Средневековье на руси временные рамки. Средневековая русь
В конце первого тысячелетия нашей эры на севере европейской части современной российской территории жили индоевропейцы славяне. Это были свободные люди, которые занимались земледелием и содержали скот.
Об их военной истории известно мало, так как письменность отсутствовала, а устные предания не донесли до нас соответствующие сказания. Возможно, это были в целом мирные общины-племена, члены которых иногда участвовали в крупных военных кампаниях под руководством представителей других народов.
В соответствии с хрониками Восточной римской империи (Византии), славяне вместе с аварами осаждали Солунь в начале VII века нашей эры. В этом же веке славяне упоминаются при осаде Константинополя вместе с булгарами и германцами.
Очевидно они и сами подвергались враждебным атакам, так как существуют упоминания о том, что в те далёкие времена рабами-славянами торговали в Европе.
Средневековая Русь
Позднейшие летописи нам сообщают о том, что славяне (словене) пригласили варягов с Балтийского моря в качестве правителей, чтобы обеспечить внутренний порядок в обществе. Варягами были германцы-скандинавы, которые, возможно, были связаны со словенами не только индоевропейским генетическим родством, но и более близкими родственными семейными связями. Так как южное побережье Балтийского моря в те времена было заселено славянскими племенами, которые близко взаимодействовали с германцами западнее и севернее.
Первый известный нам приглашенный князь словен Рюрик стал основателем династии русский правителей Рюриковичей. Под их руководством Русь уничтожила Хазарский каганат, приняла от Восточной Римской империи (Византии) христианство, успешно отбила попытки западных завоевателей (немецких крестоносцев) завладеть русскими территориями и сумела сохранить государственность под игом Монгольской империи.
Оправившись от долгого периода подчинения монгольским правителям, власть Рюриковичей была сконцентрирована в Москве, которая стала центром «собирания» земель.
Погибшая под натиском мусульман Восточная Римская империя передала Москве эстафету православного христианства, сделав Москву Третьим Римом, а московского правителя впоследствии царём.
Гениальная политика Ивана III позволила возвеличить и укрепить Русь так, что она стала привлекательной для православной литовской знати с запада. Так начался период попыток европейской модернизации русского государства.
Внук Ивана III Иван IV Грозный предпринял попытку наладить дипломатический и торговый контакт с европейскими правителями. Ответом стало резкое неприятие Московского государства. Запад недвусмысленно давал понять, что терпеть Московию в Европе на равных он не будет. Иван Грозный попытался заставить Запад считаться с интересами стремительно усиливавшейся Москвы, которая уже к тому времени покорила Казанское и Астраханское ханства на востоке. Итогом противостояния Москвы и объединенного Запада стала тяжелая Ливонская война. Запад потерял Ливонский орден (полностью уничтоженный русскими воинами) и часть своих территорий, а Московское государство было истощено затяжной войной настолько, что было вынуждено вводить ограничения свобод крестьян в качестве чрезвычайных (временных) экономических мер.
После долгого плодотворного правления Ивана Грозного некоторое время правил его сын, после которого род Рюриковичей пресекся, что породило Смутное время и попытки Запада уничтожить русскую государственность. Москва смогла оправиться от этого удара и выбрала нового светского правителя, который стал родоначальником династии Романовых.
Начало Нового времени на Руси
Временные чрезвычайные экономические меры, ограничивающие свободы крестьян, не были не только отменены, но и были углублены и расширены Романовыми. Пётр I Романов окончательно закрепостил русских людей, разрешив торговать ими как скотом. Он отдал управление русским государством в руки пришлых иностранцев, который назвали Русь на свой манер Россией. При европофиле Петре I Русь перестала существовать.
Средневековая: Русь – это довольно аморфное, недостаточно четкое, хронологически размытое понятие, которое открывается временем начала политической раздробленности Древней Руси, прекращения существования единого Древнерусского государства и одновременного утверждения ключевых социально-экономических, политических, культурных, религиозных, идеологических институтов и категорий феодального общества, базирующихся в первую очередь на феодальной иерархии, поземельной зависимости одних слоев населения от Других. Полностью эти особенности раскрываются, не имея практически каких-либо цивилизационных противовесов, в Русском централизованном государстве XV–XVI вв. Русское средневековье завершается, видимо, рубежом XVI–XVII вв., когда Россия вступила в "смутное время" и после него повернула навстречу новым цивилизационным вызовам, которые шли из передовых западных стран, стоявших накануне буржуазных революций и падения абсолютистских, типично средневековых политических режимов.
Вместе с тем, неясность и размытость этой периодизации объясняется тем, что и в XVII в., и в XVIII в. мощные признаки средневековья, особенно на необозримых российских пространствах, продолжали определять русскую жизнь. Поэтому при подходе к решению этого вопроса постоянно следует учитывать и место, и время, и темпы цивилизационных перемен.
