Александр калягин и его женщины. Семейная жизнь евгении глушенко и александра калягина, спрятанная за семью замками
Александр Александрович Калягин. Родился 25 мая 1942 года в Малмыже. Советский и российский актёр и режиссёр театра и кино. Народный артист РСФСР (1983). Лауреат Государственной премии СССР (1981, 1983).
Александр Калягин родился в городе Малмыж Кировской области в семье декана исторического факультета Александра Георгиевича Калягина (1895-1943) и преподавателя французского языка Юлии Мироновны Зайдеман (1901-1973).
Отец - Александр Георгиевич Калягин (1895-1943), декан исторического факультета, умер через год после рождения сына, и мать воспитывала его одна.
Мать - Юлия Мироновна Зайдеман (1901-1973).
В 13 лет Александр Калягин написал наивное письмо с массой грамматических ошибок о своём желании стать актёром и нежелании учиться. Аркадий Исаакович ответил на письмо: «Саша, я верю в труд. Что такое труд? Труд - это основа всего для меня...». То самое письмо Александр Калягин прочёл Аркадию Райкину в эфире «Театральных встреч» в 1978 году.
В 1959 году окончил медицинское училище по специальности акушер, в течение двух лет работал фельдшером на «скорой помощи».
В 1965 году Александр Калягин окончил Театральное училище им. Б. Щукина и был принят в труппу Театра на Таганке. Однако вскоре почувствовал, что не вписывается в театральную эстетику Юрия Любимова, и в 1967 году перешёл в Театр им. М. Н. Ермоловой. В этом театре он сыграл роль, которую сам считает началом своей артистической карьеры, - Поприщина в «Записках сумасшедшего».
В 1970 году Олег Ефремов пригласил Калягина в «Современник», однако сам вскоре ушёл во МХАТ.
В 1971 году вслед за Ефремовым перешёл во МХАТ и Калягин. Среди лучших ролей, сыгранных им на этой сцене, - Тригорин в чеховской «Чайке», Полуорлов в пьесе М. Рощина «Старый Новый год», Леня Шиндин в пьесе «Мы, нижеподписавшиеся» А. Гельмана, Оргон в мольеровском «Тартюфе», Федя Протасов в «Живом трупе» Л. Толстого.
После раскола МХАТа в 1987 году Александр Калягин остался с Ефремовым в театре, получившем название МХТ им. Чехова, но в 1991 году покинул его, почувствовав «надвигающийся кризис» театра.
В кино дебютировал в 1967-м году в фильме Николай Бауман - сыграл представителя Московского комитета партии.
Первый успех и всенародная любовь пришли с ролью Бабса Баберлея (донна Роза д’Альвадорес) в фильме 1975 года «Здравствуйте, я ваша тётя!» .
Еще большую популярность завоевал после выхода в 1977 году фильма «Неоконченная пьеса для механического пианино», где он исполнил роль Михаила Васильевича Платонова. В том же 1977-м он стал лучшим актером года по опросу журнала «Советский экран».
Александр Калягин в фильме "Здравствуйте, я ваша тётя!"
Эпизод из фильма "Здравствуйте, я ваша тётя!"
Александр Калягин в фильме "Неоконченная пьеса для механического пианино"
Позже сыграл много ролей в фильмах, которые вошли в золотой фонд советского и российского кино: «Допрос» - Сейфи Ганиев (за эту роль удостоен Государственной премии СССР за 1981 год), «Адам женится на Еве» - адвокат, «Старый Новый год» - Пётр Полуорлов, «Кое-что из губернской жизни» - Повидон Максимович, «Мёртвые души» - Павел Иванович Чичиков, «Прохиндиада, или Бег на месте» - Александр Александрович Любомудров, «Другая жизнь» - Фариз Амирович Рзаев, «Комедия о Лисистрате» - советник Пробул и другие.
Александр Калягин в фильме "Старый Новый год"
Александр Калягин в фильме "Мёртвые души"
В 1992 году создал собственный театр - «Et Cetera».
В сентябре 1996 года театр «Et Cetera», до того не имевший своей сценической площадки, получил постоянную сцену в одном из зданий на Новом Арбате. Параллельно Александр Калягин начал лоббировать идею строительства нового здания для театра. В 2005 году здание было построено по проекту архитектора А. В. Бокова. Разработавший конструкцию здания архитектор А. Великанов обвинил А. Калягина в безвкусии и отказался от своего авторства в связи с искажением первоначального замысла. Архитектурный критик Г. Ревзин сравнил здание театра со «студенческой работой» и «цирком шапито».
В 2003 году вступил в «Единую Россию».
28 июня 2005 года подписал Обращение деятелей культуры, науки, представителей общественности в связи с приговором, вынесенным бывшим руководителям НК «ЮКОС». «Письмо пятидесяти» появилось в ответ на другое письмо, в котором другие деятели культуры потребовали признать Михаила Ходорковского политзаключённым. В 2011 году заявил, что не жалеет о том, что в 2005 году поставил свою подпись под данным письмом.
6 февраля 2012 года был официально зарегистрирован как доверенное лицо кандидата в Президенты РФ и действующего премьер-министра Владимира Путина.
Скандал с Домом ветеранов сцены
В октябре 1996 года Калягин был избран председателем Союза театральных деятелей РФ.
По экспертным оценкам на комплексный капитальный ремонт, реконструкцию и реставрацию Дома ветеранов сцены имени М.Г.Савиной требовались средства, которыми Союз театральных деятелей России не располагал.
Во время обсуждения планов реконструкции Дома ветеранов сцены в 2006 году разгорелся скандал, связанный с намерениями председателя Союза театральных деятелей А. Калягина продать часть территории компании Система-Галс и построить на территории памятника федерального значения жилой дом.
Соглашению СТД и Система-Галс воспротивились ветераны сцены и ряд театральных деятелей. Ситуация дошла до Президента В. В. Путина, распорядившегося разобраться в конфликте и пообещавшего выделить средства на ремонт Дома ветеранов из бюджета. В результате вмешательства Президента Система-Галс отказалась от планов строительства жилого дома, безвозмездно перечислив Союзу театральных деятелей, в чьём ведении находится Дом ветеранов, на проведение ремонта 5 миллионов долларов (132 миллиона рублей).
Губернатор Санкт-Петербурга В. Матвиенко предлагала передать Дом на городской баланс, однако А. Калягин высказался против этого, так как, по его мнению, в таком случае Дом ветеранов сцены потеряет своё творческое лицо и станет просто городским учреждением.
Калягин счёл одну из многочисленных публикаций прессы оскорбительной для его чести и достоинства, оценив ущерб в полмиллиона рублей. Однако суд уменьшил эти требования, взыскав с «Петербургского театрального журнала» 1 рубль, а у журналиста журнала М. Дмитриевской 1 тысячу рублей.
Несмотря на выделение денежных средств на ремонт Дома ещё в 2006 году, работы по состоянию на весну 2010 года начаты не были. По информации директора Дома ветеранов сцены Александра Белокобыльского, Союз театральных деятелей уже потратил половину из указанных средств, но неоднократные обращения по этому поводу в прокуратуру и ОБЭП результатов не дали. В декабре 2010 года здание Дома ветеранов сцены внесено в «чёрный список» МЧС по пожарной безопасности.
Зимой 2012 года в Доме ветеранов сцены началась масштабная реконструкция. 2 мая 2013 года Дом ветеранов сцены посетил . Александр Калягин рассказал Президенту о ходе работ и их результатах: были отремонтированы не только здания, но воссозданы по старинным чертежам люстры и другие элементы интерьера, расчищены старинные росписи, выполненные иконописцами школы В. Васнецова. Была восстановлена домовая церковь, уничтоженная в 1930 году.
Патриарх Московский и всея Руси Кирилл освятил храм 28 мая 2013 года, в день торжественного открытия отреставрированного Дома ветеранов сцены им. М.Г. Савиной. Переезд ветеранов из Дома творчества «Комарово», в котором они жили в период реконструкции, состоялся в октябре 2013 года. 25 октября 2013 года Председатель Союза театральных деятелей России А. Калягин и Управляющий делами Президента РФ В. Кожин посетили Петербургский Дом ветеранов сцены им. М.Г. Савиной и участвовали в празднике новоселья.
