Первым председателем совета министров российской империи был. Совет министров российской империи
Государственный совет - высший законосовещательный орган Российской империи в 1810-1906 годах и верхняя палата законодательного учреждения Российской империи в 1906-1917 годах.
О создании Государственного совета было объявлено манифестом «Образование Государственного совета» императора Александра I, изданным 1 (13) января 1810 года.
Предшественником Госсовета был Непременный совет, учреждённый 30 марта (11 апреля) 1801 года, который неофициально также именовался Государственным советом, поэтому дату основания последнего иногда относят к 1801 году. Образование Государственного совета было одним из элементов программы преобразования системы власти в России, разработанной М. М. Сперанским. Цели его создания были подробно раскрыты в записке Сперанского «О необходимости учреждения Государственного совета».
Порядок формирования
1. Департаменты Государственного совета до 1906 года
Департамент законов (1810-1906). Рассматривал законопроекты в области административно-территориального устройства, судопроизводства, налогообложения, существенных реформ государственного аппарата, проекты положений и штатов отдельных государственных учреждений, промышленных, финансовых и торговых обществ, общественных организаций.
Департамент гражданских и духовных дел (1810-1906). Рассматривал юридические вопросы и дела духовного управления: формы и порядок судопроизводства; толкование и применение в судебной практике отдельных статей гражданского и уголовного законодательства; возведение в дворянство и лишение такового, дела о присвоении княжеских, графских и баронских титулов; дела о наследственных, земельных и прочих имущественных спорах, об отчуждении недвижимого имущества на государственные нужды или его передаче из государственной собственности в частные руки; об учреждении новых епархий и приходов православных и иных вероисповеданий. Также в департаменте рассматривались дела, вызвавшие разногласия при решении их в Сенате или между Сенатом и отдельными министерствами.
Департамент государственной экономии (1810-1906). Занимался вопросами финансов, торговли, промышленности и народного просвещения. Рассматривал законопроекты, связанные с развитием экономики, государственных доходов и расходов, финансовые сметы министерств и главных управлений, отчеты государственных банков, вопросы налогообложения, предоставления привилегий отдельным акционерным обществам, дела по открытиям и изобретениям.
Департамент военных дел (1810-1854). Рассматривал вопросы военного законодательства; комплектования и вооружения армии; создания центральных и местных учреждений военного ведомства; средствах для обеспечения его хозяйственных нужд; сословных и служебных правах и привилегиях лиц, причисленных к военному ведомству, их судебной и административной ответственности. Фактически перестал действовать в 1854 году, но его председатель назначался до 1858 года, а члены до 1859
Временный департамент (1817). Был образован для рассмотрения и подготовки законопроектов в финансовой области: об учреждении Государственного коммерческого банка, Совета государственных кредитных установлений, а также введении питейного сбора и пр.
Департамент дел Царства Польского (1832-1862). Образован после упразднения конституционной автономии Царства Польского для рассмотрения общих вопросов политики в отношении польских земель, разработки соответствующих законопроектов, а также росписи доходов и расходов Царства Польского.
Департамент промышленности, наук и торговли (1900-1906). Рассматривал законопроекты и бюджетные ассигнования в области развития промышленности и торговли, а также просвещения; дела об утверждении уставов акционерных обществ и железных дорог; выдаче привилегий на открытия и изобретения.
2. Государственный совет в 1906-1917 годах
Манифест от 20 февраля 1906 и новая редакция Основных законов Российской империи от 23 апреля 1906 учреждали Государственный совет как законодательный орган - верхнюю палату первого российского парламента, наряду с нижней палатой - Государственной думой.
Департаменты Государственного совета в 1906-1917 годах
Первый департамент сосредоточил в своих руках главным образом правовые вопросы. Он принимал решения по вопросам, которые вызвали разногласия в Сенате, между Сенатом и Министерством юстиции, Военным советом или Адмиралтейств-советом. Рассматривал дела, касающиеся ответственности за преступления, совершенные членами Государственного совета и Государственной думы, министрами и другими высшими чиновниками (занимавшими должности 1-3 классов по Табели о рангах), а также дела об утверждении в княжеском, графском и баронском достоинстве и др.
Второй департамент был специализирован на вопросах, связанных с финансами и экономикой. Он рассматривал годовые отчеты Министерства финансов, Государственного банка, Государственного дворянского земельного банка, Крестьянского поземельного банка, государственных сберегательных касс, дела связанные с частными железными дорогами, продажей частным лицам казенных земель и др.
Полномочия Государственного совета предусматривали рассмотрение:
новых законов или законодательных предположений;
вопросов внутреннего управления, требующих отмены, ограничения, дополнения или разъяснения прежних законов;
вопросов внутренней и внешней политики в чрезвычайных обстоятельствах;
ежегодной сметы общих государственных приходов и расходов (с 1862 г. - государственной росписи доходов и расходов);
отчетов Государственного контроля по исполнению росписи доходов и расходов (с 1836 г.);
чрезвычайных финансовых мер и пр.
