Тренинг преодоление стресса презентация. Стресс и пути его преодоления
Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com
Подписи к слайдам:
Профилактика и преодоление СТРЕССА ГБОУ гимназия № 2072 ДО № 2 Подготовила и провела: Педагог-психолог: Сермягина В.Ю. 2014г
Мониторинг по стрессоустойчивости педагогов и специалистов Методика: определение и стрессоустойчивости и социальной адаптации Холмса и Раге Обследовано 36 человек (2 ч. на больничном): стресс 4 человека – 11,1% пороговая сопротивляемость 4 человека – 11.1% высокая сопротивляемость – 77.8%
Стресс – это неспецифический ответ организма на любое предъявляемое ему требование, и этот ответ представляет собой напряжение организма, направленное на преодоление возникших трудностей и приспособление к возросшим требованиям.
Работники, составляющие группу риска - Работа связанная с интенсивным общением; - Возникновение внутренних конфликтов, связанных с работой; - Работа протекает в условиях нестабильности; - Необходимость постоянно демонстрировать высокую эффективность; - Жители крупных городов.
Формы стресса: Дистресс – «плохой» стресс Эустресс – «хороший» стресс
Стресс следует рассматривать как важнейший адаптационный механизм, позволяющий живому существу, попавшему в неблагоприятные условия, сконцентрироваться, напрячь все свои силы и найти оптимальный выход из затруднительной ситуации.
Теория стресса Ганса Селье выделил в нем три стадии. Первая – стадия тревоги. Это фаза мобилизации защитных сил организма, повышающая его устойчивость по отношению к конкретному травмирующему воздействию. При этом организм функционирует с большим напряжением. Однако на первой фазе стресса он справляется с нагрузкой еще с помощью функциональной мобилизации без структурных перестроек. Вслед за первой наступает вторая фаза – сбалансированного расходования адапционных резервов организма (стадия стабилизации, сопротивления) . Все параметры выведенные из равновесия в первой фазе, закрепляются на новом уровне. При этом обеспечивается мало отличающееся от нормы реагирование, все как будто бы налаживается. Однако, если стресс продолжается долго, в связи с ограниченностью резервов организма неизбежно наступает третья фаза – истощения. На второй и третьей стадиях организм, исчерпав свои функциональные резервы, включает механизмы структурной перестройки. Когда их не хватает, появляется истощение.
СИМПТОМЫ СТРЕССА: Полная отдача себя работе, проведение все меньше количество времени с друзьями и семьей; Неэффективность на работе; Выполнение рабочих заданий вне работы за счет личного отдыха; Сильная утомляемость; Раздражительность; Регулярные физические болезни и др.
ФАКТОРЫ, ВЛИЯЮЩИЕ НА РАЗВИТИЕ СТРЕССА Генетическая предрасположенность; Тип высшей нервной деятельности; Ранний детский опыт; Родительские сценарии; Личностные особенности (характер, уровень самооценки, направленность, установки и ценности) Факторы социальной среды; Когнитивные факторы
Психологические признаки стресса: Рассеянность; Расстройство памяти; Тревожность; Плаксивость; Излишнее беспокойство; Беспричинные страхи; Раздражительность На что влияет стресс? Стресс приводит к потери уверенности в себе, к возникновению различных заболеваний, психическим расстройствам и к лекарственной зависимости.
Физиологические признаки стресса: бессонница; головные боли; сердцебиение; боли в спине, в желудке, в сердце; несварение желудка; спазмы
Факторы, усугубляющие воздействие стресса Нежелание человека изменить собственные представления; Категоричность в восприятии альтернатив; Наличие иррациональных установок; Инерция мышления; Стремление избежать болезненных эмоциональных переживаний.
Приёмы снятия стресса
ЗАЩИТА ОТ СТРЕССА Поверьте в себя! Не держите всё в себе! Не пытайтесь быть идеальным! Смотрите на всё происходящее в перспективе! Занимайтесь спортом! Общайтесь с семьей! Уступайте в мелочах в пределах, то что Вас не так волнует! «Давайте поговорим об этом завтра» Место покоя!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Семинар-практикум "Стресс: приемы профилактики и преодоления"
Материалы семинара позволят педагогам более полно понять причины возникновения стрессовых ситуаций, пути их преодоления....