В основе приведенной периодизации лежит комплекс критериев и в первую очередь социально-экономический и политический признаки, феодально-иерархическая система и качество государственной структуры.
Однако этот исторический абрис учитывает лишь основные цивилизационные ориентиры, применимые б той или иной степени как к странам Западной Европы, так и к наиболее развитым регионам России и сопредельным с ней государствам Западной Азии, т.е. ко всему евразийскому пространству. Но едва мы касаемся всей территории народов России, как эти критерии начинают колебаться. Не случайно российские ученые предлагают специально для России выделить понятие позднего средневековья и раннего Нового времени.
Приходится учитывать и то, что в Западной Европе цивилизационные процессы протекали значительно быстрее, чем в России. Основные признаки средневековья подвергались там коррозии уже в XIV–XV вв. по мере могучей поступи Возрождения, наступления Реформации и прогресса на этой основе человеческой личности. Огромное значение для отхода от средневековья имели пошлине фантастические географические открытия XV–XVI вв., раздвинувшие мировые горизонты европейских стран. К тому же начала складываться мануфактурная система – предтеча свободного предпринимательства, изживания крепостнических отношений и упорной борьбы городов за свободы от феодального и королевского диктата, борьбы за самоуправление. Абсолютистская власть, феодальная иерархия, сословная система в результате остались на всё более ненадежном экономическом, культурном, психологическом фундаменте, встречали сопротивление всё больше цивилизационных противовесов, разрыхляющих феодальную почву и готовящих ее для свершений Нового времени.
XVII в. по существу открывает в Западной Европе период Нового времени – переходный к смене основных цивилизационных парадигм и постепенного утверждения: принципов такой организации общества, которые не исчерпаны и поныне. При этом основные признаки средневековья в западноевропейских странах (в зависимости от регионов) долго еще – и в XVII в., и в XVIIl в. – продолжали существовать, медленно уступая место новой европейской цивилизации, основанной на буржуазных отношениях в экономике и демократических принципах в политике. Этот процесс шел неравномерно в разных странах: быстрее в Нидерландах, Англии, итальянских городах-государствах, медленнее во Франции, Испании, германских землях.
Средневековье порой еще достаточно цепко держалось в европейском регионе. Еще грозно висела над Испанией тень инквизиции, горели на кострах подвижники-ученые в Италии и Польше, факелы Варфоломеевской ночи во Франции зловеще освещали торжество католической реакции. Кровавый режим Генриха VIII, а затем феодальная диктатура Елизаветы в Англии ставили под сомнение нарождающиеся личностные и свободолюбивые приоритеты.
В России в силу общего замедленного развития региона основные признаки средневековья появились значительно позже, чем в странах Западной Европы. Лишь на исходе существования Древней Руси они раскрываются достаточно полно, в то время как в Западной Европе они уже начали испытывать известный кризис. Более того, эти черты средневековья в России утверждаются в значительно более законченном, доведенном до логического завершения виде. Таким стало крепостное право, самодержавное феодальное государство и его крайняя форма – феодальная диктатура Ивана IV Грозного, складывание абсолютизма первых Романовых и свертывание сословного представительства.
Передовые страны Западной Европы в это время уже расставались с крепостным правом, а абсолютистские монархии оказались в глубоком цивилизационном кризисе. Русское средневековье поэтому не закончилось рубежом XVI–XVII вв., а в своих основных чертях продолжалось и далее.
Именно в этот период времени, по-видимому, складывается в своих основных чертах евразийская сущность Российского государства. Присоединение к России Поволжья и Приуралья, включение в состав России мусульманских народов Казанского и Астраханского ханств, продвижение в Сибирь постепенно превращали Россию в страну, которая и в территориальном, и в политическом, этническом, религиозном, ментальном отношениях испытывала всё большее влияние Азии. Одновременно продолжалась блокада российских границ на Западе и неудачная попытка в период Ливонской войны разорвать кольцо этой блокады. Запад воздвиг железный занавес против России, посодействовав стагнации средневековых порядков в стране и повороту ее государственного лика на Восток
Этому во многом способствовали и неудачная попытка Великого княжества Литовского (Литовско-Русского государства) стать инициатором объединения всех восточнославянских земель, и прочная опора складывающегося единого Русского государства с центром: в Москве на Золотую Орду, а затем сокрушение Московским государством самой Орды и овладение (в какой-то мере) ее политическими традициями.
Победа великого литовского князя Ольгерда при Синих Водах над золотоордынским войском (1363 г.), разгром Дмитрием Донским Мамая на Куликовом поле (1380 г.), знаменитое стояние на Угре (1480 г.) и триумф Ивана III в борьбе с Золотой Ордой означали окончательное поражение Востока в его противостоянии с Западом.
