Св лука от чего помогает. Святой лука молитва об исцелении
Мало кто знает, что в детстве и молодости будущий архиерей был далек от православной веры. Мальчик из дворянской семьи, родившийся в 1877 году, много времени проводил за учебниками и был весьма любознательным. Его мать прикладывала немало усилий к воспитанию и становлению как личности. Но даже не имея представления об истинной, правильной христианской жизни, отрок познал милосердие и сострадание к другим. В чем помогает сегодня святой Лука Крымский, и какое влияние этот праведник может иметь на судьбы людей?
В мирской жизни святой носил имя Валентин, которое было дано родителями. Будучи в семье не единственным ребенком, парень с ранних лет научился уживаться с другими, делиться последним и сопереживать своим родным. Надо сказать, что с детства Валентин был очень талантливым ребенком.
С ранних лет родители замечали за ним склонность к художеству, потому прочили мальчику блестящее будущее и славу. Но, изучив перспективы в разных сферах деятельности, парень понял, что хочет помогать людям, именно потому выбрал медицинское направление и все свои силы отдал изучению хирургии.
Природный талант сослужил молодому человеку хорошую службу во время обучения в Киевском университете, куда, кстати, мальчик поступил без проблем. Приехав из провинциальной Керчи, Валентин подавал на своем факультете большие надежды и заметно выделялся среди остальных студентов. Преподаватели прочили студенту блестящую медицинскую карьеру, но выпускник решил иначе – предпочел стать земским врачом и лечить обычных людей, которые больше богачей нуждались в помощи при болезнях и сострадании.
Будучи выходцем из обеспеченной интеллигентной семьи, Валентин никогда не боялся грязной работы. Доктор охотно принимал вызовы от пациентов и посещал нуждающихся в любое время суток. За это его полюбили и стали называть не только врачевателем тела, но и души.
Поступив на работу в госпиталь, молодой человек познакомился со своей будущей женой. Его привлекла природная красота и скромность девушки, но та оказалась очень верующей. Валентину пришлось приложить немало усилий для того, чтобы уговорить красавицу на брак.
В браке с супругой у молодого врача родилось четверо детей. Жена скончалась в молодом возрасте от неизлечимой на тот момент болезни. Большая утрата заставила медика переосмыслить свою жизнь и сменить сферу деятельности. Так Валентин из обычного земского врача превратился в служителя церкви.
Жизнь во Христе
Переехав на службу в Ташкент, молодой врач еще имел надежду спасти жену. Но, вопреки его ожиданиям, южный климат не помог женщине. После кончины любимой мужчина начал принимать активное участие в церковной жизни, за что получил от действующего архиерея предложение принять церковный сан.
Служба Богу приносила овдовевшему доктору большое облегчение, потому тот еще сильнее уверовал в Господа и стал призывать на путь истинный людей со своего окружения.
Вскоре в операционном кабинете врача появилось множество икон, перед которыми он молился, не стесняясь пациентов. Начав носить рясу и приняв монашеский постриг в 1923 году, Валентин принял имя Луки. С того момента его так и называли. Так его нарекли в честь апостола, который также когда-то был врачевателем тел и обладал художественным талантом.
После окончания Великой Отечественной войны служитель Лука был направлен для служения в храме в Крымскую епархию. После соответствующего указа из Москвы в его жизни начался новый период. Свою службу Богу будущему святому приходилось совмещать с активной социальной работой и медицинской деятельностью.
В годы войны ему приходилось выполнять обязанности врача, а в послевоенное время – восстанавливать разрушенные храмы по всему полуострову. Служитель не считался с местными властями в вопросах кадрового набора, потому быстро нажил себе врагов. Но многие прихожане видели в нем настоящего спасителя для тех, кто имел физические и моральные травмы.
Важно! В 1955 году Валентину пришлось распрощаться с медицинской деятельностью, так как он потерял зрение. Перестав оперировать и отказавшись от призвания, верующий мужчина начал еще больше времени посвящать Богу.
Скончался Лука Крымский в 1961 году. На его похороны, вопреки запрету местных властей, пришло огромное количество людей, знавших его как профессионального врача, замечательного человека и служителя Бога.
Похоронен Лука Крымский был на симферопольском кладбище, которое со временем стало местом паломничества многих христиан. Даже после смерти этот служитель Господа имел власть исцелять людей от болезней. Став очевидцами многих удивительных случаев исцеления, представители властей пересмотрели свое отношение к усопшему, и со временем он был причислен к святым.
В марте 1996 года мощи Луки Крымского были перенесены в Кафедральный Собор во имя Святой Троицы, где находятся до сегодняшнего дня. Люди, которые приходят поклониться мощам, отмечают, что те источают тонкий приятный аромат и способствуют быстрому исцелению от болезней.
