Методика обследования по Ушаковой О.С., Струниной Е.М. Развитие речи дошкольников по методу ушаковой
Методика выявления уровня развития активного словарного запаса.
О. С. Ушакова, Е. М. Струнина .
Цель: выявить уровень развития активного словаря.
1.Ты знаешь уже много слов. Что значит слово кукла, мяч, посуда?
1)Ребенок объясняет значение слов;
2)называет отдельные признаки, действия;
3)называет 1 - 2 слова.
2.Что бывает глубоким? Мелким? Высоким? Низким? Легким? Тяжелым?
1)Выполняет все задания, называет 1 - 2слова к прилагательному;
2)подбирает слова к 2 - 3прилагательным;
3)подбирает слово только к одному прилагательному.
3.Что называют словом ручка?
1)Называет несколько значений этого слова;
2)называет два значения этого слова;
3)перечисляет предметы у которых есть ручка.
4.Придумай предложение со словом ручка.
1)Составляет грамматически правильно предложение из трех слов.
2)называет два слова (словосочетание);
5.Ручка нужна, чтобы…Ручкой можно…
1)Правильно заканчивает разные типы предложений;
2)называет два слова;
3)подбирает только одно слово.
6.Взрослый предлагает ребенку ситуацию: «Погулял зайчонок в лесу. Настроение у него веселое. Вернулся он домой такой … А если зайчонок бел веселый и радостный, то он не просто шел, а …»
1)Ребенок правильно подбирает слова, близкие по смыслу;
2)называет 2 - 3 слова;
3)подбирает только одно слово.
7. Педагог дает другую ситуацию: «Другой братец зайчика пришел невеселый, его обидели. К слову веселый подбери слова, противоположные по смыслу. А если зайчик был обиженный, он не просто шел, а…
1)Правильно подбирает слова, противоположные по смыслу;
2)называет 2 - 3слова;
3)подбирает только одно слово.
8.Скажи зайчику, чтобы он попрыгал, спрятался, потанцевал.
1)Правильно называет слова в повелительном наклонении;
2)подбирает два слова;
3)называет одно слово.
9.Скажи, кто детеныш у зайца? Детеныши? У зайца много…
Аналогичные вопросы задается про других животных.
1)Ребенок называет всех детенышей в правильной грамматической форме;
2)называет правильно только одну форму;
3)не выполняет задание.
10.Назови детенышей собаки, коровы, лошади, овцы.
1)Ребенок называет все слова правильно;
2)называет два - три слова;
3)говорит одно слово.
11.Где живут звери? Какие слова можно образовать со словом лес?
1)Называет более двух слов;
2)называет два слова;
3)повторяет заданное слово.
12.Что называют словом игла? Какие иглы ты еще знаешь?
1)Ребенок называет иглы у елки, ежа, у сосны, швейную и медицинскую иглу;
2)называет только одно значение этого слова;
3)повторяет слово за взрослым.
13.Какая игла у ежа? Про что мы говорим: острый, острая, острые?
1)Ребенок называет несколько предметов;
2)правильно подбирает два слова;
3)называет одно слово.
14.Что можно делать иглой? Для чего она нужна?
1)Ребенок называет разные действия;
2)называет два действия;
3)называет одно действие.
15.Составь предложение со словом игла.
1)Ребенок составляет сложное предложение;
2)составляет простое предложение;
3)называет одно слово.
16.Взрослый говорит, что дети из другого детского сада сказали так: «Папа, иди шепотом», «Мамочка, я тебя громко люблю», «Я ботинки наизнанку надел». Можно ли так сказать? Как сказать правильно?
1)Ребенок правильно исправляет все предложения;
2)правильно исправляет два предложения;
3)повторяет предложения без изменения.
Оценка по всем заданиям дается в количественном выражении (по баллам). При условности количественных оценок за высказывания разной полноты и правильности они помогают выявить уровни развития словаря:
I - высокий (48 - 37 балла). Ребенок отвечает на вопросы точно, самостоятельно. Правильно употребляет в речи существительные, прилагательные, глаголы. Подбирает синонимы, антонимы к заданным словам разных частей речи.
II - выше среднего (36 - 25 баллов). Ребенок отвечает на все вопросы, допускает неточности, иногда пользуется помощью взрослого.
III - средний (24 - 12 баллов). Ребенок отвечает не на все вопросы, допускает неточности, пользуется помощью взрослого.