Семинар-практикум для воспитателей "Проблема профилактики и преодоления профессиональных стрессов"
Влияние профессиональной роли на личность педагога. Проблемы личностного развития педагогов.Факторы, усиливающие влияние профессии на личность педагога Профессиональная деформация педагога: синдром хр...
ДЕТИ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ: ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ПОМОЩЬ СЕМЬЕ В ПРЕОДОЛЕНИИ СТРЕССА
В статье освещены фазы прохождения стресса родителей при рождении ребенка с ограниченными возможностями здоровья и рассмотрены основные направления психологической помощи....
Цель: научить справляться со стрессовыми ситуациями. Задачи: Дать понятие стресса и указать его последствия. Показать важность умения справляться со стрессовыми ситуациями. Научить детей работе в коллективе, умению защищать и отстаивать свою точку мнения.
Портрет психически здорового человека Если он не находится в состоянии депрессии, когда весь мир предстаёт перед ним в самых мрачных и неприглядных чертах; Если не страдает от одиночества – постоянного или временного осознания того, что наши взаимоотношения с людьми не столь обширны и значимы, как нам хотелось бы; Если его поведение не носит следов постоянной тревоги (например, болезненной застенчивости); Если человек не переживает постоянного стресса.
Тест: «Мой уровень стресса» Инструкция: ответь на вопросы, приведенные ниже. Поставь галочку в колонке, соответствующей твоему ответу. В последние месяцы ты: 1. Писал контрольную в школе 2. Сильно спорил/а или подрался(лась) с кем-то 3. Опаздывал(ла) на занятия куда-нибудь еще 4. С тобой произошло что-то волнующее 5. Чувствовал(а) печаль или одиночество 6. Выступал(а) перед классом 7. Встретился(лась) с новым человеком 8. Имел(а) проблемы в отношении проблемы в отношениях с родителями 9. Старался(лась) изо всех сил победить в соревнованиях 10. Был(а) чрезмерно загружен(а) делами 11. Имел(а) проблемы с приготовлением уроков 12. Не смог(ла) выполнить возложенные на тебя обязанности 13. Должен(а) был(а) стать первым в каком-либо деле 14. Помогал(а) в организации крупного мероприятия 15. Чувствовал(а) замешательство Сложи количество своих утвердительных ответов (да).
Шкала оценок: от 0 до 5 – низкий уровень стресса; от 6 до 10 – средний уровень стресса; от 11 до 15 – высокий уровень стресса. Вывод: Каждый человек подвержен стрессу. Очень важно знать о причинах стресса и уметь бороться с отрицательными последствиями стресса.
Концепцию стресса сформулировал канадский патофизиолог Ганс Селье (). Особенно от стресса страдает нервная и иммунная система. В стрессовом состоянии люди чаще оказываются жертвами инфекции, поскольку продукция иммунных клеток заметно падает в период физического или психического стресса. Стресс (от англ. stress напряжение) совокупность защитных реакций организма, вызываемых каким-либо из стрессовых факторов
Обостренная чувствительность к шуму; Чувство усталости перед сном; Беспокойный сон; Отсутствие чувства отдыха после пробуждения; Невозможность сосредоточиться; «Провалы памяти»; Отсутствие терпения; Повышенная конфликтность; Раздувание проблемы из-за пустяка; Постоянное беспокойство и мрачные мысли; Частые головные боли; Сердце бешено стучит; Вспотевшие ладони; Сводит желудок; Прошибает пот и т.д. Признаки стресса:
Всегда ли это плохо? Если раньше считалось, что стрессовое состояние приводит только к негативному влиянию на организм, то теперь в некоторых случаях воздействие стресса приветствуется. Взять, к примеру, экстремальные виды спорта. Если иметь в виду традиционный взгляд на стресс, то приверженцы экстрима должны обладать предельно истощенной иммунной системой, на деле же оказывается, что они подчас гораздо здоровее «нормальных» людей. Порывистость движений, блеск в глазах и неуемная жажда деятельности все это говорит о том, что эти люди просто живут на все сто процентов. Вывод: непродолжительное, резкое психологическое «давление» извне активизирует иммунную систему и в конечном итоге продлевает жизнь. Подобная разновидность стресса, называемая стресс- стимулом, является позитивной.
