Год принятия крещения на руси. День крещения руси
После смерти Ольги Святослав посадил старшего сына своего, Ярополка, в Киеве и воторго, Олега, у древлян, без назначения остался младший, Владимир. Однажды пришли в Киев новгородские люди просить себе нязя и прямо заявили Святославу: « Коли никто из вас не пойдёт к нам, мы сыщем себе князя и на стороне». Ярополк и Олег не хотели идти в Новгород. Тогда Добрыня научил новгородцев: «просите Владимира». Добрыня был дядя Владимира, родной брат его матери, Малуши. Она служила ключницей у покойной княгини Ольги. Новгородцы сказали князю: « Отдай нам Владимира». Святослав согласился. Так стало три князя на Руси, а Святослав ушёл в дунайскую Болгарию, где и погиб в бою с печенегами. (Карамзин. История государства Российского )
Причины крещения Руси
- Стремление киевских князей быть ровней европейским монархам
- Стремление к укреплению государства: один монарх — одна вера
- Многие знатные киевляне уже были христианами по византийскому образу
Данные археологии подтверждают начало распространения христианства до официального акта крещения Руси. С середины Х века в погребениях знати встречаются первые нательные кресты. Князья Аскольд и Дир c боярами и некоторым количеством народа приняли крещение, так как во время похода на Константинополь были устрашены силой константинопольского патриарха, который, по преданию, опустил святые мощи в воду, и большая часть флота тут же затонула в ходе шторма, поднявшегося в ту же секунду
- Желание Владимира взять в жены царевну Анны, сестру Императоров Византии Василия и Константина
- Владимира покорила красота византийских храмов и обрядов
- Владимир был . Его мало заботили верования народа русского
До середины 10 века на Руси господствовало язычество. Оно основывалась на идее равнозначности и вечности противоположных начал («добра» и «зла»). И мир воспринимался ими на основе этих парных понятий. Символом защиты от злых сил считался круг. Отсюда появление таких украшений, как венки, цепи, кольца
Краткая история крещения Руси
- 882 — Варяг Олег становится киевским князем. Принмает титул»Великого», объединяет славянские земли в составе государства
- 912-945 — правление Игоря, сына Рюрика
- 945-969 — правление Ольги, вдовы Игоря. Укрепление государства, Приняла христианство под именем Елены
- 964-972 — Правление Святослава, сына Игоря и Ольги, продолжение строительства государства Киевская Русь
- 980-1015 — Княжение Владимира Красное Солнышко
- 980 — Религиозная реформа, создание пантеона богов славянского язычества (Перуна, Хорса, Даждьбога, Стрибога, Семаргла и Мокоши)
- 987 — Боярский совет, созванный Владимиром для обсуждения принятия новой веры
- 987 — Мятеж Варды Фоки Младшего против императора Византии Василия II
- 988 — Поход Владимира в , осада Корсуни (Херсонеса)
- 988 — Договор Владимира и Василия II о предоставлении помощи в подавлении восстания Варды Фоки и женитьбы Владимира на царевне Анне
- 988 — Женитьба Владимира, крещение Владимира, дружины и народа (некоторые историки указывают год крещения 987)
- 989 — Русский отряд разбил войско Варды Фоки. Взятие и присоединение к Руси Херсонеса (Корсуни)
Крещение Руси не всегда было добровольным и процесс христианизации страны растянулся на долгое время. Многие летописи сохранили скупые сведения о насильственном крещении Руси. Новгород оказал активное сопротивление введению христианства: он был крещён в 990 году. В Ростове и Муроме сопротивление введению христианства продолжалось до XII века. Полоцк был крещён около 1000 года
Последствия крещения Руси
- Крещение Руси оказало значительное влияние на судьбу христианства: раскол его на православие и католичество
- Крещение способствовало принятие русских в семью европейских народов, расцвет культуры в Киевской Руси
- Киевская Русь стала полностью централизованным государством
- Русь, а затем Россия, превратилась в один из религиозных центров мира наряду с Римом
- стала опорой власти
- Православная церковь выполняла объединяющие народ функции в период смут, раздробленности, монголо-татарского ига
- Православная церковь стала символом русского народа, его цементирующей силой
Ответ на вопрос, в каком году было Крещение Руси, должен знать каждый христианин. Крещение Руси было грандиозным событием, так как за короткий период времени произошли ключевые перемены, которые перевернули ход истории. Крещение Руси было в 988 году по приказу князя Владимира. От решения одного правителя может зависеть участь всего народа. Так было и во время правления святого князя Владимира. Он пришел к решению о том, что необходимо его подданным принять именно православную веру, не сразу. У него были колебания между религиозными учениями, которые являются монотеистическими, то есть признают существование единого Бога, а не множества божеств. То, что князь Владимир уже был склонен к принятию монотеистической религии, свидетельствует о его мудрости как правителя и желании объединить свой народ. При выборе веры сыграло роль сразу несколько факторов. Одним из них было то, что бабушка святого равноапостольного князя Владимира, святая Ольга, была православной христианской. Она строила храмы и желала распространить христианство на Руси. Однако основной причиной того, что князь Владимир выбрал православную веру, является Божий промысел. Именно по воле Самого Господа произошло много удивительных событий, которые привели самого князя Владимира к искренней вере. Перед тем, как принять Таинство святого Крещения, князь был лишен зрения. После искреннего покаяния и погружения в святую крещальную купель он прозрел, но отверзлись не только его очи телесные, но и очи душевные. Он стал смотреть на свою прошедшую жизнь другими глазами. В его сердце появилось искреннее стремление угодить Господу и распространить святую веру для спасения душ людей. Святой князь Владимир стал совершать много дел милосердия: он помогал нищим, отпустил своих наложниц, духовно наставлял людей.
В каком году было Крещение на Руси князем Владимиром?
Какая вера была до принятия христианства?
До 988 года, когда было принято христианство, на Руси господствовали языческие верования. В жертву идолам приносили не только плоды растений, животных, но также были и человеческие жертвоприношения. Многие люди искренне верили, что таким образом они просят о ниспослании им милости и заслуживают ее. В каком году было Крещение на Руси, нужно помнить, так как это Крещение принимали наши предки. Благодаря свету Христова учения сердца людей стали просвещаться духом кротости, смирения, любви, угождения Богу. Сейчас нам даже сложно представить как бы мы могли жить, если бы на Руси не была распространена православная вера. Теперь мы имеем великий сонм подвижников и святых угодников Церкви, которые озаряют нашу жизнь своим примером. Их жертвенная любовь к людям, отречение от мирских благ, желание уединиться ради молитвы и общения с Богом возвышает душу и возносит ее к духовным размышлениям. Поэтому в каком году было Крещение Руси князем Владимиром должен знать каждый ребенок начиная со школьной скамьи. Однако следует помнить не только эту дату, но и события, связанные с ней. Сейчас, когда каждый год Православная Церковь празднует Крещение Господа нашего Иисуса Христа, будет не лишним вспомнить и о событии Крещения Руси. На праздник Крещения Господня освящается вода, она называется крещенской водой и обладает особой духовной силой. Ее можно давать деткам во время болезни с молитвой для улучшения их физического состояния. Такой водой окропляют жилища, пьют утром натощак с произнесением определенной молитвы. Принимая утром крещенскую воду, хотя бы иногда нужно вспоминать события Крещения Руси и благодарить Господа за великую милость к нашему народу.
