Очарованный странник 7 глава краткое содержание. Повесть «Очарованный странник
«Очарованный странник» – повесть Николая Семеновича Лескова, состоящая из двадцати глав и созданная им в 1872-1873 годах. Написанная простым народным языком, она отображает гамму чувств русского человека, который не останавливается перед трудностями, но, преодолевая их, идет к намеченной цели.
Меню статьи:
Глава первая: Знакомство с Иваном Северьяновичем
В первой главе рассказывается, как по Ладожскому озеру плывет судно, среди пассажиров которого яркой личностью является монах, «богатырь-черноризец», знающий толк в лошадях. На вопрос, почему он стал монахом, мужчина отвечает так: воспротивился тому, что раньше все делал по родительскому обещанию.
Глава вторая: Предсказание убитого монаха
Голован – такую кличку дали Флягину Ивану Северьяновичу, потому что родился он с большой головой. Отец героя был кучером по имени Северьян, а матери он не помнит. История жизни, которую Иван рассказывает, вызывает смешанные чувства, ведь зло, совершенное Флягиным еще в детстве, повлекло за собой тяжелые последствия. Иван увидел безмятежно спящего монаха, и хлыстнул его кнутом, а тот с перепугу запутался в вожжах и попал под колесо. Так и умер бедный человек, а потом явился Головану во сне, пророчествуя «много раз будешь погибать и не погибнешь, пока не придет настоящая погибель, и тогда пойдешь в чернецы».
Прошло совсем немного времени, и Флягин оказался в ситуации, похожей на ту, в которой был убитый им монах: повис над пропастью на конце дышла, а потом сорвался вниз. Жив остался чудом, лишь потому, что упал на глиняную глыбу, по которой скатился, как на санках. Хозяев же при этом спас от неминуемой смерти, чем заслужил их расположение.
Глава третья: Жестокое наказание
На новых лошадях Иван возвратился домой к своим господам. И захотелось юноше завести на конюшне голубка и голубку. Радовался он птичкам, а когда они начали выводить голубят, стала охотиться за ними кошка. Рассердился Ваня и побил вредное животное, отрубив хвост. Жестоко поступил мальчик, и за это поплатился: его нещадно выпороли и выгнали из конюшни, а кроме того, заставили молотком бить камешки для дорожки сада. До того досадно стало Ване, что решил он повеситься. Хорошо, что попытка была неудачной – откуда ни возьмись, появился цыган с ножом и перерезал веревку. Предложил незнакомец Головану жить с ними, хотя и признался, что они воры и мошенники. Так судьба юноши неожиданно приобрела другое направление.
Глава четвертая: В роли няньки
Сразу же цыган заставил Ивана украсть из барской конюшни двух лошадей. Не хотелось мальчику воровать, но делать нечего – пришлось подчиниться, и умчались они на конях далеко.
Но недолго продолжалась дружба Ивана и цыгана, рассорились они из-за денег, и Флягин пошел своим путем. Оказавшись у заседателя, он рассказал свою историю и воспользовался его дельным советом: за плату приобрести себе отпускной. Так беглый юноша получил право пойти в город Николаев и наняться кому-то в работники.
Служить Ивану пришлось у одного барина – нянькой, хотя к такой должности мальчик был совершенно не готов. К удивлению, у Ивана хорошо получилось ухаживать за ребенком (который, кстати, был отнят у матери). Но однажды появилась сама мама и слезно просила отдать маленькое дитя. Голован не согласился, однако, позволил ей каждый день видеться с малышом. Так продолжалось, пока не появился нынешний муж женщины – офицер. Мама ребенка снова стала умолять Ивана сжалиться, чтобы малыш был с ней.
Глава пятая: Голован отдает ребенка
Однако Флягин был непреклонен, даже драться стал с офицером. А когда на дороге появился барин с пистолетом, Голован вдруг изменил свое решение. «Нате вам этого пострела! Только уже теперь и меня, – говорю, – увозите, а то он меня правосудию сдаст» – произнес он. И уехал с новыми господами. Только офицер побоялся держать у себя «беспаспортного» и дав ему 200 рублей, отправил восвояси.
Снова мальчику пришлось искать себе место под солнцем. Зашел он в трактир, выпил, а потом ушел в степь, где увидел известного коневода хана Джангар, который продавал лучших своих лошадей. За белую кобылицу двое татар даже начали дуэль – стегая друг друга плетьми.
Глава шестая: Дуэль
Последним продавать вывели каракового жеребенка, стоившего очень больших денег. И Иван предложил драться за него в дуэли с татарином по имени Савакирей, а когда тот согласился, применив хитрость, запорол его до смерти.
Избежав наказания за убийство, Флягин пошел с азиатами в степь, где в течение десяти лет лечил как людей, так и животных. Татары, чтобы Иван ни в коем случае не сбежал, придумали хитрый способ удержать его: подрезали кожу на пятках и, засыпав конских волос, зашили. После такой операции парень долго не мог нормально ходить, но, спустя время, приловчился.
Глава седьмая: Пленник у татар
Хотя и не хотел Иван жить пленником среди татар, а все же пришлось – у хана Агашимолы. Было у него две жены – татарки, Наташи, и от обоих родились дети, к которым герой не питал отцовских чувств. Его беспокоила сильная ностальгия по России.
Глава восьмая: Просьбы о помощи
Попутчики очень заинтересованно слушали монаха, и особенно их волновал вопрос, как же ему удалось уйти из плена. Иван ответил, что поначалу это казалось совершенно невозможным, но, спустя время, в душе стала теплиться надежда, особенно когда увидел русских миссионеров. Только не желали они внять его просьбам о помощи вызволить из неволи. Одного из них через время Флягин увидел мертвым и похоронил по христианскому обычаю.
Глава девятая: Освобождение из плена
Однажды к татарам прибыли люди из Хивы, которые желали приобрести лошадей. С целью запугать местных жителей они стали показывать, как могуч их огненный бог Талавфа и, поджегши степь, скрылись. Однако, уходя поспешно, забыли забрать ящик, где Иван обнаружил обыкновенные фейерверки. В его голове созрел план по освобождению: он начал запугивать татар пламенем и заставлял принять христианство. Кроме того, Голован отыскал едкую землю, чем и сумел вытравить у себя на ногах конский волос. После этого герою удалось сбежать. Через несколько дней он вышел к русским, но они тоже не желали принимать человека без паспорта. Герой пошел в Астрахань, но там пропил заработанные деньги, после чего попал в острог, а после его отправили на родину – в губернию. Дома граф, который уже овдовел, два раза высек скитальца и отдал ему паспорт. Наконец-то Иван почувствовал себя свободным человеком.
Глава десятая: Перемены к лучшему
Началась у Ивана более легкая жизнь: он ходил по ярмаркам, предлагая крестьянам свою помощь в выборе хорошей лошади. За это его благодарили деньгами и угощали. Узнав об особенном даре Ивана, его на три года нанял к себе князь, конэсером. Неплохо жилось в то время Флягину, только, жаль, иногда он сильно пил, хотя и очень хотел оставить этот порок.
Глава одиннадцатая: В трактире
Нередко Ивана тянуло выпить. Однажды с деньгами князя зашел он в трактир, где пристал к нему один человек, который просил водки.
К вечеру они оба были уже изрядно пьяными, несмотря на уверения нового собутыльника, что он обладает магнетизмом и может избавить от тяги к спиртному. Но, в конце концов, обоих любителей повеселиться выгнали из трактира.
Глава двенадцатая: «Аагнитезер»
В то время Голован даже не мог подозревать, что подстроено это специально, чтобы выманить у него деньги. «Магнетизер» тем временем пытался как можно искуснее ввести героя в состояние гипноза, даже давал так называемый «магнитный сахар» в рот. И добился своего.
Глава тринадцатая: Цыганка Груша
Усилиями нового знакомого темной ночью оказался Иван возле цыганского дома. Голован смотрит, что открыты двери, и взыграло в нем любопытство. Жалел потом, что вошел, да поздно было: обобрала его цыганка по имени Груша до нитки. Обольстился её чарами и красивыми песнями Иван, отдал добровольно все деньги князя.
Глава четырнадцатая: Разговор с князем
Магнетизер сдержал свое обещание: отвернуло Ивана от выпивки навсегда. Но в тот день он не помнил, как вернулся домой. На удивление, князь не сильно ругал Голована за утерянные деньги, ведь и сам проигрался. Признался Флягин, что пять тысяч все ушли цыганке, и услышал: «Я такой же, как ты, беспутный». Оказывается, когда-то князь за эту же самую цыганку Грушу отдал не пять, а пятьдесят тысяч.
