Что нельзя делать в день причастия. После причастия никого не целовать
Заблуждение: в день после причастия не чистить зубы, никого не целовать, поститься.
Некоторые верующие люди думают, что в день после причастия нельзя: чистить зубы, выплевывать косточки от ягод и рыбы, целовать близких людей, иконы, мощи, руку священника (можно - только крест), есть мясо, пить вино.
После причастия, для того чтобы частичка Святых Даров не осталась во рту и случайно не вылетела, например, при чихании, существует традиция сразу запивать причастие теплотой - вином, разведенным большим количеством воды, - и после этого съедать кусочек просфоры - освященного хлеба. В храме всегда раздают теплоту и просфоры после причастия.
В случае если во рту осталась частичка Святых Даров (к примеру, застряла в зубной дырке), действительно следует заботиться о том, чтобы она была проглочена, а не выплюнута.
Если вы запили причастие и ничего во рту не осталось, дальше в этот день можно чистить вечером зубы, выплевывать косточки, целовать близких людей, целовать иконы, руку священника, крест. Частичку Даров уже выплюнуть невозможно.
Есть мясо, пить в умеренных количествах вино в день после причастия тоже можно. Перед причастием пост установлен как подвиг воздержания, чтобы настроить себя благоговейно перед принятием величайшей святыни. После причастия, если в это время нет поста, можно есть любую пищу.
Что делать?
Неправильно:(
В день после причастия поститься.
В день после причастия бояться чистить зубы, выплевывать косточки, целовать иконы или близких.
Правильно:)
Позаботиться о том, чтобы Святые Дары были полностью проглочены, и больше ничего не бояться.
В день после причастия особенно стараться относиться с любовью к окружающим людям.
В день после причастия особенно стараться есть в меру и не напиваться пьяным.
Вопрос:
Как нужно вести себя в течение дня после причащения?
Зубкова
Отвечает священник Афанасий Гумеров, насельник Сретенского монастыря :
Человек после причастия должен хранить святыню. Разумно удерживать уста и избегать празднословия. Должно удалятся от всего суетного, страстного и вообще духовно неполезного. Нужно быть особенно внимательным к себе, потому что враг старается в такой день обязательно ввести человека в искушение. Если причастие было в будний день, то необходимо выполнять свои обязанности. Ничто не препятствует труду.
Мнение, что в день причастия нельзя целовать иконы и руку священников, ни на чем не основано. Об этом нет ни у святых отцов, ни в богослужебных книгах. От земных поклонов до вечера лучше воздерживаться, потому что человек принял величайшую святыню – Тело и Кровь Господа. Но если во время молебна все припали на колени, то и Вы без смущения можете это сделать. Самое главное - быть в радостном настроении и благодарить Бога!
Людмила М
Православный христианин
Как правильно вести себя после причастия-суеверие или нет.
- Батюшка,меня очень волнует вопрос такого рода-как правильно вести себя после причастия.С воздержанием от осуждения и т.д...и не плеваться все понятно.А вот с тем что говорят давно воцерковленные люди не очень.В частности как поступать с посудой из которой ешь в день после причастия(мыть только отдельно и воду вылить после мытья куда-нибудь так чтобы по ней не топтались,а в канализацию нельзя,и одежды в которой причащался касается тоже -стирать отдельно от другой и с водой поступать также),если ты что-то начал есть то доедать до конца и не давать этого делать другому человеку.Нельзя мыться(ну с некоторыми понятиями в плане мытья не поспоришь-умываясь или моя голову можно неосознанно отплевываться от воды и сплюнуть),разве благодать можно смыть.Стричь ногти и т.д.Благодать уйдет.Объясняют это тем что после Причастия в человеке и на нем освящается все(это про одежду).И все предметы,особенно попадающие в рот человеку(это про пищу и посуду)освящаются в этот день.На сколько это правда,если правда вобще.Если можно по подробнее.
- И еще вопрос такого плана.Мама постоянно твердит о том что волосы,ногти и ватки,повязки и,простите,прокладки с кровью ни в коем случае нельзя выбрасывать-только сжигать-большой грех.При чем для меня,чем больше я интересуюсь православными обычаями, более не понятны и больше смахивающий на языческий ритуал с целью сохранения себя-любимой от порчи и сглаза.Спросила по этому поводу у батюшки -получила ответ-по поводу ногтей и крови не знаю,а вот за волосы бабушка говорила не выбрасывать.А то птичка в гнездо унесет потом голова болеть будет.Так что и ногти и кровь тоже не выбрасывать в мусор,а сжигать.Прекрасно понимая что батюшки тоже люди спросила у другого священника на что получила ответ-по вере твоей.Если ты с Богом кого убоишься? Из чего сделала вывод что таки язычество и вера в это-грех.Сказала это матери на что получила гневное вразумление и требование слушаться наставления первого батюшки коль у него исповедуешься постоянно и ищи наставлений такого рода в трудах Святых Отцов.Вот теперь и точит червячек сомнения исповедовать грех суеверия или то что нарушила его указ(батюшки) этому же батюшке и своего рода осуждении его в суеверии.Все это как-то можно обосновать или опровергнуть.А то на душе смута и в голове-каша,а вопросов такого плана все больше и больше.
иерей Дионисий
1. "Послепричастных" суеверий больше, чем Вы думаете. некоторые "особо благочестивые" даже собственную "освященную" мочу пьют, чтобы "благодать не пропадала". Конечно, это полная чушь! Ничего из перечисленного Вами не является ни каноническим требованием, ни церковной традицией, не имеет ничего общего с учением Православной Церкви. Мойтесь, мойте, стирайте и т.д.