Интересно! Сильная 40 дневная об изменении судьбы.
Жители Симферополя и представители городских властей чтут память об этом Божьем угоднике, потому в честь святого Луки Крымского был организован музей, а также возведены два памятника.
Святой Лука Крымский прожил долгую жизнь и умер в почтенном возрасте 84 лет. Иконы святого, как и мощи Луки Крымского, сегодня объект для поклонения. На иконах художники изображают его именно таким, каким люди запомнили Луку в его последние годы жизни: старцем с мудрыми глазами, добродушным лицом и убеленной сединами бородой.
При жизни Валентин имел плохое зрение, потому носил очки, но на иконах этот атрибут не изображается. Считается, что в Царстве Божьем люди избавлены от всяких физических пороков. Обязательный атрибут икон с ликом святого – Евангелие в руке. Иконописцы изображают святителя Луку Крымского в рясе и соответствующем головном уборе, так как большую часть своей жизни врач посвятил служению Господу.
Важно! Сегодня некоторые люди молятся не только перед иконами, но и перед фото этого целителя.
Сила исцеления, дарованная святому
На протяжении жизни Лука Крымский совершил много чудес по воле Господа. Часто ему приходилось лечить людей не только при помощи медицинских навыков, но и молитвой, а также возложением рук. Известен случай, когда из последних сил к Луке пришла верующая женщина, просящая благословения на проведение операции по ампутации ног.
Много лет страдая от гангрены, несчастная не имела другого выбора, кроме как решиться на такой отчаянный шаг. Но целитель не благословил женщину на операцию, а попросил ее задержаться и усердно молиться о выздоровлении вместе с ним. Через несколько дней болезнь полностью отступила, и изумленная верующая пошла проповедовать слово Божье и свидетельствовать о необыкновенной силе служителя храма.
Часто Луке приходилось врачевать силой молитвы младенцев, страдающих от различных болезней. Один раз Лука Крымский даже спас от смерти маленького мальчика, которого привели к врачевателю с опухшей гортанью. Болезнь была запущенной, и хирургическое вмешательство, скорее всего, закончилось бы летальным исходом. Мужчина возложил руки на ребенка и начал молиться, после чего болезнь отступила. Таким образом, святой за свою жизнь вернул здоровье многим нуждающимся.
Как и при своей земной жизни, в наши дни Лука Крымский совершает чудеса и ставит на ноги людей, нуждающихся в избавлении от болезней. В 2000 году по воле святого был исцелен греческий православный священник, у которого была парализована рука. Во сне крымский архиерей явился к священнику и сказал, что он провел операцию над его рукой. Проснувшись, мужчина заметил на постели капли крови, и изумленно засвидетельствовал всем свое исцеление.
Важно! В 2009 году Лука Крымский помог девушке Елене, которая пережила сложную операцию на сердце. Пациентка должна была очнуться от наркоза сразу после вмешательства, но впала в кому. Оживить ее удалось только после того, как родители, посетившие Кафедральный Собор Святой Троицы, привезли в палату священное масло от мощей святого Луки.
О чем ему молятся и с какими просьбами приходят люди к иконам святителя? В основном эти просьбы связаны со здоровьем.
- молитвы о здравии детей;
- мольбы об исцелении от тяжких болезней;
- ходатайство о благополучии и хорошем самочувствии родителей;
- молитвы-благодарности за исцеление;
- просьбы о защите от болезней всей семьи;
- молитвы малоимущих, не имеющих средств на лечение;
- просьбы беременных женщин о легких и быстрых родах.
Как правильно молиться
Молитва к Луке Крымскому должна быть от чистого сердца. Не важно, будете вы обращаться к святому заученным текстом или своими словами, главное, чтобы сказанные вами фразы были искренними. Не пытайтесь во время молитвы что-то утаить. Помните о том, что святой все видит и знает ваши помышления. И если вы хотите, чтобы он ходатайствовал за вас перед Богом, значит, будьте с ним откровенны.
«Святой отче, видишь ты нужду мою и знаешь, как мне помочь. Прошу тебя исцелить меня от недуга и не подпускать ко мне никакую хворь. В руки твои отдаю судьбу мою и верю, что поможешь мне в беде моей. Да будет по слову твоему, аминь!».
Для того чтобы обезопасить себя от болезней, необходимо выучить несколько молитв, которые помогут в разных ситуациях:
- утренние молитвы о хорошем самочувствии на день;
- вечерние молитвы о хорошем сне и легком пробуждении;
- повседневные защитные просьбы об утолении боли в разных частях тела;
- молитвы об исцелении от тяжелых болезней и внезапных травм.
Полезное видео
Подведем итоги
Кто такой святой Лука, знают все православные люди. К нему часто обращаются по многим вопросам, веруя, что молитвы будут услышаны. Как при жизни, так и сейчас медик-святитель остается отзывчивым к каждой нуждающейся в защите душе. Помогает Святой Лука всем, кто искренне просит об этом.