Способы борьбы со стрессом Общение с людьми сильными, оптимистично настроенными, объединенными общими интересами. Поддержка близких. Внешние источники сил (природа, музыка, книги). Переключись на что-нибудь хорошее, вспомни счастливые моменты. Ставь посильные задачи, реально смотри на жизнь. Занимайся физкультурой и спортом. Правильно питайся, соблюдай режим дня. Радуйся жизни. Помни, мы сильны, когда верим в себя.
Скажите стрессу свое "Ха!" Бурный выплеск физической активности - самый физиологически оправданный способ снятия стресса. Сделайте глубокий вдох. Задержите дыхание. С силой выдохните, произнеся "Ха!" (или что-то в этом роде). Здорово помогает (особенно на работе). Импульсивным и взрывным натурам может помочь мгновенный эмоциональный выброс. Можно сломать карандаш или швырнуть книгу в стену. Причем с чем более зверским лицом и ощущением злости вы это сделаете - тем лучше поможет. Можно попрыгать или по приседать (только не забудьте предупредить коллег, что таким образом вы боретесь со стрессом).
Способы предупредить нервный срыв Чаще "выходите в свет" - в гости, в театр, ресторан или клуб. Врачи-неврологи отмечают, что их пациентами обычно становятся люди, предпочитающие уединенный образ жизни. Освойте какой-то новый вид деятельности - запишитесь на курсы вождения автомобиля или в спортивную секцию. Это разорвет цепь будничной рутины и повысит творческий потенциал и в личной, и в профессиональной жизни. Слушайте классическую музыку с утра - это повышает сопротивляемость организма не только стрессам, но и инфекциям. Даже в разгар рабочей недели находите время для маленьких радостей - встреч с друзьями, игр с детьми
15 шагов на пути преодоления стресса. Шаг 1
- Вставайте утром на 10 минут раньше, чем обычно. Так Вы легко избежите утреннего раздражения, везде успеете и будете чувствовать себя прекрасно. Спокойное, организованное утро – это залог прекрасного удачного дня!
- Хватит полагаться только на свою память. Заведите ежедневник! Нет ничего ужаснее опоздания на встречу, или пропущенного события. С электронным органайзером вы всегда будете обо всем помнить, идти в ногу со временем и радоваться жизни!
- Перестаньте откладывать! Откладывание на следующий день является стрессовым фактором. Планируйте наперед и все будете успевать сегодня! Помните о правиле Паретто и оставляйте 20% своего рабочего времени свободными на случайфорс-мажоров.
- Ослабьте Ваши стандарты! Не все вещи, которые Вы должны сделать, стоит делать хорошо. Будьте более гибкими! Совершенство не всегда достижимо, а если даже и достижимо, то оно не всегда этого стоит. Помните о правиле Паретто 20% усилий дают 80% результата!
- Считайте Ваши удачи!!! На каждое сегодняшнее невезение, вероятно найдется десять случаев, когда Вы были успешны. Воспоминания о хорошем уменьшат Ваше раздражение, поднимут настроение и зарядят позитивом!
- Ищите друзей-оптимистов! Ничто не вырабатывает привычку постоянного беспокойства быстрее волнений и переживаний вместе с другими озабоченными, терзающимися людьми… Хорошие друзья-те, которые зарядят Вас своим оптимизмом, подарят энергию/желание жить!
- Наполните свою жизнь движением! Даже во время работы периодически вставайте и потягивайтесь, не сидите весь день, скорчившись, в одном и том же положении! Физическая активность – прекрасный способ избавиться от накопившихся из-за стресса гармонов.
- Высыпайтесь!!! Часто сон помогает не только снять усталость, отдохнуть, но также и как бы «заспать» те или иные переживания.