Глава пятнадцатая: История князя
Князь, по словам Ивана Северьяныча, был человек добрый, но очень переменчивый. Он рьяно старался что-либо получить, а потом не ценил того, что обрел. За большой выкуп согласились цыгане отдать Грушу князю. Она жила в доме и пела песни им с Иваном. Но чувства князя быстро остыли к цыганке, в отличие от этой девушки, которая тосковала по нему. Скрывали от цыганки, что есть у князя любовь на стороне – Евгения Семеновна, которая была известна во всем городе и прекрасно играла на фортепиано. От этой любви родилась у князя дочка.
Однажды Иван был в городе и решил заехать к Евгении Семеновне. Туда же неожиданно прибыл и князь. Женщине пришлось спрятать Голована в гардеробной, и он стал невольным слушателем их разговора.
Глава шестнадцатая: Иван разыскивает Грушу
Речь шла о том, чтобы Евгения согласилась заложить дом, потому что князю, который решил купить суконную фабрику и торговать всевозможными яркими тканями, необходимы были для этого деньги. Но умная барыня поняла истинную причину просьбы князя: он хотел дать задаток, чтобы расположить к себе предводителя фабрики и затем взять в жены его дочь. Князь признал, что она права.
За первым возник второй вопрос: куда князь собирается деть цыганку, на что было высказано предположение: он поженит девушку с Иваном и построит им дом. Однако, так и не исполнил своего обещания, а наоборот, куда-то спрятал Грушу, так что Ивану, уже влюбленному в цыганку, пришлось долго разыскивать её. Но вдруг неожиданно счастье улыбнулось Головану: после того, как в отчаянии вышел он к речке и стал звать Грушу, она ни с того ни с сего отозвалась. Иван не подозревал, какие горькие последствия принесет эта встреча.
Глава семнадцатая: Отчаяние цыганки
Дальнейший разговор с Грушей не принес облегчения Ивану. Оказалось, что она не в себе, и пришла к речке, чтобы умереть, ведь не может снести предательства князя, который берет в жены другую. Расстроенная цыганка грозилась убить соперницу.
Глава восемнадцатая: Страшная просьба Груши
Груша поведала Ивану, что князь заставил девок-однодворок стеречь её, но под предлогом игры в прятки удалось сбежать от них. Так цыганка и оказалась у реки, где встретила Голована, а после недолгого разговора вдруг…попросила убить её, иначе станет самой позорной женщиной. Не помогли ни уговоры, ни яростное сопротивление. В конце концов, не выдержал Голован такого натиска и столкнул цыганку с обрыва в реку.
Глава девятнадцатая: на войне
Чувство вины за содеянное давило на Ивана, и когда подвернулся случай помочь двум старичкам, сына которых забирали в рекруты, Голован вызвался пойти вместо него. И пятнадцать лет пробыл на войне. Даже получил офицерский чин за подвиг: Иван сумел проложить мост через реку в то время как попытки других солдат сделать то же самое закончились гибелью. Но это не принесло ему желаемой радости. Через некоторое время Голован принял решение уйти в монастырь.
Глава двадцатая: Монах
Итак, мытарства странника подошли к своему завершению. Предсказание погибшего монаха в отношении него исполнилось. В монастыре Иван Северьяныч читал духовные книги и пророчествовал о скорой войне. Игумен отправил его в Соловки на Богомоление к Зосиме и Савватию. По дороге туда Голован и встретился с теми, кто на протяжении своего пути слушал его удивительный рассказ.
“Очарованный странник” – краткое содержание повести Н. С. Лескова
3.7 (73.33%) 3 votesБогатое творчество Лескова, хоть и не лишено противоречий, но отличается художественной и эстетической ценностью. Его произведения сочетают реализм и романтическую мечту. Отличает их масса конкретных, порою документальных подробностей, натуралистические зарисовки и глубокая обобщенность воссоздаваемых картин. Яркий пример тому - повесть Лескова «Очарованный странник», краткое содержание которой представлено в этой статье.
Творчество писателя
В своих произведениях Лесков представлял неизвестные области жизни, заставляя читателя посмотреть на весь русский мир. Повествовал он и об «отходящей самодумной Руси», и о современной ему действительности. Более тридцати пяти лет отслужив литературе, он всегда оставался демократичным художником и гуманистом. Лесков выступал в защиту достоинства человека и ратовал за свободу совести, воспринимая человека как личность, которую недопустимо приносить в жертву мнениям и идеям. Ознакомившись подробно с кратким содержанием «Очарованного странника» Лескова, можно заметить, что в художественном исследовании автор искал истину и открыл для читателей много прекрасного и ранее неизвестного. Поэтому не оценить его писательский подвиг невозможно.
Детство писателя прошло в деревне, и навсегда запали в его память старинные предания и легенды, крестьянские поверья, которые он слышал от дворовых и нянек. Он всегда испытывал интерес к народному творчеству, оценить духовность народа без которого невозможно. Постижение родной страны и связь с народом рождались непосредственно в общении. Он знал русского человека и русскую историю. Подчеркивал героический характер старины и величие народных подвигов. Как никто другой Лесков мог передать внутренний мир простого человека. К таковым можно отнести замечательные произведения «На краю света», «Соборяне», «Павлин», «Запечатленный ангел», «Очарованный странник» (очень краткое содержание повести - в этой статье).
Образ России
Лесков всегда стремился служить отчизне «словом правды и истины», и каждое его произведение - это художественная мелодия, рождающаяся на основе реальных событий, обращающаяся к прошлому и наводящая на размышления о будущем. Например, «Очарованный странник», повесть, о которой пойдет речь в этой статье, написана в XIX веке, но время, о котором рассказывает писатель, чем-то похоже на нашу действительность. Основной образ в ней - Россия. Но описывает ее автор, раскрывая характеры русских людей, центральных персонажей повести: Ивана Флягина, князя, цыганки Груни и других. В кратком содержании «Очарованного странника» Нниколая Семеновича Лескова будет возможность познакомиться ближе с этими героями.
С присущим ему мастерством Лесков рассказывает не только о людях, но открывает черты русского характера. Несомненно, все люди разные, но общенациональная черта - это пассивность. Автор умело раскрывает причину этого на примере простого русского мужика Флягина. Сюжет повести - описание жизни Ивана и испытаний, выпавших на его долю. Он был рожден в крестьянской семье и предназначен для служения Богу. Иван совершал серьезные преступления, не желая этого, всем сердцем раскаиваясь, укоряя себя за грехи. Убийство монаха и любимой женщины были случайны, по сути, он совершил их под действием злого рока и не был виновен. В конце концов он становится монахом и очищается от грехов. Флягин нашел успокоение, обрел тихое счастье в монастыре.
В «Очарованном страннике» Н. С. Лескова (краткое содержание в этой статье) кроется глубокий смысл. На примере своих героев Лесков показал Россию. Страдающую, несчастную, постоянно сражающуюся со злым роком, как Иван Флягин. Любящую и романтическую, молодую и свободолюбивую, как цыганка Груня. Полюбил ее богатый князь и хотел сделать против ее воли своей женой. Заставив полюбить себя, бесчестный князь в итоге бросил ее. Несчастная, любящая и свободная Груня. Нет более точной характеристики для образа России. Судьба девушки грустная - Груня погибла, но осталась свободной. Зачастую политические взгляды писателя оборачивались тяжелой драмой - его произведения неправильно истолковывались и вызывали бурю осуждения и критики. Но писатель, с его обостренным интересом к русской культуре и тонким ощущением народной жизни, создал удивительный и неповторимый художественный мир.
История написания
Исследователи творчества Лескова утверждают, что «Очарованный странник» задуман автором после путешествия по Ладожскому озеру в 1872 году. Работу над ним он завершил в 1873 году. Первоначально произведение носило название «Черноземный Телемак», и сам автор говорил, что это не повесть, а рассказ. Краткое содержание «Очарованного странника» ниже, а сейчас вы читаете историю создания произведения, которое автор послал в «Русский вестник», где получил отказ. Внеся в текст правки и изменив название на «Очарованный странник», автор отправил рукопись в «Русский мир», и она увидела свет в 1873 году. Первая публикация имела посвящение Сергею Егоровичу Кулешову. Но впоследствии оно было снято. Отдельным изданием «Очарованный странник» вышел в 1874 году. Прототипом хозяина Ивана, графа К., является жестокий и расточительный граф С. М. Каменский, количество дворовых у него доходило до 400 человек.
Новый пассажир
Начнем краткое содержание «Очарованного странника» со знакомства с пассажирами судна, идущего по Ладожскому озеру к Валааму. Судно причаливает у пристани в Кореле. Многие пассажиры сошли на берег и из любопытства съездили в старый русский поселок, после посещения которого, естественно, о нем зашла речь. Склонный к философским суждениям, пассажир заметил, что отчего-то принято неугодных в Петербурге людей отправлять куда-нибудь в убыток казне, хотя рядом со столицей есть Корела.
