Плохие сказки. Самые плохие сказки история третья
СКАЗКА О ПЛОХОМ МАЛЬЧИКЕ, КОТОРЫЙ НЕ СЛУШАЛ МАМУ Жил-был Плохой Мальчик. Однажды он пошел с мамой на рынок и в магазин за покупками. В магазине Плохой Мальчик увидел красивую красную машинку и попросил маму ее купить. -- Я куплю тебе машинку, - сказала мама, - но завтра, а сегодня я должна купить стиральный порошок. -- А я хочу машинку сегодня! - сказал Плохой Мальчик. -- Сегодня я тебе ее не куплю. -- А я хочу! - громко заплакал Плохой Мальчик на весь магазин, так что продавцы и покупатели стали на него оборачиваться. Маме стало стыдно, она вывела Плохого Мальчика на улицу и тихо ему сказала на ушко: -- Ты ведешь себя очень плохо, так нельзя себя вести. А Плохой Мальчик расплакался еще громче, ударил кулаком маму, и сказал: -- Ты плохая мама! Тогда мама взяла Плохого Мальчика за руку и повела его домой. А в это время высоко в небе пролетала в ступе Баба Яга, которая в одной руке держала метлу, а в другой большой мешок, куда она собирала Плохих Мальчиков. Она услышала, как какой-то мальчик кричит на свою маму, снизилась, пригляделась, и поняла, что этот мальчик - плохой, и стала за ним следить. Она летела в небе, следила за мамой и ее сыном, и выяснила номер дома, в котором жил Плохой Мальчик, и узнала окна его квартиры. Дома мама сказала Плохому Мальчику: -- Если ты не попросишь прощения, я тебя накажу - закрою в комнате, а сама пойду покупать порошок. А Плохой Мальчик закричал: -- Ты плохая мама, уйди! И мама ушла. Закрыла Плохого Мальчика в спальне и пошла покупать порошок. Только Баба яга увидела, что мама вышла из подъезда и пошла в магазин, она сразу подлетела к окну спальни, где сидел Плохой Мальчик, постучала грязным пальцем в стекло и хрипло сказала: -- А ну открывай, я прилетела за тобой! Мальчик испугался и захотел убежать, но дверь в спальню оказалась закрыта! Тогда он стал стучать в дверь, и громко кричать, чтобы мама его простила, что он больше так не будет. А мама-то ушла в магазин! Плохой Мальчик ведь не дал купить ей стиральный порошок! А Баба Яга уже просунула в форточку руку, и уже открывала окно, чтобы влететь в спальню, схватить Плохого Мальчика, положить его в свой мешок и унести в лес. Хорошо что мама забыла дома кошелек! Она вернулась домой и услышала, как ее сын стучит в дверь спальни и просит прощения. Она открыла дверь, мальчик вышел, попросил прощения и мама его сразу простила. А Баба Яга, как только услышала, что мама его простила, сразу испугалась и улетела, потому что когда Плохой Мальчик попросил у мамы прощения, он превратился в Хорошего Мальчика, а хороших мальчиков злая Баба Яга боится. С тех пор мальчик понял свою ошибку, и больше никогда не ругался с мамой.
СКАЗКА О ПЛОХОМ МАЛЬЧИКЕ, КОТОРОГО ОТДАЛИ БАБЕ ЯГЕ
Жил был Плохой Мальчик. Он был не просто Плохим Мальчиком, а Очень Плохим Мальчиком. Он называл маму "дура", плевался, не чистил зубы и очень плохо ел. А мама у него была очень хорошая, и терпела все его выходки. Терпела-терпела, и наконец ей это надоело. Купила мама газету и написала в нее объявление:
"Отдам Бабе Яге плохого мальчика"
Вот проходит день-другой и однажды вечером зазвонил телефон. Мама сняла трубку и хриплый голос ей сказал: -- Это говорит Баба Яга. Вы хотите отдать Плохого Мальчика? -- Я...- грустно ответила мама, потому что, несмотря на то, что ее сын был плохим, ей жалко было его отдавать, но она понимала, что он не сможет исправиться, и сказала Бабе Яге: -- Да, это я. Это я хочу отдать Плохого Мальчика. -- Я его завтра заберу, - сказала Баба Яга и повесила трубку. Когда Плохой Мальчик лег спать, мама потихоньку собрала его вещички, игрушки и положила их в узелок. А рано утром ее разбудил звонок в дверь. Мама встала и пошла открывать. На пороге стояла Баба Яга с большим мешком. -- Я пришла за Плохим Мальчиком, - сказала Баба Яга. -- Проходите, - ответила мама. А Плохой Мальчик еще спал. Вот пришла мама в спальню, и стала его будить. -- Вставай, Плохой Мальчик, за тобой пришли. -- Я не буду вставать! - закричал Плохой Мальчик, назвал маму "дурой", плюнул и снова повалился спать. Тогда в спальню вошла Баба Яга, схватила Плохого Мальчика и сунула его в свой мешок, а потом взяла его узелочек с вещичками и игрушками и ушла, а мама осталась одна. Погоревала мама и родила себе Хорошего Мальчика, и все стало у нее хорошо. А Плохого Мальчика она больше никогда не вспоминала.
