Порядок и особенности трудоустройства инвалидов в россии. Гос програмы по трудоустройству инвалидов Выездная работа с инвалидами по трудоустройству
Закон не разделяет людей в зависимости от национальной принадлежности, пола или физических достоинств или недостатков. Каждый гражданин, каким бы он не был, имеет право на труд, и это также касается инвалидов. Государство печется о такой категории граждан, создавая для них специальные рабочие места на предприятиях, подстраивая под них условия труда, контролирует, как исполняется Закон № 181-ФЗ, касающийся трудоустройства инвалидов, предприятиями. Несмотря на все законодательные акты, не все проблемы при трудоустройстве инвалидов решаются полностью и быстро.
Законодательные меры
Руководствуясь Законом № 181, статьей № 20, организации и предприятия с численностью работников свыше 100 человек обязаны выделять определенное количество мест для обеспечения инвалидов рабочими местами, согласно установленным квотам.
Законодательство РФ принимает меры по трудоустройству инвалидов, которые осуществляются органами власти всех уровней путем внедрения специальных мероприятий. Они то и помогают неполноценному человеку выдержать конкуренцию на рынке труда.
Какие это мероприятия:
- осуществляются льготная финансовая и кредитная политика, помогающая предприятиям, которые трудоустраивают граждан льготной категории}
- определяют количество квотированных мест на предприятиях}
- резервируются или создаются рабочие места согласно профессиям, учитывая возможности инвалидов выполнять ту или иную работу}
- осуществляется стимуляция работодателей для создания специальных вакансий в организациях, на предприятиях или учреждениях}
- создаются для льготников подходящие условия труда, руководствуясь рекомендациями, установленными в ИПР}
- создаются условия для предпринимательства инвалидов}
- организовывается обучение инвалидов}
- проводятся адаптации рабочих мест под персональные возможности и потребности конкретного лица, оснащение рабочих мест специальными приспособлениями и оборудованием.
Для работодателя, по Закону № 181-ФЗ ст. 24 предусмотрены обязанности, касающиеся обеспечения занятости работников льготной категории. Если конкретно, то руководитель должен зарезервировать вакансии в пределах установленной квоты, снабдить эти места надлежащими условиями и устройствами для полноценного труда, принимать меры по улучшению трудоустройства инвалидов, а также отчитываться в соответствующие органы о количестве таких мест.
Что можно сказать о квотах? Квота – это минимальное количество вакантных рабочих мест для трудоустройства людей, которые нуждаются в соцзащите. Специальные места вводятся на всех организациях и предприятиях, независимо от формы собственности, где количество работающих более 30 человек. Квота, обычно, составляет 2-4% от общей численности трудящихся на данном предприятии.
Выделение рабочих мест для трудоустройства инвалидов предусмотрено законодательством, и отказ в трудоустройстве инвалида влечет за собой административную ответственность в виде штрафа от 2 до 3 тыс. руб. (статья 5.42 пункт 1 КоАП РФ).
Кроме того, работодателю может быть выставлено взыскание не только за отказ в трудоустройстве инвалида, но и за невыполнение законодательства в отношении создания специальных рабочих мест и за отказ в трудоустройстве инвалидов в пределах квот. Однако, если условия труда на данном предприятии тяжелые и опасные для здоровья и жизни и противоречат индивидуальной программе реабилитации, тогда отказ в трудоустройстве вполне правомерный.
Что нужно для трудоустройства
Работать могут практически все инвалиды, и для этого существует некоторая квалификация и определенные критерии для определения трудоспособности инвалида:
- способность воспроизводить специальные профессиональные знания, навыки и умения с целью выполнения порученной работы}
- способность выполнять свои обязанности на рабочем месте без изменения условий труда или введения дополнительных условий, оборудования или оснащения, а также без внесения корректив в сменность, объемы и темпы работы}
- способность мотивировать себя к труду}
- способность придерживаться рабочего графика}
- способность организовывать свой рабочий день.
Для того, чтобы инвалиду устроиться на работу необходимо иметь следующие документы:
Приведенные документы, как было сказано, не являются обязательными для трудоустройства. И, если работник может работать на общих основаниях без льгот, то он может не ставить в известность работодателя о своей инвалидности. А в случае, если льготы необходимы и желательны, то данные справку и ИПР следует предоставить вместе со всеми документами.