Вскоре к разговору присоединился новый пассажир богатырского телосложения. И, судя по всему, простодушный и добрый незнакомец готовился стать монахом. С первого взгляда было ясно, что на своем веку этот человек повидал многое. Он, представившись Иваном Северьянычем Флягиным, поделился с собеседниками, что много путешествовал и попадал в такие передряги, что несколько раз «погибал, и не мог погибнуть». Они уговорили его рассказать об этом.
Предсказание старого монаха
Продолжим краткое содержание «Очарованного странника» с рассказа Флягина о себе. Родился и вырос он в Орловской губернии в крепостной семье. Отец был кучером, и Иван с детских лет знал о лошадях все, что только можно знать. Когда подрос, стал так же, как и отец, возить графа. Как-то раз не уступил ему дорогу воз, в котором задремал старый монах. Иван, обойдя его стороной, вытянул кнутом по спине монаха. Тот спросонья свалился с воза под колеса телеги и погиб. Дело замяли, но монах явился во сне и предрек, что будет Иван погибать, но не погибнет, а потом пойдет в монахи.
Предсказание тут же начало сбываться. Вез он господ по крутой дороге, и у экипажа в самом опасном месте лопнул тормоз. Передние лошади уже свалились в пропасть, а задних удалось задержать, бросившись на дышло. Господ Иван спас, но сам улетел в пропасть. Спасло Ивана только чудо - он упал на глиняную глыбу и до самого дна пропасти катился на ней как на салазках.
Побег Ивана
Вскоре завел Иван на конюшне голубей. Но повадилась кошка таскать голубят, поймал он ее и отрубил хвост. Прибежала горничная, кошка-то была господской, стала бранить Ивана и ударила его по щеке. Тот прогнал ее. Ивана выпороли и отправили камешки для дорожек в саду молотком бить. Краткое содержание «Очарованного странника» не может передать, насколько это трудная и нудная работа. Но устал Иван целый день на коленях ползать, совсем невмоготу стало, и решил он повеситься. Отправился в лес и прыгнул с дерева с веревкой на шее. Перерезал ее цыган, неизвестно откуда появившийся. Он и предложил Флягину убежать от господ и заняться конокрадством. Воровать Ивану не хотелось, но и возвращаться нельзя было.
В ту же ночь они увели из барской конюшни лучших лошадей и ускакали в Карачев. Коней продали, за что Иван получил только рубль. Повздорил Иван с цыганом, на этом они и расстались. Сделал себе Иван отпускной лист и поступил на работу к барину, от которого жена сбежала, оставив маленькую дочь. Вот к ней и приставили Ивана нянькой. Девочку Иван водил по морскому берегу и молоком козьим поил. Но явился ему как-то монах во сне и сказал, что много еще Ивану надо терпеть, и показал видение - степь и скачущих конников. К девочке стала мать тайком от барина хаживать и уговаривать Ивана отдать ей дочку за хорошие деньги. Но не хотел он барина обманывать.
На торгах
Продолжим краткое содержание «Очарованного странника» со сцены на морском берегу. Пришел к Ивану новый муж барыни и учинил драку. Пожалел Иван мать, и отдал ей девочку. Пришлось бежать вместе с ними. Доехал до Пензы, там они Ивану дали двести рублей, и отправился он новое место себе искать. За рекой шел бойкий торг конями. В последний день торга пригнали на продажу белую кобылу необычайной красоты и резвости. Между двумя знатными татарами завязался спор из-за нее - никто из них не хотел уступать. Сели они друг напротив друга и стали хлестать один другого - кто первый сдастся, тот и проиграл. Победитель получил кобылу, а Иван раззадорился - захотел сам в таком состязании поучаствовать.
Вывели на торг каракового жеребца, стократ лучше той кобылы, и пошел Иван с татарином биться. В конце концов соперник его замертво свалился. Татары претензий не имели - спор честный был, но русская полиция пришла арестовать его. Пришлось Ивану бежать с татарами в Рынь-пески.
Жизнь в степи
Начиная с шестой главы, краткое содержание «Очарованного странника» рассказывает о жизни Ивана в степи. Приняли татары его за лекаря. Все бы ничего, да стала его тоска по России мучить. Попробовал убежать, но поймали его и «подщетинили» - разрезали кожу на стопе и набили туда лошадиной рубленой гривы. Конский волос колол ногу, как иглы, и двигаться приходилось, лишь вывернув ногу. Больше его не обижали, дали даже двух жен. Лет через пять послали его в соседнюю орду «лечить», а те его увезли с собой «искусного доктора» и дали ему других двух жен. От всех жен у Ивана были дети, которых он своими не считал, поскольку некрещеные.
Тоска по родным краям мучила все сильнее. Жевал жесткую конину Иван и вспоминал свою родную деревеньку: на Божий праздник заколют уток да гусей, а священник ходит по домам, собирает угощение да выпивает по рюмашечке. Приходилось Ивану жить у татар невенчанным, глядишь, и помрет не отпетым. Выползал он за юрты и молился по-христиански.
Огонь с неба
Услышал однажды Иван, что пришли к татарам проповедники христианские. Повествует об этом девятая глава «Очарованного странника». Краткое содержание не может передать радости Ивана - загорелась в его сердце искра надежды. Нашел он проповедников, упал в ноги, чтобы забрали они его от татар. Но денег выкупить Ивана у них не было, а пугать царем неверных им недозволенно. Одного из проповедников Иван потом нашел убитым, и на лбу крест был вырезан. Так же поступили татары и с человеком, распространяющим иудейскую веру.
Вскоре пришли два каких-то странных человека с ящичками и стали пугать татар «богом Талафой», низвергающим с неба огонь. И в ту же ночь с неба стал сыпаться разноцветный огонь. Иван сразу смекнул, что это фейерверк и, подобрав эти трубки, стал сам огни пускать. Татары, никогда не видавшие салют, упали на колени. Нехристей Иван заставил креститься, а потом заприметил, что «едкая земля» из фейерверков, обжигает кожу. Стал он ее к стопам своим прикладывать, пока конская щетина не вышла.
Сбежал он от татар, для острастки «дав им» новый фейерверк. Татары не решились его преследовать. Прошел Иван всю степь, добрался до Астрахани. На родной земле запил Иван. Попал в полицию, а те отвезли его в имение к его графу. Поп Илья отлучил Флягина от церкви на три года - за многоженство в степи. Граф не решился непричастного терпеть подле себя, велел его высечь и пустить на оброк.
Цыганка Груня
Продолжаем краткое содержание «Очарованного странника» Лескова. Глава десятая повествует о находчивости Ивана. Отправился он на ярмарку и стал помогать там советами мужикам, обманутым в конной торговле. Снискал Иван большую славу и взял его один благородный князь к себе в помощники. Три года он жил у князя, зарабатывая хорошие деньги. Хозяин вверил Флягину и свои сбережения, потому как частенько проигрывался в карты. А Иван ему переставал денег давать. Страдал Иван только от временных запоев. И перед тем как запить, он в свою очередь отдавал князю деньги.
Один раз потянуло Ивана «запить», а князя на тот момент не оказалось в городе. Деньги отдать было некому. К вечеру так набрался, что едва себя помнил. Иван все боялся, что собутыльник его обворует и нащупывал сверток у себя за пазухой. Когда они вышли из трактира, он довел Ивана до какого-то дома и исчез.
О дальнейших приключениях Ивана рассказывает тринадцатая глава «Очарованного странника» Лескова. Краткое содержание продолжим рассказом о встрече Ивана с цыганкой Грушей. Иван вошел в дом, где пели цыгане. Народу здесь собралось много, а меж ними ходила необыкновенной красоты цыганка Груша. Она угощала гостей шампанским, а те клали ей на поднос ассигнации. Девушка подошла к Ивану, а богатеи стали носы воротить, мол, зачем мужику шампанское. Флягин, выпив стакан, бросил на поднос денег поболее всех. Тут цыгане посадили его в первый ряд. Цыганский хор пел и плясал. Груша ходила с подносом, а Иван одну за другой кидал ей сторублевки. Потом загреб в охапку оставшиеся деньги и бросил ей на поднос.
Женитьба князя
Не помнил Иван, как домой добрался. Князь, вернувшись утром, проигравшийся в пух и прах, стал просить у Флягина денег. Тот и рассказал ему, как истратил пять «тыщ» на цыганку. Допился Иван, что в больницу попал с белой горячкой, а после поехал к князю каяться. Но тот ему рассказал, что, увидев Грушу, отдал за нее пятьдесят тысяч, чтобы ее из табора отпустили. Груша жила у князя. Запела она грустную песню, а князь сидел и рыдал.
