Кто такой люцифер в православии и какая его история. Люцифер: кто он такой
Рассуждениям о том, кто такой Люцифер, нет конца, ведь его образ очень неоднозначен. Он во все времена привлекал не только богословов, но и представителей искусства, пытавшихся осмыслить - так кто же этот падший ангел? И вправду Божье творение или самостоятельно существующее бесконечное Зло? Давайте попробуем понять это.
Кто такой Люцифер
В христианстве о Сатане, Люцифере существует легенда как об ангеле, созданном Господом в чине херувима. Он, по преданию, был совершенен в своей красоте и мудрости, но, проживая в Эдеме, возгордился и решил стать равным Богу (Иез.28:17; Ис.14:13-14). За это был низвержен с небес и стал князем тьмы, а также человекоубийцей и отцом лжи.
Ангельское имя Сатаны взято из пророчества Исаии (см. Ис. 14:12), а переводится оно как «светоносный», что на латыни звучит как Люцифер.
Интересна двойственность его сущности: он, с одной стороны, на Земле упорный и изобретательный искуситель, который ввергает людей в грех, а с другой - владыка ада, наказывающий тех, кто все-таки поддался его искушению. Что же это? Для чего подобное происходит в мире?
Для чего Сатана действует на Земле
Сатана Люцифер по многим верованиям - основной антагонист Бога, являющийся олицетворением всего зла. Кстати, существует мнение, что имя Сатана берет начало от еврейского слова «сатан» (satan), которое означает противоречие, препятствование и подстрекательство.
И по многим философским воззрениям господь позволяет Люциферу действовать на Земле для того, чтобы у каждого человека был выбор между добром и злом, ведь именно это даст возможность тем, кто выстоял, укрепиться в вере и получить бессмертие души. Если рассуждать так, то появление Люцифера было неизбежным и даже целенаправленным.
Как имя Люцифер стало наименованием Сатаны
Впервые упоминание Люцифера появляется в Книге Исаии (Ис.14: 12-17), которая была написана на древнеарамейском языке. В ней Вавилонское царство сравнено с падшим ангелом, чья история приводится там же. В оригинале при этом было употреблено слово «хейлель» («денница», или «утренняя звезда»). Но обратите внимание, что здесь утренняя звезда - это символ яркости и блеска, который не имеет негативного смысла.
Иудеи и христиане не пользовались словом «хейлель» как именем Сатаны. В Новом Завете «утренней звездой» был назван и сам Иисус.
А Иероним, при переводе указанного места из книги Исайи, применил слово Lucifer, обозначающее «несущий свет» и использующееся для обозначения утренней звезды. К этому добавилось и общее представление о том, что Сатана, подобно царю Вавилона, низвергнут с высот славы, и со временем падшего ангела стали назвали Люцифером. К тому же данное представление подкреплялось и высказыванием апостола Павла о дьяволе, временами приходящем к нам как «луч света» (2 Кор.11:4).
Так что кажущаяся для верующих немыслимой «светоносность» Люцифера имеет под собой обоснования - он может искусить нас, приходя с надеждой и радостью, но они будут лживыми, как и все, что он предлагает нам.
Кто такой Люцифер по Библии
Кстати, поначалу образ Сатаны не имел конкретных черт и являлся скорее абстрактным воплощением зла. В Священном Писании это был противник Бога, который мог обладать как человеческими, так и ангельскими чертами. Он испытывал честность людей, и только во власти Всевышнего было не позволить ему творить зло.
А в Новом Завете он обрел свой облик. Его стали изображать в виде дракона или змея. Кстати, окончательно понять его образ можно по одному нюансу - во всех Писаниях он признан как часть целого. То есть дьявол, являясь частью общего замысла, не имеет возможности сокрушить Бога и вынужден подчиняться ему.
Так, например, в книге Иова Сатана не верит в праведность этого человека и предлагает Богу проверить его. Здесь очень заметно, кто такой Люцифер по Библии - он подчинен Богу и входит в число его слуг, что не дает ему возможности действовать самостоятельно. Да, пусть он может насылать беды на Землю, руководить народами, но тем не менее никогда ему не выступить равносильным соперником Богу!
Ни иудаизм, ни христианство не приемлет равного противопоставления добра и зла, так как это нарушило бы их основной принцип единобожья. Дуализм, кстати, прослеживается лишь в некоторых религиозных учениях - в персидском зороастризме, в гностицизме и манихействе.
Образ сатаны в разных религиях
В древних религиях не существовало единого образа дьявола. У этрусков, например - это демон потустороннего мира Тухулк, который по своей сути был лишь духом мести, наказывающим за грехи.
В христианстве сатана Люцифер - это искуситель, властвующий над падшими ангелами и исполнитель наказания над заблудшими душами, но он будет обязательно повержен, как только придет царствие Божие.
В исламе также есть схожие с христианством концепции в отношении Сатаны. Его можно обнаружить в Коране в виде аль-Шайтана или Иблиса (демона-искусителя). В данной религии, как и в христианстве, он связан со всем низменным, что может быть в человеке, и обладает даром уводить людей с истинного пути, искусно маскируясь и толкая их к злу. Он пытается развращать человека, делая ему лживые предложения или искушая его.
Но и в исламе Сатана не изображен как равный противник Бога, так как Господь является создателем всего на Земле, а Иблис - это лишь одно из божьих созданий.
Вера в ограниченность пребывания Сатаны на Земле
Наряду с рассуждениями о том, что пребывание дьявола - это тоже своего рода промысел Божий, так как оно позволяет человеку учиться, расти духовно и совершенствоваться. Постоянно стоя перед выбором между добром и злом, люди все же не оставляют надежд на ограниченность пребывания Сатаны в этом мире.
И это объяснимо - понимая, кто такой Люцифер, простые смертные хотят быть уверенными, что их решения продиктованы лишь Богом. А подобное возможно только в мире, лишенном Искусителя. Так случится ли такое когда-нибудь?
Люцифер и Михаил
В христианстве говорится о последней битве дьявола с архангелом Михаилом (в Апокалипсисе, Откр. 12:7- 9; 20:2,3, 7- 9). Его имя, кстати, с иврита дословно переводится «кто как Бог», а это значит, что Михаил - высший ангел, возвещающий неискаженную волю Господа.
Апостол Иоанн говорит о падении Сатаны, побежденного архангелом Михаилом в тот момент, когда нечистый попытается поглотить посланного на Землю младенца, который должен стать пастырем всех народов (Откр. 12:4-9). За ним падут и темные ангелы, называемые в Библии «нечистыми духами». После второй битвы Люцифер будет навеки ввергнут в «огненное озеро».
Но кроме самого Люцифера на наш мир будет зариться и его последователь - Антихрист.
Кто такой Антихрист
Антихрист в религиозных учениях является главным противником Христа и искусителем рода человеческого. Он входит в так называемую «дьявольскую троицу» (Сатана, Антихрист, Лжепророк).