СКАЗКА О ПЛОХОМ МАЛЬЧИКЕ, КОТОРОГО УТАЩИЛ КОЛДУН
Жил-был Плохой Мальчик. Однажды он пошел с мамой гулять. А когда они шли на улицу, мама строго-настрого запретила ему отходить далеко одному. -- Иди все время рядом, - сказала мама, - а то по улицам с мешками ходят злые колдуны, которые копаются в мусорках, ищут там объедки и пустые бутылки, и ловят Плохих Мальчиков. Вот идут они по улице, а мальчик думает: "Мама сказала неправду. Злых колдунов нет. Дай-ка я один погуляю!" И как только мама стала разговаривать со знакомой тетей, потихоньку убежал и спрятался за кустиком. Поговорила мама со знакомой тетей, смотрит - нет ее мальчика. Она стала его звать: -- Мальчик, мальчик! А Плохой Мальчик сидит за кустиком, наблюдает за мамой и посмеивается. Поискала его мама и пошла искать дальше. Как только мама ушла, Плохой Мальчик вышел из за кустика и пошел гулять один. Вот идет он по улице и проходит мимо мусорки. А на мусорке копался в объедках злой колдун. Вот увидел он мальчика, пригляделся и понял, что это - Плохой Мальчик, что он убежал от мамы. Посмотрел колдун по сторонам - икого поблизости нет. И говорит мальчику: -- Мальчик, хочешь конфетку? -- Хочу, - ответил Плохой Мальчик и подошел к колдуну. А колдун открыл мешок и говорит: -- А конфеты у меня в мешке. Наклонился мальчик над мешком, чтобы достать конфетку, а злой колдун схватил его за ноги, бросил в мешок, завязал мешок веревкой, взвалил на плечи и унес Плохого Мальчика в лес, в свою избушку. В избушке колдун вытряхнул Плохого Мальчика из мешка, стукнул его по лбу пальцем и Плохой Мальчик превратился в Маленького Колдуна. У него выросли когти, нос стал крючком, а уши заострились и покрылись шерстью. Так и остался Плохой Мальчик жить у злого колдуна. Вот однажды пошли они снова в город - искать по мусоркам бутылки и объедки. И вдруг мальчик увидел свою маму. Она ходила по улице и у всех спрашивала, не видел ли кто-нибудь ее мальчика. И Плохому Мальчику стало стыдно, он осознал свой плохой поступок, подбежал к маме и попросил прощения. И тотчас он превратился в Хорошего Мальчика. А злой колдун как увидел, что мальчик превратился в Хорошего Мальчика, испугался и убежал, и никто его больше не видел.
СКАЗКА О ПЛОХОМ МАЛЬЧИКЕ, КОТОРЫЙ ОТКРЫЛ ДВЕРЬ БАБЕ-ЯГЕ
Жил был мальчик. Однажды мама пошла в магазин, а мальчику сказала: -Мальчик, я пошла в магазин, никому не открывай дверь. А то придет Баба-Яга и утащит тебя. Вот как только мама вышла из дому, так Баба-Яга, которая спряталась в кустиках возле подъезда, увидела это и быстро-быстро пошла к мальчику. Поднялась на этаж и позвонила в дверь. Мальчик открыл дверь, думая что это мама вернулась и вдруг увидел Бабу-Ягу. Он испугался и спрятался в кладовке, а Баба-Яга прошла в квартиру, нашла кладовку, открыла ее, схватила мальчика и положила в свой мешок. И унесла. Пришла мама домой, а дверь-то открыта...Она все поняла, села на диванчик и заплакала. Принесла Баба -Яга мальчика в свою избушку в чаще леса и посадила в железную клетку, а сама стала в котле воду кипятить, чтобы сварить мальчика. Мимо клетки бежала мышка. Мальчик увидел ее и сказал ей шепотом: - Мышка, беги в город, скажи милиции, что меня утащила Баба-Яга. Мышка побежала в город и сказала милиции, что мальчика утащила Баба-Яга. Милиция сразу приехала в лес, арестовала Бабу-Ягу и посадила в тюрьму, а мальчика вернули маме. Обрадовался мальчик, снова увидев маму, и больше никогда не открывал дверь, не спросив "кто" и не посмотрев в глазок.