Скоро Груша князю наскучила. Он стал часто ездить в город, и Груша заволновалась, не нашел ли кого себе князь? С прежней любовью князя знакомит пятнадцатая глава повести «Очарованный странник». Краткое содержание начнем с рассказа о Евгении Семеновне. От князя у нее была дочь, и он купил им доходный дом, чтобы они не бедствовали. Как-то Иван заехал к Евгении Семеновне, и тут приехал князь. Хозяйка спрятала Ивана в гардеробной, и он слышал весь их разговор.
Князь уговаривал ее, чтобы она заложила дом и дала ему денег - купить фабрику. Но Евгения Семеновна быстро сообразила, что не фабрику хочет он купить, а жениться на дочери фабриканта. Согласилась она, но поинтересовалась, а куда он Грушу денет? Князь сказал, что поженит Ивана с Грушей и построит им дом. Но Груша куда-то исчезла. Готовили свадьбу князя, а Иван тосковал по Груше. Гулял как-то по берегу, вдруг появилась Груша и повисла у него на шее.
Оборванная, грязная, на последнем месяце беременности, Груша исступленно повторяла, что убьет князеву невесту. Рассказала цыганка, что однажды князь пригласил ее покататься в карете, а сам обманул - увез ее в какой-то дом под присмотр трех девок. Но Груше удалось убежать от них. И вот она здесь. Груша умоляла Ивана убить ее, иначе она погубит невесту князя. Иван Грушу оттолкнул, и она упала в реку и утонула.
В монастырь
Побежал Иван, куда глаза глядят, и мерещилось ему, что Грушина душа за ним следом летит. Встретил по пути старика со старухой. Узнал от них, что сына их в рекруты забирают, и напросился вместо него. Пятнадцать лет воевал Иван на Кавказе. Краткое содержание повести «Очарованный странник» не сможет рассказать обо всех геройствах Ивана. Но в одном из сражений вызвался он переплыть реку под обстрелом горцев, чтобы навести мост. За это Ивана представили к награде и дали офицерский чин. Но это не принесло ему достатка. Ушел в отставку Иван, помыкался на конторской должности, а потом пошел в монастырь, где определили его кучером.
Так закончились Ивановы мытарства. Правда, в монастыре Ивану докучали поначалу бесы, но он противостоял им молитвами и постами. Читал «духовные книги» и пророчествовал о скорой войне. Отправил его игумен на Соловки богомольцем. В этой поездке он и встретился со своими слушателями. А о своей жизни он поведал им со всею откровенностью. Так закачивается последняя, двадцатая глава «Очарованного странника» и краткое содержание. Подробно узнать о герое, его злоключениях, переживаниях и мыслях можно только в оригинале.
Анализ произведения
Здесь мастерство рассказчика Лескова достигло высшей точки. И поскольку повествование ведется от первого лица, автор дал волю словесной изобретательности. События развиваются с захватывающей дух скоростью, автор рассказывает о них в быстром темпе, насыщая выразительными и живописными подробностями. Как можно было убедиться, ознакомившись с кратким содержанием, «Очарованный странник» Лескова - это полная необычных событий жизнь авантюриста поневоле. Хочет он того или нет, но он, как заколдованный, попадает из одного злоключения в другое.
Герой повести - выросший на барской конюшне крепостной крестьянин. Неуемная жизненная энергия этого «естественного человека» толкает его в самом начале жизни на безрассудные поступки. Природная сила, которая по его жилам «переливалась живчиком», роднит молодого Флягина с героями русских былин, сходство с которыми автор упомянул с первых строк. Таким образом Лесков отметил, что характер персонажа имеет корни в жизни и истории русского народа. Но богатырская сила долго дремлет в Иване Северьяныче и он до поры живет вне добра и зла, в его поступках проявляется беспечность, которая в итоге приводит к самым драматическим последствиям. Судя по всему, он особо ими не тяготится, но убиенный им монах является ему в сновидениях и предсказывает тяжелые испытания.
Осознание себя
«Очарованный богатырь» с присущим ему артистизмом выходит на более высокий уровень жития. Свойственное ему чувство прекрасного постепенно перерастает только внутренним переживанием, а обогащается горячими привязанностями ко всему, что вызывает у него любование. Эпизод, где он встречается с цыганкой Груней, прекрасно представляет развитие этих чувств. Знаток лошадей и ценитель их красоты, он открывает для себя совершенно новую «прекрасность» - красоту таланта и женщины. Очарование этой девушкой раскрыло полностью душу Ивана. И он стал понимать другого человека, чувствовать чужое страдание, научился проявлять братскую любовь и преданность. Он настолько тяжело пережил гибель Груши, что стал «другим человеком».
В этот, можно сказать, новый период жизни, на смену своеволию пришла целеустремленность, поднимая его на новую нравственную чистоту. Теперь Иван думает только о том, как отмолить свои грехи. Вместо новобранца он отправляется на Кавказ и доблестно служит. Но он еще недоволен собой. Напротив, в нем все громче звучит голос совести, и он чувствует себя «великим грешником». Он спокойно и просто говорит случайным попутчикам, что ему хочется «помереть за народ». Образ «очарованного богатыря», созданный автором, позволяет осмыслить будущее и настоящее народа. По мысли Лескова, народ - это младенец, имеющий неисчерпаемый запас сил, но едва выходящий на историческую сцену. Понятие «артистизм», которое автор употребил к своему герою, связано не только с природной его одаренностью, но и с крепостью характера, и пробуждением души. В понимании Лескова истинный художник - это человек, одолевший в себе примитивное «я», одним словом, поборовший в себе «зверя».
Жанрово-композиционные особенности
"Очарованный странник" — повесть сложного жанрового характера. Это произведение, в котором используются мотивы народного эпоса и древнерусских жизнеописаний. Это повесть-биография, составленная из нескольких отдельных эпизодов. Подобным образом строились жития святых, такой же принцип характерен и для приключенческих романов. Кстати, само название повести в первоначальном варианте было стилизовано под философские романы. Иван, подобно их персонажам, идет от греха к искуплению вины и покаянию. И как герой жития, Флягин уходит в монастырь. Но уход от житейских перипетий обретает далеко не предопределенный смысл, а почти бытовой: остался Иван «без крова и без пищи», «деться было некуда» и «пошел в монастырь». Монашество продиктовано не выбором героя, а житейской необходимостью. Собственно, и житиям святых известны неожиданные случаи Божьего промысла.
Также с житиями повесть сближают и видения героя. В одном из них была явлена Соловецкая обитель, куда направлялся герой. Об этом не упомянуто в кратком содержании «Очарованного странника». Подробно пророческие сны Флягина и «докучания бесов» отражены в оригинале повести. Еще один ключевой момент повести восходит к ветхозаветному рассказу - рождение Ивана по родительским молитвам, отсылая читателя к рождению долгожданного сына Сары и Авраама.
Жанрообразующими признаками приключенческого романа являются злоключения Флягина - его на каждом шагу подстерегают превратности судьбы. Он не может остановиться в какой-то одной роли - он и кучер, и невольник, объездчик лошадей и нянька, солдат и крепостной, что свойственно героям авантюрных романов. У него так же, как у них, нет своего дома, и он скитается по свету в поисках лучшей доли. Сближает автор своего героя и с былинными богатырями - здесь не только богатырская внешность героя, но и любовь к лошадям, и поединок с басурманином, и караковый жеребец, который скачет так, словно «едет по воздуху». Параллели, приводимые к краткого содержания повести - яркий тому образец) - это примеры «эпоса». Лесков сумел глубоко осознать противоречия русской жизни, проникнуть в особенности русского характера и живо запечатлеть духовную красоту русского народа, открыв новые перспективы в русской литературе.
На пароме по пути к Валаамскому монастырю встречаются несколько путников. Иван Флягин, послушник этого монастыря, рассказывает, что он умеет прекрасно ладить с лошадьми, а затем рассказывает и всю историю собственной жизни.Однажды в юности он убил монаха, а потом стал его постоянно видеть во сне. Убитый монах ему предсказал, что жизнь его будет полна опасностей, и он много раз избежит гибели, но, в конце концов, должен пойти и принять постриг.
Он был крепостным и однажды был несправедливо наказан, и хотел повеситься, но был спасен цыганом, с которым затем крал лошадей. Затем попал в плен к татарам и долго жил у них на положении пленного раба. Через несколько лет сумел бежать и вернуться вновь к хозяину, но убил там женщину- цыганку Грушу, а потом ушел на войну, где получил орден. После этого он ушел послушником в монастырь и теперь живет в ожидании скорого конца.
Вывод (мое мнение)
Жизнь главного героя испытывала его по всякому, он перешел через многие испытания, но не потерял главного - любви к жизни, уважения к людям, силы духа.Путешественники встретили монаха, рассказывающего о пережитых им приключениях, муках и испытаниях перед отправлением в монастырь.