Антихрист - это не дьявол, а человек, получивший его силу. И, по некоторым версиям, - сын Люцифера. Легенда гласит, что он будет иудеем, родившимся от кровосмесительной связи в колене Дановом, или же от совокупления блудницы с дьяволом. Он поначалу завоюет мир мнимыми чудесами и кажущимися добродетелями, а затем, захватив мировое господство, превратит себя в объект поклонения.
Продлится его власть 3,5 года, после чего он будет убит, как предрекается, «духом уст Христовых», так что никакое покровительство Сатаны ему не поможет.
Образ Люцифера в литературных произведениях
Образы Сатаны в средние века в произведениях художников и писателей принимал всегда одну форму - получеловек-полузверь, безжалостный и творящий зло. Но уже к 18 в., а особенно 19-20 вв., он становится сложным и неоднозначным. Впрочем, и в религиозной культуре, несмотря на всю кажущуюся простоту восприятия Сатаны как носителя зла, за ним все время стоит образ Бога, зачем-то допустившего его на Землю. Так кто такой Люцифер?
В искусстве дьявол чаще всего воплощает бунтарский дух, который основан на неприятии существующей жизни, на отрицании всего хорошего и доброго в ней. Он желает зла, но при этом, обратите внимание, способствует сотворению добра. Особенно ярко представлен этот дух противоборства с существующим порядком в образе падшего ангела из поэм Дж. Милтона «Потерянный рай» и М. Лермонтова «Демон».
Дьявол Люцифер - это и Мефистофель у Гете, и Воланд у Булгакова, которые, по мнению своих создателей, пребывают в нашем мире с одной миссией - уравновесить противостояние между добром и злом и в итоге воздать каждому «по вере его». Так они делают все тайное и постыдное в человеческой душе явным. Ведь, не видя тени, трудно понять, что свет - это свет!
Составляющая человеческой культуры
Демон, Люцифер, Вельзевул, Мефистофель - человек может привести множество имен, обозначающих сущность, которая с древнейших времен являет собою персонифицированное зло. Этот образ стал не только религиозным, но и мирским. Причем он настолько вошел в массовую культуру, что познать человеческую природу, не поняв представлений о воплощении зла, вряд ли возможно.
Ведь изображение Сатаны как зверя с течением веков претерпело такие сильные изменения, что ныне Дьявол - это состоятельный буржуа, которому совсем нетрудно затеряться среди людей.
Такое отождествление сатаны и человека говорит, что, к сожалению, зло в наше время приобрело черты повседневности, и ничто не мешает любому из нас подталкивать человечество к гибели.
Как христиане должны относиться к сатанинским учениям
Чрезмерное увлечение образом привело к возникновению сатанинских организаций, которые пытаются следовать учению Антона Ла Вея, пытавшегося в свое время трактовать образ Сатаны как двигателя прогресса и вдохновителя всех достижений человека.
Для укрепления своей церкви Ла Вей создал красочные обряды и умело играл на тяге людей к таинственности и величественности. Но, тем не менее, данный культ чрезвычайно беден и держится не на четкой концепции и цельности своего учения, а лишь на яркости ритуалов, подражающих «черным» обрядам из прошлого.
Следует помнить, что сатанисты не опираются на реальный образ Люцифера, а лишь рассчитывают на шок со стороны христиан, поэтому доброжелательное отношение последних обязательно собьет с толку приверженцев «темных сил». Кроме того, сатанистами чаще всего становятся люди, имеющие и психологические, и психические проблемы, и помощь в решении их, конечно же, поможет заблудшим душами изменить свой взгляд на мир.
Надеемся, читатели смогут сделать для себя более четкий вывод относительно того, кто такой Люцифер. Фото этого образа помещены в статье. В них тоже в немалой степени видны меняющиеся преставления о дьявольской сущности и бесконечный интерес, который он вызывает как у верующих, так и у провозгласивших себя атеистами.
Древнее название планеты Венеры
Слово Lucifer состоит из латинских корней lux «свет» и fero «несу». Люцифером называли планету Венера , видимую только во время утренней или вечерней зари , когда Солнце уже неярко светит. В древности считалось, что это две разные планеты. Собственно, Люцифером римляне называли «утреннюю звезду» , тогда как «вечерняя звезда» называлась Веспер (греч. Геспер или Фосфор - «светоносец» ) . В этом же значении Люцифер присутствует в румынской культуре [ ] и топонимах [ ] (рум. Luceáfăr - Лучафэр). Греки называли «утреннюю звезду» Эосфором («зареносец») , и поэтически считали сыном богини зари Эос и титана Астрея .
Мужское имя
Люцифер в христианстве
Первое упоминание утренней звезды с негативным оттенком встречается в Книге пророка Исаии , написанной на древнееврейском. Здесь династия вавилонских царей сравнивается с падшим ангелом, благодаря чему читатель узнаёт историю о том, как один из херувимов возжелал стать равным Богу и был за это низвергнут с небес. В оригинале использовано еврейское слово הֵילֵל
(«хейлель» - утренняя звезда), которое в библии короля Якова было переведено как англ. Lucifer
(в синодальном переводе - «Денница »):
Иудеи и ранние христиане не использовали «хейлель» как имя Сатаны, для них это слово не имело негативного оттенка. Для сравнения, в Новом Завете с утренней или предрассветной звездой сравнивали Иисуса Христа (Отк. ; 2Пет. ).
Византийская церковная поэзия уподобляет и деву Марию «звезде, являющей солнце» («Акафист богородице», VI или VII век) .
Однако у самого Иеронима слово «светоносный» не использовалось как имя собственное, а лишь как метафора. Создатель Вульгаты использовал это слово и в других фрагментах Писания, даже и во множественном числе . Однако именно перевод Иеронима, который пользовался огромным авторитетом в христианском мире, в конечном итоге послужил основой для придания латинскому эквиваленту еврейского «хейлель» значения личного имени Сатаны. В Библии короля Якова (1611 год) фраза обрела иной смысл: «How art thou fallen from heaven, O Lucifer, son of the morning!». Написанное с большой буквы, обращение больше не воспринималось, как метафора. Слова эти уже нельзя было воспринять, как песнь о победе над царем Вавилона, это было прямое обращение к Сатане.
Люцифер в современном сатанизме
Образ Люцифера сохраняется более или менее неизменным в источниках, авторы которых принадлежат к различным традициям. Характеристики этого образа:
Inferion - система знаков демонов и кратких описаний, издаваемая Vox Inferni Press, описывает Люцифера как духа Восстания и отца Гордыни . В Liber Azerate Люцифер описывается, как «доброжелательный аспект Сатаны, который своим светом освещает надёжный путь и указывает дорогу к свободе и божественной власти по ту сторону границ творения». В Luciferian Witchcraft Люцифер описан как «Чёрное пламя разума и воли». Список демонов Антона Шандора ЛаВея приводит следующее описание Люцифера: «Люцифер - (лат.) носитель света, просвещения, утренняя звезда, Властелин воздуха и Востока».
В других религиозных учениях
- Е. П. Блаватская в Лондоне была издателем и главным редактором теософского журнала «Люцифер ».