Совет министров Российской империи - высший исполнительный орган власти Российской империи, созданный в новом виде именным Высочайшим указом от 19 октября 1905 года для общего "управления и объединения действий главных начальников ведомств по предметам как законодательства, так и высшего государственного управления" Министры перестали быть отдельными чиновниками, ответственными перед императором каждый лишь за свои действия и распоряжения.
До того, с 1861 года, существовал орган с таким же названием под председательством императора - наряду с Комитетом министров. Он расматривал дела, которые требовали не только утверждения императора, но и личного его присутствия при их обсуждении. Заседания не были регулярными и назначались каждый раз императором.
После февральской революции 1917 года был заменён Временным правительством.
Совет министров возглавлялся Председателем совета министров.
1 ноября 1905 года граф Сергей Витте был назначен первым председателем Совета Министров России. До этого председателем Совета министров был лично царь.
Николай II пошел на назначение Витте на эту должность вопреки воле своей жены Александры Федоровны дворцового окружения. «Не так страшны конституция и парламент, как граф Витте на посту председателя Совета министров. Он затмит тебя!» - говорила императрица мужу.
Тем не менее страх перед революцией и западными кредиторами (Витте имел хорошую репутацию у европейских банкиров) заставил Николая II все же назначить графа председателем Совета министров.
Первым шагом Витте на этом посту стало приглашение к себе на дачу на Каменном острове редакторов всех крупных петербургских газет, чтобы через СМИ объявить о создании коалиционного кабинета. Однако из этой затеи у него ничего не вышло. Редакторы заявили господину Витте, что «не верят правительству», и потребовали вывести из Петербурга войска.
В результате Витте не получил любви и признания ни у либеральной части российского общества, ни у окружения царя. После пяти месяцев на посту председателя Совета министров Витте попросил у царя выход в отставку. Николай II с легкостью принял ее.
Пост председателя Совета министров просуществовал до февральской революции 1917 года, его занимали семь человек.
7 председателей Совета министров Российской империи
Сергей Юльевич Витте(1849-1915)
Витте начал служебную деятельность в управлении Одесской железной дороги. Участвовал в работе Комиссии по исследованию железнодорожного дела в России. В 1889 году был назначен директором Департамента железных дорог при Министерстве финансов, а в конце 1892 - министром финансов. Витте активно содействовал железнодорожному строительству, в том числе Транссибирской магистрали и Китайско-Восточной железной дороги. В 1897 году провел денежную реформу, введя золотой стандарт рубля, что способствовало притоку иностранных инвестиций.
Летом 1905 году Витте был направлен в Портсмут для заключения мирного договора с Японией, где он смог добиться минимальных потерь для России. За это он был возведен в звание графа.
Под руководством Витте был составлен манифест 17 октября 1905 года, провозглашавший «свободы совести, слова, собраний и союзов», и вводивший представительный орган — Государственную думу. Одновременно с обнародованием манифеста Витте был назначен первым председателем Совета министров. Он был сторонником жестких мер по подавлению революционных настроений, но в то же время пытался сотрудничать с либералами.
Иван Логгинович Горемыкин (1839-1917)
В 1895 году Горемыкин был назначен министром внутренних дел. При нем в 1897 году прошла первая всеобщая перепись населения. Горемыкин выступал против политики правительства Витте, полагая, что она подрывает устои государства.
За пять дней до начала сессии Первой Государственной думы Горемыкин был назначен председателем Совета министров, после чего боролся с парламентом все 72 дня его существования. После роспуска первого созыва Думы 8 июля 1906 года Горемыкин был заменен Петром Столыпиным.
В январе 1914 года Горемыкин возвратился на должность председателя Совета министров, которую занимал еще два года. В феврале 1917 он был арестован, давал показания Чрезвычайной следственной комиссии Временного правительства. Погиб во время нападения на свое имение летом 1917 года.
Петр Аркадьевич Столыпин (1862-1911)
С 1884 года служил в Министерстве внутренних дел. В феврале 1903-го Столыпин был назначен предводителем Саратовской губернии, где руководил подавлением крестьянских волнений. В апреле 1906 года Столыпина назначили министром внутренних дел, а в июле он занял должность председателя Совета министров. Столыпин провозгласил курс социально-политических реформ, начал проведение аграрной реформы. Под его руководством был разработан ряд других законопроектов: по реформе местного самоуправления, о всеобщем начальном образовании, о веротерпимости и др.
На жизнь Столыпина было предпринято 11 покушений. После первого из них в августе 1906 года Советом министров был принят указ о военно-полевых судах. В течение девяти месяцев было вынесено больше тысячи смертных приговоров.
3 июня 1907 года 3 Николай II подписал указ о роспуске II Государственной думы. Процедура выборов в Госдуму была изменена в пользу правых партий. Третьеиюньский переворот считается концом революции 1905-1907 годов.