Глава первая
Во время путешествия на пароходе по Ладожскому озеру путешественники вместе с рассказчиком оказались в поселке Корела. При продолжении путешествия спутники стали говорить об этом старом и весьма бедном русском городке.
Один собеседник, любивший философствовать, отметил, что плохих людей необходимо направлять не в Сибирь, а в этот городок. Это станет выгоднее для государства в финансовом плане. Другой заявил, что проживающий в этом месте дьяк быстро устал от царящих в этом городе апатии и скуки. Он повесился. Философ сказал, что он правильно поступил. Однако его собеседник, приверженец религии, заявил, что самоубийца будет мучиться на том свете, так как тут за него никто не будет молиться.
За дьяка, покончившего жизнь самоубийством, заступился пассажир. Он был молчаливым, могучим, с сединой человеком пятидесяти лет. Он носил одежду послушника.
Он оказался богатырем, который напоминал Илью Муромца с картины Верещагина.
Он поведал о попе московской епархии, молившемся за покончивших жизнь самоубийством. Этим он содействует улучшению их положения в аду. За пьянство патриарх собирался изгнать попа. Однако его заступником стал преподобный Сергий, который два раза приснился владыке.
Потом пассажиры стали спросили у нового собеседника про его жизнь. В ходе его рассказа им стало известно, что их собеседник служил конэсером. Он отбирал и занимался укрощением лошадей для армии. к ним у них был особый подход. Стало очевидным, что он провел длительную и интересную жизнь. Пассажиры уговорили его поведать им собственную историю жизни.
Главы вторая - пятая
Иван Северьяныч Флягин появился на свет крепостным в Орловской губернии в поместье состоятельного графа. Этот граф занимался разведением лошадей. Родитель Ивана работал у него кучером. Иван был единственным ребенком, вымоленным матерью у Бога, которая умерла после его рождения. Мальчик появился на свет с очень большой головой. Из-за этого во дворе его прозвали Голованом.
В раннем детстве Иван находился в конюшне и поэтому очень любил лошадей. Когда ему исполнилось одиннадцать лет, он стал форейтором на шестерке, которой управлял его отец. В обязанности мальчика входило кричать, чтобы прогонять людей с дороги. Тех, кто зазевался, он бил кнутом.
Как-то отец с сыном везли хозяина в гости и проезжали монастырь. Иван ударил кнутом монаха, который заснул на возу. Монах испугался, выпал из телеги. Лошади понесли, и монах погиб под колесами. Той же ночью мальчику приснился монах и сообщил, что его мать, вымолив его у Бога, дала обещание отдать сына ему. Поэтому он приказал Ивану отправляться в монастырь.
Мальчик не поверил словам монаха. Однако в скором времени наступила его первая погибель. По пути в Воронеж кони и экипаж графа едва не упала в бездонную пропасть. Ивану удалось удержать лошадей. Сам он оказался под обрывом, но он выжил.
За то, что мальчик спас его, граф захотел дать ему награду. Иван не попросился в монастырь, а выбрал гармошку, на которой не научился играть.
В скором времени у Ивана появилось два голубя. У этих голубей были птенцы, которых стала таскать кошка. Мальчик отловил кошку, высек ее, обрубил ей хвост, который повесил над собственным окном. Хозяйкой кошки оказалась любимая горничная графини. Эта горничная пришла к Ивану и стала ругаться. Тот ударил ее метлой. За это его выпороли на конюшне и сослали дробить камень, используемый для садовых дорожек.
Иван занимался дроблением камня столько, что на коленях у него появились наросты. Парню надоели насмешки по поводу его осуждения за кошкин хвост. Он принял решение повеситься в находящемся рядом осиновом лесу. Но не успел он повиснуть в петле, как появившийся откуда-то цыган перерезал веревку. Цыган сделал предложение Ивану стать вором вместе с ним. Парень согласился.
Чтобы парень не передумал, цыган велел ему похитить лошадей из конюшни графа. За коней получили много денег. Однако Ивану достался лишь серебряный рубль. Из-за этого он поссорился с цыганом и принял решение сдаться властям. Он обратился к хитрому писарю. Он выправил парню пропуск и дал совет отправляться в Николаев, в котором было большое количество работы. За это Иван заплатил ему один рубль и отдал нательный крест из серебра.
Прибыв в Николаев, парень оказался у барина-поляка. Его супруга убежала с военным, оставив дочь грудного возраста. Именно за этой дочерью Иван должен был ухаживать. За двенадцать месяцев парень полюбил ребенка. Как-то он заметил, что у ребенка ноги колесом. Врач сказал, что необходимо зарывать девочку в теплый песок.
Парень стал носить девочку на берег. На берегу ему вновь явился монах, позвал куда-то, стал показывать огромный монастырь, степь, диких людей. Он ласково проговорил, что Ивану надо будет еще многое вынести. Придя в себя, парень обнаружил, что неизвестная женщина целовала девочку. Эта дама была ее матерью. Иван не дал ей забрать ребенка, но позволил им тайно видеться.
Женщина поведала, что мачеха силой отдала ее замуж. Первого супруга дама не любила, а второго любит, так как он ласков с ней. Когда пришла пора отъезда женщины, она предлагала парню за ребенка много денег. Но Иван отказался.
Тут появился сожитель женщины. Парню захотелось его ударить. Он снова отказался от предлагаемых денег. Сожитель сделал попытку забрать ребенка. Сначала Иван не позволил этого сделать. Но потом сжалился. Тут же явился барин, в руках у которого был пистолет. Иван был вынужден отбыть вместе с женщиной и ее сожителем, отдав барину собственный паспорт.
В Пензе сожитель сообщил, что является военным, поэтому беглый крепостной жить у него не мог. Он дал парню денег и тот ушел. Иван принял решение сдаться властям. Но для начала посетил трактир, попил чаю. Потом он оказался на берегу Суры. Здесь торговали превосходными лошадьми. За одну из кобыл решили драться два состоятельных татарина.
Знакомый разъяснил Ивану особенности татарской борьбы. У парня появилось желание принять участие в борьбе.
Главы шестая - девятая
За очередного коня решил поспорить сожитель. Иван бился вместо него и до смерти забил татарина плетью. За это русские собирались бросить его в тюрьму. Однако татары увезли парня в степь.
Иван жил там на протяжении десяти лет, был лекарем для людей и лошадей. Заскучав по родной стороне, парень пожелал уйти. Но его отловили, за надрезанную кожу на ступнях набили конского волоса и зашили. После того, как зажило, парень не мог хорошо ходить. Он вынужден был оставаться в степи.
Сначала парень жил в одной орде. Там он обзавелся собственной юртой, двумя женами и детьми. Затем он лечил жену хана по соседству и остался у него. Здесь у него было еще две жены. К собственному многочисленному потомству Иван не питал отеческих чувств, так как их вера отличалась от его веры. За прожитое время в степях он испытывал сильную тоску по дому.
Спустя время Иван потерял надежду вернуться домой. Как-то в степи появились два священника. Они собирались обращать татарское население в христианство. Иван обратился к ним за помощью, но они не захотели лезть в дела татар. Позднее Иван обнаружил мертвое тело одного из священников и похоронил его. Другого священника никто больше не видел.
Через год в орду пришли два человека, одетые в чалмы и яркие халаты. Они явились из Хивы, собирались покупать лошадей и настроить татар против русского народа. Во избежание ограбления и убийства они стали пугать татар богом Талафой, давшим им огонь.
Как-то ночью эти люди устроили представление с использованием огня. Это испугало коней, которые разбежались. Татарские мужчины кинулись ловить лошадей. В стане оставались лишь дети, старики и женщины. Иван вышел из юрты и увидел, что людей пугали фейерверками. Он отыскал солидный запас фейерверков, стал запускать их. Это так сильно напугало татар, что они дали согласие на крещение.
Тут же Иван нашел особую землю, которая помогла вылечить ему ноги. Он запустил для страха фейерверк и отправился в сторону дома.
Через три дня он оказался у Каспийского моря. Оттуда он перебрался в Астрахань, нанялся на работу, получил рубль и стал сильно пить. В себя он пришел в тюрьме. Из нее его отослали в родное имение. Отец Илья не захотел проводить исповедь и причастие Ивана, потому что тот жил в степи во грехе. Граф, который после кончины супруги стал богомольным, не желал иметь при себе не причащённого человека. Он дважды выпорол Ивана, вернул ему паспорт, потом отпустил.
Главы десятая - четырнадцатая
Иван покинул имение и оказался на ярмарке. Там он увидел, что цыган хочет продать плохую лошадь крестьянину. Иван был обижен на цыган, поэтому оказал помощь мужику. С данного момента он ходил по ярмарке, помогал бедным людям и со временем стал угрозой для всех цыган и барышников.
Ивана один князь просил рассказать секрет, как он проводил отбор лошадей. Иван стал рассказывать ему, чем отличается хорошая лошадь. Однако князь ничего не мог запомнить и уяснить. Поэтому позвал Ивана работать к себе конэсером.