- Люцифер в мифологии Розы мира - великий демон , богорождённая монада , поднявшая бунт против замысла Бога, ставший причиной отпадения множества меньших монад - демонов .
- Люцифер в Книге Урантии - падший и низложенный Сын в иерархии вселенской власти. Он пал в объятия греха, поддавшись эгоистическим побуждениям и софистике ложной личной свободы, - отрицанию вселенской преданности, неуважению к братским обязанностям, забвению космических взаимоотношений.
См. также
Напишите отзыв о статье "Люцифер"
Примечания
- // Большой энциклопедический словарь
- // Энциклопедия мифологии
- , с. 393.
- // Большой энциклопедический словарь
- Ефремова Т. Ф. // Современный толковый словарь русского языка, 2000
- , с. 166.
- , с. 154.
- Плиний Старший . Естественная история. II, 36-37
- Гигин .
- «Luceáfăr - название Венеры» в
- Гомер . Илиада XXIII 226 (Эосфор)
- Нонн. Деяния Диониса VI 18. (ἑωσφόρος, Эосфор)
- Гесиод .
/ пер. В. В. Вересаева . - Вересаев, В. В. Полное собрание сочинений: в 16 т. - М
. : Недра, 1929. - Т. 10: Эллинские поэты.
;
(греч.) - Аверинцев С. С.
- // Энциклопедия Кругосвет
- «numquid producis luciferum in tempore suo et vesperum super filios terrae consurgere facis» - «Можешь ли выводить созвездия в своё время и вести Ас с её детьми?» Иов.
- The Complete Book of Demonolatry, S.Connoly, ISBN 978-0-9669788-6-5
- Liber Azerate, TOTBL (Орден Черного Пламени)
- Liber HVHI, Форд М, Succubus Publishing, 2005
- Luciferian Witchcraft, Форд М, Succubus Publishing, MMV
- Сатанинская Библия , Антон Шандор ЛаВей
Литература
- Аверинцев С. С. // «Мифы народов мира ».
- Ботвинник М. Н., Коган М. А., Рабинович М. Б., Селецкий Б. П. Геспер, Люцифер, Фосфор, Эосфор // Мифологический словарь . - 4 изд.. - М .: Просвещение , 1985. - С. 45-46, 83, 154, 166. - 176 с.
- // Еврейская энциклопедия Брокгауза и Ефрона . - СПб. , 1908-1913.
- (англ.) в «Еврейской энциклопедии » (изд. Funk & Wagnalls)
- // Атеистический словарь / Абдусамедов А. И., Алейник Р. М., Алиева Б. А. и др.; Под общ. ред. М. П. Новикова . - 2-е изд., испр. и доп. - М .: Политиздат , 1985. - С. 393. - 512 с. - 200 000 экз.
Ссылки
- // Иллюстрированная полная популярная Библейская Энциклопедия
- // Энциклопедия «Кругосвет ».
Отрывок, характеризующий Люцифер
Пьер долго не мог заснуть в этот день; он взад и вперед ходил по комнате, то нахмурившись, вдумываясь во что то трудное, вдруг пожимая плечами и вздрагивая, то счастливо улыбаясь.
Он думал о князе Андрее, о Наташе, об их любви, и то ревновал ее к прошедшему, то упрекал, то прощал себя за это. Было уже шесть часов утра, а он все ходил по комнате.
«Ну что ж делать. Уж если нельзя без этого! Что ж делать! Значит, так надо», – сказал он себе и, поспешно раздевшись, лег в постель, счастливый и взволнованный, но без сомнений и нерешительностей.
«Надо, как ни странно, как ни невозможно это счастье, – надо сделать все для того, чтобы быть с ней мужем и женой», – сказал он себе.
Пьер еще за несколько дней перед этим назначил в пятницу день своего отъезда в Петербург. Когда он проснулся, в четверг, Савельич пришел к нему за приказаниями об укладке вещей в дорогу.
«Как в Петербург? Что такое Петербург? Кто в Петербурге? – невольно, хотя и про себя, спросил он. – Да, что то такое давно, давно, еще прежде, чем это случилось, я зачем то собирался ехать в Петербург, – вспомнил он. – Отчего же? я и поеду, может быть. Какой он добрый, внимательный, как все помнит! – подумал он, глядя на старое лицо Савельича. – И какая улыбка приятная!» – подумал он.
– Что ж, все не хочешь на волю, Савельич? – спросил Пьер.
– Зачем мне, ваше сиятельство, воля? При покойном графе, царство небесное, жили и при вас обиды не видим.
– Ну, а дети?
– И дети проживут, ваше сиятельство: за такими господами жить можно.
– Ну, а наследники мои? – сказал Пьер. – Вдруг я женюсь… Ведь может случиться, – прибавил он с невольной улыбкой.
– И осмеливаюсь доложить: хорошее дело, ваше сиятельство.
«Как он думает это легко, – подумал Пьер. – Он не знает, как это страшно, как опасно. Слишком рано или слишком поздно… Страшно!»
– Как же изволите приказать? Завтра изволите ехать? – спросил Савельич.
– Нет; я немножко отложу. Я тогда скажу. Ты меня извини за хлопоты, – сказал Пьер и, глядя на улыбку Савельича, подумал: «Как странно, однако, что он не знает, что теперь нет никакого Петербурга и что прежде всего надо, чтоб решилось то. Впрочем, он, верно, знает, но только притворяется. Поговорить с ним? Как он думает? – подумал Пьер. – Нет, после когда нибудь».
За завтраком Пьер сообщил княжне, что он был вчера у княжны Марьи и застал там, – можете себе представить кого? – Натали Ростову.
Княжна сделала вид, что она в этом известии не видит ничего более необыкновенного, как в том, что Пьер видел Анну Семеновну.
– Вы ее знаете? – спросил Пьер.
– Я видела княжну, – отвечала она. – Я слышала, что ее сватали за молодого Ростова. Это было бы очень хорошо для Ростовых; говорят, они совсем разорились.
– Нет, Ростову вы знаете?
– Слышала тогда только про эту историю. Очень жалко.
«Нет, она не понимает или притворяется, – подумал Пьер. – Лучше тоже не говорить ей».
Княжна также приготавливала провизию на дорогу Пьеру.
«Как они добры все, – думал Пьер, – что они теперь, когда уж наверное им это не может быть более интересно, занимаются всем этим. И все для меня; вот что удивительно».
В этот же день к Пьеру приехал полицеймейстер с предложением прислать доверенного в Грановитую палату для приема вещей, раздаваемых нынче владельцам.
«Вот и этот тоже, – думал Пьер, глядя в лицо полицеймейстера, – какой славный, красивый офицер и как добр! Теперь занимается такими пустяками. А еще говорят, что он не честен и пользуется. Какой вздор! А впрочем, отчего же ему и не пользоваться? Он так и воспитан. И все так делают. А такое приятное, доброе лицо, и улыбается, глядя на меня».
Пьер поехал обедать к княжне Марье.