2. Я вот попробовал себе представить женщин, которые постоянно сжигают прокладки... Жуть какая-то... Полное суеверие! А что нужно было делать древним, у них прокладок не было и, простите, по ногам текло... ? Про волосы - тоже суеверие. Ну как птичка, унесшая волосы в гнездо может повлиять на голову, которая начнет болеть? Где тут законы физики и банальной логики?__________________
Истина в Боге, а Бог есть Любовь!
Людмила М
Православный христианин
Так вот и я о том же,батюшка(это по поводу второго ответа)!
Только вот как матери это объяснить(она каждое воскресенье в церковь ходит,часто причащается в отличии от меня-муж у меня совершенно далекий от веры в Бога)...или просто оставить ее в покое и не высказывать ей о своих знаниях и мнении по поводу таких вопросов,а на ее замечания не реагировать вобще или согласно кивать головой,но поступать согласно своим знаниям.Просто начиталась она всякой всячины вроде пророчеств отрока то ли Вячеслава то ли Вениамина не помню.А там написано что к концу существования мира бесы будут обличаться в частички плоти,крови и т.д. людей (выбрасываемых) и жить среди людей(как буд-то они и так не среди нас постоянно)так сказать-во плоти...Ну прям Голливудский ужастик,а не книжка.Может конечно этот мальчик и свят перед лицом Господа,но мира в семье эти публикации не добавляют как и книги Нилуса тоже.Как на мой взгляд многие из них умилительны и для новоначального человека полезны,но от большинства просто веет мистификациями и народными поверьями далекими от православия.
Вы уж простите меня грешную если что не так пишу и поправьте,батюшка.Только мое врожденное качество характера знать и уметь максимально в своей профессиональной деятельности,учебе и т.д.и касательно веры в Бога тоже.Какой же толк от меня будет как от работника...христианки когда я не смогу ответить на задаваемые мне вопросы и не ввести в заблуждение человека,особенно когда это касается спасения его души.
Если не сложно,ответьте еще на пару вопросов в этой теме.Я еще не очень хорошо разобралась как новые создавать:
- Почему нельзя гладить по голове детей(спрашиваю потому что слышала это от батюшек)как собственно вобще любого человека.Только класть руку на голову вроде того как батюшка делает при благословении.Или это опять из области фантастики.
- по поводу телесных наказания ребенка.Почему шлепок по пятой точке ладонью категорически запрещен,а вот ремнем или лозиной по этому самому месту -пожалуйста.Это опять таки от батюшки мама на исповеди услышала когда жаловалась на непослушание внука.Возможно конкретно в моем случае необходимо больше информации чтобы давать советы.Только у нас на приходе у батюшки спрашивать очень тяжело.Он выслушивает вскользь продолжая заниматься чем-то и так же отвечает.А в другой храм ходить проблематично.Муж скрепя сердце последнее время более или менее регулярно стал меня отпускать в церковь.А с двумя маленькими сорванцами тяжело самой ходить-сказывается травма позвоночника в детстве.С мамой не реально-старший в ее присутствии просто невменяемый и неуправляемый.А мне так хочется отсеять все суетное,а не как трусливый заяц бояться не так сесть или не так стать,а то благодать уйдет или птичка чего не так сделает...
Спаси вас Господи!И заранее благодарю за ответ...
Можно ли причащаться каждое воскресенье, если я человек болящий?
Каждое воскресение причащаться можно, но этот вопрос надо обязательно решить со священником, у которого регулярно исповедуешься, т.е. духовником. Если он видит, что от этого будет вам духовная польза, то обязательно благословит причащаться каждую неделю. Самостоятельно принимать такое решение не полезно.
диакон Сергий Правдолюбов
Надо ли кланяться в сторону алтаря после принятия Святых Даров?
Делать этого не следует. И вот почему: поклон после причастия в сторону алтаря мимо амвона, на котором стоит священник с Чашей, отражает полнейшее непонимание одного очевидного факта. Тот, кому принявший Святые Дары желает выразить благодарность, т.е. Сам Христос пребывает в это время Своими Пречистым Телом и Честной Кровью в евхаристической Чаше, которую причастники целуют именно в знак благодарности.
иерей Димитрий Туркин
Как правильно принимать Честные Дары?
Как правильно принимать Честные Дары? Прожевать и проглотить до запивки или вместе? И в каком порядке сначала запить, а потом просфору или наоборот?
Вначале вкушают Святые Дары, а затем запивку и просфору.
иерей Николай Фатеев
Как вести себя в день Причастия?
Много книг написано как подготовиться к Причастию, но как вести себя в этот день? Бытует много предрассудков: нельзя в этот день мыться, нельзя есть рыбу, дабы не сплевывать кости, а также ягоду с косточками? Нельзя сплевывать слюну, даже если это мокрота, и что делать если сплюнул? Как быть в случае если младенец срыгнул в этот день? Нельзя целовать причастника, и как быть, если это младенец, которого целуешь 100 раз за день?
Правила церковные предписывают хранить в день причастия чистоту телесную, занимать свой ум богомыслием и молитвою, а не развлечением. Относительно пищи рекомендаций нет, но существует ограничение по количеству пищи и принятию вина, дабы не было тошноты в этот день. Поэтому воздержание до Причастия, умеренность в пище, в этот день особенно необходимо. Если младенец после причастия срыгнул, то необходимо собрать это салфеткой и сжечь. По поводу поцелуев младенца церковные правила умалчивают.