Но уже нарастало новое противостояние Востока и Запада – надвигалась турецкая угроза после сокрушения Византийской империи турками-османами. На этот раз Россия осталась на периферии грозных событий, однако языки всепожирающего мусульманского пламени достигали и российских пределов, постоянно подогревая воинственную ненависть Крымского ханства к Руси, воодушевляя надежды поверженных мусульманских ханств на Волге.
Всё это не способствовало повороту российской цивилизации в западном направлении, консервировало евразийские черты российской политики и российской жизни, хотя общие цивилизационные параметры общественного развития, заданные передовыми странами Запада, властно диктовали России необходимость приобщения страны к этим складывающимся общечеловеческим ценностям. Однако попытки в этом направлении были робкими, единичными и несистемными, они были задавлены средневековыми представлениями и общественной практикой.
Ведущими процессами на Руси стали дальнейшее укрепление помещичьего сословия как социальной и военной опоры Русского централизованного государства, продолжение закрепощения российского, и в первую очередь русского крестьянства, усиление самодержавных феодальных черт в политической системе страны.
Во всех этих процессах развития страны в рамках средневековья важное место занимала Русская православная Церковь, все более встраивавшаяся в политическое состояние общества и во многом определявшая его социально-экономические, колонизационные, культурные процессы. Влияние Церкви порой было всеобъемлющим и противоречивым. С одной стороны, она цементировала общество на путях политической консолидации страны, се борьбы за независимость и суверенитет; способствовала развитию русской культуры, укреплению нравственности народа, укоренению в нем гуманистических тенденции, преодолению отсталых языческих черт, в том числе путем приобщения к христианству народов Поволжья и Приуралья; активно участвовала в экономическом прогрессе страны благодаря усилиям в области организации крупного вотчинного хозяйства и поддержки внутренней колонизации страны. С другой стороны, Церковь поддерживала основные средневековые политические институты и традиции; претендовала на ведущую роль в системе новой российской государственности; вставала стеной на пути новых цивилизационных веяний с Запада; способствовала изоляции России от остального не православного мира и ее всё более агрессивному противостоянию этому миру. Это противостояние особенно обострилось из-за выдвижения Церковью идеи "Москва – Рим", которая стала государственной средневековой пропагандистской панацеей, прикрывавшей и оправдывавшей цивилизационное отставание страны.
Именно средоточие всех этих противоречивых черт российской жизни иа фоне развития евразийского пространства привело к тяжелейшему социально-экономическому и политическому кризису, закончившемуся "смутным временем".
Славянский этнос считается молодым. задолго до его появления на планете сформировались, достигли расцвета и погибли множество государств, цивилизаций, культур. К числу древнейших относится родина стическая культура Египта и культура народов майя(4 тыс до н. э), культура острова Крит, и культура доарийской цивилизации в районе реки Инд(3 тыс до н.э).
К числу древнейших государств относится шумерское государство (3 тыс до н.э) Вавилон, Шань Инь, египетское царство(2 тыс до н.э). своеобразными вершинами своеобразия древности принято считать греческую и римскую цивилизацию (1 тыс до н. э- 1 тыс нашей э).
Ученые до сих пор спорят о происхождении славян, обсуждаются самые разные концепции и теории.
I. Миграционные теории- сторонники этих теорий считают, что славяни зародились в эпоху великого переселения народов и в результате сложных миграционных процессов сумели закрепиться на территории реки Дунай(бывшая римская провинция Норик)
II. Автохтонные – т е теории местного происхождения славян, место рождения славянского этноса называют земли к востоку от реки Эльба, западу от реки Днепр, к югу от реки Припять, к северу от реки Россь.
Большинство ученых считают, что переломным рубежом в истории славян стал 6 век наше э. именно в это время начинается славянского массива на 4 категории на славян северных и южных, западных и восточных. Восточные славяне сумели закрепиться в районе реки Днепр и постепенно распространили свое влияние до Балтийского и Черного морей. 7-8 в на э начался процесс формирования основных предпосылок для возникновения государства у восточных славя.
Государство -это система разнообразных институтов призванная обеспечить выживание,существования и развитие сообщества людей проживающих на одной территории.
Причины возникновения государства у восточных славян.
I. резкое обострение социальных противоречий внутри восточнославянских племен. Во многом связанное с началом технической революции(активным использованием железных орудий труда)
II. необходимость обеспечить безопасность той территории, которых восточные славян считали уже своими.(главное угрозу приходят с востока, хазарский каганат),(юг- византийская империя),(запад- Болгарское государство, Венгерское, Польское и др.),(север- Варяги)
III. необходимость обеспечить сосуществование восточных славян с племенами других этнических групп проживавших на территории восточно-европейской равниной.
В истории становления древнерусского государства есть несколько опорных дать
862 - предводитель наемной варяжской дружины Рюрик установил контроль над ситуацией в Новгороде.
882 – Олег объединил под своей властью земли Новгорода и Киева.