IV - низкий (11 - 0 баллов). Ребенок активно пользуется помощью, не выполняет задания.
3 балла ставится за точный и правильный ответ, данный ребенком самостоятельно.
2 балла получает ребенок, допустивший незначительную неточность, отвечающий по наводящим вопросам и уточнениям взрослого.
1 балл ставится ребенку, если он не соотносит ответы с вопросами взрослого, повторяет за ним слова, демонстрирует непонимание задания.
В конце проверки производится подсчет баллов. Если большинство ответов получило оценку 4, это высокий уровень. Если больше половины ответов с оценкой 3, это уровень выше среднего, 2 - средний уровень, а с оценкой 1 - низкий уровень.
Методика проводится в несколько этапов. В основу методики входят усвоение простейшего материала и техник, которые в последующем переходят в сложные занятия. Однако постепенное усложнение задач для малышей проходит незаметно. И уже после нескольких занятий можно увидеть положительные результаты.
Именно постепенно усложненные задачи очень хорошо усваиваются ребенком и очень эффективно влияют на дальнейшее его речевое развитие.
В дошкольных учреждениях используют массу методик, которые помогают малышам активно развиваться и совершенствовать свои знания и умения. Однако есть некоторые детки, которые нуждаются в индивидуальном подходе, где будет четко выявлена проблема и решение ее будет зависеть от правильно подобранной методики и техники.
При определении проблемы должны учитываться следующие факторы:
- Возраст ребенка;
- Особенность;
- Навыки и умения малыша.
Кроме того, следует изучить генетические предрасположенности. Например, если у одного из родителей в детстве было речевое отставание или другие речевые проблемы. Это все поможет направить методику на эффективный результат.
Техника речевого развития дошкольников
Каждая техника по методу Ушаковой рассчитана на индивидуальные особенности ребенка, которые подразумевают выполнение определенных заданий и упражнений.
Таким образом, учитывая психологическое состояние ребенка, его наработанных навыков и умений возможен положительный результат.
На сегодняшний день некоторые методы активно применяются на практике в детских садах и даже дома. Для наиболее эффективного речевого развития требуется постоянное участие со стороны родителей.
Ушакова О.С. разработала методические пособия для педагогов дошкольных и школьных учреждений, в которой подробно описывается каждый этап и метод работы с ребенком. Вся методика разработана на совершенствования и коррекции речи малыша.
В каждой методике преследуется определенная цель и структурированный план, который предполагает обучение от простых упражнений к более сложным. Во всех процессах обязательно учитываются причины, по которым ребенок имеет те или иные отклонения, не позволяющие малышу полноценно развить свою речь.
Такими факторами могут быть:
- Недостаточное внимание со стороны взрослых. То есть с ребенком мало общаются, не читают ему книги, не озвучивают происходящие действия;
- Ребенок, у которого рассеянное внимание;
- · Дети с психологическими особенностями. Это могут быть генетические заболевания, врожденная речевая заторможенность.
Именно индивидуально подобранная техника, позволяет наладить правильный, а главное эффективный процесс речевого развития у малыша. Именно правильное диагностирование проблемы, значительно повышают шансы полноценного развития малыша.
На что стоит обратить внимание родителям
Каждый родитель должен помнить, что развитие ребенка в большей степени зависит от них. И своевременное определение какой-либо речевой проблемы можно устранить.
Именно в дошкольном возрасте ребенку будет легче наладить свою речь, научиться пользоваться новой информацией и красиво формулировать предложения.
Каждый малыш уже с раннего возраста начинает издавать различные звуки и слоги, а уже к полутора годам может сказать некоторые несложные слова. Дети в трехлетнем возрасте уже спокойно формулируют предложения, и могут объяснить, что им нужно или что им не нравиться.
Если родители отмечают, что малышу легче выражать свои мысли с помощью жестов или плача, то стоит обратиться за консультацией к логопеду. Чем раньше это сделать, тем быстрее получиться устранить проблему.
Не стоит родителям полагаться на то, что малыш со временем выговориться. Следует помочь ему, и тогда он сможет полноценно общаться и жить в социуме.
Как помочь ребенку развить речь в домашних условиях?