Святого Луку Крымского почитают три раза в год:
11 июня (29 мая по старому стилю). Дата была установлена в честь мирного окончания земного пути Святого.
18 марта (5 марта по старому стилю). В этот день празднуется обретение многоцелебных мощей Святители Луки Крымского.
7 февраля (25 января по старому стилю). Торжество приурочено к Собору новомучеников и исповедников Российских.
В своих молитвах к Святому обращаются представители медицинских профессий, и особенно хирурги, над которыми Святитель взял Небесное Покровительство. Молятся ему и люди, обремененные различными недугами, те, кто ожидает операции или уже утратил надежду на помощь врачей.
Православные христиане гордятся не лишь божественными фигурами, о которых слагали множество легенд и пересказывали другим поколениям. Также большое значение в их жизни занимают и обычные священнослужители, которые на протяжении своего земного пути завоевывали любовь и сердца обычных прихожан своей стойкостью, мудростью и непоколебимой верой в Господа Бога. Одним из наиболее популярных священников своего времени был высокочтимый Лука Войно-Ясенецкий, который родился в 19-том веке и жил в самом центре Керчи. В его честь был изготовлен православный образ святейшего Луки, на котором выгравирован седоволосый старик, поднявший руку в молитвенном жесте.
В мире есть несколько версий данной иконы, которые изображают Луку Крымского на фоне лесного пейзажа или в чудесных одеяниях архиепископа. На сегодняшний день, в современном контексте, его принято изображать со специальным чемоданчиком, который служит ему аптечкой для лечения больных и немощных людей. Этим жестом подчеркивается его целительная сила и величайшая мудрость. Молятся и приобретают чудодейственную икону святителя Луки те люди, которые изнемогают от собственных тяжелых болезней или заболеваний у родных и близких. Покупается образ в различных его проявлениях – это писанная по дереву икона, вышитая бисером или, даже, вылитая из чистого золота!
Почему икона святителя Луки Войно-Ясенецкого такая популярная? В первую очередь, это связано с популярностью Луки, как исцелителя и врача, у которого имеется огромный перечень знаний относительно медицины тела и лечения души. Стоит отметить, что мужчина провёл в тюрьме и ссылках около одиннадцати лет. Взглянув на его изображение, на иконе, можно по его глазам понять глубину страданий за каждого верующего человека на этой планете. Некоторые поговаривали, что Сам Бог преподнёс Луке этот Божественный Дар, ведь он был способен исцелить те болезни, которые не поддавались лечению в традиционных больницах, в буквальном смысле воскрешая человека. Всю свою сознательную жизнь Лука Крымский проводил в различных научных работах, которые впоследствии дали огромный толчок в дальнейшее развитие медицины. Есть два праздника, которые посвящены памяти талантливого врача и священнослужителя – это 18 марта, когда православные христиане отмечают день обретения мощей святителя, а также 11 июля – непосредственно день его памяти.
Какое глубинное значение скрыто в иконе Луки Войно-Ясенецкого? Все, кто знаком с жизненной позицией мужчины, говорили, что он был невероятно мужественным, храбрым и добрым. Наиболее ярко это проявлялось в эпоху всеобщего атеизма. Он ездил с проповедями по многим русским городам, читая лекции в университетах. Интересно то, что на лекцию он всегда облачался в черную рясу, а поверх неё одевал большой знаменный крест. В больничном отделении, где он работал, всегда висели иконы с изображением Богородицы и Иисуса Христа. К нему приходила полиция с требованием сжечь проявление религиозного искусства, но всегда уходила ни с чем.
Большое количество верующих христиан говорят, что даже после гибели Луки Крымского, они ощущают его исцеляющую силу. Приходя в храм, чтобы прочесть молитву святому Луке, они зачастую получают благодатное воздействие на их жизнь и физическое состояние. Это и есть истинный смысл данной иконы – невероятное мужество, дар исцеления и сила духа могут передаваться не только посредством физического контакта, но и путём молитве в честь того человека, который обладал Божественным даром.
(1877–1961)
Святитель Лука, в миру Валентин Феликсович (Войно-Ясенецкий) родился в Керчи, 27 апреля 1877 года. Он был третьим ребёнком в семье, а всего детей было пять.
Отец Валентина, Феликс Станиславович, принадлежал к Католической Церкви. По профессии он был аптекарем. Мать, Мария Дмитриевна, исповедовала истинную, Православную веру.
Согласно сложившимся к тому времени в России устоям, касавшимся воспитания детей, рождённых в смешанных браках, личность Валентина формировалась в русле Православных традиций. Отец его, в общем не возражал против такого подхода и не навязывал сыну собственного мировоззрения. Религиозные основы ему преподавала мать.