Гарантии от государства
Льготы инвалидам при трудоустройстве предусмотрены следующие:
- сокращенное количество рабочих часов – не больше 35 ч. в неделю, согласно Закону № 181, ст. 23, ч. 3 и ст. 92 ч. 1 ТК РФ}
- удлиненный ежегодный отпуск составляет не менее 30 календарных дней, согласно Закону № 181 ст. 23}
- предоставляется ежегодный неоплачиваемый отпуск длительностью до 30 дней для инвалидов 3 группы и до 60-ти дней для 1 и 2 группы инвалидности (ст. 128 ТК РФ)}
- запрещено устанавливать ночные смены, только если работник добровольно дал письменное согласие}
- согласно ИПР в некоторых случаях запрещается работа в выходные и праздничные дни по медицинским показаниям.
Следует заметить, что инвалиду 3 группы назначают укороченный день и создают специальные условия, только если он сам этого захочет и потребует. И требования его будут законны.
Проблемы при трудоустройстве
Надо отдать должное государству за заботу об инвалидах, но проблемы на местах все же остаются. Во-первых, трудоустройство инвалидов колясочников затруднено еще и тем, что для данной и другой маломобильной группы инвалидов не на всех предприятиях создаются необходимые условия для беспрепятственного доступа в помещения. Только в последние годы стали кое-где появляться специальные конструкции-пандусы, помогающие колясочнику подняться по ступенькам. Также не во всех организациях есть достаточно вместительные лифты или туалетные комнаты, оборудованные под нужды инвалида.
Проблем остается еще много, и одна из них психологическая. Трудоустройство и интеграция инвалидов в обществе проходят не всегда гладко и так, как хотелось бы. Большинство молодых инвалидов испытывают комплексы относительно своего состояния, боятся работать среди полноценных людей или недооценивают свои знания и возможности. Кроме того, работодатели не до конца понимают, насколько значим для инвалидов труд, как для удовлетворения физических потребностей, так и для повышения собственной самооценки и реализации себя наравне с полноценными людьми. Еще одна проблема – это недостаточное информирование данной категории граждан о возможностях трудоустроиться или переквалифицироваться за счет государства. И это уже упущение местных центров занятости из-за нежелания вешать себе на шею лишние проблемы.
Вопросы обеспечения работой людей с ограниченными возможностями сохраняют свою актуальность и сегодня. Несмотря на автоматизацию труда и существование многочисленных профессий и рабочих мест, на которых смогли бы трудиться и инвалиды, предприятия и компании с небольшой охотой принимают людей с ограниченными возможностями. Во многом это объясняется наличие трудовых льгот у людей с ограниченными возможностями, оформление инвалида на работу считается проблематичным.
Трудоустройство инвалидов – общие положения
Между тем, трудоустройство инвалидов по законодательству РФ в 2019 году, является не правом, а обязанностью работодателей. Согласно трудовому законодательству, отказать работнику в этом в силу его инвалидности нельзя. Единственным возможным основанием для отказа может быть только недостаточный уровень профессиональных знаний или их отсутствие. Таким образом, если соискатель-инвалид обладает необходимым образованием и профессиональными компетенциями, отвечающими требованиям руководителя в рамках вакантной должности, то предприятие обязано принять гражданина с ограниченными возможностями на работу. Одновременно с этим сегодня каждый работодатель обязан произвести расчет квоты для приема на работу инвалидов. Кроме того, при отказе работодатель обязан обосновать причины и изложить их письменно, а соискателю-инвалиду, в свою очередь, дано право требования от работодателя письменного отказа. Письменный отказ дает инвалиду право восстановления и защиты своих прав в органах суда. Так, если суд признает отказ в приме на работу необоснованным, то работодатель будет обязан предоставить инвалиду рабочее место, согласно имеющееся квоте. Последнее определяет положение о квотировании рабочих мест для инвалидов в организации.
Особенности трудоустройства инвалидов в России
Современное российское законодательство не предусматривает каких-либо ограничений, а также особенных преимуществ при трудоустройстве граждан с ограниченными возможностями. В целом, трудоустройство для инвалидов 1, 2 и 3 группы в России осуществляется на общих основаниях, предусмотренных трудовым законом. Общие положения закреплены в 64 его статье. Ряд требований, в силу которых работодатель не может ограничить права инвалидов при трудоустройстве, предусмотрены законом о социальной защите. Также к числу дополнительных нормативно-правовых актов можно отнести и закон о квотировании рабочих мест для инвалидов. Предусмотренные данными законами требования заключаются в следующем:
- Исполнительные органы должны устанавливать минимальное число рабочих мест, которые должны предоставить компании, действующие на территории региона в пределах установленных квот;
- Органами гос.власти определяется процентное соотношение числа сотрудников с ограниченными возможностями относительно списочного числа работников, установленная квота для приема на работу инвалидов составляет, как правило, от 2 до 4%.
