Что значит отдавать кесарево кесарю, а божье Богу? Кто такой кесарь в Библии? Кесареву кесарево поговорка смысл поговорки.
Царь Давид и Соломон, фарисеи и кесарь, пророк Илия и многие другие такие знакомые и, одновременно, незнакомые имена. Кем были все эти библейские герои? Хорошо ли мы знаем кто есть кто в Библии? Не путаем ли порой с какими-то теми или иными мифологическими персонажами? Чтобы разобраться во всем этом «Фома» открыл проект кратких рассказов . Сегодня мы говорим о том, кто такой кесарь.
«Кесарь» - греческая форма латинского «Caesar». Это имя основателя Римской монархии, императора Гаия Юлия Цезаря. Оно было присвоено его преемникам и стало титулом, который имел то же значение, что и «император».
Слова Иисуса Христа «отдавайте кесарево кесарю, а Божие Богу» содержатся в трех Евангелиях (Мф 22:22, Мк 12:17, Лк 20:26).
Однажды фарисеи послали ко Христу людей спросить, позволительно ли платить подати кесарю.
Иудея входила в состав Римской империи и ее жители были обязаны платить подати Римском правителю - кесарю.Нежелание платить подати соответствовало стремлению многих иудеев добиться независимости от Римской империи. В Христе иудеи видели в том числе возможного лидера национально-освободительного движения. Вопрос о податях фактически можно истолковать как вопрос о том, готов ли он возглавить восстание против римлян.
Согласие с уплатой податей означало, что Христос лоялен по отношению к Риму и против идеи освобождения иудеи, и это могла восстановить против Него народ. Отказ от уплаты податей мог быть истолкован как открытый протест против Рима и грозил тюремным заключением и наказанием. Ответ Христа: «отдавайте кесарево кесарю, а Божие Богу» лишил фарисеев возможности уловить Его и расставил приоритеты.
В Новом Завете значении титула императора слово «кесарь» употребляется при упоминании правителей Августа (Лк 2:1), Тиверия (Лк 3:1), Клавдия (Деян 18:2), Нерона (Деян 25:12, 21; 26:32). Словосочетание "друг кесаря" (Amicus Caesaris) было официальным почетным титулом, который предоставлял существенные привилегии, его лишение влекло за собой немилость (Ин 19:12).
На анонсе фрагмент Бюст Цезаря из Национального археологического музея в Неаполе. Источник фото wikipedia.org
Исправьте!ошибки! в статье:
Иудея входила в состав Римской империи и ее жители были обязаны платить подати Римском!у! правителю - кесарю.
В Новом Завете!в! значении титула императора слово «кесарь» употребляется...
Светлана, спасибо за критику. Согласен, что "белая" версия, в любом случае, не была удачной. Но надо главное понимать. Важнейшая проблема в интернете не только в дизайне, а прежде всего, в том, 1) где именно сайт расположен, где лежит информация, насколько надежно она сохраняется, хватает ли у хостинга возможностей принять все читательские запросы и 2) на каком "двигателе" сайт сделан и соответственно, можно или нельзя будет развивать его. В этом смысле, мы совершили переезд потому, что как бы кому не нравился прежний вариант, "Фома онлайн" вообще не имел возможности развиваться. Даже больше: рисковал лишиться управляемости и перестать работать. И мы сейчас, кажется, наконец-то решили эту проблему. То есть в интернете мы отвели от себя крайние риски, и читатель может рассчитывать, что будет видеть и читать нас (хотя даже банальный разбор архивов еще далек от окончания). Это невидимая большинству часть трудностей, которые зачастую скрыты от читателей "Фомы" и не до конца осознаются в связи с высоким, "дорогим" качеством главного нашего детища. Нас считают очень мощными, способными легко решать проблемы -- но это не так. Все 20 лет существования "Фомы" -- чудо и "случайность", это помощь очень узкого круга верных благодетелей. Что же касается дизайна, то вопрос очень спорный. "Фома" -- не просто журнал, а иллюстрированный журнал. И в интернете нам никак не удавалось найти способ подать те художественные и фото элементы, без которых уходит многое, что дает человеку бумажная версия "Фомы". Я считаю, только сейчас, только при новом дизайне, появилась возможность сделать акцент на визуальных образах, которые так важны для нас. И особенно -- когда речь идёт не об отдельных публикациях, а о циклах, таких, например, как Тема номера. При выкладывании в интернете наши тематические подборки теряли единство; переставали восприниматься как "журнал в журнале". И по-моему, сейчас, при новом дизайне, независимо от ассоциаций с кем-либо, стало меньше проблем в главном -- верном понимании того или иного элемента "Фомы". В любом случае, спасибо Вам за критику. Она всегда воспринимается нами с благодарностью. Если возникли какие-то вопросы и возражения, пишите, пожалуйста, буду только рад. 🙂
Дорогая редакция Фомы!