Прежде всего речевое развитие ребенка зависит от самих родителей. При правильном общении и достаточном внимании можно избежать нежелательных проблем:
- Родителям следует правильно разговаривать с ребенком, даже если он очень маленький. Не коверкайте речь, каждая ситуация или предмет должны быть сказаны четко и правильно;
- Постоянно читать малышу книги и рассказывать сказки;
- Во время игры говорить, как называется тот или иной предмет;
- Просить ребенка, чтобы он повторил за вами несложные слова;
- При неправильном произношении или формулировке попробовать исправить его;
- Больше петь песенок. Именно песенная форма способствует быстрому запоминанию слов;
- Разговаривать с ребенком везде. Даже если Вы чем-то заняты каким-то делом, в процессе можно рассказывать малышу о проделанной работе. В этом случае, малышу будет даже интересно. Это может провоцировать его к каким-то вопросам или действиям;
- Во время игр использовать множество игрушками и различными предметами.
Все это станет верным помощником в речевом развитии дошкольника.
На сегодняшний день практически в каждом детском саду имеются логопедические группы, где основной задачей перед специалистом стоит развитие речи ребенка и устранение недостатков.
Стоит помнить, что правильная речь дошкольника является основным критерием его готовности к школе.
Основные признаки, определяющие готовность к школе
Существует несколько основных критериев, по которым можно определить готов ли малыш к школе или нет:
- Ребенок должен уметь слушать собеседника;
- Правильно воспринимать информацию;
- Уметь выразить свои действия;
- Отображать информацию;
- Использовать свои речевые знания как средство воздействия;
- Пересказать небольшой текст или сказку.
Все эти моменты определяют, что ребенок сможет полноценно учиться и развиваться.
Все методики речевого развития ребенка подразумевает помощь родителей. То есть занятия с одними специалистами не дадут стопроцентного результата без участия родителей.
Та или иная программа должна закрепляться и прорабатываться в домашних условиях. Если соблюдать все рекомендации и уделять полноценное внимание малышу, то уже в скором времени ребенок начнет радовать своих родителей своими умениями и навыками.
Каждое занятие должно происходить в форме игры. Иначе ребенок может попросту отказаться от обучения. Если малыш устал, то можно отложить поставленные задачи на другое время.
Всем детям очень нравиться общение и активные игры. Поэтому больше уделяйте малышам времени, разговаривайте с ними и играйте.
Третья методика, разработанная О.С. Ушаковой, на основании которой был произведен эксперимент. Уровень речевого и коммуникативного развития дошкольников может выявляться как в начале учебного года, так и в середине (или в конце). Обследование могут проводить методисты или воспитатели. Обследование проводится индивидуально, с каждым ребенком. Беседу с ребенком можно записать на диктофон или сразу в протокол (один взрослый ведет беседу, другой записывает). Если дети хорошо знакомы с взрослым, опрашивающим их, они легко идут на контакт и охотно отвечают на вопросы. Если же приходит незнакомый взрослый, то следует заранее познакомиться с детьми, наладить эмоциональный контакт, для того чтобы они вступали в речевое общение с удовольствием.
Оценка по всем заданиям дается в качественном (записываются ответы детей) и количественном выражении (в баллах). Несмотря на условность количественных оценок за высказывания разной полноты и правильности, они помогают выявить уровни речевого развития: I (высокий), II - средний (достаточный) и III (ниже среднего):
Методика выявления уровня речевого развития.
Методика обследования позволяет выявить успешность усвоения ребенком программных задач по развитию речи, степень владения фонетикой, лексикой, грамматикой и связностью речи при построении разных типов высказываний.
Показатели речевого развития детей старшего дошкольного возраста
Фонетика.
- 1. Правильно произносит все звуки родного языка, твердые и мягкие, глухие и звонкие, различает свистящие, шипящие и сонорные звуки. Осознает недостатки звукопроизношения в речи окружающих и своей речи.
- 2. Четко произносит слова и фразы, пользуется различными средствами интонационной выразительности (темп речи, владение голосом, плавность изложения текста), в зависимости от содержания высказывания.
- 3. Понимает термины «звук», «слог», умеет провести звуковой анализ слова.
- 1. Правильно называет предметы, их действия и качества, различает видовые и родовые понятия, употребляет в речи обобщающие слова;
- 2. Понимает смысловую сторону слова (может подбирать антонимы, синонимы правильно понимает значения многозначного слова разных частей речи).
- 3. Точно употребляет слова в связных высказываниях в зависимости от контекста.
Грамматика.