Освобождаются от необходимости установления квоты работников-инвалидов общественные организации инвалидов, а также компании, в уставном капитале которых присутствуют доли граждан с ограниченными возможностями. Одновременно с этим, предусмотрены и льготы предприятиям, где работают инвалиды.
Как инвалиду трудоустроиться?
Основные функции по трудоустройству и профессиональной переподготовки людей с ограниченными возможностями государством возложено на Центры занятости населения. В целом, трудоустройство инвалидов через центр занятости осуществляется на общих основаниях, равно как и переобучение.
При посещении территориального органа Центра занятости населения, гражданин с ограниченными возможностями, должен предоставить стандартный набор документов:
- Основной документ гражданина – паспорт;
- Документы об имеющемся образовании и прохождении курсовых и профессиональных подготовок и получении дополнительного образования;
- Сведения о трудовом стаже или трудовую книжку;
- Страховое и налоговое свидетельства;
- Медицинские документы или иной документ, подтверждающий инвалидность.
В ходе приема решается вопрос о том, как встать на . Примечательно, что инвалиды 3 группы получают данное право на общих основаниях.
Трудовой договор с инвалидом и его особенности
Трудовые отношения с гражданами с ограниченными возможностями, несмотря на то, что строятся они на общих основаниях, принятых для всех других граждан, имеют ряд особенностей. В частности, особенности трудового договора с инвалидом 3 группы заключаются в следующих моментах:
- Исключать возможность привлечения инвалида к работе в особо опасных и вредных условиях;
- Не содержать пунктов о разъездном характере работы;
- Сокращение рабочего времени, а также предусматривать оплата труда инвалидов при сокращенном рабочем времени и порядок ее расчета;
- Невозможность вызова на работу в праздники и выходные;
- Указание на то, сколько дней в году больничного оплачивается инвалиду;
- Момент стандартного отпуска не в 28, а в 30 календарных дней, а также предоставление дополнительных отпусков.
Для удобства работодателей разработан типовой образец трудового договора с инвалидом 2 группы.
В обязательном порядке договор должен содержать пункты, в которых отражается характер труда, набор функциональных обязанностей, отвечающих тем, что допускает медико-социальная экспертиза, дополнительно должна быть отражена оплата труда инвалидам 2 группы, а также порядок ее расчета и периоды выплаты. Дополнительно учитывается оплата больничного листа инвалидам 1,2 и 3 группы, особенности расчета и порядок выплаты.
Характер льгот для работодателя при трудоустройстве инвалидов
Трудоустройство инвалида для работодателя сопряжено не только с большой ответственностью, но и рядом финансовых затрат, связанных с организацией особых условий труда и аттестацией рабочих мест. В силу этого законодательно предусмотрены льготы работодателям при приеме на работу инвалида, заключающиеся в первую очередь в налоговых послаблениях, в частности в снижении налогооблагаемой базы. Для получения льгот, работодатель обязан уведомить центр занятости о приеме на работу инвалидов и справку о выполнении квоты. Подобный документ подается и в налоговую службу.
Инвалиды по зрению и особенности их труда
Инвалидность по зрению являются наиболее сложной для трудоустройства категории граждан с ограниченными возможностями. Так, в ряде случаев трудоустройство инвалидов по зрению предполагает переподготовку и дополнительное обучение. Кроме того, предприятий, готовых и способных предоставить рабочие места не так много. Сегодня работа для инвалидов по зрению организуется Всероссийским обществом слепых и заключается в сфере сборочных и упаковочных операций. Новым направлением для работы инвалидов по зрению стали колл-центры.
В целом, на современном этапе развития трудового рынка граждане с ограниченными возможностями вполне могут найти себе не просто подходящее, а достаточно хорошо оплачиваемое место работы. Следует отметить, что многие предприятия предоставляют варианты надомной и удаленной работы, связанной с сетью интернет и обработкой информации.
