაველი «Шота Руставели», Flerier, Париж, 1852 год Дата рождения: ок. 1172 Дата смерти: ок. 1216 Род деятельности: грузинский государственный деятель и поэт XII века … Википедия Руставели, Шота - Шота Руставели. РУСТАВЕЛИ Шота, грузинский поэт 12 в. Был государственным казначеем царицы Тамары. Автор поэмы “Витязь в тигровой шкуре”, вошедшей в сокровищницу мировой литературы. Предвосхитил гуманистические идеи Раннего Возрождения.… … Иллюстрированный энциклопедический словарь Руставели (Шота) знаменитейший грузинский поэт XII века. Биографические сведения о нем скудны и легендарны. Имя его, Шота, сокращенное из Ашота, не встречается в христианских святцах. Прозвание Руставели поэт получил по месту своего рождения в с … Биографический словарь - (ок. 1172 ок. 1216) Грузинский поэт. Занимал должность государственного казначея царицы Тамары. Являлся родоначальником нового грузинского литературного языка. Среди произведений поэма Витязь в тигровой шкуре. Афоризмы, цитаты Каждый мнит себя … Сводная энциклопедия афоризмов Грузинский поэт 12 в. Был государственным казначеем царицы Тамары. Автор поэмы Витязь в тигровой шкуре, вошедшей в сокровищницу мировой литературы. Предвосхитил гуманистические идеи Раннего Возрождения. Провозглашал свободу личности, воспел… … Большой Энциклопедический словарь Грузинский поэт XII в. Был государственным казначеем царицы Тамары. Автор поэмы «Витязь в тигровой шкуре», вошедшей в сокровищницу мировой литературы. Предвосхитил гуманистические идеи Раннего Возрождения. Провозглашал свободу личности, воспел… … Энциклопедический словарь РУСТАВЕЛИ Шота - грузинский поэт 12 в. Был гос. казначеем царицы Тамары, реставрировал и расписывал груз. монастырьев, Креста в Иерусалиме. Поэма «Витязь в тигровой шкуре». Первое изд. (под ред. и с комм, Вахтанга VI) вышло в 1712.■ Пер. К. Д. Бальмонта (М.,… … Литературный энциклопедический словарь - (наст. имя неизв.; г. рожд. и смерти неизв.) – груз. поэт ХII в. Пс. «Руставели» указывает на место рождения поэта – Рустави. Был гос. казначеем царицы Тамары. Автор поэмы «Витязь в тигровой шкуре», вошедшей в сокровищницу мировой лит ры.… … Энциклопедический словарь псевдонимов Шота Руставели შოთა რუსთაველი «Шота Руставели», Flerier, Париж, 1852 год Дата рождения: ок. 1172 Дата смерти: ок. 1216 Род деятельности: грузинский государственный деятель и поэт XII века … Википедия Книги
Достоверных биографических сведений о Руставели сохранилось очень мало. Не известны даже годы рождения и смерти поэта. Главный источник сведений пролог поэмы, посвященный царице Тамаре (правила в 1184-1207 годах) и ее соправителю-мужу Давиду Сослани. Таким образом, поэма (не первое произведение Руставели) создана не ранее конца 80-х годов 12 века и не позднее 1-го десятилетия 13 века. Можно предположить, что Руставели родился на рубеже 60-70-х годов 12 века. В прологе два раза упоминается, что автор поэмы Руставели (Руствели), что значит "владетель Руставского поместья" или "выходец из Рустави". По некоторым данным, свое образование Руставели завершил в Греции. Считается, что Руставели был государственным казначеем царицы Тамары (сохранилась его подпись на одном из актов, относящемся к 1190 году). Руставели также реставрировал и расписывал грузинский монастырь святого Креста в Иерусалиме. По легенде, безнадежно влюбленный в свою повелительницу, он кончил жизнь в келье этого монастыря. На одной из колонн монастыря обнаружена фреска, по предположению ученых, изображающая Руставели. "Витязь в тигровой шкуре" одна из величайших поэм мировой литературы. Всего в поэме 1637 строф, по 16 слогов в стихе. Она дошла до нас в многочисленных рукописях, с массой интерполяций и дополнений и с продолжением, известным под именем "Оманиани". Причины отсутствия древнейших списков поэмы, близких ко времени ее создания, - как в многочисленных набегах чужеземных завоевателей на Грузию и связанных с этим бедствиях, так и в том, что поэма преследовалась духовенством, как противное христианскому смирению сочинение светского характера. Существует более 50 изданий поэмы на грузинском языке. 1-е издание под редакцией и с комментариями Вахтанга VI вышло в Тбилиси в 1712 году. Поэма переведена на многие языки народов бывшего СССР и на иностранные языки. Существует 5 полных переводов поэмы на русский язык (авторы переводов - К.Д.Бальмонт, П.А.Петренко, Г.