- 1. Морфология. Правильно согласовывает существительные и прилагательные в роде, числе, падеже, употребляет трудные грамматические формы (глаголы повелительного наклонения, существительные множественного числа в родительном падеже).
- 2. Словообразование. Образовывает новые слова разными способами, подбирает однокоренные слова.
- 3. Синтаксис. Строит предложения разных типов (простые, распространенные, сложные).
Связная речь
- 1. Владеет умением составлять разные типы текстов: описание, повествование или рассуждение;
- 2. Составляет связное высказывание по серии сюжетных картин. Умеет определить тему и содержание, структурно выстроить текст в логической последовательности, соединять части высказывания разными способами связей, предложения строит грамматически правильно. Использует в рассказе образные слова и выражения.
- 3. Излагает текст четко, эмоционально, с выразительной интонацией.
В исследовании принимали участие 20 детей старшего дошкольного возраста.
Методика О.С. Ушаковой состоит из трех серий с заданиями (Приложение №1).
Iсерия - задания на выявление уровня развития словаря и грамматики;
IIсерия - задания на выявление уровня развития звуковой культуры речи;
IIIсерия - задания на выявление уровня развития связной речи.
Вопросы задавались детям в индивидуальном порядке и оценивались по 3-х бальной системе по методике О.С. Ушаковой. Результаты занесены в сводную таблицу обследования речевого развития детей старшего дошкольного возраста
Скачать:
Предварительный просмотр:
Ход обследования
I серия заданий (словарь и грамматика)
1. Ты знаешь уже много слов. Что значит слово кукла, мяч, посуда?
1) Ребенок правильно объясняет значение слов (из нее едят и пьют, это игрушки);
2) называет отдельные признаки, действия;
3) называет 1-2 слова.
2. Что бывает глубоким? мелким? высоким? низким? легким? тяжелым?
1) Выполняет все задания, называет 1-2 слова к Прилагательному (глубокая яма, глубокое море);
2) подбирает слова к 2-3 прилагательным;
3) подбирает слово только к одному прилагательному (высокий забор).
3. Что называют словом ручка?
1) Называет несколько значений этого слова (Ручка пишет. У ребенка ручка. У двери есть ручка);
2) называет два значения этого слова;
3) перечисляет предметы, у которых есть ручка (1-2 слова).
4. Придумай предложение со словом ручка.
1) Составляет грамматически правильно предложение из трех слов;
2) называет два слова (словосочетания);
3) называет только одно слово (ручка).
5. Ручка нужна, чтобы... (писать, держать чашку, держать сумку и т. п.). Ручкой можно... (писать, открывать дверь).
1) Правильно заканчивает разные типы предложений;
2) называет два слова;
6. Взрослый предлагает ребенку ситуацию: «Погулял зайчонок в лесу. Настроение у него веселое. Вернулся он домой такой... (радостный, оживленный, довольный). А если зайчонок был веселый и радостный, то он не просто шел, а... (мчался, несся, летел)».
1) Ребенок правильно подбирает слова, близкие по смыслу (синонимы);
2) называет 2-3 слова;
3) подбирает только одно слово.
Педагог дает другую ситуацию: «Другой братец зайчика пришел невеселый, его обидели. К слову веселый подбери слова, противоположные по смыслу (грустный, печальный, обиженный). А если зайчик был обиженный, он не просто шел, а... (плелся, тащился, брел)»,
1) Правильно подбирает слова, противоположные по смыслу (антонимы);
2) называет 2-3 слова;
3) подбирает только одно слово.
7. Что сделал бы зайчик, если бы встретил волка (лису)? (Убежал бы, спрятался бы, испугался бы.)
1) Правильно называет все слова в сослагательном наклонении;
2) подбирает два слова;
3) называет только одно слово.
8. Скажи зайчику, чтобы он попрыгал, спрятался, потанцевал.
1) Правильно называет слова в повелительном наклонении;
2) подбирает два слова;
3) называет одно слово.
9. Скажи, кто детеныш у зайца? (Зайчонок.) Детеныши? (Зайчата.) У зайца много... (зайчат).
Аналогичные вопросы задаются цро других животных: «У лисы..., волка..., медведя, ежа...»
1) Ребенок называет всех детенышей в правильной грамматической форме;
2) называет правильно только одну форму;
3) не выполняет задание.