03.11.2019
Люди с инвалидностью имеют такие же интересы, потребности и желания, как и все другие. Но в то время, как возможность рядового гражданина трудиться не ставится под сомнение, инвалидам приходится ежедневно доказывать свое право работать, претендовать на справедливые условия труда и обеспечение равных возможностей без дискриминации, продвижение по службе, профподготовку и переквалификацию. Почему возникают проблемы при трудоустройстве инвалидов или людей с ограниченными возможностями?
Вплоть до недавнего времени люди с ограниченными возможностями вообще не рассматривались как трудовой ресурс. Признание их в качестве соискателей работы стало возможным только в связи с одновременным стечением нескольких обстоятельств:
- общим экономическим ростом;
- осознанием здоровыми людьми потребностей инвалидов в самореализации;
- повсеместной заменой физического труда умственным;
- появлением и усовершенствованием вспомогательных, обслуживающих и ІТ-технологий.
- попросту не знают, как вести себя с такими людьми, строить с ними отношения, оценивать их возможности;
- смущаются, проводя собеседование;
- не могут сформулировать критерии оценки их трудовой деятельности;
- затрудняются с организацией специальных условий труда для инвалидов, их .
- фактической – уровень работоспособности инвалида объективно ниже, чем у здорового человека;
- правовой – законодатель выписал широкой в трудовой сфере, однако финансовое и организационное бремя их обеспечения необоснованно взвалил на работодателя (например, норма времени труда инвалида меньше, чем у обычного работника, однако зарплата такая же; при этом никаких компенсаций от государства нанимателю не предусмотрено);
- информационной – бытует масса заблуждений относительно условий работы льготников (хотя бы о том, что человека с ограниченными возможностями нельзя уволить или подвергнуть дисциплинарному взысканию).
- в учреждениях, где численность работающих превышает 100 штатных единиц, нормативными актами субъекта РФ обязательно оговаривается квота для трудоустройства инвалидов: 2-4% среднегодовой численности сотрудников;
- на предприятиях, где трудоустроены 35 и более работников, региональным законодательством может устанавливаться квота в размере, не превышающем 3%;
- от соблюдения указанных требований освобождаются работодатели – общественные организации инвалидов и субъекты хозяйствования, ими основанные.
- в учреждении было вакантное место по квоте;
- условия труда совпадали с прописанными в индивидуальном плане реабилитации.
- большая часть субъектов РФ до сих пор так и не установили квоту трудоустройства инвалидов даже на крупных предприятиях;
- часть регионов перенесли в собственные акты положения общероссийского законодательства в том виде, в котором оно существовало до 2005.
Проблема занятости и трудоустройства людей с ограниченными возможностями получила широкую огласку в недалеком прошлом. Движение за равные права в сфере труда в западноевропейских странах насчитывает не более 60 лет, а в России – около 20. Моментом его начала можно считать 24.11.1995 г. – дату принятия ФЗ №181 о соцзащите инвалидов в РФ. Его положения относительно государственных гарантий занятости этой категории лиц были расширены в 2001 году за счет положений ТК РФ. Однако преодолеть столетиями складывающиеся стереотипы и предрассудки в одночасье невозможно – на это требуется время и усилия со стороны государства, специализированных общественных организаций и самих инвалидов.
Корень проблемы – в области психологии
Как ни странно, ключевая составляющая трудностей поиска места для соискателей с ограниченными возможностями находится в социальной, а не в экономической сфере. Они не интегрированы в общество: живут, учатся, работают и отдыхают в собственном кругу, вне остальных людей.
В этом плане Россию, как и большинство постсоветских стран, трудно назвать цивилизованным государством. : у рядового гражданина вид больного ДЦП вызывает в лучшем случае желание дать подаяние, в худшем – отстранение и неприязнь. Этим и объясняется психологическая дискриминация людей с инвалидностью при трудоустройстве.
Многие работодатели и специалисты рекрутинговых компаний:
Непродуманная государственная политика
Нельзя упускать из виду нормативный фактор. Ранее в сфере содействия занятости лиц с ограниченными возможностями существовал баланс «кнута и пряника». В роли первого выступало квотирование рабочих мест, в качестве второго – налоговые льготы. Однако с утратой силы ФЗ о налоге на недвижимость фирм наиболее значимые льготы для работодателя были отменены, и трудоустройство людей с ограниченными возможностями стало менее привлекательным. НК РФ в текущей редакции лишь освобождает работодателя от уплаты единого соцвзноса за трудоустроенного льготника.