Рост Александра Калягина: 172 сантиметра.
Личная жизнь Александра Калягина:
Первая жена - Татьяна Корунова, актриса, умерла от рака. В браке родилась дочь Ксения, живёт в Америке, имеет сына Матвея (2001 г.р.).
Вторая жена - , народная артистка России. В браке родился сын Денис, журналист, учился в престижной частной школе «Джордж-скул» (George School) под Филадельфией.
Александр Калягин и Евгения Глушенко с детьми Ксенией и Денисом
Фильмография Александра Калягина:
1967 - Николай Бауман - представитель Московского комитета партии
1971 - Преждевременный человек - Букеев
1972 - Заячий заповедник
1972 - Пятнадцатая весна - Астахов
1973 - Каждый день доктора Калинниковой
1973 - Чёрный принц - Даниил Аркадьевич Бийчук (Даник)
1974 - Ночь ошибок - мистер Харткестль
1974 - Свой среди чужих, чужой среди своих - Ванюкин, начальник железнодорожной станции
1974 - Чудо с косичками
1975 - Вариант «Омега» - штурмбаннфюрер СС Франц Маггиль
1975 - Здравствуйте, я ваша тётя! - Бабс Баберлей
1975 - Ярослав Домбровский - полковник Тучолко
1975 - Маленькие зверюшки Антони ван Левенгука - Антони ван Левенгук
1976 - Раба любви - Александр Александрович Калягин, режиссёр
1976 - Жизнь и смерть Фердинанда Люса - Шварцман, продюсер
1976 - Подранки - Денис Николаевич Кусков, архитектор
1976 - Принцесса на горошине - Король
1977 - Неоконченная пьеса для механического пианино - Михаил Васильевич Платонов
1977 - В профиль и анфас - Николай Петрович Чередниченко
1977 - Кукла / Lalka (Польша) - русский купец Сузин
1977 - Смятение чувств - Виктор Семёнович, отец Нади
1977 - Фантазии Веснухина - Николай Олегович, директор школы
1978 - Дети как дети - Игорь Владимирович, хирург, отец Оли
1979 - Верой и правдой - Владик Минченко
1979 - Допрос - Сейфи Ганиев, капитан-следователь
1980 - Адам женится на Еве - адвокат
1980 - Назначение - Николай Степанович Куропеев / Муравеев
1980 - Старый Новый год - Пётр Полуорлов
1981 - И с вами снова я - Василий Андреевич Жуковский
1981 - Перед закрытой дверью - Дашдамиров
1981 - Сказка, рассказанная ночью - голландец Михель
1983 - Кое-что из губернской жизни - Повидон Максимович, муж Кати / Хирин, бухгалтер / Апломбов / Вихленев
1983 - Парк - Гена
1984 - Мёртвые души - Павел Иванович Чичиков
1984 - Прохиндиада, или Бег на месте - Александр Александрович Любомудров
1985 - Подружка моя
1986 - Последняя дорога - Василий Андреевич Жуковский
1987 - Крейцерова соната - адвокат
1987 - Другая жизнь - Фариз Амирович Рзаев
1988 - Большая игра - Соломон Шор
1988 - Жизнь Клима Самгина - Митрофанов
1989 - Васька - Каганович
1989 - Комедия о Лисистрате - советник Пробул
1990 - Мы странно встретились
1991 - Дело Сухово-Кобылина
1991 - Рукопись
1992 - Как живёте, караси? - человечек, глава преступной организации
1992 - Ключ - Семён Сидорович, адвокат
1992 - Лавка «Рубинчик» и...
1993 - Дети чугунных богов - мастер
1993 - Я - Иван, ты - Абрам - Мордхе
1994 - Прохиндиада 2 - Александр Александрович Любомудров
1998 - Чехов и Ко 1.«Забыл» (2-я серия) - Иван Прохорович Гауптвахтов
2.«Дипломат» (5-я серия) - Аристарх Иванович Пискарёв, полковник
3.«Безнадёжный» (8-я серия) - Егор Фёдорович Шмахин
2002 - Леди на день - Генри Блейк, судья, жулик
2003 - Бульварный переплёт - Жильбер
2004-2005 - Бедная Настя - Василий Андреевич Жуковский
2007 - Руд и Сэм - Семён «Сэм» Иванович
Телеспектакли Александра Калягина:
1972 - Записки Пиквикского клуба (телеспектакль) (режиссёр А. А. Прошкин) - мистер Сэмюэл Пиквик
1978 - Игроки - Ихарёв
1981 - Эзоп - Эзоп
1985 - Золотая рыбка (телеспектакль) - рассказчик
Режиссёрские работы Александра Калягина:
1985 - Подружка моя
1994 - Прохиндиада 2
Дискография Александра Калягина:
1983 - «Ребята, давайте жить дружно». Песни кота Леопольда (музыка: Б. Савельев, текст и слова песен: А. Хайт, поёт и читает А. Калягин, музыку исполняет ансамбль «Мелодия»)
Озвучивание фильмов Александра Калягина:
1977 - Транссибирский экспресс - озвучивал Асанали Ашимова
Озвучивание мультфильмов Александра Калягина:
1977 - Кто я такой? - читает текст
1979 - Сказка сказок
1981 - Клад кота Леопольда
1981 - Телевизор кота Леопольда
1982 - Прогулка кота Леопольда
1982 - День рождения кота Леопольда
1983 - Лето кота Леопольда
1984 - Кот Леопольд во сне и наяву
1986 - Кот Леопольд. Поликлиника кота Леопольда
1987 - Кот Леопольд. Автомобиль кота Леопольда
1987 - Муму (от автора)
1987 - Диалог (Крот и яйцо) (Крот)
1992 - Бобе майсес (Бабушкины сказки) (Рассказчик)
2015 - Новые приключения Кота Леопольда (Кот Леопольд)
Актёрские работы Александра Калягина:
Московский театр драмы и комедии на Таганке:
1965 - «Десять дней, которые потрясли мир» Д. Рида; режиссёр Ю. Любимов - Инвалид / Крестьянин / Солдат / Оратор / Министр
1966 - «Жизнь Галилея» Б. Брехта; режиссёр Ю. Любимов - Галилео Галилей
1966 - «Только телеграммы» В. Осипова; режиссёр Теодор Вульфович - Губин
1967 - «Дознание» П. Вайса; режиссёр П. Фоменко
Московский драматический театр имени М. Н. Ермоловой:
1967 - «Лейтенант Шмидт» Д. Самойлова; режиссёр В. Комиссаржевский - тюремный связник
1968 - «Записки сумасшедшего» Н. Гоголя; режиссёр Юрий Вертман - Поприщин
1968 - «Стеклянный зверинец» Т. Уильямса; режиссёр Каарин Райд - Джим О’Коннор
1969 - «Месть» А. Фредро; режиссёр Ежи Красовский - Папкин
1969 - «Месяц в деревне» И. Тургенева; режиссёр Е. Еланская - Аркадий Сергеич Ислаев
Московский Художественный театр имени А. П. Чехова:
1973 - «Сталевары» Геннадия Бокарева; режиссёр О. Ефремов - Мастер
1973 - «Старый Новый год» М. Рощина; режиссёр О. Ефремов - Пётр Полуорлов
1974 - «Похожий на льва» Р. Ибрагимбекова; режиссёр Владимир Салюк - Мурад
1976 - «Муж и жена» М. Рощина; режиссёр Р. Виктюк - отец Алёши
1976 - «Уходя, оглянись» Э. Володарского; режиссёр Е. Радомысленский - Фёдор Иванович
1977 - «Обратная связь» А. Гельмана; режиссёр О. Ефремов - толкач
1977 - «Дачники» М. Горького; режиссёр Владимир Салюк - Шалимов
1979 - «Мы, нижеподписавшиеся» А. Гельмана; режиссёр О. Ефремов - Лёня Шиндин, главный диспетчер СМУ «Сельхозстрой»
1979 - «Кино» И. Чурка; режиссёр Иштван Хорваи - Сердахеи-Киш, ассистент режиссёра
1980 - «Чайка» А. Чехова; режиссёр: О. Ефремов - Тригорин
1981 - «Так победим!» М. Шатрова; режиссёр: О. Ефремов - Ленин
1981 - «Тартюф» Мольера; режиссёр А. Эфрос - Оргон
1982 - «Живой труп» Л. Толстого; режиссёр А. Эфрос - Фёдор Васильевич Протасов
1986 - «Тамада» А. Галина; режиссёр: Кама Гинкас - Симон
1987 - «Перламутровая Зинаида» М. Рощина; режиссёр О. Ефремов - Табак
1995 - «Трагики и комедианты» В. Арро; режиссёры Николай Скорик, Сергей Сатыренко - Чугуев
1997 - «Женитьба» Н. Гоголя; режиссёр Р. Козак - Илья Фомич Кочкарёв
АРТель АРТистов Сергея Юрского:
1992 - «Игроки-XXI» по пьесе Н. В. Гоголя «Игроки» - Утешительный
Ленком:
1995 - «Чешское фото» А. Галина - Павел Раздорский
Et cetera:
1994 - «Руководство для желающих жениться» по произведениям А. Чехова; режиссёр Владимир Салюк - вдовец
1998 - «Навсегда-навсегда» К. Драгунской; режиссёр А. Калягин - папа Сергея Крюксона
1998 - «Лица» по рассказам А. Чехова; режиссёр А. Калягин
1998 - «Смуглая леди сонетов» Б. Шоу; режиссёр Р. Козак - Дон Кихот