иерей Николай Фатеев
Как часто можно причащаться в Великий пост?
Время поста способствует тому, чтобы причащаться чаще, чем обычно. А вот насколько часто следует причащаться, если не можете решить сами, спросите у священника лично.
иерей Димитрий Туркин
Расскажите про чин Литургии Преждеосвященных Даров
Почему древняя Церковь установила чин Литургии Преждеосвященных Даров и кто на ней может причащаться?
В древней Церкви служение божественной литургии свт. Иоанна Златоустого или свт. Василия Великого было связано с торжественными праздничными днями. Седмичные дни Великого поста – время покаяния, а не торжества, поэтому в эти дни служится особая литургия - Преждеосвященных Даров. На этой литургии освящение Даров не совершается, но частицы Святых Даров, освященных на литургии в предыдущий воскресный день, погружаются в Чашу с вином. Поэтому причащаться за этой литургией могут только те, кто способен принять частицу Святого Тела, и не могут те, кто обычно причащается только Святой Кровью; как правило, это младенцы младше двух лет.
иерей Димитрий Туркин
Что делать, если не все понятно в молитвах перед Причастием?
При подготовке к Таинству Причастия я испытываю неловкость при чтении некоторых молитв. Порой мне самой не все бывает понятно, и чтение молитв бывает формальным, так как не идут от моего сердца, а значит, не доходят до Бога. На исповеди я признаюсь в несосредоточении, рассеянности и думаю, что не достойна принимать участие в Святом Причастии, хотя получаю благословение. Мне больно об этом говорить, но получается, что я сама себе мешаю оценить и принять в себе значение этого Таинства. Как решить мне эту проблему?
Причащаясь, нужно помнить о той ВЕЛИКОЙ милости, которую дает Господь нам, недостойным. От чувства вины Господь нам дает избавление в Таинстве исповеди. Надо каяться в своих грехах, каяться искренне и чистосердечно. После же исповеди Господь дает нам великую милость приступить к Чаше. Постарайтесь на досуге просто перечитать молитвы, пользуясь толкованием или словарем, чтобы не оставалось непонятных мест, уделите больше времени чтению молитв, чтобы ум не рассредоточивался. Советую почитать книги митр. Антония Сурожского о молитве, там Вы найдете много ценных советов по тому, как внимательно молиться.
иерей Михаил Михайлов
Как готовиться к причастию внутренне?
Стараться все, что мы должны делать перед причастием, делать не только внешне, но и внутренне. Вот так и будет подготовка к причастию внутренне. Стараться, чтобы наши молитвы перед причастием были внимательны - не просто вычитывание правила. Внимательно и сосредоточенно готовиться к исповеди. И еще один такой важный момент: мы должны считать, что мы недостойны идти причащаться и в тоже время идти. И то и другое должно быть.
Когда мы начинаем так считать, что «мне все можно, вот я пойду и причащусь» - значит, мы теряем страх Божий. Если же считаем, что недостойны, и не идем причащаться, то мы тоже не выполняем эту заповедь. Сказано: «Со страхом Божием и верою приступите...». То есть со страхом и верою, но приступите! Значит, мы будем приступать, но со знанием, что мы недостойны.
Св. прав. Алексей Мечев об этом говорил: когда вы идете исповедоваться, считайте, что вы не достойны, чтобы вас допустили. И было много случаев описано близкими к нему людьми, когда приходили люди на исповедь, с виду благочестивые, как будто серьезные, и он их не допускал к причастию: вот человек пришел, с серьезным видом, исповедовался и был не допущен, ушел в великой скорби. И вот о. Алексей на недоумение во взгляде одного своего приближенного так и ответил: подойдешь причащаться, не думай, что достоин, пошел и тебя допустили. Считай себя недостойным. Вот так вот и будем делать, и это и есть внутреннее приготовление к причастию.
иерей Михаил Немнонов
Можно ли целовать руку священника и иконы после причастия?
Скажите, пожалуйста, правильно ли после Причастия, когда целуешь крест, не целовать руку священника? А иконы? Спаси Господь.
После принятия Святых Таин Вы сразу выпиваете запивку и вкушаете кусочек просфоры, таким образом, во рту уже не остается Святых Частиц. После этого можно прикладываться к иконам, а также вместе со всеми подходить к целованию креста. И причастившиеся и непричастившиеся за Литургией при целовании креста по обычаю целуют священнику руку.
диакон Павел Миронов
Говорят, после причастия нельзя христосоваться?
Еще говорят, что нельзя троекратно целоваться после Причастия, целовать детей?
Известно, что многие думают, если они после Причастия кого-то поцелуют, то от них «уйдет благодать». Это предрассудок. В первую очередь причастившийся человек должен хранить себя от всего недушеполезного, от суеты, от греха.
диакон Павел Миронов
Как понять, в каком храме можно приступать к Причастию?
Если находишься в путешествии или просто далеко от дома, как понять, в каком храме можно приступать к таинствам исповеди и причастия, а в каком нет? В храмах Московского Патриархата, понятно, можно, а в других православных храмах?
Когда путешествие совершается по России, то, войдя в храм, если есть серьезные сомнения, можно деликатно спросить – относится ли этот храм к Русской Православной Церкви или нет, и тогда решать, можно ли здесь причащаться. Находясь за границей, задать подобный вопрос в храме будет не всегда удобно. Не имея убедительных свидетельств о принадлежности храма Православной Церкви, самому разобраться в этом будет трудно. Поэтому исповедоваться и причащаться лучше в храме, относительно которого сомнений никаких нет.