Проезжая по улицам между пожарищами домов, он удивлялся красоте этих развалин. Печные трубы домов, отвалившиеся стены, живописно напоминая Рейн и Колизей, тянулись, скрывая друг друга, по обгорелым кварталам. Встречавшиеся извозчики и ездоки, плотники, рубившие срубы, торговки и лавочники, все с веселыми, сияющими лицами, взглядывали на Пьера и говорили как будто: «А, вот он! Посмотрим, что выйдет из этого».
При входе в дом княжны Марьи на Пьера нашло сомнение в справедливости того, что он был здесь вчера, виделся с Наташей и говорил с ней. «Может быть, это я выдумал. Может быть, я войду и никого не увижу». Но не успел он вступить в комнату, как уже во всем существе своем, по мгновенному лишению своей свободы, он почувствовал ее присутствие. Она была в том же черном платье с мягкими складками и так же причесана, как и вчера, но она была совсем другая. Если б она была такою вчера, когда он вошел в комнату, он бы не мог ни на мгновение не узнать ее.
Она была такою же, какою он знал ее почти ребенком и потом невестой князя Андрея. Веселый вопросительный блеск светился в ее глазах; на лице было ласковое и странно шаловливое выражение.
Пьер обедал и просидел бы весь вечер; но княжна Марья ехала ко всенощной, и Пьер уехал с ними вместе.
На другой день Пьер приехал рано, обедал и просидел весь вечер. Несмотря на то, что княжна Марья и Наташа были очевидно рады гостю; несмотря на то, что весь интерес жизни Пьера сосредоточивался теперь в этом доме, к вечеру они всё переговорили, и разговор переходил беспрестанно с одного ничтожного предмета на другой и часто прерывался. Пьер засиделся в этот вечер так поздно, что княжна Марья и Наташа переглядывались между собою, очевидно ожидая, скоро ли он уйдет. Пьер видел это и не мог уйти. Ему становилось тяжело, неловко, но он все сидел, потому что не мог подняться и уйти.
Княжна Марья, не предвидя этому конца, первая встала и, жалуясь на мигрень, стала прощаться.
– Так вы завтра едете в Петербург? – сказала ока.
– Нет, я не еду, – с удивлением и как будто обидясь, поспешно сказал Пьер. – Да нет, в Петербург? Завтра; только я не прощаюсь. Я заеду за комиссиями, – сказал он, стоя перед княжной Марьей, краснея и не уходя.
Наташа подала ему руку и вышла. Княжна Марья, напротив, вместо того чтобы уйти, опустилась в кресло и своим лучистым, глубоким взглядом строго и внимательно посмотрела на Пьера. Усталость, которую она очевидно выказывала перед этим, теперь совсем прошла. Она тяжело и продолжительно вздохнула, как будто приготавливаясь к длинному разговору.
Все смущение и неловкость Пьера, при удалении Наташи, мгновенно исчезли и заменились взволнованным оживлением. Он быстро придвинул кресло совсем близко к княжне Марье.
– Да, я и хотел сказать вам, – сказал он, отвечая, как на слова, на ее взгляд. – Княжна, помогите мне. Что мне делать? Могу я надеяться? Княжна, друг мой, выслушайте меня. Я все знаю. Я знаю, что я не стою ее; я знаю, что теперь невозможно говорить об этом. Но я хочу быть братом ей. Нет, я не хочу.. я не могу…
Он остановился и потер себе лицо и глаза руками.
– Ну, вот, – продолжал он, видимо сделав усилие над собой, чтобы говорить связно. – Я не знаю, с каких пор я люблю ее. Но я одну только ее, одну любил во всю мою жизнь и люблю так, что без нее не могу себе представить жизни. Просить руки ее теперь я не решаюсь; но мысль о том, что, может быть, она могла бы быть моею и что я упущу эту возможность… возможность… ужасна. Скажите, могу я надеяться? Скажите, что мне делать? Милая княжна, – сказал он, помолчав немного и тронув ее за руку, так как она не отвечала.
– Я думаю о том, что вы мне сказали, – отвечала княжна Марья. – Вот что я скажу вам. Вы правы, что теперь говорить ей об любви… – Княжна остановилась. Она хотела сказать: говорить ей о любви теперь невозможно; но она остановилась, потому что она третий день видела по вдруг переменившейся Наташе, что не только Наташа не оскорбилась бы, если б ей Пьер высказал свою любовь, но что она одного только этого и желала.
– Говорить ей теперь… нельзя, – все таки сказала княжна Марья.
– Но что же мне делать?
– Поручите это мне, – сказала княжна Марья. – Я знаю…
Пьер смотрел в глаза княжне Марье.
– Ну, ну… – говорил он.
– Я знаю, что она любит… полюбит вас, – поправилась княжна Марья.
Не успела она сказать эти слова, как Пьер вскочил и с испуганным лицом схватил за руку княжну Марью.
– Отчего вы думаете? Вы думаете, что я могу надеяться? Вы думаете?!
– Да, думаю, – улыбаясь, сказала княжна Марья. – Напишите родителям. И поручите мне. Я скажу ей, когда будет можно. Я желаю этого. И сердце мое чувствует, что это будет.
– Нет, это не может быть! Как я счастлив! Но это не может быть… Как я счастлив! Нет, не может быть! – говорил Пьер, целуя руки княжны Марьи.
– Вы поезжайте в Петербург; это лучше. А я напишу вам, – сказала она.
– В Петербург? Ехать? Хорошо, да, ехать. Но завтра я могу приехать к вам?
На другой день Пьер приехал проститься. Наташа была менее оживлена, чем в прежние дни; но в этот день, иногда взглянув ей в глаза, Пьер чувствовал, что он исчезает, что ни его, ни ее нет больше, а есть одно чувство счастья. «Неужели? Нет, не может быть», – говорил он себе при каждом ее взгляде, жесте, слове, наполнявших его душу радостью.
Когда он, прощаясь с нею, взял ее тонкую, худую руку, он невольно несколько дольше удержал ее в своей.
«Неужели эта рука, это лицо, эти глаза, все это чуждое мне сокровище женской прелести, неужели это все будет вечно мое, привычное, такое же, каким я сам для себя? Нет, это невозможно!..»
– Прощайте, граф, – сказала она ему громко. – Я очень буду ждать вас, – прибавила она шепотом.
И эти простые слова, взгляд и выражение лица, сопровождавшие их, в продолжение двух месяцев составляли предмет неистощимых воспоминаний, объяснений и счастливых мечтаний Пьера. «Я очень буду ждать вас… Да, да, как она сказала? Да, я очень буду ждать вас. Ах, как я счастлив! Что ж это такое, как я счастлив!» – говорил себе Пьер.
В душе Пьера теперь не происходило ничего подобного тому, что происходило в ней в подобных же обстоятельствах во время его сватовства с Элен.