Спасибо вам за ваши тексты. Единственный бльшой минус - это ваше стремление изменить ваш сайт. Несколько лет назад это был самый нормальный из всех существующих на сегодняшний день версий сайта. Потом вы его сделали каким-то белым и выглядящим непрофессионально. Его стало не очень приятно (визуально) читать. Сейчас сайт по стилистике вообще похож на сайт проекта "Спутник и Погром". Некоторым патриотически (или возможно "патриотически") настроенным силам этот стиль очень нравится. Но Фоме такие ассоциации очень вредят. Раньше это был сайт журнала "Фома", издания со своим лицом и мнением. Сейчас сайт выглядит очень вторично.
С уважением,
Светлана
Обратимся к Евангельской истории
«Тогда фарисеи пошли и совещались, как бы уловить Его в словах. И посылают к Нему учеников своих с иродианами, говоря: Учитель! мы знаем, что Ты справедлив, и истинно пути Божию учишь, и не заботишься об угождении кому-либо, ибо не смотришь ни на какое лице; итак скажи нам: как Тебе кажется? позволительно ли давать подать кесарю, или нет? Но Иисус, видя лукавство их, сказал: что искушаете Меня, лицемеры? покажите Мне монету, которою платится подать. Они принесли Ему динарий. И говорит им: чье это изображение и надпись? Говорят Ему: кесаревы. Тогда говорит им: итак отдавайте кесарево кесарю, а Божие Богу. Услышав это, они удивились и, оставив Его, ушли» (Мф. 22:15–22).
Фарисеи имели четкую цель. Они хотели уловить Иисуса логической вилкой: если Он скажет, что налог платить надо, – фарисеи разнесут по Иудее весть, что Иисус – коллаборационист, что Он не является Мессией, а значит, не несет Израилю никакого освобождения … Если Иисус произнесет, что платить налог в имперскую казну не надо, то хитрые фарисеи донесут об этом в римскую администрацию, а та уже расправится с бунтарем, положит конец проповеди Иисуса. Иисус выходит из этой логической ловушки блестяще. Он просит дать Ему монету, которой уплачивается налог…
В Палестине в то время, по утверждению историков, ходило два вида монет. Евреи добились от римской администрации необходимых уступок: учитывая их религиозность, им было разрешено чеканить собственную монету. В обиходе евреи пользовались римской монетой в обычной торговле. На это они были согласны. Но было одно пространство, куда они не могли допустить римские деньги. На римских монетах были изображения богов (и олимпийских, и земных – императоров). Надписи на этих монетах гласили, что императоры – боги. Таким образом, каждая монета была и карманным идолом, и языческой декларацией. В Храм же ничто языческое не могло быть внесено. Но подать в Храм приносить надо. Жертвенных животных приобретать надо. На нечистые же деньги нельзя приобрести чистую жертву… Евреи, очевидно, достаточно доходчиво объяснили римским властям, что если им не будет разрешено чеканить свою монету, имеющую хождение в храмовом пространстве, то народ взбунтуется. Римская империя была достаточно мудра, чтобы не раздражать покоренные ею народы по мелочам… Так в Палестине продолжали выпускаться свои монеты (священные полусикли [см.: Лев.5:15; Исх.30:24] - современное название "шекель"). И те самые менялы, что сидели во дворе Храма, как раз переводили светские, нечистые деньги в религиозно-чистые.