- Создайте из хаоса порядок! Организуйте Ваш дом, рабочее место и жизнь так, чтобы Вы всегда могли получить то, что ищете. Разложите все вещи по местам, приведите в порядок Ваши контакты. Помните: из всего можно создать устойчивую систему!
- Займитесь йогой или дыхательной гимнастикой! Выполняйте глубокое медленное дыхание. Когда люди подвержены стрессу, они дышат быстро и поверхностно – мышцы не получают необходимого количества кислорода и постоянно напряжены.
- Сделайте себя красивым! Если мы хорошо выглядим, мы и чувствуем себя лучше. Хорошая прическа, аккуратный костюм могут дать Вам тот жизненный тонус, которого Вы так давно ждали. Любите себя!
- Живите контрастной жизнью! Если Ваши будни лихорадочные, используйте выходные для спокойного отдыха. Если рабочие дни наполнены делами, требующие выполнения в одиночку, то в выходные ведите более общественный образ жизни. Переключайтесь!
- Верьте, прощайте и забывайте! Люди вокруг Вас и мир, в котором мы живем, несовершенны. Принимайте благожелательно, на веру слова других людей. Верьте тому, что большинство людей стараются делать все настолько хорошо, насколько могут. Расслабьтесь!
- Выражайте свои эмоции! Не держите все в себе, давайте волю чувствам и Вам будет гораздо легче.
- Каждый день начинайте с приятных моментов! Улыбайтесь, целуйте своих родных и близких, будьте счастливы! Смейтесь, улыбайтесь, шутите как можно чаще! В том числе и над собой. Развейте в себе чувство юмора.
Cлайд 1
Cлайд 2
Мудрые мысли. Любовь –– великий учитель. (Мольер) Лишь тот испытывает радость,кто может ближнему помочь. (Гёте) Умеренность –– здоровье души. (Левис) Нельзя врачевать тело, не врачуя душу. (Сократ) То, что идёт от сердца, до сердца и доходит. (Пайэтт) Ничто не обходится нам так дёшево и не ценится так дорого, как вежливость и доброта. (Мигель Сервантес) Юмор –– это спасательный круг на волнах жизни. (Раабе) Здоровый нищий счастливее больного короля. (Шопенгауэр) Самый счастливый человек тот, кто дарит счастье наибольшему числу людей. (Дидро) Жажда достижений даёт человеку радость жизни. (Монтень)Cлайд 3
В России за последние 10 лет нуждающихся в помощи психиатров стало гораздо больше (пограничных расстройств, связанных со стрессами – на 30%; случаев умственной отсталости – на 25%; алкоголизма – на 40%; наркомании – в 6 раз). В Калининградской области в 2005 году по статистике обращения к врачам хроников и новичков с расстройствами занимают второе место после травм.Cлайд 4
Результаты исследований свидетельствуют, что причиной стресса в 61% случаев являются служебные проблемы, семейные переживания и финансовые трудности, 22% случаев вызваны причинами «психологического характера», а 7% –– серьёзными заболеваниями.Cлайд 5
Стресс Это эмоциональное состояние, вызываемое необычными ситуациями; отрицательно сказывается на психике и здоровье в целом; ведёт к срыву в поведении; ухудшает восприятие, память, внимание, мышление и координация движений.Cлайд 6
Причины стресса Резкий звонок будильника; Завтрак в спешке – стресс для желудка; Резкие смены погоды и часовых поясов; Езда в переполненном транспорте; Неправильно выбранный режим дня; В помещении душно; недружелюбность окружающих; В течение дня – непредвиденные обстоятельства; Недостаток отдыха, переутомление; Т.к. другие тоже подвержены стрессу, возникают конфликты;Cлайд 7
Профилактика стресса Выясните причины стресса; Не забывайте хвалить себя; Осваивайте методы релаксации; Ведите дневник наблюдений, записывая своё стрессовое состояние, а затем обсудите его с близким человеком, чтобы найти выход; Хорошо и регулярно питайтесь; Активно работайте. Но выматывайте себя; Задумывайтесь о смысле жизни, ставьте ближайшие и отдалённые цели; Старайтесь заслужить любовь ближнего; Активно отдыхайте и бегайте трусцой; Вырабатывайте правильную походку; Занимайтесь спортом; Полноценный глубокий сон (7-9 часов); Закаливание; Проявляйте добрые и положительные эмоции; Чаще шутите, проявляйте чувство юмора; Стремясь к хорошим отношениям, избегайте дружбы с «трудными», не сдержанными людьми; Цените радость простоты жизненного уклада; С какой бы жизненной ситуацией не столкнулись, подумайте. Стоит ли сражаться; Сосредотачивайтесь на светлых сторонах жизни; Используйте профилактику «радости дня и выполняемой мной работы».Cлайд 8