СКАЗКА О ПЛОХОМ МАЛЬЧИКЕ, КОТОРОГО УВЕЗ БАРМАЛЕЙ
Жил -был мальчик. Говорит ему мама: - Вот пойдешь гулять на улицу, не садись в чужие машины. Не послушался мальчик. Подъехала к нему черная машина, а за рулем Бармалей сидел в черной рубашке. Бармалей открыл дверь машины и говорит: - Мальчик, как проехать к красному дому? - А вот так, - отвечает мальчик, - налево и потом направо. -А я не понимаю, - говорит Бармалей, - сядь ко мне в машину, покажи. Сел мальчик в машину к Бармалею, и тот увез его в свою пещеру. Посадил в железную клетку, а сам стал в котле воду кипятить. Мальчик ждал-ждал когда мышка подбежит и поможет, а мышка не подбежала. Вот вскипела вода в котле, достал Бармалей мальчика из клетки, бросил в котел, сварил и съел. А потом на костях его по двору катался. Так и не дождалась мама в тот день своего мальчика...
На вопрос Вопрос про плохие сказки и вредные детские книги. заданный автором ростра
лучший ответ это Дело не в сказках, а в том как мы, разные люди, к ним относимся.
Дети видят мир по-другому чем взрослые. Та женщина просто забыла себя в детстве, такое бывает со взрослыми.
Плохие сказки - это сказки с плохим концом. Для маленьких детей хороши русские народные сказки такие как "Курочка-Ряба", "Репка", "Лисичка со скалочкой" и другие. Для младших школьников хороши сказочные повести Эдуарда Успенского "25 профессия Маши Филипенко", "Дядя Фёдор, пёс и кот", "Меховой интернат" и другие.
Для подростков хорошие произведения Тамары Крюковой "Костя + Ника", "Повторение пройденного" и другие.
"Повторение пройденного", кстати, очень интересная книжка о том, как дети из нашего времени попали в совесткое, в которое жили их родители.
У меня мама учитель начальных классов, поэтому я пишу о том что знаю. Когда я была младше меня приобщали к чтению и я могу считать, что меня научили разбираться в десткой литературе.
Ответ от Raspberryk
[гуру]
отвращение вызвала русская народная сказка Мальчик с пальчик. Учит нечестности и обману.
Жили старик со старухою. Раз старуха рубила капусту и нечаянно отрубила палец. Завернула его в тряпку и положила на лавку.
Вдруг услышала - кто-то на лавке плачет. Развернула тряпку, а в ней лежит мальчик ростом с пальчик.
Удивилась старуха, испугалась:
- Ты кто таков?
- Я твой сынок, народился из твоего мизинчика.
Взяла его старуха, смотрит - мальчик крохотный-крохотный, еле от земли видно. И назвала его Мальчик с пальчик.
Стал он у них расти. Ростом мальчик не вырос, а разумом умнее большого оказался.
Вот он раз и говорит:
- Где мой батюшка?
- Поехал на пашню.
- Я к нему пойду, помогать стану.
- Ступай, дитятко.
Пришел на пашню:
- Здравствуй, батюшка!
Осмотрелся старик кругом:
- Что за чудо! Голос слышу, а никого не вижу. Кто таков говорит со мной?
- Я - твой сынок. Пришел тебе помогать пахать. Садись, батюшка, закуси да отдохни маленько!
Обрадовался старик, сел обедать. А Мальчик с пальчик залез лошади в ухо и стал пахать, а отцу наказал:
- Коли кто будет торговать меня, продавай смело: небось - не пропаду, назад домой приду.
Вот едет мимо барин, смотрит и дивуется: конь идет, соха орет, а человека нет!
- Этого еще видом не видано, слыхом не слыхано, чтобы лошадь сама собой пахала!
Старик говорит барину:
- Что ты, разве ослеп? То у меня сын пашет.
- Продай мне его!
- Нет, не продам: нам только и радости со старухой, только и утехи, что Мальчик с пальчик.
- Продай, дедушка!
- Ну, давай тысячу рублей.
- Что так дорого?
- Сам видишь: мальчик мал, да удал, на ногу скор, на посылку легок!
Барин заплатил тысячу рублей, взял мальчика, посадил в карман и поехал домой.
А Мальчик с пальчик прогрыз дыру в кармане и ушел от барина.
Ответ от Европейский
[гуру]
Согластесь)) ведь если вдуматься. . в сие произведние)
надо же так бабушку -бабусей звать, это же -обзывательство))
даже не знаю)
Весёлое главное!)
Ответ от Приспособленчество
[гуру]
Я, например, когда рассказываю дочке сказку про 3 поросят, не говорю, что поросята подставили кастрюлю с кипятком и волк там сварился. Да много у нас еще очень "гуманных" сказок.. .))
Ответ от Миледи
[эксперт]
На счёт известных - не знаю, но вот буквально на прошлой неделе хотела в Книжном Мире купить дочке книгу сказок. В одной прочла что-то вроде: "И сказала Собака Волку: я выпью ещё водки, только ты меня не кусай... "
Ответ от Ђимофей
[активный]
сказка про белого бычка также противопоказана и взрослым =))
Ответ от Наталья павлишина
[гуру]
все наши сказки хорошие а тетке скажитечто с ее воображением в публичном доме
Ответ от QUAD
[мастер]
Я считаю, что есть целые писатели, так называемые "детские", которые настолько убоги и отвратительны, их мир настолько мерзок, и они проецируют свое мироощущение через свои сочинения, что их надо поменьше тиражировать и вообще выводить постепенно из оборота книг. Эти авторы очень известные, но я их тут не буду называть. Так что полагайся на свой вкус.