И вот Христа спрашивают, надо ли платить налог Риму. Христос же просит показать – какими деньгами уплачивается этот налог. Ему, естественно, протягивают римский динарий. Следует встречный вопрос: Чье это изображение и надпись? (Мф.22:20). Этот вопрос является решающим потому, что по представлениям античной политэкономии правитель был собственником земных недр и, соответственно, всего золота, добываемого в его стране. И значит, все монеты считались собственностью императора, лишь на время одолженной им своим подданным. Следовательно, монета и так принадлежит императору. Почему бы тогда ее не вернуть владельцу?
Итак, первичный смысл ответа Христа ясен: Храму надо отдать храмовую монету, а Риму – римскую. Но если бы Спаситель ответил именно этими словами, – то этим смысл Его ответа и ограничился бы… Однако Господь отвечает иначе: Отдавайте кесарево кесарю, а Божие Богу (Мф.22:21). Тем, кто не видел римские динарии, дерзость и глубина этого ответа непонятны. Суть в том, что на динарии императора Тиберия (в ту пору правившего Римом) была надпись: Tiberius Caesar Divi Augusti Filius Augustus Pontifex Maximus («Тиберий Цезарь, сын божественного Августа, Август, верховный понтифик (верховный жрец)»). Истинный Сын Божий держал в руках монету, на которой было написано, что сыном бога является император…
Тут: или – или. Или Христос есть путь (Ин.14:6), или император – мост («понтифик» означает «мостостроитель», тот, кто строит мост между миром богов и миром людей). Или Христос является единственным посредником между Богом и человеком (1Тим.2:5), или таким посредником является царь. Монета утверждает, что император – сын бога, что он сам обладает божественным статусом и достоин божественного поклонения… Так что в этом случае должны были бы означать слова отдайте Божие Богу (Мф.22:21)? Да, благоверный римлянин должен был бы эти слова отнести к динарию и к императору. Но Христос сказал эти слова очевидно в другом смысле. Он противопоставил Бога, Истинного Бога, и императора. Отныне государственная власть была десакрализована. Император – не бог. Ему могут принадлежать деньги, но не совесть.
Говорят Ему: кесаревы. Иисус сказал им в ответ: отдавайте кесарево кесарю, а Божие Богу. И дивились Ему» (Мк.12:13-17). Они сказали Ему: кесаревы. Тогда говорит им: чье это изображение и надпись? Ты правдиво говоришь и учишь и не смотришь на лице, но истинно пути Божию учишь; позволительно ли нам давать подать кесарю, или нет? Он же, уразумев лукавство их, сказал им: что вы Меня искушаете?
Для сего вы и подати платите, ибо они Божии служители, сим самым постоянно занятые. Иисус, указывая на динарий (римская монета) с изображением кесаря, спросил их: «Чье этот изображение и надпись?
Светскость направлена не на Бога, а на общество. Ты справедлив, и истинно пути Божию учишь, и не заботишься об угождении кому-либо, ибо не смотришь ни на какое лице; итак скажи нам: как Тебе кажется? С другой стороны, Он ясно говорит, что человек должен поклоняться только Богу: воздавать Богу Богово. Благочестивый иудей не имел права вносить в храм римские деньги с изображениями кесаря.
В конце своего увещания Апостол Павел как бы вспоминает изречение Иисуса Христа о кесаревом и Боговом: «кому страх, страх; кому честь, честь»
Фраза стала предметом многочисленных интерпретаций и предположений, в каких именно ситуациях христианину должно признавать земную власть. Эпизод с «динарием кесаря» описан в трех книгах Евангелия и относится к периоду проповеди Иисуса Христа в Иерусалиме.
Ответ «нет» можно было бы расценить как призыв к мятежу и использовать его для обвинения в восстании (за что Иисуса в итоге и осудили). И, наблюдая за Ним, подослали лукавых людей, которые, притворившись благочестивыми, уловили бы Его в каком-либо слове, чтобы предать Его начальству и власти правителя. Покажите Мне динарий: чье на нем изображение и надпись? Но Иисус, видя лукавство их, сказал: чтò искушаете Меня, лицемеры?
Иисусу показали золотой и сказали ему: Те, кто принадлежит Цезарю, требуют от нас подати. Можно истолковать этот ответ как то, что мол каждому – свое. И именно в этом значении в наше время употребляется данное выражение. Станислав Ежи Лец - (1909 1966 гг.) поэт и афорист А может быть, твой Бог хотел бы, чтобы ты хвалил его перед другими Богами?