1999 - «Дон Кихот» Сервантеса; режиссёр Александр Морфов - Дон Кихот
2000 - «Шейлок» У. Шекспира; режиссёр Р. Стуруа - Шейлок
2001 - «Король Убю» А. Жарри; режиссёр Александр Морфов - Папаша Убю
2002 - «Последняя запись Крэппа» С. Беккета; режиссёр Р. Стуруа - Крэпп
2005 - «Смерть Тарелкина» А. Сухово-Кобылина; режиссёр Оскарас Коршуновас - Максим Кузьмич Варравин / Капитан Полутатаринов
2006 - «Подавлять и возбуждать» М. Курочкина; режиссёр А. Калягин - Хороший актёр
2010 - «Буря» У. Шекспира; режиссёр Р. Стуруа - Просперо, законный герцог Миланский
2012 - «Ничего себе местечко для кормления собак» Тарика Нуи; режиссёр Р. Стуруа - старик Гарбо
Режиссёрские работы в театре:
1996 - «Лекарь поневоле» Мольера (Et cetera)
1998 - «Лица» по рассказам А. Чехова
2006 - «Подавлять и возбуждать» М. Курочкина
«Чехов. Акт III» («Пантер», Париж, Франция)
«Ревизор» Н.Гоголя («Элдред», Кливленд, США)
«Мы, нижеподписавшиеся» (Анкара, Турция)
Радиоспектакли Александра Калягина:
1976 - «Заседание парткома» А. Гельмана
1980 - «Гаргантюа и Пантагрюэль» Ф. Рабле; режиссёр А. Вилькин - литературно-музыкальная композиция Сергея Муратова
1981 - «Чайка» А. Чехова; режиссёр: О. Ефремов - Тригорин
1988 - «Звёздные дневники Ийона Тихого» - Ийон Тихий.
Родился 25 мая 1942 года в городе Малмыж Кировской области. Отец – Калягин Александр Георгиевич (1895–1942). Мать – Зайдеман Юлия Мироновна (1901- 1972). Женат вторым браком, супруга – Глушенко Евгения Константиновна, народная артистка России. Дочь (от первого брака) – Ксения. Живет и работает в США. Сын (от второго брака) – Денис. Закончил в США престижную частную школу «Джордж-скул», затем колледж «Сент-Джон», сейчас живет и работает в Москве.
Детство
Александр Калягин родился в эвакуации в маленьком городке, где прожил меньше года, но в г. Мамлыж он продолжает приезжать до сих пор, здесь похоронен его отец. А еще Александр Александрович частый гость Вятскополянской детской школы театрального искусства, которая носит его имя. Он не только представительствует на ее юбилеях и праздниках, но еще из своих личных средств выплачивает стипендию наиболее талантливым ребятам. В 2014 году Александру Калягину было присвоено звание Почетного гражданина Кировской области. Детство Калягина прошло в Москве в доме №7 Малого Харитоньевского переулка. Здесь с мамой они жили в 11-ти метровой комнате в коммунальной квартире. Рядом в переулке Стопани находился Дом пионеров, куда школьником бегал он заниматься в детской студии художественного чтения. Неподалеку располагалась Тургеневская библиотека, сюда Саша заглядывал не только читать книжки, но и смотреть телевизор, в доме телевизора не было. Было еще одно любимое место – булочная, где продавались самые вкусные калорийные булочки. И когда через много лет на Тургеневской площади будет построен театр «Et Cetera», уникальное по красоте сооружение, в котором реализованы во многом идеи самого Александра Калягина, он признается: «Это чудо! В моем родном городе, на улице, где я бегал мальчишкой, стоит роскошный театр, похожий на волшебный замок, воплотившаяся мечта моего детства» . (Фото: Александру Калягину 3 года)
Александр Калягин был единственным и поздним ребенком в семье. Его отец, декан исторического факультета, умер вскоре после рождения сына, успев лишь дать ему имя. Мама, преподаватель французского (всего она владела пятью языками), после смерти мужа одна поднимала свое единственное чадо. Неудивительно, что все пожелания, все капризы маленького Саши всегда выполнялись.
Уже с 5 лет Калягин мечтал стать артистом. Из его воспоминаний: «С младенчества меня окружала только женская аура, я был обволакиваем любовью и нежностью. Как мальчик я это чувствовал и сразу садился на голову. А сев, проявлял свой настырный характер. И это при всем при том, что я человек не нахальный, но ленивый. Видно, я рано понял, что кривляние и ничегонеделание - моя стихия. Родные любили меня просто безмерно и были в восхищении от всех моих выступлений. «Очень, очень талантливый мальчик», - говорили они мне. Меня это вдохновляло и раскрепощало. Хотя они и не просили меня: «Аличек, встань на табуреточку и что-нибудь прочитай». Им нравилось, когда я изображал кого-то. Тогда мне казалось, что работа актера - легкая…»
Когда семилетнему Саше захотелось иметь домашний театр, мама привела столяра, который «по указаниям» юного режиссера сделал настоящий маленький театрик – с кулисами, порталом и сценой. Кулис было несколько, разного цвета, и их можно было развешивать в соответствии с «художественным замыслом». Саша приглашал детей-соседей по коммунальной квартире, и представление начиналось. Мамино ожерелье превращалось в змею, флакончик духов – во дворец, вырезанные из бумаги человечки – в героев. Сходу придумывался сюжет - смешной или страшный. Юный автор сам комментировал происходящее на сцене. Когда через много лет Александр Калягин увидит настоящий театральный макет, у него возникнет ощущение чего-то давно пережитого, словно он снова вернется в свое детство.
Чарли Чаплин и Аркадий Исаакович Райкин стали его кумирами еще в детстве. В 13 лет он написал Аркадию Исааковичу Райкину письмо, в котором задал вопрос: «Как вы достигли такого таланта?». И великий артист ответил совершенно незнакомому мальчику очень серьезно: «Талант не достигается. Это то, что дано или не дано природой. Но я верю в жизни только в одно: в труд». До сих пор Александр Калягин бережно хранит это письмо как «охранную грамоту». Свое поклонение великому артисту он сохранил на всю жизнь, как и восторг перед гением Чаплина, в которого он влюбился в 7 лет, увидев по телевизору - сегодня в его кабинете художественного руководителя театра «Et Cetera» висит портрет Чарли Чаплина. Школьником Саша читал стихи во Дворце пионеров, был одним из тех хорошо знакомых по старым временам симпатичных пухлых мальчуганов, которые звонкими голосами поздравляли взрослых дядей и теть на торжественных собраниях. Когда стал постарше – начал выступать с чтением серьезной литературы, это было уже в народном театре чтеца Дома культуры медработников. До сих пор с благодарностью Александр Александрович вспоминает Нину Адамовну Буйван, которая учила его искусству художественного чтения, когда он был студентом медучилища, а затем фельдшером Скорой помощи. (Фото: 1956 год, Александр Калягин – ученик седьмого класса)
Мама сына обожала. Порой Саше даже хотелось вырваться, убежать от опеки, ощутить себя независимым. На этой почве возникало немало конфликтов. Проблемы были и в школе, где царила муштра (так, во всяком случае, казалось будущему актеру). Математика и физика давались Александру с трудом, немецкий он просто ненавидел. Хорошо он учился и любил только литературу и географию. Неудачи переживал очень тяжело. Если получал двойку – уходил с уроков, и мама вечером забирала из школы его портфель. До 4-го класса он учился только с мальчиками; позднее, когда школы объединили и в классе появились девочки, внутренние конфликты стали еще острее. Учиться Саше было невмоготу, школу он ненавидел, и мама решила, что мальчику лучше уйти из школы, сменить обстановку и получить среднее специальное образование.