Он не повторял, как тогда, с болезненным стыдом слов, сказанных им, не говорил себе: «Ах, зачем я не сказал этого, и зачем, зачем я сказал тогда „je vous aime“?» [я люблю вас] Теперь, напротив, каждое слово ее, свое он повторял в своем воображении со всеми подробностями лица, улыбки и ничего не хотел ни убавить, ни прибавить: хотел только повторять. Сомнений в том, хорошо ли, или дурно то, что он предпринял, – теперь не было и тени. Одно только страшное сомнение иногда приходило ему в голову. Не во сне ли все это? Не ошиблась ли княжна Марья? Не слишком ли я горд и самонадеян? Я верю; а вдруг, что и должно случиться, княжна Марья скажет ей, а она улыбнется и ответит: «Как странно! Он, верно, ошибся. Разве он не знает, что он человек, просто человек, а я?.. Я совсем другое, высшее».
Только это сомнение часто приходило Пьеру. Планов он тоже не делал теперь никаких. Ему казалось так невероятно предстоящее счастье, что стоило этому совершиться, и уж дальше ничего не могло быть. Все кончалось.
Радостное, неожиданное сумасшествие, к которому Пьер считал себя неспособным, овладело им. Весь смысл жизни, не для него одного, но для всего мира, казался ему заключающимся только в его любви и в возможности ее любви к нему. Иногда все люди казались ему занятыми только одним – его будущим счастьем. Ему казалось иногда, что все они радуются так же, как и он сам, и только стараются скрыть эту радость, притворяясь занятыми другими интересами. В каждом слове и движении он видел намеки на свое счастие. Он часто удивлял людей, встречавшихся с ним, своими значительными, выражавшими тайное согласие, счастливыми взглядами и улыбками. Но когда он понимал, что люди могли не знать про его счастье, он от всей души жалел их и испытывал желание как нибудь объяснить им, что все то, чем они заняты, есть совершенный вздор и пустяки, не стоящие внимания.
Когда ему предлагали служить или когда обсуждали какие нибудь общие, государственные дела и войну, предполагая, что от такого или такого исхода такого то события зависит счастие всех людей, он слушал с кроткой соболезнующею улыбкой и удивлял говоривших с ним людей своими странными замечаниями. Но как те люди, которые казались Пьеру понимающими настоящий смысл жизни, то есть его чувство, так и те несчастные, которые, очевидно, не понимали этого, – все люди в этот период времени представлялись ему в таком ярком свете сиявшего в нем чувства, что без малейшего усилия, он сразу, встречаясь с каким бы то ни было человеком, видел в нем все, что было хорошего и достойного любви.
Люцифер в Библии
Первое упоминание Люцифера встречается в Книге Исайи, написанной на древнееврейском. Здесь династия вавилонских царей сравнивается с падшим ангелом, благодаря чему читатель узнаёт историю о том, как один из серафимов возжелал власти, равной Богу, и был за это низвергнут с небес. В оригинале употреблено еврейское слово «хейлель» («утренняя звезда», «денница »):
Ис.14:12-17 НМ
Как упал ты с неба, денница, сын зари! Разбился о землю, попиравший народы. А говорил в сердце своем: «Взойду на небо, выше звезд Божиих вознесу престол мой и сяду на горе в сонме богов, на краю севера; взойду на высоты облачные, буду подобен Всевышнему». Но ты низвержен в ад, в глубины преисподней. Видящие тебя всматриваются в тебя, размышляют о тебе: «Тот ли это человек, который колебал землю, потрясал царства, вселенную сделал пустынею и разрушал города ее, пленников своих не отпускал домой?»
Здесь «денница», то есть утренняя звезда, выступает не как имя, но как эпитет яркости и блеска, без негативного смысла. Похожее место есть и в другой Ветхозаветной книге пророка Иезекииля , где падение города Тира также сравнивается с падением ангела, хотя «утренней звездой» он не называется:
Иез.28:12-19 НМ
Ты был помазанным херувимом, чтобы осенять, и Я поставил тебя на то; ты был на святой горе Божией, ходил среди огнистых камней. Ты совершен был в путях твоих со дня сотворения твоего, доколе не нашлось в тебе беззакония… Внутреннее твое исполнилось неправды, и ты согрешил; и Я низвергнул тебя, как нечистого, с горы Божией, изгнал тебя, херувим осеняющий, из среды огнистых камней. От красоты твоей возгордилось сердце твое, от тщеславия твоего ты погубил мудрость твою; за то Я повергну тебя на землю, перед царями отдам тебя на позор. Множеством беззаконий твоих ты осквернил святилища твои; и Я извлеку из среды тебя огонь, который и пожрет тебя: и Я превращу тебя в пепел на земле перед глазами всех, видящих тебя.
Иудеи и ранние христиане не использовали «хейлель» как имя Сатаны. Стоит отметить, что позднее в Новом Завете с «утренней звездой» сравнивали Иисуса. Иисус - «яркая утренняя звезда», предсказанная во дни Моисея (Числа 24:17; Псалом 88:35-38). Он «предрассветная звезда», с восходом которой настает новый день (2 Петра 1:19).
Откр. 22:16 НМ
«Я, Иисус, послал моего ангела, чтобы дать вам свидетельство об этом для пользы собраний. Я - корень и потомок Давида и яркая утренняя звезда».
2-e Петра 1:19 НМ
Поэтому мы ещё больше уверены в пророческом слове, и вы хорошо делаете, что обращаетесь к нему как к светильнику, сияющему в тёмном месте,- пока не рассветёт день и не взойдёт предрассветная звезда,- в ваших сердцах.
Иероним при переводе указанного места из Книги Исайи применил в Вульгате латинское слово Lucifer («светоносный», «свет несущий»), использовавшееся для обозначения «утренней звезды», а представление о том, что, подобно царю Вавилона, низвергнутому с высот земной славы, и Сатана некогда был низвергнут с высот славы небесной (Лк. ; Откр. ), привело к тому, что имя Люцифер было перенесено на Сатану. Это отождествление подкреплялось также замечанием апостола Павла о Сатане, который приходит как «ангел света» (2Кор. ) .
Люцифер в современном сатанизме
Образ Люцифера сохраняется более или менее неизменным в источниках, авторы которых принадлежат к различным традициям. Характеристики этого образа:
Inferion - система знаков Дьяволов и кратких описаний, издаваемая Vox Inferni Press, описывает Люцифера, как духа Восстания и отца Гордыни
В Liber Azerate Люцифер описывается, как «доброжелательный аспект Сатаны, который своим светом освещает надёжный путь и указывает дорогу к свободе и божественной власти по ту сторону границ творения».
В Luciferian Witchcraft Люцифер описан как «Черное Пламя Разума и Воли».
Список Дьяволов Антона Шандора ЛаВея приводит следующее описание Люцифера: «Люцифер - (лат.) носитель света, просвещения, утренняя звезда, Властелин воздуха и Востока».