Ответ от Нина Сираж
[гуру]
Я могу сказать только одно: даже хорошо известные произведения подвергаются зачастую ужасной обработке! Мне недавно попалась Лагерлёф "Путешествие Нильса с дикими гусями" - в пересказе!!! Кому перевод не понравился - не понимаю. Читайте книжку, хоть полстранички, прежде, чем купить, не травмируйте детей.
Ответ от Ольга
[гуру]
"Карлсон с крыши, или Лучший в мире Карлсон" в переводе Эдуарда Успенского, да и вообще творения Успенского в последние 10-15 лет вызываю разочарование.
Тамара Крюкова - все произведения никакая ни литература вовсе.
Валентин Постников - жалкое подражание отцу.
Ответ от Ѕудожница Нежная
[гуру]
не помню, как называется сказка, где главного героя порубили на части мечом, а потом "склеивали" с помощью живой воды. это просто ужас! да и про Кощея Бессмертного и про бабку-ягу - нельзя такое детям читать!
Ответ от Надежда Ивина
[гуру]
Сказки нормальные, просто у некоторых взрослых странное или пошлое восприятие. У детей другое восприятие жизни. Конечно, сказка должна соответствовать возрасту и прежде чем сказки читать ребёнку, надо прочитать их самому и подумать над тем понравится детям или нет, подойдёт для них или нет.
Про Тамару Крюкова тут зря сказали, что её произведения - не литература вовсе. Она пишет для подростков, в основном и у неё очень хорошие и мудрые произведения. У неё есть интересные рассказы "Вершитель судеб", "Единожды солгавший". "Ведьма" и другие. Такие произведения направляют на размышления подростков.
Очень хорошая сказка "Хрустальный ключ". У Тамары Крюковой очень хорошие произведения. Это я Вам как педагог, говорю.
Для детей дошкольного возраста подойдут русские народные сказки о животных, но чтобы они были с хорошим концом.
Только та сказка может быть нехорошей для маленького ребёнка у которой плохой конец.
Сегодня многие народные сказания переписаны и облагорожены. А те, что прошли через руки Диснея, уж непременно обзавелись хорошим концом. Но, тем не менее, ценность сказания - в его подлинности.
Крысолов
Самый известный сегодня вариант сказки о Крысолове, в двух словах, таков:
Город Гамельн подвергся нашествию полчища крыс. И тут появился человек с дудочкой и предложил избавить город от грызунов. Жители Гамельна согласились заплатить щедрое вознаграждение, и крысолов выполнил свою часть договора. Когда дело дошло до оплаты – горожане, что называется, «кинули» своего спасителя. И тогда Крысолов решил избавить город от детей тоже!
В более современных версиях, Крысолов заманил детей в пещеру подальше от города и как только жадные горожане расплатились, отправил всех по домам. В оригинале Крысолов завёл детей в реку, и они утонули (кроме одного хромоножки, который отстал от всех).
Красная шапочка
Знакомая всем с детства сказка заканчивается тем, что Красную шапочку и бабушку спасли дровосеки. Оригинальная французская версия (Шарля Перро) была далеко не так мила. Там вместо маленькой девочки фигурирует хорошо воспитанная юная леди, которая спрашивает у волка дорогу к дому бабушки и получает ложные инструкции. Глупая девушка следует советам волка и достаётся ему на обед. И всё. Никаких дровосеков, никакой бабушки – только довольный сытый волк и Красная шапочка, которую он загрыз.
Мораль – не спрашивайте советов у незнакомых.
Русалочка
Городские детские сказки писать трудно. Это, конечно, не новость со времён появления этого жанра, то есть со времён Андерсена (романтик Гофман, напомним, ориентировался отнюдь не на детей). Но современным авторам приходится преодолевать трудности, которые не снились не только датскому чудаку, но и авторам, действовавшим всего-то одно-два поколения назад. Когда Андерсен сочинял истории про калоши и глиняный горшочек или про оловянного солдатика и фарфоровую балерину, он мог быть вполне уверен, что современным ему детям эти предметы так же милы и хорошо знакомы, как были они знакомы и самому мальчику Хансу Кристиану.
У Диснея фильм про Русалочку заканчивается пышной свадьбой Ариэль и Эрика, на которой веселятся не только люди, но и морские жители. Но в первой версии, которую написал Ганс Христиан Андерсен, принц женится на совершенно другой принцессе, а убитой горем Русалочке предлагают нож, который она, чтобы спастись, должна вонзить в сердце принца. Вместо этого бедное дитя прыгает в море и умирает, превратившись в морскую пену.
Затем Андерсен слегка смягчил концовку, и Русалочка становилась уже не морской пеной, а «дочерью воздуха», которая ждёт своей очереди, чтобы отправиться на небеса. Но всё равно это был очень печальный конец.