Результаты такой политики налицо: в РФ работает не более 10% людей с ограниченными возможностями, тогда как в США – 30%, в Великобритании – 40%, в Китае – 80%. Правительства развитых стран давно подсчитали, что выгоднее вложить средства в реабилитацию, адаптацию и трудоустройство льготников, нежели пожизненно содержать их за счет пособий. Между тем влияние на работодателей они производят в основном за счет экономических методов. Квотирование рабочих мест для трудоустройства инвалидов в большинстве государств не применяется и считается пережитком – дискриминацией наоборот.
Реализованная в ТК РФ политика трудоустройства льготников не соответствует рыночным реалиям. Таким количеством привилегий государство оказывает им «медвежью услугу». В результате ИП и учреждения предпочитают нанять трудоспособного гражданина и при необходимости заплатить штраф, нежели заботиться об адаптации инвалида и заниматься обустройством под него рабочих и бытовых помещений. К примеру, наем колясочника требует перепланировки не только непосредственного рабочего места, но и туалета, лифта, возможно, строительства пандуса.
Другие факторы, создающие затруднения в реализации трудового потенциала
Причины трудностей в трудоустройстве людей с ограниченными возможностями кроются в трех основных сферах:
Обучение и трудоустройство инвалидов: Видео
Все ли организации РФ обязаны нанимать инвалидов? Характеристика федерального законодательства
Единственный механизм, который побуждает работодателей нанимать людей с ограниченными возможностями сегодня, – это двухуровневая система квотирования, установленная ст.21ФЗ №181. Согласно ее предписаниям:
Таким образом, бразды правления относительно принуждения работодателей к трудоустройству инвалидов в основном переданы на локальный уровень, тогда как раньше они находились в руках федеральных властей. Кроме того, с 01.01.2005 отменена уплата в федеральный бюджет компенсаций, ранее перечисляемых работодателями, которые по каким-то причинам не заполнили существующую квоту. Это новшество было раскритиковано правозащитными организациями как устранившее единственный экономический стимул к найму льготников и создавшее новые трудности по трудоустройству людей с ограниченными возможностями.
Оставлен в силе п.5.42 Кодекса об админправонарушениях, предусматривающий ответственность за отказ в найме инвалида в пределах назначенной квоты. Обычно соискатель приходит к потенциальному работодателю из службы занятости, имея на руках бланк направления. Какие основания для отказа инвалиду при трудоустройстве были высказаны работодателем, видно из отметки в бланке (проставляется согласно ст.25 ФЗ №181). Если соискатель считает отказ неправомерным, ему надлежит обратиться в службу занятости. Шансы привлечь к ответственности существуют, когда:
Преимущества людей с ограниченными возможностями при найме на работу
Профильный ФЗ № 181 и ТК РФ детально урегулировали льготы при трудоустройстве, условия труда и нормы длительности их работы:
Региональные акты о правилах трудоустройства
Сложилось две противоположные тенденции:
Последнее может быть продемонстрировано на примере столицы. Московские работодатели с численностью сотрудников более 100 единиц обязаны придерживаться квоты в 4% (из них 2% – для инвалидов и 2% – для молодежи). Выполнение квоты по льготнику засчитывается, если лицо с инвалидностью, имеющее рекомендацию к труду, было фактически трудоустроено не менее 15 дней за календарный месяц. Несоблюдение квоты влечет уплату компенсации за каждого нетрудоустроенного в размере прожиточного минимума взрослого человека по Москве.
Органы и программы содействия трудоустройству инвалидов
Главная структура, разрешающая проблемы трудоустройства инвалидов в России, – это Федеральная служба по труду, ее территориальные управления в регионах и Центры занятости. Поскольку полномочия относительно урегулирования найма этой категории льготников фактически переданы местным властям, последние на свое усмотрение создают специальные структуры. Например, в столице действует Отдел трудовой адаптации молодежи и инвалидов Комиссии общественных связей г. Москвы.
Все эти органы имеют схожие цели – разрешить основные проблемы трудоустройства таких людей. Кроме контроля над соблюдением квот, они реализовывают массу других полезных программ в таких сферах.
Вопрос трудоустройства инвалидов давно является извечной проблемой для муниципальных властей на городском уровне. Нельзя сказать, что в каждом городе этот вопрос решают с особым рвением – инвалидов редко берут на работу, да и далеко не все из них способны на труд. Например, по данным столичного департамента труда и соцзащиты, только в Москве насчитывается 1,2 млн инвалидов, 360 тыс. из которых находятся в трудоспособном возрасте. Из них, как говорят в ведомстве, лишь 80 тыс. человек, так или иначе, трудоустроены.