1 сентября 1911 года Столыпин был смертельно ранен агентом киевского охранного отделения Дмитрием Богровым. Конечных целей его реформы так и не достигли.
Владимир Николаевич Коковцев (1853-1943)
После убийства Столыпина председателем Совета министров был назначен Владимир Коковцев, который с 1904 года занимал должность министра финансов. Он считал, что до окончания столыпинской аграрной реформы в приоритете должна быть промышленность. За 11 лет управления Коковцева финансами значительно возросли государственные доходы.
В конце января 1914 года он был вынужден уйти в отставку из-за разногласий с правыми партиями и Распутиным. В качестве компенсации он получил титул графа. В июне 1918 года Коковцев несколько дней находился под арестом, а после освобождения вместе с женой эмигрировал во Францию.
Борис Владимирович Штюрмер (1848-1917)
Штюрмер был назначен председателем Совета министров 20 января 1916 года. С марта по июль он также был и министром внутренних дел, а с июля - министром иностранных дел. Штюрмер поддерживал монархистов, состоял в «Русском собрании» и «Русском окраинном обществе». В 1915 году был избран почетным членом «Отечественного патриотического союза». Боролся против революционного движения и оппозиции в Госдуме. При отставке 10 ноября 1915 года получил чин обер-камергера. Во время Февральской революции был арестован, скончался в тюремной больнице.
Александр Федорович Трепов (1862-1928)
В 1915 году Трепов стал главой Министерства путей сообщения. При нем строилась Мурманская железная дорога, на широкую колею была переведена ветка Вологда-Архангельск. Трепов учредил Управление шоссейных дорог в составе министерства. Пытался бороться с влиянием Распутина, добиться отставки министра внутренних дел А. Протопопова. Сам был отправлен в отставку 27 декабря 1916 года. После Октябрьской революции эмигрировал, стал одним из лидеров белого движения. Умер в Ницце.
Николай Дмитриевич Голицын (1850-1925)
С 1871 года занимал различные должности в Министерстве внутренних дел. С 1914 года - действительный тайный советник. В 1915-м Голицын был назначен председателем Комитета по оказанию помощи русским военнопленным, которому покровительствовала императрица. По ее требованию 27 декабря 1916 года Голицын был назначен председателем Совета министров. Он также пытался добиться отставки Протопопова, зато был против роспуска Государственной думы.
Во время Февральской революции Голицын был арестован вместе с другими министрами, давал показания Чрезвычайной следственной комиссии Временного правительства. После этих событий он остался в России, но перестал заниматься политической деятельностью, работая сапожником и охранником общественных огородов. В начале 1920-х Голицына трижды арестовывали по подозрению в контрреволюционной деятельности, на третий раз по постановлению Объединенного государственного политического управления (ОГПУ) он был расстрелян.
19 октября (1 ноября) 1905 г. согласно указу Николая II «О мерах к укреплению единства в деятельности министерств и главных управлений» была возобновлена деятельность Совета министров. Все министерства и главные управления объявлялись частями единого государственного управления.
Создание Совета министров в 1857-1861гг. не привело к появлению органа управления, способного устранить разрозненность и несогласованность в действиях министров и обеспечить хотя бы относительное единство деятельности центральных правительственных учреждений. Поскольку вся власть сосредоточивалась в руках императора, дела решались в основном посредством представления на высочайшее усмотрение всеподданнейших докладов, объективно несовместимых с принципом коллегиальности в управлении.
В 1905 г., в связи с образованием Государственной думы, Совет министров был преобразован. На преобразованный Совет возлагалось «направление и объединение действий главных начальников ведомств по предметам, как законодательства, так и высшего государственного управления».
В состав Совета входили министры внутренних дел, финансов, юстиции, торговли и промышленности, путей сообщения, народного просвещения, военный, морской, императорского двора и уделов, иностранных дел, главноуправляющий землеустройством и земледелием, государственный контролёр и обер-прокурор Синода. Главы других ведомств участвовали в заседаниях Совета только при рассмотрении дел, непосредственно касавшихся компетенции их ведомств. Председателем Совета министров был не сам император, как это было ранее, а назначавшееся им лицо из числа министров.
Председателями Совета министров с 1905 по 1917 гг. были: С.Ю.Витте (1905-1906); И.Л.Горемыкин (апрель-июль 1906); П.А.Столыпин (1906-1911); В.Н.Коковцов (1911-1914); И. Л. Горемыкин (1914-1916); Б. В. Штюрмер (январь-ноябрь 1916); А. Ф. Трепов (ноябрь-декабрь 1916); Н. Д. Голицын (1916-1917).
Делопроизводство Совета министров велось его постоянной канцелярией (в XIX в. делопроизводство Совета министров вела канцелярия Комитета министров) во главе с управляющим делами Совета. Заседания Совета стали проводиться регулярно, несколько раз в неделю и фиксировались в специальных журналах.