Люцифер - древнегреческий бог света, упоминание о нем содержится в Энеиде:
Той порой Люцифер взошел над вершинами Иды, День выводя за собой. Охраняла данайская стража Входы ворот. Наши силы уже не крепила надежда. (Вторая книга стр. 802-804)
В других религиозных учениях
Люцифер в культуре
- Песня «Sympathy for the Devil », написанная в 1968 году Миком Джаггером и Кейтом Ричардсом , поется Джаггером от первого лица с точки зрения Люцифера. Песня занимает 32 место в списке 500 величайших песен всех времен по версии журнала Rolling Stone .
- Люцифер является отцом главного героя психологического квеста Lucius .
См. также
- Святой Люцифер - церковный деятель в. н. э. епископ Кальяри (Сардиния), противник арианства .
Примечания
Литература
- Liber Azerate, TOTBL (Орден Черного Пламени)
- A.M.S.G., автор V.Scavr, The Black Press, 2009.
- The Complete Book of Demonolatry, S.Connoly, ISBN 978-0-9669788-6-5
- Liber HVHI, Форд М, Succubus Publishing, 2005
- Luciferian Witchcraft, Форд М, Succubus Publishing, MMV
- Сатанинская Библия, Антон Шандор ЛаВей
Ссылки
- // Еврейская энциклопедия Брокгауза и Ефрона . - СПб. , 1906-1913.
- Люцифер (англ.) в «Еврейской энциклопедии » (изд. Funk & Wagnalls)
Категории:
- Мужские имена
- Имена латинского происхождения
- Персонажи «Божественной комедии»
- Христианство
- Сатанизм
- Демонология
- Люциферианство
- Архангелы
- Демоны в христианстве
Wikimedia Foundation . 2010 .
Синонимы :Смотреть что такое "Люцифер" в других словарях:
- (лат. Lucifer, от lux, lucis свет, и ferre нести). 1) сатана. 2) поэтическая часть утренней звезды Венеры. 3) фосфор светодавец. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка. Чудинов А.Н., 1910. ЛЮЦИФЕР 1) по священному Писанию… … Словарь иностранных слов русского языка
См. Сатана. Литературная энциклопедия. В 11 т.; М.: издательство Коммунистической академии, Советская энциклопедия, Художественная литература. Под редакцией В. М. Фриче, А. В. Луначарского. 1929 1939 … Литературная энциклопедия
Дьявол, сатана, венера Словарь русских синонимов. люцифер сущ., кол во синонимов: 5 бес (33) венера … Словарь синонимов
ЛЮЦИФЕР, в христианстве падший ангел, дьявол … Современная энциклопедия
В христианской мифологии падший ангел, дьявол … Большой Энциклопедический словарь
Шарль Бодлер, Литания Сатане
О ты, всех Ангелов мудрейший, славный гений,
О, Бог развенчанный, лишенный песнопений!
Мои томления помилуй, Сатана!
Владыка изгнанный, безвинно осужденный,
Чтоб с силой новою воспрянуть, побежденный!
Мои томления помилуй, Сатана!
Имя его в переводе с латыни означает «Несущий Свет». Впервые это имя в качестве имени Дьявола появилось в книге пророка Исайи. В еврейском оригинале используется слово «хейлель», что означает «утренняя звезда», и в данном случае относится к символизму Венеры, как небесному объекту, следующему по яркости за Солнцем и Луной.
В современном сатанизме Люцифер воспринимается как доброжелательная сущность, по своему мифологическому значению близкий к Прометею античных греков. Люцифер дарует свет просвещения, он является силой творчества и вдохновения. Так же, Люцифер отождествляется с Сатаной, владыкой Ада и Азазелем, Несущим Огонь, предводителем Нэфилимов. Однако некоторые традиции утверждают, что Сатана и Люцифер
— совершенно различные сущности. Позволю себе несколько цитат.
Цитируется по официальному переводу Ecclesia Tenebrarum.
- Люцифер – господин южного трона.
- Люцифер – император ярящегося хаоса, вечный и внешний аспект внутреннего пламени.
- Люцифер – гордый светоносец огня хаоса, который своим тёмным светом сжигает все иллюзорные формы и высвечивает скрытое и потайное. Люцифер – носитель знания, развития, власти и уничтожитель стагнации, слабости и глупости.
- Люцифер – это доброжелательный аспект Сатаны, который своим светом освещает надёжный путь и указывает дорогу к свободе и божественной власти по ту сторону границ творения.
Но он также тот, кто своим огнём и сияющим тёмным светом ослепляет, вводит в заблуждение и сжигает дотла слабых и недостойных.
Другое имя падшего ангела Сатанаэль — князь лжецов
Его эпитет – «Противостоящий». Сатанаэль — старший сын Бога, сбившийся с праведного пути, творец материального мира, тот, кто совратил Еву. После своего падения от Сатанаэля Ева родила Каина и его сестру-близнеца Каломену, а от Адама родила Авеля.
Вначале Сатанаэль был членом божественного совета, исполняя зло, назначаемое грешникам от Бога. Он отказался поклониться Адаму, заявив, что тот сделан из праха, а он — из огня, и выше Адама. За неповиновение и проявление гордости Сатанаэль был изгнан из пределов рая, низвергнут вниз. После падения создал второе небо со своими ангелами и той же иерархией, что и на небе Бога-отца. При этом божественная приставка «Эль» была утрачена, и он стал именоваться Сатана. Ангелы Сатанаэля любили смертных женщин и, делая их своими женами, вступали с ними в половую связь. От этих связей родились великаны, уничтоженные Богом посредством потопа. Это была мировая катастрофа с огромными человеческими жертвами.
Должны же быть какие-то альтернативные мнения, а то какой-то сплошной черный пиар получается...
Вот только не тыкайте мне сразу в нос сатанизмом!! НЕ ПРИНИМАЕТСЯ! Сегодня каждый школьник, более - менее почитывающий оккультные сочинения знает, что викка - то есть религия ведьм - и сатанизм это две большие разницы, даже если в «сатанинской библии» он является «духом прогресса, вдохновителем всех великих движений, причастным к развитию цивилизации и прогрессу человечества. Он - дух восстания, ведущего к свободе, воплощение всех освобождающих ересей» (по материалам Википедии).
Привычный нам образ Сатаны однозначно отрицателен благодаря стараниям Церкви, «увешан» всеми негативными атрибутами, какие только могли измыслить монахи в средневековых скрипториях, да еще и «изукрашен» впоследствии адептами всевозможных герметических орденов, «привязан» к тамплиерам, масонам и антихристам всевозможных видов и форм, включая голливудские...
Люцифер – Падший Ангел или Князь Тьмы?
Все библейские трактовки можно просмотреть в Википедии по запросу «Сатана». Классическую историю о гордыне и падении знают все... Согласно этой трактовке, Сатана был сотворён ангелом в чине херувима... Он был «печатью совершенства, полнотой мудрости и венцом красоты» и обитал в Эдеме среди «огнистых камней», но возгордившись (Иез.28:17) и пожелавши быть равным Богу (Ис.14:13-14), был низвержен на землю. Пророк Исаия называет первоначальное имя Сатаны - Денница (Люцифер) (т. е. «Светоносный») (Ис.14:12). В христианской традиции, Люцифер после падения стал «князем тьмы», отцом лжи, человекоубийцей (Ин.8:44) - предводителем мятежа против Бога.