Иван на протяжении трех лет прожил у него, отбирая лошадей для армии. Когда князь проигрывал деньги и просил казенные средства у Ивана, чтобы отыграться, тот ему не давал. Князь поначалу сердился, но спустя время благодарил служащего за верность. Когда Иван уходил в загул сам, он передавал средства на сохранение князю.
Как-то раз князь отбыл на ярмарку и в скором времени приказал отправить туда кобылу, весьма понравившуюся Ивану. Служащий так огорчился, что решил запить. Но не было никого, кому можно было оставить казенные средства. На протяжении нескольких дней Иван маялся, пока не сходил на обедню и не помолился. После этого ему стало легче, и он пошел в трактир пить чай. Там он встретил нищего. Нищий выпрашивал водку и для потехи в качестве закуски использовал рюмку.
Ивану стало жалко его, он купил ему графин водки и дал совет бросить пьянствовать. Нищий заявил, что он не может бросить пить из-за своих христианских чувств.
Нищий продемонстрировал Ивану свою способность трезветь мгновенно и пообещал избавить его от запойной страсти. Он заставлял Ивана выпивать одну рюмку за другой, совершая над каждой определенные движения руками.
Таким образом лечил он Ивана до самого вечера. Иван сохранял при этом здравый ум и регулярно проверял сохранность казенных средств, которые находились у него за пазухой. В итоге собутыльники поругались. Для нищего любовь являлась священным чувством, а для Ивана это был пустяк. Их выгнали из кабака, и они оказались в месте, где присутствовало большое количество цыган.
Здесь Ивану приглянулась цыганка Груша. Поэтому он кинул к ее ногам все деньги, что у него были.
Главы пятнадцатая - восемнадцатая
Когда Иван протрезвел, он узнал, что его собутыльник скончался из-за пьянства. А сам Иван с того времени больше водку не пил. Хозяину он рассказал правду, что отдал казну цыганке. После этого у него началась белая горячка.
Придя в себя, Ивану стало известно, что его хозяин заложил все собственное имущество для выкупа из табора цыганки Груши.
Цыганка очень скоро полюбила князя. Однако хозяин Ивана, получив, что хотел, стал тяготиться обществом цыганки. Он больше не замечал ее красоты. Иван сдружился с девушкой и испытывал к ней сильную жалость.
С того времени, как Груша забеременела, князь стал раздражаться по поводу собственной бедности. Он принимался то за одно, то за другое дело. Однако терпел одни убытки. Через некоторое время цыганка стала подозревать, что князь имеет любовницу. Она отправила Ивана узнать правду в город.
Иван приехал к прежней графской любовнице, которая родила графу ребенка, и оказался нечаянным свидетелем их беседы. Князь просил у любовницы денег взаймы, чтобы арендовать фабрику сукна, стать фабрикантом и взять в жены богатую наследницу. Цыганку он хотел отдать в жены Ивану.
Женщина до сих пор любила князя. Поэтому, заложив подаренный им дом, дала ему деньги. В скором времени хозяин Ивана посватался к дочери предводителя. Иван вернулся с ярмарки, увидел, что в доме готовились к свадьбе. А цыганка пропала.
Иван подумал, что хозяин убил Грушу и закопал в лесу. Он стал искать тело девушки. И как-то раз увидел у реки живую цыганку. Она поведала, что князь закрыл ее в доме в лесу. Ее охраняли три огромные девицы. Однако Груша сбежала от них. Иван сделал предложение девушке жить совместно в качестве брата и сестры. Но цыганка не согласилась.
Цыганка переживала, что не сможет сдержаться и погубит невесту князя. Поэтому она вынудила Ивана дать клятву, что убьет ее. Она угрожала, что будет самой стыдной женщиной. Иван не выдержал и столкнул Грушу с обрыва.
Главы девятнадцатая - двадцатая
Иван сбежал и долгое время скитался. До того времени, когда цыганка явилась к нему в образе девочки с крылышками. Она указала ему дорогу. На данной дороге Ивану повстречались два старика. У них забирали единственного сына в солдаты. Иван дал согласие отправиться служить вместо их сына. Старики сделали Ивану новый паспорт, и его теперь звали Петр Сердюков.
Оказавшись в армии, по просьбе Ивана, он отправился на Кавказ. Там он отслужил свыше пятнадцати лет. Иван поведал полковнику о собственной жизни. Тот отправил запрос, чтобы узнать правду об убийстве цыганки Груши. В ответе значилось, что никакого убийства не было, а Иван Флягин умер.
Полковник подумал, что Иван помутился разумом, повысил его до офицера и дал отставку. Приложив письмо для большого человека в Петербурге. Там Иван выдавал справки в адресном столе. Однако его карьера не удалась.
Пошел Иван артистом. Он изображал демона, но заступившись за молодую актрису, был выгнан оттуда. Ему некуда было податься, и он отправился в монастырь. Там он получил имя отец Измаил и ухаживал за лошадьми.
Путешественники стали задавать вопрос. Искушает ли Ивана бес. Тот ответил, что существовал бес, который прикидывался цыганкой Грушей. Старец обучил его, как прогонять беса при помощи молитвы.
Ивану удалось избавиться от беса, однако стали являться мелкие бесенята. По этой причине Иван нечаянно убил корову, которая принадлежала монастырю. Он принял ее в темноте за черта. За все его прегрешения он был заперт игуменом в погребе и молол соль все лето.
Там он прочитал большое количество газет, стал пророчествовать и предрек скорую войну. Его перевели в пустую избу. Там Иван провел зиму. К нему вызвали врача, но он не понял, являлся тот пророком или сумасшедшим. Поэтому дал совет отпустить его пробегаться.
На пароход Иван попал. Добираясь на богомолье. Он поверил в возможную войну и хотел отправиться в армию, дабы умереть за народ. Поведав свою историю, странник стал задумчивым. Пассажиры не решались более задавать ему вопросы.
Мы плыли по Ладожскому озеру от острова Коневца к Валааму и на пути зашли по корабельной надобности в пристань к Кореле. Здесь многие из нас полюбопытствовали сойти на берег и съездили на бодрых чухонских лошадках в пустынный городок. Затем капитан изготовился продолжать путь, и мы снова отплыли. После посещения Корелы весьма естественно, что речь зашла об этом бедном, хотя и чрезвычайно старом русском поселке, грустнее которого трудно что-нибудь выдумать. На судне все разделяли это мнение, и один из пассажиров, человек, склонный к философским обобщениям и политической шутливости, заметил, что он никак не может понять: для чего это неудобных в Петербурге людей принято отправлять куда-нибудь в более или менее отдаленные места, отчего, конечно, происходит убыток казне на их провоз, тогда как тут же, вблизи столицы, есть на Ладожском берегу такое превосходное место, как Корела, где любое вольномыслие и свободомыслие не могут устоять перед апатиею населения и ужасною скукою гнетущей, скупой природы. Я уверен, сказал этот путник, что в настоящем случае непременно виновата рутина или в крайнем случае, может быть, недостаток подлежащих сведений. Кто-то часто здесь путешествующий ответил на это, что будто и здесь разновременно живали какие-то изгнанники, но только все они недолго будто выдерживали. Один молодец из семинаристов сюда за грубость в дьячки был прислан (этого рода ссылки я уже и понять не мог). Так, приехавши сюда, он долго храбрился и все надеялся какое-то судбище поднять; а потом как запил, так до того пил, что совсем с ума сошел и послал такую просьбу, чтобы его лучше как можно скорее велели «расстрелять или в солдаты отдать, а за неспособностью повесить». Какая же на это последовала резолюция? М... н... не знаю, право; только он все равно этой резолюции не дождался: самовольно повесился. И прекрасно сделал, откликнулся философ. Прекрасно? переспросил рассказчик, очевидно купец, и притом человек солидный и религиозный. А что же? по крайней мере, умер, и концы в воду. Как же концы в воду-с? А на том свете что ему будет? Самоубийцы, ведь они целый век будут мучиться. За них даже и молиться никто не может. Философ ядовито улыбнулся, но ничего не ответил, но зато и против него и против купца выступил новый оппонент, неожиданно вступившийся за дьячка, совершившего над собою смертную казнь без разрешения начальства. Это был новый пассажир, который ни для кого из нас не заметно присел с Коневца. Од до сих пор молчал, и на него никто не обращал никакого внимания, но теперь все на него оглянулись, и, вероятно, все подивились, как он мог до сих пор оставаться незамеченным. Это был человек огромного роста, с смуглым открытым лицом и густыми волнистыми волосами свинцового цвета: так странно отливала его проседь. Он был одет в послушничьем подряснике с широким монастырским ременным поясом и в высоком черном