10. Назови детенышей собаки, коровы, лошади, овцы (собака - щенок - щенки, много щенят; корова - теленок - телята - двое телят; лошадь - жеребенок - жеребята - много жеребят; овца - ягненок - ягнята - много ягнят).
1) Ребенок называет все слова правильно;
2) называет два-три слова;
3) говорит одно слово.
11. Где живут звери? (Влесу.) Какие слова можно образовать со словом лес? (Лесной, лесник, лесок, лесочек, лесничий, лесовик, ле-совичок.)
1) Называет более двух слов;
2) называет два слова;
3) повторяет заданное слово.
12. Что называют словом игла! Какие иглы ты еще знаешь?
1) Ребенок называет иглы у елки, ежа, у сосны, швейную и медицинскую иглу;
2) называет только одно значение этого слова;
3) повторяет слово за взрослым.
13. Какая игла у ежа? (Острая.) Про что мы говорим: острый, острая, острые?
1) Ребенок называет несколько предметов (острый нож, острая пила, острые ножницы);
2) правильно подбирает два слова;
3) называет одно слово.
14. Что можно делать иглой? Для чего она нужна?
1) Ребенок называет разные действия (шить, вышивать; уколоться);
2) называет два действия (накалывать грибы, шить);
3) называет одно действие (шить).
15. Составь предложение со словом игла.
1) Ребенок составляет сложное предложение (Игла нужна, чтобы шить);
2) составляет простое предложение (Иглой делают укол);
3) называет одно слово.
16. Взрослый говорит, что дети из другого детского сада сказали так: «Папа, иди шепотом», «Мамочка, я тебя громко люблю», «Я ботинки наизнанку надел». Можно ли так сказать? Как сказать правильно?
1) Ребенок правильно исправляет все предложения (Папа, иди тихо. Мамочка, я тебя сильно люблю. Я надел ботинки не на ту ногу);
2) правильно исправляет два предложения;
3) повторяет предложения без изменения.
II серия заданий (звуковая культура речи).
1. В названии каких животных слышится звук л? (Лошадь, волк, слон, белка); звук ль? (Лев, лиса, леопард.)
2. В названии каких животных слышится звук р? (Тигр, корова, баран, жираф.) Звук рь? (Черепаха, курица.)
3. Назови слова, в которых есть звуки с и ш. (Старушка, Саша, сушка.) Звуки ж и з? (Железо.)
1) Ребенок различает твердые и мягкие звуки, дифференцирует шипящие звуки;
2) называет более двух слов;
3) называет одно слово.
4. Дается скороговорка, которую надо произнести быстро - медленно, тихо - громко - шепотом. «Тридцать три вагона в ряд тараторят, тарахтят» (или любую другую).
1) Ребенок говорит отчетливо, меняет темп речи, регулирует силу голоса;
2) недостаточно четко произносит;
3) не владеет умением замедлять, убыстрять темп.
5. Произнеси фразу «Я пойду в школу» так, чтобы мы услышали, что это тебя радует, удивляет или ты об этом спрашиваешь.
1) Ребенок передает заданные интонации;
2) передает только вопросительную интонацию;
3) повторяет повествовательную интонацию.
6. Придумай окончание фразы, чтобы получилось складно: «Ежик-ежик, где гулял? (Я грибочки собирал.) Ежик-ежик, где ты был? (Я все по лесу бродил)».
1) Ребенок ритмично заканчивает фразу;
2) отвечает, нарушая ритм;
3) говорит одно слово.
III серия заданий (связная речь).
1. Воспитатель предлагает ребенку описать ежа (по картинке).
1) ребенок составляет описание, в котором присутствуют три структуры части: начало, середина, конец. Это ежик. Он коричневый, колючий. На спине у ежа острые иголки. Они нужны ежу, чтобы накалывать грибы и ягоды. Ежик заботится о своих ежатах;
2) рассказывает, опуская начало (или конец);
3) перечисляет отдельные качества.
2. Воспитатель предлагает серию картинок (3-4), объединенных сюжетом, предлагает ребенку разложить их в последовательности и составить рассказ.
1) Ребенок раскладывает картинки в правильной последовательности, составляет связный рассказ;
2) рассказывает с помощью взрослого;
3) перечисляет нарисованное на картинках.
3. Воспитатель предлагает ребенку составить рассказ (сказку) на самостоятельно выбранную тему.