Белоснежка
В наиболее популярной версии сказки о Белоснежке королева просит егеря убить ненавистную падчерицу и принести в качестве доказательства её сердце. Но егерь пожалел бедняжку и вернулся в замок с сердцем кабана.
История про дружбу младенца (а затем и маленького мальчика) Юхана и пса Аякса, который в середине книги умирает и превращается в звезду, написана самым простым языком - впрочем, без малейшего сюсюканья. Автор держится с читателем на равных, и видно, что потрясения, радости и открытия двухлеток или шестилеток Ульфу Старку ничуть не менее близки, чем проблемы трудных подростков.
На этот раз изменения компании Диснея не были такими кардинальными. Всего пара деталей: в оригинале королева велела принести печень и лёгкие Белоснежки – их приготовили и подали на ужин в тот же вечер! И ещё. В первой версии Белоснежка просыпается от того, что по пути во дворец её толкнула лошадь принца – совсем не от волшебного поцелуя. Да – и в версии братьев Гримм сказка заканчивается тем, что королеву заставляют танцевать в раскалённых туфлях, пока та не умирает в страшных мучениях.
Спящая красавица
Все знают, что спящая красавица – это прекрасная принцесса, которая проколола палец веретеном, погрузилась в сон и спала сто лет, пока, наконец, не приехал принц, и не разбудил её поцелуем. Они тут же полюбили друг друга, поженились и жили долго и счастливо.
Оригинал далеко не так мил. Там девушка погрузилась в сон из-за пророчества, а вовсе не из-за проклятия. И разбудил её совсем не поцелуй принца – король, увидев красавицу спящей и беспомощной, насилует бедняжку. Через девять месяцев родилось двое детей (девушка всё ещё спит). Один из детей сосёт палец матери и вытягивает занозу от веретена, из-за которого, как оказалось, она и не могла проснуться. После пробуждения красавица узнаёт, что стала жертвой насилия и матерью двоих детей.
Румпельштильцхен
Эта сказка отличается от остальных тем, что была модифицирована самим автором, который решил нагнать ещё большей жути. В первом варианте злой карлик Румпельштильцхен плетёт для юной девушки золотые нити из соломы, чтобы она могла избежать казни. За свою помощь он требует отдать ему будущего первенца. Девушка соглашается – но когда время расплаты приходит, она, естественно, не может этого сделать. И тогда карлик обещает, что освободит её от обязательства, если она угадает его имя. Подслушав песенку, в которой карлик напевал своё имя, молодая мать избавляется от необходимости уплачивать страшный долг. Посрамлённый Румпельштильцхен убегает прочь, и этим всё заканчивается.
Второй вариант куда более кровавый. Румпельштильцхен от злости так топает ногой, что его правая ступня погружается глубоко в землю. Пытаясь выбраться, карлик разрывает себя пополам.
Три медведя
В этой милой сказке фигурирует маленькая златовласая девочка, которая заблудилась в лесу и попала в дом трёх медведей. Ребёнок ест их еду, сидит на их стульях, и засыпает на постели медвежонка. Когда медведи возвращаются, девочка просыпается и от страха сбегает в окно.
У этой сказки (опубликованной впервые в 1837 году) целых два оригинала. В первом медведи находят девочку, разрывают её и съедают. Во втором – вместо златовласки появляется маленькая старушка, которая, после того, как её будят медведи, выпрыгивает в окно и ломает себе то ли ногу, то ли шею.
Гензель и Гретель
В самом популярном варианте этой сказки двое маленьких детей, потерявшихся в лесу, набредают на пряничный домик, в котором живёт ужасная ведьма-людоедка. Дети вынуждены выполнять всю работу по дому, пока старуха откармливает их, чтобы в конце концов съесть. Но дети проявляют смекалку, бросают ведьму в огонь, и сбегают.
В ранней версии сказки (которая называлась «Потерявшиеся дети») вместо ведьмы фигурировал сам дьявол. Дети его перехитрили (и пытались расправиться с ним примерно таким же образом, как Гензель и Гретель с ведьмой), но он сумел спастись, соорудил козлы для пилки дров, после чего велел детям взобраться и лечь на них вместо брёвен. Дети притворились, что не знают, как правильно лечь на козлы, и тогда дьявол велел своей жене продемонстрировать, как это делается. Улучив момент, дети перепиливают ей горло и сбегают.
Девушка без рук
По правде говоря, новая версия этой сказки не сильно добрее, чем оригинал, но всё же отличий между ними достаточно, чтобы попасть в эту статью. В новой версии дьявол предложил бедному мельнику несметное богатство в обмен на то, что находится за мельницей. Думая, что речь идёт о яблоне, мельник с радостью соглашается – и вскоре узнаёт, что продал дьяволу собственную дочь. Дьявол пытается забрать девушку, но не может – потому что она слишком чиста. И тогда нечистый угрожает забрать вместо неё отца и требует, чтобы девушка позволила своему отцу отрубить ей руки. Она соглашается, и лишается рук.