К кругу ведения Совета министров относились: направление законодательных работ и предварительное рассмотрение предположений министерств, ведомств, особых совещаний, комитетов и комиссий по законодательным вопросам, вносившимся в Государственную думу и Государственный совет ; обсуждение предложений министров по общему министерскому устройству и о замещении главных должностей высшего и местного управления; рассмотрение по особым повелениям императора дел государственной обороны и внешней политики, а также дел по Министерству Императорского Двора и уделов . Помимо этого, Совет министров обладал значительными правами в области государственного бюджета и кредита.
Никакая, имеющая общее значение, мера управления не могла быть принята главами ведомств помимо Совета министров, однако из ведения Совета фактически были изъяты дела государственной обороны и внешней политики, а также дела Министерства Императорского Двора и уделов - они вносились на рассмотрение Совета министров лишь по особым повелениям императора или главами этих ведомств. Вне компетенции Совета министров также находилась ревизионная деятельность Государственного контроля, Собственная е. и. в. канцелярия и Собственная е. и. в. канцелярия по учреждениям имп. Марии.
В связи с упразднением Комитета министров в 1906 г., к Совету министров перешло большинство оставшихся за Комитетом функций (введение, продление и прекращение положений об усиленной и чрезвычайной охране, назначение местностей для водворения ссыльных, усиление личного состава жандармерии, полиции, надзор за городским и земским самоуправлением, учреждение компаний и др.). Позднее, в 1909 г., для рассмотрения этих «комитетских дел» был образован так называемый Малый Совет министров.
Совет министров прекратил свою деятельность 27 февраля (12 марта) 1917 г. в ходе Февральской революции . Функции Совета министров как высшего органа государственного управления перешли к образованному 2 (15) марта 1917 г. Временному правительству.
Лит.: Витте С. Ю. Воспоминания. Т. 2-3, М., 1960; Высшие и центральные государственные учреждения России. 1801-1917 гг. Т. 1. СПб., 1998; Ерошкин Н. П. История государственных учреждений дореволюционной России. М., 1968; Законодательные акты переходного времени... . СПб., 1909; Макаров С. В. Особое Совещание 17 января 1905 г. (К проблеме объединения министерского управления в Российской империи) // Правоведение. 1993. № 3; Макаров С. В. Преобразование Совета министров Российской империи в 1905 г.: Государственно-правовые проблемы // Правоведение. 1996. № 1; Совет министров // Большая советская энциклопедия. Т. 24. Кн. 1. М., 1977.
См. также в Президентской библиотеке:
Об упразднении Комитета министров, передаче его функций в ведение Совета министров и установлении порядка ведения дел по Канцелярии Совета министров за период с 10 октября 1905 года по 7 января 1917 года. РГИА. Ф. 1276. Оп. 1. Д. 29 ;
Полное собрание законов Российской империи: Собрание 3-е. СПб., 1908. Т. 25. № 26820. С. 759 .
ЗАБЫТЫЕ ИМЕНА
Летию со дня кончины посвящается
Верный слуга Государя
История написания этой статьи о выдающемся государственном деятеле России времен царствования, мною горячо любимого Святого Государя Императора Николая II, началась удивительным образом.
В июле 1999 года меня пригласили посетить квартиру в историческом центре Петербурга, на Стремянной улице, которая, как мне сказали, принадлежала Министру, служившему верой и правдой своему Императору.
Когда я оказался внутри этих прекрасно отреставрированных апартаментов, меня буквально окутала необыкновенная радость. Восторг! Ощущение неописуемого Царского величия и благодати - таковы были мои ощущения. Но самое главное - я увидел и одновременно почувствовал присутствие здесь в этих покоях Святого страдальца Царя Мученика Николая. Он смотрел на меня, в мое сердце и говорил: "Здесь жил и служил Мне верный слуга"…
Все мое тело наполнилось некой радостью и умилением. На какой то миг в почти пустых покоях предстали вещи, книги, ковры и утварь, как они были во время пребывания здесь владельца, но главное - портреты Государя Императора Александра III и его сына Святого Царя Николая Александровича (1868 – 1918 гг .). В огромном зале, где я увидел светлый образ Святого Царя Мученика, незримо предстал его портрет. Его Императорское Величество Николай II Александрович предстал в полный рост, в парадной, белого цвета военной форме.
И снова прокатилось по залам, в самом сердце и моем теле: "Он любил Меня и был предан Мне " .И в миг все исчезло!
Несколько дней я оставался под сильным впечатлением от увиденного.
Некоторое время я не знал, кому именно принадлежала эта квартира. А ведь Государь только упомянул о нем. О владельце, как бы предвидя мои вопросы, сомнения, и искушения – кто же он, этот верный слуга Государя. Враг тотчас искусил меня – в первый день, в ответ на мой вопрос я услышал от смотрителя апартаментов: «Она кажется, Витте принадлежала». От этого имени мне стало нехорошо.
Но, днем позже, истинная владелица апартаментов, православная образованная женщина, к тому же супруга одного из высших чиновников «Лукойла» ответила определенно и твердо: "Нет, нет, что Вы. Она принадлежала не Витте, а Коковцову. Министру финансов". Увы! Я впервые слышал эту фамилию.