Выбор пути
Несмотря на желание Александра стать актером, на домашнем совете мама и тетушки постановили: надо получить «нормальную» профессию. И Александр поступил в медучилище №14. Окончил его в 1959 году, после чего устроился работать фельдшером «Скорой помощи». Так прошло два непростых года, за которые Калягин узнал, что такое изнанка жизни. После чего он все-таки решил осуществить свою детскую мечту… Обучиться актерскому делу он намеревался исключительно в Щукинском училище. Подал документы, прошел первый тур. Но тут его попросили принести медицинскую справку о состоянии связок. Голос у него был, как говорится, «с песочком» – результат старательных подражаний Аркадию Райкину. Медицинской комиссии он испугался и на следующие туры не пошел. После медучилища по логике надо было поступать в медицинский институт, но мудрая мама поняла, что сына не сломать, тем более, что преподаватель народного театра чтеца Н.А. Буйван, с кем она решила посоветоваться, уверила, что Саше надо идти в артисты. Тогда Юлия Мироновна сделала фантастическую вещь: она нашла свою бывшую ученицу, у которой мама была завкафедрой марксизма и ленинизма в Щукинском училище. Через нее была устроено прослушивание, на котором присутствовал сам Борис Евгеньевич Захава. Он послушал Калягина, остался доволен, но посоветовал к экзамену подготовить другую басню и написал записку: прийти на третий тур. В 1962 году Калягин поступил в Высшее театральное училище имени Б.В. Щукина при Государственном академическом театре имени Евг. Вахтангова. (Фото: 1957 год. Художественная самодеятельность)
Семья
(Фото: Александр Калягин, Евгения Глушенко, Ксения и Денис) В Щукинском училище Александр Калягин встретил свою первую любовь. Талантливая актриса и настоящая красавица Татьяна Корунова приехала из Свердловска, где проучилась до третьего курса в университете на физмате. Ее в Щукинское училище приняли безо всяких отборочных туров. О романе Александра и Татьяны никто не знал. Поженились они на втором курсе тайно, просто расписались в ЗАГСе. Татьяна Корунова трагически рано ушла из жизни, скоро не стало и Юлии Мироновны, Александр Калягин остался с маленькой дочкой на руках. Со второй супругой, актрисой Евгенией Глушенко, Александр Калягин познакомился на съемках картины «Неоконченная пьеса для механического пианино» Вскоре они поженились и с тех пор живут вместе.... Есть две святые для Александра Калягина зоны, куда не вхож никто. Это его творческая лаборатория и его семья. Он гордится своими детьми Ксенией и Денисом, а теперь и внуком Матвеем, который играет на виолончели, занимается футболом и посещает сразу две школы: русскую и английскую. Недавно в семье Ксении появилась дочка Анечка.
Планета Калягин
Калягин не любит давать интервью, выступать на телевидении. Его раздражают нацеленные камеры, вспышки фотоаппаратов. Публичный человек не любит публичности – такое сегодня тоже бывает. Над коллегами, которые позволяют вести репортажи из собственных спален, посмеивается. Не осуждает, только посмеивается. Заповеди: «Не судите, не судимы будете» сам следует, но в его жизни это ничего не меняет – его судят за все: за успех и провал, за признание и награды, за выстроенный театр и должности, за дорогую машину и хороший дом и еще за очень многое. Он раздражает, нет, не своим везением, есть и более удачливые, а раздражает тем, что ускользает от прямых определений. Его любят, не понимая за что, и ненавидят, не вникая, есть ли на то причины. Даже из любого амплуа он вываливается: не трагик, и не комик, существует где-то на границе, в той пограничной зоне, куда мало кто рискнет сунуться. Кажется, что элемент игры есть во всем, что делает Александр Калягин. Как истинный мхатовец (а МХАТу отдано почти 30 лет жизни) он действует четко в соответствии с предлагаемыми обстоятельствами, и всегда живет «по правде». Но, будучи еще и истинным вахтанговцем, он всегда чуть-чуть иронизирует над этой «правдой», и, прежде всего, иронизирует над самим собой. Самоирония – это его защита. Людей без юмора не воспринимает, льстивые речи прерывает сразу: «это у гроба…». Помогает многим, но никогда не афишируя и не ожидая благодарности. Но на несправедливые выпады против себя, своего театра «Et Cetera» или Союза театральных деятелей России, Председателем которого он является, реагирует бурно, тут все дипломатические хитрости отметаются, отвечает резко, без соблюдения политеса. Очень вспыльчив и очень отходчив. При всей внешней открытости, демократичности в общении - живые интонации, анекдоты, громкий смех, - он человек закрытый, не допускающий в свой мир. Одна из многих тысяч статей о нем называется «Планета Калягин», и это очень точно его характеризует. Планета Калягин - о которой известно так много и так мало. То, что известно, вы найдете на страницах этого сайта. Добро пожаловать!
Репортеры «Экспресс газеты» первыми узнали о семейном кризисе известной актерской пары Калягин - Глушенко.
Статья начинатся так: "Их любовь родилась красиво - под прицелом кинокамер во время съемок великолепного фильма «Неоконченная пьеса для механического пианино». Она бежала за ним, спотыкаясь, к реке. А потом они обнимались, стоя по колено в воде, и плакали - популярнейший и любимый всеми актер Александр КАЛЯГИН и тогда еще совсем молоденькая очаровательная Евгения ГЛУШЕНКО. Вскоре эта замечательная актерская пара могла бы отметить жемчужную свадьбу - 30 лет совместной жизни. "
Оказалось, что уже несколько месяцев Калягин не появляется в их квартире на Улице 1905 года, 3. Там живут только его жена и сын Денис. После "Пианино" Калягин превратился в популярнейшего артиста - совершенно заслуженно. В то же время в личной жизни он переживал тяжелый период - воспитывал один маленькую дочку Катю - его первая жена Таня умерла от рака, когда девочке было 4 года.
ЭГ:" Калягин долго даже не помышлял о новой женитьбе, ведь чужая женщина в доме могла нанести непоправимую травму ребенку. Женечка Глушенко, понравилась ему сразу - милая, добрая, мудрая. Позже он признавался, что, глядя на нее, думал: «Именно такая женщина могла бы стать понимающей и любящей женой ему и хорошей матерью Ксюше». И только через год актер осмелился сделать шаг навстречу".
И ещё - ЭГ: "- Пусть тетя Женя переезжает к нам жить, - сказала дочка после нескольких месяцев знакомства с избранницей отца. Вскоре Евгения родила сына.
Очень всё очаровательно. Но вот как сам Калягин рассказывает об их романе в интервью (Караван историй, 1.09.2003 -
http://www.kalyagin.ru/cinema/hello_aunt/2240/
):— На съемках «Механического пианино» вы и познакомились с вашей нынешней женой — актрисой Евгенией Глушенко? — Да. Но романа у нас в тот момент не было — мы общались исключительно как партнеры. У меня тогда были иные увлечения, и ко мне в Пущино, где шли съемки, приезжали другие девушки. Только через год, когда вдруг образовалась пауза — с одной расстался, с другой еще ничего не было ясно, — я вдруг вспомнил: «А кстати, Женя… Какой у нее телефон?..» Ну что лукавить? Я не мучился, лежа на диване: «Ах, какую женщину упустил!» Наша жизнь с Женей не была усыпана розами. Женя с Ксюшей не сразу привыкли друг к другу. Поначалу обеим было тяжело".
Что-то в этом есть неприятное.