Это, конечно, малоприятная история, но всё же она несколько гуманней ранних версий, в которых девушка отрубает руки сама себе, чтобы стать уродливой в глазах своего брата, который пытается её изнасиловать. В другой версии отец отрубает руки собственной дочери, потому что та отказывается вступить с ним в интимную близость.
Золушка
Современная сказка заканчивается тем, что прекрасная трудолюбивая Золушка получает в мужья не менее прекрасного принца, а злые сёстры выходят замуж за двух знатных господ – и все счастливы.
Этот сюжет появился в первом веке до нашей эры, где героиню Страбона (греческий историк и географ; прим. mixednews) звали Родопис (розовощёкая). История была очень похожа на ту, которую мы все хорошо знаем, за исключением хрустальных башмачков и кареты из тыквы.
Но есть гораздо более жестокая вариация от братьев Гримм: у них злобные сёстры режут собственные ступни по размеру хрустальных башмачков – в надежде обмануть принца. Но хитрость не удаётся – на помощь принцу прилетают два голубя и выклёвывают глаза мошенниц. В конце концов, сёстры заканчивают свои дни слепыми нищенками, в то время как Золушка наслаждается роскошью и безмятежным счастьем в королевском замке.
И снова возвращаюсь к сказке я,
К одной из тех, что слышал я,
От старца, из лесной избушки,
Когда мы с ним бродили у опушки.
Он начал свой рассказ негромкими словами,
Начало может быть старо:
«В одной деревне жили мать с сынами.
Три сына у старушки было,
Старшого на себе купцова дочь женила,
Сын средний к знахарю в зятья попал,
А младший сын вдруг из дому пропал.
Никто, в деревне той, не знал, куда Ванюша скрылся.
Сначала толки были, вскоре он забылся.
А Ваня шёл, сквозь горы и болота,
Куда и сам не знал, душа ждала чего-то.
В один из вечеров он подошёл к избушке,
Разжёг огонь, согрел и угостил старушку,
Ту, что жила здесь смерти поджидая.
Испив воды из родника, вздыхая,
Старушка молвила: «Послушай, путник,
Возьми клубок, и твой он верный станет спутник.
Он побежит вперёд, - махнула вдаль рукою.
- А ты иди за ним, и за седьмой рекою,
Ты в тридевято царство попадёшь,
Там счастье ты своё найдёшь».
Отбил поклон земной и выпустил клубочек,
Тот побежал вперёд, примяв травы листочек,
А Ваня вслед за ним пошёл скоренько.
Клубок бежал вперёд, дорогой коротенькой.
А дальше было всё, что сказано старушкой,
И горы, и леса, и реки, и опушки,
Дороги, переправы… Что ж, о том
Не будем говорить, а станем под дворцом,
Под тем, к которому клубок
Ванюшу нашего увлёк.
И вот наш путник здесь, и в дверь стучит рукою.
И дверь раскрылась, но стража смотрели на него с тоскою
И говорили: « Добрый путник, иди отсюда прочь,
У нас весь город в горе. Ведь нынче ночью царску дочь,
Злой Змей умчит, за дальни, чёрны горы».
«А если не отдать, не миновать с ним ссоры…»
«А ссориться нам с ним, никак не можно.
В соседстве с Змеем жить, жить надо осторожно».
«А ты иди отсель, беги в другое царство,
Дорогу навсегда забудь, ты в тридевято государство».
«Но, как уйти? Куда идти, ребята?
Мне нагадали здесь счастливым быть. Когда-то,
Вы в этом сами убедитесь. Только,
Не закрывайте дверь и расскажите толком,
Что за беда, такая, здесь случилась?
Как всё, и как что получилось?»
«Ну, что ж… Послушай нас, искатель счастья.
В сим граде издавна творится то несчастье.
Трёхглавый Змей, раз в месяц, прилетает
И лучшую из лучших забирает».
«Так и царевна, тихо, подрастала
И самой, самою прекрасной стала.
Красавица, каких не видел свет,
Семнадцать от роду ей лет».
«Ну, а душа… Послушай-ка, любезный,
Скромна, добра, нежна… Ну, ангелок небесный».
«Все в городе, от мала до велика,
И день, и ночь, оплакивают лихо.
Но, ведь, слезами горю не поможешь.
Ну, а что ты, пришелец, сделать можешь?»
«Молчишь? Ну, что ж, иного и не ждали мы ответа,
Не разрешима, видно, для людей, задача эта».
«Нет, братцы, отступать мне не годится.
Есть замысел один, коль он осуществится,
Я город от беды избавлю
И радость жителям доставлю.
Не может быть такого, чтобы Змей
Был выше духа нашего, сильней».
«Красивые слова. А в сердце есть отвага?
Запомни, человек, коль ты простой бродяга,
И все твои слова пустой лишь звук,
То примешь свою смерть ты вот от этих рук».
«Согласен. А, сейчас, меня к дворцу ведите.