Женщина продолжала и тотчас попросила: "Найдите что-нибудь о нем. И напишите мне кратко, указав источники". Не колеблясь и помня об образе и словах Государя, я дал свое согласие. Но и тогда я еще не осознал, что образ Святого Царя Мученика Николая как бы указывал мне о том же – узнай, вникни и напиши о нем.
На этом удивительные события не закончились. Позднее, я узнал от доверенных лиц удивительные обстоятельства, связанные с этими апартаментами и их владельцем, который пытался их продать. Но безуспешно. И не потому лишь, что запросил за то высокую цену. Просто как будто кто-то не отпускал, не отдавал эти стены в руки нечестивых и непорядочных господ. Кто только не переступал порог этих апартаментов - и богатые евреи, и небедные мусульмане, и отягощенные долларами язычники, респектабельные иностранцы и т. п. Все они были здесь не один раз, но... Как будто сам Святой Государь не позволял им стать новыми хозяевами. Все эти обстоятельства подвигли меня заняться розыском материалов о владельце необычного, необыкновенно красивого, элегантного и, по своему, величественного жилища.
Прошло несколько лет, но до сих пор я с восхищением вспоминаю свой единственный визит в квартиру Владимира Николаевича Коковцова. Именно так звали этого человека. Эта история в который раз убедила меня в Святости Государя Мученика Николая II Александровича и в том, что он и теперь хозяин земли Русской, пекущийся о своих подданных.
Посвящаю этот материал своему трагически погибшему брату во Христе Александру Калоеву, приведшему меня в эти апартаменты, и позволившему соприкоснуться с чудесным изъявлением воли Божией.
Владимир Николаевич
Коковцов
IV.1853 – 16 (29).I.1943 гг.)
Председатель Совета Министров Российской Империи
И сторический портрет личности, безусловно, требует погружения в эпоху, в которой жил и творил на благо Отечества каждый верноподданный Российской Империи. Человек, о котором пойдет речь сегодня, не только верой и правдой служил своему Отечеству, но, по воле Божией, в трагические и судьбоносные моменты ее истории, оказывался в центре событий.
Я глубоко убежден – моим современникам будет полезно узнать о неповторимой истории служения Престолу и Отечеству этого государственного деятеля. Ведь он благополучно созидал в один из самых значительных периодов Русской истории – в эпоху Царствования Святого Государя Императора Николая II (1894-1917 гг .) Александровича. Герой моего повествования был другом Святого Государя, и лично принимал участие во встречах и беседах с членами Святой Царской Семьи.
Жизнь Владимира Николаевича Коковцова почти неизвестна русскому читателю. А между тем, в ней много сторон, которые могли быть примером для подражания. Редкий человек, а тем более политик или чиновник признается в своих заблуждениях и ошибках. Он – признался. И даже более того - раскаялся. В.Н.Коковцов всегда имел на все происходящее свое мнение, свой взгляд. Многие из них и теперь, как никогда, современны и точны, а потому полезны…
Владимир Николаевич Коковцов происходил из старинного дворянского рода, которому принадлежало родовое имение Горна-Покровское в Боровичском уезде Новгородской губернии, пожалованное его предку Царем Алексеем Михайловичем. Дед Владимира Николаевича был Ярославским совестным судьей. Родился будущий Председатель Правительства Российской Империи в Великом Новгороде в семье чиновника. Образование получил во 2-й Петербургской гимназии и Императорском Александровском лицее, который окончил в декабре 1872 году с золотой медалью и чином титулярного советника. Внезапная смерть отца помешала ему посвятить себя научной карьере, и он всецело предался государственной службе, в то время как до несчастья уже подал документы на юридический факультет Петербургского университета. Так, промыслом Божиим, как бы пресеклась юридическая династия рода Коковцовых и началась новая, в которой В.Н.Коковцов достиг высшей ступени государственной иерархии, не запятнав себя изменой и клеветой в адрес Святого Государя Мученика и России.
I. Начало служения
44 года жизни отдал Владимир Николаевич государственной службе Российской Империи.
Он начал служить в 1873 – 1879 гг. на штатной должности в Департаменте Министерства юстиции, где занимал должности младшего, старшего помощника столоначальника, столоначальника статистического, а затем уголовного отделений. В 1878 году командирован за границу для изучения постановки тюремного дела. По возвращении в Санкт-Петербург, в 1879 г. переведен на службу в Министерство внутренних дел и назначен инспектором 5-го класса. В 1882 г. он назначен помощником начальника Главного тюремного управления Министерства внутренних дел и на этой должности участвовал в подготовке «Уставов о ссыльных содержащихся под стражей ».