Аффект – сильная эмоциональная, бурно протекающая реакция, носящая характер взрыва– ужаса, ярости, страха и т.д.Cлайд 9
Суицид (лат.- самоубийство) Акт самоубийства, связанный с продолжительными стрессами или неответственным отношением к своей жизни.Cлайд 10
Социально-психологическая совместимость – следствие оптимального сочетания типов поведения людей в группах, также общности их социальных установок, потребностей интересов, ценностных ориентаций.Cлайд 11
Социально –– психологический климат –– это преобладающий в группе или коллективе относительно устойчивый психологический настрой его членов, проявляющийся в отношении друг к другу, к труду, к окружающим событиям к организации в целом на основании индивидуальных, личностных ценностей и ориентаций.Cлайд 12
Факторы, оказывающие влияние на формирование определённого социально-психологического климата в коллективе: Комплектование коллектива с учётом психологической совместимости работников. В зависимости от целей работы в коллективе надо сочетать разные типы поведения людей. Стиль поведения руководителя, менеджера, хозяина предприятия. Соблюдение служебного этикета, который начинается с внешнего вида. Полная информация о льготах, вытекающих из принадлежности к фирме. Чёткая политика продвижения по службе, предусматривающая возможность для каждого работника профессионального и служебного роста. Политика «открытых дверей», которая состоит в том, что работники наделяются правом доступа к любому руководителю. Немедленное вознаграждение, означающее, что оплата труда не должна быть оторвана во времени от самого труда, иначе она теряет стимулирующий смысл. Справедливое отношение к работникам, то есть поддержание соответствия между тем, что работник даёт фирме и тем, что он от неё получает. Учёт предпочтений в потребностях различных работников. Со Успешный или неуспешный ход производительного процесса. Применяемая шкала поощрений и наказаний. Условия труда. Обстановка в семье, вне работы, условия проведения свободного времени.Cлайд 13
Кодекс поведения в конфликте Дайте партнёру «выпустить пар», в это время ведите себя спокойно, уверенно, но не высокомерно; Потребуйте от него спокойно обосновать претензии; Сбивайте агрессию неожиданными приёмами(попросите совета. Сделайте комплимент) Не давайте отрицательных оценок, а говорите о чувствах; Попросите сказать желаемый результат и проблему как цель препятствий; нельзя позволять эмоциям управлять; необходимо определить проблему и сосредоточиться на ней; Предложите ему высказать свои соображения по разрешению проблемы и свои варианты решения; не ищите виновных! Дайте ему сохранить «лицо»; не отвечайте агрессией на агрессию; оценивайте не партнёра, а его поступки; Иногда переспрашивайте его высказывания: «вы хотели сказать...?»;Cлайд 14
Держитесь в позиции «на равных»; Не бойтесь извиниться. Если чувствуете свою вину; Ничего не доказывайте; Замолчите первым; Не характеризуйте состояние оппонента; Уходя, не хлопайте дверью; Не говорите, если он «остыл»; Независимо от результата противоречия старайтесь не разрушать отношения, выразив своё уважеие и расположение к партнёру.Cлайд 15
В конфликтной ситуации нельзя: Критически оценивать партнёра. Приписывать ему низменные или плохие намерения. Демонстрировать знаки превосходства. Обвинять и приписывать ответственность только оппоненту. Игнорировать интересы партнёра. Видеть всё только со своей позиции. Уменьшать заслуги партнёра и его вклад. Преувеличивать свои заслуги. Раздражаться, кричать, нападать. Задевать «болевые точки» и уязвимые места партнёра. Обрушивать на партнёра множество претензий.Cлайд 16
Пути предотвращения конфликта: Не говорите и не делайте того, что обидит, заденет собеседника; Не отвечайте конфликтным поведением на его поведение; Проявляйте понимание к собеседнику, поставив себя на его место; Делайте больше благожелательных обращений: дружеская улыбка, поддержка, сочувствие, похвала и т.д.СТАДИИ СТРЕССА Стадия тревоги (опасности) мобилизует организм встретить влияние стрессора: учащается дыхание, увеличивается кровяное давление, напрягаются мышцы; Стадия сопротивления – организм сопротивляется воздействию вредных внешних факторов и адаптируется; Стадия истощения характеризуется резким снижением энергии сопротивления.