Заметный шаг вперед в своем развитии сделало молодое русское государство в период княжения Владимира Святославовича (980 — 1015 гг.). Особенно важное значение имела его религиозная реформа — принятие христианства в 988 г. Древние русичи были язычниками, поклонялись множеству богов (бог неба — Сварог, бог Солнца — Дажбог, бог грома и молний — Перун и т.д). Христианство было уже известно на Руси и до крещения Владимира. Как пишет Н. М. Карамзин в “Истории государства Российского”, княгиня Ольга в 955 г. “пленясь христианским учением отправилась креститься в Констатинополь. Патриарх был ее наставником и крестителем, а император Константин Багрянородный восприемником от купели”.
“Возвратившись в Киев, она старалась просветить сына князя Святослава, но получила ответ: “Могу ли один принять новый закон, чтобы дружина не смеялась надо мной?”
Сын Святослава великий князь Владимир, занявший киевский престол в 980 г. , уже в первые годы своего правления осознавал необходимость принятия единой государственной религии. Однако будущий креститель Руси начинал свой путь убежденным язычником, и прошло немало времени, пока изменились его взгляды. “Он стал изыскивать истинную веру, беседовал с греками, магометанами и католиками об их вероисповеданиях, отправил десять разумных мужей в различные страны для собрания известий о богослужении и, наконец, по примеру бабки своей Ольги и по совету бояр и старцев стал христианином” (Н.М. Карамзин).
Дело крещения Руси облегчалось внешними обстоятельствами. Византийскую империю сотрясали удары мятежников — Варды Склира и Варды Фоки. В этих условиях императоры-братья Василий Болгаробойца и Константин обратились за помощью к Владимиру. В награду за военную помощь Владимир просил руки сестры императоров Анны.
Императоры не выполнили своего обязательства — отдать за Владимира свою сестру Анну. Тогда Владимир осадил Корсунь и принудил византийскую царевну выйти замуж в обмен на крещение “варвара”, которого давно привлекала греческая вера. “Воротясь в столицу, Владимир приказал истреблять кумиров и истуканов, а народ был крещен в Днепре”. (Н.М. Карамзин).
Распространение христианства зачастую встречало сопротивление населения, почитавшего своих языческих богов. Христианство утверждалось медленно. На окраинных землях Киевской Руси оно установилось намного позднее, чем в Киеве и Новгороде. Как отмечал известный историк феодализма С.В. Бахрушин, христианизация растянулась на ряд десятилетий.
Принятие христианства на Руси в православной традиции — процесс закономерный и объективный, связанный с развитием феодальных отношений, приобщением к европейской цивилизации, формированием и развитием через византийскую и античную культуру.
Во главе церкви стоял Киевский митрополит, который назначался из Константинополя или самим киевским князем с последующим избранием собором епископов. В крупных городах Руси всеми практическими делами церкви ведали епископы. Митрополит и епископы владели землями, селами, городами. Князья на содержание храмов отдавали почти десятую долю собираемых в казну средств. Кроме того, церковь имела свой суд и законодательство, которое давало право вмешиваться практически во все стороны жизни прихожан.
Христианство способствовало ускорению развития феодального способа производства в Древней Руси. Церковные учреждения наряду с князьями имели крупную земельную собственность. Прогрессивная сторона деятельности христианской церкви заключалась в ее стремлении ликвидировать элементы рабского труда.
Христианство сыграло большую роль в идеологическом обосновании и тем самым в укреплении власти киевских князей. Церковь присваивает киевскому князю все атрибуты христианских императоров. На многих монетах, отчеканенных по греческим образцам, князья изображаются в византийском императорском уборе.
Переход в христианство имел объективно большое и прогрессивное значение. Укрепилось единство славян, ускорилось отмирание пережитков брачного права.
Крещение оказало влияние и на культурную жизнь Руси, на развитие техники, ремесел и т.д. Из Византии Киевская Русь заимствовала первые опыты чеканки монет. Заметное влияние крещения отразилось и в художественной области. Греческие художники создавали в новообращенной стране шедевры, сравнимые с лучшими образцами византийского искусства. Например, Софийский собор в Киеве, построенный Ярославом в 1037.
Из Византии в Киев проникла живопись на досках, появились и образцы греческой скульптуры. Заметный крещение оставило и в области просвещения, книгоиздательского дела. Славянская азбука получила распространение на Руси в начале X в. Как записано в летописи: “Дивно же есть се, колико добра створил Русьстей земли, крестив ю”.
Киевская Русь при Ярославе Мудром
Наивысшего могущества достигла при Ярославе Мудром (1036-1054гг.) . Киев превратился в один из крупнейших городов Европы, соперничавший с Константинополем. В городе было около 400 церквей и 8 рынков. По преданию, в 1037 г. на месте, где Ярослав годом ранее разбил печенегов, был возведен Софийский собор — храм, посвященный мудрости, божественному разуму, правящему миром.
Составление “Русской Правды” связано тоже с именем Ярослава Мудрого. Это сложный юридический памятник, опиравшийся на нормы обычного права (неписаных правил, сложившихся в результате неоднократного, традиционного их применения) и на прежнее законодательство. Для того времени важнейшим признаком силы документа были узаконенный прецедент и ссылка на древность. В Русской правде нашли свое отражение особенности социально-экономического стороя Руси. Документ определял штрафы за различные преступления против личности, охватывал каждого жителя государства, от княжеского дружинника до смерда и холопа, ярко отражая степень несвободы. определявшуюся его экономическим положением. Хотя “Русская Правда” приписывается Ярославу Мудрому, многие ее статьи и разделы были приняты позже, уже после его смерти. Ярославу принадлежит только первые 17 статей “Русской Правды” (“Древнейшая Правда” или “Правда Ярослава”).
“Русская правда” — свод древнерусского феодального права. Этот документ охватывал каждого жителя государства от княжеского дружинника до холопа, ярко отражая степень несвободы крестьянина, определявшуюся его экономическим положением
Феодальная раздробленность
После смерти Ярослава Мудрого в развитии государства усиливаются центробежные тенденции, начинается один из сложнейших периодов истории древней Руси — период феодальной раздробленности , растянувшийся на несколько веков. Характеристика этого периода историками неоднозначна: от оценки периода как прогрессивного явления до диаметрально противоположной оценки.