В августе 1888 г. в возрасте 35 лет Владимир Николаевич произведен в действительный статские советники. С 1890 г. он уже помощник статс-секретаря Государственного совета и председатель Хозяйственного комитета Государственной канцелярии. В том же году Государем Императором Александром III Миротворцем он пожалован орденом Святого Станислава 1-й степени. В 1891-1892 гг. – исполняющий должность статс-секретаря, а в 1892-1895 гг. – статс-секретарь Департамента государственной экономии Государственного совета, где он подробно изучил вопросы бюджета и государственного хозяйства. В том же 1895 году он пожалован Святым Государем Императором Николаем II Александровичем одной из высшей государственной наградой России орденом Святой Анны 1-й степени.
В декабре 1895 – марте 1896 гг. Владимир Николаевич становится товарищем Государственного секретаря, а в 1896 и до начала нового века (1902 г.) занимает должность товарища Министра финансов при С.Ю.Витте. В этот период времени он руководит казначейской частью. При его активном участии разработано и проведено знаменитое преобразование питейной системы в России, при котором государство после столетнего перерыва взяло под контроль производство спиртных напитков что, тем самым, существенно пополнило казну государства.
В мае 1896 года, после Коронационных торжеств Владимир Николаевич Коковцов, наряду с другими выдающимися государственными деятелями России был пожалован Святым Государем Императором Николаем II Александровичем чином тайного советника. В нем он прослужил 9 лет. Три года спустя в 1899 году последовало Высочайшее пожалование орденом Святого Владимира 2-й степени. Так завершился в его жизни XIX век.
В мае 1900 года на 48-м году жизни Владимир Николаевич назначается сенатором, а в 1902-1904 гг. он уже занимает одну из высших ступеней в государстве – должность Государственного секретаря Российской Империи. Пройдет еще год и в январе 1905 года в разгар Русско-японской войны и организованной врагами внутренней смуты Владимир Николаевич будет назначен статс-секретарем Его Императорского Величества.
О восхождении В.Н.Коковцова по служебной лестнице сдержанно, ревностно и как всегда саркастично и предвзято повествует в своих мемуарах его учитель и наставник - масон, Министр финансов, граф Сергей Юльевич Витте (1849 - 1915 гг. ).
Из его воспоминаний мы узнаем некоторые подробности о восхождении В.Н.Коковцова:
"Сперва он служил в тюремном управлении, а потом в Государственной канцелярии и дошел до поста Статс-секретаря департамента экономии. Министр финансов имел всегда больше всего дело с этим департаментом. Когда открылся пост одного из товарищей (заместителей – здесь и далее прим. А.Р.) Министра финансов, то Председатель департамента Сельский (Д.М. - граф, статс-секретарь, Председатель Государственного Совета в 1905 - 1906 гг. ) и другие члены просили меня взять на это место Коковцова, так как им будет удобнее всего иметь дело с ним. Я его взял, и он служил у меня лет шесть (1896 - 1902 гг.)... я сделал Коковцова моим товарищем... покуда не был, не без моего сильного содействия, назначен Государственным Секретарем, я рекомендовал его Государю (Святой Царь Мученик Николай II (1894 – 1917 гг. )) на эту должность"... (С.Ю.Витте, "Избранные воспоминания", 233, 462 стр . ).
Надо сказать о том, что обстоятельства последних назначений были трагичными.
II. Трагическое возвышение
2 апреля 1902 года в Великий пост, в день памяти Святых мучеников в обители Святого Саввы убиенных (796 г.) в здании Мариинского Дворца, где располагался Государственный Совет, был сражен пулей эсера, социалиста-революционера С.Балмашева 49-летний Министр внутренних дел, егермейстер (в 1899-1902 гг.) Дмитрий Сергеевич Сипягин. Эта трагедия, всколыхнувшая все русское общество, повлекла за собою множественные изменения в составе Правительства Российской Империи.
Святой Государь Император Николай II Александрович не колеблясь назначает на место убиенного Министра нового слугу Престола. Его должность занимает 55-летний Вячеслав Константинович фон Плеве (1846 - 1904 гг .).
На оставленный им пост Государственного секретаря претендует несколько достойных и опытных мужей Отечества, однако, по настоянию младшего сына Государя Императора Николая I Подвиголюбивого (1825 - 1855 гг. ), Великого Князя, генерал–фельдмаршала Михаила Николаевича (1832 - 1909 гг .) Государственным секретарем Империи назначается Владимир Николаевич Коковцов.
Граф С.Ю.Витте об этом пишет весьма сдержано:
"Замечательно, что Председатель Государственного Совета - Великий Князь Михаил Николаевич, желавший, чтобы Государственным Секретарем после Плеве был назначен Коковцов, не решался сам просить о том Государя, а потому, обратился ко мне с просьбой, чтобы я рекомендовал Государю назначить Коковцова Государственным Секретарем. Я исполнил желание великого князя, и рекомендовал Императору Николаю II назначить Коковцова Государственным Секретарем, за что Великий Князь меня очень благодарил…" («Избранные воспоминания», 233 стр .). И продолжает далее:
"Когда он был у меня товарищем, то касался только дел бюджетных и налоговых и не имел никакого отношения к делам банковым и вообще кредитным, каковыми делами занимался мой другой товарищ, Романов (П.М. - в 1897 - 1905 гг. товарищ Министра финансов – прим. А. Р.). Содействовал же я этому назначению, опасаясь, что последует гораздо худшее…" (463 стр .). Опасениям Витте не суждено было сбыться – Коковцов справился в столь трудный момент истории с возложенными на него Богом и Государем обязанностями. Впрочем, он поступал так всегда.