иерей Димитрий Туркин
священник Александр Пикалев
Я практически уверен, что каждый или почти каждый священник, служащий на приходе, во время Великого поста или непосредственно перед ним, страдает от докучливых вопросов прихожан и просто людей, случайно заходящих в , о том, как поститься, что есть, что не есть, когда можно масло, когда рыбу, когда нельзя ни того, ни другого, сколько раз в день и в какое время есть и т.д. и т.п.
И невольно возникает такое впечатление, что православный пост есть такая необыкновенно сложная и изощренная диета, которая ни одному специалисту-диетологу не приснится и в кошмарном сне.
Да, к сожалению, очень и очень не редко для постящихся время поста становится временем скрупулезного исследования надписей на упаковках пищевых продуктов: есть ли в составе молоко, яйца и т.п., пусть в ничтожных количествах, но их наличие даже на уровне 0,001% уже делает продукт негодным к употреблению.
Когда я, зайдя однажды в супермаркет, решил посмотреть на окружающее меня изобилие глазами такого вот гастрономического фарисея, то был поставлен в совершеннейший тупик надписью на коробке с рисовыми хлопьями. Надпись гласила: «продукт МОЖЕТ содержать незначительное количество молока». И тут возникает дилемма не слабее гамлетовского «быть или не быть?» – «содержит или нет?» из надписи следует, что продукт МОЖЕТ содержать молоко, следовательно, может и НЕ содержать. И как тут быть бедному постящемуся без проведения серьезной экспертизы, непонятно.
Может то, что я пишу, кому-то покажется насмешкой над христианским воздержанием и благочестием, но описанное – лишь самая безобидная степень постовых суеверий. Например, бытует мнение, что в пост нельзя есть ничего вкусного, сиречь сладкого, соленого, приправленного, ничего чтобы доставляло приятные вкусовые ощущения, т.к. это уже страшный грех гортанобесия. Так же весьма не рекомендуется соевое «мясо» (у кого только язык повернулся назвать эту гадость мясом – прим. авт. ) т.к. оно, якобы похоже(?) на мясо, следовательно. вкушающий этот растительный продукт, думает о мясе и в мыслях своих нарушает пост.
Но это все опять же, мелочи. Бывают случаи откровенного постового мазохизма, когда не в меру постящийся доводит себя как минимум до голодного головокружения, потому что (это чаще всего бывает на первой неделе поста) не позволяет себе сделать до захода солнца даже глотка воды. Я лично знал одну «великую постницу», которая надкусив булочку и проглотив кусочек, обнаружила в булочке крем. Тут же она кинулась бегом в санузел, чтобы при помощи известного способа извлечь назад из организма «небогоугодное» брашно.
К таким же суеверным курьезам можно отнести и не имеющие непосредственного отношения к Великому посту суеверия: не есть мяса в день причастия (кстати, такую рекомендацию иногда можно услышать и от священнослужителей), не есть ничего 2 часа после причастия, ждать пока «всосется», не есть после причастия рыбу, а уж если забыл и поел и уж если выплюнул косточки, то сжигаются они с такими церемониями, с какими, наверное не приносилась жертва всесожжения в ветхозаветном Храме. Существует необыкновенно стойкая традиция (которую опять же нередко поддерживают священнослужители) поститься перед причастием несколько дней (обычно три) даже в те дни, в которые пост запрещен уставом (суббота и воскресенье). Абсурдность этой традиции усугубляется еще и тем, что священники, благословляющие такой пост, сами его не соблюдают и с чистой совестью едят мясо перед воскресной всенощной, не смотря на то, что завтра служить Литургию, воплощая слова Христа: «связывают бремена тяжелые и неудобоносимые и возлагают на плечи людям, а сами не хотят и перстом двинуть их» ().
Но если все сказанное можно назвать досадным недоразумением, существующим либо по причине невежества, либо показного благочестия или неразумной ревности по вере, то особенно хотелось бы выделить одно кощунственное и антицерковное суеверие – недопущение всех без разбору верующих к Евхаристии на Пасху и всю Светлую седмицу под предлогом: мол, они весь пост постились, причащались, а теперь поста нет и причащаться не надо. Таким образом приходится наблюдать, что пасхальные Литургии всю Светлую седмицу – время особого торжества Церкви, особой радости, время Праздника праздников и Торжества торжеств (а церковное торжество вне Евхаристии – НЕ церковное торжество), превращаются в театр одного актера и слова ектеньи: «о предложенных и освященных Честных Дарех Господу помолимся» звучат в пустом пространстве, некому о них молиться, т.к. в эти центральные для всего богослужебного года дни никто этим Дарам не причастен.
Но вернемся к Великому посту и к тому досадному обстоятельству, что очень часто это пост сводится для нас к изучению содержимого собственной тарелки. В связи с этим мне в голову невольно пришла мысль: если бы сейчас к власти пришли какие-нибудь тайные враги Церкви, то для того, чтобы деморализовать верующих им не пришлось бы, подобно Юлиану Отступнику, кропить все подряд идоложертвенной кровью. Достаточно было бы на всех продуктах написать, желательно покрупнее, что в состав входят молоко и яйца. Смута, не меньшая по масштабу, чем недавняя эпидемия ИННизма, была бы гарантирована.