СИМПТОМЫ СТРЕССА Полная отдача себя работе, проведение все меньшего количества времени с друзьями и семьей; Неэффективность на работе; Выполнение рабочих заданий вне работы за счет личного отдыха; Сильная утомляемость; Раздражительность; Регулярные физические болезни и др.
ИСТОЧНИКИ СТРЕССА: Режим трудовой деятельности (условия труда, интенсивный режим, нехватка времени); Роль работника в организации (ролевые конфликты, повышенная ответственность, недостаток полномочий; Коммуникативные факторы (взаимоотношения с руководством, подчиненными, коллегами); Трудности построения карьеры (неадекватный уровень притязаний, профессиональная неуспешность, медленный или быстрый карьерный рост, страх перед увольнением); Факторы, связанные с организационной культурой и микроклиматом (несоответствие установок и ожиданий работника корпоративной культуре организации, интриги, ограничение свободы и т.д.); Внеорганизационные источники стрессов (проблемы в семейной жизни, неумение разделить профессиональную и семейную ролевую стратегию поведения)
ФАКТОРЫ, ВЛИЯЮЩИЕ НА РАЗВИТИЕ СТРЕССА Генетическая предрасположенность; Тип высшей нервной деятельности Ранний детский опыт; Родительские сценарии; Личностные особенности (характер, уровень самооценки, направленность, установки и ценности); Факторы социальной среды; Когнитивные факторы.
Профессиональное выгорание это синдром, развивающийся на фоне хронического стресса и ведущий к снижению эмоционально-энергетических и личностных ресурсов работающего человека. Профессиональное выгорание возникает в результате внутреннего накапливания отрицательных эмоций без соответствующей «разрядки» или «освобождения» от них.
Работники, составляющие группу риска Работа связана с интенсивным общением; Возникновение внутренних конфликтов, связанных с работой; Работа протекает в условиях нестабильности; Необходимость постоянно демонстрировать высокую эффективность; Жители крупных городов
ПРИЧИНЫ «ВЫГОРАНИЯ» Постоянные противоречия в стратегическом и тактическом руководстве; Чрезмерные, невыполнимые требования к работникам; Передача ответственности сотрудникам, не имеющим полномочий; Отсутствие объективных критериев для оценки результатов труда; Неэффективная система мотивирования и стимулирования персонала.
Совладающее поведение при стрессе Копинг - «преодоление» («сорing») – приложение поведенческих и когнитивных усилий для удовлетворения внешних и внутренних требований. Копинг вступает в действие, когда сложность задач превышает энергетическую мощность привычных реакции, и требуются новые затраты, а рутинного приспособления недостаточно.
Преобразующие стратегии «сравнение, идущее вниз», когда человек сравнивает себя с людьми, находящимися в еще более незавидном положении, «идущее вверх сравнение», когда человек вспоминает о своих успехах в других областях, «антиципирующее совладание» (лат. anticipatio предвосхищение), позволяющее людям психологически подготовиться к возможным нелегким испытаниям.
СЛОН 1. СНИЖЕНИЕ СТРЕССОГЕННОСТИ СИТУАЦИИ Потенциальную способность какой-либо ситуации вызывать у людей стресс обычно называют стрессогенностью. Степень стрессогенности ситуации определяется количеством и силой отдельных стресс-факторов, присутствующих в текущий момент времени. Для эффективного управления стрессогенностью ситуации необходимо: Хорошо различать типичные стресс-факторы. Уметь определять силу их действия на себя. Знать в достаточном количестве эффективные и удобные для себя методы купирования (снижения силы) этих стресс-факторов; уметь их применять.