А чем занимаются все оставшиеся? И хотят ли они трудоустроиться?
Дабы ответить на эти вопросы, столичная власть инициировала социальное анкетирование, в котором «поголовно» будут опрошены все московские инвалиды. Организаторы опроса постараются выяснить трудовые предпочтения этой категории граждан, а также надеяться понять, что им нужно предпринять, чтоб все желающие заниматься общественно полезными делами получили такую возможность. Карьерист.ру постарался выяснить, почему московская власть решилась на такой широкий диалог с инвалидами, и что в рамках этого диалога они планируют сделать.
Заявительный принцип
Необходимость в проведении социального опроса власти столицы обосновывают устаревшим принципом трудоустройства инвалидов, который действует сегодня. Как рассказал «Российской газете» руководитель департамента труда и соцзащиты жителей Москвы Андрей Бесштанько, сегодня таким людям помогают с трудоустройством лишь в случае, если они попросили об этом. По факту мало кто из этих людей вообще знает о потенциальной возможности получить помощь в поиске работы, еще и от столичных властей. Как говорит Бесштанько, это очень удобно для чиновников: нет обращений – нет хлопот по поиску рабочих мест. Но такой подход противоречит целям департамента, ведь он нацелен на социальную адаптацию таких граждан, способствовать которой в таких условиях удается не слишком успешно.
Новая программа позволит решить проблему с устаревшим принципом трудоустройства инвалидов.
Например, за индивидуальной социальной реабилитацией в прошлом году обратились почти 5,4 тыс. человек, 10% которых уже в работе не нуждались. Из прошедших эту программу, 3,3 тыс. получили консультации от столичных служб занятости, однако, из них трудоустроились лишь 128 человек. Почти 1,2 тыс. сразу отказались от помощи в трудоустройстве, а вот оставшиеся 2 тыс. просто решили отмолчаться. Чиновники считают, что такая пассивность обусловлена спецификой жизни инвалидов, и именно на таких людей, которые уже давно потеряли веру в возможность самореализации, рассчитано инициируемое анкетирование.
Его проведение будет возложено на социальных работников, за которыми закреплены люди с ограниченными возможностями.
Предусмотрено несколько вариантов анкетирования, как при личной встрече, так и по телефону. Главное, как говорит Бесштанько, наладить продуктивный диалог. Но ему может препятствовать масса причин, начиная от психологических проблем инвалидов, которые мешают им пойти на работу, и заканчивая материальной составляющей. Например, постановление правительства столицы № 1462 определяет порядок предоставления инвалидам дополнительных субсидий к пенсиям. Так вот по нему, если инвалид устраивается на работу, которая не входит в перечень, указанный в этом постановлении, он лишается такой надбавки, а она очень часто составляет 2/3 от размера получаемой пенсии.
Кроме того, многие инвалиды избегают трудоустройства, поскольку оно требует переосвидетельствования их инвалидности, что требует дополнительного прохождения медкомиссии. В ее рамках может выясниться, что гражданин стал здоровее и тогда ему присвоят, например, уже не первую, а вторую группу. В таком случае он лишится многих льгот и компенсаций, теряя значительную часть полагающихся ему средств. Все это заставляет инвалидов отказываться от прохождения медкомиссий, снижая тем самым их конкурентоспособность на рынке.
Бурная деятельность
По словам Бесштанько, которые приводит «Российская газета», за прошлый год в столичные службы занятости самостоятельно обратились свыше 3 тыс. инвалидов, однако, помочь найти работу удалось лишь 1,6 тыс. В этом году пришло лишь 1,7 тыс. москвичей, но работу нашли лишь 900. Таким образом, эффективную помощь получают лишь 50% обратившихся – по объективным причинам найти работу удается не каждому. В будущем же, Бесштанько надеется, что его ведомству удастся найти подход к каждому, даже если москвич с ограниченными возможностями не обращался в центр занятости.
А для этого чиновники планируют делать инвалидам «предложения, от которых они не смогут отказаться»… В этих целях они хотят расширить круг предлагаемых им вакансий, увеличить среднюю предлагаемую зарплату, и воплотить некоторые другие идеи, которые позволят людям с ограниченными возможностями реализовать себя в обществе. «Они должны считать что приобретают, а не что теряют» , — говорит чиновник.