Конечно же нельзя говорить, что пост в пище есть что-то маловажное и третьестепенное. О важности и пользе постового воздержания в пище пишут все святые отцы, и каждый нелицемерно постящийся знает, как они правы. Речь о другом. О том, что однобокое, чисто гастрономическое понимание поста без нравственной и духовной основы, которая есть покаяние, Евхаристия и рождающееся от них смирение. Пост без смирения превращается в свою противоположность. Всем известно, что злой и голодный человек это гораздо хуже, чем просто злой. И тут сам собой вспоминается один литературный анекдот: убили разбойники ночью на дороге мужика, обыскали труп, денег не нашли. Нашли котомочку, а в ней хлеб и сало. Хлеб забрали, а сало не тронули, потому что был Великий пост.
Тем не менее пост необходим. И как все в Церкви, пост регламентирован уставом. Вот там-то, в Типиконе, и написано, когда с маслом, когда без масла, когда можно рыбу и т.п. Но прежде чем избрать для себя Типикон как непреложное руководство в деле поста, надо вспомнить, что это древний монашеский устав, устав древних и истинных, а не показушных, подвижников, для которых строгость телесного поста была полностью созвучна их духовному и нравственному воздержанию. Духовная и телесная жизнь находилась у них в полной симфонии. Поэтому пост по Типикону для современных любителей гламурных журналов и «Поля чудес» – это просто насмешка над постом и его профанация.
Еще необходимо отметить, что пост строго по Уставу рассчитан на здорового человека и само собой неприемлем к больным, старикам, детям, беременным и кормящим женщинам или людям, занимающимся тяжелым физическим трудом. И такой ситуации Устав уступает место объективным человеческим нуждам. И нет ничего антиправославного, что крестьянам, работающим весной в поле во время поста, разрешаются молочные продукты, а учащимся (даже семинаристам) рыба, потому что типикон ведь не с неба упал. Его писали люди. И одним из самых ярких свидетельств его человечности служат слова стоящие в начале главы о Святой Четыредесятнице: «в понедельник первыя седмицы знаменает параекклесиарх к свету коснее, вечернего ради утешения», по-русски: «в понедельник первой недели поста утром пономарь созывает братию на молитву позже обычного по причине вчерашнего застолья». На языке типикона словом «утешение» обозначается наличие на монастырской трапезе вина и чисто по человечески понятно, что тому, кто выпил накануне спиртного несколько больше обычного, сегодня не мешает поспать подольше. Вот об этой человечности устава неплохо бы вспомнить его чрезмерным ревнителям.
Постясь телесно, нельзя забывать, ради чего мы постимся, какой цели служит это церковное средство. Пост – это подвиг нашего церковного единства, единства не просто традиционалистического, не просто проявления единства наших убеждений, а прежде всего проявления единства евхаристического, без которого пост превращается просто в пустую внешнюю форму.
Прекрасным примером правильного отношения к Евхаристии, служит историческое повествование о гонениях римского императора Диоклетиана (конец III – начало IV века) гонения эти были самыми сильными за всю трехсотлетнюю историю гонений. Никто до него не проливал столько христианской крови.
Император, будучи человеком весьма неглупым, сумел найти основной нервный узел Церкви и нанести в него удар. Он своим указом объявил вне закона евхаристические собрания христиан, а тех, кто в них участвует – государственными преступниками, заслуживающими смертной казни. Диоклетиан издал такое распоряжение, прекрасно зная, что христиане не смогут не собираться на Евхаристию, не смогут жить без Причастия, и конечно же не ошибся. Возможность участвовать в Евхаристии была для первых христиан дороже жизни.
Легко можно себе представить, как бы был озадачен великий гонитель, если бы попытался провернуть такой маневр сегодня. Кругом вроде бы христиане, а хватать и львам скармливать некого.
Мы необыкновенно много теряем, видя в посте только диету, которая предшествует обильному пасхальному столу. Пост – это напоминание нам о нашей греховности, напоминание о том, как мы зависимы от материального мира, от сытости и как мы в этой зависимости перестаем быть рабами Христа. Пост напоминает нам об утраченном Небесном отечестве, недаром за Всенощным бдением звучат слова 136-го псалма – плача плененных вавилонянами израильтян. Это напоминание нам о том, что мы на земле чуждей, на которой нельзя петь песнь Господню.
Суть поста не в посте, а в Пасхе, а суть Пасхи в спасении, обОжении человеческой природы, даруемой нам через Причастие.
Поэтому православный пост, как и вообще христианская жизнь, должен свидетельствовать о том, что христианин живет для того, ради чего не страшно умереть. И поэтому Диоклетиан не ошибся.
Как вести себя перед Святым Причастием? Можно ли утром чистить зубы и пить лекарства? Чего нельзя делать после Евхаристии? Нужно ли продолжать поститься? Почему не стоит класть земные поклоны? Разрешается ли целовать иконы? Существует ли запрет на продукты с косточками? Ответы на вопросы читайте в статье.
Таинство, соединяющее человека с Богом
Причастие (Евхаристия) — центральное Таинство Церкви. Благодаря ему человек уже на земле может соединиться со Христом. Ведь подходя к чаше, мы вкушаем не хлеб и вино, а Тело и Кровь Христа, таким образом принимая Спасителя в свое сердце.