суконном колпачке. Послушник он был иди постриженный монах этого отгадать было невозможно, потому что монахи ладожских островов не только в путешествиях, но и на самых островах не всегда надевают камилавки, а в сельской простоте ограничиваются колпачками. Этому новому нашему сопутнику, оказавшемуся впоследствии чрезвычайно интересным человеком, по виду можно было дать с небольшим лет за пятьдесят; но он был в полном смысле слова богатырь, и притом типический, простодушный, добрый русский богатырь, напоминающий дедушку Илью Муромца в прекрасной картине Верещагина и в поэме графа А. К. Толстого . Казалось, что ему бы не в ряске ходить, а сидеть бы ему на «чубаром» да ездить в лаптищах по лесу и лениво нюхать, как «смолой и земляникой пахнет темный бор». Но, при всем этом добром простодушии, не много надо было наблюдательности, чтобы видеть в нем человека много видевшего и, что называется, «бывалого». Он держался смело, самоуверенно, хотя и без неприятной развязности, и заговорил приятным басом с повадкою. Это все ничего не значит, начал он, лениво и мягко выпуская слово за словом из-под густых, вверх, по-гусарски, закрученных седых усов. Я, что вы насчет того света для самоубийцев говорите, что они будто никогда не простятся, не приемлю. И что за них будто некому молиться это тоже пустяки, потому что есть такой человек, который все их положение самым легким манером очень просто может поправить. Его спросили: кто же это такой человек, который ведает и исправляет дела самоубийц, после их смерти? А вот кто-с, отвечал богатырь-черноризец, есть в московской епархии в одном селе попик прегорчающий пьяница, которого чуть было не расстригли, так он ими орудует. Как же вам это известно? А помилуйте-с, это не я один знаю, а все в московском округе про то знают, потому что это дело шло через самого высокопреосвященного митрополита Филарета. Вышла маленькая пауза, и кто-то сказал, что все это довольно сомнительно. Черноризец нимало не обиделся этим замечанием и отвечал: Да-с, оно по первому взгляду так-с, сомнительно-с. И что тут удивительного, что оно нам сомнительным кажется, когда даже сами его высокопреосвященство долго этому не верили, а потом, получив верные тому доказательства, увидали, что нельзя этому не верить, и поверили? Пассажиры пристали к иноку с просьбою рассказать эту дивную историю, и он от этого не отказался и начал следующее: Повествуют так, что пишет будто бы раз один благочинный высокопреосвященному владыке, что будто бы, говорит, так и так, этот попик ужасная пьяница, пьет вино и в приходе не годится. И оно, это донесение, по одной сущности было справедливо. Владыко и велели прислать к ним этого попика в Москву. Посмотрели на него и видят, что действительно этот попик запивашка, и решили, что быть ему без места. Попик огорчился и даже перестал пить, и все убивается и оплакивает: «До чего, думает, я себя довел, и что мне теперь больше делать, как не руки на себя наложить? Это одно, говорит, мне только и осталося: тогда, по крайней мере, владыка сжалятся над моею несчастною семьею и дочери жениха дадут, чтобы он на мое место заступил семью мою питал». Вот и хорошо: так он порешил настоятельно себя кончить и день к тому определил, но только как был он человек доброй души, то подумал: «Хорошо же; умереть-то я, положим, умру, а ведь я не скотина: я не без души, куда потом моя душа пойдет?» И стал он от этого часу еще больше скорбеть. Ну, хорошо: скорбит он и скорбит, а владыко решили, что быть ему за его пьянство без места, и легли однажды после трапезы на диванчик с книжкой отдохнуть и заснули. Ну, хорошо: заснули они или этак только воздремали, как вдруг видят, будто к ним в келию двери отворяются. Они и окликнули: «Кто там?» потому что думали, будто служка им про кого-нибудь доложить пришел; ан, вместо служки, смотрят входит старец, добрый-предобрый, и владыко его сейчас узнали, что это преподобный Сергий . Владыка и говорят: «Ты ли это, пресвятой отче Сергие?» А угодник отвечает: «Я, раб божий Филарет ». Владыко спрашивают: «Что же твоей чистоте угодно от моего недостоинства?» А святой Сергий отвечает: «Милости хощу». «Кому же повелишь явить ее?» А угодник и наименовал того попика, что за пьянство места лишен, и сам удалился; а владыко проснулись и думают: «К чему это причесть: простой это сон, или мечтание, или духоводительное видение?» И стали они размышлять и, как муж ума во всем свете именитого, находят, что это простой сон, потому что статочное ли дело, что святой Сергий, постник и доброго, строгого жития блюститель, ходатайствовал об иерее слабом, творящем житие с небрежением. Ну-с, хорошо: рассудили так его высокопреосвященство и оставили все это дело естественному оного течению, как было начато, а сами провели время, как им надлежало, и отошли опять в должный час ко сну. Но только что они снова опочили, как снова видение, и такое, что великий дух владыки еще в большее смятение повергло. Можете вообразить: грохот... такой страшный грохот, что ничем его невозможно выразить... Скачут... числа им нет, сколько рыцарей... несутся, все в зеленом убранстве, латы и перья, и кони что львы, вороные, а впереди их горделивый стратопедарх в таком же уборе, и куда помахнет темным знаменем, туда все и скачут, а на знамени змей. Владыка не знают, к чему этот поезд, а оный горделивец командует: «Терзайте, говорит, их: теперь нет их молитвенника», и проскакал мимо; а за сим стратопедархом его воины, а за ними, как стая весенних гусей тощих, потянулись скучные тени, и всё кивают владыке грустно и жалостно, и всё сквозь плач тихо стонут: «Отпусти его! он один за нас молится». Владыко как изволили встать, сейчас посылают за пьяным попиком и расспрашивают: как и за кого он молится? А поп по бедности духовной весь перед святителем растерялся и говорит: «Я, владыко, как положено совершаю». И насилу его высокопреосвященство добились, что он повинился: «Виноват, говорит, в одном, что сам, слабость душевную имея и от отчаяния думая, что лучше жизни себя лишить, я всегда на святой проскомидии за без покаяния скончавшихся и руки на ся наложивших молюсь...» Ну, тут владыка и поняли, что то за тени пред ним в сидении, как тощие гуси, плыли, и не восхотели радовать тех демонов, что впереди их спешили с губительством, и благословили попика: «Ступай изволили сказать, и к тому не согрешай, а за кого молился молись», и опять его на место отправили. Так вот он, этакий человек, всегда таковым людям, что жизни борения не переносят, может быть полезен, ибо он уже от дерзости своего призвания не отступит и все будет за них создателю докучать, и тот должен будет их простить. Почему же «должен»? А потому, что «толцытеся»; ведь это от него же самого повелено, так ведь уже это не переменится же-с. А скажите, пожалуйста, кроме этого московского священника за самоубийц разве никто не молится? А не знаю, право, как вам на это что доложить? Не следует, говорят, будто бы за них бога просить, потому что они самоуправцы, а впрочем, иные, сего не понимая, и о них молятся. На троицу, не то на духов день, однако, кажется даже всем позволено за них молиться. Тогда и молитвы такие особенные читаются. Чудесные молитвы, чувствительные; кажется, всегда бы их слушал. А их нельзя разве читать в другие дни? Не знаю-с. Об этом надо спросить у кого-нибудь из начитанных: те, думается, должны бы знать; да как мне это ни к чему, об этом говорить. А в служении вы не замечали, чтобы эти молитвы когда-нибудь повторялись? Нет-с, не замечал; да и вы, впрочем, на мои слова в этом не полагайтесь, потому что я ведь у службы редко, бываю. Отчего же это? Занятия мои мне не позволяют. Вы иеромонах или иеродиакон? Нет, я, еще просто в рясофоре . Все же ведь уже это значит, вы инок? Н...