Пока удается найти работу лишь 50% обратившимся инвалидам.
Конечно, в Москве уже пытались реализовать массовые программы по трудоустройству инвалидов, одной из которых был call-центр для людей с проблемами по зрению. Однако, она не увенчалась успехом. Чтоб избежать подобного в будущем, правительством столицы разработан ряд нормативно-правовых актов, обеспечивающих экономическую поддержку рекрутеров, которые трудоустраивают инвалидов. Более того, московские предприятия, численность штата которых превышает 100 человек, обязаны открывать 2% рабочих мест для людей с ограниченными возможностями.
По такому квотному принципу удалось трудоустроить больше 30 тыс. инвалидов.
С мелкими предприятиями ситуация гораздо хуже – как говорит Бесштанько, средства на субсидирование мелкого бизнеса были выделены, однако, факт трудоустройства инвалидов остался бесконтрольным. Полученные деньги должны были быть потрачены на обустройство рабочих мест, однако, многие даже в судах сегодня не могут объяснить, куда они были потрачены. По этой причине от программы авансирования работодателей решили отказаться. Взамен вводится принципиально противоположный принцип: «сначала трудоустройство, а потом субсидии от города».
Работать по-новому
Так, с 2017 года власть Москвы запускает новую программу по содействию трудоустройству инвалидов.
Теперь, главным показателем официального принятия на работу такого москвича будет его заработная плата. Из нее рекрутер, конечно же, будет уплачивать страховые взносы, и в случае их «прозрачности», они будут полностью компенсированы работодателю из городского бюджета. По сути, брать на работу инвалида предпринимателю будет даже выгоднее, чем обычного человека, ведь компенсация будет существенной. И это только одна программа.
Планируется также возмещать средства, потраченные работодателем на профессиональное обучение инвалидов. Так, если компания возьмет на себя ответственность за обучение инвалида новой специальности, или его профессиональную переподготовку, средства, потраченные им в рамках этого, также будут возмещены. Хотя, по трудовому законодательству, оплата обучения – прямая обязанность работодателя.
Кроме такой помощи, правительство Москвы предусмотрело финансирование некого эксперимента, направленного на полноценную адаптацию инвалидов на новом рабочем месте. В его рамках, власти готовы финансировать на протяжении первых трех месяцев трудоустройства инвалида, предоставление ему наставника и сопровождающего лица. Этим помощникам готовы платить зарплату в размере трех и двух «минималок» соответственно. Такие меры, по словам Бесштанько, помогут инвалиду влиться в новый коллектив и освоить новые возможности, с которыми ему самостоятельно справиться было невозможно.
Все это, по планам властей Москвы, будет стимулировать работодателей, которые ранее были далеки от этой идеи, трудоустраивать инвалидов и обеспечивать их полноценным рабочим местом, заработной платой и социальным пакетом. Уже сегодня, по предварительным подсчетам правительственных экспертов, на участие в эксперименте дали согласие от 45 до 50 московских рекрутеров из самых разных отраслей столичной экономики , от IT до торговли и сферы услуг. Когда будут получены результаты социального опроса, начнется агитация среди компаний, которые еще никогда не нанимали инвалидов.
В общей сложности, благодаря новому подходу московских властей, в 2017 году они планируют найти работу для более чем 140 тыс. инвалидов. Довольно амбициозные планы, что тут скажешь. И даже если их удастся реализовать лишь частично – это все равно будет существенным прогрессом. Неплохо было бы, если бы и другие крупные города перенимали столичный опыт, тем более что в России насчитывается около 12 млн инвалидов.
Статья основана на материалах РГ и Департамента труда и соцзащиты Москвы
Что такое программы по трудоустройству инвалидов от центра занятости и какую практическую пользу они приносят. Сегодня портале пойдет речь о том, стоит ли участвовать в подобных мероприятиях.
Практический опыт: стоит ли соглашаться на работу по программе трудоустройства инвалидов
Здравствуйте. Первый раз на учёт в Центр Занятости я встал в сентябре 2015 года, как только закончил оформление инвалидности. Иллюзий не было, работы в нашем городишке нет для здоровых, а для человека который еле ходит найти что-либо вообще почти нереально. Весной 2016-го предложили пойти на компьютерные курсы от «биржи», предложение не плохое, казалось бы, но курсы эти длятся три недели, за это время научат основам обращения с компьютером и всё, вы «крутой» айтишник, вас снимают с учёта. Следующий раз встать на учёт возможно только через полгода, что я и сделал.