В 1899 году семья Войно-Ясенецких переехала в Киев. Здесь Валентин, помощью Божьей, окончил два образовательных заведения: гимназию и рисовальную (художественную) школу.
Размышляя о выборе дальнейшего жизненного пути, он рассматривал два приоритетных варианта: стать художником или врачом. Уже на стадии готовности поступать в Академию Художеств в Петербурге, он передумал и решил посвятить свои силы медицине. Важнейшим критерием выбора послужило желание облегчать людям страдания. Кроме того он считал, что на месте врача принесёт обществу больше пользы.
В 1898 году Валентин поступил в Киевский университет, на медицинский факультет. Учился он хорошо, как и подобало способному человеку, сделавшему в отношении будущей профессии обдуманный выбор. Из университета он выпустился в 1903 году. Перед ним могла открыться хорошая карьера, о которой многие, менее талантливые сверстники, могли только мечтать. Но он, к удивлению окружения, объявил, что желает стать земским, «мужицким» доктором.
Врачебная деятельность
С началом русско-японской войны Валентин Феликсович, приняв предложение руководства, отправился, на Дальний Восток, для участия в деятельности отряда Красного Креста. Там он возглавил отделение хирургии при госпитале Киевского Красного Креста, развернутом в Чите. На этой должности В. Войно-Ясенецкий приобрёл колоссальный врачебный опыт.
В этот же период он познакомился и связался узами любви с сестрой милосердия, доброй и кроткой христианкой Анной Ланской. К тому времени она отказала двум искавшим её женского внимания врачам, и как рассказывают, готова была прожить свою жизнь в священном безбрачии. Но Валентин Феликсович сумел достичь её сердца. В 1904 году молодые сочетались венчанием в местной читинской церкви. Со временем Анна сделалась верной помощницей мужу не только в семейных делах, но и в докторской практике.
После войны В. Войно-Ясенецкий осуществил свое давнее желание стать земским врачом. В период с 1905 по 1917 год он трудился в городских и сельских лечебницах, в разных регионах страны: в Симбирской губернии, затем в Курской, Саратовской, на территории Украины, наконец, в Переяславле-Залесском.
В 1908 году Валентин Феликсович прибыл в Москву, устроился в хирургическую клинику П. Дьяконова экстерном.
В 1916 году закончил писать и с успехом защитил докторскую диссертацию. Тема той докторской работы оказалась настолько важной и актуальной, а её содержание настолько глубоким и проработанным, что один из учёных в восхищении сравнил её с пением птицы. Варшавский университет почтил тогда В. Войно-Ясенецкого особой премией.
Послереволюционные годы
Первые годы после Октябрьской революции были в буквальном смысле кровавыми. В это трудное время государство испытывало особую потребность в медицинских работниках. Так что несмотря на приверженность вере, какое-то время Валентин Феликсович не был гонимым.
С 1917 по 1923 года он жил в Ташкенте, трудился в Ново-Городской больнице хирургом. Своим опытом он охотно делился с учениками, преподавал в медицинской школе (впоследствии реорганизованной в медицинский факультет).
В этот период серьёзным испытанием для В. Войно-Ясенецкого обернулась смерть горячо любимой супруги, умершей от туберкулеза в 1919 году, и оставившей без материнской заботы четырех детей.
В 1920 году Валентин Феликсович принял предложение возглавить кафедру в Государственном Туркестанском университете, недавно открытом в Ташкенте.
Священническое служение
Помимо исполнения служебных и семейных обязанностей в этот период он принимал активное участие в церковной жизни, посещал собрания Ташкентского братства. Однажды, после удачного доклада В. Войно-Ясенецкого на церковном съезде Ташкентский епископ Иннокентий высказал ему пожелание, чтобы он стал священником. Не помышлявший о таком варианте своего жизненного пути В. Войно-Ясенецкий вдруг ответил архиерею без промедления, что согласен, если это угодно Богу.
В 1921 году он был посвящен в сан диакона, а через несколько дней — в иерея. Став священником, отец Валентин получил назначение в местный, ташкентский храм, где и служил, угождая Богу. При этом он не прерывал ни врачебную, ни преподавательскую практику.
В 1923 году развернувшееся при Церкви движение обновленцев добралось до Ташкента. Епископ Иннокентий в силу ряда связанных с этим причин покинул город, не передав никому руководство над кафедрой. В этот трудный для духовенства и паствы период отец Валентин, совместно со священником Михаилом Андреевым, приложил максимум усилий для объединения местного духовенства и даже принял участие в организации съезда (санкционированного ГПУ).