Процесс феодальной раздробленности на Руси был обусловлен укреплением власти крупнейших феодалов на местах и зарождением местных административных центров. Теперь князья боролись не за захват власти во всей стране, а за расширение границ своего княжества за счет соседей. Они уже не стремились менять свои княжения на более богатые, а, прежде всего, заботились об их укреплении, расширяя вотчинное хозяйство за счет захвата земель более мелких феодалов и смердов.
В вотчинном хозяйстве крупных феодалов-князей производилось все для них необходимое. Это, с одной стороны, укрепляло их суверенитет, а с другой — ослабляло власть великого князя. Великий князь уже не имел ни сил, ни власти, достаточных для того, чтобы предотвратить, или хотя бы остановить политический распад единого государства. Ослабление центральной власти привело к тому, что когда-то могущественная Киевская Русь распалась на ряд суверенных княжеств, ставших со временем вполне сложившимися государствами. Их князья имели все права суверенного государя: они решали с боярами вопросы внутреннего устройства, объявляли войны, подписывали мир и заключали любые союзы.
Период феодальной раздробленности охватывает в целом XII-XV вв. Количество самостоятельных княжеств не было устойчивым из-за семейных разделов и объединения некоторых из них. В середине XII в. насчитывалось 15 крупных и мелких удельных княжеств, накануне ордынского нашествия на Русь (1237-1240 гг.) — около 50, а в XIV в., когда уже начался процесс феодальной консолидации, число их приближалось к 250.
В конце XII — начале XIII в. на Руси определилось три основных политических центра , каждый из которых оказывал решающее влияние на политическую жизнь в соседних с ними землях и княжествах: на Северо-Востоке — Владимиро-Суздальское княжество; на Юге и Юго-Западе — Галицко-Волынское княжество; на Северо-Западе — Новгородская феодальная республика.
Внешняя политика (IX — XII вв.)
На рубеже IX — X вв. началось планомерное наступление русских дружин на Хазарию. В результате этих войн русскими войсками Святослава в середине 60-х гг. Х в. были разгромлены хазары, после чего нижний Дон с прилегающими районами был колонизирован славянскими поселенцами. Город Тьмутаракань на Керченском полуострове стал форпостом Руси на Черном море и крупным по тем временам морским портом.
В конце IX и в Х вв. русские войска совершили ряд походов на побережье Каспийского моря и в степи Кавказа. Важное значение имело в этот период отношение Руси с Византией, особенно торговые отношения. Торговые отношения между ними нарушались военными столкновениями. Русские князья старались укрепиться в Причерноморье и в Крыму. Там уже было к тому времени построено несколько русских городов. Византия же стремилась ограничить сферу влияния Руси в Причерноморье. В этих целях она использовала в борьбе с Русью воинственных кочевников и христианскую церковь. Это обстоятельство осложняло отношения между Русью и Византией, их частые столкновения приносила попеременный успех то одной, то другой стороне.
В 906 г. князь Олег с многочисленным войском отправился в Византию, “устрашенные греки просили мира. В честь победы Олег прибил щит к вратам Царьграда. По возвращении в Киев, народ, дивясь его храбрости, уму и богатству, прозвал Вещим” (И.М. Карамзин).
Постоянную борьбу в этот период истории Древней Руси приходилось вести с кочевниками. Владимиру удалось наладить оборону против печенегов, но, тем не менее, их набеги продолжались. В 1036 г. печенеги осадили Киев, но в конечном итоге потерпели поражение, от которого они так и не смогли оправиться, их вытеснили из черноморских степей другие кочевники — половцы.
Под их властью оказалась огромная территория, которую называли Половецкой степью. Вторая половина XI — XII вв. — время борьбы Руси с половецкой опасностью.
К этому времени Древнерусское государство становится одним из крупнейших европейских держав, имевших тесные политические, экономические и культурные отношения со многими странами и народами Европы и Азии.
Первые упоминания о Киевской Руси как государственном образовании относятся к 30 годам IX века. К этому времени славянские племена жили в северо-западных районах современной Украины. Эти места издревле носят название Волынь. Они также обустроились в бассейне Припяти, по берегам Днепра, Оки и притокам этих рек. Жили славянские племена и в болотистых землях Южной Белоруссии. Это племя дреговичи. Название его произошло от древнеславянского слова «дрягва» - болото. А в северных областях Белоруссии неплохо устроились венеды.
Главными врагами славян являлись русы. У историков нет единого мнения об их происхождении. Кто-то считает их выходцами из Скандинавии, кто-то славянским племенем. Бытует также убеждение, что русы вели кочевой образ жизни в степных районах Западного Казахстана и Южного Урала. Со временем они переселились в Европу и стали досаждать славян вооружёнными набегами.
Борьба длилась долго и закончилась полным поражением славян. Начало этому было положено при одном из вождей русов Рюрике . Когда родился Рюрик - неизвестно. Умер ориентировочно в 879-882 году. Более вероятно в 879 году, согласно древней летописи под названием «Повесть временных лет», написанной иноком Нестором в Киево-Печёрской лавре в начале XII века.
Варяги или наёмники
Считался Рюрик варягом (наёмный воин) и вроде как имел тесные связи с франкским королём Карлом Лысым (823-877). В 862 году он появился в Новгороде. Пользуясь поддержкой некоторых старейшин, сумел захватить власть в городе. Правил самозванец недолго - чуть больше года. Новгородцы подняли восстание против пришлого руса. Народное движение возглавил Вадим Храбрый. Но свободолюбивым славянам трудно было тягаться с профессиональными наёмниками. Вадим Храбрый был убит в 864 году, а власть опять оказалась в руках Рюрика.
Честолюбивый рус создал государство, в которое вошёл Новгород, а также прилегающие к нему области. Это Белоозеро, Изборск и Ладога. В Изборск Рюрик направил сильную дружину из ближайших соратников. Белоозеро поручил охранять ближайшим родственникам. Сам сел княжить в Новгороде. Главной опорой ему здесь служил варяжский посёлок на Ладоге.
Таким образом, русы получили реальную власть над славянами. Рюрик, его соратники и родственники положили начало многочисленным княжеским династиям. Их потомки правили русскими землями более тысячи лет.
После своей смерти Рюрик отставил сына. Звали того Игорем. Мальчик был совсем маленьким, поэтому наставником при нём стал воевода по имени Олег. Судя по летописям, тот являлся ближайшим родственником Рюрика.