да-с; вообще это так почитают. Почитать-то почитают, отозвался на это купец, но только из рясофора-то еще можно и в солдаты лоб забрить. Богатырь-черноризец нимало этим замечанием не обиделся, а только пораздумал немножко и отвечал: Да, можно, и, говорят, бывали такие случаи; но только я уже стар: пятьдесят третий год живу, да и мне военная служба не в диковину. Разве вы служили в военной службе? Служил-с. Что же, ты из ундеров, что ли? снова спросил его купец. Нет, не из ундеров. Так кто же: солдат, или вахтер, или помазок чей возок? Нет, не угадали; но только я настоящий военный, при полковых делах был почти с самого детства. Значит, кантонист ? сердясь, добивался купец. Опять же нет. Так прах же тебя разберет, кто же ты такой? Я конэсер. Что-о-о тако-о-е? Я конэсер-с, конэсер, или, как простонароднее выразить, я в лошадях знаток и при ремонтерах состоял для их руководствования. Вот как! Да-с, не одну тысячу коней отобрал и отъездил. Таких зверей отучал, каковые, например, бывают, что встает на дыбы да со всего духу навзничь бросается и сейчас седоку седельною лукою может грудь проломить, а со мной этого ни одна не могла. Как же вы таких усмиряли? Я... я очень просто, потому что я к этому от природы своей особенное дарование получил. Я как вскочу, сейчас, бывало, не дам лошади опомниться, левою рукою ее со всей силы за ухо да в сторону, а правою кулаком между ушей по башке, да зубами страшно на нее заскриплю, так у нее у иной даже инда мозг изо лба в ноздрях вместе с кровью покажется, она и усмиреет. Ну, а потом? Потом сойдешь, огладишь, дашь ей в глаза себе налюбоваться, чтобы в памяти у нее хорошее воображение осталось, да потом сядешь опять и поедешь. И лошадь после этого смирно идет? Смирно пойдет, потому лошадь умна, она чувствует, какой человек с ней обращается и каких он насчет ее мыслей. Меня, например, лошадь в этом рассуждении всякая любила и чувствовала. В Москве, в манеже, один конь был, совсем у всех наездников от рук отбился и изучил, профан, такую манеру, чтобы за колени седока есть. Просто, как черт, схватит зубищами, так всю коленную чашку и вышелушит. От него много людей погибло. Тогда в Москву англичанин Рарей приезжал, «бешеный усмиритель» он назывался, так она, эта подлая лошадь, даже и его чуть не съела, а в позор она его все-таки привела; но он тем от нее только и уцелел, что, говорят, стальной наколенник имел, так что она его хотя и ела за ногу, но не могла прокусить и сбросила; а то бы ему смерть; а я ее направил как должно. Расскажите, пожалуйста, как же вы это сделали? С божиею помощию-с, потому что, повторяю вам, я к этому дар имею. Мистер Рарей этот, что называется «бешеный укротитель», и прочие, которые за этого коня брались, все искусство противу его злобности в поводах держали, чтобы не допустить ему ни на ту, ни на другую сторону башкой мотнуть; а я совсем противное тому средство изобрел; я, как только англичанин Рарей от этой лошади отказался, говорю: «Ничего, говорю, это самое пустое, потому что этот конь ничего больше, как бесом одержим. Англичанин этого не может постичь, а я постигну и помогу». Начальство согласилось. Тогда я говорю: «Выведите его за Дрогомиловскую заставу!» Вывели. Хорошо-с; свели мы его в поводьях в лощину к Филям, где летом господа на дачах живут. Я вижу: тут место просторное и удобное, и давай действовать. Сел на него, на этого людоеда, без рубахи, босой, в однех шароварах да в картузе, а по голому телу имел тесменный поясок от святого храброго князя Всеволода-Гавриила из Новгорода, которого я за молодечество его сильно уважал и в него верил; а на том пояске его надпись заткана: «Чести моей никому не отдам». В руках же у меня не было никакого особого инструмента, как опричь в одной крепкая татарская нагайка с свинцовым головком, в конце так не более яко в два фунта, а в другой простой муравный горшок с жидким тестом. Ну-с, уселся я, а четверо человек тому коню морду поводьями в разные стороны тащат, чтобы он на которого-нибудь из них зубом не кинулся. А он, бес, видя, что на него ополчаемся, и ржет, и визжит, и потеет, и весь от злости трусится, сожрать меня хочет. Я это вижу и велю конюхам: «Тащите, говорю, скорее с него, мерзавца, узду долой». Те ушам не верят, что я им такое даю приказание, и глаза выпучили. Я говорю: «Что же вы стоите! или не слышите? Что я вам приказываю вы то сейчас исполнять должны!» А они отвечают: «Что ты, Иван Северьяныч (меня в миру Иван Северьяныч, господин Флягин, звали): как, говорят, это можно, что ты велишь узду снять?» Я на них сердиться начал, потому что наблюдаю и чувствую в ногах, как конь от ярости бесится, и его хорошенько подавил в коленях, а им кричу: «Снимай!» Они было еще слово; но тут уже и я совсем рассвирепел да как заскриплю зубами они сейчас в одно мгновение узду сдернули, да сами, кто куда видит, бросились бежать, а я ему в ту же минуту сейчас первое, чего он не ожидал, трах горшок об лоб: горшок разбил, а тесто ему и потекло и в глаза и в ноздри. Он испужался, думает: «Что это такое?» А я скорее схватил с головы картуз в левую руку и прямо им коню еще больше на глаза теста натираю, а нагайкой его по боку щелк... Он ёк да вперед, а и его картузом по глазам тру, чтобы ему совсем зрение в глазах замутить, а нагайкой еще по другому боку... Да и пошел, да и пошел его парить. Не даю ему ни продохнуть, ни проглянуть, все ему своим картузом по морде тесто размазываю, слеплю, зубным скрежетом в трепет привожу, пугаю, а по бокам с обеих сторон нагайкой деру, чтобы понимал, что это не шутка... Он это понял и не стал на одном месте упорствовать, а ударился меня носить. Носил он меня, сердечный, носил, а я его порол да порол, так что чем он усерднее носится, тем и я для него еще ревностнее плетью стараюсь, и, наконец, оба мы от этой работы стали уставать: у меня плечо ломит и рука не поднимается, да и он, смотрю, уже перестал коситься и язык изо рта вон посунул. Ну, тут я вижу, что он пардону просит, поскорее с него сошел, протер ему глаза, взял за вихор и говорю: «Стой, собачье мясо, песья снедь!» да как дерну его книзу он на колени передо мною и пал, и с той поры такой скромник сделался, что лучше требовать не надо: и садиться давался и ездил, но только скоро издох. Издох однако? Издох-с; гордая очень тварь был, поведением смирился, но характера своего, видно, не мог преодолеть. А господин Рарей меня тогда, об этом прослышав, к себе в службу приглашал. Что же, вы служили у него? Нет-с. Отчего же? Да как вам сказать! Первое дело, что я ведь был конэсер и больше к этой части привык для выбора, а не для отъездки, а ему нужно было только для одного бешеного усмирительства, а второе, что это с его стороны, как я полагаю, была одна коварная хитрость. Какая же? Хотел у меня секрет взять. А вы бы ему продали? Да, я бы продал. Так за чем же дело стало? Так... он сам меня, должно быть, испугался. Расскажите, сделайте милость, что это еще за история? Никакой-с особенной истории не было, а только он говорит: «Открой мне, братец, твой секрет я тебе большие деньги дамп к себе в конэсеры возьму». Но как я никогда не мог никого обманывать, то и отвечаю: «Какой же секрет? это глупость». А он все с аглицкой, ученой точки берет, и не поверил, говорит: «Ну, если ты не хочешь так, в своем виде, открыть, то давай с тобою вместе ром пить». После этого мы пили вдвоем с ним очень много рому, до того, что он раскраснелся и говорит, как умел: «Ну, теперь, мол, открывай, что ты с конем делал?» А я отвечаю: «Вот что...» да глянул на него как можно пострашнее и зубами заскрипел, а как горшка с тестом на ту пору при себе не имел, то взял да для примеру стаканом на него размахнул, а он вдруг, это видя, как нырнет и спустился под стол, да потом как шаркнет к двери, да и был таков, и негде его стало и искать. Так с тех пор мы с ним уже и не видались. Поэтому вы к нему и не поступили? Поэтому-с. Да и как же поступить, когда он с тех пор даже встретить меня опасался? А я бы очень к нему тогда хотел, потому что он мне, пока мы с ним на роме на этом состязались, очень понравился, но, верно, своего пути не обежишь, и надо было другому призванию следовать. А вы что же почитаете своим призванием? А не знаю, право, как вам сказать... Я ведь много что происходил, мне довелось быть-с и на конях, и под конями, и в плену был, и воевал, и сам людей бил, и меня увечили, так что, может быть, не всякий бы вынес. А когда же вы в монастырь пошли? Это недавно-с, всего несколько лет после всей прошедшей моей жизни. И тоже призвание к этому почувствовали? М... н...н...не знаю, как это объяснить... впрочем, надо полагать, что имел-с. Почему же вы это так... как будто не наверное говорите? Да потому, что как же наверное сказать, когда я всей моей обширной протекшей жизненности даже обнять не могу? Это отчего? Оттого-с, что я многое даже не своею волею делал. А чьею же? По родительскому обещанию. И что же такое с вами происходило по родительскому обещанию? Всю жизнь свою я погибал, и никак не мог погибнуть. Будто так? Именно так-с. Расскажите же нам, пожалуйста, вашу жизнь. Отчего же, что вспомню, то, извольте, могу рассказать, но только я иначе не могу-с, как с самого первоначала. Сделайте одолжение. Это тем интереснее будет. Ну уж не знаю-с, будет ли это сколько-нибудь интересно, а извольте слушать.