Монашеское и епископское служение
В том же 1923 году отец Валентин, движимый ревностью и благочестием, принял монашеский постриг. Сообщают, что изначально Епископ Уфимский Андрей (Ухтомский) предполагал дать ему монашеское имя Пантелеймон, в честь прославленного Богом христианского целителя, но затем, выслушав его проповеди, поменял решение и остановил выбор на имени Евангелиста, врача и апостола Луки. Так отец Валентин стал иеромонахом Лукой.
В конце мая того же года иеромонах Лука был тайно поставлен во епископа Пенджикента, а через несколько дней его арестовали из-за поддержки им линии Патриарха Тихона. Выдвинутое против него обвинение на сегодняшний день кажется не только надуманным, но и абсурдным: власти обвинили его в контрреволюционной связи с какими-то оренбургскими казаками и в сотрудничестве с англичанами.
Некоторое время арестованный святитель томился в темнице Ташкентского ГПУ, а затем его доставили в Москву. Вскоре ему позволили проживать на частной квартире, но потом вновь взяли под стражу: сперва в Бутырскую тюрьму, а после — в Таганскую. Затем страдальца отправили в ссылку на Енисей.
В Енисейске он служил на дому. Кроме того, ему разрешили оперировать, и он спас здоровье не одному жителю. Несколько раз святителя переводили из одного места в другое. Но и там он использовал все возможности для служения Богу, лечения людей.
После окончания ссылки, епископ Лука возвратился в Ташкент, служил в местном храме. Но советские власти не собирались оставлять архиерея в покое. В мае 1931 года он подвергся очередному аресту и проведя несколько месяцев в тюрьме, услышал приговор: ссылка в Архангельск сроком на три года. В Архангельске он тоже занимался лечением больных.
Вернувшись из мест заключения, в 1934 году он посетил город Ташкент, а затем поселился Андижане. Здесь он исполнял долг архиерея и врача. Несчастьем обернулось для него подхваченная лихорадка: болезнь грозила потерей зрения и святитель пошёл на операцию (в качестве пациента), в результате которой ослеп на один глаз.
В декабре 1937 года последовал новый арест. Святителя допрашивали несколько суток подряд, требовали подписать заранее подготовленные следствием протоколы. В ответ он объявил голодовку, наотрез отказавшись подписывать то, с чем не могла согласиться его христианская совесть. Последовал новый приговор, новая ссылка, на сей раз — в Сибирь.
С 1937 по 1941 год осужденный епископ жил в местечке Большая Мурта, на территории Красноярского края. С началом Великой Отечественной войны его переселили в Красноярск и привлекли к лечению раненных.
В 1943 году святитель взошёл на Красноярскую архиепископскую кафедру, а через год его назначили архиепископом Тамбовским и Мичуринским. В этот период отношение власти к святителю, как будто, изменилось. В феврале 1946 года, за научные разработки в области медицины, он удостоился государственной награды — Сталинской премии.
В мае 1946 года святитель Лука стал архиепископом Крымским и Симферопольским. В это время начала прогрессировать болезнь его глаз, а в 1958 году он полностью ослеп. Однако, как вспоминают очевидцы, в этом состоянии святой не только не утратил бодрости духа, но и не потерял способности самостоятельно приходить в храм, прикладываться к святыням, участвовать в богослужении.
11июня 1961 года Господь призвал его в Своё Небесное Царство. Похоронили святителя на Симферопольском кладбище.
После себя он оставил ряд научных и богословских работ. Среди последних уместно отметить: , Господня, .
Тропарь святителю Луке (Войно-Ясенецкому), архиепископу Крымскому, глас 1
Возвестителю пути спасительного, / исповедниче и архипастырю Крымския земли, / истинный хранителю отеческих преданий, / столпе непоколебимый, Православия наставниче, / врачу богомудрый, святителю Луко, / Христа Спаса непрестанно моли / веру непоколебиму православным даровати // и спасение, и велию милость.
Кондак святителю Луке (Войно-Ясенецкому), архиепископу Крымскому, глас 1
Якоже звезда всесветлая, добродетельми сияющи, / был еси святителю, / душу же равноангельну сотворил еси, / сего ради святительства саном почтен был еси, / и во изгнании же от безбожных много пострадал еси / и непоколебим верою пребыв, / врачебною мудростию многия исцелил еси. / Темже ныне честное тело твое, от земных недр обретенное дивно, / Господь прослави, / да вси вернии вопием ти: / радуйся, отче святителю Луко, / земли Крымския похвало и утверждение.