Евгения Глушенко долго терпела пересуды об изменах супруга: романтические отношения с очаровательной Катей Редниковой, которую Калягин пригласил на ведущие роли в свой театр. "Вскоре в труппе никто не сомневался - Калягин оценил не только актерские способности Кати." Отношения с ней разладились - это отразилось на её занятости в театре. "Несколько лет она играла лишь в одном спектакле... "Была еще какя-то темная история с изнасилованием. Оксана Горбачева подавала заявление в прокуратуру, затем она его забрала. В распоряжении редакции «Твоего ДНЯ» оказались результаты экспертизы. По мнению специалистов, повреждения, обнаруженные на теле Горбачовой, могли быть получены при обстоятельствах, изложенных ею в заявлении. "Оксана отказалась от всех обвинений в адрес Александра Калягина. И в постановлении об отказе в возбуждении уголовного дела следователь записал: «14 августа 2006 года... у Горбачовой с Калягиным был секс в естественной форме, без какого-либо давления со стороны Калягина А.А.»
http://www.compromat.ru/main/kulturka/kalyaginnenas.htm
Все знают, как заканчиваются такие истории, когда замешано имя известной персоны.
А вот что писал посетитель форума wapbbs.com под именем Gek Finn: «Мне хватило поработать на его театр год, чтобы навсегда разочароваться в Калягине, как личности. Прекрасно помню откровения одной молодой женщины из младшего персонала «Et Cetera», которую Калягин грозился уволить, если она не сделает ему минет... Ну кто из нас не бабник. Но склонять к сексу, используя административный ресурс и угрозами, - вот это западло. Когда-то его театр справедливо критиковали за то, что в нем нет ни одного характерного актера с брутальной маскулинной харизмой и мощно выраженным либидо. Ну, если не считать антрепризного Владимира Симонова. Все остальные от «героев-любовников» до «статистов» подбирались по одному признаку: топчет курятник в этом сарае только шеф».
Евгения Константиновна говорила, что верит только любимому мужу, пока в Интернете не разместили аудиозапись грязных стариковских домогательств Калягина (ой, вы удивитесь, о чем мечтает этот старый пингвин!
http://compromat.ru/main/kulturka/kalyaginkatya.htm
А ещё не забудьте почитать каменты.
Грешница
: "Так мало настоящих мужчин в наше время. Удачи А. Калягину. Его жена не будет стыдиться такого мужчины, она умная женщина".
Наталия
: "А меня вот заводит рассказ о сексуальности Калягина. Замечательно, что он живой, активный мужик. ...Если кто обделен по части либидо, тому не понять, конечно".
Галина
: "Я знаю одно, что уважаемый Александр Калягин очень талантливый артист и уверенна, что он порядочный человек!!!"
Понятно? Гордитесь, мадам, настырным либидо вашего мужа. Мы им так счастливы!
Интересно, что так считают в основном дамы. Наверное, такое было в их семье, когда любимый папа бежал к молодой любовнице, а мама, заботливо поправляя шарфик, говорила: "Передай привет Кате, ну и смотри там, не опозорь меня".
Стася
:"Если журналист себя выставляет таким деликатным, то зачем порнуху вываливает, да еще ее смакует?"
А потому что мы читаем. И, позвольте заметить, интересно-любопытно, не скрою. И вам любопытно, не так ли?
Опять же, это - семейное дело. Тем не менее, Калягин знает, что артист - публичная фигура, и мог быть поаккуратней, чтобы не унижать жену. Но, видимо, он считает себя неуязвимым.
И ещё штрихов к портрету Сан Сосаныча.
Помните историю с бывшей гражданской женой певца Жени Белоусова? Лена Савина стала встречаться с бизнесменом Виктором БОНДАРЕНКО. От этой связи шесть с половиной лет назад на свет появилась девочка Женя. Богач снял для своей пассии особняк на Рублевском шоссе в престижном поселке Горки-10 и обеспечил предметами первой необходимости: немецкими машинами, якутскими бриллиантами, антикварной мебелью и картинами. Однако со временем любовь ушла, и Бондаренко решил избавиться от надоевшей женщины, но ребенка любыми путями оставить себе. Бондаренко повинился перед своей женой, рассказав правду о дочке. Вроде бы его супруга сказала: «Девочка? Очень хорошо! Я стану ей прекрасной матерью".
http://www.eg.ru/daily/stars/8336
Очень сильно на представителей государства, защищающих материнство и детство, повлияло письмо от председателя комиссии по вопросам развития культуры Общественной палаты России, Александра Калягина, где дается понять, что дочка должна жить с отцом - «известным деятелем культуры, меценатом, ярким общественным деятелем». ("Меценат" Бондаренко иконами еще в советское время торговал за валюту. Иностранцы благодаря ему вывозили из России произведения искусства. За это он отсидел четыре года. А сейчас эту страницу его жизни преподносят как героическую борьбу с ненавистным советским режимом). По словам Калягина, у матери ребенка «сложное поведение», которое «играет крайне негативную роль», «жизнь ребенка подвергается серьезным испытаниям». Причем помощник Сан Сосаныча г. Юдин сначала подтвердил, что письмо есть и подготовлено лично им, и что Сосаныч считает, что ребенок должен ходить в школу и т.п., а затем закуковал, что Бондаренко подделал подпись! А Калягин грозится провести личное расследование.
Мерзкий Ванюкин!
Александр Калягин так блистательно сыграл в советской эксцентрической комедии безработного Бабса Баберлея, перевоплотившегося в миллионершу донну Розу д’Альвадорец, что можно было подумать, будто и сам артист по аналогии с тетушкой Чарли, вдовой дона Педро, тоже рожден в Бразилии, где «в лесах много-много диких обезьян». Однако реальная жизнь далека от экранной, а потому местом рождения будущего мэтра кино и театра явился не Рио-де-Жанейро, а городок Малмыж, расположенный в Кировской области на месте слияния двух речек: Засоры и Мокши, впадающих в реку Шошму, которая в свою очередь перетекает в Вятку.
Роль в телефильме «Здравствуйте, я ваша тетя!» принесла Александру Калягину сумасшедшую популярность. Впервые в советском кинематографе актер мужского пола исполнил женскую роль, причем заглавную, после чего он моментально стал народным кумиром. А ведь в этом экстравагантном образе мог быть запечатлен вовсе на он, а один из тогда уже знаменитых артистов, таких как: Владимир Этуш, Евгений Леонов или Олег Табаков… Однако режиссер Виктор Титов сделал ставку на актера малоизвестного широкой публике. И выбор этот оказался безошибочным. «Моя тетка Чарли родилась из воспоминаний о воспитавших меня женщинах – матери, ттках, в нее вошли черты девочек и женщин, в которых я был влюблен или просто видел мельком … Память выдавала «на-гора» позу, жест, манеру держать веер, стрелять глазками, кокетничать, приподнимать ножку, хлопать ресничками…», — вспоминал в одном из интервью Калягин.
Родители Калягина, вопреки распространенному мнению, не были актерами, они — педагоги. Отец, Александр Георгиевич Калягин – был деканом исторического факультета Педагогического техникума; мать, Юлия Мироновна Зайдеман — преподавала французский язык, но помимо этого иностранного языка, владела еще четырьмя. Сына родила в 40 лет. Через год после рождения Саши скончался его отец, и мама перебралась вместе с сыном в Москву к своим родственникам.
Калягин рассказывал: «Воспитывали меня, в основном, женщины: мама, тетки…» Таким образом, он рос в настоящем «бабьем царстве», окруженный многочисленными тетушками-наседками, которые растили его в любви, нежности, потакали всем капризам и хотели вырастить пай-мальчика, играющего на скрипке. Однако надеждам увидеть Сашу паинькой-скрипачом сбыться было не суждено – мальчик разломал инструмент и обломки забросил за шкаф.
Александру Калягину три года. Фото: kalyagin.ru
Артистом он мечтал стать с детства. Мать желание это поощряла, как впрочем и любые желания сына. Чтобы Саша мог полноценно выступать перед зрителями в коммуналке в Малом Харитоньевском переулке, Юлия Мироновна подарила сыну мини-театр — заказала у столяра деревянную сцену с кулисами и пошила занавес. Так с пяти лет мальчик начал готовить себя к творческим свершениям. «Подбегал к трюмо и вовсю лепил разные образы», — вспоминал Калягин.