Обосновавшимся в Новгороде захватчикам северных земель оказалось мало. Они начали поход на юг по великому пути «из варяг в греки». Начинался он на речке Ловать, где ладьи по суше перетаскивали к Днепру. Двигаясь к Киеву, русы, возглавляемые Олегом и малолетним Игорем, захватили Смоленск. После этого захватчики двинулись к Киеву. В городе жили славяне, и стояла дружина русов, возглавляемая Аскольдом. Последний представлял собой тип волевого и бесстрашного вождя. В 860 году он совершил набег на земли Византии. Это было первое нашествие русов на земли великой империи.
Киевская Русь в X веке
Но по прошествию 20 лет военное счастье изменило Аскольду. Олег выманил его и Дира (вождь славян) из Киева якобы для переговоров. На берегу Днепра их коварно убили. После этого жители города сдались без всякого сопротивления. Произошло это историческое событие в 882 году.
В следующем году Олег занял Псков. В этом городе малолетнему Игорю нашли невесту. Звали её Ольга. Детей обручили, и они стали во главе сильной державы, раскинувшейся от земель Новгорода до южных степей. Получила эта держава название Киевская Русь.
При определении возраста Ольги возникают некоторые нестыковки. Княгиня ездила в Византию в 946 году. Она произвела такое впечатление на императора, что он даже изъявил желание жениться на ней. Если княгиню обручили в 883 году, то перед глазами басилевса должна была предстать старая женщина, которой уже было за 60. Скорее всего, Ольга родилась ориентировочно в 893 или 903 году. Обручение с Игорем, таким образом, состоялось не в 883 году, а на 10, а может и на 20 лет позже.
Наравне с Киевской Русью росла сила и мощь Хазарского каганата . Хазары - это племена Кавказа, жившие на территории современного Дагестана. Они объединились с тюрками и евреями и создали государство между Азовским и Каспийским морями. Располагалось оно севернее Грузинского царства.
Сила хазар крепла день ото дня, и они стали угрожать Киевской Руси. С ними воевал наставник Игоря воевода Олег. История его знает под именем Вещий Олег. Он умер в 912 году. После этого вся власть оказалась в руках Игоря. Тот совершил поход против Хазарского каганата и попытался захватить их город Самкерц на берегу Азовского моря. Этот поход окончился полным разгромом дружин Киевской Руси.
В ответ на это хазарский полководец Песах осуществил поход на Киев. В результате русичи были разбиты и оказались в положении данников у Хазарского каганата. Князь Игорь вынужден был каждый год собирать дань со своих земель, чтобы отдать её хазарам. Закончилось это для киевского князя плачевно. В 944 году он был убит древлянами, так как те отказались выплачивать деньги и отдавать продукты неизвестно кому. Здесь опять нестыковка дат, так как возраст Игоря к этому времени был уже глубоко старческим. Можно допустить, что люди в X веке жили очень долго.
Принятие православия княгиней Ольгой в Константинополе
Княжеский престол переходил по праву к сыну Игоря Святославу. Тот был ещё ребёнком, поэтому вся власть сосредоточилась в руках его матери княгини Ольги. Для борьбы с хазарами ей нужен был сильный союзник. Таковым могла стать только Византия. В 946 году, по другим данным в 955 году, Ольга посетила Константинополь. Чтобы заручиться поддержкой басилевса, она крестилась и приняла православие. Таким образом, было положено начало крещению Руси. Сама же Ольга стала первой святой русской православной церкви.
Князь Святослав
Возмужав и взяв власть в свои руки в 960 году, князь Святослав организует поход против хазар. Состоялся он летом 964 года. Войско русичей дошло до города Итиля - столицы Хазарского каганата. Союзниками киевского князя выступили гузы и печенеги. Итиль располагался в устье Волги на большом острове. Его жители вышли сражаться с союзными войсками в чистое поле, и были разбиты наголову.
После этого Святослав двинул дружины к Тереку. Там находился второй по значимости хазарский город Семендер. Город был хорошо укреплён, но не смог противостоять русичам. Он пал, а победители разрушили крепостные стены. Князь повелел называть покорённый город Белой Вежей, а свои войска повернул домой. Дружины дошли до Дона и осенью 965 года оказались в родных землях.
Поход 964-965 годов очень высоко поднял авторитет Киевской Руси в глазах византийцев. К Святославу басилевс направил послов. Ловкие дипломаты во главе с Калокиром заключили выгодный договор. Умело играя на честолюбии молодого князя, они уговорили его выступить против Болгарского царства и принудить его к покорности.
Святослав собрал дружину, высадился в устье Дуная и встретился с войском болгарского царя Петра. В бою русичи одержали полную победу. Пётр бежал и вскоре умер. Его детей отправили в Византию, где заточили в темницу. Болгарское царство перестало представлять собой политическую силу.
Византийский император или басилевс
Всё складывалось очень удачно для Святослава. На свою беду он сблизился с византийским послом Калокиром. Тот лелеял мечту занять императорский трон в Византии. От устья Дуная до Константинополя было совсем недалеко. Святослав вступил в сговор с честолюбивым послом, но данный факт дошёл до престарелого Никифора II Фоки - басилевса Византийской империи.
Упреждая заговорщиков, в устье Дуная двинулось сильное войско. Одновременно Фока договорился с печенегами, что они нападут на Киев. Святослав оказался между двух огней. Родные земли, мать и дети оказались дороже. Святослав оставил Калокира и ушёл с дружиной защищать Киев от печенегов.
Но, оказавшись у городских стен, он узнал, что нашествие печенегов окончилось, ещё не начавшись. Город спас воевода Претича. Он подошёл с севера с сильным войском и преградил дорогу кочевникам. Печенеги, увидев силу и мощь русичей, решили не связываться с ними. Их хан в знак дружбы обменялся с Претичей оружием, заключил мир и приказал повернуть коней в приднепровские степи.
Святослав встретился с матерью, пожил в городе и увидел, что жизнь в столице сильно изменилась. Ольга, приняв христианство, организовала в Киеве многочисленную общину. Тех, кто исповедовал веру в единого бога, становилось всё больше и больше. Число желающих креститься росло. Этому в немалой степени способствовал авторитет княгини Ольги. Сам же Святослав являлся язычником и христиан не жаловал.
Мать просила сына не покидать Киев. Но тот чувствовал, что становится чужим в родном городе. Основная причина заключалась в религиозных взглядах. Точку в этом вопросе поставила смерть Ольги в конце 969 года. Оборвалась последняя ниточка, связывавшая Святослава с Киевом. Князь собрал дружину и поспешил обратно в Болгарию. Там его ждало покорённое царство и борьба за византийский престол.