III. По воле Божией
О ставаясь на высоких должностях, В.Н.Коковцов принимает самое деятельное участие в разрешении острейшего в начале XX века в России "крестьянского кризиса ".
12 ноября 1901 года Высочайшим Указом было объявлено об учреждении обширной Комиссии, на которую возлагались особые полномочия. Суть же выражалась словами Высочайшего Указа:
"Для всестороннего обсуждения вопроса об экономическом упадке центра, в связи с условиями хозяйственной жизни других частей Империи…".
Председателем этой Комиссии, как пишет выдающийся историк и летописец С.С.Ольденбург в своем непревзойденном труде "Истории Царствования Императора Николая II" , был назначен товарищ Министра финансов В.Н.Коковцов.
К участию в ней были приглашены представители ведомств, специалисты-теоретики и земские деятели из числа сельских хозяев. Комиссия, - "…целью которой было всестороннее обследование сельскохозяйственной проблемы, не могла дать быстрого ответа на поставленные вопросы; она занялась собиранием обширного материала: и только через два года - в октябре 1903 года - собралась на пленарную сессию для подведения итогов своих работ…" (С.С.Ольденбург, стр. 174-175 ).
С 10 по 24 октября 1903 года под Председательством В.Н.Коковцова Комиссия завершила свою работу, высказав несколько "безобидных" пожеланий: о финансовой помощи земствам, о кустарной промышленности, об упорядочении переселенческого дела, о сокращении выкупных платежей. Все рекомендации Комиссии Коковцова, по воле Божией, в силу обстоятельств и под давлением революционных, смутных событий, были исполнены. Таким образом, последующее вскоре назначение Владимира Николаевича Государственным секретарем Российской Империи не было случайным.
Даже враги признавали за ним талант руководителя, чувствующего пульс своего времени. По мнению графа Витте, В.Н.Коковцов, - "...один из самых выдающихся финансистов в банковской сфере,… который, вследствие своей натуры, легче плавает по различным течениям…», - и является, - "…лицом более характерным…" (С.Ю.Витте, «Воспоминания», 233, 413 стр .). Многие его современники также считали Коковцова наиболее достойным претендентом на должность Министра финансов Российской Империи.
Господу было угодно возложить на него тяжкое бремя ответственности в самый трагический для Российской Империи момент.
IV. Назначение в дни войны
27 января 1904 года внезапным нападением на Русскую эскадру, стоявшую на внешнем рейде Порт-Артура, началась война с Японией:
"Известие о начале войны поразило, всколыхнуло Россию... всюду почувствовали: на Россию напали... В первый период войны это настроение преобладало: на Россию напали и надо дать отпор врагу"… (С.С.Ольденбург, 230 стр. ).
В первые же дни войны Святой Государь Император Николай II назначает Коковцова Министром финансов со словами :
"Помните, Владимир Николаевич, двери этого кабинета всегда открыты для Вас, в любое время, когда Вы захотите прийти"…
Святая Императрица Александра Федоровна (1872-1918 гг .) также была хорошо расположена к Коковцову. Уже после назначения, в ходе их первой беседы, она сказала:
"Я желала увидеть Вас, чтобы сказать, что как Царь, так и Я, просим Вас всегда быть полностью искренними с Нами и говорить Нам правду, не колеблясь, как бы она не была неприятна для Нас . Верьте Мне, что, несмотря на это, Мы отблагодарим Вас за нее со временем…» (Р.Мэсси, "Николай и Александра", 202-203 стр. ).
Преданный Государю и Отечеству Министр оказанное ему высокое монаршее доверие полностью оправдал. Летописец Государя С.С.Ольденбург писал:
"Новый Министр финансов В.Н.Коковцов успешно выпускал внешние займы на французском и отчасти на германском рынке для покрытия военных расходов, не вводя новых налогов и сохраняя свободный размен банковских билетов на золото …" (249 стр .). Более того, в трудный период внешней агрессии и внутреннего бунта ему удалось разместить ряд внутренних займов. Высочайшее доверие Святой Царской Семьи решительно меняет всю его жизнь.