911 – один из первых руско-византийский договоров.
988 - крещение Руси Владимир 1
1019-1054 княжение Ярослава Мудрого, расцвет государства.
1097 съезд князей в Любяче(каждый держит отчину свою)
1113-1125 - княжение Владимир Мономах.
Характерные черты древнерусского государства
1)слабый государственный аппарат. Его функции не были четко определены, авторитет у населения был не очень высокий, он был очень не многочисленный. Основу государственного аппарата составляла семья великого князя и его дружина (около 1000 чел) при этом численность общерусского ополчения, которое собиралась для военных походов доходило до 50000 человек.
2) очень сложная социальная структура населения, пестрый этнический состав. К 10 веку общая численность жителей государства составляла примерно 4.5 мил человек,который принадлежали к самым разным этническим группам.
3)христианство как господствующая государственнаярелигия.
4) быстрое появление письменных законов. 11 в русская правда 3 главные редакции это кратка, пространная, сокращенная более ста списков.
5) высокий уровень развития культуры. Культура- это система материальных и духовных ценностей созданных человеком. Большинство достижений древнерусской культуры так или иначе связана с русской православной церковью (десятинная церковь, софийский собор в Киеве, Софийский собор в Новгороде) литература (слово о законе и благодати, повесть временных лет, новгородские берестяные грамоты, пословицы, лирические песни, былины)
P.S. ученые отмечают очень не высокий уровень жизни большинства жителей древнерусского государства короткая продолжительность жизни, юноша с14 считался абсолютно взрослым, а девочки 12 лет на выданье.
В 17 в профессор галльского университета Фристофор Циллариус предложил разделить мировую историю на античность, средневековье и новое время. Споры о том когда в европейских странах началась эпоха средневековья идут уже много лет и далеки от завершения (395г.- разделение римской империи на западную и восточную. 476- отречения ромула агустула. Идр.)
Сегодня под термином средние века или средневековье понимают особую историческую эпоху в развитие европейских государств. Это эпоха подразумевает ряд сущностных особенностей в жизни этих государств.
А) феодальная система землевладения.(при такой система владельцы земли феодалы или сеньеоры предоставляют своим вассалам земельные владения (феоды) за службу, на этих наделах трудятся крепостные крестьяне, которые выплачивают оброк или отрабатывают барину)
Б) система вассалитета. (это система особых иерархических отношений между феодалами в основе которой лежит принцип личной зависимости.)
В)доминирование церкви в культурной и политической жизни государстве.
Г) идеалы монашества и рыцарства.
Историю русского средневековья большинство ученых начинают с эпохи феодальной раздробленности, о причинах наступления которой есть разные точки зрения, среди главных причин феодальной раздробленности на Руси обычно называют.
I. Развитие системы феодального землевладения. (уже к 10 в эксплуатация зависимых крестьян стала более выгодна Lчем традиционный сбор дани и пошлин)= вотчины становятся массовым явлением. Владельцы вотчин были заинтересованы в том что бы создать сильную местную власть L, способную быстро и эффективно защищать из интерес.(какие итересы)
II. Бурный расцвет городов. в 10 в источники фиксируют 25 крупных русских городов которые превратились в центы политической культурной, экономической жизни, накопив большие богатства города стали вмешиваться во взаимоотношения князей нарушая традиционный порядок передачи власти.
III. Ослабления напора кочевников на востоке, которая совпала с нарастание давление на русские земли с запада.
IV. Кризис системы управления (процесс постоянного расширения территорий древнерусского государства к концу 10 в привел к своему логическому результату великий князь киевский. утратил возможность контролировать ситуацию на всей территории государства) (слабые информационные потоки); слабые транспортные коммуникации;
V. Кризис норм древнеславянской этики (падение нравственности) .
Первая смута началась в 972 г(после смерти великого князя Святослава) Яропол и Владимир.
1016 г -после смерти Владимира, Святополк и Ярослав, Борис, Глеб.
1073г после смерти Ярослава мудрого.
1093 - после смерти Всеволода.
К середине 12 в на территории бывшего древнерусского государства существовало уже 15 самостоятельных княжеств, в 13в около 50. В 14 в 250. Но одновременно с процессами распада в 12-13 вв шли процессы объединения русских земель. Новыми центрами новой русской государственности стали Галицко-волынского княжество, Влаимиро-суздальскоке княжество, новгородская земля.
Последствие феодальной раздробленности.
С одной стороны
1)стремительное развитие ремесла, с\х, торговли, в некоторых землях и княжествах.
2) оформление институтов политической власти на местах (власть стала ближе к народу).
3)расцвет средневековой русской культуры.(Успенский собор в Галиче, Дмитровский собор во Владимире, церковь покрова на Нерли.)
Но с другой стороны.
1)Уничтожение материальных и духовных ценностей в ходе усобиц.
2)гибель людей. Русские убиваю русских.