Александр Калягин - ученик седьмого класса. Фото: kalyagin.ru
Кумира у Александра было два — Чарли Чаплин и Аркадий Райкин, и он пытался им подражать. Поскольку с сэром Чарли контакт был невозможен по определению, 13-летний мальчик решил отправить письмо непревзойденному советскому артисту. В котором он рассказал Аркадию Исааковичу о своем заветном желании стать актером и абсолютном нежелании учиться в школе, подтверждением чему стало огромное количество грамматических ошибок, нашпиговавших это послание. Как ни удивительно, ответ от мэтра Эстрады был получен. В нем говорилось о значимости труда для человека. «Саша, я верю в труд. Что такое труд? Труд — это основа всего для меня…» Много лет спустя, в 1978 году на телепрограмме «Театральные встречи» Александр прочитал это письмо своему кумиру, чем очень его растрогал.
Учеба настолько не пришлась по нраву школьнику Калягину, что после 8 класса он твердо решил среднюю школу покинуть. И поступил в Московское медицинское училище, которое благополучно окончил по специальности акушер. После чего в течение двух лет работал фельдшером на «скорой помощи». Но поскольку мечта о лицедействе юного Калягина не оставляла, за вторым образованием он отправился в театральный вуз, и, к собственному удивлению, с первой же попытки был принят в «Щуку» — Театральное училище имени Щукина.
Откуда со второго курса едва не был отчислен за профнепригодность. Педагоги не могли определить амплуа для полноватого студента. «Я был уже наполовину лысый, невысокий, плотный. А вокруг меня — красавец на красавце. Конечно, были комплексы, я стеснялся…», — рассказывал впоследствии будущий знаменитый артист. Спасением для него стал Чехов, вернее, постановка для вечера самостоятельных работ одного из ранних рассказов писателя «Свидание хотя и состоялось, но…», написанного еще под псевдонимом Антоша Чехонте. Ему согласилась подыграть первокурсница Люба Коренева. Эта постановка ректором Борисом Захавой была признана лучшей на курсе. А у студента Александра Калягина определился статус — звезда. Причем, на многие десятилетия вперед – не случайно же Анатолий Эфрос называл его актером «эталонным».
МХАТ. «Тартюф» Александр Калягин с Юрием Богатыревым, 1981. Фото: kalyagin.ru
Началась актерская карьера Калягина в Театре на Таганке. Однако независимый характер молодого артиста вошел в перпендикуляр с крутым нравом художественного руководителя театра Юрия Любимова. Однажды между ними произошел серьезный творческий конфликт, и Калягин вынужден был труппу покинуть. И приступить к работе в новом коллективе — театра имени Ермоловой, откуда позже Олег Ефремов перетащил Александра сначала в «Современник», а затем во МХАТ, ставший для Калягина родным домом более чем на четверть века. В этом театре он сыграл свои лучшие роли в таких спектаклях, как: «Чайка», «Мы, нижеподписавшиеся», «Живой труп», «Старый Новый год», «Тартюф…»
МХАТ. «Чайка» Александр Калягин с Анастасией Вертинской, 1980. Фото: kalyagin.ru
Первый раз Александр женился во время учебы в институте – на студентке-красавице Татьяне Коруновой. Приехавшая из Свердловска, девушка уже успела проучиться два года в Университете на физико-математическом факультете. Калягин был сражен наповал своей первой страстной любовью, на его счастье оказавшейся взаимной. Однако отношения свои молодые люди не афишировали, «романились» по секрету от всех и даже поженились тайно на втором курсе. Просто зашли в загс и расписались… В Театре на Таганке служили оба, но после того, как Александр труппу покинул, его жена также написала заявление об уходе …
Александр Калягин с первой женой Татьяной Коруновой и дочкой Ксенией. Фото: kalyagin.ru
Татьяна умерла очень рано, от онкологического заболевания. Их с Александром дочке Ксюше на тот момент было четыре года.
После смерти жены растить девочку Калягину стала помогать его мама, но год спустя тот же самый неизлечимый недуг прервал и ее жизнь. И дальше со всеми домашними хлопотами, связанными с воспитанием дочки, отец-одиночка справлялся самостоятельно: готовил, стирал, убирал, отводил ребенка в садик, потом школу, забирал оттуда, помогал в приготовлении уроков… Привести в дом новую жену и мысли не было, он не хотел травмировать психику дочки, обожавшей свою мать.
Но встреча в 1976 году на съемках фильма Никиты Михалкова «Неоконченная пьеса для механического пианино» с милой и добродушной Женей Глушенко (впоследствии она снялась в фильмах «Впервые замужем», «Влюблен по собственному желанию», «Несколько дней из жизни Обломова»), ситуацию в корне изменила. «Я подумал: такая женщина могла бы стать любящей женой мне и хорошей матерью Ксюше», — рассказал однажды Калягин о своей «Женюре». Правда пригласить понравившуюся девушку на свидание он решился лишь через год — предложил юной актрисе вместе пойти в театр.
Через несколько месяцев дочка Александра Александровича предложила «тете Жене» переехать жить к ней и папе. Возражений от взрослых не последовало, и таким образом в 1978 году образовалась семейная пара Калягин-Глушенко. А два года спустя количество членов семейства увеличилось — Евгения Константиновна родила сына Дениса…
Артисты прожили вместе почти три десятка лет, но накануне жемчужной свадьбы их союз распался. Поговаривали, что причиной стали многочисленные слухи о супружеских изменах мэтра…
Александр Калягин с супругой Евгения Глушенко и Детьми - Ксенией и Денисом
Когда дочь Калягина (отец называет ее Ксанюлька) оканчивала школу с углубленным изучением французского языка, она спросила у папы, не поступить ли ей в театральный вуз. Услышав в вопросе интонацию сомнения, он возмутился: «Только через мой труп! Театром нужно бредить!..»
В настоящее время Ксения живет в Америке, работает программистом. «Она уже стала настоящей американкой», — говорит Калягин. Сейчас ее сыну 16 лет, а когда мальчику было семь, дедушка как-то сказал о своем внуке: «Его зовут Мэтью, Матвей. По-моему, он гений. Выдает такие поразительные вещи… Далеко пойдет, если только не растеряет свой дар…»
Александр Калягин и внук Матвей. Фото: kalyagin.ru
А сын Александра Александровича Денис окончил престижную частную школу в Филадельфии. «Парень наш был слишком уж домашним, жил на всем готовом, без всяких забот. Нужно было его срочно от нас отрывать… — пояснял Калягин их с женой решение отправить наследника учиться в США. — Думаю, поступили правильно: сплошные похвальные листы получаем да грамоты … Он, в отличие от дочки, ярко выраженный гуманитарий, натура художественная. Писателем, может, станет….» По возвращению в Россию, Денис выбрал профессию журналиста.
ВЛЮБЛЕНА ПО СОБСТВЕННОМУ
Евгения ГЛУШЕНКО играла любовь с Янковским, а полюбила Калягина
Евгения Константиновна Глушенко журналистов не жалует, интервью давать не любит. Вопросы «как вы играете?», «как это у вас получается?» ей
неинтересны, потому что «это моя «кухня», и я никому об этом не говорю. Даже режиссер может не знать как...». На вопросы личного характера отвечает, как в бюллетене референдума 1993 года: «нет», «нет», «да», «нет», потому
что «сегодня к личной жизни такое пристальное внимание, что создается впечатление, будто больше и говорить не о чем».
Помня слова Чехова о том, что «каждое личное существование держится на тайне», я дала слово в тайное не углубляться, но попросила актрису дать возможность читателю, зрителю приблизиться на некоторое расстояние, при котором «состав» личности Евгении Глушенко, может быть, будет близок к разгадке.
- Вы действительно человек скрытный, «вещь в себе» или это такая маска?
- Наверное, это лучше спросить у моих близких и друзей. Да,
разговоров бытовых я не люблю, хотя между женщинами, естественно, они существуют. Но углубляться в них мне несвойственно. У меня есть близкая подруга - художник по костюмам, мы дружим уже 27 лет, но и в наших отношениях есть табу - черта, за которую мы не переходим в разговорах: вот это мы обсуждаем, а вот это - нет.
- Психологи говорят, что корни скрытности берут начало в детстве. Но вы стали актрисой, что предполагает наличие открытых эмоций. Так что же было в детстве?..