Основные стресс-факторы 1. Значимость ситуации. Критерий – цена отказа. Что для себя ценного я потеряю, если откажусь от выполнения данной деятельности или от нахождения в данной ситуации? 2. Новизна и неопределенность. Критерий – отсутствие знаний, умений, навыков и информации, необходимых для успешного осуществления данной деятельности или для безопасного нахождения в данной ситуации. 3. Нагрузка. Критерий – количество затрат и уровень дискомфорта, испытываемого мною при осуществлении данной деятельности или при нахождении в данной ситуации. Что для себя ценного я теряю (время, усилия, средства)? Какую цену нужно заплатить за выигрыш? 4. Риск. Критерий – цена ошибки. Что для себя ценного я потеряю, если я сделаю неправильное действие? 5. Цейтнот. Критерий – отсутствие запаса времени, достаточного для спокойного обдумывания вариантов поведения, или для перехода в более ресурсное состояние, или для повторения работы в случае ошибки.
Механизмы эмоционально- ориентированного преодоления ВЫРАЖЕНИЕ ЧУВСТВ. ЗАМЕЩАЮЩАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ. РАЗРЯДКА – перевод энергии переживаний в энергию действия. ФАНТАЗИЯ (ПРЕОДОЛЕНИЕ ВНЕ РЕАЛЬНОСТИ). ТВОРЧЕСТВО. СДЕРЖИВАНИЕ (аналог психологической защиты вытеснения) – это сознательное или полу осознанное избегание неприятных мыслей, дел или проблем. Часто сочетается с ОТВЛЕЧЕНИЕМ на другие занятия и мысли. ОТСТРАНЕНИЕ – это восприятие ситуации без эмоциональной реакции (эмоции как бы «выключены») или с ощущением нереальности происходящего (все происходит «как бы не на самом деле» или «как бы не со мной»). ЮМОР – переосмысление проблемы с подчеркиванием ее смешных сторон. ПЕРЕОЦЕНКА ЦЕННОСТЕЙ И САМОИЗМЕНЕНИЕ.
Стратегии преодоления стресса Изменяйте то, что можете изменить, и принимайте вещи такими, какие они есть, если изменить их не в ваших силах. Изменяйте: будьте здоровы (правильно питайтесь + физические нагрузки); умейте расслабляться; научитесь говорить «нет»; отдыхайте, развлекайтесь планируйте, управляйте своим рабочим временем; находите положительное во всем; будьте целеустремленными. Принимайте то, что нельзя изменить: уступите (перестаньте бороться с переменами, не считайте перемены своим личным врагом); измените свою позицию; не будьте жертвой; контролируйте свою злость (замените ее продуктивной деятельностью); не волнуйтесь из-за мелочей.
СЛОН 3. САМОВОССТАНОВЛЕНИЕ Методы нейтрализации стресса Психологические ФизиологическиеБиохимические Физические Аутотренинг; Медитация; Рациональная терапия Массаж; Физические упражнения Баня; Закаливание; Водные процедуры Фармакотерапия; Алкоголь; Фитотерапия.
БОЛЬШАЯ ЧЕРЕПАХА. ПОВЫШЕНИЕ СТРЕССОУСТОЙЧИВОСТИ ДВА ОСНОВНЫХ ПОДХОДА К ПОВЫШЕНИЮ СТРЕССОУСТОЙЧИВОСТИ: 1. Метод Российского спецназа: «Тяжело в ученье – легко в бою» В российских спецподразделениях офицеры и сержанты традиционно культивируют высокий уровень психического давления на бойцов, причем организуется это так, чтобы воздействие не прекращалось ни на минуту. В результате те, кто адаптируются к данному стрессу, начинают относиться к такому уровню нагрузки, как к норме. 2. Метод японских топ-менеджеров: «Прививка против стресса» В ряде японских фирм высшее руководство раз в квартал вывозят в полувоенные лагеря, где их подвергают высочайшим физическим и психическим нагрузкам, в том числе побоям и моральным унижениям. По некоторым сведениям после этого в этих фирмах наблюдается резкий подъем производительности труда, а в отношениях между руководителями – заметное уменьшение числа конфликтов и недоразумений.