Тем временем в Византии произошёл политический переворот. Фока был стар и некрасив, а его жена Феофано молода и прекрасна. Это был её второй муж. Первым являлся император Роман Молодой. Когда он умер в 963 году, ходили упорные слухи, что Феофано отравила его. В 969 году наступила очередь престарелого второго мужа.
Коварная императрица вступила в любовную связь с Иоанном Цимисхия, родственником Фоки. В результате возник заговор. Феофано пропустила злоумышленников во дворец, и те убили старого императора. Басилевсом стал Цимисхия.
В отличии от Романа Молодого и Фоки у него хватило ума отдалить Феофано от себя. Взяв власть в свои руки, новый император тут же приказал арестовать вдову и всех тех, кто участвовал в убийстве. Но он проявил по истине царское великодушие, не казнив политических преступников, к числу которых принадлежал и сам. Заговорщики были сосланы на маленький остров в Эгейском море. Вернулась Феофано в императорский дворец лишь в 976 году после смерти басилевса. Но это уже была сломленная судьбой женщина.
Тем временем Святослав вернулся в Болгарию. Но и в этих землях ситуация кардинально изменилась. Войска Цимисхия вторглись в земли Болгарского царства и захватили город Преславу. Население страны тут же в массовом порядке стало переходить на сторону победителей. Несостоявшийся басилевс Калокир бежал в город Переяславец. Дальнейшая его судьба ни в одной летописи не упоминается.
Святослав с небольшой дружиной оказался между двух огней. С одной стороны его теснили войска византийцев, с другой докучали восставшие болгары. Князь укрылся в Переяславце, но город вскоре осадили кадровые войска великой империи. В Дунай вошла греческая эскадра, насчитывающая 300 кораблей.
Святослав дал бой византийцам. Сопротивление его войск было столь мужественным и упорным, что ромеи вынуждены были пойти на переговоры. С флотом приплыл сам император Цимисхия. Встречу киевскому князю он назначил посреди Дуная.
Встреча князя Святослава с императором Цимисхия
К роскошной ладье басилевса подплыл невзрачный челнок. Одним из гребцов на нём был сам князь Святослав. Вождь русичей сидел в длинной белой рубахе и по внешнему виду ничем не отличался от рядовых воинов. У князя была бритая голова, длинный чуб, усы и серьга в ухе. Он не был похож на христианина, а выглядел как настоящий язычник, кем и являлся не только внешне, но и внутренне.
Ромеям не нужна была жизнь Святослава и его воинов. Византийцы великодушно согласились дать русичам уйти. За это киевский князь пообещал отступиться от Болгарского царства и больше никогда не появляться в этих землях. Княжеская дружина погрузилась в ладьи, спустилась по реке в Чёрное море и поплыла на северо-восток. Побеждённые воины добрались до острова Буяна, что в Днестровском лимане, и ушли на остров Березань. Произошло это в конце лета 971 года.
То, что случилось дальше на острове, не укладывается ни в какие рамки. Всё дело в том, что княжеская дружина состояла из язычников и христиан. В боях они сражались бок о бок. Но теперь, когда поход бесславно закончился, дружинники стали искать виновных в своём поражении. Вскоре язычники пришли к мнению, что причиной разгрома были христиане. Они навлекли на войско гнев языческих богов Перуна и Волоса. Те отвернулись от княжеской дружины, лишили её защиты, поэтому византийцы и победили.
Результатом этого стало массовое истребление христиан. Их мучили и зверски убивали. Часть христиан во главе с воеводой Свенельдой отбились от потерявших человеческий облик язычников. Эти дружинники покинули остров Буян и, поднявшись по Южному Бугу, оказались в Киеве. Естественно все жители города тут же узнали о зверствах творимых Святославом и его подручными.
Результатом этого стало то, что Святослав не пошёл в Киев, то есть не вернулся в свой родной город. Он предпочёл пересидеть суровую зиму 971-972 года на острове Буяне. Его оставшееся воинство голодало, мёрзло, но не покидало князя. Все они понимали, что понесут суровую ответственность за убийства невиновных христиан.
В Киеве во главе христианской общины после смерти матери встал сын Святослава Ярополк. Он не мог простить отцу гибель его братьев по вере. Ярополк связался с печенежским ханом Курей и раскрыл ему место нахождение своего отца. Печенеги дождались весны, и когда Ярослав со своими воинами язычниками оставил остров, напали на него. В этой битве все русичи были уничтожены. Погиб и Святослав. Хан Куря приказал сделать из черепа киевского князя чашу. Из неё он пил вино всю оставшуюся жизнь, а после смерти чаша досталась его наследникам.
С гибелью Святослава приверженцы язычества на Руси значительно ослабли. Христианская община стала набирать всё больший вес. Но её влияние распространялось лишь на Киев и на ближайшие к нему земли. Основная же масса жителей Киевской Руси продолжала верить языческим богам. Продолжаться такое долго не могло.
Крещение русской земли
После смерти Святослава власть в Киеве перешла к Ярополку. Тот был христианином и перенял всё лучшее от своей бабки, княгини Ольги. Казалось бы на него и должна была лечь почётная миссия крещения Руси. Но человек предполагает, а бог располагает. В Новгороде безраздельно властвовали сторонники языческого бога Перуна. В этом городе князем сидел Владимир - средний сын Святослава. Ярополку он приходился сводным братом, так как был рождён наложницей Святослава Малушей. При нём неотлучно находился его дядя Добрыня.
В Овруче, исконном городе древлян, княжил младший брат Олег. Он не признал власть Ярополка и объявил свои земли независимыми. Тут надо сразу пояснить, что на момент смерти Святослава его сыновьям было по 15-17 лет. То есть они были совсем молодыми людьми и, естественно, не могли принимать самостоятельных политических решений. За ними стояли опытные мужи, связанные родственными и финансовыми интересами.
Шло время, и юноши взрослели. В 977 году Ярополк совершил набег на Овруч. В результате Олег был убит, а древляне признали власть киевского князя. Владимир, страшась участи Олега, бежал из Новгорода в Швецию. На Руси на короткое время установились покой и тишина. Все города безоговорочно признавали власть Киева. Можно было начинать крещение Руси, но этому помешал князь Владимир.
Он вернулся в Новгород и объявил себя ярым приверженцем языческих богов. Незначительная кучка христиан, обосновавшихся в северной столице, была убита. Под знамя князя-язычника встали варяги и новгородцы.
Это войско двинулось на Полоцк и захватило город. Его жители даже не сразу поняли, что стали данниками Новгорода. Сидевший на княжении в Полоцке христианин Рогволода был убит. Были также убиты все его сыновья. А дочь князя Рогнеду Владимир зверски изнасиловал и умертвил. Язычники безжалостно расправились с приверженцами православной веры и двинулись дальше на юг. Они захватили Смоленск и в 980 году подошли к Киеву.