- Я родилась и выросла в Ростове-на-Дону. В детстве очень любила танцевать, читать стишки, и когда с родителями ходила в гости, то, если я не слушалась, самым большим наказанием было: «Мы тебя возьмем в гости, но выступать ты не будешь». Я готова была сделать все что угодно, только бы с меня сняли наказание.
Так было лет до пяти-шести, а потом все куда-то ушло, появились другие увлечения - я занялась спортом, не профессионально, а просто ходила в секции. И однажды мама сказала: «А не хочешь ли ты пойти в драмкружок?
Там ты сможешь развить речь, научишься правильно говорить». Мой южный грубоватый говорок маме не нравился. Я пошла в дом пионеров и очень увлеклась особой художественной атмосферой, которую создавала руководительница драмкружка Тамара Ильинична Ильинская - ей я обязана многим. Да и не только я. Из этого кружка вышли многие ныне известные
режиссеры и актеры: Анатолий Васильев, Евгений Тростинецкий, Елена Смирнова, питерец Александр Марков, да и в Александринском театре много выходцев из нашего драмкружка.
Я очень любила все, что было связано с нашими спектаклями: любила шить костюмы, нашивать блестки, репетиции... И хотя я человек зажатый, сцены не боялась. Мне и сейчас легче сыграть спектакль, чем произнести речь. На сцене я освобождаюсь.
Желание стать актрисой, конечно, было, но уверенность в том, что я могу ею стать, отсутствовала. Когда я ходила в театр или смотрела кино, то видела, какие все актрисы красивые, а во мне не было ничего особенного - ни ног от горла, ни тонкой талии, ни роста... Ну симпатичная, и все. Но однажды студийцы в мое отсутствие обсуждали, кто может стать актером, а кто нет. И Тамара Ильинична сказала: «А вот Женя могла бы стать актрисой». Ребята мне это передали.
- То есть вы стали актрисой вопреки «отсутствию» фактуры...
- Да, я поступила в Ростовское училище искусств и, закончив первый курс, решила попробовать...
- ...покорить Москву?
- Нет, об этом я не думала, просто решила попробовать, на что я способна. Я до сих пор не знаю, почему так поступила. Гордыня это была или амбиции... Нет, амбиций у меня не было, скорее это был импульс - я часто поступала импульсивно, и это как раз был тот случай. В это время еще два студийца ехали поступать в Москву, и это придало мне решимости.
Как и все, я поступала во все театральные вузы сразу, не представляя,где лучше, где хуже. Когда я поступала в ГИТИС, в приемной комиссии сидел преподаватель института актер Гутиэрес - он снялся у Хейфица в фильме «Салют, Мария!». Позже он уехал в Испанию. Я прошла первый тур, а на
втором он спросил меня: «Ты откуда?» - «Из Ростова-на-Дону». – «А почему не гакаешь?» - «Не знаю...» - «Ну-ка, повернись», - попросил он. Я повернулась. «У тебя каблуки повыше есть?» - «Найду», - ответила я. «Приходи на третий тур на каблуках повыше». Туфли мне срочно прислали
поездом, но они не понадобились, поскольку я прошла все туры в Щепкинском училище - осталось сдать общеобразовательные предметы.
- Наверняка к вам в училище приходили кинематографисты выбирать «натуру»...
- Конечно, приходили и кого-то отбирали. Но так, чтобы мне говорили: «Девушка, мы вас приглашаем на съемку», - такого не было.
- Обижались? Хотелось попасть в кино?
- Конечно, хотелось. Но я не помню, чтоб мне было завидно или больно оттого, что выбрали не меня.
- Однако первая же ваша роль в «Неоконченной пьесе...» оказалась звездной. Да и все остальные - прямое попадание в зрительские сердца, они как будто написаны для вас специально. Это та самая госпожа Удача или случайность?
- Будем считать, случайность, поскольку не я искала, а меня находили. Я уже была актрисой Малого театра, закончила первый театральный сезон,жила в актерском общежитии. Моя подруга пробовалась на одну из ролей в «Неоконченной пьесе...». Ассистент режиссера ее спросила: «Нет ли у тебя на примете молоденькой девушки на роль Сашеньки Платоновой? Где мы уже только ни искали - все не то!». «Я дала твой телефон, - сказала подруга, - так что тебе позвонят». Я поблагодарила, но в ожидании звонка не трепетала. А через день мне позвонили и пригласили в студию.
Я приехала, и мне сказали, что Никиты Сергеевича еще нет, а я могу пока почитать сценарий. Пришел Михалков, мы познакомились, и он в присущей ему легкой манере спросил: «В каком театре работаете?». Когда я сказала: «В Малом», - он состроил такую гримасу, что хотя я и не была взрывным
человеком, но внутри меня все загорелось. «Черт! - сказала я себе. - Как же хочется, чтобы вы изменили свое мнение о Малом театре!» Михалков рассказал мне об образе моей героини, о том, как он его видит. Попросил рассказать о себе и в это время сделал знак, чтобы меня снимали. Были еще одни пробы, и я поняла, что ничего не получится. Ну не
получится, и не надо. У меня ведь был театр, да и страстного желания сниматься я не ощущала. Но меня пригласили в третий раз, я приехала, Михалков сказал, что надо сыграть финальную сцену (сцену в воде). Эта сцена требует больших эмоций - это я понимала и честно сказала режиссеру: «Я не смогу... я не знаю как, не знаю, что вы от меня хотите». – «Ничего не хочу, - сказал он. - Просто запиши этот текст на бумажку и читай, не обращая внимания на камеру». Я переписала текст и начала читать: «Мишенька, муж мой любимый...». И вдруг я стала рыдать - слезы брызнули мгновенно - и, плача, я продолжала читать.
То состояние, которое нужно было сыграть, я нашла в себе, я это сделала. И Михалков сказал: «Вот так и надо сыграть. Будет очень хорошо, если так получится».
- Вы впервые оказались на съемках, да еще в звездном составе. Не тушевались?
- Нет, вы знаете, там была такая легкая дружеская атмосфера. И главное - я чувствовала, что режиссер со мной в каждом кадре, он вел меня.
- Вы действительно сыграли на пределе эмоций. Говорят, что такие сцены удаются, когда и в жизни присутствует любовь или состояние влюбленности...
- Да, я слышала, что так говорят. Но тогда я не была влюблена, и романа никакого не было. Я была свободна, может быть, поэтому и получилось. То, что было во мне глубоко запрятано, режиссер вытаскивал из меня, настраивал, как музыкальный инструмент.
- Разве отношения с Александром Александровичем Калягиным не зародились именно тогда, на съемках?
- Нет-нет. Мы были просто добрыми партнерами, и все. У меня была своя жизнь, у него - своя. Когда невзначай встречались, то общались формально. «Как дела?» - «Хорошо». – «Придешь на мой спектакль?» - «Не могу». Спустя полгода состоялась премьера фильма. На вечере у всех было
хорошее настроение, было очень весело, мы танцевали, и Александр Александрович сказал мне: «Выходите за меня замуж». И я так же легко ответила: «Да, конечно, давайте...». Мы тогда были на «вы», и никто из нас
всерьез не воспринял эти слова. Через год мы поженились...
- Потом родился ребенок, а это всегда большое испытание для семьи, а тем более для актерской...
- Ребенок появился не сразу. В нашей семье уже был ребенок. Дочка Александра Александровича от первого брака Ксения. Когда мы поженились, ей было девять лет.
- Роль мачехи не менее сложна, чем любая актерская роль.
- Я не прочувствовала этой сложности. У нас всегда были замечательные отношения, и они сохранились до сих пор. Это очень дорогой, родной и близкий мне человек, и сейчас, когда дочке 35 лет и она живет в Америке,мы скучаем друг без друга, когда долго не видимся, перезваниваемся, ездим
друг к другу в гости. А сын - это, конечно, большая радость и большое испытание. Нам очень помогали мои родители - они всегда были с ним рядом, и Денис их обожает.
- Дети не пошли по стопам родителей? Вы не пытались их направлять?
- Когда дочке было лет 15-16, она спросила: «Пап, может, мне в артистки пойти?». И Саша сказал: «Если ты так спрашиваешь, значит, не надо». И она стала дизайнером.