Но мне все же было интересно - хоть кто-нибудь может сказать о Люцифере что-то теплое, позитивное и светлое? А иначе зачем ему такое имя? Результаты моих поисков - под катом. А если кому-то будет трудно принять эти истории, которые впрочем и для меня были открытием - будем считать, что это просто коллекция имиджей...
Связь между ведьмами и Люцифером - как это представляла в свое время инквизиция - однозначно имеется, но совсем не в той форме, что была принята со Средних веков и до последнего времени.
В традициях итальянских ведьм Люцифер упоминается как брат и, одновременно, сын богини Дианы, создательницы всего сущего и королевы ведьм. От союза Дианы и Люцифера родилась дочь, Арадия, которая была послана богиней на землю в качестве наставницы всех ведьм, которая и преподнесла им первые уроки колдовства.
В начале третьей главы «Арадии», где собственно и сказано, что Люцифер был частью самой Дианы, и эта часть была - Светом, сама же Диана при этом выступает как оставшаяся половинка, Тьма, и при этом вместилище обоих этих субстанций до их разделения. Природа богини двояка: это природа света и тьмы, расцвета и упадка. В волшебных поучениях говорится, что именно темнота является матерью сияющей, светоносной Луны. Далее в «Арадии» говорится о самом инцесте - вернее, это на наш, человеческий взгляд, инцест. А у богов все происходит иначе...
Как получилось, что божественные брат и сестра дали жизнь той, которая впоследствии будет учить волшебным искусствам?
Это неудивительно, если учесть, что в языческих мифах разных народов говорится, что у богини Луны - то есть и у Дианы - имелся сын, который вырастая становится ее любовником. «И стало так, что Диана приняла форму кота. У ее брата был кот, которого он любил больше всех остальных творений, и он спал каждую ночь в его постели, кот, прекраснейший, чем все иное, волшебный; он не знал об этом(о подмене, имеется ввиду - D.W.). Диана вынудила кота поменяться с нею формой и легла со своим братом, и в темноте вернулась к своему изначальном виду и Люцифер стал отцом Арадии. Но когда утром он увидел, что спал со своей сестрой, и что свет побежден тьмой, Люцифер очень разозлился. Но Диана пропела ему заклинание, песнь силы, и он успокоился, песнь ночи, которая вызывает сон; он не мог сказать ничего. И так Диана, со своим умением колдовать, столь очаровала его, что он покорился ее любви». (Ч.Г.Леланд, «Арадия или Евангелие ведьм», часть третья)
Вот! Слышали ли вы ранее что-нибудь подобное???!!! Не Люцифер-Сатана искуситель-злодей, а Диана, которая в данной ситуации гораздо более темна и злоумышленна. Но - все это ради любви, как говорится... Или, другими словами, - все мы, бабы, стервы... И по крайней мере, теперь понятно, почему спутниками ведьм теперь всегда являются черные кошки...
Все это лишний раз подчеркивает, что хронологический порядок в лунных таинствах не имеет особенного значения, поскольку богиня Луны сама управляет временем. Она может забеременеть от своего сына, который является и ее любовником (или еще и братом) до того, как он у нее родится... ну и так далее... Ее власть над временем отражена и в том, что иногда богиню Луны - в данном случае Диану - именуют королевой фей, поскольку время фей течет совсем не так, как время простых смертных (так считается в европейском фольклоре)
С другой стороны, сама Диана носила у римлян множество имен, которые отражали ту или иную сторону ее сущности. Среди прочих - Диана Люцифера или Люцина, которая в частности покровительствовала браку и помогала женщинам при родах. Ее изображали с факелом в руках, как и греческую Гекату Триформис, так же сведущую в колдовстве.
Светильник или факел подчеркивал, насколько велика сила, которой они обладают, сила лунного света! Лунный свет являлся самой настоящей магической субстанцией, дарующей плодородие женщинам и полям. В Южной Европе женщина, желающая зачать, должна была лечь под полной Луной на спину и пролежать так до рассвета, пока не покроется росой. В жарком климате Южной Европы роса была жизненно важной для растений, и по аналогии - сильнейшим эликсиром плодородия для женщин.
Плутарх в своей книге «Изис и Озирис» писал: «Свет Луны, увлажняющий и могущий сделать беременной, способствует появлению на свет новых живых существ и содействует оплодотворению растений».
Светильник с лунной символикой и именем Артемис-Дианы.
В Древней Греции светильники Гекаты так же устанавливались на свежезасеянном поле, что бы помочь зернам проклюнуться. Итальянские ведьмы совершали обряд призывания Богини именно в дни полнолуния, веря, что лунный свет передает им оккультное знание так же во время сна. В древней Италии при праздновании дня Дианы (13 августа) в честь лунной богини зажигалось несметное количество светильников, что бы она смилостивилась и не посылала бы бурь, могущих уничтожить весь урожай. Зажигание свечей при лунном служении практикуется и во время викканского шабаша, празднуемого 2 февраля и называемого Имболком. У древних кельтов светильники зажигались в честь лунной богини Бригиты так же, как это делалось ранее в Греции и Риме в честь Гекаты и Дианы.
Вот этот свет, очевидно, и ассоциировался с Люцифером в конце концов, и был им! Именно этот Свет - оплодотворяющий и дающий жизнь - и являлся объектом поклонения ведьм в образе Люцифера, наряду с другой составляющей, которая так же была присоединена позже и очернена до невозможности - Рогатому Богу лесов и полей. Именно этой сущности и стараниям Церкви Люцифер обязан своими рогами, которых изначально у него, как у ангела, разумеется, не было.
Интересно так же, что дуализм «Солнце/мужчины/свет» и «Луна/женщины/тьма» найден во многих (но не всех) поздних традициях в южной Европе, которые вытекают из орфический и гностических философий.
Одно из призываний, обращенных к Диане, Люциферу и Арадии:
«Mother Diana, Queen of Wytches
Stars in the Heaven obey your calling
Mother Diana, temptress, sorceress
Spinning your magick above the earth
Bore ye Aradia, daughter of incest
Wytch child of Lucifer, teacher divine
La Vecchia Religione
Lucifer, Diana, strega Aradia
La Vecchia Religione
Bella strega Aradia
Stregoni, stregoni sulla terra
Bella strega Aradia»
В заключение - еще притча о Люцифере
Притча от Лукавого...
И пришёл человек к Лукавому и спросил: «Кто ты? Сатана ли ты, обманывающий меня всегда и соблазняющий душу мою и разум, стремящийся ввергнуть меня в пучину греха, а затем в геенну ада огненную, жаждущий лишь падения моей души себе в радость и удовольствие? Враг ли ты Предвечного, стремящийся разрушить планы его и подкопать устои веры его в сердце моём? Или ты светоносный Люцифер - первый среди ангелов божьих, несущий мне разум и освобождение?»И, как обычно, улыбнулся тут Лукавый, а человек вздрогнул.