Ярополк попытался оказать Владимиру достойное сопротивление, но в окружении киевского князя нашлись предатели. Одним из них являлся воевода Блуд. Он уговорил Ярополка встретиться со своим братом на нейтральной территории для переговоров. Киевский князь вышел из ворот города и направился к большому шатру, который захватчики разбили недалеко от городских стен.
Но, войдя внутрь, Ярополк не увидел брата. На князя набросились затаившиеся в шатре варяги и зарубили его мечами. После этого Владимира признали киевским князем, а соответственно и владыкой всей Руси.
Настал черёд расплачиваться с варягами. Но новый киевский князь отличался не только патологической жестокостью, но и неимоверной жадностью. Добившись всего, чего хотел, он решил не давать денег наёмникам.
Варягов собрали на берегу Днепра якобы для расчёта. Но вместо гонцов с мешками денег перед наёмниками появились закованные в латы киевские дружинники. Они посадили жаждавших вознаграждения воинов в лодки без вёсел и пустили плыть вниз по широкой реке. На прощание посоветовали им добраться до Царьграда и поступить на службу к византийскому императору. Варяги так и сделали. Но ромеи распределили наёмников по разным гарнизонам. Те оказались в незначительном числе среди солдат-христиан. Дальнейшая судьба варягов неизвестна.
Владимир, несмотря на мерзкие черты характера, был человеком далеко неглупым. Очень скоро он убедился, что христиане занимают очень сильные позиции не только в Киеве, но и в других городах Руси. Не считаться с этими людьми он не мог. Тем более после того, как отправил варягов к грекам и навсегда лишился их поддержки, благодаря своей жадности.
Новоиспечённый киевский князь не питал никаких тёплых чувств к православию, видимо олицетворяя его в первую очередь с Ярополком. В то же время он понимал, что язычество доживает свои последние дни. В мире безоговорочно устанавливались три религии. Это ислам, католичество и православие. Нужно было делать выбор, чтобы вписаться в новую международную политическую систему.
В своей «Повести временных лет» Нестор нам вещает, что Владимир стоял на распутье. Желая разобраться в тонкостях каждой религии, князь отправил в разные страны посланцев, а затем принял у себя представителей различных вероучений. После этого Владимир категорически отмёл ислам, посчитав, что данная религия неприемлема для Киевской Руси.
Коран написан на арабском, а кто из русичей знал этот язык. Ислам запрещал пить вино и есть свинину. Князь понимал, что с такой верой он долго у власти не продержится. Пиры после удачного похода или охоты были обязательным атрибутом у славян и русов. При этом всегда жарили вепрей, а чучела их голов со страшными клыками украшали хоромы практически всех вельмож. Поэтому мусульмане были отправлены с миром домой, и князь обратил свой светлый взор на католиков.
Глядя на почтенных немецких священников, Владимир сказал лишь одну фразу: «Идите туда, откуда пришли. Ибо и отцы наши не приняли этого». В данном случае князь имел в виду визит в середине X века католического епископа Адальберта. Тот прибыл к княгине Ольге ещё до её поездки в Константинополь. Его миссия заключалась в крещении киевлян. Святому отцу было категорически отказано.
К этому времени Ольга уже сделала выбор в пользу Византии, видя в ней сильного союзника. К тому же немалую роль сыграло и то, что в те далёкие времена папский трон очень часто занимали, скажем так, неправильные папы. Ватиканский двор они превращали в вертеп разврата и порока. Эти служители господа сожительствовали со своими дочерьми, пьянствовали, пользовались услугами продажных женщин. Доходило даже до того, что они давали пиры в честь Сатаны. У православных греков подобные вещи были просто немыслимы.
Это и послужило причиной того, что Владимир отказал благочестивым католика. Но не приняв латинскую веру, князь не оставил себе выбора, так как из трёх ведущих систем мировоззрения наступила очередь православия.
Киевский князь, в конце концов, сделал правильный выбор. Он принял именно православную веру. Немалую роль в этом сыграл авторитет его бабки. Ольга и умерев, пользовалась огромным авторитетом у киевских христиан. Память о княгине хранили очень трепетно и бережно. Правильно действовали и святые отцы греческой церкви. Они не навязывали свою веру, тем самым подчёркивая свободу выбора. Константинопольский патриарх всегда отличался непосредственностью и искренностью, а очарование греческой литургии не шло ни в какое сравнение со службой в католическом храме.
Очень важным в выборе веры было то, что православие никогда не проповедовало идею предопределения. Поэтому ответственность за грехи, сотворённые по собственной воле, тяжким грузом ложилась на самого грешника. Для язычников это было вполне приемлемо и понятно. Нормы христианской морали не довлели на психику новообращённых, так как были абсолютно простыми и ясными.
Крещение Руси произошло в 988 году . Вначале крестили всех киевлян, а затем наступила очередь жителей других городов. В то же время к людям не применялось насилие. С языческой верой они расставались абсолютно добровольно, благодаря грамотной разъяснительной работе служителей православной церкви. Обязывали креститься лишь князей и воевод. Те должны были личным примером увлекать людей за собой. Таким образом, русичи навсегда расстались с Перуном и уверовали в Христа.
Лишь в некоторых городах сохранились отдельные языческие общины. Но они мирно уживались с христианскими. В одном конце города стоял православный храм, в другом располагалось капище языческого бога. По прошествию десятилетий капища исчезли. Оставшиеся язычники также приняли православие, поняв его несомненное преимущество. Крещение Руси дало высшую свободу русичам. Заключалась она в добровольном выборе между Добром и Злом. А полная победа православия даровала русской земле великую тысячелетнюю историю.
Cтатью написал ridar-shakin
Согласно Повести Временных Лет, Русь была крещена при князе Владимире в 986-988 годах н.э. В 986 году к Владимиру пришли послы разных земель, предложившие ему принять их веру. Так началась подготовка к крещению Руси. Год крещения Руси, согласно Повести Временных Лет, — 988.
Говорится, что только с этого времени на Руси появилась христианская церковная иерархия, причем первоначально она состояла из греков-иностранцев. И лишь через несколько десятков лет, при Ярославе Мудром , появился первый русский митрополит, и церковные книги были переведены с греческого на славянский язык. Все это нам рассказывает романовская версия русской истории, созданная в XVII-XVIII веках. Именно к этой версии мы привыкли.
Однако посмотрим, как крещение Руси описано в канонических церковных книгах первой половины XVII века . Возьмем Большой Катехизис, напечатанный в Москве при царе Михаиле Федоровиче Романове и патриархе Филарете в 1627 году. В этой книге есть особый раздел «О крещении русского народа», листы 27-29.
В каком году было крещение Руси?