Сын, когда был маленький, любил кривляться перед зеркалом, что-то изображать. Он посмотрел Шерлока Холмса и попросил купить ему трубки. Отец ему покупал трубки, как у Шерлока Холмса, и трости, как у Чарли Чаплина.
Так что у него было несколько настоящих трубок и тростей.
Помню, был очень забавный случай, когда Саша сыграл Ленина в «Так Победим». Денис был тогда маленький, и один портрет, где Саша в образе Ленина, мы подарили моим родителям. Дедушка объяснял Денису, что это папа в образе Ленина, но он не в состоянии был понять, что это такое. И когда он приехал в Москву и увидел памятник Ленину, то сказал: «Это мой папа!». Мы очень смеялись.
Когда Денис подрос, я спросила: «Хочешь стать актером?» - «Я не знаю...» - неопределенно ответил он. И никто из нас не стал на него давить.
- Кто для сына больший авторитет в семье - вы или отец?
- Думаю, отец. Но Денис рано стал самостоятельным - в 15 лет мы отправили его учиться в Америку, где он окончил гуманитарный колледж. Сейчас ему 22 года, он будет поступать в аспирантуру в Москве. Будет заниматься философией. Он вполне взрослый человек, и руководить им,
несмотря на семейные авторитеты, было бы глупо.
- Но свою роль мамы-опекунши вы выполняете?
- Да, конечно, меня интересует, чем занимаются мои дети, но быть мамой-курицей я не могу. Я мама-друг, и в жизнь своих детей не влезаю, не живу их жизнью. Ведь когда ты разговариваешь с подругой и задаешь ей вопросы, ты не живешь ее жизнью. Так же и с детьми. Есть родители, которые постоянно пасут своих детей и, расставаясь утром, вечером задают им тысячи вопросов: «Что ты делала? А что он сказал?
А что ты ответил?». И если мой сын о чем-то говорит с отцом, я не буду его расспрашивать, о чем он говорил. Если он захочет - сам расскажет.
- Как думаете, такая отстраненность не мешает семье?
- Наверное, члены моей семьи на этот вопрос ответили бы определеннее, чем я. Наверное, мешает... Меня дочка иногда спрашивала: «Женюра, ты куда улетела?». – «А... сейчас вернусь», - и возвращалась. Дети, конечно, требуют внимания. И если сын, например, просит что-то приготовить, а у меня есть время, я обязательно приготовлю. А если нет, он говорит: «Давай приготовлю я». Но иногда я чувствую, что мне необходимо побыть одной, и я говорю Денису: «Ты меня сейчас не трогай». – «Хорошо, - говорит он. - Ты скажи,
когда можно будет говорить. Тебе сколько времени надо?». Мы начинаем смеяться, и я отключаюсь от своих проблем.
Конечно, бывает так, что я не всегда могу справиться с собой. Но у меня есть способ сбросить то плохое, что накопилось во мне. Я обязательно нахожу какой-то вид деятельности: бросаюсь убирать или иду пешком несколько километров... Это очень помогает переключаться.
- Не секрет, что в театральной среде, как и кинематографической, недоброжелателей хватает, как и доброхотов-сплетников. Вам наверняка приходилось сталкиваться с этими явлениями. Как обычно реагируете?
- Как-то давно я спросила у одной актрисы: «Как ты реагируешь, когда тебе говорят что-то неприятное?». Она ответила: «Я мысленно поворачиваюсь к этому человеку спиной».
А сын рассказал мне такую историю: в колледже, где он учился, были двое ребят, которые вроде бы дружили, но при этом один другому как-то сказал: «Я тебя ненавижу!». – «А я тебя не ненавижу, - отреагировал другой. - Ведь это сколько сил надо, чтобы ненавидеть! Тебя просто нет в моей вселенной». Я не могу сказать, что я так же реагирую на сплетни, но в моменты негативные я между собой и человеком как бы ставлю экран.
- И, как я понимаю, еще тусовку не жалуете?
- Я люблю приходить на премьеры в Дом кино или Киноцентр, когда мне это нужно и интересно. И тогда мне не важно, кто сидит рядом со мной, потому что я пришла не общаться, а смотреть. Но когда я общаюсь, я стараюсь быть со всеми доброжелательной.
А в тусовке, я заметила, люди не общаются друг с другом. Мне кажется, им важно не общение, а то, как люди реагируют на них, как воспринимают. Это такая игра - игра в общение. Наверное, и она нужна.
- Ну а в «женских разговорах» участвуете?
- Конечно. С удовольствием говорю о проблемах, которые волнуют всех женщин: как сделать так, чтобы хорошо выглядеть, о диете, кремах или выспрашиваю рецепт какого-нибудь блюда, которое мне понравилось. Но я не люблю обременять кого-то своими проблемами. У меня есть
несколько дорогих мне людей, к которым я просто прихожу, когда мне плохо, и им ничего не надо рассказывать - мне с ними становится хорошо.
- Мужа обременяете домашними проблемами?
- Что касается меня, детей, семьи - это для мужа свято, тут я могу положиться на него полностью. Другое дело, что у меня есть такое свойство характера - драматизировать события. Иногда я слишком погружаюсь в себя, мрачнею, но
одно слово мужа, точно найденное и подчас остроумное, разбивает все, что я нагромоздила в душе и голове...
А если просто пришли плохие мысли, то я точно знаю, что я должна с ними перебыть. Значит, они мне даны для того, чтобы что-то понять.
- У вашего мужа свой театр. Никогда не хотелось там сыграть?
- Вы знаете, после того как мы поженились, нам не раз предлагали сняться вместе, но мы отказывались. Не сговариваясь, мы поняли, что лучше нам этого не делать. Это наше индивидуальное решение.
- Александр Александрович дает творческие советы, помогает в работе?
- Конечно, помогает. Бывает так, что я вижу роль, но не чувствую ее. Так, одну сцену, которая не получалась у меня в фильме «Влюблен по собственному желанию», мы с Сашей разбирали, и он показал мне (очень деликатно, не навязывая своего мнения) одну краску характера. «Попробуй, - сказал, - если режиссеру понравится...»
- Кстати, играть «милую дурнушку», как говорил герой Янковского, наверное, было не очень приятно?
- Ну что вы! Было очень весело и интересно! Я не думала, как я буду выглядеть и что обо мне скажут. У меня было очень гладкое лицо, и гримеры лепили мне прыщи из латекса, затягивали волосы, чтобы подчеркнуть мою непривлекательность. Нет, никаких комплексов я не испытывала. Мне мама никогда не говорила: «Какая ты красивая!» Хотя я считаю, что детям это надо говорить. Но меня воспитывали строго и, наоборот, говорили: «Посмотри
на других девочек. Вот как-то ты все не так делаешь, двигаешься...».
По сценарию моя героиня была другая, чем получилась в результате. Она должна была быть худой, с длинным носом. А у меня совсем иная фактура - я никогда не была субтильной. И я предложила режиссеру идти от обратного: я буду толстеть, а потом худеть. И он согласился.
- Вас на улице узнают, оказывают знаки внимания?
- Это бывает нечасто, но очень приятно, когда тебе улыбаются и говорят: «Здравствуйте». Я тоже здороваюсь и улыбаюсь в ответ. Но иногда бывают такие диалоги - дама останавливает меня и спрашивает: «А вы меня не знаете?» - «Нет, не знаю». – «Что-то мне ваше лицо знакомо, - говорит она.
- Вы похожи на какую-то актрису». – «Да, - отвечаю, - мне многие это говорят». И иду дальше.
- То, что у вас нет блестящей фактуры, за которой охотятся
режиссеры, заставляет чувствовать свою невостребованность?
- Я рада и счастлива тому, что послала мне судьба или, если хотите, Господь. Я получила больше, чем предполагала. И у меня никогда не было и нет чувства невостребованности и нет оснований сетовать на судьбу. Идет жизнь, есть работа в театре... И если не снимаюсь, значит, не суждено. А
может быть, это еще будет... Но суетиться и тем более страдать по этому поводу я никогда не буду.
- Стало быть, можете со всей ответственностью сказать, что жизнь сложилась?
- Сказать так - значит, поставить точку, а у меня есть ощущение, что впереди много интересного и, как говорит один из героев шекспировской пьесы, «надо лишь всегда быть наготове...».