Через полгода второй моей регистрации произошло чудо. Мне позвонили из ЦЗ и сказали, что есть работа. Оказалось, что открылась Программа по трудоустройству инвалидов. Меня брали сторожем охранять старую промышленную котельную. На встречу пришёл работодатель, молодой парень лет двадцати пяти. Обсудили условия, я посмотрел договор, на тот момент меня всё устраивало. График- сутки через трое, зарплата 10000, задержек с выплатой денег нет, недалеко от автобусной остановки, сказка просто. Узнавайте, есть ли подобные программы в Вашем регионе у инспекторов Центра Занятости.
Внимательно читайте договор при трудоустройстве. Должно быть прописано, что Вы инвалид, то что вы устроены в соответствии с Трудовым Кодексом РФ. А именно, выплата больничных, выплаты в Пенсионный Фонд, предоставление очередного оплаченного отпуска, в нашем положении это очень важно. При таком трудоустройстве не может быть временного, или гражданско – правового договора, это Государственная программа. По гражданско — правовому договору у вас нет ни каких прав, кроме получения зарплаты, по временному договору найма, по окончанию договора вас могут просто выкинуть на улицу.
Через пять месяцев Программа остановилась, закончились деньги. Поговорили с директором и решили сделать увольнение и одновременное устройство, чтобы далее работать на общих основаниях, не по программе. Это законно.
ВНИМАНИЕ! Следующий договор с предприятием должен быть такой же, как и предыдущий. Подписывайте сначала приказ о принятии на работу и новый договор и только когда ваши экземпляры будут у Вас — всё остальное.
На седьмой месяц работы начались задержки выплаты зарплаты, последовало коллективное заявление в прокуратуру, начались проверки. В результате директор находится под следствием. Мы с коллегами не стали дожидаться, когда завершиться банкротство и начнут ликвидировать фирму, написали заявление.
Теперь я снова стою на «бирже», а её работницы в авральном порядке ищут мне и бывшим моим коллегам инвалидам работу, уже есть намётки. Город маленький и слухи о «боевой» группе инвалидов разошлись быстро.
Алекс69
Как это работает
Действительно, программы по трудоустройству социально незащищенных граждан, инвалидов, курирует Центр занятости населения в вашем городе. Работают такие программы так: работодатель заключает с ЦЗН соглашение, по которому он берет на работу инвалида. Работодатель платит инвалиду зарплату не ниже установленного минимума, а ЦЗН доплачивает некоторую сумму. Сумма эта зависит от региона и ежегодно индексируется. Доплата перечисляется на счет фирмы и уже ее бухгалтерия обязана выдать эти деньги работнику.
На практике программы подобного рода «буксуют». Неплохая задумка вязнет в многочисленных бумагах. Работодателю, чтобы вступить в подобную программу, придется оформить огромное количество документов. Кроме того, если принятому на работу человеку необходимо обеспечить особые условия труда, государство ничем не помогает, то есть предприятие должно вложить в это дело собственные средства. Вот и получается, что работодателю нет никакой выгоды в этом процессе. Если бы разработчики подобных программ подходили к задаче с полной ответственностью, проку было бы больше.
Для инвалида польза тоже сомнительна: придется пройти через всю процедуру постановки на учет в ЦЗН, то есть собрать полный пакет документов и высидеть очереди, а в результате вы получите временную работу, которая закончится вместе с поступлением средств из бюджета.
Мы уже писали. Стоит только добавить, что рассчитывать на участие в подобных программах могут только инвалиды с рабочей группой. А если человек официально не стоит в ЦЗН на учете, то и в программу его не примут. Максимум, на что он может в этом случае рассчитывать – на консультации и список вакансий.
И в заключении следует отметить, что программы по трудоустройству инвалидов финансируются за счет средств, которые собирается с организаций, нарушающих закон, не соблюдающих квоты на прием на работу инвалидов. Если вы проживаете в мегаполисах, таких, как Москва и Санкт-Петербург, то у вас есть хоть какие-то шансы попасть в подобный проект. А для остальных регионов полученные таким образом финансы настолько мизерные, что сколько-нибудь серьезно говорить об эффективности подобных программ не приходится.
Напишите нам в комментариях о своем опыте участия в программах по трудоустройству и полученных впечатлениях!