Тогда фарисеи пошли и совещались, как бы уловить Иисуса в словах. И посылают к Нему учеников своих с иродианами, говоря: Учитель! Где и когда Христос произнес это слово, которое стало законом? Монета принадлежит императору, так отдавайте ее ему! Но более существенно, чтобы вы отдали Богу то, что Ему принадлежит».
Но Он, зная их лицемерие, сказал им: что искушаете Меня? принесите Мне динарий, чтобы Мне видеть его. Они принесли. Однако, «благочестивые» фарисеи, не уловив подвоха, достают динарий (в храме!) и предъявляют его Иисусу. Благочестивые» искусители Иисуса посрамлены и практически, и теоретически.
Более того, христиане не только не могут выйти из окружающего общества, но и не имеют на это права, ибо их задача – нести в это общество спасительное Евангелие. Посему противящийся власти противится Божию установлению.
В течение двух тысячелетий фраза широко использовалась для обоснования отношений между церковной и светской властью. Иудеи. Ответ «да» дискредитировал бы его перед патриотичными евреями, и вдобавок, оказался бы богохульством - ибо евреи считали себя богоизбранной нацией. И они спросили Его: Учитель!
В оригинальном тексте употреблено слово δηνάριον (dēnarion). Традиционно принято считать, что это был римский динарий с изображением правившего тогда императора - Тиберия.
Этим словом Христос разделил раз и навсегда политику и религию, государственное служение и служение Богу. Император заставлял поклоняться себе как Богу, повиновение ему было культом
Восстание тогда поднял Иуда Галилеянин, оно было подавлено, однако его род и идеи сохранили значение среди партии зелотов даже несколько десятилетий спустя, в описываемый исторический момент.
Фирисейство фарисейского вопроса было налицо: скажет надо – значит продался римлянам, ответит не надо – можно будет объявить его врагом Рима и сдать колонизаторам. В любом случае Иисусу было бы плохо. Но они плохо знали Иисуса – тот был вовсе не пальцем деланый.
То есть стал фактически диктатором в стране с изначально республиканской формой правления. Эта невиданная доселе концентрация властив одних руках и сделала имя Цезаря нарицательным, стала титулом, которым нарекали себя после него различные правители. По одной из версий русское слово царь есть сокращенное произношение слова цезарь. От слова цезарь напрямую происходит и немецкое слово кайзер.
Из Библии. В Евангелии от Матфея (гл. 22, ст. 15-21) приведен ответ Иисуса Христа людям, посланным от фарисеев. Они принесли Ему динарий. Есть слова, которые меняют течение истории. Оно решительно определяет отношения между религией и политикой, между Церковью и государством.
Выражение кесарю-кесарево библейского происхождения, как и многие другие выражения, но у этого не столько божественно-философское, сколько бытовое происхождение. Попробуем докопаться до значения слова кесарь. Ответ Иисуса решительно разводит Бога и кесаря по разным онтологическим «этажам», делая само сравнение неуместным и невозможным.
Так сказал Христос, но чтобы понять значение этой фразы нужно знать некоторые реалии того времени, когда она была произнесена первый раз.
Дело в том, что когда Иисус проповедовал в Иудее, эта земля уже более 60-ти лет находилась под властью римлян, которыми правил кесарь (иными словами – цезарь или царь). Все иудеи жаждали независимости от Рима и многие из них надеялись, что Христос поможет им обрести долгожданную свободу.
Однако представители иудейской элиты, фарисеи, сразу же невзлюбили Спасителя. Их раздражало, что Он обличал лицемерие людей власти, а сам любил общаться с простонародьем. И вот однажды фарисейские начальники подослали к Иисусу своих учеников, чтобы задать ему хитрый вопрос.
«Позволительно ли платить подать римскому императору – кесарю»? – спросили они.
Расчет был прост: если Иисус ответит утвердительно, Он лишится доверия народа, который всеми силами стремится избавиться от власти Рима; если же Он призовет не платить подать кесарю – то будет казнен римлянами как бунтовщик.
Но Иисус принес людям спасение не от власти Рима, и вовсе не о земном царстве говорил Он в своих проповедях. Иисус принес людям освобождение от греха и смерти. Поэтому и ответ Его обескуражил фарисеев: «Покажите монету – сказал Иисус - Чье здесь изображение и подпись? Кесаря? Так отдавайте кесарю кесарево, а Божие – Богу».