И сказал Лукавый:
- Как всегда мышление твоё дуально, человек. Ибо привык ты думать в терминах или-или. Или то, или другое, и не можешь представить себе, что вещи могут быть одновременно и плохими и хорошими, и верными и неверными, и высокими и низкими, и добрыми и дурными. Ибо всё в мире относительно, как я тебе уже говорил.
Один из ликов моих - лик разрушителя, но не души твоей или разума разрушитель, а лишь иллюзий твоих. Ибо полон ты иллюзиями и мнениями обо всём на свете: и о том, что видел или слышал, и даже о том, что не видом не видывал и слыхом не слыхивал. Обо всём ты судишь: и о себе, и о мире, и обо мне, и о Боге нашем.
Но поскольку слеп ты, и глух, и не разумен, то и суждения твои мельче, чем прошлогодняя лужа в пустыне. Ибо иллюзии твои застилают глаза твои и затыкают уши, и сердце твоё спеленали. И из-за них ты смотришь, но не видишь, и слушаешь, но не слышишь, и сердце твоё не обрезано. И поэтому чтобы научить тебя видеть, и слышать, и жить в сердце своём, должно разбить вначале иллюзии эти. И сам ты не можешь разбить их, как не можешь ты поднять себя в воздух за волосы.
И чтобы разбить их нужно тебе молить о помощи от того, кто видит тебя и знает, где иллюзии твои, а где тело твоё живое. Но ты этого не знаешь. И поэтому, когда мельчайшая из твоих иллюзии разрушается, то кричишь ты, будто ногу твою отсекли.
Ибо и это одна из иллюзий твоих, что была то нога твоя. И поэтому страшишься ты меня пуще огня и имена мне придумываешь страшные и сказки обо мне, детей пугающие, сочиняешь. И всё это от невыносимости той боли, когда иллюзии ты свои теряешь.
Ибо если читал ты притчу Платона о пещере, то, как после целой жизни в пещере мрачной с тенями на стенах, на свет солнечный выйти для глаз твоих больно будет. Также и после жизни с иллюзиями на глазах, ушах и сердце твоём, выйти без них и посмотреть правдиво на себя и жизнь свою будет для тебя невыносимо. И хотя думаешь ты, что силён, но слаб ты; и хотя думаешь ты, что обладаешь чем-либо, но гол ты, как сокол, голым ты рождаешься и голым же в могилу уходишь; и хотя думаешь, что знаешь, но знание твоё подобно куче большой детских игрушек старых.
И поэтому кричишь ты как от боли, когда видишь себя таким, как ты есть на самом деле. И боль эта – твоя Совесть. И если снять все эти иллюзии одним махом и дать тебе увидеть себя таковым, каким ты есть на самом деле, то умрёшь ты на месте или сойдёшь с ума. И даже когда снимаю я твои иллюзии потихоньку, по одной, то и это невыносимо для тебя и поэтому руку, тебя исцеляющую, ты отбрасываешь.
И поэтому всё только от тебя зависит - как много ты стерпеть захочешь и сможешь и сколько нового знания от меня попросишь. И, как говорил я, за мной же дело не станет! И если думаешь ты, что работа моя врачевателем легка, то и это ещё одна иллюзия твоя.
И вздохнул Лукавый тяжело и захотел улыбнуться, но не смог, и заметил человек слёзы в глазах Лукавого, и задрожал человек и зашлось сердце его. И отвернулся Лукавый, и оттёр слёзы свои, и продолжил: «Можешь спросить ты, почему я делаю то, что делаю, и имя ношу своё, тобой данное». И прошептал человек губами онемевшими: «Почему?»
И сказал Лукавый:
- Не думаешь ли ты, что и я, всегда, с дней первых сотворения мира был таким же, как сейчас?
И это иллюзия, - улыбнулся он и продолжил. - Раньше, давным-давно, и я жил подобно тебе: слепым, глухим и с сердцем необрезанным. Но и ко мне пришёл Некто, которого я Богом сегодня величаю, и сказал мне то, что я тебе открыл сегодня, и спросил меня, что выбираю я: жить, как раньше жил я, без страдания, но и без радости; не видящим, но и без вида всего хорошего и ужасного, что в мире есть; глухим, но и без музыки небесной гармонии, душу сотрясающей; или выбираю я жизнь, полную радости и страдания, силы и ответственности, мудрости и боли, жизни и смерти.
И выбрал я жизнь, полную жизни, наполненную чудесами и радостью, жизнь, пусть и не безграничную (все мы смертны, даже и я смертен, один лишь Бог наш вне времени) и полную знания себя, места своего в мире, всей иерархии небесной, величия Бога нашего и даже дня смерти моей.
И сказал Бог: «Знай же, открылись сейчас глаза твои и ты истинно знаешь, что есть правда и ложь, добро и зло, жизнь и смерть. И не сможешь ты закрыть глаза свои или забыть то, что дано тебе было, до самой смерти твоей. И, кроме того, будешь ты особо страдать страданием тяжким, когда увидишь ты человека, тебе подобного, прозябающего во сне, темноте, лжи, страдании ненужном и смерти, ибо всё это одно и тоже есть.
Ибо то знание, что получил ты, не сможешь держать только для себя и должен ты будешь его другим нести.И одно только сможет облегчить страдание твоё - если помогать ему ты станешь так же как душе своей, и будешь для него как отец и мать, любящие дитя своё несмышлёное, как брат и сестра, как жених и невеста. И тогда страдать меньше ты будешь, когда возлюбишь его, как чадо возлюбленное своё и будешь заботиться о нём, как садовник царский заботится о лучшей розе в садах царских. Ибо тебе дано многое и много спросится, а ему дано малое и мало спросится.
Ибо легко нести то знание, что есть у тебя, но тяжело очень просить о том знании, что нет у него, особенно если думать будет человек, что он – венец Творения моего. И поэтому должен ты будешь вначале разбить иллюзии его и снять пелены с глаз, ушей и сердца его, а затем учить его, как Я учил тебя, если только захочет он слушать тебя. Если же не захочет он слушать тебя, то оставь его и иди к другому, ибо много страждущих в темноте и ждущих светильника знания небесного, и мало светочей, и дорог труд их.
И сказал Лукавый:
- Вот открыл я тебе часть тайны тайной о жизни и смерти, и вот решить ты должен будешь что выбрать: жизнь, которой ты до сегодняшнего дня жил, жизнь, которая как смерть, или жизнь, полную чудес и тайн, но также и страдания, душу твою облагораживающую.
И хотя сердце моё полно любви к тебе, но и мизинцем я пошевелить не могу, чтобы ношу твою облегчить, ибо только сам ты это сделать должен. Я же могу только учить тебя, и разъяснять тебе места тёмные, и поддерживать тебя, и ободрять в минуты слабости. Всё же остальное, и самоё жизнь твоя, только в руках твоих.
И улыбнулся Лукавый, но не ушёл, а человек припал к нему и заплакал...