1-й периодСовет министров учреждался для «исключительного рассмотрения в Высочайшем присутствии Его величества» дел, требующих «общего соображения», т. е. относящихся к нескольким отраслям управления одновременно. В состав Совета министров входили министры и приравненные к ним главноуправляющие ведомств, председатель Государственного совета и председатель Комитета министров , а также по особому назначению императора другие высшие чиновники. Председателем Совета являлся сам император, который мог вносить на его рассмотрение любые вопросы. Все дела докладывали Совету министры по принадлежности, а делопроизводство возлагалось на управляющего делами Комитета министров; собственной канцелярии Совет министров не имел. При всех заседаниях Совета присутствовал государственный секретарь, для представления по законодательным вопросам сведений из дел государственного совета. Заседания Совета министров не были регулярными и назначались каждый раз императором. Рассмотрению в Совете подлежали: «виды и предположения к устройству и усовершенствованию разных частей, вверенных каждому Министерству и Главному управлению», «сведения о ходе работ по устройству и усовершенствованию...», первоначальные законодательные предположения с последующим внесением на рассмотрение Государственного совета; меры, требующие общего содействия разных ведомств, но не подлежащие рассмотрению в других высших государственных учреждениях; сведения о важнейших распоряжениях по каждому ведомству, требующих «общего соображения»; заключения комиссий, создаваемых императором для рассмотрения отчётов министерств и главных управлений. С 1863 г. число поступавших в Совет дел резко уменьшилось, он собирался всё реже, а после 11 (23) декабря 1882 г. заседания и вовсе прекратились. 2-й период19 октября (1 ноября) 1905 г. согласно указу Николая II «О мерах к укреплению единства в деятельности министерств и главных управлений» была возобновлена деятельность Совета министров. Все министерства и главные управления объявлялись частями единого государственного управления. Создание Совета министров в 1857-1861 гг. не привело к появлению органа управления, способного устранить разрозненность и несогласованность в действиях министров и обеспечить хотя бы относительное единство деятельности центральных правительственных учреждений. Поскольку вся власть сосредоточивалась в руках Императора, дела решались в основном посредством представления на высочайшее усмотрение всеподданнейших докладов, объективно несовместимых с принципом коллегиальности в управлении. В 1905 г., в связи с образованием Государственной думы , Совет министров был преобразован. На преобразованный Совет возлагалось «направление и объединение действий главных начальников ведомств по предметам, как законодательства, так и высшего государственного управления». В состав Совета входили министры внутренних дел, финансов, юстиции, торговли и промышленности, путей сообщения, народного просвещения, военный, морской, императорского двора и уделов, иностранных дел, главноуправляющий землеустройством и земледелием, государственный контролёр и обер-прокурор Синода. Главы других ведомств участвовали в заседаниях Совета только при рассмотрении дел, непосредственно касавшихся компетенции их ведомств. Председателем Совета министров был не сам император, как это было ранее, а назначавшееся им лицо из числа министров. Делопроизводство Совета министров велось его постоянной канцелярией (в XIX в. делопроизводство Совета министров вела канцелярия Комитета министров) во главе с управляющим делами Совета. Заседания Совета стали проводиться регулярно, несколько раз в неделю и фиксировались в специальных журналах. К кругу ведения Совета министров относились: направление законодательных работ и предварительное рассмотрение предположений министерств, ведомств, особых совещаний, комитетов и комиссий по законодательным вопросам, вносившимся в Государственную думу и Государственный совет; обсуждение предложений министров по общему министерскому устройству и о замещении главных должностей высшего и местного управления; рассмотрение по особым повелениям императора дел государственной обороны и внешней политики, а также дел по Министерству Императорского Двора и уделов. Помимо этого, Совет министров обладал значительными правами в области государственного бюджета и кредита. Никакая, имеющая общее значение, мера управления не могла быть принята главами ведомств помимо Совета министров, однако из ведения Совета фактически были изъяты дела государственной обороны и внешней политики, а также дела Министерства Императорского Двора и уделов - они вносились на рассмотрение Совета министров лишь по особым повелениям императора или главами этих ведомств. Вне компетенции Совета министров также находилась ревизионная деятельность Государственного контроля, Собственная е. и. в. канцелярия и Собственная е. и. в. канцелярия по учреждениям имп. Марии. В связи с упразднением Комитета министров в 1906 г., к Совету министров перешло большинство оставшихся за Комитетом функций (введение, продление и прекращение положений об усиленной и чрезвычайной охране, назначение местностей для водворения ссыльных, усиление личного состава жандармерии, полиции, надзор за городским и земским самоуправлением, учреждение компаний и др.). Позднее, в 1909 г., для рассмотрения этих «комитетских дел» был образован так называемый Малый Совет министров. Совет министров прекратил свою деятельность 27 февраля (12 марта) 1917 г. в ходе Февральской революции . Функции Совета министров как высшего органа государственного управления перешли к образованному 2 (15) марта 1917 г. Временному правительству . Стоит отметить что, вместе с отречением от престола император Николай II подписал указ о назначении Георгия Львова Председателем Совета Министров (2(15) марта 1917), но Временное правительство в своей декларации указало, что власть принимается от Временного комитета Государственной думы, оставив указ Николая без внимания. ПримечанияИсточники и литератураИсточники
Высшая школа, 1968. (3-е изд. - М., 1983; 5-е изд. - М.: РГГУ, 2008)
|