Говоря так, Христос разделил заботы земные с заботами о спасении души. Он не стал призывать своих учеников полностью отказаться от сиюминутных проблем и земных вопросов. Лишь напомнил, что в мире есть нечто еще более важное, никак не связанное с земными перипетиями.
Ну а для спасения души, не стоит, в том числе, и забывать о своих ближних. Ведь для них ваше внимание бывает, порою, важнее вашей зарплаты.
Думается, сводить супругу в ресторан, молодой человек, никак не помешает вашей карьере.
Тогда фарисеи пошли и совещались, как бы уловить Иисуса в словах. И посылают к Нему учеников своих с иродианами, говоря: Учитель! мы знаем, что Ты справедлив, и истинно пути Божию учишь, и не заботишься об угождении кому-либо, ибо не смотришь ни на какое лице; итак скажи нам: как Тебе кажется? позволительно ли давать подать кесарю, или нет? Но Иисус, видя лукавство их, сказал: что искушаете Меня, лицемеры? Покажите Мне монету, которою платится подать. Они принесли Ему динарий. И говорит им: чье это изображение и надпись? Говорят Ему: кесаревы. Тогда говорит им: итак отдавайте кесарево кесарю, а Божие Богу. Услышав это, они удивились и, оставив Его, ушли.
Есть слова, которые меняют течение истории. К таким относится слово Христа: «Отдавайте кесарю кесарево, а Богу Богово». Оно решительно определяет отношения между религией и политикой, между Церковью и государством. Оно дает христианству принципиально другое направление, отличное, например, от ислама.
Где и когда Христос произнес это слово, которое стало законом? В Иерусалиме, за несколько дней до Своих Крестных Страданий, когда с разных сторон все делали, чтобы избавиться от Него, и изыскивали, как скомпрометировать Его. Ловушка была построена весьма искусно. Платить подати императору, римской оккупационной власти, означало признать ее как законную власть. Однако «фундаменталистски» настроенные иудеи выступали против этого. Они предпочитали террор, вооруженную борьбу против римлян. Многие из них кончили жизнь на кресте, как два разбойника, казненных одновременно с Господом.
Фарисеи, задававшие вопрос Господу, были за компромисс: ради сохранения мира, считали они, надо платить налоги. Когда придет Мессия, Он освободит Свой народ от римского ига. Если Христос объявит Себя Мессией, Он должен отказаться платить подати. Если Он так сделает, они могут предать Его римлянам как бунтовщика. Если Он не сделает так, Он не есть обещанный Искупитель. Господь, видя их намерение, обличает их в лицемерии: «Покажите римскую монету. Разве вы не видите на ней изображение и подпись римского императора? Зачем же вы берете эту монету в руки, в то время как изображение человека запрещено иудеям? Монета принадлежит императору, так отдавайте ее ему! Но более существенно, чтобы вы отдали Богу то, что Ему принадлежит».
Этим словом Христос разделил раз и навсегда политику и религию, государственное служение и служение Богу. Император заставлял поклоняться себе как Богу, повиновение ему было культом. Все диктаторы пытались завладеть не только деньгами своих подданных, но также их душой. Они хотели обладать одни всем человеком. Полностью. Так поступал Гитлер и так поступал Ленин. Вот почему Церковь Христова была им ненавистна. С одной стороны, Христос требует от Своих учеников повиноваться гражданской власти, даже если речь идет о чужеземном господстве вроде римской оккупационной власти. С другой стороны, Он ясно говорит, что человек должен поклоняться только Богу: воздавать Богу Богово. На монетах изображение и надписание императора, так отдавайте их ему, потому что они принадлежат ему. Вы же носите в себе изображение Божие, образ Божий, ибо человек создан по образу Божию. Отдавайте же ваши сердца, вашу жизнь Тому, Кому они принадлежат. «Отдавайте кесарю кесарево, а Богу Богово». Эти слова всегда напоминают нам, что человек больше, чем экономика, деньги, политика. Они тоже важны, но все должно быть на своем месте. Они – только средства и никогда не могут быть смыслом и целью человеческой жизни. Как говорят святые отцы, поставь первое на первое место, и остальное само займет свое место.