3) ослабление военного потенциала русских земель.
Монгольское нашествие.
О монгольском этносе учены знаю очень немного известно что он зародился на границе степей и пустынь центральной Азии (Байкал), известно что его становление произошло в 11- 12 вв известно что особую роль в его истории сыграл Чингисхан. Ученые спорят о причинах миграции монголов, которая началась в конце 11 в и носила очень устойчивый характер. Возможно это было связанно с поиском новых пастбищ, возможно монголы искали кротчайшие пути в богатые регионы мира, возможно движение монголов было связанно особенностями их мировоззрения.(последние море).
Первое столкновение монголов и Руси 1 мая 1223 г на р. Калка (Азовское море), несмотря на победу монгольские войска в глубь русских земель не пошли. 1235 на курултае в местечке Каракорум было принято решение о большом походе. Выдвижение войск началось 1237 г. Основные боевые действия начались 1238г. 4 марта 1238 г на реке Сить монголы разгромили войска великого князя Владимирского Юрия. было разорено 14 городов северо-восточной Руси. Но при этом Новгород разорен не был. 1239 г монголы предприняли поход на юго-западную Русь через которую ушли в восточную Европу, в это же время жителям Новгорода пришлось отразить нападение шведов(1240) устье реки Нева и немцев (1242) чудское озеро.
В середине 13 в на огромной территории от Дуная и до Алтая сформировалась государство золотая орда. Русские земли были объявлены часть этого государства. Между золотой ордой и русскими землями сложились очень не однозначные отношения. О характере этих отношений споры продолжаются до сих пор.
I. Соловьев- ордынское иго стало главной причиной замедленного развития Руси, но сути русской государственности не изменило. Аргументы: а) монголы не создали на Руси свое правящей династии. Б) в русских землях не действовали монгольские законы. В) монголы не тронули духовную основу русской государственности православие.
II. Карамзин- ордынское иго изменило суть русской государственности. Аргументы: а) во многих русских городах исчезли вечевые институты власти. Б) принципиально изменился характер взаимоотношений княжеской власти и ее окружения (на смену вассальным отношениям пришли отношения подданичества. в) резкое падение общего уровня культуры, смертная казнь, пытки, резко уменьшается число книг и грамотных людей.
III. Гумилев – ордынского ига не было, а существовал взаимно выгодный компромисс между русскими землями и золотой ордой. суть компромисса – орда получила огромные материальные и людские ресурсы Руси, Русь получила защиту от западных государств, стремившихся распространить свое влияние на территорию Руси. Монголы стимулировали торговлю русских купцов с востока вели в русскую культурную традиции восточную культуру, обновили высшие эшелоны русской знати.(Годуновы, Карамзины, Сабуровы, идр)
На рубеже 13-14 вв начался процес объединения русских земельв рамках единого государства, по сравнению с западной Европой он начался с опозданием, носил форсированный характер и прошел следующие хронологические этапы.
Термин «средние века» вошел в научный оборот в эпоху Возрождения, тем самым философы-гуманисты подчеркивали связь своего времени с античностью: от «золотого века» человечества их отделял некий средний, промежуточный период, «темные века», как назвал их Петрарка. Позднее термин, естественно, утратил свою смысловую нагрузку, однако в историографии как общепринятое понятие сохранилось название «средневековье», временные рамки которого охватывают период с 5-го века и до начала 16-го века. Эти рубежи носят относительный характер и разнятся в истории различных государств.
Условности хронологии
Хронология и периодизация - относительные критерии, искусственно привнесенные исследователями, используемые для удобства обозначения того или иного времени, сопоставления событий в разных странах и т. п. Это в полной мере относится и к периоду под названием «средневековье», пространственные, временные рамки которого по-разному обосновывают отечественные и зарубежные историки. Как верно отмечал А. Я. Гуревич, люди средневековья, как и античности или не давали наименования своей эпохе, не осознавали, что живут в период средних веков. При разделении на хронологические отрезки ученые руководствуются некими оригинальными признаками, качественными характеристиками, присущими конкретной эпохе.
Периодизация
Как историографическая традиция обозначает западноевропейское средневековье? Временные рамки (века) - с V в. до начала XVI в. Внутри этого почти тысячелетнего промежутка времени обычно выделяют следующие этапы:
- V-XI вв. называют Ранним средневековьем (или «темными веками», так как этот период в истории человеческой цивилизации остается наименее изученным в силу крайне скудного отражения в источниках). Начался после упадка Римской империи. Одни из самых ярких явлений - великое переселение народов, завоевание христианами Пиренейского полуострова (так называемая Реконкиста), расцвет Византии, Франкского государства.
- XI-XIV вв. - это классическое (или Высокое) средневековье. Основные события - быстрый рост населения Западной Европы, практически повсеместное распространение христианства, развитие городов и урбанизация, возникновение и развитие феодальных отношений.