Оказывается, что крещение Руси описано здесь СОВЕРШЕННО ПО-ДРУГОМУ , чем мы привыкли думать. Большой Катехизис не указывает однозначно год крещения Руси. Он утверждает, что было ЧЕТЫРЕ крещения Руси.
ПЕРВОЕ — от апостола Андрея.
ВТОРОЕ крещение — от патриарха цареградского Фотия, «во время царства греческого царя, Василия Македонянина, и при великом князе Рюрике всея Руси. И при киевских князех при Асколде и Дире» , лист 28, оборот.
Ни для первого, ни для второго крещения Большой Катехизис год крещения Руси НЕ УКАЗЫВАЕТ. И это пишется в начале семнадцатого века!
ТРЕТЬЕ крещение Руси в Большом Катехизисе датировано. Оно произошло, согласно Катехизису, при великой княгине Ольге, в 6463 году, то есть около 955 года н.э. Мы не будем здесь обсуждать, почему сам Катехизис переводит эту дату в эру от Рождества Христова несколько по-другому. А именно, он указывает 963 год н.э. Это, вероятно, связано с еще не устоявшейся в то время датировкой Рождества Христова относительно эры «от сотворения мира».
ЧЕТВЕРТОЕ
крещение Руси — это знаменитое крещение при князе Владимире. Год крещения Руси Владимиром датирован в Большом Катехизисе 6497-м годом, то есть около 989 года н.э. (а у нас принято 988!). Вот что говорит Катехизис: «Итако повеле креститеся всей земли Русстей. в лето шесть тысящь УЧЗ (то есть 496 в славянских обозначениях цифр — Авт.). от святых патриарх, от НИКОЛЫ ХРУСОВЕРТА, или от СИСИНИЯ. или от СЕРГИЯ, архиепископа Новгородского, при Михайле митрополите киевском», лист 29.
Сегодня это описание звучит чрезвычайно странно. Как же так? Ведь мы как бы «знаем», что до крещения Русь была ЯЗЫЧЕСКОЙ. Нас уверяют, что никакой церковной русской иерархии не существовало. Князю Владимиру пришлось, якобы, привезти первых христианских священников из-за границы. А Большой Катехизис семнадцатого века заявляет, что крещение Руси происходит при архиепископе Новгородском Сергии и киевском митрополите Михаиле.
Новые сведения из старой книги
Значит, на Руси уже существуют по крайней мере новгородская и киевская церковные иерархии. Впрочем, как и следовало ожидать, в скалигеровско-романовской истории никаких архиепископов новгородских и митрополитов киевских при Владимире «нет». Как нам сегодня говорят, все это — «средневековые выдумки». В данном случае — якобы фантазии Большого Катехизиса.
Но тогда возникает следующий вопрос.
Получается, что в семнадцатом веке никто толком не знал — как крестилась Русь?
Но вернемся к рассказу Большого Катехизиса. В нем обнаруживаются новые любопытные факты. Начнем с ДАТЫ КРЕЩЕНИЯ Руси. Согласно нашим исследованиям, год крещения Руси накладывается на XV век.
Это — известная эпоха великого раскола в церкви. Согласно новой хронологии, именно в XV веке произошло разделение более или менее единой до того христианской церкви на несколько ветвей.
Поэтому в эпоху XV века перед светской властью ДЕЙСТВИТЕЛЬНО ВСТАЛ ВОПРОС ВЫБОРА ВЕРЫ. Отметим, что крещение Руси при князе Владимире в Повести Временных Лет так и описано. Не просто как крещение, а именно как ВЫБОР ВЕРЫ . Но тогда становится понятным, на первый взгляд странное, обстоятельство, что Русь пришлось крестить НЕСКОЛЬКО РАЗ.
Если считать, что каждое крещение было переходом от язычества к христианству, то получается довольно странная картина. По крайней мере, в истории других стран мы ничего подобного не видим. Кого еще пришлось крестить четыре раза? А вот если рассматривать последовательные крещения Руси как выбор веры при том или ином религиозном расколе, то картина становится совершенно естественной.
А кто ж Русь крестил?
Становится понятным также и странное, на первый взгляд, перечисление крестивших Русь иерархов. Сказано, что веру принимали от Николы Хрусоверта, ИЛИ от Сисиния, ИЛИ от Сергия. Если здесь перечислены лица, НЕПОСРЕДСТВЕННО принимавшие участие в крещении языческой страны, то почему ИЛИ? Тогда надо было бы употребить союз И. А если они непосредственного участия в действиях не принимали, то зачем упоминать их имена?
А вот если крещение Руси — это ВЫБОР ВЕРЫ, то все становится на свои места. Во время религиозного раскола часть иерархов присоединилась к одной религиозной ветви, часть — к другой. Поэтому для того, чтобы указать, какая именно вера, ветвь была выбрана, необходимо было назвать основных церковных вождей именно этой выбранной ветви. Их могло быть несколько. И поскольку все они были согласны друг с другом, то тут употребление союза ИЛИ было оправдано.
Веру принимали от того-то, ИЛИ от того-то, ИЛИ от того-то. Что, в общем-то, одно и то же. Таким образом, употребление здесь Большим Катехизисом союза ИЛИ косвенно намекает на обстановку ЦЕРКОВНОГО РАСКОЛА.
Посмотрим внимательнее на год крещения Руси, на саму дату, на то как она записана. Она содержит славянскую букву-цифру У, означающую ЧЕТЫРЕСТА. Но известно, что во многих старых текстах буквы У писалась практически неотличимо от буквы Ц. Различие в написании У и Ц сводилось к едва уловимым подробностям. Так, то есть почти совпадая, эти буквы писались в большинстве старых текстов. Множество примеров такого весьма похожего написания У и Ц можно видеть, например, в многочисленных иллюстрациях, приведенных в книге.
Правда, когда эти буквы встречались к тексте, то буква У в такой форме, как правило, писалась в паре с буквой О. То есть, писали ОУ, а читали как У. Поэтому неразличимость формы У и Ц обычно не приводила к путанице при ЧТЕНИИ ТЕКСТА. А вот при употреблении буквы У и Ц в качестве ЦИФР, сразу начиналась путаница. Поскольку тут дополнительной буквы О не писали. А по своей форме буквы У и Ц практически не отличались.
И относились они к одному разряду, а именно, к разряду сотен.
1000 лет крещения Руси или 500 лет
Год крещения Руси в связи с такой путаницей очевидно определен ошибочно ровно на ПЯТЬСОТ лет. Дело в том, что буква Ц означала 900, а буква У означала 400. Стоило принять букву Ц за букву У, как дата сразу удревнялась на ПЯТЬСОТ лет. А спутать их ничего не стоило. Таким образом, если в некоторой славянской дате сотни обозначены буквой У, то эта дата вполне могла быть в исходном старом документе на ПЯТЬСОТ лет более поздней. Потому что в старом, исходном документе там могла стоять буква Ц. Ошибочно принятая позднейшим переписчиком за букву У.