Тактика работы со стрессом Алгоритм действий при ожидании стресса: 1. Нейтрализация излишнего волнения: Медитация, работа с дыханием; Аутотренинг (формулы спокойствия) 2. Формирование уверенности в себе; 3. Поиск ресурсов: Объективных (составление плана по их получению); Субъективных (поиск в прошлом); 4. Моделирование в сознании желаемого результата
АКТУАЛЬНОЕ СОСТОЯНИЕ + РЕСУРС =ЖЕЛАЕМОЕ СОСТОЯНИЕ ЧТО МОЖЕТ БЫТЬ РЕСУРСОМ? состояния (спокойствие, уверенность в себе); качества (настойчивость, усидчивость); убеждения ("Я имею право на ошибку"); способности (умение выбирать друзей, способность убеждать собеседника); знания
Алгоритм действий при наступлении стресса 1. Нейтрализация избытка негативных эмоций 2. Формирование уверенности в себе (аутотренинг); 3. Определение структуры стрессора: с чем следует примириться; в чем можно найти позитивный момент? что в этой ситуации я должен изменить? 4. Поиск ресурсов: какие уже есть? какие нужно добыть и как? составление плана на ближайшее время 5. Приступить к выполнению плана
Метод разумного предпочтения Шаг 5. Какой разумный способ рассуждений я могу предпочесть нагнетанию страха, обвинениям, недооценки происходящего? -Мне бы хотелось… -Я бы предпочел… -Было бы лучше, если бы… Шаг 6. Обоснованная, аутентичная реакция и эффективное поведение. Что вы начинаете при этом чувствовать? -Жаль, что… -Не повезло с… -Я огорчаюсь… -Я серьезно обеспокоен…
Управление состоянием РАЗУМНЫЕ РАССУЖДЕНИЯ -Все люди свободны (слова «должен», «обязан» приемлемы в ограниченных случаях) -Все люди сами отвечают за свою жизнь (мой поступок – мой выбор; использовать активные лингвистические конструкции, отражающие ответственность «Я бы предпочел обидеться… вместо «Меня обидели»; «Я не сумел отказаться» вместо «Меня заставили»; «Я не нашел способа, чтобы настоять на своем…» вместо «Он - упрямый осел»; «Он хотел меня разозлить (обидеть), и я поддался…» вместо «Он меня злит (обижает)»
Метод разумного предпочтения Шаг 1. Идентификация поведения – мишени. Что я делаю, какие разрушающие переживания испытываю и эффективно ли я себя веду? Шаг 2. Идентификация шаблонов губительных рассуждений и иррациональных убеждений. Какие рассуждения предшествуют моим разрушающим переживаниям? Какие убеждение о себе, о других, о ситуации вызывают эти рассуждения? Шаг 3. Опровержение. Как можно оспорить мои губительные мысли? Шаг 4. Перцептивный сдвиг (замена губительных рассуждений разумными, иррациональных убеждений рациональными).
Литература Бодров В.А. Психологический стресс: развитие и преодоление. М.: ПЕР СЭ, Бодров В.А. Информационный стресс. М.: ПЭР СЭ, Кови С. 7 навыков эффективных менеджеров. Самоорганизация, лидерство, раскрытие потенциала. М.: Альпина Паблишерз, Мак Ки А. Бояцис Р., Джонстон Ф. Эффективный руководитель: 55 упражнений для личностного роста и осознанного изменения. М.: Смарт Бук Монина Г.Б. Раннала Н.В. Тренинг "ресурсы стрессоустойчивости" СПб.: Речь, Сандомирский М.Е. Защита от стресса. Работа с подсознанием. СПб.: Питер, Щербатых Ю. В. Психология стресса и методы коррекции. СПб.: Питер, 2007.