- XIV-XVI вв. относят к Позднему средневековью (некоторые исследователи этот период причисляют уже к раннему Новому времени). Это период бедствий, голода, чумы, Столетней войны и монголо-татарских нашествий, которые серьезно опустошили Западную Европу. Вместе с тем это время церковной реформации, великих географических открытий, развития науки, изобретений, достижений в традиционной медицине.
временные рамки для России
На территории, занятой славянскими племенами, становление феодального государства шло медленнее, чем на Западе, потому многие историки относят начало средневековой эпохи к IX в. А Новое время начинается в конце XVII в. с правлением Петра I. Внутри эпохи выделяются обособленные периоды:
- IX-XII вв. - существование централизованного Киевского государства.
- XII-XIII вв. - начало феодальной раздробленности и попадание части земель под власть монголо-татарского ига.
- XIV-XVII вв. - становление и развитие русского государства с центром в Москве.
Характеристика эпохи
Так хронологически выглядит средневековье, временные рамки связаны с событиями, повлекшими за собой необратимые изменения. В конце V в. варварские орды ворвались в Рим - главный оплот античной цивилизации на то время, а в начале VI в. прекратила существование последняя античная школа философии.
Ключевая характеристика Раннего средневековья - это разложение родоплеменных отношений у варварских племен Европы и образование феодальных, что к концу периода приводит к формированию и правящих династий. Коренным образом меняется суть экономических отношений в средние века. Пространственные, временные рамки эпохи прочно связаны с распространением христианской религии, которая стала в духовном плане отражением феодализма, как язычество было в свое время характерно для общинно-родового строя.
Относительно славянских племен все вышеперечисленные черты просматриваются в их истории отчетливо только с IX в., когда происходит установление государства с центром в Киеве. Приблизительно в то же время на русские земли проникает из Византии христианство восточного (православного) обряда, и к рубежу тысячелетия приобретает статус официальной религии.
Классическое средневековье
Высокое средневековье (временные рамки XI-XIV вв.) начинается в Западной Европе со становления государства Карла Великого и характеризуется укреплением позиций католической церкви, ее доминантной ролью на всех уровнях человеческой деятельности - от политики до повседневного быта. В системе образования господствует схоластическое учение, мировоззрение и материальная культура глубоко религиозны.
Христианство определяет и русское средневековье, временные рамки которого, как и событийное содержание периодов, очень отличаются от западноевропейских. К XII в. православие стало не только официальной государственной религией: последние язычники, верующие в древних славянских богов, оставались разве что в глухих лесных районах и не представляли угрозы существованию централизованного государства. Но феодальные междоусобицы, сотрясавшие больше или меньше любое государство в средние века (временные рамки на Руси - XII-XIII вв.), ослабили Киевское государство и сделали его легкой добычей для пришедших с востока орд кочевников монголо-татар. Таким образом, укреплению авторитета церкви способствовала и внешняя угроза в лице чуждых в этническом и религиозном смысле захватчиков.
Отличительные черты европейского и русского периодов
Принципиальное отличие в этот период истории Руси от Западной Европы очевидно: для империи Карла Великого это время максимального расцвета культуры, создание канонического образа средних веков, в Восточной Европе во всех сферах жизни наблюдается упадок, связанный с тяжким бременем противостояния могучему азиатскому противнику.
После свержения монголо-татарского ига былую целостность Киевской Руси восстановить уже не удалось: западные земли объединились в Галицко-Волынское княжество, а на востоке все большее влияние получали московские князья.
Заключительные десятилетия эпохи Высокого средневековья
Конец на Западе связывают с голодом, поразившим многие земли в начале XIV в., эпидемией чумы, крестьянскими бунтами и Все эти трагические события влекли за собой буквально вымирание половины населения, следовательно, упадок во всех сферах жизни.
В то же время для России средние века, временные рамки XIV-XVII вв., стали эпохой становления и укрепления государства вокруг Москвы. Русь достаточно окрепла в это время, чтобы сбросить бремя золотоордынского ига. Более того, многие отечественные исследователи склонны видеть в новом Русском государстве, основанном на владимиро-суздальских историко-культурных традициях, характерные черты Возрождения. Это и расцвет культуры, архитектуры, живописи, и появление литературных произведений, в центре внимания которых человек и его чувства, а не религиозные вопросы.
В начале XVII в. на московский престол восходит династия Романовых, представители которой правили страной до свержения монархии в 1917 г.
Позднее средневековье и переход в Новое время
Такое зыбкое понятие, как Позднее средневековье, временные рамки и страны охватывает по-разному: где-то более отчетливо проступают черты Нового времени, а кое-где сохраняется традиционный феодальный уклад. В государствах Западной Европы появляется движение за реформацию церкви, происходят промышленные революции, меняется философия и взгляды на мир. А в Московском царстве еще почти два столетия все оставалось без существенных изменений: потому средневековье в России (временные рамки IX-XVII вв.) заканчивается намного позже.