Цагарели, Ш.Нуцубидзе, Н.А.Заболоцкий). Доныне остается неразрешенным и вопрос, откуда Руставели заимствовал сюжет своей поэмы. В литературе было высказано три мнения: первое основывается на словах самого Pуставели, который в 16-й строфе поэмы заявляет, что "он нашел персидский рассказ и переложил его стихами, словно крупную жемчужину, переходящую из рук в руки"; однако персидский оригинал, несмотря на все поиски, до сих пор не найден. Второе мнение впервые было высказано проф. Д.И.Чубиновым, который доказывает, что Руставели не заимствовал сюжета "Барсовой кожи" у восточных писателей; она создана им самим и направлена к прославлению царицы Тамары. Третье мнение принадлежит А.Хаханову; сравнивая стихи Руставели с народными песнями о Тариель, он предположил, что искусственная поэма XII века имеет своим основанием народную поэзию, подобно тому, как "Фауст" и "Гамлет" восходят к средневековым народным традициям. Руставели воспользовался народным сказанием для изображения великой исторической эпохи. Персонажи представители разных народов (в том числе и вымышленных). Искусно используя приемы сюжетной маскировки, Р. художественно правдиво изображает современную ему действительность Грузии. В поэме сочетаются два основных повествовательных цикла (индийский линия Тариэла и Нестан-Дареджан, и арабский линия Автандила и Тинатин). Глубокая психологическая характеристика героев, изображение внутренней сущности явлений основные черты новаторства Руставели. Он создал галерею живых, полнокровных, пластичных характеров; его герои самоотверженные, бесстрашные борцы за торжество справедливости и счастья, обобщенные, типизированные образы передовых людей феодальной Грузии 12 века. Главную героиню поэмы, добродетельную и кроткую Нестан-Дареджан, охватывает дух протеста, когда она узнает, что ее ожидает брак по принуждению. Стойко переносит героиня заточение в Каджетской крепости, являющейся символом тирании, изуверства и земного мрака. Борьба трех витязей-побратимов за освобождение Нестан увенчивается победой. Оптимистическая идея торжества справедливости над произволом, добра над злом лежит в основе поэмы: человек должен дерзать, он может добиться полного счастья на земле. Поэма Руставели восторженный гимн свободной, земной, чистой и возвышенной любви. Поэт отвергает любовь грубо чувственную, плотски низменную. В поэме ярко выражена идея преклонения перед женщиной, поэтически обоснована возможность нравственно-интеллектуального равенства мужчины и женщины. Поэма проникнута идеей патриотизма. Политический идеал Руставели объединенное, сильное, единодержавное государство во главе с просвещенным и гуманным царем. Поэт осуждает феодальные распри и сепаратистские устремления знати, ценит жизнь разумную, достойную благородного человека. Его герои не страшатся смерти. Поэт клеймит позором лжерыцарей, малодушных горе-воинов, подлых трусов и предателей, клятвопреступников, льстецов и лицемеров. Он превозносит рыцарскую доблесть и отвагу, смелость и дерзание. "Витязь в тигровой шкуре", бесспорно, имеет некоторое сходство с западноевропейскими рыцарскими романами и с восточными эпико-романтическими поэмами средневековья, однако в целом Руставели шел самостоятельным путем. Великий гуманист, он, в противовес церковно-аскетической морали, провозглашает свободу личности, свободу мысли и чувств, ратует за человеческую жизнь, не предопределенную божественным провидением, роком. Руставели воплотил идеалы и чаяния своего народа, но ему чужда национальная ограниченность. Мир его идей имеет общечеловеческое значение. Своим свободомыслием поэт предвосхитил гуманистические идеи раннего Возрождения. Впитав богатство древнегрузинской письменной культуры и одновременно следуя лучшим фольклорным традициям, Руставели развил и поднял на большую высоту грузинскую поэзию в целом. Поэма написана изящным, легким, музыкально-напевным стихом шаири. Руставели? законодатель и непревзойденный мастер этого стиха. Для поэтической речи Руставели характерны метафоричность и афористичность. Лирические прелюдии, эпистолии, не нарушая динамичности действия, красочно обрамляют сюжет и оживляют повествование. Руставели? родоначальник нового грузинского литературного языка. Имя Шоты Руставели присвоено Грузинскому драматическому театру, Театральному институту в Тбилиси, НИИ грузинской литературы АН Грузии. |