Молитва
О всеблаженный исповедниче, святителю отче наш Луко, великий угодниче Христов. Со умилением приклоньше колена сердец наших, и припадая к раце честных и многоцелебных мощей твоих, якоже чада отца молим тя всеусердно: услыши нас грешных и принеси молитву нашу к милостивому и человеколюбивому Богу, Емуже ты ныне в радости святых и с лики ангел предстоиши. Веруем бо, яко ты любиши ны тою же любовию еюже вся ближния возлюбил еси, пребывая на земли. Испроси у Христа Бога нашего да утвердит чад Своих в духе правыя веры и благочестия: пастырям да даст святую ревность и попечение о спасении вверенных им людей: право верующия соблюдати, слабые и немощныя в вере укрепляти, неведущия наставляти, противныя обличати. Всем нам подай дар коемуждо благопотребен, и вся яже к жизни временней и к вечному спасению полезная. Градов наших утверждение, земли плодоносие, от глада и пагубы избавление. Скорбящим утешение, недугующим исцеление, заблудшим на путь истины возвращение, родителем благословение, чадом в страсе Господнем воспитание и научение, сирым и убогим помощь и заступление. Подаждь нам всем твое архипастырское благословение, да таковое молитвенное ходатайство имущи, избавимся от козней лукаваго и избегнем всякия вражды и нестроений, ересей и расколов. Настави нас на путь ведущий в селения праведных и моли о нас всесильнаго Бога, в вечней жизни сподобимся с тобою непрестанно славити Единосущную и Нераздельную Троицу, Отца и Сына и Святаго Духа. Аминь.
Ходит по России
странная молва, будто в советское уже время жил хирург-священник.
Положит он
больного на операционный стол, прочитает над ним молитву, да йодом и поставит
крест «в том месте, где надо резать. А уж после того берется за скальпель.
И операции
у того хирурга отменные: слепые прозревали, обреченные поднимались на ноги. То
ли наука ему помогала, то ли Бог... «Сомнительно»,- говорят одни. «Так оно и
было»,- утверждают другие.
Одни говорят: «Партком служителя культа ни за что бы
в операционной не потерпел». А другие им в ответ: «Бессилен партком, поскольку
хирург тот не просто хирург, а профессор, и не тая себе священник-батюшка, а
полный епископ».
«Профессор-епископ? Так не бывает»,- говорят опытные люди.
«Бывает,- отвечают им люди не менее опытные.- Этот профессор-епископ еще и
генеральские погоны носил, а в минувшей войне всеми госпиталями Сибири
управлял».
(из книги Марка Поповского "Жизнь и житие Святителя Луки Войно-Ясенецкого,архиепископа и хирурга")
Архиепископ Лука, в миру Валентин Феликсович
Войно-Ясенецкий
, родился в Керчи 27 апреля 1877 года в семье аптекаря. Отец его
был католиком, мать - православной. По законам Российской Империи дети в
подобных семьях должны были воспитываться в православной вере. Он был третьим
из пятерых детей.
В Киеве, куда семья переехала впоследствии, Валентин окончил гимназию и
рисовальную школу. Собирался поступать в Петербургскую Академию Художеств, но
по размышлении о выборе жизненного пути решил, что обязан заниматься только
тем, что "полезно для страдающих людей", и избрал вместо живописи
медицину. Однако на медицинском
факультете Киевского Университета св. Владимира все вакансии были заняты, и
Валентин поступает на юридический факультет. На какое-то время влечение к
живописи снова берет верх, он едет в Мюнхен и поступает в частную школу
профессора Книрра, но через три недели, затосковав по дому, возвращается в
Киев, где продолжает занятия рисованием и живописью. Наконец Валентин
осуществляет свое горячее желание "быть полезным для крестьян, так плохо
обеспеченных медицинской помощью",
и поступает на медицинский факультет
Киевского университета св. Владимира. Он учится блестяще. "На третьем
курсе, - пишет он в "Мемуарах", - произошла интересная эволюция моих
способностей: умение весьма тонко рисовать и любовь к форме перешли в любовь к
анатомии..."
В 1903 году Валентин Феликсович закончил университет. Невзирая на уговоры
друзей заняться наукой, он объявил о своем желании всю жизнь быть
"мужицким", земским врачом, помогать бедным людям
.
Началась
русско-японская война. Валентину Феликсовичу предложили службу в отряде
Красного Креста на Дальнем Востоке. Там он заведовал отделением хирургии в
госпитале Киевского Красного Креста Читы, где он познакомился с сестрой
милосердия Анной Ланской и обвенчался с ней. В Чите молодые супруги прожили
недолго.
С 1905 года по 1917-й В.Ф. Войно-Ясенецкий работает в городских и сельских
больницах Симбирской, Курской и Саратовской губерний, а также на Украине и в
Переславле-Залесском. В 1908 году он приезжает в Москву и становится экстерном
хирургической клиники профессора П.И. Дьяконова.