И это не какое-то символическое действие, а реальность. Чтобы люди в буквальном смысле не испугались, увидев в чаше Плоть и Кровь, Господь сподобляет нас вкушать Святые Дары под видом хлеба и вина. Но в истории христианства можно найти множество случаев, когда подходившие к чаше с сомнениями в какой-то момент ужасались. Они видели собственными глазами кровавую жидкость и даже чувствовали вкус плоти во рту. Каждый желающий может ознакомиться с такими примерами в христианской литературе, много случаев описано в книге протоиерея Вячеслава Тулупова «Чудо Святого Причащения».
Но мы бы хотели обратить внимание читателя на несколько иную тему — как вести себя в день Причастия — и поговорить о некоторых мифах.
О подготовке к Евхаристии мы уже писали в статье «Причастие в первый раз — как подготовиться?» . Здесь вы можете подробно узнать, как поститься, какие молитвенные правила читать и вообще как себя вести накануне.
Как вести себя утром перед Таинством Евхаристии?
В день Причащения следует не просто «вычитать» утреннее правило и «дочитать» последование. Стоит в первую очередь внимательно помолиться, чтобы Господь сподобил нас причаститься. Мы все недостойны Тела и Крови Спасителя, поэтому надо с благодарностью принять этот животворящий дар.
Чистить ли зубы?
Часто задают вопрос: можно ли утром чистить зубы? Некоторые «ортодоксы» считают, что нельзя. Но многие священники отвечают: можно. Почему?
Если человеку неприятно идти на работу, общаться с людьми из-за дискомфортного запаха изо рта, то разве может он в таком виде и с таким чувством подходить к Чаше? Ко Христу мы должны приходить с чистым сердцем и чистыми устами. Во всех смыслах.
Причастие и принятие лекарств
Еще один проблемный вопрос: как причаститься, если тебе обязательно с утра пить таблетки?
Епископ Марк Головков говорит, что таблетки — это не еда, а лекарство. Если у вас серьезные проблемы со здоровьем и вам опасно прерывать курс какого-то препарата, то не стоит отказываться и от таблеток, и от Святого Причастия.
Если же вы принимаете какие-то витамины или пищевые добавки, и ничего серьезного не случится, когда вы выпьете их не утром, а в обед, то зачем паниковать? Можно спокойно причаститься, а уже придя домой, принять витамины или лекарства.
Если с поведением до Причастия все более-менее понятно, то с тем, что можно и нельзя после принятия Святых Даров, остается много вопросов.
Что можно и что нельзя после Святого Причащения?
Бить ли земные поклоны? Можно ли плеваться? Можно ли в этот день целоваться? Чистить ли вечером зубы? Многим эти вопросы покажутся смешными, но тем не менее, они часто волнуют причастников.
Нельзя грешить
Если вы спросите у священника, что нельзя делать после Причащения, то он наверняка ответит одним словом: «Грешить».
Почему? Потому что вы приняли в свое сердце Христа. А Бог безгрешен. Он не может сочетаться с грехом. Поэтому если мы начинаем преступать заповеди, то в прямом смысле прогоняем Спасителя из нашего сердца.
Вот почему после Таинства Евхаристии советуют быть особо осторожными, чтобы не растерять принятую благодать. Считается, что следует мало говорить, больше молиться, благодарить Бога, по возможности избегать пустых разговоров и компаний.
Ведь если бес не может искусить нас напрямую, то попытается это сделать через родных и друзей или даже случайных людей.
Всегда благодарите
Если человек делает нам что-то доброе или приятное, так и хочется его отблагодарить. Но как отблагодарить Господа, Который ради нашего спасения принял крестную смерть и дал нам возможность соединиться с ним в Таинстве Евхаристии? Никаких земных слов не хватит. Но это совсем не значит, что не нужно и пытаться.
Кланяться или не кланяться?
Считается, что в день Святого Причащения не следует класть земные поклоны. Почему?
Стояние на коленях — это знак раскаяния, плача о грехах. А причастившийся человек радуется, а не плачет и скорбит. Он принял в свое сердце Христа.
Соблюдать ли пост далее?
Некоторые духовники благословляют своих духовных чад на протяжении дня воздерживаться от скоромной пищи и вина. Стоит сказать, что подобных предписаний нет. Откуда же тогда появился такой обычай?
После Святого Причастия очень легко рассеять благодать. И обильная трапеза может этому поспособствовать. Вы хорошенько пообедали, затем вам захотелось поспать. Мысли о молитве и смысле Таинства отошли на второй план. Вот из-за этого некоторые священники и не благословляют вкушать тяжелую жирную пищу и пить вино.
Но умеренная трапеза, даже если на ней присутствуют мясо, молочные продукты и вино, не навредит. Так что главный акцент в этом вопросе — это умеренность.
Можно ли плеваться и есть ягоды с косточками?
Наверняка вам приходилось слышать от верующих людей или даже священников, что после Таинства Евхаристии нельзя ничего выплевывать. Как это понимать и стоит ли придерживаться этого правила?
Этот запрет связан с благочестивым побаиванием, дабы случайно не выплюнуть частичку Святых Даров. Но чтобы минимизировать такой риск, после Причастия мы обязательно принимаем запивку — святую воду или разбавленное вино и кусочки просфоры.
Более того: во время Святого Причащения советуют глотать частичку полностью, не разжевывая ее. Тогда у вас не возникнет страха — а вдруг я случайно выплюну частичку вместе с едой, во время чистки зубов вечером.
Некоторые священники все же для страховки советуют не употреблять определенные продукты, из-за которых нам придется «плеваться»: рыбу с костями, ягоды с косточками и так далее. Если же пришлось употреблять их, то часто советуют аккуратно собрать косточки и сжечь их.