Западноевропейское средневековье временные рамки, завершающие этот почти тысячелетний период, относит к концу XV - началу XVI вв. За точку отсчета чаще всего принимают открытие Колумбом Америки в 1492 г.
В России завершить период средневековья удалось только Петру I через ряд прогрессивных и часто непопулярных реформ в конце XVII в.
Выводы: средневековье западноевропейское и русское
Таким образом, временные рамки средневековья в России и Западной Европе сильно разнятся, хотя сущность периода остается в большинстве вопросов сходной. Это и господство церкви и религии во всех сферах жизни, и упрочение феодальных отношений, и последующее становление монархии, которая сохранится в Новое время.
В конце средневековья начался явный технический прогресс - изобретены доменные печи, огнестрельное оружие, Появилось понятие учебных заведений. Прогресс постепенно проявляется во всех сферах жизни. В последние десятилетия Позднего средневековья начался бурный расцвет искусства.
Введение
Период Средневековья имеет огромное значение в истории русской культуры. При этом эпоха Средних веков в России длилась дольше, чем в других европейских странах.
Начало новой эпохе было положено с принятием христианства в конце 10 века (989), когда русские княжества вошли в византийский ареал и восприняли один из наиболее развитых на тот момент в мире типов культуры. При этом знамение крещение Руси положило начало становлению российской православной цивилизации. В свою очередь, крещение было вызвано комплексом факторов. И среди них стремление Владимира укрепить государство и его территориальное единство.
Стремясь заменить славянский языческий пантеон авторитетной монотеистической (единобожие) религией, князь Владимир выбирал между четырьмя вероисповеданиями. Вопрос о выборе веры был вопросом о выборе политической и культурной ориентации и шире -- самого характера народа и его психологии.
В свою очередь, византийские мастера построили на Руси каменные храмы, интерьеры которых были украшены мозаиками и фресковыми росписями. Однако следует отметить, что, в отличие от религии и основных философских знаний, принятых Русью из Византии и не менявшихся до XVII в., в области художественной культуры Русь начала сразу вырабатывать самостоятельные формы. Так, к началу XII в. блестящих успехов достигла оригинальная русская литература и прежде всего летописание. Разительно отличались летописи и от западноевропейских анналов. В том случае, если летописи Древней Руси были неким воплощением осознания возникновения нового народа, то летописи Московском Руси имели целью собрать и сохранить всю предшествующую традицию. Это свидетельствовало о высоком развитии чувства исторической памяти.
Характеристика средневековой Руси как последовательной смены фаз развития позволяет проследить все многообразие, многофакторность ее экономической жизни, политических изменений, духовной и художественной культуры. Это процессы динамические, изменяющиеся в своих внутренних пределах, вектор которых указывал в направлении трансформации средневекового культурно-исторического комплекса.
Целью данной работы является изучение особенностей культуры Средневековой Руси.
Общая характеристика средневековой Руси
В истории Российского государства и культуры периода с IX по XVII в. принадлежит особое место. Именно в этот период определились границы всего государства. Только в Средние века были неким образом заложены этнокультурные основы будущих наций и многих национальных языков. В период Средневековья сформировались православно - христианские общественные идеалы.
При этом в истории средневековой Руси можно проследить несколько этапов:
· I - древнейшая история Русского государства со второй половины IX в. до 30-х годов XIII в.;
· II - вторая половина XIII-XV в.;
· III - начало XVI-XVII в .
Древнорусское государство раздробилось в процессе феодализации на ряд отдельных, в известной мере самостоятельных, княжеств и земель. Феодальная раздробленность, являвшаяся закономерным этапом исторического развития Руси, была следствием экономического обособления отдельных княжеств. Рост крупной собственности и распространение продуктовой ренты создали в этот период более благоприятные условия для дальнейшего развития экономики. Вместе с тем следствием раздробления было усиление княжеских усобиц. В условиях постоянных междоусобных войн внешнеполитическое положение Руси ухудшилось, и, в конце концов, в результате татаро-монгольского нашествия она потеряла свою независимость.
Экономическое и политическое развитие Древней Руси дохристианской поры, отличавшееся динамизмом и многокачественностью, породило множественность форм и проявлений духовной культуры, достаточно высокой для своего времени. К сожалению, очень многое из культурного достояния древнерусского общества безвозвратно утрачено: в том повинны и безжалостное время, и всесокрушающие стихийные бедствия (прежде всего пожары), и многочисленные вражеские нашествия, перемежавшиеся княжескими междоусобицами, и пренебрежительное отношение господствующих классов к народному культурному наследию. Есть доля вины (и притом немалая!) и на русской православной церкви: по ее повелению истреблялись как «порождения языческого суеверия» или предавались забвению многие произведения культуры дохристианского времени .