В 1916 году В.Ф. Войно-Ясенецкий защитил докторскую диссертацию
"Регионарная анестезия
", о которой его оппонент, известный хирург
Мартынов сказал: "Мы привыкли к тому, что докторские диссертации обычно
пишутся на заданную тему, с целью получения высших назначений по службе, и научная
ценность их невелика. Но когда я читал Вашу книгу, то получил впечатление пения
птицы, которая не может не петь, и высоко оценил ее". Варшавский
университет наградил Валентина Феликсовича премией имени Хойнацкого за лучшее
сочинение, пролагающее новые пути в медицине.
С 1917 года по 1923-й он работает хирургом в Ново-Городской больнице Ташкента,
преподает в медицинской школе, преобразованной затем в медицинский факультет.
В 1919 году от туберкулеза умирает жена Валентина Феликсовича, оставив четверых
детей: Михаила, Елену, Алексея и Валентина.
Осенью 1920 года В.Ф. Войно-Ясенецкого приглашают возглавить кафедру
оперативной хирургии и топографической анатомии открывшегося в Ташкенте
Государственного Туркестанского университета.
В это время он активно участвует
и в церковной жизни, посещает заседания ташкентского церковного братства. В
1920 году на одном из церковных съездов ему было поручено сделать доклад о
современном положении в Ташкентской епархии. Доклад получил высокую оценку
епископа Ташкентского Иннокентия. "Доктор, вам надо быть
священником", - сказал он Войно-Ясенецкому. "У меня не было и мыслей
о священстве, - вспоминал Владыка Лука, - но слова Преосвященного Иннокентия я
принял как Божий призыв архиерейскими устами, и минуты не размышляя: "Хорошо,
Владыко! Буду священником, если это угодно Богу!"
В 1921 году Валентин
Феликсович был рукоположен в диаконы, а через неделю, в день Сретения Господня,
Преосвященный Иннокентий совершил его рукоположение во иереи. Отец Валентин был
определен в ташкентский собор, с возложением на него обязанности проповедовать.
В священном сане Войно-Ясенецкий не перестает оперировать и читать легации. В
октябре 1922 года он активно участвует в первом научном съезде врачей
Туркестана.
Волна обновленчества 1923 года доходит и до Ташкента. Епископ Иннокентий
покинул город, не передав никому кафедру. Тогда отец Валентин вместе с
протоиереем Михаилом Андреевым приняли управление епархией, объединили всех
оставшихся верными священников и церковных старост и устроили с разрешения ГПУ
съезд.
В 1923 году отец Валентин принимает монашеский постриг
. Преосвященный Андрей,
епископ Ухтомский, намеревался дать отцу Валентину при постриге имя целителя
Пантелеймона,
но, побывав на литургии, совершенной постригаемым, и послушав его
проповедь, остановился на имени апостола
, евангелиста, врача и художника св.
Луки
.
30 мая того же года иеромонах Лука был тайно хиротонисан во епископа в
церкви св. Николая Мир Ликийских города Пенджикента епископом Волховским
Даниилом и епископом Суздальским Василием. На хиротонии присутствовал ссыльный
священник Валентин Свендидкий. Преосвященный Лука был назначен епископом
Туркестанским.
10 июня 1923 года епископ Лука был арестован как сторонник Патриарха Тихона. Ему предъявили нелепое обвинение: сношения с оренбургскими контрреволкщионными казаками и связь с англичанами. В тюрьме ташкентского ГПУ Владыка Лука закончил свой, впоследствии ставший знаменитым, труд "Очерки гнойной хирургии". В августе его отправили в московское ГПУ.
В Москве Владыка получил разрешение жить на частной квартире. Служил с Патриархом Тихоном литургию в церкви Воскресения Христова в Кадашах. Святейший подтвердил право епископа Туркестанского Луки продолжать заниматься хирургией. В Москве Владыку снова арестовали и поместили в Бутырскую, а затем в Таганскую тюрьму, где Владыка перенес тяжелый грипп. К декабрю был сформирован восточно-сибирский этап, и епископ Лука вместе с протоиереем Михаилом Андреевым были отправлены в ссылку на Енисей . Путь лежал через Тюмень, Омск, Новониколаевск (нынешний Новосибирск), Красноярск. Арестантов везли в столыпинских вагонах, а последнюю часть пути до Енисеиска - 400 километров - в лютую январскую стужу им пришлось преодолеть на санях. В Енисеиске все оставшиеся открытыми церкви принадлежали "живоцерковникам", и епископ служил на квартире. Ему разрешили оперировать.
В начале 1924 года, по
свидетельству жительницы Енисейска, Владыка Лука пересадил почки теленка
умирающему мужчине, после чего больному стало легче.
Но официально первой
подобной операцией считается проведённая доктором И.И. Вороным в 1934 году
пересадка почки свиньи женщине, больной уремией.
В марте 1924 года епископа Луку арестовали и отправили под конвоем в Енисейскую
область, в деревню Хая на реке Чуне. В июне он снова возвращается в Енисейск,
но вскоре следует высылка в Туруханск, где Владыка служит, проповедует и
оперирует. В январе 1925 года его высылают в Плахино - глухое место на Енисее
за Полярным Кругом, в апреле переводят снова в Туруханск.