В общем, по этому вопросу мнения священников расходятся: одни говорят, что есть смысл в таких действиях, другие же призывают не отцеживать комара.
Как поступать вам? Либо посоветуйтесь со священником, у которого исповедуетесь, либо действуйте по совести или вообще избегайте возможных ситуаций. Не обязательно же в день Святого Причастия вкушать именно продукты с косточками.
Можно ли чистить зубы, целовать иконы и родных?
Если вы приняли Причастие, проглотив частичку без разжевывания, то вряд ли стоит беспокоиться, что вы нечаянно вычистите частичку Святых Даров. Если же остаются какие-то побаивания, то, возможно, стоит воздержаться от вечернего ухода за зубами.
И последний вопрос из этой категории: можно ли прикладываться к иконам и целовать родных?
Запрет целовать крест и иконы выглядит как проявление чрезмерного благочестия. После Таинства Евхаристии можно и нужно прикладываться к святыням.
На целование родных, супружеские поцелуи конкретных запретов нет. Но причастившийся должен по возможности воздерживаться от чувственных переживаний и больше времени уделять молитве. В общем, это сугубо индивидуально.
О том, что нельзя делать после Причастия, также рассказывает священник Максим Каскун:
Забирай себе, расскажи друзьям!
Читайте также на нашем сайте:
Показать еще
Когда усопшего нужно проводить в последний путь, его родственники довольно часто грешат всевозможными суевериями и нелепостями. Современное представление о смерти у многих практически ничем не отличается от взглядов наших далеких предков - язычников.
Евхаристия или Причащение Святых Христовых Тайн было установлено самим Спасителем во время Тайной Вечери. Во время божественной литургии вино таинственным образом превращается в кровь Спасителя, а хлеб — в его тело. Во время принятия Святых Даров мы принимаем Христа в свое сердце, становимся единым целым с Господом. Как вести себя после причастия? Что разрешается делать, а что запрещено? Рассмотрим вопросы подробно.
На Тайной Вечере впервые свершилось Таинство Святого Причастия, где отождествил свое тело с хлебом, а вино с проливаемой за грехи кровью.
Причащающийся соединяется с Господом посредством вкушаемого хлеба и вина. Это действо непостижимо для человеческого разума, поэтому происходящее нужно воспринимать верой.
Человек должен верить, что в каждой частичке святого причастия находится тело и кровь Христа.
Отцы церкви учат, что без Таинства Причастия невозможно достичь царства небесного и войти в жизнь вечную. Это учение было дано нам Господом, о чем записано в евангелии:
Как переводится слово «евхаристия»? Это слово греческого происхождения, оно переводится как «благодарение». Мы благодарим бога, что через жертву Христа получаем спасение и искупление от грехов. Это по сути возвращение потерянного , из которого были изгнаны и . Мистическая тайна Евхаристии основана не просто на жертве, а на жертве любви к человеку. Искупление падшей человеческой природы — вот что обозначает крестная жертва Христа.
Принимая участие в Евхаристии, мы становимся причастными искуплению — искупленными и свободными от вечного наказания.
Каким образом хлеб и вино в Таинстве Святого Причастия становятся кровью и плотью Христа? Это чудо возможно посредством снисхождения Духа Святого — вещество вина и хлеба приобретает иную, высшую природу.
Таким образом, Святое Причастие есть приобщение человеческой души к жизни вечной в царствии небесном.
Подготовка к Таинству
К Евхаристии следует подготовиться, так как это событие очень важно для верующего — оно преображает тело и душу. Во-первых, человек должен искренне верить в Спасителя и осознавать, что происходит во время Таинства. Мы должны с благоговением принимать Святые Дары, помятуя о своей недостойной грешной природе. Милость божья не имеет границ, поэтому нужно принимать ее с трепетом в душе и сердце.
Во-вторых, перед Причастием следует умиротворить свою душу и от всего сердца простить враждующих на нас. Иисус наставлял, что перед молитвой Отцу Небесному следует простить всех врагов и не держать в сердце зла на человека. Нужно не только простить обидчиков, но и попросить прощения у тех, кого мы вольно или невольно обидели сами. Это непременное условие подготовки к Таинству Причастия, о котором нужно знать.
Минимум за три дня до причастия необходимо
- держать пост, отказавшись от скоромной пищи;
- отказаться от мирских удовольствий и развлечений;
- размышлять о своих греховных поступках, в которых следует покаяться.
Накануне причастия следует прочитать Правило ко Причащению (эту книгу можно купить в церковной лавке). Также желательно посетить вечернее богослужение. Вечер и утро перед Таинством — особенное время. Нельзя кушать, курить сигареты и выпивать крепкие напитки.
Причащение Даров Святых осуществляется во время утреннего богослужения. Верующему следует прийти заблаговременно до начала литургии и исповедаться во грехах. Это правило обязательно для всех взрослых, а также для детей с семилетнего возраста.
Когда проводится Причащение? Это Таинство проводят после божественной литургии.
Правила принятия Святых Христовых Тайн:
- подойти к амвону;
- сложить руки крестообразно на груди;
- сказать вслух свое имя;
- широко открыть уста;
- после причащения поцеловать Чашу (нижнюю часть);
- принять «запивку».
«Запивка» — это разведенное горячей водой церковное вино и просфора.
Обратите внимание! Креститься и кланяться около Чаши не следует. Также не следует кланяться иконам.