С царём поговорить. Ну? Что же вы стоите?»
Один из стражников его к царю ведёт
И думает: «А может, повезёт?»
По улице. И царский дом уж близко.
С ним рядом девушка сидит, склонившись низко.
И слёзы по щекам её стекают,
Где упадут, там розы расцветают.
«Уж, не царевна ль это?» «Так и есть».
«О, боже праведный, глаза нельзя отвесть».
«Ну? Что ты стал? Уж солнышко заходит.
Хотя, постой. Вон, царь сюда подходит».
Ванюша сделал шаг, царю навстречу,
Снял шапку и сказал такую речь он:
«Послушай, царь, могучий и великий,
Ты должен дочери лишиться солнцеликой,
И это на тебя печаль наводит,
И горька дума, брови твои, сводит.
Не можешь уберечь ты дочь,
Тебе я, царь, хочу помочь.
Ты прикажи на площадь городскую
Свести дрова, разжечь костры. Большую,
Тем самым, помощь мне окажешь.
Ну, а, сейчас, оружие покажешь».
«Ты, парень, кто такой? Приказывать царю!»
«Ты лучше слушай, царь, всё то, что говорю.
Не время, становиться в позу, царь,
Мол, я такой, владыка, государь,
И сопли складывать в платочек.
Тебе так, царь, не хватит дочек.
Пойми, меня клубок привёл сюда не зря.
Я здесь. И я спасу не только дочь царя».
«Ты дерзок. Голову б тебе отсечь».
«Успеешь, царь. Сейчас мне нужен меч».
Царь головой кивнул: « Ну, что ж, пусть будет так.
Но, знай, спаситель дев, Змей тоже не дурак.
К нему не подойдёшь, вот так, с мечём в руке,
Тебя сожжёт за раз он, в огненной реке».
«Я знаю. Мне поможет твоя дочь».
«Я, папа, помогу. И я хочу помочь».
Царевна подошла и стала с ними рядом:
«Я в горы не хочу. Я лучше выпью яда».
«О чём ты, доченька? Одумайся, дитя.
Зачем так говоришь? Зачем страшишь меня?»
«А, как мне говорить? Я говорю, что есть.
Ты, папа, знаешь сам, что лучше яда съесть.
Ты мой отец и царь, и в сердце твоём боль,
Но я пойду за ним, меня ты не неволь.
Пора вернуть покой, свободу, честь…
Ты вспомни всё, что было и что есть.
Змей правит миром, а не ты отец.
А помнишь, как мечтал, меня и под венец…»
Царь, было, рот открыл, но спорить он не стал,
А сразу, как-то, сник и жестом слуг позвал,
Насчёт больших костров распорядился,
В глазах надежды огонёк светился.
Дверь лично распахнул в ружейные палаты,
Показывал он луки, стрелы, копья, латы…
«Не то, не то, не то. К мечам веди скорее.
Ведь, время дорого сейчас, оно работает на Змея».
И вот, к мечам, Ванюшу царь подводит,
Тот их осматривает и ногтём по жалу водит,
Вертит в руках, сверкая сталью злой,
То, вдруг, отбросит меч, возьмёт другой…
Вот выбор сделан. Ночь уж наступает.
Костры горят, тьму светом разгоняют.
На площади, в огнях, две девушки стоят,
В плащах накинутых, длиной до самых пят.
А вот, над городом, и тень мелькнула злая,
Собой луну и звёзды закрывая.
А вот, и громы, в небе, разразились,
Все горожане в страхе затаились.
На площадь медленно садится Змей,
Вращая средней головой своей.
Толпу собравшуюся, он окинул взором,
Дрожащую и плачущую хором.
К царевне неуклюже он подходит,
Вращает головой, крылом поводит
И говорит: «О, милая царица,
Ты, вижу, не одна. С тобой ещё девица?»
«Да. Эта девушка, подруженька моя,
Не пожелала, с ней, расстаться я.
Вы нас, мой государь, обеих заберите,
И в ваше царство, вместе, унесите».
«Выходит, у меня, сегодня, двойной приз?
Да-а, скучно б стало жить, без девичьих каприз.
Но, что ж она стоит ко мне спиною?
Не поворачивается, не говорит со мною?»
Змей засмеялся, показав тройной оскал,
Зубами взял он плащ и, вдруг, его сорвал:
«Что?!» Дело приняло нежданный оборот,
Но, Ваня наш готов, шаг к Змею, поворот…
Огни костров сверкнули в зеркале меча,
То Ваня рубанул с плеча.
Две головы от шеи отделились,
И чёрной крови лужицы разлились.
Дикий рёв тишину разорвал,
Змей из пасти огонь изрыгал.
Всё вокруг задымилось, затлело…
Жар. Земля под ногами горела.
Ваня бросился к Змею скорее…
Меч, рука, крик, огонь и от шеи
Отделилась и третья глава,
Пала в грязь. И победы слова,
Очень громко, в ночной тишине,
Прошептал Ваня, меч, в руке, поднял к луне.