Киевская Русь являлась крупнейшим государством периода Средних веков. При этом в отличие от других восточных и западных стран процесс формирования российской государственности имел свои некоторые особенности. Одна из них - это пространственная и геополитическая ситуация. В этом смысле Российское государство занимало средне положение между Европой и Азией. В свою очередь, Киевская Русь не имела определенных, ярко выраженных границ.
В процессе становления Русь смогла приобрести особенности как восточных, так и западных стран. Помимо этого, острая потребность в постоянной защите от внешних врагов огромной территории вынуждала сплачиваться народы с различным типом развития, вероисповедания, а также культуры.
Крещение Руси оказало определенное влияние и на культурную жизнь общества. Христианство сыграло огромную роль в идеологическом обосновании и тем самым в укреплении власти киевских князей. Церковь присваивает киевскому князю все атрибуты христианских императоров. На многих монетах, отчеканенных по греческим образцам, князья изображаются в византийском императорском уборе.
Огромное влияние крещения отразилось и в художественной области. В данном случае многие греческие художники создавали в новообращенные стране произведения искусства. К, примеру, Софийский собор в Киеве, построенный Ярославом в 1037.
В свою очередь, с православием на Русь пришло искусство красноречия. В данном случае древнерусские ораторы - проповедники в собственных речах утверждали духовно - нравственные ценности веры. Они объединяли людей, а также учили многих .
Стоит отметить, что церковное проповедничество могло быть устным и письменным. Именно оно было школой непосредственного приобщения народа к высоким ценностям культуры. А моральное сознание и поведение являются основными характеристиками человека как социального существа. При этом мораль представляет собой духовно-практический способ освоения действительности, определяющий отношение человека к другим людям, к обществу, к самому себе.
Одно из самых замечательных произведений древнерусской письменности, дошедших до наших дней, - «Слово о Законе и Благодати». Подобное произведение было создано митрополитом Илларионом - первым русским митрополитом на Руси.
И, тем не менее, историю русских земель II периода следует разделить на три этапа:
I - 40-е годы XIII - начало XIV в. (этап характеризуется довольно глубоким демографическим кризисом);
II - XIV в. (этап характеризуется преодолением кризиса);
III - XV в. (этап характеризуется достаточно быстрыми темпами роста производительности, а также непосредственным вовлечением в процесс развития феодализма земель с финно - угорским населением).
Стоит обозначить, что к концу XV века образовалось государство типа сословной монархии - Московское государство. Оно при этом добилось полного освобождения от монголо - татарской зависимости. Начиная с XV века также довольно постепенно складывались некоторые предпосылки формировании новых народностей и даже выделения языков. В пределах Московского государства началось непосредственное воссоединение бывших земель Киевской Руси .
Начатый первыми московскими князьями процесс непосредственного собирания земель и определенного укрепления собственной власти в это время активно продолжался. И после долгой и тяжелой борьбы между князьями Москва стала политическим центром русских земель.
Так, Иван III (1440 - 1505) присоединяет Новгород в 1478 г. Он отменяет вече. Затем последовали Тверская земля и Вятка. Осторожный и расчетливый политик Иван III сумел завершить изгнание ордынцев долгим «стоянием» на реке Угре (приток Оки). И в ноябре 1480 г. ордынское иго закончилось. Перед Иваном III стояли задачи объединения русских земель вокруг Москвы и централизация великокняжеской власти.
В свою очередь, начинает налаживаться система органов центрального управления. Данная система включала в себя:
· казну (финансовые, внешнеполитические и иные общегосударственные дела);
· дворцы (управление из центра присоединенными землями);
· наместников (назначаемые из центра правители уездов) .
Важно подчеркнуть, что довольно длительный процесс собирания раздробленных русских земель в единое государство завершался. И Иван III принял титул Великого князя Всея Руси. Так, он имел печать великого государя. На одной стороне такой печати изображен двуглавый орел, а на другой - всадник. При этом прогрессивный процесс формирования единого государства сопровождался постепенным закрепощением крестьян в законодательном порядке.
Важно подчеркнуть, что русская культура за два с половиной века прошла тернистый путь от страшного разорения, что приостанавливало ее развитие, к упорному возрождению которое смогло привести ее к высочайшим достижениям. В свою очередь, многообразная по собственным местных особенностям, культура все более складывалась как единое целое.
Что касается III периода развития, то в условиях Московского государства сформировался феномен России. Именно в тот период и закрепилось название страны. В течение середины второй половины XVI-первой трети XVII в. произошел поворот от культуры Древней Руси к культуре России Нового времени. Это было начало нового периода русской истории - подготовки страны к эпохе реформ Петра I.
Таким образом, период Средневековья имеет огромное значение для развития Российского государства. Именно в этот период определились границы всего государства. Именно в этот период Средневековья сформировались православно - христианские общественные идеалы.