Как причастить младенца? Мать должна положить его на руку, как при кормлении, личиком вверх. Священник причастит малыша и вытрет ротик платом. Не желательно сразу же давать малышу пустышку, а также поить его водой до употребления «запивки».
Когда можно покинуть церковь после причастия? Нужно дождаться, когда священник поднесет крест для целования после завершения литургии. Не забудьте прочитать благодарственные молитвы, причастившись Святых Даров.
Как вести себя после причастия
В этот день следует удаляться мирской суеты, размышлять о Господе и его милости. Не участвуйте в мирских беседах, старайтесь посвятить себя богоугодным делам, читайте духовную литературу.
Что нельзя делать после причастия:
- откровенно грешить;
- класть земные поклоны;
- вставать на колени в молитве;
- вкушать жирную пищу;
- пировать и объедаться;
- вкушать продукты с косточками;
- чистить зубы перед сном.
Грех отделяет человека от бога, поэтому считается скверной. Если вы приобщились благодати божьей, то грешные поступки просто прогонят Спасителя из вашего сердца. Чтобы не растерять полученную благодать, нужно быть очень бдительным, особенно, в день после свершения Таинства. Нечистый непременно постарается лишить вас святости, соблазнив через других людей. Поэтому старайтесь меньше общаться и разговаривать вообще.
Почему нельзя преклонять колени в молитве и класть земные поклоны? Потому что это является символом раскаяния в грехах, признания своей грешной природы. После принятия Святых Даров следует пребывать в благодарности и радости за спасение от духовной смерти, поэтому земные поклоны неуместны. После приобщения Святых Христовых Тайн верующий должен читать благодарственные молитвы, а не скорбеть о содеянных грехах.
Отцы церкви рекомендуют придерживать легкой (скоромной) пищи в день совершения причащения. Категорически запрещено посещать вечеринки с обильным застольем, тем более, принимать спиртное. Это не способствует благочестию, зато можно легко растерять божественную благодать. Можно кушать и мясную пищу, но в умеренных количествах. Если вы не уверены в себе, лучше просто выдержать диету в этот день. Ничего страшного не произойдет, если вы откажетесь от жирного мяса на ужин.
Что говорит церковь насчет еды с косточками — рыбе и фруктах? Считается, что в этот день нельзя ничего выплевывать, чтобы случайно не лишиться полученной благодати. Доводить до абсурда это правило не следует. После вкушения Святых Даров можно есть фрукты с косточками и рыбу, просто нельзя плеваться. Во-первых, это не красиво. Во-вторых, само действие лишает вас благодати. А если вы на ужин скушаете рыбу, никакой благодати не лишитесь. Но для успокоения души можно просто собрать косточки от рыбы и сжечь.
Чтобы не опасаться случайно сплюнуть частички Святых Даров, нужно хорошо прополоскать рот «запивкой», а потом ее проглотить. «Запивка» специально дается верующим, чтобы все частички причастия проникли вовнутрь и не остались в полости рта. Также священники рекомендуют проглотить Святые Дары целиком, не разжевывая: это убережет от потери божьей благодати. Это же правило относится и к чистке зубов вечером. Если его выполнить, бояться выплюнуть или вычистить частички не нужно. Однако тем, кто опасается растерять Дары, лучше не чистить зубы в день причащения.
Относительно срыгиваний причащенного младенца существует правило: собрать пищу на салфетку и сжечь. В мусор выбрасывать отрыжку нельзя. Пепел после сжигания закапывают в землю.
Многие считают, что после причастия нельзя целовать родных и иконы. Это тоже связано со страхом растерять благодать. Однако строгих запретов на этот счет не существует. Особенно это касается прикладывания к святым ликам и церковным святыням. Как можно растерять благодать, целуя иконы? Насчет поцелуев родных людей тоже нет строгих запретов. Однако эту ночь не следует посвящать любовным утехам и каким-либо мирским волнениям.
Является ли сонливость после причастия грехом?
Этот вопрос тоже интересует верующих, так как на утреннюю службу нужно рано вставать. Многих людей после обеда уже клонит ко сну. Можно ли спать после причастия? Отцы церкви так трактуют этот вопрос. Сон как бы завершает день, поэтому ранний отход ко сну не желателен. Следует посвятить остаток дня богоугодным делам, чтению молитв и духовной литературы. Сам по себе ранний отход ко сну не является грехом, но он сокращает день получения благодати.
Это к греху не относится, но является свидетельством неокрепшего духа. Для верующего человека Таинство Причащения является радостью, бодрит дух и сподвигает на богоугодные дела. Если вы ощущаете телесную слабость, значит, вы еще духовный младенец. Также во время сна человек лишается контроля разума, а в сновидениях его может соблазнить лукавый. Это очень опасно для души, поэтому следует максимально воздерживаться от раннего отхода ко сну, тем более, в обеденное время.
Итог
Приняв Таинство Причащения, мы несем в своих душах и телах Христа. Постарайтесь не растерять благодать до следующего причастия, подготовка к которому начинается сразу же после принятия Святых Даров. Глупо полагать, что к следующей Евхаристии можно быстро подготовиться за три дня, а перед этим жить обычной грешной жизнью.
Пока вы не нанесете оскорбление Святыне, присутствующей в вас, плоды Евхаристии будут действовать постоянно. Как только вы споткнетесь о грех или грешные мысли, полученная благодать тут же покинет вас.
Дорожите принятием Святых Даров, не растрачивайте жизнь на бесцельное времяпровождение. Помните, что в храме вашего тела обитает сам Христос, поэтому ведите достойный Спасителя образ жизни.