По окончании ссылки Владыка возвращается в Ташкент, поселяется в домике на
Учительской улице и служит в церкви Преподобного Сергия Радонежского.
6 мая 1930 году Владыку арестовывают по делу о смерти профессора медицинского
факультета по кафедре физиологии Ивана Петровича Михайловского, застрелившегося
в невменяемом состоянии. 15 мая 1931 года, после года тюремного заключения, был
вынесен приговор (без суда): ссылка на три года в Архангельск.
В 1931-1933 годах Владыка Лука живет в Архангельске, ведет амбулаторный прием
больных. Вера Михайловна Вальнева, у которой он жил, лечила больных
самодельными мазями из почвы - катаплазмами. Владыку заинтересовал новый метод
лечения, и он применил его в условиях больницы, куда устроил на работу Веру
Михайловну. И в последующие годы проводил многочисленные исследования в этой
области.
В ноябре 1933 года митрополит Сергий предложил Преосвященному Луке занять
свободную епископскую кафедру. Однако предложение Владыка не принял.
Пробыв недолго в Крыму, Владыка возвратился в Архангельск, где принимал
больных, но не оперировал.
Весной 1934 года Владыка Лука посещает Ташкент, затем переезжает в Андижан,
оперирует, читает лекции. Здесь он заболевает лихорадкой папатачи, которая
грозит потерей зрения, после неудачной операции он слепнет на один глаз. В этом
же году, наконец, удается издать "Очерки гнойной хирургии". Он
совершает церковные службы и руководит отделением ташкентского Института
неотложной помощи.
13 декабря 1937 года - новый арест. В тюрьме Владыку допрашивают конвейером (13
суток без сна), с требованием подписать протоколы. Он объявляет голодовку (18
суток), протоколов не подписывает.
Следует новая высылка в Сибирь. С 1937 года
по 1941-й Владыка жил в селе Большая Мурта Красноярской области.
Началась Великая Отечественная война. В сентябре 1941 года Владыка был
доставлен в Красноярск для работы в местном эвакопункте - здравоохранительном
учреждении из десятков госпиталей, предназначенных для лечения раненых.
В 1943-м Преосвященный Лука становится архиепископом Красноярским. Через год
его переводят в Тамбов архиепископом Тамбовским и Мичуринским. Там он
продолжает медицинскую работу: на его попечении 150 госпиталей.
В 1945 году была отмечена пастырская и врачебная деятельность Владыки: он
удостаивается права ношения бриллиантового креста на клобуке и награждается
медалью "За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941-1945
гг."
.
В феврале 1946 года архиепископ Тамбовский и Мичуринский Лука стал лауреатом
Сталинской премии 1 степени за научную разработку новых хирургических методов
лечения гнойных заболеваний и ранений
, изложенных в научных трудах "Очерки
гнойной хирургии" и "Поздние резекции при инфицированных
огнестрельных ранениях суставов".
В 1945-1947 годах им закончена работа над эссе "Дух, душа и тело",
начатая в начале 20-х годов.
26 мая 1946 года Преосвященный Лука, несмотря на протесты тамбовской паствы,
переведен в Симферополь и назначен архиепископом Крымским и Симферопольским.
1946-1961 годы были всецело посвящены архипастырскому служению. Болезнь глаз
прогрессировала, и в 1958 году наступила полная слепота.
Однако, как вспоминает протоиереи Евгений Воршевский, даже такой недуг не мешал
Владыке совершать Божественные службы.
Архиепископ Лука входил без посторонней помощи в храм, прикладывался к иконам, читал наизусть богослужебные молитвы и Евангелие, помазывал елеем, произносил проникновенные проповеди. Ослепший архипастырь также продолжал управлять Симферопольской епархией в течение трех лет и иногда принимать больных, поражая местных врачей безошибочными диагнозами.
Скончался Преосвященный Лука 11 июня 1961 года в День Всех Святых, в земле
Российской просиявших. Похоронен Владыка на городском кладбище Симферополя.
В 1996 году Святейшим Синодом Украинской Православной Церкви Московского
Патриархата было принято решение о причислении Высокопреосвященного
архиепископа Луки к лику местночтимых святых, как Святителя и исповедника веры.
18 марта 1996 года состоялось обретение святых останков архиепископа Луки,
которые 20 марта были перенесены в Свято-Троицкий кафедральный собор Симферополя.
Здесь 25 мая состоялся торжественный акт причисления Высокопреосвященного Луки
к лику местночтимых святых. Отныне каждое утро, в 7 часов, в кафедральном
Свято-Троицком соборе Симферополя совершается акафист Святителю у его раки.