Именно эта ситуация возникает в дате крещения Руси. Эта дата 6497 год содержит букву У = 400. Если в исходном старом тексте тут стояло Ц = 900, то дата была 6997 год. То есть, 1489 год н.э. Следовательно, вместо привычного нам сегодня 989 года н.э., возможно в исходном старом документе крещение Руси датировалось 1489 годом н.э. То есть, — КОНЦОМ ПЯТНАДЦАТОГО ВЕКА. А предыдущее крещение Руси при Ольге перемещается тогда в СЕРЕДИНУ ПЯТНАДЦАТОГО ВЕКА.
Но ведь именно к пятнадцатому веку относится крупнейшая реформа русской церкви. Прямо связанная с религиозным расколом, известным Флорентийским собором, неудавшейся церковной унией. Эта история всем хорошо известна, описана в многочисленных учебниках по истории церкви. Сегодня эта реформа преподносится нам как важный, но все же не ключевой момент в русской церковной истории. Мы рассматриваем версию, что год крещения Руси на самом деле на прямую связан с временем раскола церкви.
Но вот СОВРЕМЕННИКИ ЭТОГО СОБЫТИЯ писали, например, следующие интересные вещи. А.В.Карташов сообщает: <<Симеон Суздалец в своей «Повести» уподобляет Василия Васильевича не только его прародителю СВЯТОМУ ВЛАДИМИРУ, но и самому равноапостольному великому царю КОНСТАНТИНУ, «СОТВОРИВШЕМУ ПРАВОСЛАВИЕ»>> .
Василий Васильевич или Владимир!?
Василий Васильевич — это великий князь Василий II Темный, живший как раз в XV веке. Получается, что именно эту эпоху и описала Повесть Временных Лет как последнее КРЕЩЕНИЕ РУСИ ПРИ КНЯЗЕ ВЛАДИМИРЕ. Напомним, кстати, что крестное имя Владимира Святого как раз и было ВАСИЛИЙ. Это хорошо известно, и отмечено, в том числе, и в Большом Катехизисе, лист 29.
Но тогда возникает естественное желание разобраться — кто же такие Никола Хрусоверт, Сисиний и Сергий — архиепископ новгородский, чья вера была выбрана на Руси при ее крещении. В миллеровско-романовском учебнике, в якобы X веке, — куда сегодня помещено крещение Руси, — никакого архиепископа новгородского Сергия, конечно, нет. И в самом деле. Какая может быть в «языческом Новгороде» православная архиепископия? Новгород «еще только собираются крестить».
Однако обратимся к XV веку. И поищем поименованных деятелей в эту эпоху. Оказывается, здесь они действительно есть и, более того, ХОРОШО ИЗВЕСТНЫ.
Крестители Руси
Никола Хрусоверт
Это, скорее всего, известный Николай Кузанский — Nicolaus Chryppfs Cusanus, живший в 1401-1464 годах. Считается «величайшим из немецких гуманистов… богослов, философ, математик и церковно-общественный деятель» , т.2, с.212. Его прозвище КУЗАНСКИЙ считается происходящим от ДЕРЕВНИ КУЗА, откуда он был родом.
Хотя не очень понятно, почему прозвище Кузанский отразило имя никому неизвестной ДЕРЕВНИ, а не, скажем, провинции или страны, откуда он был родом. По нашему мнению, прозвище КУЗАНСКИЙ скорее означало КАЗАНСКИЙ. То есть, — родом из знаменитого в пятнадцатом веке города КАЗАНЬ.
Становится понятным и откуда возникло его имя ХРУСОВЕРТ, попавшее на страницы Большого Катехизиса. Оказывается, Николай Кузанский носил также имя CHRYPPFS, см. выше, что на старом русском языке могло звучать как ХРУС. Откуда же тут появилось еще и слово ВЕРТ в имени ХРУСО-ВЕРТ? Возможно следующее объяснение. Оказывается, Николай Кузанский написал сочинение о ВРАЩЕНИИ земли, в котором, как считается, «на 100 лет предварил Коперника», т.2, с.212. Но тогда слово ВЕРТ просто указывает на его открытие ВРАЩЕНИЯ Земли, от слова ВЕРТЕТЬ.
То есть, ХРУСОВЕРТ — это «ХРУС, доказавший, что Земля ВЕРТИТСЯ». Или, еще проще, «ХРИСТИАНИН, доказавший, что Земля ВЕРТИТСЯ». Тем более, что согласно Большому Катехизису, он был одним из основателей христианского православного вероучения XV века. Поэтому его прозвище ХРУС могло означать ХРИСТИАНИН, от имени ХРИСТОС = ХОРУС. Как мы начинаем понимать, именно при нем, или вскоре после него, великий князь Владимир = Василий крестил Русь.
Сисиний
Кто такой в XV веке Сисиний — второй церковный деятель эпохи крещения Руси? Мы не обнаружили в энциклопедии «Христианство» какого-либо известного СИСИНИЯ в XV веке. Зато мы нашли в ней ЗОСИМУ — одного из известнейших русских святых, основателя знаменитого Соловецкого монастыря. Зосима умер в 1478 году. Не Зосима ли упомянут в Большом Катехизисе под именем Сисиний?
Кроме того, оказывается, что именно на год крещения Руси 1489-й (по нашему исследованию), умер московский митрополит Геронтий, и вскоре был поставлен его преемник митрополит ЗОСИМА , т.1, с.387. История митрополита Зосимы сложна, запутана и происходила в обстановке бурной церковной смуты. Ее детали известны плохо , т.1, с.562. Не исключено, что СИСИНИЙ эпохи крещения Руси, по Большому Катехизису, это — московский митрополит ЗОСИМА конца XV века.
Архиепископ новгородский Сергий
Что можно сказать о Сергии, архиепископе новгородском, который также назван в числе лиц, определивших крещение Руси, согласно Большому Катехизису? На эту роль подходит только один известнейший русский святой — СЕРГИЙ РАДОНЕЖСКИЙ . Хотя его смерть сегодня датируется концом XIV века, однако к лику святых он был причислен в 1452 году , том 2, с.553.
То есть, — в точности в эпоху «четвертого крещения Руси» при князе Владимире = Василии. А время жизни Сергия Радонежского попадает в эпоху начала церковного раскола, начавшегося, по нашей реконструкции, в конце XIV — начале XV века.
Итак, год крещения Руси — 1489 от Рождества Христова
Г.В.НОСОВСКИЙ, А.Т.ФОМЕНКО. (С) Источник ATMA.ru: http://my.atma.ru/?id=184