1) Ребенок придумывает рассказ (сказку), дает свое название;
2) составляет рассказ с помощью взрослого;
3) не справляется с заданием.
Результаты: низкий уровень 1-25баллов, средний уровень 26-50баллов, высокий уровень 51-75баллов.
При диагностическом обследовании детей выявлено, что у дошкольников есть проблемы со словарным запасом, недостаточный уровень развития связной речи, несформированность навыков грамматически правильной речи. У 25% (5 человек) детей группы речь развита на низком уровне, 75% (15 человек) воспитанников имеют средний уровень развития речи. Высокого уровня развития речи у детей выявлено не было. Для наглядности поместим результаты диагностики на график и сводную таблицу развития детей.
Эта диагностика заключается в следующем. Для выявления развития словаря подобраны 2 задания: 1 игра с куклой и 2 игра с мячом.
Для проведения диагностики необходимо 2 предмета: хорошо знакомая детям кукла и мяч. Сначала необходимо замотивировать детей тем, что в гости пришла кукла, и она хочет познакомиться (сюрпризный момент). После этого осуществляется показ ребенку куклы.
1 задание: игра с куклой , (задаются вопросы в следующей последовательности):
Как зовут куклу? Скажи её имя.
1) Ребенок называет имя в кратком предложении (её зовут Таня)
2) Дает имя (одним словом, Таня)
3) Не даёт имени (повторяет слово кукла)
Что на кукле надето?
1) Самостоятельно называет 2 или более предмета (платье, носки, туфли)
2) С помощью вопросов педагога: «Что это? Покажи…» (это - носочки; начинает взрослый, ребенок договаривает)
3)Показывает предметы одежды, но не называет.
Что на тебе сейчас надето?
1)Называет 2 и более слова (кофта, шорты, штаны)
2)Называет 2 слова (штаны, кофта)
3)Называет 1 слово (платье)
2 задание: игра с мячом
Что у меня в руке? Что это? (держу в руке мячик большой)
1) Называет слово мячик и указывает размер (большой мяч)
2) Называет слово (мячик)
3) Называет другое слово или ничего не называет
Что делает мячик? (после показа действия с мячом задаю вопрос)
1) Называет 2 и более слова (катать, бросать, прятать)
2) Называет 2 слова (катать, бросать)
3) Называет 1 слово (играть)
3. Какой мяч? (дать мяч в руки ребёнка)
1) Называет два признака и более (красный, большой)
2) Называет одно слово (большой)
3) Не называет качеств, говорит другое слово (играть)
Если ответы ребенка подходят под № 1, он получает 3 балла; если ответы соответствуют № 2 – 2 балла; если ответы соответствуют № 3 – 1 балл.
Высокий уровень оценивается в 3 балла – ребенок активен в общении, запас словаря достаточный.
Средний уровень оценивается в 2 балла – ребенок умеет понимать и слушать речь, участвует в общении, отличается не высоким запасом словаря.
Низкий уровень оценивается в 1 балл – ребенок малоактивен и малоразговорчив, словарь ребенка скуден.
Приложение 5
Таблица - Уровень развития словаря детей третьего года жизни на этапе констатирующего эксперимента
№ п/п | Имя ребёнка | Игра с куклой | Игра с мячом | Общее количество баллов | Уровни | ||||||||||||||||
задание | задание | задание | задание | задание | задание | ||||||||||||||||
н | с | в | н | с | в | н | с | в | н | с | в | н | с | в | н | с | в | ||||
Алина | средний | ||||||||||||||||||||
Семён | низкий | ||||||||||||||||||||
Эллина | высокий | ||||||||||||||||||||
Егор | высокий | ||||||||||||||||||||
Катя | высокий | ||||||||||||||||||||
Соня | высокий | ||||||||||||||||||||
Лера | средний | ||||||||||||||||||||
Глеб | низкий | ||||||||||||||||||||
Виолетта | средний | ||||||||||||||||||||
Влад | низкий |
Примечание:
Н - низкий;
С - средний;
В – высокий.
Приложение 6
Цель: выявление уровня развития словаря
ФИ ребёнка: Абатурова Эллина
Дата проведения: 24.10.2016 г.
Возраст ребёнка: 2,3 года
1 задание: игра с куклой
2 задание: игра с мячом
Протокол беседы с детьми по методике Ушаковой О.С., Струниной Е.М.
(на констатирующем эксперименте)