А в глазах свет костров и луны отразился,
Возле ног, Змея хвост в смертных судоргах бился.
И царевна счастливая, царь рядом с ней.
«Нет, гадюка, мы всё-таки духом сильней».
Засмеялся Ванюша, хвост тронул ногой,
Задрожал тот, согнулся, как будто живой.
«Что дрожишь? Не понравилось? Аль разозлился?»
Хвост подпрыгнул в ответ и на Ваню свалился.
И затих навсегда, сделал дело он злое,
Ваню смяв, раздавив, схоронив под собою.
Но никто не заметил, толпа ликовала.
Смех над городом, только царевна кричала.
Царь сначала застыл, а потом отвернулся,
И, закрывши рукою лицо, улыбнулся:
Змея нет, этот, тоже, уже не жилец,
Значит, дочь он отправит под нужный венец.
А то что-то царевна… Не уж-то влюбилась?
Хорошо, хоть, змея на него повалилась.
Сделал дело, умри и под ноги не лезь,
Без тебя, женихи были, будут и есть.
Царь слегка кашлянул, с губ улыбку убрал,
Брови сдвинул сурово, почти закричал:
«Что стоите? Скорее сюда! Помогите.
Лекарь где? Нет его? Ну, тогда, позовите».
Те, кто рядом стоял, дружно взялись за дело,
Хвост отбросили в сторону, подняли тело.
Ваня был неподвижен, был бледен и тих,
Шум, поднявшийся было, над площадью стих.
Все придвинулись ближе, сгрудился народ,
Ваня в центре, с обидой смотрящий вперёд.
Губы шепчут: «Ты тоже, старуха,
Ты в толпе? Ты была тоже здесь?
Торопись же меня ты послушать,
Пока жизнь во мне ещё есть.
Если вслед за клубочком пойду.
Ты сказала, что счастлив, я буду,
Ты сказала, что счастье найду.
Но, какое же это счастье,
Навсегда уходить от людей?
Перестать видеть милые лица,
И резвящихся в поле детей.
Ничего не успев сделать, больше
Не смогу я поднять этих рук,
И от этого сердцу всё горше,
И в груди добавляется мук.
Мне б сады посадить,
Людям радость дарить,
И любовь мне б узнать настоящую.
Мне б царевну любить,
Мне б детишек растить,
Жизнь дарить, от меня уходящую.
Счастье видел во сне и мечтал при луне,
Мне так думалось: много ты сделаешь…
Не успел ничего, ничего не успел…
Что теперь? Или, что, мол, поделаешь?
Ты старуха ответь, и не прячь ты свой взгляд,
Я не стал, вдруг, царём, и не стал я богат.
В чём же счастье тогда? Расскажи мне сейчас.
Правду только скажи, ты мне в мой смертный час».
«Что ж, Ванюша, меня ты послушай,
Ведь великое счастье в том есть,
Что ты сделал сегодня, Ванюша,
Совершив эту правую месть.
Ты избавил, сей город, от горя.
От беды и от слёзного моря.
Ты – счастливчик. Ты то сделать смог,
Что мечталось. Ты людям помог».
«Я всё понял, моё счастье в том,
Что хоть мало я жил, но огнём.
Что не тлел я в глуши, потихоньку сгорая,
Потихоньку живя, тихо смерть поджидая.
Я всё понял, моё счастье в том,
Что не пятился я пред врагом.
Что лицом повернуться сумел я,
К трём главам беспощадного Змея.
Что за мирных людей, живота не жалея,
В руки взял острый меч и пошёл я на Змея.
Я всё понял, бессмертен - я стал,
Жизнь свою я за счастье отдал.
Так что смерти бояться не надо,
Я останусь в сердцах, то награда,
Наивысшее счастье, оно
Далеко не любому дано».
Взгляд прошёл по стоящему люду,
Улыбнулся: «Жить вечно я буду».
И затих, навсегда. Навсегда.
В плачь царевна, прижалась она,
К бездыханной груди головою:
«Мой спаситель, скажи мне, скажи, что с тобою?»
«Не мешай, - сказал царь и поднял свою дочь.
- Пусть спокойно уйдёт он от нас в эту ночь.
Пусть утешится тем, что теперь он герой,
Нам же, в замок поехать бы надо с тобой».
Царь царевну за руку берёт,
Обнимает, в палаты ведёт».
Старец тут повернулся ко мне:
«Так закончилась сказка, а мне
Рассказал её мой прапрадед,
Много зим, много вёсен и лет
Пролетело с тех пор незамечено.
Ну, а Ваня наш жить будет вечно.
В сказках, былях, легендах живёт,
И гусляр о нём песню поёт.
А царя уж давно позабыли…
Впрочем, нет. Ведь, и он в этой были.
Ну, да ладно, уж солнце заходит,
Нам пора. Завтра я, на восходе,
Расскажу ещё сказку тебе,
О народах на нашей земле».